Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Предисловие. 
Педагогическая антропология

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Педагогические закономерности, практически действенные учения, теории, модели, прогнозы, рекомендации, оценки сущего и чертежи должного могут строиться только на фундаменте целостного и системного знания о развивающемся человеке. Знание «обо всей широте человеческой жизни» призвано стать фундаментом для природосообразного воспитания. Педагогическая антропология необходима, чтобы снабжать практику… Читать ещё >

Предисловие. Педагогическая антропология (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Деятельность воспитания предполагает проникновение в природу человека, понимание его сущности. Она обязана исходить из истины человеческой природы в ее реальном историческом бытии.

«Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях», — это положение Константина Дмитриевича Ушинского было и остается неизменной истиной для всей реалистической отечественной науки о воспитании.

«Воспитатель должен знать человека в семействе, в обществе, во всех возрастах, во всех классах, во всех положениях, в радости и горе, в величии и унижении, в избытке сил и в болезни, среди неограниченных надежд и на одре смерти, когда слово человеческого утешения уже бессильно. Он должен знать побудительные причины самых грязных и самых высоких деяний, историю зарождения преступных и великих мыслей, историю развития всякой страсти и всякого характера. Тогда только будет он в состоянии почерпать в самой природе человека средства воспитательного влияния, — а средства эти громадны», — справедливо утверждал К. Д. Ушинский[1].

Педагогические закономерности, практически действенные учения, теории, модели, прогнозы, рекомендации, оценки сущего и чертежи должного могут строиться только на фундаменте целостного и системного знания о развивающемся человеке. Знание «обо всей широте человеческой жизни» призвано стать фундаментом для природосообразного воспитания.

Воспитание человека человеком изучается целостно, системно — как педагогико-антропологическая наука.

По природе своей педагогическая антропология есть средоточие высокой культуры, золотого фонда знаний человека о самом себе, которые выверялись и накапливались тысячелетиями. Присвоить себе хотя бы начала этих знаний — значит приобщиться к культурным ценностям, вносящим высший смысл в жизнь человека. Успех психолога-практика, консультанта, социального работника, любого воспитателя и преподавателя зависит от степени учета исторически накопленных успехов педагогического человековедения.

Педагогическая антропология необходима, чтобы снабжать практику воспитания ориентирами для учета закономерного разнообразия личностных свойств. Тогда только теория сможет дать понять практику, в каких ситуациях, при каком именно сочетании обстоятельств один и тог же метод вреден, в каких — полезен, а в которых — нейтрален.

Педагогическая антропология нужна также как основа жизненно важных типологий педагогических ситуаций и, соответственно, разработки методических вариантов обучения и воспитания. Это позволяет получить простые и действенные способы индивидуализации образовательной работы, т. е. применения научного знания на практике.

Она призвана предупреждать об опасностях или невозможности тех или иных образовательных усилий.

В структуре педагогики педагогическая антропология выделяется как фундаментальная и вместе с тем вспомогательная наука, составляющая «цокольный этаж» в здании педагогики, т. е. снабжающая все ее области целостным знанием об их объекте. Это знание помогает в периодизации онтогенеза человека, построении теории личности, при решении вопросов о структуре, сторонах и признаках (симптомах) развития личности, о границах изменений этих признаков и факторах, регулирующих эти изменения.

Настоящий учебник предназначен для студентов педагогических и психологических специальностей на уровне академического бакалавриата.

Учебник охватывает темы и вопросы, предусмотренные Федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования трех специальностей.

  • 1. Педагогика (33 400), квалификация — преподаватель педагогики.
  • 2. Социальная педагогика (31 300), квалификация — социальный педагог.
  • 3. Педагогика и психология (31 000), квалификация — педагог-психолог.

Учебник представляет интерес для педагогов и психологов-практиков — воспитателей, учителей, родителей, консультантов-психологов, управленцев в сфере образования, социальных работников, преподавателей различных курсов, тренеров, бизнес-тренеров, коучей, работников учреждений дополнительного образования и т. п.

В результате работы над учебным материалом студент должен:

знать

  • • предмет, цель, задачи педагогической антропологии;
  • • историю развития педагогической антропологии в России и за рубежом;
  • • современные представления о человеке как предмете педагогической антропологии;
  • • отличительные признаки категории развития человека;
  • • взгляды и подходы к человеку как индивиду и личности в контексте педагогической антропологии;
  • • особенности возраста как категории педагогической антропологии;
  • • специфику взаимодействия человека с пространством его бытия;
  • • положения и теоретические основы учения о культуре как антропологическом феномене;
  • • основные трактовки категории воспитания как антропологического процесса;
  • • значение и место педагогической антропологии в гуманизации образования;
  • • специфику взаимодействия человека с пространством его бытия;

уметь

  • • способствовать социализации, формированию общей культуры личности, осознанному выбору и последующему освоению профессиональных образовательных программ, гармонизации социальной сферы образовательного учреждения;
  • • осуществлять меры по формированию психологической культуры обучающихся, педагогических работников и родителей;
  • • проводить диагностическую, профилактическую, терапевтическую работу с обучающимися;
  • • содействовать предупреждению противоправного и антиобщественного поведения молодежи;
  • • способствовать организации продуктивной досуговой деятельности;

владеть

  • • навыками организации творческой деятельности обучающихся;
  • • методами индивидуальной воспитательной работы;
  • • навыками проведения беседы с родителями и лицами, их заменяющими;
  • • методами работы с детьми и подростками из неполных, неблагополучных, кризисных семей, детьми с нарушениями в поведении, безнадзорными детьми.
  • [1] Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания: Опыт педагогической антропологии.Т. 1. М.: Изд-во УРАО, 2002. С. 41.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой