При системно-деятельностном подходе в обучении математике выделяются следующие компоненты овладения знаниями:
- — восприятие информации;
- — анализ полученной информации (выявление характерных признаков, сравнение, осознание, трансформация знаний, преобразование информации);
- — запоминание (создание образа);
- — самооценка.
Так как основной формой организации обучения является урок, то необходимо знать примерную типологию уроков и критерии оценивания урока в рамках системно-деятельностного подхода.
Тип урока определяет формирование того или иного учебного действия в структуре учебной деятельности.
- 1. Урок постановки учебной задачи.
- 2. Урок решения учебной задачи.
- 3. Урок моделирования и преобразования модели.
- 4. Урок решения частных задач с применением открытого способа.
- 5. Урок контроля и оценки.
Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы:
- 1. Уроки «открытия» нового знания.
- 2. Уроки рефлексии.
- 3. Уроки общеметодологической направленности.
- 4. Уроки развивающего контроля.
Урок «открытия» нового знания. Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия. Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых.
Урок рефлексии. Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднений и т. д.). Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов и т. д.
Урок общеметодологической направленности. Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов. Образовательная цель: выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий.
Урок развивающего контроля. Деятельностная цель: формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции. Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.
Теоретически обоснованный механизм деятельности по контролю предполагает:
- — предъявление контролируемого варианта;
- — сопоставление проверяемого варианта с эталоном по оговоренному механизму;
- — оценку результата сопоставления в соответствии с заранее обоснованным критерием.
Таким образом, уроки развивающего контроля предполагают организацию деятельности ученика в соответствии со следующей структурой:
- 1. Написание учащимися варианта контрольной работы.
- 2. Сопоставление с объективно обоснованным эталоном выполнения этой работы.
- 3. Оценка учащимися результата сопоставления в соответствии с ранее установленными критериями.