ΠŸΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² ΡƒΡ‡Ρ‘Π±Π΅, ΠΎΡ‡Π΅Π½ΡŒ быстро...
Π Π°Π±ΠΎΡ‚Π°Π΅ΠΌ вмСстС Π΄ΠΎ ΠΏΠΎΠ±Π΅Π΄Ρ‹

Анализ психолого-пСдагогичСской Π»ΠΈΡ‚Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΡƒΡ€Ρ‹

Π Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΠŸΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² Π½Π°ΠΏΠΈΡΠ°Π½ΠΈΠΈΠ£Π·Π½Π°Ρ‚ΡŒ ΡΡ‚ΠΎΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒΠΌΠΎΠ΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹

ΠšΠ°ΠΆΠ΄Ρ‹ΠΉ ΠΈΠ· Π½ΠΈΡ… ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠΌ рассмотрСния, Π² Π΄Π°Π½Π½ΠΎΠΌ случаС это ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ наглядного обучСния. ВсС ΠΊΠΎΠΌΠΏΠΎΠ½Π΅Π½Ρ‚Ρ‹ Π² Ρ†Π΅Π»ΠΎΡΡ‚Π½ΠΎΠΌ пСдагогичСском процСссС взаимосвязаны ΠΌΠ΅ΠΆΠ΄Ρƒ собой. Π˜Ρ… ΡΡ„Ρ„Π΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ, ΠΊΠ°ΠΊ ΠΏΠΎΡ€ΠΎΠ·Π½ΡŒ, Ρ‚Π°ΠΊ ΠΈ Π² ΡΠΈΡΡ‚Π΅ΠΌΠ΅, ΠΏΠΎΠ²Ρ‹ΡˆΠ°Π΅Ρ‚ΡΡ, Ссли процСсс организуСтся Π½Π° ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π΅ ΠΊΠ°ΠΊΠΎΠΉ Π»ΠΈΠ±ΠΎ Ρ‚Π΅ΠΎΡ€ΠΈΠΈ ΠΈΠ»ΠΈ ΠΊΠΎΠ½Ρ†Π΅ΠΏΡ†ΠΈΠΈ. ΠœΡ‹ ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Ρ‹Π²Π°Π΅ΠΌΡΡ Π½Π° ΠΊΠΎΠ½Ρ†Π΅ΠΏΡ†ΠΈΠΈ ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅, ΠΊΠ°ΠΊ Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½Π°Ρ дидактичСская систСма, прСдставляСт… Π§ΠΈΡ‚Π°Ρ‚ΡŒ Π΅Ρ‰Ρ‘ >

Анализ психолого-пСдагогичСской Π»ΠΈΡ‚Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΡƒΡ€Ρ‹ (Ρ€Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚, курсовая, Π΄ΠΈΠΏΠ»ΠΎΠΌ, ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Π°Ρ)

ΠœΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ наглядного обучСния, ΠΊΠ°ΠΊ Π²Π°ΠΆΠ½Ρ‹ΠΉ ΠΊΠΎΠΌΠΏΠΎΠ½Π΅Π½Ρ‚ процСсса обучСния

ΠŸΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΈΠΉ процСсс прСдставляСт собой Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΎΠ½ΠΈΡ€ΡƒΡŽΡ‰ΡƒΡŽ ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΡƒΡŽ систСму.

Π’ ΡΠΎΡΡ‚Π°Π² любой пСдагогичСской систСмы входят ΠΊΠΎΠΌΠΏΠΎΠ½Π΅Π½Ρ‚Ρ‹: ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³, учащийся, содСрТаниС образования, Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡ‹ ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ пСдагогичСского процСсса, ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄Ρ‹ пСдагогичСского процСсса (ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄Ρ‹ обучСния ΠΈ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄Ρ‹ воспитания), срСдства пСдагогичСского процСсса, Ρ†Π΅Π»ΡŒ ΠΈ Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚. Π‘Π°ΠΌΡ‹ΠΌΠΈ ΠΊΡ€ΡƒΠΏΠ½Ρ‹ΠΌΠΈ ΡΠΎΡΡ‚Π°Π²Π»ΡΡŽΡ‰ΠΈΠΌΠΈ, ΠΏΠΎ-Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΎΠΌΡƒ — ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌΠΈ ΠΊΠΎΠΌΠΏΠΎΠ½Π΅Π½Ρ‚Π°ΠΌΠΈ, пСдагогичСского процСсса ΡΠ²Π»ΡΡŽΡ‚ΡΡ взаимосвязанныС ΠΌΠ΅ΠΆΠ΄Ρƒ собой ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΈ Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Π°Π½ΠΈΠ΅.

Они, Π² ΡΠ²ΠΎΡŽ ΠΎΡ‡Π΅Ρ€Π΅Π΄ΡŒ, ΠΏΠΎΠ΄Ρ€Π°Π·Π΄Π΅Π»ΡΡŽΡ‚ΡΡ Π½Π° Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΠ΅, Π±ΠΎΠ»Π΅Π΅ ΠΌΠ΅Π»ΠΊΠΈΠ΅ ΡΠΎΡΡ‚Π°Π²Π»ΡΡŽΡ‰ΠΈΠ΅. НапримСр, процСсс обучСния — Π½Π° ΠΏΡ€Π΅ΠΏΠΎΠ΄Π°Π²Π°Π½ΠΈΠ΅ ΠΈ ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΈ Ρ‚. Π΄. ΠžΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅, ΠΈ Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Π°Π½ΠΈΠ΅ ΠΌΠΎΠ³ΡƒΡ‚ Ρ€Π°ΡΡΠΌΠ°Ρ‚Ρ€ΠΈΠ²Π°Ρ‚ΡŒΡΡ ΠΊΠ°ΠΊ подсистСмы Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΎΠ½ΠΈΡ€ΡƒΡŽΡ‰Π΅ΠΉ пСдагогичСской систСмы. Π£ Π½ΠΈΡ… ΠΎΠ±Ρ‰ΠΈΠ΅ Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΈ (ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Π°Ρ, Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Π°Ρ, Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‰Π°Ρ), Π½ΠΎ Ρ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ Π΄ΠΎΠΌΠΈΠ½Π°Π½Ρ‚ΠΎΠΉ — Π² ΠΏΠ΅Ρ€Π²ΠΎΠΌ случаС, ΠΈ Ρ Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ — Π²ΠΎ Π²Ρ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΌ. ΠŸΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡ обучСния прСдставляСт собой Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΎΠ½ΠΈΡ€ΡƒΡŽΡ‰ΡƒΡŽ Π΄ΠΈΠ΄Π°ΠΊΡ‚ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΡƒΡŽ систСму. Π’ Π½Π΅ΠΉ задСйствованы всС ΠΊΠΎΠΌΠΏΠΎΠ½Π΅Π½Ρ‚Ρ‹ пСдагогичСской систСмы.

ΠšΠ°ΠΆΠ΄Ρ‹ΠΉ ΠΈΠ· Π½ΠΈΡ… ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠΌ рассмотрСния, Π² Π΄Π°Π½Π½ΠΎΠΌ случаС это ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ наглядного обучСния. ВсС ΠΊΠΎΠΌΠΏΠΎΠ½Π΅Π½Ρ‚Ρ‹ Π² Ρ†Π΅Π»ΠΎΡΡ‚Π½ΠΎΠΌ пСдагогичСском процСссС взаимосвязаны ΠΌΠ΅ΠΆΠ΄Ρƒ собой. Π˜Ρ… ΡΡ„Ρ„Π΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ, ΠΊΠ°ΠΊ ΠΏΠΎΡ€ΠΎΠ·Π½ΡŒ, Ρ‚Π°ΠΊ ΠΈ Π² ΡΠΈΡΡ‚Π΅ΠΌΠ΅, ΠΏΠΎΠ²Ρ‹ΡˆΠ°Π΅Ρ‚ΡΡ, Ссли процСсс организуСтся Π½Π° ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π΅ ΠΊΠ°ΠΊΠΎΠΉ Π»ΠΈΠ±ΠΎ Ρ‚Π΅ΠΎΡ€ΠΈΠΈ ΠΈΠ»ΠΈ ΠΊΠΎΠ½Ρ†Π΅ΠΏΡ†ΠΈΠΈ. ΠœΡ‹ ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Ρ‹Π²Π°Π΅ΠΌΡΡ Π½Π° ΠΊΠΎΠ½Ρ†Π΅ΠΏΡ†ΠΈΠΈ ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅, ΠΊΠ°ΠΊ Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½Π°Ρ дидактичСская систСма, прСдставляСт собой систСму ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½ΠΎΠΉ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π°ΡŽΡ‰ΠΈΡ…ΡΡ.

Для Ρ‚ΠΎΠ³ΠΎ Ρ‡Ρ‚ΠΎΠ±Ρ‹ Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ задСйствованными Π² Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΎΠ½ΠΈΡ€ΡƒΡŽΡ‰Π΅ΠΉ дидактичСской систСмС срСдства обучСния Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ½Ρ‹ Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ, ΠΏΡ€Π΅ΠΆΠ΄Π΅ всСго, взаимосвязаны с ΠΊΠΎΠΌΠΏΠΎΠ½Π΅Π½Ρ‚Π°ΠΌΠΈ дидактичСского базиса, Ρ‚. Π΅. с ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΎΠΌ ΠΈ Π΅Π³ΠΎ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ, с ΡƒΡ‡Π°Ρ‰ΠΈΠΌΡΡ ΠΈ Π΅Π³ΠΎ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ, с ΡΠΎΠ΄Π΅Ρ€ΠΆΠ°Π½ΠΈΠ΅ΠΌ образования.

Π­Ρ‚ΠΎ рСализуСтся посрСдством вовлСчСния ΠΊΠΎΠΌΠΏΠΎΠ½Π΅Π½Ρ‚ΠΎΠ² пСдагогичСской ΠΊΠΎΠΌΠΌΡƒΠ½ΠΈΠΊΠ°Ρ†ΠΈΠΈ (пСдагогичСской надстройки), ΠΊ ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹ΠΌ, ΠΊΡ€ΠΎΠΌΠ΅ срСдств обучСния, относятся Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡ‹ ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ обучСния, ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄Ρ‹ обучСния ΠΈ Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚ания. ΠΠ°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ функционирования дидактичСской систСмы задаСтся Ρ†Π΅Π»ΡŒΡŽ ΠΈ ΠΊΠΎΡ€Ρ€Π΅ΠΊΡ‚ируСтся Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚ΠΎΠΌ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ позволяСт Π½Π°Π·Π²Π°Ρ‚ΡŒ ΠΈΡ… ΡΠΈΡΡ‚Π΅ΠΌΠΎΠΎΡ€ΠΈΠ΅Π½Ρ‚ΠΈΡ€ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠΌΠΈ ΠΊΠΎΠΌΠΏΠΎΠ½Π΅Π½Ρ‚Π°ΠΌΠΈ [2].

ΠšΠΎΠ½Ρ†Π΅ΠΏΡ‚ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ ΠΏΠΎΠ΄Ρ…ΠΎΠ΄ распространяСтся Π½Π° Π²Π΅ΡΡŒ процСсс обучСния, Π² Ρ‚ΠΎΠΌ числС ΠΈ Π½Π° ΠΊΠ°ΠΆΠ΄ΡƒΡŽ Π΅Π³ΠΎ ΡΠΎΡΡ‚Π°Π²Π»ΡΡŽΡ‰ΡƒΡŽ. БрСдства обучСния взаимосвязаны со Π²ΡΠ΅ΠΌΠΈ ΠΊΠΎΠΌΠΏΠΎΠ½Π΅Π½Ρ‚Π°ΠΌΠΈ дидактичСской систСмы (Π² ΡΠΎΠΎΡ‚вСтствии с Ρ€ΠΈΡΡƒΠ½ΠΊΠΎΠΌ 1).

ΠšΠΎΠΌΠΏΠΎΠ½Π΅Π½Ρ‚Ρ‹ дидактичСской систСмы.

Рисунок 1. ΠšΠΎΠΌΠΏΠΎΠ½Π΅Π½Ρ‚Ρ‹ дидактичСской систСмы Π‘ ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΎΠΉ Ρ‚ΠΎΡ‡ΠΊΠΈ зрСния взаимосвязи срСдств обучСния с ΠΎΡΡ‚Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌΠΈ ΠΊΠΎΠΌΠΏΠΎΠ½Π΅Π½Ρ‚Π°ΠΌΠΈ ΠΎΡ‚Π»ΠΈΡ‡Π°ΡŽΡ‚ΡΡ ΡΠ»Π΅Π΄ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠΌΠΈ Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€Π½Ρ‹ΠΌΠΈ, Π½Π°ΠΈΠ±ΠΎΠ»Π΅Π΅ Π·Π½Π°Ρ‡ΠΈΠΌΡ‹ΠΌΠΈ, особСнностями:

  • Π°) для ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³Π° срСдство обучСния — инструмСнт пСдагогичСского Ρ‚Ρ€ΡƒΠ΄Π°, ΠΏΠΎΠ·Π²ΠΎΠ»ΡΡŽΡ‰ΠΈΠΉ ΡƒΡΠΈΠ»ΠΈΡ‚ΡŒ Ρ€Π΅Π°Π»ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΡŽ Π΅Π³ΠΎ Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΉ;
  • Π±) для учащихся срСдство обучСния — срСдство познания ΠΈ ΠΎΠ΄Π½ΠΎ ΠΈΠ· ΡΡ€Π΅Π΄ΡΡ‚Π² Ρ€Π΅Π°Π»ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½Ρ‹Ρ… Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΉ;
  • Π²) ΠΏΠΎ ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡŽ ΠΊ ΡΠΎΠ΄Π΅Ρ€ΠΆΠ°Π½ΠΈΡŽ образования срСдство обучСния — способ ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Π΄Π°Ρ‡ΠΈ содСрТания ΠΈ ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ Π΅Π³ΠΎ усвоСния;
  • Π³) ΠΏΠΎ ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡŽ ΠΊ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄Π°ΠΌ ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½ΠΎ-Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ процСсса ΠΈ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ°ΠΌ ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ обучСния срСдство обучСния — способ ΠΈΡ… Ρ€Π°Π·Π½ΠΎΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΈΡ ΠΈ ΡΠΎΠ²Π΅Ρ€ΡˆΠ΅Π½ΡΡ‚вования, ΠΎΠ΄ΠΈΠ½ ΠΈΠ· Π²Π°Ρ€ΠΈΠ°Π½Ρ‚ΠΎΠ² Ρ€Π°Π·Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΊΠΈ ΠΈ ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Π½Π΅Π½ΠΈΡ Π½ΠΎΠ²Ρ‹Ρ… сочСтаний ΠΊΠΎΠΌΠΏΠΎΠ½Π΅Π½Ρ‚ΠΎΠ² пСдагогичСской ΠΊΠΎΠΌΠΌΡƒΠ½ΠΈΠΊΠ°Ρ†ΠΈΠΈ;
  • Π΄) ΠΏΠΎ ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡŽ ΠΊ ΡΡ€Π΅Π΄ΡΡ‚Π²Ρƒ обучСния Ρ†Π΅Π»ΡŒ ΠΈΠ³Ρ€Π°Π΅Ρ‚ ΠΎΠ±Ρ‰ΡƒΡŽ ΠΎΡ€ΠΈΠ΅Π½Ρ‚ΠΈΡ€ΡƒΡŽΡ‰ΡƒΡŽ Ρ€ΠΎΠ»ΡŒ ΠΏΡ€ΠΈ ΠΈΡ… ΡΠΎΠ·Π΄Π°Π½ΠΈΠΈ ΠΈ ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Π½Π΅Π½ΠΈΠΈ, ΠΏΡ€ΠΈ этом срСдства обучСния Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ½Ρ‹ Π²Π·Π°ΠΈΠΌΠΎΡΠΎΠ΄Π΅ΠΉΡΡ‚Π²ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ Π΄ΠΎΡΡ‚ΠΈΠΆΠ΅Π½ΠΈΡŽ Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚Π°, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹ΠΉ, Π² ΡΠ²ΠΎΡŽ ΠΎΡ‡Π΅Ρ€Π΅Π΄ΡŒ, ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»ΡΡ‚ΡŒΡΡ с ΠΈΡ… ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒΡŽ.

По ΡƒΡ‚Π²Π΅Ρ€ΠΆΠ΄Π΅Π½ΠΈΡŽ Π›ΠΈΡ…Π°Ρ‡Π΅Π²Π°, пСдагогичСский процСсс Ρ€Π΅Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎ сущСствуСт, ΠΊΠ°ΠΊ Π½Π°ΡƒΡ‡Π½ΠΎ обоснованная, Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‰Π°Ρ ΠΈ ΡΠΎΠ²Π΅Ρ€ΡˆΠ΅Π½ΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‰Π°ΡΡΡ систСма, ΠΎΠΏΠΈΡ€Π°ΡŽΡ‰Π°ΡΡΡ Π½Π° Π·Π°ΠΊΠΎΠ½Ρ‹ воспитания, творчСство ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΎΠ² Π΄ΠΈΠ½Π°ΠΌΠΈΠΊΡƒ возрастного измСнСния Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ. Π‘Ρ‚Ρ€ΡƒΠΊΡ‚ΡƒΡ€Π° пСдагогичСского процСсса образуСтся ΠΈΠ· ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΈ связанных элСмСнтов:

  • Β· ΡΠΈΡΡ‚Π΅ΠΌΠΎΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠΌ Π·Π²Π΅Π½ΠΎΠΌ пСдагогичСского процСсса являСтся цСлСнаправлСнная пСдагогичСская Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ, Π΅Π΅ Π½ΠΎΡΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒ ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³, ΠΎΠ½ ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»ΡΠ΅Ρ‚ Ρ†Π΅Π»ΠΈ.
  • Β· ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΎΠΏΡ€Π°Π²Π½Ρ‹ΠΌ элСмСнтом пСдагогичСского процСсса являСтся Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΎΠΊ.

Π˜Π·ΠΌΠ΅Π½ΡΡŽΡ‰ΠΈΠΌΡΡ элСмСнтом пСдагогичСского процСсса являСтся Π΅Π³ΠΎ содСрТаниС.

Π‘ΠΎΠ΄Π΅Ρ€ΠΆΠ°Π½ΠΈΠ΅ пСдагогичСского процСсса Ρ‚Ρ‰Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ подбираСтся, подвСргаСтся пСдагогичСскому Π°Π½Π°Π»ΠΈΠ·Ρƒ; обобщаСтся, оцСниваСтся с ΠΏΠΎΠ·ΠΈΡ†ΠΈΠΈ мировоззрСния, структурируСтся, приводится Π² ΡΠΎΠΎΡ‚вСтствии с Π²ΠΎΠ·Ρ€Π°ΡΡ‚Π½Ρ‹ΠΌΠΈ возмоТностями Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ. Π’ ΡΠΎΠ΄Π΅Ρ€ΠΆΠ°Π½ΠΈΠ΅ пСдагогичСского процСсса входят основы чСловСчСского ΠΎΠΏΡ‹Ρ‚Π° Π² ΠΎΠ±Π»Π°ΡΡ‚ΠΈ общСствСнных ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ, ΠΈΠ΄Π΅ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ, производства, Ρ‚Ρ€ΡƒΠ΄Π°, Π½Π°ΡƒΠΊΠΈ, ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Ρ‹. ΠŸΠΎΠ½ΡΡ‚ΠΈΠ΅ основ чСловСчСского ΠΎΠΏΡ‹Ρ‚Π° являСтся для ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΠΊΠΈ ΠΎΠ΄Π½ΠΈΠΌ ΠΈΠ· ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π½Ρ‹Ρ… ΠΈ ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»ΡΡŽΡ‰ΠΈΡ…. ΠšΠΎΠ½ΠΊΡ€Π΅Ρ‚Π½ΠΎ ΠΎΠ½ΠΎ раскрываСтся Ρ‡Π΅Ρ€Π΅Π· понятиС; основы Π½Π°ΡƒΠΊ, общСствСнныС ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ, ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Π°, тСхнология производства, Ρ‚Ρ€ΡƒΠ΄, физичСская ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Π°. Благодаря ΡΠΎΠ΄Π΅Ρ€ΠΆΠ°Π½ΠΈΡŽ идСологичСского процСсса Ρƒ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ осущСствляСтся социализация, формируСтся ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΊ ΠΌΠΈΡ€Ρƒ, ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²ΠΎΠ·Π·Ρ€Π΅Π½ΠΈΠ΅, Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΡƒΡŽΡ‚ΡΡ основныС ΠΌΠΎΡ‚ΠΈΠ²Ρ‹, стимулы ΠΈ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡ‹ повСдСния.

Π‘ΠΎΠ΄Π΅Ρ€ΠΆΠ°Π½ΠΈΠ΅ пСдагогичСского процСсса Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΡƒΠ΅Ρ‚ Π΄ΡƒΡ…ΠΎΠ²Π½Ρ‹Π΅ потрСбности ΠΈ Ρ†Π΅Π½Π½Ρ‹Π΅ ΠΎΡ€ΠΈΠ΅Π½Ρ‚Π°Ρ†ΠΈΠΈ Ρ€Π΅Π±Ρ‘Π½ΠΊΠ°, Π²ΠΎΠΎΡ€ΡƒΠΆΠ°Π΅Ρ‚ Π΅Π³ΠΎ знаниями, способами познания ΠΈ ΠΏΡ€Π΅ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΡ ΠΌΠΈΡ€Π° раскрываСт Π΅ΠΌΡƒ ΠΏΡƒΡ‚ΠΈ ΠΈ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡ‹ удовлСтворСния ΠΌΠ°Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… ΠΈ Π΄ΡƒΡ…ΠΎΠ²Π½Ρ‹Ρ… потрСбностСй [2].

Π’Ρ‚ΠΎΡ€Ρ‹ΠΌ ΠΈΠ·ΠΌΠ΅Π½ΡΡŽΡ‰ΠΈΠΌΡΡ структурным ΠΊΠΎΠΌΠΏΠΎΠ½Π΅Π½Ρ‚ΠΎΠΌ пСдагогичСского процСсса являСтся Π΅Π³ΠΎ ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΎΠ½Π½ΠΎ-управлСнчСский комплСкс (Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡ‹, ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄Ρ‹, срСдства обучСния). ΠŸΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΈΠΉ процСсс всСгда строится ΠΊΠ°ΠΊ цСлСсообразная, управляСмая систСма ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ, взаимодСйствий взрослых ΠΈ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ, ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Π΄Π°Ρ‡ΠΈ ΠΈ ΡƒΡΠ²ΠΎΠ΅Π½ΠΈΡ Π·Π½Π°Π½ΠΈΠΉ, ΡƒΠΌΠ΅Π½ΠΈΠΉ ΠΈ Π½Π°Π²Ρ‹ΠΊΠΎΠ².

Π­Ρ‚Π° систСма способна Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΎΠ½ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ ΠΏΡ€ΠΈ условии рСгулярного ΠΎΠ±ΠΌΠ΅Π½Π° ΠΈΠ½Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ°Ρ†ΠΈΠΈ, УправлСнчСская систСма пСдагогичСского процСсса органичСски связанна со Π²ΡΠ΅ΠΌΠΈ Π΅Π³ΠΎ ΠΊΠΎΠΌΠΏΠΎΠ½Π΅Π½Ρ‚Π°ΠΌΠΈ. Она Π²ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π°Π΅Ρ‚ Π² ΡΠ΅Π±Ρ ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΎΠ½Π½Ρ‹Π΅ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡ‹, срСдства обучСния, ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄Ρ‹ обучСния ΠΈ Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚ания, способы ΠΈ ΠΏΡ€ΠΈΡ‘ΠΌΡ‹ пСдагогичСской диагностики, осущСствлСния ΠΎΠ±Ρ€Π°Ρ‚Π½ΠΎΠΉ связи, ΠΊΡ€ΠΈΡ‚Π΅Ρ€ΠΈΠΈ эффСктивного пСдагогичСского взаимодСйствия ΠΈ Π²ΠΎΠ·Π΄Π΅ΠΉΡΡ‚вия.

Π‘Π»Π΅Π΄ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠΌ элСмСнтом пСдагогичСского процСсса являСтся пСдагогичСская диагностика. ΠŸΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΈΠ΅ способы ΠΈ ΠΏΡ€ΠΈΡ‘ΠΌΡ‹ диагностики получСния ΠΎΠ±Ρ€Π°Ρ‚Π½ΠΎΠΉ ΠΈΠ½Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ°Ρ†ΠΈΠΈ, ΠΈΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΡƒΡŽΡ‚ΡΡ Π² Ρ†Π΅Π»ΡΡ… изучСния эффСктивности пСдагогичСского процСсса, воспитанности ΠΈ ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΠΈ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ, подготовлСнности ΠΊ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π΅ самого ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³Π°. К ΡΠΏΠΎΡΠΎΠ±Π°ΠΌ ΠΈ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄Π°ΠΌ диагностики относятся: ΠΏΡ€ΠΎΠ²Π΅Ρ€ΠΊΠ° Π·Π½Π°Π½ΠΈΠΉ, ΡƒΠΌΠ΅Π½ΠΈΠΉ, Π½Π°Π²Ρ‹ΠΊΠΎΠ²; Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚Ρ‹ Ρ‚Ρ€ΡƒΠ΄ΠΎΠ²ΠΎΠΉ, общСствСнной Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ, ΠΏΠ»ΠΎΠ΄Ρ‹ ΡΠ°ΠΌΠΎΡΡ‚ΠΎΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹.

Π§Π΅Ρ‚Π²Ρ‘Ρ€Ρ‚Ρ‹ΠΌ элСмСнтом ΡΠ²Π»ΡΡŽΡ‚ΡΡ ΠΊΡ€ΠΈΡ‚Π΅Ρ€ΠΈΠΈ эффСктивности пСдагогичСского процСсса, установлСнной ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΠΊΠΎΠΉ ΠΈ ΠΏΡΠΈΡ…ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠ΅ΠΉ. Π’ ΠΈΡ… ΡΠΎΡΡ‚Π°Π² входят ΠΎΡ†Π΅Π½ΠΊΠΈ Π·Π½Π°Π½ΠΈΠΉ, ΡƒΠΌΠ΅Π½ΠΈΠΉ, Π½Π°Π²Ρ‹ΠΊΠΎΠ², экспСртныС ΠΎΡ†Π΅Π½ΠΊΠΈ ΠΈ Ρ…арактСристики, ΠΏΡ€ΠΈΠ²ΠΈΡ‚Ρ‹Ρ… дСтям ΡƒΠ±Π΅ΠΆΠ΄Π΅Π½ΠΈΠΉ, Ρ‡Π΅Ρ€Ρ‚ Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€Π°, свойств личности. НаиболСС Ρ‡Π΅Ρ‚ΠΊΠΈΠΌ ΠΈ ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½Π½Ρ‹ΠΌ ΠΏΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚Π΅Π»Π΅ΠΌ эффСктивности пСдагогичСского процСсса являСтся повсСднСвноС ΠΏΠΎΠ²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ, ΠΈΡ… ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ичСскиС Π΄Π΅Π»Π°, поступки, ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ ΠΊ ΡƒΡ‡Ρ‘Π±Π΅, Ρ‚Ρ€ΡƒΠ΄Ρƒ, общСству, людям, Π΄Ρ€ΡƒΠ³ ΠΊ Π΄Ρ€ΡƒΠ³Ρƒ.

ΠŸΡΡ‚Ρ‹ΠΌ структурным элСмСнтом пСдагогичСского процСсса являСтся организация взаимодСйствия с ΠΎΠ±Ρ‰Π΅ΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½ΠΎΠΉ ΠΈ ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠΉ срСдой.

ΠžΠ±Ρ‰Π΅ΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½Π°Ρ Тизнь являСтся ваТнСйшим Ρ„Π°ΠΊΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΌ воспитания. ΠŸΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΈΠΉ процСсс, обособляясь Π² ΡΠΏΠ΅Ρ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΡƒΡŽ Ρ†Π΅Π»Π΅Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½Π½ΡƒΡŽ систСму, Π½Π΅ ΠΈΠ·ΠΎΠ»ΠΈΡ€ΡƒΠ΅Ρ‚ся ΠΎΡ‚ ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ. Π•Π³ΠΎ Ρ†Π΅Π»ΡŒ — Π² ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ ΠΊ Π½Π΅ΠΉ воспитанников, Π² ΡΡ‚Ρ€Π΅ΠΌΠ»Π΅Π½ΠΈΠΈ ΠΊ Ρ€Π°ΡΠΏΡ€ΠΎΡΡ‚Ρ€Π°Π½Π΅Π½ΠΈΡŽ своих влияний, пСдагогизация общСствСнной ΠΆΠΈΠ·Π½Π΅Π½Π½ΠΎΠΉ срСды. ΠŸΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΈ ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·ΠΎΠ²Π°Π½Π½ΠΎΠΉ срСдой ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎ ΡΡ‡ΠΈΡ‚Π°Ρ‚ΡŒ ΡΠΎΠ³Π»Π°ΡΠΎΠ²Π°Π½Π½ΡƒΡŽ с ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΈΠΌΠΈ цСлями Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ сСмьи, общСствСнных ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΉ, Ρ‚Ρ€ΡƒΠ΄ΠΎΠ²ΠΎΠ³ΠΎ ΠΊΠΎΠ»Π»Π΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π°, Π½Π΅Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… объСдинСний [4].

ΠŸΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚ΡŒ вСсь тСкст
Π—Π°ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΈΡ‚ΡŒ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡƒ Ρ‚Π΅ΠΊΡƒΡ‰Π΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΎΠΉ