Педагогические технологии развития самопознания младших школьников в художественно-творческой деятельности
Диссертация
Раскрыто содержание художественно-творческой деятельности, направленной на самопознание младших школьников, включающее формирование представлений о себе,.самооценки, саморазвития и творческой мотивации в процессе самостоятельной изобразительной, литературной, театральной деятельности. Художественно-творческаядеятельность, направленная на самопознание младших школьников, представляет собой процесс… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Теоретические основы исследования самопознания младших школьников в художественно-творческой деятельности
- 1. 1. Психолого-педагогические подходы к исследованию самопознания
- 1. 2. Особенности формирования структуры самопознания в младшем школьном возрасте
- 1. 3. Развивающий потенциал художественно-творческой деятельности в самопознании младших школьников
- Глава II. Опытно-экспериментальное исследование технологий развития самопознания младших школьников в художественно-творческой деятельности
- 2. 1. Теоретико-методическая модель применения технологий развития самопознания младших школьников в художественно-творческой деятельности
- 2. 2. Программа реализации теоретико-методической модели применения педагогических технологий развития самопознания младших школьников в художественно-творческой деятельности
- 2. 3. Организация и анализ результатов опытно-экспериментальной работы
- Выводы
Список литературы
- Абрамова Г. С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. вузов. -М.: Издательский центр «Академия», 1999.-672 с.
- Абульханова-Славская К. А. О путях построения типологии личности.//Психологический журнал. Том 4. № 1,1983. — С. 14−29
- Агапов B.C. Сущностная характеристика Я концепция. Учебно-методическое пособие. — М.: МГСА РПО, 2001, — 40 с.
- Айхингер А, Холл В. Психодрама в детской групповой терапии. М.: Генезис, 2003. -207 с.
- Алексеева Л.Л. Песня-верный друг твой навсегда. // Программы дополнительного художественного образования детей в каникулярное время., -М.: Просвещение, 2008.-208 с.
- Амонашвили Ш. А. Школа Жизни.- М.: Издат. дом Шалвы Амонашвили, 1996. 80 с.
- Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. В 2-х т., М.: Педагогика, 1980, т. 1 -232 е., т.2. -288 с.
- Арсеньев С.А., Библер B.C., Кедров Б. М. Анализ развивающегося понятия-М.: Наука, 1967. -439 с.
- Артемьева Е.Ю. Основы психологии субъективной семантики.- М.: Наука, Смысл, 1999. -387 с.
- Асмус В.Ф. Античная философия. М.: Высшая школа, 1985. — 400 с.
- Ассаджиоли Р. Психосинтез. Изложение принципов и руководство по технике. М. :REFL-book, 1994. — 313 с.
- Баженова Л.М. Медиаобразование школьника (1−4 классы). Пособие для учителя. -М.: Изд-во ИХО РАО, 2004.-55 с.
- Бакушинский A.B. Исследования и статьи. Избранные искусствоведческие труды. М.: Советский художник, 1981.- 349 с.
- Бакушинский A.B. Художественное творчество и воспитание. Опытисследования на материале пространственных искусств. М.: Новая1831. Москва, 1925. 240 с.
- Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. / Сост. С. Г. Бочаров. М.: Искусство, 1979. — 424 е., с.7−10
- Бахур В.Т. К вопросу о нейрофизиологических механизмах чувственного «Я». // Вопросы психологии. 1980. -№ 5.- с. 41−46
- Белобрыкина O.A. Диагностика развития самосознания в детском возрасте -Спб,: Речь, 2006. 320 с.
- Бергсон А. Творческая эволюция. -М.: Кучково поле, 2006.-384 с. 19.' Бердяев H.A. Самопознание (опыт философской автобиографии). М.: Междунар. отношения, 1990. — 336 с.
- Бердяев H.A. Смысл творчества. -М.": Хранитель, 2007. 668 с.
- Берне Р. Развитие Я-концепции*и воспитание. М.: Прогресс, 1986. — 420 с.
- Берне Р. Что такое Я-концепция // Психология самосознания: Хрестоматия / под ред. Д. Я. Райгородского. Самара: Бахрах-М, 2003. -С.333−393.
- Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте.- М.: Просвещение, 1968.- 464 с.
- Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков’Б., Зинченко В. — Спб.: Прайм-Еврознак, 2004. 672 с.
- Бубер М. Я и Ты. М.: Высш. шк., 1993.- 175 с.
- Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением. М.: Академический проект, 2006. -432 с.
- Валлон А. Психическое развитие ребенка. — Спб: Питер, 2001. 224 с. ¦
- Вачков И.В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку. -М.: Ось-98, 2007. 144 с.
- Ветлугина Н. Художественное творчество в детском саду. — М.: Просвещение, 1974. — 175 с.
- Возрастная и педагогическая психология / Под ред. Петровского A.B.184- М.: Просвещение, 1973. 496 с.
- Воловикова М.И., Трофимов A.A. Возвращение к себе, (психология, символ, культура). — М.: Ин-т психологии РАО, 1995., 191 с.
- Ворожцова O.A. Музыка и игра в детской психотерапии. — М.: изд-во Ин-та психотерапии, 2004. -560 с.
- Выготский JI. С. Воображение и творчество в детском возрасте. -СПб: Союз, 1997. 96 с.
- Выготский J1. С. Педология подростка, M-JI- Учпедгиз- 1931-. 480 с.
- Выготский J1.C. Собр. соч.: в 6 т. М.: Педагогика, 1981−1984
- Гагарин A.B. Экологическая психология: практический курс. М.: изд-во РУДН, 2006. — 116 с.
- Гамезо М.В., Орлова JI.M. Возрастная и педагогическая психология: Учебник. М.: Педагогическое общество России, 1999. — 512 с.
- Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта// Психология мышления. М.: Прогресс, 1969. — С. 433−456.
- Горохова E.H. Исследования когнитивной составляющей Я-концепции первоклассников. // Теоретические основы и вариативные технологии позитивной «Я-концепции» Материалы Российской научно-практической конференции.- Рязань, 1999. -128 с.
- Грибов Ю.А. Психолого-педагогические условия развития творческого самовыражения учащихся и учителей. //Вопросы психологии. 1989. — № 2. -С.57−62.
- Гумилев JI.H. Этногенез и биосфера Земли. Спб.: Кристалл, 2001. — 640 с.
- Гуськова С.К. Педагогическое управление процессом самопознания младших подростков в образовательном пространстве школы: Дис.канд.пед. наук. -М., 2006. 242 с.
- Гуткина Э.И. Путешествие в страну Поэзия. // Программыдополнительного художественного образования детей в каникулярное время.185-М.: Просвещение, 2008. 208 с.
- Декарт Р. Избранные произведения. — М.: Госполитиздат, 1950. 712 с.
- Детская психология: Методические указания./Автор-составитель Р. П. Ефимкина. -Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУД995. 42 с.
- Джемс У. Личность // Психология самосознания. Хрестоматия. -Самара: Бахрах-М, 2000. 672 с.
- Дмитриев И.С. Самопознание как отражение человека в мире.// Журнал сравнительной философии. 2004.-№ 2.- URL: http://paradigma.narod.ru
- Ершова А.П., Захарова Е. А., Пеня Т. Г. и др. Искусство в жизни детей. Опыт художественных занятий с младшими школьниками: Кн. для учителя.Из опыта работы. -М.: Просвещение, 1991. -128 с.
- Захарова Е.А. Развивающий экран //Информатика и образование. -1995. -№ 6. с.67−68
- Зеньковский Л. Психология детства. М.: ЦТ Л, 1995. — 488с.
- Зинкевич-Евстигнеев Т. Д. Основы сказкотерапии. — СПб: Речь, 2006. -170 с.
- Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии.- СПб: Речь, 1998. 352 с.
- Изотов A.B. Как стать лучше? Йошкар-Ола: Марийское кн. изд-во, 1991.-111с.
- Инхельдер Б., Пиаже Ж. Психология ребёнка.-Спб: Питер, 2003. -160 с.
- Искусство в жизни детей. Опыт художественных занятий с младшими школьниками. -М.: Просвещение, 1991
- Кабалевский Д.Б. Прекрасное пробуждает доброе. М.: Педагогика, 1973.-336 с.
- Кант И. Антропология с прагматической точки зрения. — СПб: Наука, 1999. 471с.
- Киселева М.В. Арт-терапия в практической психологии и социальной работе. Спб: Речь, 2007.- 336 с
- Коменский Я.-А. Великая дидактика / Избр.пед.соч. Т.1. — М.: Учпедгиз, 1982с.-С.242−476.
- Кон И.С. В поисках себя. М.: Политиздат, 1978. -335 с.
- Кон И. С. Категория «Я» в психологии.//Психологический журнал. -1981. -№ 3 с. 25−38
- Кон И. С. Открытие «Я».- М.: Политиздат, 1978. 367 с.
- Кондратенко Ф.Д. К вопросу о природе и сущности эстетического отношения. Дисс. канд. филос. наук. М., 1987 — 201 с.
- Корепанова М.В., Забровская О. В. Формирование образа «Я-будущий школьник» у детей 5−7 лет.// Начальная школа плюс: до и после. -2007. -№ 5. С.16−19
- Коротеева Е.И. Создание эстетико-педагогических ситуаций на уроках изобразительного" искусства в младших и средних классах. // Эстетический опыт личности как условие освоения культуры в образовательном процессе школы и вуза.- М.: ИХО РАО, 2003.-206 с.
- Корчак Я. Педагогическое наследие. М.: Педагогика, 1991. — 272с.
- Критская Е.Д. Музыка 1−4 классы: Методическое пособие / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. М.: Просвещение, 2004. — 207 с.
- Кочетов А.И. Как заниматься самовоспитанием. -Минск: Высшая школа, 1991.-287с.,
- Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников.- М., Просвещение, 1976. -303 с.
- Кули Ч. Социальная самость // Американская социологическая мысль:
- Тексты / Под ред. В. И. Добренькова. М.: Изд. Международного ун-та
- Бизнеса и Управления, 1994. -С. 316−329.187
- Лабунская Г. В. Изобразительное творчество детей. М.:1. Просвщещение, 1965. 290 с.
- Лейтес Н. С Умственные способности и возраст. М.: Педагогика, 1971. -279 с.
- Лейтц Г. Психодрама: Теория и практика. Классическая психодрама Я. Л. Морено. -М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994. — 352 с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. -М: Academia, 2004.-352с.
- Липкина Л. Я. О нравственной жизни школьника. М. :3нание, 1978.- 48 с. '
- Лимонченко В.В. Продуктивное1 воображение: философско-педагогический аспект проблемы. Дисс.канд.филос.наук. Киев, 1991.-214 с.
- Липпс Т. Самосознание. -Спб: Образование, 1903. 72 с.
- Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М.:Педагогика, 1986. — 143 с.
- Лосев А1Ф. Знак, символ, миф. (Труды по языкознанию). М.: МГУ, 1981.
- Лыкова И.А. Художественный образ как обобщение (интеграция продуктивной и познавательной деятельности дошкольников). // Педагогика' искусства. № 3. -2008. — URL: http://www.art-education.ru/AE-magazine/new-magazine-3−2008.htm
- Максакова В.И. Организация воспитания младших школьников.-М.: Просвещение, 2003'. -256 с.
- Малая В.Г. Грани духовности личности в философии В.С.Соловьёва. // Минувшее и непреходящее в жизни и творчестве B.C. Соловьёва. Материалы международной конференции, выпуск 32. СПб, 2003. — С.46−52
- Мамардашвили М.К. Картезианские размышления. М.: Прогресс, 1993.-350 с.
- Маралов В.Г. Основы самопознания и саморазвития. -М.: Академия, 2002. -256 с.
- Маралов В.Г., Ситаров В. А. Развитие самосознания и проблема формирования социально активной личности. М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1987. — 91с.
- Мардер Л.Д. Цветной мир. Групповая арт-терапевтическая работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.- М: Генезис, 2007. -143 с.
- Митина Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека- в новых социально-экономических условиях //Вопросы психологии. -1997.- № 4ч
- Михайлова А.Я. Театр в эстетическом воспитании" младших школьников. -М.: Просвещение, 1975. -128 с.
- Мудрик В. А. Личность школьника и ее воспитание в коллективе. М.: Знание, 1983. — 96 с.
- Мудрик A.B. Социализация человека. М.: Академия, 2006. -304 с.189
- Мудрик A.B. Социальная педагогика: Учебник для студентов вузов. -М.: Академия, 2007. 224 с.
- Мухина B.C. Возрастная психология. Феноменология развития.- М.: Академия, 2007.- 640 с.
- Научные школы в педагогике искусства. 4.1.// под ред. Савенковой Л. Г. -М.:ИХО РАО, 2008.
- Неменский Б.М. Мудрость красоты: о проблемах эстетического воспитания. -М.: Просвещение, 1987. -255 с.
- Неменский Б.М. Педагогика искусства. М.: Просвещение, 2007, -255 с.
- Некрасова Л.М. «Театр как вид искусства и его возможности в воспитании школьников», Педагогика искусства. № 1, 2007, URL: http://www.art-education.ru/AE-magazine/new-magazine-l-2007.htm
- Обухов A.C. Исторически обусловленные модификации образа мира. // Развитие личности. 2003. — № 4.- С. 51−68.
- Общая психология. Словарь / Под. ред. A.B. Петровского //Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л. А. Карпенко. Под общ. ред. A.B. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2005. —251 с.
- Овсянико-Куликовский Д. Н. Вопросы психологии творчества. Пушкин. Гёте. Чехов. К психологии мысли и творчества. М.: ЛКИ, 2008. -301 с.
- Овчинникова А.Ж. Эстетическое отношение к действительности как фактор развития школьников. М.: Наука, 1997. — 105 с.
- Ольшанский Д.В. «Я-сам!»(Очерки становления и развития детского «Я»). М.: Знание, 1986. — 96 с.
- Орлов Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера. М.: Просвщещение, 1987. — 224 с.
- Павловский, А. Ф. Учить восприятию искусства / А. Ф. Павловский //
- Эстетическое воспитание: опыт, проблемы, перспективы: ежегодник
- Института художественного образования РАО. — М., 2002.-С. 17−18.190
- Педагогика. /Под ред. Ю. К. Бабанского. -М.: Просвещение, 1983. -608 с.
- Петрушин В.И. Психология и педагогика художественного творчества. Учебное пособие для вузов. — М.: Академический Проект, Гаудеамус, 2006. — 490 с.
- Петухов В.В. Образ мира и психологическое изучение мышления // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. -1984. № 21.- С. 13−21.
- Пирогов Н. И. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1985.-496 с.
- Победоносцев К. П. Ученье и учитель: В 2 кн. М.:Синодальная типография, 1901. Кн. 1 ., 61 с.
- Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов-100 ответов.- М.: Владос, 2004.- 365 с.
- Пономарев Я.А. Психология творчества. -М.: Наука, 1976, -304 с.
- Потебня A.A. Эстетика и поэтика. М.: Искусство, 1976. -614 с.
- Психология детства. Учебник. Под редакцией, А. А. Реана СПб. :Прайм-Еврознак, 2003. — 368 с.
- Пфендер А. Введение в психологию. -Спб.: Провинция, 1904. -368 с.
- Раусте фон Фрихт M.JL. Образ «Я» как подструктура личности. // Проблемы психологии личности. — М.: Наука, 1982. -С. 104−111.
- Реан A.A., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология. Спб.: Питер, 1999. 416 с.
- Революция-Искусство—Дети. Материалы и документы. Из истории эстетического воспитания в советской школе 1917—1923 г. В 2 тт. /Сост., предисловие и примечания Н. П. Старосельцевой — М.: Просвещение, 1966. -240 с.1У1
- Рогачева G. H. Влияние самопонимания на динамику развития самостоятельности младшего школьника в процессе социализации // Мир психологии. -1999. -№ 3.
- Рогова P.M., Филонов- Г.Н., Волков Г. Н., Печко Л. П. Становление, самосознания личности школьника. Монография. М. :ГосНИИ семьи и воспитания, 2003. — 112 с.
- Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. -М.: Прогресс, 1994.-480 с.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — Спб.: Питер, 1998. -705 с.
- Рубинштейн С.Л. Принцип творческой самодеятельности // «Избранные философско-психологические труды». М.: Наука, 1997. С. 433−439.
- Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология: Учеб. пособие. Л.: ЛГУ, 1990. — 339 с.
- Савенкова Л.Г., Сухова Т. И., Юсов Б. П. Живой мир искусства. Программа полихудожественного развития для школьников 1 4- кл., — М.: Раменское: Б.и., 1998. — 40 с.
- Саинова Л: А., Джадрина М. Ж., Байжасарова Г. З., Калачева И. В., Кудышева Б. К., Ким В.II. Сборник программ по самопознанию для организаций среднего образования. -Алматы, ННПООЦ «Бобек», Институт гармоничного развития человека, 2010.- 256 с.
- Сакулина, Н.П. Рисование в дошкольном детстве. М.: Просвещение, 1965. — 158 с.
- Сарджвеладзе Н.И.. Личность и её взаимодействие с социальной средой. -Тбилиси: Мецниереба, 1989, 206 с.
- Сац Н. И. Дети приходят в театр. —М: Искусство, 1961. 312 с.
- Семаго Н.Я. Детский рисунок. //Школьный психолог. -2003. -№ 35. -С.9−13
- СкуратГ.Г. Детский психологический театр. Спб.: Речь, 2007. -144 с. ,
- Славина Л. С. Дети с аффективным поведением. М.: Просвещение, 1996.
- Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ: высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин,. И. Ф. Исаев, Е. П. Шиянов- Под ред. В. А. Сластенина. М.: Академия, 2002. — 576 с. • • '
- Смирнов С.Д. 11сихология образа: проблемы активности психического отражения. -М.: МГУ, 1985. -231 с.. .
- Собчик Л.Н. Введение в психологию индивидуальности- Теория и практика психодиагностики. М.: Институт прикладной психологии, 1998: —
- Соколов В. В., Философия Спинозы и современность, М., МГУ, 1964. — 78с., ,: .-.''¦¦¦ ¦" ¦ - -, ' /V' 'чАУ'А ¦ «' ' • .
- Сорокоумова Е.А.. Развитие самопознания в процессе учебной деятельности в начальнойотколе-,// Наука шшкола- -2005: № 3. — с 8−13.
- Спиркин А. Г. Сознание и самосознание. М.: Политиздат, 1972. — 269-с.
- Столин В.В. Самосознание личности. М.: МГУ, 1983. — 284 с.149: СухрмлинскийВ: А. Избранные произведения. В 5: т. К.: Рад. Школа- 1979- 1980. ' у. '
- Сухомлинский В. А. Этюды о коммунистическом воспитании .// Народное образование. 1967. — № 2. — С. 43
- Сучкова И.О. Арт-терапия в работе с детьми из неблагополучных семей. -Спб.: Речь, 2008.- 112 с.
- Талызина H. Ф. Педагогическая психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 1998. — 288 с.
- Толстой, JL Н. Верьте себе: (обращение к юношеству) / Лев Толстой // Студенчество: Диалоги о воспитании. 2004. — N 4. — С. 16−17.I
- Тубельский А.Н. Школа самоопределения: первый шаг: в 2-х ч. М.: Новая школа, 1991. -Ч. 1.- 476 с.
- Усачева В.О., Школяр Л. В., Школяр В. А. Программа и учебно-методические комплекты «Музыкальное искусство для 1−4 классов». —М.: Вентана -Граф, 2001.
- Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии // Педагогические сочинения в 6 т.: Т.5. — М., 1990.-526 с.
- Фельдштейн Д.И. Особенности развития деятельности ребенка в онтогенезе // Вопросы психологии. 1981.- № 6. — с.36−46.
- Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. Харьков: Фолио, 2007. — 464 с.
- Фихте И.Г. Избр. соч. М., 1916. Т. 1. С. 96, 447−456
- Флерина Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста. М.: Учпедгиз, 1956. -211 с.
- Франко Г. Ю. Искусство кино и отечественная культура. // «Программы дополнительного художественного образования детей».- М.: Просвещение, 2005.-240 с.
- Фрейд 3. Будущее одной иллюзии // Сумерки богов. С. 103. -М.:, Политиздат, 1990. -398 с.
- Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы личности. М.6 Педагогика, 1993. -144 с.1
- Фрейд 3. «Я» и «ОНО». Тбилиси: Мерани, 1991. — Т. 1,2
- Фролов С.С. Социология: Учебник. М.: Наука, 1994. — 256 с.
- Фузейникова И.Н.Театрально-педагогические технологии как средство социокультурной адаптации старших подростков. Диссертация. канд. пед. наук: 13.00.02.- М., 2007.- 222 с.
- Хорни К. Самоанализ. — М.: Эксмо-пресс, 2007. 206 с.
- Цукерман Г. А., Мастеров Б. М. Психология саморазвития. М.: Интерпракс, 1995. — 288с.
- Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. М.: Прогресс, 1997. 143 с.
- Шамрай H.H. Педагогические основы адаптации учащихся к условиям рынка труда в процессе технологического образования: Дис. д-ра пед. наук. -М., 2000.-338 с.
- Щедровицкий Г. П. Рефлексия и ее проблемы. Автоматизация проектирования и задачи развития проектировочной деятельности. //Разработка и внедрение автоматизированных систем в проектировании (теория и методология). М.: Стройиздат, 1975. С. 131−143
- Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989.-С. 255.
- Эльконин Д. Б. Психология обучения младшего школьника. М.: Знание, 1974. -64 с.
- Эриксон Э. Детство и общество. -Спб.: ACT, 1996 416 с.
- Юнг К. Архетип и символ. -М.: Ренессанс, 1991. 265 с.
- Юнг К. Г. Об отношении аналитической психологии к поэтико-художественному творчеству//Архетип и символ. -М., 1991. -304 с. С.282−285.
- Якимов И. А. Творческое чтение: пособие для учителей начальных классов и воспитателей дошкольных учреждений. М.: Русское слово, 2009. — 144с.
- Bowlby J. Attachment and loss. V. 1−3. N. Y.: Basic, 1969. 356 p.
- Busson E., Perichon D. Le cinema dans la classe de francais: se former et enseigner.- Paris: Didactique, 1998.-256 p.
- Meirieu M. Se (re)connaitre par le theatre. Lyon, 1996. -156 p.
- Neumayer O., Neumayer M. Pratiquer le dialoge arts plastiques-ecriture. Quinze ateliers de creatio pour l’Education Nouvelle. Lyon, 2005, 252 p.