Формирование профессионализма учителя в системе непрерывного педагогического образования
Диссертация
Теоретический анализ развития педагогического профессионализма с помощью созданной модели позволяет выявить динамику внутренних изменений личности учителя, зависимость эффективности этих изменений от умелой организации процесса формирования. Разработанная модель личности учителя является процессуальной, то есть отражает изменение процессов становления, развития, совершенствования… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования профессионализма учителя
- 1. 1. Современная образовательная ситуация и проблема формирования профессионализма учителя
- 1. 2. Проблема формирования профессионализма учителя в теории и практике педагогического образования
- 1. 3. Методологические подходы к исследованию формирования профессионализма учителя
- Глава 2. Феноменология профессионализма учителя
- 2. 1. Педагогический профессионализм как социально-педагогическое явление
- 2. 2. Сущность и структура профессионализма учителя
- 2. 3. Моделирование личности педагога-профессионала
- Глава 3. Педагогические технологии формирования профессионализма учителя в системе непрерывного * образования
- 3. 1. Технологии допрофессиональной подготовки учителя (довузовский этап)
- 3. 2. Технологическое обеспечение профессионально-педагогического образования будущего учителя (вузовский этап)
- 3. 3. Инновационные технологии формирования профессионализма учителя на послевузовском этапе
Список литературы
- Модели систем и программ воспитания
- Творческая лаборатория (совокупность средств для организации воспитательного процесса)
- Образцы планов воспитательной работы: общешкольные, классные, дневники наблюдений воспитателей
- Комплекты сценариев, форм воспитательной работы
- Описание вариативных технологий воспитательного процесса1. Передовой опыт воспитания
- Фильмотека, видеотека, разнообразный демонстрационный материал
- Информационная карта социума1. Документация воспитателя
- Рис. 16. Слагаемые творческой лаборатории воспитателя
- Абулъханова-Славская К. А. Деятельность и психология. М: Наука, 1980.-335 с.
- Агапов Ю.В., Василъченкова Т. В. Технологическое обеспечение организации и проведения экспертизы педагогической деятельности в процессе аттестации работников образования. Рязань: РИРО, 1997. — 43 с.
- Агафонова A.C. Адаптация выпускников педагогических классов к условиям профессионального обучения в вузе: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Тула, 1997. — 20 с.
- Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. М.: Просвещение, 1985. — 448 с.
- Азаров Ю.П. Педагогика любви и свободы. М.: Топикал, 1994. — 608 с. Аксенова Г. И. Психология и педагогика становления субъекта. — Москва — Рязань: РИНФО, 1999. — 210 с.
- Актуальные проблемы высшей и средней специальной школы. Экспресс-информация. Выпуск 7. М.: НИИ проблем высшей школы, 1988.-20 с.
- Алферов Ю.С., Курдюмова И. М., Писарева Л. И. Оценка и аттестация кадров образования за рубежом. М.: Роспедагентство, 1997. — 146.
- Альманах психологических тестов. М.: КСП, 1995. — 400 с.
- Альтернативные модели воспитания в сравнительной педагогике. Часть 1 / Под ред. М. Н. Певзнера и С. А. Расчетиной. Новгород: НГУ, 1994.-72 с.
- Алякринский Б. С О таланте и способностях (Очерки о самовоспитании). М.: Знание, 1971. — 175 с.
- Амонашеши Ш. А. Размышления о гуманной педагогике. М: Изд. дом Ш. Амонашвили, 1995. — 496 с.
- Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. М., 1968. — 339 с.
- Аникеева Н.П. Учителю о психологическом климате в коллективе. М.: Просвещение, 1983. — 96 с.
- Анисимов О.С. Методологическая культура педагогической деятельности и мышления. М.: Экономика, 1991, — 416 с.
- Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV XVII вв. / Сост. С. Д. Бабишин, Б. Н. Митюров. — М.: Педагогика, 1985. — 363 с.
- Антология педагогической мысли России XVIII в. / Сост. И. А. Соловков. М.: Педагогика, 1985. — 480 с.
- Ануфриева Д.Ю. Саморазвитие учителя в процессе подготовки к педагогической деятельности: Дис. канд. пед. наук. М., 1996. — 153 с.
- Арефьев И.П. Профориентация: ученик, учитель, вуз // Педагогика. -1995.-№ 3.-С. 65−68.
- Архангельский С.И. Лекции по научной организации учебного процесса в высшей школе. М.: Высшая школа, 1976. — 200 с.
- Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М.: Высшая школа, 1980. — 368 с.
- Ахматов А.Ф. Основы теории воспитания: Учебно-методическое пособие для студентов. Коломна: КПИ, 1997. — 119 с.
- Белкин A.C. Ситуация успеха. Как ее создать. М.: Просвещение, 1991. — 176 с.
- Белозерцев Е.П. Образование как социально-педагогическая проблема // Проблемы измерения и оценки качества психолого-педагогической подготовки учителя: Тезисы докладов межвузовской научной конференции. Тула: ТГПИ, 1992. — 215 с. V
- Беляева В.А. Теория и практика духовно-нравственного становления и развития личности учителя в светской и православной педагогической культуре: Дис. д-ра пед. наук. М., 1999. — 333 с.
- Беляева Л.А. Философия воспитания как основа педагогической деятельности. Екатеринбург: УГПИ, 1993. — 125 с. с
- Беспалько В. П. Персонифицированное образование // Педагогика. -1998.-№ 2.-С. 12−17.
- Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. — 192 с. — С. 6−7.
- Бестужев-Лада И. В. Идеальные представления о системе народного образования //Педагогика. 1998. — № 6. — С. 15−22.
- J34. Бим-Бад Б. М. Антропологическое основание теории и практики современного образования. М.: Российский открытый университет, 1994. — 36 с.
- Блонский ПЛ. Как я стал педагогом // Избр. пед. и психолог, соч. В 2-х томах. Т. 1. — М.: Педагогика, 1979. — 304 с.
- Божович Л. И. Проблемы формирования личности. М.: ИПП- Воронеж: НПО МОДЭК, 1995. — 352 с.
- Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования // Педагогика. 1997. — № 4. — С. 11−17.
- Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания // Педагогика. 1995. — № 4. — С. 29−36.
- Борисова Е.М., Логинова Г. П. Индивидуальность и профессия. М.: Знание, 1991. — 80 с.
- Большая советская энциклопедия, т. 21, 3-е изд. М.: Советская энциклопедия, — 1975. — 639 с.
- М.Варданян Ю. В. Строение и развитие профессиональной компетентности специалиста с высшим образованием (на материале подготовки педагога и психолога): Дис. д-ра пед. наук. М., 1999. — 353 с.
- Вербицкий A.A. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: Высшая школа, 1991. — 207 с.
- Вербицкий A.A. Контекстное обучение теории и технологии // Новые методы и средства обучения № 2 (16). Педагогические технологии контекстного обучения / Под ред. A.A. Вербицкого. М.: Знание. 1994. — С. 3−57.
- Вишнякова Н.Ф. Креативная психопедагогика. Минск: НИО, 1995. -239 с.
- Власов В., Ямщикова Н. Образованию профессиональную ориентацию // Высшее образование в России. — 1998. — № 4. — С. 29−32.
- Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах. М.: Роспедагентство, 1997.- 146 с.
- Воспитательная система школы: проблемы управления. Очерки прагматической теории / Под ред. В. А. Караковского, Л. И. Новиковой и др. М.: Сентябрь, 1997. — 112 с.
- Вульфов Б.З. Учитель: профессиональная духовность // Педагогика. -1995.-№ 2.-С. 48−52.
- Вульфов Б.З., Иванов В. Д. Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках: Учебное пособие. М.: УРАО, 1997. — 288 с.
- Высоцкая С. И Профессионализм как цель подготовки учителя в вузе. // Материалы международной научно-практич. конф. «Педагогическое образование для XXI века» 12−16 апреля 1994 г. Выпуск I. Москва: МПГУ им. В. И. Ленина, 1994. — С. 17−19.
- Высшее образование в XXI в.: подходы и практические меры (ЮНЕСКО, Париж, 5−9 октября 1998 г.) // «Aima mater» («Вестник высшей школы»). 1998. — № 11. — С. 3−9.1. V/
- Гершунский Б.С. Образование в третьем тысячелетии: гармония знания и веры // Педагогика. 1998, — № 2. -С.49−57.
- Гершунский Б. С. Педагогическая прогностика. Киев, 1986.
- Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций). М.: «Интер Диалект+», 1997. — 697 с.
- Гершунский Б.С. Школа XXI века: проблемы управления // Школа. -1998.-№ 5.-С. 13−16.
- Горшкова В.В. и др. Концепция многоуровневого высшего педагогического образования. Комсомольск-на-Амуре: КГПИ, 1994. — 83 с.
- Гребенкина Л.К. В.И. Селиванов известный психолог, заслуженный деятель науки России // Педагогическое краеведение (к 900-летию г. Рязани): Тезисы докладов 2-й научно-практ. конф. 20 сентября 1995 года. — Рязань: РГПУ, 1995. — С. 11−13.
- Гребенкина Л.К. Воспитательные возможности рязанского социума // Педагогическое краеведение (к 900-летию г. Рязани): Тезисы докладов 2-й научно-практ. конф. 20 сентября 1995 года. Рязань: РГПУ, 1995. -С. 44−46.
- Гребенкина Л.К. Воспитательный потенциал учебных книг К.Д. Ушинского // Учебные книги К. Д. Ушинского и современная школа: Тезисы докладов Всероссийской научно-практ. конф. (г. Курск, 19−21 февраля 1997 г.). Курск: КГПУ, 1997. — С. 180−182.
- Гребенкина Л. К Идеи «ненасилия» в гуманистической педагогике // Традиции и новации в педагогике ненасилия: Тезисы докладов
- Всероссийской конференции 17−19 сентября 1996 года г. Киров. -Киров: ВГПУ, 1996. С. 135.
- Гребенкина Л.К. Инновационные формы повышения квалификации учителя сельской школы // Методическое обеспечение сельской школы: теория, практика, эксперимент: Материалы Всероссийской конф. 20−22 октября 1999 г. Орел: ОГУ, 1999. — С. 386−388.
- А. Гребенкина Л. К. Использование ленинских идей и педагогического наследия выдающихся педагогов в подготовке учителя // Проблемы преподавания истории педагогики в вузе: Тезисы докладов научно-практ. конф. Горно-Алтайск: АГПИ, 1991. С. 25−28.
- Гребенкина Л.К. Кафедра педагогики // Рязанский государственный педагогический институт / Под ред. В. И. Клейменова. М.: Моск. рабочий, 1983. — С. 97−99.
- Гребенкина JI.K. К вопросу о педагогической технологии // Интенсификация процесса обучения в вузе на основе педагогических новаций и прогрессивных образовательных технологий: Тезисы докладов 1−3 февраля 1994 г. Часть III. Липецк: ЛПИ, 1994. — С. 8−10.V
- Гребенкина JT.K. К вопросу о понятии духовности личности педагога // Проблема духовности в наследии светских и православных педагогов и современная школа: Тезисы докладов научно-практ. конф. 27 марта 1996 года. Рязань: РГПУ, 1996. — С. 3−6.
- Гребенкина Л.К. К вопросу о ценностях гуманизма в педагогическом наследии Л.Н. Толстого // XXIV Международные Толстовские чтения. -Тула: ТГПУ, 1998. С. 131−133.
- Гребенкина Л. К К вопросу проектирования учебных программ // Общепедагогические проблемы образовательного процесса в высшей школе: тезисы докладов третьих рязанских педагогических чтений 1011 января 1996 г. Рязань: РГПУ, 1996. — С. 97−99.
- Гребенкина Л.К. Комплексный подход к эстетическому воспитанию в советской общеобразовательной школе // Комплексный подход в осуществлении эстетического воспитания учащихся. Ловеч. НРБ, 1984. — С. 35−59.
- Гребенкина Л.К. Педагогическая инноватика. Поиски и проблемы // Инновационные подходы в учебно-воспитательном процессе вуза и школы: Тезисы докладов научно-практ. конф. 28−29 октября 1996 года. Рязань: РГПУ, 1996. — С. 6−11.
- Гребенкина Л. К Педагогический институт сельской школе // Подготовка учителя к работе в сельской малокомплектной школе / Под ред. А. Е. Кондратенкова. — Смоленск: СГПИ, 1983. — С. 85−89.
- Гребенкина Л.К. Проблема факторов и средств воспитания в наследии К.Д. Ушинского // К. Д. Ушинский и современная школа: Тезисы докладов Всероссийской научно-практ. конф. (23−25 февраля 1994 г.). Часть I. Курск: КГПИ, 1994. — С. 167−169.
- Гребенкина Л.К. Проблемное обучение как средство развития познавательной активности будущего учителя // Воспитание познавательной и общественной активности будущего учителя / Под ред. А. П. Черных. Рязань: РГПИ, 1984. — С. 27−41.
- Гребенкина Л.К. Ученый, педагог, общественный деятель С.Д. Яхонтов // Педагогическое наследие в контексте духовной культуры: Тезисы докладов научно-практ. конф. 22 апреля 1997 года. Рязань: РГПУ, 1997. — С. 20−23.
- Гребенкина Л.К. Формирование профессионализма учителя в системе непрерывного педагогического образования. Рязань: РГПУ, 2000. -204 с.
- И.Гребенкина Л. К., Лебедева A.A. Экспериментальная программа непрерывной педагогической практики студентов I курса. Рязань: РГПИ, 1987. — 27 с.
- Гребенкина Л. К, Аджиева Е. М., Байкова Л. А., Еремкина О. В., Жокина H.A., Мартишина Н. В. 50 сценариев классных часов. М.: ОЦ «Педагогический поиск», 1999. — 160 с.
- Гребенкина Л. К, Анциперова Н. С. На каждый день: Технология управленческой деятельности заместителя директора школы: Учебно-методическое пособие. Рязань: РГПУ, 1998. — 136 с.
- Гребенкина Л.К., Байкова Л. А. Введение в педагогическую профессию: Программа. Рязань: РГПУ, 1994, 1996. — 14 с.
- Гребенкина Л.К., Байкова Л. А. Воспитание в педагогическом процессе (теория, системы, технология): Программа. Рязань: РГПУ, 1997.- 14 с.
- Гребенкина Л.К., Байкова Л. А. Педагогические знания и умения -школьнику: Программа для учащихся педагогических классов. -Рязань: РГПИ, 1990. 31 с.
- Гребенкина Л.К., Байкова Л. А. Рабочая тетрадь по курсу «Введение в педагогическую профессию»: Учебное пособие. Рязань: РГПУ, 1996. -52 с.
- Гребенкина Л.К., Байкова Л. А., Еремкина О. В., Жокина Н. А., Мартишина Н. В. Организация воспитательной работы в школе // Классный руководитель. 1998. — № 6. — С. 27−42.
- Гребенкина Л.К., Байкова Л. А., Еремкина О. В. Педагогические технологии: Программа. Рязань: РГПУ, 1997. — 17 с.
- Гребенкина Л.К., Байкова Л. А., Еремкина О. В. Программа курсов повышения квалификации заместителей директоров школ по воспитательной работе, классных руководителей, воспитателей. -Рязань: РГПУ. 1999. 11 с.
- Гребенкина Л.К., Байкова Л. А., Еремкина О. В. Программа курсов повышения квалификации заместителей директоров школ по воспитательной работе, классных руководителей, воспитателей при РГПИ. Рязань: РГПИ, 1993. — 18 с.
- Гребенкина Л.К., Байкова Л. А., Еремкина О. В. Система деятельности педагога-воспитателя // Классный руководитель. 1998. — № 4. — С. 326.
- Гребенкина Л.К., Байкова Л. А., Еремкина О. В. Технология игровой деятельности: Учебное пособие. Рязань: РГПУ, 1994. — 120 с.
- Гребенкина Л. К, Бажова Л. А., Еремкина О. В., Цирульникова О. Ф., Мартишина Н. В. Педагогическое мастерство и педагогические технологии: Учебное пособие. Рязань: РГПУ, 1995. — 172 с.
- Гребенкина Л.К., Бажова Л. А., Еремкина О. В., Жокина H.A., Мартишина Н. В. Педагогическое мастерство и педагогические технологии: Учебное пособие. 2-е изд. Рязань: РГПУ, 1999. — 232 с.
- Гребенкина Л.К., Бажова Л. А., Еремкина О. В., Жокина H.A., Мартишина Н. В. Справочник заместителя директора школы по воспитательной работе. М.: ОЦ «Педагогический поиск», 1999 г. -160 с.
- Гребенкина Л.К., Бажова Л. А., Еремкина О. В., Жокина H.A., Мартишина Н. В. Теория и практика воспитания: Учебное пособие. -Рязань: РГПУ, 1997. 196 с.
- Гребенкина Л.К., Бажова Л. А., Еремкина О. В., Известнова Е. В., Кирьянов A.M. Методика воспитательной работы: Учебное пособие. -Рязань: РГПУ, 1993. 216 с.
- Гребенкина Л.К., Бажова Л. А., Жокина H.A., Еремкина О. В., Известнова Е. В. Советы педагогу-воспитателю: Учебно-методическое пособие. Рязань: РГПУ, 1995.- 168 с.
- Гребенкина Л. К, Бажова Л. А., Известнова Е. В. Методические рекомендации по подготовке студентов к организации коллективной познавательной и творческой деятельности учащихся. Рязань: РГПИ, 1988.-67 с.
- Гребенкина Л.К., Байкова Л. А., Известнова Е. В. Организация самостоятельной работы студентов при изучении курса «Методика воспитательной работы». Рязань: РГПИ, 1990. — 96 с.
- Гребенкина Л.К., Байкова Л. А., Прохорова Г. А. Основы педагогического мастерства: Программа. Рязань: РГПУ, 1994. — 11 с.
- Гребенкина Л.К., Беляева В. А. Вопросы технологии активного обучения в вузе // Повышение эффективности учебно-воспитательнойработы в средней школе / Под ред. М. И. Денисовой. Рязань: РГПИ, 1992.-С. 3−11.
- Гребенкина Л.К., Беляева В. А. К вопросу о конструировании педагогических технологий // Педагогические технологии в высшей школе: Тезисы докладов вторых рязанских педагогических чтений 2425 января 1995 г. Рязань: РГПУ, 1995. — С. 6−8.
- Гребенкина Л.К., Беляева В. А. Научно-исследовательская работа студентов по педагогике. Рязань: РГПИ, 1991. — 23 с.
- Гребенкина Л.К., Беляева В. А. Педагогическая путевка: Методические рекомендации студенту, проходящему педагогическую практику. -Рязань: РГПИ, 1989. 81 с.
- Гребенкина Л.К., Беляева В. А. Проблемы дифференцированного обучения в сельской школе // Всероссийская научно-практ. конф. «Актуальные проблемы сельской и малокомплектной школы»: Тезисы докладов. Часть III Орел: ОГПИ, 1992. — С. 17−22.
- Гребенкина Л.К., Беляева В. А. Технология обучения основам педагогики высшей школы // Педагогические технологии в высшей школе: Тезисы докладов вторых рязанских педагогических чтений 2425 января 1995 г. Рязань: РГПУ, 1995. — С. 8−10.
- Гребенкина Л.К., Беляева В. А., Прохорова Г. А. Методические рекомендации по экологизации образования в школе. Рязань: РГПУ, 1995.- 56 с.
- Гребенкина Л.К., Демидова С. Б. Педагогика гуманизма: Программа. -Рязань: РГПУ, 1998. 12 с.
- Гребенкина Л. К. Денисова М.И. и др. Выпускнику РГПИ: Книжка учителя-стажера. Рязань: РГПИ, 1988. — 40 с.
- Гребенкина Л.К., Жокина H.A. Основы социальной педагогики // Классный руководитель. 1998. — № 6. — С. 2−26.
- Гребенкина Л.К., Загороднова H.H. Из опыта работы методического кабинета Железнодорожного района г. Рязани по развитию инициативы и творчества учителей. Рязань: Рязанский областной ИУУ, 1990. — 18 с.
- Гребенкина Л.К., Известнова Е. В., Мартишина Н. В. Конкурсы. конкурсы. конкурсы: Учебно-методическое пособие. Рязань: РГПИ, 1995.-92 с.
- Гребенкина JI. К., Мартишина Н. В. Проблемы практической подготовки студентов к работе в сельской школе // Всероссийская научно-практ. конф. «Актуальные проблемы сельской и малокомплектной школы»: Тезисы докладов. Часть I Орел: ОГПИ, 1992. — С. 49−53.
- Гребенкина Л.К., Михайлова Л. П. Активизация познавательной деятельности студентов в учебном процессе. // Вопросы формирования личности учителя / Под ред. А. И. Кочетова. Рязань: РГПИ, 1978. — С. 77−95.
- Гребенкина Л.К., Михайлова Л. П. Дидактические условия формирования познавательной активности студентов // Воспитание познавательной и общественной активности будущего учителя / Под ред. А. П. Черных. Рязань: РГПИ, 1984. — С. 3−27
- Гребенкина Л.К., Михайлова Л. Л. К вопросу педагогической оценки и самооценки студентами своей учебной деятельности // Материалы межвузовской конференции. Эрфурт. ГДР, 1979. — С. 23−36.
- Гребенкина Л.К., Михайлова Л. П. Методические рекомендации по подготовке и оформлению дипломной работы по педагогике. Рязань: РГПИ, 1981.- 19 с.
- Гребенкина Л.К., Михайлова Л. П. Научно-педагогический кружок как средство подготовки студентов к воспитательной работе // Пути совершенствования педагогической практики студентов в сельской школе. Рязань: РГПИ, 1981. — С. 106−111.
- Гребенкина JJ.K., Михайлова Л. П. Совершенствование педагогической практики студентов по воспитательной работе в сельской школе // Пути совершенствования педагогической практики студентов в сельской школе. Рязань: РГПИ, 1981. — С. 5−15.
- Гребенкина Л.К., Кочетов А. И., Михайлова Л. П. Самосознание как фактор самовоспитания // Методология и методика исследования проблем самовоспитания / Под ред. А. И. Кочетова. Рязань: РГПИ, 1978.-С. 67−76.
- Гребенкина Л. К, Кочетов А. И., Михайлова Л. П. Комплексная методика исследования проблем самовоспитания и самообразования студентов // Методология и методика проблем самовоспитания / Под ред. А. И. Кочетова. Рязань: РГПИ, 1978. — С. 89−104.
- Гребенкина Л. К, ТТерепелова Ю. С. Исследование проблемы краеведения как средства подготовки будущего учителя // Краеведение в контексте духовной культуры: Тезисы докладов научно-практ. конф., 7 апреля 1998 года. Рязань: РГПУ, 1998. — С. 3−6.
- Гребенкина Л.К., Перепелова Ю. С. Слово об учителе. // Педагогическое краеведение (к 900-летию г. Рязани): Тезисы докладов 2-й научно-практ. конф. 20 сентября 1995 года. Рязань: РГПУ, 1995. — С. 3−5.
- Гребенкина Л. К, Тимофеева М. М. Использование редких книг по краеведению в подготовке будущего учителя // Краеведение в контексте духовной культуры: Тезисы докладов научно-практ. конф., 7 апреля 1998 года. Рязань: РГПУ, 1998. — С. 110−112.
- Гришин Э.А. Профессионально-этическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. Владимир: ВГПИ, 1973.-312 с.
- Гуманистические воспитательные системы / Под ред. Н. Л. Селивановой. М.: Пед. общество России, 1998. — 336 с.
- Гуманизация и гуманитаризация образования: теории, концепции, опыт // Материалы Всероссийской научно-практ. конф. 24 25 апреля 1997 г. — Самара: СГПУ, 1997. — 272 с.
- Гусинский Э.Н. Построение теории образования на основе междисцилинарного системного подхода. М.: Школа, 1994. — 184 с.
- Демидова С. Б. Гуманистические приоритеты в подготовке учителя начальных классов: Дис. канд. пед. наук. Рязань, 1999. — 194 с.
- Джуринский А.Н. Педагогическое образование за рубежом // Научные труды МПГУ. М: Прометей, 1999. — 548 с.
- Диагностика успешности учителя: Сб. метод, мат. для руководителей школы / Сост. Т. В. Морозова. М.: ОЦ «Педагогический поиск», 1997. -94 с.
- Дистервег А. Руководство к образованию немецких учителей // Избр. пед. соч. М.: Учпедгиз, 1956. — с. 374.
- Добролюбов H.A. О значении авторитета в воспитании // Избр. Пед. соч. М.: Учпедгиз, 1949. — 623 с.
- Елканов С.Б. Профессиональное самовоспитание учителя. М.: Просвещение, 1986. — 143 с.
- Еремкина О.В. Профессионально-педагогическая ориентация учащихся школ-интернатов: Дис. канд. пед. наук. М., 1984. — 216 с.
- Закон РФ об образовании. М.: Новая школа, 1992. — 48 с.
- Зверева В.И. Самоаттестация школы. М.: ОЦ «Педагогический поиск», 1999. — 160 с. 215 .Зеер Э. Ф. Профессиональное становление личности инженера-педагога. Свердловск: УГУ, 1988. — 120 с.
- Зимняя НА. Педагогическая психология. Учебник для вузов. М.: Логос, 1999. — 384 с.
- Зинченко В.П. О целях и ценностях образования // Педагогика. 1997. — № 5. — С. 3−16.f
- Зуев Д.Д. Мысли о стратегии школьного образования в России и его реформировании // Школа. 1998. -№ 2.-С.5−10.
- Иванов И.П. Звено в бесконечной цепи. Рязань, 1994. — 120 с.
- Иванова И.Н., Тарасов C.B. Творческий потенциал и квалификационный профиль педагога: Информационный бюллетень. Выпуск IV. СПб.: «Культурная инициатива», 1999. — 61 с.
- Ильина Т. А. Педагогика: Курс лекций. М.: Просвещение, 1984. — 496 с.
- Инновационные процессы в образовании: Сборник научных трудов / Сост. H.H. Верцинская и др. Славянск-на-Кубани, 1997. — 142 с.
- Информационная карта состояния и тенденций развития системы регионального образования. Рязань: РИРО, 1996. — 178 с.
- Информационная карта «Состояние и тенденции развития системы регионального образования». Рязань: РИРО, 1999. — 92 с.
- Исаев Е.И. Университетское педагогическое образование: новая парадигма в подготовке педагогов // Тульская школа. 1994, — № 4. -С. 25−28 — С. 28.
- Исаев И. Ф. Теоретические основы формирования профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы. Дис.. д-ра пед. наук. М., 1993. — 451 с.
- Казакова Е.И. Педагогика успеха. СПб.: «Культурная инициатива», 1996.-58 с.
- Казакова Е. И, Тряпицына А. П. Диалог на лестнице успеха (Школа на пороге нового века). СПб.: «Петербург — XXI века», 1997. — 160 с.
- Как решать педагогические задачи?: Тезисы докладов и сообщений международной научно-практич. конф. «Решение педагогических задач в системе непрерывного педагогического образования» 26−28 октября 1992 г. Москва-Кострома, 1992. — 128 с.
- Казанский O.A. Педагогика как любовь. М.: Роспедагентство, 1996. -134 с.
- Казанский O.A. Игры в самих себя. М.: Менеджер, 1994. — 128 с.
- Каланова Ш. М. Информационные технологии персонификации в системе высшего профессионального образования: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. М., 1999. — 35 с.
- Каптерев П.Ф. Дидактические очерки. Теория образования // Избр. пед. соч. М.: Педагогика, 1982. — 704 с.
- Караковский В.А. Стать человеком: Общечеловеческие ценности -основа целостного учебно-воспитательного процесса. М.: Новая школа, 1993. — 80 с.
- Караковский В.А., Новикова Л. И., Селиванова Н. Л. Воспитание? Воспитание. Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных система. М.: Новая школа, 1996. — 160 с. у
- Кларин М.В. Личностная ориентация в непрерывном образовании // Педагогика. 1996, — № 2. — С. 14−21.
- Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе: Анализ зарубежного опыта. М.: Знание, 1989. — 80 с.
- Коджаспирова Г. М. Культура профессионального самообразования педагога. М., 1994. — 344 с.
- Комаровский Б.Б. Русская педагогическая терминология. Теория и история. М.: Просвещение, 1969. — 311 с.
- Коменский А. Учебно-педагогический комплекс: «школа индивидуального развития» / Новые ценности образования: культурные модели школ. Вып. 7. М.: Инноватор, 1997. — С. 34−44.
- Коменский Я. А. Воскресший форций // Избр. пед. соч. В 2-х томах. -Т.2. М.: Педагогика, 1982. — 576 с.
- Коменский Я. А. Законы хорошо организованной школы // Избр. пед. соч. В 2-х томах. Т.2. — М.: Педагогика, 1982. — 576 с.
- Комплекс методик изучения и обобщения педагогического опыта на диагностической основе (Методические рекомендации) / Под ред. Я. С. Турбовского. М.: АПН СССР, 1988. — 116 с.
- Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. М.: Политиздат, 1984. — 335 с.
- Конаржевский Ю.А. Менеджмент и внутришкольное управление. -М.: ОЦ «Педагогический поиск», 1999. 224 с.
- Конаржевский Ю.А. Формирование педагогического коллектива единомышленников. Псков: Псковский областной ИУУ, 1994. — 38.
- Концепция развития образования Рязанской области / Под ред. Д. В. Бочарова. Рязань: РИРО, 1994. — 55 с.
- Концепция непрерывного образования // Народное образование. -1989.-№ 10.-С. 3−12.
- Концепция Федеральной программы развития образования // Первое сентября, 1997. 19 января. — С. 2−4.
- Коротов В.М. Педагогическая технология гуманистического воспитания. Соликамск: СГПИ, 1996. — 78 с.
- Котова И.Б., Шиянов E.H. Философские основания современной педагогики. Ростов-на-Дону: РГПУ, 1994. — 64 с.
- Коханович Л.И. и др. Гуманизация образования и создание комфортной гуманитарной среды в вузе. М.: НИИВО, 1994. — 28 с.
- Кочетов A.M. Воспитательная система: теория, проблематика, альтернативы. Минск: ИПК, 1997. — 146 с.
- Кочетов A.M. Культура педагогического исследования. Минск: Ред. журн. «Адукацыя i выхаванне», 1996. — 328 с.
- Кочетов A.M. Теория формирования личности: В 2 ч. 4.1. Факторы, структура, сущность формирования личности. — Минск: НИО, 1997. -207 с.
- Кочетова A.A. Гуманистическая педагогика: истоки и тенденции развития. СПб: РГПУ им. А. И. Герцена, 1997. — 122 с. V
- Краевский В.В. Методология педагогического исследования: Пособие для педагога-исследователя. Самара: СГПИ, 1994. — 165 с.
- Крутогорская Н.Ю. Формирование профессиональной готовности студентов педагогических вузов к воспитательной работе с пионерами: Дис. канд. пед. наук. М., 1985.
- Кузьмина Н.В. Предмет акмеологии. СПб, 1996. — 84 с.
- Курдюмова И.М., Калиниченко М. И. Профессиональное развитие педагогов: опыт московской школы // Педагогика. 1998. — № 3. — С. 62−66.
- Кутьев В.О. Воспитание в школе: оптимистическая гипотеза (ретроспективный и прогностический анализ воспитательных процессов). М.: НИПКиПРО, 1999. — 104 с.
- Кухарев КВ., Решетько В. С. Диагностика педагогического мастерства и педагогического творчества (Опыт, критерии измерения, прогнозирование). В 3 ч. Минск: Ред. журн. «Адукацыя 1 выхаванне», 1996.
- Кухарев Н.В., Савельев Г. В. Управление учебно-воспитательным процессом в школе. Минск: Ред. журн. «Адукацыя 1 выхаванне», 1997. — 191 с.
- Левина М.М. Основы технологии обучения профессионально-педагогической деятельности. Минск: ИПК, 1996. — 232 с.
- Ленина Ю.А. Стиль организации самостоятельной работы как фактор личностно-профессионального становления будущего учителя: Автореф. дис. канд. пед. наук. Брянск, 1994. — 18 с.
- Лизинский В.М. Идеи к проектам и практика управления школой. М.: ОЦ «Педагогический поиск», 1999. — 160 с.
- Лиферов А.П. Основные тенденции интеграционных процессов в мировом образовании: Автореф. дис. д-ра пед. наук. М., 1997. — 50 с.
- Лихачев Б. Т. Основные категории педагогики // Педагогика. 1999. -№ 1.-С. 10−19.
- Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций. Учебное пособие. М.: Прометей, 1993. — 528 с.
- Лихачев Б.Т. Социология воспитания и образования. Курс лекций по социальной педагогике. Рязань: Изд-во РГПУ, 1999. — 288 с.
- Ломов Б. Ф. Методология и теоретические проблемы психологии. М: Педагогика, 1984. — С. 388 с.
- Лузина Л.М. Лекции по теории воспитания. Псков: ПГПИ им. С. М. Кирова, 1995. -219 с.
- Лузина Л.М. Понимание как духовный опыт. Псков: ПГПИ им. С. М. Кирова, 1997. — 168 с.
- Лузина Л.М. Философско-антропологический подход в современной методологии воспитания: Дис.. д-ра пед. наук в виде научного доклада. СПб.: ПГПИ, 1998. — 86 с. ч/'
- Макарова Л.В. Преподаватель модель деятельности и аттестация. -М., 1992. 148 с.
- Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996. — 308 с.
- Маркова А.К. Психология труда учителя. М.: Просвещение, 1993.
- Маркова Н.В. Подготовка будущих учителей к активной профессиональной деятельности в процессе изучения курса педагогики: Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1994. — 16 с.
- Мартишина Н.В. Развитие профессионального творчества преподавателей педагогических вузов: Дис.. канд. пед. наук. М., 1996.- 179 с.-С. 57−59
- Маслова Н.Ф. Рабочая книга социального педагога. Часть I: Гуманистическая педагогика. Орел: ОГУ, 1994. — 138 с.
- Мастерство воспитателя / Сост. Азаров Ю. П. М.: Молодая гвардия, 192 с. 1970.-288 с.
- Машарова T.B. Педагогические теории системы и технологии обучения: Учебное пособие. Киров: ВГПУ, 1997. — 160 с.
- Методика оценки эффективности психолого-педагогической подготовки будущих учителей (Профессионально-деятельностный аспект) // Экспериментальная методическая разработка / Отв. ред. М. В. Кларин. М.: МГПИ им В. И Ленина, 1987. — С. 11−14.
- Методология педагогики: Сб. статей. Выпуск 4 / Под ред. В. В. Краевского. М.: Педагогика, 1997. — 104 с.
- Методология педагогики: Сб. статей. Часть III / Под ред. В. О. Кутьева. М.: Педагогика, 1999. — 68 с.
- Миронова М.Н. Попытка целостного подхода к построению модели личности учителя // Вопросы психологии. 1998. — № 1. — С. 44−53.
- Митина J7.M. Психология профессионального развития учителя. М.: Флинта: МПСИ, 1998. — 200 с.
- Митина JI.M. Учитель как личность и профессионал. М.: Дело, 1994. -216 с.
- Мищенко A.M., Мищенко Л. И., Шиянов E.H. Теоретико-методологические основы формирования содержания педагогического образования. М.: МПГУ, КГПИ, 1991.-285 с.
- Моргун В.Ф., Колинько В. В. Система ориентации молодежи на учительскую профессию // Учитель советской школы: межвузовский сборник научных трудов / Под ред. В. А. Сластенина. М.: Прометей, 1991.-С. 68−78.
- Мудрик A.B. Учитель: мастерство и вдохновение. М.: Просвещение, 1986.- 160 с.
- Мухин М.И. Гуманизм педагогики В.А. Сухомлинского. М.: РАО, 1994.- 184 с.
- Научно-методическое обеспечение перестройки педвуза / Под ред. С. Н. Глазачева. М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1988. — 79 с.
- Непрерывное педагогическое образование: проблемы развития профессионализма: К разработке региональной концепции непрерывного педагогического образования Подмосковья / Под ред. Т. В. Новиковой. М., 1994. — 32 с. — С. 13,17.
- Никандров Н.Д. Проблема ценностей в российском обществе и цели воспитания // Школа. 1999. — № 4. — С. 6−10.
- Новиков A.M. Принципы построения системы непрерывного профессионального образования // Педагогика. 1998. — № 3. — С. 11−17. Новые ценности образования: тезаурус для учителей и школьных психологов. Вып. 1 /Ред.-сост. Н. Б. Крылова, — М., 1995. — 113 с.
- Новые ценности образования: содержание гуманистического образования. Вып. 2 / Ред.-сост. Н. Б. Крылова, М., 1995. — 103 с.
- Новые ценности образования: культурная и мультикультурная среда школ. Вып. 4 / Ред.-сост. Н. Б. Крылова, М., 1996. — 184 с.
- Новые ценности образования: забота поддержка — консультирование. Вып. 6 / Ред.-сост. Н. Б. Крылова, — М., 1996. — 196 с.
- Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Советская энциклопедия, 1972. — 847 с. W
- Осиновский М.Н., Степанов И, С. О педагогике субъектности. // Новые ценности образования: десять концепций и эссе. Вып. 3 / Под ред. Н. Б. Крылова. М.: Инноватор, 1995. — С. 104−113.
- Основные положения концепции очередного этапа реформирования системы образования // Народное образование. 1997. — № 8. — С. 4−20.
- Основы педагогического мастерства / Под ред. И. А. Зязюна. М.: Просвещение, 1989. — 302 с.
- ЪХЪ.Паначин Ф. Г. Школа и общественный прогресс. М.: Просвещение, 1983.-255 с.
- Паршина Т.П. Технология повышения квалификации учителей в процессе инновационной деятельности: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Тольятти, 1998. — 16 с.
- Педагогика / Под ред. Ю. К. Бабанского. М.: Просвещение, 1988. -479 с.
- Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Роспедагентство, 1995.-638 с.
- Педагогика / Под ред. Г. И. Щукиной. М.: Просвещение, 1966. — 648
- Педагогическая энциклопедия / Под ред. И. А. Каирова. В 4-х т., Т.З. -M.: Советская энциклопедия, 1966, — 879 с.
- Педагогический поиск / Сост. И. Н. Баженова. М.: Педагогика, 1987.- 544 с.
- Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма, субъективность.- Ростов-на Дону: Феникс, 1996. 312 с.
- Пидкасистый П.И. Сущностная характеристика познавательной деятельности // Вестник высшей школы. 1985. — № 9. — С. 35−39.
- Плинер Я, Г., Бухвалов В. А. Воспитание личности в коллективе. М.: ОЦ «Педагогический поиск», 2000. — 160 с.
- Поляков С.Д. В поисках педагогической инноватики. М., 1993. — 64 с.
- Практикум по экспериментальной и прикладной психологии / Под ред. A.A. Крылова. Л.: ЛГУ, 1991.-260 с.
- Практическая психология: Учебно-методич. пособие / Под ред. C.B. Кондратьевой. Минск: Ред. журн. «Адукацыя i выхаванне», 1997. -212 с.
- Противоречия школьного воспитания: семь проблем семь решений / Под ред. Н. Е. Щурковой. — М.: «Педагогическое общество», 1998. — 96 с.
- Профессиональная деятельность молодого учителя: Социально-педагогический аспект / Под ред. С. Г. Вершловского, JI.H. Лесохиной. М.: Педагогика, 1982. — 144 с.
- Профессиональная педагогика / Под ред. С. Я. Батышева. М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1999. — 904 с. — С. 35.
- Психология и этика делового общения / Под ред. В. Н. Лавриненко. -М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. 279 с.
- Равкин З.И. Творцы и новаторы школы, рожденной Октябрем. М.: Просвещение, 1990. — 208 с.
- Развитие творческой активности педагогов-воспитателей в процессе деловых игр на курсах повышения квалификации: Сб. науч. трудов / Под ред. Н. Н. Лобановой, П. Г. Пшебильского. М.: АПН СССР, 1989. -84 с.
- Рендакова Е.М. Подготовка учащихся профильных педагогических классов к выбору учительской профессии: Автореф. дис.. канд. пед. наук.-М., 1996. 17 с.
- Рерих Н.К. О Вечном. М.: Политиздат, 1991. — 462 с.
- Реформа образования в Российской Федерации: концепции и основные задачи очередного этапа (проект) // Университетская книга. 1997.-№ 9.-С. 3−22.
- Реформирование образования в России. Круглый стол // Педагогика.1997.-№ 5.-С. 17−41.
- Решетова З.А. Психологические основы профессионального обучения: Автореф. дис. д-ра. психол. наук. М., 1986. — 40 с.
- Розов И.С. Культура, ценности и развитие образование: Основания реформы гуманитарного образования в высшей школе. М., 1992. -155 с.
- Розов Н.С. Философия гуманитарного образования (ценностные основания базового гуманитарного образования в высшей школе). -М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1993. 194 с.
- Рогов Е.И. Личность в педагогической деятельности. Ростов-на-Дону: РГПУ, 1994. — 240 с.
- Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. М.: Владос, 1998. 369 с.
- Ромадина Л.П. Справочник организационно-методических и психолого-педагогических материалов. Часть 1. М.: ОЦ «Педагогический поиск», 1998. — 79 с.
- V351. Российская педагогическая энциклопедия. В 2-х т. Т. 2. М.: Большая российская энциклопедия, 1999. — 670 с. 1. V-/
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. 2-е изд. — М.: Учпедгиз, 1946. — 704 с.
- Рященко И.Р. К вопросу формирования педагогического профессионализма // Материалы международной научно-практич. конф.
- Педагогическое образование для XXI века" 12−16 апреля 1994 г. Выпуск I. Москва: МПГУ им. В. И. Ленина, 1994. — 187 с. — С. 39−41.
- Савельев А.Я. Технологии обучения и их роль в реформе высшего образования // Высшее образование в России. 1992. — № 2. — С. 29−35.
- Савина Н.Г. Личностный подход к подростку при дифференцированном обучении на примере преподавания географии: Автореф. дис. канд. пед. наук. Брянск, 1994. — 16 с. v/
- Самоукина N.B. Психология и педагогика профессиональной деятельности. М.: «Тандем"-ЭКМОС, 1999. — 352.
- Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. М.:ч.
- Народное образование, 1998. — 256 с.
- Семенов В.Д. Меняется общество усложняется профессия учителя // Материалы международной научно-практич. конф. «Педагогическое образование для XXI века» 12−16 апреля 1994 г. Выпуск I. — Москва: МПГУ им. В. И. Ленина, 1994. — С. 9−10.
- Сиземская И.Н., Новикова Л. И. Проблемы современного воспитания в философском контексте // Педагогика. 1998. — № 7. — С. 14−20.
- Силяева Е.Г. Теоретические основы формирования профессионально-этической культуры учителя: Дис. д-ра пед. наук. М., 1995. — 380 с.
- Симонов В.П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя. М.: МПА, 1995. — 192 с.
- Симонов В.П. Педагогический менеджмент: Учебное пособие. М.: Пед. общество России, 1999. — 430 с.
- Синенко В.Я. Профессионализм учителя // Педагогика. 1999. — № 5. -С. 45−51.
- Система воспитания в высшей школе. Обзорная информация. Выпуск 7. М.: НИИ проблем высшей школы, 1993. — 26 с.
- Ситник А. Профессиональная культура учителя // Школа. 1998. — № 1-С. 30−39,-№ 2−11−16.
- Скок Г. Б. Аттестация преподавателей: подготовка и проведение. -Новосибирск: НГТУ, 1993. 63 с. — С. 20−21.
- Скок Г. Б. Как проанализировать собственную педагогическую деятельность. М.: Роспедагентство, 1998. — 102 с.
- Скок Г. Б., Горлов Б. Б. Психолого-педагогические аспекты оценки деятельности преподавателей. Новосибирск: Новосибирский электротехн. институт, 1992. — 115 с.
- Сластенин В.А. Преподавание педагогических дисциплин на технологическую основу // Разработка и внедрение гибких технологий обучения педагогическим дисциплинам. — М.: Прометей, 1991. — С. 3−5.
- Сластенин В.А. Технологический контекст профессионально-технологической культуры // Научные труды МПГУ им. В. И. Ленина. Сер. Психолого-педагогические науки. М.: Прометей, 1997. — 341 с.
- Сластенин В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. М.: МГЗПИ, — 1976. — 160 с.
- Сластенин В.А., Ильин B.C. Концепция высшего педагогического образования в СССР // Формирование социально активной личности учителя: Межвузовский сб. науч. трудов / Под ред. В. А. Сластенина. -М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1989.- 155с.
- Сластенин В. А, Исаев И. Ф., Мищенко А. И., Шиянов E.H. Педагогика. М.: Школа-Пресс, 1997. — 512 с.
- Сластенин B.A., Матросов B.JT. Новой школе нового учителя // Педагогическое образование. — 1990. — № 1. — С. 11−13.
- Сластенин В.А., Мищенко А. И. Целостный педагогический процесс как объект профессиональной деятельности учителя. Учебное пособие. М.: Прометей, 1997. — 200 с.
- Сластенин В.А., Подымова JJ.C. Педагогика: инновационная деятельность. М.: Издательство Магистр, 1997. 224 с.
- Сластенин В.А., Соломатина Т. Е. Интеллектуальный потенциал педагога в социокультуре // Профессионально-педагогическая культура: сущность, структура, формирование: Материалы Всероссийской науч. конф. 13−15 сентября 1995 г. М.: МОСУ, 1996. -С. 128−129.
- Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. М.: Аспект-Пресс, 1995. — 271 с. — С. 239−240.
- Смолкин A.M. Методы активного обучения. М.: Высшая школа, 1991.- 176 с.
- Советский энциклопедический словарь / Гл. Ред. A.M. Прохоров. 2-е изд. М.: Советская энциклопедия, 1982. — 1600 с.
- Соколов В.Н. Методологические и теоретические основы педагогической эвристики: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. -Оренбург, 1999. 46 с.
- Сохранов В.В. Теоретические основы профессионально-педагогического саморегулирования учащейся молодежи: Автореф. дис. д-ра пед. наук. Ярославль, 1998. — 33 с.
- Спирин Л.Ф. Профессиограмма общепедагогическая // Завуч. 1999, -№ 4.-С. 130−140.
- Сравнительная педагогика: Сборник статей. Выпуск 3 / Под ред. P.C. Бозиева. М.: Педагогика, 1996. — 96 с.
- Сравнительная педагогика: Сборник статей. Часть III / Под ред. М. В. Бородько. М.: Педагогика, 1999. — 64 с.
- Стандарты высшего педагогического образования и подготовка учителя. Круглый стол // Педагогика. 1996. — № 6. — С. 58−66.
- Стимулирование развития творческого потенциала педагогических кадров района на гуманистической основе. Рязань: Рязанский областной ИУУ, 1991. — 54 с.
- Судьбы образования в России: Сборник статей. Выпуск 2 / Под ред. P.C. Бозиева. М.: Педагогика, 1996. — 96 с.
- Судьбы образования в России: Сборник статей. Часть III / Под ред. P.C. Бозиева. М.: Педагогика, 1999. — 72 с.
- Сухомлинский В.А. Павлышская средняя школа. М.: Просвещение, 1979. — 395 с.
- Сухомлинский В.А. Разговор с молодым директором школы. М.: Просвещение, 1973. — 208 с.
- Тарасевич H.H. Обретение педагогического мастерства // Советская педагогика. 1990. — № 11. — С. 73−77.
- Теория и практика воспитательных систем / Под ред. Л. И. Новикова. Книга 2. М.: ИТПиМИО РАО, 1993. — 206 с.
- Терегулов Ф.Ш., Штейнберг В. Э. Образование третьего тысячелетия: от мифологии через кризис педагогики — к технологии // Школьные технологии. — 1998. — № 3. — С. 3−48.
- Толстой JJ.H. Общие замечания для учителя // Пед. соч. М.: Учпедгиз, 1953. — 444 с.
- Торина Е.Г. Организационно-педагогические основы проектирования информационного пространства в педвузе: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Тула, 1999. — 18 с.
- Умам A.M. Дидактическая подготовка будущего учителя: технологический подход: Учебное пособие. Орел: ОГПИ, — 1993. -128 с.
- Управление развитием школы / Под ред. М. М. Поташника и B.C. Лазарева. М.: Новая школа, 1995. — 464 с.
- Учебно-методический комплексы по дисциплинам педагогического цикла / Под ред. Г. А. Андреевой. Коломна: КПИ, 1998. — 216 с.
- Учебно-научно-педагогический комплекс: проблемы и песпективы. Круглый стол // Педагогика. 1996. — № 2. — С. 31−36.
- Учитель в зеркале психологии: Психолого-педагогические очерки / Сост. В. Гузеев и др. М., 1993. — 67 с.
- Учитель-методист наставник стажера: Кн. для учителя / Под ред. С. Г. Вершловского. М.: Просвещение, 1988. — 144 с.
- Учителю о педагогической технике / Под ред. Л. И. Рувинского. М.: Педагогика, 1987. — 160 с.
- Ушинский К.Д. Три элемента школы // Избр. пед. соч. Т.1. — М.: Учпедгиз, 1953. — 638 с.
- Ушинский К Д. Человек как предмет воспитания // Избр. пед. соч. -Т.1. М.: Учпедгиз, 1953. — 638 с.
- Федотенко И. Л. Проблемы социальной профессионально-личностной адаптации начинающего учителя. Тула: ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 1998.-50 с. у
- Филатов O.K. Информатизация современных технологий обучения в высшей школе. Ростов-на-Дону: Мираж, 1997. 213 с.
- Философский энциклопедический словарь / Под ред. A.M. Прохорова.- М.: Советская энциклопедия, 1983. — 839 с.
- Формирование социально активной личности: сущность, проблемы. Ч. 1. / Под ред. А. П. Петрова. М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1985. — 154 с.
- Фрадкин Ф.А., Богомолова Л. И. Введение в педагогическую специальность (лекции-диалоги). М.: ТЦ «Сфера», 1996. — 64 с.
- Фридман Л.М. Показатели работы школы // Советская педагогика. -1990. № 10. — С. 37−42.
- Харламов И. Ф. О педагогическом мастерстве, творчестве, новаторстве // Педагогика. 1992. — № 7−8. — С. 11−15.
- Хрестоматия по истории зарубежной педагогики / Сост. А. И. Пискунов. М.: Просвещение, 1971. — 560 с.
- Хрестоматия по истории школы и педагогики в России / Под ред. Ш. И. Ганелина. М.: Просвещение, 1974. — 568 с.
- Хрестоматия по педагогической психологии. М.: Международная пед. академия, 1995. — 416 с.
- Целостный подход к учебно-воспитательному процессу: Сборник научных трудов / Под ред. B.C. Ильина. Волгоград: ВГПИ им. A.C. Серафимовича, 1984. — 176 с.
- Шацкий С. Т. Деревенские дети и работа с ними // Избр. пед. соч. Т.2. — М.: Просвещение, 1980. — 414 с.
- Шварц И.Е. Педагогика: Курс лекций. Пермь: ПГПИ, 1968. — 281.
- Шевченко Л.Л. Практическая педагогическая этика. М.: Соборъ, 1997.-506 с.
- Шерайзина P.M. Профессиональное становление сельского учителя. -Новгород: НГУ, 1994. 203 с.
- Шигиов С.Е., Кальней В. А. Мониторинг качества образования в школе.- М.: Педагогическое общество России, 1999. 320 с.
- Шиян О.М. Аутопедагогическая компетентность учителя // Педагогика. 1999, — № 1. — С. 63−68.
- Шиянов E.H. Гуманизация педагогического образования: состояние и перспективы. М. — Ставрополь, 1991. — 206 с.
- Шиянов E.H. Теоретические основы гуманизации педагогического образования. М.: Прометей, 1991. — 31 с.
- Щербаков А.И. Психологические основы формирования личности советского учителя. Л.: Просвещение, 1967. — 268 с.
- Щукина Г. И. Роль деятельности в учебном процессе: Кн. для учителя.- М.: Просвещение, 1986. -144 с.
- Щуркова НЕ. Воспитание: новый взгляд с позиции культуры. М.: ОЦ «Педагогический поиск», 1997. — 78 с.
- Щуркова НЕ. Педагогическая технология. М.: МИПКРО, 1992. -с.88.
- Щуркова Н.Е., Питюков В. Ю., Савченко А. П., Осипова Е. А. Новые технологии воспитательного процесса. М.: Новая школа, 1993. — 112 с.
- Юдин ЭТ. Системный подход и принцип деятельности. М.: Наука, 1978.
- Юсупов В.З. Теоретические основы социально-педагогического проектирования в региональных системах образования: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. Ярославль, 1999. — 42 с.
- Яицкий Н., Игнатов Ю. и др. На довузовском уровне // Высшее образование в России. 1998. — № 4. — С. 33−37.
- Яковлев Б. Испытание временем // Высшее образование в России. -1998.-№ 4.-С. 3−4.
- Яновская М.Г. Эмоционально-ценностные технологии нравственного воспитания. Киров: ВГПУ, 1998. — 93 с.
- Green М. Existential Encounters for Teachers // Philosophic Alternatives in Education / Ed. By G. Gutek. Columbus, 1984. P. 216.
- Fontana D. Psychology for teachers. L., 1983. P. 385.
- Maslow A.H. Motivation and Personality. N.Y., 1954. — 411 p.
- Rogers C.R. The Interpersonal Relationship in the Facilitation of Learning // Educational Forum. 1976. Vol. XL. № 4. P. 435.
- Roueche J.E., Baker G.A. Profiling excellence in America’s Schools. Arlington, 1986. P. 17.
- Wheeler R., Ivanova G. Comparative Research in Adult and Continuing Education // Сравнение систем высшего образования и сравнительная педагогика: Тезисы Международной конференции-семинара. М.: Российская академия образования, 1994. — С. 68−70.