Творческие задания как средство развития креативных способностей школьников в учебном процессе
Диссертация
Именно поэтому на сегодняшний день становится актуальной проблема поиска средств развития мыслительных способностей, связанных с творческой деятельностью младших школьников как в коллективной, так и в индивидуальной форме рбучения. Этой проблеме посвящены работы Т.М.'Давыденко, JI.B. Занкова, И. Б. Котовой, А. И. Савенкова и др., в которых акцентируется внимание на таких аспектах проблемы, как… Читать ещё >
Содержание
- и
- ВВЕДЕНИЕ
- ГЛАВА I. Проблема развития креативных способностей младших школьников в учебном процессе
- 1. Состояние проблемы развития креативных способностей в теории и педагогической практике
- 2. Система творческих заданий, ориентированная на развитие креативных способностей младших школьников в учебном процессе
- 3. Педагогические условия эффективного функционирования системы творческих заданий в начальной школе
- ВЫВОДЫ по первой главе
- ГЛАВА II. Опытно-экспериментальная работа по развитию креативных способностей младших школьников с помощью системы творческих заданий
- 1. Цели и задачи опытно-экспериментальной работы
- 2. Реализация системы творческих заданий в комплексе педагогических условий ее эффективного функционироваq ния в учебном процессе
- 3. Анализ и результаты эффективности развития креативных способностей младших школьников с помощью системы творческих заданий
- ВЫВОДЫ по второй главе
Список литературы
- Альтов Г. С. .Итут появился изобретатель. -М.: Дет. лит., 1984. — 126 с.
- АльтшулЛер Г. С. Ещё 25 документов об эффективности ТРИЗ 1983−1985: Материалы семинаров. Баку, 1985. — 12 с. — Деп. в ЧОУНБ 25.05.88, № 400. •
- Альтшуллер Г. С. Найти идею: Введение в теорию решения изобретательских задач. — 2-е изд., доп. — Новосибирск: Наука. Сиб. отд., 1991.-225 с.
- Альтшуллер Г. С. ТРИЗ: исследование, обучение, внедрение: Тез. докл. к петрозаводской встрече преподавателей и разработчиков ТРИЗ. — Баку, 1980.-8 с.-Деп. в ЧОУНБ 17.02.92, № 1411.
- Метод, рекомендации. Челябинск, 1981. — 69 с. В. Амнуэль П. Р. Загадки для знатоков. — М.: Знание, 1988. — 191 с.
- Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности- основы педагогики творчества. Казань: Изд-во Каз. гос. ун-та, 1988!-236 с.
- Андреев В.И. Педагогика: Учеб. курс для творческого саморазвития. — 2-е изд. Казань: Центр инновационных технологий, 2000. — 608 с. 1. Андреев В. И. Эвристическое программирование учебно-исследовательской деятельности. М.: Высш. шк., 1981. — 249 с. •
- Анциферова Л.А., Чеснокова И. И. Предисловие // Педагогика / Под ред. А. Коссаковски, X. Кюна, Г. Розенфельда. М.: Педагогика. — 1981. — С. 7.
- Афанасьев В.Г. Системность и общество. М.: Политиздат, 1980. — 386 с.
- Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения: общедидактический аспект. М.: Педагогика, 1997. — 254 с.
- Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: Методические основы. М.: Просвещение, 1982. — 192 с.
- Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. -М.: Педагогика, 1982. — 216 с.
- Балл Г. А. Теория учебных задач: психолого-педагогический аспект. — М.: Педагогика, 1990. 184 с.
- Батищев Г. С. Введение в диалектику творчества. СПб.: РХГИ, 1997. -464 с.
- Безруких М.М., Кузнецова М. И., Кочурова Е. Э. Грамота: Рабочая тетрадь № 3 для 1 кл. четырехлетней нач. шк. М.: Вентана-Граф, 1998. — 64 с.
- Безруких М.М., Кузнецова М. И., Кочурова Е. Э. Грамота: Рабочая тетрадь № 2 для 1 кл. четырехлетней нач. шк. М.: Вентана-Граф, 1998. — 64 с.
- Безруких М.М., Кузнецова М. И., Кочурова Е. Э. Грамота: Рабочая тетрадь № 1 для 1 кл. четырехлетней нач. шк. М.: Вентана-Граф, 1998. — 64 с.
- Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. завед. М.: Академия, 2000. — 192 с.
- Бенин B.JI. Специфика актуальной культуры и содержание программ общеобразовательной школы // Образование и наука. 2000. — № 2 (4). — С. 88−93.
- Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем. Воронеж, 1977. -304 с.
- Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Просвещение, 1989.-190 с.
- Бехтерев В.М. Избранные произведения: Ст. и докл. М.: Медгиз, 1954. — 324 с.
- Блауберг И.В. Проблема целостности и системный подход. — М.: Эдиториал УРСС, 1997. 235 с.
- Блонский П.П. Педология: Кн. для преп. и студ. высш. пед. учеб. завед. / Под ред. В. А. Сластенина. М.: ВЛАДОС, 1999. — 288 с.
- Божович Л.И. Проблемы формирования личности / Под ред. Д. И. Фельдштейна. — 2-е изд. — М.: Изд-во «Институт практической психологии" — Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. 3 52 с.
- Бондаревская Е.В. Смысл и • стратегия личностно-ориентированного воспитания // Педагогика. — 2001. — № 1. — С. 17−24.
- Бордовская Н.В., Реан А. А. Педагогика: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2000.-304 с.
- Боровик О. Развитие воображения: Метод, рекомендации. М.: ООО «ЦГЛ «РОН», 2000. — 112 с.
- Брушлинский А.В. Воображение и творчество (трудности в трактовке воображения) // Научное творчество / Под ред. С. Р. Микулинского, М. Г. Ярошевского. М., 1967. — С. 17−22.
- Бунеев Р.Н., Бунеева Е. В. Капельки солнца: Кн. для чтения в 1 кл.: Пособие для уч-ся. -М.: С-инфо- Баллас, 1993. 224 с.
- Бунеев Р.Н., Бунеева Е. В. Маленькая дверь в большой мир: Кн. для чтения во 2 кл. ср. шк.: Пособие для уч-ся: В 2 ч. — М.: Компания С-инфо- Баллас, 1997.- Ч. 1.-224 с.
- Бунеев Р.Н., Бунеева Е. В. Маленькая дверь в большой мир: Кн. для чтения во 2 кл. ср. шк.: Пособие для уч-ся: В 2 ч. М.- С-инфо- Баллас, 1997. -4.2.-160 с.
- Бунеев Р.Н., Бунеева Е. В., Пронина О. В. Моя любимая азбука: Учебник для первоклассников. -М.: Баллас- С-инфо, 1996. 192 с.
- Бухарова Г. Д. Понятие «задача» в психологии, общей и. частной дидактиках // Понятийный аппарат педагогики и образования. 1995. — Вып. 1. — С. 97−107.
- Бухвалов В.А. Биологические задачи и проблемы: Задачник для уч-ся общеобраз. шк. 2-е изд., перераб. и доп. — Рига, 1994. — 135 с.
- Бухвалов В.А. Методики и технологии образования / Пед. центр «Эксперимент». Рига, 1994.- 67 с.
- Буш Г. Я. Методологические основы научного управления изобретательством. — Рига: Лиесма, 1974. — 167 с.
- Буш Г. Я. Методы технического творчества. Рига, 1972. — 93 с.
- Василейский С.М. Лекционное преподавание в высшей школе: Краткий исторический очерк его, психолого-педагогические основы и общая методика. — Горький, 1959. 271 с.
- Эикентье? И.Л., Кайков И. К. Лестница идей: основы теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) в примерах и задачах. — 1992. — 104 с.
- Виленкин Н.Я., Петерсон Л. Г. Математика. 1 кл.: Учебник для 1 кл. — М.: С-инфо- Баллас, 1996. Ч. 1. — 64 с.
- Виленкин Н.Я., Петерсон Л. Г. Математика. 1 кл.: Учебник для 1 кл. — М.: С-инфо- Баллас, 1996. Ч. 1. — 64 с.
- Виноградова Н.Ф. Учимся думать и фантазировать: Рабочая тетрадь для 1 кл. четырехлетней нач. шк. М.: Вентана-Граф, 1998. — 64 с.
- Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студ. пед. ин-тов / I3.B. Давыдов, Т. В. Драгунова, Л. Б. Ительсон и др.- Под ред. А. В. Петровского. М.: Просвещение, 1979. — 288 с.
- Волков И.П. Приобщение к творчеству. М.: Просвещение, 1982. — 144 с.
- Вульфсон С.И. Уроки профессионального творчества: Учеб. пособие для студ. сред. спец. учеб. завед. М.: Изд. центр «Академия», 1999. — 160 с.
- Выготский Jl.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк: Кн. для учителя. 3-е изд. — М.: Просвещение, 1991.-93 с.
- Выготский JI.C. Психология искусства. Минск: Современное слово, 1998.-479 с.
- Гайдукова И.Б. Можно ли научить творчеству? // Образование. — 2001. — № 1.- С. 101−103.
- Гафитулин М.С. Развитие творческого воображения: Из опыта работы со школьниками начальных классов: Метод, разработка по использованию элементов теории решения изобретательских задач в работе с детьми. — Фрунзе, 1990.-С. 2−18.
- Гершунский Б.С. Философия образования. — М.: Моск. психолого-социальный ин-т: Флинта, 1998. 432 с.
- Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта // Психология мышления. М., 1965.-С. 433−456.
- Гин А.А. О творческих учебных задачах // Педагогика + ТРИЗ: Сб. ст. для учителей, воспитателей и менеджеров образования. — Гомель: ИПП СОЖ, 1997.-Вып. 1.-С. 20−25.
- Гин А. А. Приемы педагогической техники. Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя. — М.: Вита-Пресс, 1999. 88 с.
- Гин С. И. Мир Фантазии: Метод, пособие для учителей нач. кл. / Система проф. разработчиков, консультантов и преподавателей ТРИЗ. — Гомель, 1995.-128 с.
- Гин С. И. Мир человека: Метод, пособие для учителей 1−2 кл. Гомель, 1994. — 112 с. — (Эксперимент).
- Говорун Д.И. Творческое воображение и эстетические чувства: Философская монография. Киев: Выща шк., 1990. — 143 с.
- Грабарь М.И., Краснянская К. А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Непарам етриче. ские методы. — М.: Педагогика, 1977. 136 с.
- Гримак Л.П. Резервы человеческой психики: введение в психологию активности. М.: Политиздат, 1989. — 319 с.
- Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996. — 544 с.
- Декарт Р. Рассуждение о методе. М.: Мысль, 1994. — 632 с.
- Дидактика средней школы. Некоторые проблемы современной дидактики / Под. ред. М. Н. Скаткина. М.: Просвещение, 1982. — 319 с.
- Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб.: Питер, 1999. -368 с.
- Дуранов М.Е. Профессионально-педагогическая деятельность и исследовательский подход к ней: Монография. — Челябинск: ЧГАКИ, 2002.-276 с.
- Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса и его развитие. М., 1989. — 159 с.
- Дьяченко М.И., Кандыбович Л. А. Психология- Слов.-справ. — Минск: Хэлтон, 1998.-540 с.
- Журова Л.Е., Евдокимова А. О., Ефросинина Л. А. Чтение и письмо для 1 кл. четырехлетней нач. шк.: Учебник. — М.: Вентана-Граф, 1998. — 112 с.
- Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. — М.: Педагогика, 1987.- 160 с.
- Зак А. З. Развитие интеллектуальных способностей у детей 9 лет: Учеб,-метод. пособие для учителей. М.: Нов. шк., 1996. — 408 с.
- Занков Л.В. Избранные педагогические труды. М.: Нов. шк., 1996. -432 с.
- Зарецкий В.К., Ковалева Н. Б. Введение в психологию научно-технического творчества // Совершенствование творческой деятельности в процессе создания новых технологий решений (программа): Учеб.-метод. пособие. — М.: ВНИИПИ, 1987. 88 с.
- Зеер.Э. Ф. Личностно ориентированное профессиональное образование: теоретико-методологический аспект. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 2001 .-51 с.
- Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. — 2-е изд., доп., испр. и перераб. М.: Логос, 2001. — 384 с.
- Зиновкина М.М. Инженерное мышление (теория и инновационные педагогические технологии): Монография. — М.: МГИУ, 1996. — 283 с.
- Иванов Г. И. Формулы творчества, или Как научиться изобретать: Кн. для уч-ся ст. кл. М.: Просвещение, 1994. — 208 с.
- Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. — М.: Педагогика, 1989 206 с.
- Ильенков Э.В. Философия и культура. М.: Политиздат, 1991. — 464 с.
- Ильина Т.А. Педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие для студ. пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1984. — 496 с.
- Ильина Т.А. Структурно-системный подход к организации обучения — М.: Знание, 1972. Вып. 1. -12 г.
- Ингенкамп К. Педагогическая диагностика: Пер. с нем. М.: Педагогика, 1991. — (Зарубеж. шк. и педагогика). — 238 с.
- Интенсификация творческой деятельности студентов / В. И. Андреев и др. Казань: Изд-во Каз. гос. ун-та, 1990. — 197 с.
- Информация о работе по ТРИЗ с разными фирмами А. Чернобельского. -Израиль, 1992. 15 с. (на англ. и иврите).
- Использование элементов ТРИЗ в обучении дошкольников и младших школьников: Тез. докл. регион, науч.-практ. конф. Челябинск, 5−6 июня 1998 г. Челябинск, 1998. — 50 с.
- Исследование процессов воображения и мышления в психологии: Метод, рекомендации к лаб. работам / Магнитогорск. Пед. ин-т- Сост. В. П. Седов, Н. В. Пережигина, М. В- Мусийчук. Магнитогорск, 1991. — 25 с.
- Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. — М.: Педагогика, 1981. 200 с.
- Кедров Б.М. О творчестве в науке и технике. М.: Мол. гвардия, 1987. — 192 с.
- Кларин В.М. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии. Анализ зарубежного опыта. — Рига.: НПЦ «Эксперимент», 1995. — 176 с.
- Кондаков Н.И. Логический словарь. М.: Наука, 1971. — 65 с.
- Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года // Директор школы. 2002. — № 1. — С. 97−126.
- Концепция структуры и содержания общего среднего образования (в 12-летней школе) // На пути к 12-летней школе: Сб. науч. тр. / Под ред. Ю. И. Дика, А. В. Хуторского. М.: ИОСО РАО, 2000. — С. 12.
- Корогодин В.Й., Соснин Э. А., Пойзнер Б. Н. Рабочая книга по социальному конструированию. Томск: Изд-во Том. гос. ун-та, 2000. — 152 с.
- Коссов Б.Б. Личность: Теория, диагностика и развитие: Учеб.-метод. пособие для высш. учеб. завед. М.: Академ, проект, 2000. — 240 с.
- Костюк В.Н. Изменяющиеся системы. -М.: Наука, 1993. 352 с.
- Котова А.А., Смирнова Л. К., Таратенко Т. А. Учимся творчеству: Рабочая тетрадь по ТРИЗ для мл. шк. СПб., 1999. — Ч. 1. — 57 с.
- Крижанская Ю.С., Грановская P.M. Творчество и преодоление стереотипов. СПб., 1994.
- Ксензова Г. Ю. Оценочная деятельность учителя: Учеб.-метод. пособие. -М.: Пед. о-во России, 2001.- 128 с.
- Ксензова Г. Ю. Перспективные школьные технологии: Учеб.-метод. пособие. М.: Пед. о'-во России, 2001. — 224 с.
- Кудрявцев Т.В. Психология технического мышления. М.: Педагогика, 1975.-41−55 с.
- Кузин Ф.А. Методика написания, правила оформления и порядок защиты: Практ. пособие для асп. и соиск. ученой степени. 2-е изд. — М.: Ось-89, 1997.-208 с.
- Кузьмина Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. — JL: Изд-во Лен. гос. ун-та, 1970. 114 с.
- Кузьмина Н.В. Методы системного педагогического исследования. — Л., 1980. -34с.
- Лапшин И.И. Философия изобретения и изобретение в философии: введение в историю философии. М.: Республика, 1999. — 399 с.
- Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. — М.: Смысл, 2000. — 511 с.
- Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. — М.: Педагогика, 1981.- 185 с.
- Лернер И.Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1982. — 191 с.
- Лийметс Х.И. Место групповой работы среди других форм обучения // Сов. педагогика и школа. Тарту, 1971. — Т. 6. — С. 17−35.
- Лимаренко А.В. Педагогическая гармония: Очерк педагогики сотворчества: Монография. Владивосток: Изд-во Дальневос. гос. ун-та, 2000.-398 с.
- Литвин С.С., Герасимов В. М. Информация разработчикам и преподавателям ТРИЗ о консультациях по ТРИЗ и ФСА в Финляндии. — Л., 1989. 3 с. — Деп. в ЧОУНБ 17.05.89, № 620.
- Литвин С.С., Герасимов В. М. Консультирование за рубежом: особенности и рекомендации. Л., 1990. -5 с.'- Деп. в ЧОУНБ 07.04.91, № 1171.
- Лук А. Н. Психология творчества. М.: Наука, 1978. — 127 с.
- Львов М.Р. Школа творческого мышления: Учеб. пособие. М.: Дидакт, 1993.- 183 с.
- Майданов А.С. Процесс научного творчества: Философско-методологический анализ. М.: Наука, 1983. — 207 с.
- Матюшкин A.M. Концепция творческой одаренности // Вопросы психологии. 1989. — № 6. — С. 29−33.
- Матюшкин A.M. Основные направления исследования мышления и творчества // Психол. журнал 1984. — № 1. — С. 9−17.
- Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1972.-168 с.
- Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе: Кн. для учителей. М.: Просвещение, 1997. — 240 с.
- Махмутов М.И. Проблемное обучение: Основные вопросы теории. М.: Педагогика, 1975. — 3'67 с.
- Машбиц Е.И. Психологические основы управления учебной деятельностью. Киев: Вища шк., 1987. — 233 с.
- Медакова И., Кудрявая И. Воспитывать творческое мышление // Образование и рынок. 1998. — № 4. — С. 6−10.
- Меерович М.И., Шрагина Л. И. Технологии творческого мышления: Практическое пособие. Минск: Харвест- М.: ACT, 2000. — 432 с.
- Мелйк-Пашаев А.А., Новоявленская З. Н. Ступеньки к творчеству: Художественное развитие ребенка в семье. — М.: Педагогика, 1987. — 144 с.
- Методы системного педагогического исследования: Учеб. пособие / Н. В. Кузьмина, Е. В. Григорьева, В. А. Якушин и др.- Под ред. Н. В. Кузьминой. Л.: Изд-во ЛГУ, 1980. — 172 с.
- Микалко М. Тренинг интеллекта. СПб.: Питер, 2000. — 192 с.
- Митрофанов В.В. От технологического брака до научного открытия. -СПб.: Ассоциация ТРИЗ, 1998. 395 с.
- Модестов С.Ю. Сборник творческих задач по биологии, экологии и ОБЖ: Пособие для учителей. СПб.: Акцидент, 1998. — 175 с.
- Моисеева Л.В. Стратегия развития экологического образования в регионах Большого Урала // Образование и наука. 2000. — № 1 (3). — С. 101−116.
- Мурашковска И.Н. Когда я стану волшебником.: Методика для развития творч. воображения детей дошк. возраста / Пед. центр «Эксперимент». — Рига, 1994.-66 с.
- Найн А.Я. Технология работы над кандидатской диссертацией по педагогике. Челябинск: УралГАФК, 1996. — 144 с.
- Найн А.Я. О методическом аппарате диссертационных исследований // Педагогика. 1995.-№ 5. — С. 44−50.
- Научные работы: Методика подготовки и оформления / Авт.-сост. И. Н. Кузнецов. 2-е изд., перераб. и доп. — Минск: Амалфея, 2000. — 544 с.
- Немов Р.С. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. завед.: В 3 кн. М.: ВЛАДОС, 1997. — Кн. 3. — 632 с.
- Нестеренко А.А. Дневник путешественника: Курс’РТВ (на базе ТРИЗ). — Петрозаводск, 1996. Ч. 1. — 19 с.
- Нестеренко А.А. Загадочная книга: Курс РТВ (на базе ТРИЗ). — Петрозаводск, 1996. Ч. 2. — 11 с.
- Нестеренко А.А. Изменения и превращения: Курс РТВ (на базе ТРИЗ). -Петрозаводск, 1997. Ч.З. — 16 с.
- Нестеренко А.А. Программа по курсу развития творческого воображения (РТВ) на базе теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) для начальных классов базовой школы. Петрозаводск, 1999. — 26 с. — Деп. в ЧОУНБ 30.06.01, № 2673.
- Никитин Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры. 3-е изд., доп. -М.: Просвещение, 1989. — 152 с.
- Никольская И.М., Грановская P.M. Психологическая защита у детей. — СПб.: Речь, 2000.-507 с.
- Новиков A.M. Принципы . построения системы непрерывного профессионального образования // Педагогика. 1998. — № 3. — С. 11−17.
- Новиков A.M. Экспериментально-исследовательская деятельность: различные аспекты // Дополнительное образование. 2002. — № 5. -С. 36−40.
- Новоселов С.А. Развитие технического творчества в учреждении профессионального образования: системный подход Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1997. — 371 с.
- Новости ТРИЗ-движения: Информ. бюллютень ОО «ТРИЗ-Форум». — 2001.-Вып. 19.
- Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. — М.: Педагогика, 1989. -№ 1 (1).- 143 с.
- Образовательная политика России на современном этапе // Управление школой. № 32.- 2001.-С. 1−8.
- Одаренность детей: выявление, развитие, поддержка. Экспресс-учеб, пособие для спецкурса. — Челябинск: Изд-во ЧГПУ «Факел», 1996. — 120 с.
- Одаренные дети / Под общ. ред. Г. В. Бурменской, В.М. Слуцкого- Предисл. В.М. Слуцкого- Пер. с англ. М.: Прогресс, 1991. — 376 с.
- Оконь В. Введение в общую дидактику. М., 1990. — 381 с.
- Опыт компьютерной педагогической диагностики творческих способностей / В. И. Андреев, Г. В. Здебская, О. Б. Харченко. Казань: Изд-во Каз. гос. ун-та, 1989, — 140 с.
- Отчет о командировке руководителя теоретического отдела ТРИЗ и ФСА НИЛИМ С. С. Литвина в Израиль. СПб., 1992. — 2 с.- Деп. в ЧОУНБ 18.08.92, № 1533. •
- Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учебник для студ. высш. и сред. учеб. завед. / С. А. Смирнов, И. Б. Котова, Е. Н. Шияновс? и др.- Под ред. С. А. Смирнова. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Академия, 1999.-512 с.
- Педагогика: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и пед. колледжей / Под ред. П. И. Пидкасистого. — М.: Пед. о-во России, 2000. — 640 с.
- Педагогика: Учеб. пособие для студ. пед. учеб. завед. / В. А. Сластёнин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов М.: Школа-Пресс, 2000. -С. 512.
- Перспективы развития системы непрерывного образования / Под ред. Б.С.
- Гершунского. М.: Педагогика, 1990. — 224 с.
- Петерсон. Л.Г. Математика. 3 кл.: В 4 ч — М.: С-инфо- Баллас, 1996. -Ч. 3. -128 с.
- Петерсон Л.Г. Математика. 1 кл. Метод, рекомендации: Пособие для учителей. — М.: С-инфо- Баллас, 1996. 224 с.
- Петерсон Л.Г. Математика. 2 кл. — М.: С-инфо- Баллас, 1996. — Ч. 1. — 112 с.
- Петерсон Л.Г. Математика. 2 кл. — М.: С-инфо- Баллас, 1996. Ч. 2. — 112 с.
- Петерсон Л.Г. Математика. 2 кл. Метод, рекомендации для учителя. — М.: Баллас, С-инфо, 1997. 256 с.
- Петерсон Л. Г Математика. 3 кл.: В 4 ч. М.: С-инфо- Баллас, 1996. —41.-112 с.
- Петерсон Л.Г. Математика. 3 кл.: В 4 ч. М.: С-инфо- Баллас, 1996. -Ч. 2. — 128 с.
- Петровский А.В., Ярошевский М. Г. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. завед. -М.: Изд. центр «Академия" — Высш. шк., 2001. 512 с.
- Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. М.: ВЛАДОС, 2000. — Кн. 2. Процесс воспитания. — 256 с.
- Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов:
- В 2 кн. М.: ВЛАДОС, 2000. — Кн. 1. Общие основы. Процесс обучения. -576 с.
- Познавательные задачи в обучении гуманитарным наукам / Под ред. И. Я. Лернера. М.: Педагогика, 1972. — 240 с.
- Пойа Д. Математические открытия. Решение задач: Основные понятия, изучение и преподавание. М.: Наука, 1976.
- Пономарев Я.А. Психология творчества // Тенденции развития психологической науки. М.: Наука, 1988. — С. 21−25.
- Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. М., 1976. — 275 с.
- Правила игры без правил / Сост. А. Б. Селюцкий. — Петрозаводск: Карелия, 1989.-280 с.
- Проблемы психодиагностики обучения и развития школьников: Сб. науч. тр. / Отв. ред. A.M. Матюшкин. М.: АПН СССР, 1985. -160 с.
- Проблемы управления интеллектуальной деятельностью: Психоэвристическое программирование / Под ред. В. В. Чавчанидзе. Тбилиси: Мецниереба, 1974. — 369 с.
- Программы общеобразовательных учреждений: Нач. кл. (1 4). — М.: Просвещение, 2001. — Ч. 1. — 400 с.
- Программы общеобразовательных учреждений: Нач. кл. (1 4).- М.: Просвещение, 2001. — Ч. 2.-320 с.
- Пронина О.В. Уроки чтения в 1 классе по книге «Капельки солнца» (из опыта работы) / Под науч. ред. Е. В. Бунеевой: Сер. Свободный ум: Метод, рекомендации М.: Баллас, С-инфо, 1996. — 112 с.
- Психологическая диагностика: Проблемы исследования / Под ред. К. М. Гуревича. М., 1981. — 232 с.
- Психологическая диагностика: Учеб. пособие / Ред. К. М. Гуревич, Е. М. Борисова. М.: УРАО, 1997. — 302 с.
- Психология мышления: Сб. пер. с нем. и англ. / Под ред. A.M. Матюшки-на-М.: Прогресс, 1965.- 535 с.
- Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений Ростов н/Д.: Феникс, 1998. — 544 с.
- Пушкин В.Н. Эвристика наука о творческом мышлении. — М.: Политиздат, 1967.-270 с.
- Рабочая книга школьного психолога / И. В. Дубровина, М. К. Акимова, Е. М. Борисова и др.- Под ред. И. В. Дубровиной. М.: Просвещение, 1991.-303 с.
- Развитие творческих способностей детей с использованием элементов ТРИЗ: Тез. докл. II регион, науч.-практ. конф. Челябинск, 4−5 июня1999 г. Челябинск, 1999. — 51 с.
- Развитие творческих способностей детей с использованием элементов ТРИЗ: Тез. докл. II регион, науч.-практ. конф. Челябинск, 2−3 июня2000 г. -Челябинск, 2000. -56 с.'
- Развитие творческих способностей детей с использованием элементов ТРИЗ: Тез. докл. IV Междунар. науч.-практ. конф. Челябинск, 25−27 июня2001 г. Челябинск: ИИЦ «ТРИЗ-инфо», 2001.-150 с.
- Развитие творческой активности школьников / Под ред. A.M. Матюшкина- НИИ общ. и пед. психологии АПН СССР. М.: Педагогика, 1991. — 160 с.
- Рапацевич Е.С. Словарь-справочник по научно-техническому творчеству. — Минск: ООО «Этоним», 1995. 384 с.
- Рахимов А.З. Педагогическая акмеология. — Уфа, 1999. — 245 с.
- Репкин В.В. Психологические проблемы познавательной активности учащихся на начальных этапах формирования учебной деятельности // Исследования интеллектуальных возможностей и учебной деятельности младшего школьника. Ереван, 1975. — С. 76−80.
- Рибо Т.А. Творческое воображение. СПб.: Образование, 1901. — С. 31−68.
- Романцев Г. М. Высшее рабочее образование: гуманистический аспект // Понятийный аппарат педагогики и образования. 1998. — Вып. 3. -С. 64−68.
- Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. / Гл. ред. В. В. Давыдов. -М.:БРЭ, 1993.-Т. 1.-608 с.
- Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. / Гл. ред. В. В. Давыдов. -М.: БРЭ, 1998. Т. 2. — М., 1999. — 672 с.
- Рубина Н.В. Город Фантазий: Курс РТВ (на основе ТРИЗ). 2 кл. -Петрозаводск, 1999. 40 с.
- Рубина Н.В. Планета Неразгаданных тайн: Курс РТВ (на основе ТРИЗ). 3 кл. Петрозаводск» 1999. — 45 с.
- Рубина Н.В. Школа сказок: Курс РТВ (на основе ТРИЗ). 1 кл. -Петрозаводск, 1999. 28 с.
- Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии: В 2 т. М.: Педагогика, 1989.-Т. И.-328 с.
- Рудницкая В.Н. Математика: Рабочая тетрадь № 1 для 1 кл. четырехлетней нач. шк. М.: Вентана-Граф, 1998. — 64 с.
- Рудницкая В.Н. Математика: Рабочая тетрадь № 2 для 1 кл. четырехлетней нач. шк. М.: Вентана-Граф, 1998. — 64 с.
- Рудницкая В.Н. Математика: Учебник для 1 кл. четырехлетней нач. шк. — М.: Вентана-Граф, 1998. 112 с.
- Савенков А.И. Диагностика детской одаренности как педагогическая проблема // Педагогика. 2000. — № 10. — С. 87−94.
- Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и школе: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. завед. М.: Академия, 2000. — 232 с.
- Саламатов Ю.П. Как стать изобретателем: 50 часов творчества: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1990. — 240 с.
- Селивко Г. К. Современные образовательные технологии: Учеб. пособие. -М.: Нар. образование, 1998. 256 с.
- Семенов В.Д. Человек: его образование в культуре // Образование и наука. 1999. — № 2 (2) — С. 69−76.
- Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб.: ООО «Речь», 2001. — 305 с.
- Сидорчук Т.А. Программа формирования творческих способностей дошкольников: Пособие для педагогов дет. дошк. учрежд. Обнинск: ООО «Росток», 1998. — 64 с.
- Сидорчук Т.А. Формирование креативности личности на начальном этапе ее становления на основе системы творческих заданий: Дис.. канд. пед. наук.-М., 1998.- 150 с.
- Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Гринго, 1996. — 192 с.
- Словарь-справочник педагогических инноваций в образовательном процессе / Сост. JI.B. Трубайчук. М.: Изд. дом «Восток», 2001. — 81 с.
- Смирнов В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. — М.: Пед, о-во России, 2000.-416 с.
- Современные проблемы теории творчества: Сб. науч. ст. / Под ред. Г. Я. Буша. М.: НПО «Поиск», 1992. — 119 с.
- Справка о международном признании ТРИЗ / Сост. В. И. Ефремов. Пенза, 1989.-4 с.-Деп. в ЧОУНБ 15.03.91, № 1164.
- Столяров Ю.С. Развитие технического творчества школьников: опыт и перспективы. -М.: Просвещение, 1983. 176 с.
- Сычева О.И., Сычев С. В. Книга противоречий // Журнал ТРИЗ. 1992. -Т.З .-№ 4.-С.32−37.
- Тамберг Ю.Г. Как научить ребенка думать: Учеб. пособие для родителей, воспитателей и учителей. СПб.: Изд-во «Михаил Сизов», 1999. — 326 с.
- Творческие задания «Золотого ключика» / Авт. и сост. Е. В. Андреева, С. В. Лелюх, Т. А. Сидорчук, Н. А. Яковлева. Самара: Центр развития образования, 2001. — 108 с.
- Творческие технологии в реформировании образовательной системы России: Сб. материалов I межвуз. науч.-практ. конф. — Челябинск: НТЦ-НИИОГР, 2001. 173 с.
- Теоретические основы процесса обучения в советской школе / Под ред. В. В. Краевского, И.Я. Лернера- НИИ общ. педагогики АПН СССР. М.: Педагогика, 1989. — 320 с.
- Теория и практика педагогического эксперимента / Под ред. А. И. Пискунова, Г. В. Воробьева.- М.: Педагогика,.1979. 207 с.
- Теплов. Б.М. Проблемы индивидуальных различий избранные работы. -М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1961. 536 с.
- Терехова Г. В. Рабочие тетради по РТВ (обзор) // Технологии творчества. -1999.-№ 2.-С. 65−67.
- Техническое творчество: теория, методология, практика. Энцикл. слов.-справ. / Под ред. А. И. Половинкйна, В. В, Попова. — М.: НПО «Информсистема», 1995. — 408 с.
- Ткаченко Е.В. О проблемных вопросах российского образования на современном этапе // Образование и наука. 2000. — № 2 (4). — С. 15—24.
- Тулькибаева Н.Н. Учебно-воспитательный процесс личностно-развивающей теории // Теория и практика развивающего обучения. -1999.-Вып. 7.-С. 11−15.
- Тулькибаева Н.Н., Бухарова Г. Д., Большакова З. М. Понятия и систематизация различных способов классификации задач // Понятийный аппарат педагогики и образования. 1996. — Вып. 2. — С. 167−185.
- Туник Е.Е. Природа и диагностика творческих способностей. СПб., 1996.-16 с.
- Туник Е. Е. Тест Е. Торренса. Диагностика • креативности: Метод, руководство. СПб.: ГП «ИМАТОН», 1998 — 172 с.
- Уварина Н.В. Развитие творческих способностей у младших школьников: Дис.. канд. пед. наук. Челябинск, 1999. — 186 с.
- Уман А.И. Учебные задания и процесс обучения. — М.: Педагогика, 1989. — 56 с.
- Унт И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. М.: Педагогика, 1990. — 192 с.
- Условия и пути совершенствования учебного процесса. Хабаровск, 1978.-103 с.
- Усова А.В. Педагогические условия развития творческих способностей учащихся: Лекция / Челяб. гос. пед. ун-т. Челябинск: Изд-во ЧГПУ «Факел», 1997. — 16 с.
- Ушачев В.П. Обучение основам творческой деятельности: Учеб. пособие. — Магнитогорск, 1991. 55 с.
- Философская энциклопедия. В 5 т. — М.: Сов. энцикл., 1970. — Т. 5. — 740 с.
- Философский энциклопедический словарь / Гл. ред. С. С. Аверинцев. — 2-е изд. М.: Сов. энцикл., 1989. — 815 с.
- Фридман Л.М., Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя. -М.: Изд-во «Совершенство», 1998. 432 с.
- Хеллер К. Диагностика и развитие одаренности детей и подростков // Современные концепции одаренности и творчества. М., 1998.
- Хоменко Н.Н. Использование сетевой технологии обучения для преподавания ТРИЗ // Использование элементов ТРИЗ в обучении дошкольников и младших школьников: Тез. докл. регион, науч.-практ. конф. Челябинск, 5−6 июня 1998 г. Челябинск, 1998. — С. 7−8.
- Хуторской А.В. Как обучать творчеству? // Вопросы теории. Дополнительное образование. 2001. -. № 1. — С. 4−10.
- Хуторской А.В. .Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения: Пособие для учителя. М.: ВЛАДОС, 2000. -320 с.
- Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2001.-544 с.
- Чапаев Н.К., Нечаев В. А. Педагогическая парадигматика: философско-педагогический анализ // Образование и наука. — 2000. — № 1 (3). — С. 27−45.»
- Чапцов Р.П. Теоретические основы построения систем автоматизированного проектирования: Учеб. пособие. Челябинск: ЧПИ, 1980. — 4.1.-92с.
- Чередов И.М. Система форм организации обучения в советской общеобразовательной школе. М., 1987. — 150 с.
- Чернихович Е.М. Винни-Пух решает вслух: Картотека сказочных задач. -Гомель: ИПП «Сож», 1995. 48 с.
- Шамова Т.И., Давыденко Т. М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе.- М.: Центр «Педагогический поиск», 2001. 384 с.
- Шанс на приключение / Сост. А. Б. Селюцкий.- Петрозаводск: Карелия, 1991. 304 с.
- Шиянов Е.Н., Котова И. Б. Развитие личности в обучении: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. М.: Академия, 1999. — 228 с.
- Школа-2100. Непрерывное образование: начальная, основная и старшая школа / Под науч. ред. А. А. Леонтьева. М.: Баласс, 2001. — Вып. 5. — 240 с.
- Шрагина Л.И. Логика воображения: Учеб. пособие. Одесса: Полис, 1995.-111 с.
- Шубинский B.C. Формирование диалектического мышления у школьников. М., 1979. — 48 с.
- Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989.-560 с.
- Энгельмейер П.К. Творческая личность и среда в области технических изобретений. СПб.: Образование, 1911. — 116 с.
- Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности: Методологические проблемы современной науки. — М.: Наука, 1978. — 391 с.
- Юркевич B.C. Одаренный ребенок: иллюстрации и реальность: Кн. для учителей и родителей. М.: Просвещение, 1996. — 136 с.
- Яковлева Н.М. Подготовка студентов к творческой воспитательной деятельности. Челябинск: ЧГПИ, 1991. — 128 с.
- Center for sientific and tehnical creativilj (CSTC): Реклама Хо-Шиминского центра ТРИЗ. 1 л. — Деп. в ЧОУНБ 28.09.92, № 1566.
- Semyon D. Savransky. Engineering of creativity. TRIZ. Introduction to TRIZ Methodology of inventive Problem Solving. CRC Press, 2000. — 394 p.
- TRIZ France. 2-eme Journee d’echanges TRIZ France. Le 27/ 11/ 00/ A I’ENSAM. — CER de Paris. S’approprier TRIZ dans l’industrie et dans l’enseignement.