Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Педагогические технологии развития самопознания младших школьников в художественно-творческой деятельности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Раскрыто содержание художественно-творческой деятельности, направленной на самопознание младших школьников, включающее формирование представлений о себе,.самооценки, саморазвития и творческой мотивации в процессе самостоятельной изобразительной, литературной, театральной деятельности. Художественно-творческаядеятельность, направленная на самопознание младших школьников, представляет собой процесс… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретические основы исследования самопознания младших школьников в художественно-творческой деятельности
    • 1. 1. Психолого-педагогические подходы к исследованию самопознания
    • 1. 2. Особенности формирования структуры самопознания в младшем школьном возрасте
    • 1. 3. Развивающий потенциал художественно-творческой деятельности в самопознании младших школьников
  • Глава II. Опытно-экспериментальное исследование технологий развития самопознания младших школьников в художественно-творческой деятельности
    • 2. 1. Теоретико-методическая модель применения технологий развития самопознания младших школьников в художественно-творческой деятельности
    • 2. 2. Программа реализации теоретико-методической модели применения педагогических технологий развития самопознания младших школьников в художественно-творческой деятельности
    • 2. 3. Организация и анализ результатов опытно-экспериментальной работы
  • Выводы

Педагогические технологии развития самопознания младших школьников в художественно-творческой деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. На современном этапе развития педагогической науки актуальной становится проблема эстетического и творческого развития детей в образовательном процессе. Вовлечение в самостоятельную художественно-творческую деятельность играет важную роль в самовыражении и самопонимании школьников.

Младший школьный возраст является сензитивным для художественно-творческого развитияпредоставляет детям условия, для становления" личности, её самопринятия, самоутверждения: Художественно-творческая—деятельность играет особенно важную роль в развитии самопознания младшего школьника, поскольку опирается на возрастные особенности. детей младшего школьного возраста: активное формирование воображения, символическое восприятие. С помощью художественно-творческой деятельности (рисунка, танца, музыки, литературы, ролевой игры)* дети учатся понимать, оценивать самих себя и особенности окружающих людей.

В «Законе об образовании» (п. 1 ст.14) указано, что содержание образования должно быть ориентировано на самоопределение и самореализацию учащихся. Понимание педагогами особенностей развития* самопознания младших школьников позволит правильно" интерпретировать их поведение и личностные особенности, помочь им. на начальном этапе самоопределения и самореализации. Тем не менее, педагогические технологии развития самопознания младших школьников вг художественно-творческой деятельности недостаточно разработаны в педагогике, носят разрозненный и несистематизированный характер. Учитывая вышеизложенное, разработка педагогических технологийразвития самопознания младших школьников в художественно-творческой деятельности является актуальным направлением современной педагогической науки и практики.

Педагогическое обоснование значимости развития самопознания детей представлено в концепциях гуманной педагогики, в которых выявлено, что важнейшим критерием самопознания является способность к самовоспитанию и творческому преобразованию действительности (Я. Корчак, К.Д. Ушинский), эмоционально-ценностное отношение к себе (Л.Н. Толстой, В.А. Сухомлинский). Особенности самопознания школьников 3 изучались современными педагогами-исследователями, которые рассматривают знание о самом себе, понимание себя как основу саморазвития детей, обосновывая связи между познавательным и поведенческим компонентом самопознания (Т.А. Мерцалова, В.Г. Маралов). Педагогические технологии развития самопознания младших школьников освещены в работах педагогов В. И. Максаковой, Е. А. Сорокоумовой, которые выделяют важную роль воспитания в развитии самопознания, активизируют процессы рефлексии и самоидентификации: Некоторые аспекты развития самопознания в процессе художественного воспитания детей рассматривались в современных исследованиях в области" педагогики1 искусства: Е. И. Коротеевой в монографии «Развитие способностей детей к художественно-творческой деятельности», 2005; Р-М. Роговой, Г. Н. Филоновым, Г. Н. Волковым, Л. П. Печко в коллективной монографии «Становление самосознания личности школьника», 2003; Л. Г. Савенковой,-Т.Иг. Суховой, Б. П. Юсовым в программе «Живой мир искусства», 1998 и др.

В целом, можно выделить следующие противоречия, существующие в педагогической теории и практике, между: потребностью общества в гармонично развитых, рефлексирующих, творческих личностях и недостаточной направленностью художественно-творческого развития на активизацию-самопознания в начальной школеэффективностью и значимостью развития' самопознания в младшем школьном возрасте и малой разработанностью педагогических технологий его развитияпотребностью и готовностью к самопознанию в процессе самовыражения младших школьников и недостаточностью педагогического сопровождения данного процесса в условиях начальной школы;

Обнаруженные противоречия между теорией, организацией практики творческой деятельности в младшем школьномвозрасте и потребностью ребёнка в самопознании обозначили проблему исследования: необходимость разработки воспитательных подходов, способствующих развитию самопознания в младшем школьном возрасте, соответствующих современным тенденциям художественного образования.

Объект исследования: активизация самопознания младших школьников.

Предмет исследования: процесс развития самопознания младших школьников в художественно-творческой деятельности.

Цель исследования: Теоретическое и методическое обоснование педагогических технологий развития самопознания младших школьников и разработка модели их применения в художественно-творческой деятельности.

Задачи исследования:

1. ©-характеризовать, понятие «самопознание младшего школьника» в < педагогическомпроцессена основе. анализа психолого-педагогической литературы, выявить его основные характеристики;

2. Раскрыть развивающий потенциал самопознания^ младшихшкольников*в художественно-творческой деятельности;

3- Разработать содержание модели применения' педагогических технологии развития самопознания младших школьников? в художественног-творческой деятельности, включающее структуру, критерии и этапы' её внедрения;

4. Разработать и экспериментально проверить программу реализации! модели применения педагогических технологий, развития, самопознания, младших школьников в художественно-творческой деятельности.';

Гипотеза исследования: педагогические: технологии развития самопознания младших школьников в художественно-творческой 1 деятельности наиболее эффективны е томхлучае, если:

1) разработана' модель: применения педагогических технологий-, включающаямеханизмы, критерии, этапы, компоненты, формы и направления развития? самопознания младшихшкольников в художественно-творческой деятельности;

2) педагогические технологии развития самопознания младших: школьников с включают воспитательное, развивающее: и художественно-эстетическое направленияи способствуют комплексному развитию познавательного, эмоционального и поведенческого компонентов самопознания;

3) осуществляется программа: реализации^ модели применения педагогических технологий развития самопознания в художественно-творческой деятельности, включающая, развитие самопознания младших.

•. 5: ' школьников по этапам (начальный, рефлексивный, креативный) на основе изобразительной, декоративно-прикладной, литературной, театральной и музыкально-хореографической деятельности.

Методологическая основа исследования. Исследование базируется на концепциях отечественного гуманистического воспитания (Ш.А. Амонашвили, В. А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский), личностного подхода к самопознанию (К. Роджерс, Р. Берне), педагогических основ развития самопознания школьников (В.И. Максакова, В. Г. Маралов, А. Н. Тубельский, В.А. Сластёнин), структуры и динамики развития самопознания детей (Д.И. Фельдштейн, М. В. Матюхина, B.C. Мухина, A.A. Реан, Е. А. Сорокоумова, И.И. Чеснокова), развития личности младших школьников в различных концепциях художественной педагогики (A.B. Бакушинский, A.A. Мелик-Пашаев, Б. М. Неменский, Г. М. Цыпин, Б.П. Юсов). Обращение к теории педагогики искусства рассматривается в работе как важный аспект исследования развития самопознания младшего школьника, становления его личности.

Методы исследования: теоретический анализ научной педагогической, психологической, философской литературы по проблеме исследования, изучение психолого-педагогического опыта применения художественно-творческих технологий в образованиидиагностические (наблюдение, опрос, индивидуальные и групповые беседы, анализ результатов практической деятельности учащихся) — формирующие (развивающие, воспитательные и художественно-эстетические), методы статистического анализа (математическая обработка данных).

Научная новизна исследования:.

— Уточнено понятие «самопознание младшего школьника», рассматриваемое как динамично развивающийся в течение онтогенеза процесс осознания младшим школьником себя, включающий когнитивную, эмоциональную и поведенческую стороны, промежуточным результатом развития которого является формирование образа себя и мира ребенка.

Разработаны педагогические технологии развития самопознания младших школьников в художественно-творческой деятельности, включающие воспитательное, развивающее и художественно-творческое направления развития самопознанияразвивающее направление охватывает 6 арт-педагогические технологии, развивающие игры, импровизациивоспитательное направление — коллективные творческие игры, социоигровые занятияхудожественно-эстетическое направление — самостоятельную творческую деятельность, восприятие искусства, занятия-обсуждения, художественно-эстетическое просвещение.

— Разработана и реализована модель применения педагогических технологий развития1 самопознания младших школьников, которая* заключается в педагогическойорганизации художественно-творческой-деятельности, направленной на целостное развитие познавательного, эмоционального и поведенческого компонентов самопознания-^ разработаннаямодель предполагает развитие самопознания, ребенка в художественно-творческой деятельности по этапам (начальный, рефлексивный, креативный) на основе механизмов творческого самопознания- (идентификация, обособление, проекция, творческое самовосприятие, рефлексивные механизмы, творческая децентрация).

Теоретическая .значимость исследования:.

— Данотеоретическое обоснование применения педагогических технологий развития самопознания, младших школьников в художественно-творческой деятельностивыявлено, что художественно-творческая деятельность, младших школьников направлена на развитие познавательного, эмоционально-ценностного и поведенческого компонентов, включающих формирование рефлексии и произвольности познавательных процессов самопознания, эмоционального отношения к себе и миру, а также самовоспитание.

— Раскрыто содержание художественно-творческой деятельности, направленной на самопознание младших школьников, включающее формирование представлений о себе,.самооценки, саморазвития и творческой мотивации в процессе самостоятельной изобразительной, литературной, театральной деятельности. Художественно-творческаядеятельность, направленная на самопознание младших школьников, представляет собой процесс самовыражения, сопровождающийся проявлением индивидуальности, осознанием себя и окружающего мира в образной форме, развитием эмоциональной и эстетической активности детей в различных видах искусства. Разработан критериально-диагностический комплекс, включающий критерии самопознания младших школьников: личностные (представление о себе, самооценка, способность к самовоспитанию), социокультурные (социально-ролевое самопознание, отношение к себе как члену группы, творческая мотивация), а также комплекс педагогической диагностики (анкетирование, работа с рисунком, наблюдение, основанные на выявлении соответствия детей этапу развития самопознания — начальному, рефлексивному или креативному).

Практическая значимость, исследования. Разработана программа реализации модели применения педагогических технологий развития самопознания для учащихся начальной школы в художественно-творческой' деятельности, которая включает 4 раздела: «Творческое самовосприятие», «Осознание себя с помощью искусства», «Мои творческие способности», «Творческое самопознание». Программа основана на модели применения педагогических технологий и включает блоки занятий в области искусства, собственной творческой деятельности, направленных на познание детьми самих себя в пространстве мира — школы, семьи, страны. В программе применяется изобразительная, декоративно-прикладная, литературная, театральная, музыкально-хореографическая и интегративная художественно-творческая деятельность.

Даны рекомендации педагогам по развитию самопознания младших школьников в художественно-творческой деятельности. В педагогической практике программа применима в рамках основного и дополнительного образования, а также в работе воспитателей и специалистов начальной школы. Результаты исследования могут быть внедрены в программу подготовки в педагогических вузах, колледжах, институтах повышения квалификации педагогов начального образования.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обусловлены использованием методологических основ, теорий и принципов исследования, адекватных его предмету и задачамприменением апробированных педагогических, психологических и социокультурных методов теоретического и эмпирического исследованияапробацией результатов исследования в условиях начальной школы.

Опытно-экспериментальная база исследования. 8.

На базе ГОУ средней общеобразовательной школы «Школа надомного обучения» № 1673, ГОУ средней общеобразовательной школы № 600, НОУ средней общеобразовательной школы «Феникс ВБ», ГОУ средней общеобразовательной школы № 121 г. Москвы была апробирована программа работы с младшими школьниками. В эксперименте было задействовано 248 учащихся г. Москвы.

Этапы исследования.

I. этап (2008;2009) включал разработку проблемы развития самопознания младшего школьника на основе изучения психолого-педагогической литературы и проведение пробного пилотажного исследования.

II этап (2009;2010) включал проведение анализа влияния педагогических технологий художественно-творческой деятельности на развитие самопознания, выработку критериев самопознания, создание программы исследования и её апробацию.

Iiis этап (2011) включал обработку, обобщение и анализ данных исследования, оформление выводов и результатов исследования.

Апробация результатов исследования.

Основные материалы диссертации отражены в 26 публикациях общим размером 10 печатных листов. Результаты диссертационного исследования" обсуждались на заседаниях Учёного совета и научных конференциях Учреждения Российской академии образования «Институт художественного образования», Московского педагогического государственного университета, семинарах Северо-Западного и Юго-Восточного Окружного управления-образования. Основные положения исследования были отражены на следующих конференциях и семинарах: III Межвузовская конференция молодых учёных (МПГУ, 2008 г.), «Теория и практика педагогической деятельности в условиях инновационного развития системы образования (МПГУ, 2008 г.), «Многоуровневая интеграция предметов гуманитарно-художественного цикла в образовании детей и юношества: Юсовские чтения» (ИХО РАО, 2009), III Межвузовская конференция молодых учёных (МПГУ, 2009 г.), «Инновации в организации и содержании образования детей с ограниченными возможностями здоровья» (СЗОУО, ГОУ СОШ № 1673, 2010), «3-й Международный интерактивный сетевой семинар 9.

Социокультурная доминанта современного образования" (ИХО РАО, 2010), «Идеи М. М. Бахтина и педагогика искусства» (ИХО РАО, 2010).

Экспериментальные данные представленного исследования отражены в научно-исследовательских проектах Учреждения Российской академии образования «Институт художественного образования» по темам «Психолого-педагогические механизмы креативного развития личности в художественной деятельности» (2008;2011 гг.), «Социальное и профессиональное самоопределение личности в процессе гуманитарного образования» (2011 г.).

На основании диссертационного исследования разработаны программы для курсов повышения квалификации педагогов на базе УчрежденияРАО «Институт художественного образования» по следующим направлениям: «Арт-технологии в работе педагога с младшими школьниками», «Развитие самопознания младших школьников в художественно-творческой деятельности». Разработаны и проведены учебно-методические семинары для учителей и воспитателей средних общеобразовательных школ по темам: «Развитие самопознания младших школьников на уроках изобразительного искусства», «Формирование самопознания школьника в художественно-творческой деятельности», для родителей младших школьников: «Художественные методы развития личности первоклассника».

Назащиту выносятся следующие положения:

1. Самопознание младшего школьника представляет собой динамично развивающийся в течение онтогенеза процесс осознания личностью себя, включающий когнитивную, эмоциональную и поведенческую стороны, промежуточными результатами развития которого являются формирование образа себя и мира.

2. Художественно-творческая деятельность обладает значительным развивающим потенциалом для самопознания младших школьников, когда за счёт синкретичной природы искусства у детей происходит комплексное формирование социокультурных и личностных критериев: представления о себе, осознания социальной роли, личностной и социальной самооценки, способности к самовоспитанию и творческой мотивации.

3. Педагогические технологии развития самопознания младших школьников в художественно-творческой деятельности представляют.

10 совокупность психолого-педагогических установок, выражающихся в развивающем, воспитательном и художественно-эстетическом направлениях литературных, изобразительных, театральных, музыкальнохореографических и интегративных форм и методов художественно-творческой деятельности. Самопознание в области искусства происходит у детей на основе действия таких механизмов, как идентификация, обособление, проекция, творческое самовосприятие, рефлексивные механизмы, творческая децентрация. Педагогические технологии наиболее эффективно способствуют развитию самопознания, если они направлены на целостное формирование познавательного (представления о себе, расширение ролевого репертуара), эмоционального (устойчивой самооценки, позитивного самоотношения) и поведенческого (развитие саморегуляции и способности к самовоспитаншо) компонентов.

4. Применение педагогических технологий развития самопознания младших школьников в художественно-творческой деятельности основывается на своевременном выявлении этапов развития самопознания (начальный, рефлексивный, креативный), так как для развития всех компонентов самопознания необходима диагностика их начального уровня.

Выводы диссертационного исследования:

1. Уточнено понятие «самопознание младшего школьника», определяемое как динамично развивающийся в течение онтогенеза процесс осознания личностью себя, включающий когнитивную, эмоциональную и i поведенческую стороны, промежуточными результатами развития которого являются образ «я» и образ мира. Развитие самопознания младших школьников играет важную роль в педагогическом процессе, поскольку формирование целостного взгляда на самого себя позволяет ребёнку полнее осознать, какой он, чем отличается от остальных, каковы его способности^.

2. Выявлен развивающий потенциал художественно-творческой деятельности в развитии самопознания младших школьников, который состоит в её направленности на самовыражение, активизацию рефлексии, раскрытие индивидуальности ребёнка. Разработанные педагогические технологии направлены на развитие познавательного, эмоционально-ценностного и поведенческого компонентов самопознания детей, и включают формирование интеллектуальной рефлексии, формирование эмоциональногообразного отношения к самому себе и мируактивизацию творческой активности и самовоспитания.

3. Разработана модель применения педагогических технологий развития самопознания младших школьников в художественно-творческой деятельности. Она направлена на развитие познавательного, эмоциональноI ценностного и поведенческого компонентов самопознания в< художественно-творческой деятельности и предполагает выявление начального, рефлексивного и креативного уровней, на основе которых применяются соответствующие педагогические технологии. В рамках модели выделены развивающие, воспитательные и художественно-эстетические технологии развития самопознания младших школьников в художественно-творческой деятельности.

4. На основе модели была разработана и апробирована программа развития самопознания младших школьников в художественно-творче? с^кои деятельности, включающая следующие этапы: «Творческое самовоспризП’ие» (самонаблюдение в художественной деятельности), 2) «Осознание себя с помощью искусства» (формирование рефлексивной позиции в художественен0″ творческой деятельности), 3) «Мои творческие способности» (формирование осознанного отношения к себе), 4) «Творческое самопознание» (целосгтное развитие самопознания). Проведённая опытно-экспериментальная ра€>ота подтвердила эффективность программы внедрения представленной модели.

Заключение

.

Младший школьный возрастпериод роста социального «Я» ребёнка, время формирования интеллектуальной рефлексии. В настоящее время важным является важным сохранение и укрепление способности детей думать, рефлексировать, осмысливать происходящее, время предъявляет к детям высокие требования для их социализации. Начальная школа-время формирования основ для самопознания1 человека в жизни, становления образа «Я» и образа мира у младшего школьника. Именно поэтому формирование способности к самопознанию у детей является важным компонентом их воспитания и развития в начальной школе.

Самопознание происходит в двух направлениях: осознание себя и осознание мира. Каждое из этих направлений включает три компонента. Познавательный компонент самопознанияосознание, описание ребёнком своих переживаний, свойств характера, особенностей поведения, ролевых позиций, личности, её структуры, составляющих, особенностей, а также становление картины мира. Эмоционально-ценностный компонентотношение ребёнка к самому себе и миру (формирование самооценки, самопринятия, самоуважения, отношения к людям, миру, предметному пространству). Поведенческий компонент — это способность к преобразованию себя и мира, творчеству и саморазвитию.

Самопознание формируется на основе развития образа «Я» и образа мира, и, мы полагаем, что именно образное мышление, воображение, художественно-творческий взгляд на мир и самого себя позволит ребёнку полнее и понятнее осознать, кто он, какой он, чем отличается от остальных. Художественно-творческая деятельность детей обладает большим развивающим и воспитательным потенциалом для самопознания в детском возрасте. Именно поэтому важным является создание модели самопознания в художественно-творческой деятельности в условиях начальной школы. В реализацию модели важно вовлечь и самих детей, и педагогов, и психологов.

Наше исследование показало значимость для младших школьников познания себя в художественно-творческой деятельности, если такая деятельность построена на психологических особенностях и возможностях ребёнка, адекватная его природе и культуре, в которой он воспитывается.

Организация самопознания на основе художественно-творческой деятельности в начальной школе предполагает соединение воспитательного, культурного и развивающего аспекта творчества. Воспитание собственной позиции в жизни, ответственности, нравственности является неотъемлемым компонентом формирования образа «Я» школьника. Развитие культуры личности включает развитие интереса к творчеству, искусству, собственной и другим культурам, мотивации на создание нового, творческое самоизменение. Развивающий аспект охватывает психологическое формирование адекватной самооценки учащегося, его представления о себе.

Самопознание младшего школьника происходит с помощью различных видов художественно-творческой деятельности (изобразительная деятельность, лепка, декоративно-прикладные искусства, коллажи и аппликации, мини-инсталляции, танцевальную и хореографическую деятельность, работа с куклами и игровые элементы художественного творчества, литературная и театральная деятельность). Самовыражаясь в творчестве, младший школьник «присваивает» осознанные им в ходе деятельности представления о мире, о других людях и себе, находит свою «нишу», свою роль в жизни, своё «Я». Находясь в процессе творческого самопознания, школьник воспринимает себя как индивидуальность, постепенно понимая, чем он отличается от других, и, стремясь самоутвердиться, самовыразиться.

Мы выявили и описали особенности проведения диагностики и самой развивающей программы самим педагогом. Педагог может выявить у младших школьников следующие уровни самопознания-начальный, рефлексивный, креативныйи выстроить собственную педагогическую.

181 деятельность на основе данных нами рекомендаций. В ходе проведённого исследования было выявлено, что целенаправленное создание педагогом в условиях начальной школы модели самопознания в художественно-творческой деятельности позволяет осуществить переход в уровне самопознания: в первых-вторых классахс начального уровня на рефлексивный, в третьем-четвертом-на креативный уровень.

Результатом самопознания является формирование творческого и гармоничного образа «Я» и образа мира. Гармоничность самопознания-характеристика, описывающая неразделимое, целостное, согласованное развитие познавательных, эмоционально-ценностных и поведенческих компонентов как образа «Я», так и образа мира. В процессе художественно-творческой деятельности обеспечивается комплексное воздействие, как на эмоционально-ценностный, так и на познавательный и поведенческий компоненты образа «Я» и образа мира ребёнка. Творческая характеристика самопознания отражает развитие младшего школьника от начального этапа до наиболее развитого-творческого, включающего способности к самоизменению, самовоспитанию, формированию собственных ценностей и творческой деятельности на их основе.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. вузов. -М.: Издательский центр «Академия», 1999.-672 с.
  2. Абульханова-Славская К. А. О путях построения типологии личности.//Психологический журнал. Том 4. № 1,1983. — С. 14−29
  3. B.C. Сущностная характеристика Я концепция. Учебно-методическое пособие. — М.: МГСА РПО, 2001, — 40 с.
  4. Айхингер А, Холл В. Психодрама в детской групповой терапии. М.: Генезис, 2003. -207 с.
  5. Л.Л. Песня-верный друг твой навсегда. // Программы дополнительного художественного образования детей в каникулярное время., -М.: Просвещение, 2008.-208 с.
  6. Ш. А. Школа Жизни.- М.: Издат. дом Шалвы Амонашвили, 1996. 80 с.
  7. .Г. Избранные психологические труды. В 2-х т., М.: Педагогика, 1980, т. 1 -232 е., т.2. -288 с.
  8. С.А., Библер B.C., Кедров Б. М. Анализ развивающегося понятия-М.: Наука, 1967. -439 с.
  9. Е.Ю. Основы психологии субъективной семантики.- М.: Наука, Смысл, 1999. -387 с.
  10. В.Ф. Античная философия. М.: Высшая школа, 1985. — 400 с.
  11. Р. Психосинтез. Изложение принципов и руководство по технике. М. :REFL-book, 1994. — 313 с.
  12. Л.М. Медиаобразование школьника (1−4 классы). Пособие для учителя. -М.: Изд-во ИХО РАО, 2004.-55 с.
  13. A.B. Исследования и статьи. Избранные искусствоведческие труды. М.: Советский художник, 1981.- 349 с.
  14. A.B. Художественное творчество и воспитание. Опытисследования на материале пространственных искусств. М.: Новая1831. Москва, 1925. 240 с.
  15. М.М. Эстетика словесного творчества. / Сост. С. Г. Бочаров. М.: Искусство, 1979. — 424 е., с.7−10
  16. В.Т. К вопросу о нейрофизиологических механизмах чувственного «Я». // Вопросы психологии. 1980. -№ 5.- с. 41−46
  17. O.A. Диагностика развития самосознания в детском возрасте -Спб,: Речь, 2006. 320 с.
  18. А. Творческая эволюция. -М.: Кучково поле, 2006.-384 с. 19.' Бердяев H.A. Самопознание (опыт философской автобиографии). М.: Междунар. отношения, 1990. — 336 с.
  19. H.A. Смысл творчества. -М.": Хранитель, 2007. 668 с.
  20. Р. Развитие Я-концепции*и воспитание. М.: Прогресс, 1986. — 420 с.
  21. Р. Что такое Я-концепция // Психология самосознания: Хрестоматия / под ред. Д. Я. Райгородского. Самара: Бахрах-М, 2003. -С.333−393.
  22. Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте.- М.: Просвещение, 1968.- 464 с.
  23. Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков’Б., Зинченко В. — Спб.: Прайм-Еврознак, 2004. 672 с.
  24. М. Я и Ты. М.: Высш. шк., 1993.- 175 с.
  25. М.Е. Терапия творческим самовыражением. М.: Академический проект, 2006. -432 с.
  26. А. Психическое развитие ребенка. — Спб: Питер, 2001. 224 с. ¦
  27. И.В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку. -М.: Ось-98, 2007. 144 с.
  28. Н. Художественное творчество в детском саду. — М.: Просвещение, 1974. — 175 с.
  29. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. Петровского A.B.184- М.: Просвещение, 1973. 496 с.
  30. М.И., Трофимов A.A. Возвращение к себе, (психология, символ, культура). — М.: Ин-т психологии РАО, 1995., 191 с.
  31. O.A. Музыка и игра в детской психотерапии. — М.: изд-во Ин-та психотерапии, 2004. -560 с.
  32. JI. С. Воображение и творчество в детском возрасте. -СПб: Союз, 1997. 96 с.
  33. Выготский J1. С. Педология подростка, M-JI- Учпедгиз- 1931-. 480 с.
  34. Выготский J1.C. Собр. соч.: в 6 т. М.: Педагогика, 1981−1984
  35. A.B. Экологическая психология: практический курс. М.: изд-во РУДН, 2006. — 116 с.
  36. М.В., Орлова JI.M. Возрастная и педагогическая психология: Учебник. М.: Педагогическое общество России, 1999. — 512 с.
  37. Дж. Три стороны интеллекта// Психология мышления. М.: Прогресс, 1969. — С. 433−456.
  38. E.H. Исследования когнитивной составляющей Я-концепции первоклассников. // Теоретические основы и вариативные технологии позитивной «Я-концепции» Материалы Российской научно-практической конференции.- Рязань, 1999. -128 с.
  39. Ю.А. Психолого-педагогические условия развития творческого самовыражения учащихся и учителей. //Вопросы психологии. 1989. — № 2. -С.57−62.
  40. JI.H. Этногенез и биосфера Земли. Спб.: Кристалл, 2001. — 640 с.
  41. С.К. Педагогическое управление процессом самопознания младших подростков в образовательном пространстве школы: Дис.канд.пед. наук. -М., 2006. 242 с.
  42. Э.И. Путешествие в страну Поэзия. // Программыдополнительного художественного образования детей в каникулярное время.185-М.: Просвещение, 2008. 208 с.
  43. Р. Избранные произведения. — М.: Госполитиздат, 1950. 712 с.
  44. Детская психология: Методические указания./Автор-составитель Р. П. Ефимкина. -Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУД995. 42 с.
  45. У. Личность // Психология самосознания. Хрестоматия. -Самара: Бахрах-М, 2000. 672 с.
  46. И.С. Самопознание как отражение человека в мире.// Журнал сравнительной философии. 2004.-№ 2.- URL: http://paradigma.narod.ru
  47. А.П., Захарова Е. А., Пеня Т. Г. и др. Искусство в жизни детей. Опыт художественных занятий с младшими школьниками: Кн. для учителя.Из опыта работы. -М.: Просвещение, 1991. -128 с.
  48. Е.А. Развивающий экран //Информатика и образование. -1995. -№ 6. с.67−68
  49. Л. Психология детства. М.: ЦТ Л, 1995. — 488с.
  50. Зинкевич-Евстигнеев Т. Д. Основы сказкотерапии. — СПб: Речь, 2006. -170 с.
  51. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии.- СПб: Речь, 1998. 352 с.
  52. A.B. Как стать лучше? Йошкар-Ола: Марийское кн. изд-во, 1991.-111с.
  53. ., Пиаже Ж. Психология ребёнка.-Спб: Питер, 2003. -160 с.
  54. Искусство в жизни детей. Опыт художественных занятий с младшими школьниками. -М.: Просвещение, 1991
  55. Д.Б. Прекрасное пробуждает доброе. М.: Педагогика, 1973.-336 с.
  56. И. Антропология с прагматической точки зрения. — СПб: Наука, 1999. 471с.
  57. М.В. Арт-терапия в практической психологии и социальной работе. Спб: Речь, 2007.- 336 с
  58. Коменский Я.-А. Великая дидактика / Избр.пед.соч. Т.1. — М.: Учпедгиз, 1982с.-С.242−476.
  59. Кон И.С. В поисках себя. М.: Политиздат, 1978. -335 с.
  60. Кон И. С. Категория «Я» в психологии.//Психологический журнал. -1981. -№ 3 с. 25−38
  61. Кон И. С. Открытие «Я».- М.: Политиздат, 1978. 367 с.
  62. Ф.Д. К вопросу о природе и сущности эстетического отношения. Дисс. канд. филос. наук. М., 1987 — 201 с.
  63. М.В., Забровская О. В. Формирование образа «Я-будущий школьник» у детей 5−7 лет.// Начальная школа плюс: до и после. -2007. -№ 5. С.16−19
  64. Е.И. Создание эстетико-педагогических ситуаций на уроках изобразительного" искусства в младших и средних классах. // Эстетический опыт личности как условие освоения культуры в образовательном процессе школы и вуза.- М.: ИХО РАО, 2003.-206 с.
  65. Я. Педагогическое наследие. М.: Педагогика, 1991. — 272с.
  66. Е.Д. Музыка 1−4 классы: Методическое пособие / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. М.: Просвещение, 2004. — 207 с.
  67. А.И. Как заниматься самовоспитанием. -Минск: Высшая школа, 1991.-287с.,
  68. В.А. Психология обучения и воспитания школьников.- М., Просвещение, 1976. -303 с.
  69. Ч. Социальная самость // Американская социологическая мысль:
  70. Тексты / Под ред. В. И. Добренькова. М.: Изд. Международного ун-та
  71. Бизнеса и Управления, 1994. -С. 316−329.187
  72. Г. В. Изобразительное творчество детей. М.:1. Просвщещение, 1965. 290 с.
  73. Н. С Умственные способности и возраст. М.: Педагогика, 1971. -279 с.
  74. Г. Психодрама: Теория и практика. Классическая психодрама Я. Л. Морено. -М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994. — 352 с.
  75. А.Н. Деятельность, сознание, личность. -М: Academia, 2004.-352с.
  76. Л. Я. О нравственной жизни школьника. М. :3нание, 1978.- 48 с. '
  77. В.В. Продуктивное1 воображение: философско-педагогический аспект проблемы. Дисс.канд.филос.наук. Киев, 1991.-214 с.
  78. Т. Самосознание. -Спб: Образование, 1903. 72 с.
  79. М.И. Проблемы онтогенеза общения. М.:Педагогика, 1986. — 143 с.
  80. Лосев А1Ф. Знак, символ, миф. (Труды по языкознанию). М.: МГУ, 1981.
  81. И.А. Художественный образ как обобщение (интеграция продуктивной и познавательной деятельности дошкольников). // Педагогика' искусства. № 3. -2008. — URL: http://www.art-education.ru/AE-magazine/new-magazine-3−2008.htm
  82. В.И. Организация воспитания младших школьников.-М.: Просвещение, 2003'. -256 с.
  83. В.Г. Грани духовности личности в философии В.С.Соловьёва. // Минувшее и непреходящее в жизни и творчестве B.C. Соловьёва. Материалы международной конференции, выпуск 32. СПб, 2003. — С.46−52
  84. М.К. Картезианские размышления. М.: Прогресс, 1993.-350 с.
  85. В.Г. Основы самопознания и саморазвития. -М.: Академия, 2002. -256 с.
  86. В.Г., Ситаров В. А. Развитие самосознания и проблема формирования социально активной личности. М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1987. — 91с.
  87. Л.Д. Цветной мир. Групповая арт-терапевтическая работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.- М: Генезис, 2007. -143 с.
  88. Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека- в новых социально-экономических условиях //Вопросы психологии. -1997.- № 4ч
  89. А.Я. Театр в эстетическом воспитании" младших школьников. -М.: Просвещение, 1975. -128 с.
  90. В. А. Личность школьника и ее воспитание в коллективе. М.: Знание, 1983. — 96 с.
  91. A.B. Социализация человека. М.: Академия, 2006. -304 с.189
  92. A.B. Социальная педагогика: Учебник для студентов вузов. -М.: Академия, 2007. 224 с.
  93. B.C. Возрастная психология. Феноменология развития.- М.: Академия, 2007.- 640 с.
  94. Научные школы в педагогике искусства. 4.1.// под ред. Савенковой Л. Г. -М.:ИХО РАО, 2008.
  95. .М. Мудрость красоты: о проблемах эстетического воспитания. -М.: Просвещение, 1987. -255 с.
  96. .М. Педагогика искусства. М.: Просвещение, 2007, -255 с.
  97. Л.М. «Театр как вид искусства и его возможности в воспитании школьников», Педагогика искусства. № 1, 2007, URL: http://www.art-education.ru/AE-magazine/new-magazine-l-2007.htm
  98. A.C. Исторически обусловленные модификации образа мира. // Развитие личности. 2003. — № 4.- С. 51−68.
  99. Общая психология. Словарь / Под. ред. A.B. Петровского //Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л. А. Карпенко. Под общ. ред. A.B. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2005. —251 с.
  100. Овсянико-Куликовский Д. Н. Вопросы психологии творчества. Пушкин. Гёте. Чехов. К психологии мысли и творчества. М.: ЛКИ, 2008. -301 с.
  101. А.Ж. Эстетическое отношение к действительности как фактор развития школьников. М.: Наука, 1997. — 105 с.
  102. Д.В. «Я-сам!»(Очерки становления и развития детского «Я»). М.: Знание, 1986. — 96 с.
  103. Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера. М.: Просвщещение, 1987. — 224 с.
  104. , А. Ф. Учить восприятию искусства / А. Ф. Павловский //
  105. Эстетическое воспитание: опыт, проблемы, перспективы: ежегодник
  106. Института художественного образования РАО. — М., 2002.-С. 17−18.190
  107. Педагогика. /Под ред. Ю. К. Бабанского. -М.: Просвещение, 1983. -608 с.
  108. В.И. Психология и педагогика художественного творчества. Учебное пособие для вузов. — М.: Академический Проект, Гаудеамус, 2006. — 490 с.
  109. В.В. Образ мира и психологическое изучение мышления // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. -1984. № 21.- С. 13−21.
  110. Н. И. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1985.-496 с.
  111. К. П. Ученье и учитель: В 2 кн. М.:Синодальная типография, 1901. Кн. 1 ., 61 с.
  112. И.П. Педагогика: 100 вопросов-100 ответов.- М.: Владос, 2004.- 365 с.
  113. Я.А. Психология творчества. -М.: Наука, 1976, -304 с.
  114. A.A. Эстетика и поэтика. М.: Искусство, 1976. -614 с.
  115. Психология детства. Учебник. Под редакцией, А. А. Реана СПб. :Прайм-Еврознак, 2003. — 368 с.
  116. А. Введение в психологию. -Спб.: Провинция, 1904. -368 с.
  117. Раусте фон Фрихт M.JL. Образ «Я» как подструктура личности. // Проблемы психологии личности. — М.: Наука, 1982. -С. 104−111.
  118. A.A., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология. Спб.: Питер, 1999. 416 с.
  119. Революция-Искусство—Дети. Материалы и документы. Из истории эстетического воспитания в советской школе 1917—1923 г. В 2 тт. /Сост., предисловие и примечания Н. П. Старосельцевой — М.: Просвещение, 1966. -240 с.1У1
  120. G. H. Влияние самопонимания на динамику развития самостоятельности младшего школьника в процессе социализации // Мир психологии. -1999. -№ 3.
  121. P.M., Филонов- Г.Н., Волков Г. Н., Печко Л. П. Становление, самосознания личности школьника. Монография. М. :ГосНИИ семьи и воспитания, 2003. — 112 с.
  122. К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. -М.: Прогресс, 1994.-480 с.
  123. С.Л. Основы общей психологии. — Спб.: Питер, 1998. -705 с.
  124. С.Л. Принцип творческой самодеятельности // «Избранные философско-психологические труды». М.: Наука, 1997. С. 433−439.
  125. Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология: Учеб. пособие. Л.: ЛГУ, 1990. — 339 с.
  126. Л.Г., Сухова Т. И., Юсов Б. П. Живой мир искусства. Программа полихудожественного развития для школьников 1 4- кл., — М.: Раменское: Б.и., 1998. — 40 с.
  127. Саинова Л: А., Джадрина М. Ж., Байжасарова Г. З., Калачева И. В., Кудышева Б. К., Ким В.II. Сборник программ по самопознанию для организаций среднего образования. -Алматы, ННПООЦ «Бобек», Институт гармоничного развития человека, 2010.- 256 с.
  128. , Н.П. Рисование в дошкольном детстве. М.: Просвещение, 1965. — 158 с.
  129. Сарджвеладзе Н.И.. Личность и её взаимодействие с социальной средой. -Тбилиси: Мецниереба, 1989, 206 с.
  130. Сац Н. И. Дети приходят в театр. —М: Искусство, 1961. 312 с.
  131. Н.Я. Детский рисунок. //Школьный психолог. -2003. -№ 35. -С.9−13
  132. СкуратГ.Г. Детский психологический театр. Спб.: Речь, 2007. -144 с. ,
  133. Л. С. Дети с аффективным поведением. М.: Просвещение, 1996.
  134. В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ: высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин,. И. Ф. Исаев, Е. П. Шиянов- Под ред. В. А. Сластенина. М.: Академия, 2002. — 576 с. • • '
  135. С.Д. 11сихология образа: проблемы активности психического отражения. -М.: МГУ, 1985. -231 с.. .
  136. Л.Н. Введение в психологию индивидуальности- Теория и практика психодиагностики. М.: Институт прикладной психологии, 1998: —
  137. В. В., Философия Спинозы и современность, М., МГУ, 1964. — 78с., ,: .-.''¦¦¦ ¦" ¦ - -, ' /V' 'чАУ'А ¦ «' ' • .
  138. Сорокоумова Е.А.. Развитие самопознания в процессе учебной деятельности в начальнойотколе-,// Наука шшкола- -2005: № 3. — с 8−13.
  139. А. Г. Сознание и самосознание. М.: Политиздат, 1972. — 269-с.
  140. В.В. Самосознание личности. М.: МГУ, 1983. — 284 с.149: СухрмлинскийВ: А. Избранные произведения. В 5: т. К.: Рад. Школа- 1979- 1980. ' у. '
  141. В. А. Этюды о коммунистическом воспитании .// Народное образование. 1967. — № 2. — С. 43
  142. И.О. Арт-терапия в работе с детьми из неблагополучных семей. -Спб.: Речь, 2008.- 112 с.
  143. H. Ф. Педагогическая психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 1998. — 288 с.
  144. Толстой, JL Н. Верьте себе: (обращение к юношеству) / Лев Толстой // Студенчество: Диалоги о воспитании. 2004. — N 4. — С. 16−17.I
  145. А.Н. Школа самоопределения: первый шаг: в 2-х ч. М.: Новая школа, 1991. -Ч. 1.- 476 с.
  146. В.О., Школяр Л. В., Школяр В. А. Программа и учебно-методические комплекты «Музыкальное искусство для 1−4 классов». —М.: Вентана -Граф, 2001.
  147. К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии // Педагогические сочинения в 6 т.: Т.5. — М., 1990.-526 с.
  148. Д.И. Особенности развития деятельности ребенка в онтогенезе // Вопросы психологии. 1981.- № 6. — с.36−46.
  149. Л.Б. Воспитание сказкой. Харьков: Фолио, 2007. — 464 с.
  150. И.Г. Избр. соч. М., 1916. Т. 1. С. 96, 447−456
  151. Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста. М.: Учпедгиз, 1956. -211 с.
  152. Г. Ю. Искусство кино и отечественная культура. // «Программы дополнительного художественного образования детей».- М.: Просвещение, 2005.-240 с.
  153. Фрейд 3. Будущее одной иллюзии // Сумерки богов. С. 103. -М.:, Политиздат, 1990. -398 с.
  154. А. Психология «Я» и защитные механизмы личности. М.6 Педагогика, 1993. -144 с.1
  155. Фрейд 3. «Я» и «ОНО». Тбилиси: Мерани, 1991. — Т. 1,2
  156. С.С. Социология: Учебник. М.: Наука, 1994. — 256 с.
  157. Фузейникова И.Н.Театрально-педагогические технологии как средство социокультурной адаптации старших подростков. Диссертация. канд. пед. наук: 13.00.02.- М., 2007.- 222 с.
  158. К. Самоанализ. — М.: Эксмо-пресс, 2007. 206 с.
  159. Г. А., Мастеров Б. М. Психология саморазвития. М.: Интерпракс, 1995. — 288с.
  160. И.И. Проблема самосознания в психологии. М.: Прогресс, 1997. 143 с.
  161. H.H. Педагогические основы адаптации учащихся к условиям рынка труда в процессе технологического образования: Дис. д-ра пед. наук. -М., 2000.-338 с.
  162. Г. П. Рефлексия и ее проблемы. Автоматизация проектирования и задачи развития проектировочной деятельности. //Разработка и внедрение автоматизированных систем в проектировании (теория и методология). М.: Стройиздат, 1975. С. 131−143
  163. Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989.-С. 255.
  164. Д. Б. Психология обучения младшего школьника. М.: Знание, 1974. -64 с.
  165. Э. Детство и общество. -Спб.: ACT, 1996 416 с.
  166. Юнг К. Архетип и символ. -М.: Ренессанс, 1991. 265 с.
  167. Юнг К. Г. Об отношении аналитической психологии к поэтико-художественному творчеству//Архетип и символ. -М., 1991. -304 с. С.282−285.
  168. Якимов И. А. Творческое чтение: пособие для учителей начальных классов и воспитателей дошкольных учреждений. М.: Русское слово, 2009. — 144с.
  169. Bowlby J. Attachment and loss. V. 1−3. N. Y.: Basic, 1969. 356 p.
  170. Busson E., Perichon D. Le cinema dans la classe de francais: se former et enseigner.- Paris: Didactique, 1998.-256 p.
  171. Meirieu M. Se (re)connaitre par le theatre. Lyon, 1996. -156 p.
  172. Neumayer O., Neumayer M. Pratiquer le dialoge arts plastiques-ecriture. Quinze ateliers de creatio pour l’Education Nouvelle. Lyon, 2005, 252 p.
Заполнить форму текущей работой