Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Оригами как искусство и дидактическое средство обучения детей предшкольного возраста

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Способствует оригами созданию игровых ситуаций. Оригами огромное воздействие оказывает и на развитие восприятия. С самого начала ребенку над работой приходится сосредотачивать свое внимание для прочтения схемы складывания, которые направлены на развитие высшей формы восприятия — осмысленного визуального восприятия, взаимосвязанное с разнообразными операциями мышления. Далее ребенок сталкивается… Читать ещё >

Оригами как искусство и дидактическое средство обучения детей предшкольного возраста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Историческое развития искусства оригами неразрывно взаимосвязано с возникновением и распространением бумаги. Китайцам ещё задолго до нашей эры была известна бумага. Исходя из, утверждения орнитологов в том, что в III—IV вв. до н.э. уже находят материалы, напоминающие современную бумагу. Официальная дата «появления» бумаги в Китае 105 г. н. э., в тот момент, когда чиновник Цай Лунь сделал официальный доклад императору о наличии такой технологии. Китайцы хранили секрет изготовления бумаги: технологию производства бумаги за границу было запрещено вывозить. [13, с.81].

В III в. бумага «двинулась» через Корею к берегам Японии, что поспособствовало интенсивности отношений двух стран. [18, с. 15].

В конце второй половины VIII в. развиваться, и японская технология производства бумаги — «нагашизуни». Бумага, которая произведена по данной технологии, была названа «ваши» — «японская бумага», занявшая основное место в мире благодаря уникальному качеству. [19, с. 77].

Бумагу использовали в разных целях, наиболее интересным являются «оригами». В Японии самое ранее извести применение оригами было в религиозных целях взаимосвязано с каташиро, которые с древних времен применялись в синтоистских церемониях.

Определение «оригами» пришло из японского языка, как собственно, и сами японцы были основателями данного вида искусства. Буквально данное понятие переводится, как «сложенная бумага» — «ори» перевод «сложенный», а «кама» — «бумага». Японцы под оригами понимают «искусство целого листа», то есть начальное его условие — неразрывность листа бумаги, его целостность без всякого рода прибавлений, вмешательств и иных действий по отношению к нему. [47].

В древние времена оригами, как форма развлечения, не практиковалась, поскольку бумага была дефицитом и, очень ценилась. В качестве развлечения оригами стали использовать в период Хейян (794 — 1185 г. г.). [13, с. 171].

Многие европейские страны в XIX в., когда бумагу научились производить, оригами стало очень модным искусством. Мастерили из бумаги не просто сувениры и игрушки, но и родовые гербы. Каждая семья имела свои секреты бумажного искусства, передаваемые из поколения в поколение. [10, с. 62].

Определение «оригами» пришло из японского языка, как собственно, и сами японцы были основателями данного вида искусства. Буквально данное понятие переводится, как «сложенная бумага» — «ори» перевод «сложенный», а «кама» — «бумага». Японцы под оригами понимают «искусство целого листа», то есть начальное его условие — неразрывность листа бумаги, его целостность без всякого рода прибавлений, вмешательств и иных действий по отношению к нему. [47].

Таким образом, оригами является старинным видом искусства складывания из бумажных квадратов различных фигурок: птиц, животных, цветов, машин и иных предметов. В настоящее время интерес к оригами очень возрос, что не удивительно, поскольку складывание не просто интересный и занимательный, но и чрезвычайно полезный процесс, в особенности для детей дошкольников: занятия оригами способствуют повысить двигательную возможность рук и тем самым подготовить ребёнка к овладению техникой письма. То есть, оригами переживает новою волну интереса, поскольку практически во всем мире данное искусство развивается согласно традициям народа. Возникли новейшие направления оригами и сферы их применения.

К примеру, математики открыли большое количество возможностей для разрешения топологических и геометрических задач. Строители и архитекторы увидели в оригамном конструировании возможности для создания многогранных структур из плоского листа. Даже появляется новое определение — «оригамика». В педагогической сфере оригами является уникальной возможностью для развития ребенка тонкой моторики, что прямо взаимосвязано с развитием интеллекта. В психологической сфере оригами становится одним из направлений арттерапии, возможностью оказания психологической помощи посредством искусства. [33].

Доступность бумаги в качестве материала, простоты ее обработки привлекают детей, которые легко овладевают разнообразными способами и приемами действий с бумагой, таким как многократное складывание, сгибание, склеивание, надрезание. У детей оригами развивают ручную умелость под контролем сознания. Оригами, прежде всего, обучает общению с бумагой, угадыванию ее качества, развивает мелкую моторику пальцев. Психологи считают, что это значительно, важно в формировании нормальной речи. Именно оригами для этого дает огромный простор — мелких движений не просто много, но и разнообразны. Значительно, важным фактором является складывание фигурок, в процессе которого одновременно работают обе руки, поскольку множество из нас «однорукие», потому что почти все делаем правой рукой, что приводит к непропорциональному развитию левого полушария мозга, управляющего правой рукой. В тот момент, как занятие оригами гармонизирует работу обоих полушарий мозга, из-за того, что все делается обоими руками, что способствует развитию творческих задатков у детей. [45, с. 42].

Многократное сгибание и складывание в процессе изготовления красочных поделок из бумаги — полезное и увлекательное занятие для детей-дошкольников. Такого рода игрушки-самоделки имеют большие педагогические возможности, развивающие творчество и фантазию, сообразительность и конструктивное мышление, расширяют игровой опыт, обогащают словарь детей, дают знания об окружающем мире, формируют умение в межличностном общении.

Также технику оригами в занятиях с детьми можно соединить с игрой. Дети, сложив из бумаги поделки животных, создавать могут сюжетные композиции, рассказывая с помощью их знакомые сказки, создавая сказочных героев, совершают в мир цветов путешествия и т. д. И это далеко еще не все достоинства, заключающие в себе волшебное искусство оригами. Оптимальный возраст для полного освоения оригами учениками (5 — 6 лет), но работу можно начинать и с детьми 3-ех лет. Маленькие дети изредка боятся листа бумаги, боятся взять его в руки и с ним что-либо сделать. Детей требуется сначала познакомить с качествами бумаги как материала. Подаются навыки работы в сказочной форме. К примеру, можно рассказать такую немудреную сказку: «Жил-был квадратик бумаги, который пошел прогулять, и вдруг увидел — лужу! Подошел поближе и вдруг — бух! — упал в нее. Вот беда! Ну, посмотрим, что с ним случилось! Спасем его? Кто же придет нам помочь спасти его? Может быть, Лисичка?». В процессе рассказа ставится на пол тазик с водой, квадратик кидают в тазик — «лужу». [27, с. 74].

Всех достоинств оригами в развитии ребенка перечислить невозможно. Оригами является искусство не просто увлекательным способом проведения досуга, но и средством разрешения многочисленных педагогических задач, в том числе развития мелкой моторики. Координируя и совершенствуя движения кистей и пальцев рук, оригами воздействует на общее интеллектуальное развитие ребёнка, в частности и на развитие речи. Поскольку ещё Сухомлинский В. А. сказал: «Истоки творческих дарований и способностей детей на кончиках их пальцев. Образно говоря, от пальцев, идут тончайшие ручейки, питающие источник творческой мысли. Иными словами, чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребёнок». [29, с. 56].

Способствует оригами созданию игровых ситуаций. Оригами огромное воздействие оказывает и на развитие восприятия. С самого начала ребенку над работой приходится сосредотачивать свое внимание для прочтения схемы складывания, которые направлены на развитие высшей формы восприятия — осмысленного визуального восприятия, взаимосвязанное с разнообразными операциями мышления. Далее ребенок сталкивается с бумагой, где происходит включение тактильного восприятия. Ребенок своими пальчиками воспринимает, каждую шероховатость поверхности, упругость, плотность бумаги, обращает внимание на реакцию, на сгиб и цвет. В конечном счете, сама сложенная фигурка представляет собой большой интерес с точки зрения восприятия. Это не точная копия птицы либо животного — это образ, но дети понимают, что это рыбка, это кошка, это бабочка. Дети, складывая фигурки из бумаги, поневоле концентрируют свое внимание на данном процессе, из-за чего занятия оригами представляют собой своеобразную психотерапию, которая способна отвлечь от тревог. Систематические занятия оригами с ребенком являются его гарантией успешной подготовки к школьному обучению и всестороннему развитию. [41, с. 102].

Умение педагога в процессе воспитания творца увидеть, рассмотреть, разгадать интересы, способности, наклонности и таланты своих воспитанников и создать возможности для их творческой реализации и развития. На сегодня большинство педагогов уже понимают, что истинная цель техники обучения представляют собой не просто овладение конкретными навыками и знаниями, но и развитию наблюдательности, воображения, сообразительности и в целом воспитание творческой личности. Зачастую, как правило, отсутствие творческого начала становится непреодолимым в старших классах препятствием, где требуется разрешение нестандартных задач. Основными же проблемами начальной школы является фокусировка на познавательных процессах, хоть именно у дошкольника на высшем уровне сохраняются черты для развития творческих способностей и воображения. Творческая деятельность обязана выступать таким же объектом усвоения, как умения, знания, навыки, из-за чего необходимо учитывать творчество. Творческие способности необходимо начать развивать значительно, рано, и данный процесс должен быть безостановочным. [34, с. 91].

Из всего вышеприведенного можно сделать вывод, что в искусстве оригами существует все, что привлекало бы ребёнка к творчеству, что делало бы этот процесс захватывающе интересным. Как и в любой игре, здесь главным удовольствием является собственно сам процесс, а не конечный результат. Дети испытывают эмоциональный комфорт, чувство радости, ни с чем несравнимое удовлетворение от выполненной своими руками поделки.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой