Региональное управление социально-педагогической системой поддержки детей группы риска
Диссертация
Результаты исследования положены в основу формирования региональной политики в сфере образования Московской области, разработки и реализации комплекса законов в сфере образования: Закон Московской области от 25.01.2002 № 2/2002;03 «Об областной целевой программе «Развитие образования в Московской области на 2001;2005 годы» (принят решением Московской областной Думы от 16.01.2002 № 5/3) (с изм… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Управление рисками в сфере образования: социально-педагогический аспект
- 1. Молодежь в контексте современной рискологии
- 2. Дети и подростки группы риска
- 3. Педагогика поддержки как фактор минимизации рисков в системе образования
- Выводы
- Глава 2. Социально-педагогическая поддержка детства в отечественной и зарубежной педагогике
- 1. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: федеральный уровень
- 2. Региональные структуры социальнопедагогической поддержки детей группы риска
- 3. Способы защиты детства от рисков в зарубежном образовании
- Выводы
- Глава 3. Формирование региональной системы управления социально-педагогической поддержкой детства на примере Московской области)
- 1. Моделирование нормативно-правовых основ управления социально-педагогической поддержкой детства
- 2. Социально-педагогическое моделирование Ф подсистем управления рисками детства в муниципальных территориях региона
- 3. Проектирование вариативной личностно-мотвационной системы учреждений социальнопедагогической поддержки детей группы риска
- Выводы
Список литературы
- Абульханова-Славская К. А. О субъекте психологической деятельности. — М., 1973.
- Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М., 1991.
- Абчук В.А. Предприимчивость и риск. Л.: ЛФ ВИПК, 1991.
- Адлер А. Педагогика и теория индивидуальной психологии. -М., 1980.
- Азаров А.Я., Болотина Т. В. Права человека.- М., 1995.
- Актуальные проблемы реабилитации и социальной адаптации детей с особыми потребностями (включая детей-инвалидов) средствами образования. Методические материалы и материалы областной научно-практической конференции 2003 года. М.: Изд-во МГОУ, 2003.
- Алексеева Л.С. Методики адресного социального патроната.- • М., 2001.
- Алексеева Л. С. Социальная реабилитация подростков // Семья в России. 1995. — № 2.
- Алмазов Б. И. Психическая средовая дезадаптация несовершеннолетних. Свердловск, 1986.
- Ю.Альгин А. П. Грани экономического риска. М.: Знание, 1991.1 1. Альперович В. Д. Трудные дети семей «риска» // Журнал практического психолога. 2000.- № 8−9.
- Амасьянц Р.А. Интеграция детей с нарушением зрения (включая ¦ детей-инвалидов) в общеобразовательное учреждение. Методические рекомендации. М.: Изд-во МГОУ, 2003.
- Амасьянц Р.А. Клиническая характеристика и психологические особенности детей-инвалидов, и их учет в профессиональной деятельности педагогов и психологов общеобразовательныхучреждений. Методические рекомендации и программа курса. -М.: Изд-во МГОУ, 2003.
- Н.Амасьянц Р. А. Модель областного координационного Центра комплексной реабилитации детей с проблемами в развитии и жизнедеятельности (включая и детей-инвалидов). Методические рекомендации. М.: Изд-во МГОУ, 2003.
- Амасьянц Р. А., Аметова JI.A. Арттерапия в системе комплексной реабилитации и социальной адаптации детей-инвалидов. Методические рекомендации и программа курса. -М.: Изд-во МГОУ, 2003.
- Амасьянц Р.А., Ефремова Д. Н. Методы психологической диагностики детей с проблемами в развитии и жизнедеятельности. Методическое пособие. М.: Изд-во МГОУ, 2003.
- Американско-русский глоссарий по социальной работе /Под ред. М. А. Галагузовой, Е. И. Ереминой. Тольятти- Екатеринбург, 1998.
- Аналитическая записка. Социальные проблемы и социальные риски реформы образования. Исследование ВЦИОМ в рамках проекта Всемирного Банка «Реформирование системы образования в России». М., 2001.
- Аналитическая оценка рискованных фондов //Экономика и жизнь.-1994.-№ 9.
- Андреева Г. М. Социальная психология. М., 1980.
- Анохина Т.В. Педагогическая поддержка как реальность современного образования // Новые ценности в образовании. -Вып. 6. М., 1996.
- Ансофф И. Стратегическое управление. М.: Экономика, 1989.
- Антология социальной работы: В 3 т. / Сост. М. В. Фирсов. М., 1994−1996.
- Антонов А. И., Борисов В. А. Кризис семьи и пути его преодоления. М., 1990.
- Антонов А. Н. Преемственность и возникновение нового знания в науке. М., 1985.
- Антонов В. В. Младшим школьникам о Всеобщей декларации прав человека. М., 1995.
- Арнольдов А. И. Концепция социальной работы. М., 1993.
- Астанов В.М., Лебединская О. И., Шапиро Б. Ю. Теоретико-методологические аспекты подготовки специалистов социально-педагогической сферы для работы с детьми, имеющими отклонения в развитии. М., 1995.
- Афанасьев В.Г. Моделирование как метод исследования социальных систем // Системные исследования. Методологические проблемы. М., 1982.
- Базарный В.Ф. Школьный стресс и демографическая катастрофа России. Сборник материалов. Сергиев Посад, 2004.
- Баззел Р.Д., Кокс Д. Т., Браун Р. В. Информация и риск в маркетинге. М.: Финстатинформ, 1993.
- Баканов М.И., Чернов В. А. Анализ коммерческого риска //Бухучет.- 1993.-№ 10.
- Балабанов И. Т. Риск-менеджмент.- М.: Финансы и статистика, 1996.
- Баранников А.В. Основные направления образовательных реформ и изменения законодательства в области образования : Опыт Японии, Кореи, Германии. // Стандарты и мониторинг в образовании.- 1999.- № 6.
- Белая книга образования. М., 2000.
- Беличева С. А. Основы превентивной психологии. М., 1993.
- Беличева С.А. Социально-педагогические методы оценки социального развития дезадаптированных подростков // Вестн. психосоциальной и коррекц.-реабилитац. работы. 1995. -№ 1.
- Беляева JT. А. Педагогическая деятельность как категория педагогики и философии // Понятийный аппарат педагогики и • образования: Сб. науч. тр. / Отв. ред. Е. В. Ткаченко. -Екатеринбург, 1995. Вып. 1.
- Беляева Л. А., Беляева М. А. Категории «социальная работа» и «социально-педагогическая деятельность» в их взаимосвязи // Понятийный аппарат педагогики и образования: Сб. науч. тр. / Отв. ред. М. А. Галагузова. Екатеринбург, 1998. — Вып. 3.
- Беляева Л.А. Философия воспитания как основа педагогической деятельности. Екатеринбург, 1993.
- Беспалько В. П. Педагогика и прогрессивные технологии, обучения. М., 1995.
- Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1989.
- Бестужев-Лада И. В. Перспективные социальные проблемы народного образования // Образование в современном мире. -М., 1986.
- Бестужев-Лада И. В. Школа XXI века: Размышление о будущем // Педагогика. 1990. — № 8.
- Бильет Б. Ортопедагогические воззрения во Фламандском. сообществе // Понятийный аппарат педагогики и образования: Сб. науч. тр. / Отв. ред. М. А. Галагузова. Екатеринбург, 1998. -Вып. 3.
- Блауберг И. В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. М., 1993.
- Блейк Р., Моутон Д. Научные методы управления. Киев: Наукова думка, 1990.
- Богуславский М. В. Миражи педагогики поддержки //Директор школы. 2002. — № 10.
- Божович JI. И. Воспитание как целенаправленный процесс // Вопросы психологии. 1974. — № 1.
- Бойделл Т. Как улучшить управление организацией: Пособие для руководителя.- М.:АО"ИНФРА М"-АОЗТ «Премьер», 1995.
- Бондаревская Е. В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания // Педагогика. 1995.- № 4.
- Боревская Н.Е. Образовательная политика в Китае и России : сравнительный анализ // Педагогика, — 1996.- № 1.
- Босанац М. Внебрачная семья. М., 1981.
- Бочарова В. Г. Педагогика социальной работы. М., 1994.
- Бочарова В. Г. Социальная работа: Знакомство с профессией -М., 1993.
- Бранд Ф. Социальная работа в Голландии // Бюллетень научной информации. 1992. — № 3.
- Брутман В. И., Ениколопов С. Н., Панкратова М. Г. Проблемы' социальной защиты сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и юных одиноких матерей: Кн. 1.- М., 1994.
- Буева JI. П. Социальная среда и сознание личности. М., 1968.
- Бузько И.Р., Трунина М. И., Загирняк Д. М. Экономический риск и управление инновационной деятельностью предприятия. Киев: ИСМО, 1996.
- Бургин М. С. Инновации и новизна в педагогике // Сов. педагогика. 1989.-№ 12.
- Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. М., 1988.
- Быков А. В., Шульга Т. Н. Психологическая служба в учреждениях социально-педагогической помощи и поддержки детей и подростков. М., 2001.
- Быков Д.А. Социально-педагогическая адаптация лиц с ограниченными физическими возможностями: Монография. -Челябинск: УралГАФК, 2003.
- В помощь директору специальной общеобразовательной школы для детей и подростков, нуждающихся в особых условиях воспитания. Сборник руководящих и инструктивных материалов / Под редакцией В. В. Белявского.- М., 1986. 275 с.
- Введение в научное исследование по педагогике / Под ред. В. И. Журавлева. М., 1988.
- Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. М.: Первая образцовая типография, 2004.
- Витлинский В.В. Экономический риск: системный анализ, менеджмент. Киев, 1994.
- Витлинский В.В., Наконечный С. И. Риск в менеджменте. Киев: ТОВ Борисфен, 1996.
- Возможности реабилитации детей с умственными и физическими ограничениями средствами образования / Под ред. В. И. Слободчикова. М., 1995.71 .Воропаев Ю. И. Риски присущие бизнесу // Бухучет.- 1995.- № 4.
- Воспитание детей в неполной семье. М., 1980.
- Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии / Под ред. Н. Е. Щурковой. М., 1998.
- Вострокнутов Н.В. Детский дистресс: Диагностика, коррекция, возвращение в жизнь // Социальное и душевное здоровье, ребенка и семьи: Защита, помощь, возвращение в жизнь: Материалы Всерос. науч.-практ. конф. (Москва, 22−25 сент. 1998 г.). -М, 1998.
- Всеобщая декларация прав. человека для детей и взрослых /• Пересказал А.Усачев. М., 1992.
- Всероссийское совещание директоров детских домов и школ-интернатов для детей-сирот. М., 1996.
- Вульфов Б.З., Семенов В. Д. Интеграция воспитательных воздействий среды в условиях социально-педагогического комплекса // Воспитание юного гражданина в детских коллективах: Материалы семинара-совещания 14−16 марта 1984 г. (Кемерово). М., 1986.
- Вульфов Б.З., Семенов В. Д. Школа и социальная среда:. Взаимодействие. М., 1981.
- Выготский JL С. Педагогическая психология.- М., 1991.
- Газман О. С. Воспитание: Цели, средства, перспективы // Новое педагогическое мышление. М., 1989.
- Галагузова М.А. Категориально-понятийные проблемы социальной педагогики // Понятийный аппарат педагогики и образования: Сб. науч. тр. / Отв. ред. М. А. Галагузова. Вып. 3. -Екатеринбург, 1998.
- Галагузова М.А. Эволюция понятия «воспитание» //. Понятийный аппарат педагогики и образования: Сб. науч. тр. / Отв. ред. Е. В. Ткаченко. -Екатеринбург, 1995. Вып. 1.
- Гербеев Ю.В. Профилактика правонарушений в детской среде // Сов. педагогика. 1989. — № 7.
- Гилинский Я. И., Афанасьев В. Социология девиантного (отклоняющегося) поведения: Учеб. пособие. СПб., 1993.
- Глебова JT. Н. Формирование политики социального партнерства при разработке и осуществлении законодательства обобразовании в 80−90-е гг. ХХв.: Автореф. дис. канд. пед. наук. — М., 2002.
- Гмурман В.Е. К вопросу о понятиях «закон», «принцип», «правило» в педагогике // Сов. педагогика. 1971.-4.
- Голоднюк М.Н., Зубкова В. И. Предупреждение преступности: Учеб. пособие. М., 1990.
- Городская система учреждений социальной реабилитации' несовершеннолетних: Науч.- метод, сб. / Под ред. М. А. Галагузовой. Екатеринбург, 1995.
- Горшкова Е.А., Овчарова Р. В. Реабилитационная педагогика: История и современность. М., 1992.
- Государство и дети: Реальности России: Материалы Междунар. науч.- практ. конф. М., 1995.
- Грабовский П.Г., Петрова С. Н. Риски в современном бизнесе. -М.: Алане, 1994.
- Градов A.II. Риск и выбор стратегии в предпринимательстве. • М.:МСХЛ, 1994.
- Гуманизация воспитания в современных условиях/ Под ред. О. С. Газмана, И. А. Костенчука. М., 1995.
- Гуров В.Н., Селюкова Л. Я. Социализация личности: Социальный педагог, семья и школа. Ставрополь, 1993.
- Дармодехин С.В. О состоянии и неотложных мерах по развитию государственной семейной политики. М., 2004.
- Декларация прав ребенка (от 20 нояб. 1959 г.) // Междунар. защита прав и свобод человека. М., 1990.
- Дети «группы риска». Проблемная семья. Помощь, поддержка, защита. М.: Изд-во ИПК и ПРНО МО, 1999.
- Дети группы риска: Материалы междунар. семинара. СПб., 1998.
- Дети группы риска: Социал., психолого-пед. помощь: Материалы Междунар. науч.- практ. конф. (3—5 февр. 1998 г.). --М., 1998.
- Дети группы риска. СПб., 2001.
- Дети с отклонениями в развитии: Метод, пособие для педагогов, воспитателей массовых и специальных учреждений и родителей. М., 1997.
- Дети улиц. Информационно-консультативный вестник. Выпуск № 1, январь-март, 2003. М.: Изд-во ИКАР, 2003.
- Дипломированный социальный педагог:. Специфика профессиональной деятельности и система профессиональной подготовки / Под ред. М. А. Галагузовой, М. Н. Костиковой. -Екатеринбург, 1996.
- Доэл М., Шадлоу С. Практика социальной работы / Пер. с англ.- Под ред. Б. Ю. Шапиро. М., 1995.
- Дубинский В.И. Социальная работа в Германии. М.: ГАСБУ, 1996.
- Дубровина И. В. Школьная психологическая служба: Вопр. теории и практики. М., 1991.
- Дубровский А. А. Лечебная педагогика: Метод, пособие для учителей, врачей, воспитателей. М., 1989.
- Егошина В. Н., Елфимова Н. В. Из истории призрения и социального обеспечения детей в России. М., 1993.
- Еремин В.А. Улица — подросток — воспитатель. М., 1991.
- Жедунова Л.Г. Региональная специфика работы с детьми группы риска в Ярославском регионе. Психолого-педагогическое сопровождение детей группы риска //Дети группы риска. СПб., 2001.
- Жестокое обращение с детьми. М., 1993.
- Жигарев Е. С. Криминологическая характеристика несовершеннолетних и организация их правового воспитания: Учеб. пособие. М., 1990.
- Журавлев В.И. Основы педагогической конфликтологии: Учебник. -М., 1995.
- Забрянский Г. И., Савинкова Е. Н. Проблемы социально-правовой зашиты несовершеннолетних в сфере трудоустройства // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 1994. — № 3.
- Загвязинский В. И. Методология и методика социально-педагогического исследования: Кн. для социальных педагогов и социальных работников. М., 1995.
- Закон Московской области «Об образовании» (в ред. Законов МО от 10.11.2001 N 175/2001−03, от 24.07.2002 № 76/2002−03).
- Закон Московской области «О патронате».
- Законодательные и нормативные акты Московской области, регулирующие отношения в сфере образования: Сб. документов. М., 1999.
- Захаров А. И. Неврозы у детей и подростков. JL, 1988.
- Защита, помощь, возвращение в жизнь: Материалы Всерос. науч.-практ. конф. (Москва, 22−25 сент. 1998 г.). М., 1998.
- Зимняя И.А. Социальная работа как профессиональная деятельность // Социальная работа и проблемы подготовки кадров. М., 1992.
- Зимняя И.А. Социальный педагог: проблемы и деятельность // Социал. работа. 1994. — № 2—5.
- Иванников В. А. Задачи социальной службы помощи детям // Дети с девиантным поведением: психолого-педагогическая реабилитация и коррекция. М., 1992.
- Иванцова А.Н. Особенности реализации программы «ИНСТАП» в Центре семейного воспитания //Дети группы риска. Проблемная семья. Помощь, поддержка, защита. М., 1999.
- Иващенко Г. М., Плоткин М. М. Помочь детям выжить // Педагогика. 1993. -№ 11, 12.
- Игошев К. Е, Миньковский Г. М. Семья, дети, школа. М., 1989.
- Иконникова С.Н. Молодежь: Социол. и социал.-психол. анализ. JI., 1974.
- Инновации в работе специалистов учреждений социально-педагогической поддержки / Л. Я. Олиференко, Е. Е. Чепурных, Т. И. Шульга, А. В. Быков. М., 2001.
- Инновационные процессы в образовании: Сб. ст. / Под ред. В. И. Загвязинского. Тюмень, 1990.
- Интеграция детей с ограниченными физическими возможностями в общеобразовательные учреждения. Методическое пособие. М.: Издательство «Народный учитель», 2002.
- История Московской области. Учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений Московской области. М.: Изд-во МГОУ, 2003.
- Итоговые документы международного конгресса «Российская семья», посвященного 10-летию международного года семьи в России. Проект. Московский государственный социальный университет. М., 2004.
- Как защитить своего ребенка от жестокого обращения (Советы службы доверия родителям) // Семья и школа. 1994. -№ 11.
- Казакова Е.И. Дети «группы риска»: реабилитационные программы педагогического взаимодействия // Дети группы риска.-С.-Пб., 2001.
- Каноненко А.Ф., Холезов А. Д., Чумаков В. В. Принятие решений в условиях неопределенности. М., 1991.
- Караковский В. А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности основа целостного учебно-воспитательного процесса. -М., 1993.
- Карась JT. Принятие управленческих решений с учетом-риска// Проблемы теории и практики управления. 1993, — № 3.
- Клейнер Г. Б. Риски промышленных предприятий, как их уменьшить или компенсировать? М.: Мир, 1994.
- Климантова Г. И. Государственная семейная политика современной России: Учебное пособие. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0″, 2004.
- Козлов А.А. Социальная работа за рубежом: состояние, тенденции, перспективы: Сборник Научных очерков. М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 1998.
- Кокухин Н. Дети на обочине // Законность. 1992. — № 11.
- Коломина А.С. Сущность и измерение инвестиционных рисков//Финансы.- 1994.-№ 4.
- Конвенция о правах ребенка и реальности детства в России // Материалы первоначального доклада РФ Комитету по правам ребенка. М., 1993.
- Конвенция ООН о правах ребенка // ООН. Нью-Йорк, 1991.
- Кондаков А. М. Единство образовательного пространства России (как один из ведущих национальных ресурсов).- М.,. 2004.
- Кондратенко В. Т. Девиантное поведение у подростков: Социально-психологический и психиатрический аспекты. -Минск, 1988.
- Конституция (Основной закон) Российской Федерации. М., 1992.
- Концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде. Приложение 1 к приказу Минобразования России от 28.02.2000 № 619. М., 2000.
- Концепция развития социальной службы в Российской Федерации. М., 1993.
- Концепция разработки федерального закона „Об основах государственной поддержки семьи в Российской. Федерации“. Проект. Московский государственный социальный университет. М. 2004.
- Коркунов В. В. Концептуальные положения развития специального образования в регионе: От теоретических моделей к практической реализации: Монография. Екатеринбург, 1998.
- Корнетов Г. Б. Педагогические парадигмы базовых моделей образования. М., 2001.
- Криворученко В.К. Социальные службы для молодежи, материалы и документы. Серия: Государственная молодежная политика в России: Документы, опыт, практика. М.: Институт молодежи, „Социум“, 1995.
- Крившенко Л.П., Вайндорф-Сысоева М.Е. Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма вроссийском обществе: Программно-методическое пособие. М.: Изд-во МГОУ, 2003.
- Куган Б. А. Социально-трудовая адаптация детей группы социального риска. -Курган- Челябинск, 1995.
- Кузнецова JI. В. Положение детей в мире и современные международные документы в защиту их здоровья, прав и развития. М., 1991.
- Кумарина Г. Ф., Назарова Н. М. Коррекционная педагогика и специальная педагогика: Концептуальные основания дескрипторов // Понятийный аппарат педагогики и образования: Сб. науч. тр. / Отв. ред. М. А. Галагузова. Екатеринбург, 1998. -Вып. 3.
- Кухтевич Т.Н. Социология воспитания: Учеб. пособие. М., 1989.
- Левит М. В. Воспитание на уроке // Завуч. 2004. — № 3.
- Леннеер-Аксельсон Б., Тюлефорс И. Психосоциальная помощь населению /Пер. со швед. М., 1994.
- Лисовский В. Т. Ключевые принципы социальной защиты молодежи // Социал. работа. 1994. — № 1.
- Лиханов А. А. Драматическая педагогика: Очерки конфликтных ситуаций. 2-е изд., доп.— М., 1986.
- Лихачев Б. Т. Введение в теорию и историю воспитательных ценностей. Самара, 1997.
- Лишенные родительского попечительства: Хрестоматия. М., 1991.
- Мазун Л. Управление политическим риском в корпорациях США //Проблемы теории и практики управления.- 1994.- № 6.
- Макаренко А. С. Методика организации воспитательного процесса // Соч.: В 7 т.-М., 1958.-Т. 5.
- Макаренко А. С. Проблемы школьного советского воспитания//Соч.: В 7 т.-М., 1958.-Т. 5.
- Маккрчман К.Р., Везрунг Д. А. Принимая риск: менеджмент неопределенности //Экономика и организация промышленного производства.- 1991,-№ 10.
- Малофеев Н. Н. Специальное образование в России и за рубежом: В 2 ч.-М., 1996.
- Мардахаев Л. В. Введение в социальную педагогику. М., 1996.
- Маркина Т.М. Интерпретация тезауруса в области социальной педагогики и социальной работы // Социальная педагогика и социальная работа за рубежом. М., 1994. — Т. 1.
- Масленникова В.Ш. Теоретические аспекты подготовки социального педагога в системе среднего профессионального образования. Казань, 1995.
- Методические рекомендации для социальных педагогов, воспитателей, психологов, социальных работников детства. М., 1997.
- Методические рекомендации по использованию различных методик раннего выявления и коррекции нарушений психического развития детей.- М., 2003.
- Михайлова Н.Н., Юсфин С. М. Педагогика поддержки. М., 2001.
- Молодежь в России: Социальное развитие / Под ред. В. И. Чупрова. М., 1992.
- Молодежь в условиях социально-экономических реформ // Молодежь в новых социально-экономических условиях: Междунар. науч.-практ. конф.: Тез. докл. и сообщ. М., 1995. -Вып. 1- 2.
- Молодежь и насилие: Причины проявления, методы предупреждения. М., 1995.
- Молодежь: Будущее России. -М., 1995.
- Мудрик А. В. Введение в социальную педагогику. М., 1997.
- Мудрик А. В. Роль социального окружения в формировании» личности подростка. М., 1979.
- Мудрик А. В. Социализация и воспитание. М., 1997.
- Мустаева Ф.А. Основы социальной педагогики: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Академический проект, 2001.
- Невская С. С., Невский И. А. Современные проблемы преодоления правонарушений несовершеннолетних// Педагогика. 1994. — № 4.
- Невский И.А., Колесова JI.C. Подростки «группы риска» в" школе. Ч. 1−3.- М., 1996−1997.
- Некрасов А .Я. Международный опыт социальной работы.-М.: ГАСБУ, 1994.
- Нечаева А. М. О правовой незащищенности несовершеннолетних и путях ее устранения // Сов. государство и право. 1990. — № 5.
- Никитин А. Ф. Конституционное право. Конституция Российской Федерации. М., 1995.
- Никитин А.Ф. Что такое правовая культура? М., 1988.
- Новая модель службы охраны детства: Поиск, опыт, проблемы.-Тюмень, 1998.
- Новые технологии воспитательного процесса / Н. Е. Щуркова, В. Ю. Питюков, А. П. Савченко, Е. А. Осипова. М., 1994.
- Нормативно-правовые акты в сфере социально-правовой защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа. Министерство образования Московской области. Информационный бюллетень. Выпуск 7.-М, 2003.
- О положении детей в Российской Федерации (1997 год): Ежегодный государственный доклад / Под общ. ред. Г. Н. Кареловой. М., 1998.
- Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 года (Национальный план действии в интересах детей). М., 1996.
- Об утверждении Положения о психологической службе в системе народного образования // Практическая психология -основа индивидуализации и дифференциации образования: Сб. информационных материалов. 1987−1990.- М., 1991.
- Образование, здоровье и социальная защита детей и подростков с отклонениями в развитии. М.: ГОМЦ «Школьная книга», 2000.
- Обучение и воспитание детей «группы риска»: Учебное пособие для педагогов классов коррекционно-развивающего обучения: Сост. В. М. Астапов, Ю. В. Микадзе. М.: Институт практической психологии, 1996.
- Обучение и воспитание детей группы риска: Хрестоматия: Учеб. пособие для педагогов классов коррекц.-развивающего обучения / Сост. В. М. Астапов, Ю. В. Микадзе. Мм 1996.
- Обучение практике социальной работы: Международный взгляд и перспективы / Под ред. М. Доэла и С. Шардлоу- Пер. с англ.- Под ред. Ю. Б. Шапиро. М., 1997.
- Обучение социальной работе в России. Программы и технологии.- М.: Ассоциация социальных педагогов и работников РФ. 1997.-С. 236−255
- Обучение социальной работе: состояние и перспективы. Материалы Международных конгрессов Школ социальной работы. /Под ред. В. Г. Бочаровой. М., 1997.
- Овсянников С. Цена и риск //Хозяйство и право.- 1991.- № 9.
- Ойгензихит В. А. Проблемы риска в гражданском праве. -Душанбе: Ирфоп, 1972.
- ОлиференкоЛ.Я. Муниципальная система социально-педагогической поддержки детства: Монография. М., 1998.
- Олиференко Л.Я. Муниципальная система социально-педагогической поддержки детства.- М., 1999.
- Олиференко Л. Я. О создании муниципальной системы социальной и психолого-педагогической поддержки детства // Дети группы риска. СПб., 1998.
- Олиференко Л. Я. Социально-педагогические учреждения в системе образования: Монография. М., 1999.
- Олиференко Л.Я. Социальная и психолого-педагогическая поддержка детства. М.: Изд-во ИПК и ПРНО МО, 1995.
- Олиференко Л.Я. Теория и практика создания муниципальной системы социальной и психолого-педагогической поддержки детства // Дети группы риска. Проблемная семья. Помощь, поддержка, защита. М., 1999.
- Олиференко Л.Я., Шульга Т. И., Дементьева И. Ф. В помощь социальным педагогам образовательных учреждений. Часть II.
- Технологии работы с детьми, подростками и неблагополучными семьями М.: ИПК и ПРО МО, 2003.
- Олиференко Л .Я., Шульга Т. И., Дементьева И. Ф. Критерии и показатели отнесения детей к категории нуждающихся в государственной помощи и поддержке. Методические рекомендации специалистам. М.: ИПК и ПРНО МО, 2002.
- Олиференко Л.Я., Шульга Т. И., Дементьева И. Ф. Социально-педагогическая поддержка детей «группы риска».- М., 2002.
- Омаров А. М. Руководитель. Размышление о стиле управления. -М.: Политиздат, 1987.
- Омельченко А. И. Творческий риск, его государственно-правовая охрана. М., 1995.
- Опыт интегративного подхода к организации жизненного пространства вокруг ребенка «группы риска».- Псков, 2000.
- Организация диагностической и психокоррекционной работы с детьми, оказавшимися в кризисных ситуациях. Методические рекомендации. Ростов-на-Дону: ООО «Издательство „Юг“, 2001.
- Организация профилактики наркозависимости в условиях сельского образовательного учреждения. Сборник методических рекомендаций. СПб.: ОЦ НТТУМ „Ирбис“, 2001.
- Организация работы с приемной семьей: Метод, рекомендации. Екатеринбург, 1997.222^ Основы социальной работы: Учебник /Отв. ред. П. Д. Павленок. -2-е изд., испр. и доп. М.: ИНФРА-М, 2001.
- Отте К. Социальная работа и социальная педагогика в Германии // Понятийный аппарат педагогики и образования: Сб. науч. тр. / Отв. ред. М. А. Галагузова. Екатеринбург, 1998.1. Вып. 3.
- Панов A.M. Положение детей в Российской Федерации // Государство и дети: Реальности России. М., 1995.
- Панов A.M. Состояние и перспективы формирования системы социальной работы с семьей и детьми в Российской Федерации. М., 1995.
- Панов A.M. Социальное обслуживание и социальная работа за рубежом. М., 1994.
- Пастухов А. Финансовый риск и доход //Экономика и жизнь.-1994.-№ 16.
- Педагогика открытости и диалога кульур / Под ред. М. В. Певзнера. М., 2000.
- Педагогические системы „Дети с проблемами в физическом и' психическом развитии“ / Отв ред. Курнешова JT.E. М.: ГОМЦ „Школьная книга“», 2000.
- Петрова В.Н. История зарубежной социальной работы. Курс лекций.- М., 2002.
- Первозванский А.А., Первозванская Т. Н. Финансовый рынок: расчет и риск. М.: ИНФРА, 1994.
- Питюхов В.Ю. Концептуальные основы деятельности «Центра семейного воспитания» // Дети группы риска. Проблемная семья. Помощь, поддержка, защита. М., 1999.
- Плоткин М.М. Педагогические условия социальной реабилитации подростков // Педагогика. 1994. — № 3.
- Плоткин М.М., Камаева Г. И. Педагогические аспекты социальной реабилитации детей с девиантным поведением // Семья в России. — 1995. -№ 1, 2.
- Подросток-мигрант. Приложение к Информационно-консультативному вестнику «Дети улиц». М.: Из-во Икар, 1999.
- Подходы к реабилитации детей с особенностями развития средствами образования. Сборник научных трудов и проектных материалов / Под ред. В. И. Слободчикова. М., 1996.
- Поляков В.Г. Кто не рискует, тот не выигрывает//Эко.- 1993.-№ 2.
- Постинтернатная адаптация выпускников специальных учебно-воспитательных учреждений для несовершеннолетних. Практическое пособие / Под ред. Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой. -СПб.: Речь, 2002.
- Постюшков А.В. Об оценке финансового риска //Бухучет.-1993.-№ 1.
- Преодоление трудностей социализации детей-сирот: Учеб. пособие. Ярославль, 1997.
- Прихожан А. М., Толстых Н. Н. Дети без семьи.- М., 1990.
- Проблемы и перспективы совершенствования воспитательной работы в дет. доме (Метод, рекомендации) / НИИ шк. МО РСФСР- Сост. В. Р. Кыркалов. М., 1990.
- Проблемы семьи и детства в современной России. М., 1992. -Ч. 1.
- Проблемы социологии быта и социальной работы в условиях перехода к рынку: Материалы Международной конференции /Под ред. П. Д. Павленка.- М.: ГАСБУ, 1994.
- Проблемы, методика и опыт социальной реабилитации детей и подростков в современных условиях / Под ред. Г. Иващенко, М. Плоткина. М., 1994.
- Проектирование подготовки социальных педагогов в системе непрерывного профессионального образования. Сборник научно-методических разработок. М.: Изд-во МГОУ, 2003.
- Психологическая реабилитация детей и подростков / Под ред. И. В. Дубровиной. Калуга, 1994.
- Психологическая реабилитация детей различных категорий ограничения возможностей. М.- Курск, 1998.
- Психология притеснения: Обидчики и обиженные: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, г. Коломна 17−18 мая 2000 г. / Под ред. И. П. Башкатова. -Коломна: КГПИ, 2000.
- Работа отдела народного образования по охране прав несовершеннолетних: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1989.
- Развивающееся социально-педагогическое пространство — условие развития региона. — М., 1994.
- Райе Т., Койли Б. Финансовые инвестиции и риск. Пер. с англ.- Киев: Тор го во-из дат. бюро, 1995.
- Раттер М. Помощь трудным детям / Пер. с англ. М., 1987.
- Реализация принципа преемственности между дошкольным образованием и общеобразовательной начальной школой. Сборник статей и материалов научно-практической конференции / Под ред. О. Б. Широких. Коломна: КГПИ, 2003.
- Региональный подход к развитию системы непрерывного профессионального образования: Материалы областного семинара-совещания руководителей учреждений высшего и среднего профессионального образования Московской области.- Орехово-Зуево, 2003.
- Рейльян Я. Р. Аналитическая основа принятия управленческих решений. М.: Финансы и статистика, 1989.
- Риски в современном бизнесе. М.: Алане, 1994.
- Родионова E.JI., Сидоров П. Е. Создание системы работы с детьми группы риска в Нижегородской области //Дети группы' риска. СПб., 2001.
- Рубежанский О. Ю. Региональная специфика работы с детьми группы риска в Самарском регионе. Опыт работы регионов//Дети группы риска. СПб., 2001.
- Руководство по предупреждению насилия над детьми: Учебное издание для психологов, детских психиатров, психотерапевтов, студентов педагогических ВУЗов / Под ред. Н. К. Асановой. М.: Издательский гуманитарный центр ВЛАДОС, 1997.
- Рыбакова Л.Н. Реабилитация лиц с алкогольной или наркотической зависимостью силами социальных педагогов Центра семейного воспитания // Дети группы риска. Проблемная семья. Помощь, поддержка, защита. М., 1999.
- Рыбинский Е. М. Феномен детства в современной России // Педагогика. — 1996, — № 6.
- Рэдхэд К, Хъюс С. Управление финансовыми рисками. М.: ИНФРА, 1996.
- Савина Н.Н. Педагогические заметки: О некоторых • проблемах «трудного детства».- Новосибирск, 1999.
- Самылов В. К. Региональные аспекты создания условий для эффективной социально-педагогической поддержки детей и подростков // Дети группы риска: Социальная, психолого-педагогическая помощь. — М., 1998.
- Саппс М., Уэллс К. Опыт социальной работы: Введение в профессию. М.: Ин-т социальной работы, 1994.
- Сафонова Т.Я., Фролова А. Д. Охрана здоровья детей // О положении детей в Российской Федерации. 1994 год: Государственный доклад. М., 1995.
- Сафонова Т.Я., Цымбал Е. И., Олиференко JI. Я. и др. Жестокое обращение с детьми. М., 1993.
- Сборник материалов международной конференции: Подростки и молодежь в меняющемся обществе (проблемы отклоняющего поведения). М.: Новый отсчет, 2001.
- Северный А.А., Альтшулер Б. Л. О системе защиты детства и семьи // Социальное и душевное здоровье ребенка и семьи: Защита, помощь, возвращение в жизнь: Материалы Всерос. науч.-практ. конф. (Москва, 22−25 сент. 1998 г.). М., 1998.
- Севрук В. Т. Анализ уровня рисков //Бухучет.- 1993.- № 4.
- Семейный кодекс Российской Федерации: Комментарии. -М., 1997.
- Синягина Н.Ю. Психологические аспекты жестокости в детско-родительских отношениях: Монография. Ульяновск: DaRP, 1996.
- Сироты России: Право ребенка на семью: Материалы' Общероссийской конф. (Москва, 15−19янв. 2001 г.). М., 2001.
- Система образования Московской области в цифрах и фактах (2001−2002 учебный год). М.: Изд-во МГОУ, 2002.
- Система образования Московской области в цифрах и фактах (2002−2003 учебный год). М.: Изд-во МГОУ, 2003.
- Система социальной защиты в Федеративной Республике Германии. М., 1993.
- Словарь-справочник по социальной работе / Под ред. Е. И. Холо-стовой. М., 1997.
- Служба семьи: Изучение опыта и принципов организации. -М., 1991.
- Смольков В.Г. Риск как фактор общественной жизни //Проблемы теории и практики управления.- 1994.- № 1.
- Смольков В.Г., Левитан М. И. Предприимчивость и риск: опыт, проблемы //Соцполитжурнал.- 1993.- № 7.
- Собкин В. С. Малолетние преступники // Нар. образование. -1995.-№ 7.
- Современное положение детей, молодежи, семьи // Междунар. науч.- практ. конф., (13−17 июня 1994 г.) Вологда. Дюссельдорф, 1995.
- Сокоменская Н. Э. Стратегия управления банковскими рисками//Бухучет.- 1994.- № 12.
- Солдатов В.Ф. Московская область субъект Российской Федерации. Программа, методические рекомендации. — М.: Изд-во МГОУ, 2003.
- Социальная защита семьи и детей (зарубежный опыт). М., 1992.
- Социальная и психолого-педагогическая поддержка детства / Сост. и коммент. Л. Я. Олиференко. М., 1995.
- Социальная педагогика. Свердловск, 1989.
- Социальная профилактика правонарушений: Советы, рекомендации / Под ред. Д. А. Керимова. М., 1989.
- Социальная работа и подготовка социальных работников в Великобритании, Канаде, США.- М., 1992.
- Социальная работа и проблемы подготовки кадров / Отв. ред. И. А. Зимняя. -М., 1992.
- Социальная работа и социальные технологии: Материалы методологического семинара. М., 1995.
- Социально-бытовая и трудовая реабилитация инвалидов (Пособие для социальных работников). М., 1997.
- Социальное и душевное здоровье ребенка и семьи: Защита, помощь, возвращение в жизнь: Материалы Всерос. науч.-практ. конф. (Москва, 22−25 сент. 1998 г.). М., 1998.
- Социальное обслуживание населения и социальная работа за рубежом /Сост. A.M. Панов. М., 1994.
- Социально-педагогическая среда как условие становления и развития региональных сфер образования / Под ред. Ю. В. Васильева, Е. С. Комракова. М., 1994.
- Социально-педагогический колледж: Учеб. пособие: В 2 кн. / Под ред. М. П. Гурьяновой. М., 1995. — Кн. 1.
- Социально-правовая защита детства в Свердловской области: Сб. материалов / Под ред. Э. Л. Воробьевой. Екатеринбург, 1996.
- Социальные службы помощи детям и молодежи. Документы: извлечения, программы, проекты / Под ред. И. М. Харитонова. -Екатеринбург: УГПИ, 1993.
- Социальные службы помощи детям и молодежи: Документы, извлечения, программы, проекты / Науч. ред. М. А. Галагузова. — Екатеринбург, 1993.
- Социальный педагог: Документы, программно-методические материалы для пед. учеб. заведений: В 2 ч. М., 1991.
- Социальный педагог: Квалификационные характеристики и учебные планы подготовки специалиста / Под ред. М. А. Галагузовой, Д. М. Ком-ского. Екатеринбург, 1994.
- Социокультурная политика и общественное региональное развитие //Россия-2010. 1994. — №½.
- Степанов В. Г. Семья и проблема «трудных детей» // Прикладная психология и психоанализ. 1998. — № 2.
- Столица — детям-сиротам // Нар. образование. 1994. — № 6. •
- Таранов П.С. Управление без тайн. Симферополь: Таврида, 1993.
- Телегин Е.А. Об управлении рисками при реализации долгосрочных проектов //Деньги и кредит.- 1995.- № 1.
- Телефон доверия. Служба телефонной экстренной психологической помощи для подростков и молодежи. М.: Институт молодежи, 1993.
- Теоретические и прикладные проблемы социально-психологической и медико-педагогической службы. Краснодар, 1993.
- Теория и методика социальной работы /Под ред. И. Г. Зайнышева.- М.: Союз, 1994. Ч. II.
- Теория и методика социальной работы: Учеб. пособие / Под ред. А. М. Панова, Е. И. Холостовой. М., 1997.
- Теория социальной работы на пути к самоопределению, образованию и практике: Кн. для социал. работника и социал. педагога / С. И. Григорьев, И. И. Григорьев, JI. Г. Гуслякова и др. -М., 1994.
- Терехова С.А., Трускова В. А. Исследование социальной ситуации развития и индивидуально-типологических особенностей личности детей группы риска //Опыт интегративного подхода к организации жизненного постранства вокруг ребенка группы риска. Псков, 2000.
- Территориальные социальные службы: теория и практика функционирования. М.: Министерство социальной защиты населения РФ, 1995.
- Типовое положение о социальном приюте для детей и подростков // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 1995. — № I.
- Третьяков П.И. Управление сферой образования в крупном городе // Сов. Педагогика. 1990. № 6.
- Трудные судьбы подростков — кто виноват?- М., 1991.
- Трухаев P. II. Модели принятия решении в условиях неопределенности. М.: Наука, 1981.
- Устенко O.JI. Предпринимательские риски: Основы теории, методология, оценки и управление. Киев, 1996.
- Фактор неопределенности в межотраслевых моделях. -Новосибирск, 1983.
- Федеральный закон. О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании». — М., 1996.
- Федотова М.А. Инвестиционные решения в условиях риска //Финансы.- 1992-№ 11.
- Фельдштейн Д. И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. М., 1995.
- Филонов Л. Б. Технология и установление контакта с дезадаптированными подростками в процессе их реабилитации // Проблемы, методика и опыт реабилитации детей и подростков в современных условиях. ., 1994.
- Фирсов М. В. Краткий курс истории социальной работы за* рубежом и в России: Учеб. пособие. М., 1992.
- Харчев А. Г. Социология воспитания. М., 1990.
- Холод B.JI. Работа с семьей главное направление в педагогической защите детей //Дети группы риска". Проблемная семья. Помощь, поддержка, защита. — М., 1999.
- Холостова Е.И. Социальная работа на селе: История и современность. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0», 2004.
- Цыгичко В.Н. Руководителю о принятии решений. М.: ИНФРА-М, 1996.
- Челышева Л.И. Формы и методы взаимодействия специалистов ЦСВ в работе с семьей социальной группы риска // Дети группы риска. Проблемная семья. Помощь, поддержка, защита. М., 1999.
- Чепурных Е.Е. О государственной политике в области социальной и педагогической реабилитации детей со школьной и социальной дезадаптацией //Дети «группы риска». С.-Пб., 2001.
- Черкасов В.В. Деловой риск в предпринимательской деятельности. Киев: Либра, 1996.
- Черкасов В.В. Проблемы риска в управленческой деятельности.- М.- Киев, 1999.
- Черкасов В. В. Сущность риска как управленческой категории.- Киев, 2001.
- Чорбинский С. И. Социальная работа и. социальные программы в США.- М., 1992.
- Чупров В.И., Зубок Ю. А., Уильяме К. Молодежь в обществе риска.- М., 2001.
- Шеляг Т.В. Мир семьи и социальная работа. М.: Московский государственный социальный университет, 2004.
- Шилова Т.А. Психологическая типология школьников с отставанием в учении и отклонениями в поведении. М., 1995.
- Шипицына Л.П. О взаимодействии проекта «Дети «группы риска» и проекта по начальному профессиональному образованию в Нижнем Новгороде //Дети группы риска. СПб., 2001.
- Школа без наркотиков: Книга для педагогов и родителей / Под ред. Л. М. Шипицыной и Е. И. Казаковой. СПб.: Изд-во «Образование-Культура», 1999.
- Шнипер Р. И. Экономический риск начинается в сфере научной подготовки //ЭКО.- 1995.- № 10.
- Шульга Т. И., Слот В., Спаниярд X. Методика работы с детьми группы риска. М., 2001.
- Шульга Т.И., Олиференко Л. Я. Методика работы с неблагополучной семьей. Из опыта работы учреждений социально-педагогической поддержки детей и подростков. М.: Благотворительный фонд «СЛОВО» — ООО «СИМС», 1999.
- Шульга Т.И. Опыт работы муниципальной системы в социально-педагогической поддержки детей и подростков в Люберецком районе Московской области. М. 1999.
- Шульга Т.И., Олиференко Л. Я. Психологические основы работы с детьми «группы риска» в учреждениях социальной помощи и поддержки. М.: Изд-во УРАО, 1997.
- Шульга Т.Н., Олиференко Л. Я. Психологические основы работы с детьми группы риска в учреждениях социальной помощи и поддержки // Приклад, психология и психоанализ. -1998.-№ 2.
- Щетинин В.П. Экономика образования. — М., 1998.
- Экономика и финансы образования: Учебное пособие / Под ред. С. А. Беликова и М. М. Мусарского. М.: Изд-во МГОУ, 2003.
- Энциклопедия социальной работы: В 3 т. /Пер. с англ. М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1993−1994.
- Ядов В.А. Социологическое исследование: Методология, программа, методы. Самара, 1995.
- Якиманская И. С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. М., 1996.
- Яковлев Л. С. Модели социализации и становления парадигмы социальной работы с молодежью в российском обществе: Монография. Саратов, 1994.