Методика обучения учащихся аналогии на заключительном этапе решения планиметрических задач
Диссертация
Теоретико-методологической основой исследования являются психолого-педагогические исследования по проблемам реализации деятельностного подхода к обучению (В.В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, Н. Ф. Талызина и др.), а также исследования по проблемам гуманизации и гуманитаризации математического образования, развития личности средствами обучения математики (Г.В. Дорофеев, О. Б. Епишева, Т. А. Иванова, Г… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ АНАЛОГИИ НА ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОМ ЭТАПЕ РЕШЕНИЯ ПЛАНИМЕТРИЧЕСКИХ ЗАДАЧ
- 1. 1. Психолого-педагогические основы использования метода научного познания аналогии в процессе обучения геометрии
- 1. 2. ВОЗМОЖНОСТИ ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОГО ЭТАПА РЕШЕНИЯ ПЛАНИМЕТРИЧЕСКИХ ЗАДАЧ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ АНАЛОГИИ
- 1. 3. РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ АНАЛОГИИ КАК ОСНОВА ОРГАНИЗАЦИИ ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОГО ЭТАПА РЕШЕНИЯ ПЛАНИМЕТРИЧЕСКИХ ЗАДАЧ
- выводы по первой главе
- ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ АНАЛОГИИ НА ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОМ ЭТАПЕ РЕШЕНИЯ ПЛАНИМЕТРИЧЕСКИХ ЗАДАЧ
- 2. 1. Комплекс заданий, направленный на обучение учащихся аналогии на заключительном этапе решения планиметрических задач
- 2. 2. Процессуальный компонент методики обучения учащихся аналогии
- 2. 3. Организация и результаты экспериментальной работы
- Выводы по второй главе
Список литературы
- Аверьянов, А.Н. Системное познание мира: методологические проблемы Текст. / А. Н. Аверьянов. М.: Политиздат, 1985. — 263 с.
- Автономова, Т.В. Основные понятия и методы школьного курса геометрии Текст. / Т. В. Автономова, Б. И. Аргунов. М.: Просвещение, 1988.-128с.
- Ажгалиева, А.О. О двадцати пяти способах решения одной задачи Текст. / А. О. Ажгалиева, O.A. Ажгалиев // Математика в школе. -2009,-№ 6.-С. 39−47.
- Александров, А.Д. Диалектика геометрии Текст. / А. Д. Александров //Математика в школе. 1986. -№ 1. — С. 12−18.
- Александров, А.Д. О геометрии Текст. / А. Д. Александров // Математика в школе. 1980. — № 3. — С. 56−62.
- Ананьев, Б.Г. О проблемах современного человекознания Текст. / Б. Г. Ананьев. Изд. 2-е, перераб. и доп. — СПб: Питер, 2001. — 272 с.
- Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития Текст. / В. И. Андреев. Казань: Центр инновационных технологий, 2006. — 608 с.
- Андреев, В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Основы педагогики творчества Текст. / В. И. Андреев. -Казань: Изд-во Казанского университета, 1988. 236 с.
- Андреев, В.И. Эвристическое программирование учебно-исследовательской деятельности Текст.: метод. пособие /В.И. Андреев. М.: Высшая школа, 1981. — 240 с.
- Асмолов, А.Г. Образование России: от «культуры полезности» к «культуре достоинства» Текст. / А. Г. Асмолов, A.M. Кондаков // Педагогика. 2004. — № 7. — С. 3−11.
- Бабанский, Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе Текст. / Ю. К. Бабанский. М.: Просвещение, 1985. — 208 с.
- Бабанский, Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: метод, основы Текст. / Ю. К. Бабанский. М.: Просвещение, 1982. -192 с.
- Балл, Г. А. Теория учебных задач: Психолого-педагогический аспект Текст. / Г. А. Балл. М.: Педагогика, 1990. — 184 с.
- Баранова, Е.В. Методика использования учебных исследований при обучении геометрии в основной школе Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / Е. В. Баранова. Омск, 2003. — 22 с.
- Батороев, К.Б. Аналогия и модели в познании Текст. / К. Б. Батороев. -Новосибирск: Наука, 1981. 319 с.
- Беляев, Е.А. Некоторые особенности развития математического знания Текст. / Е. А. Беляев, H.A. Киселева, В. Я. Перминов. М.: Изд-во МГУ, 1975.- 112 с.
- Бердяев H.A. Смысл творчества Текст. / Н. А. Бердяев. М., 2006. -350 с.
- Бескин, Н.М. Методика геометрии Текст. / Н. М. Бескин. М.: Учпедизд, 1947. — 276 с.
- Богоявленская, Д.Б. Об одном из подходов к исследованию интеллектуального творчества Текст. / Д. Б. Богоявленская // Вопросы психологии. 1994. — № 4. — С. 69−79.
- Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей Текст. / Д. Б. Богоявленская. М.: Академия, 2002. — 320 с.
- Богоявленский, Д.Н. Психология усвоения знаний в школе Текст. /Д.Н.Богоявленский, H.A. Менчинская. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959.-347 с.
- Боженкова, Jl.И. Интеллектуальное воспитание учащихся при обучении геометрии Текст.: монография / Л. И. Боженкова. Калуга: Изд-во КГПУ им. К. Э. Циолковского, 2007. — 281 с.
- Болтянский, В.Г. Аналогия общность аксиоматики Текст. / В. Г. Болтянский // Советская педагогика. — 1975. — № 1. — С. 73−82.
- Болтянский, В.Г. К проблеме дифференциации школьного математического образования Текст. /В.Г.Болтянский, Г. Д. Глейзер // Математика в школе. 1988. — № 3. — С. 9−13.
- Бондарь, С.Ф. Дидактические основы применения аналогии на уроке (на материале предметов естественно-математического цикла) Текст.: дис.. канд. пед. наук / С. Ф. Бондарь. Киев, 1975. — 178 с.
- Боно Э. Рождение новой идеи. О нешаблонном мышлении. М.: Прогресс, 1976. — 143 с.
- Брадис, В.М. Методика преподавания математики в средней школе Текст. / В. М. Брадис. М.: Учпедгиз, 1954. — 504 с.
- Брушлинский A.B. Психология мышления и проблемное обучение. -М.: Знание, 1983. 95 с.
- Брушлинский, A.B. Психология мышления и проблемное обучение Текст. / A.B. Брушлинский. М.: Знание, 1983. — 95 с.
- Буй Зуи Хынг Метод аналогии при обучении решению стереометрических задач в средней школе Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / Буй Зуи Хынг. СПб, 1991. — 17 с.
- Бухарова, Г. Д. Теоретико-методологические основы обучения решению задач студентов вуза Текст.: автореф. дис.. д-ра. пед. наук / Г. Д. Бухарова. Екатеринбург: Изд-во Уральского госпедуниверситета, 1996. — 38 с.
- Вертгеймер М. Продуктивное мышление Текст. / М. Вертгеймер. -М.: Прогресс, 1987.
- Вилькеев, Д.В. Методы научного познания в школьном обучении Текст. / Д. В. Вилькеев. Казань: Татарское книжное изд-во, 1975. — 160 с.
- Виноградова, Л.В. Методика преподавания математики в средней школе: уч. пособие Текст. / Л. В. Виноградова. Ростов на Дону: Феникс, 2005.-252 с.
- Воробьев, Н.В. Умозаключение по аналогии Текст. / Н. В. Воробьев. -М.: Изд-во МГУ, 1963. 26 с.
- Выгодский, Л.С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте Текст. / Л. С. Выготский // Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991. — 290 с.
- Гальперин, П.Я. Методы обучения и умственного развития ребенка Текст. / П. Я. Гальперин. М.: МГУ, 1995. — 208с.
- Танеев, Х.Ж. Теоретические основы развивающего обучения математике Текст. / Х. Ж. Танеев. Екатеринбург: УГПУ, 1997. -159 с.
- Геометрия Текст.: учеб. для 7−9 кл. сред. шк. / Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др. 9-е изд. — М.: Просвещение, 2000. -335 с.
- Герд, А.Я. Избранные педагогические труды Текст. / А.Я. Герд- под ред. Б. Е. Райкова. М.: Изд-во акад. пед. наук РСФСР, 1953. — 208 с.
- Глейзер, М.Г. Интеллектуальное развитие учащихся в процессе урочных и внеурочных занятий Текст. / М. Г. Глейзер // Развитие учащихся в процессе обучения математике: межвузовский сборник научных трудов. Н. Новгород: НГПИ им. М. Горького, 1992. — С. 94 105.
- Гнеденко, Б.В. Математика язык науки. Математические модели Текст. / Б. В. Гнеденко // Математика: хрестоматия по истории, методологии, дидактики / Сост. Г. Д. Глейзер. М.: Изд-во УРАО, 2001.-211 с.
- Гнеденко, Б.В. Математика и математическое образование в современном мире Текст. / Б. В. Гнеденко. М.: Просвещение, 1985. -192 с.
- Гнеденко, Б.В. Формирование мировоззрения учащихся в процессе обучения математике Текст. / Б. В. Гнеденко. М.: Просвещение, 1982.- 144 с.
- Горбачева H.A. Метод аналогии как средство развития творческого мышления учащихся при обучении их элементам сферической геометрии Текст.: дис.. канд. пед. наук / Н. А. Горбачева. Омск, 2001.- 164 с.
- Готман, Э.Г. Задача одна решения разные Текст. / Э. Г. Готман, З. А. Скопец. — К.: Род.шк., 1988. — 173 с.
- Грабарь М.И., Краснянская К. А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях: Непараметрические методы. М.: Педагогика, 1987. — 160 с.
- Григорьева, Т.П. Основы технологии развивающего обучения математике Текст.: учеб. пособие / Т. П. Григорьева, Т. А. Иванова, Л. И. Кузнецова, E.H. Перевощикова. Н. Новгород: НГПУ, 1997. -134 с.
- Груденов, Я.И. Совершенствование методики работы учителя математики Текст. / Я. И. Груденов. М.: Просвещение, 1990. — 224 с.
- Губа, С.Г. Развитие у учащихся интереса к поиску и исследованию математических закономерностей Текст. / С. Г. Губа // Математика в школе, 1972.- № 3.- С. 19−22.
- Гурова, Л.Л. Психологический анализ решения задач Текст. / Л. Л. Гурова. Воронеж: Изд-во Воронежского университета, 1976. -321 с.
- Гусев, В.А. Психолого-педагогические основы обучения математике Текст. / В. А. Гусев. М.: Академия, 2003. — 432 с.
- Давыдов, В.В. Виды обобщения в обучении Текст. /В.В. Давыдов. -М.: Педагогика, 1972. 423 с.
- Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения Текст. / В. В. Давыдов. М.: ИНТОР, 1996. — 544 с.
- Далингер, В.А. Метод аналогии как средство обучения учащихся стереометрии Текст.: учеб. пособие / В. А. Далингер. Омск: Изд-во ОмГПУ, 1998.-67 с.
- Далингер, В.А. Методика обучения учащихся стереометрии посредством решения задач Текст.: учеб. пособие / В. А. Далингер. -Омск: Изд-во ОмГПУ, 2001. 365 с.
- Далингер, В.А. Об аналогиях в планиметрии и стереометрии Текст. / В. А. Далингер // Математика в школе. 1995. — № 6. — С. 16−21.
- Далингер, В.А. Обучение учащихся доказательству теорем Текст.: учеб. пособие / В. А. Далингер. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2002. — 419 с.
- Далингер, В.А. Планиметрические задачи на построение Текст.: учеб. пособие / В. А. Далингер. Омск: Изд-во ОмГПУ, 1999. — 202 с.
- Даль, В. Толковый словарь живого великорусского языка Текст.: Т. 1−4 / В.Даль. -М.: Русский язык, 1978-Т.1 А-3. 1978.-699 с.
- Домкина, Г. В. В одной задаче почти вся планиметрия Текст. / Г. В. Домкина, Т. А. Лаптева // Математика. — 1999. — № 40. — С.28−30.
- Дорофеев, Г. В. Гуманитарно-ориентированный курс основа учебного предмета «Математика» в образовательной школе Текст. / Г. В. Дорофеев // Математика в школе. — 1997. — № 4. — С. 59−66.
- Дорофеев, Г. В. О составлении циклов взаимосвязанных задач Текст. / Г. В. Дорофеев // Математика в школе. 1983. — № 6. — С.34−36.
- Дружинин, В.Н. Психология общих способностей Текст. / В. Н. Дружинин. 2-е изд. — СПб: Питер. Ком, 1999. — 368 с.
- Дьюи Д. Психология и педагогика мышления. М.: Лабиринт, 1999. -192 с.
- Епишева, О.Б. Технологии обучения математике на основе формирования приемов учебной деятельности: Теоретические основы Текст.: учеб. пособие для студентов пед. вузов по специальности 10 100 математика / О. Б. Епишева. — Тобольск: ТГПИ, 1998. — 158 с.
- Жохов, А.Л. Методика систематического применения аналогии при формировании математических понятий и умений решать задачи у учащихся восьмилетней школы Текст.: дис.. канд. пед. наук / А. Л. Жохов. М., 1978. — 243 с.
- Загвязинский, В.И. Теория обучения: современная интерпретация: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений Текст. / В. И. Загвязинский. М.: Академия, 2004. — 192 с.
- Зайцева, Г. Д. Развитие навыков решения стереометрических задач Текст. / Г. Д. Зайцева // Математика в школе. 1982. — № 1. — С.40−42.
- Закон РФ «Об образовании» //Ведомости съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. — № 30.
- Занков, Л.В. Избранные педагогические труды Текст. / Л. В. Занков. -М., Педагогика, 1990, 424 с.
- Зинченко, В.П. Психологическая педагогика Текст. /В.П. Зинченко. -Самара: Изд-во СГПУ, 1998. 297 с.
- Зорина, Л.Я. Дидактические основы формирования системности знаний старшеклассников Текст. / Зорина Л. Я. -М.: Педагогика, 1978. 128 с.
- Зорина, JI.Я. Программа учебник — учитель Текст. / Л. Я. Зорина. -М.: Знание, 1989.-80 с.
- Иванова, Т.А. Гуманитаризация общего математического образования Текст. /Т.А.Иванова. Н. Новгород: НГПУ, 1998. — 134 с.
- Ивин, A.A. Искусство правильно мыслить: Книга для учащихся старших классов Текст. / A.A. Ивин. М.: Просвещение, 1986. -224 с.
- Игошин, В.И. Логика и интуиция в математическом образовании Текст. / В. И. Игошин // Педагогика. 2002. — № 9. — С. 40−46.
- Изаак, Д.Ф. Возникновение новых задач при исследовании задач по геометрии Текст. / Д. Ф. Изаак // Математика в школе. 1998. — № 2. -С.84−87.
- Изаак, Д.Ф. Исследование задачи по геометрии Текст. / Д. Ф. Изаак // Математика. 2000. — № 43. — С.21−22.
- Изаак, Д.Ф. Поиски, решение, исследование задач по геометрии Текст. / Д. Ф. Изаак // Математика в школе. 1998. — № 2. — С.84−87.
- Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. -Спб.: Питер, 2009. 448 с.
- Кабанова-Меллер, E.H. Роль обобщений в переносе Текст. /E.H. Кабанова-Меллер //Вопросы психологии. № 2. — 1972. -С. 55−56.
- Кабанова-Меллер, E.H. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся Текст. / E.H. Кабанова-Меллер. М.: Просвещение, 1968. — 183 с.
- Калмыкова, З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости Текст. / З. И. Калмыкова. М.: Педагогика, 1981. — 200 с.
- Канин, Е.С. Заключительный этап решения учебных задач Текст. / Е. С. Канин, Ф. Ф. Нагибин // Преподавание алгебры и геометрии в школе: пособие для учителей /Сост. O.A. Боковнев. М.: Просвещение, 1982.-С. 131 — 138.
- Канке, В.А. Философия. Исторический и систематический курс Электронный ресурс. / В. А. Канке. М.: Логос, 2001.
- Капкаева, Л.С. Интеграция алгебраического и геометрического методов решения текстовых задач Текст. / Л. С. Капкаева. Саранск, 2001.- 134 с.
- Карпушина Н.М. Динамические задачи в обучении геометрии Текст. / Н. М. Карпушина // Математика в школе. 2006. — № 3. — С.48−54.
- Касьян, A.A. Гуманитаризация образования: некоторые теоретические предпосылки Текст. / A.A. Косьян // Педагогика. 1998. — № 2. -С.17−22.
- Кедров, Б.М. О творчестве в науке и технике Текст. /Б.М. Кедров. -М.: Молодая гвардия, 1987. 192 с.
- Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь Текст.: для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. М.: Издательский центр «Академия», 2000. — С. 176.
- Колягин, Ю.М. Задачи в обучении математике: Часть 2: Обучение математике через задачи и обучение решению задач Текст. / Ю. М. Колягин. М.: Просвещение, 1977. — 144 с.
- Кондаков, Н.И. Логический словарь справочник Текст. / Н. И. Кондаков. М.: Наука, 1975. — 656 с.
- Костюченко, Р.Ю. Метод аналогии как средство реализации внутрипредметных связей при обучении стереометрии Текст.: учеб. пособие / Р.Ю. Костюченко- под ред. В. А. Далингера. Омск: Изд-во ОмГПУ, 1999.-78 с.
- Костюченко, Р.Ю. Обучение учащихся предельной аналогии при реализации внутрипредметных связей школьного курса геометрии Текст.: дис.. канд. пед. наук / Р. Ю. Костюченко. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2000.- 170 с
- Костюченко, Р.Ю. Виды аналогии в геометрических задачах и теоремах на плоскости Текст. / Р. Ю. Костюченко, H.A. Юдина // Сборник научных трудов аспирантов, соискателей и молодых ученых. Вып. 7. — Тара: Изд-во: A.A. Аскаленко, 2011. — С. 37−43.
- Кохановский, В.П. Философия для аспирантов Текст.: учеб. пособие / В. П. Кохановский, Е. В. Золотухина, Т. Г. Лешкевич. Изд. 2-е, перераб. и доп. — Ростов на Дону: Феникс, 2003. — 448 с.
- Кохановский, В.П. Философия и методология науки Текст.: учебник для высших учебных заведений / В. П. Кохановский Ростов на Дону: Феникс, 1999.-396 с.
- Крупич, В.И. Структура и логика процесса обучения математике в средней школе Текст.: методические разработки по спецкурсу для слушателей ФПК / В. И. Крупич. М.: Изд-во МГПИ, 1985. — 117 с.
- Крутецкий, В.А. Психология математических способностей Текст. / В. А. Круиецкий. М.: Просвещение, 1968. — 432с.
- Кудрявцев В.Т. Творческая природа психики человека Текст. / В. Т. Кудрявцев // Вопросы психологии. 1990. — № 3.
- Кудрявцев, Л.Д. Среднее образование. Проблемы. Раздумья /Московский государственный университет печати. М.: МГУП, 2003.-84с.
- Кулюткин, Ю.Н. Эвристические методы в структуре решений Текст. / Ю. Н. Кулюткин. М.: Педагогика, 1970. — 232 с.
- Кушнир, И.А. Об исследовании неопределенности в геометрических задачах Текст. / И. А. Кушнир // Математика в школе. 1998. — № 1. -С.69−71.
- Кушнир, И.А. Воспитание творческой активности учащихся на уроках повторения геометрии Текст. / И. А. Кушнир // Математика в школе. -1991.-№ 1.-С. 12−16.
- Ланда, Л.Н. Алгоритмические и эвристические модели мышления и программированное обучение Текст. / Л. Н. Ланда // Советская педагогика. 1970. — № 12, — С.30−40.
- Ларькина, Е.В. Методика формирования элементов исследовательской деятельности учащихся основной школы на уроках геометрии Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / Е. В. Ларькина. М., 1996. — 16 с.
- Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. Текст. / А. Н. Леонтьев. М.: Политиздат, 1975. — 304 с.
- Леонтьев, А.Н. Проблема развития психики Текст. / А. Н. Леонтьев. -М.: Наука, 1981.- 186 с.
- Лернер, И.Я. Дидактические основы методов обучения Текст. /И.Я. Лернер. -М.: Педагогика, 1981. 186 с.
- Линдсей Г., Халл К, Томсон Р. Творческое и критическое мышление. //Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления. М., 1981.
- Лоповок, Л.М. 1000 проблемных задач по математике Текст. / Л. М. Лоповок. М.: Просвещение, 1995. — 239 с.
- Лук, А. Н. Мышление и творчество Текст. /А.Н.Лук. М.: Политиздат, 1976. — 144 с.
- Математика в образовании и воспитании Текст. / Сост. В. Б. Филиппов. М.: ФАЗИС, 2000.
- Математический энциклопедический словарь Текст. / Гл. ред. Ю. В. Прохоров. -М.: Сов. энциклопедия, 1988. С. 143.
- Матюшкин, A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении Текст. / A.M. Матюшкин. М.: Педагогика, 1985. — 208 с.
- Махмутов, М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории Текст./ М. И. Махмутов. М.: Педагогика, 1975. — 368 с.
- Машбиц, Е.И. Место задачи в деятельности Текст. / Е. И. Машбиц // Теория задач и способов их решения. Киев, 1973. — С. 3−13.
- Мельник, Н.С. О взаимосвязанных геометрических задачах Текст. / Н. С. Мельник // Математика в школе. 1986. — № 6. — С. 48−50.
- Менчинская, H.A. Проблемы обучения, воспитания и психического развития ребенка Текст. /H.A. Менчинская. М.: Изд-во МПСИ, 2004.-511 с.
- Методика и технология обучения математике. Курс лекций Текст.: пособие для вузов / под научн. ред. H.JI. Стефановой, Н. С. Подходовой. М.: Дрофа, 2005. — 416 с.
- Методика преподавания математики в средней школе. Общая методика Текст.: учеб. пособие /Сост. В. А. Оганесян, Ю. М. Колягин, Г. Л. Луканкин, В. Я. Саннинский. 2-е изд. — М.: Посвещение, 1980. -368 с.
- Методика преподавания математики в средней школе. Общая методика Текст.: учеб. пособие /Сост. Р. С. Черкасов, A.A. Столяр. М.: Посвещение, 1985. — 336 с.
- Методы педагогического исследования Текст. /Под ред. В. И. Журавлева. М.: Просвещение, 1972. — 159 с.
- Недогарок, Г. П. Составление геометрических задач учащимися как средство формирования и развития общих умений решения задач Текст.: дисс.. канд.пед.наук. -М., 1989. 191 с.
- Немов, P.C. Психология Текст.: учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 3. Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика /P.C. Немов. Изд. 2-е.- М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. — 512 с.
- Немов, P.C. Психология Текст.: учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии / P.C. Немов. -Изд. 2-е. М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. — 576 с.
- Нечаев, H.H. Очеловечивание творчества: проблемы и перспективы Текст. / H.H. Нечаев // Вопросы психологии. 2006. — № 3. — С. 3−26.
- Новиков, Т.Г. Проектирование эксперимента в образовательных системах Текст.: научно-педагогическое пособие / Т. Г. Новиков. М.: АПКиПРО, 2002.- 112 с.
- Общая психология Текст. / Под ред. А. В. Петровского. 2-е изд. -М.: Просвещение, 1976. — 479 с.
- Одаренные дети Текст.: пер. с англ. /общ. ред. Г. В. Бурминской, В. М. Слуцкого. М.: Прогресс, 1991. — 213 с.
- Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка Текст. / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова / РАН Институт русского языка им. В. В. Виноградова. Изд. 4-е., доп. -М.: Азбуковник, 1999. — С. 254.
- Окунев, A.A. Углубленное изучение геометрии в 8 классе Текст.: пособие для учителя / A.A. Окунев. М.: Просвещение, 1996. — 175 с.
- Ольбинский, И.Б. Развитие задачи Текст. / И. Б. Ольбинский // Математика в школе. 1998. — № 2. — С. 15−16.
- Паламарчук, В.Ф. Школа учит мыслить Текст. / В. Ф. Паламарчук. 2-е изд., доп. и перераб. — М.: Просвещение, 1987. — 208 с.
- Перельман, Я.И. Занимательная геометрия на вольном воздухе и дома Текст. / Я. И. Перельман. Ленинград: Время, 1925. — 254 с.
- Печников, А.Н. Теоретические основы психолого-педагогического проектирования автоматизированных обучающих систем Текст. / А. Н. Печников. Петродворец: ВВМУРЭ им. А. С. Попова, 1995. -322 с.
- Пиаже, Ж. Избранные психологические труды: пер. с англ. и фр. / вступ. статья В. А. Лекторского, В. Н. Садовского, Э. Г. Юдина. М.: МПА, 1994.-680 с.
- Пойа, Д. Как решать задачу Текст. /Д. Пойа. М.: Учпедгиз, 1959. -208 с.
- Пойа, Д. Математика и правдоподобные рассуждения Текст. / Д. Пойа. М.: Наука, 1975. — 463 с.
- Пойа, Д. Умственная работа Текст. /Д. Пойа // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления / под. ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Петухова. М.: Изд-во МГУ, 1981.-400 с.
- Пономарев, Я.А. Психология творчества Текст. /Я.И.Пономарев. -М.: Наука, 1976.-303 с.
- Примерная программа основного общего образования. Алгебра. Геометрия: Проект Текст. // Математика. 2009. — № 17. — С.3−10.
- Примерная программа основного общего образования. Математика: Проект Текст. // Математика. 2009. — № 16. — С.37−48.
- Проблемы развития теории и методики оптимизации учебного процесса Текст.: сб. науч. трудов / под. ред. М. М. Поташника. М.: Изд-во АПН СССР, 1989. — 123 с.
- Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев: Математика. 5−11 кл. Текст. / Сост. Г. М. Кузнецова, Н. Г. Миндюк. -3-е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2002. — 320 с.
- Роджерс Н. Творчество как усиление себя Текст. /Н.Роджерс // Вопросы психологии. 1990. -№ 1. -С. 164−168.
- Рослова, Л.О. Методика преподавания наглядной геометрии учащимся 5−6 классов Текст.: курс лекций / Л. О. Рослова // Математика. 2009. -№ 17.-С. 39−46.
- Российская педагогическая энциклопедия Текст. / Ред. В. В. Давыдов. -М.: БРЭ, 1993.-С. 384.
- Рубинштейн, С.Л. О мышлении и путях его исследования Текст. / С. Л. Рубинштейн. М.: Изд. АН СССР, 1958. — 147 с.
- Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии Текст. / С. Л. Рубинштейн. СПб.: Питер, 2000. — 705 с.
- Рузавин, Г. И. Математизация научного познания Текст. / Г. И. Рузавин. М.: Знание, 1984. — 208 с.
- Рузин, Н.К. Методика обучения и стимулирования поисковой деятельности учащихся по решению школьных математических задач Текст.: учеб. пособие / Н. К. Рузин. Горький: ГГПИ, 1989. — 80 с.
- Рыбников, К.А. Возникновение и развитие математической науки Текст. / К. А. Рыбников. М.: Просвещение, 1987. — 159 с.
- Саранцев, Г. И. Методика обучения математике в средней школе Текст.: учебное пособие / Г. И. Саранцев. М.: Просвещение, 2002. -224 с.
- Саранцев, Г. И. Методы познания как средство упорядочения геометрических задач Текст. / Г. И. Саранцев, Т. М. Калинкина // Математика в школе. 1994. — № 6. — С.2−4.
- Саранцев, Г. И. Составление геометрических задач на заданных чертежах Текст. / Г. И. Саранцев // Математика в школе. 1993. — № 6. — С.14−16.
- Саранцев, Г. И. Упражнения в обучении математике Текст. / Г. И. Саранцев. М.: Просвещение, 1995. — 240 с.
- Саранцев, Г. И. Гуманитаризация математического образования Текст. / Г. И. Саранцев // Математика. 2004. — № 5. — С. 2−6.
- Сенько, Ю.В. Гуманитарные основы педагогического образования Текст.: учеб. пособие / Ю. В. Сенько М.: Академия, 2000. — 240 с.
- Сенько, Ю.В. Обучение и жизненный познавательный опыт учащихся Текст. / Ю. В. Сенько, В. Э. Томарин. М.: Знание, 1989. — 80 с.
- Сериков, В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем Текст. / В. В. Сериков. М.: Логос, 1999.-272 с.
- Сизова, М.Н. Преемственность в формировании аналогии при обучении математике в начальных и 5−6 классах средней школы Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / М. Н. Сизова. Саранск, 1999.- 19 с.
- Скарбич, С.Н. Формирование у учащихся умения составлять планиметрические задачи на основе данной задачи Текст. / С. Н. Скарбич //Образовательные технологии. 2005. — № 4. -С.74−78.
- Скаткин, М.Н. Совершенствование процесса обучения Текст. / М. Н. Скаткин. М.: Педагогика, 1971. — 206 с.
- Слепкань, З.И. Психолого-педагогические основы обучения математике Текст.: учебное пособие / З. И. Слепкань. Киев: Рад. школа, 1983.- 192 с.
- Соколов, В.Н. Педагогическая эвристика Текст.: учеб. пособие / В. Н. Соколов М., Аспект-пресс, 1995. — 254 с.
- Солсо, Р. Когнитивная психология Текст. / Р. Соло. СПб.: Питер, 2002. — 592 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт Электронный ресурс. // http://standart.edu.ru/
- Старченко, A.A. Роль аналогии в познании Текст. / A.A. Старченко. -М.: Высшая школа, 1961. 52 с.
- Стернберг Р. Инвестиционная теория креативности Текст. /Р. Стернберг, Е. Григоренко //Психологический журнал. 1998. -№ 2.-С. 144−161.
- Столяр, A.A. Педагогика математики Текст. / A.A. Столяр. Минск: Вышейшая школа, 1974. — 382 с.
- Столяр, A.A. Роль математики в гуманизации образования Текст. / A.A. Столяр // Математика в школе. 1990. — № 6. — С.5−7.
- Стратегии развития российского образования до 2020 года Электронный ресурс. // http://www.edu.ru/
- Страчевский, Э.А. Составление задач по математике как средство активизации мыслительной деятельности учащихся 7−10 классов Текст.: автореф. дисс.. канд. пед. наук / Э. А. Старчевский. -Петрозаводск, 1972. 16 с.
- Талызина, Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний Текст. / Н. Ф. Талызина. М.: МГУ, 1975. — 343 с.
- Талызина, Н.Ф. Формирование приемов математического мышления Текст. / Н. Ф. Талызина. М.: ВГ, 1995. — 246 с.
- Теплов, Б.М. Ум полководца Текст. /Б.М. Теплов //Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления /Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Петухова. М.: Педагогика, 1990. — 208 с.
- Теплов, Б.М. Избранные труды. Т.1. Текст. / Б. М. Теплов. М.: Педагогика, 1985. — 328 с.
- Тихомиров, В.М. Геометрия в современной математике и математическом образовании Текст. / И. М. Тихомиров // Математика в школе. 1993. — № 4. — С.
- Тихомиров, O.K. Психология мышления Текст.: учеб. пособие для студ. выс. учеб. заведений / O.K. Тихомиров. М.: Академия, 2002. -288 с.
- Токмазов, Г. В. Задачи динамического характера Текст. / Г. В. Токмазов // Математика в школе. 1994. — № 5. — С.9−12.
- Уемов, А.И. Аналогия в практике научного исследования Текст. / А. И. Уемов. М.: Наука, 1970. — 264 с.
- Усова, А. В. Формирование учебных умений и навыков учащихся на уроках физики Текст. / A.B. Усова, A.A. Бобров. М.: Просвещение, 1988.- 125 с.
- Уткина, Т.И. Обучение учащихся составлению геометрических задач как средство развития их творческих способностей Текст.
- Т.И. Уткина // Развитие учащихся в процессе обучения математике: межвузовский сборник научных трудов. Н. Новгород: НГПИ им. М. Горького, 1992. — С. 46−51.
- Фидельман, М.И. Динамика развития творческой и интеллектуальной одаренности в младшем школьном возрасте Текст.: дисс.. канд. психол. наук / М. И. Фидельман. М., 1994. — 181 с.
- Философская энциклопедия Электронный ресурс. / http://ru.wikipedia.org/wiki/Филocoфcкиecлoвapи
- Философский энциклопедический словарь Текст. / Под ред. С. С. Аверинцева. -М.: Советская энциклопедия, 1989. С. 230.
- Фридман, J1.M. Как научиться решать задачи Текст.: пособие для учащихся / JI.M. Фридман, E.H. Турецкий. М.: Просвещение, 1984. -175 с.
- Фридман, JI.M. Теоретические основы методики обучения математике Текст. / Л. М. Фридман. М.: МПСИ: Флинта, 1998. — 224 с.
- Фридман, Л.М. Логико-психологический анализ школьных учебных задач Текст. / Л. М. Фридман. М.: Педагогика, 1977. — 208 с.
- Холодная, М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования Текст. / М. А. Холодная. СПб.: Питер, 2002. — 272 с.
- Хуторской A.B. Современная дидактика: учебник для вузов / A.B. Хуторской. СПб.: Питер, 2001. — 544 с.
- Цукарь, А.Я. Дидактические материалы по геометрии с элементами исследования для 7-го класса Текст. / А. Я. Цукарь. -М.: Просвещение, 1998. 80 с.
- Цукарь, А.Я. Дидактические материалы по геометрии с элементами исследования для 8-го класса Текст. / А. Я. Цукарь. -М.: Просвещение, 1999. 80 с.
- Цукарь, А.Я. Дидактические материалы по геометрии с элементами исследования для 9-го класса Текст. / А. Я. Цукарь. -М.: Просвещение, 2000. 65 с.
- Цукарь, А.Я. Дополнительная работа над задачей Текст. / А. Я. Цукарь // Математика в школе. 1982. — № 1. — С. 42−44.
- Цукарь, А.Я. Использование аналогии в преподавании математики Текст. / А. Я. Цукарь // Математика в школе. 1981. — № 4. — С. 22−24.
- Черепанова, Т.П. Обучение варьированию условия задачи средство активизации мыслительной деятельности учащихся Текст. / Т. П. Черепанова // Математика в школе. — 1964. — № 5. — С. 36−39.
- Шапоринский, С.А. Обучение и научное познание Текст. / С. А. Шапоринский. М.: Педагогика, 1981. — 208 с.
- Шарыгин, И.Ф. Математика. 2200 задач по геометрии для школьников и поступающих в вузы Текст. / И. Ф. Шарыгин. М., 1999. — 304 с.
- Шарыгин, И.Ф. Некоторые размышления по поводу школьного курса геометрии Текст. /И.Ф. Шарыгин //Учительская газета. 1992. -№ 20.-С. 11−13.
- Шатилова, A.B. Обучение школьников составлению задач по готовому чертежу Текст.: автореф. дис. канд. пед. наук / А. В. Шатилова. -Саранск, 1997. 18 с.
- Швырев, B.C. Научное познание как деятельность Текст. / B.C. Швырев. М.: Политиздат, 1984. — 232 с.
- Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды Текст. / Д. Б. Эльконин. М.: Педагогика, 1989. — 560 с.
- Энгельмейер, П.К. Теория творчества Текст. / П. К. Энгельмейер. -СПб., 1910.
- Эрдниев П.М. О технологии творческого обучения математике Текст. / П. М. Эрдниев // Математика в школе. 1990. — № 6. — С. 35−39.
- Эрдниев П.М. Сравнение и обобщение при обучении математике Текст. / П. М. Эрдниев. М.: Учпедгиз, 1960. — 152 с.
- Эрдниев П.М. Укрупнение дидактических единиц как технология обучения Текст. / П. М. Эрдниев. М.: Учпедгиз, 1960. — 152 с.
- Эрдниев, П.М. Аналогия в математике Текст. / П. М. Эрдниев. -М.: Знание, 1971.-86 с.
- Эсаулов, А.Ф. Психология решения задач Текст. / А. Ф. Эсаулов. -Минск: Вышейшая школа, 1977. 216 с.
- Юдина, H.A. Обучение учащихся решению математических задач на основе применения методов научного познания Текст. / H.A. Юдина //Приложение к журналу «Омский научный вестник» № 9 (47), декабрь 2006 г. — С.76−79.
- Юдина, H.A. Исследование планиметрической задачи как необходимый компонент методики обучения учащихся ее решению Текст. / H.A. Юдина // Омский научный вестник № 5 (81). — 2009. -С.190−192.
- Юдина, H.A. Возможности заключительного этапа решения задачи в процессе развития творческого мышления учащихся Текст.
- H.A. Юдина // Проблемы и перспективы развития образования в России: Сборник материалов V Международной научно-практической конференции: в 2-х частях. Часть 1 / Под общей ред. С. С. Чернова. -Новосибирск: НГТУ, 2010. С.278−282.
- Юдина, H.A. Обучение учащихся аналогии на заключительном этапе решения планиметрических задач Текст. / H.A. Юдина // Альманах современной науки и образования. № 10 (53). — 2011. — С. 187−191.
- Юдина, С.Д. Анализ проблемы творчества в гуманистической психологии: Материалы IV съезда Российского психологического общества Текст. / С. Д. Юдина. М., 2007. — С.388.
- Юнг К. Тэвистокские лекции. Аналитическая психология: ее теория и практика. М.: Рефл-бук, Ваклер, 1998. — 295 с.
- Якиманская, И.С. Технология личностно-ориентированного образования в современной школе Текст. / И. С. Якиманская. М.: Сентябрь, 2000. — 176 с.
- Яковлева E.JI. Психология развития творческого потенциала личности Текст. / Е. Л. Яковлева. М.: Флинта, 1997. — 224 с.
- Guilford, J.P. The nature of human intelligence Текст. / J.P. Guilford. -N.Y.: Mc-Gaw Hill, 1967.
- Morgan, D.N. Creativity today Текст. / D.N. Morgan // Journ. of Aeschetiics. 1953. -№ 12. -P.l-24.
- Torrance, E.P. Guiding creative talent Englewood Cloffs Текст. / E.P. Torrance. -N.Y.: Prentice-Hall, 1962.