Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Использование компонентов медиаобразования при изучении квантовой физики

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Основные задачи медиаобразования на современном этапе заключаются в подготовке нового поколения к жизни в современных информационных условиях, к восприятию различной информации, обучению человека понимать ее, осознавать последствия ее воздействия на психику, овладевать способами общения на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств. Сегодня в мире существует три… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Условия включения компонентов медиаобразования в процесс обучения квантовой физике
    • 1. 1. Роль СМИ в жизни современного школьника
    • 1. 2. Свойства сообщений средств массовой информации
    • 1. 3. Классификация сообщений СМИ в аспекте медиаобразования
      • 1. 3. 1. Классификация по частоте появления сообщений
      • 1. 3. 2. Классификация по достоверности информации
      • 1. 3. 3. Классификация по аудитории
    • 1. 4. Опыт использования сообщений СМИ в обучении физике
  • Выводы из главы
  • Глава 2. Методическая система обучения квантовой физике с использованием компонентов медиаобразования
    • 2. 1. Структура медиаобразования, интегрированного в учебный курс
    • 2. 2. Цели и задачи школьного курса физики и интегрированного медиаобразования
    • 2. 3. Содержание медиаобразования, интегрированного в курс квантовой физики
    • 2. 4. Методы интегрированного медиаобразования
    • 2. 5. Средства медиаобразования, интегрированного с курсом физики
      • 2. 5. 1. Дидактические свойства сообщений средств массовой информации
      • 2. 5. 2. Принципы создания средств медиаобразования и обучения физике
      • 2. 5. 3. Процедура создания комплекса
  • Выводы из главы
  • Глава 3. Практическая реализация модели интегрированного медиаобразования
    • 3. 1. Разработка дидактических материалов на основе сообщений СМИ
    • 3. 2. Приемы использования разработанных средств обучения
    • 3. 3. Организация и проведение эксперимента
    • 3. 4. Обсуждение результатов эксперимента
      • 3. 4. 1. Оценка отношения учащихся к разным источникам информации
      • 3. 4. 2. Проверка влияния экспериментальных методов на качество обучения физике
      • 3. 4. 3. Влияние экспериментальных средств обучения на оценку учащимися роли физических знаний в повседневной жизни
      • 3. 4. 4. Результаты метода экспертных оценок
      • 3. 4. 5. Анализ мнений учащихся о формах и методах преподавания физики в средней школе
  • Выводы из главы

Использование компонентов медиаобразования при изучении квантовой физики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Сегодня в школу пришло новое поколение детей, чье детство проведено у экранов телевизоров, а у многих — рядом с клавиатурой и монитором компьютера. Все чаще в поисках источников информации школьники обращаются к электронным средствам коммуникации. Сегодняшние дети растут в новом информационном пространстве, жить и работать им предстоит в мире информационных технологий.

Свободный доступ к неограниченным объемам информации создает сегодня новые проблемы интеллектуального и психологического характера. Многочисленные публикации о влиянии СМИ на подростка, о негативных последствиях этого влияния, о неготовности выпускников школы «к интеграции в мировое информационное пространство», о формировании «нового восприятия человека в современной социокультурной ситуации» [7- 22- 28- 80- 81- 87- 90- 96- 125- 135- 145- 146- 197- 210- 211- 259] подтверждают существование проблем и призывают школу искать новые способы педагогической работы со средствами массовой информации.

Современное общество ставит перед школой новую задачу. Если раньше школа стремилась вложить в головы учеников определенное количество фундаментальных знаний, то сейчас школа должна учить самостоятельно мыслить, анализировать, находить всю необходимую информацию, ориентироваться в ней. «Мы хотим от нее (от школы. — Н. С.), прежде всего, развития базового навыка самостоятельного поиска информации ., навыка работы в группе, умения ставить цели и их реализовывать, согласовывая с другими людьми, навыка кооперации, навыка аналитического мышления. Наконец, школа должна социализировать ребенка, формируя общественные ценности и навыки для успешной жизни в обществе. Сейчас школа дает лишь навык аналитического мышления, со всем остальным она справляется неудовлетворительно» [119, с. 33]. В теоретическом обосновании современных образовательных стандартов отмечается изменение роли школы.

Главное — она (школа. —Н. С.) становится уже не единственным источником образования, а работает рядом с другими структурами. С учетом того, что немалую часть знаний учащийся смог бы получать теперь вне школы, очень важно понимать, что школа не только использует эти знания, но и приводит их в систему, исправляет при необходимости, направляет на общее развитие личности" [48, с. 54].

В связи с этим появляется необходимость новых подходов к средствам массовой информации, потребность в разработке конкретных методик использования СМИ в учебно-воспитательном процессе. Это осознается уже многими учителями, которые «ратуют за более широкое использование средств массовой информации в целях обучения и воспитания» [214, с.9]. На первое место выдвигается задача научить учителей и учеников структурировать и анализировать массивы информации, а не только подключить их к новым информационным каналам. Таким образом, мы вплотную подходим к необходимости медиаобразования.

Медиаобразование — отрасль педагогики, изучающая влияние средств массовой информации на образование детей и пути интеграции традиционной и параллельной школ, а также осуществляющая подготовку детей к использованию мира средств массовой информации и к пониманию роли СМИ в культуре и в восприятии мира.

Основные задачи медиаобразования на современном этапе заключаются в подготовке нового поколения к жизни в современных информационных условиях, к восприятию различной информации, обучению человека понимать ее, осознавать последствия ее воздействия на психику, овладевать способами общения на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств [192, с. 555]. Сегодня в мире существует три организационные формы медиаобразования: специальное (самостоятельный учебный предмет), факультативное (факультативы в школах и кружки в учреждения дополнительного образования детей) и интегрированное (в ходе изучения традиционных школьных предметов) [19].

Практически все попытки целенаправленного формирования у школьников информационной культуры в процессе специального и факультативного медиаобразования не укладывались в рамки традиционной системы образования и потому не могли получить широкого распространения.

Существенный вклад в развитие методики специального и интегрированного медиаобразования внесли Е. А. Бондаренко [16- 17- 18], Ю. Н. Усов [228], А. В. Федоров [233- 234], А. В. Шариков [244- 245]. Основы интегрированного медиаобразования были разработаны JI. С. Зазнобиной [79- 80- 81- 83- 84- 86- 87] и получили дальнейшее развитие применительно к частным методикам в работах Е. А. Бондаренко (МХК) [15], С. И. Гудилиной (искусство) [53- 55- 56], Т. Г. Жарковской (иностранный язык) [66- 67- 68], А. А. Журина (химия) [69 — 75], К. М. Тихомировой (начальная школа) [217- 218- 219]. Ими была показана принципиальная возможность включения компонентов медиаобразования в соответствующие учебные курсы, разработаны необходимые для этого средства обучения. Но в области физики как школьного учебного предмета таких исследований до сих пор не проводилось.

Использование компонентов медиаобразования при изучении квантовой физики имеет три особенности. Во-первых, это рост количества информационных сообщений, содержащих сведения в данной области и обусловленное глобальными открытиями ушедшего XX века, важность изучения которых продиктована тем, что неправильное их понимание может привести к большим негативным последствиям в будущем. Во-вторых, содержание медиаобразования включает в себя знания о процессах и законах передачи, распространения, тиражирования и преобразования информации. Вместе с тем некоторые вопросы о процессах, лежащих в основе технического инструментария сферы массовой коммуникации, изучаются в разделе квантовой физики. Третья особенность связана с тем, что школьный раздел квантовой физики недостаточно обеспечен средствами наглядности. Практически отсутствует учебное оборудование для демонстрационного и лабораторного экспериментасозданные много лет назад диаи кинофильмы существенно устарели, в то время как сообщения СМИ могут служить дополнительными средствами наглядности при изучении данной темы.

Таким образом, научно-педагогическое противоречие состоит в необходимости использования компонентов медиаобразования при изучении школьного курса физики и отсутствием научно обоснованной методики их применения в учебном процессе. Это определило выбор темы исследования «Использование компонентов медиаобразования при изучении квантовой физики».

Проблема исследования заключается в разрешении противоречия между необходимостью использования элементов медиаобразования при изучении квантовой физики в условиях возрастания потока информации и недостаточной разработанностью методики интеграции в школьный курс физики.

Объект исследования: процесс обучения физике в средней школе.

Предмет исследования: процесс интеграции медиаобразования в школьный курс квантовой физики.

Цель исследования состоит в разработке методики использования компонентов медиаобразования при изучении квантовой физики.

Гипотеза исследования. Если при изучении школьного курса квантовой физики использовать компоненты медиаобразования, то наряду с формированием информационных умений будет обеспечено достижение планируемых результатов обучения, т.к. последовательное и систематическое решение задач интегрированного медиаобразования на уроках физики обеспечит практическую реализацию связи обучения с жизнью и межпредметных связей и позволит увеличить наглядность обучения школьников основам квантовой физики.

Задачи исследования: 1. Проанализировать и обобщить опыт использования сообщений СМИ в обучении физики.

2. Определить условия включения компонентов медиаобразования в процесс изучения квантовой физики на основе анализа содержания сообщений СМИ.

3. Разработать методическую систему включения компонентов медиа-образования в процесс обучения физике с учетом изменения содержания деятельности учащихся.

4. Экспериментально проверить разработанную методику. Методологической основой исследования стали основы системного подхода (И. В. Блауберг, Э. Г. Юдин [11]), важнейшие принципы дидактики, идеи личностно ориентированного обучения (Е. В. Бондаревская [14], С. В. Панюкова [170- 171], И. С. Якиманская [263]), Концепция физического образования, разработанная в лаборатории физики и астрономии ИОСО РАО [258], психолого-педагогическая теория развивающего обучения (В. В. Давыдов [57]) и теория эргономики средств обучения (В. П. Зинченко, В. М. Мунипов [154- 260]), теория создания и использования средств обучения (Т.С.Назарова [157]), Концепция практического медиаобразования (Л. С. Зазнобина [79]), труды по методологии педагогических исследований (В. В. Краевский, В. С. Леднев, В. М. Полонский [112- 126]).

Методы исследования. В ходе исследования использовались теоретические и эмпирические методы. Анализ философской, естественнонаучной, психолого-педагогической и методической литературы позволил сформулировать теоретические позиции исследования. Методы эмпирического исследования включали обобщение педагогического опыта по исследуемой проблеме, педагогический эксперимент, математическую обработку результатов исследования на основе анализа проверочных работ. Научная новизна проведенного исследования:

1) уточнены задачи изучения квантовой физики с учетом изменений в информационной сфере современного школьника;

2) определены условия включения компонентов медиаобразования в процесс изучения квантовой физики в средней общеобразовательной школе;

3) построена методическая система включения компонентов медиаобразования в процесс обучения физике с учетом изменения содержания деятельности учащихся.

Теоретическая значимость работы: обоснована возможность и определены методические условия включения компонентов медиаобразования в преподавание раздела квантовой физики в общеобразовательной школе.

Практическая значимость исследования состоит в создании методических рекомендаций учителю физики по разработке дидактических материалов на основе сообщений масс-медиа.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования обсуждались и получили одобрение на конференциях молодых ученых ИОСО РАО (2000 г.) и МГПУ (2000 г.), на заседаниях лаборатории ТСО и медиаобразования ИОСО (1998, 2000, 2002, 2003 гг.), на заседании лаборатории физики и астрономии ИОСО (1998, 2004 гг.), на курсах повышения квалификации учителей физики ЮЗ АО г. Москвы (1998;99 уч.г.). Результаты исследования внедрены в практику работы школы в виде дидактических материалов на печатной основе и методических рекомендаций к ним.

Общий объем опубликованных работ по теме исследования составил 3,5 п. л.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Условия включения компонентов медиаобразования при обучении квантовой физике в средней общеобразовательной школе представляют собой объективные факторы, отражающие существующие закономерности в сфере взаимодействия школьников с различными источниками информации и являются необходимыми и достаточными для решения образовательных задач в современной школе. Важнейшим методическим условием является наличие средств интегрированного медиаобразования и методики их использования при обучении физике.

2. Система обучения квантовой физике с компонентами медиаобразования включает цели, задачи, соответствующее содержание, средства, формы и методы учебной деятельности. Компоненты медиаобразования, интегрированные в процесс обучения квантовой физике, расширяют возможности учебного предмета в решении задач формирования общих учебных умений работы с информацией, обогащают его новыми формами и приемами.

3. Разработка комплекса средств обучения квантовой физике с компонентами медиаобразования и методика их использования должны опираться на теорию создания средств обучения и традиции российской школы в области методики обучения физике с учетом изменений в информационной сфере современного образования, выражающихся в: а) значительном расширении спектра источников информации, находящихся в свободном доступе (телевидение, газеты, журналы, Интернет и др.) — б) наличии большого объема информации физического содержания, оказывающей существенное влияние на систему формируемых в школе физических знаний и представлений о мире.

Выводы из главы 3.

В результате обобщения результатов проведенного эксперимента нами были сделаны следующие выводы.

Эксперимент подтвердил возможность использования сообщений СМИ после специальной дидактической обработки. Эта обработка заключается, главным образом, в создании заданий с учетом требований предложенной модели медиаобразования, интегрированного в курс квантовой физики.

В ходе эксперимента было отмечено, что чем больше источников используют учащиеся, тем большим разнообразием отличаются формы и методы учебной работы, тем лучше выполняются новые задания. Это свидетельствует о том, что формируемые умения приобретают более универсальный характер.

Эксперимент подтвердил доступность разработанных дидактических материалов и соответствующих форм учебной деятельности для учащихся и для использования учителями. Учащиеся успешно справлялись со всеми заданиями в процессе эксперимента, большинство из них проявили очень большой интерес к этим нетрадиционным формам учебной деятельности, особенно таким, как виртуальная лабораторная работа, модельные эксперименты, наблюдение и выполнение заданий по материалам, представленным в Интернете, домашние задания с использованием компакт-дисков с обучающими программами по физике.

После проведения эксперимента учащиеся дали высокую оценку большинству из предложенных методов. В тех классах, в которых использовался Интернет, домашние компьютеры, разные формы работы с информацией масс-медиа, учащиеся отметили недостаточность использования в учебном процессе Интернета, указав, что основным средством обучения остается учебник и мало современной научной информации попадает на урок. Это свидетельствует о том, что школьники увидели эти возможности и поняли, что обновлять современный процесс обучения необходимо.

Экспериментально было установлено, что эффективность разработанных материалов повышается, если осуществляемое учителем управление учебно-познавательной деятельностью не вступает в противоречие с методами и приемами интеграции медиаобразования в школьный курс физики и если при использовании традиционных методов и средств усиливается медиаоб-разовательный аспект;

Эксперимент позволил выявить прямую зависимость качества обучения физике от применения разработанных средств обучения и методических приемов. Результаты выполнения контрольной работы по квантовой физике оказались в экспериментальном классе на 40% выше, чем в контрольном.

Экспериментальные данные свидетельствуют о том, что разработанные методы учебной деятельности при работе с информацией из различных источников способствуют пониманию роли полученных в школе знаний в будущей жизни, что само по себе повышает мотивацию школьников в учебе.

Заключение

.

Результаты проведенного исследования подтвердили справедливость выдвинутой гипотезы и позволили сделать следующие выводы.

1. В методике обучения физике нашел отражение опыт использования сообщений масс-медиа как дополнительной учебной информации. Однако, отбор сообщений СМИ производился учителем в соответствии с дидактическим принципом научности, что не позволяло формировать у школьников умений искать и критически оценивать внешкольную информацию. Дидактический потенциал средств массовой информации в полной мере не реализован в классической методике обучения физике, хотя близость задач обучения физике и задач интегрированного медиаобразования позволяют это сделать при наличии соответствующих средств обучения, которое является основным педагогическим условием интеграции медиаобразования со школьным курсом физики.

2. Ядром методической системы обучения квантовой физики с использованием компонентов медиаобразования являются специально разработанные средства обучения. Средства обучения физике с компонентами медиаобразования должны обеспечивать все четыре вида содержания обучения, делая их более выразительными и разнообразными. Разработка средств обучения на основе сообщений масс-медиа способствует значительному расширению содержания деятельности школьников, в которой происходит движение от пассивного потребления информации к ее активному критическому анализу.

3. Педагогический эксперимент показал доступность для учащихся разработанных дидактических материалов и соответствующих им форм учебной деятельности. Эффективность разработанных материалов повышается, если осуществляемое учителем управление учебно-познавательной деятельностью не вступает в противоречие с методическими приемами, заложенными в средства обучения в процессе их разработки. Выявлена прямая зависимость качества обучения физике от применения разработанных средств обучения, что может быть объяснено повышением у школьников мотивации к изучению физики.

Показать весь текст

Список литературы

  1. С. Н. Использование межпредметных связей в преподавании физики // Ступени творчества. Архангельск, 1991. — С. 80−84.
  2. Л. И. Задачи сравнения в обучении физике // Физика в шк. — 1994. -№ 5. — С. 37−40.
  3. В. А. Использование радио в пропаганде достижений науки и техники на уроках физики // ТСО в школе. Ставрополь, 1973. — С. 97 — 102.
  4. В. Н. Из практики использования видеомагнитофона // Передовой опыт в преподавании физики в школах, профтехучилищах, техникумах. М., 1993.-Ч. 2.-С. 115−118.
  5. Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: (Методические основы). — М.: Просвещение, 1982. — 192 с.
  6. Э. Юные, медиа и медиаобразование // Средства коммуникации и проблемы развития личности ребенка: (Материалы междунар. семинара, проходившего 16−17 июля 1993 г. в Звенигороде).- М., 1994 С. 28 — 35.
  7. Д. А. Основные положения концепции личностно ориентированной педагогики // Личностно-ориентированная педагогика как интеграция наук челове-кознания и сущность педагогического образования. М., 1995. — С. 68.
  8. М. П. Опыт использования кино на уроках физики // Физика в шк. 1958.- № 1.-С. 64−65.
  9. С. А., Лыскова В. Ю., Ракитина Е. А. Информация и информационные процессы // Информатика и образование. 1998. № 6. — С. 38−50, № 7. — С. 4155, № 8. — С. 39−50.
  10. Бим-Бад Б. М., Петровский А. В. Образование в контексте социализации // Педагогика. 1996. — № 1. — С. 3−8.
  11. И. В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. — М.: Наука, 1973. —270 с.
  12. В. Б. Организация и проведение телевизионных уроков // Физика в шк. 1963.-№ 5.-С. 83−85.
  13. Н. С. Развитие философского мышления у учащихся средней школы в процессе изучения физики // Место и роль философии в учебно-воспитательной деятельности учителя. -М., 1988. С. 68−76.
  14. Е. В. Гуманистическая парадигма личностно ориентированного образования //Педагогика. 1997.- № 4. — С. 11−17.
  15. Е. А. Видеопроекты в многопрофильном лицее // Профильное обучение в условиях модернизации школьного образования: Сб. науч. трудов / Под ред. Ю. И. Дика, А. В. Хуторского. — М.: ИОСО РАО, 2003. — 368 с. — С. 305 -313.
  16. Е. А. Детская тележурналистика: аудиовизуальное творчество подростков в новой информационной среде. // Аудиовизуальная культура в спектре проблем социальной реабилитации подрастающего поколения: Сб. науч. трудов.
  17. Омск: Сибирский филиал Российского института культурологи, 2000. — 38 с. С. 14−17.
  18. Е. А. Творческая реабилитация средствами медиакультуры. — Омск: Сиб. филиал Российского ин-та культурологи, 2001. — 55 с.
  19. Е. А. Теория и методика социально-творческой реабилитации средствами аудиовизуальной культуры. — Омск: Сиб. филиал Российского ин-та культурологи, 2000. — 91 с.
  20. Е. А., Журин А. А. Состояние медиаобразования в мире. // Педагогика. — 2002. — № 3. —С. 88−98.
  21. Л. Эстетическое воспитание в преподавании физики // Физика: Еже-нед. прил. к газ. «Первое сентября». — 1993. № 5−6. — С. 4−5, № 7−8. — С. 6−7.
  22. М. М., Столярчук Д. С. Систематизация знаний с помощью графиков // Физика в шк. 1988. — № 5. — С. 43−44.
  23. Е.Г. Дети мудрее взрослых: Подросток у телевизора зритель или жертва // Сов. Россия. — 1999.-29 июля.-С.7.
  24. Борлакова 3. Применение детских игрушек и художественных картин на уроках физики // Физика в шк. 1976. — № 5. — С. 50 — 51.
  25. Э. М. Воспитание учащихся на занятиях по физике с учетом их знаний по другим предметам // Физика в шк. 1988. — № 3. — С. 42−45.
  26. Э. М. Конкурс знатоков «История физики и техники в названиях московских улиц и памятников» // Физика в шк. 2000. — № 4. — С. 53−58, № 5. — С. 53−58.
  27. Ч. Семинары атеистического содержания // Физика в шк. — 1988. № 3. -С. 28−30.
  28. А. И. Методика преподавания физики в средней школе: Теорет. основы. -М.: Просвещение, 1981.-288 с.
  29. А. Телевидение бьет ниже пояса: Манипулирование сознанием — примете времени. Технологии отточены // Парламент, газ. 1999. — 4 марта.-С.5.
  30. В. К. Организация работы с рисунками учебника: (Учебник физики) // Физика в шк. -1991.-№ 3. С. 37−39.
  31. В помощь экспертам при проведении сертификации средств обучения. Метод и критерии оценки качества учебного оборудования (Методические рекомендации) ИОСО РАО. М., 1997. С. 34.
  32. Е. А. О применении фильмоскопа ДЭФИ // Передовой опыт в преподавании физики в школах, профтехучилищах, техникумах. М., 1993. Ч. 2. — С. 147 150.
  33. Н. П. Подготовка учащихся к приему учебных телепередач на уроках физики // Физика в средней школе. Л., 1972. — С. 152 — 158.
  34. А. М., Тулуевская Л. М. Экология и атомная энергетика: урок-семинар с элементами дискуссии: физика + биология: XI кл. // Физика: Еженед. прил. к газ. «Первое сентября». 1998. -№ 22.- С. 2−3.
  35. Виртуальная школа «Кирилла и Мефодия» Электронный ресурс. // http://vschoo1.km.ru.
  36. Волгодонское замыкание // Время новостей. — 2003. — 12 ноября. СЛ. 11.
  37. А. Г. Кабинет физики. М.: Владос, 2002. — 143 с.
  38. Р. М. Взаимосвязь физики и математики как средство формирования научного мировоззрения молодежи // Студент и школа в современных условиях. -Куйбышев, 1990. С. 28−30.
  39. К. М. Дидактические требования к научно-популярным кинофильмам, применяемым в учебном процессе по физике // Проблемы совершенствования преподавания физики и математики. Баку., 1982. — С. 122−123.
  40. В. И. Использование на уроках физики почтовых марок // Физика в шк. -1976.-№ 5.-С. 50−51.
  41. Н. К., Нурминский И. И. Методика преподавания физики в 8−9 классах общеобразовательных учреждений: Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1999.- 111 с.
  42. Н. К. Теоретические основы преподавания физики в основной школе: Автореф. дис. д-ра пед. наук. М., — 1997. — 39 с.
  43. Г. М. Вопросы методологии физики в курсе физики средней школы: Кн. для учителя. -М.: Просвещение, 1987. 127 с.
  44. Н., Нарыпова И. Компьютер на уроках физики // Информатика и образование. -1990. № 3. — С. 82 — 84.
  45. М. Н. Применение таблиц физических величин в учебном процессе // Физика в шк. 1987. — № 6. — С. 62−63.
  46. Государственные образователньые стандарты в системе общего образования: (Теория и практика) / Под ред. В. С. Леднева, Н. Д. Никандрова, М. В. Рыжакова. М.: МПСИ- Воронеж: НПО «МОДЭК», 2002. — 384с.
  47. М. И. Проблема измерений и проверки гипотез при мониторинге результатов обучения // Стандарты и мониторинг в образовании. 2000.- № 3. — С. 49−54.
  48. М. И., Краснянская К. А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы. М., Педагогика. -1977.- 136 с.
  49. О., Беликов Д. Ягода фонила, нас к себе манила // Московский Комсомолец. 2002. — 3 июля. — С. 1.
  50. В. И. Использование журнала «Квант» в преподавании физики по программе 8 кл. // Физика в шк. 1972. — № 3. — С. 49 — 50.
  51. С. И. Перспективы развития эстетического образования // Перспективы развития общего среднего образования: Сб. науч. трудов. — М.: ИОСО РАО, 1998.— 160 с. —С. 78−82.
  52. С. И. Создание и методика использования комплекса средств обучения для самостоятельной работы учащихся (на примере курса «Техническая графика и основы дизайна»): Автореф. дис.. канд. пед. наук. — М. 1995. — 16 с.
  53. С. И. Телекоммуникации в условиях предпрофильной подготовки школьников // Профильное обучение в условиях модернизации школьного образования: Сб. науч. трудов / Под ред. Ю. И. Дика, А. В. Хуторского. — М.: ИОСО РАО, 2003. — 368 с. — С. 280 283.
  54. С.И. Развитие творческих и интеллектуальных способностей школьников на уроках искусства // Школа 2000. Концепции, методики, эксперимент: Сб. науч. трудов / Под ред. Ю. И. Дика, А. В. Хуторского. — М.: ИОСО РАО, 1999. — 308 с. — С. 126 129.
  55. В. В. Теория развивающего обучения. — М.: ИНТОР, 1996. — 544 с.
  56. М. Ю. Видеоматериалы на уроках физики и астрономии: методические рекомендации // Физика: Прил. к газ. «Первое сентября». 2003. — № 3. — С. 17−19.
  57. В. П. Физические задачи экологического содержания: Экол. воспитание на уроках физики // Физика в шк. -1991. № 3. — С. 26−28.
  58. Дик Ю. И. Проблемы и основные направления развития школьного физического образования в Российской Федерации: Автореф.. д-ра пед.наук. М., — 1996. -59 с.
  59. М. Д. Приемы систематизации знаний учащихся // Физика в шк. — 1989. № 6. — С. 69−72.
  60. В. М., Дукова А. В. Экологическое образование в школьном курсе физики // Педагогика. 1999. — № 5. — С. 32−39.
  61. В. А., Серветник Д. А. Новые информационные технологии как фактор успешности обучения уч-ся основам квантовой физики // Наука и шк. — 2000. № 2.-С. 38−40.
  62. Единый государственный экзамен, 2002: Контрол. измер. материалы: Физика / Авт.-сост.: В. А. Орлов, Н. К. Ханнанов. М.: Просвещение, 2003. — 220,1. с.
  63. А. М. Урок поэтическое представление «Окно в мир прекрасного» // Физика: Еженед. прил. к газ. «Первое сентября». — 2000. — № 1.- С. 35 — 36.
  64. Т. Г. Концепция интеграции медиаобразования в преподавание иностранного языка // Перспективы развития общего среднего образования: Сб. науч. трудов. —М.: ИОСО РАО, 1998. — 160 е. —С. 19−24.
  65. Т. Г. Медиаобразование и нравственное воспитание школьников // Школа 2000. Концепции, методики, эксперимент: Сб. науч. трудов / Под ред. Ю. И. Дика, А. В. Хуторского. — М.: ИОСО РАО, 1999. — 308 с. — С. 269 271.
  66. Т. Г. Экспериментальная проверка приемов интеграции медиаобразования с предметами гуманитарного цикла // На пути к 12-летней школе: Сб. науч. трудов / Под ред. Ю. И. Дика, А. В. Хуторского. — М.: ИОСО РАО, 2000. — 400 с. —С. 347−355.
  67. А. А. Включение внешкольной информации в контекст базового образования Электронный ресурс. // http://www.mediaeducation.ru.
  68. А. А. Дидактический принцип актуальности в контексте медиаобразования // Медиаобразование, интегрированное с базовым: Опыт эксперим.-исслед. работы коллектива шк. № 858. М., 2000. — Вып. 3. — С. 38 — 41.
  69. А. А. Информация и формы ее представления в курсе химии профильной школы // Профильное обучение в условиях модернизации школьного образования: Сб. науч. трудов / Под ред. Ю. И. Дика, А. В. Хуторского. — М.: ИОСО РАО, 2003. — 368 с. — С. 301 305.
  70. А. А. Научно недостоверные сообщения средств массовой информации и обучение химии Электронный ресурс. // http://www.mediaeducation.ru.
  71. А. А. О бедной рекламе замолвите слово: СМИ против химии? // Школьное обозрение. — 2003. — № 1. — С. 46.
  72. А. А. Подросток и СМИ Электронный ресурс. // http://www.mediaeducation.ru.
  73. А. А. Разработка интерактивных средств обучения химии и условия их эффективного использования: Дис. канд. пед. наук. — М., 1996. — 178 с.
  74. А. А., Бондаренко Е. А. О состоянии медиаобразования в России и мировой практике. Аналитический доклад Электронный ресурс. // http://www.mediaeducation.ru.
  75. Заглушён реактор первой в мире АЭС. Электронный ресурс. // http://www.nuclear.ru
  76. JI. С. Концепция практического медиаобразования // Перспективы развития общего среднего образования: Сб. науч. трудов. — М.: ИОСО РАО, 1998, — 160 е. —С. 24−28.
  77. JI. С. Медиаобразование в российской школе // Магистр. — 1995. № 1.-С. 64−70.
  78. Л. С. Медиаобразование в школе: Как же выжить в мире СМИ. Электронный ресурс. // http://www.mediaeducation.ru.
  79. Л. С. Медиаобразование при обучении химии // Химия в шк. 1995. -№ 2. — С. 3 — 7.
  80. Л. С. Медиаобразование. Что это такое? // Биология в шк. — 1995. № 5.-С. 21 -23.
  81. Л. С. Общее и особенное в медиаобразовании // Школа 2000. Концепции, методики, эксперимент: Сб. науч. трудов / Под ред. Ю. И. Дика, А. В. Хуторского. — М.: ИОСО РАО, 1999. — 308 с. — С. 263 269.
  82. Л. С. Применение учебных кинофильмов в комплексе с другими учебными пособиями // Дидактические проблемы применения экранных и звуковых пособий в учебном процессе. М.: 1969. ь С. 89 — 99.
  83. Л. С. Стандарт медиаобразования, интегрированного с различными школьными дисциплинами. // Стандарты и мониторинг в образовании. — 1998. — № 3. —С. 26−34.
  84. Л. С. Школа и СМИ: // Педагогика.-1999.- № 5. с. 72 75.
  85. Л. С. Экранные пособия на уроках химии. М.: Просвещение, 1977. — 176 с.
  86. Л. И. Об использовании кинофильмов и диапозитивов // Физика в шк. — 1959.-№ 6.-С. 81−83.
  87. . А. Хочешь взять власть? Бери школу! // Нов. известия. -1999.- 23 сентяб-ря.-С.5.
  88. Н. М. Формирование у уч-ся естественнонаучного мышления. // Передовой опыт преподавания физики в школах, профтехучилищах, техникумах М., 1993.-Ч. 1.-С. 24−29.
  89. А. Ф. Ознакомление учащихся с материалами периодической печати, радио и телевидения // Физика в шк. — 1980. № 5. — С. 56 — 57.
  90. И. А. Использование телевидения в учебном процессе // Физика в шк. -1964.-№ 5.-С. 111.
  91. В. Р. О таблицах по межпредметным связям «Взаимосвязи при изучении общих законов природы в школе // Физика в шк. 1989. — № 6. — С. 99 — 104.
  92. Информационное общество: Информационные войны. Информационное управление. Информационная безопасность. /Под ред. М. А. Вуса.-СПб.: Издательство С. Пертербургского университета, 1999.
  93. Использование ТСО в учебном процессе // Известия Академии пед. наук РСФСР. 1963. — Вып. 128. — С. 114.
  94. Итоговое тестирование московских выпускников. В. Н. Белобородов, Р. В. Коно-плич, В. А. Орлов, А. О. Татур (МОиПО РФ, МИПКРО). Физика. Приложение к газете «Первое сентября» № 40, октябрь 1999. С. 1−2, 12.
  95. М. Из чего все состоит // Наука и жизнь. 2003. — № 10. — С. 20−27, № 11.-С. 100−107.
  96. С. В., Песин А. И. Использование задач с недостающими и избыточными данными // Физика в шк. 2000. — № 5. — С. 22 — 25.
  97. Г. М., Жумадилова И. Т. Задачи по физике о живой природе // Физика в школе. 2002. — № 5. — С. 49 — 50.
  98. Г. Д. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. — М.: Просвещение, 1980. — 159 с.
  99. И. Г. Использование энциклопедических словарей для юношества на уроках физики // Физика в шк. — 1981. № 3. — С. 81 — 83.
  100. Е. Б. Роль курса физики в экологическом образовании // Экология и естествознание в общеобразовательной школе СССР ПНР. — М., 1990. — С. 57 -64.
  101. П. Т. Использование телевидения в учебном процессе // Физика в шк.- 1964.- № 6. -С. 106.
  102. Компьютерные телекоммуникации — школе: Пособия для учителя Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева и др.- Рос. Акад. Образования, Ин-т средств обучения. М.: Ин-т средств обучения РАО, 1995. — 167 с.
  103. JI. С., Коржуев А. В., Рязанова Е. JI. Пресс-конференция «Физика и медицина» // Физика в шк. 1999. — № 5. — С. 60 — 64.
  104. Ю. А. Задачи исторического содержания // Физика в шк. 1994. -№ 2.-С. 71−73.
  105. Ю. А. Эстетическое воспитание учащихся // Физика в школе. -2000.-№ 3.-С. 25 -29.
  106. В. В,. Полонский В. М. Методология для педагога: теория и практика: Учеб. пособие / Под ред. П. И. Пидкасистого- Рос. Акад. Образования, Волгогр. гос. пед. ун-т. М.: Волгоград: Перемена, 2001. — 323 с.
  107. Кровь больных будут разгонять по организму лазером // Московский Комсомолец. 2002. — 12 июля. — С. 1.
  108. Э. П. .Какое, милые, столетье на дворе?. // Физика: Прил. к газ. «Первое сентября». 1997. № 40.- С. 1,6−7.
  109. Э. Чина лишу и кнутом драть велю // Ломоносов. 2003. — № 7 -8.-С. 18−21.
  110. Кругосвет. Электронная энциклопедия Электронный ресурс. // http://www.krugosvet.ru/about.htm.
  111. В. А. Из опыта использования фото, кино и радио в школе // Физика в шк. 1964. — № 2. — С. 87 — 89.
  112. JI. И., Кузнецов М. Е. Систематизация учебного материала // Физика в шк. 1999. № 6. — С. 21 — 23.
  113. Я. И. Образование и реформа // Наука и жизнь. 2002. — № 11. — С. 32−34.
  114. Т. Великий, могучий. язык физических формул: Авт. метод, прием // Учитель. 1998. № 1. С. 36 — 40.
  115. И. В. Формирование научного мировоззрения.: Взаимосвязь физики, химии и биологии при изучении молекулярной и квантовой физики: X и XI кл. // Физика: Еженед. прил. к газ «Первое сентября». 1998. — № 26.- С. 13 — 14.
  116. Лазерная пушка. Электронный ресурс. // httn://phvs.web.ru/db/rrisg/1 184 007/
  117. И. Я. Использование компьютеров в обучении физики / Проблемы совершенствования процесса обучения в средней школе. Л., 1987. — С. 137−144.
  118. В. С. Научное образование: развитие способностей к научному творчеству. Издание второе, исправленное М.: МГАУ, 2002. — 120 с.
  119. В. С., Кузнецов А. А., Бешенков С. А. О теоретических основах содержания обучения информатике в общеобразовательной школе // Информатика и образование. 2000.- № 2. — С. 13 — 16.
  120. В. С., Кузнецов А. А., Бешенков С. А. Состояние и перспективы развития курса информатики в общеобразовательной школе // Информатика и образование. 1998. — № 3. — С. 76 — 78.
  121. А. Н. Роль истории физики в гуманизации процесса обучения в средней школе // Теория и практика развития регионального образования: проблемы и перспективы. Екатеринбург, 1996. — Кн. 1. — С. 117−121.
  122. И. Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981.- 186 с.
  123. Е. В. Методика работы с учебным фильмом по физике // Физика в шк. 2001. — № 7. — С. 49 — 53.
  124. М. И. Работа с кодограммами и слайдофильмами на обобщающих уроках // Передовой опыт преподавания физики в школах, профтехучилищах, техникумах. М., 1993.-Ч.З.- С. 134- 145.
  125. Н. Л. Краеведческая работа по физике // Совершенствование процесса обучения физике и подготовки учителя в свете реформы школы. — Бишкек, 1991.-С. 42−46.
  126. А. П. Видеомагнитофон на уроках физики // Физика в шк. 1988. -№ 3.-С.40−41.
  127. Д. Непротивление в один «ОМ», или Чем они нас ПТЮЧуют // Лит. газ.- 1999.-С.14.
  128. М. Б., Львовская Г. Ф. Преподавание физики с использованием компьютера // Информатика и образование. 1999. — № 5. — С. 49 — 54.
  129. М. Атеистическое воспитание учащихся в процессе обучения физике // Физика в шк. 1987. — № 5. — С. 41 — 45., 1988. — № 3. — С. 28 — 31., 1989.- № 6. С. 37 — 46.
  130. Р. И. Проблемное обучение и историзм в преподавании физики // Проблемы развития творческого мышления студентов и учащихся в процессе обучения физике. Курган, 1998. — С. 13−22.
  131. А. С. Научно-популярные кинофильмы и киножурналы в преподавании физики // Физика в шк. 1957. — № 2. — С. 90 — 94.
  132. М. Л. Применение кино на уроках физики в средней школе // Физика в шк. 1959. — № 5. — С. 58 — 62.
  133. Л. Обучение языку средств массовой информации // Специалист. 1993. — № 4. — С. 22 — 23.
  134. М. И. Современный урок. — М.: Педагогика. 1985.- 183 с.
  135. . А.А. Теоретические основы создания и применения технологий обучения физике: Моногр. / Под ред. Н. С. Пурышевой. — М.: Прометей, 1999. -136с.
  136. М.О. Подросток в информационной среде: (Эксперим. Исслед.).- М.:УМК «Психология», 1999.-51 с.
  137. Медиаобразование / Л. С. Зазнобина, А. А. Журин, И. А. Милютина и др.- Под ред. Л. С. Зазнобиной. М.: МИПКРО, 1996. — 80 с.
  138. Межпредметные связи курса физики в средней школе / Под ред. Ю. И. Дика, И. К. Турышева. -М.: Просвещение, 1987. 191 с.
  139. Методика преподавания физики в 8−10 классах средней школы / В. П. Орехов, А. В. Усова, И. К. Турышев и др.- Под ред. В. П. Орехова и А. В. Усовой В 2 Ч. М.: Просвещение, 1980. — 320 с.
  140. Методика преподавания физики и астрономии в 7−9 классах общеобразовательных учреждений: Кн. для учителя / А. А. Пинский, Н. К. Гладышева, И. Г. Кириллова, и др.- Под ред. А. А. Пинского, И. Г. Кирилловой. М.: Просвещение, 1999.- 110 с.
  141. Д. Г. Использование материалов радиопередач на уроках физики // Физика в шк. 1968. — № 5. — С. 42.
  142. Е. А. Из опыта привлечения уч-ся к работе с учебником физики // Физика в школе. 1988. — № 5. — С. 40−43.
  143. В. Н. Савелова Е. В. История физики в средней школе. М.: Просвещение, 1981.-205 с.
  144. В. М., Зинченко В. П. Эргономика: человекоориентированное проектирование техники, программных средств и среды: Учебник. — М.: Логос, 2001. —356 с.
  145. JI. Ф., Мягченков В. В. Внеклассное занятие «Ядерная энергетика и ее экологические проблемы» // Физика в шк. 1999. — № 2. — С. 47 — 48.
  146. А. Г. Организация демонстрационного химического эксперимента с использованием комплекса средств информационных технологий: Дис.. канд. пед. наук. — М., 2003. — с.
  147. Т. С., Полат Е. С. Средства обучения: Технология создания и использования. М.: Изд-во УРАО, 1998. — 204 с.
  148. В. Н. Использование фрагментов телепередач // Передовой опыт в преподавании физики в школах, профтехучилищах, техникумах. М., 1993. — Ч. 4.-С. 155- 156.
  149. В. Н. Использование фрагментов телепередач на уроках физики // Физика в шк. 1984. — № 5. — С. 52 — 53.
  150. И. И. Использование хрестоматийного материала при объяснении учащимся природы света // Физика в шк. 1976. — № 1. — С. 34 — 38.
  151. И. И., Гладышева Н. К. Физика: Учеб. материалы для классов гуманит. профиля. М.: Ин-т общеообразоват. шк., 1994. — Ч. 1. — 149 с.
  152. И. И., Гладышева Н. К. Физика: Учеб. материалы для классов гуманит. профиля. М.: Ин-т общеообразоват. шк., 1995. — Ч. 2. — 155 е., Ч. 3. -160 с.
  153. Образовательный стандарт среднего (полного) общего образования по физике. Базовый уровень Электронный ресурс. // www.ed.gov.ru.
  154. О. В., Черняновская M. М., Черняновский В. И. Систематизация и обобщение знаний учащихся на основе структурно-логического подхода// Повышение эффективности обучения в средней школе. -JI., 1989. — С. 83−91.
  155. Основные тенденции развития систем образования в мировой педагогической практике Электронный ресурс. // http://www.ioso.ru/distant/intbook/ch2dop3.htm.
  156. Е. В. Моделирование учебного процесса по физике в средней общеобразовательной школе. / Пермь, 2001. Ч. 1.: Содержание обучения и основные тенденции его совершенствования: учебное пособие по спецкурсу. -97 с.
  157. Е. В. Моделирование учебного процесса по физике в средней общеобразовательной школе. / Пермь, 2001. Ч. 2: Система методов обучения, — 198с.
  158. А. И., Сергеев А. В. Составление учащимися вопросов и задач по физике при работе с учебником // Физика в шк. 1987.- № 3. — С. 47 — 48.
  159. Н. И. Физика и лирика // Физика: Еженед. прил. к газ. «Первое сентября» 1997. № 19, — С. 2 — 3.
  160. С. В. Информационные и коммуникационные технологии в личностно ориентированном обучении. М.: Изд-во ИОСО РАО, 1998. — 225 с.
  161. С. В. Концепция реализации личностно ориентированного обучения при использовании информационных и коммуникационных технологий. М.: Изд-во ИОСО РАО, 1998. — 120 с.
  162. В. В. Теория и практика организации учебно-познавательной деятельности учащихся в процессе обучения биологии: Автореф. дис.. доктора педагогических наук. — М., 1994, — 35 с.
  163. Д. И., Корж Э. Д. Задания для развития мышления и форимрова-ние диалектико-материалистического мировоззрения // Физика в шк. 1990. — № 1.-С. 22−27.
  164. Н. П. Разработка образовательной технологии «Компьютерная анимация как средство медиаобразования»: Дис.. канд. пед. наук. — М., 1995. —142 с.
  165. В. М. Пословицы и поговорки на . занятиях по физике // Физика в шк. 1989. — № 6. — С. 87.
  166. Г. П., Попов А. П. Создание особой схемы как одна из форм систематизации знаний // Физика в шк. 1998. — № 5. — С. 32 — 34.
  167. Т. А. Из опыта интеграции учебных предметов // Физика в шк.2000. № 7. -С. 48−50.
  168. Л. П. Основы методики применения экранно-звуковых средств в школе: (Пособие для руководителей школ).- М.: Просвещение, 1979. — 176с.
  169. П. А. Развитие речи на уроках физики // Физика: Еженед. прил. к газ. «Первое сентября». 2002.- № 10 .- С. 1−3.
  170. Г. Н. Произведения изобразительного искусства на уроках физики //Физика в шк. 1984. -№ 6.-С. 38−41.
  171. Г. Н. Развитие образной речи учащихся в процессе изучения физики //Физика в шк. 1991. — № 2. — С. 17−19.
  172. Ю. Задачи и задания, базирующиеся на демонстрационных опытах // Физика в шк.- 1993. № 1. — С. 56−57.
  173. Н. С., Дьякова Е. А. Технология обобщающих знаний учащихся на уровне методологических принципов // Пед. образование и наука. —2001.-№ 3.-С. 21 -24.
  174. Радиоактивность. Электронный ресурс. // http://stch-chat.chat.nj/Prois.htm.
  175. В. Г. Информационная технология в образовании: возможности, перспективы, проблемы // Компьютер и образование: Сб. науч. статей / Под ред. В. Г. Разумовского. М.: Изд-во АПН СССР, 1991, -117 с.
  176. В. Г. Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения физике / М.: Просвещение, 1975. — 272 с.
  177. И. В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы- перспективы использования. М.: Школа-Пресс, 1994. -205 с.
  178. М. И., Гончаренко С. У., Сенкевич. Использование Большой советской энциклопедии в преподавании физики // Физика в шк. 1980. № 2. — С. 88 — 90.
  179. Г. А. Вопросы экологии на уроках физики // Физика в шк. 1995. -№ 4.-С. 13−14.
  180. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. / Гл. ред. В. В. Давыдов. М.: Большая рос. энцикл., 1993.- Т.1. — 607,1. с.
  181. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т./ Гл. ред. В. В. Давыдов. — М.: Большая рос. энцикл., 1999. Т. 2. — 6691. с.
  182. Россия обречена на использование атомной энергии Электронный ресурс. http://www.nuclear.ru
  183. С. В., Рыжов В. А. Викторина «Знаменитые физики тысячелетия» // Физика в шк. 2000. — № 8. — С. 54 — 57.
  184. А. П. Физика: Кл. 9−11.: Пособие для общеобразоват. учеб. заведений. 3-е изд. — М.: Дрофа, 1999. — 203, 2. с.
  185. Савин. Зомби у телевизора // Известия: Моск.вып.-1999. 24 дек. — С. 6.
  186. П. Г. Физика: Учеб. для 9 кл. сред. шк. М.: Просвещение, 1990. -172 с.
  187. Т. М. Элементы экологии в курсе физики: 7−11 кл.: Базовый курс // Физика: Еженед. прил. к газ. «Первое сентября». 2001. — № 4L- С. 5 — 6.
  188. Система Средств Массовой Информации России. Учебное пособие для вузов / Под ред. Я. Н. Засурского Электронный ресурс. // http://evartist.narod.ru/text/61 .htm.
  189. Я. От теории к практике обучения в средней общеобразовательной школе: Пер. с чешек. — М.: Педагогика, 1983. — 88 с.
  190. А. В. Графическое изображение и чтение электрических схем // Физика в шк. 1995. — № 1. — С. 65 — 67.
  191. А. П., Захаров О. В. Веселый бал и вдумчивый урок: Физические задачи с лирическими условиями для развития интеллектуальных и эвристических способностей учеников старших классов средних школ, лицеев и колледжей. М.: Кругозор. 1994. — 176 с.
  192. Н. Ю. Информационные технологии в обучении физике // Ученик в обновляющейся школе: Сборник научных трудов. / Под ред. Ю. И. Дика, А. В. Хуторского. М.: ИОСО РАО, 2002. — 488 с.
  193. Н. Ю. Как активизировать познавательную деятельность учащихся // Педагогика. 2001. — № 7. — С. 32−36.
  194. Н. Ю. Ресурсы Интернета и обучение физике // Физика в шк. 2001.-№ 6.-С. 70−75.
  195. Н. Ю. Формирование умения школьников обращаться с информацией // Физика в шк. 1999. № 2. — С. 27 — 30.
  196. А. В. Государство, средства массовой информации и образование: Проблемы кинообразования в вузе и в шк. Сб. науч. тр. / Под ред. С. М. Одинцовой. — Курган: Изд-во Курган, ун-та, 1997.- С. 13 19.
  197. Средства массовой информации и молодежь: Библиогр. указ.- М., 2000.-Вып. 2. — 40 с.
  198. Тенденции и перспективы развития средств обучения на период до 2005 года./ Под ред. В. С. Леднева.- М.: НИИ СОиУК АПН СССР, 1990. 133 с.
  199. Термояд в пробирке //. Наука и жизнь — 1990. — № 3. — С. 18−24
  200. К. М. Исследование уровня медиаобразовательной подготовки младших школьников // Школа 2000. Концепции, методики, эксперимент: Сб. науч. трудов / Под ред. Ю. И. Дика, А. В. Хуторского. — М.: ИОСО РАО, 1999. — 308 с. — С. 291 298.
  201. К. М. Результаты эксперимента по формированию первоначальных информационных умений у младших школьников // На пути к 12-летней школе: Сб. науч. трудов / Под ред. Ю. И. Дика, А. В. Хуторского. — М.: ИОСО РАО, 2000. — 400 с. — С. 355 362.
  202. К. М. Условия эффективного использования диафильмов и диапозитивов в учебном процессе общеобразовательной школы: Дисс.. канд. пед. наук. — М., 1970.
  203. С. А. Дидактический материал по физике: Физика в худ. лит.: 7−11 кл. -М.: Просвещение, 1996. 95 с.
  204. С. А. Оптика и изобразительное искусство // Физика в шк.2000. № 1. -С. 37−42.
  205. С. А. Физические вопросы и задачи к текстам из сказок и легенд // Физика в шк. 1995. — № 5. — С. 26 — 28.
  206. С. А. Экологические таблицы по физике // Физика в шк. -1998. № 3. — С. 25 — 29.
  207. С. А., Яворский Б. М. Физика: 11 кл.: Учеб. для учащихся общеобразоват. Учреждений. М.: Шк. Пресса, 2000. — 252 с.
  208. Требования к уровню выпускников. Общеобразовательный уровень: (Проект) Электронный ресурс. // http://physics.ioso.rU/physics/standartb.htm#where.
  209. В. Н. Вечер-панорама «Вопросы физиков к историческим фактам и событиям» // Физика в шк. 2003. — № 1. — С. 55 — 59.
  210. Е. С. Физика и лирика // Физика: Еженед. прил. к газ. «Первое сентября». 1998. — № 31.- С.З.
  211. Ю. Н. Кинообразование как средство эстетического воспитания и художественного развития школьников: Дис. док. пед.наук. — М., 1989. — 362 с.
  212. А. В. Формирование у школьников физических понятий в процессе обучения. М.: Педагогика, 1986. 176 с.
  213. JI. Д. О межпредметных связях физики и химии // Физика в шк. 1988.- № 6.-С. 59 -62.
  214. А. А. Курс физики на основе интеграции естественнонаучных знаний // На пути к 12-летней школе: Сб. науч. трудов — М., 2000. С. 116 -124.
  215. А. В. Медиаобразование: история, теория и методика. — Ростов-на-Дону: Изд-во ООО «ЦВВР», 2001. — 708 с.
  216. А. В. Терминология медиаобразования. // Искусство и образование. — 2000. — № 2. — С. 33 38.
  217. Физика: оптика, атомная физика, колебания и волны. Электронный ресурс.- / Магнамедиа. М., 2001. — эл. опт. диск (CD-ROM).
  218. С. Р. Щербаков Р., Н. Историзм в преподавании физики в средней школе: тенденции и проблемы // Педагогическое образование. М., 1991. -Вып. 4.-С. 33 -39.
  219. Фотоэффект Электронный ресурс. // http://www.saslib.ru/ref7arh/41/VDV-1372/Index.html.
  220. Хрестоматия по физике: Учеб. пособие для учащихся 8−10 кл. / Сост.: А. С. Енохович, О. Ф. Кабардин, Ю. А. Коварский др.- под ред. Б. И. Спасского. -М.: Просвещение, 1982.- 223 с.
  221. В. С видом на кладбище // Московский Комсомолец. 2002. — 3 июня. — С. 1
  222. Т. Н. Задачи с художественным содержанием на уроках физики // Учеб. физика.-2001. -№ 1.-С.41 -52.
  223. С. Г Вопросы теории и практики создания и использования систем средств обучения. М., 1973.
  224. С. Г. Вопросы теории и практики создания и использования системы учебного оборудования в советской общеобразовательной школе. — М.: Педагогика, 1973.
  225. А. В. Концепция медиа-образования во II ступени средней общеобразовательной школы (первоначальный вариант). М.: НИИ СО и УК АПН СССР, 1991.-23 с.
  226. А. В. Медиаобразование: мировой и отечественный опыт. М.: АПН СССР, НИИ СО и УК НИИ ХВ. 1990. — 65 с.
  227. Н. В. Задания по физике, направленные на обучение учащихся сравнению, конкретизации, обобщению // Творчество учителя как необходимое условие совершенствования учебно-воспитательного процесса. М., 2000. — Вып. 7. — С. 78 — 82.
  228. Н., Щербаков Р. Эстетическое начало в обучении физики // Физика: Еженед. прил. к газ. «Первое сентября». 1993. — № 13−14. — С. 2 — 3.
  229. Н. М. Дидактические проблемы применения технических средств обучения в средней школе. М., Педагогика, 1973. — 268 с.
  230. Н. М. Технические средства обучения. М., Знание. — 1975. — 63 с.
  231. Н. М. Учителю о дифференцированном обучении: (Метод, рекомендации). — М.: 1989. 65 с.
  232. Н. И. Магнитофон на учебных занятия по физике // Передовой опыт преподавания физики в школах, профтехучилищах, техникумах. М., 1993. -4 3.-С. 150- 154.
  233. Н. И. Научно-популярные фильмы и диафильмы по физике // Народное образование. 1972. — № 5. — С. 74 — 76.
  234. Н.И. Экранно-звуковые пособия в обучении физике: книга для учителя.-М.: Просвещение, 1985.
  235. Р. Н. Наука против антинауки на уроках физики // Физика в шк. — 1993. -№ 3. — С. 24−31.
  236. Р. Н., Филонович С. Р. Учиться на ошибках и заблуждениях творческой личности: / Воспитание уч-ся на уроках физики на примерах жизни ученых-физиков // Физика в шк. 1992. — № 3 — 4. — С. 25 — 29.
  237. Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе: Учеб. Пособие для студентов пед. Ин-тов.- М.: Просвещение, 1979.- 160 с.
  238. Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М.: Педагогика, 1988.- 205 с.
  239. Эксперимент: Требования к уровню подготовки выпускников. Обязательный минимум содержания образования: Новое содерж. образования: Проект. -М.: Просвещение. 2001. — 272 с.
  240. Эмоциональное воздействие массовой коммуникации: педагогические проблемы: Материалы семинара, провед. 18 окт. 1977 г. в г. Москве. М., 1978. — 124 с.
  241. Эргономика. Принципы и рекомендации: Методические рекомендации. — М.: В/О «ВНЕШТОРГРЕКЛАМА», 1983. — 184 с.
  242. Явление фотоэффекта. // Электронный ресурс: http://www.sc.ehu.es/sbweb/fisica/cuantica/fotoelectrico/fotoelectrico.htm
  243. .М., Тихомирова С. А. Физика: Учеб. для учащихся гуманит. классов: 10 кл. М.: Шк.-Пресс, 1997. — 287 с.
  244. И. С. Личностно ориентированное обучение в современной школе.-М.- 1996.-95 с.
  245. Educational Media International. Media and Information Technology in the Curriculum Towards an Integration. — # 34. — 1997/
  246. Kubey R. The Case For Media Education // Электронный ресурс: http://interact.uoregon.edu/medialit/mlr/readings/articles/kubey.html.
  247. Lederer L. Media Education Around the World: What are other countries doing? // Электронный ресурс: http://www.medialit.Org/readingroom/articlel27.html#bio
  248. Media Education Around the World // Электронный ресурс: http://www.media-awareness.ca/eng/med/bigpict/worlmtxt.htm.
  249. Media education worldwide. // Электронный ресурс: http://www.mediaed.org.uk/posteddocuments/world.html
  250. Media Literacy Key Concepts // Электронный ресурс: http://www.media-awareness.ca/english/ teachers/ medialiteracy/keyconcept.cfm
  251. Telia S. Media nykypaivan koulutuksessa (Mediain Today’s Education) // Proceedings of a Subject-Didactic Symposium in Helsinkion Feb. 14, 1997. Department of Teacher Education. University of Helsinki. Research Report 178, 11−21.
Заполнить форму текущей работой