Педагогика Монтессори: определение направления, ключевые идеи
Многие идеи Монтессори уже стали общими местами дошкольной педагогики. К ключевым представлениям педагогики Марии Монтессори следует отнести такие, как понятия о «впитывающем разуме», «сенситивных периодах», «гуманистических тенденциях», «подготовленной среде», «свободе и дисциплине». Монтессори считала также необходимым очень осторожно и взвешенно относиться к любым видам поощрения, исходящим… Читать ещё >
Содержание
- 1. Определение направления педагогики Монтессори
Свой педагогический метод, основанный на активном наблюдении и корнями уходящий в естественные науки, Монтессори называла «методом научной педагогики». Педагогика по Монтессори, предложенная врачом и ориентированная первоначально на детей с проблемами в развитии, в дальнейшем была испробована автором при воспитании детей, не имевших ограничений жизнедеятельности, а также детей, чье развитие опережало развитие сверстников. Плоды этого воспитания были прекрасны вне зависимости от того, к каким детям оно применялось, так как задачей воспитателя было максимальное раскрытие потенциальных возможностей личности при ориентации на общие закономерности, присущие развитию человека.
При описании своих педагогических опытов, наблюдений и открытий, «метода научной педагогики» Монтессори сформулировала оригинальные принципы воспитания и взгляды на развитие человеческой личности, составляющие неотъемлемую часть Монтессори-педагогической системы. Философские взгляды Марии Монтессори отличаются гуманистической направленностью, в центре ее внимания ребенок, которого Монтессори называет «строителем собственной личности», и потребности его развития.
Стремление к саморазвитию и самосовершенствованию, к работе, как и многие другие положительные черты личности (она называла их «гуманными тенденциями»), Монтессори считала естественными человеческими качествами. Они, по мнению Марии Монтессори, природные, свойственные каждому ребенку с рождения особенности человека, а не достижения «правильного» воспитания. Ведущим направлением педагогики Марии Монтессори стало изучение внутренних потребностей, тенденций развития и создание условий, способствующих их удовлетворению.
Монтессори создала наиболее подходящую среду, отвечающую особенностям психологии детей. Материалы Монтессори представляют собой основу специально подготовленной, развивающей среды.
Мария Монтессори сумела доказать: дети учатся с увлечением, испытывают настоящее счастье познавательного труда, если только предоставить им свободу выбора, отнеситесь внимательно к их возрастным и индивидуальным способностям, перестать подгребать всех под общие стандарты.
Список литературы
- Афанасьева Т.И. Учить по Монтессори (из опыта работы). М., МЦМ, 1996. — 48 с.
- Богуславский М.В., Сороков Д. Г. Юлия Фаусек: тридцать лет по методу Монтессори. — М.: МЦМ, 1994. — 146с.
- Пьянкова Л. О детских садах Монтессори //Дошкольное воспитание. — 1994. — № 11. — C. 41−42.
- Сумнительный К.Е. Как помочь ребенку построить себя? (Беседы о Монтессори-педагогике). М. МЦМ, 1999. — 64с.
- Сумнительный К.Е. Педагогическая система М. Монтессори// Мама и малыш № 9, 2004.