Нравственное воспитание старшеклассников в процессе природоохранительной деятельности
Диссертация
В диссертационных исследованиях теория и практика нравственного воспитания школьников в процессе их общения с природой разработана для старших классов значительно слабее, чем для младших и подростковых. Основное внимание в них уделялось: а) методике преподавания основных природоохранительных и экологических знаний, организации внеклассной природоохранительной деятельности, связанной с изучением… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ПРИРОДООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
- I. Сущность и особенности нравственного воспитания старшеклассников в природоохранительной деятельности
- 2. Педагогические условия нравственного воспитания старшеклассников в процессе природоохранительной деятельности
- 3. Эколого-ландшафтоведческие основы природоохранительной деятельности старшеклассников в процессе осуществления нравственного воспитания
- Глава II. МЕТОДИКА НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ПРИРОДООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- I. Содержание и формы природоохранительной деятельности как основа нравственного воспитания старшеклассников
- 2. Основные пути и способы нравственного воспитания старшеклассников в процессе природоохрд’нительной деятельности
- 3. Дифференцированный подход к нравственному воспитанию старшеклассников в природоохранительной деятельности
- Педагогическое руководство нравственным воспитанием старшеклассников в процессе включения их в природоохранительную деятельность
Список литературы
- Маркс К. Капитал. Глава ХХХУП. Вводные замечания- Глава ХХХУШ. — Дифференциальная рента. Общие замечания. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 23, с. 163−199.
- Маркс К. Капитал. Отдел третий. Производство абсолютной прибавочной стоимости,* Отдел четвертый. Производство относительной прибавочной стоимости. — Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 25, кн. П, с. 188−515.
- Маркс К. Маркс Энгельсу, 25 марта 1868 г. — Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 32, с. 43−46.
- Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года. (Отчужденный труд),* (Коммунизм). Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 42, с. 43−178.
- Маркс К. Критика политической экономии. Глава о капитале /2/ Стремление капитала к безграничному развитию производительных сил. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 46, ч. I, с.384−404.
- Энгельс Ф. Диалектика природы. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 20, с. 345−625.
- Ленин В.П. Материализм и империокритицизм. Полн. собр. соч., т. 18, с. 147−201.
- Ленин В.И. Философские тетради. Конспект книги Гегеля «Наука логики». Полн. собр. соч., т. 29, с. 77−278.
- Ленин В.И. Задачи союзов молодежи. Полн. собр.соч., т. 41, с. 298−318.
- Ленин В.И. Заседание коммунистической фракции ВЦСПС, II апреля 1921 г. Полн. собр. соч., т. 43, с. 165−196.
- Ленин В.И. А.И.Свидерскому, 5 декабря 1922 г. Полн. собр. соч., т. 54, с. 316−317.
- Программа Коммунистической партии Советского Союза: — 158
- Принята ХХП съездом КПСС. М.: Политиздат, 1976, 144 с.
- Конституция (Основной закон) Союза Советских Социалистических Республик: Принята на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР девятого созыва, 7 окт. 1977 г. М.: Политиздат, 1978, 62 с.
- Материалы ХХУ съезда КПСС. М.: Политиздат, 1976, 256 с.
- Материалы ХХУ1 съезда КПСС. М.: Политиздат, 1981, 223 с.
- О мерах дальнейшего улучшения работы средней общеобразовательной школы: Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 10 ноября 1966 г. В кн.: Вопросы идеологической работы КПСС: Сб. важнейших решений КПСС. M., 1977, с. 371−381.
- О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы: Постановление ЦК КПСС от 26 апр. 1971 г. -М.: Политиздат, 1979. 15 с.
- О завершении перехода ко всеобщему среднему образованию нолодежи и дальнейшем развитии общеобразовательной школы: Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР 20 июня 1972 г. В кн.: Об идеологической работе КПСС: Сб. документов. M., 1977, с. 496 504.
- О мерах по дальнейшему улучшению охраны природы и рациональному использованию природных ресурсов: Постановление Верховного Совета СССР, 20 сентября 1972 г. В кн.: Справочник партийного работника, вып. 13. M., 1973, с. 88−93.
- Об усилении охраны природы и улучшении использования природных ресурсов: Постановление ЦК КПСС и Совета Министров. -Правда, 10 января 1973 г.
- Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы. Правда, 14 апреля 1984 г.
- О дополнительных мерах по усилению охраны природы и улучшению использования природных ресурсов: Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР. Правда, б января 1970 г.
- Об усилении работы по экономии и рациональному использованию сырьевых топливно-энергетических и других материальных ресурсов: Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР. Правда, 4 июня 1981 г.
- Материалы Пленума ЦК КПСС, 22 ноября 1982 г. М.: Политиздат, 1982. — 30 с.
- Материалы Пленума ЦК КПСС, 14 июня 1983 г. М.: Политиздат, 1983. — 30 с.
- Материалы Пленума ЦК КПСС, 26−27 декабря 1983 г. М.: Политиздат, 1984. — 30 с.
- Материалы Пленума ЦК КПСС. Правда, 10 апреля 1984 г.
- Черненко К.У. Речь на предвыборном собрании избирателей Куйбышевского избирательного округа Москвы по выборам в Совет Союза. Правда, 3 марта 1984 г.
- Белинский В. Г, Избранные пед. соч. / Под ред. М. И. Кондакова, Ю. К. Бабанского и др. М.: Педагогика, 1982. Рецензии, с. 32−63, 0 детских книгах, с. 64−101- Сочинения Александра Пушкина, с. 163−173.
- Герцен А.И. Письма об изучении природы. М.: Политиздат, 1946, 316 с.
- Калинин М.И. Учительство и война. Сб.: М.Калинин. О воспитании и обучении: Избр. статьи и речи. — М.: Учпедгиз, 1957, с. 264−269.
- Каптерев П.Ф. Избранные пед.соч. / Под ред. А.М.Ар-сеньева. М.: Педагогика, 1982. Об эстетическом развитии и воспитании, с. 91−108.
- Крупская Н.К. В ссылке. В кн.: Воспоминания о Ленине, т. I. — М.: Политиздат, 1979, с. 235−250.
- Крупская Н.К. Пед. соч.: в И-ти томах. М.: АПН РСФСР, 1957−1963 гг., т.З. Экскурсионный метод при изучении вопросов, намеченных в схемах программ, принятых съездом Соцвосов, 1959, с. 46−64, т.5, Международная детская неделя, 1959, с. 93−95.
- Макаренко A.C. Сочинения: в 7-и томах. М.: АПН РСФСР, 1957−1958 гг., т. 4. Книга для родителей. Лекции о воспитании детей, 1957, т- 5. Общие вопросы теории педагогики. Воспитаниев советской школе, 1958- т. 7. Публицистика, 1958. 583 с.
- Писарев Д.И. Соч.: в 4-х томах., т. 2. Наша университетская наука. М., с. 192−195, 223−227.
- Подьяпольский H.H. Участие детей и подростков в рабо-161 те по охране природы. (Значение этой работы для сельского хозяйства). М.: Жизнь и знание, Тип. изд-ва Крест, газеты, 1933. — 86 с.
- Луначарский A.B. О воспитании и образовании. й.: Педагогика, 1976, 635 с.
- Ульянова М.И. В деревне и в городе. В кн.: Воспоминания родных о В. И. Ленине. — М.: Госполитиздат, 1955, с. 87−98.
- Ушинский К.Д. Воспоминания об обучении в Новгородсевер-ской гимназии. Избр. пед. соч. в 4-х томах, т.1. — М.: Учпедгиз, 1953, с. 281−289.
- Чернышевский Н.Г. Письма. Избр. пед. произв. — М.: АПН РСФСР, 1953, с. 708−743.
- Шацкий С.Т. Избр. пед. соч., в 2-х томах, т.1.- М.: Педагогика, 1980. 304 с.
- Андреев К.А. Малая лесная академия новая форма экологического образования и воспитания учащихся. — В сб.: Проблемы экологического образования и воспитания в средней школе. Тезисы конф., ч. П, Таллин, 1980, с. 35−37.
- Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: /Методические основы/. М.: Просвещение, 1982. — 192 с.
- Бабанский Ю.К., Поташник М. М. Оптимизация педагогического процесса: /В вопросах и ответах/. К.: Радянська школа, 1982. — 198 с.
- Барабанов В.Ф. Научно-техническая революция и судьбы- 162 природы. Л.: Знание, 1979. — 36 с.
- Батищев Г. С. Деятельная сущность человека как философский принцип. В кн.: Проблема человека в современной философии. — М.: Наука, 1969, с. 80−129.
- Батманов В.А. Фенологические наблюдения в школе. -Свердловск: Кн. изд-во, 1961. 48 с.
- Благосклонов К.Н. Задачи школы по охране природы. -Биология в школе, 1964, № 6, с. 49−53.
- Благосклонов К.Н., Иноземцев A.A., Тихомиров В. Н. Охрана природы. М.: Высшая школа, 1967. — 442 с.
- Богданова О.С. Совершенствовать нравственное воспитание школьников. Воспитание школьников, 1981, К 4, с. 9−10.
- Богданова О.С., Черенкова C.B. Изучение учащихся в процессе нравственного воспитания. Советская педагогика, 1983, fe 2, с. 18−24.
- Богданова О.С. Опыт исследования и организации нравственного просвещения школьников. В сб.: Система нравственного просвещения. — М.: НИИ ОПВ АПН СССР, 1982, с. 6−14.
- Бохович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте: Педагогическое исследование. М.: Просвещение, 1968. -464 с.
- Болдырев Н.И. Развитие интересов к природе у детей. М.: Учпедгиз, 1940. — ПО с.
- Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников: Вопросы теории. М.: Педагогика, 1979, — 224 с.
- Бондаревская Е.В. Опыт выявления уровня нравственной воспитанности учащихся. Советская педагогика, 1965, № 4,с. I22−131.
- Бондаревская Е.В., Богомолова Г. П. Методика изучения- 163 нравственной воспитанности школьников. В сб.: Методы научно-педагогического исследования. Ростов-на-Дону, 1972, с. 70−87.
- Бондаревская Е.В. Нравственное воспитание основа становления личности старшеклассников. — В сб.: Формирование нравственного сознания и поведения старших школьников. Тезисы докл. ХП город.науч.практич.конф. — Ростов-на-Дону, 1972, с. 5-Ю.
- Бонч-Бруевич В.Д. В. И. Ленин в Петрограде и в Москве. /В.И.Ленин и украшение красной столицы/. М.: Политиздат, 1982, с. 40−42.
- Вакулюк П.Г. Природоохранна работа в шк1льних л1сницт-вах. Радянська школа, 1981, № II, с. 67−69.
- Верзилин Н.М. Воспитание чувства природы: Метод, сб., вып. П. Н.: Учпедгиз, 1946. — 112 с.
- Верзилин Н.М. Природа как фактор воспитания. Советская педагогика, I960, К II, с. 51−56.
- Вернадский В.И. Несколько слов о неосфере. В кн.: Проблемы биохимии. — М.: Наука, 1980, о. 212−222.
- Водзинский Д.И. Теоретические основы нравственного воспитания школьников: Учебно-методическое пособие, ч.1. Минск, 1979. 88 с.
- Воронцов А.И., Харитонова Н. З. Охрана природы. Изд. 2-е. М.: Лесная промышленность, 1977. — 408 с.
- Вульфов В.З. Комсомол школа общественной активности старшеклассников. — М.: Знание, 1976. — 64 с.
- Вульфов Б.З., Хозе С. Е., Ященко М. М. Классный руководитель и классная комсомольская организация. М.: Просвещение, 1980. 256 с.
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1967, с.183−185.- 164
- Высоцкая Б.П. Социальный прогресс, потребление, благосостояние и экологическая проблема. Тезисы симпозиума: Человек в окружающей среде. — М.: Наука, 1979, с. 99−102.
- Габев Я.И. Проблема факультативного курса по охране природы. Сб.: Природоохранительное образование в средней школе. — М.: НИИ СиМО АПН СССР, 1978, с. II0-I23.
- Герасимов И.П. Вопросы периодизации и задачи науки в проблеме «Человек-среда». В сб.: Взаимосвязь наук при решении экологических проблем. Москва-Обнинск, 1976, с. 30−32.
- Герасимов И.П. Принципы и методы геосистемного мониторинга. Известия АН СССР. Серия географическая, № 2 (март-апрель), 1982, с. 5-И.
- Гладков H.A. Ленинское отношение к природе. Биология в школе, 1968, с. 3−7.
- Гордин A.D. Эффективность методики идейно-нравственного обучения школьников. В сб.: Система нравственного просвещения школьников. — М.: НИИ ОПВ АПН СССР, 1982, с. 14−22.
- Городецкая H.A. Природе заботу молодых. — М.: Лесная промышленность, 1983. — 166 с.
- Давыдова Г. А. Проблема отношения человека и природы в философии. В кн.: Природа и общество. — М.: Наука, 1968, с. 11−28.
- Дежкин В.В., Фетисов Т. Н. Профиль равновесия. М.: Молодая гвардия, 1977. — 207 с.- 165
- Дорст К. До того как умрет природа. М.: Прогресс, 1968. — 415 с.
- Жадан В. П1чуг1н Б.В., Федченко Ю.1. Як вивчати св1й край.- К.: Радяяська школа, 1981. 62 с.
- Зелесский Г. Е. Психологические формирования убеждений.-М.: Госуниверситет, 1982. 120 с.
- Захлебный А.Н., Суравегина И.Т.Организация практической деятельности школьников по изучению и охране природной среды. Советская педагогика, 1978, № 5, с. 56−63.
- Захлебный А.Н. Школа и проблемы охраны природы. М.: Педагогика, 1981. — 184 с.
- Зверев И.Д., Захлебный А. Н. Теоретические основы природоохранительного просвещения. Советская педагогика, 1973, }? 12, с. 31−39.
- Зверев И.Д. О формировании коммунистического отношения учащихся к природе. В сб.: Содержание природоохранительного просвещения в школе и педагогическом вузе. — М.: НИИ СиМО АПН СССР, 1974, с. 3−21.
- Зверев И.Д. Природоохранительное просвещение в школе. Народное образование, 1974, № 3, с. 35−40.
- Зверев И.Д. Коммунистическое воспитание и формирование ответственного отношения учащихся к природе. В сб.: Природоохранительное образование в средней школе. — М.: НИИ СиМО АПН СССР, 1978, с. 7−16.- 166
- Зверев И. Д. Экология в школьном обучении. Новый аспект образования. И.: Знание, 1980, № 2,-96 с.
- Зверев И.Д. Характеристика отношения школьников к природе. В сб.: Становление и развитие ответственного отношения школьников к природной среде. — И.: НИИ СиМО АПН СССР, 1981, с.3−26.
- Зосимовский А.В. Диагностика моральной воспитанности личности. Советская педагогика, 1970, № 7, с. 31−38.
- Зосимовский А.В., Рахманов Э. И. Формирование нравственной убежденности у старшеклассников. В кн.: Проблемы управления учебно-воспитательным процессом. М.: Госуниверситет, 1977, с. 174−187.
- Ефременко Н.В. К исследованию проблемы учета результатов воспитания учащихся. Советская педагогика, 1975, № 12,с. 38−45.
- Иванов В.А. Воспитание патриотизма у старших подростков в процессе их природоохранительной деятельности. В сб.: Идейно-нравственное воспитание учащихся / Под ред. Д. И. Водзинского. Минск, 1978, с. 30−43.
- Иванов П.В. Основы школьного краеведения. Петрозаводск: Госуниверситет, 1977. — 106 с.
- Иванов П.В. Краеведческий принцип в природоохранительном просвещении школьников. В сб.: Природоохранительное образование в средней школе. — М.: НИИ СиМО АПН СССР, 1978, с. 42−45.
- Иванов П.В. Экология и нраеведение в школе. В сб.: Проблемы экологического образования и воспитания в средней школе. Тезисы, ч. П, 1980, с. II-14.
- Иванов П.В. Экологическое направление в школьном природоохранительном краеведении и его воспитательное значение. В сб.: — 167
- Воспитание молодежи в процессе ее краеведческой и природоохранительной деятельности. Материалы конф. в г. Новгороде, № 23, 24 сентября 1980 г. Н.: НИИ СиМО АПН СССР, 1981, с. 20−27.
- Иващенко A.B. Идейно-нравственное воспитание старших школьников.-М.: Просвещение, 1981, 159 с.
- Иоганзен Б.Г., Городецкая H.A. Сельская школа и охрана природы. М.: Просвещение, 1976. — 143 с.
- Иоганзен Б.Г., Рыков H.A. Мотивы охраны природы. В сб.: Природоохранительное образование в средней школе. — М.: НИИ СиМО АПН СССР, 1978, с. 34−41.
- Иоганзен Б.Г. К постановке экологического обучения и воспитания в средней школе. В сб.: Проблемы экологического образования в школе / Под ред. И. Д. Зверева, В. Ж. Сенкевича. — М.: НИИ СиМО АПН СССР, 1979, с. 3−6.
- Иоганзен Б.Г. Экологическое просвещение начинать в школе. ЭКО / Экономика и организация промышленного производства. 1982, Ъ 8, с. 106−109.
- Исаченко А.Г. Оптимизация природной среды. М.: Мысль, 1980. — 264 с.
- НО. Кайгородов Д. Н. Родная природа. М.: Лесная промышленность, 1967. — 212 с.
- Кирпатовский И.П. Охрана природы. Справочник. М.: Химия, 1980. — 376 с.
- Комсомольская работа в школе. В помощь классному руководителю / Под ред. С. В. Дармодехина. М.: Просвещение, 1980. -256 с.
- ИЗ. Кон И. С. Психология старшеклассника. М.: Просвещение, 1980. — 207 с.
- Коростелев Н.Б. Охрана природы охрана здоровья.1. М.: Медицина, 1983. 96 с.
- Красзнавство в школ1. Вип. 12 / За ред. М. П. Откаленка. Упорядник А. С. Волкова. К.: Радянська школа, 1970. — 72 с.
- Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. Раздел: Психологические особенности старшего школьного возраста. — М.: Просвещение, 1976, с. 117−208.
- Куприянова М.К. Интегральный описательный метод фенологических наблюдений В.А.Батманова. В кн.: Фенологические наблюдения (организация, проведение, обработка) / Под ред. В.А.Тавров-ского. — Л.: Наука, 1982, с. 211−216.
- Лаптев Й.Д. Экологические проблемы. Социально-политический и идеологический аспекты. М.: Мысль, 1982. — 247 с.
- Лесная академия юных / Составитель Л. А. Курганова. -Минск: Республ. станция юных натуралистов, 1982. 7 с.
- Лихачев Б.Т. Общие проблемы воспитания школьников. -М.: Просвещение, 1979. 166 с.
- Лысенко Е.Г., Терентьев И. Г. Комсомол и охрана природы. М.: Молодая гвардия, 1978. — 176 с.
- Макаревич П.С. Социалистическое государство и охрана окружающей среды / Под ред. О. В. Тенеябаума. Саратов: Госуниверситет, 1982. — НО С.
- Мальковская Т.Н. Воспитание социальной активности старших школьников. Л.: Госпединститут им. А. И. Герцена, 1973. -172 с.
- Марков Н.В. Научно-техническая революция: анализ, перспективы, последствия. М.: Политиздат, 1973. — 239 с.
- Марьенко И.С. Критерии нравственной воспитанности и основы методики выполнения уровней ее развития у школьников. В сб.: Измерения в исследовании проблем воспитания. Тарту, 1977, с.67−83" — 169
- Марьенко И.С. Основы процесса нравственного воспитания школьников. М.: Просвещение, 1980. — 183 с.
- Марьясин A.C. Об изучении нравственной воспитанности школьников. В сб.: Нравственное воспитание школьников, вып. 2. Тамбов, 1976, с. 89−103.
- Матрусов И.С. Краеведение и охрана окружающей среды. География в школе, 1975, № с. 85−87.
- Матрусов И.С. Школа и охрана природы. П.: Знание, 1976, * II. — 64 с.
- Методика изучения географии Запорожской области, ч. I. Физическая география / Под ред. В. Д. Войлошникова. Запорожье-Мелитополь, 1980. — 121 с.
- Монахов Н.И. К вопросу о выявлении показателей воспитанности школьников. Советская педагогика, 1973, № 9, с. 63−70.
- Монахов Н.И. Изучение эффективности воспитания: теория и методика. (Опыт экспериментального исследования). М.: Педагогика, 1981. — 193 с.
- Моносзон Э.И. Теоретические основы коммунистического воспитания школьников. М.: Педагогика, 1983. — 320 с.
- Мордкович В.Г. Степные экосистемы. Новосибирск: Наука, 1982. — 205 с.
- Мудрик A.B. О воспитании старшеклассников. М.: Просвещение, 1981. — 176 е.
- Низова A.M. Наблюдение ведущий метод изучения природы. — Начальная школа, 1964, № I, с. 63−70.
- Низова A.M. Великий учитель природа. — М.: Знание, 1971. — 80 с.
- Никитин Л.П., Новиков Ю. В., Зарубин Г. П. Научно-технический прогресс, природа и человек. М.: Наука, 1977. — 200 с.- 170
- Новикова Л.И. О методическом подходе в исследовании воспитательного коллектива. В сб.: Измерения в исследовании проблем воспитания, Тарту, 1973, с. 8−20.
- Нравственное воспитание советских школьников: Основы методики / Под ред. И. С. Марьенко, М. Г. Кутейниковой. М.: Педагогика, 1975. — 144 с.
- Нравственное воспитание: Проблемы теории и практики / Под ред. А. К. Уледова. М.: Мысль, 1979. — 303 с.
- Об охране окружающей среды: Сборник документов партии и правительства, I9I7-I98I гг. М.: Политиздат, 1981. — 384 с.
- Одум Ю. Основы экологии. М.: Мир, 1975. — 740 с.
- О совершенствовании экологического образования и деятельности школьников в области охраны природы. Метод. письмо (проект). М.: НИИ СиМО АПН СССР, 1982, с. 40−44.
- Охрана ландшафтов. Толковый словарь / Под ред. В.Преображенского. М.: Прогресс, 1982. — 271 с.
- Охрана природы. Программа факультативных занятий для 8−9 кл. (Мин.проев. УССР, Управление школы). К.: Радянська школа, 1975. — 14 с.
- Охрана природы. Толковый словарь / Под ред. В. С. Преображенского. М.: Прогресс, 1982. — 271 с.
- Павлов Л.Е., Добрецова Н. В. Руку дружбы природе! Метод.рекомендации. — Л.: Дворец пионеров им. Жданова, 1978. — 18 а
- Педагогические принципы и условия экологического образования / Под ред. А. Н. Захлебного. М.: НИИ СиМО АПН СССР, 1983. — 98 с.
- Петрова В.И. Деятельность школьника и его нравственное воспитание. Советская педагогика, 1983, № 3, с. 18−22.
- Петровский A.A. Личность.Деятельность.Коллектив. М.: Политиздат, 1982. — 255 с.- 171
- Пирогов Б.И. Формирование активной жизненной позиции школьников. М.: Просвещение, 1981. — 144 с.
- Попович Л.В. О роли географии в экологическом воспитании школьников. География в школе, 1981, Ъ 6, с. 35−36.
- Попович Л.В. Учням еколог1чн1 знания. Радянська осв1та, 14 березня 1981 р.
- Поташник М.Н. Формирование активной жизненной позиции школьника. Метод.рекомендации. M., 1980. — 153 с.
- Правовая охрана природы / Под ред. В. В. Петрова. М.: йзд-во Моск. ун-та, 1980. — 312 с.157″ Примерное содержание воспитания школьников / Под ред. И. С. Марьенко, изд. 4. В.: Просвещение, 1980. — 160 с.
- Проблемы охраны природы и рекреационной географии УССР. Природоохранное образование и воспитание. Тезисы докл. Республ. научн.конф. Харьков, 1979. — 116 с.
- Проблемы образования в области окружающей среды. Материалы I Межправительственной конф. по образованию в области окружающей среды 14−26 октября 1977 г., г. Тбилиси. М.: НИИ СиМО АПН СССР, 1979. — 277 с.
- Пути оптимального построения системы идейно-политического и нравственного воспитания учащихся: Сб. статей / Под ред.- 172
- Е.В.Бондаревской Ростов-на-Дону: Госпединститут, 1978. — 134 с.
- Реймерс Н.Ф. Азбука природы. Микроэнциклопедия биосферы. M. s Знание, 1980. — 207 с.
- Рекомендации Всесоюзной научно-практической конф. по проблемам экологического образования и воспитания в средней школе. (Таллин, 1−3 окт. 1980 г.)* М., 1980. — 14 с.
- Рекомендации по проблемам экологического образования в средней школе и вузе. М.: Совет экологич. взаимопомощи, 1983. — 27 с.
- Родова Л.А. Деятельность школьников по охране водоемов. В кн.: Воспитание у школьников любви к природе в процессе общественно полезного труда. — М.: НИИ общей педагогики, 1975, с.33−36.
- Рувинский Л.И. Нравственное воспитание личности. М.: Госуниверситет, 1981. — 184 с.
- Рувинский Л.И., Соловьева А. Е. Психология самовоспитания. M. s Просвещение, 1982. — 143 с.
- Рыков H.A. О природоохранительном воспитании школьников на положительных примерах. В сб.: Проблемы эколог. образов, и воспит. в средн. школе, ч.1. — Таллин, 1980, с. 37−38.
- Самсонов С.К. О создании национальной системы экологического мониторинга на базе биосферных заповедников и биосферных станций. География в школе, 1981, К 6, с. 62−64.
- Семенов И.В. Охрана природы школьниками в каникулярное время: Из опыта работы. М.: Просвещение, 1981. — 64 с.
- Сидельковский А.П. О связи эстетического и нравственного в восприятии природы. В кн.: Нравственное воспитание школь- 173 ников. Вологда, 1967, с. 100−106.
- Сидельковский А.П. Некоторые вопросы педагогики и психологии. Проблемы изучения и воспитания отношения к действительности. Ставрополь, 1970. — 185 с.
- Сидельковский А.П. Человек и природа. Формирование отношений. Ставрополь, 1975. — 224 с.
- Сластенин В.А. Педагогика. Учебное пособие для педвузов. М.: Просвещение, 1983.
- Сластенина Е.С. Экологическое образование в подготовке учителя. М.: Педагогика, 1984, с. 104.
- Сластенина Е.С. Единство экологической и краеведческой подготовки будущего учителя. В сб.: Воспитание молодежи в процессе ее краеведческой и природоохранительной деятельности. Материалы конф., Новгород, 23−24 сент. 1980 г. — И., 1981, с.173−176.
- Словарь по этике / Под ред. И. С. Кона, 5-е изд. М.: Политиздат, 1983. — 445 с.
- Соколов Я.В. Вопросы охраны природы в правовом воспитании школьников. М.: Педагогика, 1979. — 63 с.
- Солдатенков А.Д., жуков Г. Как необъятна наша Родина. Воспитание школьников, 1972, К 4, с. 20−22.
- Солдатенков А.Д. Опыт изучения результативности патриотического воспитания школьников. Советская педагогика, 1974,10, с. 46−53.- 174
- Солдатенков А.Д. Туристско-краеведческая работа как средство воспитания любви к природе у подростков. Б кн.: Боепитание у школьников любви к природе в процессе общественно-полезного труда. — М.: НИИ общей педагогики, 1975, с. 37−40.
- Солдатенков А.Д. Анализ критериев и учет патриотического воспитания учащихся в общеобразовательной средней школе.- Б кн.: Патриотическое и интернациональное воспитание школьников / Под ред. А. Д. Солдатенкова, Т.Слоцки. M., 1975, с.31−49.
- Солнцев Б.Н. Системная организация ландшафтов. Проблемы методологии и теории. М.: Мысль, 1981. — 239 с.
- Степин В.В. Экономические основы природопользования.- М.: Лесная промышленность, 1982. 152 с.
- Суравегина И.Т. Роль краеведения в формировании экологической культуры школьников. В сб.: Воспитание молодежи в процессе ее краеведческой и природоохранительной деятельности: Материалы конф., Новгород, 23−24 сент., 1980 г. — M., 1981, с. 2731.
- Тэлбот Дж. Биологические основы управления окружающей средой. ИМПАКТ: Наука и общество, ЮНЕСКО, fe 4, 1983, с.118−127.
- Трайтак Д.И. Воспитание чувства бережного отношения к природе. Биология в школе, 1975, Кб, с. 37−40.
- Федоров Е.К. Сберечь природу для людей.- Правда, 16 февр. 1981 г., с. 3.
- Фенологические наблюдения (организация, проведение, обработка). Унифицированное руководство для добровольной фенологической сети. Л.: Наука, 1982. — 224 с.
- Харламов Й.Ф. Теория нравственного воспитания (историческая и современная проблематика и основные педагогические идеи). Минск: Госуниверситет, 1972. — 363 с.- 175
- Харчев А.Г., Алексеева В. Г. Образ жизни, мораль, воспитание. М.: Политиздат, 1977. — 143 с.
- Харчев А.Г. Некоторые проблемы коммунистического воспитания трудящихоя. Коммунист, 1980, № 12, с. 61−70.
- Холостова Т.В. Моральная оценка и ее особенности. -Вопросы философии, 1968, № 4, с. 93−103.
- Шёмшученко Ю.С. Закон на варт1 природи. К.: Наукова думка. 1981. — 165 с.
- Шилова М.И. Изучение воспитанности школьников. М.: Педагогика, 1982. — 104 с.
- Шугаева Э. Пробудить сердечную отзывчивость. Интервью у вице-президента АПН СССР И. Д. Зверева. Природа и человек, 1982, Е 9, с. 8−12.
- Шумилин Е.А. Психологические особенности личности старшеклассника. М.: Педагогика, 1979. — 152 с.
- Экологическое образование в деятельности школьного коллектива. Материалы международного симпозиума стран-членов СЭВв Финляндии / Под ред. И. Д. Зверева. М.: НИИ СиМО АПН СССР, 1983. 100 с.
- Экологическое образование школьников / Под ред. И. Д. Зверева, И. Т. Суравегиной. М.: Педагогика, 1983. — 160 с.
- Яблокова Н.Л. Формирование единства взглядов педагогического коллектива на оценку нравственного облика старшеклассников. В сб.: Формирование нравственного сознания и поведения старших школьников. Тезисы. Ростов-на-Дону, 1972, с. 8-II.
- Яковлев В.А. Механизм формирования нравственных качеств у школьников. В сб.: Нравственное воспитание школьников, вып.2 / Под ред. В. А. Яковлева. — Тамбов, 1976, с. 26−30.
- Янушевский В.Е. Краеведение как основа межпредметных- 17 б связей в процессе природоохранительного просвещения в общеобразовательной школе. Тезисы конф.: Межпредметные связи в школьном природоохранительном просвещении. М., 1976, с.106−110.
- Ященко М.М. Диспут в коллективе старшеклассников. -Воспитание школьников, 1978, 1Ь 4, с. 43−46.
- Артеменко Н.М. Природа як зас1б естетичного виховання учн1 В /У-УШ кл./: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Ужгород, 1961. — 25 с.
- Бондаревская Е.В. Формирование нравственного сознания старших школьников: Автореф. дис.. докт. пед. наук. Ростов-на-Дону, 1979. — 39 с.
- Бородай A.A. Внеклассная работа по изучению природы родного края как средство формирования познавательной активности подростков: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1975. — 23 с.
- Бурдейный П.А. Формирование нравственных отношений старшеклассников в процессе краеведческой деятельности: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Винница, 1968. — 22 с.
- Гйбев Я.И. Система учебно-воспитательной работы по охjране природы в курсах ботаники и зоологии средней школы: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Л., 1964. — 20 с.
- Дикий В.Н. Нравственное воспитание подростков в процессе общения с природой: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1974. — 23 с. 1.
- Дружинина В.А. Формирование нравственных убеждений и поведения старшеклассников в процессе краеведческой деятельности: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1972. — 19 с.
- Иванов B.C. Методика преподавания основных природоохранительных знаний в условиях работы школ Якутской АССР: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Л., 1972. — 23 с.- 177
- Истомин П.И. Туристская деятельность как средство воспитания социальной активности старшеклассников (на материалах школьной комсомольской организации): Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1976. — 20 с.
- Зверева В.А. Воспитание у подростков бережного отношения к социалистической собственности: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1982. — 21 с.
- Калугина Т.В. Воспитание эстетического отношения к природе у подростков: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1972. — 19 с.
- Конакбаев Е. Система работы сельских школ по пропаганде природоохранительных знаний (на материалах Казахстана): Автореф. дис.. канд. пед. наук. Тжамбул, 1978. — 18 с.
- Куликов Г. В. Воспитание у школьников бережного отношения к природе (на примере 8-х школ Башк. АССР):Автореф. дис.. канд. пед. наук. 1974.- 32 с.
- Марьенко И.С. Процесс нравственного воспитания в советской школе: Автореф. дис.. докт. пед. наук. М., 1970. — 70 с.
- Мезенцева Т.Х. Воспитание бережного отношения к природе (на материалах внешкольной экскурсионно-краеведческой деятельности): Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1978. — 19 с.
- Момотова А.П. Система работы по охране природы в городской восьмилетней школе: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М., 1969. 20 с.
- Остапец-Свешников A.A. Туристская деятельность как средство преодоления педагогической запущенности подростков: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1977. — 23 с.
- Петрова В.И. Воспитание и развитие нравственного сознания и поведения школьника: Автореф. дис.. докт. пед. наук.1. М., 1982. 43 с.
- Пилат й.Н. Внешкольная туристская и краеведческая работа как фактор нравственного воспитания подростков: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1970. — 20 с.
- Прус И.Т. Воспитание социалистического патриотизма в процессе краеведческой работы: Автореф. дис.. канд. пед. наук.- К., 1962. 22 с.
- Родова Л.А. Работа школьников по охране природы, ее образовательное и воспитательное значение (на материалах школ Вост. Казахстана): Автореф. дис.. канд. пед. наук. Алма-Ата, 1968.- 21 с.
- Смирнов В.И. Краеведение как средство нравственного воспитания учащихся старших классов средней школы: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1965. — 25 с.
- Солдатенков А.Д. Туристско-краеведческая работа как средство патриотического воспитания подростков: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1968. — 20 с.
- Стефановская Т.А. Диагностика и прогнозирование нравственного развития подростков в системе воспитательной деятельности классного руководителя: Автореф. дис.. канд. пед. наук.- Алма-Ата, 1982. 23 с.
- Сущенко Т.И. Воспитание познавательных интересов у подростков во внешкольной работе: Автореф. дис.. канд. пед. наук.- К., 1969. 20 с.- 179
- Харламов И.Ф. Теория нравственного воспитания (Теория, современная проблематика и основные педагогические идеи): Автореф. дис.. докт. пед. наук. Минск, 1972. — 41 с.
- Чумакова М.П. Педагогические основы процесса воспитания гражданской зрелости старшеклассников: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1980. — 16 с.
- Шапокене Е.Ю. Система учебно-воспитательной работы по охране природы в процессе преподавания (на материалах школ Литовской ССР): Автореф. дис.. канд. пед. наук. Л., 1969. -19 с.
- Шишиня Л.Ю. Мировоззренческая природа экологического сознания и его гуманистическая направленность в условиях социализма: Автореф. дис.. канд. философ, наук. Л., 1984. — 19 с.
- Ямницкий М.Н. Комплексный подход к воспитанию подростков в процессе туристско-краеведческой деятельности (на материалах организационно-педагогической работы по месту жительства): Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1977. — 23 с.- 180