Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Анализ программ и методик, направленных на развития понимания и выражения эмоций дошкольников с нарушением зрения

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Программа Белоусовой Е. В. предполагает комплексный подход к коррекции эмоциональных нарушений, однако наибольшее внимание уделяется психокоррекции нарушений эмоционально-волевой сферы, а анализу эмоциональных состояний других людей, и причинно-следственным зависимостям в программе уделяется меньшее значение. По сути, данная программа предназначена в большей степени для психокоррекции… Читать ещё >

Анализ программ и методик, направленных на развития понимания и выражения эмоций дошкольников с нарушением зрения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Одним из способов оказания психолого-педагогической помощи детям старшего дошкольного возраста по обеспечению адекватного реагирования в коммуникативной сфере, развитию навыков общения в различных жизненных ситуациях и формирования адекватной самооценки является проведение коррекционно-развивающих занятий [8, с. 92]. Мы проанализировали ряд программ и методик по развитию эмоциональной сферы дошкольников с нарушением зрения.

Так, Тарасова Наталья Васильевна предлагает программу «Развитие эмоционально-ценностной сферы у детей с нарушением зрения», в задачи которой входит:

  • — формирование адекватной самооценки;
  • — знакомство с разнообразным спектром эмоций;
  • — обучение детей определению настроения других людей по внешнему виду;
  • — обучение детей осознанию и выражению своих чувств;
  • — раскрепощение ребенка;
  • -развитие умения точно передавать различные эмоциональные состояния;
  • — развитие мимики и пантомимики у детей с нарушением зрения;
  • — актуализация различных эмоций;
  • — развитие умения адекватно выражать свое эмоциональное состояние;
  • — обучение умению ребенка расслабляться.

Автор в своей разработке уделяет большое внимание развитию мышечного аппарата экспрессивных зон лица, обучению элементам мимических движений, развитию мышечного аппарата, участвующего в жестовых и пантомимических движениях.

Однако, на наш взгляд, в данной программе приоритетное значение отдается именно развитию мышечного аппарата, в то время как осознанию и пониманию причин и следствий эмоциональных состояний уделяется недостаточное внимание.

Еще одна программа по коррекции эмоционально-волевой сферы детей с нарушениями зрения с помощью методов арт-терапии предложена Бизиной Еленой Валентиновной, и базируется на модификации программы Г. Азовцевой.

Цель данной программы — профилактика и коррекция отклонений в психическом развитии и здоровье детей.

Программа предназначена для детей 4−6 лет с нарушениями зрения, имеющих проблемы эмоционального характера (страхи, тревожность, агрессивность, обидчивость, замкнутость, неуверенность).

Программа представляет цикл из 10 музыкальных сказок, объединённых общим содержанием и общей историей.

Данная программа выполняет следующие функции:

  • — позволяет обучить детей релаксации и элементарным навыкам психической саморегуляции;
  • — предлагает игровые дыхательные упражнения;
  • — содержит подвижные игры и динамическую релаксацию, причём играть в предлагаемые игры можно и в воображении;
  • — способствует повышению самооценки ребенка, принятие им себя и окружающих;
  • — благодаря захватывающему содержанию побуждает интерес ребёнка к прослушиванию каждой следующей сказки.

Таким образом, несмотря на то, что некоторые разделы данной программы и имеют своей целью знакомство с эмоциями, в целом программа направлена именно на коррекцию и профилактику отклонений в психо-эмоциональном развитии.

Педагог-психолог Данилова И. Н. предлагает программу эмоционального развития дошкольников «Пойми меня». Данная программа предназначена для развития эмоционально-волевой сферы детей 5−7 лет с нарушением зрения, и адресована педагогам — психологам дошкольных образовательных учреждений.

Цель данной программы: ввести детей в сложный мир человеческих эмоций, помочь им справиться с переживаниями, негативными эмоциями.

Задачи программы:

  • — формировать у детей умение выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонации;
  • — совершенствовать способность управлять своими чувствами эмоциями;
  • — научить детей понимать собственное эмоциональное состояние;
  • — способствовать компенсации и коррекции вторичных отклонений через развитие эмоциональной сферы детей с нарушением зрения.

Программа И. Н. Даниловой «Пойми меня» направлена на то, чтобы помочь детям с нарушениями зрения понять себя, стать увереннее, наладить отношения с окружающими, освоить навыки конструктивного общения.

Программа рассчитана на 34 часа, по 1 часа в неделю. Каждое занятие длится 25−30 минут. Программа состоит из 4 разделов:

«Трудное чувство «дружба»,.

«Мои чувства»,.

«Я — хозяин своих чувств»,.

«Сильный человек — это человек с сильной волей».

Белоусова Е.В. предлагает программу «Развитие эмоциональной сферы у дошкольников с нарушениями зрения».

Для более эффективной работы с ребенком, создания единой воспитательной тенденции, автор предлагает обеспечить взаимодействие с воспитателями, музыкальным руководителем, инструктором по физическому воспитанию, специалистами и родителями.

В качестве основных методов работы Белоусова Е. В. предлагает: развивающие игры и упражнения, обсуждение сказок, историй, ситуации, экспрессивные этюды, психогимнастические упражнения, технику активного слушания, телесно-ориентированные игры.

Развитие эмоциональной сферы дошкольника со зрительной патологией в ходе реализации описываемой программы осуществляется поэтапно, с помощью ряда взаимосвязанных направлений, каждое из которых имеет свои определенные способы воздействия на эмоциональную сферу и соответственно механизмы включения эмоций.

Технология предполагает прохождение 3-х этапов:

  • — Начального (15 занятий);
  • — Промежуточного (20 занятий);
  • — Заключительного (25 занятий)

Каждый этап начинается с первичной диагностики уровня развития эмоциональной сферы. Дальше идёт формирование группы в зависимости от полученных результатов. Потом непосредственно коррекционная работа, и в конце каждого этапа вторичная диагностика для выявления динамики формирования тех или иных навыков и умений.

Программа Белоусовой Е. В. предполагает комплексный подход к коррекции эмоциональных нарушений, однако наибольшее внимание уделяется психокоррекции нарушений эмоционально-волевой сферы, а анализу эмоциональных состояний других людей, и причинно-следственным зависимостям в программе уделяется меньшее значение. По сути, данная программа предназначена в большей степени для психокоррекции эмоциональных нарушений дошкольников с нарушениями зрения, в то время как нас интересует в значительной степени аспект понимания и выражения эмоций детьми данной категории.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой