Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Уровни трудности задач открытого типа

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Задачи открытого типа — это творческие задачи, поэтому для определения уровней сложности рассмотрим адаптированную для учебных задач классификацию решений творческих задач по степени трудности и качеству получаемых результатов Г. С. Альтшуллера, сопоставив с примерами задач открытого типа. Решение. Глава тогдашнего правительства Великобритании Уинстон Черчилль нашел выход. Он добился специального… Читать ещё >

Уровни трудности задач открытого типа (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Задачи открытого типа, как любой учебный материал, должны быть разбиты на уровни трудности. Поэтому выделим уровни сложности задач открытого типа.

Задачи открытого типа — это творческие задачи, поэтому для определения уровней сложности рассмотрим адаптированную для учебных задач классификацию решений творческих задач по степени трудности и качеству получаемых результатов Г. С. Альтшуллера, сопоставив с примерами задач открытого типа.

Первый уровень. Применены средства, прямо предназначенные именно для данной цели; использовано готовое решение для готовой задачи.

Задача 17. Путешественник Джек не может вовремя попасть в Англию — нет попутного корабля. А если он опоздает, то проиграет важный спор и много денег. Пришлось Джеку нанять красивый пароход с деревянными надстройками и, ни минуты не медля, отправиться в плавание. До Англии уже рукой подать, но как назло на пароходе кончился уголь — и пароходные машины встали. Где в море взять топливо?

Решение задачи на первом уровне. Вместо угля в топке пароходного котла сожгли деревянные части парохода. Корабль пришел вовремя.

Второй уровень. Выбран один из немногих альтернативных вариантов решения задачи, которая также выбрана из нескольких возможных.

Задача 18. Маленькая черепашка любит ползать по дому, залезать под мебель, прятаться по углам, а вот вылезти из укромных мест ей не всегда удаётся. Хозяин очень переживает, когда не может найти ее на месте. Придумай способ, как можно быстро определять место, где находится черепашка.

Решение задачи на втором уровне. Прицепим на панцирь колокольчик; когда черепашка будет перемещаться, мы услышим, где она.

Третий уровень. Изменена исходная задача, изменено привычное решение.

Задача 19. Изобрази все цвета радуги, причем у тебя в распоряжении только один простой карандаш.

Решение задачи на третьем уровне. Найти устойчивую ассоциацию цвета с объектом и изображать его. Например, нарисовать апельсин, тогда всем будет понятно, что цвет оранжевый.

Четвертый уровень. Найдена новая задача и новое решение.

Задача 20. Каждый день в мире синтезируются новые лекарства. Все они должны быть проверены. Чаще всего действия лекарственных препаратов проверяют на разных животных. Но это долго и дорого, нужны большие дозы вещества. Как быть, если надо проверить новые лекарства, а их синтезировано очень мало. Как проверить, действуют ли они вообще?

Решение задачи на четвертом уровне. Проверку на чувствительность новых лекарств зачастую проводят на пауках. Под действием лекарств у них легко обнаружить ошибочные действия: конструкция сети — это точный отчет о функциональном состоянии нервной системы паука. Даже при ничтожных лекарственных дозах они начинают плести «неправильные» сети.

Пятый уровень. Найдена новая проблема, открыт новый принцип, пригодный для решения не только этой, но и других задач и проблем.

Задача 21. При изготовлении шлифовального инструмента надо уложить маленькие алмазные зерна, имеющие формы пирамидок, но не как попало, а в определенном порядке, острием вверх. Как быть?

Решение задачи на пятом уровне. Решение может быть связано с использованием магнитного вещества в зернах сильного магнита, причем идея использовать посредник — магнит — в научно-техническом творчестве оказывается очень плодотворной.

В учебных творческих задачах собственно задачи как таковой поначалу нет. Ее предстоит выявить из проблемной ситуации, которая возникает перед учащимся. Выявленная задача может быть решена на разном уровне трудности. Большинство решений творческих задач — это решение на первых трех уровнях трудности. Решение задачи четвертого и пятого уровня надо чаще искать не в прикладных предметах, а в науке, поэтому сначала надо сделать открытие, а потом, опираясь на новые научные знания, решить задачу.

Проанализировав уровни трудности решения учебных творческих задач, перейдем к классификации по сложности задач открытого типа.

Для правильной дозировки уровня сложности задач открытого типа в рамках исследования нами была разработана шкала сложности учебных открытых задач.

Открытая задача формулируется на основе системного анализа естественно или искусственно созданной проблемной ситуации, поэтому для определения уровня сложности использована идея системности (см. табл. 16).

Чем выше уровень открытости, тем сложнее будет сформулированная учебная задача и выше уровень проявления креативности учащихся.

Таким образом, для развития креативности учащихся предлагаем не отдельные творческие задачи, а системы задач открытого типа. Для каждой задачи системы выдвинуты требования к формулировке, описаны критерии оценивания и классификация по уровням сложности задач открытого типа.

Таблица 16

Уровни открытости задач в соответствии со шкалой системности.

Условия.

Пример задачи.

Первый уровень.

Неопределенность параметров; результат, метод, технология, средства определены в условии.

Представьте, что вам нужно купить таблички с цифрами, составляющими номер квартиры, — 429. Но в магазине не оказалось таблички с цифрой 9. Как быть?

Решение. Перевернуть табличку с цифрой 6.

Второй уровень.

Неопределенность средств, поддерживающих технологию; результат, метод и технология в условии определены.

Часто переносчиком бешенства среди диких животных является лисица. Чтобы помешать распространению этой опасной для человека болезни, долгое время лисиц в Европе безжалостно уничтожали. Наконец была изобретена.

Условия

Пример задачи

вакцина против бешенства, но лисиц не заставишь принимать невкусную вакцину. Как быть?

Решение. В приманки из рыбьей муки и жира помещают капсулу с вакциной; их расставляют в местах обитания лисиц. Обладая тонким обонянием, те легко находят приманки и поедают их вместе с вакциной. После одной такой массовой акции в Швейцарии практически полностью было искоренено бешенство среди животных.

Третий уровень

Неопределенность технологии (набора научных эффектов, связанных друг с другом), на которых базируется метод; метод и результат в условии определены.

На премьере одной из своих пьес Бернард Шоу вышел в антракте на сцену и обратился к залу: «Ну, как вам нравится пьеса?» Пораженные зрители не сразу нашлись с ответом. И только один из них выкрикнул: «Чепуха!» Ситуация сложная. Как быть Бернарду? Решение. Шоу учтиво ему поклонился и с чарующей улыбкой ответил, указывая на публику: «И я придерживаюсь того же мнения, но что мы вдвоем можем против массы?».

Четвертый уровень

Неопределенность метода достижения результата, который определен в условии.

Королевство Тонга — маленькое островное государство в Океании недалеко от ста восьмидесятого меридиана. Один из разделов конституции гласит, что выходным днем является воскресенье. Однако около тридцати процентов населения — адвентисты седьмого дня.

По их правилам выходным является суббота. Возникает множество бытовых и производственных проблем. Сделать же два выходных неприемлемо ни по религиозным, ни по экономическим причинам. Как быть?

Решение. Тонга находится около ста восьмидесятого меридиана, то есть линии перемены дат. А за этой линией — Западное Самоа. Вот и живут тонганские адвентисты по самоанскому календарю. И когда у всех наступает воскресенье, у адвентистов — положенная им для отдыха суббота. Так тонганцы и живут уже больше полувека.

Условия

Пример задачи

Пятый уровень

Неопределенность цели или результата в условии.

Во время Второй мировой войны в Лондоне находилось югославское правительство в изгнании и король Югославии Петр Второй с семьей. Королевская семья жила в апартаментах «Клариджис».

Супруга 20-летнего Петра Второго королева Александра ожидала рождения наследника престола. Но по югославскому закону о престолонаследии король должен быть обязательно рожден на территории своей страны. Петр Второй и придворные были в панике: ведь наследник не сможет стать королем. А вернуться на территорию Югославии тогда не было возможности. Надо что-то делать. А что?

Решение. Глава тогдашнего правительства Великобритании Уинстон Черчилль нашел выход. Он добился специального разрешения парламента, по которому номер 212 отеля «Клариджис» в день рождения принца Александра на сутки объявляется югославской территорией. Это и состоялось 17 июля 1945 года.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой