Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Методика обучения учащихся аналогии на заключительном этапе решения планиметрических задач

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Теоретико-методологической основой исследования являются психолого-педагогические исследования по проблемам реализации деятельностного подхода к обучению (В.В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, Н. Ф. Талызина и др.), а также исследования по проблемам гуманизации и гуманитаризации математического образования, развития личности средствами обучения математики (Г.В. Дорофеев, О. Б. Епишева, Т. А. Иванова, Г… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ АНАЛОГИИ НА ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОМ ЭТАПЕ РЕШЕНИЯ ПЛАНИМЕТРИЧЕСКИХ ЗАДАЧ
    • 1. 1. Психолого-педагогические основы использования метода научного познания аналогии в процессе обучения геометрии
    • 1. 2. ВОЗМОЖНОСТИ ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОГО ЭТАПА РЕШЕНИЯ ПЛАНИМЕТРИЧЕСКИХ ЗАДАЧ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ АНАЛОГИИ
    • 1. 3. РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ АНАЛОГИИ КАК ОСНОВА ОРГАНИЗАЦИИ ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОГО ЭТАПА РЕШЕНИЯ ПЛАНИМЕТРИЧЕСКИХ ЗАДАЧ
  • выводы по первой главе
  • ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ АНАЛОГИИ НА ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОМ ЭТАПЕ РЕШЕНИЯ ПЛАНИМЕТРИЧЕСКИХ ЗАДАЧ
    • 2. 1. Комплекс заданий, направленный на обучение учащихся аналогии на заключительном этапе решения планиметрических задач
    • 2. 2. Процессуальный компонент методики обучения учащихся аналогии
    • 2. 3. Организация и результаты экспериментальной работы
  • Выводы по второй главе

Методика обучения учащихся аналогии на заключительном этапе решения планиметрических задач (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Переходные процессы в экономической, социально-политической и социокультурной сферах, происходящие в России в последнее время, предопределили направления реформирования системы образования. Одним из таких направлений является гуманитаризация образования, смысл которой заключается в приобщении ученика к духовной культуре, творческой деятельности, методологии открытия нового. Гуманитаризация образования, в частности математического, предполагает вооружение школьников методами научного поиска, среди которых особую роль играют эвристические приемы и методы научного познания.

Опыт показывает, что не только строгая логика и дедукция должны являться основополагающими научными методами в школьном обучении. Необходимо искать иные по содержанию и назначению методы. Использование в обучении такого метода научного познания, как аналогия, предполагает включенность ученика в процесс добывания знаний и, как следствие этого, более доступное, прочное и осознанное усвоение учебного материала. Последнее обеспечивает мысленный перенос определенной системы знаний и умений от известного объекта к неизвестному, включение учащихся в исследовательскую деятельность, развитие их творческого потенциала.

Различные аспекты использования метода аналогии в обучении математике рассматривали в своих исследованиях отечественные и зарубежные ученые: Е. А. Беляев, В. Г. Болтянский, С. Ф. Бондарь, Н. В. Горбачева, В. А. Далингер, А. И. Жохов, A.A. Ивин, Ю. М. Колягин, Р. Ю. Костюченко, Д. Пойа, Г. И. Саранцев, М. Н. Сизова, A.A. Столяр, А. И. Уемов, Б. З. Хынг, П. М. Эрдниев и др. Отдельные вопросы использования аналогии в обучении поднимались также в различных публикациях и учебниках по методике обучения математике. Однако проблема использования метода аналогии в обучении до сих пор остается актуальной, и связано это с различными трактовками понятия аналогии, множественностью ее видов и, как следствие, разными подходами к ее использованию в обучении.

Усвоение научных основ математики, умение решать математические задачи предполагают достижение учащимися определенного уровня развития мышления, поскольку оно является не только конечной целью, но и условием успешного усвоения такого предмета как математика, в частности, геометрии.

Практика обучения показывает низкое качество геометрических знаний и умений учащихся основной школы. Это объясняется и относительной сложностью этого предмета по сравнению с другими дисциплинами математического цикла, и традиционно небольшим количеством времени, отведенным на его изучение. Следует отметить, что одним из основных видов деятельности при обучении геометрии является решение задач.

В этом контексте особое значение приобретает заключительный этап решения задачи, поскольку его реализация сочетает в себе не только ретроспективный взгляд, обобщение и систематизацию изученного, но и средство развития ученика, в том числе и средство приобщения учащихся к методам научного познания, в частности — аналогии. Различные аспекты использования заключительного этапа решения задачи при обучении математике широко обсуждаются в научной и методической литературе, работах известных математиков, методистов, учителей (С.Г. Губа, Д. Зайцева, Т. А. Иванова, Д. Ф. Изаак, Т. М. Калинкина, Е. О. Канин, Ю. М. Колягин, А. И. Мостовой, Ф. Ф. Нагибин, М. Н. Наконечный, Д. Пойа, Г. И. Саранцев, З. А. Скопец и др.). Несмотря на разноаспектность существующих исследований, можно выделить общий для них тезис: заключительный этап работы с задачей является необходимой и существенной частью решения и содержит в себе значительный потенциал для обучения, развития и воспитания учащихся, совершенствования процесса обучения математике.

Вместе с тем, изучение опыта работы учителей математики показывает, что возможности заключительного этапа решения задачи используются в практике школьного обучения недостаточно. Многие учителя считают, что с получением ответа работа с задачей закончена. Среди причин этого явления.

— отсутствие методики работы с задачей на заключительном этапе ее решения, на необходимость создания которой указывают в своих трудах Ю. М. Колягин, Е. С. Канин, Ф. Ф. Нагибин, Г. И. Саранцев.

Признавая несомненную ценность существующих исследований, следует отметить, что методика обучения учащихся аналогии в процессе работы над планиметрической задачей на заключительном этапе ее решения не являлась до настоящего времени объектом специального методического исследования.

Все вышесказанное свидетельствует о существовании противоречий между:

— востребованностью обучения учащихся эвристическим приемам и методам научного познания, творческой деятельности и недостаточной разработанностью методических основ использования аналогии как метода научного познания при обучении геометрии;

— существующим высоким дидактическим потенциалом заключительного этапа решения планиметрических задач для обучения учащихся аналогии, практически не используемом в традиционной образовательной практике, и отсутствием адекватной научно обоснованной методики обучения.

Наличие данных противоречий обусловливает актуальность исследования, нацеленного на решение проблемы недостаточной разработанности методических основ обучения учащихся аналогии на заключительном этапе решения планиметрических задач.

Наличие данной проблемы определило тему исследования: «Методика обучения учащихся аналогии на заключительном этапе решения планиметрических задач».

Объект исследования — обучение учащихся аналогии в процессе решения планиметрических задач.

Предмет исследования — методика обучения аналогии на заключительном этапе решения планиметрических задач.

Цель исследования: научные разработка и обоснование методики обучения учащихся аналогии на заключительном этапе решения планиметрических задач.

Гипотеза исследования: обучение учащихся аналогии на заключительном этапе решения планиметрических задач будет эффективным, если:

1) метод аналогии рассматривать как метод научного познания, дидактически адаптированный к обучению геометрии;

2) структура заключительного этапа решения планиметрической задачи определяется видами аналогий и деятельностью учащихся по их применению;

3) методика обучения учащихся аналогии будет представлена в целевом компоненте — совокупностью целей обучения аналогии на заключительном этапе решения задач, в содержательном — знаниями видов аналогий и основ конструирования комплекса соответствующих заданий, в процессуальном — совокупностью приемов и заданий по организации учебной деятельности учащихся на заключительном этапе решения планиметрических задач.

В соответствии с проблемой и гипотезой исследования и для достижения поставленной цели потребовалось решить следующие задачи:

1) выявить психолого-педагогические основы использования аналогии как метода научного познания в процессе обучения геометрии;

2) выделить структуру заключительного этапа решения планиметрических задач в соответствии с видами аналогий и деятельностью учащихся по их применению;

3) определить целевой, содержательный и процессуальный компоненты методики обучения учащихся аналогии в процессе работы над планиметрической задачей на заключительном этапе решения;

4) экспериментально проверить эффективность методики обучения учащихся аналогии в процессе реализации заключительного этапа решения планиметрической задачи.

Теоретико-методологической основой исследования являются психолого-педагогические исследования по проблемам реализации деятельностного подхода к обучению (В.В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, Н. Ф. Талызина и др.), а также исследования по проблемам гуманизации и гуманитаризации математического образования, развития личности средствами обучения математики (Г.В. Дорофеев, О. Б. Епишева, Т. А. Иванова, Г. И. Саранцев, A.A. Столяр и др.). В работе использованы результаты исследований, посвященных проблемам совершенствования геометрического образования (А.Д. Александров, Е. В. Баранова, В. А. Гусев, В. А. Далингер, Г. В. Дорофеев, Г. И. Саранцев, И. М. Смирнова, И. Ф. Шарыгин и другие), теории задач (Г.А. Балл, Л. Л. Гурова, Ю. М. Колягин, Д. Пойа, Л. М. Фридман, А. Ф. Эсаулов и др.), использования метода аналогии в обучении математике (В.Г. Болтянский, В. А. Далингер, А. И. Жохов, Ю. М. Колягин, Р. Ю. Костюченко, Д. Пойа, Г. И. Саранцев, A.A. Столяр, П. М. Эрдниев и др.).

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: изучение и анализ философской, психологической, педагогической и методической литературы по проблеме исследованияанализ действующих и находящихся в стадии проектирования нормативных документов, определяющих структуру и содержание школьного образованияанкетирование, наблюдение за ходом учебного процесса, педагогический эксперимент, анализ результатов эксперимента и их статистическая обработка.

Достоверность результатов исследования обеспечивается всесторонним анализом проблемы, соответствием полученных выводов основным положениям дидактики и методики обучения математикерепрезентативной выборкой с учетом содержания и характера эксперименталогической обоснованностью теоретических выводов и хода экспериментальной работы, систематическим мониторингом исследования на его различных этапах, статистической обработкой данных эксперимента.

Положения, выносимые на защиту:

1. Метод аналогии в обучении геометрии понимается как метод обучения, при котором реализуются такие действия, как составление и нахождение аналогов различных заданных объектов и отношенийсоставление задач, аналогичных заданнымперенос информации о модели на оригиналпроведение рассуждений при решении задачи по аналогии с решением исходной задачипроверка утверждений по аналогии.

2. Структура заключительного этапа решения планиметрической задачи определяется видами аналогий и деятельностью учащихся по их применению и представлена: 1) исследованием задачи и хода решения (деятельность учащихся осуществляется в соответствии с видами аналогии, выделенными на основе видов тождеств) — 2) формулированием и решением задач, порожденных данной (деятельность учащихся осуществляется в соответствии с аналогией, в основе которой лежит начальное или конечное состояние задачи) — 3) поиском новых способов решения задачи (деятельность учащихся осуществляется в соответствии с аналогией, в основе которой лежит базис решения или само решение задачи).

3. Методика обучения учащихся аналогии на заключительном этапе решения планиметрических задач характеризуется совокупностью взаимосвязанных компонентов:

— целевого, определяемого направленностью процесса обучения учащихся аналогии как методу научного познания и как приему поиска решения задачи, осознания способа решения и возможности переноса его в новые ситуации;

— содержательного, предполагающего использование различных видов аналогии (аналогия применения, аналогия обобщения, аналогия контакта, предельная аналогия, аналогия преобразований, тривиальная аналогия, аналогия противоположностей, а также аналогия в структуре задачи) для построения комплекса заданий, с учетом структуры заключительного этапа решения планиметрической задачи;

— процессуального, представленного схемой организации учебной деятельности учащихся: ознакомление учащихся с аналогией как методом научного познания, выявление особенностей умозаключений, сделанных по аналогииприменение учащимися различных видов аналогии для работы на заключительном этапе решения задачи по планиметрииорганизация осознанного применения учащимися метода аналогии на заключительном этапе решения планиметрической задачи.

Научная новизна результатов исследования состоит в том, что впервые обучение учащихся аналогии как методу научного познания рассматривается на заключительном этапе решения планиметрических задач, поскольку это обеспечивает не только осознание учащимися основного приема поиска решения задачи, но и возможность переноса его в новые ситуации, нахождение нового способа решения, позволяет осуществить не только исследование задачи, но и сконструировать новые задачи, порожденные данной (по методу решения, по рассматриваемым объектам и отношениям) — в рамках деятельностного подхода к обучению обосновано, что деятельность учащихся на заключительном этапе решения планиметрических задач (исследование задачи и хода решенияформулирование и решение задач, порожденных даннойпоиски новых способов решения задачи) может быть организована посредством различных видов аналогии (аналогия, основанная на различных видах тождеств, аналогия в структуре задачи) — впервые разработана методика обучения учащихся аналогии на заключительном этапе решения планиметрических задач.

Теоретическая значимость результатов исследования состоит в том, что полученные результаты вносят вклад в теорию и методику обучения математике за счет выявления педагогических основ обучения аналогии при организации деятельности учащихся на заключительном этапе решения планиметрических задач, позволяющих решать проблему приобщения учащихся к методам научного познания в процессе обучении геометрии.

Полученные результаты могут служить теоретической основой проектирования и реализации методик обучения учащихся различным содержательным линиям курса математики на разных уровнях образования на основе использования аналогии как метода научного познания.

Практическая ценность результатов исследования заключается в том, что разработано учебно-методическое обеспечение методики обучения аналогии на заключительном этапе решения планиметрических задач (комплекс заданий, методические рекомендации по его применению). Материалы исследования могут быть использованы с целью повышения качества обучения геометрии учителями математики и методистами, а также преподавателями вузов при подготовке учителей математики и в системе повышении их квалификации.

Апробация результатов исследования осуществлялась через:

— участие в IV Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы методики преподавания математики и информатики» (Биробиджан, 2009 г.) — V Международной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы развития образования в России» (Новосибирск, 2010 г.) — III Всероссийской научно-практической конференции «Современные технологии в Российской системе образования» (Пенза, 2005 г.) — Всероссийской конференции «Информатизация образования» (Барнаул, 2009 г.) — Всероссийской конференции, посвященной 110-летию математического факультета МПГУ (Москва, 2011 г.) — III и V межвузовских научно-практических конференциях студентов и аспирантов «Молодежь. Наука. Творчество» (Омск, 2005 г., 2007 г.) — 11-й региональной научно-практической конференции студентов и аспирантов «Наука и образование: проблемы и перспективы» (Бийск, 2009 г.);

— выступления на заседаниях кафедры теории и методики обучения математике Омского государственного педагогического университета (Омск,.

2005;2011 гг.);

— публикацию материалов исследования в научных, научно-методических изданиях, периодической печати (по материалам исследования опубликовано 14 работ, в том числе в журналах, реферируемых ВАК — 2).

Внедрение результатов исследования осуществлялось в МОУ «Тюкалинский лицей», МОУ «Гимназия г. Тюкалинска» и МОУ «Атрачинская СОШ» Омской области. Разработанные в процессе исследования методические материалы используются учителями математики средних образовательных учреждений Тюкалинского района, лицея и гимназии г. Тюкалинска, на методическом объединении учителей математики Тюкалинского района Омской области, преподавателями Омского государственного педагогического университета.

Эмпирической базой исследования являлись средние общеобразовательные школы г. Тюкалинска Омской области: МОУ «Тюкалинский лицей», МОУ «Гимназия г. Тюкалинска» и МОУ «Атрачинская СОШ». Этапы исследования:

Исследование проводилось в 2005;2011 гг. и включало три основных этапа:

Первый этап (2005;2006 гг.) — анализ педагогической, психолого-педагогической и методической литературы по теме исследованияизучение состояния исследуемой проблемы в теории и практикеанализ деятельности учителей математики по использованию метода аналогии в обучении планиметрии.

Второй этап (2006;2007 гг.) — формулирование гипотезы и задач исследования, определение общих контуров теоретической модели, поиск решения задач исследования. На этом этапе было завершено теоретическое обоснование целесообразности использования метода аналогии на заключительном этапе решения задач по планиметрии. Разработаны содержательный и процессуальный компоненты соответствующей методики.

Третий этап (2007;2011 гг.) — проведение формирующего эксперимента, обработка, анализ, систематизация и обобщение его результатовформулирование основных выводов исследования.

Объем и структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (235 наименований) и приложений. Текст диссертации содержит 12 таблиц и 36 рисунков.

Выводы по второй главе.

1. Методические основы обучения учащихся аналогии на заключительном этапе решения планиметрических задач могут быть представлены совокупностью двух взаимосвязанных компонентов содержательного и процессуального, реализующих ее целевой компонент, а именно: направленность процесса обучения учащихся аналогии на приобщение их к методам научного познания, осознание учащимися основного приема поиска решения задачи и возможности переноса его в новые ситуации.

2. Комплекс планиметрических заданий, используемый для организации процесса обучения учащихся аналогии на заключительном этапе решения планиметрических задач, предполагает задания различных видов: задания, направленные на исследование задачи и хода ее решения, реализуют аналогию применения, обобщения, контакта, предельную, преобразований, тривиальную и аналогию противоположностейзадания, направленные на формулирование и решение задач, порожденных разобранной, а также задания, направленные на поиски и осуществление новых способов решения, реализуют аналогию в структуре планиметрической задачи.

3. Суть процессуального компонента составляют методы и формы обучения, отбор которых осуществляется в соответствии с целями и требованиями к результатам образования. Разработанная методика обучения учащихся аналогии на заключительном этапе решения планиметрических задач имеет следующие этапы: ознакомление учащихся с аналогией как методом научного познания, выявление особенностей умозаключений, сделанных по аналогииприменением учащимися различных видов аналогии для работы на заключительном этапе решения задачи по геометрииорганизация осознанного применения учащимися метода аналогии на заключительном этапе решения планиметрических задач.

4. Педагогический эксперимент проводился в соответствии с целями и задачами исследования и проходил в три этапа: констатирующий, поисковый и обучающий. Критериями эффективности разработанной методики, используемыми в обучающем эксперименте, нами определены: степень владения учащимися методом аналогии, коэффициенты полноты (достижения), успешности и эффективности, показатели развития творческого мышления (оригинальность, гибкость, беглость). Для определения степени владения учащимися методом аналогии (как ведущего, основного критерия) применялся комплекс диагностических методик, в каждой из которых проверялось умение учащихся выполнять действия, реализующие метод аналогии.

5. Комплексный контроль, осуществленный с применением методов математической статистики, подтвердил эффективность разработанной нами методики обучения учащихся аналогии в процессе реализации заключительного этапа решения планиметрических задач.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В процессе теоретико-экспериментального исследования полностью подтвердилась гипотеза исследования и получены следующие результаты и выводы:

1. Анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы показал существование таких подходов к определению понятия аналогии как: понятие, выражающее отношение сходства между различными объектами, системами, явлениями, процессамиособая логическая форма умозаключения, которая используется наряду с индукцией и дедукциейметод познания. Логическая структура умозаключения по аналогии позволяет организовать взаимосвязанное применение индуктивных и дедуктивных методов познания, что обеспечивает переход учащихся от репродуктивного уровня на уровень творческих действий, уровень формулирования гипотетических обобщений о способе решения задачи.

2. Метод аналогии в обучении геометрии — это такой метод обучения, при котором реализуются следующие действия: составление и нахождение аналогов различных заданных объектов и отношенийсоставление задач, аналогичных заданнымперенос информации о модели на оригинал (проводить рассуждение при решении задачи по аналогии с решением исходной задачи) — проверка утверждений, сделанных по аналогии.

3. На основе теоретического анализа научной, психолого-педагогической и методической литературы обобщено представление о сущности заключительного этапа решения задачи и его роли в процессе обучения учащихся аналогии, уточнены его специфические функции, а I именно, деятельность учащихся на заключительном этапе решения планиметрической задачи вооружает учащихся приемами работы с целью обучения школьников методам научного познанияспособствует осознанию основного приема поиска решения задачипозволяет активизировать процесс развития творческого мышления учащихсяявляется одним из показателей осознанности усвоенных знаний.

4. Анализ научно-методической литературы показал существование многообразия подходов к организации деятельности учащихся на заключительном этапе решения задачи. Деятельность учащихся по реализации метода аналогии предопределила выделение нами трех компонентов в структуре заключительного этапа, а именно: исследование задачи и хода ее решенияформулирование задач, порожденных разобраннойпоиск новых методов решения задачи.

5. Целевой компонент методики определяется направленностью процесса обучения учащихся аналогии на приобщение учащихся к методам научного познанияосознанием учащимися основного приема поиска решения задачи и возможности переноса его в новые ситуацииразвитием творческого мышления учащихся.

6. Для формирования содержательного компонента методики нами рассмотрены и положены в его основу различные виды аналогии (аналогия применения, аналогия обобщения, аналогия контакта, предельная аналогия, аналогия преобразований, тривиальная аналогия, аналогия противоположностей), а также аналогия в структуре задачи.

7. Процессуальный компонент методики обучения учащихся аналогии на заключительном этапе решения планиметрических задач имеет следующие этапы: ознакомление учащихся с аналогией как методом научного познания, выявление особенностей умозаключений, сделанных по аналогииприменение учащимися различных видов аналогии для работы на заключительном этапе решения задачи по геометрииорганизация осознанного применения учащимися метода аналогии на заключительном этапе решения планиметрических задач.

8. Выделены педагогические условия, способствующие эффективному применению аналогии на заключительном этапе решения планиметрической задачи: деятельностный и гуманитарно-ориентированный подходы к обучениюприобщение учащихся к методам научного познанияорганизация взаимосвязи индуктивных и дедуктивных методов познания в процессе обучения геометриивключение в содержание образования процедур творческого мышленияпривитие учащимся навыков в преобразовании явлений, процессов, в поиске новых комбинацийоптимальное сочетание индивидуальной и групповой работыкомплексный контроль достижения учащимися образовательных результатов.

9. Критериями определения эффективности методики обучения учащихся аналогии в процессе работы над задачей на заключительном этапе решения являются степень владения учащимися методом аналогии, коэффициенты полноты (достижения), успешности и эффективности, показатели развития творческого мышления (оригинальность, гибкость, беглость).

10. Экспериментальная часть исследования, получившая статистическую обработку, достоверно подтвердила эффективность предлагаемой методики. Проведенная статистическая обработка результатов эксперимента показала, что методика обучения учащихся аналогии на заключительном этапе решения задач эффективна, а также развивает такие показатели творческого мышления человека, как оригинальность, гибкость, беглость.

В рамках поставленных задач выполненное диссертационное исследование можно считать завершенным. Перспективным представляется уточнение предложенной методики для применения ее на разных ступенях школьного образования (начального, основного и полного), а также с использованием новых информационных технологий.

Таким образом, все изложенное выше дает основание считать, что поставленные задачи исследования решены в полном объеме.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , А.Н. Системное познание мира: методологические проблемы Текст. / А. Н. Аверьянов. М.: Политиздат, 1985. — 263 с.
  2. , Т.В. Основные понятия и методы школьного курса геометрии Текст. / Т. В. Автономова, Б. И. Аргунов. М.: Просвещение, 1988.-128с.
  3. , А.О. О двадцати пяти способах решения одной задачи Текст. / А. О. Ажгалиева, O.A. Ажгалиев // Математика в школе. -2009,-№ 6.-С. 39−47.
  4. , А.Д. Диалектика геометрии Текст. / А. Д. Александров //Математика в школе. 1986. -№ 1. — С. 12−18.
  5. , А.Д. О геометрии Текст. / А. Д. Александров // Математика в школе. 1980. — № 3. — С. 56−62.
  6. , Б.Г. О проблемах современного человекознания Текст. / Б. Г. Ананьев. Изд. 2-е, перераб. и доп. — СПб: Питер, 2001. — 272 с.
  7. В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития Текст. / В. И. Андреев. Казань: Центр инновационных технологий, 2006. — 608 с.
  8. , В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Основы педагогики творчества Текст. / В. И. Андреев. -Казань: Изд-во Казанского университета, 1988. 236 с.
  9. , В.И. Эвристическое программирование учебно-исследовательской деятельности Текст.: метод. пособие /В.И. Андреев. М.: Высшая школа, 1981. — 240 с.
  10. , А.Г. Образование России: от «культуры полезности» к «культуре достоинства» Текст. / А. Г. Асмолов, A.M. Кондаков // Педагогика. 2004. — № 7. — С. 3−11.
  11. , Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе Текст. / Ю. К. Бабанский. М.: Просвещение, 1985. — 208 с.
  12. , Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: метод, основы Текст. / Ю. К. Бабанский. М.: Просвещение, 1982. -192 с.
  13. , Г. А. Теория учебных задач: Психолого-педагогический аспект Текст. / Г. А. Балл. М.: Педагогика, 1990. — 184 с.
  14. , Е.В. Методика использования учебных исследований при обучении геометрии в основной школе Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / Е. В. Баранова. Омск, 2003. — 22 с.
  15. , К.Б. Аналогия и модели в познании Текст. / К. Б. Батороев. -Новосибирск: Наука, 1981. 319 с.
  16. , Е.А. Некоторые особенности развития математического знания Текст. / Е. А. Беляев, H.A. Киселева, В. Я. Перминов. М.: Изд-во МГУ, 1975.- 112 с.
  17. H.A. Смысл творчества Текст. / Н. А. Бердяев. М., 2006. -350 с.
  18. , Н.М. Методика геометрии Текст. / Н. М. Бескин. М.: Учпедизд, 1947. — 276 с.
  19. , Д.Б. Об одном из подходов к исследованию интеллектуального творчества Текст. / Д. Б. Богоявленская // Вопросы психологии. 1994. — № 4. — С. 69−79.
  20. , Д.Б. Психология творческих способностей Текст. / Д. Б. Богоявленская. М.: Академия, 2002. — 320 с.
  21. , Д.Н. Психология усвоения знаний в школе Текст. /Д.Н.Богоявленский, H.A. Менчинская. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959.-347 с.
  22. , Jl.И. Интеллектуальное воспитание учащихся при обучении геометрии Текст.: монография / Л. И. Боженкова. Калуга: Изд-во КГПУ им. К. Э. Циолковского, 2007. — 281 с.
  23. , В.Г. Аналогия общность аксиоматики Текст. / В. Г. Болтянский // Советская педагогика. — 1975. — № 1. — С. 73−82.
  24. , В.Г. К проблеме дифференциации школьного математического образования Текст. /В.Г.Болтянский, Г. Д. Глейзер // Математика в школе. 1988. — № 3. — С. 9−13.
  25. , С.Ф. Дидактические основы применения аналогии на уроке (на материале предметов естественно-математического цикла) Текст.: дис.. канд. пед. наук / С. Ф. Бондарь. Киев, 1975. — 178 с.
  26. Э. Рождение новой идеи. О нешаблонном мышлении. М.: Прогресс, 1976. — 143 с.
  27. , В.М. Методика преподавания математики в средней школе Текст. / В. М. Брадис. М.: Учпедгиз, 1954. — 504 с.
  28. A.B. Психология мышления и проблемное обучение. -М.: Знание, 1983. 95 с.
  29. , A.B. Психология мышления и проблемное обучение Текст. / A.B. Брушлинский. М.: Знание, 1983. — 95 с.
  30. Буй Зуи Хынг Метод аналогии при обучении решению стереометрических задач в средней школе Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / Буй Зуи Хынг. СПб, 1991. — 17 с.
  31. , Г. Д. Теоретико-методологические основы обучения решению задач студентов вуза Текст.: автореф. дис.. д-ра. пед. наук / Г. Д. Бухарова. Екатеринбург: Изд-во Уральского госпедуниверситета, 1996. — 38 с.
  32. М. Продуктивное мышление Текст. / М. Вертгеймер. -М.: Прогресс, 1987.
  33. , Д.В. Методы научного познания в школьном обучении Текст. / Д. В. Вилькеев. Казань: Татарское книжное изд-во, 1975. — 160 с.
  34. , Л.В. Методика преподавания математики в средней школе: уч. пособие Текст. / Л. В. Виноградова. Ростов на Дону: Феникс, 2005.-252 с.
  35. , Н.В. Умозаключение по аналогии Текст. / Н. В. Воробьев. -М.: Изд-во МГУ, 1963. 26 с.
  36. , Л.С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте Текст. / Л. С. Выготский // Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991. — 290 с.
  37. , П.Я. Методы обучения и умственного развития ребенка Текст. / П. Я. Гальперин. М.: МГУ, 1995. — 208с.
  38. , Х.Ж. Теоретические основы развивающего обучения математике Текст. / Х. Ж. Танеев. Екатеринбург: УГПУ, 1997. -159 с.
  39. Геометрия Текст.: учеб. для 7−9 кл. сред. шк. / Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др. 9-е изд. — М.: Просвещение, 2000. -335 с.
  40. , А.Я. Избранные педагогические труды Текст. / А.Я. Герд- под ред. Б. Е. Райкова. М.: Изд-во акад. пед. наук РСФСР, 1953. — 208 с.
  41. , М.Г. Интеллектуальное развитие учащихся в процессе урочных и внеурочных занятий Текст. / М. Г. Глейзер // Развитие учащихся в процессе обучения математике: межвузовский сборник научных трудов. Н. Новгород: НГПИ им. М. Горького, 1992. — С. 94 105.
  42. , Б.В. Математика язык науки. Математические модели Текст. / Б. В. Гнеденко // Математика: хрестоматия по истории, методологии, дидактики / Сост. Г. Д. Глейзер. М.: Изд-во УРАО, 2001.-211 с.
  43. , Б.В. Математика и математическое образование в современном мире Текст. / Б. В. Гнеденко. М.: Просвещение, 1985. -192 с.
  44. , Б.В. Формирование мировоззрения учащихся в процессе обучения математике Текст. / Б. В. Гнеденко. М.: Просвещение, 1982.- 144 с.
  45. H.A. Метод аналогии как средство развития творческого мышления учащихся при обучении их элементам сферической геометрии Текст.: дис.. канд. пед. наук / Н. А. Горбачева. Омск, 2001.- 164 с.
  46. , Э.Г. Задача одна решения разные Текст. / Э. Г. Готман, З. А. Скопец. — К.: Род.шк., 1988. — 173 с.
  47. М.И., Краснянская К. А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях: Непараметрические методы. М.: Педагогика, 1987. — 160 с.
  48. , Т.П. Основы технологии развивающего обучения математике Текст.: учеб. пособие / Т. П. Григорьева, Т. А. Иванова, Л. И. Кузнецова, E.H. Перевощикова. Н. Новгород: НГПУ, 1997. -134 с.
  49. , Я.И. Совершенствование методики работы учителя математики Текст. / Я. И. Груденов. М.: Просвещение, 1990. — 224 с.
  50. , С.Г. Развитие у учащихся интереса к поиску и исследованию математических закономерностей Текст. / С. Г. Губа // Математика в школе, 1972.- № 3.- С. 19−22.
  51. , Л.Л. Психологический анализ решения задач Текст. / Л. Л. Гурова. Воронеж: Изд-во Воронежского университета, 1976. -321 с.
  52. , В.А. Психолого-педагогические основы обучения математике Текст. / В. А. Гусев. М.: Академия, 2003. — 432 с.
  53. , В.В. Виды обобщения в обучении Текст. /В.В. Давыдов. -М.: Педагогика, 1972. 423 с.
  54. , В.В. Теория развивающего обучения Текст. / В. В. Давыдов. М.: ИНТОР, 1996. — 544 с.
  55. , В.А. Метод аналогии как средство обучения учащихся стереометрии Текст.: учеб. пособие / В. А. Далингер. Омск: Изд-во ОмГПУ, 1998.-67 с.
  56. , В.А. Методика обучения учащихся стереометрии посредством решения задач Текст.: учеб. пособие / В. А. Далингер. -Омск: Изд-во ОмГПУ, 2001. 365 с.
  57. , В.А. Об аналогиях в планиметрии и стереометрии Текст. / В. А. Далингер // Математика в школе. 1995. — № 6. — С. 16−21.
  58. , В.А. Обучение учащихся доказательству теорем Текст.: учеб. пособие / В. А. Далингер. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2002. — 419 с.
  59. , В.А. Планиметрические задачи на построение Текст.: учеб. пособие / В. А. Далингер. Омск: Изд-во ОмГПУ, 1999. — 202 с.
  60. , В. Толковый словарь живого великорусского языка Текст.: Т. 1−4 / В.Даль. -М.: Русский язык, 1978-Т.1 А-3. 1978.-699 с.
  61. , Г. В. В одной задаче почти вся планиметрия Текст. / Г. В. Домкина, Т. А. Лаптева // Математика. — 1999. — № 40. — С.28−30.
  62. , Г. В. Гуманитарно-ориентированный курс основа учебного предмета «Математика» в образовательной школе Текст. / Г. В. Дорофеев // Математика в школе. — 1997. — № 4. — С. 59−66.
  63. , Г. В. О составлении циклов взаимосвязанных задач Текст. / Г. В. Дорофеев // Математика в школе. 1983. — № 6. — С.34−36.
  64. , В.Н. Психология общих способностей Текст. / В. Н. Дружинин. 2-е изд. — СПб: Питер. Ком, 1999. — 368 с.
  65. Д. Психология и педагогика мышления. М.: Лабиринт, 1999. -192 с.
  66. , О.Б. Технологии обучения математике на основе формирования приемов учебной деятельности: Теоретические основы Текст.: учеб. пособие для студентов пед. вузов по специальности 10 100 математика / О. Б. Епишева. — Тобольск: ТГПИ, 1998. — 158 с.
  67. , А.Л. Методика систематического применения аналогии при формировании математических понятий и умений решать задачи у учащихся восьмилетней школы Текст.: дис.. канд. пед. наук / А. Л. Жохов. М., 1978. — 243 с.
  68. , В.И. Теория обучения: современная интерпретация: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений Текст. / В. И. Загвязинский. М.: Академия, 2004. — 192 с.
  69. , Г. Д. Развитие навыков решения стереометрических задач Текст. / Г. Д. Зайцева // Математика в школе. 1982. — № 1. — С.40−42.
  70. Закон РФ «Об образовании» //Ведомости съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. — № 30.
  71. , Л.В. Избранные педагогические труды Текст. / Л. В. Занков. -М., Педагогика, 1990, 424 с.
  72. , В.П. Психологическая педагогика Текст. /В.П. Зинченко. -Самара: Изд-во СГПУ, 1998. 297 с.
  73. , Л.Я. Дидактические основы формирования системности знаний старшеклассников Текст. / Зорина Л. Я. -М.: Педагогика, 1978. 128 с.
  74. , JI.Я. Программа учебник — учитель Текст. / Л. Я. Зорина. -М.: Знание, 1989.-80 с.
  75. , Т.А. Гуманитаризация общего математического образования Текст. /Т.А.Иванова. Н. Новгород: НГПУ, 1998. — 134 с.
  76. , A.A. Искусство правильно мыслить: Книга для учащихся старших классов Текст. / A.A. Ивин. М.: Просвещение, 1986. -224 с.
  77. , В.И. Логика и интуиция в математическом образовании Текст. / В. И. Игошин // Педагогика. 2002. — № 9. — С. 40−46.
  78. , Д.Ф. Возникновение новых задач при исследовании задач по геометрии Текст. / Д. Ф. Изаак // Математика в школе. 1998. — № 2. -С.84−87.
  79. , Д.Ф. Исследование задачи по геометрии Текст. / Д. Ф. Изаак // Математика. 2000. — № 43. — С.21−22.
  80. , Д.Ф. Поиски, решение, исследование задач по геометрии Текст. / Д. Ф. Изаак // Математика в школе. 1998. — № 2. — С.84−87.
  81. Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. -Спб.: Питер, 2009. 448 с.
  82. Кабанова-Меллер, E.H. Роль обобщений в переносе Текст. /E.H. Кабанова-Меллер //Вопросы психологии. № 2. — 1972. -С. 55−56.
  83. Кабанова-Меллер, E.H. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся Текст. / E.H. Кабанова-Меллер. М.: Просвещение, 1968. — 183 с.
  84. , З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости Текст. / З. И. Калмыкова. М.: Педагогика, 1981. — 200 с.
  85. , Е.С. Заключительный этап решения учебных задач Текст. / Е. С. Канин, Ф. Ф. Нагибин // Преподавание алгебры и геометрии в школе: пособие для учителей /Сост. O.A. Боковнев. М.: Просвещение, 1982.-С. 131 — 138.
  86. , В.А. Философия. Исторический и систематический курс Электронный ресурс. / В. А. Канке. М.: Логос, 2001.
  87. , Л.С. Интеграция алгебраического и геометрического методов решения текстовых задач Текст. / Л. С. Капкаева. Саранск, 2001.- 134 с.
  88. Н.М. Динамические задачи в обучении геометрии Текст. / Н. М. Карпушина // Математика в школе. 2006. — № 3. — С.48−54.
  89. , A.A. Гуманитаризация образования: некоторые теоретические предпосылки Текст. / A.A. Косьян // Педагогика. 1998. — № 2. -С.17−22.
  90. , Б.М. О творчестве в науке и технике Текст. /Б.М. Кедров. -М.: Молодая гвардия, 1987. 192 с.
  91. , Г. М. Педагогический словарь Текст.: для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. М.: Издательский центр «Академия», 2000. — С. 176.
  92. , Ю.М. Задачи в обучении математике: Часть 2: Обучение математике через задачи и обучение решению задач Текст. / Ю. М. Колягин. М.: Просвещение, 1977. — 144 с.
  93. , Н.И. Логический словарь справочник Текст. / Н. И. Кондаков. М.: Наука, 1975. — 656 с.
  94. , Р.Ю. Метод аналогии как средство реализации внутрипредметных связей при обучении стереометрии Текст.: учеб. пособие / Р.Ю. Костюченко- под ред. В. А. Далингера. Омск: Изд-во ОмГПУ, 1999.-78 с.
  95. , Р.Ю. Обучение учащихся предельной аналогии при реализации внутрипредметных связей школьного курса геометрии Текст.: дис.. канд. пед. наук / Р. Ю. Костюченко. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2000.- 170 с
  96. , Р.Ю. Виды аналогии в геометрических задачах и теоремах на плоскости Текст. / Р. Ю. Костюченко, H.A. Юдина // Сборник научных трудов аспирантов, соискателей и молодых ученых. Вып. 7. — Тара: Изд-во: A.A. Аскаленко, 2011. — С. 37−43.
  97. , В.П. Философия для аспирантов Текст.: учеб. пособие / В. П. Кохановский, Е. В. Золотухина, Т. Г. Лешкевич. Изд. 2-е, перераб. и доп. — Ростов на Дону: Феникс, 2003. — 448 с.
  98. , В.П. Философия и методология науки Текст.: учебник для высших учебных заведений / В. П. Кохановский Ростов на Дону: Феникс, 1999.-396 с.
  99. , В.И. Структура и логика процесса обучения математике в средней школе Текст.: методические разработки по спецкурсу для слушателей ФПК / В. И. Крупич. М.: Изд-во МГПИ, 1985. — 117 с.
  100. , В.А. Психология математических способностей Текст. / В. А. Круиецкий. М.: Просвещение, 1968. — 432с.
  101. В.Т. Творческая природа психики человека Текст. / В. Т. Кудрявцев // Вопросы психологии. 1990. — № 3.
  102. , Л.Д. Среднее образование. Проблемы. Раздумья /Московский государственный университет печати. М.: МГУП, 2003.-84с.
  103. , Ю.Н. Эвристические методы в структуре решений Текст. / Ю. Н. Кулюткин. М.: Педагогика, 1970. — 232 с.
  104. , И.А. Об исследовании неопределенности в геометрических задачах Текст. / И. А. Кушнир // Математика в школе. 1998. — № 1. -С.69−71.
  105. , И.А. Воспитание творческой активности учащихся на уроках повторения геометрии Текст. / И. А. Кушнир // Математика в школе. -1991.-№ 1.-С. 12−16.
  106. , Л.Н. Алгоритмические и эвристические модели мышления и программированное обучение Текст. / Л. Н. Ланда // Советская педагогика. 1970. — № 12, — С.30−40.
  107. , Е.В. Методика формирования элементов исследовательской деятельности учащихся основной школы на уроках геометрии Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / Е. В. Ларькина. М., 1996. — 16 с.
  108. , А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. Текст. / А. Н. Леонтьев. М.: Политиздат, 1975. — 304 с.
  109. , А.Н. Проблема развития психики Текст. / А. Н. Леонтьев. -М.: Наука, 1981.- 186 с.
  110. , И.Я. Дидактические основы методов обучения Текст. /И.Я. Лернер. -М.: Педагогика, 1981. 186 с.
  111. Г., Халл К, Томсон Р. Творческое и критическое мышление. //Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления. М., 1981.
  112. , Л.М. 1000 проблемных задач по математике Текст. / Л. М. Лоповок. М.: Просвещение, 1995. — 239 с.
  113. Лук, А. Н. Мышление и творчество Текст. /А.Н.Лук. М.: Политиздат, 1976. — 144 с.
  114. Математика в образовании и воспитании Текст. / Сост. В. Б. Филиппов. М.: ФАЗИС, 2000.
  115. Математический энциклопедический словарь Текст. / Гл. ред. Ю. В. Прохоров. -М.: Сов. энциклопедия, 1988. С. 143.
  116. , A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении Текст. / A.M. Матюшкин. М.: Педагогика, 1985. — 208 с.
  117. , М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории Текст./ М. И. Махмутов. М.: Педагогика, 1975. — 368 с.
  118. , Е.И. Место задачи в деятельности Текст. / Е. И. Машбиц // Теория задач и способов их решения. Киев, 1973. — С. 3−13.
  119. , Н.С. О взаимосвязанных геометрических задачах Текст. / Н. С. Мельник // Математика в школе. 1986. — № 6. — С. 48−50.
  120. , H.A. Проблемы обучения, воспитания и психического развития ребенка Текст. /H.A. Менчинская. М.: Изд-во МПСИ, 2004.-511 с.
  121. Методика и технология обучения математике. Курс лекций Текст.: пособие для вузов / под научн. ред. H.JI. Стефановой, Н. С. Подходовой. М.: Дрофа, 2005. — 416 с.
  122. Методика преподавания математики в средней школе. Общая методика Текст.: учеб. пособие /Сост. В. А. Оганесян, Ю. М. Колягин, Г. Л. Луканкин, В. Я. Саннинский. 2-е изд. — М.: Посвещение, 1980. -368 с.
  123. Методика преподавания математики в средней школе. Общая методика Текст.: учеб. пособие /Сост. Р. С. Черкасов, A.A. Столяр. М.: Посвещение, 1985. — 336 с.
  124. Методы педагогического исследования Текст. /Под ред. В. И. Журавлева. М.: Просвещение, 1972. — 159 с.
  125. , Г. П. Составление геометрических задач учащимися как средство формирования и развития общих умений решения задач Текст.: дисс.. канд.пед.наук. -М., 1989. 191 с.
  126. , P.C. Психология Текст.: учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 3. Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика /P.C. Немов. Изд. 2-е.- М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. — 512 с.
  127. , P.C. Психология Текст.: учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии / P.C. Немов. -Изд. 2-е. М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. — 576 с.
  128. , H.H. Очеловечивание творчества: проблемы и перспективы Текст. / H.H. Нечаев // Вопросы психологии. 2006. — № 3. — С. 3−26.
  129. , Т.Г. Проектирование эксперимента в образовательных системах Текст.: научно-педагогическое пособие / Т. Г. Новиков. М.: АПКиПРО, 2002.- 112 с.
  130. Общая психология Текст. / Под ред. А. В. Петровского. 2-е изд. -М.: Просвещение, 1976. — 479 с.
  131. Одаренные дети Текст.: пер. с англ. /общ. ред. Г. В. Бурминской, В. М. Слуцкого. М.: Прогресс, 1991. — 213 с.
  132. , С.И. Толковый словарь русского языка Текст. / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова / РАН Институт русского языка им. В. В. Виноградова. Изд. 4-е., доп. -М.: Азбуковник, 1999. — С. 254.
  133. , A.A. Углубленное изучение геометрии в 8 классе Текст.: пособие для учителя / A.A. Окунев. М.: Просвещение, 1996. — 175 с.
  134. , И.Б. Развитие задачи Текст. / И. Б. Ольбинский // Математика в школе. 1998. — № 2. — С. 15−16.
  135. , В.Ф. Школа учит мыслить Текст. / В. Ф. Паламарчук. 2-е изд., доп. и перераб. — М.: Просвещение, 1987. — 208 с.
  136. , Я.И. Занимательная геометрия на вольном воздухе и дома Текст. / Я. И. Перельман. Ленинград: Время, 1925. — 254 с.
  137. , А.Н. Теоретические основы психолого-педагогического проектирования автоматизированных обучающих систем Текст. / А. Н. Печников. Петродворец: ВВМУРЭ им. А. С. Попова, 1995. -322 с.
  138. , Ж. Избранные психологические труды: пер. с англ. и фр. / вступ. статья В. А. Лекторского, В. Н. Садовского, Э. Г. Юдина. М.: МПА, 1994.-680 с.
  139. , Д. Как решать задачу Текст. /Д. Пойа. М.: Учпедгиз, 1959. -208 с.
  140. , Д. Математика и правдоподобные рассуждения Текст. / Д. Пойа. М.: Наука, 1975. — 463 с.
  141. , Д. Умственная работа Текст. /Д. Пойа // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления / под. ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Петухова. М.: Изд-во МГУ, 1981.-400 с.
  142. , Я.А. Психология творчества Текст. /Я.И.Пономарев. -М.: Наука, 1976.-303 с.
  143. Примерная программа основного общего образования. Алгебра. Геометрия: Проект Текст. // Математика. 2009. — № 17. — С.3−10.
  144. Примерная программа основного общего образования. Математика: Проект Текст. // Математика. 2009. — № 16. — С.37−48.
  145. Проблемы развития теории и методики оптимизации учебного процесса Текст.: сб. науч. трудов / под. ред. М. М. Поташника. М.: Изд-во АПН СССР, 1989. — 123 с.
  146. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев: Математика. 5−11 кл. Текст. / Сост. Г. М. Кузнецова, Н. Г. Миндюк. -3-е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2002. — 320 с.
  147. Н. Творчество как усиление себя Текст. /Н.Роджерс // Вопросы психологии. 1990. -№ 1. -С. 164−168.
  148. , Л.О. Методика преподавания наглядной геометрии учащимся 5−6 классов Текст.: курс лекций / Л. О. Рослова // Математика. 2009. -№ 17.-С. 39−46.
  149. Российская педагогическая энциклопедия Текст. / Ред. В. В. Давыдов. -М.: БРЭ, 1993.-С. 384.
  150. , С.Л. О мышлении и путях его исследования Текст. / С. Л. Рубинштейн. М.: Изд. АН СССР, 1958. — 147 с.
  151. , С.Л. Основы общей психологии Текст. / С. Л. Рубинштейн. СПб.: Питер, 2000. — 705 с.
  152. , Г. И. Математизация научного познания Текст. / Г. И. Рузавин. М.: Знание, 1984. — 208 с.
  153. , Н.К. Методика обучения и стимулирования поисковой деятельности учащихся по решению школьных математических задач Текст.: учеб. пособие / Н. К. Рузин. Горький: ГГПИ, 1989. — 80 с.
  154. , К.А. Возникновение и развитие математической науки Текст. / К. А. Рыбников. М.: Просвещение, 1987. — 159 с.
  155. , Г. И. Методика обучения математике в средней школе Текст.: учебное пособие / Г. И. Саранцев. М.: Просвещение, 2002. -224 с.
  156. , Г. И. Методы познания как средство упорядочения геометрических задач Текст. / Г. И. Саранцев, Т. М. Калинкина // Математика в школе. 1994. — № 6. — С.2−4.
  157. , Г. И. Составление геометрических задач на заданных чертежах Текст. / Г. И. Саранцев // Математика в школе. 1993. — № 6. — С.14−16.
  158. , Г. И. Упражнения в обучении математике Текст. / Г. И. Саранцев. М.: Просвещение, 1995. — 240 с.
  159. , Г. И. Гуманитаризация математического образования Текст. / Г. И. Саранцев // Математика. 2004. — № 5. — С. 2−6.
  160. , Ю.В. Гуманитарные основы педагогического образования Текст.: учеб. пособие / Ю. В. Сенько М.: Академия, 2000. — 240 с.
  161. , Ю.В. Обучение и жизненный познавательный опыт учащихся Текст. / Ю. В. Сенько, В. Э. Томарин. М.: Знание, 1989. — 80 с.
  162. , В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем Текст. / В. В. Сериков. М.: Логос, 1999.-272 с.
  163. , М.Н. Преемственность в формировании аналогии при обучении математике в начальных и 5−6 классах средней школы Текст.: автореф. дис.. канд. пед. наук / М. Н. Сизова. Саранск, 1999.- 19 с.
  164. , С.Н. Формирование у учащихся умения составлять планиметрические задачи на основе данной задачи Текст. / С. Н. Скарбич //Образовательные технологии. 2005. — № 4. -С.74−78.
  165. , М.Н. Совершенствование процесса обучения Текст. / М. Н. Скаткин. М.: Педагогика, 1971. — 206 с.
  166. , З.И. Психолого-педагогические основы обучения математике Текст.: учебное пособие / З. И. Слепкань. Киев: Рад. школа, 1983.- 192 с.
  167. , В.Н. Педагогическая эвристика Текст.: учеб. пособие / В. Н. Соколов М., Аспект-пресс, 1995. — 254 с.
  168. , Р. Когнитивная психология Текст. / Р. Соло. СПб.: Питер, 2002. — 592 с.
  169. Федеральный государственный образовательный стандарт Электронный ресурс. // http://standart.edu.ru/
  170. , A.A. Роль аналогии в познании Текст. / A.A. Старченко. -М.: Высшая школа, 1961. 52 с.
  171. Р. Инвестиционная теория креативности Текст. /Р. Стернберг, Е. Григоренко //Психологический журнал. 1998. -№ 2.-С. 144−161.
  172. , A.A. Педагогика математики Текст. / A.A. Столяр. Минск: Вышейшая школа, 1974. — 382 с.
  173. , A.A. Роль математики в гуманизации образования Текст. / A.A. Столяр // Математика в школе. 1990. — № 6. — С.5−7.
  174. Стратегии развития российского образования до 2020 года Электронный ресурс. // http://www.edu.ru/
  175. , Э.А. Составление задач по математике как средство активизации мыслительной деятельности учащихся 7−10 классов Текст.: автореф. дисс.. канд. пед. наук / Э. А. Старчевский. -Петрозаводск, 1972. 16 с.
  176. , Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний Текст. / Н. Ф. Талызина. М.: МГУ, 1975. — 343 с.
  177. , Н.Ф. Формирование приемов математического мышления Текст. / Н. Ф. Талызина. М.: ВГ, 1995. — 246 с.
  178. , Б.М. Ум полководца Текст. /Б.М. Теплов //Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления /Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Петухова. М.: Педагогика, 1990. — 208 с.
  179. , Б.М. Избранные труды. Т.1. Текст. / Б. М. Теплов. М.: Педагогика, 1985. — 328 с.
  180. , В.М. Геометрия в современной математике и математическом образовании Текст. / И. М. Тихомиров // Математика в школе. 1993. — № 4. — С.
  181. , O.K. Психология мышления Текст.: учеб. пособие для студ. выс. учеб. заведений / O.K. Тихомиров. М.: Академия, 2002. -288 с.
  182. , Г. В. Задачи динамического характера Текст. / Г. В. Токмазов // Математика в школе. 1994. — № 5. — С.9−12.
  183. , А.И. Аналогия в практике научного исследования Текст. / А. И. Уемов. М.: Наука, 1970. — 264 с.
  184. , А. В. Формирование учебных умений и навыков учащихся на уроках физики Текст. / A.B. Усова, A.A. Бобров. М.: Просвещение, 1988.- 125 с.
  185. , Т.И. Обучение учащихся составлению геометрических задач как средство развития их творческих способностей Текст.
  186. Т.И. Уткина // Развитие учащихся в процессе обучения математике: межвузовский сборник научных трудов. Н. Новгород: НГПИ им. М. Горького, 1992. — С. 46−51.
  187. , М.И. Динамика развития творческой и интеллектуальной одаренности в младшем школьном возрасте Текст.: дисс.. канд. психол. наук / М. И. Фидельман. М., 1994. — 181 с.
  188. Философская энциклопедия Электронный ресурс. / http://ru.wikipedia.org/wiki/Филocoфcкиecлoвapи
  189. Философский энциклопедический словарь Текст. / Под ред. С. С. Аверинцева. -М.: Советская энциклопедия, 1989. С. 230.
  190. Фридман, J1.M. Как научиться решать задачи Текст.: пособие для учащихся / JI.M. Фридман, E.H. Турецкий. М.: Просвещение, 1984. -175 с.
  191. , JI.M. Теоретические основы методики обучения математике Текст. / Л. М. Фридман. М.: МПСИ: Флинта, 1998. — 224 с.
  192. , Л.М. Логико-психологический анализ школьных учебных задач Текст. / Л. М. Фридман. М.: Педагогика, 1977. — 208 с.
  193. , М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования Текст. / М. А. Холодная. СПб.: Питер, 2002. — 272 с.
  194. A.B. Современная дидактика: учебник для вузов / A.B. Хуторской. СПб.: Питер, 2001. — 544 с.
  195. , А.Я. Дидактические материалы по геометрии с элементами исследования для 7-го класса Текст. / А. Я. Цукарь. -М.: Просвещение, 1998. 80 с.
  196. , А.Я. Дидактические материалы по геометрии с элементами исследования для 8-го класса Текст. / А. Я. Цукарь. -М.: Просвещение, 1999. 80 с.
  197. , А.Я. Дидактические материалы по геометрии с элементами исследования для 9-го класса Текст. / А. Я. Цукарь. -М.: Просвещение, 2000. 65 с.
  198. , А.Я. Дополнительная работа над задачей Текст. / А. Я. Цукарь // Математика в школе. 1982. — № 1. — С. 42−44.
  199. , А.Я. Использование аналогии в преподавании математики Текст. / А. Я. Цукарь // Математика в школе. 1981. — № 4. — С. 22−24.
  200. , Т.П. Обучение варьированию условия задачи средство активизации мыслительной деятельности учащихся Текст. / Т. П. Черепанова // Математика в школе. — 1964. — № 5. — С. 36−39.
  201. , С.А. Обучение и научное познание Текст. / С. А. Шапоринский. М.: Педагогика, 1981. — 208 с.
  202. , И.Ф. Математика. 2200 задач по геометрии для школьников и поступающих в вузы Текст. / И. Ф. Шарыгин. М., 1999. — 304 с.
  203. , И.Ф. Некоторые размышления по поводу школьного курса геометрии Текст. /И.Ф. Шарыгин //Учительская газета. 1992. -№ 20.-С. 11−13.
  204. , A.B. Обучение школьников составлению задач по готовому чертежу Текст.: автореф. дис. канд. пед. наук / А. В. Шатилова. -Саранск, 1997. 18 с.
  205. , B.C. Научное познание как деятельность Текст. / B.C. Швырев. М.: Политиздат, 1984. — 232 с.
  206. , Д.Б. Избранные психологические труды Текст. / Д. Б. Эльконин. М.: Педагогика, 1989. — 560 с.
  207. , П.К. Теория творчества Текст. / П. К. Энгельмейер. -СПб., 1910.
  208. П.М. О технологии творческого обучения математике Текст. / П. М. Эрдниев // Математика в школе. 1990. — № 6. — С. 35−39.
  209. П.М. Сравнение и обобщение при обучении математике Текст. / П. М. Эрдниев. М.: Учпедгиз, 1960. — 152 с.
  210. П.М. Укрупнение дидактических единиц как технология обучения Текст. / П. М. Эрдниев. М.: Учпедгиз, 1960. — 152 с.
  211. , П.М. Аналогия в математике Текст. / П. М. Эрдниев. -М.: Знание, 1971.-86 с.
  212. , А.Ф. Психология решения задач Текст. / А. Ф. Эсаулов. -Минск: Вышейшая школа, 1977. 216 с.
  213. , H.A. Обучение учащихся решению математических задач на основе применения методов научного познания Текст. / H.A. Юдина //Приложение к журналу «Омский научный вестник» № 9 (47), декабрь 2006 г. — С.76−79.
  214. , H.A. Исследование планиметрической задачи как необходимый компонент методики обучения учащихся ее решению Текст. / H.A. Юдина // Омский научный вестник № 5 (81). — 2009. -С.190−192.
  215. , H.A. Возможности заключительного этапа решения задачи в процессе развития творческого мышления учащихся Текст.
  216. H.A. Юдина // Проблемы и перспективы развития образования в России: Сборник материалов V Международной научно-практической конференции: в 2-х частях. Часть 1 / Под общей ред. С. С. Чернова. -Новосибирск: НГТУ, 2010. С.278−282.
  217. , H.A. Обучение учащихся аналогии на заключительном этапе решения планиметрических задач Текст. / H.A. Юдина // Альманах современной науки и образования. № 10 (53). — 2011. — С. 187−191.
  218. , С.Д. Анализ проблемы творчества в гуманистической психологии: Материалы IV съезда Российского психологического общества Текст. / С. Д. Юдина. М., 2007. — С.388.
  219. Юнг К. Тэвистокские лекции. Аналитическая психология: ее теория и практика. М.: Рефл-бук, Ваклер, 1998. — 295 с.
  220. , И.С. Технология личностно-ориентированного образования в современной школе Текст. / И. С. Якиманская. М.: Сентябрь, 2000. — 176 с.
  221. E.JI. Психология развития творческого потенциала личности Текст. / Е. Л. Яковлева. М.: Флинта, 1997. — 224 с.
  222. Guilford, J.P. The nature of human intelligence Текст. / J.P. Guilford. -N.Y.: Mc-Gaw Hill, 1967.
  223. Morgan, D.N. Creativity today Текст. / D.N. Morgan // Journ. of Aeschetiics. 1953. -№ 12. -P.l-24.
  224. Torrance, E.P. Guiding creative talent Englewood Cloffs Текст. / E.P. Torrance. -N.Y.: Prentice-Hall, 1962.
Заполнить форму текущей работой