Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Практика снова отвергла?

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Для оценки труда учителя широко используются тесты. Значительное распространение получили две программы тестирования («Национальные учительские экзамены» и «Программа экзаменов в педагогическом образовании»), с помощью которых измеряются профессиональные знания, умственные способности и общая культура педагогов. Тесты широко используются и для отбора будущих учителей. С помощью тестов определяют… Читать ещё >

Практика снова отвергла? (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Ни одна из педагогических проблем не вызывает столь острой реакции учительства, как проблема аттестации. «Учительская газета» в статье «Положение о порядке аттестации учителей» писала: «Однако критерии аттестации, как общие, так и дифференцированные, отсутствуют. Выделение всем известных общих требований к учителям (знание предмета, стремление к новаторству, этика и т. д.) практически ничего нс дает, возможны субъективизм, необъективность. Особенное недовольство вызывает требование проводить собеседование, то есть практически сдавать экзамены. На практике это может превратиться в прямое издевательство над учителями. Достаточно пройти курсы при ИПК и сдать там необходимые зачеты, ничего больше в этом плане требовать нельзя. Совсем недопустимо вводить процентные соотношения: сколько в школе должно быть разных категорий учителей. Неудачное название: „Учитель 2-й категории“, унижает достоинство учителя, лучше „Старший учитель“, как во многих странах мира»[1].

Оценка труда учителей в США Интенсивно идут исследования деятельности учителя в США. В 1950 г. в Атлантик-Сити на ежегодном заседании Американской научно-педагогической ассоциации был образован Комитет по изучению критериев эффективной деятельности учителей. Комитет стал ииициатором издания капитальных квалиметрических трудов, среди которых «Руководство по исследованию педагогической деятельности» (1971), «Энциклопедия педагогической оценки» (1985) и др. Изучением педагогической деятельности занимаются научно-исследовательские центры всех известных американских университетов.

Наиболее распространенным методом изучения труда американского учителя является рейтинг (оценочная шкала). Главная цель рейтингирования — определение соответствия учителя занимаемой должности при проведении аттестации и переаттестации. Разновидностями оценочных шкал являются оценочные листы, предназначенные для измерения трех составляющих учительской деятельности: средств обучения, руководства классом и дисциплинированности. Вот начало такого листа, который заполняют студенты-практиканты:

Оценочный лист Студент_ Помер_.

Учитель_ Количество повторных уроков_.

Количество уроков_ _.

  • 1. Использование примеров:
  • 1.1. Начинал ли учитель с простых примеров?
  • 1.2. Перешел ли он затем к сложным?
  • 1.3. Были ли его примеры понятными?
  • 1.4. Отвечали ли примеры уровню знаний и жизненному опыту обучаемых?
  • 1.5. Правильно ли учитель связывал примеры с главной мыслью, которую они должны иллюстрировать?
  • 1.6. Проверял ли учитель, как учащиеся поняли главные идеи урока?[2]

Для оценки труда учителя широко используются тесты. Значительное распространение получили две программы тестирования («Национальные учительские экзамены» и «Программа экзаменов в педагогическом образовании»), с помощью которых измеряются профессиональные знания, умственные способности и общая культура педагогов. Тесты широко используются и для отбора будущих учителей. С помощью тестов определяют профессиональную пригодность и профессиональную направленность личности. Интересная новинка: специальные тесты-модули используются для того, чтобы установить, с какой возрастной группой сможет наиболее плодотворно сотрудничать будущий педагог.

Одним из самых распространенных инструментов для измерения труда учителя в классе является «Анализ взаимодействия», разработанный Н. Фландерсом, фрагмент которого приводится ниже:

Речь учителя.

Непрямое.

(косвенное) воздействие.

  • 1. Понимание учащихся. Воспринимает речь (тон, интонацию) спокойно.
  • 2. Поощрение. Хвалит либо поощряет действия, поведение учеников, шутит.
  • 3. Принимает либо использует идеи учеников. Объясняет или разрабатывает идеи учащихся. Если учитель больше использует свои идеи, пользуйтесь позицией 5.
  • 4. Ставит вопросы. Ставит вопросы, ожидая ответов учащихся.

Прямое.

(непо;

сред;

ствен;

ное) влияние.

5. Читает лекцию. Приводит факты или суждения, выражает собственные мысли, ставит риторические вопросы.

G. Дает указания. Дает указания, команды или приказы. 7. Критикует. Выражает утверждения, направленные на изменение поведения учащихся.

Речь учащихся.

  • 8. Ответы учащегося на обращение учителя.
  • 9. Речь, начатая обучаемым, но собственной инициативе.
  • 10. Молчание и заминка. Пауза, краткие периоды молчания, периоды заминки, где наблюдатель не может понять коммуникации.

Система Н. Фландерса позволяет фиксировать нс только события, происходящие в классе, но и их последовательность. В результате регистрации «единиц поведения учителя» определяются особенности взаимодействия последнего с классом. Исследователь убежден, что его метод на самом деле «суммирует» действия учителя в классе и позволяет обоснованно описывать его поведение.

Н. Фландерс выделил такую переменную, как «непрямое (косвенное) влияние учителя». Оно определяется как отношение времени урока, отведенного на поощрение, применение идей, постановку вопросов и прочес, к количеству времени, используемого на чтение лекций, указание, замечание.

Среди других исследований данного направления выделим систему регистрации поведения учителя и учащихся в классе через каждые три секунды урока (М. Хоуг); классификацию педагогов по уровню их доброжелательности (К. Витал); применение графиков для обработки результатов наблюдений; анализ поведения учителя во времени (В. Олсон); применение символов для быстрой регистрации поведения учителя и учащихся (Л. Паккст); внедрение видеотехники для анализа педагогической деятельности и т. д.

Как видим, измерение и оценка труда учителя производятся в США в национальных масштабах. Однако, несмотря на все усилия, эта задача далека от разрешения. Случаются ошибки, педагоги часто с недоверием относятся к таким исследованиям, потому что их карьера находится в руках того, кто производит тестирование.

  • [1] Учительская газета. 1992. № 41—45. 27 окт.
  • [2] Student’s Guide to Micro teaching. Ottawa, 1978. P. 72.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой