Стимулирование развития основ социально важных качеств младших школьников во внеурочное время (Социальная педагогика)
Одной из существеных проблем правильного воспитания, имеющих не-посредственное отношение к педагогической практике, является выяснение и определение методических основ организации процесса стимулирования соци-ально важных качеств младших школьников. «Качества личности, указывала Л. И. Божович, нельзя воспитывать только путем убеждений, требований, по-ощрений и наказаний. Способам устойчивого… Читать ещё >
Содержание
- Введение
- I. Теоретическое обоснование развития основ социально важных качеств младших школьников во внеурочное время
- 1. 1. Определение социально важных качеств
- 1. 2. Социально-педагогические особенности младшего школьного возраста
- 1. 3. Стимулирование развития основ социально важных качеств у младших школьников во внеурочное время
- II. Исследование социально важных качеств младших школьников
- 2. 1. Цель, задачи и методика исследования
- 2. 2. Анализ результатов исследования
- III. Педагогический эксперимент
- 3. 1. Цель, задачи и методика педагогического эксперимента
- 3. 2. Анализ опытно-экспериментальных данных
- Заключение
- Список литературы
- Приложения
- Актуальность и постановка проблемы исследования
Воспитание социального поведения личности определяется, прежде все-го, объективным состоянием общества, государства. Одним из важнейших ус-ловий функционирования любого государства является крепкое, стабильное, гуманное, демократическое общество, способное к активной жизнедеятельно-сти и репродукции. Радикальное преобразование в России всех сфер жизнедея-тельности, переход страны на новые социальные, экономические основы, пре-образования, активно осуществляемые не только в экономической, но и в со-циокультурной сфере требует изменений в функционировании основных соци-альных институтов общества, модернизации образовательных учреждений.
Развитие рыночных отношений обостряют противоречие социально-политического, экономического, культурно — нравственного характера. Провоз-глашение суверенитета России, прогрессивное поступательное развитие нашего государства, гуманизация и демократизация образования, разнообразие, слож-ность и противоречивость новых процессов значительно актуализируют роль человеческого фактора. Перечисленные и другие обстоятельства влияют не только позитивно, но и обостряют внутриличностные конфликты, приводят к проблемам в семье, разрушают привычные, устоявшиеся ценности, приводят к негативным результатам проводимых реформ, отрицательно сказываются на общественном поведении детей, способствуют развитию различных психоло-гических аномалий у подрастающего поколения, порою требующие даже меди-цинского вмешательства.
Поэтому складывающаяся ситуация требует разработки и реализации ря-да радикальных способов и мер для нейтрализации сложившихся отрицатель-ных обстоятельств. В условиях гуманизации образования педагогика призвана создать условия в семье и школе для поступательного развития человеческой личности, актуализировать её внутренние ресурсы и помочь каждому ребенку в его самораскрытии и саморазвитии. Исходя из этого, одним из основных на-правлений современной образовательной системы можно считать поиск резер-вов личностного становления подрастающего поколения, а также разработку привлекательных методов, средств, способов, приемов, технологий, стимулов, в целом воспитательных влияний и взаимовлияний с учетом периодов сензитив-ности развивающейся личности.
Начальные образовательные учреждения с полным правом можно рас-сматривать как социальную систему, представляющую собой институт социа-лизации человека, когда у маленького гражданина формируются те качества и свойства личности, которые помогут ему в дальнейшем функционировании и жизнедеятельности в данном обществе. Младший школьный возраст представ-ляет собой особый период жизни человека. Именно в этом возрасте появляется возможность сознательной саморегуляции поведения на основе усвоенных ра-нее как общечеловеческих, так и этнорегиональных знаний, правил и норм по-ведения. Наблюдаются настойчивые усилия и попытки сдерживать свои сти-хийные желания и подчинять их установленным социальным требованиям и нормам поведения (С.П.Баранов, Л. И. Божович, Н. Г. Косолапов, И. А. Малашихина. Т. А. Маркова, Н. Н. Поддьякв, А. П. Усова, С.Г. Якобсон). Эмпирический материал наблюдений, результаты теоретических обобщений по этой проблеме, собственное исследование позволяют утверждать, что детям этого возраста оказываются свойственны многие общественные действия, ко-торые часто не требуют постоянного контроля со стороны учителя или родите-лей. Тем самым младший школьный возраст оказывается сензитивным перио-дом для развития многих социогенных потенций человека.
За время обучения ребенка в начальной школе при наличии благоприят-ных условий у ребенка получают развитие все уровни психики. Общее интел-лектуальное развитие восприятие, память, мышление, внимание, логические операции развиваются столь же интенсивно, как и общественное поведение младшего школьника. И все-таки полагаться лишь на саморазвитие и саморас-крытие ребенка нельзя. Сегодня социальное становление личности маленького человека часто протекает стихийно, без целенаправленных наблюдений взрос-лых за фактами и явлениями их общественной жизни, ростом их ответственно-сти и самостоятельности.
Анализ степени научной разработанности проблемы формирования и стимулирования общественного поведения младших школьников показывает, что в отечественной педагогике рассмотрены различные аспекты этой пробле-мы. Это, во-первых, исследования, посвященные младшему школьному детству и образованию (Ш.А. Амонашвили, В. Э. Бауэр, Л. А. Венгер, У. Б. Гаджиева, В. В. Галанина, А. В. Запорожец, И. А. Малашихина, и др.); работы, касающиеся процесса социализации личности и формированию гражданственности, толе-рантности, культуры поведения (К.А. Абульханова — Слав-екая, А. Г. Асмолов, А. А. Бодалев, Е. В. Бондаревская, М. А. Галагузова, Б. С. Гершунский, Т.И. Доб-ровольская, Н. В. Кленова, И. С. Кон, И. Н. Курочкина, Б. А. Тахохов, В. А. Су-хомлинский и др.); работы, в которых рассматриваются вопросы гуманизации семейного воспитания и дошкольного образования (Ю.П. Азаров, А.Ю. Гран-кин, О. П. Демиденко, С. В. Ковалев, Т. А. Куликова и др.).
Надо отдать должное и тому, что в последние годы педагогика пополни-лась многими исследователями, касающимися проблем этнорегионального вос-питания и обучения, с которыми напрямую было связано наше исследование (М.Ю. Айбазова, И. А. Арабов, Х. Х-М. Батчаева, К.Б.Семенов). Но при всей фундаментальности этих исследований, не все из них выходили на начальное школьное образование. Есть отдельные исследования по социализации школь-ников младшего возраста (Л.К.Кечерукова, З. К. Койчуева, Ф. Ш. Пшимахова, Г. А.Чомаева), по приобщению школьников к русской национальной культуре (О.П. Демиденко, И. Н. Реутская, И. А. Малашихина, Л.Ф. Артеменкова), но ни одной работы, в которой бы раскрылись возможности стимулирования разви-тия основ социально важных качеств младших школьников во внеурочное вре-мя мы не встретили.
Все вышеизложенное позволяет утверждать, что современное начальное образование сталкивается с рядом противоречий: между необходимостью ново-го, более высокого качества учебной и социальной подготовки детей в началь-ной школе и недостаточной готовностью региональных образовательных учре-ждений и воспитательных центров к достижению этого качества; между требо-ваниями к регионально — профессиональному опыту педагога начальной школы и реальными его педагогической и этнической культуры; между необходимо-стью внедрения новых нормативных и законодательных актов, ориентирующи-ми с образовательные учреждения на подготовку достойных граждан, и объек-тивно существующими условиями для их выполнения.
Цель исследования: разработать систему педагогического стимулирова-ния развития основ социально важных качеств младших школьников во вне-урочное время.
Объект исследования дети младшего школьного возраста, обучающие-ся в воспитательном центре «Дельта» г. Москвы.
Предмет исследования: формирование социально важных качеств младших школьников во внеурочное время.
Задачи исследования:
— дать определение социально важных качеств;
— выявить социально-педагогические особенности младшего школьного возраста;
— рассмотреть вопросы стимулирования развития основ социально важ-ных качеств у младших школьников во внеурочное время;
— провести исследование социально важных качеств младших школьни-ков;
— разработать и экспериментально проверить систему педагогического стимулирования социально важных качеств младших школьников.
Методологическую основу исследования составили: принципы историз-ма, взаимосвязи теории и практики; концепции личностно — ориентированного, гуманистического, культурологического, аксиологического подходов, согласно которым человек признается высшей ценностью социального развития; фило-софская трактовка деятельности как способа самореализации человека в труде и общении, философские законы единства и борьбы противоположностей, пе-рехода количественных изменений в качественные; логические категории при-чины и следствия.
В ходе исследования использовались следующие методы:
— теоретические (анализ психолого — педагогических, философских, со-циологических источников, нормативных документов РФ, диссертаций, обоб-щение опыта школ, отдельных учителей, родителей);
— эмпирические: диагностические (анкетирование, интервью, беседы); об-сервационные (прямое и косвенное наблюдение); анализ данных.
Экспериментальной базой исследования явился воспитательный центр «Дельта» г. Москвы.
Научная новизна исследования заключается в том, что была разработана и апробирована система стимулирования развития основ социально важных ка-честв младших школьников во внеурочное время.
Структура дипломной работы: диплом состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложений.
Список литературы
- Азбука нравственного воспитания/Под ред. И. А. Каирова и О. С. Богдановой. М.: Просвещение, 2005 318 с.
- Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М.: Мысль, 2006. 275 с.
- Богданова О.С., Калинина О. Д. Содержание и методика этических бе-сед с младшими школьниками. М.: Просвещение, 2002. 160 с.
- Богданова О.С., Петрова В. И. Методика воспитательной работы в на-чальных классах. М.: Просвещение, 2006. 207 с.
- Бодалев А.А. О проектировании личности учащегося воспитате-лем//Человек и общество. М.: Педагогика, 1999. Вып.5. С.161−162.
- Болдырев Н.И. Методика воспитательной работы в школе. М.: Про-свещение, 2004. 223 с.
- Божович Л.И. Изучение качеств личности и аффективной сферы ре-бенка// Симпозиумы. Тезисы докладов на II съезде Общества психоло-гов. М.: Изд-во АПН СССР, 1963. Вып.5. — С.105−111.
- Вавилонская башня и другие древние легенды/ под ред. Чуковского К.И.М: Дом, 1999. 127 с.
- Воспитание нравственных качеств младших школьников: Учеб.-метод. пособие / В. Т. Чепиков. Гродно: ГрГУ, 2006. 189 с.
- Выготский Л.С. Вопросы детской психологии С.Петрбург: Союз, 1999. 340 с.
- Додонов Б.И. Эмоция как ценность. М.:ИНФРА-М, 1998. 134 с.
- Зосимовский А.В. Формирование общественной направленности лич-ности в школьном возрасте. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2002. 343 с.
- Кон И. С. Открытие «Я». М.: ИНФРА-М, 1998.- 280 с.
- Коротов В.М. Общая методика учебно-воспитательного процесса. М.: Просвещение, 2003. 268 с.
- Левитов Н.Д. О психических состояниях человека. М.: Просвеще-ние, 2004. 290 с.
- Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. В 2х то-мах М: Просвещение, 2003. Т.1.- 450 с. Т.2. 496 с.
- Марьенко И.С. Основы процесса нравственного воспитания школьни-ков. М.: Просвещение, 2005. 183 с.
- Методика воспитательной работы/ Под ред. Л. И. Рувинского. М.: Просвещение, 2004. 335 с.
- Монахов Н.И. Изучение эффективности воспитания: теория и методи-ка. М.: Педагогика, 2001. 144 с.
- Обровец Г. А. Любимые страницы Библии (пособие для учителей вос-кресных школ) М: Либрис, 2007 214 с.
- Пезешкиан Н. Торговец и попугай. М: Смысл, 2003. 125 с.
- Педагогическая диагностика в школе/ Под ред. А. И. Кочетова. М.: Просвещение, 2007. 223 с.
- Практикум по педагогике/ Под ред. З. И. Васильевой. М.: Просве-щение, 2007. 144 с.
- Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. М.: Просвещение, 2003. 134 с.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Т.II. М., 2003. 520 с.
- Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии. М.: Про-свещение, 2004. 320 с.
- Смыгин С.Н., Нечепуренко В. Н., Полонская И. Н. Религиоведение, со-циология и психология религии Ростов на Дону: Феникс, 2006. 457 с.
- Степаненков Н.К. Планирование работы классного руководителя. М.: просвещение, 1999. 96 с.
- Туревская Е.И. Возрастная психология. Тула, 2006. 570 с.
- Фридман Л.М., Волков К. Н. Психологическая наука учителю. М.: Просвещение, 2005. 378 с.
- Харламов И.Ф. Нравственное воспитание школьников. М.: Про-свещение, 2004. 144 с.
- Шилова М.И. Учителю о воспитанности школьников. М.: Педаго-гика, 2002. 144 с.
- Штольц Х., Рудольф Р. Как воспитывать нравственное поведение? М.: Просвещение, 2006. 80 с.
- Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Просвещение, 2007. 560 с.