Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Введение. 
Педагогические условия развития игровых умений у детей среднего дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевой игры

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Цель исследования: выявить педагогические условия развития игровых умений у детей среднего дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевой игры. Проанализировать опыт работы воспитателей по развитию игровых умений детей среднего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре. Теоретические: анализ и обобщение психолого-педагогической и методической литературы, связанной с проблемой исследования… Читать ещё >

Введение. Педагогические условия развития игровых умений у детей среднего дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевой игры (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность. Дошкольное детство — короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. Вся жизнь ребенка-дошкольника пронизана игрой, только так он готов открыть себя миру и мир для себя. Игра является одной из основных форм организации процесса воспитания, обучения и развития в детском саду. Именно через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни. Одновременно, игра является основой творческого развития ребёнка, развития умения соотнесения творческих навыков и реальной жизни. Игра выступает в роли своеобразного мостика от мира детей к миру взрослых, где всё переплетено и взаимосвязано: мир взрослых влияет на мир детей и наоборот. Игры часто подразумевают «исполнение» детьми определённых ролей, подчиняясь сюжету и наполняясь при этом особым содержанием. Такие игры получили название «сюжетно-ролевых» и приобрели высокий статус в исследованиях педагогов и психологов, посвященных теории игр, в процессе воспитания и обучения ребенка.

Исследователи детской игры: П. П. Болонский, называя игру «великой учительницей», видел в ней естественную форму и труда, и активной деятельности, в которой ребенок упражняет свои силы, расширяет ориентировку, усваивает социальный опыт, воспроизводя и творчески комбинируя явления социальной жизни. Д. Б. Эльконин (1977) считает, что детская игра в своих основных формах — игра-упражнение, ролевая игра — является историческим образованием. Г. П. Щедровицкий (1966) считает, что игра — своеобразная форма детской жизни, выработанная или созданная обществом для управления развитием детей. А. Я. Коменский относил игру, с одной стороны, к числу развлечений, способствующих отдыху и восстанавливающих силу внешних и внутренних чувств человека. С другой, — игра была включена в число средств, которые позволяли молодому поколению ярко представлять разные стороны жизни и этим воспитывали у них определенные склонности и интересы. Д. В. Менджерицкая, определяя игру как социальную практику ребенка, его реальную жизнь в обществе сверстников, подчеркивала актуальность проблемы использования игры в целях всестороннего воспитания, и, в первую очередь, формирования нравственной стороны личности. Анализ исследований (Л.С. Выготский, Л. А. Венгер, А. В. Запорожец, Р. И. Жуковская, А. П. Усова, Д. В. Менджерицкая и др.) позволяет сделать вывод о том, что в дошкольном детстве сюжетно-ролевая игра становится ведущей деятельностью, в которой создаются наиболее благоприятные условия для общего психического. В том числе интеллектуального и личностного развития ребенка. Важным этапом в развитии теории и практики детской игры являются работы Н. Я. Михайленко и Н. А. Коротковой. В своих исследованиях они подчёркивают мысль о том, что «игра имеет огромное значение для общего развития и воспитания ребёнка». При формировании игровых умений у детей педагог в своих действиях должен опираться на сюжет игры, причем не только со стороны тематики, но главным образом — со стороны его строения (Н.Я. Михайленко). Новый подход к организации сюжетной игры предлагают исследователи Н. Я. Михайленко и Н. А. Короткова. Суть предлагаемого подхода заключается в поэтапной передаче детям усложняющихся игровых умений (способов построения игры) в процессе совместной деятельности взрослого с детьми.

Игра в силу своих характеристик — лучший способ добиться развития творческих способностей ребёнка без использования методов принуждения. Она играет огромную роль в становлении и развитии личности на самых ранних этапах формирования личности, так как является ведущим видом деятельности в этот период. Отсюда постоянная важность и актуальность рассмотрения теории применения сюжетно-ролевых игр в воспитании и развитии ребёнка, становлении у него творческих способностей.

Основная проблема, рассматриваемая в нашей работе: в какой мере сюжетно-ролевая игра способствует развитию игровых умений у детей среднего дошкольного возраста.

Объект исследования: игровая деятельность дошкольников.

Предмет исследования: процесс развития игровых умений детей среднего дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевой игры.

Цель исследования: выявить педагогические условия развития игровых умений у детей среднего дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевой игры.

Гипотеза исследования: сюжетно-ролевая игра способствует развитию игровых умений у детей среднего дошкольного возраста, при соблюдении следующих условий, если:

  • — создать эмоционально-благополучную атмосферу в группе ДОУ, обогатить предметно-игровую среду;
  • — осуществлять комплексное руководство сюжетно-ролевыми играми;
  • — обогащать игровой опыт детей;
  • — создавать игровые проблемные ситуации, побуждающие к ролевому поведению.

Задачи исследования:

  • 1. Изучить литературные источники и передовой педагогический опыт по исследуемой проблеме.
  • 2. Определить критерии и показатели уровня сформированности игровых умений.
  • 3. Проанализировать опыт работы воспитателей по развитию игровых умений детей среднего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре.
  • 4. Обобщить результаты экспериментальной работы и сделать выводы.

Методы исследования:

  • 1. Теоретические: анализ и обобщение психолого-педагогической и методической литературы, связанной с проблемой исследования;
  • 2. Эмпирические: беседа, педагогический эксперимент, наблюдение.

Теоретико-методологическую базу исследования составляют:

  • — учение о ведущей деятельности в развитии личности (А.С. Выготский, Д.Б. Эльконин),
  • — теория амплификации детского развития (А.В. Запорожец).

База исследования: Забайкальский край, г. Петровск-Забайкальский МДОУ «Детский сад» № 1 «Чебурашка». В экспериментальном исследовании принимали участие 20 детей средней группы 4−5 лет.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой