Формирование технологической готовности будущих учителей начальных классов на основе межпредметных связей
![Диссертация: Формирование технологической готовности будущих учителей начальных классов на основе межпредметных связей](https://westud.ru/work/3490341/cover.png)
Диссертация
Вместе с тем следует отметить, что рыночная экономика предъявляет свои требования к технологии производства и побуждает использовать современные методы производства, эффективные с технологической точки зрения, вследствие чего актуальным является и определение нового смысла учебной дисциплины «Технология», и ее места среди других дисциплин. Другая не менее важная задача заключается в том, чтобы… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА ОСНОВЕ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ
- 1. 1. Сущность понятия технологической готовности будущих учителей начальных классов в психолого-педагогической литературе
- 1. 2. Модель процесса формирования технологической готовности будущих учителей начальных классов на основе межпредметных связей
- 1. 3. Педагогические условие эффективного функционирования модели процесса формирования технологической готовности будущих учителей начальных классов
- Выводы по первой главе
- ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА ОСНОВЕ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ
- 2. 1. Цель, задачи, методы и этапы опытно- экспериментального исследования
- 2. 2. Содержание и методика реализации модели процесса формирования технологической готовности будущих учителей начальных классов
- 2. 3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы
- Выводы по второй главе
Список литературы
- Акмеологический подход в профессиональной подготовке специалистов на факультете технологии и предпринимательства: Учебные программы психолого-педагогических и акмеологических дисциплин / Научный ред. C.B. Эхов. — СПб: ООО «Береста», 2002. — 210 с.
- Ананьев, Б.Г. Человек как предмет воспитания / Б. Г. Ананьев // Хрестоматия по педагогике / под ред. З. И. Равкина. — М.: Просвещение, 1976.1. С. 171−186.
- Андреев, В.И. Педагогика : учебный курс для творческого саморазвития / В. И. Андреев. — Казань: Центр инновационных технологий, 2000. — 608 с.
- Андреев, В.И. Конкурентология. Учебный курс для творческого саморазвития конкурентоспособности / В. И. Андреев. — Казань: Центр инновационных технологий, 2004. — 468 с.
- Ардаширова, Э.Т. Искусство в процессе формирования личности учителя: автореф. дис. докт.пед.наук. — М.: 1994. — 31 с.
- Ардаширова, Э.Т. Искусство и духовное познание детей / Э. Т. Ардаширова. — М.: Просвещение, 1998. — 70 с.
- Арефьева, С.А. Педагогические условия формирования готовности будущего учителя технологии к организации творческо-конструкторской деятельности учащихся / С. А. Арефьева, И С. Чупряков // Современные проблемы науки и образования. — 2011. — № 6 — 27−36.
- Архангельский, С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы / С. И. Архангельский. — М.: Высшая школа, 1980.368 с.
- Атутов, П.Р. Концепция политехнического образования в современных условиях / П. Р. Атутов // Педагогика. — 1999. — № 2. — С. 17−20.
- Ю.Атутов, П. Р. Политехническая направленность обучения основам наук в общеобразовательной школе / П. Р. Атутов, К. Ш. Ахияров, Р. З. Тагариев.
- М.: Педагогика, 1990. — 287 с. 11 .Атутов, П. Р. Технология как система // Проблемы развития личности в условиях сельской школы: сб. науч. тр. / П. Р. Атутов. — М., 1996. — С. 8−20.
- Ахияров, К.Ш. Краткий словарь педагогических и социально-психологических понятий / К. Ш. Ахияров, А. Ф. Амиров. — Уфа, 1994.18 с.
- Ахияров, К.Ш. Политехническая направленность обучения основам наук в общеобразовательной школе : учеб. пособие для студ. пед. ин-тов / К. Ш. Ахияров, П. Р. Атутов, Р. З. Тагариев. — М.: Просвещение, 1990. — 287 с.
- Ахияров, К.Ш. Профильное обучение в школе: опыт, проблемы / К. Ш. Ахияров. — Уфа, 2005. — 106 с.
- Ахияров, К.Ш. Трудовая социализация школьников : избранные педагогические труды / К. Ш. Ахияров. — Уфа: Гилем, 2005. — 400 с.
- Ахияров, К.Ш. Теория и практика технологической подготовки школьников / К. Ш. Ахияров. — Уфа: Гилем, 2008. — 316 с.
- Ахияров, К.Ш. Школа. Труд. Рынок / К. Ш. Ахияров, А. Ф. Амиров.— Уфа: Башк. пед. ин-т, 1994. — 141 с.
- Ахметов, Л.Г. Подготовка обучающихся в учреждениях среднего профессионального образования к профессиональной адаптации / Л.Г. Ах-метов, C.B. Соколова. — Елабуга: Изд-во ЕГПУ, 2011. — 203 с.
- Бабанский, Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса / Ю. К. Бабанский. — М.: Просвещение, 1982. — 192 с.
- Бабкин, Н.И. Дидактические основы политехнического образования школьников : автореф. дис.. докт. пед. наук / Н. И. Бабкин. — М., 1988, —32 с.
- Баженов, В.М. Педагогические условия формирования у будущих учителей технологии и предпринимательства проектировочных и конструктивных умений : дис.. канд. пед. наук / В. М. Баженов. — Кострома, 2000. — 228 с.
- Бакшаева, H.A. Психология мотивации студентов : учеб. пособие / H.A. Бакшаева, A.A. Вербицкий. — М.: Логос, 2006. — 184 с.
- Батаршев, A.B. Базовые психологические свойства и профессиональное самоопределение личности : практическое руководство по психологической диагностике / A.B. Батаршев. — СПб.: Речь, 2005. — 208 с.
- Батыгов, З.О. Совершенствование методики технологической подготовки будущих учителей трудового обучения : дис.. канд. пед. наук / З. О. Батыгов. — М., 1990. — 196 с.
- Батышев, С.Я. Актуальные проблемы подготовки рабочих высокой квалификации / С. Я. Батышев. — М.: Педагогика, 1979. — 223 с.
- Батышев, С.Я. Производственная практика : учеб. для работников, занимающихся профессиональным обучением рабочих на производстве: 3-е изд., перераб. и доп. / С. Я. Батышев. — М.: Машиностроение, 1984. — 672 с.
- Батышев, С.Я. Профессиональная техническая подготовка учащихся — ключевая проблема педагогической науки / С. Я. Батышев // Современная педагогика. — 1984. — № 14. — С. 11−18.
- Башкирова, И.Ю. Дидактические условия формирования технологической культуры у будущих учителей : дис.. канд. пед. наук / И.Ю. Баш-кирова. — Тула, 2001. — 233 с.
- Берулава, М.Н. Теоретические основы интеграции образования / М. Н. Берулава. — М.: Совершенство, 1998. — 192 с.
- Беспалько, В.П. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов / В. П. Беспалько, Ю. В. Татур. — М.: Высшая школа, 1989. — 141 с.
- Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П. Беспаль-ко. — М.: Педагогика, 1989. — С. 12−13.
- Божович, Л.И. Проблемы формирования личности / Л. И. Божович. — М.: Инст. практ. псих., 1997. — 352 с.
- Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников. Вопросы теории / Н. И. Болдырев — М.: Педагогика 1979. — 224 с.
- Большой Российский энциклопедический словарь. — М.: Научное изд-во «БРЭ», 2003. — 1888 с.
- Бордовский, Г. А. Проблема мониторинга в процессе профессиональной подготовки специалиста в области образования / Г. А. Бордовский// Подготовка специалиста в области образования. Анализ и оценка качества. — СПб.: Образование, 1996. — С. 3−6.
- Булавенко, O.A. Характеристики компетентности специалиста / O.A. Бу-лавенко // Профессиональное образование. — 2005. — № 4. — С. 21.
- Буренок, И.И. Подготовка учителя к обучению младших школьников образовательной области «Технология» : дис.. канд. пед. наук / И. И. Буренок. — Брянск, 1998. — 196 с.
- Бурлакова, Т.В. Индивидуализация как условие подготовки будущих учителей начальных классов / Т. В. Бурлакова // Начальная школа. — 2007. —№ 10. —С. 82−86.
- Васильев, Ю.К. Политехническая подготовка учителей средней школы / Ю. К. Васильев. —М.: Педагогика, 1978. — 176 с.
- Васильев, Ю.К. Теория и практика подготовки будущих учителей к осуществлению политехнического образования : автореф. дис.. докт. пед. наук / Ю. К. Васильев. — М., 1979. — 36 с.
- Веклич, С.Н. Дифференцированный подход в подготовке будущих учителей технологии и предпринимательства : дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / С. Н. Веклич. — Комсомольск-на-Амуре, 1999. — 231 с.
- Вербицкий, A.A. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход / A.A. Вербицкий. — М.: Высшая школа, 1991. — 207 с.
- Ветров, Ю.П. Высшее образование: проблемы, перспективы // Высшее образование в России. — 2006. — № 11. — С. 168−172.
- Виноградова, Н.Ф. Как реализовать личностно-ориентированное обучение в начальной школе? / Н. Ф. Виноградова // Начальная школа. — 2001. —№ 9. —С. 10.
- Волков, И.П. Цель одна дорог много: Проектирование процессов обучения / И. П. Волков. — М.: Просвещение, 1990.
- Выгонов, В.В. Технология 1−4 классов. Поделки из разных материалов / В. В. Выгонов. — М.: Просвещение, 2010. — 86 с.
- Гайсин, Ф.А. Образование в условиях обновления духовной жизни / Ф. А. Гайсин. — Уфа. 1997. — 248 с.
- Ганелин, Ш. И. Воспитание активности и самостоятельности как черты личности учащихся: Ученые записки ЛГПИ им. А. И. Герцена, т. 297 / Ш. И. Ганелин. Л., 1966 — С. 83.
- Гершунский, Б.С. Философия образования: Учеб. пособие для студентов высш. и сред. учеб. заведений / Акад. пед и соц. наук, Моск. психол.-соц. ин-т. — М.: Моск. психол.-соц. ин-т. Флинта, 1998, — 427 с.
- Глущенко, А.Г. Трудовое воспитание младших школьников во внеклассной работе : кн. для учителя нач. классов / А. Г. Глущенко. — М.: Просвещение, 1985. — С. 5.
- Горбенко, В.В. Формирование основ профессионализма будущих учителей начальных классов во внеаудиторной работе по педагогике / В. В. Горбенко // Начальная школа. — 2006. — № 7. — С. 20−21.
- Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность 31 200 «Педагогика и методика начального образования». — М.: Минобрнауки РФ, 2005. — 21 с.
- Гурьев А.И. Межпредметные связи в теории и практике современного образования // Инновационные процессы в системе современного образования. Материалы Всеросс. Научно-практ. конференции Горно-Алтайск, 1999.-160 с.
- Гурье, Л.И. Проектирование педагогических систем: Учеб. пособие- Казанский гос. технол. ун-т — Казань, 2004. — 212 с.
- Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования: учеб. пособие по направлению и специальностям психологии / В. В. Давыдов. — М.: Academia, 2004. — 280 с.
- Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения / В. В. Давыдов. — М.: ИНТОР, 1996, —544 с.
- Данилов, М.А. Дидактика / М. А. Данилов, Б. П. Есипов. — М.: Изд. АПН РСФСР, 1957. —518 с.
- Дитяткина, Jl.А. Конструирование межпредметных модулей обучения в процессе многоуровневой профессиональной подготовки в учебных заведениях профессионального образования : автореф. дис.. канд. пед. наук / Л. А. Дитяткина. — СПб., 1988. — 17 с.
- Долгополова, H.H. Взаимодействие как основа учебных технологий / H.H. Долгополова // Alma Mater: вестник высшей школы. — 1999. — № 1. —С. 41−44.
- Дорошенко, А.Г. Методические условия конструкторско-технологической подготовки будущих учителей технологии : дис.. канд. пед. наук / А. Г. Дорошенко. — Новокузнецк, 1999. — 165 с.
- Дрофман, Д.Ф. О научных основах развития технологии / Д. Ф. Дрофман // Вопросы философии. — 1985. — № 5. — С. 116−120.
- Дуранов, М.Е. Личность обучающегося и ее развитие / М. Е. Дуранов, Б. О. Орлов. — Челябинск: Изд-во Челяб.гос. пед. Ун-т, 1997. — 158 с.
- Дьяченко, М.И. Психологические проблемы готовности к деятельности / М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович. — Минск: Изд-во БГУ, 1976. — 176 с,
- Евменова, Т.И. Развитие мотивации к педагогической деятельности у обучающихся в вузе / Т. И. Евменова. — СПб.: Нестор, 2003. — 175 с.
- Жаринова, И.А. Диагностика сформированности конструкторско-технологических знаний и умений у будущего учителя технологии : дис.. канд. пед. наук / И. А. Жаринова. — Екатеринбург, 2001. — 221 с.
- Жучков, В.М. Теоретические основы концепции модернизации предметной области «Технология» для педагогических вузов: монография /
- B.М. Жучков. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2001. — 246 с.
- Иванов, В.Г. Педагогическая деятельность: проблемы, сложности / В. Г. Иванов, Л. И. Гурье, А. Зерминов // Высшее образование в России. — 1997. —№ 4. —С. 44−49.
- Иващенко, Ф.И. Психология воспитания школьников / Ф. И. Иващенко. Изд-во Вышэйшая школа. — 2006. — 189.
- Ивченко, В.Н. Проблемы элективных курсов в содержании общего образования в России и за рубежом / В. Н. Ивченко // Материалы научно-практической конференции молодых ученых «Научный резерв XXI века».- Биробиджан: изд-во гос. пед. ин-та, 1999. — С.45−48.
- Калашникова, О.Г. Формирование технологической культуры младших школьников в процессе проектного обучения / О. Г. Калашникова. — Ижевск, 2003. — 189 с.
- Канторович, И .Я. Подготовка будущего учителя начальной школы к профессиональной деятельности : монография / И. Я. Канторович. — М.: Институт общего среднего образования РАО. — Новокузнецк: КузГПА, 2003. —282 с.
- Караваев, А.Т. Подготовка будущих учителей технологии к руководству творческими проектами школьников : дис.. канд. пед. наук / А. Т. Караваев. — Коломна, 2000. — 194 с.
- Каширин, В.П. Психологические механизмы социального взаимодействия // Труды Девятой Международной научной конференции РосНОУ. Москва, 25−26 апреля 2008 г. Часть 2. — М., 2008.
- Кириллов, В.К. Научно-методические предпосылки межпредметных связей / В. К. Кириллов, Т. В. Кириллова // Известия Национальной академии наук и искусств Чувашской Республики. — 1996. — № 2. — С. 68−77.
- Кириллов, В.К. Психологические условия и средства реализации внутри-и межпредметных связей / В. К. Кириллов, Т. В. Кириллова // Известия
- Национальной академии наук и искусств Чувашской Республики. — 1996, —№ 1. —С. 201−225.
- Князев, В.Н. Человек и технология / В. Н. Князев. — Киев: Ряданска школа, 1990. — 194 с.
- Князева, О.В. Развитие педагогической одаренности будущих учителей начальных классов в художественно-творческой деятельности : дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / О. В. Князева. — Волгоград, 2005. — 154 с.
- Ковалев, Г. А. Проблема интериоризации в психологии / Г. А Ковалев, JI.A. Радзиховский //Вопросы психологии. — 1985. № 1. С. 110—120.
- Коваленко, A.B. Технологическая культура будущих учителей иностранного языка / A.B. Коваленко // Высшее образование сегодня. — 2008. —№ 3. —С. 75−79.
- Коваленко, A.B. Технологическая культура будущих учителей иностранного языка как составная часть основа готовности к профессиональной деятельности // [email protected].
- Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь : для студентов высш. и сред. учеб. заведений / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспировой. — М.: Изд. центр «Академия», 2000. — 176 с.
- Коджаспирова, Г. М. Словарь по педагогике / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспировой. — М.: ИКЦ «Март" — Ростов н/Д: Изд. центр «Март», 2004. — 448 с.
- Колпакова, Н.В. Формирование профессиональной компетентности будущего учителя начальных классов средствами развивающих технологий : дис.. канд. пед. наук / Н. В. Колпакова. — Бийск, 2006. — 217 с.
- Комелина, В.А. Управления качеством образования в высшей профессиональной школе: монограф. / В. А. Комелина, М. Н. Швецов. — Йошкар-Ола: МОСИ, 2005. — 121 с.
- Концепция модернизации российского образования до 2010 года. — М.: АПКиПРО, 2002. — 136 с.
- Концепция содержания образования по «Технологии» (в 12-летней школе) // Школа и производство. — 2000. — № 3. — С. 10−18.
- Концепция технологического образования и политехнической подготовки учащейся молодежи в Республике Башкортостан на 20 012 005 гг. / под ред. чл.-корр. РАО К. Ш. Ахиярова. — Уфа, 2001. — 46 с.
- Концепция формирования технологической культуры молодежи в общеобразовательной школе // Школа и производство. — 1999. — № 1. — С. 5−12.
- Конышева, Н.М. Теория и методика преподавания технологии в начальной школе : учеб. пособие для студентов пед. вузов и колледжей / Н. М. Конышева. — Смоленск: Ассоциация XXI век, 2007. — 296 с.
- Конышева, Н.М. Технология : программы. 1—4 классы / Н. М. Конышева. — М.: Просвещение, 2011. — 48 с.
- Копытов, А.Д. Непрерывное технологическое образование как основа качественной подготовки специалистов / А. Д. Копытов, М. П. Пальянов, В. Т. Федько, Б. Г. Долгун // Образование в Сибири. — 2004.— № 1. — С. 11−18.
- Кошкина, И.В. Интеграция предметно-содержательной информации педагогических дисциплин на модульной основе : дис.. канд. пед. наук / И. В. Кошкина. — Саратов, 1998. — 205 с.
- Краевский, В.В. Основы обучения. Дидактика и методика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. В. Краевский, A.B. Хуторской. — 2-е изд., стер. — М.: Изд. центр «Академия», 2008. — 352 с.
- Краткий словарь по философии / под общ. ред. И. В. Глауберга и И. К. Понтина. — 4-е изд. — М.: Политиздат, 1982. — 431 с.
- Кузнецов, В.П. Методика трудового обучения с практикумом в учебных мастерских : учеб. пособие для учащихся пед. училищ по спец. № 2001 / В. П. Кузнецов, Я. А. Рожнев. — М.: Просвещение, 1981. — 223 с.
- Кулагин П.Г. Межпредметные связи в обучении / П. Г. Кулагин. -М.: Просвещение, 1983
- Кузовлев, В.П. Основные пути совершенствования профессиональной подготовки учителя начальных классов / В. П. Кузовлев // Начальная школа. — 2006. — № 7. — С. 4−9.
- Кузьмин, Н.В. Подготовка будущих учителей технологии к профессионально-творческой деятельности в условиях общеобразовательной школы : автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / Н. В. Кузьмин. — Чебоксары, 2009. — 24 с.
- Курина, В.А. Интеграционные процессы в непрерывной системе технологической подготовки / В. А. Курина // Вестник Оренбургского гос. ун-та. — 2003. — № 4(22). — С. 134−138.
- Курина, В.А. Концептуальные основы технологического образования / В. А. Курина // Современный урок: опыт, проблемы и перспективы: тез. докл. науч.-практ. конф. — Уфа: Башкирский ин-т развития образования, 2000. — Ч. 2. — С. 4−7.
- Курина, В.А. Процесс интеграции в непрерывной системе технологической подготовки / В. А. Курина // Педагогический менеджмент и прогрессивные технологии в образовании: сб. ст. X Междунар. науч.-метод. конф. — Пенза, 2003. — С. 251−253.
- Курина, В.А. Самостоятельная деятельность как условие эффективной работы непрерывной системы технологической подготовки /
- B.А. Курина // Вестник Самарского гос. техн. ун-та. — 2004. — № 3. —1. C. 79−85.
- Курина, В.А. Художественная обработка материалов. Программа для педагогических вузов (по специальности 30 600 — Технология и предпринимательство) / В. А. Курина. — Стерлитамак: Стерлитамакский гос. пед. ин-т, 2003. — 21 с.
- Кыверялг, A.A. Методы исследования в профессиональной педагогике / A.A. Кыверялг. — Таллин: Валиус, 1980. — 168 с.
- Левина, М.М. Ценностно-целевые функции личностно-ориентированного профессионального педагогического образования / М. М. Левина // Педагогическое образование и наука. — 2005. — № 1. — С. 35−38.
- Леднев, B.C. Содержания образования: сущность, структура, перспектива / B.C. Леднев. — М.: Высшая школа, 1991. — 224 с.
- Леонтьев, А.Н. Деятельность, сознание, личность / А. Н. Леонтьев. — М.: Политиздат, 1975. — 304 с.
- Лернер, И.Я. Дидактические основы методов обучения / И.Я. Лер-нер. —М.: Педагогика, 1981. — 186 с.
- Листунов, О.Д. Междисциплинарная интеграция в подготовке будущих учителей к профессионально-педагогической деятельности : ав-тореф. дис.. канд. пед. наук/О.Д. Листунов. —Ижевск, 2003. — 18 с.
- Листунов, О.Д. Особенности интеграционного подхода в технологическом образовании студентов / О. Д. Листунов // Технология, предпринимательство, экономика: межвуз. сб. статей. — 4.1. — Тула: Тул. гос. пед. ун-т, 2002. — С. 231−234.
- Лихачев, Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников / Б. Т. Лихачев. —М.: Просвещение, 1985. — 176 с.
- Лихачев, Б.Т. Педагогика : курс лекций / Б. Т. Лихачев. — М.: Юрайт, 2001. —607 с.
- Макаренко A.C. Лекции о воспитании детей. Соч. В 7-ми т. М., 1957. т. IV.
- Максимов, В.Г. Педагогическая диагностика в школе / В. Г. Максимов. — М.: Академия, 2002. — 271 с.
- Максимов, В.Г. Технология формирования профессионально-творческой личности учителя: автореф. дис.. д-ра пед. наук / В. Г. Максимов. М., 1994. — 35 с.
- Максимова, В.Н. Межпредметные связи в процессе обучения / В. Н. Максимова. — М.: Просвещение, 1988. — 192 с.
- Максимова, В.Н. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе / В. Н. Максимова. — Л.: Изд-во ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1979. — 80 с.
- Максимова, В.Н. Формирование художественно-эстетических умений у будущих учителей начальных классов в педагогических вузах : автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / В. Н. Максимова. — Челябинск, 2000. —21 с.
- Мальцева, Е.В. Использование новых образовательных технологий при обучении будущих учителей начальных классов / Е. В. Мальцева, Л. П. Чебоксаринова // Начальная школа. — 2006. — № 3. — С. 107— 111.
- Манжеева, С.Н. Содержание технологической подготовки студентов — будущих учителей начальных классов : автореф. дис.. канд. пед. наук / С. Н. Манжеева. — М., 2003. — 20 с.
- Манько, H.H. Теоретико-методические аспекты формирования технологической компетентности педагога : дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / H.H. Манько. — Уфа, 2000. — 227 с.
- Манько, H.H. Технологическая компетентность педагога / H.H. Манько // Школьные технологии. — 2002. — № 5. — С. 33−41.
- Марьенко, И.С. Нравственное становление личности школьника / И. С. Марьенко. — М.: Педагогика, 1985. — 104 с.
- Марков, М.И. Технология и эффективность социального управления / М. И. Марков. — М.: Прогресс, 1982. — 267 с.
- Маркова, А.К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. — М., 1996. —308 с.
- Маслова, Н.Ф. Методология и методика педагогических исследований в высшей школе : учеб. пособие / Н. Ф. Маслова, Л. П. Коренев. — Орел: ОрелГГУ, 2004. — 96 с.
- Матушкин, С.Е. Воспитание культуры технического труда в школе / С. Е. Матушкин. — Челябинск, 1971. — 330 с.
- Матушкин, С.Е. Народность в воспитании гражданственности / С. Е. Матушкин. Челябинск, 1999. — 95 с.
- Методика обучения учащихся технологии / под ред. В.Д. Симо-ненко. — Брянск- Ишим: НМЦ Технология, 1998. — 296 с.
- Монахов, В.М. Технологии проектирования методических систем с заданными свойствами в высшей школе / В. М. Монахов // Педагогика. — 2011. — № 6. — С.4346
- Морева, H.A. Технологии профессионального образования : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / H.A. Морева. — М.: Изд. центр «Академия», 2005. — 432 с.
- Мухина, М.В. Развитие технологического мышления у будущего учителя технологии и предпринимательства средствами системы познавательных заданий : автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / М. В. Мухина. — Н. Новгород, 2003. — 24 с.
- Найн, А .Я. Технология работы над кандидатской диссертацией по педагогике / А. Я. Найн. — Челябинск: Урал ГАКФ, 1996. — 144 с.
- Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» //mon.gov.ru/fok/akt/6591. — 9 с.
- Никандров, Н.Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий / Н. Д. Никандров. — М.: Педагогическое общество России, 2000. —304 с.
- Никитин, В.А. Формирование технологической культуры у будущих учителей технологии и предпринимательства в условиях гуманизации образования / В. А. Никитин. — Чебоксары: Чуваш, гос. пед. ун-т, 2006. — 195 с.
- Никифорова, Е.И. Формирование технологической компетентности учителя в системе повышения квалификации : дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / Е. И. Никифорова. — Чита, 2007. — 242 с.
- Нимаев, Б.Б. Адаптация будущих учителей технологии и предпринимательства к профессионально-педагогической деятельности в современных условиях : автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Б. Б. Нимаев. — Улан-Удэ, 2007. — 19 с.
- Образцов, П.И. Методы и методология психолого-педагогического исследования / П. И. Образцов. — СПб.: Питер, 2004. — 268 с.
- Огородников, Ю.А. Образовательная область «Технология» от философии к практике / Ю. А. Огородников, O.A. Кожина // Педагогика. — 2001. — № 8. — С. 21−25.
- Ожегов, С.И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов. — М.: Русский язык, 1987. — 752 с.
- Ожегов, С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов- под общ. ред. проф. Л. И. Скворцова. — М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век»: ООО «Издательский «Мир и образование», 2004.
- Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Шведова Н. Ю. — М.: «Азъ Ltd», 1992. — 960 с.
- Павлова, М.Б. Технология — новый учебный предмет в школе / М. Б. Павлова. — СПб.: ЛГПУ, 1993. — 140 с.
- Павлова, H.A. Задания для самостоятельной работы студентов по методике преподавания технологии с практикумом : учебнометодическое пособие / H.A. Павлова. — Набережные Челны: Набе-реж. гос. пед. ин-т, 2009. — 32 с.
- Павлова, H.A. Методика преподавания изобразительного искусства с практиком : методические указания к выполнению контрольной работы по МПИЗОсП / H.A. Павлова. — Набережные Челны: Набереж. гос. пед. ин-т, 2011. — 63 с.
- Павлова, H.A. Понятие технологической и политехнической подготовки в современном образовании / H.A. Павлова // Образование и саморазвитие. — Казань, 2010. — № 2 (18). — С. 174−179.
- Павлова, H.A. Терминологический справочник по видам бумаги и картона : учебно-методическое пособие / H.A. Павлова. — Набережные Челны: Набереж. гос. пед. ин-т, 2007. — 94 с.
- Педагогические технологии: учеб. пособие / авт.-сост. Т. П. Сальникова. — М.: ТЦ Сфера, 2008. — 128 с.
- Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад. — М.: Научное изд-во «Большая Российская Энциклопедия», 2002. — 528 с.
- Перцева, О.Ю. Формирование профессиональной компетентности будущих учителей технологии и предпринимательства : дис.. канд. пед. наук / О. Ю. Перцева. — Новокузнецк, 2007. — 184 с.
- Петров, Н.Е. Художественная подготовка будущих учителей начальных классов к преподаванию предмета «Изобразительное искусство» в начальной школе : дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / Н. Е. Петров. — Казань, 2007. — 182 с.
- Попова, Г. П. Изобразительное искусство : рабочая программа / Г. П. Попова, Т. В. Ковригина. — Волгоград: Учитель, 2011. — 48 с.
- Полуянов, Ю.А. Изобразительное искусство и художественный труд. 1 класс (Система Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова): пособие для учителя / Ю. А. Полуянов. — М.: Вита-Пресс, 2003. — 224 е.: ил.
- Полякова, A.B. Усвоение знаний и развитие младших школьников /A.B. Полякова. — М.: Педагогика, 1978. — 144 с.
- Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (14) в двух частях. Часть 2. — М.: Просвещение, 2001.
- Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство и художественный труд. С краткими методическими рекомендациями. Под рук. Б. М. Неменского. — М.: Просвещение, 2007. 142 с.
- Профессионально-педагогические понятия: словарь / сост. Г. М. Романцев, В. А. Федоров, И. В. Осипова, О.В. Тарасык- под ред. Г. М. Ро-манцева. — Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2005. — 456 с.
- Рабунский, Е.С. Индивидуальный подход в процессе обучения школьников : на основе анализе их самостоятельной деятельности / Е. С. Рабунский. —М.: Педагогика, 1975. — 184 с.
- Равен, Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация: пер. с англ. / Дж. Равен. — М.: Когито-Центр, 2002. — 396 с.
- Ракитов, А.И. Философия компьютерной революции / А.И. Раки-тов. — М.: Политиздат, 1991. — 198 с.
- Роговцева, Н.И. Технология : рабочие программы (1—4 кл.) / Н. И. Роговцева, C.B. Анащенкова. — М.: Просвещение, 2011. — 73 с.
- Российская педагогическая энциклопедия / гл. ред. В. В. Давыдов.
- М.: Большая Российская Энциклопедия, 1993. — Т.1. — 608 с.
- Российская педагогическая энциклопедия / гл. ред. В. В. Давыдов.
- М.: Большая Российская Энциклопедия, 1999. — Т.2. — 672 с.
- Рубинштейн, C. J1. Основы общей психологии: В 2-х т. / C.JI. Рубинштейн. — М.: Педагогика, 1989. — Т.1. — 486 с.
- Рубцова, Е.Т. Технологическая культура как компонент профессиональной педагогической подготовки учителя / Е. Т. Рубцова // Педагогическое образование и наука. — 2008. — № 12. — С. 43—49.
- Рубцова, JI.H. Метод проектов как средство формирования ключевых компетенций / JI.H. Рубцова // Профессиональное образования. — 2006. —№ 1. —С. 13.
- Сапожников, В.В. Подготовка к уроку технологии : учеб.-метод. пособие / В. В. Сапожников. — Чебоксары: ЧГПУ, 2003. — 33 с.
- Сасова, И.А. От трудового обучения — к технологическому образованию / И. А. Сасова // Школа и производство. — 2008. — № 5. — С.
- Селихова, Т.Д. Педагогические условия непрерывной политехнической подготовки в многоуровневом профессионально-техническом учебном заведении : дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / Т. Д. Селихова. — Орел, 2006. — 195 с.
- Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии : учеб. пособие / Т. К. Селевко. — М.: Народное образование, 1998. — 256 с.
- Селевко, Т.К. Энциклопедия образовательных технологий : в 2 т. / Т. К. Селевко — Т.1. — М.: НИИ школьных технологий, 2006. — 816 с.
- Симоненко, В.Д. Основы технологической культуры / В.Д. Симо-ненко. — М.: Изд-во БГПУ, 1998. — 281 с.
- Симоненко, В.Д. Основы технологической культуры / В. Д. Симоненко. — М.: Изд-во Вентана Граф, 1998. — 268 с.
- Симоненко, В.Д. Технологическое образование школьников: Теоретико-методологическое аспекты / В. Д. Симоненко, М. В. Рятивых, Н. В. Матяш / Под ред. В. Д. Симоненко. — Брянск, 1999. —230 с.
- Симоненко, В.Д. Основы технологической культуры: Учебник для учащихся 11 классов общеобразовательных школ, гимназий, лицеев / В. Д. Симоненко, Н. В. Матяш. — М.: Вентано Граф, 2000. — 175 с.
- Сластенин, В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки / В. А. Сластенин. — М.: Просвещение, 1976. — 160 с.
- Сластенин, В.А. Основные тенденции модернизации высшего образования / В. А. Сластенин // Педагогическое образование и наука. — 2001. —№ 1. —С. 4349.
- Смирнов, С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности / С. Д. Смирнов. — М.: Аспект Пресс, 1995. — 224 с.
- Сокольников, Ю.П. Системный анализ воспитания школьников / Ю. П. Сокольников. — М.: Педагогика, 1986. — 117 с.
- Соколова, С.Г. Подготовка учителей начальных классов к эстетическому воспитанию школьников на основе чувашского народного декоративно-прикладного искусства : дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / С. Г. Соколова. — Чебоксары, 2002. — 243 с.
- Соловьева, З.С. Педагогические условия подготовки студентов технолого-экономического факультета к творческой деятельности в процессе изучения технологии обработки ткани : автореф. дис.. канд. пед. наук / З. С. Соловьева. — Йошкар-Ола, 2000. — 22 с.
- Соловьева, З.С. Подготовка будущих учителей технологии и предпринимательства к профессионально-творческой деятельности / З. С. Соловьева, О. Г. Максимова. — Чебоксары: Чуваш, гос. пед. ун-т, 2007. — 178 с.
- Стрюковский, В.И. История, логика развития научно-технической деятельности / В. И. Стрюковский. — М.: Просвещение, 1985. — 239 с.
- Суслов, A.B. Формирование технологических знаний и умений в профессиональной подготовке студентов педвуза (на примере машиноведения и технологических дисциплин): автореф. дис.. канд. пед. наук / A.B. Суслов. — М., 2003. — 28 с.
- Талызина, Н.Ф. Педагогическая психология: Учеб. пособие: Для студентов сред. пед. учеб.заведений. — М.: Academia, 1998. — 287 с.
- Талызина, Н.Ф. Теоретические основы разработки модели специалиста / Н. Ф. Талызина. — М.: Знание, 1986. — 46 с.
- Татур, Ю.Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалистов / Ю. Г. Татур // Высшее образование сегодня. — 2004. —№ 3.
- Терегулов, Ф.Ш., Штейберг В. Э. Образование — новый взглад: теория, технология, практика / Ф. Ш. Терегулов. — Уфа, 1998. — 232 с.
- Трубайчук, Л.В. Портрет учителя начальных классов / Л.В. Тру-байчук // Начальная школа. — 2006. — № 6. — С. 20−23.
- Узнадзе, Д.Н. Экспериментальные основы психологической установки / Д. Н. Узнадзе. — Тбилиси: АНТ ВУЗ, 1961. — 210 с.
- Уроки трудового обучения: первый класс / сост. И. Г. Майорова. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 1979. — 172 с.
- Усова, A.B. Межпредметные связи в преподавании психолого-педагогических дисциплин / A.B. Усова, В. А. Черкасов, В. В. Завьялов // Советская педагогика. — 1981. — № 9. — С. 85−95.
- Усова, A.B. Межпредметные связи в преподавании основ наук в школе / A.B. Усова. Челябинск, — 1995 16 с.
- Учебные стандарты школ России: государственные стандарты начального общего, основного и среднего (полного) общего. В двух книгах. Книга 2. Под ред B.C. Леднев, Н. Д. Никандрова, М. Н. Лазутовой. — М.:. «Прометей», 1998. — 336 с.
- Ушачёв, В. П. Личностная ориентация педагогического процесса в системе профессионального образования / В. П. Ушачёв // ЮжноУральский педагогический журнал. 2009. — № 2. — С. 110−112
- Федорова, И.А. Подготовка будущих учителей технологии и предпринимательства к формированию предприимчивости у школьников / И. А. Федорова, Е. Г. Хрисанова. — Чебоксары: Чуваш, гос. пед. ун-т, 2006. —180 с.
- Фетисова, Н.В. Методологические основы подготовки будущих педагогов начального образования к профессиональной деятельности / Н. В. Фетисова, М. Г. Минин // Начальная школа. — 2006. — № 2. — С. 11−15.
- Философский словарь / под ред. М. М. Розенталя и П. Ф. Юдина. — М.: Политиздат, 1968. — С. 417.
- Философский энциклопедический словарь — М.: Советская энциклопедия, 1983. — 840 с.
- Фролов, H.A. Пути повышения эффективности профессиональной подготовки специалистов с помощью инновационных образовательных технологий / H.A. Фролов // Высшее образование сегодня. — 2008. — № 6, —С. 29−31.
- Хамитов, Э.Ш. Основы педагогической профориентации: Учеб. Пособие для студентов и слушателей ФПК — Москва — Уфа: Баш.гос.пед. ин-т, 1990. — 172 с.
- Хекхаузен, X. Мотивация и деятельность : в 2-х т. / X. Хекхау-зен. — Т. 1. — М.: Мир, 1986. — 450 с.
- Хотунцев, Ю.А. Пути совершенствования концепции и программ образовательной области «Технология» / Ю. А. Хотунцев // Педагогика. — № 1. — 2008. — С. 58.
- Хотунцев, Ю.А. Роль проектов в курсе «Технология» / Ю. А. Хотунцев // Директор школы. — 1994. — № 4. — С. 3945.
- Художественно-педагогический словарь / сост. Н. К. Шабанов, О. П. Шабанова и др. — М.: Академический Проект: Трикста, 2005. — 480 с.
- Хуторской, A.B. Ключевые компетенции как компонент личност-но-ориентированной парадигмы образования / A.B. Хуторской // Народное образование. — 2003. — № 2. — С. 58−64.
- Чередов И.М. Оценка эффективности занятий / И. М. Чередов // Методы и формы развития активности и самостоятельности учащихся: материалы обл. конф. / Ом. гос. пед. ун-т.- Омск, 2003. — С. 125.
- Чошанов, М.А. Обучающие системы дистанционного образования / М. А. Чошанов // Школьные технологии. — 2011. — № 4. — С. 81−88.
- Чуркин, С.Д. Научно-методические основы технолого-экономической подготовки студентов в педагогическом вузе: дис. д-ра пед. наук С. Д. Чуркин. — М.: 1998. — 415 с.
- Черникова, Т.А. Подготовка будущих учителей к реализации дея-тельностного подхода к обучению учащихся : дис.. канд. пед. наук / Т. А. Черникова. — Бирск, 2000. — 219 с.
- Чудинский, P.M. Формирование технологической культуры личности школьника в учебной деятельности (на примере уроков физики): дис.. канд. пед. наук / P.M. Чудинский. — Воронеж, 2000. — 204 с.
- Шадриков, В.Д. Деятельность и способности / В. Д. Шадриков. — М.: Логос, 1994. —320 с.
- Шамова, Т.И. Управление образовательными системами / Т. И. Шамова, П. И. Третьяков, Н. П. Капустин. — М.: Владос, 2001. — 320 с.
- Шампарова, J1.B. Изобразительное искусство (1—4 кл.): рабочие программы / JI.B. Шампарова. — Волгоград: Учитель, 2011. — 51 с.
- Широкова, С.Ю. Подготовка будущих учителей технологии к руководству художественно-конструкторской деятельностью школьников : дис.. канд. пед. наук / С. Ю. Широкова. — Уфа, 1997. — 168 с.
- Шиянов, E.H. Развитие личности в обучении / E.H. Шиянов, И. Б. Котова. — М.: Академия, 1999. — 288 с.
- Шпикалова, Т.Я. Изобразительное искусство и художественный труд : программа / Т. Я. Шпикалова, JI.B. Ершова, Н. Р. Макарова и др. — М.: Просвещение, 2008. — 92 с.
- Шустова, М.В. Критериально-оценочный аппарат сформированное&trade- профессиональной компетентности будущего учителя начальной школы / М. В. Шустова // Сибирский педагогический журнал. — 2009. — № 3. —С. 209−216.
- Шустова, М.В. Профессиональная компетентность учителя / М. В. Шустова // Педагогическое образование и наука. — 2009. — № 1.— С. 60−65.
- Щербакова, Т.К. Современная модель профессиональной деятельности учителя / Т. К. Щербакова // Стандарты и мониторинг в образовании. — 2003. — № 4. — С. 10−12.
- Щукина, Г. И. Внешние и внутренние ресурсы интересного обучения // Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся / Г. И. Щукина. — JL: ЛГПИим. А. И. Герцена, 1981. — С. 3−14.
- Щуркова, Н.Е. Педагогическая технология / Н. Е. Щуркова. — М.: Педагогическое общество России, 2002. — 224 с.
- Щуркова, Н.Е. Практикум по педагогической технологии / Н. Е. Щуркова. — М.: Пед. общество России. —1988. — 34с.
- Эльконин, Д.Б. Пространство учебной деятельности младшего школьника: цели и результаты. Сб. Педагогика развития: проблема образовательных эффектов. Красноярск, 1998.
- Энциклопедия профессионального образования: в 3-х т. / под ред. С .Я. Батышева. — М.: АПО, 1999. — 440 с.
- Ядвиршис, JT.A. Формирование технологической компетентности учителя в процессе подготовки к социально-педагогической деятельности / Л. А. Ядвиршис // Образование и общество. — 2007. — № 1. — С. 11−15.
- Якиманская, И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе / И. С. Якиманская. — М.: Педагогика — Пресс, 1996. — 285 с.
- Янушкевич, Ф. Технология обучения в системе высшего образования : пер. с польского / Ф. Янушкевич. — М.: Высшая школа, 1986. — С. 25.
- Cole М. The zone of proximal development: Where culture and cognition create each other // Culture, communication and cognition. — Cambridge.: Cambridge University Press, 1985. — P. 79−89.
- Alberto, P., & Troutman, A. (2003). Applied behavior analysis for teachers (6th ed.) Electronic version. Columbus, OH, USA: Prentice-Hall-Merrill.
- Astin, A. W. Achieving Educational Excellence/AL. W. Astin. San-Francisco: JosseyBass, 1985.
- Bruner, J.S. The Process of Education. New York: Vintage Books, 2009. 97 p.
- Cameron, J., Pierce, W.D., Banko, K.M., & Gear, A. (2005). Achievement-based rewards and intrinsic motivation: A test of cognitive mediators. Journal of Educational Psychology, 97, 641−655.
- Chickering, A.W., & Gamson, Z.F. (1991). Seven principles for good practice in undergraduate education. In A.W. Chickering, & Z.F. Gamson (Eds.),
- Lauridsen, K. (editor) and Whyte, C.B. (1980). An Integrated counseling and Learning Assistance Center Electronic version. New Directions Sourcebook. Jossey-Bass, Inc.
- Lepper, M. R., Greene, D. & Nisbett, R.E. (1973). Undermining children’s intrinsic interest with extrinsic reward: A test of the «overjustification» hypothesis Electronic version. Journal of Personality and Social Psychology, 28, 129−137.
- Loughran, J., Hamilton, M., LaBoskey, V., & Russell, T. (Eds.). (2004). International handbook of self-study of teaching and teacher education practices Electronic version. Dordrecht, The Netherlands: Kluwer.
- Maslow, A. Some Educational Implications of the Humanistic Psychology //Harvard Education Review. 2003. V.38.4 P. 688.
- Prokopenko I., White J., Bittel L., Eckles R. Modular programme for supervisory development. Switzerland, Geneva: Introduction and Trainers Guide, 1981.-Vol.l-5.
- Russell LD. Modular Instruction II A. Guide to the Design, Selection, Utilization and Evaluation of Modular Materials. Minneapolis, Minnesota, 1994, s.5.
- Samaras, A. & Freese, A. (Eds.). (2006). Self-study of teaching practices Electronic version. New York: Peter Lang.
- Skinner, B. F. (1989). Recent issues in the analysis of behavior. Columbus, OH: Merrill.
- МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Набережночелнинский институт социальнопедагогических технологий и ресурсов»
- Кафедра методики начального образования1. УТВЕРЖДАЮ Проректор по УР» 20 г.
- РАБОЧАЯ ПРОГРАММА спецкурса
- Организация деятельности младших школьников на занятиях по технологии и изобразительному искусствуг. Набережные Челны
- Место дисциплины в структуре ООП ВПО Дисциплина «Организация деятельности младших школьников на занятиях по технологии и ИЗО» относится к обязательным дисциплинам вариативной части профессионального цикла БЗ.В.ОД.
- Требования к результатам освоения содержания дисциплины Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО и ООП ВПО по данному направлению подготовки:
- ПК-1: способен реализовать учебные программы базовых и элективных курсов в различных общеобразовательных учреждений-
- ПК-2: готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения-
- СК-1: способен реализовывать учебную программу (учебные программы) предметной области «Технология» и «Искусство» (учебные предметы «Изобразительное искусство» и «Технология»),
- Содержание и структура дисциплины (модуля) 4.1 Содержание разделов дисциплины Содержание разделов, изучаемых в 5-м семестре: раздела Наименование раздела Содержание раздела Форма текущего контроля
- Теоретический аспект дисциплины
- Пути реализации Образовательного стандарта при изучении раздела «Работа с бумагой и с картоном» См. лабораторные работы, тема 4 КР
- Пути реализации Образовательного стандарта при изучении раздела «Работа с тканью» См. лабораторные работы, тема 5 КР
- Методический аспект дисциплины
- Пути реализации Образовательного стандарта при изучении раздела «Основа художественной обработки материалов» См. лабораторные работы, тема 6 ПР
- Пути реализации Образовательного стандарта при изучении раздела «Особенности графической деятельности в начальных классах» См. лабораторные работы, тема 7 КР
- Содержание разделов, изучаемых во 6-м семестре:
- Наименование Содержание Форма текущего контроляраздела раздела раздела
- Теоретический аспект дисциплины
- Изобразительная деятельность как составная часть эстетического воспитания См. теоретический раздел, тема 1 Рраздела Наименование раздела Содержание раздела Форма текущего контролямладших школьников
- Современное художественное образование, тенденции его развития См. теоретический раздел, тема 2 ПР
- Изобразительная грамота и творчество См. теоретический раздел, тема 3 ПР
- Организация изобразительной деятельности младших школьников и развитие их творчества на уроке и во внеклассной работе См. теоретический раздел, тема 4
- Содержание и методика проведения уроков (рисования с натуры, декоративного, тематического, уроков-бесед). Основные положения и рекомендации КР
- Построение отражений в зеркальной плоскости См. теоретический раздел, тема 7 КР
- Методика формирования художественного восприятия школьников на уроках изобразительного искусства См. теоретический раздел, тема 8 КР
- Перспектива интерьера См. теоретический раздел, тема 9 СР
- Стилизация природных форм См. теоретический раздел, тема 10 СР
- Методический аспект дисциплины
- Знакомство с акварелью Особенности работы акварельными красками. Приемы: аля-прима, по-сырому, лессировка. Выполнение заливки: тоновая ахроматическая и хроматическая растяжка ПР
- Тональная шкала ахроматических цветов Графика ПР
- Тональная шкала хроматических цветов Основные цвета. Сложные цвета. Дополнительные цвета. Спектр. Теплые и холодные цвета. Хроматические цвета. Цветовой контраст, цветовой тон, светлота ПР
- Выполнение эскизов абстрактной композиции В теплом и холодном колоритах, на контрастном и сближенном сочетании цветов ПР
- Знакомство с графикой Материалы и инструменты. Выполнение тоновой растяжки карандашом, тушью и пером ПР
- Самостоятельное выполнение тонового рисунка ПР
- Рисование с натуры дерева ПР
- Выполнение эскиза декоративной решетки Акварельная заливка, тушь, перо
- Знакомство со шрифтами Выполнение копий шрифтов, шрифтовой композиции, композиций «Я-образ», «Слово-образ» ПР
- Натюрморт Анализ формы предмета, конструктивное построение предмета. Натюрморт в живописи: анализ цветового решения натюрморта. Декоративный натюрморт ПР
- Декоративное рисование Ленточный, сетчатый, замкнутый орнамент. Схемы построения узора в полосе, круге, квадрате, прямоугольнике, овале, треугольнике, ромбе. Составление эскизов узоров в выше перечисленных формах ПР
- Тематическое рисование Построение фигуры человека. Изображение фигуры человека: схематическое, с натуры, по представлению. Одно и многофигурная композиция. Правила линейной перспективы ПР
- Законы композиции Выполнение симметричной и асимметричной композиции. Передача движения и покоя в композиции ПР
- Построение портрета человека Схема построения. Выполнение портрета однокурсника, автопортрета или близкого человека ПР
- Составление календарного плана На учебный год и на четверть ПР1. Количество часов раз- Наименование разделов всего аудиторная работа внеаудиторнаядела Л пз ЛР работа СР
- Изобразительная деятельность как составная часть эстетического воспитания младших школьников 6 4 2
- Современное художественное образование, тенденции его развития 6 4 2
- Изобразительная грамота и творчество 5 2 2
- Организация изобразительной деятельности младших школьников и развитие их творчества на уроке и во внеклассной работе 4 2 2
- Содержание и методика проведения уроков (рисования с натуры, декоративного, тематического, уроков-бесед). Основные положения и рекомендации 4 2 2
- Построение отражений в зеркальной плоскости 4 2 2
- Методика формирования художественного восприятия школьников на уроках изобразительного искусства 4 2 2
- Перспектива интерьера 4 2 2
- Стилизация природных форм 3 21. Методический аспект
- Знакомство с акварелью 4 2 2
- Тональная шкала ахроматических цветов 4 3 3
- Тональная шкала хроматических цветов 4 3 3
- Выполнение эскизов абстрактной композиции 4 2 1
- Знакомство с графикой 4 2 1
- Самостоятельное выполнение тонового рисунка 4 2 2
- Рисование с натуры дерева 3 2 1
- Выполнение эскиза декоративной решетки 4 2 2
- Знакомство с шрифтами 3 2 119 Натюрморт 4 2 2
- Декоративное рисование 3 2 1
- Декоративно-прикладное искусство 4 2 2
- Тематическое рисование 3 2 1
- Законы композиции ¦Э 2 1
- Построение портрета человека 3 2 1
- Составление календарно-тематического и календарно-иллюстративного плана 4 2 2
- Составление планов-конспектов уроков по изобразительному искусству 4 2 21. Количество часов раз- Наименование разделов всего аудиторная работа внеаудиторнаядела Л ПЗ ЛР работа СР
- Показ фрагментов уроков в студенческой аудитории. Анализ уроков 2 2
- Изготовление наглядных пособий к урокам изобразительного искусства 4 2 21. Экзамен 36 1. Итого 144 20 40 48
- Тема 1. Современные образовательные технологии и стандарты общего образования. Использование современных образовательных технологий на уроках в школе.
- Ознакомиться с проектами стандарта 2-го поколения: Национальная образовательная инициатива «НАША НОВАЯ ШКОЛА" — Национальный проект «Образование». Подготовить выступления на следующие темы:
- Профессиональная подготовка учителя в логике компетентностного подхода.
- Задачи модернизации школьного образования в контексте стандартов 2-го поколения.
- Требования к уровню знаний, умений учащихся начальных классов в контексте ФГОС 2-го поколения.
- Обновление содержания и технологий образования в начальной школе (в контексте указанных документов).
- Тема 2. Использование современных образовательных технологий на уроках технологии и ИЗО в школе.
- Разработка уроков по курсу «Технология» в системе Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова, Л. В. Занкова, «Школа XXI века», «Школа 2100», в одной из других образовательных систем.
- Тема 3. Технология проектной деятельности.
- Попробуйте предложить несколько тем для проектов по предметам, преподаваемых в начальных классах.
- Наметьте возможные результаты проекта (в каком виде они могут быть оформлены: в виде реферата, альбома, сценария, презентации)
- Сущность технологии проектной деятельности.
- Типология проектов. Их структурирование.
- Основные требования к методу проектов.
- Проект в системе уроков в начальной школе.
- Проект во внеурочной деятельности учащихся.
- Тема 4. Пути реализации Образовательного стандарта при изучении «Работа с бумагой и с картоном».
- Выполнить творческие работы по теме: «Работа с бумагой и картоном».
- Тема 5. Пути реализации Образовательного стандарта при изучении темы: «Работа с тканью».
- Выполнить контрольную работу по теме: «Работа с тканью и волокнистыми материалами», «Виды основных и декоративных швов. 1−4 класс» (альбомы на формате АЗ в файлах).
- Тема 6. Пути реализации Образовательного стандарта при изучении темы: «Основа художественной обработки разных материалов».
- Выполнить творческую работу используя разные материалы.
- Тема 7. Пути реализации Образовательного стандарта при изучении темы: «Особенности графической деятельности в начальных классах». Конструирование и моделирование.1. Вопросы для обсуждения
- Особенности графической деятельности в младших классах.
- Виды линий и условных обозначений.
- Основные требования к чертежам для начальных классов.
- Элементы черчение в системе уроков в начальной школе.
- Тема 10. Знакомство с акварелью.1. Вопросы для обсуждения
- Расскажите об особенностях выполнения живописного этюда в технике акварель.
- Можно ли построить тоновые и цветовые отношения одного и того же натюрморта в различной красочной гамме.
- Тема 11. Тональная шкала ахроматических цветов. Выполнить тональную шкалу ахроматических у цветов.1. Вопросы для обсуждения
- Расскажите о природе цвета. Назовите спектральные цвета и дайте им характеристику.
- Перечислите ахроматические цвета.
- Тема 12. Тональная шкала хроматических цветов. Выполнить тональную шкалу хроматических у цветов.1. Вопросы для обсуждения
- Какие цвета входят в группу хроматических цветов?2. Где есть цветовые волны?
- Какие цвета называют теплыми и холодными? Приведите примеры живописных произведений, написанных в определенной цветовой гамме.
- Тема 13. Выполнение эскизов абстрактной композиции. Изучить направление в искусстве «абстрактное».
- Тема 14. Знакомство с графикой. Ответьте на вопросы и выполните задания.
- Нарисуйте яблоко и чашку на бумаге разных сортов разнообразными графическими материалами.
- Приготовьте тонированную бумагу и нарисуйте один и тот же пейзаж на светло-коричневом, светло-зеленом, и голубом фоне.
- Передача фактуры предметов. Тема 17. Рисование деревьев.
- Практические задания. Ответьте на вопросы и выполните задания:
- Расскажите об особенностях изображения деревьев.
- На что нужно обращать внимание при рисовании деревьев летом и зимой?
- В какой последовательности необходимо выполнять рисунок пейзажа? Тема 20. Натюрморт.
- Ответьте на вопросы и выполните задания:
- Можно ли изобразить натюрморт в живописи, графике, и скульптуре?
- Что можно выразить в натюрморте?
- Какие события изображают художники на картинах бытового жанра? Тема 21. Декоративное рисование.
- Ответьте на вопросы и выполните задания:
- Расскажите о влиянии различных свойств материала на художественно-образное решение формы изделия.
- Как Вы понимаете «декоративное рисование»? Тема 22. Декоративно-прикладное искусство. Ответьте на вопросы и выполните задания:
- Какие области народного искусства Вы знаете?
- Для чего необходимо умение анализировать выразительные средства художественной вещи в ДПИ?
- Как вы понимаете традиционность народного искусства? Тема 23. Тематическое рисование.
- Выполнить работу на свободную тему. Формат — А4.
- Тема 24. Законы композиции.
- Ответьте на вопросы и выполните задания.1. Тема рефератов
- Роль предметно-практической деятельности в воспитании и развитии младшего школьника.
- Традиции и новаторство в методике трудового обучения и изобразительного искусства.
- Современные концепции развивающего обучения и их реализация на уроках «Технологии» и «Изобразительного искусства».
- Проблемное обучение на уроках «Технологии» и «Изобразительного искусства».
- Содержание и методика подготовки учащихся к практической работе на уроках труда и ИЗО рационально-логического типа.
- Развития внимания у учащихся к объектам природы.
- Организация и технология конструирования по образцу.
- Конструирование по условиям в начальных классах.
- Конструирование по модели, его педагогическое значение и способы организации.
- Развитие у школьников конструктивного мышления на уроках «Технологии» и «Изобразительного искусства».
- Развитие у младших школьников вариативности и гибкости мышления на уроках труда.
- Формирование у младших школьников чувство стиля и стилевой гармонии на уроках труда.
- Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках труда.
- Соотношение конструктивных и репродуктивных методов в развивающем обучении на уроках ручного труда.
- Изучение народных культурных традиций на уроках труда и ИЗО.
- Организация общения учащихся на уроках труда.
- Формирование у детей культуры труда в курсе трудового обучения и изобразительного искусства.
- Воспитание у младших школьников культуры быта.
- Особенности проведения уроков трудового обучения у шестилетних детей.
- Межпредметные связи на уроках трудового обучения.
- Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
- Тесты для текущего контроля в 1-м семестре 1 вариант
- На рисунке изображено. переплетение. а) саржевое- б) сатиновое-в) атласное- г) мелкоузорчатое- д) полотняное.
- Упорядоченное сочетание повторяющихся элементов — это а) силуэт- б) аппликация-в) орнамент- г) папье-маше- д) симметрия.
- Прочность бумаги зависит от .а) способа отделки- б) толщины-в) состава бумаги- г) сорта-д) состава, способа отделки и толщины.
- Свойство бумаги, без которого нельзя сделать поделки в технике оригами — этоа) сгибаемость- б) шероховатость-в) гладкость поверхности- г) цвет-д) гигроскопичность.
- При раскрое деталей изделий не учитывается .а) направление ворса- б) совмещение рисунка-в) степень осыпаемости ткани- г) направление нити основы-д) прочность ткани на разрыв.
- Материал или изделие, находящиеся в процессе обработки — это. а) деталь- б) заготовка-в) изделия- г) материал-д) отливка.
- Направление нити основы можно определить .а) по внешнему виду и яркости окраски нитей-б) по кромке ткани-в) по звуку при резком растяжении ткани-г) по структуре ткацкого переплетения-д) по направлению саржевого рубчика.
- Определить подпись к рисунку: в) вырезать- г) надрезать-д) отрезать.
- Наиболее низкий рельеф в скульптуре .а) барельеф- б) контррельеф-в) горельеф- г) рельеф-д) суперрельеф.
- На чертежах, развертках данная линия означает .а) осевая линия-б) линия сгиба-в) линия невидимого контура- г) размерная линия-д) линия видимого контура и линия разреза.
- Простейшая техника размножения несложных рисунков при помощи прорезанного на тонком листе рисунка, подлежащего воспроизведению, .а) шаблон- б) аппликация-в) трафарет- г) лекало-д) рисунок по клеткам.
- Определить обозначение равенства углов: / /К