Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Советский опыт организации образовательного туризма

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

1] 18 Всесоюзное добровольное общество пролетарского туризма и экскурсий (ОПТЭ), учреждено в 1930 г. на базе Общества пролетарского туризма РСФСР и общества «Советский турист»; имело отделения во всехсоюзных республиках. Инициатор создания ОПТЭ — советский государственный и партийный дея-тель Н. В. Крыленко. В структуре ОПТЭ действовали: Центральный совет, научно-методический совет… Читать ещё >

Советский опыт организации образовательного туризма (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В годы советской власти образовательная направленность туризма и экскурсий не только сохранилась, но и получила своё дальнейшее развитие. При советской власти Российское общество туристов было преобразовано Общество пролетарского туризма и экскурсий[1] (ОПТЭ) и продолжало развивать массовые походы и путешествия для граждан СССР в образовательных и познавательных целях. В 1920;1930 гг. туристские организации тесно сотрудничали с образовательными учреждениями, а в целом туристско-экскурсионное дело, до передачи его в 1936 г. профсоюзам, находилось, по преимуществу, в ведении Наркомпроса. Таким образом, начался процесс взаимной интеграции туристской и образовательной сфер. При этом интеграционный процесс происходил несколько односторонне, т. е. в сфере образования туризм и экскурсии признаются официально как технологический компонент процесса обучения, и это реально поддерживалось государством: издавались соответствующие нормативно-правовые документы, выделялись бюджетные средства и т. д.[2] В то же время в сфере туризма со стороны государства такой поддержки не предусматривается и положения новой концепция образовательного туризма должно быть направлено на преодоление этого несоответствия.

Этот процесс продолжился и в послевоенные годы. Так, в образовательной сфере туризм и экскурсионное дело развивались в рамках деятельности Центральной детской экскурсионно-туристской станции Министерства просвещения СССР (ЦДЭТС) с разветвлённой сетью республиканских, краевых, областных и окружных станций юных туристов. Школьный туризм и краеведение признавались наиболее комплексной формой педагогического воздействия, важнейшим и заслуживающим повсеместного применения видом детской внеурочной деятельности.

Следует отметить, что основные направления ныне действующего Федерального центра детско-юношеского туризма и краеведения Министерства образования и науки Российской Федерации, принципиально не изменилась и в постсоветское время. Он продолжает функционировать в ведомственном подчинении, располагая на территории России оставшимися после распада Союза ССР сезонными и круглогодичными станциями юных туристов, сеть которых с начала 90-х годов не только не уменьшилась, а даже увеличилась более чем в два раза и их количество в 1996 г. составляло более четырехсот[3].

В Советском Союзе в силу политических особенностей оздоровительное направление туризма имело чётко выраженную социально-политическую направленность и поддерживалось государством. Эта поддержка реализовывалась, преимущественно в рамках деятельности профсоюзов и комсомола, а также в сфере государственного образования области детско-юношеского туризма и краеведения. Так, в СССР в 60−80 гг. XX в. широко развилась сеть плановых «всесоюзных маршрутов», которые были организованы практически во всех крупных регионах России и союзных республиках. Программа пребывания туристов в каждом пункте маршрута предусматривала экскурсии и прогулки, а в отдельных случаях — походы различной продолжительности"[4]. Всего во второй половине 1980;х гг. действовало более 300 всесоюзных туристских маршрутов.

Надо отметить, что большой популярностью пользовались всесоюзные маршруты с активными способами передвижения. Это маршруты, включающие в программу походы пешком и на лыжах, на надувных лодках, плотах, лошадях и т. д.

Кроме того в СССР образовательный туризм получил широчайшее развитие в форме самодеятельных походов и путешествий по самым различным маршрутам и регионам огромной страны. Для проведения таких путешествий люди на самодеятельных началах организовывались в туристские группы и отправлялись в путешествия. Такое широкое туристское движение привело к созданию общественных туристских клубов и секций в городах, поселках, добровольных спортивных обществах, на предприятиях, в учебных заведениях и учреждениях культуры (домах культуры, дворцах пионеров и т. д.). Самодеятельный туризм, который развивается и в настоящее время, направлен на организацию туристских походов и путешествий в природной среде, в том числе и с образовательными целями.

Отдельным подвидом самодеятельного туризма считаются спортивные походы, связанные с целенаправленным и регламентируемым преодолением природных препятствий разной категории сложностей: скал, перевалов, больших расстояний, водопадов, пещер и т. п. Активно и массово развивалось детско-юношеское краеведческое движение, организуемое с 1918 г. по всей стране специальными подразделениями государственной образовательной системы[5].

В советский период развития самодеятельного туризма в стране был накоплен большой опыт подготовки, переподготовки и повышения квалификации общественного туристского актива. Так в системе Центрального совета по туризму и экскурсиям, добровольных спортивных обществах ежегодно организовывалась широкая сеть семинаров для общественного туристского актива — инструкторов туризма, руководителей походов, а также членов различных общественных органов управления — комиссий по видам туризма и федераций. Учебный процесс в большинстве образовательных мероприятий базировался, главным образом, на основе накопленного в походах опыта инструкторами — методистами. В самодеятельном туризме постоянно совершенствовались организационно-методические основы подготовки и повышения квалификации туристских кадров; структура и содержание учебных планов, программ, теоретических и практических занятий; формы и методы организации учебного процесса; методика определения потребности в кадрах и их эффективная работа.

В советский период образовательный туризм получил широкое и существенное развитие, став важной частью государственной политики, проводимой в СССР.

  • [1] 18 Всесоюзное добровольное общество пролетарского туризма и экскурсий (ОПТЭ), учреждено в 1930 г. на базе Общества пролетарского туризма РСФСР и общества «Советский турист»; имело отделения во всехсоюзных республиках. Инициатор создания ОПТЭ — советский государственный и партийный дея-тель Н. В. Крыленко. В структуре ОПТЭ действовали: Центральный совет, научно-методический совет, различныесекции и комиссии, мастерские туристские снаряжения, оптово-розничные магазины. Дея-тельность ОПТЭ была направлена на развитие массового туризма, привлечение населения к участию в туристских походахи экскурсиях, создание сети турбаз и туристских маршрутов. В 1932 г. ОПТЭ располагало 92 турбазами союзного значения. В целях пропаганды туризма ОПТЭ проводило массовые спортивные и туристские мероприятия. В 1936 г. ОПТЭ было ликвидировано и туристско-экскурсионная работа в стране была поручена вновь созданному при ВЦСПС Туристско-экскурсионному управлению, а самодеятельный и спортивныйтуризм перешёл в ведение Всесоюзного комитета по делам физическойкультуры и спорта при СНК СССР.
  • [2] Можно и необходимо, конечно, говорить о недостаточности этойподдержки туризма, несовершенстве её форм и методов. Однако же этаподдержка официально существовала.
  • [3] Константинов Ю. С. Детско-юношеский туризм. М., 2006. С. 34.
  • [4] Туристские маршруты. М., 1982. С. 3.
  • [5] В настоящее время это Федеральный центр детско-юношеского туризма и краеведения Министерства образования и науки Российской Федерации (ФЦДЮТиК). http://turcentrrf.ru/
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой