Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Методы, приемы и средства воспитания и обучения детей дошкольного возраста

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Прием воспитания (обучения) — составная часть или отдельная сторона метода воспитания (обучения), т. е. частное понятие по отношению к общему понятию «метод». Прием обучения, или обучающий прием, предполагает кратковременное взаимодействие между педагогом и ребенком, направленное на передачу и усвоение конкретного знания, умения, навыка. Приемы воспитания, или воспитательные приемы… Читать ещё >

Методы, приемы и средства воспитания и обучения детей дошкольного возраста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В результате изучения данной главы обучающийся должен:

знать

  • • классификации методов и приемов воспитания и обучения, разницу между ними;
  • • влияние оптимального подбора средств и методов обучения на формирование системы управления качеством образовательного процесса в ДОУ;

уметь

  • • использовать современные научно обоснованные методы и приемы воспитания и обучения детей дошкольного возраста;
  • • дифференцировать основные и дополнительные средства воспитания и обучения в педагогическом процессе ДОУ;

владеть

• условиями формирования взаимосвязи методов воспитания и обучения в педагогическом процессе ДОУ.

Понятия «метод» и «прием»

Метод (от греч. methodos — путь, способ познания, исследования) может быть определен по-разному[1] — как:

  • • способ воспроизведения в мышлении изучаемого предмета, направленного на овладение объектом и достижение определенных результатов в познании и практике;
  • • способ достижения цели, способ практического и теоретического действия;
  • • совокупность определенных правил, приемов и операций теоретического или практического освоения и преобразования действительности, деятельности, организованной определенным образом.

В свою очередь, педагогический метод — метод воздействия взрослого на детей через совместную деятельность. Такая трактовка педагогического метода как целенаправленной совместной деятельности опирается на положение Л. С. Выготского о зоне ближайшего развития — периоде в развитии ребенка, когда он под руководством взрослого осваивает новые области действительности, приобретает новые умения и навыки. Вместе с тем, метод воспитания или обучения — это процесс взаимодействия между ребенком и педагогом, в результате которого происходит передача и усвоение ценностей и отношений, знаний, умений и навыков, предусмотренных содержанием обучения или воспитания. При этом, в отличие от методов обучения, методы воспитания способствуют не столько усвоению знаний, сколько приобретению опыта использования уже полученных в процессе обучения знаний, формированию на их основе соответствующих умений, навыков, привычек, форм поведения, ценностных ориентаций[2].

Однако так как в начале 1930;х гг. о методе обучения или воспитания судили по внешним признакам, по тому, каким способом работает педагог, в классификации методов это находило отражение в акценте на способах достижения цели и преобразования действительности. В таком понимании методы не определяли поведение педагога и не помогали ему ориентироваться в деятельности, т. е. не отражали саму идею, заключенную в методе как педагогическом термине.

В настоящее время в методах стали выделять две стороны: внешнюю и внутреннюю (М. И. Махмутов)[3]. Внешняя отражает то, каким способом действует педагог, внутренняя — какими правилами он руководствуется, что отражает единство внутреннего и внешнего, связь теории и практики. Благодаря этому, сегодня в определении метода нашла отражение система регулятивных принципов и правил организации педагогически целесообразного взаимодействия педагога и ребенка, коллектива детей, применяемая для определенного круга задач обучения, развития и воспитания[4]. Используя данный подход, И. Я. Лернер и М. Н. Скаткин дали следующее определение метода обучения: метод обучения как способ достижения цели обучения представляет собой систему последовательных и упорядоченных действий педагога, организующего с помощью определенных средств практическую и познавательную деятельность детей по усвоению социального опыта[5]. Здесь отражена взаимосвязь между познанием и опытом как ребенка, так и педагога в процессе взаимодействия, направленного на обучение детей. При этом методы воспитания и обучения, которые используются в детском саду и семье, отличаются и по своему набору, и, что особенно важно, по содержанию, а, следовательно, по психологической сущности, эффективности воздействия па ребенка. В семейных методах воспитания и обучения отсутствует печать преднамеренности, свойственная детскому саду, зато наблюдается больше естественности, обращенности к конкретному ребенку, имеющему свой жизненный опыт, определенные привычки, пристрастия и интересы. В свое время И. Г. Песталоцци отметил, что «семья учит жизни делом, а не словом»[6].

Теперь опишем, как метод и прием связаны между собой.

Прием воспитания (обучения) — составная часть или отдельная сторона метода воспитания (обучения), т. е. частное понятие по отношению к общему понятию «метод»[7]. Прием обучения, или обучающий прием, предполагает кратковременное взаимодействие между педагогом и ребенком, направленное на передачу и усвоение конкретного знания, умения, навыка. Приемы воспитания, или воспитательные приемы, рассматриваются как конкретные операции взаимодействия воспитателя и воспитуемого, которые являются его наименьшей структурной единицей и направлены на решение воспитательных задач. Согласно другому определению, приемы воспитания — это педагогически оформленные действия, посредством которых на поведение и позиции воспитуемого оказываются внешние побуждения, изменяющие его взгляды, мотивы и поведение[8].

Ряд приемов образует цикл действий, направленных на решение элементарных педагогических задач. При этом одни и те же приемы могут реализовываться в различных методах воспитания и обучения.

  • [1] См.: Философский словарь. URL: http://www.onlinedics.ru/slovar/fil.html. Режим доступа — свободный.
  • [2] См.: URL: http://www.grandars.ru/college/psihologiya/metody-vospitaniya.html. Режим доступа — свободный.
  • [3] Махмутов М. И. Методы проблемного обучения // Энциклопедияпрофессионального образования: в 3 т. / иод ред. С. Я. Батышева. М. :АПО, 1999. С. 61−62.
  • [4] См.: URL: http://psylist.net/pedagogika/metob.htm. Режим доступа —свободный.
  • [5] Лернер И. Я., Скаткип М. Н. О методах обучения // Советская педагогика. 1965. № 3. С. 115−127.
  • [6] См.: URL: http://az.lib.rU/a/abramowJ_w/text_1893_pestalozzi.shtml.Режим доступа — свободный.
  • [7] Педагогика: учебник / под ред. Л. П. Крившенко. М., 2005. С. 418.
  • [8] Рожков М. И., Байбородова Л. В. Организация воспитательного процесса в школе: учеб, пособие для студ. вузов. М.: ВЛАДОС, 2000.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой