Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Методические основы преподавания предмета «Технология» в начальной школе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Изменения, происходящие в обществе, быстрое развитие науки и внедрение новых технологий выдвигают новые требования к технологической подготовке учащихся начальной школы. Младшие школьники должны усвоить основы знаний и умений не только по элементам обработки различных материалов и материаловедению, но и по организации творческой проектной деятельности, культуре дома, электротехническим работам… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Методические основы преподавания «Технологии» в начальной школе
    • 1. 1. Психолого-педагогические особенности учащихся начальной школы
    • 12. Становление и развитие методики трудового обучения в начальной школе
      • 1. 3. Методические особенности реализации программ курса «Трудовое обучение» и программы «Технология» в начальной школе
      • 1. 4. Методика преподавания технологии обработки материалов
      • 1. 5. Методика преподавания -элементов электротехники в начальной школе
      • 1. 6. Методика преподавания модуля «Культура поведения на дороге», входящего в раздел «Культура дома»
      • 1. 7. Методика преподавания элементов графики
  • Глава 2. Методические основы выполнения проектов в образовательной области «Технология» в начальной школе
    • 2. 1. Содержание и история проектного метода
    • 2. 2. Подготовка к выполнению проектов в начальной школе
    • 2. 3. Методика выполнения проектов в начальной школе
    • 2. 4. Особенности реал и гации метода проектов в каждом из классов начальной школы
  • Глава 3. Экспериментальная проверка ратрабокшпой меюдикн преподавания «Технологии» в начальной школе
    • 3. 1. Результаты жеперименIальмой проверки ра$раГ>01ан1п>й методики преподавания ряда разделов и их анализ
    • 3. 2. Результаты жеперименIальмой проверки методики выполнения проектов в начальной школе и их анализ

Методические основы преподавания предмета «Технология» в начальной школе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Важнейшей целью системы школьного образования является подготовка учащихся, способных самостоятельно и активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться в изменяющихся условиях постиндустриального общества. Для полноценной реализации данной цели необходимо осуществление технологической подготовки учащихся, начиная с начальной школы. Методически соответствующее данной цели изучение образовательной области «Технология» на начальном этапе обучения, в 1 — 4 классах, является необходимым условием получения младшим школьником начального общего образования.

Методика определяется как отрасль педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели и задачи учебного курса, его содержание, принципы осуществления, формы и методы проведения учебно-воспитательной работы с учащимися.

Изменения, происходящие в обществе, быстрое развитие науки и внедрение новых технологий выдвигают новые требования к технологической подготовке учащихся начальной школы. Младшие школьники должны усвоить основы знаний и умений не только по элементам обработки различных материалов и материаловедению, но и по организации творческой проектной деятельности, культуре дома, электротехническим работам. Для осуществления технологической подготовки младших школьников в базисный учебный план введена образовательная область «Технология», в соответствие с целями и задачами которой необходимо разработать методику преподавания технологии в начальной школе.

Важность и значимость трудовой подготовки и подходы к ее преподаванию рассматривались такими классиками педагогической науки, как Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинский (38, 80, 114, 115, 116).

Позднее собственно разработкой методических вариантов осуществления трудовой подготовки младших школьников занимались, за рубежом Дж.Дьюи.

25), Г. Кершенштейнер (33). Р. Штейнер (77) и др., в нашей стране ученые и педагоги П. П. Блонский (5). Шацкий СТ. (124, 125), Л.II.Волконский (77), С. М. Ривес (92), М. Н. Шульман (92), В. А. Сухомлинский (105, 106) и другие. Особый вклад в решение вышеуказанной проблемы внесли П. И. Христианович (121), разработавший школьную программу трудовых занятий детей начиная с девятилетнего возраста, а также К. Ю. Цируль (41), методически обосновавший введение в общеобразовательной школе нового для своего времени предмета «Ручной труд». Вместе со своими единомышленниками Н. П. Столпянским, Н. В. Касаткиным, Д. И. Загребиным (41) и другими при отборе ремесел для построения курса обучения в качестве критериев он рассматривал в частности: соответствие возрасту и силам детей и возможность методически обоснованною построения курса.

В советское и постсоветское время общие вопросы методики трудового обучения рассматривали П. Р. Атутов (2), С. Я. Батышев (3), В. М. Казакевич (30), В. А. Кальней (31), А. С. Лында (54), В. А. Поляков (30), В. Д. Симоненко (97, 98, 108), Ю. С. Столяров (104), Д. А. Тхоржевский (60, 61), Ю. Л. Хотунцев (118, 119) и другие ученые.

Разработкой методики трудового обучения в начальной школе в последние десятилетия занимались: А. М. Гукасова (19, 20, 21), Н. МКонышева (39), В. П. Кузнецов (47), И. Г. Майорова (112), В. Г .Машинистов (58, 59), В. И. Романина (83), Я. А. Рожнев (47), А. Е. Стахурский (103), Б. В. Тарасов (103), Н. Е. Цейтлин (4, 122) и другие. В работах данных ученых были определены цели, задачи, содержание, формы, методы и средства трудового обучения в начальной школе, однако разработанные методики не соответствуют требованиям, предъявляемым новой образовательной областью «Технология» к технологической подготовке учащихся начальной школы.

Введение

образовательной области «Технология» в учебный план начальной школы обусловило необходимость разработки методики преподавания технологии в начальной школе. Существующие разработки частных вопросов данной методики /Б.Н.Трегубенко (110), Н. В. Матяш (28).

М.В Хохлова (28), В. Б. Костина (40), Л. Ю. Огерчук (67, 68)/ не позволяют полностью решить поставленную проблему.

Таким образом, нами было выявлено противоречие между необходимостью и важностью осуществления технологической подготовки младших школьников и отсутствием полностью разработанной методики преподавания образовательной области «Технология» в начальной школе, что определило содержание и тему настоящего исследования: «Методические основы преподавания технологии в начальной школе».

Объект исследования процесс преподавания технологии в начальной школе.

Предмет исследования — методические условия успешного преподавания технологии в начальной школе.

Цель исследования — разработка научно-обоснованных основ методики обучения младших школьников предмету «Технология».

Гипотеза исследования — методика преподавания образовательной области «Технология» в начальной школе обеспечит получение младшими школьниками начального технологического образования, если данная методика: будет соответствовать содержанию образовательной области «Технология» и обеспечит освещение всех разделов, предусмотренных в программе по технологииобеспечит активное и осознанное усвоение школьниками технологических знаний, умений и навыковбудет предусматривать использование в процессе обучения метода проектов.

Задачи исследования:

1. Определить характерные особенности преподавания образовательной области «Технология» в начальной школе.

2. Разработать методику преподавания некоторых разделов «Технологии» в начальной школе.

3. Определить методику выполнения проектов в начальной школе.

4. Экспериментально проверить эффективность разработанных методик.

Теоретико-методологическую основу составляют:

Концепция метода проектов (Дж. Дьюи., У.Кильпатрик.) — концепция формирования технологической культуры школьников (Хогунцев ЮЛ., Симоненко В.Д.), концептуальные основы образовательной области «Технология» (Атутов П Р., Кальней В. А., Симоненко В. Д., Хотунцев Ю.Л.) — концепция развития творчества учащихся посредством целенаправленного обучения (Выготский Л.С., Давыдов В В., Эльконин Д. Б).концептуальные основы развивающего обучения (Выготский Л. С, Давыдов В. В).

Исследование проводилось в три этапа.

На первом этапе (1995;1998 гг.) производился теоретический анализ психолого-педагогической, методической и технической литературы, касающейся проблемы исследования. Рассматривался опыт работы учителей трудового обучения в начальной школе. Разрабатывались общие подходы к преподаванию образовательной области «Технология» в 1-х — 4-х классах. Определялись цели и задачи исследования, а также методы их реализации. Был начат педагогический эксперимент.

На втором этапе (1998;1999г. г.) осуществлялась опытно-экспериментальная работа в начальных классах, определялись требования к построению методики обучения, разрабатывалась учебная программа курса, рассматривались педагогические возможности реализации метода проектов в начальной школе.

На третьем этапе (1999;2001г.г.) была разработана методика преподавания некоторых разделов технологии в начальной школе, с учётом промежуточных результатов педагогического эксперимента, производилась статистическая обработка результатов эксперимента, формулировка выводов и оформление диссертации.

Научная новизна исследования состоит: в установлении невозможности прямого перенесения методик преподавания трудового обучения на преподавание образовательной области «Технология» в начальной школев установлении особенностей применения метода проектов и выполнения проектов в начальной школев разработке методики, необходимой для педагогически эффективного преподавания технологии в начальной школе. Практическая значимость исследования состоит в том, что разработана методика преподавания уроков технологии в начальной школе по следующим разделам: «Обработка материалов и элементы техники" — «Элементы электротехники" — «Проект», а также методика преподавания модуля «Культура поведения на дороге», входящего в раздел «Культура дома" — разработаны диагностические тесты для определения уровня обученности учащихся начальной школы, изучающих предмет «Технология" — разработана методика реализации метода проектов во 2~', гч — 4» ыч классах — разработаны дидактические материалы для проведения уроков технологии в начальной школеразработана учебная программа начального технологического образования «Технология 1−4». На защиту выносятся: обоснование необходимости применения для преподавания образовательной области «Технология» в начальной школе методики, отличной от методики преподавания трудового обучениятребования к созданию методики преподавания технологии в начальной школеметодика обучения младших школьников некоторым разделам образовательной области «Технология" — методика применения метода проектов при обучении младших школьников в образовательной области «Технология" — дидактические материалы для уроков технологии в начальной школе Достоверность и обоснованность полученных результатов исследования обеспечены эффективным выбором методов исследования, соответствующих поставленным задачам, положительными результатами апробации и экспериментальной проверки разработанной методики в течение шести лет, осуществляемой в школе № 1000 г. Москвы в 1 — 4 классах, в ходе которой было охвачено 8 учителей начальной школы и 690 школьников данной школы. Разработанная методика внедрена в процесс преподавания образовательной области «Технология» в 1−4» 4 классах школы № 1000 г. Москвы. Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты исследования докладывались, обсуждались и получили одобрение во время выступлений на следующих конференциях и научно-практических семинарах:

— на IV международной научно-практической конференции «Роль и место образовательной области „Технология“ в системе общего среднего образования», г. Брянск, апрель 1998 г,.

— на научнопрактическом семинаре «Опыт работы по методу проектов в школах г. Москвы», г. Москва, ноябрь 1998 г. на V международной конференции «Проблемы формирования технологической культуры и социально — трудовая адаптация школьников» г. Москва, февраль, 1999 г,.

— на VI Международной конференции по проблемам технологического образования школьников «Технология 2000: Теория и практика преподавания технологии в школе», г. Самара, май 2000 г.

— на семинаре членов городской экспериментальной площадки «Развитие технологической и проектной культуры учащихся в рамках личностно-ориентированного обучения» г. Москва, март, 2001 г.

— на научно-практической конференции «Образовательные технологии в современной школе» (из опыта работы молодых учителей образовательных учреждений г. Москвы), г. Москва, апрель, 2001 г.

1. Методические основы преподавания «Технологии» в начальной школе.

1.1 Псыхолого-недагогнческие особенности учащихся начальной школы.

Младший школьный возраст имеет ряд особенностей, которые необходимо учитывать мри обучении детей предмету «Технология». В настоящий момент общепризнанным в педагогической психологии считается тог факт, что учебная деятельность является ведущей в младшем школьном возрасте (12) Учитывая данное обстоятельство, следует разрабатывать методику обучения таким образом, чтобы в период, когда учебная деятельность наиболее интенсивно формируется и является ведущей, методика формировала бы у учащихся представления об основных видах учебной деятельности (в том числе и об учебном проектировании), и показывала бы школьникам творческий характер этой деятельности, а кроме того, носила бы для них развивающий характер.

Психолог о-педагогическим и исследованиями доказано, что учащийся начальной школы способен осваивать научные знания (126). Преподавание «Технологии» требует освоения школьниками научных знаний на первоначальном уровне. Важно так же, чтобы усвоение данных знаний носило для учащихся «жизненный смысл"(12).

На основе учебной деятельности у учащихся начальной школы возникает теоретическое сознание и мышление, происходит развитие таких способностей, как рефлексия, анализ, мысленное планирование (87). Руководствуясь данными положениями, мы разрабатывали методические основы преподавания предмета «Технология» таким образом, чтобы осуществлялось сочетание практической и теоретической деятельности учащихся.

Эмоциональная включенность является одной из особенностей учебной деятельности младшего школьника. Поэтому крайне важно создавать для него эмоционально-комфортные условия обучения, придавать урокам положительнуюэмоциональную окраску.

Чтобы предметно-практическая деятельность учащихся носила развивающий характер необходимо, чтобы она осуществлялась в соответствии е замыслом учащеюся и чтобы он в ходе её выполнения вынужден был прибегать к мыслительным операциям и эмоциональной оценке осуществляемого (39).

Учебная деятельность школьника на уроках состоит из репродуктивной и творческой. Развитию учащегося в наибольшей степени способствует творческая деятельность, в которой смыслом является сам ее предмет. Необходимо стремиться к созданию методики, в которой преобладающее место занимает именно творческая деятельность учащегося. В то же время, при переходе от воспроизводящей (репродуктивной) деятельности к творческой учащиеся могут осуществлять «обобщенное подражание» (126), которое выражается в самостоятельном применении известных ребенку знаний, способов в незнакомых сизуациях.

Для творческого развития учащихся необходимо применять в обучении индивидуальный подход. В виду специфики учебной деятельности на уроках «Технологии» индивидуальный подход должен опираться и на психологические особенности и отличия мальчиков и девочек. Так, девочки в пространственном восприятии, в восприятии цвета и различии его оттенков превосходят мальчиков, но уступают мальчикам в восприятии времени. Мальчики менее аккуратны в работе и более решительны в действиях, чем девочки. Девочки обычно более эмоциональны, более исполнительны и дисциплинированы. Мальчики отличаются более широким кругом интересов. В том случае если девочки не уверены в том, что следует делать, то они будут ждать разъяснений, а мальчики сначала попытаются самостоятельно найти решение. Младшие школьники вообще болезненно реагируют на порицание и плохие оценки, но особенно это относится к девочкам.

Необходимо учитывать, чго для сохранения психического здоровья школьника на уроках «Технологии» умственная и физическая нагрузка должны соответствовать возрастным особенностям учащегося Чтобы создать для учащегося комфортную обстановку в классе, в том числе и психологически комфортную, требуются специальные рабочие столы, соответствующие росту учащихся, а так же стулья и инструменты, обеспечивающие симметричное распределение нагрузки во время работы (47). Следует так же соблюдать установленные нормы по температурному режиму и освещенности помещения мастерской.

Связано с психическим развитием ребёнка и формирование такого качества личности, как трудолюбие. Чтобы у учащихся складывалось положительное отношение к труду, практическая деятельность должна носить положительную эмоциональную окраску, а выполненное изделие приносить учащемуся моральное удовлетворение. Чтобы учащийся мог теоретические знания соединять с практическими действиями, необходимо строить обучение с применением современных прогрессивных педагогических технологий.

Психолого-педагогическими исследованиями доказано, что творческое начало присуще каждому учащемуся (64−79−90). Для развития творческой активности младших школьников целесообразно использовать метод проектов. Деятельность учащегося при этом методе будет носить характер учебного проектирования, и как всякая творческая деятельность, она будет состоять из ряда компонентов, которым, на наш взгляд, в наибольшей степени будут соответствовать следующие этапы выполнения проектов: поисково-исследовательскийтехнологическийзаключительный.

Выводы по третьей главе.

В ходе педагогического эксперимента было разработано 32 геста и 33 практических работы. При проведении эксперимента данные тесты и практические работы применялись к контрольным и экспериментальным классам, всего было проанализировано 1625 работ.

Обобщённые результаты педагогического эксперимента по разделам программы могут быть представлены в виде столбчатой диаграммы. (Диаграмма 15). Показывающей результаты обученности школьников по состоянию на конец года в каждой из параллелей начальной школы.

100% 90% 80% 7СУЧ. 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0% экспериментльный класс? контрольный класс экспериментльный | 4% класс начальн ый ! 1 класс | 2 класс 3 класс ¦ 4 класс уровень | |.

27% - 47% - 69% ' 93% контрольный класс I.

4%.

20%.

36% ! 50%.

65%.

Диаграмма ?5.

Данная диаграмма наглядно показывает, что во всех экспериментальных классах начальной школы, обучающихся с применением разработанной в данном исследовании методикой, уровень усвоения технологических знаний и умений выше, чем в контрольных. При общем возрастании данного уровня от младшего класса к старшему, как в экспериментальных, так и в контрольных классах, наибольшей интенсивностью данный рост отмечен в экспериментальных классах.

Результаты проведённого педагогическою эксперимента по разделу «Проект», демонстрирует объёмная диаграмма (Диаграмма 16).

Результаты педагогического эксперимента показывающие уровени выполненных проектов уровень проекта, для начальной школы низкий О средний ¦ высокий.

100%. ж л ^Н.

70% ^^^В.

60% j ^^^^ ^^^Н.

М:АЁ-: J средний высокий низкии |.

2 класс 15% 71% 14%.

3 класс 9% 44% 53%.

4 класс.

2% 5% 93%.

Диаграмма 16.

Приведённые на диа грамме данные о уровне выполненных проектов, показывают, что в экспериментальных классах постоянно возрастает уровень выполняемых проектов, и к окончанию начальной школы достигает практически максимально возможной процентной отметки.

Экспериментально установлено и положительное отношение абсолютного большинства учащихся к проектной деятельности /97% из учащихся начальной школы выполняют проекты охотно, добросовестно и по собственному желанию/.

Результаты проведённого педагогического эксперимента дают возможность утверждать, что разработанная нами методика позволяет существенно повысить уровень технологической подготовки учащихся начальной школы, и предусматривая выполнение проектов, начиная со второго класса, способствует развитию творческой активности учащихся, что подтверждается высоким уровнем, достигаемым при выполнении проектов абсолютным большинством /93%/ выпускников начальной школы.

207 Заключение.

Результаты данной работы позволяют сделать вывод о важности и своевременности разработки методики преподавания образовательной области «Технология» в начальной школе и показывают перспективы дальнейших разработок в данном направлении. Актуальность проведенного исследования заключается в определении невозможности прямого перенесения методик преподавания трудового обучения для преподавания «Технологии». Таким образом введение образовательной области «Технология» в учебный план начальной школы обусловило необходимость разработки методики преподавания технологии в начальной школе.

Преподавание образовательной области «Технология» в начальной школе имеет ряд особенностей" заключающихся не только в методах обучения, задачах и целях, но и в роли учителя при реализации программ. «Технология» смогла значительно скорректировать и расширить задачи предмета трудовое обучение с учетом возможностей современных педагогических технологий. Для решения существовавших задач и выполнения вновь возникших потребовалось введение значительно обновлённого предмета. Таким школьным общеобразовательным предметом и стала «Технология». В современном понимании урок технологии это не только процесс репродуктивной деятельности, в ходе которой дети выполняют трудовые действия и воспроизводят предлагаемый учителем объект труда, но и урок, направленный на формирование умений планировать свою деятельность, на осознанное восприятие школьником учебной информации, конечным результатом которого является творческое использование каждым ребенком багажа полученных знаний и умений при разработке и изготовлении объектов труда" а так же при выполнении проектов.

В соответствии с целями и задачами образовательной области «Технология» разработана методика преподавания следующих разделов программы: «Обработка материалов и элементы техники" — «Культура дома»;

Элементы электротехники", а также интегрированного с другими разделами преподавания «Элементов графики».

Всесторонне рассмотрена возможность применения метода проектов в начальной школе и разработана методика преподавания раздела программы «Проект» во 2″ х-4~х классах, с акцентированием внимания на особенностях применения метода проектов в каждом из рассматриваемых классов.

Результаты проведённого нами педагогического эксперимента показывают, что разработанная методика повышает эффективность преподавания технологии в начальной школе. Разработан вариант программы «Технология 1−4». Приведены поурочные разработки раздела «Электротехника» для начальной школы. Разработана модель творческой проектной деятельности младшего школьника.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. С. Алгоритм изобретателя. М.: Моск. рабочий, 1973.
  2. Атутов Г1.Р., Поляков В. А. Роль трудового обучения в политехническом образовании школьников. М: Просвещение, 1985.
  3. Батышев С JL Трудовая подготовка школьников. Вопросы теории и методики. -М.: Просвещение, 1981.
  4. Н.Д., Цейтлин Н. Е. Внеклассные занятая по груду с младшими школьниками. Пособие для учителей начальных классов. М.: Просвещение, 1969.
  5. ПЛ. Педология. М.- Владос, 1999.
  6. П. П. Избранные педагогические и психологические сочинения / Под ред. А-В.Петровского. В 2-х т. Т. 1. М.: Педагогика, 1979.
  7. Большая книга поделок. ~ М: Олма-пресс, 2000.
  8. Бронников HJT., Матяш Н. В., Симоненко В .Д. Методика обучения учащихся 5 класса технологии. Брянск: Изд-во БГТТУ, НМЦ «Технология», 1999.
  9. В.А. Развитие учащихся в процессе творчества и сотрудничества. М.: Цешр «Педагогический поиск», 2000.
  10. Н.Ф., Петрова И. А., Зеленина JI.M. и др. Оценка качества знаний обучающихся, оканчивающих начальную школу. М.: Дрофа, 2000.
  11. Н.Виноградов В Л., Василенко Б. А., Альхименок A.A. и др. Словарь-справочник по черчению. М.: Просвещение, 1999,
  12. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия /Сост. И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин. М.: Издат. Цешр «Академия», 1999.
  13. В.А. Творчество на уроках черчения. М.: Владос, 1998.
  14. Т.М. Работаем с удовольствием: Уроки труда 1−4 классы. Метод, рекомендации для учителя. М.: Аст-пресс, 2000.
  15. Т.М. Методические рекомендации для учителя. М.: Аст-пресс, 2000.
  16. Глущенко А. Г- Трудовое воспитание младших школьников во внеклассной работе. Книга для учителя начальных классов. М.: Просвещение, 1985.
  17. Т.Е. Физика и творчество в твоей профессии: Книга для учащихся старших классов. М.: Просвещение, 1988.
  18. А.К. Как надо работать. М., 1972.
  19. А.М. Вопросы методики. М., 1967.
  20. А.М. Работа с тканью в начальных классах. М.: Просвещение, 1970.
  21. А.М. Вопросы методики трудового обучения в. начальных классах. М.: Просвещение, 1967.
  22. Дидактика средней школы. Некоторые проблемы современной дидактики /Под ред. М, Н. Скапсива, М.: Просвещение, 1982.
  23. Дидактика технологического образования: Книга для учителя. Часть 1. /Под ред. П. Р. Атутова. М: ИОСО РАО, 1997.
  24. А. Избранные педагогические сочинения. М., 1936.
  25. Дж. Введение в философию воспитания. М., 1921.26. Закон РФ «Об образовании»
  26. X., Вудворт К. Домашняя лаборатория. М.: Махаон, 1999.
  27. В.М., Поляков В. А., Ставровский А. Е. Основы методики трудового обучения. М.: Просвещение, 1983.
  28. В.А., Капралова B.C., Поляков В. А. Основы методики трудового и профессионального обучения. М.: Просвещение, 1987.
  29. Карточки-задания по черчению: 7 класс: Пособие для учителя /Под ред. В. В. Степаковой. М.: Просвещение, 1999.
  30. Г. Основные вопросы школьной организации. М., 1911.
  31. В.Х. Метод проектов. Л.: Издат. БрокГауз-Ефрон, 1925.
  32. Г. М. Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. М.: Академия, 2000.
  33. A.B. Уроки ручного труда. М.: Мозаика-синтез, 1999.
  34. Э. Опыт работы американской школы по методу проектов. -М.: Новая Москва, 1926.
  35. АЛ. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. Т.1. М.: 1982.
  36. Н.М. Методика трудового обучения младших школьников: Основы дизайнообразования. М.: Владос, 1999.
  37. В.Б. Методические основы обеспечения преемственности технологической подготовки учащихся в системе начального и основного общего образования. Дис. канд. пед. наук. Киров, 1999.
  38. Н.В. Ручной труд в дореволюционной русской школе //Школа и производство. 1994. — № 6. — С. 16−17.
  39. И.В. Межпредметные связи в начальной школе. М.: Владос, 1999.
  40. А.И. Психология обучения художественному творчеству. Учебное пособие для психологов и педагогов. М.: Институт практической психологии, 1998.
  41. Г .И., Симоненко В. Д. Методика обучения старшеклассников творческой деятельности. Курск: Изд-во КГТГУ, 1998.
  42. Г. И., Симоненко В. Д., Цырлии М. Д. Основы технического творчества. М.: Народи, образование, 1996.
  43. Г. Ю. Оценочная деятельность учителя. — М.: Педагогическое общество России, 2000.
  44. В.П., Рожнев Я. А. Методика трудового обучения с практикумом в учебных мастерских. М.: Просвещение, 1981.
  45. Ч. Основы общей дидактики. М.: Высшая шкала, 1986.
  46. Латыши на Д. И. История педагогики. Воспитание и образование в России /X начало XX века/: Учебное пособие. М.: ИздДом «Форум», 1998.
  47. Е.А., Колисниченко И. И. Методические рекомендации по использованию дидактического материала «Учимся работать самостоятельно на уроках труда в 1-ом классе». М.: АРКТИ, 2001.
  48. .А., Колисниченко И. И. Методические рекомендации по использованию дидактического материала «Учимся работать самостоятельно» на уроках труда во 2-ом классе. М.: АРКТИ, 2001.
  49. Е.А., Колисниченко И. И. Учимся работать самостоятельно. Дидактический материал к урокам труда для 1 класса. М.: АРКТИ, 2001.
  50. Е.А., Колисниченко И. И. Учимся работать самостоятельно. Дидактический материал к урокам труда. 2 класс. М.: АРКТИ, 2001.
  51. А.С. Методика трудового обучения. М.: Просвещение, 1977.
  52. А.С. Сочинения в 8 т. М., 1985.
  53. З.А. Школа и педагогика за рубежом. М.: Просвещение, 1983.
  54. Н.В., Семенова Н. В. Подготовка будущих учителей технологии к обучению школьников проектной деятельности. Брянск: Изд-во БИТУ, ф
  55. В.Г. Дидактический материал по трудовому обучению. 2 класс. -М.: Просвещение, 1991.
  56. В.Г. дидактический материал по трудовому обучению. 4 класс. М.: Просвещение, 1991.
  57. Методика трудового обучения и об щетехнических дисциплин /Под ред. Д.А.Тхоржевскоп>. М.: Просвещение, 1982.
  58. Методика трудового обучения с практикумом /Под ред. Д. А. Тхоржевского. М.: Просвещение, 1987.
  59. Е.М., Симоненко В. Д. Общие основы методики преподавания технологии. Брянск: Изд-во БГПУ, НМЦ «Технология», 2000.
  60. Т.С., Палах Е. С. Средства обучения: технология создания и использования. М.: Издат-во УРАО, 1998.
  61. Р.С. Психология. М.: Просвещение, 1990.
  62. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования /Под ред. Е. С. Полат. М.: Издат. Центр «Академия», 1999.
  63. Оборудование педагогического процесса в начальной шкале. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1975.
  64. Л.Ю. Изучение «Технологии» как средство развития логического мышления младших школьников. Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1998.
  65. Л.Ю. Технология труда в начальной школе: Работа с клеем и ножницами. М.: Шкала-пресс, 1999.
  66. С.И. Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1986.
  67. О методах технического творчества //Школа и производство. ~ 1998. -№ 3. -С.14−15.
  68. А.А., Корзинова Е. И. Графика и черчение: 7−9 классы: Рабочая тетрадь № 1. М.: Владос, 2000.
  69. А.А., Корзинова Е. И. Графика и черчение: 7−9 классы:
  70. Рабочая тетрадь № 2. М.: Владос, 2000.
  71. А.А. Графика и черчение: 7−9 классы: Рабочая тетрадь № 3. -М.: Владос, 2001.
  72. А.А. Графика и черчение: 7−9 классы: Рабочая тетрадь № 4. -М.: Владос, 2001.
  73. А.А., Корзинова Е. И. Графика в средней школе. М.: Владос, 1999.
  74. М.Б., Питг Д. Образовательная область «Технология»: Теоретические подходы и методические рекомендации. -Йорк, 1997.
  75. А.Г. Труд в школе: кризис или обновление? М.: Знание, 1992.
  76. Педагогическая диагностика по программе «Развитие». Рекомендации и материалы для работы с детьми младшего и среднего дошкольного возраста. М.: «Изд-во ГНОМ и Д», 2000.
  77. Г. И. Техническое творчество в начальных классах. М.: Просвещение, 1998.
  78. И.Г. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. Т.1. М., Просвещение, 1981.
  79. А. А. Рейтинговая система контроля и оценки знаний по педагогике. М.: Московское городское педагогическое общество, 2000.
  80. Практикум в учебных мастерских: Учебное пособие для студентов педагогических институтов /Под ред. Е. М. Муравьева. М.: Просвещение, 1987.
  81. Программа общеобразовательных учреждений. Начальные классы /1 3/. — М.: Просвещение, 19%.
  82. Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы /1 4/.- 4.2. — М.: Просвещение, 2000.
  83. Программно-методические материалы: Технология. 5−11 классы. /Сост. А. В. Марченко. М.: Дрофа, 2000.
  84. Программы средних общеобразовательных учреждений. Трудовоеобучение. Технология. 1 4 классы. 5−11 классы. Научн. рук-ли: Ю. Л. Хотунцев, В. Д. Симоненко. — М.: Просвещение, 1996.
  85. Психология. Словарь. М.: Политиздат, 1990.
  86. В., Лежнева Л. Игрушки из природных даров. М.: Махаон- СПб: Валери СПД- 1999.
  87. Развитие. Программа нового поколения для дошкольных образовательных учреждений /Под ред. О. М. Дьяченко. М.: «Изд-во ГНОМ и Д», 2000.
  88. Развитие творческой активности школьников /Под ред. А. М. Матюшина. М.: Педагогика, 1991.
  89. Развитие технического творчества младших школьников /Под ред. П. Н. Андрианова, М. А. Галагузовой. М.: Просвещение, 1990.
  90. С.М., Шульман Н. М. Опыт коммунистического воспитания. М., 1924.
  91. И.А. Методика преподавания черчения. М.: Владос, 2000.
  92. В.И. Дидактический материал по трудовому обучению. 2 класс. М.: Просвещение, 1990.
  93. В.И. Дидактический материал по трудовому обучению. 3 класс. М.: Просвещение, 1991.
  94. B.C., Бондаренко С. М. Мозг. Обучение. Здоровье. М.: Просвещение, 1989.
  95. В.Д. Основы технологической культуры. — Брянск: Изд-во ВентанаГраф, 1998.
  96. В.Д., Ретивых М. В., Матяш Н. В. Технологическое образование школьников. Теоретико-методологические аспекты. — Брянск: Изд-во БГПУ, 1999.
  97. Н.Н. Дидактика средней школы. М.: Просвещение, 1982.
  98. В.А., Подымова Л. С. Педагогика: Инновационная деятельность. М.: Изд-во Магистр, 1997.
  99. О.Н., Федотов Н. В., Машинистов В. Г. и др. Обучение в 1 классе. М.: Просвещение, 1986.
  100. Справочник администрации школы по организации учебного процесса. Часть 3. М.: Центр «Педагогический поиск», 2001.
  101. А.Е., Тарасов Б. В. Техническое моделирование в начальных классах. М.: Просвещение, 1974.
  102. Ю.С. Техническое творчество школьников реальность и проблемы //Школа и производство. — 1971. — № 9.
  103. В.А. Избранные произведения. В 5 т. Киев: Радинська школа, 1979−1980.
  104. В.А. Триста страниц Книги Природы //Начальная школа. 1968. -№ 1. -С.15.
  105. А.С., Симоненко В. Д. Естественнонаучные основы технологического образования школьников. — Брянск: Изд-во БГТГУ, НМД «Технология», 2000.
  106. Технология: Учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений /Под ред. В. Д. Симоненко. М.: Просвещение, 2001.
  107. Технология 6. Учебник для учащихся 6 класса /Под ред. В. Д. Симоненко. -М.: «Вентана-граф», 1998.
  108. .Н. Трудовое обучение. 1 4 классы. — М.: Владос, 1999.
  109. Триста шестьдесят пять развлечений для ребенка /Сост. Е. А. Беляков. М.: Рольф, 2000.
  110. Трудовое обучение в начальных классах /Сост. И. Г. Майорова и др. — М.: Просвещение, 1978.
  111. К.Д. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. — Т.1. -М., 1974.
  112. К.Д. Избранные педагогические сочинения: В 6 т. М.: Просвещение, 1990.
  113. К.Д. История воображения. Собрание сочинений. M.-JL, 1950.
  114. Физика. 7−11 классы: Словарь школьника /Авт.-сост. Ю. И. Дик. М.: Дрофа, 1997.
  115. Ю.Л. Человек, технология, окружающая среда. М.: Устойчивый мир, 2001.
  116. ЮЛ., Симоненко В. Д., Кожина O.A., Орлов Б. И. Проекты в школьном курсе «Технология» //Школа и производство. 1994. № 4. — С.84−89.
  117. Хрестоматия по истории школы и педагогики в России. — М.: Просвещение, 1986.
  118. П.И. Опыт устройства общеобразовательной школы с большей подготовкой учащихся к жизни. М., 1912.
  119. Н.Е., Рожнев Я. А. Наблюдения и опыты на уроках труда в начальных классах. М.: Просвещение, 1974.
  120. О.Д. Как обучать труду в начальных классах //Шкода и производство. 1994. — № 4. — С. 18−19.
  121. С.Т. Педагогические сочинения: В 4 т. М, 1965.
  122. С.Т. Избранные педагог ические сочинения. В 2-х т. Т.1. -М. ¡-Педагогика, 1980.
  123. Д.Б. Психология обучения младшего школьника. М., 1974.
  124. Н.Ф. Учебные задания по труду для программироваиного обучения : 7 класс. Дидактический материал. М.: Просвещение, 1996.218
Заполнить форму текущей работой