Анализ программ и методик, направленных на развития понимания и выражения эмоций дошкольников с нарушением зрения
Программа Белоусовой Е. В. предполагает комплексный подход к коррекции эмоциональных нарушений, однако наибольшее внимание уделяется психокоррекции нарушений эмоционально-волевой сферы, а анализу эмоциональных состояний других людей, и причинно-следственным зависимостям в программе уделяется меньшее значение. По сути, данная программа предназначена в большей степени для психокоррекции… Читать ещё >
Анализ программ и методик, направленных на развития понимания и выражения эмоций дошкольников с нарушением зрения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Одним из способов оказания психолого-педагогической помощи детям старшего дошкольного возраста по обеспечению адекватного реагирования в коммуникативной сфере, развитию навыков общения в различных жизненных ситуациях и формирования адекватной самооценки является проведение коррекционно-развивающих занятий [8, с. 92]. Мы проанализировали ряд программ и методик по развитию эмоциональной сферы дошкольников с нарушением зрения.
Так, Тарасова Наталья Васильевна предлагает программу «Развитие эмоционально-ценностной сферы у детей с нарушением зрения», в задачи которой входит:
- — формирование адекватной самооценки;
- — знакомство с разнообразным спектром эмоций;
- — обучение детей определению настроения других людей по внешнему виду;
- — обучение детей осознанию и выражению своих чувств;
- — раскрепощение ребенка;
- -развитие умения точно передавать различные эмоциональные состояния;
- — развитие мимики и пантомимики у детей с нарушением зрения;
- — актуализация различных эмоций;
- — развитие умения адекватно выражать свое эмоциональное состояние;
- — обучение умению ребенка расслабляться.
Автор в своей разработке уделяет большое внимание развитию мышечного аппарата экспрессивных зон лица, обучению элементам мимических движений, развитию мышечного аппарата, участвующего в жестовых и пантомимических движениях.
Однако, на наш взгляд, в данной программе приоритетное значение отдается именно развитию мышечного аппарата, в то время как осознанию и пониманию причин и следствий эмоциональных состояний уделяется недостаточное внимание.
Еще одна программа по коррекции эмоционально-волевой сферы детей с нарушениями зрения с помощью методов арт-терапии предложена Бизиной Еленой Валентиновной, и базируется на модификации программы Г. Азовцевой.
Цель данной программы — профилактика и коррекция отклонений в психическом развитии и здоровье детей.
Программа предназначена для детей 4−6 лет с нарушениями зрения, имеющих проблемы эмоционального характера (страхи, тревожность, агрессивность, обидчивость, замкнутость, неуверенность).
Программа представляет цикл из 10 музыкальных сказок, объединённых общим содержанием и общей историей.
Данная программа выполняет следующие функции:
- — позволяет обучить детей релаксации и элементарным навыкам психической саморегуляции;
- — предлагает игровые дыхательные упражнения;
- — содержит подвижные игры и динамическую релаксацию, причём играть в предлагаемые игры можно и в воображении;
- — способствует повышению самооценки ребенка, принятие им себя и окружающих;
- — благодаря захватывающему содержанию побуждает интерес ребёнка к прослушиванию каждой следующей сказки.
Таким образом, несмотря на то, что некоторые разделы данной программы и имеют своей целью знакомство с эмоциями, в целом программа направлена именно на коррекцию и профилактику отклонений в психо-эмоциональном развитии.
Педагог-психолог Данилова И. Н. предлагает программу эмоционального развития дошкольников «Пойми меня». Данная программа предназначена для развития эмоционально-волевой сферы детей 5−7 лет с нарушением зрения, и адресована педагогам — психологам дошкольных образовательных учреждений.
Цель данной программы: ввести детей в сложный мир человеческих эмоций, помочь им справиться с переживаниями, негативными эмоциями.
Задачи программы:
- — формировать у детей умение выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонации;
- — совершенствовать способность управлять своими чувствами эмоциями;
- — научить детей понимать собственное эмоциональное состояние;
- — способствовать компенсации и коррекции вторичных отклонений через развитие эмоциональной сферы детей с нарушением зрения.
Программа И. Н. Даниловой «Пойми меня» направлена на то, чтобы помочь детям с нарушениями зрения понять себя, стать увереннее, наладить отношения с окружающими, освоить навыки конструктивного общения.
Программа рассчитана на 34 часа, по 1 часа в неделю. Каждое занятие длится 25−30 минут. Программа состоит из 4 разделов:
«Трудное чувство «дружба»,.
«Мои чувства»,.
«Я — хозяин своих чувств»,.
«Сильный человек — это человек с сильной волей».
Белоусова Е.В. предлагает программу «Развитие эмоциональной сферы у дошкольников с нарушениями зрения».
Для более эффективной работы с ребенком, создания единой воспитательной тенденции, автор предлагает обеспечить взаимодействие с воспитателями, музыкальным руководителем, инструктором по физическому воспитанию, специалистами и родителями.
В качестве основных методов работы Белоусова Е. В. предлагает: развивающие игры и упражнения, обсуждение сказок, историй, ситуации, экспрессивные этюды, психогимнастические упражнения, технику активного слушания, телесно-ориентированные игры.
Развитие эмоциональной сферы дошкольника со зрительной патологией в ходе реализации описываемой программы осуществляется поэтапно, с помощью ряда взаимосвязанных направлений, каждое из которых имеет свои определенные способы воздействия на эмоциональную сферу и соответственно механизмы включения эмоций.
Технология предполагает прохождение 3-х этапов:
- — Начального (15 занятий);
- — Промежуточного (20 занятий);
- — Заключительного (25 занятий)
Каждый этап начинается с первичной диагностики уровня развития эмоциональной сферы. Дальше идёт формирование группы в зависимости от полученных результатов. Потом непосредственно коррекционная работа, и в конце каждого этапа вторичная диагностика для выявления динамики формирования тех или иных навыков и умений.
Программа Белоусовой Е. В. предполагает комплексный подход к коррекции эмоциональных нарушений, однако наибольшее внимание уделяется психокоррекции нарушений эмоционально-волевой сферы, а анализу эмоциональных состояний других людей, и причинно-следственным зависимостям в программе уделяется меньшее значение. По сути, данная программа предназначена в большей степени для психокоррекции эмоциональных нарушений дошкольников с нарушениями зрения, в то время как нас интересует в значительной степени аспект понимания и выражения эмоций детьми данной категории.