Педагогическая коррекция нарушений общения слабовидящих детей старшего дошкольного возраста со сверстниками и взрослыми в процессе подготовки к школьному обучению
Диссертация
Решение этой задачи на практике предполагает целенаправленное формирование коммуникативного поведения и коррекцию нарушений общения у слабовидящих детей старшего дошкольного возраста в процессе подготовки к школе, значимость которого для всей их последующей жизнедеятельности чрезвычайно велика. В частности, умения и навыки, приобретенные дошкольниками в процессе участия… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСТОРИКО-ЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ
- 1. 1. Готовность к школе: понятие, структура и основные компоненты
- 1. 2. Общение: понятие, основные характеристики
- 1. 3. Особенности общения со взрослыми и сверстниками нормально видящих детей
- 1. 4. Разработанность проблемы общения детей с нарушением зрения
- ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ВЫЯВЛЕНИЕ НАРУШЕНИЙ ОБЩЕНИЯ СЛАБОВИДЯЩИХ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
- 2. 1. Содержание, задачи и методы констатирующего этапа исследования состояния коммуникативного поведения и нарушений общения слабовидящих детей в процессе подготовки к школьному обучению
- 2. 2. Результаты и анализ констатирующего эксперимента
- ГЛАВА 3. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ ОБЩЕНИЯ СО ВЗРОСЛЫМИ И СВЕРСТНИКАМИ У СЛАБОВИДЯЩИХ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
- 3. 1. Педагогическая коррекция нарушений общения с использованием элементов игрового тренинга
- 3. 2. Программа педагогической коррекции нарушений общения у слабовидящих детей с элементами игрового тренинга
- 3. 3. Результаты контрольного эксперимента
Список литературы
- Абраменкова В.В. Совместная деятельность дошкольников как условие гуманного отношения к сверстникам //Вопросы психологии. — 1980. № 5. — С.60.
- Аксенова Л.И. Социально-педагогические основы организации комплексной помощи семьям, имеющим детей с отклонениями в развитии: Автореф. дис.. канд. пед. наук. — Моск. гос. открытый пед. ун-т.—М, 1999. — 18 с.
- Алексеев O.JI. Теоретические основы учебной тифлотехники /Науч.-исслед. ин-т дефектологии РАО. Екатеринбург, 1992. — 284 с.
- Алиева Н.Ф. Педагогические условия формирования готовности детей к школе: Дис. канд. пед. наук. Екатенринбург, 1994. — 283 с.
- Амонашвили Ш. А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников. М.: Педагогика, 1984. — 297 с.
- Амонашвили Ш. А. В школу с 6 лет. М.: Педагогика, 1986. — 176с.
- Амонашвили Ш. А. Единство цели: (В добрый путь, ребята!): Пособие для учителя. — М.: Просвещение, 1987. 206 с.
- Амонашвили Ш. А. Здравствуйте, дети! М.: Просвещение, 1988. — 207 с.
- Амонашвили Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. — М.: Университетское, 1990. — 560 с.
- Ананьев Б. Г. Психология чувственного познания. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960.-486 с.
- Ананьев Б.Г., Рыбалко Е. Ф. Особенности восприятия пространства у детей. -М.: Просвещение, 1964. 304 с.
- Аникеева Н.П. Воспитание игрой. Новосибирск, 1994. — 144 с.
- Анисимова H.JI. Совместная работа семьи и детского сада по воспитанию и развитию детей с нарушением зрения // Дефектология. — 1998. № 1. С. 56−62.
- Анищенко О.М. Условия формирования предпосылок учебной деятельности детей // Дошкольное воспитание. 1972. № 5. — С. 39−44
- Анищенко О.М. Условия формирования предпосылок учебной деятельности детей // Дошкольное воспитание. 1979. № 5. — С. 39−44.
- Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. — М.: Медицина, 1975.-447 с.
- Анохин П.К. Избранные труды: Философские аспекты теории функциональной системы. М.: Наука, 1978. — 400 с.
- Антонова Т.В. Особенности общения старших дошкольников со сверстниками // Дошкольное воспитание. — 1975. № 10. С.15−18.
- Бабаева Т.И. Совершенствование подготовки детей к школе в детском саду. Л.: Изд-во ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1990. — 83 с.
- Бабаева Т.И. У школьного порога. М.: Просвещение, 1993. — 128 с.
- Безруких М.М., Ефимова С. П. Знаете ли вы своего ученика? М.: Просвещение, 1991.- 175 с.
- Безруких М.М., Князева М. Г. Как подготовить ребенка к школе и по какой программе лучше учиться? М., Новая школа — 1994. — 154 с.
- Белкин А.С. Ситуация успеха. Кн. для учителей. — Екатеринбург, 1991. — 185 с.
- Белкин А.С., Бараковская Н. И. и др. Основы педагогических технологий (краткий толковый словарь) / Под ред. А. С. Белкина. — Екатеринбург, 1995. -22с
- Белкин А.С., Яковлев В. И., Зислина И. С., Закирова Е. В., Новожилова Е. Е. Технология развития общения у детей старшего дошкольного возраста / Под ред. В. И. Яковлева. Екатеринбург: Уральский гос. пед. ун-т, 1997. — 64 с.
- Благая С. Основы построения режима в детских садах // Дошкольное воспитание. 1932. — № 9 — С. 21−26.
- Богомолова Н.И., Петровская JI.A. О методах активной социально-психологической подготовки // Вестник Мое. Ун-та. Сер. Психология. 1977. № 1.-С. 53−61.
- Богуславская З.М., Смирнова Е.О, Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста: Кн. для воспитателя детского сада. — М.: Просвещение, 1991.-207 с.
- Богуславская Н.Е., Купина Н. А. Веселый этикет (развитие коммуникативных способностей ребенка). Екатеринбург: АРГО, 1997. — 192 с.
- Бодалев А.А. Восприятие человека человеком. — JL: ЛГУ, 1965. — 123 с.
- Бодалев А.А. Субъективная значимость другого человека и определяющие ее факторы // Вестник Мое. Ун-та. Серия 14. Психология. 1985. № 2. — С. 16−23.
- Бодалев А.А., Ковалев Г. А. Теоретические и прикладные проблемы психологии общения в трудах В.Н. Мясищева // Психологические исследования общения / Отв. ред Б. Ф. Ломов. М.: Наука, 1985. — 25 с.
- Божович Л.И. Психологические вопросы готовности ребенка к школьному обучению. В кн.: Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. / Под ред. А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца. М.: АПН РСФСР, 1948. — С. 122−132.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М.: Педагогика, 1968. 464 с.
- Будницкая И.И., Катаева А. А. Ребенок идет в школу. М.: Педагогика, 1985.- 160 с.
- Буре Р.С. Формирование положительного отношения к учению на занятиях // Дошкольное воспитание. 1978. № 10. — С. 33−39.
- Буре Р.С., Островская Л. Ф. Воспитатель и дети. — М.: Просвещение, 1985. 143 с.
- Бычкова С.С. Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников: Методические рекомендации для воспитателей и методистов дошкольных образовательных учреждений. 2-е изд., испр. и доп. — М.: АРКТИ, 2003.-96 с.
- Вакуленко О.В. Игровой тренинг как средство формирования гуманнвх отношений старших дошкольников к сверстникам: Дис.. канд. пед.наук. Екатеринбург, 2000 153 с.
- Венгер JI.A. Психологические вопросы подготовки детей к обучению в школе //Дошкольное воспитание. 1970. № 4. С. 36−41.
- Венгер JI.A. О диагностике умственного развития детей, поступающих в школу // Дошкольное воспитание. 1977. № 6. — С.83−84.
- Венгер JI.A. Наша группа: (О развитии познавательных способностей ребенка). М.: Знание, 1978. — 96 с.
- Венгер JI.A. О формировании познавательных способностей в процессе обучения дошкольников //Дошкольное воспитание. 1979. № 5. — С. 36−39.
- Венгер JI.A., Венгер A.JI. Домашняя школа мышления. — М.: Знание, 1984.-80 с.
- Венгер JI.A. и др. Воспитание сенсорной культуры ребенка. От рождения до 6 лет. — М.: Просвещение, 1988. — 144 с.
- Венгер JI.A., Мухина B.C. Психология. М.: Просвещение, 1988. — 336 с.
- Венгер JI.A., Венгер A.JI. Готов ли ваш ребенок к школе? — М.: Знание, 1994.-192 с.
- Венгер JI.A., Венгер A.JI. Домашняя школа. М.: Знание, 1994. — 240 с.
- Виноградова М.Д., Первин И. Б. Коллективная деятельность и воспитание школьников. -М.: Просвещение, 1977. — 155 с.
- Возрастные возможности усвоения знаний / Под ред. Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова. М., 1966 — 442 с.
- Волков Б.С., Волкова Н. В. Основные закономерности психического развития ребенка /Ассоц. Проф. Образование- Заоч. ун-т проф. обучения, — М., 1994.-67 с.
- Волков Б.С., Волкова Н. В. Подготовка ребенка к школе: Задачи. Упражнения. Диагностика /Ассоц. Проф. образования- Заоч. ун-т проф. обучения. -М., 1994.-64 с.
- Волков Б.С., Волков Н. В. Детская психология: Психическое развитие ребенка до поступления в школу /ред. Б. С. Волков М.: Пед. о-во России, 2000. — 144 с.
- Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников. Под ред. В. В. Давыдова, Д. Б. Эльконина. М.: Изд. АПН РСФСР, 1962. — 286 с.
- Вопросы школьной дефектологии. Л.: J1111И им. А. И. Герцена. Уч. записки, 1966. — 200 с.
- Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста: Сб. ст./Под ред. А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца. М., 1995. — 144 с.
- Воспитательная работа старшей группы и подготовка детей к школе //Дошкольное воспитание. 1942. № 8 — С. 4−13.
- Воспитание и обучение слепого дошкольника / Под ред. Л. И. Солнцевой. -М.: Просвещение, 1967.— 175 с.
- Восприятие и действие /Под ред. А. В. Запорожца. М.: Просвещение, 1967.-323 с.
- Воспитание и обучение в детском саду /В.Н. Аванесова, Т. Л. Богина, Р. С. Буре и др. / Под ред. А. В. Запорожца, Т. А. Марковой. М.: Педагогика, 1976.-563 с.
- Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников: Кн. Для воспитателя дет. сада / Р. С. Буре, Г. Н. Година, А. Д. Шатова и др.- Под ред. A.M. Виноградовой. — 2-е изд. М.: Просвещение, 1989. — 96 с.
- Воспитатели и дети: источники роста / Под ред. В. А. Петровского. — М.: Аспект-Пресс, 1994. — 155 с.
- Воспитателю о личностном общении / В. А. Петровский, A.M. Виноградова, Л. М. Кларина, Л. П. Стрелкова. -М.: Новая школа, 1994. 77 с.
- Выготский Л.С. К психологии и педагогике детской дефективности // Вопросы воспитания слепых, глухонемых и умственно отсталых детей. — М., Наркомпрос РСФСР, 1924.-С.21.
- Выготский Л.С. Коллектив как фактор развития аномального ребенка // Вопросы дефектологии. — 1931. № 1. С. 16−21.
- Выготский JI.C. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. 1966. № 6. — С. 23−27.
- Выготский JI.C. Развитие высших психических функций. -М., I960—500с.
- Выготский JI.C. Собр. Соч.: В 6 т. /Под ред. А. В. Запорожца. М.: Педагогика, 1982. — Т.2. — 504 с.
- Выготский JI.C. Собр. Соч.: В 6 т. /Под ред. А. В. Запорожца. — М.: Педагогика, 1983. Т.5. — 369 с.
- Выготский JI.C. Собр. Соч.: В 6 т. /Под ред. А. В. Запорожца. — М.: Педагогика, 1984. Т.4. — 432 с.
- Выготский JI.C. Проблемы дефектологии. М.: Просвещение, 1995 — 527с.
- Выготский JI.C. Педагогическая психология /Под ред. В. В. Давыдова.-М.: Педагогика-пресс, 1999. — 536 с.
- Выготский Л.С. Психология. — М.: Апрель-Пресс: Эксмо-Пресс, 2000. -1007 с.
- Галигузова Л.Н., Смирнова Е. О. Ступени общения: от года до семи лет. -М.: Просвещение, 1992. 143 с.
- Гальперин П.Я., Запорожец А. В., Эльконин Д. Б. Проблемы формирования знаний и умений у школьников и новые методы обучения в школе //Вопросы психологии. 1963. № 5. — С. 3−15.
- Гелло В.А. Воспитание у детей старшего дошкольного возраста положительного отношения к школе //Вопросы умственного воспитания детей дошкольного возраста: Сб.тр. М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1978. — С.21−25.
- Тендер: язык, культура, коммуникация: Доклады второй международной конференции 22−23 ноября 2001. М.: Открытое общество, 2002. — 335 с.
- Генкина С.Г. Роль ПМПК в подготовке детей с нарушением зрения к школе. Инновации в Российском образовании. Психолого-педагогические аспекты образования детей с отклонениями в развитии. — М.: Изд-во МГУП, 2001. -178 с.
- Герасименко Ю.А. Коммуникативные тренинги как средство коррекции межличностных отношений неслышащих подростков в ученической группеспециальной коррекционной школы I вида: Дисс.. канд. пед. наук. Екатеринбург, 2002. 168 с.
- Гилевич В. Детский сад и школа //Дошкольное воспитание. 1940. — № 10. -С. 56−59.
- Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? — Издание 3-е, М.: Че-Ро, 1998.-240 с.
- Горбылева И.Л. Психолого-педагогическая коррекция средствами искусства в дошкольном учреждении для детей с нарушением зрения // Дефектология. 1997. № 6. -С. 60.
- Гостюхина О.М. Влияние самодеятельных объединений на формирование справедливых отношений дошкольников: Автореферат дис.. канд. пед. наук. -М., 1984.-24 с.
- Готовность к школе: развивающие программы / Под ред. И. В. Дубровиной. 6-е издание. М.: Академический Проект, 2001. — 96 с.
- Гребенкина Н.В. Прогнозирование возможности обучения ребенка с ослабленным здоровьем в условиях реабилитационного центра: Дис.. канн.пед.наук. Тюмень, 1999. 146 с.
- Григорьева Г. В. Особенности формирования и развития средств общения у дошкольников с нарушением зрения // Дефектология. — 1996. № 4. — С. 84.
- Григорьева Г. В. Особенности владения невербальными средствами общения дошкольниками с нарушениями зрения // Дефектология. 1998. № 5. — С. 76−87.
- Григорьева Г. В. Развитие ведущей формы общения у дошкольников с нарушениями зрения // Дефектология. — 2001. № 2. — С.76.
- Гросс К. Душевная жизнь ребенка. Киев, 1996. — 57 с.
- Гудонис В. Теоретические предпосылки интеграции лиц с нарушенным зрением // Дефектология. — 1996. № 2. — С.7.
- Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. М.: Академический проект, 2000. — 184 с.
- Давыдов В.В. Требования современного начального обучения к умственному воспитанию детей дошкольного возраста //Дошкольное воспитание. -1970. № 4.-С. 50−54.
- Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. М., 1972. — 139 с.
- Давыдов В.В. Психологические проблемы воспитания и обучения подрастающего поколения // Вопросы психологии. — 1977. № 5. — С.35−48.
- Денискина В.З. Формирование неречевых средств общения у детей с нарушением зрения. В. Пышма, 1997. — 23 с.
- Денискина В.З., Машкова Т. Н. Система работы по формированию неречевых средств общения у дошкольников с нарушением зрения //Дефектология. -2001. № 5.-С. 87.
- Дети с глубокими нарушениями зрения. /Акад. пед. наук. СССР- Под ред. М. И. Земцовой и др. М.: Просвещение, 1967. — 376 с.
- Дети с отклонениями в развитии /Сост. Н. Д. Шматко. М.: Аквариум, 1997.-128 с.
- Детская психология / Под ред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько. Минск: Университетское, 1988.-398 с.
- Детская психодиагностика и профориентация /Ред. сот. ЛД Сшляренко. — Ростов н/Д: Феникс, 1999. — 384 с.
- Дефектологический словарь / Под ред. А. И. Дьячкова — М., Педагогика, 1970.-504 с.
- Деятельность и взаимоотношения дошкольников / Под ред. Т. А. Репиной. -М.: Просвещение, 1987. 190 с.
- Диагностика умственного развития дошкольников / Под ред. JLA Венгера,
- B.В. Холмовской М.: Педагогика, 1978. — 248 с.
- Диагностика в детском саду. Содержание и организация диагностической работы в дошкольном образовательном учреждении- Ростов н/Д: Феникс, 2003.-288 с.
- Дидро Д. Избранные философские произведения. М.: Госполитиздат, 1941.-280 с.
- Драгана Станимирович Значение опыта общения слепого ребенка с физической и социальной средой // Дефектология. 1999. № 3. — С.65.
- Дубровина И.В. Подготовка к школе. — М.: Академический Проект, 2001. -96 с.
- Дьяченко О.М., Кириллова А. И. О некоторых особенностях развития воображения у детей дошкольного возраста // Вопросы психологии. 1980. № 2.1. C. 105−115.
- Дьяченко О.М. Пути активизации воображения дошкольников // Вопросы психологии. 1987. — № 1. — С. 17−22.
- Дьячков А.И. Основные этапы развития советской системы воспитания и обучения аномальных детей // Специальная школа. 1967. № 1. — С.3−12- № 2.-С. 3−12.- № 3. — С. 3−8.- № 4. — С. 3−9.- № 5. — С. 3−13.
- Емельянов Ю.Н. Активные групповые методы социально-психологической подготовки специалистов // Вопросы психологии. 1985. № 6. -С. 91.
- Ермаков В.П., Якунин Г. А. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения. М., Просвещение, 1990. — 240 с.
- Ермолаева М.В. Психологические методы развития навыков общения и эмоциональных состояний дошкольников //Дошкольное воспитание. — 1995. № 9.-С. 21.
- Ермолаева М.В. Психология развивающей и коррекционной работы с дошкольниками. 2-е изд. — М.: Издательство НПО МОДЭК, 2002. — 176 с.
- Ерофеева Т.И. Педагогические условия формирования доброжелательных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 1986. — 19 с.
- Ершов А.А. Взгляд психолога на активность человека. — М.: Луч, 1991. -159 с.
- Жуков Ю.М., Петровская Л. П., Расстянников П. В. Диагностика и развитие компетентности в общении. М., 1990. — 15 с.
- Жуковская Р.И. Игра и ее педагогическое значение. — М.: Просвещение, 1975.-238с.
- Загорский П., Гилевич В. К вопросу о сроках обучения детей чтению и письму //Дошкольное воспитание. 1934. № 4. — С. 42−48.
- Заззо Р. Психическое развитие ребенка и влияние среды // Вопросы психологии. 1967. № 2. — С. 111−134.
- Залюбовский П.М. Сенсорные предпосылки общения человека в условиях слепоты // Дефектология. 1981. № 2. — С. 35−39.
- Запорожец А.В., Венгер Л. А., Рузская А. Г. Восприятие и действие. М.: Просвещение, 1967. — 323 с.
- Запорожец А.В. О психологии детей раннего и дошкольного возраста. -М.: Педагогика, 1969. 26 с.
- Запорожец А.В. Педагогические и психологические проблемы всестороннего развития и подготовки к школе старших дошкольников //Дошкольное воспитание. 1972. № 4. — С. 37−42.
- Запорожец А.В., Неверович ЯЗ. К вопросу о генезисе, функции и структуре эмоциональных процессов у ребенка дошкольного возраста // Вопросы психологии. 1974. № 6. — С. 23−28.
- Запорожец А.В., Журова Л. Е., Тарунтаева Т. В. Психолого-педагогические проблемы возможностей обучения и подготовки к школе детей дошкольного возраста // Советская педагогика. — 1975. № 6. — С.11−15.
- Запорожец А.В. Интеллектуальная подготовка детей к школе (содержание, формы, методы) //Дошкольное воспитание. 1977. № 8. — С. 30−34.
- Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2 т. / Под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко. М.: Педагогика, 1986. — Т. 1. — 320 с.
- Земцова М.И. Учителю о детях с нарушениями зрения. М.: Просвещение, 1973.- 159 с.
- Змановский Ю.Ф. Физиологические и психологические критерии готовности к обучению в школе. — М.: Знание, 1977. 171 с.
- Змановский Ю.Ф. Шесть лет. Детский сад. Школа. М.: Знание, 1983.-96а
- Ийрасек Я. Диагностика школьной зрелости. Прага, 1978. — 56 с.
- Ингенкамп К. Педагогическая диагностика: Пер. с нем. М.: Педагогика, 1991.-240 с.
- Интегративная деятельность нервной системы в норме и патологии: Сб. стат. /Отв. ред. П. К. Анохин. М.: Медицина, 1968. — 288 с.
- История советской дошкольной педагогики: Хрестоматия / Сост. Н. Б. Мчелидзе и др.- Под ред. М. Н. Колмаковой, В. И. Логиновой. М.: Просвещение, 1988. — 448 с.
- История дошкольной педагогики /М.Ф. Шабаева, В. В. Ротенберг, И.В. Чу-вашов и др.- Под ред. Л. Н. Литвина. 2-е. Изд. дораб. — М.: Просвещение, 1989. — 352 с.
- История дошкольной педагогики в России: Хрестоматия / Под ред. С. Ф. Егорова М., Академия, 1999. — 520с.
- Истратова О.Н., Эксакусто Т. В. Справочник психолога начальной школы- Ростов н/Д.: Феникс, 2003. 448 с.
- Каганер Л. О планировании дошкольного воспитания //Дошкольное воспитание. 1931. № 9. — С. 7−10.
- Казанский Н.Г., Назарова Т. С. Дидактика. (Нач. классы). М.: Просвещение, 1978. — 224 с.
- Калмыкова З.И. Обучаемость и принципы построения методов ее диагностики. В сб.: Проблемы диагностики умственного развития учащихся. — М., 1975.-С. 10−39.
- Калмыкова З.И. Педагогика гуманизма. М.: Знание, 1990. — 79 с.
- Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. — М.: Педагогика, 1981.-200 с.
- Калмыкова З.И. Психологические принципы развивающегося обучения. — М.: Знание, 1979.-48 с.
- Каплан А.И., Морозова Н. Г. Если ребенок плохо видит. М.: Педагогика, 1969.-77 с.
- Каплан А.И. Детская слепота. Цветовое остаточное зрение /НИИ дефектологии. Акад. пед. наук СССР. М.: Педагогика, 1979. — 200 с.
- Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка. М.: Российское педагогическое агентство, 1997. — 192 с.
- Клюева Н.В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов. — Ярославль: Академия развития, 1996. — 240 с.
- Клюева Н.В., Филлипова Ю. В. Общение. Дети 5−7 лет. — 2-е изд., перер. и доп. Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2001. — 160 с.
- Коваленко Б.И., Коваленко Н. Б. Тифлопедагогика. Вып. 1. Основы тифлопедагогики и тифлодидактики-М.: Академия пед. наук РСФСР, 1962.-415 с.
- Коган JI.H. О понятии «социальная зрелость» //Формирование социальной и профессиональной зрелости студентов: Сб. науч. тр. Свердловск, Изд-воУрГУ, 1985.-314 с.
- Коломинский Я.Л. Изучение взаимоотношений в группе дошкольников // Дошкольное воспитание. 1968. № 1. — С. 24−26.
- Коломинский Я.Л. Психология общения. — М.: Знание, 1974. — 96 с.
- Коломинский Я.Л. Психология детского коллектива: Система личностных взаимоотношений. 2-е изд., доп. и перераб. — Минск: Нар. асвета, 1984. -239 с.
- Коломинский Я.Л., Панько Е. А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста: Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1988. 189 с.
- Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрастные особенности): Учеб. пособие для студентов пед. спец. вузов.- 2-е изд., доп. Минск: ТетраСистемс, 2000. — 432 с.
- Конникова Т.Е. О видах взаимоотношений в школьных коллективах // Вопросы управления и руководства процессом воспитания школьников /Под рук. Л. К. Балясной. М., 1971. — С. 246−249.
- Корнилова И.Г. Игра и творчество в развитии общения старших дошкольников с нарушением зрения. Креативная игра-драматизация /И.Г. Корнилова.- М.: Изд-во «Экзамен», 2004. 160 с.
- Корницкая С.В. Влияние содержания общения на отношение детей раннего возраста к взрослым // Вопросы психологии. 1973. № 4. — С. 65−70.
- Коростылев А.Ю. Психологические особенности организации совместного учебного действия школьников // Вопросы психологии. — 1980. № 4. — С. 112−118.
- Корсак Г. С., Махотина Е. В. Развивающие игры. Обнинск: Интерколледж, 1995.-37 с.
- Костина Л. М Игровая терапия с тревожными детьми. Спб.: Речь, 2003. — 160 с.
- Костючек Н.С. Развитие речи слепого ребенка в условиях семьи (I V классы) / Акад. Пед. наук СССР. — М.: Просвещение, 1967. — 167 с.
- Когырло В .К. Развитие волевого поведения дошкольников.—Киев, 1971. 54 с.
- Кошелева А.Д. Взаимозависимость эмоционального отношения ребенка к сверстнику и условий деятельности детей. — В кн.: Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / Под ред. А. В. Запорожца, Я. З. Неверович. -М.: Педагогика, 1986. 172 с.
- Кравцов Г. Г., Кравцова Е. Е. Шестилетний ребенок: Психологическая готовность к школе. -М.: Знание, 1987. 80 с.
- Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе /НИИ дошк. вос-я АПН СССР М.: Педагогика, 1991. — 152 с.
- Крупская Н.К. О дошкольном воспитании. Сб. статей и речей. — 2-е изд., доп. -М.: Просвещение, 1973. 288 с.
- Крупская Н.К. Педагогические сочинения. В 6 т. / Под ред. A.M. Арсень-ева, Н. К. Гончарова, Н. В. Руднева. М.: Педагогика, 1980. — Т 6.- 539 с.
- Крупская Н.К. Избранные произведения / Ин-т марксизма-ленинизма при ЦК КПСС. М.: Политиздат, 1988. — 429 с.
- Крылова Н.А. Как подготовить слабовидящего ребенка к обучению в школе //Дефектология. 1984. № 1. — С. 84−88.
- Кулагин Ю.А. Восприятие средств наглядности учащихся школы слепых. -М.: Педагогика, 1969.-295 с.
- Кулагина И.Ю. Возрастная психология. Развитие ребенка от рождения до 17 лет. М., Изд-во РОУ, 1996. — 176 с.
- Лабунская В.А., Менджерицкая Ю. А., Бреус Е. Д. Психология затрудненного общения: Теория. Методы. Диагностика. Коррекция. — М.: Академия, 2001.-288 с.
- Лагмейер Й., Матейчек 3. Психологическая депривация в детском возрасте. — Прага: Авиценум, 1984. — 334 с.
- Лебединский В.В. и др. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. М.: Просвещение, 1990. — 197 с.
- Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. М., 1971. — 277с.
- Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М.: Мысль, 1965. — 575 с.
- Леонтьев А.А. Психология общения. — Тарту: Изд-во Тарт. ун-та, 1974. — 219 с.
- Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977.-304 с.
- Леонтьев А.А. Деятельность и общение // Вопросы философии — 1979. № 1.-С. 121−132.
- Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. / Под ред. В. В. Давыдова и др. — М.: Педагогика, 1983. — Т. 2. — 318 с.
- Леонтьев А.Н. Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста / Под ред. А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца. М., 1995. — С. 17.
- Леушина A.M. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1970. — 458 с.
- Лидере А.Г. Психологический тренинг с подростками. М., Изд-во Академия, 2001. — 256 с.
- Лисина М.И. О механизмах смены ведущей Деятельности у детей в первые семь лет жизни // Вопросы психологии. 1978. № 5. — С. 73−78.
- Лисина М.И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми и сверстниками //Вопросы психологии. 1982. № 4. — С. 18−35.
- Лисина М.И., Силвестру А. И. Психология самопознания дошкольников /Отв. ред. А. Г. Рузская. Кишинев: Штиинца, 1983.- 111 с.
- Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М.: Педагогика, 1986. — 143 с.
- Лисина М.И., Капчеля Г. И. Общение со взрослыми и психологическая подготовка детей к школе. — Кишинев: Штиинца, 1987. 135 с.
- Лисина М.И., Шерьязданова Х. Т. Специфика восприятия и общения у дошкольников. — Алма-Ата: Мектеп, 1989. 76 с.
- Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. М. — Воронеж, 1997.-383 с.
- Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих. СПб: РГПУ им. Герцена, 1998. — 270 с.
- Литвак А.Г. Тифлопсихология. М.: Просвещение, 1985 — 208 с.
- Лопаницына Л.В. Формирование предметной соотнесенности слова у слабовидящих детей на основе развития осязательной чувствительности: Дис.. на соиск. степен. магис. образования. — Екатеринбург, 2000. 86 с.
- Лубовский В.И. Общие и специальные закономерности развития психики аномальных детей // Дефектология. 1976. — № 6. — С. 15−20.
- Лурия А.Р., Юдович Ф. Я. Речь и развитие психических процессов у ребенка. Экспериментальное исследование. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1956.-94 с.
- Лурье Н.Б. Коррекционно-воспитательная работа со слабовидящими школьниками. Из опыта работы. М., Просвещение, 1979. — 103 с.
- Лэндрет Г. Л. Игровая терапия: искусство отношений. — М.: Международная педагогическая академия, 1994. 368 с.
- Люблинская А.А. Особенности освоения пространства детьми дошкольного возраста // Известия АПН РСФСР. М., 1956. № 86. — С. 47−63.
- Люблинская А.А. Очерки психического развития ребенка. М.: Просвещение, 1964. — 364 с.
- Макаров Ю.В. Социально-психологический тренинг как средство формирования групповой сплоченности. Автореф. дис.. канд. психол. наук. Санкт-Петербург, 1998.-21 с.
- Маллаев Д.М. Игры для слепых и слабовидящих. Организация и методика проведения. М.: Советский спорт, 1992. — 95 с.
- Манеров В.Х. Экспериментально-теоретические основы социальной идентификации и интерпретации говорящего. Дисс. докт. псих, наук СПб, 1993.-457 с.
- Маралов В.Г. Социальная активность как структурный компонент готовности детей к обучению в школе // Воспитание социально активной личности в дошкольном и младшем школьном возрасте. М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1989.-С. 156−198.
- Маралов В.Г., Ситаров В. А. Формирование основ социальной активности личности в детском возрасте (Дошкольник Младший школьник). — М.: Прометей, 1990.-220 с.
- Марасанов Г. И. Социально-психологический тренинг. М, Совершенство, 1998.-206 с.
- Матис Т.А. Психологические условия формирования совместной деятельности школьников. Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1977.-21 с.
- Махортова Г. Х. Проблемы психологической адаптации детей с нарушениями зрения в условиях массовой школы // Дефектология. 1996. № 4. — С. 45.
- Меквабишвили Л.И. Сотрудничество воспитателя и детей как фактор формирования ответственности //Совершенствование подготовки детей к школе в детском саду. Л.: Изд-во J11'НИ им. Герцена, 1989. — С. 66−71.
- Менчинская Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника.-М.: Педагогика, 1989. 219 с.
- Методы социальной психологии /Отв.ред. Е. С. Кузьмина, В. Е. Семенов. — Л.: Изд-во Лен. ун-та, 1977. 176 с.
- Методические рекомендации по совершенствованию подготовки детей к школе в детском саду /Сост. Т. И. Бабаева, М. В. Крулехт, Л. В. Кабанова и др., Науч. редак. З. А. Михайлова. Л.: J И «НИ им. А. И. Герцена, 1990. — 82 с.
- Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры: Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. 3-е изд., испр. и доп. — М.: АРКТИ, 2003. — 48 с.
- Модзалевский JI.H. Очерк истории воспитания и обучения (с древнейших до наших времен) В 2 Ч. СПб, 2000, Ч 1, — 429 с.
- Моисеев Д. Формирование адекватной самооценки в старшем дошкольном возрасте //Дошкольное воспитание. — 1995. № 9. С. 17.
- Моисеенко И.В., Ростомошвили JI.H. Развитие коммуникативных возможностей детей с нарушенным зрением в условиях специальной школы //Новые подходы в теории и практике обучения, воспитания, реабилитации слепых и слабовидящих. М.: ВОС, 1995. — С. 31−34.
- Моргулис А. Человек начинается с детства // Дефектология. -1984. № 4. С. 83−84.
- Моргулис НА. Организация коррекционно-воспитательного процесса в школе слепых. Киев, 1992. — 94 с.
- Морозова Н.Г. Формирование познавательных интересов у аномальных детей. М.: Просвещение, 1969. — 280 с.
- Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников. М.: Педагогика, 1984.- 111 с.
- Мудрик А.В. Общение школьников. М.: Знание, 1987. — 76 с.
- Муссейнбова Т.А. Первые пространственные представления //Дошкольное воспитание. — 1959. № 4. С. 14−19.
- Муссейнбова Т.А. Генезис отражения пространственной ориентировки у детей дошкольного возраста //Дошкольное воспитание. 1970. № 3. — С. 36−40.
- Мухина B.C. Психология дошкольника. М.: Просвещение, 1975. — 239 с.
- Мухина B.C. Детская психология / Под ред. J1.A. Венгера 2-е изд. пере-раб. и доп. — М.: Просвещение, 1985. — 272 с.
- Мухина B.C. Шестилетний ребенок в школе: Кн. для учителя. 2-е изд., испр. и доп. -М.: Просвещение, 1986. — 173 с.
- Мясищев В.Н. Психология отношений: Изб. психол. тр. /Под ред. А. А. Бодалева. — М.: Воронеж, 1995. — 356 с.
- Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. 4-е изд. — М.: Просвещение — ВЛАДОС, 1995. — Кн. 2: Психология образования. — 608 с.
- Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. 4-е изд. — М.: Просвещение — ВЛАДОС, 1995. — Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. — 640 с.
- Немов Р.С. Психология. В 3 кн. / Р. С. Немов. 4-е изд. — М.: Владос, 2003.-Кн. 2.-608 с.
- Непомнящая Н.И. Становление личности ребенка 6−7 лет. — М.: Педагогика, 1992. 160 с.
- Непомнящая Н.И. Психодиагностика личности. М.: ГЦ Владос, 2001. -191 с.
- Нечаева В.Г. Трудовое воспитание //Дошкольное воспитание. 1963. № 12. С. 15−21.
- Нечаева В.Г. Нравственное воспитание детей дошкольного возраста. В сб.: Научные основы воспитания и обучения детей дошкольного возраста в СССР. Тезисы докладов советско-американского семинара. — М., 1975. — С. 43−47.
- Нижегородцева Н.В., Шадриков В. Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. — М.: Владос, 2001. — 256 с.
- Обучение и воспитание детей с нарушениями зрения (амблиопия и косоглазие) в дошкольных учреждениях /Сост. М. И. Земцова, Л. И. Плаксина, Л. Ю. Феоктистова. М.: Просвещение, 1978. — 38 с.
- Обучение детей 6-летнего возраста в детском саду и школе: опыт физиологического и гигиенического исследования /Под ред. О. А. Лосевой. М.: Педагогика, 1987. — 160 с.
- Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушением зрения /Под. ред. Л. М. Шипицыной. — СПб: Образование, 1995. 131 с.
- Обухова Л.Ф. Возрастная психология. — М.: Педагогическое общество России, 1999.-442 с.
- Общение и его влияние на развитие психики дошкольника / Под ред. М. И. Лисиной. М.: Просвещение, 1975. — 208 с.
- Общение детей в детском саду и семье / Т. А. Репиной, Р. Б. Стеркиной, Т. В. Антонова и др. /Под ред. Т. А. Репиной, Р. Б. Стеркиной. — М.: Педагогика, 1990.- 150 с.
- Окладникова Т.К., Уфимцева Л. П. Психокоррекционные занятия с младшими школьниками, имеющими нарушения зрения //Дефектология, 2002. № 1. -С. 42−50.
- Осипова А.А. Общая психокоррекция: Учебное пособие для студентов вузов. М.: ТЦ «Сфера», 2000. — 512 с.
- Основные задачи дошкольного воспитания //Дошкольное воспитание. -1934.-№ 1.с. 4−13.
- Особенности обучения и воспитания детей дошкольного возраста. — М., 1987. 132 с.
- Отношения между сверстниками в группе детского сада: опыт социально-психологического исследования /Т.А. Репиной, Т. В. Антонова, А. А. Рояк и др. / Под ред. Т. А. Репиной. М.: Педагогика, 1978. — 200 с.
- Петровская Л.А. Компетентность в общении: Социально-психологический тренинг. — М: Изд-во Моск. ун-та, 1989. 216 с.
- Петровская Л.А. Теоретические и методологические проблемы социально-психологического тренинга. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. —216 с.
- Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиздат, 1982.-255 с.
- Петровский А.В., Ярошевский М. Т. История и теория психологии: В 2 т. Ростов-н/Д: Феникс, 1996. — Т. 1. — 416 с.
- Петроченка Г. Г. Развитие детей 6−7 лет и подготовка их к школе /Под ред. A.M. Леушиной. — Минск: Вышэйшая школа, 1975. 208 с.
- Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. — Спб.: Союз, 1997. — 256 с.
- Пидкасистый Т.И., Хайдаров Ж. С. Технология игры в обучении и развитии. М.: Рос. пед. агенство, 1996. — 269 с.
- Плаксина Л.И. Опыт коррекционно-воспитательной работы в детских садах для слабовидящих детей //Дефектология. 1983. — № 6. — С. 69.
- Плаксина Л.И. Теоретические основы коррекционной работы в детских садах для детей с нарушениями зрения. — М., Город, 1998. 262 с.
- Подготовка детей к школе в семье /Под ред. Т. А. Марковой, Ф. А. Сохина. М., Научно-исследовательский ин-т дошк. воспитания АПН СССР, Педагогика, 1976. — 191 с.
- Подготовка детей к школе в СССР и ЧССР.: Кн. для работников дош. учр-й / Под ред. Л. А. Парамоновой. М.: Просвещение- Братислава: Словацкое пед. изд-во, 1989.-175 с.
- Поддъяков Н.Н. Мышление дошкольника. М.: Просвещение, 1977. 272 с.
- Поддъяков Н.Н. Особенности психического развития детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1996. — 132 с.
- Подугольникова Т.А., Рожкова Г. И. Зрительная работоспособность дошкольников и первоклассников с нормальным и нарушенным бинокулярным зрением // Дефектология. — 2000. № 4. — С. 3.
- Покутнева С.А. Индивидуальный подход в обучении слепых и слабовидящих учащихся в подготовительный период. — Киев, 1993. 72 с.
- Поливанова Н.К., Цукерман Г. А. Введение в школьную жизнь. Томск, 1993. — 122 с.
- Поливанова Н.К. Психология возрастных кризисов: Учеб. Пособие для студентов вузов. — М.: Академия, 2000. 184 с.
- Проняева С.В. Формирование коммуникативных умений у детей дошкольного возраста: Дис.. канд.пед.наукЕкатеринбург, 1999.— 231 с.
- Психология детей дошкольного возраста: Развитие познавательных процессов / Под ред. А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина. — М.: Просвещение, 1964. -351 с.
- Психология и педагогика игры дошкольника /Под ред. А. В. Запорожца и А. П. Усовой. М.: Просвещение, 1966. — 348 с.
- Психология личности и деятельности дошкольника. /Под ред. А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина. М.: Просвещение, 1965. — 293 с.
- Психология: словарь / Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. -М., 1990.-494 с.
- Радина Е.И. Материалы характеристики московского школьника, уходящего в школу //Дошкольное воспитание. 1931. — № 3. — С. 24−30.
- Развитие общения дошкольников со сверстниками / Под ред. А. Г. Рузской. М.: Педагогика, 1974. — 288 с.
- Развитие общения у дошкольников. (Характеристика основных форм общения со взрослыми у детей от рождения до 7-ми лет) / Под ред. А. В. Запорожца, М. И. Лисиной. М.: Педагогика, 1974. — 288 с.
- Репина Т.А. Проблема межличностных отношений дошкольников и ее изучение // Дошкольное воспитание. 1975. № 10. — С.32−35.
- Репина Т.А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада. М.: Педагогика, 1988. — 232 с.
- Репина Т., Башлакова Л. Воспитатели и дети, их общение // Дошкольное воспитание. 1989. № 10. — С. 63−65.
- Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учебн. пособие: В 2 кн. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. -Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста. — 384 с.
- Рогов Е.И. Психология человека. М.: ВЛАДОС, 1999. — 320 с.
- Роджерс К. Эмпатия // Психология эмоций:. М: Изд-во Мое. ун-та, 1984 — С. 235−238.
- Рояк А.А. Психологическая характеристика трудностей взаимоотношений со сверстниками некоторых детей дошкольного возраста //Вопросы психологии. 1974. — № 3. — С. 71−83.
- Рояк А.А. Детские конфликты // Дошкольное воспитание. 1977. № 2. -С. 13−21.
- Рояк А.А. Детские конфликты // Дошкольное воспитание. 1977. № 4. — С. 13−21- № 5.-С. 10−14.
- Рояк А.А. Эмоциональное благополучие ребенка в группе детского сада // Дошкольное воспитание. 1977. № 2. — С.12−19.
- Рубинштейн С. Бытие и сознание. М.: Изд-во АПН СССР, 1957. — 628 с.
- Рубинштейн C.JI. Проблемы общей психологии / Огв. ред. Е. В. Шорохова. — М.: Педагогика, 1973. — 416 с.
- Рубинштейн C.JI. Проблемы общей психологии. Изд. 2-е. М.: Педагогика, 1976.-416 с.
- Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии: В 2 т. — Т-2. — М.: Педагогика, 1989.-328 с.
- Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии / Сост. А. В. Брушлинский, К.А. Абульханова-Славская. — Спб: Питер, 1999. — 720 с.
- Рудакова JI.B. О готовности слабовидящих детей к обучению. В кн.: Особенности учебной и трудовой деятельности при глубоких нарушениях зрения. -Л., 1983, С. 74−84.
- Руденский Е.В. Социально-психологический тренинг как форма социального обучения личности //Социально-психологический тренинг /Под ред. Е. В. Руденского. Новосибирск: НГАЭиУ, 1995. — С. 26−56.
- Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика: Пер. с анг. / Общ. ред. и вступ. ст. Л. Г. Петровской. — М.: Прогресс, 1993.-368 с.
- Рыженков П.Е., Киянова М. К. Оптимизация общения: «психолингвистический» вариант //Психологическое сопровождение подготовки студентов в ВУЗе: Материалы научно-практической конференции. Новосибирск, 1988. — 185 с.
- Рылеева Е.В. Вместе веселее! Дидактические игры для развития навыков сотрудничества у детей 4−6 лет. М.: Айрис-пресс, 2003. — 160 с.
- Салмина Н.Г. Знак и символ в обучении.—М: Изд-во Моск. Ун-та, 1988. 288 с.
- Сартан Г. Н. Треюшг самостоятельности у детей.—М.: ИД Сфера, 1999— 123 с.
- Свиридюк Т.П. Подготовка слабовидящих детей к школе. — Киев: Ра-дянська школа, 1984. 123с.
- Селевко Т.К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998.-255 с.
- Сенсорное воспитание в детском саду / Под ред. Н. П. Сакулиной, Н. Н. Поддъякова. -М.: Просвещение, 1969. 213 с.
- Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. — СПб.: Речь, 2001.-350 с.
- Силина С.Н. Дидактические условия воспитания сознательного поведения у детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Екатеринбург, 1993. 19 с.
- Сильвестру А.И. Психологические аспекты обучения детей с шестилетнего возраста. Кишинев: Штиинца, 1988. — 98 с.
- Слабовидящие дети /Под ред. Ю. Н. Кулагина, Н. Г. Морозовой, М. Б. Эйдиновой. М.: Просвещение, 1967. — 129 с.
- Словарь по коррекционной педагогики и специальной психологии (справочные материалы по коррекционной педагогике) / Сост. Н. В. Новоторцева. 3-е изд., перераб и доп. Ярославль: Академия развития, Академия, К, 1999. — 144 с.
- Словарь-справочник по педагогике /Авт.-сост. В.А. Мижериков- Под общ. ред. П. И. Пидкасистого. М.: ТЦ Сфера, 2004. — 448 с.
- Смирнова Е.О. Влияние формы общения со взрослыми на эффективность обучения дошкольников // Вопросы психологии. — 1980. № 5. С. 105−112.
- Смит Г. Тренинг прогнозирования поведения: тренинг сензитивности / Пер. с анг. Спб.: Речь, 2001. — 256 с.
- Содержание обучения шестилетних детей в подготовительном классе общеобразовательной школы: Сб. науч. тр. — М., 1984. — 96 с.
- Солнцева Л.И. Развитие компенсаторных процессов у слепых детей дошкольного возраста. -М.: Педагогика, 1980. 192 с.
- Солнцева Л.И. Значение дошкольного воспитания в коррекции недостатков психического развития детей с нарушением зрения // Дефектология. — 1983. № 4. С. 54−59.
- Солнцева Л.И. Слепой ребенок в семье. Книга для родителей. М.: НИИД. АПН, 1994.-57с.
- Солнцева Л.И. Модели интегрированного обучения детей с нарушением зрения // Дефектология. 1997. № 2. — С. 8−13.
- Солнцева Л.И. Психологическая подготовка слепого ребенка к школьному обучению: В кн. Воспитание ребенка с нарушением зрения в семье. М.: НИИД АПН СССР, 1997.-С. 46−51.
- Солнцева Л.И. Некоторые особенности психического развития детей с нарушениями зрения в современных условиях // Дефектология. 2000. № 4. -С.3−8.
- Солнцева Л.И. Тифлопсихология детства. М.: Сфера, 2000. — 250 с.
- Соловьев И.М. Психология познавательной деятельности нормальных и аномальных детей. -М.: Просвещение, 1966. 222 с.
- Сорокина А.И. Умственное воспитание в детском саду. М.: Просвещение, 1975.-56 с.
- Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду: (Ст. группы). М.: Просвещение, 1982. — 96 с.
- Социальная адаптация детей в дошкольных учреждениях / Под ред. Р. В. Тонковой — Ямпольской. — М.: Медицина, 1980. 232 с.
- Социология: Учебник / Отв. Ред. П. Д. Павленок. 2-е изд., перер. и доп. -М.: Издательяско — книготорговый центр Маркетинг, 2002. — 1036 с.
- Специальная педагогика / Под ред. Н. М. Назаровой. М., Академия, 2000. — 400 с.
- Спиваковская А.С. Нарушения игровой деятельности. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980. 132 с.
- Стернин И.А. Коммуникативное поведение в структуре национальной культуры // Этнокультурная специфика языкового сознания /Отв.ред. Н. В. Уфимцева. М.: Изд-во ИЯ РАН, 1997. — С. 97−112.
- Стернина Э.М. Теория и практика воспитания слепых и слабовидящих школьников. — Д.: Изд-во ЛГПИ им. Герцена, 1980. 76 с.
- Стешин В.Ю. Некоторые показатели функционального состояния организма детей 6-летнего возраста в процессе адаптации к обучению в школе // Педиатрия. 1987. № 6. — С. 33−37.
- Стребляк Е.А. Коррекция распознавания и понимания интонаций у детей с задержкой психического развития: Автореф. дис.. канд.пед.наук. Санкт-Петербург, 2002.- 18 с.
- Субботский Е.В. Психология отношений партнерства у дошкольников. — М.: Просвещение, 1976. 142 с.
- Суровцева А.В. Против извращений в коммунистическом воспитании детей дошкольного возраста //Дошкольное воспитание. 1934. — № 2. — С. 3−10.
- Суровцева А.В. Новые программы и работа детских садов //Дошкольное воспитание. 1935. № 4. — С. 18−27.
- Счастная A.M. По ступенькам нравственности: (О воспитании старших дошкольников в семье). Минск: Нар. асвета, 1990. — 63 с.
- Тарунтаева Т.В. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников. — М., 1980. 63 с.
- Терещук Р.К. Особенности общения со сверстниками как основа популярности дошкольников: Автореф. дис.. канд.псих.наук. М., 1986. 21 с.
- Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. М.: Наука, 1966. — 348 с.
- Умственное воспитание дошкольников / Под ред. Н. Н. Поддьякова. — М.: Просвещение, 1972. 286 с.
- Умственное воспитание детей дошкольного возраста / Под ред. Н. Н. Поддъякова, Ф.А. Сохина-М.: Просвещение, 1988. 192с.
- Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. Практикум по детской психологии. — М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. 291 с.
- Урунтаева Г. А. Диагностика психологических особенностей дошкольника: Практикум. М.: Академия, 1999. — 96 с.
- Усова А.П. Обязательные занятия в детском саду //Дошкольное воспитание. 1946. № 5−6. — С. 12−19.
- Учимся общаться с ребенком / В. А. Перовский и др. М., 1993. -143 с.
- Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. М., 1983. -Т.2−587 с.
- Феоктистова В.А. Хрестоматия по истории тифлопедагогике. М.: Просвещение, 1981. — 166 с.
- Феоктистова В.А. У истоков обучения слепых в России //Дефектология. -1984. № 4.-С. 75−77.
- Феоктистова В.А. О перспективах качественного совершенствования учебно-воспитательного процесса в школах для слепых и слабовидящих детей //Дефектология. 1990. № 6. — С. 77−78.
- Филлипова Ю.В. Общение. Дети 7−10 лет. — Ярославль: Академия развития, 2002. 144 с.
- Формирование восприятия у дошкольника: Сб. статей. / Под ред. А. В. Запорожец, JI.A. Венгера. М.: Просвещение, 1968. — 278 с.
- Формирование личности: психолого-педагогические проблемы: Сб. науч. тр. / Отв. ред. А. В. Петровский. М.:АПН СССР, 1989. — 72 с.
- Фрейд 3. Психология бессознательного. — М.: Просвещение, 1989. — 448 с.
- Цукерман Г. А., Поливанова К. Н. Введение в школьную жизнь. — Томск: Пеленг, 1992.- 134 с.
- Цукерман Г. А. Виды общения в обучении. Томск: Пеленг, 1993. — 268 с.
- Чейпи Д. Готовность к обучению в школе /Пер. с англ. — М.: Педагогика -Пресс, 1992.- 128 с.
- Чередникова Т.В. Тесты для подготовки и отбора детей в школы. (Рекомендации практического психолога). СПб: Стройлеспечать, 1996. — 64 с.
- Чистякова М.И. Психогимнастика. М.: Просвещение, 1995. — 160 с.
- Шалюгина Т.А. Особенности и условия развития общения и межличностных отношений у дошкольников с нарушениями зрения: Автореф. дис.. канд. психол. наук. Краснодар, 2001. 24 с.
- Шацкий С.Т. Бодрая жизнь // Пед. соч. в 4 т. Т-1. — М., 1962. — С. 195−450.
- Шацкий С.Т. Педагогические сочинения: В 4 т. М.: Педагогика, 1964. -Т. 2.-431 с.
- Шацкий С.Т. Педагогические сочинения: В Зт.—М.: Педагогика, 1964. Т. 3—491 с.
- Шацкий С.Т. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. М.: Педагогика, 1980.-Т. 1.-414 с.
- Шванцара Й. Диагностика психического развития. Прага: Авиценум, 1978.-388 с.
- Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. М.: ВЛАДОС, 1995.-544 с.
- Шипицына Л.М., Защиринская О. В., Воронова А. П., Нилова Т. А. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. (Для детей от 3 до 6 лет) Санкт — Петербург: ДЕТСТВО — ПРЕСС, 2003.-384 с.
- Широкова Г. А. Справочник дошкольного психолога. — Ростов н/Д.: Феникс, 2003.-384 с.
- Шмелев А.Г. Общение и коллектив. Основы психодиагностики. Учебное пособие для студентов пед. вузов. — М.: Феникс, 1996. — 544 с.
- Шулешко Е.Е. Обучение чтению и письму. -М.: Просвещение, 1989. —140 с.
- Шулешко Е.Е., Ершова А. П., Букатова В. М. Социо-игровые подходы к педагогике. Красноярск: Изд-во ИУУ, 1990. — 118 с.
- Шустов Е.А. Технология формирования школьной готовности детей с задержкой психического развития, воспитывающихся в дошкольных образовательных учреждениях: Диссканд. пед. наук. Шадринск, 2000. -175 с.
- Щедровицкий Г. П. Игра и «детское общество» //Дошкольное воспитание. — 1964. № 11.-С. 74.
- Эльконин Д.Б. Детская психология: Развитие ребенка от рождения до семи лет М.: Учпедгиз, 1960. — 382 с.
- Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. — М.: Знание, 1974.-64 с.
- Эльконин Д.Б. Как учить детей читать. М.: Знание, 1976. — 64 с.
- Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Педагогика, 1978. — 304 с.
- Юдина Е.Г., Степанова Г. Б., Денисова Е. Н. Педагогическая диагностика в детском саду: Пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений / Е. Г. Юдина, Г. Б. Степанова, Е. Н. Денисова. М.: Просвещение, 2002. — 144 с.
- Якобсон П.М. Чувства, их развитие и воспитание. — М.: Знание, 1976. — 64 с.
- Якобсон С.Г., Прокина Н. Ф. Организованность и условия ее формирования у младших школьников. — М.: Просвещение, 1967. 175 с.
- Якобсон С.Г. Исследование взаимоотношений в совместной деятельности //Вопросы психологии. 1968. № 6. — С. 96−107.
- Якобсон С.Г., Шоластер И. Н., Шуцкая В. Г. Исследование формирования у детей этических взаимоотношений // Вопросы психологии. 1970. № 1. -С. 104−115.
- Ausubel D.P. Theory and problems of child development. N.Y., 1958. 650 p.
- Brandt R.M. The readiness issue today // The Record. 1970. Vol. 71. № 3. -P. 439−449.
- Evans D.E. Contemporary influences in early childhood education. — N.Y.- Chicago, 1971.-655 p.
- Frankl L. Play in Personality Development. Springfield. 1982. — 39 p.
- Ilg F.L., Ames L.B. School readiness. N.Y., 1965.- 1615 p.
- Rushton J.P., Fulker D.M., Weale M.C., Wias D.K., Eysenck H.J. Altruism and aggression: The heritability of individual differences // Jornal of Personality and Social Psychology. 1985. — Vol. 50. — P. 1192−1198.
- Tellegen A., Lykken D.T., Bouchard T.Y., Wilcox K.Y., Segal W.L., Rich S. Personality similarity in twins reared apart and together // Jornal of Personality and Social Psychology. 1988. — Vol. 54. — P. 1031−1039.