Решение множества сложнейших педагогических задач, стоящих перед учителем начальной школы и определяющих успешность или неуспешность учащихся на следующих этапах обучения, требует особого внимания к его профессиональной подготовке. Во многих странах мира на подготовку учителя начальной школы расходуется больше времени, чем на подготовку других учителей. Половину учебного времени занимает практика в лучших школах, у опытных педагогов. Действия учителя относительно учащихся жестко регламентируются моральными, административными и уголовными нормами. При приеме на работу учитель проходит многочисленные тестирования и опросы, прежде чем с ним заключат трудовое соглашение. К нему предъявляются серьезные требования при аттестации. Но учитель начальных классов за многофункциональность и ответственность за саморазвитие учащихся получает более высокую зарплату.
Чтобы повысить качества работы учителя начальной школы, в разных странах отыскивают разные способы оказания ему помощи в решении ответственных педагогических задач. Так, в ряде стран обеспечивают узкую специализацию учителя начальных классов: он работает с учащимися одного возраста — только первого, второго, третьего, или четвертого класса. Освоение дифференцированных технологий обучения повышает профессиональное мастерство учителя, улучшает качество обучения, образования и саморазвития учащихся. В некоторых странах дифференцируются преподаваемые учителем начальной школы дисциплины, например, один учитель изучает с учащимися первого—четвертого классов математику, другой — русский язык. Узкая специализация помогает учесть предпочтения учителя, повысить качество его работы. Есть положительный опыт введения предметного обучения учащихся с первого класса. В ряде стран вводится должность помощника учителя начальных классов, который решает технические задачи и обеспечивает режимные моменты. Все это имеют целью сузить спектр обязанностей учителя и повысить его технологичность.
Если нагрузка учителя начальной школы не регламентируется, то не обеспечивается его специализация, а его объемные обязанности дополняются работой в группе продленного дня; он реализует стоящие перед ним задачи лишь на 20—30%, что изначально определяет недостаточный уровень подготовки учащихся к обучению в основной школе.