Совершенствование профессиональной подготовки студентов по специальности «Связи с общественностью» на основе системы учебно-речевых ситуаций
![Диссертация: Совершенствование профессиональной подготовки студентов по специальности «Связи с общественностью» на основе системы учебно-речевых ситуаций](https://westud.ru/work/2520568/cover.png)
Диссертация
Для более эффективной профессиональной подготовки студентов по специальности «Связи с общественностью» средствами иностранного языка была разработана система учебно-речевых ситуаций в результате рациональной технологии отбора (на основе принципов отбора) и системного конструирования содержания учебного материала профессиональной направленности, в которой представлены профессионально направленные… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ» СРЕДСТВАМИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА НА ОСНОВЕ УЧЕБНО-РЕЧЕВЫХ СИТУАЦИЙ
- 1. 1. Сущностные особенности профессиональной подготовки студентов по специальности «Связи с общественностью» в области иностранного языка
- 1. 2. Система требований к уровню профессиональной компетентности специалистов по связям с общественностью
- 1. 3. Учебно-речевая ситуация, ее сущность и функции в учебном процессе при обучении иностранному языку
- 1. 4. Лингводидактические особенности отбора содержания учебного материала для моделирования учебно-речевых ситуаций профессиональной направленности
- Выводы
- Глава II. ТЕХНОЛОГИЯ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ МНОГОУРОВНЕВОЙ СИСТЕМЫ УЧЕБНО-РЕЧЕВЫХ СИТУАЦИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ СРЕДСТВАМИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
- 2. 1. Интеграция принципов отбора содержания учебного материала при моделировании учебно-речевых ситуаций профессиональной направленности
- 2. 2. Инструментальные средства моделирования и реализация системы учебно-речевых ситуаций профессиональной направленности с учетом переноса профессионально значимых смыслов в речевые конструкции
- 2. 3. Обоснование критериев и показателей уровня развития профессиональнонаправленного общения
- 2. 4. Опытно-экспериментальная проверка эффективности предложенного подхода
- Выводы
Список литературы
- Абульханова-Славская К. А. Личностный аспект проблемы общения // Проблемы общения в психологии. М., 1981.
- Алпатова Р. С. Учебно-ролевая игра как средство интенсификации обучения групповому общению: Автореф. дис. канд. пед. наук.— М., 1987.
- Алексеева Л.Е. Оптимизация процесса обучения иноязычному проф. ориент. общению студентов факультета межд. отношений: Автореф. дис. на соискание уч. степени канд. пед. наук. СПб., 2002.
- Амосов Н. М. Моделирование сложных систем.— Киев, 1973.
- Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков. СПб., 2001.
- Анисимов О.С. Основы методологического мышления. М., 1989.
- Ариян М.А. Ситуативная роль как фактор повышения эффективности обучения устной речи на иностранном языке в средней школе: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1982.
- Артемьева О.А. Интегративная модель ПОУРИ как функционирующая педагогическая система // Сборник «Применение активных методов обучения в в учебном процессе вузов и войск». Тезисы докладов 15 научно-методической конференции. М., 1990.
- Артемьева О.А. Ситуативно-ролевая учебная деятельность студентов экономистов в процессе изучения дисциплины «Иностранный язык» // Сб. научных работ «Современное состояние и проблемы развития экономический науки на Украине», ч.2. Тернополь, 1993.
- Ю.Артемьева О. А. Общепедагогические и лингводидактические основы активизации познавательной деятельности студентов вузов при обучении иностранному языку на основе системы учебно-ролевых игр. Автореферат дис. д-ра пед. наук. — Санкт-Петербург, 1999.
- Астафьева Н.Е. Дидактическая система информатизации педагогической деятельности преподавателей профессиональных учебныхзаведений и научно-методические подходы к ее реализации/ Под общ. ред. А. П. Беляевой. СПб. Тамбов: ИПКРО, 1997.
- Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. М.: Советская энциклопедия, 1969.
- Ахметов Н.К. Теория и практика игрового обучения в подготовке учителей: Автореф. дис. доктора пед. наук. — Алма-Ата, 1996.
- Бабанский Ю.К. Принципы обучения в современной образовательной школе // Народное образование, № 2, 1979.
- Бабанский Ю.К. Проблема повышения эффективности пед. исследований. — М.: Педагогика, 1982.
- Берман И. М., Бухбиндер В. А. Ситуативность и обучение устной речи // Иностр. языки в школе.— 1964.— № 5.
- Беспалько В.П. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. М.: Высшая школа, 1989.
- Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1989.
- Бим И. JL Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе.—М., 1988.
- Бим И. Л. Проблема преемственности между школой и вузом. вып. 386. — М.: Московский лингвистический университет, 1991.
- Биркенбил В. Язык интонации, мимики, жестов. СПб.: Питер, 1997.
- Блэк С. Введение в паблик рилейшнз. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.
- Бухбиндер В. А. Устная речь как процесс и как предмет обучения // Очерки методики обучения устной речи на иностранных языках / Под ред. В. А. Бухбиндера.— Киев: КГУ, 1980.
- Вайсбурд М. Л. Типология учебно-речевых ситуаций // Психолого-педагогические проблемы интенсивного обучения иностранным языкам.— М., 1981.
- Вайсбурд М. Л. Понимание речи на слух. Ч. 2. Гл. 1.3 // Теоретические основы методики обучения иностранным языкам в средней школе.— М., 1981.
- Вайсбурд М. Л., Кузьмина Е. В. Роль индивидуальных особенностей учащихся при обучении иностранному общению. // Иностр. языки в школе.— 1999.—№ 1,2.
- Вайсбурд М.Л. Использование учебно-речевых ситуаций при обучении устной речи на иностранном языке. Обнинск: Титул, 2001.
- Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: Высш. шк., 1991.
- Вербицкий А.А. Психология образования в контексте личностно ориентированной педагогике. Материалы 1-ой региональной научно-практической конференции. Липецк, 1996.
- Вергасов Е.М. Активизация познавательной деятельности студентов в высшей школе. Киев: Вища школа, 1985.
- Верещагин Е. М., Костомаров В. Г. Язык и культура.— М.: МГУ, 1979.
- Виханский О.С. Метод конкретных ситуаций в преподавании управленческих дисциплин // Вестник высшей школы. № 6. — 1997.
- Вильчек Э. Э. Упражнения для развития диалогической речи на начальном этапе обучения французскому языку: Автореф. дис. канд. пед. наук.— М., 1967.
- Вохмина Л. Л. К определению речевой ситуации в методике обучения иностранным языкам // Сб. науч. тр. МГПИИЯ им. М. Тореза. Выи. 149.— М., 1979.
- Войскунский А. Е. Я говорю, мы говорим.— М., 1982.
- Выготский Л.С. Психология развития как феномен культуры. М.: ТРИВОЛА, 1996.
- Выготский Л.С. Собрание сочинений, т.З. М.: Педагогика, 1985.
- Гак В. Г. Прагматика, узус и грамматика речи // Иностр. языки в школе.— 1982.—№ 5.
- Гальперин П.Я. Краткие замечания о произвольной и непроизвольной памяти и ее закономерности в процессе обучения: Материалы I Всесоюзного симпозиума по психологии памяти. Харьков: ХГУ, 1970.
- Гальскова Н.Д. Теоретические основы образовательной политики вобласти подготовки учащихся по иностранным языкам: Автореф. дисд-рапед. наук. М., 1999.
- Гез Н. И. Развитие коммуникативной компетенции в ситуациях ролевого обучения // Тезисы докл. на Всесоюзной научной конференции «Коммуникативные единицы языка».— М: МГПИИЯ им. М. Тореза.— 1984.
- Гез Н. И. Психология упражнений в организации обучению аудированию // Иностранные языки в школе, № 6, 1985.
- Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования //специальность 350 400 — Связи с общественностью. — М., 2000.
- Гурвич П.Б., Имамов А. К. К вопросу значения и содержания некоторых основных терминов, связанных с проблемой ситуаций в обучении устной речи. В кн.: Проблемное обучение иностранным языкам // Под ред. П. Б. Гурвича. -Владимир, t.XII.
- Гурова Л. Л. Психологический анализ решения задач.// АПН СССР: НИИ ОПП.— Воронеж: В ГУ, 1976.
- Двенадцатилетняя школа. Проблемы и перспективы развития среднего и общего образования / Под ред: В. С. Леднева, Ю. И. Дика, А. В. Хуторского, В. Д. Шадрикова. М: РАО, 1999.
- Демьяненко М.Я., Лазаренко К. А., Кислая С. В. Основы общей методики обучения иностранным языкам. Киев: Вища школа, 1976. — 280 с.
- Денисова А. Л. Дидактические основы непрерывной подготовки специалистов: Монография. Ташкент, 1993.
- Денисова А.Л. Теория и методика профессиональной подготовки студентов на основе информационных технологий. Автореф. дис.док. пед. наук. М., 1994.
- Денисова A. JL, Пищелко А. В. Психолого-педагогические аспекты подготовки кадров работников ОВД на основе новых информационных технологий: Монография. Домодедово: РИПК МВД России, 1995.
- Деркач А.А., Ситников А. П. Формирование и развитие профессионального мастерства руководящих кадров: социально-психологический тренинг и прикладные психотехнологии. — М.: Луч, 1993.
- Деркач А.А., Щербак С. Ф. Педагогическая эвристика. Искусство владения иностранным языком. М.: Педагогика, 1991.
- Добрович А. Б. Общение: Наука и искусство.— Изд. 2-е.— М., 1980.
- Дридзе Т. М. Язык и социальная психология.— М., 1980.
- Зимняя И.А. Предметный анализ текста как продукты говорения // Целовое восприятие речевого сообщения. М., 1976.
- Зимняя И.А. Психологический анализ перевода как вида речевой деятельности // Науч. тр. МГПИИЯ. 1978. Вып. 127.
- Зимняя И.А., Ермолович В. И. Психология перевода (Учебное пособие для Высших курсов переводчиков). -М.: Изд-во МГПИИЯ им. М. Тореза, 1981.
- Зимняя И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. М., 1985.
- Зимняя И. А. Психология обучения неродному языку. М.: Высшая школа, 1989.
- Ильин Е. Н. Искусство общения.— М., 1982.
- Китайгородская Г. А. Методика интенсивного обучения иностранным языкам.-М., 1982.
- Карих Т. В. Методика управления актами аудирования при обучении английскому языку в 7−8 классах средней школы: Автореф. дис. канд. пед. наук.— М., 1983.
- Колшанский Г. В. Лингвокоммуникативные аспекты речевого общения // Иностр. языки в школе.— 1985.— № 1.
- Комиссаров В.Н. Общие принципы организации обучения переводу // Актуальные проблемы преподавания перевода и иностранных языков в лингвистическом вузе. // Сб. научн. трудов МГЛУ М., 1996. — Вып.423. С.23−33.
- Короткое Э.Н. Развитие творческого мышления офицера в процессе обучения. М.: ВПА, 1988. — 200 с.
- Краевский В.В. Нормативное представление о формировании содержания образования: Теоретические основы содержания образования. М.: Педагогика, 1983.
- Кэрролл Д.Б. Вклад теоретической психологии и педагогических исследований в преподавании иностранных языков за рубежом. Вып. И. М.: Прогресс, 1976.
- Лабунская. В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. «Феникс». Ростов-на-Дону, 1999.
- Леонтьев А.А. Слово в речевой деятельности. Некоторые проблемы общей речевой деятельности. — М.: Наука, 1965.
- Леонтьев А.А. Теория речевой деятельности. Проблемы психолингвистики.-М.: Наука, 1968.
- Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. — М.: Просвещение, 1969.
- Леонтьев А. А. Основы психолингвистики.— М., 1999.
- Леонтьев А.Н. Развитие мотивов учебной деятельности ребенка. В кн.: «Проблемы развития психики». — М.: АПН, 1959.
- Леонтьев А.Н. Педагогическое общение. -М.: Знание, 1979.
- Лепилина Л.И. Психолого-педагогические условия формирования качеств творческой личности средствами театра в условиях технического лицея // автореф. дис. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук. М.: 1996.
- Лернер И.Я. Поиск доказательств и познавательная самостоятельность учащихся // Сов. педагогика, № 7, 1974.
- Лернер И. Я. Процесс обучения и его закономерности.— М., 1980.
- Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. — М.: Педагогика, 1981.
- Лобанов А.А. Основы профессионально-педагогического общения. -Санкт-Петербург, 2000.
- Ляховицкий М.В. Методика преподавания иностранных языков. М.: Высшая школа, 1981,
- Макаренко А.С. Проблемы школьного советского воспитания. Соч., т.7. -М.: Педагогика, 1988.
- Матецкая Е. И. Учебно-речевые ситуации в обучении иностранным языкам // Иностр. языки в школе.— 1974.— № 6.
- Махмутов М.И. Проблемное обучение: основные вопросы теории. М.: Педагогика, 1975.
- Мерлин В. С. Психология индивидуальности.— М.- Воронеж, 1996.
- Методика преподавания русского языка как иностранного.— М., 1990.
- Мильруд Р.П. Повышение эффективности речевой ситуации как методического приема обучения // Иностр. языки в школе.-1982. № 1.
- Мильруд Р.П. Речевая ситуация как методический прием обучения // Иностр. языки в школе.—1982.— № 1.
- Мильруд Р.П. Развивающее обучение в средней школе // Дис. на соиск. уч. ст. доктора пед. наук. М.: АПН СССР, 1986.
- Миролюбов А.А. Споры по основным вопросам российской методики // Иностранные языки в школе, № 3, 1993.
- Мирошникова Н.Н. Оптимизация отбора и организации учебного материала для обучения взрослых английскому языку (в условиях языковых курсов)/Автореф. на соиск. уч. ст. канд. пед. наук.— Санкт-Петербург, 2003.
- Молоткова Н.В. Методология проектирования системы профессиональной подготовки специалиста сферы информационного бизнеса // Автореферат дис. д-ра пед. наук. Тамбов, 2003.
- Наперов В.А. Формирование профессиональной компетентности студентов средних, специальных учебных заведений торгово-экономического профиля / Автореф. на соиск. уч.ст. канд. пед. наук Брянск, 1999.
- Общая методика обучения иностранным языкам: Хрестоматия.— М., 1991.
- Павлова К.Г. Специфика настоящего этапа в обучении иностранным языкам в неязыковом вузе // Сб. научных докладов, вып. 386. — М.: МГУ, 1991.
- Пассов Е. И. Основы методики обучения иностранным языкам.— М., «Руссий язык», 1977.
- Пассов Е. И. Теоретические основы обучения иноязычному говорению.— Воронеж: ВГУ, 1983.
- Пассов Е. И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению.— М., 1989.101 k Педагогика. Педагогические теории, системы, технологии /Под ред. С. А. Смирнова — М.: Издательский центр «Академия», 2001.
- Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: учеб. для студ. пед. вузов, в 2 кн. М.: Гуманит. ВЛАДОС, 1999. — Кн. 1.
- Понутриева В.П. Коммуникативные умения учителей как условия активизации познавательной деятельности учащихся // Автореф. дис. на соиск. уч. ст. канд. пед. наук. — Брянск, 1997.
- Примерная программа дисциплины «Иностранный язык» федерального компонента цикла ОГСЭ в ГОС ВПО второго поколения. Министерство образования Российской Федерации. М.: МГЛУ, 2000.
- Программа по иностранным языкам для вузов неязыковых специальностей. Методические указания к программе. М.: УМО по лингвистическому образованию, МГЛУ. — 1995.
- Программа подготовки переводчика в сфере профессиональной коммуникации (для вузов неязыковых специальностей). М.: Научно-методический совет УМО по лингвистическому образованию (неязыковые вузы) при МГЛУ, 1999.
- Протасова Н.А. Профессионально-направленная система подготовки будущих юристов (на примере обучения английскому языку) // Автореф. дис. на соискание уч. степени канд. пед. наук. Саратов, 2002.
- Профессиональная педагогика: Учебник для студентов, обучающихся педагогическим специальностям и направлениям. М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1997.
- Рогова Г. В., Гурвич П. Б. Пути создания модели экспрессивной речи в целях обучения иностранному языку // Иностр. языки в школе.—1968.— № 5.
- Рогова Г. В. Роль учебной ситуации при обучении иностранному языку // Иностранные языки в школе, № 4, 1984.
- Родионова Е. А. Роль общения в духовном развитии личности // Роль культуры в формировании личности / Ред. Е. М. Бабосов.— Минск, 1980.
- Розенбаум Е. М. Ситуативно-смысловые компоненты в обучении диалогической речи // Иностр. языки в школе.— 1983.— № 2.
- Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования. М.: АН СССР, 1958.
- Сафонова В.В. Социокультурный подход к обучению иностранному языку как специальности. Автореф. дис. на соиск. уч. ст. док. пед. наук. -М.: 1993.
- Сахарова Т. Е. Ситуативные упражнения для обучения немецкой диалогической речи: Автореф. дис. канд. пед. наук.— М., 1968.
- Скаткин М.Н. Активная познавательная деятельность учащихся. М.: Народное образование, 1996.
- Сластенин В.А. Педагогическое образование как объект эвристического моделирования. Межвузовский сб. науч. трудов. — М.: Прометей, 1991.
- Смирнова Е.Э. Пути формирования модели специалистов с высшим образованием. JI., Изд-во ЛГУ, 1977.
- Советский энциклопедический словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1987.
- Содержание обучения иностранным языкам в средней школе.— М., 1984.
- Скалкин В. Л. Основы обучения устной иноязычной речи.— М., 1981.
- Скалкин В. Л. Ситуация, тема и текст в лингвометодическом аспекте // Русский язык за рубежом.— 1983.— № 3.
- Содержание обучения иностранным языкам в средней школе. М., 1984.
- Советский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия, 1987.
- Станиславский К. С. Об искусстве театра. Избранное.— М.: ВТО, 1982.
- Станиславский К.С. Об искусстве театра. Избранное. М.: ВТО, 1982.
- Старков А.П. Обучение английскому языку в средней школе: Методическое пособие. М.: Просвещение, 1978.
- Стронин М.Ф. Речевое действие как основа обучения устной иноязычной речи: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1985.
- Симеонова И. Создание коммуникативной обстановки на уроке иностранного языка как один из способов интенсификации обучения устной иностранной речи учащихся: Автореф. дис. канд. пед. наук.— М., 1977.
- Синяева И.М. Паблик рилейшнз коммерческой деятельности. М., 1998.
- Советкий эниклопедический словарь. -М.: Сов. эниклопедия, 1987.
- Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний М.: издательство МГУ, 1984.
- Талызина Н. Ф. Теоретические основы разработки модели специалиста // Политехнический музей. М.: Знание, 1986.
- Тарасов Е. Ф. Обучение иностранному языку как обучение общению // Тезисы доклада 9-й научно-методической конференции «Речевая ситуатив-ность в преподавании иностранных языков в специальном языковом вузе».— М, 1973.
- Тенищева В.Ф. Формирование профессионально важных качеств инженера в контекстном обучении (на примере иноязычной речевой деятельности инженера судоводителя) // Автореф. дис. на соискание уч. степени канд. пед. наук. М., 1991.
- Ушинский К.Д. Соч., т. 10. М.: АПН РСФСР.
- Фоломкина С. К. Обучение чтению на иностранном языке в неязыковом вузе.— М., 1987.
- Халеева И.И. Языковая политика России II «Языковой портфель в России» // Результаты 1 этапа пилотного проекта. М.: МГЛУ, 1999.
- Хлыбова Г. Б. Реализация принципа активности в обучении французскому языку студентов неязыковых специальностей педагогических вузов // Автореф. дис. на соиск. уч. ст. канн. пед. наук. — М., 1988.
- Шатилов С.Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе. М.: Просвещение, 1977.
- Magazine ESP/BESIC Russia, № 13, June, 2000 The British Council165