Педагогические основы формирования отношения личности учащегося к себе: Самоотношения
Диссертация
Анализ основных направлений исследования данной проблемы в отечественной и западной науке позволил выделить основные концептуальные положения, которые послужили фундаментом построения теории формирования самоотношения личности: идеи потребностно-субъективно ценностной теории отношений личности, рассматривающие природу и механизмы становления самоотношения личностиположения концепции… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ САМООТНОШЕНИЯ ЛИЧНОСТИ
- 1. 1. Методологические основы исследования проблемы формирования самоотношения личности
- 1. 2. Анализ направлений научного поиска проблемы формирования самоотношения личности
- 1. 3. Самоотношение как цель и результат воспитательного процесса
- Выводы по первой главе
- ГЛАВА II. КОНЦЕПЦИЯ ФОРМИРОВАНИЯ САМООТНОШЕНИЯ ЛИЧНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ
- 2. 1. Формирование самоотношения личности учащегося: система основных понятий
- 2. 2. Социально-педагогические условия, влияющие на формирование самоотношения личности учащегося
- 2. 3. Внутренние факторы становления и функционирования самоотношения личности учащегося
- 2. 4. Обоснование теоретико-практической модели формирования самоотношения личности учащегося в учебно-воспитательном процессе
- Выводы по второй главе
- ГЛАВА III. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ЭМПИРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ САМООТНОШЕНИЯ ЛИЧНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ
- 3. 1. Формы проявления самоотношения личности учащегося
- 3. 2. Возрастные и индивидуальные особенности проявления самоотношения личности
- Выводы по третьей главе
- ГЛАВА IV. ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗИТИВНОГО САМООТНОШЕ НИЯ ЛИЧНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ
- 4. 1. Практика образовательных учреждений КБР по формированию самоотношения личности учащегося
- 4. 2. Технология формирования позитивного самоотношения личности учащегося в педагогическом процессе
- 4. 3. Подготовка студентов педагогических специальностей к работе по формированию позитивного самоотношения личности учащегося
- Выводы по четвертой главе
Список литературы
- Абульханова-Славская К. А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности и ее продукты //Экспериментальное исследование продуктивных (творческих) процессов мышления. М., 1973. С. 17−35.
- Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991.299с.
- Агапов B.C. Алгоритм продуктивного становления Я- концепции в управленческой деятельности руководителя. М.: ГУУ, 1999. 13с.
- Агапов B.C. Критерии, показатели и уровни становления Я-концепции в управленческой деятельности руководителя. М.: ГУУ, 1999. 21с.
- Агапов B.C. Становление Я концепции личности: теория и практика. М.: Институт молодежи, 1999. 164с.
- Агапов B.C. Экспериментальное изучение Я концепции руководителей: Учебно-методическое пособие. М.: ГУУ, 1999.34 с.
- Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977. 380с.
- Ананьев Б.Г. О психологических эффектах социализации // Человек и общество. Л., 1971. С. 145−167.
- Ананьев Б.Г. О человеке как объекте и субъекте воспитания // Избран. психол. труды. В 2 т. М.'Педагогика, 1980. 287с.
- Ю.Ананьев Б. Г. Психология педагогической оценки // Избран, психол. труды. Т.2. М., 1980. С. 128−268.
- Ананьев Б.Г. Психология человека. Избранное. СПб, 1997. 89с.
- Ананьев Б.Г. Структура индивидуального развития как проблема современной педагогической антропологии // Советская педагогика. 1968. № 1. С21−32 .
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд-во ЛГУ, 1968. 338с.
- Анастази А. Психологическое тестирование. Кн.2. М.:Педагогика, 1982. 295с.
- Анцыферова Л.И. Психология самоактуализирующейся личности в работах Абрагама Маслоу // Вопросы психологии. 1973. № 4. С. 173−181.
- Анцыферова Л.И. Системный подход к изучению формирования и развития личности. М., 1982. С. 140 147.
- Арет А.Я. Основные положения теории самовоспитания: Дис. .докт. пед.н. Фрунзе. 387с.
- Архангельский Л.М. Роль и место нравственного воспитания в системе формирования нового человека // Вопросы философии. 1977. № 2. С. 1323.
- Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. М.:Изд-во Моск. ун-та, 1984. 104с.
- Афанасиадж Керстен. Экспресс-методика определения альтруистической или эгоцентрической доминирующей тенденции в направленности поведения человека: Автореф. дис. .канд. психол.н. Минск, 1994. 23с.
- Бажин Е.Ф., Голыкина Е. А., Эткинд A.M. Метод исследования уровня субъектного контроля //Психологический журнал. 1984. № 3. Т.5. С. 152−162.
- Бандзеладзе Г. Опыт изложения системы марксистской этики. Тбилиси, 1963. 465с.
- Бассин Ф.В. Проблема бессознательного. М.: Медицина. 1968.468с.
- Батурин H.A. Проблема оценивания и оценки в общей психологии // Вопросы психологии. 1989. № 2. С.81−90.
- Бахур В.Т. К вопросу о нейрофизиологических механизмах чувства собственного «Я» // Вопросы психологии. 1980 № 5. С.41−46.
- Бгажноков Б.Х. Адыгская этика. Нальчик: Изд-во Эль-фа, 1999.95с.
- Бейгулова Н.И. Личностные и социально-культурные особенности морального «Я» студента: Автореф. дис. .канд. психол.н. Ленинград, 1990. 14с.
- Беличева С.А. Основы превентивной психологии. М. Социальное здоровье России, 1994. 221с.
- Белкин A.C. Ситуация успеха. Как ее создать. М.:Просвещение, 1991. 176с.
- Белобрыкина O.A. Психологические условия и факторы развития самооценки личности на ранних этапах онтогенеза и социогенеза: Автореф. .канд. психол.н. Новосибирск, 1998. 22с.
- Бережнова Л.Н. Антропологический принцип как главный объяснительный принцип педагогических исследований / Педагогика в вузе: наука и учебный предмет. Сборник. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2000. С. 139 144.
- Бережнова Л.Н. Депривация в образовательном процессе: Монография. СПб: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1999. 167с.
- Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы: Пер. с англ. СПб.: Лениздат, 1992. 400с.
- Берне Р. Развитие Я -концепции и воспитание: Пер. с англ. М.:Прогресс, 1986. 420с.
- Блонский П.П. Избранные педагогические сочинения. М., 1961.630с.
- Блюмкин В.А. Моральные качества личности: их сущность, структура, типология и особенности формирования в социалистическом обществе. Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1974. 186с.
- Блюмкин В.А., Гумницкий А. Н., Цырлина Т. В. Нравственное воспитание: философско-этические основы. Воронеж: Изд-во Воронежского унта, 1990. 141с.
- Блюмкин В.А., Цырлина T.B. Моральные ценности и нравственное воспитание. М., 1981. 152с.
- Богданова Р.У. Антропологический подход как методическая основа педагогического исследования // Педагогика в вузе: наука и учебный предмет. Сборник. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2000. С. 112−138.
- Бодалев A.A. Восприятие человека человеком. Л.:ЛГУ, 1965. 123с.
- Бодалев A.A. О месте и роли отношения в гуманистическом воспитании. М.: ГПИМНОРАО, 1993. С. 10 14.
- Бодалев A.A. О проблемах воспитания и их комплексной разработке // Советская педагогика. 1978. № 7. С. 12−20.
- Бодалев A.A. О психологических основах воспитания личности // Вопросы психологии. М.:Педагогика, 1986. С. 19−27.
- Бодалев A.A., Криволап Л. И. О воздействии стиля общения педагога с учащимися на их эмоциональный опыт // Проблемы общения и воспитания. Тарту, 1974. Т. 1.209с.
- Бодалев A.A., Столин В. В. Общая психодиагностика. М.:МГУ, 1987. 303с.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968. 464с.
- Божович Л.И., Конникова Т. Е. О нравственном развитии и воспитании детей // Вопросы психологии. 1975. № 2. С. 80−90.
- Бондаревская Е.В. Проблема формирования нравственного сознания личности старшего школьника // Советская педагогика. 1980. № 1. С.42−49.
- Бондаревская Е.В. Формирование нравственного сознания старших школьников: Дис. .докт. пед.н. Ростов-на-Дону, 1979. 423с.
- Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания //Педагогика. 1995. № 4. С.29−36.
- Бороздина Jl.В. Исследование уровня притязания. М.: МГУ, 1986.101с.
- Бочкарева И.А. Рефлексивное обучение в процессе становления профессиональной компетентности будущего учителя // Педагогика в вузе: наука и учебный предмет. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2000. С. 365.
- Бочкина Н.В. Педагогические основы формирования самостоятельности школьника: Дис. .докт. пед. наук. СПб, 1991. 415с.
- Братусь Б.С. Аномалии личности. М.:Мысль, 1988. 301с.
- Брокгауз и Ефрон Энциклопедический словарь. СПб., 1904. Т.79.1. С. 135.
- Брушлинский A.B. Проблема психологии субъекта. М., 1994. 245с.
- Валицкая А.П. Образование в России: стратегия выбора: Монография. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1998. 128с.
- Валицкас Г. К., Гиппенрейтер Ю. Б. Самооценка у несовершеннолетних // Вопросы психологии. 1989. № 5. С.45−55.
- Василюк Ф.Е. Психология переживания. М., 1984, 186с.
- Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М., 1990.288с.
- Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. М.:МГУ, 1976.142с.
- Волкова E.H. Субъектность педагога: теория и практика. Автореф. дис. .канд. пед. наук. М., 1998. 42с.
- Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии // Под ред. Н. Е. Щурковой. М.: Новая школа. 1998. 208с.
- Воспитательные отношения как предмет психолого-педагогического анализа. Ставрополь: Госпединститут, 1977. 118 с.
- Вульфов Б.З. Семь парадоксов воспитания. М.:Новая школа, 1994.78с.
- Вульфов Б.З., Харькин В. Н. Педагогика рефлексии. М.: Магистр, 1995.11с.
- Выготский Л.С. История развития высших психических функций. // Собр. соч. В 6 т. М.?Педагогика, 1983. Т.З. С.6−328.
- Выготский Л.С. Проблема эмоции //Вопросы психологии. 1958. № 3. С.125−134.
- Выготский Л. С. Психология развития как феномен культуры М.: Институт практической психологии, Воронеж: НПО МОДЭК, 1996. 512с.
- Газизулин А.Т. Психологические исследования самоотношения // Личность: проблемы формирования и развития. М., 1998. С.82−84.
- Газизулин А.Т. Разные теории самосознания и самоотношения в зарубежной психологии // Актуальные проблемы формирования и развития личности. М., 1999. С.8−10.
- Газизулин А.Т. Специфика самоотношения у молодежи, обучающейся в высших учебных заведениях: Автореф. .канд. пед.н. М., 1999. 27с.
- Ганзен В.А., Толкачев В. К. Роскошь системного мышления. СПб., 1995. 298с.
- Гарбузов В.И. Человек жизнь — здоровье. СПб.: АО Комплект, 1995. 429с.
- Гершунский Б.Т. Философия образования для XXI века (В поисках практикоориентированных образовательных концепций). М., 1997. С. 105 110.
- Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М.:Школа-пресс, 1995. 448с.
- Глассер У. Школы без неудачников. Пер. с англ. М.:Прогресс, 1999.176с.
- Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. М.: МГУ. 1987. 174с.
- Гозман Л.Я., Алешина Ю. Е. Взаимосвязь отношения к себе и к другим // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. 1982. № 4. С. 21−30.
- Гурин В.Е. Формирование нравственного сознания и поведения старшеклассников. М.:Педагогика, 1988. 136с.
- Гусинский Э.Н. Образование личности. М.:Интерпранс, 1994.134с.
- Гутник И.Ю. Педагогическая диагностика образованности школьников: Учебное пособие. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2000. 158с.
- Даль В.И. Толковый словарь русского языка. Современная версия. М.:ЗАО ЭКСМО-Пресс, 2000. 736с.
- Данилова И.Л. Формирование нравственных отношений школьников в многонациональной школе: Дис. .канд.пед.н. -СПб, 1991. 187с.
- Данилова Л.Л. Буржуазная теория и практика нравственного воспитания учащихся США, конец 60−80 гг.: Дис. .канд. пед.н. М., 1988. 138с.
- Декларация прав и свобод человека и гражданина. 6 ноября 1991 г. // А. Ф. Никитин. Права человека. Хрестоматия по курсу. М., 1993. С.84−94.
- Деркач A.A., Старовойтенко Е. Б., Кривокулинский А. Ю. Реализация концепции «Я» в системе жизненных отношении личности (акмеологиче-ский аспект) М.: РАУ, 1993. 156с.
- Джанда Л. Сборник психологических тестов. М.:Попурри, 1997. С.75−113.
- Джейм М., Джангвард Д. Рожденные выигрывать. Трансакцион-ный анализ с гештальтупражнениями. М.:Прогресс, 1993.117 с.
- Джеймс У. Психология //Под ред. Л. А. Петровской. М.: Педагогика, 1991. 386с.
- Додонов Б.И. Гармоническое развитие и типологическое своеобразие личности // Психология формирования и развития личности. М., 1981. С.ЗОЗ.
- Дробницкий О.Г. Моральное сознание и его структура. // Вопросы ^ философии. 1972.№ 2. С.31−42.
- Дробницкий О.Г. Природа морального сознания. // Вопросы философии. 1968. № 2. С.26−37.
- Дробницкий О.Г. Проблемы нравственности. М.: Наука, 1977.333с.
- Дробницкий О.Г. Структура морального сознания // Вопросы философии. 1972. № 6. С.51−62.
- Елканов С.Б. Воспитание и самовоспитание ответственности у Щ подростков: Дис. .канд. пед.н. М.:МГУ, 1971. 200с.
- Елканов С.Б. О самовоспитании молодого педагога. Нальчик: Эльбрус, 1980. 71с.
- ЮО.Емузова Н. Г. Возможности детских и подростковых общественных организаций в формировании собственного достоинства подростка //Развитие личности в образовательных системах южно-российского региона. Ростов-на-Дону. ВДЦ «Орленок», 1996. С.32−37.
- Емузова Н.Г. Воспитание чести и собственного достоинства у ^ подростков. Дис. .канд. пед.н. Майкоп, 1995. 155с.
- Емузова Н.Г. Основные пути формирования нравственных отношений //Экология личности. СПб, 1998. С.47−56.
- Емузова Н.Г. Основные пути формирования разумных потребностей у современной молодежи //Молодежь и общество на рубеже веков. М.:НИЦ при ИМ, 1998. С.77−82.т
- Емузова Н.Г. Основные пути формирования чувства чести и собственного достоинства у подростков (в помощь педагогам, воспитателям, родителям). Нальчик: РДТДЮ, 1995. 28с.
- Емузова Н.Г. Педагогические основы формирования самоотношения личности. Монография. Нальчик: КБГУ, 2001. 153с.
- Емузова Н.Г. Проблемы формирования самоотношения личности // Вестник КБГУ. Серия гуманитарные науки. № 6. Нальчик: КБГУ, 2001. С. 51−57.
- Емузова Н.Г. Психология и педагогика. Учебно-методические материалы к лекционным и практическим занятиям курса. Нальчик: КБГУ, 1999.67с.
- Емузова Н.Г. Разумные потребности как основа формирования подрастающего поколения // Вестник КБГУ. Серия гуманитарные науки. Выпуск № 4. -Нальчик: КБГУ, 1999, С.58−61.
- Емузова Н.Г. Самоотношение личности как педагогическая проблема // «Социально-психологические проблемы развития личности». Сборник. Тамбов: ТГУ, 2001. Вып. 4. С.24−29.
- Емузова Н.Г. Современные подходы к проблеме воспитания // Актуальные проблемы воспитания личности в современных условиях: Сборник. Нальчик, 2000. С. 15−22.
- Емузова Н.Г. Формирование нравственного самоотношения личности в условиях культуротворческой школы // Модель культуротворче-ской школы. СПб, 2000. 8с.
- Емузова Н.Г. Формирование нравственных отношений личности. Учебное пособие. Нальчик: КБГУ, 2001. 192с.
- Закон РФ «Об образовании» // Вестник образования. 1992. 11 ноября. 142с.
- Захарова A.B., Андрушенко Т. Ю. Исследование самооценки младшего школьника в учебной деятельности // Вопросы психологии, 1980, № 4. С.90−100.
- Зимняя И.А., Боденко Б. Н., Морозова H.A. Воспитание-проблема современного образования в России (состояние, пути решения). М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1999. 82с.
- Зосимовский A.B. О критериях моральной воспитанности. // Приобщение к педагогической профессии: практика, концепции, новые структуры. Сборник. Воронеж, 1992. С. 18−20.
- Зосимовский A.B. Об активизации нравственного развития школьников // Советская педагогика, 1974. № 9. С.25−34.
- Иващенко A.B., Савкина Г. П. Нравственные ценности и особенности их освоения подростками. Учебно-методическое пособие. М.: Институт молодежи. 122с.
- Изард К. Эмоции человека. М.:Изд-во Московского университета, 1980. 439с.
- Иващенко Ф.И. Психология воспитания школьников. Учебное пособие. Мн.: Уншверсггэцкая, 1999. 136с.
- Ильенков Э.В. Гуманизм и наука // Наука и нравственность. Сборник. М. 1996.С.83−94.122. «Мой и Я» / Под ред. проф. Б. Л. Битиниса. М., 1993.276с.
- Илюшин Л.С. Сравнительный анализ организации педагогических исследований в России и за рубежом // Педагогика в вузе: наука и учебный предмет. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2000. С.259−285.
- Каган М.С. Мир общения: Проблема субъективных отношений. М., 1988.319с.
- Каган М.С. Человеческая деятельность (Опыт системного анализа). М.:Политиздат, 1974. 328с.
- Кадол Ф.В. Воспитание чести и достоинства старшеклассников. Пособие для педагогов. Мн.: Ушверстцкие, 1998. 208с.
- Казакова Е.И., Тряпицына А. П. Диалог на лестнице успеха (Школа на пороге нового века). СПб.: Петербург -XXI век. 1997. 160с.
- Как построить свое «Я» // Под ред. В. Н. Зинченко М.: Педагогика, 1991. 131с.
- Кант И. О педагогике // Трактаты и письма. М., 1984. С.293−294.
- Карцева Т.Б. Изменение образа «Я» в ситуации жизненных перемен. Дис. канд. псих. н. М., 1989. 161с.
- Ковалев А.Т. Воспитание нравственных чувств школьника. Л., 1961. С.21
- Козак М.Т. Динамика оценочных отношений личности к себе и другим (по материалам ПТУ): Автореф. .дис. канд. псих.н. Киев, 1978. 20с.
- Козлов В.В., Козлова A.A., Тюлюбаев А. Ю. Я -потенциал: стратегия развития. М., 1999. 206с.
- Козлов Н.И. Философские сказки для обдумывающих житье: Веселая книга о свободе и нравственности. Дубна: Центр Феникс, М.:Ребус, 1994. 274с.
- Козлова О.Н. Воспитание: Что делать? // Молодежь и общество на рубеже веков. М., 1998.С.53−55.
- Коломинский Я.Л. Психология общения. М.: Знание. 1974.96с.
- Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. М., 1984.335с.
- Кон И. С. Категория «Я» в психологии // Психологический журнал. Т.2. № 3. 1981. С.25−36.
- Кон И. С. Открытие «Я». М., 1978. 368с.
- Кон И. С. Психология ранней юности. М.:Просвещение, 1989.255с.
- Конвенция о правах ребенка //А.Ф.Никитин. Права человека: Хрестоматия по курсу. М., 1993. С.57−83.
- Коноваленко В.Е. Педагогические условия становления самооценки личностных нравственных качеств старшеклассника: Автореф. .канд. пед.н. СПб, 1995. 13с.
- Конституция (Основной Закон) Российской Федерации. М., 1992.72с.
- Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических республик. М., 1997.97с. 145
- Концепция воспитания учащейся молодежи / А. А. Бодалев, З. А. Малькова, Л. И. Новикова, В. А. Караковский. // Педагогика. 1992. № 3−4. С.11−19.
- Копыл А.Н. Педагогические условия и практика формирования нравственной устойчивости подростка в общеобразовательной школе. Дис. .канд. пед.н. Ставрополь, 1999. 130с.
- Корчак Я. Как любить ребенка: книга о воспитании /Пер. с польского. М., 1990. 493.
- Кузьмина З.В. Исследование динамики самооценки в условиях успеха и неудачи. // Личность в психологическом эксперименте. Сборник. М., 1973.С.37−49.
- Кузьмина Н.В. Методы системного педагогического исследования. Л.: ЛГУ, 1989. 172с.
- Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. Л.: 1985.32с.
- Куликов Л.В. (составитель) Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб.: Питер, 2000. 480с.
- Куликов Л.В. Психология настроения личности: Дис. .докт. психол.н. СПб, 1997. 430с.
- Куницына В.Н. Восприятие подростком другого человека и самого себя: Дис. .канд. психол.н. Л., 1968. 296с.
- Лазурский А.Ф. Избранные труды по психологии. М.: Наука, 1994. 446с.
- Лазурский А.Ф. Классификация личностей // Избранные труды по психологии. М.:Наука, 1997. 446с.
- Лазурский А.Ф. Очерк науки о характере. М.: Наука, 1995. 271с.
- Левин К. Теория поля в социальных науках. СПб.: Сенсор, 2000.1. С. 86.
- Левин К. Топология и теория поля. История психологии. М.:Наука, 1992. 190с.
- Левченко Е.В. История психологии отношений. Дисер. .докт. психол.н. СПб, 1995. 454с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. 304с.
- Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. М.:МГУ, 1976.38с.
- Леонтьев Д.А. Я последняя инстанция в личности // Очерк психологии личности. М., 1993. С.40−42.
- Лесгафт П.Ф. Избранные педагогические сочинения. В 2 т. М., 1951. Т. 1. С.216−218.оценка школьника. М.:3нание, 1976. 64с.
- Липкина А.И. Самооценка школьника. М.: Знание, 1976. 64с.
- Литвак М.Е. Если хочешь быть счастливым. Ростов-на-Дону: Феникс, 1995. 640с.
- Лихачев Б.Т. Введение в теорию и историю воспитательных ценностей (теоретико-исторический анализ воспитательных ценностей в России в XIX и XX веках). Самара: СИУ, 1997. 85с.
- Лихачев Б.Т. Философия воспитания. Специальный курс: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М., 1995. 279с.
- Личность в воспитательной системе школы: Научно-методический сборник // Под ред. А. В. Гаврилина и Л. И. Новикова. Владимир, 1993. 153с.
- Ломов Б.Ф. Личность в системе общественных отношений // Психологический журнал. 1981. Т.2. № 1. С.3−17.
- Лопатин В.В., Лопатина Л. Е. Малый толковый словарь русского языка. М., 1990. С. 123.
- Лук А. Н. Эмоции и личность. М.:3нание, 1982. 176с.
- Лукин М.В. Динамика отношения к себе в процессе организаторской деятельности руководителя. Дис .канд. психол.н. Л., 1986. 157с.
- Магун В. С. Психологические исследования объективности оценок и самооценок у студентов. Дис. .канд. психол.н., Л., 1997. 251с.
- Макаев В.В. Педагогика для переводчиков: Учебное пособие для студентов. Пятигорск, 1999. 121с.
- Макаренко A.C. Методика организации воспитательного процесса. Соч. М.: АПН РСФСР, 1957. T.V. 512с.
- Маленкова Л.И. Воспитание в современной школе. Книга для учителя воспитателя. М.:Педагогическое общество России, Издательский Дом «Ноосфера», 1999. 300с.
- Марьенко И.С. Нравственное становление личности школьника. М., 1985. 104с.
- Маслоу А. Самоактуализация //Психология личности. Тексты. М.: МГУ, 1982. 117с.
- Мерлин B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М.:Педагогика, 1986. 251с.
- Методы измерения и прогнозирования в исследовании воспитательного процесса. Л.: ЛГУ, 1986. 79с.
- Мид М. Культура и мир детства. М.:Наука, 1988.429 с.
- Мир детства: Подросток. /Под ред. А.Г.Хренковой- Отв. ред. М.:Педагогика, 1982. 432с.
- Михалевская Г. И. Основы профессиональной педагогической грамотности. СПб: ЭГО, 2001. 292с.
- Михалевская Г. И. Профессионализм общения: Учителю о коммуникативных умениях. СПб.: САГУ, 1993. 54с.
- Монахов Н.И. Изучение эффективности воспитания : теория и методика. М.:Педагогика, 1981. 144с.
- Мудрик A.B. Педагогическая концепция личности //Деятельность, игра и общение в детском коллективе как фактор формирования личности школьника. М.:ЦСПО РСФСР, 1982.С.217−221.
- Мудрик A.B. Социализация и воспитание. М.:Сентябрь, 1997.96с.
- Мусоелян Г. А. Формирование нравственных потребностей личности школьника в процессе деятельности и общения. Автореф: .докт.пед.н. М., 1991.32с.
- Мясищев В.Н. Личность и неврозы. Л.:ЛГУ, 1960. 426с.
- Мясищев В.Н. Некоторые вопросы психологии отношений человека // Ученые записки Ленингр. ун-та. Серия философских наук, 1956. № 214. Вып 9. С.3−10.
- Мясищев В.Н. О потребностях как отношениях человека //Ученые записки Ленингр. ун-та. Серия философских наук, 1959. Вып 16. С.32−40.
- Мясищев В.Н. Проблемы отношений человека и ее место в психологии // Вопросы психологии. 1999. № 2. С. 142−156.
- Мясищев В.Н. Психология отношений и педагогика // Вопросы психологии воспитания. Вып. III. Проблемы нравственного воспитания школьников. Тамбов, 1973. С.3−10.
- Мясищев В.Н. Структура личности и отношения человека к действительности //Доклады на совещании по вопросам психологии личности (сокращенные тексты). М., 1956. С. 10−14.
- Невярович В. Терапия души. Воронеж: НПО МОДЖ, 1997. 238с.
- Новиков A.M. Докторская диссертация. Пособие для докторантов и соискателей ученой степени доктора наук. М.:Эгвес, 1999. 120с.
- Норакидзе В.Г. Методы исследования характера личности. Тбилиси, 1989. 308с.
- Общая психодиагностика /Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. М., 1987.303с.
- Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.:Гос. изд-во иностранных и национальных словарей, 1953. 848с.
- Ольшанский В.Б. Психология практикам: учителям, родителям и руководителям. М.:Тривола, 1996. 264с.
- Организация нравственного воспитания школьников. Методические рекомендации // Сост. Н. Е. Щуркова, В. Н. Шнырева. М., 1989. С. 7.
- Орлов Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера. М.: просвещение, 1987.223 с. 203.0сницкий А. К. Психология самостоятельности. Методы исследования и диагностики. Москва, Нальчик: Эльфа, 1996. 123с.
- Отношения как проблема психологии воспитания. //Сборник научных трудов. Ред. коллегия А. И. Щербаков. М., 1973. 151с.
- Панарин A.C. От постчеловеческого мира к человеческому // Общественные науки и современность. 1991. № 5. С.81−90.
- Пантилеев P.C. Самоотношение как эмоционально-оценочная система. М.:МГУ, 1991. 110с.
- Пантилеев С.Р. Строение самоотношения как эмоционально оценочной системы: Автор. .дис. к. психол.н. М., 1988. 18 с.
- Панферов В.Н. Восприятие и интерпретация внешности людей: Дис. .канд. психол.н. Л., 1969. 230с.
- Панферов В.Н. Классификация социально-психологической интерпретации личности // Вестник ЛГУ, 1970. № 23.С.86—91.
- Парфенова Н.Б. Психологические особенности развития уверенности в младшем школьном возрасте: Автореф. .канд. психол.н. СПб., 1993. 16с.
- Парыгин Б.Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории. СПб: ИГУП, 1999. 592с.
- Педагогика. // Под ред. Пидкасистого. М., 1995. С. 301.
- Педагогика в вузе: наука и учебный предмет. Рабочие материалы к конференции. СПб: РГПУ им. А. И. Герцена, 2000. 426с.
- Педагогическая антропология: Учебное пособие /Авт. сост. Б.М.Бим-Бад. Изд-во УРАО, 1998.575с.
- Перевозная Е.В. Достоинство и честь. Минск: Нар. асвета, 1983.64с.
- Петренко В.Ф. Психосемантика сознания. М.: МГУ, 1988. 207с.
- Петрова С.М. Мотивационная обусловленность Я- концепции личности в юношеском возрасте: Дис. .канд. психол.н. СПб, 1995. 191с.
- Петровский A.B. Индивид и его потребности быть личностью. // Вопросы философии. 1982. № 3. С.44−54.
- Петровский A.B. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиздат, 1982.255 с.
- Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъективности. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. С.269−281.
- Петрулите Л.Р. Когнитивный и эмоциональный компоненты в структуре образа Я студентов: Дис. .канд. психол.н. Л., 1984.34с.
- Пинт А. Понимание себя. М: Присцельс, 1999. 176с.
- Платонов К.К. О системе в психологии. М.:Мысль, 1972. 216с.
- Платонов К.К. Структура и развитие личности. М.:Наука, 1986.254 с.
- Подласый И.П. Педагогика: Учебник для студентов высших пед. учеб.заведений. М., 1996. С. 180−193.
- Поляков С.Д. Психодиагностика воспитания: Опыт популярной монографии с элементами учебного пособия и научной фантастики. М.:Новая школа, 1996. 160с.
- Прихожан A.M. О возрастном подходе в нравственном воспитании детей //Вопросы психологии. 1981. № 1. С. 143−149.
- Прихожан A.M. Психологические проблемы нравственного воспитания школьников. М., 1980. 36с.
- Прихожан A.M. Психология неудачника: Тренинг уверенности в себе. М.: ТЦ Сфера, 1997. 192с.
- Программа развития воспитания в системе образования России на 1999−2000 //Документы Министерства образования Российской Федерации. СПб, 1999.112с.
- Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте /Под общ.ред. И. В. Дубровиной. М.:Академия, 1995. С.12−41.
- Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб., 2000. 480с.
- Психология развивающейся личности //Под ред. А. В. Петровского. М.:Педагогика, 1987. 240с.
- Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии // Под ред. Д. А. Леонтьева, В. Г. Щур. М.:Мысль, 1997. 336с.
- Психология. Словарь / Под общ.ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.:Политиздат, 1990. 494с.
- Путилова Л.М. Самопознание как индивидуальный опыт ментальной рефлексии /в контексте философской антропологии. Волгоград: Изд-во Волгоградского госуниверситета, 1998. 200с.
- Равен Д. Педагогическое тестирование: Проблемы, заблуждения, перспективы. М.:Когнито Центр, 1999. 144с.
- Радина К. Д. Эмоциональные ориентиры как психолого-педагогические основания теории и практики воспитания. Монография. СПб: РГПУ им. А. И. Герцена, 1999. 100с.
- Развитие личности ребенка. / Пер. с англ. П. Массен, Дж. Конджер, Дж. Коган, А. Хьюстон /Общ.ред. А. М. Фонарева. М. ¡-Прогресс, 1987. 269с.
- Райгородский Д.Я. (редактор составитель) Теории личности в западно-европейской и американской психологии. Хрестоматия по психологии личности. Самара: Дом «БАХРАХ», 1996. 480с.
- Райгородский Д.Я. (редактор-составитель) Психология и психоанализ характера. Хрестоматия по психологии и типологии характеров. Самара: Дом «БАХРАХ», 1997. 640с.
- Реан Л., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология. СПб.: Питер, 1999. 416с.
- Ребенок в мире культуры. Ставрополь: Ставропольсервиз школа, 1998. 528с.
- Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. Пер. с англ. М.:Прогресс-Универс, 1994. 480с.
- Ромек В.Г. Уверенность в себе как социально- психологическая характеристика личности: Автор. .канд. психол.н. Ростов-на-Дону, 1997. 23с.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1976. 487с.
- Рубинштейн С.Л. Понятие «характера» в психологии и психиатрии //Вестник Москов. университета. Сер. 14. Психология. 1979. № 2.С.81—91.
- Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии. М., 1959. С. 140.
- Рувинский Л.И. Психологические основы самовоспитания. Авто-реф. .докт. психол.н. М., 1969. 26с.
- Рувинский Л.И. Самовоспитание чувств, интеллекта, воли. М.:Мысль, 1983. 89с.251 .Рувинский Л. И. Теория самовоспитания. М.: МГУ, 1973. 263с.
- Рувинский Л.И. Теория ценностного осознанно-эмоционального усвоения нравственности. М.:МГУ, 1973. 7с.
- Рувинский Л.И., Косолапов С. М. Управление процессом нравственного развития личности. М.:3нание, 1978. С. 63, 71.
- Рувинский Л.И., Соловьева А. Е. Психология самовоспитания: пособие по спецкурсу для студентов педагогических институтов. М., 1982. 143с.
- Рувинский Л.И. Нравственное воспитание личности. М.:МГУ, 1981. 184с.
- Савенко Е.И. Возрастные особенности соотношения ориентации на самооценку и оценку другими людьми //Изучение мотивации поведения детей. М., 1972.351с.
- Савонько Е.И. Оценка и самооценка как мотивы поведения школьников разного возраста //Вопросы психологии. 1969. № 4.С. 107−117.
- Саржвеладзе Е.И. Структура самоотношения личности и социогенные потребности // Проблемы формирования социогенных потребностей. Тбилиси, 1976. С.134−137.
- Сафин В.Ф. Динамика оценочных эталонов в подростковом и юношеском возрасте // Вопросы психологии. 1982. № 1. С. 69−57.
- Сафин В.Ф. Устойчивость самооценки и механизм ее сохранения // Вопросы психологии. 1975. № 3. С.62−72.
- Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.:Народное образование, 1998. 256с.
- Семенов И.Н., Степанов С. Ю. Рефлексия в организации творческого мышления и саморазвития личности //Вопросы психологии. 1983. № 2. С.35−72.
- Серебрякова Е.А. Уверенность в себе и условия ее формирования: Дис. .канд. психол.н. М., 1955. 137с.
- Сеченов И.М. Избранные философские и психологические произведения. М., 1947.647с.
- Симонов П.В. Эмоции и воспитание //Вопросы философии. 1981. № 5. С.39−48.
- Слободчиков В.И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. Учебное пособие для вузов. М.: Школа-Пресс, 1995. 384с.
- Словарь персоналий. Психология от, А до Я. М.: Московский психолого-философский институт, Флинта, 1997. 160с.
- Словарь по этике. / Под ред. И. С. Кона. М., 1983.С.312.
- Словарь русского языка. В 4 т. М., 1961. Т.4.С.30,613.
- Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. М.:Аспект Пресс, 1995.270с.
- Советский энциклопедический словарь. М., 1990. С. 1108.
- Созонов В.П. Воспитание на основе потребностей человека // Педагогика. 1993. № 2.С.28−32.
- Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности. М., 1980. 174с.
- Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. М.:МГУ, 1989.215с.
- Соколова Е.Т., Чеснова И. Т. Зависимость самооценки подростка от отношения к нему родителей // Вопросы психологии. 1986. № 2.С.110−118.
- Соловейчик C.JI. Знания и достоинство // Семья и школа. 1992. № 7−9. С. 11.
- Соловьева А.Е. Самооценка как фактор самовоспитания в юношеском возрасте: Автореф. .дис. канд. пед.н. М., 1973. 19с.
- Социальная психология // Под ред. Е. С. Кузьмина, В. Е. Семенова. Л.: ЛГУ, 1979.288с.
- Спиридонова С.Б. Особенности развития и формирования самопознания в младшем школьном возрасте: Автореф. .канд. психол.н. Калуга. 1993. 18с.
- Спиркин А.Т. Сознание и самосознание. М.?Политиздат, 1972.303с.
- Способности и склонности: Комплексные исследования / Под ред. Э. А. Голубевой. М.:Педагогика, 1989. 200с.
- Старовойтенко Е.Б. Жизненные отношения личности: методологические цели: Автореф. дис. .докт. психол.н. Киев, 1992. 39с.
- Столин В.В. Познание себя и отношение к себе в структуре самосознания личности: Дис. докт. психол. н. М., 1985. 530с.
- Столин В.В. Самосознание личности. М.:Изд-во Московского университета, 1983.284с.
- Столин В.В., Кальвио М. Личностный смысл: строение и форма существования сознания // Вестник Моск. университета. Сер 14. Психология. 1982. № 3. С.38−47.
- Судаков В.Н. Мифология воспитания. Очерки теории развития и воспитания личности. Свердловск: Изд-во Уральского университета, 1991. 112с.
- Сухомлинский В.А. О воспитании совести // Педагогика. 1995. № 4. С.49−51.
- Сухомлинский В.А. Родительская педагогика. Новосибирск, 1985. С. 100−104.
- Сущность, проблемы, тенденции проявления экстремизма в молодежной среде: Итоги социологического исследования // Информационный бюллетень КДМ. 1992. № 7.С.90−100.
- Теоретические основы и вариативные технологии позитивной «Я -концепции» // Материалы Российской научно-практической конференции, 29−30 марта 1999 г. Рязань: Изд-во РГПУ, 1999. 128с.
- Теории личности в западно -европейской и американской психологии. Хрестоматия по психологии личности. Самара: Издательский Дом «БАХРАХ», 1996. 480с.
- Титаренко А.И. Структура нравственного сознания. М.: Мысль, 1974.278 с.
- Титова Е.В. Методика воспитания как феномен педагогической науки и практики: Дис. .докт. пед.н. СПб, 1995.375с.
- Толковый словарь русского языка / Под ред. Д. М. Ушакова. М., 1940. С.1103
- Туев В.А. Человеческие потребности (эскиз философской теории). Иркутск, 1998. 264с.
- Турусова О.В. Динамика становления субъекта самооценивания. Дис. .канд. психол.н. Л., 1991. 167с.
- Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. Тбилиси, 1966.451с.
- Управление воспитательной системой школы: Проблемы и решение. / Под ред. В. А. Караковского, Л. И. Новиковой, Н. Л. Селивановой, Е. И. Соколовой. М.:Пед .общество России, 1999. 264с.
- Управление развитием школы: Пособие для руководителей образовательных учреждений. /Под ред. М. М. Поташника и В. С. Лазарева. М., 1 995 432с.
- Фельдштейн Д.И. Психология воспитания подростка. М.:Знание, 1978. 48с.
- Филонов Л.Б. К собственной личности и регуляция человеком своего поведения // Психологические механизмы регуляции социального поведения. М. Мысль, 1979. С.268−286.
- Философский словарь /Под ред. И. Т. Фролова. М., 1991.С.312.
- Философский энциклопедический словарь. М., 1993. С. 561.
- Флейк-Хобсон К., Робинсон Б. Е., Скин П. Мир входящему: Развитие ребенка и его отношений окружающими /Общая редакция и предисловие М. С. Мацковского. М.:Центр общечеловеческих ценностей, 1992. 511с.
- Формирование личности старшеклассника. /Под ред. И. В. Дубровиной. М.:Педагогика, 1989. 168с.
- Фрейд 3. Психология «Я» и защитные механизмы. М., 1989.78с.
- Френе С. Избранные педагогические сочинения. М., 1990. С. 38.
- Фридман Л.М., Пушкина Т. А., Каплунович И. Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. М.:Просвещение, 1988. С. З-143.
- Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1990.251с.
- Фромм Э. Душа человека. М., 1992. С. 18−108.
- Фромм Э. Психоанализ и этика. М.: Республика, 1993. 415с.
- Фромм Э. Человек для самого себя. Минск: Коллегиум, 1992.153с.
- Хаббарда Л. Рона Достоинство и целостность личности. ПЕК ЕКА. М. :Нью Эра, 1999.211с.
- Харламов И.Ф. Педагогика: Учебное пособие. М.:Юрист, 1999.512с.
- Цукерман Г. А., Мастеров Б. М. Психология саморазвития. М., 1995. 288с.
- Цыбра А.Ф. Самоутверждение личности. Киев-Одесса: Выща шк., 1989. 192с.
- Чепурных Е.Е. От культуры полезности к культуре достоинства // Воспитание школьников. 1999. № 5. С.2−8.
- Чернявская Г. К. Самопознание и самореализация личности: Методологические проблемы. Дис. .док. филос.н. Екатеринбург, 1994.263с.
- Чеснокова И.И. Особенности развития самосознания в онтогенезе. // Принципы развития в психологии. М.: Наука, 1979. С.316−337.
- Чеснокова И.И. Проблема самопознания в психологии. М.: Наука, 1977. 144с.
- Шакуров Р.Х. Самолюбие детей (дошкольный возраст). М.:Просвещение, 1969. 176с.
- Шаталов В.Ф. Эксперимент продолжается. М., 1989. С. 182.и
- Шванцара И. Диагностика психического развития. Прага, 1978. С. 107.
- Шилова М.И. Учителю о воспитанности школьника. М.: Педагогика, 1990. 144с.
- Шорохова Е.В. Проблема «Я» и самопознание // Проблемы сознания: Материалы симпозиума. М., 1968. 600с.
- Щуркова Н. Ценностные отношения // Воспитание школьника. 1999. № 3. С. 17−22.
- Щуркова Н.Е. Воспитание детей в школе. М., 1998. 205с.
- Щуркова Н.Е. Программа воспитания школьника. М.:Педагогическое общество России, 1998. 48с.
- Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте //Вопросы психологии. 1971. № 4. С.6−20.
- Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Прогресс, 1996.340с.
- Эткинд A.M. Эмоциональные компоненты самоотчетов и межличностных суждений // Вопросы психологии. 1983. № 2.С.81−90.
- Юнг К. Конфликты детской души. М., 1994. 336с.
- Ядов В.А. О диспозиционной регуляции социального развития личности // Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975. С.89−105.
- Ядов B.JI. Личность как объект и субъект социальных отношений // Социология и современность. В 2 Т. М.: Наука, 1977. С. 134−147.
- Якоби М. Стыд и истоки самоуважнения. М., 2001.217с.
- Якобсон П.М. Чувства, их развитие и воспитание. М.: Знание, 1976.96с.
- Яковлева Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности. М.: Флинт, 1997. 224с.
- Якунин В.А. Педагогическая оценка как фактор формирования личности учащихся // Вестник ЛГУ. 1983. № 17. С.42−48.
- Якунин В.А. Педагогическая психология: Учебное пособие. СПб.: Изд-во Михайлова В. А, 2000. 349с.
- Якунин В.А. Психологические аспекты формирования педагогического мастерства // Вестник ЛГУ. 1979. № 11 .С.52−59.
- Якунин В.А., Ахтариева Л. А., Шиян А. О. Становление студентов в процессе обучения их в вузе // Психология и педагогика в реформе школы. M., 1986.С.74−92.
- Якунин В.А., Мешков Н. И. Психолого-педагогические факторы учебной успешности студентов // Вестник ЛГУ. Серия экономика, философия, право. Вып. 2. 1980. № 11. С.55−59.
- Яновская М.Т. Теория и методика эмоционального стимулирования в нравственном воспитании подростков (во внеучебной деятельности): Дис. .докт. пед.н. Киров, 1991. 363с.
- Яновская М.Т. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания. М. .'Просвещение, 1986. 160с.
- Butler Н., Haigh М. Psychotherapt and personality change/ Eds Rogers C., Pymond R. Chicago, 1954.
- Coopersmith S. The antecendents of self-esteems. San Francisco, 1967.
- Gough H.G., Helbrun A.B. The abjective check list manual // Palo Alto. CA: Consulting Psychologists Press. 1965.
- Harter S. The percieved competence scale for children // Child development, 1982. V.53.
- Hoge D., McCarthy J. Influence of individual and group identity salience in the giotal self-esteem of youth // S. of Pers. and Soc. Psychol. 1984. V.47.
- Rosenberg M. Psychological selectivity in self-esteem formation // Social psycology of the self-concept. N.Y., 1982.
- Shavelson R., Hubner J., Stanton C. Self-concept: Validation of construct interpretation // Review of educational research, 1976. V.46.
- Symonds P. The Ego and the Self. N.Y., 1951.
- Wells L., Marwell G. Self-esteem: Its Conceptualization and Measurement // Sage publications, 1976.
- Wylie R.C. Jhe Self-concept. V.l. Lincoln, 1974.