Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Развитие иноязычных умений общения взрослых на основе использования музыкальных произведений

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В меняющейся картине мира проблема обучения взрослых является особенно актуальной. Приобретенные некогда знания устаревают, расширяется поле деятельности современного человека. Взрослый образованный человек продолжает учиться. Что касается уровня владения взрослыми иностранным языком, то он характеризуется сегодня несоответствием требованиям рынка труда. В большинстве ВУЗов России на факультетах… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Психолого-педагогические основы обучения взрослых иностранному языку
    • 1. 1. Обучение взрослых как педагогическая проблема
    • 1. 2. Социально-психологические и психолого-лингвистические особенности обучения взрослых
    • 1. 3. Модель мотивации овладения взрослыми иностранным языком
  • Выводы по I главе
  • Глава II. Психолого-лингвистические основы воздействия музыки на процесс общения
    • 2. 1. Психологические основы музыкального восприятия
    • 2. 2. Пути воздействия музыки на слушателя
    • 2. 3. Психолингвистические основы иноязычного речевого общения
  • Выводы по II главе
  • Глава III. Методика обучения взрослых иноязычному общению на основе использования музыкальных произведений
    • 3. 1. Особенности обучения иноязычному общению на основе использования средств музыкальной наглядности
    • 3. 2. Комплекс упражнений для обучения иноязычному общению на основе использования средств музыкальной наглядности
    • 3. 3. Описание экспериментального обучения и анализ его результатов
  • Выводы по III главе

Развитие иноязычных умений общения взрослых на основе использования музыкальных произведений (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В меняющейся картине мира проблема обучения взрослых является особенно актуальной. Приобретенные некогда знания устаревают, расширяется поле деятельности современного человека. Взрослый образованный человек продолжает учиться. Что касается уровня владения взрослыми иностранным языком, то он характеризуется сегодня несоответствием требованиям рынка труда. В большинстве ВУЗов России на факультетах неязыкового профиля до сих пор сохраняется тенденция минимального количества часов, отводимых на изучение иностранного языка. В такой ситуации развитие умений иноязычного общения проблематично. В то же время идеалом образования становится не просто образованный человек, а специалист, ориентированный в своей деятельности на общение с другими людьми, другими культурами, умеющий реагировать на постоянные изменения в современном мире. Взрослый человек продолжает познавать себя, развивать умения, способствующие личностному профессиональному росту. А самопознание осуществляется через познание других, через общение. Поэтому общение является в наше время одной из важнейших задач обучения взрослых.

Содержание обучения взрослых, а также его формы и методы должны меняться в соответствии с меняющимися условиями действительности. Совершенствование содержания обучения взрослых иностранному языку предполагает в настоящее время новый подход к отбору и включению в учебный процесс сведений о материальной и духовной культуре народов страны изучаемого языка. Этому может способствовать использование аутентичных материалов, например, песенных, которые не только содержат культуроведческие сведения, но и сами являются частью культуры соответствующего народа. Работа с произведениями искусства, в частности музыкальными произведениями, может быть, на наш взгляд, направлена на решение лингвистических, социокультурных, познавательных, развивающих и практических задач обучения иностранному языку взрослых.

Использование музыкальных произведений, кроме того, позволяет усилить мотивационный фактор в обучении иностранному языку, что способствует успешному решению таких проблем обучения иностранному языку взрослых, как создание благоприятного психологического климата на занятии, расширение социокультурного кругозора, совершенствование и развитие речевых навыков и коммуникативных умений.

Возможности музыки в процессе обучения иностранному языку рассматривались в работах отечественных и зарубежных авторов (В.Ф. Аитов, Е. П. Карпиченкова, Д. Кемпбелл, Г. А. Китайгородская, О. В. Кудравец, И. И. Лащикова, Н. Ф. Орлова, С. В. Щербаков, G. Blell, Г. U. Brandstatter, R. Gratz, К. Hell wig, Н. Holoubek, R. Jourdain, Т. Murphey, U. Quast, F. Rauscher, R. Wicke и др.) В интенсивной методике обучения иностранным языкам (Г. Лозанов, Г. А. Китайгородская и др.) музыка используется как средство релаксации (инструментальная музыка) или в качестве фона во время работы в группах. В. Т. Романов описывает возможности народной музыки в целях развития эмоциональной отзывчивости школьников [156]. В работе Н. Ф. Орловой рассматривается роль эстетического компонента музыкальной наглядности при обучении английскому языку студентов языкового ВУЗа, а также возможность использования музыкальных произведений для совершенствования устной речи студентов языкового ВУЗа [137].

Большинство авторов отдают предпочтение песенному жанру, концентрируя внимание на тексте, а не на мелодии. По нашему мнению, в таких случаях правильнее говорить не о музыкальных произведениях, а об аутентичных текстах. Некоторые авторы предлагают использовать песенный материал, прежде всего, в целях аспектного обучения иностранному языку, т. е. для формирования отдельных навыков владения иностранным языком. Как правило, в описанных методиках музыкальные произведения используются фрагментарно и бессистемно, что не даёт право считать их полноправным средством обучения иностранному языку. Кроме того, в исследованиях испытуемыми являются либо школьники, либо студенты ВУЗов. Возможности использования музыкальных произведений в определенной системе с целью обучения общению взрослых на немецком языке не были описаны в методической литературе.

Вышеперечисленные обстоятельства обусловили выбор темы исследования. В данной работе делается попытка разработать и научно обосновать методику систематического и целенаправленного использования музыки как средства формирования и совершенствования иноязычных навыков и умений общения взрослых, а также разработать специальный комплекс упражнений, направленный на совершенствование умений общения на немецком языке.

Объектом исследования является процесс обучения взрослых общению на немецком языке.

Предметом исследования является методика обучения общению на немецком языке на основе использования музыкальных произведений.

Целью работы является создание теоретически обоснованной и экспериментально проверенной методики обучения взрослых иноязычному общению на основе использования средств музыкальной наглядности.

В соответствии с поставленной целью сформулирована гипотеза исследования, согласно которой систематическое и целенаправленное использование музыкальных произведений при обучении взрослых иноязычному общению позволит воздействовать на эмоционально-мотивационную сферу учебно-познавательной деятельности и более эффективно развивать умения общения на немецком языке.

В связи с выдвинутой гипотезой необходимо решить следующие задачи:

1) изучить психолого-педагогические особенности обучения взрослых иностранному языку;

2) выявить педагогические и психологические факторы воздействия музыки на познавательную деятельность взрослых и определить конкретные возможности их использования в процессе формирования навыков и развития умений общения на немецком языке;

3) построить модель мотивации овладения взрослыми иностранным языком на основе принципов темацентрированного взаимодействия;

4) разработать методику обучения иноязычному речевому общению взрослых на основе систематического и целенаправленного использования музыкальных произведений и экспериментально проверить эффективность предложенного комплекса упражнений.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

• анализ психологической, педагогической, методической литературы по проблемам обучения взрослых и по вопросам восприятия музыкальных произведенийнаблюдение за учебным процессом по немецкому языку на различных уровнях курсов института им. Гёте;

• обобщение опыта работы в группах курсов института им. Гёте;

• проведение методического эксперимента с последующей обработкой и анализом экспериментальных данных;

• анкетирование слушателей курсов института им. Гёте.

Теоретической основой данной работы явились исследования по психологии взрослых (Б.Г. Ананьев, Ж. Годфруа, А. А. Реан, А. А. Бодалев, С. И. Змеев, В. В. Горшкова, В. И. Фельдштейн, Е. П. Тонконогая и др.), по психологии искусства (Р. Арнхейм, JI.C. Выготский, Д. А. Леонтьев и др.), по восприятию музыкальных произведений (Е.В. Назайкинский, В. В. Медушевский, М. В. Цемко, А. Н. Сохор, Б. В. Асафьев, А.Г. Костюк), по психологии общения (А.А. Бодалев, А. А. Леонтьев, В. Н. Панферов, П. М. Якобсон и др.), по методике обучения ИЯ (Ж.Л. Витлин, И. А. Зимняя, Е. И. Пассов, С. Ф. Шатилов и др.), по проблемам мотивации речевой деятельности (И.А. Зимняя, П. Б. Гурвич, А. Н. Леонтьев и др.), по гуманистической педагогике и темацентрированному взаимодействию (R. Cohn, К. Hellwig и ДР-).

Научная новизна исследования состоит в том, что в нём впервые построена модель мотивации овладения взрослыми иностранным языком на основе принципов темацентрированного взаимодействиятеоретически обоснована методика систематического и целенаправленного использования музыкальных произведений как средства развития и совершенствования умений общения на немецком языке взрослыхразработан методически обоснованный комплекс упражнений по развитию умений иноязычного речевого общения, учитывающий интересы и возрастные особенности данного контингента обучающихся, а также технология использования музыкальных произведений во взрослой аудитории.

Теоретическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что: а) теоретически обоснована методическая целесообразность систематического использования музыкальных произведений при обучении взрослых общению на иностранном языке на основе темацентрированного взаимодействияб) выявлены и систематизированы педагогические и психологические факторы воздействия музыки на познавательную деятельность взрослых, а также определены конкретные возможности их использования при обучении общению на немецком языкев) разработаны критерии отбора музыкальных произведений, используемых при обучении иноязычному общению во взрослой аудитории.

Практическая значимость исследования состоит в разработке специальной методики систематического использования музыкальных произведений в процессе обучения взрослых иноязычному общению. Материалы диссертации, в частности, дидактизированные музыкальные произведения, использованные в экспериментальном обучении, легли в основу учебного пособия, рекомендованного для работы на ФПК учителей немецкого языка, преподавателей немецкого языка вузов, на курсах немецкого языка для взрослых, при получении второго высшего образования, а также выборочно для студентов старших курсов языковых специальностей.

Достоверность и обоснованность результатов и выводов исследования определяется теоретической и методологической проработанностью рассматриваемой в диссертации проблемы, тщательностью экспериментальной работы и отработки её результатов, сочетанием количественного и качественного анализа материала.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Обучение взрослых иноязычному общению будет успешным, если оно осуществляется на основе темацентрированного взаимодействия при систематическом и целенаправленном использовании средств музыкальной наглядности.

2. Использование специального комплекса упражнений, созданного на основе использования музыкальных произведений, отобранных с учетом психологического, культурно-страноведческого и языкового принципов, обеспечивает эффективность формирования навыков и развития умений иноязычного речевого общения взрослых.

Апробация и внедрение результатов. Предлагаемая в диссертации методика обучения общению на немецком языке с помощью музыкальных произведений, подвергалась экспериментальной проверке на курсах немецкого языка института им. Гёте в 2002;2005 гг., а также на курсах повышения квалификации учителей немецкого языка в Институте учителя (ТОИПКРО) в 2003;2005 гг. Основные положения и результаты исследования были сформулированы и освещались в выступлениях на Международных конференциях (2001 — 2005 гг.): 1) Томск, ТПУ, ИЯК, март 2001 г.- 2) Новосибирск, июнь 2001 г.- 3) ТПУ, ИЯК, июнь 2002 г.- 4) ТПУ, ИЯК, июнь 2003 г.- 5) Санкт-Петербург, СПбГУ, 2002 г.- 6) ТГУ «Язык и культура», апрель 2003 г.- 7) ТГУ «Язык и культура», апрель 2004 г.- 8) ТПУ, ИИП, май 2005 г., а также в соответствующих 9 публикациях. Результаты эксперимента обсуждались на заседаниях кафедры методики преподавания иностранных языков ИИП и факультета иностранных языков ТГУ.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, трёх глав, выводов по главам, заключения, библиографии и приложения. Объём работы -187 страниц основного текста, 8 схем и 11 таблиц, 229 библиографических источников.

ВЫВОДЫ ПО III ГЛАВЕ.

1. Обучение иностранному языку как реальному и полноценному средству общения возможно только с учетом социокультурного фактора. Необходимо изучать культуру носителей языка, их образ жизни, национальный характер, менталитет. Одним из каналов получения информации о иноязычной культуре являются музыкальные произведения, так как по определению «музыка — искусство, отражающее действительность в звуковых художественных образах». Музыка может породить иноязычную речевую деятельность. Переработка музыкальных и языковых образов обусловливает субъективно-креативные продуктивные речевые процессы. Выявлено 7 функций, объединяющих музыку и иностранные языки: 1) физиологическая, 2) психогигиеническая, 3) эмоциональная, 4) социально-психологическая, 5) когнитивная, 6) функция бессознательного учения, 7) коммуникативная. Данная концепция позволяет использовать перечисленные функции при обучении иноязычному общению.

2. Каждый музыкальный фрагмент, используемый на уроке, имеет конкретную обучающую функцию, определенное место в структуре занятий. В рамках исследования нами были разработаны принципы отбора музыкальных произведений. Мы различаем психологический, культурно-страноведческий и языковой принципы отбора музыкальных произведений. Психологический принцип предполагает отбор прежде всего ярких, образных музыкальных произведений, т.к. они развивают творческую фантазию, вызывают ассоциации, порождают потребность поделиться переживаемымт.е. стимулируют общение. Важной психологической составляющей является также простота восприятия музыкальной формы. Исключительно важно и одновременно сложно учитывать при отборе музыкальных произведений интересы слушателей. Музыкальные произведения, которые мы отбираем, должны быть разнообразны по стилю и жанру.

3. Культурно-страноведческий принцип отбора музыкальных произведений означает, что используемые при обучении иностранному языку музыкальные произведения должны быть источником информации о культуре страны изучаемого языка. В музыкальных произведениях песенного жанра — это прежде всего аутентичный текст, в жанре инструментальной музыки — это «музыкальный текст», который содержит культурно-страноведческий компонент. Языковой принцип отбора музыкальных произведений касается прежде всего музыкальных произведений песенного жанра, которые должны содержать целесообразный языковой материал (грамматический, фонетический, лексический). При отборе инструментальных произведений языковой принцип реализуется следующим образом: для описания ассоциаций, эмоций, настроения предлагается специально составленный преподавателем словарь, а также устойчивые выражения для организации общения.

4. В работе сформулированы требования к языковым и речевым упражнениям, которые должны быть коммуникативными как по материалу, так и по процедуре выполнения. Принимая во внимание предложенные требования к упражнениям, а также используя предложенную И. А. Зимней схему применения наглядности в процессе формирования речевых умений: «от внешней (предметно-изобразительно-перцептивной) через внутреннюю (образную по представлению) наглядность к внутренней схематически абстрактно-неопределенной программе смыслокомплексов, разработан комплекс упражнений. Он составлен по принципу систематического усложнения и включает в себя четыре блока упражнений, классифицируемых по характеру опоры.

5. Представленный комплекс упражнений, как и заложенные в нём теоретические и методические основы обучения общению на основе средств музыкальной наглядности, были проверены в ходе экспериментального обучения. Анализ результатов эксперимента показал, что в ходе использования предложенной методики возросла активность и включённость слушателей в процесс изучения языка, общение на немецком языке стало более естественным, выросла мотивация речевого высказывания, снизилась боязнь совершить ошибку, увеличилось количество предложений в полилоге и количество употребляемых слов, повысился коэффициент адекватности использования лексики, выросла правильность фонетического и грамматического оформления высказываний.

6. Результаты экспериментального обучения подтверждают достоверность выдвинутой гипотезы и позволяют сделать вывод о том, что при обучении взрослых иноязычному общению: а) необходимо учитывать социально-психологические и психолингвистические особенности данного контингентаб) сходство восприятия речи и музыки является основанием для разработки методики обучения общению с использованием музыкальных произведенийв) применимы принципы темацентрированного взаимодействия, которыми пользуются в психотренинге при обучении общениюг) использование специального комплекса упражнений на основе музыкальной наглядности способствует эффективному формированию навыкови развитию речевых умений иноязычного общения взрослых.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Обучение взрослых иностранному языку является в настоящее время одной из актуальных и одновременно мало изученных проблем. Подавляющее большинство взрослых образованных людей в нашей стране не владеют иностранными языками, а так как ситуация в стране меняется в направлении международного сотрудничества в самых разных сферах деятельности, то, очевидно, что растёт потребность в специалистах, умеющих общаться на иностранных языках.

В рамках исследования нами был проведён анализ отечественных и зарубежных учебников и учебных пособий по немецкому языку. Как оказалось, специальных учебников и пособий для взрослых, учитывающих возрастные психологические особенности, личностные интересы и профессиональные потребности данного контингента изучающих немецкий язык, явно недостаточно.

В ходе исследования нами были проанализированы социально-психологические и психолингвистические особенности обучения взрослых иностранному языку. С учетом этих особенностей была построена и описана модель мотивации овладения иностранным языком взрослыми.

Модель включает в себя шесть блоков, важнейшим из которых является профессиональная мотивация. Кроме нее в модели рассматривается влияние на процесс овладения взрослыми иностранным языком иноязычных способностей, других индивидуально-психологических свойств личности, интереса, психологического климата, а также общения как формы, в которой проходит процесс обучения.

В ходе исследования психологических основ восприятия музыкальных произведений и путей воздействия музыки на слушателя выяснилось сходство восприятия речи и музыки. Это обстоятельство послужило психологическим основанием для разработки методики обучения взрослых немецкому языку на основе использования музыкальных произведений. В работе представлены многочисленные определения понятия «общение», обозначены интерпретируемые разными авторами по-разному причины, побуждающие людей вступать в общение. Кроме того, рассмотрены классификации общения, существующие в психолого-педагогической литературе. Для наиболее полного представления о категории «общения» приводится описание его сторон (коммуникативной, интерактивной и перцептивной) или (в другой интерпретации) функций (информационно-коммуникативной, регуляционно-коммуникативной и аффективно-коммуникативной).

В основу методики обучения иноязычному речевому общению на основе использования музыкальных произведений мы заложили принципы темацентрированного взаимодействия, используемые для обучения общению в форме психотренинга. Главной целью ТЦВ является гармоническое соединение развития личности и её учения. Аналогичную цель преследуют преподаватели иностранных языков, обучая иноязычному общению.

В работе были уточнены умения взрослых людей, необходимые для осуществления иноязычного общения. На основе теоретических положений диссертационного исследования нами был разработан комплекс упражнений для обучения взрослых общению на немецком языке на основе использования музыкальных произведений. Комплекс состоит из четырех взаимосвязанных блоков упражнений, классифицируемых по характеру опоры. Комплекс включает языковые, условно-речевые и речевые упражнения, обязательным компонентом которых является музыка.

Суть методики состоит в систематическом постепенном целенаправленном дозированном использовании музыки в процессе обучения немецкому языку. В начале — с различного вида опорами: на текст (полный / неполный), затем на изображение и, в конце концов — без опоры. Комплекс включает упражнения, направленные на формирование фонетических, грамматических, лексических навыков, как компонентов речевых умений, коммуникативные упражнения, развивающие умения общения: в первую очередь — собственно речевые умения, а также умения речевого этикета (например, обращение, приветствие, привлечение внимания, просьба, сочувствие и т. д.), умения общаться в разных организационных формах и на разных уровнях (например, установление отношений, планирование совместных действий, интервью, обсуждение результатов деятельности).

В рамках исследования были определены также принципы отбора музыкальных произведений для обучения взрослых иностранному языку: психологический, культурно-страноведческий и языковой, в соответствии с которыми были подобраны музыкальные произведения для экспериментального обучения. Экспериментальное обучение по разработанной методике подтвердило эффективность и целесообразность использования музыкальных произведений при обучении взрослых иноязычному общению.

Перспективность данного диссертационного исследования заключается в возможности использования его результатов в процессе обучения немецкому языку взрослых в поствузовском образовании, например, на курсах повышения квалификации преподавателей немецкого языка, либо на любых других языковых курсах, основным контингентом которых являются взрослые люди.

Перспектива продолжения исследования видится нам в углубленном изучении возможностей использования музыкальных произведений при обучении иностранному языку специалистов разных специальностей: технических, экономических, лингвистических.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Э.Е., Андрукович П. Ф., Головинская Г. Л. Молодёжь и музыка сегодня // Социальные функции искусства и его видов. — М., 1980.
  2. А.А. Основы овладения устной иностранной речью: Учебное пособие. -М.: Просвещение, 1988.
  3. .Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977.
  4. .Г. Избранные психологические труды в двух томах. М.: Педагогика, 1980.
  5. .Г. Развитие психофизиологических функций взрослых людей. -М.: Педагогика, 1972.
  6. Г. М. Социальная психология. М.: Изд-во МГУ, 1975.
  7. Н.В. Психологический анализ роли личностной значимостисодержания высказывания в речевой деятельности: Автореф. дис.канд. псих. наук. М., 1984.
  8. Г. Б. Пособие по развитию навыков устной речи (Беседы об искусстве). М.: Просвещение, 1987.
  9. Р. Новые очерки по психологии искусства. М.: Прометей, 1994.
  10. Ю.Артёмов В. А. Психологические предпосылки активизации наученияиностранным языкам // ИЯШ. 1971. — № 1.
  11. .В. О симфонизме // О симфонической и камерной музыке. М., 1981.
  12. .В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. Д., 1973. — 144 с.
  13. Ю.К. Оптимизация процесса обучения. М., 1977.
  14. Н.А. Музыка как средство развития творческой индивидуальности. М., 1992.
  15. М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979.
  16. .В. Психологические основы усвоения лексики иностранного языка. М., 1964.
  17. Л.Д. Система речевых упражнений для развития навыков говорения на 4 курсе языкового ВУЗа: Автореф. дис.. канд. пед. наук.-М., 1967.
  18. Э. Игры, в которые играют люди. М.: Прогресс, 1988. — 398 с.
  19. В.Л. Педагогическое общение в структуре педагогической культуры. Уфа, 2000.
  20. B.C. Культура. Диалог культур // Вопросы философии. 1989. — № 6.-С. 31−42.
  21. B.C. Мышление как творчество. М., 1975.
  22. В. Природа и структура художественного восприятия // Эстетические очерки: Вып. 4. М., 1977.
  23. А.А. Личность и общение. Избранные труды. М., 1983. — С. 185−265.
  24. А.А. Психология о личности. М., 1988.
  25. Бодалев А, А. Изучение взрослого человека важная задача акмеологической науки. — М.: Изд-во РАГС, 1996.
  26. А.А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристика и условия достижения. М.: Флинта-Наука, 1998.
  27. А.А. Психология общения. М.: Изд-во ИПП, 1996. — 256 с.
  28. Е.И. Время реакции человека. М., 1964.
  29. Л.Н. Влияние музыкальных средств на развитие эмпатии личности. Новосибирск, 2000.
  30. Е.В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования //Педагогика. 1997. — № 4. — С. 12.33.34,35,36,37,38,39,4041,42,43,44,45
Заполнить форму текущей работой