Педагогические условия адаптации детей к школе на северо-востоке России: На материале Магаданской области
![Диссертация: Педагогические условия адаптации детей к школе на северо-востоке России: На материале Магаданской области](https://westud.ru/work/3233929/cover.png)
Диссертация
Результаты проведённого исследования, в целом подтвердив его гипотезу, дают основание для следующих выводов: адаптация рассматривается в литературе, как приспособление человека к условиям постоянно изменяющейся среды, выработка им новых форм поведения, направленных на достижение определённых целей. Проблемы адаптации находятся на стыке различных отраслей знаний. Их комплексное изучение является… Читать ещё >
Содержание
- Введение
- Глава 1. Теоретические основы проблемы адаптации ребёнка к школе
- 1. 1. Адаптация как явление и процесс: сущностная характеристика
- 1. 2. Адаптация ребёнка к социально-педагогическим условиям школы
- 1. 3. Роль социального взаимодействия педагогов и родителей в адаптации ребёнка к школе
- Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование адаптации детей к школе в северо-восточном регионе России
- 2. 1. Особенности адаптации детей к школе в Магаданской области
- 2. 2. Реализация педагогических условий в рамках программы адаптации учащихся первых классов к школе
Список литературы
- Авцын А.П. Адаптация и дезадаптация с позиции патолога. М.: Медицина, 1974.-С. 17−23.
- Агаджанян Н.А., Марачев А. Г., Бобков Г. А. Экологическая физиология человека. М.: Издательская фирма «Крук», 1998. С. 85−110.
- Агаджанян Н.А., Ермакова Н. В. Экологический портрет человека на Севере. М.: Издательская фирма «Крук», 1997.-208 с.
- Агаджанян Н.А., Петрова П. Г. Человек в условиях Севера. М.: Издательская фирма «Крук», 1996. — 208 с.
- Агафонова И.Н. Психологическая готовность к школе в контексте проблемы адаптации. //Начальная школа. 1999. № 1. — С. 23−26.
- Адаптация организма учащихся к учебной и физическим нагрузкам. /Под ред. А. Г. Хрипковой, М. В. Антроповой. М.: Педагогика, 1982. -240 с.
- Азарова Т.В., Битянова М. Р. Развивающая работа психолога на этапе адаптации детей к школе (научно-методическая программа) // Мир психологии. 1996. -№ 1. — С. 147−169.
- Александровская Э.М., Лусканова Н. Г. Психологические трудности при адаптации детей к школе.//Гигиена и санитария. 1984. № 3. — С. 27−30.
- Александровская Э.М. Критерии социально-психологической адаптации детей в школе. //Проблемы адаптации в гигиене детей и подростков. /Под ред. Г. Н. Сердюковской, С.М.Громбаха). -М., 1983. С. 35−37.
- Александровская Э.М., Куприянова Т. А., Реут Т. И. Вопросы организации помощи младшим школьникам с трудностями адаптации // Журнал прикладной психологии. 1988. — № 2. — С. 85−94.
- Александровский Ю.А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация. — М., 1976. С. 272.
- Амонашвили Ш. А. Школа жизни: Трактат о начальной ступени образования, основанный на принципах гуманно-личностной педагогики. М.: «Народное образование», 1998. — 74 с.
- Андреева Г. М. Социальная психология. М.: Наука, 1994. — 324 с.
- Антропова М.В., Соколова Н. В. Умственная работоспособность учащихся 1−4-х классов, проживающих в экстремальных климатических условиях. // Гигиена и санитария. 1996. № 5. — С. 17−20.
- Балл Г. А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности.// Вопросы психологии. 1989. № .1.- С. 92−101.
- Бардин К.В. Если ваш ребёнок не хочет учиться. М.: Знание, 1980. — 96 с.
- Безруких М. М, Ефимова С. П. Знаете ли вы своего ученика? М.: Просвещение, 1991. — 240 с.
- Безруких М., Ефимова С., Круглое Б. Почему учиться трудно? М., 1995.-204 с.
- Белякова Н.В. Школьная дезадаптация у первоклассников: систематизация причин и комплексный подход к их предупреждению: Авто-реф.дисс. канд. псих. наук. Томск, 1999. — 23 с.
- Березин Ф.Б. Некоторые аспекты психической и психофизиологической адаптации человека. В кн.: Психологическая адаптация человека в условиях Севера. — Владивосток: ДВНЦ АН СССР, 1980. — С. 4−43.
- Битянова М.Р., Азарова Т. В., Афанасьева Е. И., Васильева H.J1. Работа психолога в начальной школе. М.: Издательство «Совершенство», 1998. -342 с.
- Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. М., 1998.-300 с.
- Битянова М.Р. Адаптация ребёнка в школе. М., 1997. — С. 3−15.
- Бодалев А.А., Криволап Л. И. О воздействии стиля общения педагога с учащимися на их эмоциональный опыт. В кн: Проблемы общения и влияния. — Тарту, 1974 ч.1. — С. 185−192.
- Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. — 464 с.
- Божович Л.И. Проблемы формирования личности / Под ред. Д. И. Фельдштейпа. М., 1995. — 420 с.
- Бурс Р.С. Готовность к школе. М.: Просвещение, 1992. 93 с.
- Бурменская Г. В., Карабанова О. А. Возрастно-психологическое консультирование. М.: Издательство МГУ, 1990. — 134 с.
- Буторин Г. Г. Нарушение школьной адаптации у учащихся начальных классов с депривационным вариантом психологического дизонтогенеза: Автореф.дисс. канд. пед. наук. Екатеринбург, 1988.-21 с.
- Венгер А.Л. Домашняя школа мышления. М.: Знание, 1994. — 238 с.
- Венгер А.Л. Воспитание психологической готовности к систематическому обучению. //Дошкольное воспитание. 1985. № 7. — С. 43−46.
- Венгер А.Л. Готов ли ваш ребёнок к школе? М.: Знание, 1994. — 189 с.
- Венгер А.Л. Психологическая готовность ребёнка к школе. Вопросы психологии. М., 1984. — № 4. — С. 4−6.
- Венгер А.Л. Хорошо ли вашему ребёнку в школе? М.: Педагогика, 1989.- 73 с.
- Венгер А.Л., Цукерман Г. А. Схема индивидуального обследования детей младшего возраста. Томск, 1993. — 69 с.
- Володько Н.В. Диалогическое общение как фактор преодоления дезадаптации ребёнка к школе: Автореф.дисс. канд. псих. наук. Нижний Новгород, 1999.-20 с.
- Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. //Собр. соч. в 6 томах. Т. 4. М.: Педагогика, 1983. — С. 243−385.
- Выготский JI.C. Детская психология. //Собр. соч. в 6 томах. Т. 5. М., 1983.- 386 с.
- Выготский B.C. Педагогическая психология. /Под ред. В. В. Давыдова. -М.: Педагогика, 1991.-480 с.
- Газмап О.С., Харитонова Н. Е. В школу с игрой: книга для учителя. -М.: Просвещение, 1991. — 96 с.
- Галузинский В.М. О некоторых трудностях в общении школьников со сверстниками в коллективе класса. В кн.: Общение и воспитание. -Тарту, 1974. — С. 45−49.
- Георгиевский А.Б. Философское содержание и функции теории адаптации: Автореф. дисс. док. философ, наук. JL, 1985. — 33 с.
- Глазычев B. J1. Дух места // В кн.: Освобождение духа. /Под ред. Л. А. Гусейнова и В. И. Толстых. М., 1991. — С. 164.
- Голикова О.И. Профилактика нарушений состояния здоровья детей в условиях Севера. //Материалы 8 Всероссийского съезда гигиенистов и санитарных врачей. (Сборник научных трудов). М., 1996. — С. 164−165.
- Горелова Е.С., Крупник A.M., Михайлов А. Н., Соколова Е. Д. Психологические исследования адаптации человека к условиям Севера. В кн.: Психологическая адаптация человека в условиях Севера. — Владивосток: ДВНЦ АН СССР, 1980. — С. 44−77.
- Готовность детей к школе: диагностика психологического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов развития: методические разработки для школьного психолога. /Под ред. В. В. Слободчикова. -Томск. М., 1992.-89 с.
- Гришаева Н. «Непрерывность» с разных точек зрения // Обруч. 1997, -№ 1. — С. 14−15.
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика, 1986. — 240 с.
- Давыдова J1.C. Формирование эстетического восприятия у детей 5−7 лет в процессе изображения окружающего мира (Крайний Северо-Восток России): Авторсф.дисс. канд. пед. наук. — Магадан, 1997. -20 с.
- Денисевич Н.Н., Ермолаева С. А. Подготовка ребёнка к школе как проблема предупреждения отклонений в его социальном развитии. //Начальная школа. 1996. № 6. — С. 2−7.
- Диагностика школьной дезадаптации: научно-методическое пособие для учителей начальных классов и школьных психологов. /Под ред. С. А. Беличевой, И. А. Коробейникова, Г. Ф. Кумариной. М.: «Социальное здоровье России». 1993. — 111 с.
- Дичёв Т.Г. Методологические и социальные аспекты проблемы адаптации человека: Автореф.дисс. канд. философ, наук. М., 1973. — 22 с.
- Дорожовец Т.В. Психологические особенности школьной адаптации воспитанников детского сада: Дисс.канд. психол. наук. М., 1994. — 182 с.
- Журова JI.E., Когурова Е. Э., Кузнецова М. И. Педагогическая диагностика готовности детей к обучению в школе и методические рекомендации по преодолению выявленных трудностей. //Начальная школа. 1999. № 8, № 11.-С. 5−11,70−76.
- Задоя Т.Г. Деятельность учителя в период адаптации первоклассников. //Начальная школа. 1997. № 12. — С. 57−60.
- Зимняя И.А. Педагогическая психология: 2-е изд. М.: Логос, 2000. -384 с.
- Зотова О.И., Кряжева И. К. Методы исследования социально-психологических аспектов адаптации личности. /Методология и методы социальной психологии. /Отв. ред. Шорохова ЕЛЗ. М.: Наука, 1977. — С. 173−188.
- Иовчук Н.М., Северный А. А. Что такое школьная дезадаптация? //Социальная дезадаптация детей и подростков: Проблемы, проявление, преодоление. М., 1995. — С. 22.
- Каган В.Е. Психогенные формы школьной дезадаптации. //Вопросы психологии. 1984. -№ 4.-С. 15−17.
- Казначеев В.П. Современные аспекты адаптации. Новосибирск: Паука, 1980.- 192 с.
- Калайков И. Цивилизация и адаптация. М.: Наука, 1984. — 240 с.
- Кинелёв С.В. Адаптация личности как социальное явление: Авто-реф.дисс. канд. философ, наук. Л., 1978. — 20 с.
- Ковалёва Л.М., Тарасенко Н. Н. Психологический анализ особенностей адаптации первоклассников к школе // Начальная школа. 1996. № 7. -С.7−12.
- Коломинский Я.Л., Панько Е. А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста: книга для учителя. М.: Просвещение, 1988. — 190 с.
- Кондаков Н.И. Логический словарь-справочник. М.:Наука, 1975. — 638 с.
- Кравцова Е.Е., Кравцов Г. Г. Готовность к школе. //Дошкольное воспитание. 1991. № 7. — С.81−84.
- Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М.: Просвещение, 1991. — 150 с.
- Краковский А.П. Трудный возраст и особенности младшего школьника. М.: Просвещение, 1996. — 160 с.
- Костюкович Е.В. К вопросу о питании на Севере. // Педагогические вести. Выпуск 1. Международный педагогический университет. Магаданский областной институт повышения квалификации кадров. Магадан, 1993.-С. 17−19.
- Краткий психологический словарь. /Под общ. ред. Л. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1985. — 431 с.
- Кряжева И.К. Социально-психологические факторы адаптированности личности: Автореф.дисс. канд. псих. наук. М., 1980. — 24 с.
- Кузнецова В.К. Вопросы преемственности и адаптации в условиях учебно-воспитательного комплекса. //Начальная школа. 1996. № 8. — С. 9−16.
- Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребёнка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. 4-е изд. М.: Изд-во УРАО, 1998. — 176 с.
- Лебедева С.А. О преемственности дошкольного и начального образования. //Начальная школа. 1996. № 3. — С. 20−23.
- Леонтьев A.II. Избранные психологические произведения. // Собр. соч. в 2 томах. Т. 1.-М., 1983.-392 с.
- Лусканова Г. Г. Схема возникновения школьной дезадаптации. //Школьный психолог. 2000. № 12. — С. 12.
- Люблинская Л.А. Учителю о психологии младшего школьника. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1997. — 224 с.
- Мануйлов Ю.С. Срсдовой подход в воспитании /Под ред. акад. Л. И. Новиковой. Кустанай, 1997. — 244 с.
- Маркова А.К. Формирование мотивации учения. М.: Просвещение, 1990.- 191 с.
- Матвеева О.А. Развивающая и коррекционная работа с детьми 6−12 лет. М.: Педагогическое общество России, 2001. — 160 с.
- Матюхина М.В., Михальчик Т. С., Патрина К. Т. Психология младшего школьника. М: Просвещение, 1976. С. 20−35.
- Мельникова Т.В. Климат Магадана. Магадан, 1965. — 150 с.
- Милославова И.А. Понятие и структура социальной адаптации: Авто-реф.дисс. канд. философ, наук. Л., 1974. — 24 с.
- Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. М.: Институт практической психологии, 1997. — 365 с.
- Мухина B.C. Возрастная психология. М.: Академа, 1999. — 431 с.
- Палчаджян А.А. Социально-психологическая адаптация личности (формы, механизмы и стратегии). Ереван, 1988. — 236 с.
- Немов Р.С. Психология: В 3-х кн. Кн.2. М.: Просвещение, 1995. -С.288−296.
- Нижегородцева Н.В., Шадриков В. Д. Психолого-псдагогическая готовность ребёнка к школе: Пособие для практических психологов, педагогов и родителей. -М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. 256 с.
- Николаева А.Б. Детский сад и начальная школа- психологический аспект преемственности //Вопросы психологии. 1989. № 1. — С.39−45.
- Новикова Е.В. Особенности общения и проявление школьной дезадаптации у младших школьников. //Общение и формирование личности школьника. /Под ред. Ковалёва А. А., Кричевского Р. Л. М.: Педагогика, 1987.- 150 с.
- Новикова Е.В. Диагностика и коррекция школьной дезадаптации у младших школьников и младших подростков. //Проблемы психодиагностики, обучения и развития школьников. М., 1985. — С. 42−56.
- Новый иллюстрированный энциклопедический словарь. М.: «Большая Российская энциклопедия», 2000. -С. 14.
- Обухова Л.Ф. Детская психология: Теория, факты, проблемы. М., 1995. -360 с.
- Овчарова P. J3. Практическая психология в начальной школе. М.: ТЦ «Сфера», 1996. — С. 24−70.
- Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. М.: Просвещение, 1996. — 352 с.
- Особенности психического развития детей 6−7 летнего возраста. /Под ред. Эльконина Д. Б., Венгера АЛ. М.: Педагогика, 1988. — 133 с.
- Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Издательство «Русский язык», 1975. -620 с.
- Педагогика. /В.А.Сластёнин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. -М.: Школа-Пресс, 2000. 512 с.
- Педагогическая энциклопедия: В 4-х т. Т.1. / Гл. ред. А. И. Каиров и Ф. Н. Петров. М.: Советская энциклопедия, 1964. — 832 с.
- Педагогическое краеведение Липецкой области. Учебное пособие. /Под ред. В. П. Кузовлева, Е. П. Белозерцсва. Елец, 2000. -559 с.
- Петровский А.В. Психология о каждом из нас и каждому из нас о психологии. М., 1996. — 348 с.
- Петровский А.В. Развитие личности. Возрастная периодизация. //Психология развивающейся личности. М., 1987. С.38−76.
- Петрунек В.Н., Таран Л. Н. Младший школьник. М.: Знание, 1981. С. 8196.
- Пиаже Жан Избранные психологические труды. М.: МПА, 1994. — 680 с.
- Пивоварова Г. Н. Медицинские проблемы формирования личности: Влияние различных биологических и социальных условий на формирование личностных особенностей детей и подростков. М., 1978. — С. 3347.
- Подготовка детей к школе в детском саду. /Под ред. Ф. А. Сохина Ф.А., Т. В. Тарунгаевой. М.: Педагогика, 1978. — 160 с.
- Подласый И.П. Педагогика начальной школы: Учебное пособие для студ. пед. колледжей. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. — 400 с.
- Преемственность в работе детского сада и начальной школы: научно-методические и нормативно-правовые материалы // Библиотечка руководителя дошкольного образовательного учреждения / Под ред. Г. К. Широковой. М.: «Ансел-пресс» «Ансел-М», 1998. — 15 с.
- Психологический словарь. /Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова -2-е изд., перераб. и доп. М, 1996. — С. 11.
- Психолого-педагогические проблемы детей и подростков в Дальневосточном регионе: материалы научно-практической конференции. /Отв. ред. Р. И. Цвсткова. Хабаровск, 1995. — С.4−43.
- Психолого-педагогические особенности развития личности младшего школьника. //Межвузовский сборник научных трудов. Пенза, 1993. — 78 с.
- ПЗ.Пшенцова И. Л. Психолого-педагогические условия успешности обучения первоклассников в адаптационный период: Автореф. дисс.капд. пед. наук. Екатеринбург, 1999. — 18 с.
- Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И. В. Дубровиной, М.: Международная педагогическая академия, 1995. — 374 с.
- Рапопорт Ж.Ж. Адаптация ребёнка на Севере. Л., 1971. — 191 с.
- Реан А.А. К проблеме социальной адаптации личности // Вестник СПБГУ. Сер. 6, — 1995. Вып. 3. — С. 74−79.
- Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. -М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1995. 527 с.
- Рожков М.И., Байбородова Л. В. Организация воспитательной работы в школе. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. — 256с.
- Рябцева С.Л. Диалог за партой. М.: Просвещение, 1989. — 94 с.
- Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения и коррекционные программы. Центр развивающего обучения. М.: Изд-во «Новая школа», 1995. — 136 с.
- Сербина Е. Преемственность: так в чём проблема? //Обруч. 1997. № 1. С. 12−13.
- Скубий М.И. Проблемы социальной адаптации молодого сельского учителя: Автореф. дисс. канд. философ, наук. Новосибирск, 1975. — 20 с.
- Современный словарь иностранных слов. М.: Русский язык, 1993. — 740 с.
- Соколова Н.В. Динамика умственной работоспособности первоклассников шестилетнего возраста. г. Магадана. // Новые исследования по психологии и возрастной физиологии. 1990. — № 2. — С. 125−129.
- Соловьёва Е. От «школы маленьких» к школе «маленькой» и «большой». //Обруч. 1997. № 1. — С.8−11.
- Соловьёва Е. Про.рамма «Радуга»: у порога и за порогом школы. //Обруч. 1997. -№ 1. С. 20−23.
- Соловенчук Jl.Л. Миграционное поведение и адаптация человека к экстремальным условиям среды обитания. В кн: Психическая адаптация человека в условиях Севера. — Владивосток: ДВ’НЦ АН СССР, 1980. С.161−176.
- Социальная работа. /Под общ. ред. В. И. Курочетова. Ростов-на-Дону, 1999.-576 с.
- Стефаненко Т.Г. Адаптация к новой культурной среде и сё оптимизация. //Введение в практическую социальную психологию. / Под ред. Ю. М. Жукова, Л. А. Петровской, О. В. Соловьёва. М.: Смысл, 1996. — С. 167−185.
- Стёркина Р.Б. Поговорим о преемственности. //Обруч. 1997. № 1. — С. 811.
- Стояновская И.Б. Культурно-образовательная среда Ельца и Елецкого уезда второй половины XIX начала XX вв.: Дисс. канд. пед. наук. -Елец, 2002.-С. 8−12.
- Сухарев А.Г. Гигиенические принципы нормирования двигательной активности школьников: Автореф. докт. мед. наук. — М., 1972. 32 с.
- Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения. //Собр. соч. в 3 томах. Т. 1. -М.: Педагогика, 1979. — 500 е.,
- Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. ~М.: Просвещение, 1998.288 с.
- Тонкова Ямпольская Р. В., Черток Т. Я. Воспитателю о ребёнке дошкольного возраста. — М., 1987. — 223 с.
- Трубников В.В. Личностные аспекты школьной адаптации учащихся начальных классов: Автореф. дисс.канд. пед. паук. М., 1998. — 21с.
- Ульянова Т.Л. Школьная дезадаптация и связанные с ней трудности обучения у учащихся первых классов. //Начальная школа. 1996. № 7. -С. 53−57.
- Учимся общаться с ребёнком: Руководство для воспитателя детского сада. / Петровский В. А., Виноградова A.M., Кларина Л. М., Стрелкова Л. П., Поливанова К. Н., Нукерман Г. А, — М.: Просвещение, 1983. 191с.
- Фельдштсйн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. — М.: Педагогика, 1989. 206 с.
- Философский словарь. /Под ред. И. Т. Фролова. М.: Политиздат, 1986. -588 с.
- Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1983.-С. 12−13.
- Философские проблемы теории адаптации /Под ред. Г. И. Царегородце-ва.-М., 1975.-276 с.
- Фролова A.M. Игры детей во внеурочное время. /Игры и игровые упражнения. Киев: «Радяньска школа», 1987. — 55 с.
- Хрипкова А.Г. Мир детства. Младший школьник. М., 1988. — 270 с.
- Царегородцев Г. И. Философские проблемы теории адаптации. М.: «Мысль». -С. 14−38.
- Цукерман Г. А. Школьные трудности благополучных детей. М.: Просвещение, 1994. — 188 с.
- Челнокова Т.А. Педагогические условия и критерии развития адаптивной активности школьника: Автореф. дисс.канд. пед. наук. Казань, 1999.- 11с.
- Шабалина З. Г1. Первый год самый трудный. — М.: Просвещение, 1990.94 с.
- Шабалина З.П. Твой первый класс, учитель. М.: Просвещение, 1993. -188 с.
- Шварцман К.А. Философия и воспитание. М.: Политиздат, 1989. — 208 с.
- Шуберт Э.Е., Ковальчук Л. Ф. Здоровье ребёнка одно из важнейших условий умственного развития. /Тезисы докладов и выступлений на межрегиональной научно-практической конференции. — Магадан, 1995. -132 с.
- Шуберт Э.Е. Какова цена северных сокровищ? // Ильвес М. Загадки Севера. Магадан, 1994. — 42 с.
- Юзефович Г .Я., Соколова В. Н. Трудные дети: беседы для родителей. -Хабаровск, 1982.-96 с.
- Юров И. Законы рынка сотрут область с карты? // Колымский тракт. 2001. -№ 52. С. 13−14.
- Эльконин Д.Б. Психологическое развитие в детских возрастах. /Под ред. Д. И. Фельдштейпа. М.: МГ1А, 1995. — 224 с.
- Энциклопедический социологический словарь. РАН. /Общ. ред. Г. В. Осипова. М.: Испирап, 1995. — 939 с.