Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Организационно-педагогические условия формирования ценностных ориентаций младших школьников

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Указанный прогноз предопределяет необходимость изменения образовательной среды начальной школы, ценностными ориентирами которой правомерно рассматривать витальные ценности (жизнь, здоровье, безопасность), социальные ценности (солидарность, право, научное знание) — личностные ценности (свобода). Исходя из этих аксиологических ориентиров, установлено, что в процессе формирования ценностных… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА. Формирование ценностных ориентаций младших школьников как педагогическая задача
    • 1. 1. Аксиологический потенциал современной российской начальной школы и факторы, детерминирующие его границы
      • 1. 1. 1. Противоречивость представлений коллективного субъекта педагогической деятельности как фактор развития образования
      • 1. 1. 2. Пространство факторов, обусловливающих аксиологический потенциал современной российской начальной школы
    • 1. 2. Ценностные ориентиры учебно-воспитательного процесса в младших классах школы
      • 1. 2. 1. «Ценность» как категория научного познания
      • 1. 2. 2. Пространство ценностных ориентиров современной российской начальной школы
      • 1. 2. 3. Аксиологическая модель младшего школьника в терминах личностных черт
    • 1. 3. Образовательная среда начальной школы и принципы ее проектирования
      • 1. 3. 1. Образовательная среда начальной школы: структура и содержание
      • 1. 3. 2. Аксиологические принципы проектирования образовательной среды и организационно-педагогические условия их реализации
  • Выводы к главе
  • -3-ГЛАВА Формирование ценностных ориентаций младших школьников: теория в контексте опыта образовательной практики
    • 2. 1. Образовательная среда НОУ школы «Творчество»: контекст физической реальности
    • 2. 2. Социокультурный компонент образовательной среды
  • НОУ школы «Творчество»: опыт организации
    • 2. 2. 1. Общественно-государственное управление в школе «Творчество»
    • 2. 2. 2. Развитие социальной компетентности младших школьников в образовательной среде школы «Творчество»
    • 2. 3. Образовательная среда школы «Творчество»: опыт антроподидактического проектирования
    • 2. 3. 1. Реализация принципа безопасности в рамках антропологического компонента образовательной среды школы «Творчество»
    • 2. 3. 2. Организационно-педагогические условия реализации принципа дидактической комплиментарности: опыт практического воплощения
  • Выводы к главе

Организационно-педагогические условия формирования ценностных ориентаций младших школьников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. На современном этапе развития российского социума продолжаются социально-экономические трансформации, включающие в себя:

1) смену хозяйственных идеологий, сопровождающуюся конфликтом «ценностей» неолиберализма и социализма;

2) глубокие структурные изменения в сфере занятости, происходящие на фоне сокращения малоквалифицированного труда, возрастания роли человеческого капитала;

3) расширение возможностей политического, социального выбора российскими гражданами, а также масштабов их межкультурного взаимодействия.

Указанные тенденции, разворачивающиеся на фоне таких общемировых социальных изменений, как глобализация мировой экономики, информационная революция, выход на социальную арену массы самостоятельно действующих личностей, рост религиозного экстремизма, национального сепаратизма и международного терроризма, обусловливают необходимость существенных изменений в современном российском образовании.

Как отмечается в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года», эти изменения должны быть направлены на подготовку толерантных, образованных и нравственных членов гражданского общества, способных самостоятельно принимать ответственные решения, отличающихся предприимчивостью и навыками работы в сотрудничестве. В данном контексте несомненна актуальность проблемы воспитания младших школьников, рассматриваемой в настоящем исследовании в рамках аксиологического подхода.

Воспитание младших школьников — не новая научная проблема в отечественной педагогике. Признание прав ребенка и самоценности его личности характерно для представителей гуманистической педагогики дореволюционной России середины XIX — начала XX в. (В.П. Вахтеров, К.Н. Вент-цель, П. Ф. Каптерев, П. Ф. Лесгафт, Н. И. Пирогов, С. А. Рачинский, К. Д. Ушинский и др.). Иными ценностными представлениями о сущности человека, о методах и способах его воспитания, понимаемого как «пригонка функционирования отдельной личности к общественным потребностям», руководствовались советские педологи и педагоги, пытавшиеся в 1918;1931 гг. решить проблему формирования «нового человека» по заданному «коммунистическому образцу» (П.П. Блонский, JI.C. Выготский, А. Б. Залкинд, Н. К. Крупская, А. В. Луначарский, А. С. Макаренко, А. П. Нечаев, А.П. Пинке-вич, С. Т. Шацкий и др.).

В 1920—1950 гг. проблема воспитания с различных позиций изучалась философами и педагогами Российского Зарубежья (Н.А. Бердяев, Б. П. Вышеславцев, С. И. Гессен, Е. А. Елачич, В. В. Зеньковский, И. А. Ильин, Н.О. Лос-ский, Г. П. Федотов, С. Л. Франк, С. И. Четвериков и др.).

Моральный кодекс строителя коммунизма" служил главным ориентиром при разработке проблем нравственного воспитания советскими педагогами во второй половине XX в. (О.С. Богданова, Н. И. Болдырев, Е.В. Бон-даревская, З. И. Васильева, Д. И. Водзинский, Л. Ю. Гордин, Д. М. Гришин,.

A.И. Дулов, А. В. Киричук, Э. П. Козлов, В. М. Коротов, Б. Т. Лихачев, И. С. Марьенко, Л. И. Новикова, И. Ф. Свадковский, В. А. Сухомлинский, И. Ф. Харламов и др.). В 80-е годы XX в. начинают складываться контуры российской педагогической аксиологии (В.П. Бездухов, Б.М. Бим-Бад, Б.З. Вуль-фов, Б. С. Гершунский, В. И. Гинецинский, Д. А. Леонтьев, Н. Д. Никандров, З. И. Равкин, В. А. Сластенин, В. М. Розин, П. Г. Щедровицкий и др.).

Начиная с 90-х г. XX в., воспитание младших школьников рассматривается в работах отечественных исследователей в контексте гуманистической образовательной парадигмы (А.Л. Венгер, Г. И. Вергелес, В. Н. Зайцев, Н. П. Капустин,.

B.C. Кукушин, С. В. Кульневич, Н. Е. Щуркова, В. Т. Чепиков и др.).

Словом, число научных исследований, тесно связанных с проблемой формирования ценностных ориентаций младших школьников, велико. Вместе с тем вопрос об условиях и принципах эффективной реализации аксиологического потенциала начальной школы на современном этапе остается открытым. Констатируя наличие существенных противоречий между состоянием теоретического знания и реалиями образовательной практики российской начальной школы, отметим, что стремление к их разрешению определило проблему нашего исследования.

В теоретическом плане это проблема выявления аксиологического потенциала современной российской начальной школы и ценностных ориентиров учебно-воспитательного процессав практическом плане — это определение принципов проектирования образовательной среды начальной школы в контексте задачи формирования ценностных ориентаций учащихся.

Объект исследования — учебно-воспитательный процесс в младших классах.

Предмет исследования — воспитание в начальной школе как процесс формирования ценностных ориентаций учащихся.

Цель исследования — определение организационно-педагогических условий формирования ценностных ориентаций учащихся начальной школы.

Гипотеза исследования. В контексте практического воплощения принципов государственной образовательной политики аксиологический потенциал начальной школы, обеспечивая коэволюционное развитие авторитарной и гуманистической образовательных парадигм, может быть реализован в полной мере, если, в качестве аксиологических ориентиров учебно-воспитательного процесса в младших классах будут выступать витальные (жизнь, здоровье, безопасность) — социальные (солидарность, право, научное знание) и личностные (свобода) ценности;

— проектирование образовательной среды начальной школы будет осуществляться на основе следующих аксиологических принципов: принципа гармоничной согласованности личностной и социально-универсальной ориентаций образовательной средыпринципа фокусированности образовательной среды на развитии социальной компетентности учащихсяпринципа безопасности образовательной средыпринципа дидактической комплимен-тарности образовательной среды.

Предмет, цель и гипотеза диссертационной работы предопределили необходимость решения следующих задач исследования.

1. Выявить факторы, обусловливающие аксиологический потенциал современной российской начальной школы.

2. Определить ценностные ориентиры учебно-воспитательного процесса в младших классах.

3. Построить аксиологическую модель младшего школьника в терминах черт личности, подлежащих развитию в процессе формирования ее ценностных ориентаций в соответствии с определенными ценностными ориентирами.

4. Разработать аксиологические принципы проектирования образовательной среды начальной школы (на основе конкретизации понятия «образовательная среда») и определить организационно-педагогические условия их реализации.

5. Определить результативность опытно-экспериментальной работы по реализации аксиологических принципов проектирования образовательной среды начальной школы.

Положения, выносимые на защиту, состоят в следующем.

1. В рамках аксиологического подхода к изучению образования воспитание младших школьников правомерно рассматривать как процесс формирование у учащихся ценностных ориентаций, выступающих на уровне сознания и подсознания личности как существенный фактор, действующий на уровне сознания и подсознания личности и регулирующий ее мотивацион-ную сферу, обеспечивая устойчивость, преемственность определенного типа поведения и деятельности. Это обстоятельство предопределяет имманентное существование эксплицитного или имплицитного аксиологического контекста образовательного дискурса и образовательной практики на протяжении всей истории развития социального института под названием «образование».

2. Проведенный в рамках аксиологического подхода теоретико-методологический анализ современных отечественных педагогических исследований свидетельствует о наличии в них гиперболизированного ценностного противопоставления авторитарной и гуманистической образовательных парадигм. Имеющее глубокие исторические корни оно усугубляется в современной российской действительности «конфликтностью» ценностных оснований хозяйственных идеологий социализма и неолиберализма. Истори-ко-генетический анализ образовательной практики демонстрирует отсутствие прямой зависимости между социально-экономическими характеристиками социума и попытками практического воплощения гуманистической образовательной парадигмы. При всех различиях данных попыток все они по разным причинам заканчивались крахом на фоне повсеместного распространения методов авторитарной педагогики. Указанное обстоятельство свидетельствует как об экстенсивном характере использования интеллектуальных ресурсов в «индустриальных обществах», так и о наличии внутренней логики развития образовательных систем.

3. Развитие науки, техники и технологий, увеличение доли интеллектуальной составляющей в общем объеме материальных благ, глобализация мировой экономики, влекущая за собой распространение идеологии неолиберализма и соответствующих политических, этических и иных ценностей, выход на социальную арену массы самостоятельно действующих личностей — таковы тенденции современной цивилизации. Они выступают объективной предпосылкой перехода к интенсивным методам формирования интеллектуального потенциала социума и определяют актуальность гуманистической образовательной парадигмы, поскольку только в ее рамках возможно целенаправленное приобщение учащихся к таким ценностям как жизнь, здоровье, безопасность, солидарность, право, научное знание, свобода. В то же время гуманистическая парадигма демонстрирует неэффективность при трансляции формальных алгоритмов деятельности и конвенционального знания. Указанные обстоятельства предопределяют необходимость коэволюционного развития гуманистической и авторитарной образовательных парадигм в образовательной среде начальной школы.

— 94. В условиях российской действительности важнейшими факторами, обусловливающими аксиологический потенциал современной начальной школы, выступают:

— экономические (конкурентоспособность экономики государства на мировом рынке, структура национальной экономики, потребность экономики в квалифицированных кадрах, соотношение спроса и предложения на рынке образовательных услуг, уровень и схемы легального финансирования системы образованиястепень глобализации сферы образовательных услуг, оплата труда учителя и конкурентоспособность профессии на рынке труда и др.);

— социальные (государственная образовательная политика, аксиологический конфликт различных страт, противоречивость ценностных представлений коллективного субъекта педагогической деятельности, завышенные социальные ожидания населения и властной элиты по отношению к учителю и системе образования в целом и др.);

— технологические (технический уровень развития информационных и коммуникационных технологий, уровень развития информационной инфраструктуры социума и системы образования, дидактический потенциал технологий мультимедиа, невозможность монопольного контроля властной политической элиты над информацией и др.).

5. Названные и другие факторы определяют границы аксиологического потенциала современной российской начальной школы. При этом возможно создание образовательной среды начальной школы, обеспечивающей коэволюцион-ное развитие образовательных парадигм.

Аксиологическими ориентирами проектирования такой среды могут служить витальные ценности (жизнь, здоровье, безопасность), социальные ценности (солидарность, право, научное знание), личностные ценности (свобода).

6. Исходя из указанных аксиологических ориентиров, в процессе формирования ценностных ориентаций учащегося начальной школы необходимо создание условий для целенаправленного развития таких личностных черт младшего школьника, как: а) жизнеспособный, жизнелюбивый, жизнерадостный, оптимистичный (ориентир — витальные ценности) — б) дружелюбный, дисциплинированный, ответственный, интеллектуальный, критичный (ориентир — социальные ценности) — в) самостоятельный, инициативный, креативный, уверенный, целеустремленный (ориентир — личностные ценности).

7. Аксиологическими принципами проектирования образовательной среды начальной школы, выступают:

1) принцип гармоничной согласованности личностной и социально-универсальной ориентаций образовательной среды, предполагающий при осуществлении учебно-воспитательного процесса всемерный учет интересов учащегося, его родителей, государства и общества (организационные условия реализации принципа: а) наличие «внеурочного» компонента образовательной среды школыб) общественно-государственное управление школой);

2) принцип фокусированности образовательной среды на развитии социальной компетентности учащихся, фиксирующий необходимость создании условий для развития соответствующих личностных черт учащегося (организационно-педагогические условия практического воплощения принципа: а) мониторинг развития социальной компетентности учащихсяб) рациональная открытость образовательной среды);

3) принцип безопасности образовательной среды (организационно-педагогические условия реализации: а) постоянный мониторинг основных параметров структурных компонентов образовательной средыб) предупреждающие меры по предотвращению отклонений реальных параметров образовательной среды от эталонныхв) корректирующие воздействия при критическом отклонении параметров образовательной среды от эталонных);

4) принцип дидактической комплиментарное&tradeобразовательной среды, предполагающий: а) дополнение дидактического компонента образовательной средыб) постоянное наращивание креативного потенциала образовательной среды и образовательных услуг, выбираемых на добровольной основе.

8. Разработанная система аксиологических принципов проектирования образовательной среды начальной школы допускает практическую реализацию. Об этом свидетельствуют опыт работы НОУ школы «Творчество» (г.о. Самара) и результаты опытно-экспериментальной работы.

Научная новизна исследования заключается в том, что в нем:

— выявлены факторы, обусловливающие аксиологический потенциал современной российской начальной школы (экономические, технологические, социальные);

— определены ценностные ориентиры проектирования образовательной среды начальной школы (аксиологическими ориентирами выступают витальные, социальные и личностные ценности);

— разработана аксиологическая модель младшего школьника (определены личностные черты учащегося, подлежащие развитию в процессе формирования его ценностных ориентаций (жизнеспособный, дружелюбный, дисциплинированный, ответственный, интеллектуальный, критичный, самостоятельный, инициативный и др.);

— конкретизировано понятие «образовательная среда» (образовательная среда предстает как совокупность трех компонентов — физического, антропо-дидактического и социокультурного, взятых в их неразрывном единстве и взаимосвязи);

— определены аксиологические принципы проектирования образовательной среды (принцип гармоничной согласованности личностной и социально-универсальной ориентаций, принцип фокусированности на развитии социальной компетентности учащихся, принцип безопасности, принцип дидактической комплиментарности);

— 12— выявлены организационно-педагогические условия реализации аксиологических принципов проектирования образовательной среды начальной школы (общественно-государственное управление школой, мониторинг развития социальной компетентности учащихся, предупреждающие меры по предотвращению отклонений реальных параметров образовательной среды от эталонных, постоянное наращивание креативного потенциала образовательной и др.).

Теоретическая значимость исследования заключается в разработке коэволюционного подхода к проблеме воспитания учащихся начальной школы. Он составит основу для новых представлений о механизмах приобщения школьников к ценностям социума. Результаты исследования будут способствовать разработке философско-антропологического подхода к проблеме формирования ценностных ориентаций личности.

Практическая значимость исследования заключается в определении принципов проектирования образовательной среды, позволяющих конкретизировать систему воспитательной работы в контексте приобщения учащихся к таким ценностям, как жизнь, свобода, солидарность, научное знание и др. Опыт создания образовательной среды НОУ Школа «Творчество» (г.о. Самара) и разработанный педагогический инструментарий для проведения внеклассных мероприятий для младших школьников вошли в ряд реальных предпосылок гуманизации начальной школы.

Методологическую основу исследования составили положения социально-философской антропологии и социальной философии, аксиологии, а также педагогические, психологические теории и концепции. В частности, существенное значение в концептуальном плане для настоящей работы имеют:

— основные положения методологии педагогики (В.И. Загвязинский, В. В. Краевский, A.M. Новиков, В. М. Полонский и др.);

— идеи социально-философской антропологии, социальной философии, социологии (B.C. Барулин, Н. А. Бердяев, B.C. Библер, В. И. Добреньков,.

Дж. Дьюи, О. Конт, В. А. Лекторский, В. Я. Нечаев, В. П. Малахов, В. Франкл, С. Л. Франкл и др.);

— аксиологические концепции и исследования в области педагогической аксиологии (В. Вундт, М. Вебер, Н. Гартман, Б. С. Гершунский, В.И. Ги-нецинский, Э. Дюркгейм, В. Дильтей, М. С. Каган, А. Мейонг, Н.Д. Никанд-ров, Г. Мюнстерберг, Г. Риккерт, З. И. Равкин, В. А. Сластенин, Г. И. Чижако-ва, М. Хайдеггер, М. Шелер, В. А. Ядов и др.);

— исследования в русле социологического и философского анализа информационного общества (Д. Белл, 3. Бжезинский, Э. Гидденс, П. Дракер, В. Иноземцев, М. Кастельс, Е. Масуда, А. Д. Урсул, Ф. Уэбстер, Ю. Хамбер-мас, Г. Шиллер и др.);

— разработки в области психологии и социологии личности, социальной психологии (К.А. Абульханова-Славская, Г. В. Акопов, Б. Г. Ананьев, А.Г. Ас-молов, М. М. Бахтин, Э. Берн, Р. В. Берне, B.C. Библер, А. А. Бодалев, Л.И. Бо-жович, В. Вундт, Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, А. В. Запорожец, П. И. Зинченко, Дж. Келли, К. Левин, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, Дж. Мид, В. М. Минияров, С. Московичи, Г. В. Оллпорт, С. Л. Рубинштейн, Б. Скиннер,.

A.В. Петровский, В. А. Петровский, Д. Н. Унадзе, Д. И. Фельдштейн,.

B.Д. Шадриков, П. Н. Шихирев, А. Г. Шмелев, Д. Б. Эльконин и др.);

— парадигмы гуманистической психологии и педагогики (В.П. Бездухов,.

C.Л. Братченко, Л. В. Вершинина, С. Г. Вершловский, М. Д. Горячев, А. Д. Леонтьев, А. Маслоу, Г. Мюррей, В. И. Панов, O.K. Позднякова, Р. Мэй, Дж. Равен, К. Роджерс, В. В. Сериков, Л. Франкл, К. Хорни, В. А. Ясвин и др.);

— теории личностно ориентированного образования (Е.В. Бондаревская, В. И. Гинецинский, К. В. Давыдов, М. В. Кларин, И. А. Колесникова, В.И. Сло-бодчиков, В. В. Сериков, А. П. Тряпицына, И. С. Якиманская, Л. Андерсон, В. Белль, П. Брендвайн, Р. Дрейвер, Дж. Найсбитт, М. Полани и др.).

Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки исходных положений был использован комплекс взаимодополняющих методов, адекватных предмету исследования:

— 14- теоретический анализ философской, этической, социологической, педагогической, психологической, методической литературы;

— изучение и обобщение опыта воспитательной работы в начальной школесоциологические методы (анкетирование, беседы);

— эмпирические методы (наблюдение, тестирование) и методы математической статистики.

Достоверность результатов исследования обеспечена обоснованностью методологии, ее соответствием поставленной проблемепроведением исследования на теоретическом и практическом уровняхприменением комплекса методов, адекватных его предметувозможностью повторения экспериментальной работырепрезентативностью объема выборки и статистической значимостью полученных экспериментальных данных.

Организация и этапы исследования. Работа выполнялась на базе НОУ Школа «Творчество» (г.о. Самара) в несколько этапов.

I этап (1999;2003 гг.). Анализ опыта организации образовательной среды начальной школы в негосударственном образовательном учреждении. Определение дальних и ближних факторов, влияющих на эффективность формирования ценностных ориентаций младших школьников.

Проведенный анализ философских, этических, социологических, психолого-педагогических исследований, тематически близких нашему, послужил основой для выбора темы диссертационной работы, для определения ее объекта, предмета и цели, гипотезы, задач, методологии и методов исследования.

II этап (2003;2006 гг.). Разработка аксиологической модели личности учащегося начальной школы. Создание и апробация методических материалов по проведению внеклассных мероприятий.

В ходе экспериментальной работы, сочетавшейся с теоретическим анализом опыта, проверялась и уточнялась гипотеза исследования, систематизировались и обобщались экспериментальные данные.

Ш этап (2006;2008 гг.). Теоретический анализ эмпирического знания, полученного в результате обработки экспериментальных данных. Определение основных выводов исследования. Оформление диссертация.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования обсуждались на кафедре информатики и вычислительной техники Самарского государственного педагогического университета, а также на научно-практической конференции «Английский язык в системе школа — вуз» (Самара, 2001) — на 8-й региональной научно-практической конференции «Наука и образование: Проблемы и перспективы» (Бийск, 2006) — на XIV Международной электронной научной конференции «Новые технологии в образовании» (Воронеж, 2006). Результаты исследования нашли отражение в монографии и статьях автора. Материалы исследования апробировались в процессе педагогической деятельности автора в НОУ «Творчество» (г.о. Самара) в качестве заместителя директора по начальной школе.

Выводы к главе 2.

Приведенное в данной главе описание опыта работы негосударственного образовательного учреждения школа «Творчество» городского округа Самара выступает главным аргументом в пользу практической возможности реализации разработанной нами нормативной аксиологической модели образовательной среды. В наши задачи не входило исчерпывающее описание результатов работы НОУ школы «Творчество». Фактически, обращение к практике нами осуществлялось дважды. Опыт работы НОУ «Творчество», в создании образовательной среды которого автор принимал непосредственное участие в качестве заместителя директора по начальной школе, послужил источником теоретической рефлексии, представленной в первой главе. Он же (опыт) выступил основанием в процессе перехода от теоретической модели ценностных ориентиров к нормативной аксиологической модели младшего школьника в терминах личностных черт. Особо следует отметить, что в рамках опытно-экспериментальной работы удалось разработать простую и одновременно эффективную методику оценки условий, способствующих развитию социальной компетентности учащихся в соответствии с аксиологической моделью младшего школьника.

— 174-Заключение.

1. Аксиологический анализ проблемы воспитания младших школьников позволил констатировать, что ценностные ориентации — существенный фактор, действующий на уровне сознания и подсознания личности и регулирующий ее мотивационную сферу, обеспечивая устойчивость, преемственность определенного типа поведения и деятельности.

2. В рамках теоретико-методологического анализа современных отечественных педагогических исследований было установлено наличие в них гиперболизированного ценностного противопоставления авторитарной и гуманистической образовательных парадигм. При этом была обоснована необходимость коэволюционного развития данных парадигм в образовательной среде начальной школы с учетом выявленных факторов, обусловливающих границы аксиологического потенциала начальной школы.

3. Указанный прогноз предопределяет необходимость изменения образовательной среды начальной школы, ценностными ориентирами которой правомерно рассматривать витальные ценности (жизнь, здоровье, безопасность), социальные ценности (солидарность, право, научное знание) — личностные ценности (свобода). Исходя из этих аксиологических ориентиров, установлено, что в процессе формирования ценностных ориентаций учащегося начальной школы в негосударственном образовательном учреждении необходимо создание условий для целенаправленного развития таких личностных черт младшего школьника, как: жизнеспособный, жизнелюбивый, жизнерадостный, оптимистичныйдружелюбный, дисциплинированный, ответственный, интеллектуальный, критичныйсамостоятельный, инициативный, креативный, уверенный, целеустремленный.

4. Аксиологическими принципами проектировании образовательной среды, обеспечивающей коэволюционное развитие образовательных парадигм, выступают: принцип гармоничной согласованности личностной и социально-универсальной ориентаций образовательной средыпринцип фокусированности образовательной среды на развитии социальной компетентности учащихся, принцип безопасности образовательной средыпринцип дидактической комплиментарности образовательной среды.

5. Разработанная нормативная аксиологическая модель образовательной среды допускает практическое воплощение. Опыт работы НОУ «Творчество», а также проведенный эксперимент по апробации методики оценки условий, способствующих развитию социальной компетентности учащихся, свидетельствуют об этом.

Выполненное нами исследование проблемы формирования ценностных ориентаций младших школьников вносит определенный вклад в воспитание подрастающего поколения свободной, демократической России.

Мы осознаем, что не все поставленные нами задачи решены глубоко и основательно. Вместе с тем исследование выявило ряд проблем, изучение которых может и должно быть продолжено. В частности, это проблема роли государства в развитии социальной компетентности учащихся общеобразовательных школ.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , X. Интеракция, идентичность, презентация. Введение в интерпре-тативную социологию. — СПб.: Алетейя, 1999. — 272 с.
  2. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности / К.А.Абульханова-Славская. М.: Наука, 1980. — 335 с.
  3. Абульханова-Славская К. А. Социальное мышление личности: проблемы и стратегии мышления / К.А.Абульханова-Славская // Психологический журнал. -М., 1994. Т. 15, № 4. — С. 39−35.
  4. Абульханова-Славская, К. А. Стратегия жизни / К.А.Абульханова-Славская. -М.: Мысль, 1991.-299 с.
  5. , B.C. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы / В. С. Агеев. М.: Изд-во МГУ, 1990. — 240с.
  6. , В. С. Психология межгрупповых отношений / В. С. Агеев. — М.: Изд-во МГУ, 1983.-144 с.
  7. , М.К. Психофизиологические особенности индивидуальности школьников: Учет и коррекция: Учеб. пособие для студ. вузов/ М. К. Акимова, В. Т. Козлова. — М.: Академия, 2002. 158 с.
  8. , Г. В. Проблема сознания в психологии. Отечественная платформа / Г. В. Акопов. Самара: Изд-во СНЦ-РАН — СамИКП, 2002. — 206 с.
  9. , Г. В. Социальная психология образования / Г. В. Акопов. М.: МПСИ- Флинта, 2000.
  10. , ТА. Прикладная этика / Т. А. Алексина. М.: РУДН, 2004. — 210 с.
  11. , С. Марксистская этика как наука / С.Ангелов. — М.: Прогресс, 1979.-384 с.
  12. , В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития / В. И. Андреев. Казань: Центр инновационных технологий, 2000 — 608 с.
  13. , Г. М. Психология социального познания / Г. М. Андреева. М.: Аспект-пресс, 1997. -239 с.14
Заполнить форму текущей работой