Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Анатомо-психологические аспекты развития речи и методическая составляющая процесса речевого развития дошкольников

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Развивается грамматический строй речи. Детьми усваиваются тонкие закономерности морфологического порядка (строение слова) и синтаксического (построение фразы). Ребенок 3−5 лет не просто активно овладевает речью — он творчески осваивает языковую действительность. Он верно улавливает значения «взрослых» слов, хотя и применяет их иногда своеобразно, чувствует связь между изменением слова, отдельных… Читать ещё >

Анатомо-психологические аспекты развития речи и методическая составляющая процесса речевого развития дошкольников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

речь развитие дети дошкольный.

Анатомические и психологические особенности развития речи у дошкольников

Речь является особенностью, отличающей человека от других высших животных. С помощью речи человек не только поддерживает общение, но и передает накопленные знания и опыт. За речь отвечают специфические, присущие только человеку центры в коре головного мозга — центры второй сигнальной системы, благодаря которым обеспечивается исполнение членораздельной речи (устная речь) и изображение письменных знаков (письменная речь). Центры второй сигнальной системы начинают формироваться после рождения. Выделяют 4 центра второй сигнальной системы, отвечающих за функцию речи. Они развиваются в определенной последовательности, начиная с первых месяцев после рождения и могут совершенствоваться в течение всей жизни.

Первый центр — центр понимания раздельной устной речи (или центр Вернике, или ассоциативный центр слуха, или акустический центр речи) располагается в задней трети верхней височной извилины. Данный центр отвечает за понимание членораздельной устной речи. Начинает развиваться на 2-м месяце жизни. По мере формирования данного центра ребенок начинает различать среди окружающих звуков членораздельную речь. Этот момент совпадает с моментом первой осознанной улыбки ребенка на обращенные к нему слова [13, с.97].

Второй центр — центр воспроизводства устной речи (центр Брокб, ассоциативный двигательный центр речи, центр артикуляции речи) — располагается в задней части нижней лобной извилины и отвечает за членораздельную речь. Начинает формироваться с 3-х месяцев внеутробной жизни, в этом возрасте ребенок начинает пытаться сознательно произносить звуки, появляется «гуление» [13, с.97].

Третий центр — центр понимания письменной речи (центр лексии, ассоциативный оптический центр речи, зрительный анализатор письменной речи) — располагается в угловой извилине. Отвечает за анализ зрительной информации о буквах, цифрах, понимание буквенного состава слов и их смысла. Центр начинает формироваться с трехлетнего возраста, в этот момент ребенок начинает оценивать звуковое значение букв, начинает с этого момента ребенка можно начинать обучать чтению [13, с.99].

Четвертый центр — центр воспроизведения письменной речи (центр графии, ассоциативный центр письменных знаков, двигательный анализатор письменных знаков) — располагается в заднем отделе средней лобной извилины. Функция центра — обеспечение тонкой моторики. Начинает развиваться в 5−6 лет. Именно с этого момента можно начинать учить ребенка писать. Контрольным тестом для достаточной развитости данного теста является тест Керна-Иерасика, демонстрирующий развитие тонкой моторики и готовность ребенка к школе по этому признаку [13, с.99].

В дошкольном возрасте развитие речи идет по нескольким направлениям.

Развивается звуковая сторона речи. Младшие дошкольники начинают осознавать особенности своего произношения. Но у них еще сохраняются и предшествующие способы восприятия звуков, благодаря чему они узнают неправильно произнесенные детские слова. Позже формируются тонкие и дифференцированные звуковые образы слов и отдельных звуков, ребенок перестает узнавать неверно сказанные слова, он и слышит, и говорит правильно. К концу дошкольного возраста завершается процесс фонематического развития.

Интенсивно растет словарный состав речи. Как и на предыдущем возрастном этапе, здесь велики индивидуальные различия: у одних детей словарный запас оказывается больше, у других — меньше, что зависит от условий их жизни, от того, как и сколько с ними общаются близкие взрослые. Приведем средние данные по В. Штерну. В 1,5 года ребенок активно использует примерно 100 слов, в 3 года — 1000−1100, в 6 лет — 2500−3000 слов[10, c.162].

Развивается грамматический строй речи. Детьми усваиваются тонкие закономерности морфологического порядка (строение слова) и синтаксического (построение фразы). Ребенок 3−5 лет не просто активно овладевает речью — он творчески осваивает языковую действительность. Он верно улавливает значения «взрослых» слов, хотя и применяет их иногда своеобразно, чувствует связь между изменением слова, отдельных его частей, и изменением его смысла. Слова, создаваемые самим ребенком по законам грамматики родного языка, всегда узнаваемы, иногда очень удачны и непременно — оригинальны.

К трем годам у нормально развивающегося ребенка словарь включает 1000−1200 слов. Ребенок употребляет почти все части речи, распространенные предложения, его общение со взрослым и детьми становится речевым. К 3 годам жизни ребенка его речь становится самостоятельным видом деятельности. В норме к этому времени дети овладевают простыми распространенными предложениями [4, c.12].

После 4-х лет дети могут пересказать знакомую сказку, охотно рассказывают стихотворения, к 5-ти годам — пересказывают только что прочитанные тексты, прослушав их 2 раза. После пяти лет дети способны довольно подробно и последовательно рассказать об увиденном или услышанном, объяснить причину и следствие, составить рассказ по картинке. После шести лет дети сами могут придумать рассказ или сказку.

К 3−4 годам дети с нормальным речевым развитием в основном правильно употребляют в самостоятельной речи все простые предлоги, свободно пользуются ими в своих высказываниях. К 5-ти годам овладевают всеми типами склонений, то есть правильно употребляют существительные, прилагательные во всех падежах единственного и множественного числа. Отдельные трудности, которые встречаются у детей, касаются редко употребляемых существительных в родительном и именительном падежах множественного числа (стулы, деревы).

К 5 годам дети усваивают основные формы согласования слов существительных с прилагательными всех трех родов, существительных с числительными в именительном падеже.

У детей в норме рано формируется навык словообразования, 4-летние дети свободно образуют существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Дошкольники 5−6 лет свободно изменяют основу слова для образования слов различных категорий (существительных, глаголов, прилагательных) [3, c.69].

К 6 годам у ребенка бывают сформированы лишь основные параметры речедвигательных механизмов: сокращения мышц речевого аппарата в процессе речи недостаточно автоматизированы, речедвигательные стереотипы легко нарушаются при усложнении речевой задачи, координаторные взаимоотношения между отделами речедвигательного аппарата (в частности, между артикуляторным и дыхательным) неустойчивы.

Несмотря на большой словарный запас, внешнее оформление речи в этом возрасте нередко еще далеко от совершенства: нет чистоты в звучании шипящих, звука р, наблюдаются перестановки звуков и т. п. Обычно эти особенности формирования речи исчезают к 4−5 годам жизни, по мере созревания физиологических и психологических функций мозга, спонтанно под влиянием речи окружающих и правильных ее образцов.

Л.С. Выготский отмечал, что овладение речью приводит к перестройке всей структуры сознания и рассматривал развитие устой речи как удобное явление для того, чтобы проследить механизм формирования поведения. Он сопоставил два этих процесса к учению об условных рефлексах. Основываясь на своих наблюдениях и Ш. Бюллера он делает вывод, что в течении первого года речь ребенка развивается независимо от мышления. На 9−12-м месяце ребенок начинает пользоваться простейшими орудиями труда, Эти действия постепенно усложняются, становятся осмысленными и к полутора годам линии развития речи и мышления пересекаются. Речь становится интеллектуальной, связанной с мыслью, и мысль в свою очередь связывается с речью. Это говорит о том, что произошел фундаментальный переворот в развитии ребенка [11, c.89].

В результате такого переворота в этот период ребенок быстро увеличивает свой словарный запас, овладевает структурой слова, которая обозначает вещь и для него становится свойством этой вещи. По данным исследования лингвиста А. Н. Гвоздева в возрасте после 1 года 7 месяцев в быстром росте словарного запаса отчетливо обнаружилось постепенное накопление глагольной лексики. С 1 года 10 месяцев ребенок начинает активно употреблять глаголы в констатирующих предложениях: «Сябакабисиць» — собака бежит. Здесь прослеживается постепенное расширение коммуникативных потребностей ребенка: расширяется его участие в делах окружающих, развиваются познавательные интересы [14, c.57].

Ребенок начинает задавать вопросы о том, как называется предмет, почему его назвали именно так, а не иначе. В. Штерн в своей теории о развитии речи считал, что в этот период ребенок делает для себя открытие о том, что каждая вещь имеет свое название и что всякую вещь можно обозначить в знаке или символе. Поэтому у ребенка возникают вопросы о названии предмета. Л. С. Выготский высказал свое несогласие с ним в отношении того, что ребенок в этом возрасте способен сделать такое открытие. Он утверждал, что ребенок рассматривает имя вещи как некоторый ее атрибут, ее свойство и в своих вопросах пытается выяснить не о названии, а о назначении или смысле вещей. Его точка зрения совпадает с А. Валлоном, что ребенку открыли возможность наименования вещи, что вещи можно называть. То есть, ребенок открывает не логический смысл, не связь между знаком и значением, а новый способ игры с вещами, новый способ обращения с ними [10, c.164].

Активно включаясь в такую своеобразную игру со словами, в возрасте около 2 лет в детской речи начинают встречаться искажения слов. Это возникает не потому что ребенку трудно выговорить слово, а потому, что каждое слово им осмысливается. Ребенок накладывает образ или свойство предмета на его название. К. И. Чуковский собрал обширный материал, который свидетельствует о той большой работе, которую проделывает ребенок над усвоением материальной, звуковой оболочки языка. Особенно он отмечает начало словотворчества, как неизбежный этап речевого развития двух и трехлетнего ребенка, как своеобразную и полезную систему упражнений в фонетике. В своей книге «От двух до пяти» он пишет, что детская речь прекрасна и имеет научную ценность. Ее исследование вскрывает закономерности детского мышления и психики. В каждой строке этой книги он поражается и удивляется детскому чутью языка, тому, как правильно за короткое время дети овладевают значением приставок и суффиксов. Он приводит много примеров изобретенных детьми слов: «нырьба», «мазелин», «мокресс», «нанитывать бусы», «тормозило», «ползук», «притонуть и вытонуть». Так же он приводит примеры самостоятельно составленных ребенком слов, которые он никогда не слышал, но которые уже существуют в народе. Или сам того не подозревая, составляет слова, которыми общество пользовалось раньше: «людь», «сольница», «обутка», «одетка» [48, с.12]. Рассматривая ошибки, которые делает ребенок при таком творческом усвоении речи, можно сделать вывод о том, что его мозг совершает огромную работу по координации получаемых знаний в речевом общении, и что такая работа возможна только при непосредственном активном речевом контакте с взрослыми.

Основываясь на такое своеобразное усвоение устной речи, которое наблюдается у всех детей, Выготский делает вывод, что развитие детской речи повторяет исторический процесс развития речи путем возникновения слова в связи с известным образом называемого предмета. А далее из этого начального слова рождаются остальные слова.

Речевые центры — самое позднее образование мозга человека (с точки зрения эволюции головного мозга), а значит они — самые «юные». Это делает их наиболее уязвимыми по сравнению с другими центрами. И при малейших неблагоприятных условиях развития организма речевые центры одни из первых дают сбой. Именно поэтому речь ребёнка — это своеобразная «лакмусовая» бумажка, демонстрирующая общий уровень развития ребёнка.

Таким образом, нормальное развитие речи предполагает, что мозг ребенка не имеет внутриутробных или родовых повреждений и ребенок находится в нормальной речевой среде. При этих условиях этапы речевого развития могут пройти без сбоев.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой