Социально-педагогические условия формирования абилитационной компетентности родителей, имеющих детей с нарушениями психофизического развития младенческого и раннего возраста
![Диссертация: Социально-педагогические условия формирования абилитационной компетентности родителей, имеющих детей с нарушениями психофизического развития младенческого и раннего возраста](https://westud.ru/work/3517132/cover.png)
Теоретико-методологической основой исследования ЯвлякУгся научные знания, базирующиеся на основополагающих подходах: антропологическом (Ф.Больнов, П. Дистреверг, Л. Фейербах и др.), феноменологическом (Э.Гуссерль, М. Мерло-Понти и др.), экзистенциальном (МБубер, Ж-KCaprp, КЯспцх й др.), синергетическом (И.Г1ригожин, и др.), диалогическом. (MivL Бахтин, П. Флоренский, Г. Г. Шпет и др.), системном… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Теоретико-методологические основания исследования феномена абилитационной компетентности родителей, имеющих детей с ~ нарушениями психофизического развития младенческого и раннего возраста
- 1. 1. Теоретические основы изучения феномена компетентности родителей контент-анализ научной литературы) Т. ТГГ
- 1. ^.Компетентность родителей: дефиниция"понятия, компонентная структура
- 1. 3. Абилитационная компетентность родителей, имеющих детей с — нарушениями психофизического развития младенческого и- раннего возраста, и социально-педагогические условия ее формирования
Глава II. исследование состояния абилитационной компетентности родителей, имеющих детей с нарушениями психофизического развития младенческого и раннего возраста на констатирующем этапе экспериментальной деятельности.
2.1 .Организация экспериментального исследования: основные направления, содержание, методы исследования.~.
2.2.Анализ результатов экспериментального исследования исходного уровня развития детей.
2.3.Анализ результатов экспериментального исследования уровня ~ абилитационной компетентности родителей, — имеющих детей с нарушениями психофизического развития младенческого и раннего возраста.
Выводы по II главе.
Глава ill. Формирование абилитационной. компетентности родителей, «имеющих детей с нарушениями психофизического развития J z младенческого и раннего возраста, в специально организованных социально-педагогических условиях.- - - ~ ~
3.1 .Теоретические основы лостроения. «Интерактивной программы формирования абилитационной компетентности родителей, имеющих детей с нарушениями психофизического развития младенческого и раннего возраста», и ее реализации в специально организованных социальнопедагогических условияхг.
3.2.Содержание экспериментальной работы по формированию абилитационной компетентности родителей в рамках реализации «Интерактивной программы формирования абшштационной-компетентности родителей, имеющих детей — с нарушениями психофизического развития младенческого и раннего возраста».
3.3.Обсуждение результатов экспериментального исследования.
Выводы по Ш главе.
Список литературы
- Авдеева Н. Н. Развитие образа себя и привязанностей у детей от рождения до 3-х лет в семье и доме ребенка/Н.НАвдеева, Н. А. Хаймовская.-М.-Смысл.-2003 .-152 с.
- Аксенова Л.И. Ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии как одно из приоритетных направлений современной специальной (коррекционной) педагогике /Л.И.Аксенова// Дефектология.- 2002.- № 3.-С.9−20.
- Аксенова Л.И. Социально-педагогические основы организации комплексной помощи семьям, имеющим детей с отклонениями в развитии: автореферат дис.канд.пед.наук: / Л. И. Аксенова. Москва, 1999.-18 с.
- Амонашвили Ш. А. Размышления о гуманной педагогике/ Ш. А. Амонашвили.- М. Педагогика.-1995.
- Ананьев Б.Г. О проблемах современного чёловекознания/ Б. Г. Ананьев.-М. Наука. — 1977. — 380 с.
- Арнаутова Е.П. В гостях у директора: Беседы с руководителем дошкольного учреждения о сотрудничестве с семьей/ Е.П. Аранутова-М.-000 «Линка-Пресс». 2004.-208 с.
- Асмолов А.Г. Психология личности /А.Г.Асмолов.- М.: Изд-во МГУ,-1990. с-351
- Багдасарьян И.С. Межличностные отношения в семье, имеющей умственно отсталого ребенка: автореферат дис. кан. псих. наук. / И. С. Багдасарьян.- Н. Новгород, Изд-во, 2000, — 18 с.
- Баенская Е.Н. Аутичный ребенок. Пути помощи/ Е. Н. Баенская, О. С. Никольская, М. М. Либлинг.- М. -Теревинф.-2000.-335 с.
- Ю.Басилова Т. А. Воспитание в семье ребенка раннего возраста со сложным сенсорным или множественными нарушениями/Т. А. Басилова// Дефектология.-1996.-33.-с.47−55.
- Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества/ М. М. Бахтин. М., 1979. — С. 336.
- БёЯ0П0ЛЬская HJI. Некоторые вопросы псйхолого-педагогйчеекого консультирования семей, имеющих детей с отклонениями в интеллектуальном развитии/ Белопольская Н. Л.//Дефектология,-1984,-№ 5,-С.15−18
- Бельтюков В. И Системный процесс саморазвития живой природы/ В. И. Бельтюков. М.: Спб.: НОУ «Союз». — 2003.-255 с.
- М.Бердяев НА, Самопознание/ НА. Бердяев, М., Международные отношения. 1990.
- Берталанфи Л.Ф. Общая теория систем: критический обзор.//Исследования по общей теории систем. -М. 1969.
- Бёрьесон Б. Диалог с «К. Книга об идентичности/ Б. Берьесон.- Санкт-Петербургский Институт раннего вмешательства, 2003.-192 С.
- Бестужев-Лада И. В, Идеальные представления о системе народного образования/ И. В. Бестужев Лада // Педагогика, 1998, № 6.
- Биосоциальная природа материнства и раннего детства// Батуев А. С., Безрукова О. Н., Кощавцев А. Г. и др. /Под редакцией А. С. Батуева. — Спб.: Изд-во С.- Петерб. Ун-та, 2007.-374 с.
- Б0гдан0 В А. А. Тектология: Всеобщая Организационная наука/ А. А. Богданов. — М. Финансы.- 2003.- 496 с.
- Богданова Т.Г. Влияние внутрисемейных отношений на развитие личности глухих младших школьников/Т.Г.Богданова, И.В. Мазурова//Дефектология/1998.-№ 2
- Бондаревская Е.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания /Е.В.Бондаревская, С. В. Кульнёвич. Москва-Ростов-н/Д: Творческий центр „Учитель“. 1999,
- Боулби Д. Создание и разрушение эмоциональных связей/Пер.с англ. В.В. Старовойтова-2-е изд.-М.- Академический Проект.-2004.-232 с.
- Б рак У. Ранняя диагностика и коррекция./Удо Б.Брак. Академия.-2007.-T.2.-C.217.
- Бронфеыбреннер У. Два мира детства: Дети в США и СССР. Пер. с англ. М.:Прогресс. — 1976.
- Брутман В.И. Формирование привязанности матери к ребенку в период беременности /В.И. Брутман // Вопросы психологии. -1997, — № 6.-е.
- Бубер М. Два образа веры/ М.Бубер. М.: ACT.- 1999.- 592 с.
- Бурдье П. Социальное пространство и символ. П. Бурдье. Электронный ресурс. Режим доступа: http:/sochet.narod.ru/library/autors/Ilyin/hrest/burde.htm
- Ватцлавик П. Конструктивизм и психотерапия/П.Ватцлавик// Вопросы психологии. -2001. № 5.-с.10Ы 13.
- Вахромов Е.Е. Концепция самоактуализации в решении задач Федеральной целевой программы развития образования на 12 006-Юг.п/Психологические проблемы смысла жизни и акме.- Материалы XI симпозиума. Под ред. Г. А. Вайзер, Е. Е. Вахромова — 2006.-С.65−68
- Винникотт Д.В. Семья и развитие личности. Мать и -дитя./ Д.ВЗинникотт. — Екатеринбург: Изд-во „Литур“.-2004.- 400 с.
- Вицшевский B.JI. Некоторые аспекты медико-педагогической работы с родителями больных с ДЦП/ ВЛ. Вишневский, Б. А. Воскресенский. Вопросы клинической психиатрии. Тезисы докладов. Кемерово.-1985
- Выготский Л.С. История развития высших психических функций /Л.С.Выготский.- Собр. соч. Т. 3. М.: Педагогика, 1983 — с. 144.
- Выготский JI.C. Основы дефектологии/Л.С.Выготский. Москва: Педагогика, 1983. — с.62.
- Выготский Л.С. Педагогическая псйхология/Л.С.ВыготсШй. М.-1991, — с, 82.
- Герасименко О.А. Особый ребенок: исследования и опыт помощи/ О. А. Герасименко, Р. П. Дименштейн. — М. 2000. — 121 с.
- Гингер С. Гештальт-терапия контакта/С.Гингер, А.Гингер. Спб, Спецлит.- 2001.- с.ЗЗ.
- Городская программа „Московская семья компетентные родители“. Серия „Инструктивно-методическое обеспечение содержания образования в Москве“. — М.: центр „Школьная Книга“.-2007. — 32 с.
- Гребенников И.В. Воспитательный климат семьи/И.В. Гребенников. М.- 1975.-204 с.
- Гузеев В.В. Методы и организационные формы обучения /В.В. Гузеев — Мл Народное образование, -2001» 97 стр.
- Гузеев Г. Г. Эффективность генетического консультирования Москва/Г.Г. Гузеев. -2005.- 240 с.
- Гуссерль Э. Основные проблемы феноменологии/Э Гуссерль. Д.Н. Разеев/ пер. с нем. А. А. Анипко. Изд-во Спб Ун-та.-2004.-367 с.
- Даирова Р.А. Особенности образа тела у ребенка с психосоматическим заболеванием в контексте его внутрисемейных отношений/Р.А. Даирова, О.В.Залесская//Семейная психология и семейная терапия.-2004.-№ 4.
- Дементьева Н.Ф. Роль семьи в воспитании и обучении детей с особыми нуждами/ Н. Ф. Дементьева. М., -1996.
- Ильин Г. Л. Проектное образование личности/ Г. Л. Ильин.-М. с.50
- Каптерев П.Ф. Детская и педагогическая психология. -М.:МПСИ- Воронеж: Изд-во НПО «Модэк».-1999.-336 с. 5 5. Кащенко В .П. Педагогическая коррекция: Исправление недостатков характера у детей и подростков/В.П. Кащенко.- М.:Прсвещенеи.-1994.-223 с.
- Кон И. С. Этнография родительства /И.С. Кон// Ребенок и общество. -М.- Наука, 1988. 270 с.
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.—ML, 2002,61 .Крайг Г. Психология развития/ Г. Крайг. Серия Мастера психологии -СПб.: «Питер».-2000.-992с.
- Краузе М.П. Дети с нарушениями развития: психологическая помощь родителям/ М. П. Краузе. М.:Издательский центр «Академия"-2006.-208 с.
- Кулагина Е.В. Адаптация семей с детьми-инвалидами к современным экономическим условиям: автореф. дисс. канд.эк. наук. М., 2004.
- Куликова Т. А, Семейная педагогика и домашнее воспитание/ Т-А. Куликова. М.: Академия.- 1999.- с. 232.
- Лазуренко С.Б. Педагогические технологии в системе комплексной реабилитации недоношенных детей/ С. Б. Лазуренко, О. Б, Половинкина//Дефектология.-2003.-34.- с.53−56.
- Лисина М.И. Проблема онтогенеза общения/М.И. Дисина.-М.-1986.-159 с.
- Лубовский В.И. Психологические проблемы аномального развития детей.-М.- 1989.
- Майрамян Р.Ф. Семья и умственно отсталый ребенок: автореф.канд.мед.наук/Р.Ф.Майрамян.-М.-197б.-24 с.
- Мамайчук И.И. Психолого-педагогическая помощь семье/
- И.И- Мамайчук, Л. А. Киреева. Л.:3нание.~1986.-117 с.
- Мануйлов Ю.С. Средовой подход в воспитании ДО.С. Мануйлов//Педагогика.-2000.-№ 7.-с.36−41.
- Маслоу А. Экзистенциоыальыая психология./А, Маслоу, Р. Мэй, К. Роджерс и др. Изд.: Инициатива, Общегуманитарных исследований институт.-2005.-160 с.
- Масткжова Е.М. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии/Е.М.Мастюкова, А. Г. Московкина. -~М.: Владос.- 2004, — 408 с.
- Матурана У. Древо познания/ У. Матурана, Ф. Варела М.: Прогресс -Традиция,-2001, — 224 G.
- Мерло Понти М. Феноменология восприятия/ М. Мерло — Понти. Спб.: Наука.-1999.- 608 с.
- Мишина Г. А. Пути формирования сотрудничества родителей с детьми раннего возраста с отклонениями в развитии: автореф. дисс. канд.пед. наук. /Г.А.Мишина-- М., 1998.
- Морозова ЕЛ, Новые подходы к организации помощи семьям, воспитывающим проблемных детей раннего возраста /Е.Н. Морозова//Дефектология.-1999.-№ 3
- Мухамедрахимов Р.Ж. Мать и младенец, психологическое взаимодействие/ Р. Ж. Мухамедрахимов. Изд-во С.-Петербургского университета, — 1999.- 288 с.
- Огурцов. В.П. Педагогическая антропология: поиски и перспективы/ В Л. Огурцов // Человек.-2002 № 1.-с.71−87.
- Пальмов О.И. Психическое развитие детей с синдромом Дауна в процессе раннего вмешательства: дис.. канд. психол. наук* 19,00.04 СПб., 2006
- Папушек X., Папушек М., Солоед К. Значение невербального общения в младенческом возрасте для психического развития/ X. Папушек, М. «Папушек, К. Солоед //Журнал практической психологии и психоанализа. 2000.- № 3, — с.65−72.
- Петровский А.В. Всегда ли правы родители? Психология воспитаний А.В. Петровский, В. А. Петровский. -М.: Астрель.-2003.-с.399
- Петряевская Л.Г. Образование родителей и школа/Л.Г. Петряевская,-Изд «Владос».-2000.-120 с.
- Половинкина О.Б. Психолого-педагогическая работа дефектолога с родителями в отделении по выхаживанию и реабилитации маловесных детей/ О.Б. Половинкина//Дефектология.- 2003.-№ 2.- С. 35−39.
- Разенкова Ю.А. Игры с детьми младенческого возраста/ Ю. А. Разенкова.-М.: Школьная пресса.-2000.- 156 с, 92, Рассуждения о счастливой и достойной жизни/ Сост. И. Л. Зеленкова.-Минск.-Харвест.-1999.- 608 с.
- Рубинштейн С. JI. Проблемы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. -М., 1973.-С. 295.
- Рыскина В Л. Групповые модели работы с родителями/ВЛРыскина,
- A.В. Осиев/ Материалы Конгресса по детской психиатрии^ Москва, 2528 сентября 2001 г. Москва: РОСИНЭКС, 2001. С. 82−83.
- Рябов В.Б. Субъектный подход и проблема измерения в психологии/
- B.Б.Рябов Электронный ресурс. Режим доступа: http://vsrww.matlab.mgppu.ru/book/0058.htm
- Саралиева ЗХ Социально-психологическая субъектность и компетентность семьи / З. Х. Саралиева // Вестник ННГУ. Серия Социальные науки. Вып. 1 (2). ННГУ.- 2002.- С. 179−189-
- Селигман М. Обычные семьи, особые дети. Системный подход к помощи детям с нарушениями развития/ М. Селигман,~Р.Б.Дарлинг.-М.: Теревинф -2007.- 368 с.
- Семаго М.М. Консультирование семьи «проблемного'1 ребенка: (Психокоррекционные аспекты работы психолога-консультанта) / М.М. Семаго// Семейная психология и семейная терапия. 1998. — N 1. — С. 32−46.
- Сластенин В.А. Педагогика/В.А. Сластенин. М.: Академия, — 2003.-151 с.
- Смирнова Е.Р. Семья нетипичного ребенка: социокультурные аспекты / Е. Р. Смирнова. Саратов: Изд-во Рос. учеб. центра: Изд-во Сарат. ун-та.- 1996.
- Смолева Т.О. Феномен неуверенности ребенка и акцентуации матери/Т.О.Смолева.- Иркутский гос.пед.ун-т.-М.:Штыкова.-2001.-92 с.
- Стратегия модернизации содержания общего образования. Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. — М.-Национальный фонд подготовки кадров.- 2001.
- СтребелеваЕ. А. Ранняя коррекционно-педагогическая помощь детям с ограниченными возможностями здоровья /Е.А.Стребелева// Дефектология. 2003. — Кг 3, — С, 39−42.
- Ткачева В.В. Система психологической помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии: дис. доктора псих, наук: 19.00.10, — М, -2006. 422 с.
- Фрейре П. Педагогика угнетенных /П.Фрейре Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.avtonom-irk.mahost.org/bibl.htm
- Филиппова Г. Г. Психология материнства/Г.Г.Филиппова. М. — Изд-во Ин-та Психотерапии.- 2002. — 240 с.
- Ю7.ФирсовМ.В. Психология социальной работы: Содержание и методы психосоциальной практики /М.В.Фирсов, Б. Ю. Шапиро. М.: Издательский центр «Академия», 2-е изд., стер., 2005 е.-192 с.
- Флоренский П. А. У водоразделов мысли/П.А.Флоренский,-Новосибиоск.- 1991.- С. 167. д
- Фюр Г. «Запрещенное горе"/ Г. Фюр. Мн.: Минсктиппроект.-2003.-64 С.
- Хорош С.М. Влияние позиций родителей на раннее развитие ребенка/ С.М. Хорош// Дефектология.-1991.- № 3.-с.88−93.
- Ш. Хуторской А. В. Компетенции в образовании: опыт проектирования: сб.науч.тр./под ред. А. В. Хуторского. М.: Научно-внедренческое предприятие «Инэк».-2007.-327 с.
- П2.Цоколов С. А. Конструктивистский дискурс как философско-методологическая основа изучения когнитивных функций головного мозга/С.А. Цоколов // Сознание и физическая реальность, 2000, т.5, № 6, стр, 2−17,
- Черняева Т.И. Социальная реабилитация «нетипичных» детей/ Т. И. Черняева // Социологические исследования. -2005.- № 6.-С. 85−94.114,Швейцер А. Благоговение перед жизнью/ А.Швейцер.- М.: Прогресс,-1992, -576 С.
- Шерешевский A.M. Идеи семейной психотерапии в истории отечественной психиатрии/А .Н.Шерешевский//Семейная психотерапия при нервных и психических заболеваниях /под. ред. В. К. Мягер, Р. А. Зачепицкого.-JL-1978.-е. 142−146.
- Шипицына JI.M. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта/Л.М.Шипицьша. — Спб.: «Дидактика Плюс».- 2002.- 496с.
- Шпек О. Люди с умственной отсталостью. Обучение й воспитание/О. Шпек.- М.: Академия.- 2003.- 428 с,
- ШпетГ.Г. Философские этюды/Г.Г. Шпет. М.- 1994. -С. 105.
- Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности.- М.: Наука.-1978.-391 с.
- Юртайкин В.В. Семья и ребенок с «особыми нуждами»/В.В. Юртайкин, О.Г. Комарова/ЯИкола здоровья.-1996.-№ 1
- ЯрскаяВ.Н. Концепция развития человеческих ресурсов: социальное образование и социальный сервис/ В. Н. Ярская //Социальные проблемы развития человеческих ресурсов. Саратов, 1997
- Ярская-Смирнова Е. Р. Когда в семье ребенок-инвалид/ Е.Р. Смирнова-Ярская// Социологические исследования. № 1.-1997.- С. 8390.
- Ярская-Смирнова Е. Р. Социокультурный анализ нетипичности/ Е.Р. Смирнова-Ярская. —Саратов: Сарат. гос. техн. ун-т, — 1997.
- Ярская-Смирнова Е. Р. Спациальное и темпоральное измерение нетипичности/ Е.Р.Смирнова-Ярская //Пространство и время в современной еоциологичеекой теории под ред. Качанова Ю. Л. -Москва: Изд-во «Институт социологии РАН»: С.128−145.
- Bode Н. Die Bedeutung der Eltern fur erne erfolgreiche Fruhforderung. //Fruhforderung interdisziplmar.-2002.-32.- S.88−95
- Bruder M.B. Everyday family and community life and children’s naturally occurring learning opportunities/ C.J.Dunst, D. Hamby, C. M. Trivette, M.B. Bruder // Journal of Early Intervention-2000.-Nb2J, 151−164.
- Chalk R. Committee on the Assessment of Family Violence Interventions Board on Children, Youth, and Families./R. Chalk// National Academy Press, Washington, D.C. 1998.-219 p.
- Gavidia-Payne S. Family predictors of maternal and paternal involvement in programs for young children with disabilities./S.Gavidia-Payne Z. Stoneman//Child Development, 1997.-v.68.-n4.-p. 701−717.
- Guralnick M. The developmental Systems Approach to early intervention/ M.J. Guralnick. Publishing Co, ink. 2005.-674 p.
- Hamner. T. Parenting in contemporary society. Needham Heights/ T. J. TIamner, P. H.Turner. «Fourth Edition. «Needham Heights, MA: Allyn & Bacon-Boston. 2001.
- Hintermair M. Das Koharenzgefuhl von Eltern starken eine psychologische Aufgabe in der padagogischen Fruhfordemng. // Fruhforderung Interdisziplinar. 22/2003, s. 61−70.
- Huber H.D. Visuelle Netze. Wissenraume in der Kunst/ H. Di. Huber, B. Lockemann, M. Scheibel// Ostfildem-Ruit- HatjeCantz Verlag 2004, S. 3138.
- Johnston C. A Measure of Parenting Satisfaction and Efficacy/ C. Johnston, E.J.Maeh //Journal of Clinieal Child Psychology. 1989. Vol.18, No.2. p.167−175.
- Seifert M. Zur Rolle der Familieim Kontext von Autonomie und Abhangigkeit geistig behinderter MenscherL J J Geistige Behinderung, 2001.-№ 3.- s. 247−261.
- Theunissen G. Kompetente Eltern. Vergessen in der Professionalitat der JBehindertenarbeit?/G.Theunissen, Ъ. Garfipp/ZBehinderte in Famllie, Schule und Gesellschaft.-1999.-4/5.- s. 53−66.
- Tomison A.M. Valuing Parent Education: a Cornerstone of Child Abuse Prevention/ A.M. Tomison// Issues in Child Abuse Prevention. -№ 10.-1998-.p.1−19.
- Weis H. Die Bedeutung der Eltern iur eine erfolgreiche Friihftjrderung/H.Weis, D. McDermot, H.Bode.//Fruhforderung interdisziplinMr 2002 № 2. -S.88−95
- Weifi H. Alter-Werden mit behinderten Angehorigen. Einleitende Thesen zu einer gleichnamigen Arbeitsgruppe. «Familien mit behinderten Angehorigen». / H. WeiB//Lebenshilfe Verlag.- 2002. S. 167−177.
- WeiB H. Eltern stark machenj Eltern und Therapeuten/innen — ein Verhaltnis, das in Spannung halt //Geistige Behinderung. 3/2001 S. 210−222
- Werkele C. Prevention of child physical abuse and neglect: promising new directions/ C, Werkele, D. A, Wolfe//Clin!cal Psychology Review-1993,-vol. 13.- pp. 501—540.
- Ziemen К. Die Situation von Eltern behinderter {Cinder unter Beriicksichtigung der Kompetcnzen/ K. Ziemen K.//Die neue Sonderschuie-2002.-ЛМ, — S. 277−290.