Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Творческие задания как средство развития креативных способностей школьников в учебном процессе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Именно поэтому на сегодняшний день становится актуальной проблема поиска средств развития мыслительных способностей, связанных с творческой деятельностью младших школьников как в коллективной, так и в индивидуальной форме рбучения. Этой проблеме посвящены работы Т.М.'Давыденко, JI.B. Занкова, И. Б. Котовой, А. И. Савенкова и др., в которых акцентируется внимание на таких аспектах проблемы, как… Читать ещё >

Содержание

  • и
  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА I. Проблема развития креативных способностей младших школьников в учебном процессе
    • 1. Состояние проблемы развития креативных способностей в теории и педагогической практике
    • 2. Система творческих заданий, ориентированная на развитие креативных способностей младших школьников в учебном процессе
    • 3. Педагогические условия эффективного функционирования системы творческих заданий в начальной школе
  • ВЫВОДЫ по первой главе
  • ГЛАВА II. Опытно-экспериментальная работа по развитию креативных способностей младших школьников с помощью системы творческих заданий
    • 1. Цели и задачи опытно-экспериментальной работы
    • 2. Реализация системы творческих заданий в комплексе педагогических условий ее эффективного функционироваq ния в учебном процессе
    • 3. Анализ и результаты эффективности развития креативных способностей младших школьников с помощью системы творческих заданий
  • ВЫВОДЫ по второй главе

Творческие задания как средство развития креативных способностей школьников в учебном процессе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

О.

Актуальность исследования. Возрастающая потребность общества в людях, способных творчески подходить к любым изменениям, нетрадиционно и качественно решать существующие проблемы, обусловлена ускорением темпов развития общества и, как следствие, необходимостью подготовки людей к жизни в быстро меняющихся условиях. г Чем настоятельнее потребность общества в творческой инициативе личности, тем острее необходимость в теоретической разработке проблем творчества, .изучении его природы и форм проявления, его источников, ф стимулов и условий.

Стратегия современного образования заключается в том, чтобы дать «возможность всем без исключения учащимся проявить свои таланты и весь свой творческий потенциал, подразумевающий возможность реализации своих личных планов» [254, с. 14]. Эти позиции соответствуют современным гуманистическим тенденциям развития отечественной школы, для которой характерна ориентация педагогов на личностные возможности учащихся, их непрерывное «наращивание». При этом на первый план выдвигаются цели р развития личности, а предметные знания и умения рассматриваются как q средства их достижения. •.

Актуальность изучаемой проблемы находит отражение в государственных документах в области образования. В «Концепции модернизации Российского образования» на период до 2010 года отмечается, что образование должно быть ориентировано «.не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его познавательных и созидательных способностей» [97, с. 108].

В «Концепции структуры и содержания среднего общего образования (в 12-летней школе)» делается акцент на то, что одним из основополагающих ^ принципов обновления содержания образования является его личностная ориентация, предполагающая развитие креативных способностей учеников, индивидуализацию их образования с учетом интересов и склонностей к творческой деятельности [98]. В связи с этим остро встал вопрос об организации активной познавательной деятельности учащихся, способствующей накоплению субъективного творческого опыта младших школьников как основы, без которой самореализация личности на последующих этапах непрерывного образования становится малоэффективной.

Именно поэтому на сегодняшний день становится актуальной проблема поиска средств развития мыслительных способностей, связанных с творческой деятельностью младших школьников как в коллективной, так и в индивидуальной форме рбучения. Этой проблеме посвящены работы Т.М.'Давыденко, JI.B. Занкова, И. Б. Котовой, А. И. Савенкова и др., в которых акцентируется внимание на таких аспектах проблемы, как определение средств повышения • продуктивности познавательной деятельности учащихся, организации их совместной творческой деятельности. Вместе с тем отмечаем, что младшему школьнику для обеспечения эффективного продвижения в развитии креативных способностей необходимо освоение доступных способов творческой деятельности, развитие творческой индивидуальности учащихся в учебном процессе.

В работах других отечественных психологов и педагогов Г. А. Балла, М.И.' Махмутова, Е. И. Машбица, А. И. Уман, Т. И. Шамовой и др. также рассматриваются вопросы организации творческой деятельности учащихся, {но с помощью создания проблемных ситуаций, формирования у учащихся умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций. Названные авторы отмечают недостаточную теоретическую разработанность проблемы организации самостоятельной творческой деятельности учащихся.

Опираясь на имеющийся положительный опыт, следует отметить объективную потребность образования в определении средств организации процесса развития креативных способностей младших школьников.

Рассмотрение вопросов креативных способностей учащихся на ^ сегодняшний день весьма актуально. Так, в экспериментальных психологических исследованиях P.M. Грановской, В. Н. Дружинина, Б. Б. Коссова, А. А. Леонтьева и др. рассматривается развитие креативных способностей учащихся, особенности их формирования в учебной и внеучебной деятельности, влияние среды на формирование креативности.

Наше • исследование в значительной степени опирается на работы М. С. Гафитулина, В. И. Загвязинского, Э. Ф. Зеера, А. В. Усовой и др., рассмотревших различные аспекты творческой деятельности педагогов и учащихся, особенности их взаимодействия. О Основой для определения характера творческой деятельности учащихся младшего школьного возраста служат труды известных российских педагогов и психологов А. С. Белкина, Л. И. Божович, Л. С. Выготского, В. В. Давыдова, В. А. Петровского, Е. С. Полат и др.

Способы управления творческими процессами интеллектуальной деятельности и технологии диагностики креативных способностей рассмотрены в работах И. П. Подласого, П. Торренса, Е. Е. Туник, Л. И. Шрагиной и др.

Проблемы организации творческих ситуаций и способов их решения с ^ помощью эвристических и алгоритмических методов разработаны.

Г. С. Альтшуллером, В. И. Андреевым, И. Я. Лернером, П. И. Пидкасистым, А. В. Хуторским и др.

• Следует, однако, отметить, что, хотя научные исследования, несомненно, отражают многообразие подходов .к организации учебно-воспитательнс?го процесса, способствующего накоплению творческого опыта учащихся, в целом проблема обеспечения целенаправленного продвижения младших школьников в развитии креативных способностей освещена, на наш взгляд, недостаточно. д Таким образом, современную ситуацию в теории и практике образования можно охарактеризовать сложившимися противоречиями между:

• возрастающими потребностями общества в творчески активных От личностях, способных систематично, последовательно и качественно решать существующие проблемы, и недостаточной разработанностью педагогических средств и условий, повышающих эффективность процесса организации творческой деятельности личности;

• повышением требований к уровню знаний, которыми должен обладать г младший школьник, готовностью к их преобразованию и существующей организацией учебного процесса начальной общеобразовательной школы, не обеспечивающей необходимого уровня развития креативных способностей учащихся;

• О.

• социальной значимостью развития креативных способностей младших школьников и недостаточной разработанностью научно-методического обеспечения для организации творческой деятельности учащихся;

• необходимостью объективной оценки творческой деятельности учащихся и недостаточной разработанностью педагогического инструментария для оценивания результатов творческой деятельности младших школьников. На основании выделенных противоречий, анализа философской, г психолого-педагогической литературы, а также в результате изучения опыта работы начальной школы была сформулирована проблема исследования, заключающаяся в теоретическом осмыслении педагогических средств, обеспечивающих высокий уровень развития креативных способностей младших школьников в учебном процессе.

Вышеизложенное обусловило выбор темы исследования: «Творческие задания как средство развития креативных способностей школьников в учебном процессе». Цель исследования: разработать систему творческих заданий, ориентированную на повышение уровня развития креативных способностей d младших школьников, а также выявить комплекс педагогических условий, г способствующих ее эффективному функционированию в учебном процессе.

Объект исследования: процесс развития креативных способностей ф учащихся начальной школы.

Предмет исследования: развитие креативных способностей младших школьников в учебном процессе средствами творческих заданий.

Гипотеза исследования: развитие креативных способностей младших школьников средствами творческих заданий будет эффективным, если:

• на основе системного, личностно-деятельностного подхода разработать и реализовать систему творческих заданий, особенностью которой является организация творческой деятельности, ориентированной на познание, V создание, преобразование, использование в новом качестве объектов, ^ ситуации, явлении, что находит отражение в компонентном составе системы целевой, содержательный, деятельностный, результативный);

• выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить комплекс педагогических условий эффективного функционирования системы творческих заданий в начальной школе: 1) личностно-деятельностное взаимодействие учителя и учащихся в процессе организации творческой деятельности- 2) обеспечение творческой продуктивности младших школьников в рамках дополнительной учебной программы- 3) диагностика уровня развития креативных способностей младших школьников.

Q'.

В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой v определены задачи исследования:

1. Изучить и проанализировать состояние проблемы исследования в педагогической теории и практике.

2. Конкретизировать понятие «творческая деятельность младших школьников».

3. На основе системного, личностно-деятельностного подхода разработать и реализовать систему творческих заданий, ориентированную на.

3 развитие креативных способностей младших школьников.

4. Выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить комплекс педагогических условий, обеспечивающих эффективное функционирование системы творческих заданий в учебном процессе.

5. Разработать рабочие тетради для младших школьников и методические рекомендации для учителей начальных классов по организации творческой деятельности в начальной школе.

Теоретико-методологической основой исследования являются философские положения о системном подходе к анализу явлений и процессов, ведущей роли деятельности в процессе формирования и развития личности, всеобщей связи, взаимообусловленности и целостности явлений.

В значительной степени исследование опирается на теории целостного педагогического процесса (Ю.К. Бабанский, М. А. Данилов, В.И. Загвязин-ский и др.), личностно-деятельностного подхода (Э.Ф. Зеер, И. А. Зимняя, В. В. Краевский, В. Д. Семенов и др.), возрастной периодизации психического развития (В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин) — на психолого-педагогические основы теории образования (А.С. Белкин, Б. С. Гершунский, Ё.В. Ткаченко) — на идеи заданного подхода в обучении (И.Я. Лернер, Е. И. Машбиц, Н. Н. Тулькибаева, А. И. Уман и др.) — на проблемы организации творческой деятельности личности, рассмотренные в трудах Г. С. Альтшуллера, В. И. Андреева, С. А. Новоселова, А. В. Хуторскогона исследования посвященные актуальным проблемам общего и профессионального образования (А.Ф. Аменд, B.JI. Бенин, JI.B. Моисеева, Г. М. Романцев, Е. В. Ткаченко, Н. К. Чапаев и др.).

Важными для нашего исследования явились нормативные документы в области образования (Закон РФ «Об образовании», проект Национальвэй доктрины образования, Концепция структуры и содержания общего среднего образования (в 12-летней школе), Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года).

Исследования проводились в три этапа на базе муниципальных образовательных учреждений № 152, 95 г. Челябинска, № 24 г. Ульяновска. На каждом этапе, в зависимости от решаемых задач и условий проведения работы, применялись соответствующие методы.

На первом этапе (1995;1998) — поисково-диагностическом изучалось состояние проблемы в теории и практике начальной школыанализировалась философская, психолого-педагогическая литература, диссертационные работыразрабатывались понятийный аппарат и программа исследованиявыдвинута рабочая гипотезаопределены последующие задачи, осуществлялся констатирующий эксперимент. Использовались такие методы научно-педагогического исследования, как теоретический анализ, наблюдение, методы опроса (беседы, анкетирование), тестирование, анализ результатов творческой деятельности учащихся.

На втором этапе (1998;2001) — теоретико-экспериментальном была разработана система творческих заданий, выявлены и проверены условия ее эффективного функционирования. Проводился формирующий этап эксперимента, проверялась гипотеза, выполнялись задачи. Ведущими методами явились: педагогический эксперимент, наблюдение, диагностические методы (беседы, анкетирование, тестирование, анализ результатов творческой деятельности учащихся).

На третьем этапе (2001;2002) — обобщающем отрабатывались окончательные выводы и предложения, осуществлялась проверка и обработка результатов исследования, проводилось обобщение, систематизация, описание полученных результатов, осуществлялось издание методического пособия и рабочих тетрадей «Уроки творчества». Проводилась работа по внедрению результатов в школьную практику. Оформлялось диссертационное исследование.' Основными методами исследования выступили: анализ, обобщение результатов исследованияметоды математической статистики.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Система творческих заданий, направленная на развитие креативных способностей младших школьников, особенностью которой является организация творческой деятельности, ориентированной на познание, создание, преобразование, использование в новом качестве объектов, ситуаций, явлений, что находит отражение в компонентном составе системы (целевой, содержательный, деятельностный, результативный).

2. Комплекс педагогических условий эффективного функционирования системы творческих заданий включает: личностно-деятельностное взаимодействие учителя и учащихся в процессе организации творческГой деятельностиобеспечение творческой продуктивности младших школьников в рамках дополнительной учебной программыдиагностику уровня развития креативных способностей младших школьников.

Защищаемые положения определяют теоретическую, практическую значимость и научную новизну настоящего исследования.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что с позиций системного и личностно-деятельностного подхода рассмотрена проблема развития креативных способностей младших школьников в учебном процессе современной начальной общеобразовательной школы, конкретизировано понятие «творческая деятельность младших школьников».

Научная новизна исследования заключается в том, что: f.

• разработана и реализована система творческих заданий, особенностью которой является организация творческой деятельности, ориентированной на познание, создание, преобразование, использование в новом качестве объектов, ситуаций, явлений, находящих отражение в компонентном составе системы;

• выявлен, теоретически обоснован и экспериментально проверен комплекс педагогических условий эффективного функционирования системы творческих заданий в учебном процессе.

Практическая значимость исследования заключается в разработке курса по развитию креативных способностей младших школьников, методического обеспечения его реализации, в том числе рабочих тетрадей «Уроки творчества» на печатной основе, содержащих справочные материалы и систематизированную по уровням сложности картотеку заданий, для осуществления самостоятельной творческой деятельности учащихся. Материалы настоящего исследования могут быть использованы педагогами в массовой практике работы с младшими школьниками, а также в системе повышения квалификации.

Достоверность научных результатов и выводов исследования обеспечивается методологией исходных теоретических положенийретроспективным анализом и учетом состояния исследуемой проблемы в педагогической теории и практикеприменением комплекса методов исследования, соответствующих его целирепрезентативностью полученных экспериментальных данныхпроверкой результатов исследования на различных этапах эксперимента количественным и качественным анализомподтверждением выдвинутой гипотезы исследования его результатамиобработкой результатов эксперимента методами математической статистики.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялось посредством:

• выступлений и отчетов на методических совещаниях и педагогических советах базовых школ, заседаниях кафедры педагогики, психологии и предметных методик 41'НУ;

• выступлений на ежегодных региональных и международных научно-практических конференциях по вопросам развития творческих способностей школьников с использованием элементов теории решения изобретательских задач (Челябинск, 1998;2002);

• публикаций материалов по результатам исследования в научной и методической печати- • педагогической деятельности в качестве учителя начальных классов- • проведения открытых занятий для директоров и заместителей директоров. школ и руководителей методических объединений городов Челябинска, Екатеринбурга и Ульяновска.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ.

1. Основной целью опытно-экспериментальной работы явилась проверка выдвинутой в исследовании гипотезы. Положения гипотезы проверялись в ходе опытно-экспериментальной работы, которая проводилась на базе муниципальных образовательных учреждений № 152, 95 г. Челябинска, № 24 г. Ульяновска. Результаты констатирующего этапа эксперимента показали равно низкий уровень развития таких компонентов креативных способностей младших школьников, как творческое мышление, творческое воображение, применение методов творчества при выполнении творческих заданий контрольной и экспериментальных групп. На основании полученных данных нами был сделан вывод о неэффективности развития составляющих креативных способностей учащихся в учебном процессе начальной школы.

2. Формирующий этап эксперимента показал, что развитие креативных способностей младших школьников осуществляется более успешно в рамках разработанной системы творческих заданий, особенностью которой является организация творческой деятельности учащихся, ориентированной на познание, создание, преобразование и использование в новом качестве объектов, ситуаций, явлений, находящих отражение в компонентном составе системы, ее целостности, иерархичности, уровневости, цикличности.

3. Целью и результатом функционирования данной системы является более высокий уровень развития креативных способностей младших школьников. Показателями, характеризующими эффективность развития креативных способностей младших школьников, являются: уровень творческого мышления учащихся, уровень творческого воображения младших школьников, уровень применения методов творчества при выполнении творческих заданий.

4. Комплекс педагогических условий (личностно-деятельностное взаимодействие учителя и учащихся в процессе организации творческой деятельности, обеспечение творческой продуктивности младших ф школьников в рамках дополнительной учебной программы, диагностика уровня развития креативных способностей младших школьников) является необходимым и достаточным для эффективного функционирования системы творческих заданий, ориентированной на развитие креативных сйособностёй младших школьников в учебном процессе. г.

5. Учащиеся экспериментальных групп, где разработанная нами система творческих заданий реализовывалась на фоне выделенного комплекса педагогических условий, продемонстрировали более высокий уровень развития креативных способностей (показатель высокого уровня в V четвертой экспериментальной группе составил 40,0%, в контрольной группе — 12,0%, в первой, второй и третьей экспериментальных группах эти показатели составили 29,2- 30,8- 30,4% соответственно). г 9 О г.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

г.

Необходимость. развития креативности младших школьников обусловлена возросшими требованиями общества к личности, его познавательным и созидательным способностям. Изучение уровня развития креативных способностей учащихся, анализ психолого-педагогической литературы, опыт работы в начальной школе показали, что на современном этапе существует потребность в поиске педагогических средств, ориентированных на повышение уровня развития креативных способностей младших школьников.

Настоящее диссертационное исследование посвящено актуальной проблеме — разработке и реализации системы творческих заданий, способствующей эффективному развитию креативных способностей младших школьников.

В первой главе диссертационного исследования рассмотрены теоретические основы организации творческой деятельности младших школьников, анализируется состояние исследуемой проблемы в педагогической теории и практике, определяются основополагающие понятия по проблеме исследования, разрабатывается система творческих заданий, направленная на развитие креативных способностей младших школьников, определяется комплекс педагогических условий ее эффективного функционирования.

Отправной точкой работы явился анализ понятий «креативные способности», «творческая деятельность младших школьников», которые были г соотнесены с такими понятиями, как «творческие задания», «методы организации творческой деятельности" — он позволил выделить основные компоненты креативных способностей младших школьников: творческое мышление, творческое воображение и применение методов творчества учащимися, а также определить виды творческой деятельности, доступной младшим школьникам: познание, создание, преобразование, использование в новом качестве объектов материальной и духовной культуры. На основе системного, личностно-деятельностного подхода нами была разработана система творческих заданий, направленная на развитие креативных способностей младших школьников, особенность которой — организация творческой деятельности, учащихся, ориентированной на познание, создание, преобразование и использование в новом качестве объектов, ситуаций, явлений, отражающихся в характере содержания заданий. г.

В основе каждого задания положены методы творчества, обеспечивающие в совокупности высокий уровень развития творческого мышления, творческого воображения, использование различного уровня методов творчества при выполнении заданий учащимися, что позволяет управлять развитием креативных способностей младших школьников.

Система творческих заданий рассматривается нами как целостная совокупность взаимосвязанных компонентовсистемообразующим фактором в свете положений личностно-деятельностного подхода является личность учащегося: его способности, потребности, мотивы, цели и другие индивидуально-психологические особенности, субъективно-творческий опыт. Сконструированная система творческих заданий выполняет познавательную, развивающую, ориентационную и практическую функции, которые осуществляются через реализацию компонентов системы.

Вторая глава посвящена проверке эффективности, разработанной системы творческих заданий на фоне внедрения выделенного комплекса педагогических условий.

Обобщая результаты проведенного нами теоретико-экспериментального исследования, можно сделать следующие выводы:

1. Актуальность проблемы развития креативных способностей младших школьников обусловлена необходимостью научно обоснованного решения практических задач начального образования в связи с модернизацией действующей системы образования, возросшими требованиями к способностям выпускника начальной школы, недостаточной разработанностью проблемы в теории и практике педагогики.

2. В нашем исследовании развитие креативных способностей учащихся рассматривается как результат целенаправленного обучения творческой деятельности младших школьников, под которой мы понимаем продуктивную форму деятельности учащихся начальной школы, направленную на овладение творческим опытом познания, создания, преобразования, использования в новом качестве объектов материальной и духовной культуры, в процессе образовательной деятельности, организованной в сотрудничестве с педагогом.

3. Теоретико-экспериментальное исследование показало, что наиболее целесообразным концептуальным основанием для нашей работы является использование системного и личностно-деятельностного подхода к разработке системы творческих заданий, особенностью которой является организация творческой деятельности младших школьников, ориентированная на познание, создание, преобразование, использование в новом качестве объектов, ситуаций, явлений, и представляет собой целостную уровневую, цикличную систему, структура которой состоит из компонентов — целевого, содержательного, деятельностного, результативного.

4. Комплекс педагогических условий эффективного функционирования системы творческих заданий включает личностно-деятельностное взаимодействие учителя и учащихся в процессе организации творческой деятельности, обеспечение творческой продуктивности младших школьников в рамках дополнительной учебной программы, диагностику уровня развития креативных способностей учащихся.

5. Разработанная в ходе экспериментальной деятельности серия рабочих тетрадей, справочные материалы по использованию комплекса методов творчества и систематизированная по уровням сложности картотека творческих заданий и методическое пособие способствуют организации самостоятельной продуктивной творческой деятельности младших школьников, позволяют педагогам корректно использовать систему творческих заданий.

6. Анализ эффективности реализации системы творческих заданий и условий ее функционирования позволил зафиксировать количественные и качественные изменения уровня развития компонентов креативных способностей младших школьников, что является показателем успешной ее реализации. Самыми показательными являются результаты в ЭГ-4, где проверялся комплекс педагогических условий. Положительная динамика высокого уровня развития креативности учащихся составила 40,0%, в других группах динамика высокого уровня составила 29,2- 30,8- 30,4%- в КГ — 12,0%.

Таким образом, полученные результаты дают основание сделать вывод о том, что поставленная цель — разработка, обоснование и реализация системы творческих заданий и выявление комплекса педагогических условий ее эффективного функционирования — достигнута, выдвинутая гипотеза об эффективности развития креативных способностей младших школьников с помощью системы творческих заданий доказана, поставленные задачи решены.

Проведенное исследование показало значимость внедрения его результатов в практику начальной школы, но не исчерпывает содержания изучаемой проблемы.

Дальнейшая разработка, на наш взгляд, может проводиться в следующих направлениях:

• организации развития креативных способностей учащихся с помощью системы творческих заданий на следующей образовательной ступенит.

• исследовании влияния целенаправленного развития творческих способностей на нравственные качества в структуре становления творческой личности;

• исследовании современного состояния проблемы непрерывного развития творческого потенциала личности на различных образовательных ступенях.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Альтов Г. С. .Итут появился изобретатель. -М.: Дет. лит., 1984. — 126 с.
  2. АльтшулЛер Г. С. Ещё 25 документов об эффективности ТРИЗ 1983−1985: Материалы семинаров. Баку, 1985. — 12 с. — Деп. в ЧОУНБ 25.05.88, № 400. •
  3. Г. С. Найти идею: Введение в теорию решения изобретательских задач. — 2-е изд., доп. — Новосибирск: Наука. Сиб. отд., 1991.-225 с.
  4. Г. С. ТРИЗ: исследование, обучение, внедрение: Тез. докл. к петрозаводской встрече преподавателей и разработчиков ТРИЗ. — Баку, 1980.-8 с.-Деп. в ЧОУНБ 17.02.92, № 1411.
  5. Метод, рекомендации. Челябинск, 1981. — 69 с. В. Амнуэль П. Р. Загадки для знатоков. — М.: Знание, 1988. — 191 с.
  6. В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности- основы педагогики творчества. Казань: Изд-во Каз. гос. ун-та, 1988!-236 с.
  7. В.И. Педагогика: Учеб. курс для творческого саморазвития. — 2-е изд. Казань: Центр инновационных технологий, 2000. — 608 с. 1. Андреев В. И. Эвристическое программирование учебно-исследовательской деятельности. М.: Высш. шк., 1981. — 249 с. •
  8. Л.А., Чеснокова И. И. Предисловие // Педагогика / Под ред. А. Коссаковски, X. Кюна, Г. Розенфельда. М.: Педагогика. — 1981. — С. 7.
  9. В.Г. Системность и общество. М.: Политиздат, 1980. — 386 с.
  10. Ю.К. Оптимизация процесса обучения: общедидактический аспект. М.: Педагогика, 1997. — 254 с.
  11. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: Методические основы. М.: Просвещение, 1982. — 192 с.
  12. Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. -М.: Педагогика, 1982. — 216 с.
  13. Г. А. Теория учебных задач: психолого-педагогический аспект. — М.: Педагогика, 1990. 184 с.
  14. Г. С. Введение в диалектику творчества. СПб.: РХГИ, 1997. -464 с.
  15. М.М., Кузнецова М. И., Кочурова Е. Э. Грамота: Рабочая тетрадь № 3 для 1 кл. четырехлетней нач. шк. М.: Вентана-Граф, 1998. — 64 с.
  16. М.М., Кузнецова М. И., Кочурова Е. Э. Грамота: Рабочая тетрадь № 2 для 1 кл. четырехлетней нач. шк. М.: Вентана-Граф, 1998. — 64 с.
  17. М.М., Кузнецова М. И., Кочурова Е. Э. Грамота: Рабочая тетрадь № 1 для 1 кл. четырехлетней нач. шк. М.: Вентана-Граф, 1998. — 64 с.
  18. А.С. Основы возрастной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. завед. М.: Академия, 2000. — 192 с.
  19. B.JI. Специфика актуальной культуры и содержание программ общеобразовательной школы // Образование и наука. 2000. — № 2 (4). — С. 88−93.
  20. В.П. Основы теории педагогических систем. Воронеж, 1977. -304 с.
  21. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Просвещение, 1989.-190 с.
  22. В.М. Избранные произведения: Ст. и докл. М.: Медгиз, 1954. — 324 с.
  23. И.В. Проблема целостности и системный подход. — М.: Эдиториал УРСС, 1997. 235 с.
  24. П.П. Педология: Кн. для преп. и студ. высш. пед. учеб. завед. / Под ред. В. А. Сластенина. М.: ВЛАДОС, 1999. — 288 с.
  25. Л.И. Проблемы формирования личности / Под ред. Д. И. Фельдштейна. — 2-е изд. — М.: Изд-во «Институт практической психологии" — Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. 3 52 с.
  26. Е.В. Смысл и • стратегия личностно-ориентированного воспитания // Педагогика. — 2001. — № 1. — С. 17−24.
  27. Н.В., Реан А. А. Педагогика: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2000.-304 с.
  28. О. Развитие воображения: Метод, рекомендации. М.: ООО «ЦГЛ «РОН», 2000. — 112 с.
  29. А.В. Воображение и творчество (трудности в трактовке воображения) // Научное творчество / Под ред. С. Р. Микулинского, М. Г. Ярошевского. М., 1967. — С. 17−22.
  30. Р.Н., Бунеева Е. В. Капельки солнца: Кн. для чтения в 1 кл.: Пособие для уч-ся. -М.: С-инфо- Баллас, 1993. 224 с.
  31. Р.Н., Бунеева Е. В. Маленькая дверь в большой мир: Кн. для чтения во 2 кл. ср. шк.: Пособие для уч-ся: В 2 ч. — М.: Компания С-инфо- Баллас, 1997.- Ч. 1.-224 с.
  32. Р.Н., Бунеева Е. В. Маленькая дверь в большой мир: Кн. для чтения во 2 кл. ср. шк.: Пособие для уч-ся: В 2 ч. М.- С-инфо- Баллас, 1997. -4.2.-160 с.
  33. Р.Н., Бунеева Е. В., Пронина О. В. Моя любимая азбука: Учебник для первоклассников. -М.: Баллас- С-инфо, 1996. 192 с.
  34. Г. Д. Понятие «задача» в психологии, общей и. частной дидактиках // Понятийный аппарат педагогики и образования. 1995. — Вып. 1. — С. 97−107.
  35. В.А. Биологические задачи и проблемы: Задачник для уч-ся общеобраз. шк. 2-е изд., перераб. и доп. — Рига, 1994. — 135 с.
  36. В.А. Методики и технологии образования / Пед. центр «Эксперимент». Рига, 1994.- 67 с.
  37. Буш Г. Я. Методологические основы научного управления изобретательством. — Рига: Лиесма, 1974. — 167 с.
  38. Буш Г. Я. Методы технического творчества. Рига, 1972. — 93 с.
  39. С.М. Лекционное преподавание в высшей школе: Краткий исторический очерк его, психолого-педагогические основы и общая методика. — Горький, 1959. 271 с.
  40. Эикентье? И.Л., Кайков И. К. Лестница идей: основы теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) в примерах и задачах. — 1992. — 104 с.
  41. Н.Я., Петерсон Л. Г. Математика. 1 кл.: Учебник для 1 кл. — М.: С-инфо- Баллас, 1996. Ч. 1. — 64 с.
  42. Н.Я., Петерсон Л. Г. Математика. 1 кл.: Учебник для 1 кл. — М.: С-инфо- Баллас, 1996. Ч. 1. — 64 с.
  43. Н.Ф. Учимся думать и фантазировать: Рабочая тетрадь для 1 кл. четырехлетней нач. шк. М.: Вентана-Граф, 1998. — 64 с.
  44. Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студ. пед. ин-тов / I3.B. Давыдов, Т. В. Драгунова, Л. Б. Ительсон и др.- Под ред. А. В. Петровского. М.: Просвещение, 1979. — 288 с.
  45. И.П. Приобщение к творчеству. М.: Просвещение, 1982. — 144 с.
  46. С.И. Уроки профессионального творчества: Учеб. пособие для студ. сред. спец. учеб. завед. М.: Изд. центр «Академия», 1999. — 160 с.
  47. Jl.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк: Кн. для учителя. 3-е изд. — М.: Просвещение, 1991.-93 с.
  48. JI.C. Психология искусства. Минск: Современное слово, 1998.-479 с.
  49. И.Б. Можно ли научить творчеству? // Образование. — 2001. — № 1.- С. 101−103.
  50. М.С. Развитие творческого воображения: Из опыта работы со школьниками начальных классов: Метод, разработка по использованию элементов теории решения изобретательских задач в работе с детьми. — Фрунзе, 1990.-С. 2−18.
  51. .С. Философия образования. — М.: Моск. психолого-социальный ин-т: Флинта, 1998. 432 с.
  52. Дж. Три стороны интеллекта // Психология мышления. М., 1965.-С. 433−456.
  53. Гин А.А. О творческих учебных задачах // Педагогика + ТРИЗ: Сб. ст. для учителей, воспитателей и менеджеров образования. — Гомель: ИПП СОЖ, 1997.-Вып. 1.-С. 20−25.
  54. Гин А. А. Приемы педагогической техники. Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя. — М.: Вита-Пресс, 1999. 88 с.
  55. Гин С. И. Мир Фантазии: Метод, пособие для учителей нач. кл. / Система проф. разработчиков, консультантов и преподавателей ТРИЗ. — Гомель, 1995.-128 с.
  56. Гин С. И. Мир человека: Метод, пособие для учителей 1−2 кл. Гомель, 1994. — 112 с. — (Эксперимент).
  57. Д.И. Творческое воображение и эстетические чувства: Философская монография. Киев: Выща шк., 1990. — 143 с.
  58. М.И., Краснянская К. А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Непарам етриче. ские методы. — М.: Педагогика, 1977. 136 с.
  59. Л.П. Резервы человеческой психики: введение в психологию активности. М.: Политиздат, 1989. — 319 с.
  60. В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996. — 544 с.
  61. Р. Рассуждение о методе. М.: Мысль, 1994. — 632 с.
  62. Дидактика средней школы. Некоторые проблемы современной дидактики / Под. ред. М. Н. Скаткина. М.: Просвещение, 1982. — 319 с.
  63. В.Н. Психология общих способностей. СПб.: Питер, 1999. -368 с.
  64. М.Е. Профессионально-педагогическая деятельность и исследовательский подход к ней: Монография. — Челябинск: ЧГАКИ, 2002.-276 с.
  65. В.К. Организационная структура учебного процесса и его развитие. М., 1989. — 159 с.
  66. М.И., Кандыбович Л. А. Психология- Слов.-справ. — Минск: Хэлтон, 1998.-540 с.
  67. Л.Е., Евдокимова А. О., Ефросинина Л. А. Чтение и письмо для 1 кл. четырехлетней нач. шк.: Учебник. — М.: Вентана-Граф, 1998. — 112 с.
  68. В.И. Педагогическое творчество учителя. — М.: Педагогика, 1987.- 160 с.
  69. Зак А. З. Развитие интеллектуальных способностей у детей 9 лет: Учеб,-метод. пособие для учителей. М.: Нов. шк., 1996. — 408 с.
  70. Л.В. Избранные педагогические труды. М.: Нов. шк., 1996. -432 с.
  71. В.К., Ковалева Н. Б. Введение в психологию научно-технического творчества // Совершенствование творческой деятельности в процессе создания новых технологий решений (программа): Учеб.-метод. пособие. — М.: ВНИИПИ, 1987. 88 с.
  72. Зеер.Э. Ф. Личностно ориентированное профессиональное образование: теоретико-методологический аспект. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 2001 .-51 с.
  73. И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. — 2-е изд., доп., испр. и перераб. М.: Логос, 2001. — 384 с.
  74. М.М. Инженерное мышление (теория и инновационные педагогические технологии): Монография. — М.: МГИУ, 1996. — 283 с.
  75. Г. И. Формулы творчества, или Как научиться изобретать: Кн. для уч-ся ст. кл. М.: Просвещение, 1994. — 208 с.
  76. И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. — М.: Педагогика, 1989 206 с.
  77. Э.В. Философия и культура. М.: Политиздат, 1991. — 464 с.
  78. Т.А. Педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие для студ. пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1984. — 496 с.
  79. Т.А. Структурно-системный подход к организации обучения — М.: Знание, 1972. Вып. 1. -12 г.
  80. К. Педагогическая диагностика: Пер. с нем. М.: Педагогика, 1991. — (Зарубеж. шк. и педагогика). — 238 с.
  81. Интенсификация творческой деятельности студентов / В. И. Андреев и др. Казань: Изд-во Каз. гос. ун-та, 1990. — 197 с.
  82. Информация о работе по ТРИЗ с разными фирмами А. Чернобельского. -Израиль, 1992. 15 с. (на англ. и иврите).
  83. Использование элементов ТРИЗ в обучении дошкольников и младших школьников: Тез. докл. регион, науч.-практ. конф. Челябинск, 5−6 июня 1998 г. Челябинск, 1998. — 50 с.
  84. Исследование процессов воображения и мышления в психологии: Метод, рекомендации к лаб. работам / Магнитогорск. Пед. ин-т- Сост. В. П. Седов, Н. В. Пережигина, М. В- Мусийчук. Магнитогорск, 1991. — 25 с.
  85. З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. — М.: Педагогика, 1981. 200 с.
  86. .М. О творчестве в науке и технике. М.: Мол. гвардия, 1987. — 192 с.
  87. В.М. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии. Анализ зарубежного опыта. — Рига.: НПЦ «Эксперимент», 1995. — 176 с.
  88. Н.И. Логический словарь. М.: Наука, 1971. — 65 с.
  89. Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года // Директор школы. 2002. — № 1. — С. 97−126.
  90. Концепция структуры и содержания общего среднего образования (в 12-летней школе) // На пути к 12-летней школе: Сб. науч. тр. / Под ред. Ю. И. Дика, А. В. Хуторского. М.: ИОСО РАО, 2000. — С. 12.
  91. В.Й., Соснин Э. А., Пойзнер Б. Н. Рабочая книга по социальному конструированию. Томск: Изд-во Том. гос. ун-та, 2000. — 152 с.
  92. .Б. Личность: Теория, диагностика и развитие: Учеб.-метод. пособие для высш. учеб. завед. М.: Академ, проект, 2000. — 240 с.
  93. В.Н. Изменяющиеся системы. -М.: Наука, 1993. 352 с.
  94. А.А., Смирнова Л. К., Таратенко Т. А. Учимся творчеству: Рабочая тетрадь по ТРИЗ для мл. шк. СПб., 1999. — Ч. 1. — 57 с.
  95. Ю.С., Грановская P.M. Творчество и преодоление стереотипов. СПб., 1994.
  96. Г. Ю. Оценочная деятельность учителя: Учеб.-метод. пособие. -М.: Пед. о-во России, 2001.- 128 с.
  97. Г. Ю. Перспективные школьные технологии: Учеб.-метод. пособие. М.: Пед. о'-во России, 2001. — 224 с.
  98. Т.В. Психология технического мышления. М.: Педагогика, 1975.-41−55 с.
  99. Ф.А. Методика написания, правила оформления и порядок защиты: Практ. пособие для асп. и соиск. ученой степени. 2-е изд. — М.: Ось-89, 1997.-208 с.
  100. Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. — JL: Изд-во Лен. гос. ун-та, 1970. 114 с.
  101. Н.В. Методы системного педагогического исследования. — Л., 1980. -34с.
  102. И.И. Философия изобретения и изобретение в философии: введение в историю философии. М.: Республика, 1999. — 399 с.
  103. А.Н. Лекции по общей психологии. — М.: Смысл, 2000. — 511 с.
  104. И.Я. Дидактические основы методов обучения. — М.: Педагогика, 1981.- 185 с.
  105. И.Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1982. — 191 с.
  106. Х.И. Место групповой работы среди других форм обучения // Сов. педагогика и школа. Тарту, 1971. — Т. 6. — С. 17−35.
  107. А.В. Педагогическая гармония: Очерк педагогики сотворчества: Монография. Владивосток: Изд-во Дальневос. гос. ун-та, 2000.-398 с.
  108. С.С., Герасимов В. М. Информация разработчикам и преподавателям ТРИЗ о консультациях по ТРИЗ и ФСА в Финляндии. — Л., 1989. 3 с. — Деп. в ЧОУНБ 17.05.89, № 620.
  109. С.С., Герасимов В. М. Консультирование за рубежом: особенности и рекомендации. Л., 1990. -5 с.'- Деп. в ЧОУНБ 07.04.91, № 1171.
  110. Лук А. Н. Психология творчества. М.: Наука, 1978. — 127 с.
  111. М.Р. Школа творческого мышления: Учеб. пособие. М.: Дидакт, 1993.- 183 с.
  112. А.С. Процесс научного творчества: Философско-методологический анализ. М.: Наука, 1983. — 207 с.
  113. A.M. Концепция творческой одаренности // Вопросы психологии. 1989. — № 6. — С. 29−33.
  114. A.M. Основные направления исследования мышления и творчества // Психол. журнал 1984. — № 1. — С. 9−17.
  115. A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1972.-168 с.
  116. М.И. Организация проблемного обучения в школе: Кн. для учителей. М.: Просвещение, 1997. — 240 с.
  117. М.И. Проблемное обучение: Основные вопросы теории. М.: Педагогика, 1975. — 3'67 с.
  118. Е.И. Психологические основы управления учебной деятельностью. Киев: Вища шк., 1987. — 233 с.
  119. И., Кудрявая И. Воспитывать творческое мышление // Образование и рынок. 1998. — № 4. — С. 6−10.
  120. М.И., Шрагина Л. И. Технологии творческого мышления: Практическое пособие. Минск: Харвест- М.: ACT, 2000. — 432 с.
  121. Мелйк-Пашаев А.А., Новоявленская З. Н. Ступеньки к творчеству: Художественное развитие ребенка в семье. — М.: Педагогика, 1987. — 144 с.
  122. Методы системного педагогического исследования: Учеб. пособие / Н. В. Кузьмина, Е. В. Григорьева, В. А. Якушин и др.- Под ред. Н. В. Кузьминой. Л.: Изд-во ЛГУ, 1980. — 172 с.
  123. М. Тренинг интеллекта. СПб.: Питер, 2000. — 192 с.
  124. В.В. От технологического брака до научного открытия. -СПб.: Ассоциация ТРИЗ, 1998. 395 с.
  125. С.Ю. Сборник творческих задач по биологии, экологии и ОБЖ: Пособие для учителей. СПб.: Акцидент, 1998. — 175 с.
  126. Л.В. Стратегия развития экологического образования в регионах Большого Урала // Образование и наука. 2000. — № 1 (3). — С. 101−116.
  127. И.Н. Когда я стану волшебником.: Методика для развития творч. воображения детей дошк. возраста / Пед. центр «Эксперимент». — Рига, 1994.-66 с.
  128. А.Я. Технология работы над кандидатской диссертацией по педагогике. Челябинск: УралГАФК, 1996. — 144 с.
  129. А.Я. О методическом аппарате диссертационных исследований // Педагогика. 1995.-№ 5. — С. 44−50.
  130. Научные работы: Методика подготовки и оформления / Авт.-сост. И. Н. Кузнецов. 2-е изд., перераб. и доп. — Минск: Амалфея, 2000. — 544 с.
  131. Р.С. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. завед.: В 3 кн. М.: ВЛАДОС, 1997. — Кн. 3. — 632 с.
  132. А.А. Дневник путешественника: Курс’РТВ (на базе ТРИЗ). — Петрозаводск, 1996. Ч. 1. — 19 с.
  133. А.А. Загадочная книга: Курс РТВ (на базе ТРИЗ). — Петрозаводск, 1996. Ч. 2. — 11 с.
  134. А.А. Изменения и превращения: Курс РТВ (на базе ТРИЗ). -Петрозаводск, 1997. Ч.З. — 16 с.
  135. А.А. Программа по курсу развития творческого воображения (РТВ) на базе теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) для начальных классов базовой школы. Петрозаводск, 1999. — 26 с. — Деп. в ЧОУНБ 30.06.01, № 2673.
  136. .П. Ступеньки творчества или развивающие игры. 3-е изд., доп. -М.: Просвещение, 1989. — 152 с.
  137. И.М., Грановская P.M. Психологическая защита у детей. — СПб.: Речь, 2000.-507 с.
  138. A.M. Принципы . построения системы непрерывного профессионального образования // Педагогика. 1998. — № 3. — С. 11−17.
  139. A.M. Экспериментально-исследовательская деятельность: различные аспекты // Дополнительное образование. 2002. — № 5. -С. 36−40.
  140. С.А. Развитие технического творчества в учреждении профессионального образования: системный подход Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1997. — 371 с.
  141. Новости ТРИЗ-движения: Информ. бюллютень ОО «ТРИЗ-Форум». — 2001.-Вып. 19.
  142. Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. — М.: Педагогика, 1989. -№ 1 (1).- 143 с.
  143. Образовательная политика России на современном этапе // Управление школой. № 32.- 2001.-С. 1−8.
  144. Одаренность детей: выявление, развитие, поддержка. Экспресс-учеб, пособие для спецкурса. — Челябинск: Изд-во ЧГПУ «Факел», 1996. — 120 с.
  145. Одаренные дети / Под общ. ред. Г. В. Бурменской, В.М. Слуцкого- Предисл. В.М. Слуцкого- Пер. с англ. М.: Прогресс, 1991. — 376 с.
  146. В. Введение в общую дидактику. М., 1990. — 381 с.
  147. Опыт компьютерной педагогической диагностики творческих способностей / В. И. Андреев, Г. В. Здебская, О. Б. Харченко. Казань: Изд-во Каз. гос. ун-та, 1989, — 140 с.
  148. Отчет о командировке руководителя теоретического отдела ТРИЗ и ФСА НИЛИМ С. С. Литвина в Израиль. СПб., 1992. — 2 с.- Деп. в ЧОУНБ 18.08.92, № 1533. •
  149. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учебник для студ. высш. и сред. учеб. завед. / С. А. Смирнов, И. Б. Котова, Е. Н. Шияновс? и др.- Под ред. С. А. Смирнова. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Академия, 1999.-512 с.
  150. Педагогика: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и пед. колледжей / Под ред. П. И. Пидкасистого. — М.: Пед. о-во России, 2000. — 640 с.
  151. Педагогика: Учеб. пособие для студ. пед. учеб. завед. / В. А. Сластёнин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов М.: Школа-Пресс, 2000. -С. 512.
  152. Перспективы развития системы непрерывного образования / Под ред. Б.С.
  153. Гершунского. М.: Педагогика, 1990. — 224 с.
  154. . Л.Г. Математика. 3 кл.: В 4 ч — М.: С-инфо- Баллас, 1996. -Ч. 3. -128 с.
  155. Л.Г. Математика. 1 кл. Метод, рекомендации: Пособие для учителей. — М.: С-инфо- Баллас, 1996. 224 с.
  156. Л.Г. Математика. 2 кл. — М.: С-инфо- Баллас, 1996. — Ч. 1. — 112 с.
  157. Л.Г. Математика. 2 кл. — М.: С-инфо- Баллас, 1996. Ч. 2. — 112 с.
  158. Л.Г. Математика. 2 кл. Метод, рекомендации для учителя. — М.: Баллас, С-инфо, 1997. 256 с.
  159. Петерсон Л. Г Математика. 3 кл.: В 4 ч. М.: С-инфо- Баллас, 1996. —41.-112 с.
  160. Л.Г. Математика. 3 кл.: В 4 ч. М.: С-инфо- Баллас, 1996. -Ч. 2. — 128 с.
  161. А.В., Ярошевский М. Г. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. завед. -М.: Изд. центр «Академия" — Высш. шк., 2001. 512 с.
  162. И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. М.: ВЛАДОС, 2000. — Кн. 2. Процесс воспитания. — 256 с.
  163. И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов:
  164. В 2 кн. М.: ВЛАДОС, 2000. — Кн. 1. Общие основы. Процесс обучения. -576 с.
  165. Познавательные задачи в обучении гуманитарным наукам / Под ред. И. Я. Лернера. М.: Педагогика, 1972. — 240 с.
  166. Д. Математические открытия. Решение задач: Основные понятия, изучение и преподавание. М.: Наука, 1976.
  167. Я.А. Психология творчества // Тенденции развития психологической науки. М.: Наука, 1988. — С. 21−25.
  168. Я.А. Психология творчества и педагогика. М., 1976. — 275 с.
  169. Правила игры без правил / Сост. А. Б. Селюцкий. — Петрозаводск: Карелия, 1989.-280 с.
  170. Проблемы психодиагностики обучения и развития школьников: Сб. науч. тр. / Отв. ред. A.M. Матюшкин. М.: АПН СССР, 1985. -160 с.
  171. Проблемы управления интеллектуальной деятельностью: Психоэвристическое программирование / Под ред. В. В. Чавчанидзе. Тбилиси: Мецниереба, 1974. — 369 с.
  172. Программы общеобразовательных учреждений: Нач. кл. (1 4). — М.: Просвещение, 2001. — Ч. 1. — 400 с.
  173. Программы общеобразовательных учреждений: Нач. кл. (1 4).- М.: Просвещение, 2001. — Ч. 2.-320 с.
  174. О.В. Уроки чтения в 1 классе по книге «Капельки солнца» (из опыта работы) / Под науч. ред. Е. В. Бунеевой: Сер. Свободный ум: Метод, рекомендации М.: Баллас, С-инфо, 1996. — 112 с.
  175. Психологическая диагностика: Проблемы исследования / Под ред. К. М. Гуревича. М., 1981. — 232 с.
  176. Психологическая диагностика: Учеб. пособие / Ред. К. М. Гуревич, Е. М. Борисова. М.: УРАО, 1997. — 302 с.
  177. Психология мышления: Сб. пер. с нем. и англ. / Под ред. A.M. Матюшки-на-М.: Прогресс, 1965.- 535 с.
  178. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений Ростов н/Д.: Феникс, 1998. — 544 с.
  179. В.Н. Эвристика наука о творческом мышлении. — М.: Политиздат, 1967.-270 с.
  180. Рабочая книга школьного психолога / И. В. Дубровина, М. К. Акимова, Е. М. Борисова и др.- Под ред. И. В. Дубровиной. М.: Просвещение, 1991.-303 с.
  181. Развитие творческих способностей детей с использованием элементов ТРИЗ: Тез. докл. II регион, науч.-практ. конф. Челябинск, 4−5 июня1999 г. Челябинск, 1999. — 51 с.
  182. Развитие творческих способностей детей с использованием элементов ТРИЗ: Тез. докл. II регион, науч.-практ. конф. Челябинск, 2−3 июня2000 г. -Челябинск, 2000. -56 с.'
  183. Развитие творческих способностей детей с использованием элементов ТРИЗ: Тез. докл. IV Междунар. науч.-практ. конф. Челябинск, 25−27 июня2001 г. Челябинск: ИИЦ «ТРИЗ-инфо», 2001.-150 с.
  184. Развитие творческой активности школьников / Под ред. A.M. Матюшкина- НИИ общ. и пед. психологии АПН СССР. М.: Педагогика, 1991. — 160 с.
  185. Е.С. Словарь-справочник по научно-техническому творчеству. — Минск: ООО «Этоним», 1995. 384 с.
  186. А.З. Педагогическая акмеология. — Уфа, 1999. — 245 с.
  187. В.В. Психологические проблемы познавательной активности учащихся на начальных этапах формирования учебной деятельности // Исследования интеллектуальных возможностей и учебной деятельности младшего школьника. Ереван, 1975. — С. 76−80.
  188. Т.А. Творческое воображение. СПб.: Образование, 1901. — С. 31−68.
  189. Г. М. Высшее рабочее образование: гуманистический аспект // Понятийный аппарат педагогики и образования. 1998. — Вып. 3. -С. 64−68.
  190. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. / Гл. ред. В. В. Давыдов. -М.:БРЭ, 1993.-Т. 1.-608 с.
  191. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. / Гл. ред. В. В. Давыдов. -М.: БРЭ, 1998. Т. 2. — М., 1999. — 672 с.
  192. Н.В. Город Фантазий: Курс РТВ (на основе ТРИЗ). 2 кл. -Петрозаводск, 1999. 40 с.
  193. Н.В. Планета Неразгаданных тайн: Курс РТВ (на основе ТРИЗ). 3 кл. Петрозаводск» 1999. — 45 с.
  194. Н.В. Школа сказок: Курс РТВ (на основе ТРИЗ). 1 кл. -Петрозаводск, 1999. 28 с.
  195. C.JI. Основы общей психологии: В 2 т. М.: Педагогика, 1989.-Т. И.-328 с.
  196. В.Н. Математика: Рабочая тетрадь № 1 для 1 кл. четырехлетней нач. шк. М.: Вентана-Граф, 1998. — 64 с.
  197. В.Н. Математика: Рабочая тетрадь № 2 для 1 кл. четырехлетней нач. шк. М.: Вентана-Граф, 1998. — 64 с.
  198. В.Н. Математика: Учебник для 1 кл. четырехлетней нач. шк. — М.: Вентана-Граф, 1998. 112 с.
  199. А.И. Диагностика детской одаренности как педагогическая проблема // Педагогика. 2000. — № 10. — С. 87−94.
  200. А.И. Одаренные дети в детском саду и школе: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. завед. М.: Академия, 2000. — 232 с.
  201. Ю.П. Как стать изобретателем: 50 часов творчества: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1990. — 240 с.
  202. Г. К. Современные образовательные технологии: Учеб. пособие. -М.: Нар. образование, 1998. 256 с.
  203. В.Д. Человек: его образование в культуре // Образование и наука. 1999. — № 2 (2) — С. 69−76.
  204. Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб.: ООО «Речь», 2001. — 305 с.
  205. Т.А. Программа формирования творческих способностей дошкольников: Пособие для педагогов дет. дошк. учрежд. Обнинск: ООО «Росток», 1998. — 64 с.
  206. Т.А. Формирование креативности личности на начальном этапе ее становления на основе системы творческих заданий: Дис.. канд. пед. наук.-М., 1998.- 150 с.
  207. А.Э. Развитие творческого мышления детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Гринго, 1996. — 192 с.
  208. Словарь-справочник педагогических инноваций в образовательном процессе / Сост. JI.B. Трубайчук. М.: Изд. дом «Восток», 2001. — 81 с.
  209. В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. — М.: Пед, о-во России, 2000.-416 с.
  210. Современные проблемы теории творчества: Сб. науч. ст. / Под ред. Г. Я. Буша. М.: НПО «Поиск», 1992. — 119 с.
  211. Справка о международном признании ТРИЗ / Сост. В. И. Ефремов. Пенза, 1989.-4 с.-Деп. в ЧОУНБ 15.03.91, № 1164.
  212. Ю.С. Развитие технического творчества школьников: опыт и перспективы. -М.: Просвещение, 1983. 176 с.
  213. О.И., Сычев С. В. Книга противоречий // Журнал ТРИЗ. 1992. -Т.З .-№ 4.-С.32−37.
  214. Ю.Г. Как научить ребенка думать: Учеб. пособие для родителей, воспитателей и учителей. СПб.: Изд-во «Михаил Сизов», 1999. — 326 с.
  215. Творческие задания «Золотого ключика» / Авт. и сост. Е. В. Андреева, С. В. Лелюх, Т. А. Сидорчук, Н. А. Яковлева. Самара: Центр развития образования, 2001. — 108 с.
  216. Творческие технологии в реформировании образовательной системы России: Сб. материалов I межвуз. науч.-практ. конф. — Челябинск: НТЦ-НИИОГР, 2001. 173 с.
  217. Теоретические основы процесса обучения в советской школе / Под ред. В. В. Краевского, И.Я. Лернера- НИИ общ. педагогики АПН СССР. М.: Педагогика, 1989. — 320 с.
  218. Теория и практика педагогического эксперимента / Под ред. А. И. Пискунова, Г. В. Воробьева.- М.: Педагогика,.1979. 207 с.
  219. . Б.М. Проблемы индивидуальных различий избранные работы. -М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1961. 536 с.
  220. Г. В. Рабочие тетради по РТВ (обзор) // Технологии творчества. -1999.-№ 2.-С. 65−67.
  221. Техническое творчество: теория, методология, практика. Энцикл. слов.-справ. / Под ред. А. И. Половинкйна, В. В, Попова. — М.: НПО «Информсистема», 1995. — 408 с.
  222. Е.В. О проблемных вопросах российского образования на современном этапе // Образование и наука. 2000. — № 2 (4). — С. 15—24.
  223. Н.Н. Учебно-воспитательный процесс личностно-развивающей теории // Теория и практика развивающего обучения. -1999.-Вып. 7.-С. 11−15.
  224. Н.Н., Бухарова Г. Д., Большакова З. М. Понятия и систематизация различных способов классификации задач // Понятийный аппарат педагогики и образования. 1996. — Вып. 2. — С. 167−185.
  225. Е.Е. Природа и диагностика творческих способностей. СПб., 1996.-16 с.
  226. Е. Е. Тест Е. Торренса. Диагностика • креативности: Метод, руководство. СПб.: ГП «ИМАТОН», 1998 — 172 с.
  227. Н.В. Развитие творческих способностей у младших школьников: Дис.. канд. пед. наук. Челябинск, 1999. — 186 с.
  228. А.И. Учебные задания и процесс обучения. — М.: Педагогика, 1989. — 56 с.
  229. Унт И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. М.: Педагогика, 1990. — 192 с.
  230. Условия и пути совершенствования учебного процесса. Хабаровск, 1978.-103 с.
  231. А.В. Педагогические условия развития творческих способностей учащихся: Лекция / Челяб. гос. пед. ун-т. Челябинск: Изд-во ЧГПУ «Факел», 1997. — 16 с.
  232. В.П. Обучение основам творческой деятельности: Учеб. пособие. — Магнитогорск, 1991. 55 с.
  233. Философская энциклопедия. В 5 т. — М.: Сов. энцикл., 1970. — Т. 5. — 740 с.
  234. Философский энциклопедический словарь / Гл. ред. С. С. Аверинцев. — 2-е изд. М.: Сов. энцикл., 1989. — 815 с.
  235. Л.М., Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя. -М.: Изд-во «Совершенство», 1998. 432 с.
  236. К. Диагностика и развитие одаренности детей и подростков // Современные концепции одаренности и творчества. М., 1998.
  237. Н.Н. Использование сетевой технологии обучения для преподавания ТРИЗ // Использование элементов ТРИЗ в обучении дошкольников и младших школьников: Тез. докл. регион, науч.-практ. конф. Челябинск, 5−6 июня 1998 г. Челябинск, 1998. — С. 7−8.
  238. А.В. Как обучать творчеству? // Вопросы теории. Дополнительное образование. 2001. -. № 1. — С. 4−10.
  239. Хуторской А.В. .Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения: Пособие для учителя. М.: ВЛАДОС, 2000. -320 с.
  240. А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2001.-544 с.
  241. Н.К., Нечаев В. А. Педагогическая парадигматика: философско-педагогический анализ // Образование и наука. — 2000. — № 1 (3). — С. 27−45.»
  242. Р.П. Теоретические основы построения систем автоматизированного проектирования: Учеб. пособие. Челябинск: ЧПИ, 1980. — 4.1.-92с.
  243. И.М. Система форм организации обучения в советской общеобразовательной школе. М., 1987. — 150 с.
  244. Е.М. Винни-Пух решает вслух: Картотека сказочных задач. -Гомель: ИПП «Сож», 1995. 48 с.
  245. Т.И., Давыденко Т. М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе.- М.: Центр «Педагогический поиск», 2001. 384 с.
  246. Шанс на приключение / Сост. А. Б. Селюцкий.- Петрозаводск: Карелия, 1991. 304 с.
  247. Е.Н., Котова И. Б. Развитие личности в обучении: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. М.: Академия, 1999. — 228 с.
  248. Школа-2100. Непрерывное образование: начальная, основная и старшая школа / Под науч. ред. А. А. Леонтьева. М.: Баласс, 2001. — Вып. 5. — 240 с.
  249. Л.И. Логика воображения: Учеб. пособие. Одесса: Полис, 1995.-111 с.
  250. B.C. Формирование диалектического мышления у школьников. М., 1979. — 48 с.
  251. Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989.-560 с.
  252. П.К. Творческая личность и среда в области технических изобретений. СПб.: Образование, 1911. — 116 с.
  253. Э.Г. Системный подход и принцип деятельности: Методологические проблемы современной науки. — М.: Наука, 1978. — 391 с.
  254. B.C. Одаренный ребенок: иллюстрации и реальность: Кн. для учителей и родителей. М.: Просвещение, 1996. — 136 с.
  255. Н.М. Подготовка студентов к творческой воспитательной деятельности. Челябинск: ЧГПИ, 1991. — 128 с.
  256. Center for sientific and tehnical creativilj (CSTC): Реклама Хо-Шиминского центра ТРИЗ. 1 л. — Деп. в ЧОУНБ 28.09.92, № 1566.
  257. Semyon D. Savransky. Engineering of creativity. TRIZ. Introduction to TRIZ Methodology of inventive Problem Solving. CRC Press, 2000. — 394 p.
  258. TRIZ France. 2-eme Journee d’echanges TRIZ France. Le 27/ 11/ 00/ A I’ENSAM. — CER de Paris. S’approprier TRIZ dans l’industrie et dans l’enseignement.
Заполнить форму текущей работой