Многоуровневый подход к регионализации музыкального образования в сельской начальной школе
Диссертация
Проверка достоверности выдвинутой гипотезы и эффективности разработанного методического обеспечения была подтверждена опытно-экспериментальной работой. Ход и логика исследования позволили прийти к выводу, что один из интегративных критериев, по которому можно судить об эффективности многоуровневого подхода к регионализации содержания образования, является степень овладения учащимися основами… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Сельская школа как специфический тип учебных заведений
- 1. Сельская школа на современном этапе развития образования
- 2. Факторы, определяющие специфику сельской школы как г' регионального образовательного центра
- Глава 2. Теоретические основы регионализации содержания образования в сельской школе
- 1. Понятие регионализации содержания образования в педагогической литературе
- 2. Основные составляющие регионализации содержания образования в сельской школе
- 3. Многоуровневый подход к регионализации содержания образования в сельской начальной школе
- Глава 3. Реализация многоуровневого подхода к регионализации музыкального образования в сельской начальной школе
- 1. Основы ценностной ориентации сельских школьников на народную музыкальную культуру
- 2. Элементы региональной музыкальной культуры в учебном процессе начальной школы
- 3. Экспериментальная программа предмета «Введение в народную музыкальную культуру» для начальной школы как основа систематического знания региональной музыкальной культуры
- 4. Постановка педагогического эксперимента и его основные результаты
Список литературы
- Авдеев Ф. С. О подготовке учителя начальных классов сельской малокомплектной школы //Начальная школа. 1994. № 6. С. 51 53.
- Авдеева Т. К. Профессиональная ориентация учащихся на уроках математики в сельской малокомплектной школе. Орел: Изд-во ОГУ, 1999. 96 с.
- Алдошина М. Воспитание на русском народном творчестве //Сельская школа. 1999. № 1. С. 15−24.
- Алдошина М. И. Эстетическое воспитание сельских школьников средствами народного искусства (на материале музыкального и поэтического фольклора): Дисс.. канд. пед. наук. -М., 1997. 233 с.
- Алексеев В. А. Русская народная песня в начальной школе: Научно-методическое пособие для средних и высших учебных заведений, учителей музыки и начальных классов. — Оса: Росстани-на-Каме, 1994. 78 с.
- Алексеев Э. Фольклор в контексте современной культуры: Рассуждения о судьбах народной песни. -М.: Сов. Композитор, 1966. 237 с.
- Алешина Л. П., Иванова Г. Б. Есть такая школа. Опыт работы сельской школы //Нач. школа. 2000. № 3. С. 115−117.
- Атутов П. Р. Технология и современное образование //Педагогика. 1996. № 2. С. 11−14.
- Атутов П. Р., Бабкин Н. И. Система политехнической подготовки школьников: методологические и творческие аспекты //Актуальные вопросы политехнической подготовки школьников. М., 1990. С. 4−16.
- Бабенко Л. С. Методы и приемы развития интереса к народной музыке у детей младшего школьного возраста //Муз. воспитание в школе. — М.: Музыка, 1979.-Вып. 14. С. 28−43.
- Бажина И. А. Регионализация обучения как условие формирования технологической культуры школьников: Дисс.. канд. пед. наук. Казань, 1997. 246 с.
- Балашова С. С., Шенталинская Т. С. Музыкальный фольклор и школа //Спутник учителя музыки /Сост. Т. В. Челышева. (Б-ка учителя музыки) М.: Просвещение, 1993. С. 126−230.
- Бармин Н. Ю., Глуздов В. А., Загрекова JL В. Регионализация образовательной системы (из опыта Нижегородской обл.) //Педагогика. 1999. № 2. С. 13−17.
- Батышев С. Я. Производственная педагогика. — М.: Педагогика, 1984. 688 с.
- Белобородова В. Внеклассные занятия по слушанию музыки (III IV классы) //Музыкальное воспитание в школе. — М.: Музыка, 1961. — Вып. 1.С. 18−23.
- Беляева А. П. Перспективы развития профессиональной школы //Педагогика. 1994. № 4. С. 26−28.
- Беляева А. П. Региональная система профессионального образования //Педагогика. 1993. № 4. С. 68−72.
- Бенин В. Л., Десяткина М. В. Актуальная культура и культурная память //Социальная философия. Уфа: Изд-во БГПИ, 1997. С. 8−27.
- Бирюкова Л. М. Использование педагогического потенциала региональной среды русского Севера в формировании основ менталитета младшего подростка: Дисс.. канд. пед. наук. Архангельск, 1997. 149 с.
- Блонский П. П. Избранные пед. соч. М.: Педагогика, 1979.
- Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. 468 с.
- Бордюг H. Детский музыкальный фольклор Нижегородской области в праздниках и обрядах: Опыт реконструкции. Нижний Новгород: Изд-во «РИО», 1993. 80 с.
- Брюханова Т. А. Народное декоративно-прикладное искусство Башкортостана как региональный компонент воспитания дошкольников: Авто-реф. дис.. канд. пед. наук. -М., 1999. 22 с.
- Булынин А. М. Трудовые ценностные ориентации школьников //Школа и производство. 1991. № 7. С. 72−74.
- Буринская H. Н. Учебные экскурсии по химии: Книга для учителя. М.: Педагогика, 1989. 158 с.
- Вариативное образование на селе: актуальные проблемы организации, содержания и технологии обучения: Материалы Всероссийской научно-практической конференции /Под ред. М. И. Зайкина. — Арзамас: Изд-во АГПИ, 1997. 119 с.
- Виноградова В. Сельский социум: негативные явления и потенциальные ресурсы //Директор школы. 2000. № 2. С. 27−33.
- Ворохова 3. Национально-региональный компонент: разработка и реализация //Народное образование. 2000. № 6. С. 67−71.
- Гарипов М. И. Подготовка школьников к труду в условиях районного агропромышленного объединения: Автореф. дисс.. докт. пед. наук.— М., 1987.35 с.
- Гельвеций К. А. О человеке, его умственных способностях и его воспитании. М.: Учпедгиз, 1938. 482 с.
- Гембицкая Е. Расширение музыкального кругозора учащихся // Музыкальное воспитание в школе. — М.: Наука, 1964. Вып. 3. С. 7−12.
- Гилязова О. Г. Педагогические условия организации интегрированного обучения в сельской малокомплектной школе: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Киров, 2000. 17 с.
- Гирусов Э. В., Никитин Е. Ф. Проблема творчества и биосфера //Педагогика. 1998. № 2. С. 28−32.
- Голиков И., Данилов Д., Фридовский В. Принцип регионализации в образовательной системе //Якутия, вт. 15 февраля, 2000 г.
- Гомозов А. Н. Развитие технического творчества учащихся сельских школ на уроках трудового обучения: Автореф. дисс.. канд. пед. наук.-М., 1988. 17 с.
- Горинова М. А. Народная песня как интегрирующее средство обучения учащихся сельской школы: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. — Белгород, 2001. 19 с.
- Горская Е. Чтобы было интересно слушать музыку //Музыкальное воспитание в школе. М.: Музыка, 1966. Вып. 5. С. 13−21.
- Грачев С. В. Геополитика и просвещение нерусских народов Поволжья (60-е гг. XIX начало XX в.) //Под ред. проф. Е. Г. Осовского. — Саранск: МГПИ, 2000. 178 с.
- Греханкина J1. Ф. Региональный компонент содержания учебного предмета в системе непрерывного образования учителей географии: Дисс.. канд. пед. наук. М., 1995. 206 с.
- Гродзенская Н. Беседы о музыке на уроках пения // Музыкальное воспитание в школе. М.: Музыка, 1961. Вып. 1. С. 12−21.
- Громыко Ю. В., Давыдов В. В. Концепция экспериментальной работы в сфере образования //Педагогика. 1994. № 6. С. 31−36.
- Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня (в описании их авторов и исследователей) /Под общей ред. Н. Л. Селивановой. — М.: Пед. общество России, 1998. 336 с.
- Гурьянова М. П. Сельская среда как педагогический фактор: Автореф. дис.. канд. пед. наук — M., 1994. 17 с.
- Гурьянова М. П. Сельская школа и социальная педагогика: Учеб. пособие. Минск: Изд-во «Амалфея», 2000. 450 с.
- Гусев В. Е. Эстетика фольклора. Л.: Просвещение, 1967. 158 с.
- Давыдов В. В. Научное обеспечение образования в свете нового педагогического мышления //Новое педагогическое мышление. — М.: Педагогика, 1987. С. 64−89.
- Данилов Д. А. Проблемы регионализации образовательной системы в Республике Саха //Якутия, четв, 15 марта, 2000.
- Данюшенков В. С., Гилязова О. Г., Зайкин М. И. Технологические подходы к обучению учащихся в сельской школе. Киров: Изд-во ВГПУ, 2000. 144 с.
- Даринский А. В. Региональный компонент содержания образования //Педагогика. 1996. № 1. С. 18−20.
- Девяткина Т. Н. Введение национально-регионального компонента в курс начальной школы (г. Мурманск, ср. ш. № 57) //Начальная школа. 1999. № 2. С. 18−21.
- Демчинская А. П. Особенности взаимоотношений учителя с учениками в малокомплектной школе //Сов. Педагогика. 1990. № 4. С. 39−42.
- Дистервег А. Избр. пед. соч. -М.: Учпедгиз, 1956. С. 136−203.
- Дышлевская В. А. Русская народная песня в музыкальном воспитании учащихся. -М.: Учпедгиз, 1956. 123 с.
- Еманова Т. В. Педагогические основы музыкального образования учащихся с учетом этнических особенностей региона: Дисс.. канд. пед. наук. Владикавказ, 1998. 178 с.
- Жемчужина Н. Изучение русской народной песни как средство эстетического воспитания младших школьников //Методы активизации эстетического воспитания в школе. Д.: Наука, 1968. С. 33−38.
- Жильцов П. А., Величкина В. М. Учитель сельской школы: Учеб. пособ. по спецкурсу для студентов пед. институтов. — М.: Просвещение, 1985. 160 с.
- Жиров М. С. Региональные особенности традиционной художественной культуры Белгородчины в системе воспитательного процесса колледжа культуры и искусств: Дисс.. канд. пед. наук. — М., 1996. 225 с.
- Журавлева JI. С. Тенишевы и русская школа //Педагогика. 1990. № 12. С. 106−112.
- Зайкин М. И., Саранцев Г. И. Урок математики в малокомплектной школе: Кн. Для учителя. Саранск, 1992. 87 с.
- Зайкин М. И. Обучение в малочисленных классах //Сов. Педагогика.1990. № 2. С. 56−72.
- Зайкин М. И. Плюсы и минусы малой наполняемости классов в организации учебного процесса. — Н. Новгород: Волго-Вятское кн. изд-во, 1991. 182 с.
- Зайкин М. И. Сельская малочисленная: уровень базовый и повышенный //Нар. Образование. 1997. № 9. С. 98−104.
- Зайкин М. И. Феномены малокомплектных школ. — Горький: Волго-Вятское кн. изд-во, 1990. 143 с.
- Захарченко Г. Г. Проведение экскурсий в промышленный плодово-ягодный сад //Школа и производство. 1994. № 1. С. 80−86.
- Зевахина Ф. Р. Формирование интереса младших школьников к национальной культуре средствами эмоционального стимулирования. Дисс.. канд. пед. наук. Киров, 1999. 178 с.
- Земцовский И. Проблема варианта в свете музыкальной технологии //Акт. проблемы современной фольклористики. — JL: Наука, 1980, С. 88— 107.
- Иванов А. Ф. Сельская школа: Из опыта работы Мятлевской средней школы Калужской обл. — М.: Педагогика, 1987. 125 с.
- Иванов П. В. Современное школьное краеведение //Сов. Педагогика. 1990. № 10. С. 27−30.
- Ильин Е. В. Особенности управления чувашской сельской средней малокомплектной школой как образовательной системой: Автореф. дис.. канд. пед. наук. — Чебоксары, 1998. 18 с.
- Исламшин Р. Национально-региональный компонент обогащает содержание школьных курсов. //Народное образование. 1999. № 6. С. 53−56.
- Казакина М. Г. Ценностные ориентации школьников и их формирование в коллективе. Ленинград: Просвещение, 1989. 148 с.
- Кашапова Л. М. Содержание, формы и методы использования национальной музыкальной культуры в общеобразовательной школе: Дисс.. канд. пед. наук. Уфа, 1999. 148 с.
- Кекеева 3. О. Проблема ориентации школьников на национальную культуру в системе образовательного комплекса //Начальная школа. 1999. № U.C. 57−59.
- Кишеев В. А., Ломоносова А. И. Малокомплектная школа: специфика и опыт управления: Пособие для руководителей школ, инспекторов и методистов. — Калуга: Изд. центр «Гриф», 1998. 164 с.
- Князева Р. Н. Комплексные экскурсии в малокомплектной школе (проф. ориентация учащихся на агропром. комплекс) //Биология в школе. 1993. № 7. С. 44−47.
- Кобозева И. С. Национальная ориентация Российского музыкального образования: историко-педагогический анализ: Монография //Под ред. чл.-корр. РАО проф. Е. Г. Осовского. — Саранск: Изд-во Мордов. гос. пед. института, 2002. 184 с.
- Коган М. С. Морфология искусств. М.: Наука, 1972. 4.1, 233 с.
- Коменский Я. А. Избр. пед. соч. т. 1. — М.: Педагогика, 1982. 655 с.
- Копусова В. В. Формирование нравственных ценностных ориентаций сельских подростков: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. — Ярославль, 2000. 20 с.
- Корниенко С. Г. О регионализации образования //Специалист. 1999. № 12. С. 16−17.
- Краевский В. В. Содержание образования бег на месте //Педагогика. 2000. № 7. С. 3−12.
- Куприянова Л. Л. Активизация творческой деятельности младших школьников при освоении музыкального фольклора: Дисс.. канд. пед. наук. М., 1989. 157 с.
- Леднев В. С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. 2-е изд., перераб. — М.: Высш. шк., 1991. 224 с.
- Леонтьев А. А. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Политиздат, 1975.304 с.
- Ломоносов М. В. О воспитании и образовании: (Сборник) /АПН СССР. — М.: Педагогика, 1991. 339 с.
- Лукьянов П. Н. Русская народная песня в эстетическом воспитании школьников //Музыкально-эстетическое воспитание в общеобразовательной школе. Свердловск, 1970. С. 1221.
- Макаркин Н. П., Наумченко И. Л. Интеграция региональных систем образования: Из опыта работы Регионального учебного округа Мордовского университета. — Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1996. 116 с.
- Малокомплектная школа: содержание технологии образования, управление, развитие. /Сост., авт. реком. В. А. Кишеев. — Калуга, Изд-во Н. Бочкаревой, 1998. 88 с.
- Мансуров Р. М. Теория и практика внедрения национально-регионального содержания в систему общего среднего образования: Дисс.. канд. пед. наук. Казань, 1998. 289 с.
- Матюхина М. В. Мотивация младших школьников. М.: Педагогика, 1984. 144 с.
- Матюшкин А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. — М.: Педагогика, 1972. 208 с.
- Махмутов М. И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. — М.: Знание, 1983.96 с.
- Мельников М. Н. Русский детский фольклор. М.: Просвещение, 1987. 268 с.
- Методическое обеспечение сельской школы: теория, практика, эксперимент: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. /Под ред. Ф. С. Авдеева. Орел: Изд-во ОГУ, 1999. 423 с.
- Народное образование в СССР: Общеобразовательный школьный сборник документов 1917—1973 гг. г. — М.: Педагогика, 1974. 559 с.
- Науменко Г. М. Фольклорная азбука: Учеб. пособие для начальной школы. М.: Изд. центр «Академия», 1996. 136 с.
- Национально-региональный компонент государственного стандарта общего образования. //Интеграция образования: научно-методический журнал Регионального учебного округа при МГУ им. Огарева. 1997. № 1 -2. С. 32−34.
- Неменский Б. М. Дидактика глазами художника //Педагогика. 1996. № 3. С. 19−24.
- Новицкая М. Курс «Введение в народоведение» азбука народной культуры //Начальная школа. 2000. № 8. С. 112−119.
- Новое содержание образования и проблемы готовности сельской школы к его реализации: Материалы Всероссийской научно-практической конференции /Под ред. Ф. С. Авдеева. — Орел: Изд-во ОГУ, 1996. 430 с.
- Новые учебные предметы в сельской начальной школе. /Науч. ред. Г. Ф. Суворова. М.: АПО, 1995. 88 с.
- Новые ценности образования: культурные модели школ: Сб. статей /Ред. серии Н. Б. Крылова. -М.: Инноватор, 1995. Вып. 7. 248 с.
- Образовательная область «Искусство» в четырехлетней начальной школе: Письмо Минобразования РФ от 14.04.2000. № 581 //Начальная школа. 2000. № 8. С. 125−128.
- Организация внеклассной воспитательной работы в сельской малокомплектной школе: Межвузовский монографичесий сборник /Под. ред. А. Е. Кондратенкова. — Смоленск, 1991. 172 с.
- Особенности педагогического процесса в малокомплектной школе: Кн. для учителя: Из опыта работы /Под ред. П. Т. Фролова. — М.: Просвещение, 1991. 160 с.
- Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. ./В. А. Сластенин, И. Ф., Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. — М., Школа-Пресс, 2000. 512 с.
- Перминова JI. М., Баранов П. А., Ермолаева JI. К., Махинько JI. Н. Опыт введения регионального компонента в содержание образования //Педагогика. 1998. № 4. С. 35 40.
- Песталоцци И. Г. Избр. пед. соч.: В 2 т. М.: Педагогика, 1992. 638 с.
- Петров В. А. Преподавание математики в сельской школе: Кн. для учителя. -М.: Просвещение, 1986. 128 с.
- Петров В. А. Математические задачи из сельскохозяйственной практики: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1980. 64 с.
- Петровичев В. М. Региональные аспекты единой общеобразовательной политики //Педагогика. 1994. № 5. С. 30−34.
- Подготовка и работа учителя сельской школы: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. /Под ред. Л. В. Байбородовой, А. П. Чернявской. Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2001. 168 с.
- Подготовка учителя к работе в сельской школе: Сб. научных трудов /Отв. ред. А. Е. Кондратенков, Г. Ф. Суворова. — Смоленск, 1983. 162 с.
- Поташник М. М. Инновационные школы России: становление и развитие. -М.- Педагогика, 1996. 343 с.
- Проблемы технологии обучения в классах с малой наполняемостью сельских школ: Материалы научной межрегиональной конференции /Под. ред. М. И. Зайкина. — Арзамас: Изд-во АГПИ, 1995. 162 с.
- Пути совершенствования учебно-воспитательного процесса в сельской школе: Межвузовский сборник научных статей /Отв. ред. Т. С. Буторина. — Вологда, 1984. 126 с.
- Развитие региональной системы образования: опыт и перспектива. — Н. Новгород: Нижегород. гуманитар, центр, 1998. 254 с.
- Реформа образования и сельская школа: по материалам Всероссийской конференции /Под ред. Ф. С. Авдеева. -Орел: Изд-во ОГУ, 1998. 200 с.
- Рогачев С. А. Социально-педагогические условия совершенствования образовательного процесса в сельской малочисленной школе (историко-педагогическое исследование): Дисс.. канд. пед. наук. Воронеж, 1997. 153 с.
- Рогачев С. Есть школа — живет село, живет село — живет Россия //Народное образование. 1997. № 8. С. 135 139.
- Российская педагогическая энциклопедия: В 2-х тт. /Гл. ред. В. В. Давыдов. — М.- Большая Российская энциклопедия, 1993, 608 с. Т. 1. — А-М, 608 с, Т. 2. М-Я. С. 612. ¦— 1999.
- Руссо Ж-Ж. Эмиль, или о воспитании //Педагогическое наследие /Сост. В. М. Кларин, А. Н. Джуринский. М.: Педагогика, 1998. С. 197−297.
- Саранцев Г. И. Методология методики обучения математике. — Саранск: Тип. Красный Октябрь, 2001. 144 с.
- Сахаров В. Ф. Воспитание будущих земледельцев. — Киров: Волго-Вятское кн. изд-во, 1986. 128 с.
- Сахаров В. Ф. Система профессиональной ориентации учащихся сельской школы: Дисс.. докт. пед. наук. -М., 1980. 452 с.
- Сборник научно-методических материалов. (Б-ка «Сельская школа России») — М.: «ВЛАДОС», 2000. 160 с.
- Сборник нормативных документов и методических материалов. (Б-ка «Сельская школа России») — М.: «ВЛАДОС», 2000. 192 с.
- Сборник программ для начальной и средней (полной) общеобразовательной школы. (Б-ка «Сельская школа России») — М.: «ВЛАДОС», 2000. 112 с.
- Сельская малокомплектная школа: опыт, проблемы, перспективы сохранения и развития: Материалы конференции. — Калуга, Изд-во Н. Бочкаревой, 1998. 212 с.
- Сельская школа как региональный образовательно-культурный центр: Материалы научно-практического семинара. /Под ред. М. И. Зайкина. — Арзамас: Изд-во АГПИ, 2000. 246 с.
- Сельская школа сегодня. Выпуск II. /Под общей ред. Н. В. Беспятных — Н. Новгород: Нижегород. Гуманитар. Центр, 1998. 111 с.
- Сем Ю. А. Национальная духовная культура и образование //Герценовские чтения 12−14 мая 1992 г.: Доклады и сообщения. С-Пб, 1994. С. 37−41.
- Ситник А. Проблемы вечные //Народное образование. 1995. № 1. С. 54 — 58.
- Совершенствование содержания и методов обучения в сельской школе: Сб. статей. /Под ред. С. Г. Пестрикова. — Арзамас: Изд-во АГПИ, 1999. 142 с.
- Советский энциклопедический словарь. — 4 изд. — М., 1989. 1627 с.
- Современные проблемы истории образования и педагогической науки: Монографический сб.: В 3 т. /Под ред. Р. И. Равкина. М., Педагогика, 1994.586 с.
- Содоноков Н. А. Этнокультурные традиции воспитания в современной Алтайской национальной школе: Автореф. дис.. канд. пед. наук. — М., 1997. 18 с.
- Соколова В. В., Васильев С. К. Обновление содержания образования и духовное возрождение общества //Пед. обозрение. 1994. № 2. С. 10—17.
- Соколова В. Н. Народная педагогика в системе музыкального воспитания шестилеток: Методическое пособие для студентов педвузов. — Арзамас: Изд-во АГПИ, 1992. 47 с.
- Соколова В. Н. Образовательный регион современной сельской школы //Сельская школа как региональный образовательно-культурный центр: Материалы научно-практического семинара /Под ред. М. И. Зайкина. -Арзамас, Изд-во АГПИ, 2000. С. 30−34.
- Соколова В. Н. Преподавание предмета «Введение в русскую музыкальную культуру в начальной сельской малокомплектной школе: Спецкурс для студентов педвузов: программа, планы, лекции, темы рефератов. — Арзамас: Изд-во АГПИ, 1995. 12 с.
- Соколова В. Н. Принципы народной педагогики в приемах и методах музыкального воспитания на селе //Вариативное образование на селе: актуальные проблемы организации, содержания и технологии обучения:
- Материалы Всероссийской научно-практической конференции /Под ред. М. И. Зайкина. Арзамас: Изд-во АГПИ, 1997. Ч. I. С. 36−37.
- Соколова В. Н. Программа „Введение в народную музыкальную культуру“ для 1−3 классов сельской школы //Сельская школа. 1999. № 4. С. 99−104.
- Соколова В. Н. Сборник сценариев уроков-праздников к программе „Введение в народную музыкальную культуру“. Арзамас: Изд-во АГПИ, 1997. 41 с.
- Соколова В. Н. Человек и природа в традиционной русской народной музыкальной культуре //"Школа радости» /Гл. ред. Л. В. Тарасов. 1994. № 1. С. 87−95.
- Соколова В. Н. Экспериментальная программа по музыке «Введение в народную музыкальную культуру» (для 1 — 3 классов). Арзамас: Изд-во АГПИ, 1997.30 с.
- Спирина О. Н. Преподавание предметов общеразвивающего цикла в сельской малокомплектной школе: методическое пособие. Н. Новгород, 1992. 128 с.
- Суворова Г. Ф. Сельская школа: новое в содержании образования //Педагогика. 1996. № 6. С. 40−43.
- Суворова Г. Ф. Совершенствование учебного процесса в малокомплектной школе. -М.: Просвещение, 1980. 98 с.
- Суворова Г. Ф. Чему учить в сельской школе? //Педагогика. 1992. № 3 — 4. С. 31−36.
- Сухомлинский В. А. Павлышевская средняя школа. — М.: Просвещение, 1979.500 с.
- Тарасова Л. А. Теория и практика музыкального краеведения в системе современного музыкального образования: Дисс.. док. пед. наук. — М., 1997. 428 с.
- Теоретические основы содержания общего среднего образования. /Под ред. В. В. Краевского, И. Я. Лернера. — М.: Педагогика, 1983. 352 с.
- Тодоров Л. В. Понятие культуры и построение теории содержания образования //Педагогика. 1999. № 8. С. 3−11.
- Урок в сельской малокомплектной школе: методические рекомендации по организации и проведению уроков в классах с предельной наполняемостью. /Под. ред. М. И. Зайкина. Н. Новгород, Волго-Вят. кн. изд-во, 1989. 76 с.
- Ушинский К. Д. Воспоминания об обучении в Новгород-Севере кой гимназии. Соч.-М.: Учпедгиз, 1952, т. 11, С. 148−192.
- Ушинский К. Д. Избр. пед. соч. т. 2. — М.: Учпедгиз, 1954. 731 с.
- Фролова Г. Словно для людей родились. //Сельская школа. 1998. № 1. С. 6−10.
- Художественное воспитание в школе I ступени: Материалы к составлению программ. 2 изд. — М.: Учпедгиз, 1927. 43 с.
- Черных Л. А. Принцип народности в деятельности современной сельской школы: Дисс.. канд. пед. наук. — Елец, 1998. 182 с.
- Шапко В. Т. Актуальная культура (проблемы исследования) //Политика и культура. Екатеринбург: Изд-во УГПИ, 1991. С. 23−31.
- Шкарбан Н. В. Преподавание географии в малокомплектной средней школе: Кн. для учителя: Из опыта работы. — М.: Просвещение, 1991. 95
- Шкиндер В. «Прокрустово ложе» для сельской школы. //Народное образование. 2000. № 3. С. 10−15.
- Шпачкова С. Педагогика музыкального фольклора //Искусство в школе. 1998. № 6. С. 57−59.
- Щербакова В. А. Использование принципа региональности при изучении химии с целью активизации познавательной деятельности учащихся: Ав-тореф. дис.. канд. пед. наук. — Омск, 1996. 18 с.
- Щуров В. М. Региональные традиции в русском музыкальном фольклоре //Музыкальная фольклористика. Вып. 3. — М.: Сов. Композитор, 1986. С. 21−22.
- Элементы русской народной культуры в педагогическом процессе дошкольного учреждения: Методич. пособие для педагогов дошкольных учреждений. /Автор-составитель М. А. Викулина. Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1995. 138 с.
- Эрдман О. Э. Реализация педагогической идеи М. К. Тенишевой в условиях развития вариативного образования на селе: Дисс.. канд. пед. наук. Смоленск, 1999. 176 с.
- Юдина Е. И. Азбука музыкально-творческого саморазвития: Образовательно-игровое пособие по творчеству для учащихся. М.: Виконт, 1994. 104 с.
- Юртель Э. ЮНЕСКО и сохранение фольклора //Курьер. 1985. № 5. С. 39.
- Юсупов В. 3. Основы социально-педагогического проектирования в региональном образовании: Учеб. пособие. — Киров: Изд-во ВГПУ, 1999. 64 с.
- Юсупов В. 3. Педагогические инновации в сельских школах: Учеб. пособие. — Киров: Вятский педуниверситет, 1996. 80 с.