Формирование культуры труда младших школьников: На примере уроков трудового обучения
![Диссертация: Формирование культуры труда младших школьников: На примере уроков трудового обучения](https://westud.ru/work/3497231/cover.png)
Диссертация
На первом этапе (1994;96 гг.) — аналитико-диагностическом проводилось исследование проблемы формирования культуры труда в теории и практике педагогики. С этой целью изучалась и анализировалась философская, психолого-педагогическая и методическая литература, диссертационные исследования, изучался опыт работы учителей начальных классов по проблеме формирования культуры труда у младших школьниковбыл… Читать ещё >
Содержание
- ВВЕДЕНИЕ
- ГЛАВА I. ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ТРУДА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
- 1. 1. Проблема культуры труда в социально-философских и психол ого-педагогических исследованиях
- 1. 2. Состояние проблемы формирования у младших школьников культуры труда в современной педагогике
- 1. 3. Педагогические условия эффективного функционирования модели формирования культуры труда младших школьников
- Выводы по первой главе
- ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КУЛЬТУРЫ ТРУДА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
- 2. 1. Цели и задачи опытно-экспериментальной работы
- 2. 2. Реализация модели формирования культуры труда младших школьников
- 2. 3. Оценка и анализ результатов опытно-экспериментальной работы
- Выводы по второй главе
Список литературы
- Адаскин Б.И. Воспитание культуры труда в процессе производственного обучения. — М.: Высшая школа. — 1976.-127с.
- Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. -М.: Наука. 1980.-335с.
- Ананьев Б.Г. Развитие детей в процессе начального обучения и воспитания. В кн.: Проблемы обучения и воспитания в начальной школе. М.: Просвещение, — 1960.-c.3−28.
- Андрианов П.Н. Развитие технического творчества в трудовом обучении учащихся общеобразовательной школы. Автореф. дисс. докт. пед. наук. М.-1985.-31с.
- Аникеева Н.П. Деятельность школьника в условиях игровых ситуаций // Деятельность, общение, игра в развитии коллектива и формировании личности школьника: Материалы науч.-практич.конф. 19−22 октября, 1981 г. Липецк. М. -1983.-С.82−84.
- Анисимов С.А. Культура труда современного рабочего. М.: Профиздат, 1985.- 80с.
- Антропова Л.И. Социальные проблемы самореализации личности. Дисс. канд. фил. наук. Ростов н/Д. -1960.-183с.
- Атутов П.Р. Вопросы совершенствования логики дидактических исследований." Советская педагогика.- 1978.-№ 8.-с.44−52
- Атутов П.Р. Политехническое образование школьников: сближение общеобразовательной и профессиональной школы. М.: Педагогика, — 1986.-175с.
- Атутов П.Р., Бабкин Н. И., Васильев Ю. К. Связь трудового обучения сосновами наук.М.: Просвещение, 1983.-128с.
- Атутов П.Р., Поляков В. А. Формировать у молодежи трудовой образ жизни //Сов.пед. 1989.-№ З.-с.З-Ю.
- Бабанский Ю.К. О совершенствовании методов, форм и средств обучения в свете требований реформы школы: (Метод.рекомендации).- М., 1985.-68с.
- Бабанский Ю.К. Проблема повышения эффективности педагогических исследований: Дидактический аспект. М.: Педагогика. — 1982.-192с.
- Балин М.К. Преемственность в обучении сельскохозяйственной технике в средних старших классах сельской школы: Дис. .к.п.н.- М.: 1974.-154с.
- Баллер Э.А., Косолапое С., Что такое культура.- М.: Московский рабочий, 1964.-142с.
- Батышев С.Я. Трудовая подготовка школьников: Вопросы теории и методики. М.: Педагогика. — 1981. — 192с.
- Бахир В.К. Формирование интереса к труду людей у младших школьников в учебной и внеучебной деятельности. Автореф. дисс. .канд.пед.наук. -М.- 1980.-21с.
- Беновицкий Б.В. Культура труда в системе трудовой деятельности /социально-философский аспект/. Дисс. канд.фил.наук. -Иркутск. 1985.-162с.
- Бешенков А.К. Организация общественно полезного, производительного труда младших школьников. М.: АПН СССР. — 1986.-75с.
- Блонский П.П. Азбука труда. М.: Работник просвещения. -1922.-48с.
- Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические соч.: В 2-х т. Т.1. — М.: Педагогика. — 1979.-304с.
- Богданова О.С., Петрова В. И. Методика воспитательной работы в начальных классах: Пособие для учителей. 3-е изд., дораб. -М.: Просвещение. — 1986.-207с.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте: Психологическое исследование. М.: Просвещение. — 1968.-464с.
- Бондарева H.H. Игровой.тренинг на уроках труда в начальной школе: Методические рекомендации. М.: ИПСМ РАО. — 1993.-29с.
- Бондарева H.H. Культура труда как предпосылка успешной самореализации личности //Учащаяся молодежь и рынок /материалы международной научно-практической конференции в г. Бресте 27−29 октября, 1992. М. -1992.-C.80−81.
- Бондарева H.H. Особенности формирования культуры труда у детей младшего школьного возраста //Новые технологии обучения, диагностики и саморазвития творческой личности /материалы научно-практической конференции в г. Казани, 1993.-3 с.
- Боркова Т.Н. О формировании у школьников организованности в тру-де//Вопросы психологии обучения труда /Под ред. Смирнова A.A./ М.: Изд. АПН РСФСР. 1962.-227 с.
- Ботвинников А.Д., Ломов В. Ф. Научные основы формирования графических знаний, умений и навыков.- М.: Педагогика, 1979
- Бэкон Ф. Сочинения: В 2-х т.- М.: «Мысль"-1977
- Варнакова Е.Д. Актуальность научно-педагогической разработки проблемы „НОТ учащихся“ в свете решений XXV съезда КПСС.- В кн.: Обучение основам НОТ как средство трудового воспитания учащихся. М., 1976.-с.39−43
- Варнакова Е.Д. НОТ и методические требования к руководству воспитанием культуры труда. Научно-методический сборник. -Вып.20. Ленинград. -1970.
- Варнакова Е.Д. Социально-педагогическое значение научно-экспериментального опыта обучения учащихся основам НОТ.- В кн.: Обучение основам НОТ как средство трудового воспитания учащихся. М., 1976,-с.4−9
- Васильева О.Н., Леонова Л. А. Особенности выработки точностных движений у детей семи лет //Новые исследования по возрастной физиологии. -1980.-№ 1.-с. 101−105.
- Возрастные возможности усвоения знаний /младший школьный возраст/. Под ред. Эльконина Д. Б., Давыдова В. В. М.: Просвещение.-1966.-442с.
- Воловиченко А.И. Формирование организационных умений у учащихся 4−8 классов на основе научной организации трудового обучения. Автореф. дисс. .канд.пед.наук. Киев. — 1979.-26с.
- Вольтер Ф.М. Избранные сочинения.- М.: РИПОЛ классик, 1997.-847с.
- Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников. Под ред. Эльконина Д. Б., Давыдова В. В. М.: Изд. АПН РСФСР. -1962.-287с.
- Воронова Н.И. Самодисциплина работника основа социалистической культуры труда. — Красноярск. — 1976.-159 с.
- Выгонов В.В. Практикум по трудовому обучению.- М., 1999
- Выготский Л.С. Собр.соч. в 6-ти т. Т.4. — М.: Педагогика, 1982.-433 с.
- Гагарина С.Ф. Формирование ответственного отношения к труду у младших школьников. Автореф. дисс. .канд. пед. наук. -Минск. 1988.-17 с.
- Галагузова М.А., Игошев Б. М. и др. ЭВТ: знакомимся, делаем, играем.-М., 1989.
- Гальперин П.Я. Введение в психологию.- М.: Изд-во моск. ун-та, 1976.-159с.
- Гальперин П.Я. Исследование мышления в советской психологии.- М., 1996.-249с.
- Гастев А.К. Как надо работать. Практическое введение в науку организации труда. 2-ое изд. М.: Экономика. — 1972.-479с.
- Геронимус Т.М. Урок труда. Я все умею сам. Учебно-методический комплект по трудовому обучению для учащихся 1−4 классов четырехлетней начальной школы.- М., 1998
- Гершунский Б.С. Программирование содержания обучения в техникумах.- М.: Высшая школа, 1980.-143с.
- Гилев A.A. Культура труда на производстве. Воронеж. — 1964.- 93с.
- Голяева Л.А. Формирование элементов графической грамоты у учащихся на уроках труда в начальных классах. Дисс. .канд. пед. наук. М. — 1986.-158с.
- Гранач JI.B. Воспитательные функции дидактической игры в начальной школе. Автореф. дисс. .канд.пед.наук. М. -1989.-16с.
- Грейсон Д., Делла К. О. Американский менеджмент на пороге 21 века -М.: Экономика. 1991.-319с.
- Давыдов В.В. Виды обобщения и обучения.- М., 1972
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения.- М.: Педагогика, 1986.-239с.
- Давыдов В.В., Андронов В. П. Психологические вопросы происхождения идеальных действий /Вопросы психологии, 1979.-№ 5-с.32−33
- Демина JIM. По законам красоты: Эстетика труда. Книга для учащихся старших классов. М.: Просвещение. 1990.-207с.
- Дифференцированный подход в трудовом воспитании учащихся. Методические рекомендации. М. — АПН СССР, НИИ ТО и ПО под ред. Шуркиной А. Я. — 1985.-93 с.
- Дмитриев А.Е. Теория и практика формирования умений и навыков в системе начального обучения. Автореф. дисс. .д-ра пед. наук. М. — 1979.-27 с.
- Дуранов И.М., Дуранов М. Е., Жернов В. И., Лешер О. В. Педагогика воспитания и развития личности учащихся.- Магнитогорск, 1996.-315с.
- Единство обучения и воспитания в процессе трудовой подготовки молодежи. Под ред. Варнаковой Е. Д. Калуга. — 1972.-258с.
- Ермоленко В.Д. Психологические особенности развития ценностных ориентации детей в периоды перехода в младший школьный и подростковый возраста. Автореф. дисс. .канд. пед. наук. М. -1984.-27с.
- Жданова P.A. Формирование мотивации учения у младших школьников. Автореф. дисс. .канд. пед. наук. Ростов н/Д. — 1971−16с.
- Жуков В.К. Культура труда: социологический анализ. Автореф. дисс. .канд. фил. наук. J1. — 1985.-18с.
- Журавель C.B. Формирование у старшеклассников культуры сельскохозяйственного труда в процессе опытнической работы. Авт. диссертации к.п.н. -К.:1983.-с.11−12
- Журавлев М.Р. За высокую культуру производства.- М.:Экономиздат, 1963.-91С.
- Журкина А .Я. Трудовое воспитание школьников во внеучебной деятельности. Автореф. дисс. .д-ра пед. наук. М.-1988,-36с.
- Закон об образовании РФ. Москва: МП „Новая школа“, 1992.-57с.
- Занков Л.В. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика. 1990.424 с. Запорожец A.B. Избранные психологические труды. — М.: Педагогика. — 1986.-T.I-316с.-Т.2−296с.
- Зарецкая И.И. Культура поведения как проявление нравственного совершенства человека.- М.: Знание. 1981.-49с.
- Зарецкая И.И. Педагогические основы воспитания трудовой культуры учащихся. Автореф. дисс. .д-ра пед. наук. М.-1991.-37с.
- Зельдис И.В. К вопросу НОТ в школьных мастерских //Школа и производство. 1971.-№ 9.-С.28−34.
- Зембицкий Д.М. Формирование у старшеклассников культуры труда в условиях межшкольных учебно-производственных комбинатов (на примере трудовой подготовки по металлообработке): Автореф.дис. .к.п.н., — М., 1980.-25с.
- Зинченко В.П. Образ и деятельность.- М.: Изд-во Инст.практ.псих.- Воронеж: НПО „МОДЭК“, 1997.-608с.
- Зинченко В.П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся.- М.: ТОО „Три-вола“, 1994.-ЗЗЗс.
- Иванова В.Н. НОТ младших школьников. В кн.: Вопросы совершенствования организации педагогического труда. Пятигорск. 1976.- с. 102−109.
- Иващенко Ф.И. Труд и развитие личности школьника: Книга для учителя. М.: Просвещение. — 1987.-92с.
- Иголкина Е.И. Виды контроля знаний, умений и навыков по трудовому обучению. // Материалы региональной конференции.- Челябинск., ЧГПИ, 1994.-С.90−92
- Иголкина Е.И. К вопросу о преемственности занятий по художественному труду в системе „детский сад-школа“. //Тезисы докладов международной научно-практической конференции 23−24 мая 1996 г.- Смоленск, СО-ИУУ.- 1996.-С.75−76
- Иголкина Е.И. О модели познавательной деятельности учащихся.// Сборник научных трудов преподавателей и сотрудников РИПОДО по результатам научной работы 1999 года.- Челябинск, ЧГПУ, 1999-С.30−31
- Иголкина Е.И. О проблеме формирования у учащихся культуры художественного труда.// Сборник научных статей преподавателей и студентов факультета подготовки учителей начальных классов. Выпуск 2.- Челябинск, ЧГПУ, 1996-с. 119−122
- Иголкина Е.И., Куланина Н. Д., Худяков В. Н. К вопросу использования основных принципов системного подхода к некоторым проблемам педагогики.// Вестник ЧГПУ. Серия 9: Экология человека и среды обитания .- Челябинск, ЧГПУ, 2000.- с.24−25
- Иголкина Е.И., Худяков В. Н. Работа над словом и символикой при обучении учащихся.//Вестник ЧГПУ. Серия 9: Экология человека и среды обитания.- Челябинск, ЧГПУ, 2000.- с.8−15
- Ильенков Э.В. Об идолах и идеалах. М.: Политиздат. — 1969.-369с.
- Кабанова-Меллер E.H. Формирование приемов умственной деятельно• сти и умственное развитие учащихся. М.: Просвещение. -1968.-288с.
- Каган М.С. Человеческая деятельность: опыт системного анализа, — М.: Мысль. 1974.-328с.
- Калинина Г. П. Эстетическое воспитание младших школьников на уроках трудового обучения средствами художественного конструирования. Ав-тореф. дисс. .канд. пед. наук. Свердловск. -1984.-17с.
- Коменский Я.А. О культуре природных дарований.- Избранные пе-9 даг.соч., 1955.-С.449−478
- Келле В.Ж., Ковальзон М. Я. Теория и история.- М.: Политиздат, 1981.-288с.
- Керженцев П.М. Организуй самого себя. 5-е пересмотр, изд. М. Д.: Молодая гвардия. — 1927.-123 с.• 93. Коган JI.H. Всестороннее развитие личности и культура. М.: Знание. -1981.-63с.
- Козловский Ю.С. Производственная культура и эстетика. М. -1969.• Юс.
- Колисниченко И.И. Педагогические основы трудового обучения учащихся подготовительного класса общеобразовательной школы. Автореф. дисс. .канд. пед. наук. М. — 1984.-15с.
- Колодина Л.М. Умения и навыки определяющие элементы культуры учебного труда младших школьников //Формирование у младших школьников теоретических знаний, умений и навыков. — Тамбов.: Изд.ТГПИ. — 1977.с.12−21.
- Коменских Т.Н. Трудовое воспитание младших школьников в игровой деятельности. Автореф. дисс. .канд. пед. наук. М. -1986.-17с.
- Конаржевский Ю.А. Что нужно знать директору школы о системах в системном подходе: Учеб.пособие.- Челябинск: ЧГПИ, 1986.-133с.
- Конституция Российской федерации.- М.: „Новая школа“, 1995.-64с.
- Концепция трудовой подготовки подрастающего поколения и учащейся молодежи в системе непрерывного образования: Тезисы ВНИК /Под рук. Полякова В. А. М.: НИИ ТО и ПО. — 1989.-61с.
- Конышева Н.М. Методика трудового обучения младших школьников. Основы дизайнобразования.- М.: Академа, 1999
- Коробицина Т.Д. Техническая эстетика и культура производства. Алма-Ата. 1979.-138 с.
- Кравченко В.И. Культура труда как фактор формирования личности в условиях развитого социализма. Дисс. .канд. фил. наук. -Минск. 1983.-165 с.
- Краткий словарь по социологии. Под общей ред. Гвишианй Д. М., Лапина Н. И. М.: Политиздат. — 1988.-е. 133.
- Крупская Н.К. Трудовое воспитание и политехническое образование. Педагогические сочинения: в 10-ти т. М.: Изд. АПН РСФСР, 1959.-Т.4−630с.
- Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников: Кн. для учителей. М.: Просвещение, 1976.-302с.
- Кузнецов В.П., Рожнёв Я. А. Методика трудового обучения с практикумом в учебных мастерских.- М., 1981
- Культура труда, быта и человеческих отношений. Под ред. Злотникова P.A.-4.1.-Уфа. 1980.-177 с.
- Куцанов В.Е. Обучение школьников планированию технического труда.-Минск: Нар. асвета, 1978
- Лазарев E.H. Краткий словарь по технической эстетике. М.:1968.-38с.
- Лапин Ю.С. Культура производства и техническая эстетика. М.: Знание, 1967.-30с.
- Леонович И.И. Критерии качества учебно-воспитательного процесса. -Минск: Вышейшая школа, 1979.-148с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат. -1975т-304с.
- Лернер И.Я. Болевые точки процесса обучения // Советская педагогика.-1991.-184с.
- Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения.- М.: Педагогика, 1981.-184с.
- Лернер И.Я. Дидактические основы формирования познавательной самостоятельности учащихся при изучении гуманитарных дисциплин. Авто-реф. дисс. .док-pa пед. наук. М. — 1971.-38 с.
- Лисовая C.B. Формирование культуры труда учащихся 5−7 классов в процессе учебной трудовой деятельности. Автореф. дисс. канд. пед. наук. -Киев. 1992.-18 с.
- Лиферов Л.А. Система трудовой политехнической подготовки учащихся 8-летней школы на занятиях в учебных мастерских. Автореф. дисс. .канд. пед. наук. М. — 1965.-15с.
- Локк Д. Сочинения: В 3-х т.- М.: „Мысль“, -1985
- Лошкарева H.A. Формирование системы общих учебных умений и навыков школьников. Метод.рек. М.: МГПИ. — 1982.-88 с.
- Лукьянченко Т.Н. Труд как средство формирования познавательной активности младших школьников. Автореф. дисс. .канд. пед. наук. М. -1990.-17C.
- Лутцева Е.А. Педагогические основы взаимосвязи урочной и внеурочной трудовой деятельности младших школьников. Автореф. дисс. .канд. пед. наук. 1985.-16с.
- Люблинская A.A. Учителю о психологии младшего школьника: Пособиеф 196для учителя. М.: Просвещение. — 1977.-224с.
- Любомирский JI.E. О критических, сензитивных и ускоренных периодах• развития моторики у школьников //Новые исследования по возрастной физиологии. 1987.-№ 1.-е.54−56.
- Мазур П.И. О формировании у младших школьников навыков рациональной организации труда //Обучение основам НОТ как средство трудового воспитания учащихся. М.: Просвещение. — 1976.-е. 13−16.
- Макаренко A.C. Педагогические соч. в 8-ми т. М.: Педагогика. — 1984.-Т.4−399с.ф
- Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука.- М.: Мысль, 1983 .-284с.1128. Маркова А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте:• Пособие для учителя. М.: Просвещение. — 1983.-96с.
- Матушкин С.Е. Теоретические основы формирования культуры техгнического труда у учащихся 8-летней школы. Автореф. дисс. .д-ра пед. на-ук.-М. 1971.-32с.
- Махмутов М.И. Проблемное обучение.- М., 1975
- Менжуев В.М. Культура и история.-М.: Политиздат, 1977.-199с.
- Менчинская H.A. Проблема учения и умственное развитие школьника.-т М.: Педагогика, 1989.-218с.
- Методика изучения и оценки эффективности трудовой подготовкишкольников в условиях рыночной экономики /для опытно• экспериментальной проверки/ Под ред. Сасовой И. А., Зарецкой И. И. -М.: НИИ ТО и ПО АПН СССР-153 с.
- Методика трудового обучения и общетехнических дисциплин. // Под, ред. Тхоржевского Д.А.- 2-е изд. дораб. и допол.- М.: Просвещение, 1982.* 286с.
- Методы научно-педагогического исследования. Под ред. Бабанского Ю. К., Ильина B.C. Ростов н/Д. — 1972.-168с.
- Милерян Е.А. Общетрудовые политехнические умения и их формирование у учащихся.- К.: Знание, 1970.-47с.
- Милерян Е.А. Психология формирования общетрудовых политехнических умений.- М.:Педагогика, 1973.-299с.
- Минскин Е.М. От игры к знаниям: Пособие для учителя. М.: Просвещение. — 1980.-192с.
- Мирошниченко В.А. Социальное становление личности в трудовом коллективе. Омск. Зап.-Сиб. кн. изд. 1973.-280с.
- Мышление: процесс, деятельность, общение./ Под ред. A.B. Брушлин-ского и др.- М.: Наука, 1982.-387с.
- Низомов К.Ф. Диалектика процесса развития культуры труда в социалистическом обществе. Автореф. дисс. .канд. фил.наук. Ташкент. 1988.-18с.
- Никитин Б.П. Развивающие игры.- М., 1995
- О развитии графического образования в общеобразовательных учреждениях.// Школа и производство.- 1995.-№ 5.-86с.
- Патрашку Д.Я. Формирование навыков и умений по научной организации труда у учащихся IX-X классов в процессе трудовой подготовки в межшкольных УПК: Автореф.дис.. канд.пед.наук, — М., 1984
- Петрова В.И. Воспитание и развитие нравственного сознания и поведения школьника. Автореф. дисс. д-ра пед. наук. М. -1982.-43с.
- Петрова В.И. Труд школьника как средство нравственного воспитания //Сов.педагогика. 1985.-№ 4.-е. 12−16.
- Печерский М.С. Эстетическое воспитание на уроках труда в III-IV кл.-М.: Просвещение, 1980.-208с.
- Платонов К.К. Вопросы психологии труда.- 2-е изд.доп.- М.: Медицина, 1970.-264с.
- Поляков A.A. Планирование трудового обучения. //Школа и производство.-1986.-№ 9.-с. 17−19
- Поляков В.А., Сасова И. А. Непрерывное экономическое образованиемолодежи//Педагогика. 1994.-№ 4.-С. 19−26.
- Поляков В.А., Ставровский А. Е. Общая методика трудового обучения в старших классах. Изд.2-е, исправленное. -M.: Просвещение, 1980.-110с.
- Полякова Г. Н. Формирование потребности в труде у младших школьников. Автореф. дисс. .канд. пед. наук. М. — 1988.-16 с.
- Пономарева P.A. Формирование у младших школьников обобщенных трудовых умений. Автореф. дисс. .канд.пед.наук. JI. -1967.-16с.
- Попова Г. Н. Учить культуре умственного труда с начальных классов // Народное образование. 1977.-№ 3.-с.82−83.
- Поташник М.М. Инновационные школы России: становление и развитие.- М.: Новая школа, 1996.-320с.
- Проблемы философии культуры. Опыт историко-материалистического анализа.- М.: МЫСЛЬ, 1984.-325с.
- Программы общеобразовательных учреждений /начальные классы 1−3/ М.: Просвещение. 1998.-346с.
- Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1−4) в двух частях. Часть2. М.: Просвещение, 2001
- Психологические основы трудового воспитания школьников. Под ред. Э. А. Фарапоновой. М.: Просвещение. — 1988.-168с.
- Пути повышения качества усвоения знаний в начальных классах. Под ред. Богоявленского Д. Н., Менчинской H.A. М.: АПН РСФСР. — 1962.-280с.
- Раченко И.П. НОТ учителя: Книга для учителя. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение. — 1989.-238с.
- Роль культуры в формировании личности. Под ред. Бабосова Е. М. Минек: Наука и техника. 1980.-192с.
- Российская педагогическая энциклопедия. Под гл.ред. Панова В. Г. М.: Научное издательство „Большая Российская энциклопедия“. — 1993.- 486с.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.- сПб: ЗАО Изд-во"Питер», 1999.-720с.
- Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии.- М., 1976
- Рубинштейн С.Я. О воспитании привычек у детей. М.: АПН СССР. -1980.-488с.
- Русаков Б.А. Вопросы научной организации труда школьников. Авто-реф. дисс. .канд.пед.наук. Новосибирск. — 1973.-26 с.
- Савельева Н.В. Содержание, формы и методы общественно полезного, производительного труда младших школьников. Автореф. дисс. .канд. пед. наук. 1990.-17с.
- Савина М.С. Взаимодействие школы и семьи по подготовке старшеклассников к труду в материальном производстве. Автореф. дисс. .канд. пед. наук. М. — 1985.-16с.
- Селиванов В.И. Воля и ее воспитание. М.: Знание. — 1976. -64 с. //Новое в жизни, науке, технике. Серия «Педагогика и психология», № 8.
- Сергеева Т.Е. Педагогические основы экономического воспитания младших школьников. Автореф. дисс. .канд. пед. наук. М. -1990.-16 с.
- Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики.- М.: Педагогика, 1980.-96с.
- Скаткин М.Н. Функции методических исследований в развитии педагогической науки. /Сов.педаг.- 1976.-№ 10
- Советский энциклопедический словарь. Под общ.ред. Прохорова А. М. -4-е изд., М.: Советская энциклопедия. 1986.-669с.
- Солдатов С.М. Воспитательный характер обучения школьников планированию своего труда /на материалах трудового обучения школьников 4−8 классы/ Автореф. дисс. .канд. пед. наук. -1973.-24с.
- Спирин Л.Ф., Зайцев Е. С. Трудовое воспитание в сельской школе: В помощь классным руководителям сельских школ, -М.: Просвещение, 1979.-223с.
- Ставский П.И. Теоретико-методологические основы построения содержания политехнического обучения в общеобразовательной школе: Автореф.дис. .д-рапед.наук.-М., 1980
- Стародубова Е.А. Формирование умений коллективной деятельности у учащихся начальных классов на уроках трудового обучения. Автореф. дисс. .канд. пед. наук. М. — 1990.-16 с.
- Степанова JI.B. Методические основы использования игровых форм организации деятельности на уроках трудового обучения в начальных классах. Автореф. дисс. .канд. пед. наук. М. -1992.-16 с.
- Стражевская Н.Я. Формирование у школьников расчетно-графических знаний и умений в процессе трудового обучения в V-VIII классах: Автореф. дис. .канд.пед.наук.-М, 1990
- Струманский В.П. Формирование политехнических умений и навыков культуры труда учащихся средних специальных школ. Авт.диссер.к.п.н.- Киев., 1982.-13с.
- Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения в 3-х т.М.: Педагогика. 1979.-Т.1−558с.
- Сухомлинский В.А. Павлышская средняя школа.- М.: Просвещение, 1979.-396С.
- Сухомлинский В.А. Сто советов учителю. К.: Рад., 1988.-304с.
- Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников: Книга для учителя. М.: Просвещение. — 1988.-175с.
- Теоретические основы процесса обучения в советской школе. Под ред. В. В. Краевского, И. Я. Лернера. М.: Педагогика. -1983.-352с.
- Ткачева Т.А. Индивидуальный подход к младшим школьникам в процессе трудовой деятельности. Автореф. дисс. .канд. пед. наук. М. — 1981.16 с.
- Томин H.A. Система трудового воспитания и профессиональной ориентации учащихся общеобразовательной школы. Учебное пособие / Челябинский государственный педагогический институт.- Челябинск: ЧГПИ, 1985.-86с.
- Трудовое воспитание и политехническое обучение. Краткий словарь для учителя. Под ред. М. Н. Скаткина, В. А. Полякова. -М.: Педагогика. 1968.-480с.
- Усова A.B. Формирование учебных умений учащихся. //Советская педагогика, 1982.-№ 1.-с.45−48
- Учащаяся молодежь и рынок. Сборник материалов международной научно-практической конференции в г. Бресте, 27−29 октября 1992. М. — 1992.-256с.
- Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Собр.соч. В 11-ти т. -М. — Л. — 1950.-Т.8-С.228−229.
- Фарапонова Э.А. Вопросы организации обучения труду в начальной школе //Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников. Под ред. В. В. Давыдова, Д. Б. Эльконина. М.: Изд. АПН РСФСР. — 1962.-С.224−230.
- Фельдштейн Д.И. Психологические проблемы общественно-полезной деятельности как условия формирования личности подростка. // Вопросы психологии.-1980.-№ 4
- Философский словарь /Под ред. И. Т. Фролова.- 5-е изд. М.:Политиздат, 1980.-444с.
- Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия. — 1983.-292с.
- Фрейтаг И.П. О трудовом обучении на материале традиционной культуры Русского Севера.-Начальная школа.-2000.-№ 7.-с.31−33
- Ханин Б.М. Формирование культуры труда учащихся на занятиях в школьных мастерских. Дисс. .канд.пед.наук. М. — 1974.-167с.
- Хотунцев Ю.Л. Человек, технологии, окружающая среда.-М.: Устойчивый мир.-2001.-224с.
- Худяков В.Н. Психолого-педагогические и социально-экономические проблемы семейного воспитания младших школьников: Метод.пособие.- Челябинск, 1992.-167с.
- Худяков В.Н. Формирование математической культуры у учащихся профессиональных учебных заведений.- Челябинск: Изд-во ЧГПУ «Факел», 1997.-231с.
- Худяков В.Н., Артебякина О. В. Технология формирования математической культуры и развития речи у детей младшего возраста: Учебно-методическое пособие. Челябинск: издательство ЧГПУ, 1998.-120с.
- Царева С.Е. Проверка решения задачи и формирование самоконтроля учащихся //Начальная школа. 1984.-№ 2.-С.31−35.
- Цейтлин Н.Е., Рожнев Я. А. Наблюдения и опыты на уроках труда в начальной школе: Пособие для учителя. М.: Просвещение. -1980.-128с.
- Чебышева В.В. Психология трудового обучения: Методическое пособие для средних ПТУ. М.: Высшая школа. — 1983.-239с.
- Шадрина И.М. Развитие художественного воображения на уроках художественного труда.-Начальная школа.-2000.-№ 4.-с.84−86
- Шамова Т.И. Активизация учения школьников. М.: Педагогика. -1982.-208с.
- Шацкий С.Т. Изучение жизни и участие в ней /Пед.соч. в 4-х т.- М.:
- Просвещение, 1962.-T.l.-503c.
- Шацкий Т.О. Избр. пед. соч. в 2-х т. T.I. — М.: Педагогика, 1980.-304с.
- Широва А.Н. Воспитание трудолюбия, у первоклассников-шестилеток в процессе учебной и общественно полезной деятельности. Дисс. канд. пед. наук. -М. 1988.-165с.
- Щербак Ф.Н. Профессионально-нравственная культура. М.: Знание. -1985.-64с.
- Эльконин Д.Б. Интеллектуальные возможности младших школьников и содержание обучения //Возрастные возможности усвоения знаний. М.: Просвещение. — 1966.-е. 18−53.
- Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте //Вопросы психологии. 1971.-№ 4.-С.6−20.
- Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Педагогика. — 1978.-304с.
- Якобсон С.Г., Пронина Н. Ф. Организованность и условия ее формирования у младших школьников. М.: Просвещение. — 1967.-175с.
- Ямбург Е.А. Школа для всех: адаптивная модель. Теоретические основы и практическая реализация.- М.: Новая школа, 1997.-352с.
- Edward Ignas. Comparative Educational System. University of Chicago, F.E. Peacock Pubiishers, inc., Itasca, Illinois, 60 143, USA, 1981., 442 p.
- Winkeler R. Differenzierung, Funktionen, Formen und Probleme. -Ravensburg, 1978. 52 s.