Формирование познавательного интереса у студентов вузов культуры и искусств
Диссертация
Важнейшая роль в формировании познавательного интереса принадлежит современным педагогическим технологиям. Проведенный анализ показал, что эффективность разработки курсов зависит от многих параметров, прежде всего тем, насколько содержание учебно-творческой деятельности соответствует её целям, насколько полно и обоснованно используются новые технологические возможности формирования… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Теоретические основы формирования познавательного интереса у студентов вузов культуры и искусств
- I. Вузы культуры как субъекты развития познавательного интереса у студентов
- 2. Понятие «Формирование познавательного интереса у студентов вузов культуры и искусств»
- 3. Деятельность — как основание формирования познавательного ^ интереса в вузах культуры и искусств
- Глава II. Основные направления совершенствования деятельности вузов культуры и искусств по формированию познавательного интереса у студентов
- I. Личностноориентированный деятельностный подход к формированию познавательного интереса в вузах культуры и искусств
- §-2.Педагогические технологии формирования познава-# тельного интереса у студентов вузов культуры и искусств
- 3. Методы формирования познавательного интереса в вузах культуры и искусств
Список литературы
- Авдеев В. Психотехнология решения проблемных ситуаций. М.: Феликс, 1992.
- Азаров Ю.П. Педагогика любви и свободы. М.: Топикал, 1994.
- Актуальные проблемы культуры XX века. М.: Знание, 1993.
- Амонашвили Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. Минск: Университетское, 1990.
- Ананьев В.И. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977.
- Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Казань, 1988.
- Андреева Г. М. Социальная психология. М.: Просвещение.1992.
- Ариарский М.А. Высшая школа на новом этапе реализации воспитательного потенциала культуры и досуга, Л.: ЛГИК, 1991.
- Арнольдов А.И. Человек и мир культуры: Введение в культурологию: М.: МГИК, 1992.
- Артановский С.Н. На перекрестке идей и цивилизаций. СПб, 1994.
- Артюхов М.В. Гуманистические основы управления образованием: Монография. М.- Новокузнецк: Изд-во ИПК, 1998.
- Асеев В.Б. Мотивация поведения и формирования личности. -М.: Просвещение, 1996.
- Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. М.: Изд-во МГУ, 2000.
- Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М., Воронеж, 1996.
- Балакшин А.С. Методологические организационные аспект современной культурной политики / Рос. акад. гос. службы. М., 1995.
- Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1989.
- Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. М.: Педагогика, 1982.
- Бакланова Н.К. Психолого-педагогические основы профессионального мастерства специалистов культуры художественного профиля. Автореф.дисс. .докт. пед. наук. М., 1997.
- Бакланова И.К. Профессиональное мастерство работника культуры. Учебное пособие. М., МГУК, 1994.
- Бакланова Т.Н. Теоретические основы педагогического руководства художественной самодеятельностью: Автореф. дисс.. докт. пед. наук. Л., 1990.
- Безбородова Я.А. Теория и методика дирижёрско-хоровой подготовки студентов к музыкально-просветительной деятельности. Автореф. дисс, на соиск. уч. степ, доктора пед. наук. М., МГУКИ, 1997.
- Берне Р. Развитие Я концепции и воспитания. — М.:1. Прогресс, 1986.
- Беспалько B.C. Основы теории педагогических систем, Воронеж, 1977.
- Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. -М.: Просвещение, 1982.
- Бодаев А.А. Психология личности. М.: Изд. МГУ, 1988.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. -М.: Просвещение, 1968.
- Буева Л.П. Человек, деятельность и общение. М.: МГУ, 1986.
- Вертловский С.Г. Общее образование взрослых: стимулы и мотивы. М.: Педагогика. — 183 с.
- Вительс Ф. Фрейц. Его личность, учение и школа. Л.:
- Эго". Прометей, 1991. 197 с.
- Выготский Л.С. Собр. соч., М.: 1982. Т.2.
- Выготский Л.С. Психология искусства,— М.: Искусство, 1968.
- Воронцов А.В. Образование: углубление кризиса. (Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Наука, культура, образование на рубеже XXI века»). СПб. СПбГУП. 1995.
- Высшее и среднее профессиональное образование в Российской Федерации. Стат. справ, по сост. на I окт. 1997 г. М., 1998.
- Гайденко П.П. История науки в контексте культуры. М.: ИФАН. 1990.
- Гершунский Б.С., Шейерман Р. Общечеловеческие ценности в образовании. Педагогика. 1992.
- Гершунский Б.С. Перспективы развития системы непрерывного образования. М.: Педагогика, 1990.
- Глоссарий терминов по технологии образования. Париж:1. ЮНЕСКО. 1986.
- Гомелаури М.Л. К вопросу о мотивационном значении социальных ожиданий. Автореф. дисс. .канд. пед. наук. Тбилиси, 1967.
- Гражданское образование: содержание и активные методы обучения / Межрегион, ассоц. «За гражд. образование». -М., 1998.
- Гулыга JI. Философия в поисках смысла жизни // Диалог.-1990, № 12.
- Гурева Р.Г. Социологические проблемы воспитания. М.: Педагогика. 1981.
- Давыдов В В. Проблему обучающего обучения. М.: 1986.
- Дако П. Новое искусство жить. Пер. с франц. М.:
- Институт практической психологии. 1995.
- Дискин И.Е. Культура: Стратегия социально-экономического развития. -М.: Экономика. 1990.
- Жарков А.Д. Организационно-методические основы культурно-просветительной деятельности. Дисс. .докт. пед. Наук. J1., 1990.
- Жарков А.Д. Организация культурно-просветительной работы. М., Просвещение, 1989.
- Жарков А.Д. Технология культуры досуговой деятельности. МГУК, 1998.
- Жаркова JI.C. Коммерческая деятельность учреждений культуры. Учебное пособие. М.: МГУКИ, 1994.
- Жаркова JI.C. Деятельность учреждений культуры. Учебное пособие. М.: МГУКИ, 1998.
- Жданов Ю.А. Наука, культура, образование: достижения и перспективы. М.: Знание, 1980.
- Ждан А.Н. История психологии: От античности до нашихдней. М: Изд-во МГУ, 1990.
- Журавлев В.И. Педагогика в системе наук о человеке"-М.: Педагогика, 1990. 168 с.
- Загвязинский В.И. Методология и методика дидактического исследования. М.: Педагогика, 1982. — 282 с.
- Занков JI.B. Избранные педагогические труды. Сост. М. В. Зверева, Н. К. Индик. М.: Педагогика, 1990.
- Запесоцкий А. С. Файн А.П. Эта непонятная молодежь. М. Советская Россия, 1990.
- Запесоцкий А.С. Молодежь в современном мире: Проблемы социальной интеграции в индивидуализации. СПб. СПбГУП. 1996.
- Запорожец А.В. Избранные психологические труды. В двух томах. Том I. М.: Педагогика, 1986.
- Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. М: Политиздат, 1986.
- Зинченко Т.П. Становление и развитие системы непрерывного образования (социально филос. аспект): Автореф. дис.. канд. филос. наук. — Роотов — на — Дону, 1983.
- Ильин B.C. Формирование личности школьника (целостный процесс). М.: Республика, 1993.
- Каган М.С. Мир общения. М.: Политиздат, 1988.
- Каган М.С. Человеческая деятельность. (Опыт системного анализа). М.: Политиздат, 1974.
- Каган М.С. Что должно быть в основе? Вестник высшей школы. 1990. — май.
- Каган М.С. «Образование, воспитание, культура», СПб, Гуман. ун-т профсоюзов, 1995.
- Калинкин Е.В. Высшая школа в системе непрерывного образования: Научно-теорет. пособие. -М.: Высш. школа, 1990.
- Каминская Н.Д. Общее и специфическое в социокультурной деятельности в сфере досуга в странах Восточной Европы. (Вторая половина 80-х годов). Автореф. дисс,. канд. пед, наук. Л. 1990.
- Кан-Калик В.А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. -М.: Педагогика, 1990.
- Карнеги Д. Как завоевать друзей. М., 1989.
- Карнеги Д. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично / Пер. с англ. М., 1990.
- Киселева Т.Г., Красильников Ю. Д. Основы социально-культурной деятельности. М.: МГУК, 1995.
- Кинелёв В.Г. Объективная необходимость. История, проблемы и перспективы реформирования высшего образования России. -М., Республика, 1995.
- Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М., 1994.
- Коллектив. Личность. Общение: Словарь социально психологических понятий: — Л.: Лениздат, 1987.
- Кон И. С. Открытие «Я» М.: Мысль, 1978.
- Конович А.А. Театрализованные праздники и обряды в СССР. М.: Высшая школа, 1990.
- Конович А.А. Театрализация в празднично-обрядовой культуре /Педагогический аспект/. Автореферат дисс. на соиск. уч. степ, докт. пед. наук. Ленинград, 1991.
- Контор И.М. Понятийно-терминологическая система педагогики. М.: Педагогика. 1980.
- Кравченко С.А. Модель «общества досуга и развлечений»:мифы и действительность. Науч. доклады высш. шк. М., 1986. 5.
- Красильников Ю.Д. Методика социально-культурного проектирования. М.: МГИК, 1993.
- Крашенников А. О структурно-организационных основах // Вестник высшей школы. 1990. — сентябрь.
- Крокинская О., Смирнова Е, Социология образования. Вестник высшей школы. — 1990. — сентябрь.
- Культурно-досуговая деятельность. Под ред. Жаркова А. Д., Чижикова В. М. Учебник. М., МГУК, 1998.
- Культурная деятельность и культурная политика. М.:1. Минкультуры. 1991.
- Культурная деятельность: Опыт социологического исследования. В. Л. Барсук, В. И. Волков, Л. И. Иванько и др. М.: Наука. 1981.
- Культура на перепутье. Под ред. Б. Ю. Корочкина. М. РКХ РНЦ, 1994.
- Культура: Организация, управление, экономика. Сб. научн. трудов СПБГИК, 1992.
- Культура досуга. Сб. науч. трудов. М.: Знание. -1982.
- Культурные традиции и современность. М.: ИНИОН АН • СССР. 1989.
- Кухарев Н.В. На пути к профессиональному совершенству. М.: Просвещение. 1990.
- Ладанов И.Д. Мастерство делового взаимодействия. М., 1989.
- Ладоненко И.С., Тульчинский Г. П. Логика целевого управления. Новосибирск: Наука, Сиб. отд., 1988.
- Лапп Д. Улучшаем память в любом возрасте. М.: Мир. 1993.
- Лебедь В.И. Личность в экстремальных условиях. М.: | Политиздат. 1989. I
- Легенький Г. И. Цель и способы решения воспитания. М.: Педагогика, 1990. — 136 с.
- Леонтьев А.А. Педагогическое общение. М.: Знание. 1989.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1982.
- Лисовский В.Т. Что значит быть современным? М.: Молодая гвардия, 1981.
- Лихачев Д.С. Русская культура в духовной жизни мира. Вестник высшей школы. 1990. — № 12.
- Лихачёв Б.Т. Педагогика. Курс лекций: Учебное пособие для 1 студентов педагогических вузов. М., 1998.
- Лосев Н.Ф. Дерзание духа. М.: Политиздат, 1989.
- Лосев Н.Ф. Эстетика Возрождения. М.: Наука, 1982.
- Львова Ю.Л. Педагогические этюды. М.: Просвещение, 1990.
- Лысенко Ю.Н. Эффективность профессиональной деятельности: Монография. Самара: Изд-во Самар. гос. пед. ун-та, 1998.
- Максютин Н.Ф. Культурно-досуговая деятельность. Казань, 1995.
- Марков О.И. Сценарная культурная режиссура досуговой деятельности как художественно-педагогическое явление. Автореф. дисс. .докт. пед. наук. — Л., 1998.
- Маркова А.К. Пути исследования мотивации учебной деятельности школьников. Вопросы психологии. 1980, № 5.
- Марков А.В. Духовная культура России: социально-педагогические проблемы саморазвития. Дисс. .докт. пед. наук, — СПб. 1990.
- Марков А.П. Исторические предпосылки формирования самобытности Российской культуры. С. -Петербург, СПбГИК, 1992.
- Махлина С Т. Язык искусства в контексте культуры: Автореф. дис.. докт. пед. наук. СПб, 1992.
- Мацковский М.С. Социология семьи. Проблемы теории, методологии, методики. М.: Наука, 1989.
- Марченко Т.А. Потребность как социальное явление. М.- Высшая школа, 1990.
- Методологические проблемы развития педагогической науки. Под ред. П. Р. Атутова. М. Н. Скаткина, Я. С. Туровского. -М.: Педагогика, 1985.
- Милтс А.А. Гармония и дисгармония личности: Философ.-этич. очерк. Пер. с лат. 2-е изд., перераб., доп. — М.: Политиздат. 1990.
- Мир образования образование в мире. № 4, 2001.
- Научно-методический журнал Министерства Образования РФ. Мир психологии № 1, 2000.
- Миронов В.Б. Век образования. М.: Педагогика, 1999.
- Михайлов Ф.Т. Общественное сознание и самосознание индивида. М.: Наука. 1990.
- Михайлова Л.И. Проблемы формирования мотивационной сферы студентов культурно-просветительных факультетов вузов культуры. Автореф. дисс,. канд. пед. наук. — М., 1980. — 24 с.
- Молодежь, Образование, воспитание, профессиональная деятельность. Докл., сооб. Отв. ред. Лейтман. М.: Наука. Ленингр. отделение, 1993.
- Мудрик А.В. Социализация и свободное время. М.:1. Сов. Россия, 1991, 109 с.
- Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников: Автореф. дисс. .докт. пед. наук. Л.: ЛГИК им. Н. К. Крупской. 1981.
- Народное образование и культура в СССР: Стат. сб. М.: Финансы и статистика, 1989.
- Народное творчество. Перспективы развития и формы социальной организации, М.: Просвещение, 1990.
- Нестеров Ф.И. Связь времен. М.: Наука, 1984.
- Никандров Н.Д., Кан-калик В.А. Педагогическое творчество.- M.: Педагогика, 1990.
- Никандров Н.Д. Методологическое знание в педагогике // Сов. педагогика. 1984. -№ 6. 15−21 с.
- Новаторов В.Е. Культурно-досуговая деятельность. Омск.1992.
- Новикова И.А. Организация досуга подрастающего поколения в США: Традиции и современность. Автореф. диссер. на соиск. уч.1.степени доктора пед. наук. СПБ, 1992.
- Новикова И.А. Функциональная модель современного клуба. М., 1990.
- Новикова И.А. Основные принципы и формы организации досуга детей и подростков в развитых капиталистических странах. J1., 1989.
- Новое педагогическое мышление. Под ред. А. В. Петровского. М.: Педагогика, 1989.
- Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. Под ред. М. О. Боцманова. М.: Педагогика, 1989.
- Обозов Н.Н. Психология межличностных отношений. Киев: Лыбидь, 1990.
- Овчареико В.И., Грицанов А. А. Социологический психоло-I гиз. Крит, анализ. Минск: Высш. школа, 1990. — 205 с.
- Ольшанский Д. В. Неформалы: Групповой портрет в интерьере. М.: Педагогика, 1990.
- Образование и общество № 4, 2000, Орел. I
- Опыт словаря нового мышления. М.: Прогресс, 1989.
- Основы законодательства Российской Федерации о культуре. -М.: Мысль, 1993.• 139. Основы педагогики и психологии высшей школы. Под ред. А. В. Петровского. М.: Высшая школа, 1986.
- Основы педагогического мастерства. Под ред. Н. А. Зянона. -М.: Просвещение, 1989. I
- Панасюк А.Ю. А что у него в подсознании? М.: Дело, 1996.
- Панова С.Г., Розан В. М. Модели учреждений культуры: принципы формирования, эволюции. М., 1991.
- Парыгин Б.Д. Психологическая готовность к культурной деятельности. Л.: ЛГИК, 1991.
- Патрушев В.Д. Методология и методика исследования бюджетов свободного времени. М.: ИСИ АН СССР, 1989.
- Патрушев В. Д. Татарова Г. Г., Толстова Ю. Н. Многомерная типология времяпрепровождения. Соц. исследования, 1981.
- Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. Под ред. Ю. К. Бабанского. М.: Просвещение, 1983.
- Педагогика наших дней. Ш. А. Амонашвили, В. Ф. Шаталов, Е. Н. Ильин и др. Краснодар: Кн. изд, 1989.
- Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. М.: Школа — пресс. 1998.
- Пейперт С. Переворот в сознании: дети, компьютеры и плодотворные идеи. Пер. с англ. М.: Педагогика, 1989.
- Перегудов Ф.И., Тарасенко Ф. П. Введение в системный анализ. -М.: Наука, 1989.
- Петров. Культура мышления: Методологические проблемы науч.-пед. работы. М.: Изд-во МГУ, 1990.
- Подымов Н.А. Психологические барьеры в педагогической деятельности: Монография. М.: Прометей. 1998.
- Политико-правовое устройство реформируемой России: планы и реальность. Серия: Россия накануне XXI века. вып. З
- СПБ «Петрополис». 1995. 5−8.
- Поляков С.Д. О новом воспитании. М.: Знание, 1990.
- Права человека: Основные международные документы. М.: Международные отношения, 1989.
- Пригожин А.И. Перестройка: переходные процессы и механизмы. М.: Наука, 1989.
- Проблемы социальной информации в сфере культуры и просвещения. Под ред. А. И .Новикова. СПБ., 1992.
- Прогнозное социальное проектирование. Методологические проблемы. М.: Наука, 1989.
- Прорыв к реальности. М.: НИИ культуры. 1990.
- Психологическая типология: Хрестоматия сост. К. В. Сельченок. М., 2000.
- Пути формирования нового знания о современной науке. Под ред. С. Е. Крымского и др. Киев. наук, думка, 1993.
- Пухликов В.К. Человек и общество. К проблеме гуманизации социально-философского мышления, — М.: Наука, 1990.
- Рабочая книга социолога. Отв. ред. Г. В. Осиаов. 2-е изд. -М.: Наука, 1983.
- Рагудин А.А., Рагудин К. А. Социология (курс лекций). М., 1995.
- Разлогов К. Коммерция и творчество: враги и союзники. М., Искусство, 1992.
- Разумный В.А. Творчество народа и современность. М.: БНМД. 1990.
- Рашрагович Б.И. Быть или .? (О некоторых ближайших перспективах художественных специализаций в вузах культуры). Сборник тезисов «Научно-методические проблемы подготовки специалистов в узах культуры» — СПБ, СПБГАК, 1996.
- Рейзенкинд Т.И. Взаимодействие искусств в подготовке педагогических кадров к художественно-просветительной деятельности. Автореф. дисс. на соиск, уч. степ, доктора пед. наук. М., МГУКИ, 1998.
- Родионова Б.Д. Общее как условие развития личности // Психология формирования и развития личности, М.: Наука, 1981.
- Рождественский Ю.В. Введение в культуроведение. М., 1996.
- Роль духовной культуры в активизации человеческого фактора. Сб. науч. тр. под ред. А. В. Воронкова. JL: ЛГИП, 1989.
- Руденко Ю.Д. Народная педагогика и В.А. Сухомлинский //
- Сов. педагогика. 1991. № 2. -103−106 с.
- Рубинштейн А.Б. Введение в экономику исполнительского искусства. М., 1991.
- Савельев. Очерки прикладной культурологии. М.:1. МГИК. 1993.
- Садовская B.C. Педагогические основы формирования культуры быта: Монография. М.: МГУК, 1996.
- Садовская B.C. Методология, теория и педагогические технологии формирования культуры быта. Дис.. докт. пед, наук. — М., 1997.
- Санатупов Щ.З. Мировой опыт повышения квалификации специалистов. Баку, 1993. 38 с.
- Сахаров В.Д. Мир, прогресс, права человека: Статьи и выступления. -Л.: Сов. писатель, 1990.
- Седьмой симпозиум: Квалиметрия человека и образования: методология и практика. Проблемы измеримости образовательных стандартов и квалиметрического мониторинга образования. Науч. докл. Кн. 1−2. -М., 1998.
- Сергеев Е.А. Становление и развитие профессиональной подготовки специалистов социально-культурной сферы. Автореферат на соиск. уч. степ. Докт. пед. наук. М., МГУКИ, 2000.
- Серёгин Н.В. Художественно-просветительное образование в России как предмет историко-педагогического исследования. Автореферат дисс. на соиск. уч. Степ, доктора пед. наук. М., МГУКИ, 2002,
- Сержантов В.Ф. Человек, его природа и смысл бытия. -Л.:1. Изд-во ЛГУ, 1990.
- Силюк Н.А., Веселов П. В., Галахов В. В. Организация управленческого труда. М.: Экономика. 1986.
- Симонов В.П. Педагогический менеджмент. Учебное пособие. М., Российское педагогическое агентство. 1997.
- Смирнова Е.И. Художественная самодеятельность как социально-педагогическое явление. Автореф. дисс. докт. пед. наук. Л.: ЛГИК им. Н. К. Крупской, 1989.
- Соболева Н.И. Мировоззрение и жизненный выбор личности. Киев. Наук, думка. 1989. — 122 с.
- Современная западная социология: Словарь. Сост. Ю. Н. Давыдов и др. М.: Политиздат, 1990.
- Соколов Э.В. Понятие, сущность и основные функции культуры. Л.: ЛГИК, 1989.
- Соколов А.В. «Гуманитарное студенчество: социальное прогнозирование». СПБ. СПБГУП, 1995. 69−70 с.
- Соколов К.Б. Социальная эффективность художественной культуры: Процессы распространения и освоения художественных ценностей. М.: Наука, 1990.
- Солопов Э.В. Культурология. М.: Интернакс, 1994.
- Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М.:1. Наука, 1992.
- Сорочкин Б.Ю. Культура на перепутье. М., 1994.
- Социология культуры. М.: Б.И. — 1981.
- Социальное проектирование и культура. М.: Наука. 1988.
- Суртаев В.Я. Социально-педагогические особенности молодежного досуга. Учебное пособие. Ростов на — Дону. 1997, — 200 с.
- Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека:
- Педагогическое наследие. Сост. О. В. Сухомлинская. М.: Педагогика.
- Сухов А.Д. Русская философия. Пути развития. М.:1. Наука, 1989.
- Тараткевич М.В. Человек и его потребности. Минск:1. Беларусь, 1999.
- Теоретико-методологические и прикладные проблемы развития единой системы непрерывного образования. Под ред. Б.С. Гер-шунского. М.: Изд-во АПН СССР. 1990. — 4.1.
- Титов Б.А., Кострова Н. А. Досуг в США: Учебное пособие. Санкт-Петербург. 1992.
- Титова Н.Е., Федосенко JT.B. Рынок: интенсивность и мотивация труда. М.: «Луч», 1994.
- Триодин В.Е. Педагогика клубной работы. М.: Советская Россия, 1984. — 153 с.
- Триодин В.Е. Клуб и свободное время,— М.: Профиздат. 1982.- 136 с.
- Тульчинский Г. Л. Разум, воля, успех. Л.: ЛГУ, 1990.
- Туровская. О позиции субъекта культуры. Вестник высшей школы. 1990. — № 10. — 27−34 с.
- Успенский Б.А. Механизм культуры: сб. ст. М.: Наука, 1990.
- Управление деятельностью учреждения дополнительного профессионального образования: Нормат, правовое обеспечение науч.- метод, деятельности. Новокузнецк: Изд-во ИГЖ, 1998. — 285 с.
- Управление современным образованием: Социальные и экономические аспекты. Под ред. Тихонова. М., Вита-Пресс, 1998.
- Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: в 6-ти томах. М.: Педагогика. 1990. Т.6.
- Фаблес Мария. Теории мотивации в зарубежной и советской психологии. Дисс.. канд. психол. наук. М., 1978.
- Филиппов Ф.Р. От поколения к поколению: Социальная подвижность. М.: Мысль. 1989.
- Форти А. Управление исследованиями и инновациями. М.: Наука, 1993.
- Франул В. Человек в поисках смысла. Пер. с англ. под рук. Л. Гозмана. Д. А. Леонтьева. М.: Прогресс, 1990.
- Франк С.Л. Духовные основы общества: Введение в социальную философию //Русское зарубежье. Лениздат, 1991.
- Фрейд 3. Психология бессознательного: Избр. произведения по психологии. Пер. с нем. М.: Просвещение, 1989.
- Халкама К. Моральное развитие и личность // Психология личности и образ жизни. М.: Наука, 1987.
- Ханипов А.Т. Интересы как форма общественных отношений. Новосибирск, Наука, 1987.
- Харчев Н.Т. Социология воспитания. М.: Мысль, 1989.252 с.
- Хейфец П.С. Теория и практика развития современной профессиональной школы. СПБ., ИПТО, 1994.
- Хейфец П.С. Организационно-методические условия создания регионального профессионального учебного заведения. ВИПК СПБ, 1994.
- Христова Е.Д. Народная педагогика: историографические и теоретико-методологические проблемы: Автореф. дисс.. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук. М., 1983.
- Хроменков Н А. Образование. Человеческий фактор. Общественный прогресс. М.: Педагогика, 1989. — 192 с.
- Человек: Философские аспекты сознания и деятельности. Под ред. Д. И. Широканова, А. И. Петрущика. Минск: Наука, 1989.
- Человек в системе наук. Отв. ред. И. Т. Фролов. М.: Наука, 1989.
- Человек и культура: Индивидуальность в истории культуры. Отв. ред. А Я. Гуревич. М.: Наука, 1990.
- Чижиков В.М. Методическое обеспечение культурно-досуговой деятельности. М.: 1991.
- Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании.
- Учебное пособие. М.: ВАДОС, 1995.
- Шейнов В.П. Как управлять другими. Как управлять собой. (Искусство менеджера). Мн., 1996.
- Шубинский B.C. Проблема междисциплинарного синтеза знаний о человеке как педагогической цели. Информация и инновация в образовании. 1990.
- Шепель В.М. Имиджелогия: секреты личного обаяния. М.: Юеити, 1994.
- Шишкин С.В. Экономика управления в сфере культуры: Поиск новых моделей. М., 1992.
- Шишкин С.В. Организационно-управленческим нововведения в сфере культуры. М., 1991.
- Щеглов М.М. Направления дальнейшего развития и перестройки культурно-просветительного образования. СПБ., РТСРК, 1996.
- Щеглов М.М. Социальная активность интеллигенции как фактор развития духовной культуры России. СПБ. Культ-Информ-Пресс. 1996.
- Щученко В.А. Культура нашего времени как целостный синтез. Л.: ЛГИК. 1989.
- Экспресс-информация «Культура и искусство за рубежом». Тенденции развития сферы досуга в США и Великобритании. М.: 1995, вып.З.
- Энергия понимания. Под ред. К. С. Пирогова. Л.: Изд-во ЛГУ, 1990.
- Эйштейн. Говорить на языке всех культур //Наука и жизнь.1990. -№ 1.
- Юдин Э.Г. Системный подход и принципы деятельности. М.: Наука, 1973.