Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Роль и место образования в современном мире

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Представляется, что целесообразно рассмотрение образования с позиции единства образования, воспитания и обучения, как основных категорий педагогической науки. В этом случае воспитание и обучение можно рассматривать как две взаимосвязанные и обусловленные стороны единой категории «образование». Достижения в каждой составляющей оцениваются через уровни образованности и воспитанности каждого… Читать ещё >

Роль и место образования в современном мире (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

На Государственном совете по образованию, проходившем (24 марта 2006 г.) под девизом «От конкурентоспособного образования к конкурентоспособности России», обозначены стратегические ориентиры в сфере образовательной политики.

Главным лейтмотивом документа «О развитии российского образования» является необходимость реального обеспечения конкурентоспособности российского образования на мировом уровне. В государственных документах отражены новые условия функционирования образования, ответственность социальных партнеров в вопросах качества общего и профессионального образования, а также воспитания подрастающего поколения.

Обозначены новые горизонты российского образования, его стратегические ориентиры, приоритетные задачи развития и ключевые условия его эффективности. Достижения в заявленных приоритетных направлениях развития образования становятся возможными, если выявлены и обозначены его основные тенденции развития на мировом уровне. Учет данных тенденций, социально-экономической ситуации в России и предыдущего опыта в области развития образования будет способствовать успешному продвижению страны в мировом сообществе и признанию российского образования. Образование выступает одним из ведущих факторов формирования гражданского общества.

Категория образования на протяжении истории развития педагогической науки рассматривалась с различных позиций: образование как процесс, как результат, как система и как ценность. Сегодня образование следует рассматривать с несколько иных позиций: образование как ценность, как компонент культуры человека, как накопленный человеческий капитал.

Первые три позиции достаточно полно раскрыты в педагогической литературе. Наиболее сложным является рассмотрение образования с позиции ценностного подхода. Под воздействием происходящей в стране трансформации меняются функции образования и воспитания. Функции образования и воспитания становятся намного шире и важнее, нежели только обучение, подготовка человека к какому-либо виду трудовой деятельности. Происходит утверждение личностно ориентированного подхода, при котором образование выступает как достояние определенной личности.

Образование выступает соответствующей ценностью для конкретного человека. Существенным сдвигом в общественном сознании является переориентация образования на новые базовые ценности: с обеспечения потребностей производства и экономики в рабочей силе определенного качества — на обеспечение потребностей самого человека в получении образовательных услуг соответствующего качества.

Интересен подход к образованию как к компоненту культуры человека. Культура и образование находятся в тесной связи друг с другом. Без передачи последующим поколениям образцов культуры, способов взаимодействия человека с окружающим миром, вряд ли можно представить человеческую жизнь.

Образование выступает как интегрирующий элемент всех отраслей духовного производства: наука, искусство, литература, музыка, кино и т. д. Оно является, с одной стороны, средством трансляции культуры, а с другой, само способствует формированию новой культуры.

Интеграция России в мировое социокультурное пространство настоятельно выдвигает необходимость в подготовке специалистов, способных к диалогу с мировой культурой. Только ценности культуры, ставшие достоянием образования, помогают человеку обрести личностные смыслы и духовные ценности. Становится важным, чтобы в процессе обучения в вузе будущий специалист овладел не только системой знаний, но и приобщился к культурным ценностям.

В настоящее время область образования становится приоритетной, а содержание образования выступает одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации, как в личностном, так и в профессиональном плане. Образование нацелено на обеспечение адекватного мировому сообществу уровня общей и профессиональной культуры каждого отдельно взятого человека, уровня умственного развития личности, его профессиональной квалификации и профессиональной компетентности.

В условиях стремительного развития общества образование выступает как накопленный человеком капитал, который может быть реализован в последующей жизнедеятельности. С позиции такого подхода категория образования имеет ярко выраженный социальный аспект.

Образование — это социальное благо, которое должно быть доступно для всех, образование — это интеллектуальный потенциал нации, это главный ресурс капитала в стране (Е. В. Ткаченко).

Представляется, что целесообразно рассмотрение образования с позиции единства образования, воспитания и обучения, как основных категорий педагогической науки. В этом случае воспитание и обучение можно рассматривать как две взаимосвязанные и обусловленные стороны единой категории «образование». Достижения в каждой составляющей оцениваются через уровни образованности и воспитанности каждого отдельно взятого человека.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой