Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Многоуровневый подход к регионализации музыкального образования в сельской начальной школе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Проверка достоверности выдвинутой гипотезы и эффективности разработанного методического обеспечения была подтверждена опытно-экспериментальной работой. Ход и логика исследования позволили прийти к выводу, что один из интегративных критериев, по которому можно судить об эффективности многоуровневого подхода к регионализации содержания образования, является степень овладения учащимися основами… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Сельская школа как специфический тип учебных заведений
    • 1. Сельская школа на современном этапе развития образования
    • 2. Факторы, определяющие специфику сельской школы как г' регионального образовательного центра
  • Глава 2. Теоретические основы регионализации содержания образования в сельской школе
    • 1. Понятие регионализации содержания образования в педагогической литературе
    • 2. Основные составляющие регионализации содержания образования в сельской школе
    • 3. Многоуровневый подход к регионализации содержания образования в сельской начальной школе
  • Глава 3. Реализация многоуровневого подхода к регионализации музыкального образования в сельской начальной школе
    • 1. Основы ценностной ориентации сельских школьников на народную музыкальную культуру
    • 2. Элементы региональной музыкальной культуры в учебном процессе начальной школы
    • 3. Экспериментальная программа предмета «Введение в народную музыкальную культуру» для начальной школы как основа систематического знания региональной музыкальной культуры
    • 4. Постановка педагогического эксперимента и его основные результаты

Многоуровневый подход к регионализации музыкального образования в сельской начальной школе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Современные социально-экономические условия требуют кардинального изменения в функционировании сельской школы, в качественном обновлении ее содержания, более полно соответствующего реалиям жизни. Среди этих изменений особую значимость приобретают те, которые ориентируют образование на связь с жизнью, окружающим миром, способствуют успешной социализации школьника, обогащают его духовный мир, помогают более быстрому вхождению в профессиональную деятельность в условиях того региона, в котором функционирует школа. Регионализацию образования сельских школьников относят сегодня к первоочередным образовательным задачам, что нашло отражение в Федерально-региональной программе Министерства образования Российской федерации «Развитие системы образования на селе» [132].

Вопросы регионализации содержания образования затрагивались в трудах многих известных ученых-педагогов (Ю. В. Громыко, Д. А. Данилов, А. В. Даринский, М. И. Зайкин, А. Е. Кондратенков, Г. JI. Луканкин, Е. Г. Осовский, Г. И. Саранцев, В. Ф. Сахаров, В. 3. Юсупов и др.) [38, 41, 47, 49, 59, 60, 61, 130, 180], методистов (Т. К. Авдеева, И. А. Бажина, М. В. Жукова, Г. Г. Захаренко, Р. Н. Князева, Т. Н. Лукина, В. А. Петров, Г. В. Пичугина, Н. В. Шкарбан, В. С. Щербакова и др.) [2, 11, 64, 75, 115, 171, 174]. Так, в работах Л. Ф. Греханкиной, С. Г. Корниенко, Г. Ф. Суворовой, Л. А Тарасовой описаны некоторые подходы к включению регионального содержания в образовательный процесс [39, 80, 157, 161]. В частности, Г. Ф. Суворовой обозначены возможные пути изменения содержания базового образования в сельской школе: начиная с простого — иллюстраций основных теоретических положений специально отобранными фактами (примерами), ориентированными на сельскохозяйственные отрасли, до сложного — дополнения базовых программ специальными темами, которые представлены в виде модульных единиц, отражающих многообразие региональных условий (особенности социума, природного окружения, производства, национальную специфику и традиции и др.). Г. С. Корниенко, Л. А. Тарасовой выделены направления реализации регионального компонента: репродуктивное, исследовательское, творческое [80, 161]. Л. Ф. Греханкиной охарактеризованы модели включения регионального содержания в учебный процесс: полипредметная (базовая), полипредметная (повышенная) и монопредметная (интегративная) [39].

Аспекту регионализации музыкального образования посвящен ряд специальных исследований (М. И. Алдошина, Т. В. Еманова, М. А. Горинова, И. С. Кобозева, Л. М. Кошапова, Л. А. Тарасова и др.). В них вопросы содержательной регионализации образования затрагивались в контексте решения специфических образовательных проблем [4, 36, 54, 72, 76, 161]. Специальных исследований, посвященных регионализации музыкального образования в сельской школе, до настоящего времени не проводилось. Школьной практикой накоплен опыт проведения факультативов краеведческой направленности, организации различного рода мероприятий с учетом местных особенностей (художественной культуры, традиций, обрядов, общения с природой в рамках всевозможных праздников- «Праздник родной «реки» (озера), «Праздник поморского дерева», «В гостях у народного мастера» и др.).

Базисный учебный план, условно разделивший школьные предметы на два блока, федеральный и региональный, ознаменовал качественно новый подход к осуществлению регионализации образования, суть которого состоит в дополнении базовых предметов специальными курсами, содержащими региональный материал, отражающий специфику социального окружения образовательного учреждения. Данный подход, обладая определенными достоинствами, не решает всех проблем регионализации образования сельских школьников: ведь хорошо известно, что внешние (косметические) преобразования, не захватывающие существа самого явления, его первоосновы, малоэффективны. Преподавание предметов обоих блоков должно быть взаимосвязанным, взаимообогащающим друг друга. В эпоху, предшествующую появлению базисного учебного плана, регионализация образования школьников осуществлялась иначе, посредством ценностной ориентации учащихся на те или иные общественно значимые грани сельского социума непосредственно при изучении школьных дисциплин или в процессе внеурочной работы с детьми во всех ее различных проявлениях, а также посредством вкрапления регионально значимого материала в основное содержание предмета, что означало, по сути, региональную направленность преподавания этого предмета. Таким образом, возникла реальная необходимость в поиске путей органического синтеза этих подходов, их взаимного обогащения и взаимодополнения, что и определило актуальность темы исследования: «Многоуровневый подход к регионализации музыкального образования в сельской начальной школе». Цель исследования заключается в теоретическом обосновании многоуровневого подхода к регионализации содержания музыкального образования сельских школьников, допускающего возможность выбора педагогическими коллективами такого уровня ее практической реализации, который наиболее соответствует возможностям школы.

Объектом исследования является музыкальное образование в сельской начальной школе, а его предметом — пути, способы и средства регионализации его содержания.

Гипотеза исследования заключается в следующем: если выделить основные уровни регионализации содержания образования в сельской школе и разработать методическое обеспечение по их реализации в практике обучения музыке, то это создаст предпосылки для обоснованного выбора педагогическими коллективами уровней, наиболее соответствующих их возможностям, что положительно отразится на качестве образования школьников.

Цель, предмет и гипотеза исследования обусловили необходимость решения следующих основных задач:

1. На основе анализа педагогической и методической литературы уточнить понятие регионализации школьного образования.

2. Выявить основные составляющие регионализации содержания образования в сельской школе.

3. Теоретически обосновать иерархию уровней регионализации содержания образования в сельской школе.

4. Разработать комплекс мер по реализации многоуровневого подхода при регионализации музыкального образования в сельской начальной школе.

5. Экспериментально проверить эффективность многоуровневого подхода при регионализации содержания музыкального образования в условиях сельской начальной школы.

В процессе работы были использованы следующие методы: историко-сравнительный и причинно-следственный анализ философской, психолого-педагогической и искусствоведческой литературы по теме исследованияобобщение и анализ педагогического опытаанализ государственных и альтернативных программ для общеобразовательной школысбор данных (наблюдение, анкетирование, интервьюирование педагогов и детей, беседа) — обобщение собственного опыта работы в качестве преподавателя вуза и учителя музыкипедагогический эксперимент и методы прикладной математической статистики.

Методологической основой исследования явились: концептуальные положения отечественных педагогов об учете региональных особенностей в педагогическом процессе (В. И. Водовозов, П. Ф. Каптерев, В. Я. Стоюнин, В. А. Сухомлинский, К. Д. Ушинский и др.), теория содержания образования (Б. С. Гершунский, В. В. Краевский, В. С. Леднев, И. Я. Лернер, М. И. Мах-мутов, М. И. Скаткин и др.), концепция стандартизации образования (В. П. Беспалько, Б. С. Гершунский, А. П. Лейбович, В. С. Леднев и др.), эт-нопедагогическая концепция (Г. Н. Волков), концепция целостного педагогического процесса (Ю. К. Бабанский, В. В. Краевский), концепция деятель-ностного подхода в обучении (Б. Г. Ананьев, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, Н. А. Менчинская, С. Л. Рубинштейн, Н. Ф. Талызина, Д. Б. Эльконин), положение о социально-педагогической значимости народного музыкального искусства (Э. Е. Алексеев, Б. В. Астафьев, В. Е. Гусев, Д. Б. Кабалевский, Т. В. Попова, Т. В. Челышева, С. Т. Шацкий, В. Н. Шацкая и др.), труды по теории и методике музыкального образования (Э. Б. Абдуллин, Ю. Б. Алиев, JL Г. Арчажникова, О. А. Апраксина, Д. Б. Кабалевский, Г. П. Стулова и др.).

Базой опытно-экспериментальной работы явились сельские школы Нижегородской и Кировской областей.

Исследование проводилось поэтапно. На I этапе, подготовительном (сентябрь 1996 годаавгуст 1997 года), осуществлялось изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследованияподбор методов и методик, необходимых для проведения эмпирической части исследования, выявлялись критерии и показатели эффективности многоуровневого подхода. Параллельно этому велась разработка лекционного материала для слушателей курсов в системе повышения квалификации (Нижегородский институт развития образования) и методических рекомендаций по подготовке и проведению занятий с учащимися в соответствии с многоуровневым подходом к регионализации содержания музыкального образования. На.

II этапе, формирующем (сентябрь 1997 года — май 2001 года), проводилось обучение учителей и происходила апробация экспериментальной методики регионализации содержания музыкального образования, в ходе которой корректировалось основное содержание, его дозировка, способы ее реализации в учебных программахпроводились диагностические срезы, в результате которых школы были распределены по уровням регионализации музыкального образования и окончательно определены экспериментальные площадки. На.

III этапе, контрольном (май 2001 года — по настоящее время), главной задачей явилась фиксация и математическая обработка итоговых результатов экспериментального обучения, что позволило подтвердить справедливость теоретических выводов и эффективность разработанного комплекса мер по регионализации музыкального образования.

Научная новизна исследования заключается в том, что впервые разработан подход к регионализации содержания музыкального образования сельских школьников, допускающий возможность постепенного восхождения по ступеням ее практической реализации (с более низких до высших уровней).

Теоретическая значимость проведенного исследования определяется тем, что:

— выявлены группы факторов, определяющие специфику сельской школы, как регионального образовательного центра;

— выделены основные составляющие регионализации содержания образования сельских школьников;

— теоретически обоснованы основные уровни содержательной регионализации образования в сельской школе;

— сформулированы принципы содержательной регионализации музыкального образования младших школьников, соответствующие основным уровням разрабатываемого подхода.

Практическая ценность результатов исследования состоит в том, что разработанный комплекс мер по регионализации музыкального образования учащихся сельской начальной школы на основе многоуровневого подхода может быть использован в реальном педагогическом процессе. Разработанная программа по музыке «Введение в народную музыкальную культуру» для начальной школы внедрена в учебный процесс школ Нижегородской области и включена в региональную программу эстетического развития школьников. Теоретические выводы и практические материалы исследования могут служить основой для проведения спецкурсов и спецсеминаров (по этно-педагогике, музыкальному фольклору) — написания курсовых и выпускных квалификационных работ студентами педвузовпри создании программ по музыке для других регионов.

Достоверность и обоснованность результатов исследования и сделанных на их основе выводов обеспечивается исходными теоретическими и методологическими позициями, комплексом методов исследования, адекватных его целям, задачам и логикеа также результатами проведенного экспериментом. На защиту выносятся следующие положения: природосообразной, этнокультурной. Оправдан подход, позволяющий школьным коллективам выбирать уровень содержательной регионализации, соответствующий своим возможностям, и обеспечивать переход на более высокие уровни по мере создания реальных предпосылок (социальных, финансовых, кадровых, методических и т. д.).

2. Многоуровневый подход к содержательной регионализации образования предполагает выделение следующих основных уровней: уровень ценностной ориентации школьников на содержание региональной составляющей образования и общего ознакомления с его особенностями в процессе обучения и во внеурочной работеуровень эмпирического (несистематического) знания основ содержания региональной составляющей образования и элементарных навыков практической деятельностиуровень систематического знания отдельных областей основ региональной составляющей образования и совокупности практических умений и навыков, соответствующих имуровень интегрированного знания основ региональной составляющей и комплекса соответствующих практических умений и навыков.

3. Уровни содержательной регионализации музыкального образования в сельской начальной школе определяются: основными направлениями ценностной ориентации на народную музыкальную культуру (просветитель-еко-ознакомительным, поисково-собирательским, исполнительско-репродуктивным, креативно-созидательным) — способами вкрапления элементов региональной музыкальной культуры в содержание основных предметов, учитывающих специфику природной и бытовой среды, исторические обстоятельства каждого из элементов детского музыкального фольклораособенностями художественно-образных составляющих фольклорного произведения (музыка, слово, мимика, движение).

На защиту выносится также экспериментальная программа по музыке «Введение в народную музыкальную культуру» для начальной школы.

Апробация основных положений и результатов настоящего исследования проводилась в форме докладов на Международных, Всероссийских и.

Апробация основных положений и результатов настоящего исследования проводилась в форме докладов на Международных, Всероссийских и межрегиональных научно-практических конференциях в Ярославле (2001 г.) — Кирове (2000 г.) — Арзамасе (1995 г., 1997 г., 2000 г.) — Шуе (1997 г.). Результаты исследований регулярно обсуждались на заседаниях кафедры педагогики начального образования Арзамасского государственного педагогического института, аспирантских семинарах, заседаниях лаборатории дидактики сельской школы.

Апробация результатов исследования осуществлялась также посредством публикации в педагогической печати: основное содержание диссертации отражено в 15 публикациях, из которых научных статей — 8 (в том числе в журналах «Сельская школа», «Начальная школа», «Школа радости»), тезисов научных докладов — 3, учебно-методических пособий — 4- лекций, семинарских и практических занятий в системе повышения квалификации работников образования (НИРО) — прохождения экспертизы в областном экспертном совете с целью получения сертификата на авторскую программу «Введение в народную музыкальную культуру» для начальной школы (1996 год) — экспонирования комплекта методической литературы «Экспериментальная программа «Введение в народную музыкальную культуру» и «Сборника сценариев уроков-праздников к программе «Введение в народную музыкальную культуру» на выставках в Москве (Всероссийский выставочный центр, 1997 г.- культурно-выставочный центр «Сокольники», 2000 г.).

Внедрение результатов диссертационного исследования осуществлялось в ходе экспериментальной проверки разработанного многоуровневого подхода к регионализации содержания музыкального образования на базе сельских школ Нижегородской и Кировской областей.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка (181 наименование) и приложений. Общий объем текста 220 страниц.

Выводы по главе III. В ценностной ориентации сельских школьников на народную музыкальную культуру, отвечающей первому уровню регионализации музыкального образования, целесообразно, на наш взгляд, выделить следующие направления: просветительско-ознакомительное, поисково-собирательское, исполнительско-репродуктивное, креативно-созидательное. Просвети-тельско-ознакомительным направлением характеризуются всевозможные виды деятельности, связанные с ознакомлением учащихся с основами народной музыкальной культуры, которые могут реализовываться через: беседыслушание — восприятие музыки как звучащий фон при другой деятельностивстречи с исполнителями народных песен, игре на народных инструментахэкскурсиинаглядно-агитационную работуколлективные просмотры телевизионных и радиопередач. Поисково-собирательское направление охватывает всевозможные виды деятельности, связанные с собиранием текстов музыкального фольклора с использованием средств массовой информациис общением с носителями традиционной народной культурыс постижением музыкального фольклорного наследия с использованием учебников, детской литературы, нотных сборников. Исполнительско-репродуктивное направление охватывает всевозможные виды деятельности по приобщению школьников к использованию образцов музыкального фольклора, которые могут быть реализованы посредством: развития разнообразных форм художественной самодеятельностивовлечения детей в музыкальные кружки (студии). Креативно-созидательное направление предполагает приобщение детей к творческой деятельности. В качестве детской творческой продукции могут служить: сказкипесниимпровизации (вокальные и инструментальные, ритмические и мелодические) — танцевальные и танцевально-пластические композиции. Данные направления задействуются комплексно на этапе ценностной ориентации сельских школьников на народную музыкальную культуру. Преобладание того или иного направления зависит от первоначально имеющихся у школьников знаний, умений и навыков об элементах народной музыкальной культуры.

2. Включение (вкрапление) элементов региональной музыкальной культуры в содержание учебной деятельности по предметам начальной школы, отвечающее второму уровню регионализации музыкального образования, целесообразно осуществлять в единстве целого с учетом специфики природной и бытовой среды, исторических обстоятельств того или иного элемента детского музыкального фольклора, а также особенностей художественно-образных элементов фольклорного произведения (музыка, слово, мимика, движение).

3. При построении учебной программы предмета, дающего систематические знания основ региональной музыкальной культуры (третий уровень), необходимо учитывать ряд факторов. Сельскохозяйственный фактор — определяет подбор таких фольклорных произведений, которые отражают своеобразие хозяйственной (трудовой) практики и быта сельского населения в том или ином регионе. Учет природного фактора заставляет подбирать в содержание программы календарные песни, связанные с образами природы, природными явлениями, характерными для данной местности. Учет этнокультурного фактора предполагает отражение в школьной программе особенностей музыкальной культуры (певческих, инструментальных, хореографических традиций), характерных для этнических групп, проживающих в данной местности. Созданная авторская экспериментальная программа «Введение в народную музыкальную культуру» отвечает требованиям регионализации содержания образования сельских школьников и соответствует третьему уровню многоуровневого подхода. Программа создавалась на основе музыкальной культуры народов населяющих Арзамасский район и объединяют музыкальные, этнокультурные, хореографические, краеведческие, знания о регионе.

4. Проверка достоверности выдвинутой гипотезы и эффективности разработанного методического обеспечения была подтверждена опытно-экспериментальной работой. Ход и логика исследования позволили прийти к выводу, что один из интегративных критериев, по которому можно судить об эффективности многоуровневого подхода к регионализации содержания образования, является степень овладения учащимися основами региональной музыкальной культуры. Его показателями являются: моти-вационный критерий, показывающий меру мотивации к овладению основами региональной музыкальной культурыкогнитивный критерий, определяющий объем знаний учащихся элементов региональной музыкальной культурыдеятельностно-практический критерий, характеризующий степень активности учащихся в овладении основами региональной музыкальной культуры. Результаты экспериментальной работы свидетельствуют о качественных изменениях степени овладения учащимися основами региональной музыкальной культуры в экспериментальных классах в сторону увеличения процента соотношения младших школьников, имеющих высокий и средний уровень развития по всем трем критериям. Экспериментальная работа показала положительную динамику роста степени овладения учащимися основами региональной музыкальной культуры в результате реализации многоуровневого подхода.

Заключение

.

1. Специфика сельской школы как регионального образовательного центра характеризуется особыми факторами, отличающими современную сельскую школу от городской. Среди них целесообразно различать группы факторов: образовательно-региональныесоциокультурныеприродныесельскохозяйственные, организационно-педагогические.

2. В результате анализа педагогической и методической литературы уточнено понятие регионализации школьного образования. Под регионализацией содержания образования следует понимать использование этнографического, историко-культурного, духовно-религиозного, социально-производственного опыта жителей регионов в содержании образования, т. е. обогащение педагогического процесса данной спецификой и осуществление его с опорой на лучшие традиции воспитания в народе с учетом природно-климатических, производственно-бытовых, социально-психологических условий.

3. К основным составляющим регионализации содержания образования в сельской начальной школе целесообразно отнести: сельскохозяйственную (включающую в себя любовь к земле, знание истории хозяйственной и социальной жизни селаприобщение детей к различным видам труда и т. д.) — природосообразную (определяющую экологическую культуру землепользования, знания об окружающей среде, природезнания о полеводстве, растениеводствепрогностическую направленность данных знаний) — этнокультурную (включающую в себя все богатство народной культуры, уклад жизни крестьянства, приверженность народным традициям и т. д.). Эти составляющие и следует считать основными направлениями регионализации содержания образования в сельской начальной школе.

4. Наиболее полным и эффективным, отвечающим реальному состоянию современной сельской школы, подходом к регионализации содержания образования на селе следует считать подход, который предполагает уровне-вую (послойную) регионализацию образования по каждой из основных ее составляющих. Он позволяет выбирать школьным коллективам уровень содержательной регионализации, соответствующий своим возможностям и обеспечивать переход на более высокие уровни по мере создания реальных предпосылок (финансовых, кадровых, методических и т. д.). Этот подход предполагает выделение уровней: ценностной ориентации школьников на содержание региональной составляющей образования и общего ознакомления с его особенностями в процессе обучения и во внеурочной работеэмпирического (несистематического) знания основ содержания региональной составляющей образования и элементарных навыков практической деятельностисистематического знания отдельных областей основ региональной составляющей образования и совокупности практических умений и навыков, соответствующих иминтегрированного знания основ региональной составляющей и комплекса соответствующих практических умений и навыков.

В диссертационном исследовании представлен комплекс мер по реализации многоуровневого подхода при регионализации музыкального образования в сельской начальной школе, включающий: основные направления ценностной ориентации сельских школьников на народную музыкальную культуру (просветительско-ознакомительное, поисково-собирательское, исполнительско-репродуктивное, креативно-созидательное) — способы вкрапления элементов региональной музыкальной культуры в содержание основных предметов, изучаемых в начальной школе с учетом специфики природной и бытовой среды, исторических обстоятельств того или иного элемента детского музыкального фольклора, а также особенностей художественно-образных элементов фольклорного произведения (музыка, слово, мимика, движение) — экспериментальную программу по музыке «Введение в народную музыкальную культуру» для начальной школы.

6. Опытно-экспериментальная работа показала положительную динамику роста степени овладения учащимися экспериментальных классов основами региональной музыкальной культуры в результате реализации многоуровневого подхода, что подтвердило гипотезу исследования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Ф. С. О подготовке учителя начальных классов сельской малокомплектной школы //Начальная школа. 1994. № 6. С. 51 53.
  2. Т. К. Профессиональная ориентация учащихся на уроках математики в сельской малокомплектной школе. Орел: Изд-во ОГУ, 1999. 96 с.
  3. М. Воспитание на русском народном творчестве //Сельская школа. 1999. № 1. С. 15−24.
  4. М. И. Эстетическое воспитание сельских школьников средствами народного искусства (на материале музыкального и поэтического фольклора): Дисс.. канд. пед. наук. -М., 1997. 233 с.
  5. В. А. Русская народная песня в начальной школе: Научно-методическое пособие для средних и высших учебных заведений, учителей музыки и начальных классов. — Оса: Росстани-на-Каме, 1994. 78 с.
  6. Э. Фольклор в контексте современной культуры: Рассуждения о судьбах народной песни. -М.: Сов. Композитор, 1966. 237 с.
  7. Л. П., Иванова Г. Б. Есть такая школа. Опыт работы сельской школы //Нач. школа. 2000. № 3. С. 115−117.
  8. П. Р. Технология и современное образование //Педагогика. 1996. № 2. С. 11−14.
  9. П. Р., Бабкин Н. И. Система политехнической подготовки школьников: методологические и творческие аспекты //Актуальные вопросы политехнической подготовки школьников. М., 1990. С. 4−16.
  10. Л. С. Методы и приемы развития интереса к народной музыке у детей младшего школьного возраста //Муз. воспитание в школе. — М.: Музыка, 1979.-Вып. 14. С. 28−43.
  11. И. А. Регионализация обучения как условие формирования технологической культуры школьников: Дисс.. канд. пед. наук. Казань, 1997. 246 с.
  12. С. С., Шенталинская Т. С. Музыкальный фольклор и школа //Спутник учителя музыки /Сост. Т. В. Челышева. (Б-ка учителя музыки) М.: Просвещение, 1993. С. 126−230.
  13. Н. Ю., Глуздов В. А., Загрекова JL В. Регионализация образовательной системы (из опыта Нижегородской обл.) //Педагогика. 1999. № 2. С. 13−17.
  14. С. Я. Производственная педагогика. — М.: Педагогика, 1984. 688 с.
  15. В. Внеклассные занятия по слушанию музыки (III IV классы) //Музыкальное воспитание в школе. — М.: Музыка, 1961. — Вып. 1.С. 18−23.
  16. А. П. Перспективы развития профессиональной школы //Педагогика. 1994. № 4. С. 26−28.
  17. А. П. Региональная система профессионального образования //Педагогика. 1993. № 4. С. 68−72.
  18. В. Л., Десяткина М. В. Актуальная культура и культурная память //Социальная философия. Уфа: Изд-во БГПИ, 1997. С. 8−27.
  19. Л. М. Использование педагогического потенциала региональной среды русского Севера в формировании основ менталитета младшего подростка: Дисс.. канд. пед. наук. Архангельск, 1997. 149 с.
  20. П. П. Избранные пед. соч. М.: Педагогика, 1979.
  21. Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. 468 с.
  22. H. Детский музыкальный фольклор Нижегородской области в праздниках и обрядах: Опыт реконструкции. Нижний Новгород: Изд-во «РИО», 1993. 80 с.
  23. Т. А. Народное декоративно-прикладное искусство Башкортостана как региональный компонент воспитания дошкольников: Авто-реф. дис.. канд. пед. наук. -М., 1999. 22 с.
  24. А. М. Трудовые ценностные ориентации школьников //Школа и производство. 1991. № 7. С. 72−74.
  25. H. Н. Учебные экскурсии по химии: Книга для учителя. М.: Педагогика, 1989. 158 с.
  26. Вариативное образование на селе: актуальные проблемы организации, содержания и технологии обучения: Материалы Всероссийской научно-практической конференции /Под ред. М. И. Зайкина. — Арзамас: Изд-во АГПИ, 1997. 119 с.
  27. В. Сельский социум: негативные явления и потенциальные ресурсы //Директор школы. 2000. № 2. С. 27−33.
  28. Ворохова 3. Национально-региональный компонент: разработка и реализация //Народное образование. 2000. № 6. С. 67−71.
  29. М. И. Подготовка школьников к труду в условиях районного агропромышленного объединения: Автореф. дисс.. докт. пед. наук.— М., 1987.35 с.
  30. К. А. О человеке, его умственных способностях и его воспитании. М.: Учпедгиз, 1938. 482 с.
  31. Е. Расширение музыкального кругозора учащихся // Музыкальное воспитание в школе. — М.: Наука, 1964. Вып. 3. С. 7−12.
  32. О. Г. Педагогические условия организации интегрированного обучения в сельской малокомплектной школе: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Киров, 2000. 17 с.
  33. Э. В., Никитин Е. Ф. Проблема творчества и биосфера //Педагогика. 1998. № 2. С. 28−32.
  34. И., Данилов Д., Фридовский В. Принцип регионализации в образовательной системе //Якутия, вт. 15 февраля, 2000 г.
  35. А. Н. Развитие технического творчества учащихся сельских школ на уроках трудового обучения: Автореф. дисс.. канд. пед. наук.-М., 1988. 17 с.
  36. М. А. Народная песня как интегрирующее средство обучения учащихся сельской школы: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. — Белгород, 2001. 19 с.
  37. Е. Чтобы было интересно слушать музыку //Музыкальное воспитание в школе. М.: Музыка, 1966. Вып. 5. С. 13−21.
  38. С. В. Геополитика и просвещение нерусских народов Поволжья (60-е гг. XIX начало XX в.) //Под ред. проф. Е. Г. Осовского. — Саранск: МГПИ, 2000. 178 с.
  39. Греханкина J1. Ф. Региональный компонент содержания учебного предмета в системе непрерывного образования учителей географии: Дисс.. канд. пед. наук. М., 1995. 206 с.
  40. Н. Беседы о музыке на уроках пения // Музыкальное воспитание в школе. М.: Музыка, 1961. Вып. 1. С. 12−21.
  41. Ю. В., Давыдов В. В. Концепция экспериментальной работы в сфере образования //Педагогика. 1994. № 6. С. 31−36.
  42. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня (в описании их авторов и исследователей) /Под общей ред. Н. Л. Селивановой. — М.: Пед. общество России, 1998. 336 с.
  43. М. П. Сельская среда как педагогический фактор: Автореф. дис.. канд. пед. наук — M., 1994. 17 с.
  44. М. П. Сельская школа и социальная педагогика: Учеб. пособие. Минск: Изд-во «Амалфея», 2000. 450 с.
  45. В. Е. Эстетика фольклора. Л.: Просвещение, 1967. 158 с.
  46. В. В. Научное обеспечение образования в свете нового педагогического мышления //Новое педагогическое мышление. — М.: Педагогика, 1987. С. 64−89.
  47. Д. А. Проблемы регионализации образовательной системы в Республике Саха //Якутия, четв, 15 марта, 2000.
  48. В. С., Гилязова О. Г., Зайкин М. И. Технологические подходы к обучению учащихся в сельской школе. Киров: Изд-во ВГПУ, 2000. 144 с.
  49. А. В. Региональный компонент содержания образования //Педагогика. 1996. № 1. С. 18−20.
  50. Т. Н. Введение национально-регионального компонента в курс начальной школы (г. Мурманск, ср. ш. № 57) //Начальная школа. 1999. № 2. С. 18−21.
  51. А. П. Особенности взаимоотношений учителя с учениками в малокомплектной школе //Сов. Педагогика. 1990. № 4. С. 39−42.
  52. А. Избр. пед. соч. -М.: Учпедгиз, 1956. С. 136−203.
  53. В. А. Русская народная песня в музыкальном воспитании учащихся. -М.: Учпедгиз, 1956. 123 с.
  54. Т. В. Педагогические основы музыкального образования учащихся с учетом этнических особенностей региона: Дисс.. канд. пед. наук. Владикавказ, 1998. 178 с.
  55. Н. Изучение русской народной песни как средство эстетического воспитания младших школьников //Методы активизации эстетического воспитания в школе. Д.: Наука, 1968. С. 33−38.
  56. П. А., Величкина В. М. Учитель сельской школы: Учеб. пособ. по спецкурсу для студентов пед. институтов. — М.: Просвещение, 1985. 160 с.
  57. М. С. Региональные особенности традиционной художественной культуры Белгородчины в системе воспитательного процесса колледжа культуры и искусств: Дисс.. канд. пед. наук. — М., 1996. 225 с.
  58. JI. С. Тенишевы и русская школа //Педагогика. 1990. № 12. С. 106−112.
  59. М. И., Саранцев Г. И. Урок математики в малокомплектной школе: Кн. Для учителя. Саранск, 1992. 87 с.
  60. М. И. Обучение в малочисленных классах //Сов. Педагогика.1990. № 2. С. 56−72.
  61. М. И. Плюсы и минусы малой наполняемости классов в организации учебного процесса. — Н. Новгород: Волго-Вятское кн. изд-во, 1991. 182 с.
  62. М. И. Сельская малочисленная: уровень базовый и повышенный //Нар. Образование. 1997. № 9. С. 98−104.
  63. М. И. Феномены малокомплектных школ. — Горький: Волго-Вятское кн. изд-во, 1990. 143 с.
  64. Г. Г. Проведение экскурсий в промышленный плодово-ягодный сад //Школа и производство. 1994. № 1. С. 80−86.
  65. Ф. Р. Формирование интереса младших школьников к национальной культуре средствами эмоционального стимулирования. Дисс.. канд. пед. наук. Киров, 1999. 178 с.
  66. И. Проблема варианта в свете музыкальной технологии //Акт. проблемы современной фольклористики. — JL: Наука, 1980, С. 88— 107.
  67. А. Ф. Сельская школа: Из опыта работы Мятлевской средней школы Калужской обл. — М.: Педагогика, 1987. 125 с.
  68. П. В. Современное школьное краеведение //Сов. Педагогика. 1990. № 10. С. 27−30.
  69. Е. В. Особенности управления чувашской сельской средней малокомплектной школой как образовательной системой: Автореф. дис.. канд. пед. наук. — Чебоксары, 1998. 18 с.
  70. Р. Национально-региональный компонент обогащает содержание школьных курсов. //Народное образование. 1999. № 6. С. 53−56.
  71. М. Г. Ценностные ориентации школьников и их формирование в коллективе. Ленинград: Просвещение, 1989. 148 с.
  72. Л. М. Содержание, формы и методы использования национальной музыкальной культуры в общеобразовательной школе: Дисс.. канд. пед. наук. Уфа, 1999. 148 с.
  73. Кекеева 3. О. Проблема ориентации школьников на национальную культуру в системе образовательного комплекса //Начальная школа. 1999. № U.C. 57−59.
  74. В. А., Ломоносова А. И. Малокомплектная школа: специфика и опыт управления: Пособие для руководителей школ, инспекторов и методистов. — Калуга: Изд. центр «Гриф», 1998. 164 с.
  75. Р. Н. Комплексные экскурсии в малокомплектной школе (проф. ориентация учащихся на агропром. комплекс) //Биология в школе. 1993. № 7. С. 44−47.
  76. И. С. Национальная ориентация Российского музыкального образования: историко-педагогический анализ: Монография //Под ред. чл.-корр. РАО проф. Е. Г. Осовского. — Саранск: Изд-во Мордов. гос. пед. института, 2002. 184 с.
  77. М. С. Морфология искусств. М.: Наука, 1972. 4.1, 233 с.
  78. Я. А. Избр. пед. соч. т. 1. — М.: Педагогика, 1982. 655 с.
  79. В. В. Формирование нравственных ценностных ориентаций сельских подростков: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. — Ярославль, 2000. 20 с.
  80. С. Г. О регионализации образования //Специалист. 1999. № 12. С. 16−17.
  81. В. В. Содержание образования бег на месте //Педагогика. 2000. № 7. С. 3−12.
  82. Л. Л. Активизация творческой деятельности младших школьников при освоении музыкального фольклора: Дисс.. канд. пед. наук. М., 1989. 157 с.
  83. В. С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. 2-е изд., перераб. — М.: Высш. шк., 1991. 224 с.
  84. А. А. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Политиздат, 1975.304 с.
  85. М. В. О воспитании и образовании: (Сборник) /АПН СССР. — М.: Педагогика, 1991. 339 с.
  86. П. Н. Русская народная песня в эстетическом воспитании школьников //Музыкально-эстетическое воспитание в общеобразовательной школе. Свердловск, 1970. С. 1221.
  87. Н. П., Наумченко И. Л. Интеграция региональных систем образования: Из опыта работы Регионального учебного округа Мордовского университета. — Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1996. 116 с.
  88. Малокомплектная школа: содержание технологии образования, управление, развитие. /Сост., авт. реком. В. А. Кишеев. — Калуга, Изд-во Н. Бочкаревой, 1998. 88 с.
  89. Р. М. Теория и практика внедрения национально-регионального содержания в систему общего среднего образования: Дисс.. канд. пед. наук. Казань, 1998. 289 с.
  90. М. В. Мотивация младших школьников. М.: Педагогика, 1984. 144 с.
  91. А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. — М.: Педагогика, 1972. 208 с.
  92. М. И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. — М.: Знание, 1983.96 с.
  93. М. Н. Русский детский фольклор. М.: Просвещение, 1987. 268 с.
  94. Методическое обеспечение сельской школы: теория, практика, эксперимент: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. /Под ред. Ф. С. Авдеева. Орел: Изд-во ОГУ, 1999. 423 с.
  95. Народное образование в СССР: Общеобразовательный школьный сборник документов 1917—1973 гг. г. — М.: Педагогика, 1974. 559 с.
  96. Г. М. Фольклорная азбука: Учеб. пособие для начальной школы. М.: Изд. центр «Академия», 1996. 136 с.
  97. Национально-региональный компонент государственного стандарта общего образования. //Интеграция образования: научно-методический журнал Регионального учебного округа при МГУ им. Огарева. 1997. № 1 -2. С. 32−34.
  98. . М. Дидактика глазами художника //Педагогика. 1996. № 3. С. 19−24.
  99. М. Курс «Введение в народоведение» азбука народной культуры //Начальная школа. 2000. № 8. С. 112−119.
  100. Новое содержание образования и проблемы готовности сельской школы к его реализации: Материалы Всероссийской научно-практической конференции /Под ред. Ф. С. Авдеева. — Орел: Изд-во ОГУ, 1996. 430 с.
  101. Новые учебные предметы в сельской начальной школе. /Науч. ред. Г. Ф. Суворова. М.: АПО, 1995. 88 с.
  102. Новые ценности образования: культурные модели школ: Сб. статей /Ред. серии Н. Б. Крылова. -М.: Инноватор, 1995. Вып. 7. 248 с.
  103. Образовательная область «Искусство» в четырехлетней начальной школе: Письмо Минобразования РФ от 14.04.2000. № 581 //Начальная школа. 2000. № 8. С. 125−128.
  104. Организация внеклассной воспитательной работы в сельской малокомплектной школе: Межвузовский монографичесий сборник /Под. ред. А. Е. Кондратенкова. — Смоленск, 1991. 172 с.
  105. Особенности педагогического процесса в малокомплектной школе: Кн. для учителя: Из опыта работы /Под ред. П. Т. Фролова. — М.: Просвещение, 1991. 160 с.
  106. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. ./В. А. Сластенин, И. Ф., Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. — М., Школа-Пресс, 2000. 512 с.
  107. JI. М., Баранов П. А., Ермолаева JI. К., Махинько JI. Н. Опыт введения регионального компонента в содержание образования //Педагогика. 1998. № 4. С. 35 40.
  108. И. Г. Избр. пед. соч.: В 2 т. М.: Педагогика, 1992. 638 с.
  109. В. А. Преподавание математики в сельской школе: Кн. для учителя. -М.: Просвещение, 1986. 128 с.
  110. В. А. Математические задачи из сельскохозяйственной практики: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1980. 64 с.
  111. В. М. Региональные аспекты единой общеобразовательной политики //Педагогика. 1994. № 5. С. 30−34.
  112. Подготовка и работа учителя сельской школы: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. /Под ред. Л. В. Байбородовой, А. П. Чернявской. Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2001. 168 с.
  113. Подготовка учителя к работе в сельской школе: Сб. научных трудов /Отв. ред. А. Е. Кондратенков, Г. Ф. Суворова. — Смоленск, 1983. 162 с.
  114. М. М. Инновационные школы России: становление и развитие. -М.- Педагогика, 1996. 343 с.
  115. Проблемы технологии обучения в классах с малой наполняемостью сельских школ: Материалы научной межрегиональной конференции /Под. ред. М. И. Зайкина. — Арзамас: Изд-во АГПИ, 1995. 162 с.
  116. Пути совершенствования учебно-воспитательного процесса в сельской школе: Межвузовский сборник научных статей /Отв. ред. Т. С. Буторина. — Вологда, 1984. 126 с.
  117. Развитие региональной системы образования: опыт и перспектива. — Н. Новгород: Нижегород. гуманитар, центр, 1998. 254 с.
  118. Реформа образования и сельская школа: по материалам Всероссийской конференции /Под ред. Ф. С. Авдеева. -Орел: Изд-во ОГУ, 1998. 200 с.
  119. С. А. Социально-педагогические условия совершенствования образовательного процесса в сельской малочисленной школе (историко-педагогическое исследование): Дисс.. канд. пед. наук. Воронеж, 1997. 153 с.
  120. С. Есть школа — живет село, живет село — живет Россия //Народное образование. 1997. № 8. С. 135 139.
  121. Российская педагогическая энциклопедия: В 2-х тт. /Гл. ред. В. В. Давыдов. — М.- Большая Российская энциклопедия, 1993, 608 с. Т. 1. — А-М, 608 с, Т. 2. М-Я. С. 612. ¦— 1999.
  122. Руссо Ж-Ж. Эмиль, или о воспитании //Педагогическое наследие /Сост. В. М. Кларин, А. Н. Джуринский. М.: Педагогика, 1998. С. 197−297.
  123. Г. И. Методология методики обучения математике. — Саранск: Тип. Красный Октябрь, 2001. 144 с.
  124. В. Ф. Воспитание будущих земледельцев. — Киров: Волго-Вятское кн. изд-во, 1986. 128 с.
  125. В. Ф. Система профессиональной ориентации учащихся сельской школы: Дисс.. докт. пед. наук. -М., 1980. 452 с.
  126. Сборник научно-методических материалов. (Б-ка «Сельская школа России») — М.: «ВЛАДОС», 2000. 160 с.
  127. Сборник нормативных документов и методических материалов. (Б-ка «Сельская школа России») — М.: «ВЛАДОС», 2000. 192 с.
  128. Сборник программ для начальной и средней (полной) общеобразовательной школы. (Б-ка «Сельская школа России») — М.: «ВЛАДОС», 2000. 112 с.
  129. Сельская малокомплектная школа: опыт, проблемы, перспективы сохранения и развития: Материалы конференции. — Калуга, Изд-во Н. Бочкаревой, 1998. 212 с.
  130. Сельская школа как региональный образовательно-культурный центр: Материалы научно-практического семинара. /Под ред. М. И. Зайкина. — Арзамас: Изд-во АГПИ, 2000. 246 с.
  131. Сельская школа сегодня. Выпуск II. /Под общей ред. Н. В. Беспятных — Н. Новгород: Нижегород. Гуманитар. Центр, 1998. 111 с.
  132. Сем Ю. А. Национальная духовная культура и образование //Герценовские чтения 12−14 мая 1992 г.: Доклады и сообщения. С-Пб, 1994. С. 37−41.
  133. А. Проблемы вечные //Народное образование. 1995. № 1. С. 54 — 58.
  134. Совершенствование содержания и методов обучения в сельской школе: Сб. статей. /Под ред. С. Г. Пестрикова. — Арзамас: Изд-во АГПИ, 1999. 142 с.
  135. Советский энциклопедический словарь. — 4 изд. — М., 1989. 1627 с.
  136. Современные проблемы истории образования и педагогической науки: Монографический сб.: В 3 т. /Под ред. Р. И. Равкина. М., Педагогика, 1994.586 с.
  137. Н. А. Этнокультурные традиции воспитания в современной Алтайской национальной школе: Автореф. дис.. канд. пед. наук. — М., 1997. 18 с.
  138. В. В., Васильев С. К. Обновление содержания образования и духовное возрождение общества //Пед. обозрение. 1994. № 2. С. 10—17.
  139. В. Н. Народная педагогика в системе музыкального воспитания шестилеток: Методическое пособие для студентов педвузов. — Арзамас: Изд-во АГПИ, 1992. 47 с.
  140. В. Н. Образовательный регион современной сельской школы //Сельская школа как региональный образовательно-культурный центр: Материалы научно-практического семинара /Под ред. М. И. Зайкина. -Арзамас, Изд-во АГПИ, 2000. С. 30−34.
  141. В. Н. Преподавание предмета «Введение в русскую музыкальную культуру в начальной сельской малокомплектной школе: Спецкурс для студентов педвузов: программа, планы, лекции, темы рефератов. — Арзамас: Изд-во АГПИ, 1995. 12 с.
  142. В. Н. Принципы народной педагогики в приемах и методах музыкального воспитания на селе //Вариативное образование на селе: актуальные проблемы организации, содержания и технологии обучения:
  143. Материалы Всероссийской научно-практической конференции /Под ред. М. И. Зайкина. Арзамас: Изд-во АГПИ, 1997. Ч. I. С. 36−37.
  144. В. Н. Программа „Введение в народную музыкальную культуру“ для 1−3 классов сельской школы //Сельская школа. 1999. № 4. С. 99−104.
  145. В. Н. Сборник сценариев уроков-праздников к программе „Введение в народную музыкальную культуру“. Арзамас: Изд-во АГПИ, 1997. 41 с.
  146. В. Н. Человек и природа в традиционной русской народной музыкальной культуре //"Школа радости» /Гл. ред. Л. В. Тарасов. 1994. № 1. С. 87−95.
  147. В. Н. Экспериментальная программа по музыке «Введение в народную музыкальную культуру» (для 1 — 3 классов). Арзамас: Изд-во АГПИ, 1997.30 с.
  148. О. Н. Преподавание предметов общеразвивающего цикла в сельской малокомплектной школе: методическое пособие. Н. Новгород, 1992. 128 с.
  149. Г. Ф. Сельская школа: новое в содержании образования //Педагогика. 1996. № 6. С. 40−43.
  150. Г. Ф. Совершенствование учебного процесса в малокомплектной школе. -М.: Просвещение, 1980. 98 с.
  151. Г. Ф. Чему учить в сельской школе? //Педагогика. 1992. № 3 — 4. С. 31−36.
  152. В. А. Павлышевская средняя школа. — М.: Просвещение, 1979.500 с.
  153. Л. А. Теория и практика музыкального краеведения в системе современного музыкального образования: Дисс.. док. пед. наук. — М., 1997. 428 с.
  154. Теоретические основы содержания общего среднего образования. /Под ред. В. В. Краевского, И. Я. Лернера. — М.: Педагогика, 1983. 352 с.
  155. Л. В. Понятие культуры и построение теории содержания образования //Педагогика. 1999. № 8. С. 3−11.
  156. Урок в сельской малокомплектной школе: методические рекомендации по организации и проведению уроков в классах с предельной наполняемостью. /Под. ред. М. И. Зайкина. Н. Новгород, Волго-Вят. кн. изд-во, 1989. 76 с.
  157. К. Д. Воспоминания об обучении в Новгород-Севере кой гимназии. Соч.-М.: Учпедгиз, 1952, т. 11, С. 148−192.
  158. К. Д. Избр. пед. соч. т. 2. — М.: Учпедгиз, 1954. 731 с.
  159. Г. Словно для людей родились. //Сельская школа. 1998. № 1. С. 6−10.
  160. Художественное воспитание в школе I ступени: Материалы к составлению программ. 2 изд. — М.: Учпедгиз, 1927. 43 с.
  161. Л. А. Принцип народности в деятельности современной сельской школы: Дисс.. канд. пед. наук. — Елец, 1998. 182 с.
  162. В. Т. Актуальная культура (проблемы исследования) //Политика и культура. Екатеринбург: Изд-во УГПИ, 1991. С. 23−31.
  163. Н. В. Преподавание географии в малокомплектной средней школе: Кн. для учителя: Из опыта работы. — М.: Просвещение, 1991. 95
  164. В. «Прокрустово ложе» для сельской школы. //Народное образование. 2000. № 3. С. 10−15.
  165. С. Педагогика музыкального фольклора //Искусство в школе. 1998. № 6. С. 57−59.
  166. В. А. Использование принципа региональности при изучении химии с целью активизации познавательной деятельности учащихся: Ав-тореф. дис.. канд. пед. наук. — Омск, 1996. 18 с.
  167. В. М. Региональные традиции в русском музыкальном фольклоре //Музыкальная фольклористика. Вып. 3. — М.: Сов. Композитор, 1986. С. 21−22.
  168. Элементы русской народной культуры в педагогическом процессе дошкольного учреждения: Методич. пособие для педагогов дошкольных учреждений. /Автор-составитель М. А. Викулина. Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1995. 138 с.
  169. О. Э. Реализация педагогической идеи М. К. Тенишевой в условиях развития вариативного образования на селе: Дисс.. канд. пед. наук. Смоленск, 1999. 176 с.
  170. Е. И. Азбука музыкально-творческого саморазвития: Образовательно-игровое пособие по творчеству для учащихся. М.: Виконт, 1994. 104 с.
  171. Э. ЮНЕСКО и сохранение фольклора //Курьер. 1985. № 5. С. 39.
  172. В. 3. Основы социально-педагогического проектирования в региональном образовании: Учеб. пособие. — Киров: Изд-во ВГПУ, 1999. 64 с.
  173. В. 3. Педагогические инновации в сельских школах: Учеб. пособие. — Киров: Вятский педуниверситет, 1996. 80 с.
Заполнить форму текущей работой