Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование познавательного интереса у студентов вузов культуры и искусств

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Важнейшая роль в формировании познавательного интереса принадлежит современным педагогическим технологиям. Проведенный анализ показал, что эффективность разработки курсов зависит от многих параметров, прежде всего тем, насколько содержание учебно-творческой деятельности соответствует её целям, насколько полно и обоснованно используются новые технологические возможности формирования… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретические основы формирования познавательного интереса у студентов вузов культуры и искусств
    • I. Вузы культуры как субъекты развития познавательного интереса у студентов
    • 2. Понятие «Формирование познавательного интереса у студентов вузов культуры и искусств»
    • 3. Деятельность — как основание формирования познавательного ^ интереса в вузах культуры и искусств
  • Глава II. Основные направления совершенствования деятельности вузов культуры и искусств по формированию познавательного интереса у студентов
    • I. Личностноориентированный деятельностный подход к формированию познавательного интереса в вузах культуры и искусств
  • §-2.Педагогические технологии формирования познава-# тельного интереса у студентов вузов культуры и искусств
    • 3. Методы формирования познавательного интереса в вузах культуры и искусств

Формирование познавательного интереса у студентов вузов культуры и искусств (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования обусловлена необходимостью разработки и методики формирования познавательного интереса у студентов вузов культуры и искусств.

В условиях отсутствия у нашего общества общенациональной идеи развитие профессиональной подготовки специалистов в вузах культуры и искусств становится актуальным.

Анализ состояния проблемы показывает, что основным средством развития склонностей, способностей, таланта студентов вузов культуры и искусств являются дисциплины специального цикла, а развитие познавательного интереса у студентов вузов культуры и искусств к дисциплинам государственного стандарта познавательный интерес значительно ниже. Это при том, что трансляция нравственных принципов являющихся необходимым условием обретения профессиональной свободы в мире культуры и образования происходит в основном на дисциплинах государственного стандарта. Объективно познавательный интерес формируется под воздействием различных факторов, но этот процесс немыслим без подъема уровня профессиональной подготовки и развития коммуникативных качеств личности студента вуза культуры и искусств.

Как показывает анализ, формирование и развитие познавательного интереса у студентов вузов культуры и искусств требует широкого использования системы взаимодополняющих акций в ходе учебно-творческого процесса в вузе культуры и искусств.

Поиск выхода из этого состояния может быть осуществлен только на путях теоретического обоснования тесного взаимодействия между деятельностью педагогов при преподавании дисциплин государственного стандарта и специальных дисциплин профессионального цикла, в соответствии со спецификой учебного процесса в вузах культуры и искусств.

Поэтому необходим поиск современных подходов, обеспечивающих реализацию стратегии культурологического образования как «открытой системы», обеспечивающей целостный процесс профессиональной подготовки студентов социально-культурной деятельности и народного художественного творчества на основе оптимального соотношения дисциплин государственного стандарта и творческого цикла.

Проведенный анализ показывает, что основная мотивация студентов при поступлении в вуз культуры и искусств это познавательный интерес к искусству и заметное отторжение к дисциплинам государственного стандарта.

Следовательно, актуальность исследования вытекает из противоречия между острой потребностью в формировании познавательного интереса у студентов к дисциплинам государственного стандарта и слабой системой взаимодействия между государственным стандартом и дисциплинами специального цикла.

Степень научной разработанности проблемы. Анализ состояния разработанности проблемы позволяет констатировать, что существует значительное число научных публикаций, раскрывающих методологию познавательного интереса в системе образования, которая наиболее полно раскрыта в трудах В. Г. Асеева, Л. И. Божович, В. К. Вилюнаса, Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, И. Лингарт, А. К. Марковой, С. Л. Рубинштейн, П. В. Симонова, X. Хекхаузена, Г. И. Щукиной и других ученых. Все они характеризуют познавательный интерес как основу активности и эффективности учебной деятельности.

Современной психологией и педагогикой накоплен значительный опыт в области совершенствования в формировании познавательного интереса личности студента. Содержание этой познавательного интереса личности студента. Содержание этой подготовки включает широкий спектр общепедагогических и специальных знаний, умений, навыков, опыт творческой деятельности Ю. К. Бабанский, В. В. Краевский, И.Я.

Лернер, М. Н. Скаткин, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, J1.M. Митина, В. А. Сластенин раскрыли педагогические, социальные, личностные, индивидуальные основы, которые закладываются в педагогических вузах, при формировании познавательного интереса.

На методологическом уровне анализа проблем познавательной активности студентов выделены следующие объекты, точнее, проблемные области: становление этой специфической демографической, возрастной и социально-психологической группы: содержание процесса превращения студентов в субъект общественных отношенийспецифика молодежного сознания и поведения под углом зрения потребностей в активизации познавательной деятельности и культурного прогресса. Именно эти ключе-&diamsвые вопросы осмысляются в трудах Ю. Г. Алексеевой, И. В. Бестужева.

Лады, В. Н. Боряза, Д. П. Буевой. С. Н. Иконниковой, В. Т. Лисовского, Л. Н. Когана, В. А. Разумного, А. Г. Харчева, В. Б. Чурбанова, В. А. Шубкина, В. А. Ядова и других исследователей.

В трудах многих авторов прослеживается единодушие в главном теоретическом тезисе: совершенствование культурных контактов студентов и повышение индивидуальной творческой активности не достигают сами по себе, какой бы благополучной не была система вуза культуры и ^ искусств, только целенаправленное, психолого-педагогически выверенное воздействие на студенческие ориентации и установки способствует эффективному решению задач формирования познавательного интереса.

Эта проблема рассматривалась в трудах В. И. Байденко, Н. С. Белого, В. Беспалько, В В. Герчиковой, В. Н. Гончарова, И. Ф. Гончарова, Э. П. Гусинского, Ю. С. Давыдова, С. В. Девятовой, В. А. Змеева, А. Е. Иванова, И. Савицкого, Е. А. Сергеева, Ю. Г. Татура, А. Н. Тихонова, Л. В. Трапезниковой, Ю. И. Турчаниновой, А. Д. Урсула, Ф. Н. Филиппова, В. Д. Шадрикова. I Важное значение для данной проблемы имеют исследования, посвященные непосредственно теории и практике социально-культурной деятельности, включая деятельность вузов культуры и искусств. Здесь следует выделить труды И. М. Андреевой, И. И. Горловой, С. Н. Иконнико вой, В. Ф. Зивы, Т. Г. Киселёвой, Е. М. Клюско, М. Б. Копыловой, Ю.Д. Кра-сильникова, Б. Г. Мосалева, Н. Д. Никандрова, Г. Я. Никитиной, Л. Г. Олех, Р. И. Пшеничниковой, Л. И. Рудич, Е. Ю. Сидорова, А. В. Соколова, Ю. А. Стрельцова, В В. Туева, Г. Д. Тульчинского, А. Я. Флиера.

Анализируя выводы данных исследований можно обобщить типичные недостатки в подготовке кадров в вузах культуры и искусств. Это в первую очередь ограниченность в выборе форм, средств и методов в обучении и развитии личности.

Технологии образования социально-культурной деятельности по-^ священы труды Ю. П. Азарова, Н. К. Баклановой, Болочагиной В. В., Н.Ю.

Бутенко, JI. Вишневской, Н. И. Гендиной, С. С. Герасименко, Е. Голубкова, Г. Ф. Гордукаловой, В. И. Грачева, JI.C. Жарковой, И. Ю. Жилиной, В. И. Захарченко, В. А. Кальвей, J1.H. Клочкова, В. С. Кузина, Л. Куликова, А. А. Орлова, Ф. Г. Прокопова, Т В. Разенковой, Т. И. Рейзенкинд и др.

Анализ вышеуказанных трудов дает основание утверждать, что в ряде смежных научных направлений имеются существенные научные разработки, необходимые для использования в формировании познава-ф тельного интереса студентов вузов культуры и искусств.

Основополагающий вклад в развитие теории деятельности вузов культуры и искусств внёс ректор Орловского государственного института искусств и культуры Н А. Паршиков1. Его заслуга состоит в открытии нового научного направления: разработке системного подхода к основным видам деятельности в вузах культуры и искусств. Это проявилось в реше.

1 Паршиков Н. А. Системный подход к основным видам деятельности в вузах культуры и искусств. Автореферат на соиск. уч. степ, доктора пед. наук. М., 1999. нии ряда фундаментальных теоретических, методологических и методических задач, обеспечивающих современное понимание сущности природы и специфики вузов культуры и искусств.

С позиций системного подхода Н. А. Паршиков рассматривает вуз культуры и искусств как интегральный тип полипрофильного учебно-творческого и научно-исследовательского заведения, имеющего системное строение, объединяющего оптимальное количество сложно-организованных образовательных и вспомогательных структур, сложного сочетания и объема специальности, специализации и квалификации, позволяющих прогнозировать, учитывать и использовать объективные возможности их совершенствования. Опираясь на концепцию Н.А. Парши-кова, системный подход к основным видам деятельности как основное условие формирования познавательного интереса у студентов вузов культуры и искусств обеспечивающее целенаправленное движение к постижению профессии.

Анализ многочисленных источников позволил диссертантке определить понятийно-категориальный аппарат исследования.

Объектом исследования стали студенты государственных вузов культуры и искусств.

Предмет исследования — процесс формирования познавательного интереса у студентов вузов культуры и искусств на основе оптимального соотношения к творческим дисциплинам и дисциплинам государственного стандарта.

Цель исследования — выявление теоретических и методических положений обеспечивающих оптимальный процесс формирования познавательного интереса у студентов вузов культуры и искусств к дисциплинам государственного стандарта и дисциплинам специального цикла.

Объект, предмет и цель обусловили задачи исследования:

— раскрыть понятие «познавательного интереса личности студента вуза культуры и искусств» ;

— разработать теоретические положения формирования познавательного интереса у студентов вузов культуры и искусств;

— выявить методические основы совершенствования процесса формирования познавательного интереса у студентов вузов культуры и искусств к дисциплинам государственного стандарта;

— выработать практические рекомендации совершенствования формирования познавательного интереса у студентов вузов культуры и искусств в учебно-творческом процессе.

Гипотеза состоит в предположении о том, что совершенствование процесса формирования познавательного интереса у студентов вузов культуры и искусств будет проходить значительно эффективнее, если будет осуществляться:

— целенаправленная познавательная деятельность дисциплин государственного стандарта с учетом специфики учебно-творческого процесса в вузах культуры и искусств дисциплин специального цикла;

— единый технологический процесс формирования познавательной активности студентов вузов культуры и искусств;

— освоение новых педагогических технологий формирования познавательного интереса у студентов вузов культуры и искусств на основе оптимального соотношения к творческим дисциплинам и дисциплинам государственного стандарта.

Базой исследования стал Орловский государственный институт культуры и искусств, где проводились экспериментальные программы для формирования познавательного интереса у студентов.

Методологической основой исследования послужили идеи и положения о диалектической взаимосвязи явлений, их сущности и процессов, обеспечивающих их реализацию, о ведущей роли познавательной деятельности, разработанной отечественными психологами и педагогами теории деятельности Д. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, В. В. Давыдова на основе принципов оптимизации педагогического процесса Ю.К. Бабан-ского, А. К. Маркова, Н. Н. Нечаева, А. А. Вербицкого и системного подхода к основным видам деятельности в вузах культуры и искусств Н. А. Паршикова.

Теоретические основы исследования опираются на концептуальные положения выдвинутые ведущими учеными в области психолого-педагогического анализа личности Б. Г. Ананьевым, А. Г. Асмоловым, В. М. Бехтеревым, А. А. Бодалевым, Б. М. Величковской, И. С. Коном, А. В. Петровским, С. Л. Рубинштейном, Б. Н. Тепловым, П. М. Якобсоном.

В разработке вопросов формирования познавательного интереса у студентов вузов культуры и искусств диссертантка опиралась на труды по теории и методике профессионального образования в целом и на работы, отражающие особенности профессионального образования в вузе культуры и искусств (А.Я. Айзенберг, А. А. Аронов, Н. К. Бакланова, Т. Г. Киселёва, М. Г. Данильченко, Л. С. Жаркова, В. И. Закутский, Л. С. Зорилова, П. А. Черватюк, В. И. Черниченко, В. М. Чижиков, В. Д. Шадриков и др.).

Изучение и анализ исследуемой проблемы позволили предположить возможность моделирования учебно-творческого процесса, внедрение инновационных технологий обучения в вузах культуры и искусств.

В настоящее время новый подход к явлениям искусства вообще, к методике обучения конкретным видам творчества представляется перспективным, поскольку стремление к развитию познавательного интереса объективно необходимо в рыночных отношениях.

Организация и методы исследования.

Исследования проводились с 1997 по 2002 гг. и осуществлялись в несколько этапов, являясь органическим продолжением научного интереса диссертантки к современному состоянию познавательного интереса у студентов вузов культуры и искусств, проблемам и перспективам совершенствования педагогических технологий в преподавании дисциплин государственного стандарта и специального цикла.

На первом констатирующем этапе (1997;1998 гг.) проводился анализ темы исследования, педагогики познавательного интереса студентов вузов культуры и искусств, основывалась актуальность рассматриваемой проблемы, формировались цели и за дачи, гипотеза, предмет и объект исследования.

Второй этап исследования (1998;2000 гг.) носил поисково-экспериментальный характер. Проведен анализ фактологического материала и сделаны обобщенные выводы. Основой данного процесса были методологические установки и методы исследования: анкетирование, наблюдения, интервьюирование, экспертных оценок результатов деятельности, высказываний и суждений студентов, описание, экспертный опрос, анализ сопоставимых данных.

На третьем этапе (2000;2002 гг.) была завершена экспериментальная работа и окончательно сформулированы выводы, проведена апробация результатов, подготовлены тезисы и научные статьи по исследуемой проблеме. Диссертанткой осуществлён анализ эффективности формирования познавательного интереса у студентов вузов культуры и искусств на специальности социально-культурная деятельности и народное художественное творчество.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоят в:

— разработке специфического процесса формирования познавательного интереса у студентов вузов культуры и искусств: на основе оптимального соотношения к дисциплинам государственного стандарта и специального цикла;

— выявлении педагогических условий формирования познавательной активности в вузах культуры и искусств, опирающихся на мотивацию студентов, выбор ими художественной специализации;

— рассмотрении современных педагогических технологий, активизирующих познавательную деятельность студента по усвоению новых знаний, умений, навыков своей будущей профессии, саморегуляции внутренних ресурсов личности студента;

— создании синтезированной, комплексной методики поэтапного формирования познавательного интереса;

— разработке научно обоснованных рекомендаций по формированию познавательного интереса: систематизации терминологического аппарата, дисциплин государственного стандарта, анализа программного материала на художественных специализациях в вузах культуры и искусств.

Практическая значимость исследования определяется тем, что основные выводы и методические рекомендации внедряются в учебно-творческий процесс вузов культуры и искусств и могут быть использованы в профессиональной подготовке будущих специалистов, в преподавании теории и методики профессионального образования, а также в творческих работах в высших учебных заведениях.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись посредством:

— выступлений на международных, республиканских и областных научно-практических конференциях:

1. Специфика педагогической деятельности на музыкальном отделении в вузе культуры и искусств. Доклад на круглом столе «Проблемы, тенденции и перспективы развития музыкальных жанров». Комитет образования г. Орла. 30 марта 2001 г.

2. Профессионально-художественная направленность личности студента вуза культуры и искусств. Сообщение на круглом столе. На международной научно-практической конференции: XXI век: духовно-нравственное и социальное здоровье человека. Москва:

МГУКИ, 16−17 мая 2001 г.;

— опубликования статей в сборниках Московского государственного университета культуры и искусств;

— применение разработанных методических принципов в преподавании музыкальных дисциплин специального цикла для студентов вузов культуры и искусств.

Положения, выносимые на защиту:

Формирование познавательного интереса у студентов вузов культуры и искусств представляет собой сложное мотивационно-смысловой феномен, в основе которого лежат личностная зрелость, сформирован-ность профессионально-значимых качеств, знаний, умений и навыков, необходимых для эффективного овладения профессиональным мастерством.

Успешное формирование познавательного интереса у студентов вузов культуры и искусств на дисциплинах государственного стандарта возможно достигнуть при взаимодействии устойчивой мотивации обучения на художественных специализациях и организации занятий с использованием интенсивных научно обоснованных методов обучения, диагностических и методические приемов на дисциплинах государственного стандарта.

Овладение студентами творческими навыками и умениями вырабатывает способность преодолевать психологические трудности адаптации к рыночным отношениям, позволяет глубже и полнее осмыслить социально-исторический процесс на дисциплинах государственного стандарта.

Обучение специальности на высоком профессиональном уровне станет возможным при личностно-ориентированном, деятельностном подходе к учебно-творческому процессу, систематизации теоретических и методических знаний, умений и навыков студентов на дисциплинах государственного стандарта и специального цикла.

Достоверность результатов исследования обеспечивалась методологической обоснованностью исходных позиций, связанных с личностно-ориентированным, деятельностным подходом к решению проблемы, опорой на широкий спектр научно-педагогических источников, обобщающих основные достижения в области дидактики, оптимизации учебно-воспитательного процесса, проведением сравнительного анализа в процессе социально-педагогического эксперимента и неоднократно апробированных в ходе исследования результатов, сопоставлением данных, полученных в вузах культуры.

Структура диссертации.

Цели и задачи исследования определили структуру диссертации, которая состоит из введения, двух глав: «Теоретические основы формирования познавательного интереса у студентов вузов культуры и искусств» и «Совершенствование процесса формирования познавательного интереса у студентов вузов культуры и искусств на художественных специализациях», заключения, списка литературы и приложения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В результате проведенного исследования подтвердилась гипотеза исследования, которая выражалась в том, что внедрение личностноори-ентированного деятельностного подхода создает оптимальные условия формирования познавательного интереса у студентов вузов культуры и искусств к дисциплинам государственного стандарта и дисциплинам специализаций.

Все поставленные в исследовании задачи выполнены.

В ходе исследования автор диссертации пришла к следующим выводам.

При исследовании формирования познавательного интереса выяснилось, что на этот процесс оказывает воздействие как объективные так и субъективные факторы.

Это свидетельствует о существовании огромных различий о том, как влияют объективные факторы и происходит субъективная постановка целей формирования познавательного интереса.

Прежде всего надо отметить, что цели не изобретаются, не ставятся субъектом произвольно, а даны в объективных обстоятельствах. Вместе с тем осознание целей (или «принятие» целей, которые ставятся перед субъектом извне), представляет собой отнюдь не автоматически происходящий и не одномоментный акт, а относительно длительный процесс формирования познавательного интереса у студентов вузов культуры и искусств.

Другая важная сторона процесса целеполагания состоит в конкретизации целей, в выделении условий, в которых она дана.

Как показывают полученные данные цель формирования познавательного интереса у студентов вузов культуры и искусств объективно существует в конкретной предметной деятельности. Здесь действие, направленное на формирование познавательного интереса не может абстрагироваться от нее — только если в воображении. Поэтому помимо своего интенциоанального аспекта (что должно быть достигнуто), познавательное действие имеет и свой операционный аспект (как, каким образом это может быть достигнуто), который определяется не самой по себе целью, а предметными условиями ее достижения. Иными словами, осуществляющее познавательное действие по формированию познавательного интереса отвечает задаче.

В процессе основных видов деятельности в вузах культуры и искусств, опосредствованных психическим отражением, интересы проявляются по критерию различия побуждающих их мотивов. Познавательные действия, подчиняющиеся сознательным целям непосредственно зависят от условий достижения конкретной цели — формирование познавательного интереса.

Эти «единицы» познавательной деятельности и образуют макроструктуру процесса формирования познавательного интереса у студентов вузов культуры и искусств.

Проведенный диссертанткой анализ процесса формирования познавательного интереса представляет собой в высшей степени динамическую систему, которая характеризуется постоянно происходящими трансформациями мотива в действие, действие в мотив и т. д.

Как показал ход исследования познавательная деятельность может утратить мотив, вызвавший ее к жизни, и тогда она превратится в действие, реализующее совсем другое отношение к миру — другую деятельность. Наоборот, познавательное действие может приобрести самостоятельную побудительную силу и стать основной деятельностью. Наконец, * познавательное действие может трансформироваться в способ достижения цели, в приём, способный реализовать различные действия.

Динамизм, подвижность структурных единиц познавательной деятельности выражается, с одной стороны в том, что каждая из них может становиться более дробной или включать в себя единицы прежде относительно самостоятельные. В ходе достижения выделившейся общей цели формирование познавательного интереса может происходить выделение т промежуточных целей, в результате чего целостное действие дробится на ряд отдельных последовательных действий. Это особенно характерно, когда действие протекает в условиях, затрудняющих его выполнение с помощью уже сформировавшихся приемов. Противоположный процесс состоит в укрупнении структурных единиц познавательной деятельности. Это когда объективно достигаемые промежуточные результаты перестают выделяться субъектом учебно-творческого процесса в форме це лей.

Следовательно, выделение в познавательной деятельности образующих ее «единиц» имеет первостепенное значение для решения проблемы формирования познавательного интереса у студентов вузов культуры и искусств.

Цементирующим фактором всех структурных единиц познава-| тельной деятельности является личностноориентированный деятельностный подход. Это объясняется тем, что личность студента вузов культуры и искусств характеризуется специфическими чертами, которые делают её единственной, особенной, отличной от другой. Но личность студента зависит от своей принадлежности к обществу, к социальным категориям или к определенным группам. Именно этот аспект характеристик личности студента в вузе культуры и искусств попытались систематизировать в различных теориях многие ученые Московского и Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств.

Однако психологическую конфигурацию, свойственную современному студенту вуза культуры и искусств определяют образ жизни и профессиональная направленность, внутри которой развиваются индивидуальные черты, способные обеспечить процесс формирования познавательного интереса.

В профессиональной подготовке личность студента испытывает влияние культуры и сама способствует формированию познавательного интереса к культуре.

С образованием научных абстрактных понятий культуры появляется возможность установления разнообразной и сложной системы действий в формировании познавательного интереса. Глубокое теоретическое осмысление современной жизни обеспечивает обстоятельный анализ законов развития культуры как целостной системы, а реальные процессы общественного развития воссоздаются в сознании студентов во всем богатстве их внешних и внутренних связей, в их единстве.

Следовательно, процесс формирования познавательного интереса студента вуза культуры и искусств проходит своеобразную восходящую спираль: от конкретного в представлении через абстрактные понятия к конкретному в мышлении.

В период перехода нашего общества к рыночным отношениям студенческое мышление характеризуется не только пополнением и обогащением знаний, но и глубоким познавательным интересам к практической деятельности по будущей специальности. Полученные диссертанткой данные свидетельствуют о том, что успешное решение этой задачи делает необходимым осуществление своеобразной инвентаризации накопленного ранее опыта практически во всех структурах сферы культуры. При этом особенно ценно то, что удалось выявить, какие выработанные прежде знания и представления, а также методы решения практических задач устарели или устаревают, а какие успешно, с большой пользой могут применяться на практике. Проведя четкую разграничительную черту между отжившими и сохраняющими свое значение знаниями, не менее важно добиваться решительного преодоления всего устаревшего, не оправдывающего себя в познавательной деятельности.

Как показывает исследование студенческое мышление у 73% опрошенных в Орловском государственном институте искусств и культуры способно к быстрому овладению всем новым, прогрессивным, что рождается сегодня в жизни нашего общества.

Процесс формирования современного студенческого познавательного интереса надлежит рассматривать в контексте дальнейшего совершенствования нового типа мышления молодежи в целом. Преодоление устаревших знаний и усвоение новых может успешно осуществляться на основе глубокого и всестороннего овладения каждым студентом всей совокупностью определяющих черт и качеств нового типа мышления. Последнее образует своеобразный фундамент для правильного и наиболее творческого усвоения и применения на практике всего нового, что появляется в профессиональном образовании.

Современное мышление подлинных специалистов — выпускников вузов культуры и искусств может соответствовать в полной мере потребностям и задачам осуществления новых качественных преобразований в социально-культурной деятельности, народном художественном творчестве, нацеленных на обеспечение высокодинамичного и интенсивного процесса подготовки кадров.

Наше исследование дает тому множество доказательств, полученные данные свидетельствуют о том, что 47% педагогов и 82% студентов допускают вольное обращение со смысловыми понятиями развития культуры, а порой и прямо игнорируют их требования.

Важной чертой современного студенческого мышления является реалистичность. У нее, как и у любого другого сложного явления, имеется множество сторон и качеств. Но суть реалистичности студента проявляется прежде всего в умении действенно и результативно применять теоретические положения в конкретной практике, опираясь на них, правильно оценивать разнообразные ситуации и своевременно принимать единственно верные решения.

Важнейшая роль в формировании познавательного интереса принадлежит современным педагогическим технологиям. Проведенный анализ показал, что эффективность разработки курсов зависит от многих параметров, прежде всего тем, насколько содержание учебно-творческой деятельности соответствует её целям, насколько полно и обоснованно используются новые технологические возможности формирования познавательного интереса. Эффективность деятельности педагогов определяется и тем, как структурирован и организован учебный материал, каковы связи различных элементов содержания предмета, как легко осуществляется доступ к предмету, каковы возможности адаптации содержания учебного материала к конкретным студентам, а также развития этого содержания на различных уровнях — от разработчиков курсов до студентов.

При этом усвоение знаний осуществляется не только самой поэтапностью формирования знаний познавательного интереса, но и тем, что оно тем самым программируется и носит проблемный характер. Хотя может быть реализовано каждое из них автономно. Важно только, чтобы усвоение было эффективным для каждого учебного предмета. Важную роль для формирования познавательного интереса в контексте личност-но-деятельностного подхода к обучению каждому конкретному предмету является его неоднородность, многокомпонентность при взаимосвязи входящих в него компонентов.

Личностноориентированный деятельностный подход оказывает эффективное влияние на формирование познавательного интереса у студента.

При исследовании эффективности процесса формирования познавательного интереса важным моментом является первая встреча с учебным материалом. Именно от того, как предъявлен учебный материал обучаемым, какое отношение к себе он вызывает, какова роль педагога в этой встрече, будет зависеть успешность и прочность усвоения студентами учебного материала.

Усвоение учебного материала студентом зависит от организации всего учебного процесса, самой учебной деятельности, от того, кто, какой педагог обучает, как относятся студенты к учебному предмету и от множества других самых разных факторов. Поэтому, чем полнее учитываются педагогом эти факторы, тем больше оснований для успешной организации усвоения как центрального звена формирования познавательного интереса студентов вузов культуры и искусств.

Анализ предметного содержания учебной деятельности, как и любой другой, начинается с определения ее предмета, т. е. того, на что направлена познавательная деятельность. Учебная деятельность направлена на усвоение знаний, на овладение обобщенными способами действий, что и является ее предметом. Содержание в предмете учебной деятельности являются теоретические знания. Усвоение этих знаний осуществляется посредством исследовательско-воспроизводящих действий, направленных на содержательное обобщение. Для студентов они служат способом «открыть некоторую закономерность, необходимую взаимосвязь особенных и единичных явлений с общей основой некоторого целого.

Учебная деятельность имеет и свою внешнюю структуру или строение, которая включает такие компоненты, как учебные задачи в форме заданияучебные действияконтроль, переходящий в самоконтрольоценку, переходящую в самооценку. Каждому из этих компонентов присущи свои особенности.

Познавательный интерес может быть широким, планирующим, результативным, процессуально-содержательным, учебно-познавательным и, на высшем уровне, преобразующим интересом. Эти виды познавательного интереса могут быть соотнесены с мотивационными ориента-циями студентов вузов культуры и искусств.

В учебно-творческой деятельности в вузах культуры и искусств наибольший интерес представляют мотивы интеллектуально-познавательного плана. Эти мотивы осознаваемы, понимаемы, реально действующие. Они осознаются студентом как жажда знаний, необходимость (нужда) в усвоении этих знаний, как стремление к расширению кругозора, углублению, систематизации знаний. Это именно та группа мотивов, которая соотносится со специфически человеческой познавательной, интеллектуальной потребностью. На этой основе студент настойчиво и увлеченно работает над учебным материалом, точнее над решением учебных задач.

Учебные задачи одновременно имеют два плана — понимание и запоминание, осмысление и структурирование в памяти студента усваиваемого материала. Такая постановка вопроса уже находит отражение в целом ряде монографий учебных и методических пособий, профессорско-преподавательского состава Москвы, Санкт-Петербурга, Орла, где материал выстроен на основе неразрывности осмысления, понимания и закрепления учебной информации в памяти студентов в процессе решения учебных задач.

Во время обучения в вузе культуры и искусств у студента формируется прочная основа трудовой, профессиональной деятельности. Однако результаты опросов показывают, что у половины студентов не было мотива интереса к профессии при выборе вуза. Более трети студентов не уверены в правильности выбора или отрицательно относятся к будущей профессии.

По характеру осуществления учебной деятельности на I и 2 курсах студенты не видят разницы в обучении, поскольку изучают учебные дисциплины государственного стандарта.

Существенным показателем формирования познавательного интереса у студента служит его умение осуществлять все виды и формы познавательной деятельности. Результаты нашего исследования показывают, что 65% студентов не умеют слушать и записывать лекции, конспектировать литературу. В основном записывается только 18−20% лекционного материала. Студенты не умеют выступать перед аудиторией (28,8%), вести спор (18,6%), давать аналитическую оценку проблем (16,3%). Достаточно сказать, что только 37,5% студентов стремятся хорошо учиться, 53,6% не всегда стараются, а 8% не стремятся к хорошей учебе. Но и у тех, кто стремится хорошо учиться, в 67.2% случаев учеба не идет хорошо.

Перед педагогическим коллективом возникает ответственная задача формирования у студента познавательного интереса. Это предполагает необходимость обучения его умению учиться планировать, организовывать свою учебную деятельность. Подобная постановка вопроса требует первоначально определения самих учебных действий, которые необходимы для успешной учебы, программы их выполнения на конкретном учебном материале и четкой организации упражнений по формированию познавательного интереса. При этом образец выполнения этих действий может демонстрировать сам педагог, влияние которого особенно важно в адаптационный период обучения на I курсе. Глубокие научные знания, педагогическое мастерство, дидактичность и объективность педагогического общения — вот условия, катализирующие формирование студенческого самосознания, способствующие формированию познавательного интереса.

Другими словами, формирование показательного интереса студента вуза культуры и искусств означает развитие его рефлексии, осознание им себя субъектом деятельности, носителем определенных общественных ценностей, социально полезной личностью. Это, в свою очередь, означает для педагога необходимость усиления диалогичности обучения, специальной организации педагогического общения, создания для студентов условий возможности отстаивания своих взглядов, ценностных ориентации, целей, жизненных позиций в процессе учебно-творческой деятельности. При этом очевидно, что учиться осознавать себя, осмыслять свою жизненную позицию легче в «школе мышления», а не в «школе памяти». Это положение соотносимо с современными тенденциями формирования познавательного интереса у студентов вузов культуры и искусств.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В. Психотехнология решения проблемных ситуаций. М.: Феликс, 1992.
  2. Ю.П. Педагогика любви и свободы. М.: Топикал, 1994.
  3. Актуальные проблемы культуры XX века. М.: Знание, 1993.
  4. Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. Минск: Университетское, 1990.
  5. В.И. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977.
  6. В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Казань, 1988.
  7. Г. М. Социальная психология. М.: Просвещение.1992.
  8. М.А. Высшая школа на новом этапе реализации воспитательного потенциала культуры и досуга, Л.: ЛГИК, 1991.
  9. А.И. Человек и мир культуры: Введение в культурологию: М.: МГИК, 1992.
  10. С.Н. На перекрестке идей и цивилизаций. СПб, 1994.
  11. М.В. Гуманистические основы управления образованием: Монография. М.- Новокузнецк: Изд-во ИПК, 1998.
  12. В.Б. Мотивация поведения и формирования личности. -М.: Просвещение, 1996.
  13. А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. М.: Изд-во МГУ, 2000.
  14. А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М., Воронеж, 1996.
  15. А.С. Методологические организационные аспект современной культурной политики / Рос. акад. гос. службы. М., 1995.
  16. Ю.К. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1989.
  17. Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. М.: Педагогика, 1982.
  18. Н.К. Психолого-педагогические основы профессионального мастерства специалистов культуры художественного профиля. Автореф.дисс. .докт. пед. наук. М., 1997.
  19. И.К. Профессиональное мастерство работника культуры. Учебное пособие. М., МГУК, 1994.
  20. Т.Н. Теоретические основы педагогического руководства художественной самодеятельностью: Автореф. дисс.. докт. пед. наук. Л., 1990.
  21. Я.А. Теория и методика дирижёрско-хоровой подготовки студентов к музыкально-просветительной деятельности. Автореф. дисс, на соиск. уч. степ, доктора пед. наук. М., МГУКИ, 1997.
  22. Р. Развитие Я концепции и воспитания. — М.:1. Прогресс, 1986.
  23. B.C. Основы теории педагогических систем, Воронеж, 1977.
  24. А.А. Восприятие и понимание человека человеком. -М.: Просвещение, 1982.
  25. А.А. Психология личности. М.: Изд. МГУ, 1988.
  26. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. -М.: Просвещение, 1968.
  27. Л.П. Человек, деятельность и общение. М.: МГУ, 1986.
  28. С.Г. Общее образование взрослых: стимулы и мотивы. М.: Педагогика. — 183 с.
  29. Ф. Фрейц. Его личность, учение и школа. Л.:
  30. Эго". Прометей, 1991. 197 с.
  31. Л.С. Собр. соч., М.: 1982. Т.2.
  32. Л.С. Психология искусства,— М.: Искусство, 1968.
  33. А.В. Образование: углубление кризиса. (Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Наука, культура, образование на рубеже XXI века»). СПб. СПбГУП. 1995.
  34. Высшее и среднее профессиональное образование в Российской Федерации. Стат. справ, по сост. на I окт. 1997 г. М., 1998.
  35. П.П. История науки в контексте культуры. М.: ИФАН. 1990.
  36. .С., Шейерман Р. Общечеловеческие ценности в образовании. Педагогика. 1992.
  37. .С. Перспективы развития системы непрерывного образования. М.: Педагогика, 1990.
  38. Глоссарий терминов по технологии образования. Париж:1. ЮНЕСКО. 1986.
  39. М.Л. К вопросу о мотивационном значении социальных ожиданий. Автореф. дисс. .канд. пед. наук. Тбилиси, 1967.
  40. Гражданское образование: содержание и активные методы обучения / Межрегион, ассоц. «За гражд. образование». -М., 1998.
  41. JI. Философия в поисках смысла жизни // Диалог.-1990, № 12.
  42. Р.Г. Социологические проблемы воспитания. М.: Педагогика. 1981.
  43. Давыдов В В. Проблему обучающего обучения. М.: 1986.
  44. П. Новое искусство жить. Пер. с франц. М.:
  45. Институт практической психологии. 1995.
  46. И.Е. Культура: Стратегия социально-экономического развития. -М.: Экономика. 1990.
  47. А.Д. Организационно-методические основы культурно-просветительной деятельности. Дисс. .докт. пед. Наук. J1., 1990.
  48. А.Д. Организация культурно-просветительной работы. М., Просвещение, 1989.
  49. А.Д. Технология культуры досуговой деятельности. МГУК, 1998.
  50. JI.C. Коммерческая деятельность учреждений культуры. Учебное пособие. М.: МГУКИ, 1994.
  51. JI.C. Деятельность учреждений культуры. Учебное пособие. М.: МГУКИ, 1998.
  52. Ю.А. Наука, культура, образование: достижения и перспективы. М.: Знание, 1980.
  53. А.Н. История психологии: От античности до нашихдней. М: Изд-во МГУ, 1990.
  54. В.И. Педагогика в системе наук о человеке"-М.: Педагогика, 1990. 168 с.
  55. В.И. Методология и методика дидактического исследования. М.: Педагогика, 1982. — 282 с.
  56. JI.B. Избранные педагогические труды. Сост. М. В. Зверева, Н. К. Индик. М.: Педагогика, 1990.
  57. А. С. Файн А.П. Эта непонятная молодежь. М. Советская Россия, 1990.
  58. А.С. Молодежь в современном мире: Проблемы социальной интеграции в индивидуализации. СПб. СПбГУП. 1996.
  59. А.В. Избранные психологические труды. В двух томах. Том I. М.: Педагогика, 1986.
  60. А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. М: Политиздат, 1986.
  61. Т.П. Становление и развитие системы непрерывного образования (социально филос. аспект): Автореф. дис.. канд. филос. наук. — Роотов — на — Дону, 1983.
  62. B.C. Формирование личности школьника (целостный процесс). М.: Республика, 1993.
  63. М.С. Мир общения. М.: Политиздат, 1988.
  64. М.С. Человеческая деятельность. (Опыт системного анализа). М.: Политиздат, 1974.
  65. М.С. Что должно быть в основе? Вестник высшей школы. 1990. — май.
  66. М.С. «Образование, воспитание, культура», СПб, Гуман. ун-т профсоюзов, 1995.
  67. Е.В. Высшая школа в системе непрерывного образования: Научно-теорет. пособие. -М.: Высш. школа, 1990.
  68. Н.Д. Общее и специфическое в социокультурной деятельности в сфере досуга в странах Восточной Европы. (Вторая половина 80-х годов). Автореф. дисс,. канд. пед, наук. Л. 1990.
  69. Кан-Калик В.А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. -М.: Педагогика, 1990.
  70. Д. Как завоевать друзей. М., 1989.
  71. Д. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично / Пер. с англ. М., 1990.
  72. Т.Г., Красильников Ю. Д. Основы социально-культурной деятельности. М.: МГУК, 1995.
  73. В.Г. Объективная необходимость. История, проблемы и перспективы реформирования высшего образования России. -М., Республика, 1995.
  74. М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М., 1994.
  75. Коллектив. Личность. Общение: Словарь социально психологических понятий: — Л.: Лениздат, 1987.
  76. Кон И. С. Открытие «Я» М.: Мысль, 1978.
  77. А.А. Театрализованные праздники и обряды в СССР. М.: Высшая школа, 1990.
  78. А.А. Театрализация в празднично-обрядовой культуре /Педагогический аспект/. Автореферат дисс. на соиск. уч. степ, докт. пед. наук. Ленинград, 1991.
  79. И.М. Понятийно-терминологическая система педагогики. М.: Педагогика. 1980.
  80. С.А. Модель «общества досуга и развлечений»:мифы и действительность. Науч. доклады высш. шк. М., 1986. 5.
  81. Ю.Д. Методика социально-культурного проектирования. М.: МГИК, 1993.
  82. А. О структурно-организационных основах // Вестник высшей школы. 1990. — сентябрь.
  83. О., Смирнова Е, Социология образования. Вестник высшей школы. — 1990. — сентябрь.
  84. Культурно-досуговая деятельность. Под ред. Жаркова А. Д., Чижикова В. М. Учебник. М., МГУК, 1998.
  85. Культурная деятельность и культурная политика. М.:1. Минкультуры. 1991.
  86. Культурная деятельность: Опыт социологического исследования. В. Л. Барсук, В. И. Волков, Л. И. Иванько и др. М.: Наука. 1981.
  87. Культура на перепутье. Под ред. Б. Ю. Корочкина. М. РКХ РНЦ, 1994.
  88. Культура: Организация, управление, экономика. Сб. научн. трудов СПБГИК, 1992.
  89. Культура досуга. Сб. науч. трудов. М.: Знание. -1982.
  90. Культурные традиции и современность. М.: ИНИОН АН • СССР. 1989.
  91. Н.В. На пути к профессиональному совершенству. М.: Просвещение. 1990.
  92. И.Д. Мастерство делового взаимодействия. М., 1989.
  93. И.С., Тульчинский Г. П. Логика целевого управления. Новосибирск: Наука, Сиб. отд., 1988.
  94. Д. Улучшаем память в любом возрасте. М.: Мир. 1993.
  95. В.И. Личность в экстремальных условиях. М.: | Политиздат. 1989. I
  96. Г. И. Цель и способы решения воспитания. М.: Педагогика, 1990. — 136 с.
  97. А.А. Педагогическое общение. М.: Знание. 1989.
  98. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1982.
  99. В.Т. Что значит быть современным? М.: Молодая гвардия, 1981.
  100. Д.С. Русская культура в духовной жизни мира. Вестник высшей школы. 1990. — № 12.
  101. .Т. Педагогика. Курс лекций: Учебное пособие для 1 студентов педагогических вузов. М., 1998.
  102. Н.Ф. Дерзание духа. М.: Политиздат, 1989.
  103. Н.Ф. Эстетика Возрождения. М.: Наука, 1982.
  104. Ю.Л. Педагогические этюды. М.: Просвещение, 1990.
  105. Ю.Н. Эффективность профессиональной деятельности: Монография. Самара: Изд-во Самар. гос. пед. ун-та, 1998.
  106. Н.Ф. Культурно-досуговая деятельность. Казань, 1995.
  107. О.И. Сценарная культурная режиссура досуговой деятельности как художественно-педагогическое явление. Автореф. дисс. .докт. пед. наук. — Л., 1998.
  108. А.К. Пути исследования мотивации учебной деятельности школьников. Вопросы психологии. 1980, № 5.
  109. А.В. Духовная культура России: социально-педагогические проблемы саморазвития. Дисс. .докт. пед. наук, — СПб. 1990.
  110. А.П. Исторические предпосылки формирования самобытности Российской культуры. С. -Петербург, СПбГИК, 1992.
  111. Махлина С Т. Язык искусства в контексте культуры: Автореф. дис.. докт. пед. наук. СПб, 1992.
  112. М.С. Социология семьи. Проблемы теории, методологии, методики. М.: Наука, 1989.
  113. Т.А. Потребность как социальное явление. М.- Высшая школа, 1990.
  114. Методологические проблемы развития педагогической науки. Под ред. П. Р. Атутова. М. Н. Скаткина, Я. С. Туровского. -М.: Педагогика, 1985.
  115. А.А. Гармония и дисгармония личности: Философ.-этич. очерк. Пер. с лат. 2-е изд., перераб., доп. — М.: Политиздат. 1990.
  116. Мир образования образование в мире. № 4, 2001.
  117. Научно-методический журнал Министерства Образования РФ. Мир психологии № 1, 2000.
  118. В.Б. Век образования. М.: Педагогика, 1999.
  119. Ф.Т. Общественное сознание и самосознание индивида. М.: Наука. 1990.
  120. Л.И. Проблемы формирования мотивационной сферы студентов культурно-просветительных факультетов вузов культуры. Автореф. дисс,. канд. пед. наук. — М., 1980. — 24 с.
  121. Молодежь, Образование, воспитание, профессиональная деятельность. Докл., сооб. Отв. ред. Лейтман. М.: Наука. Ленингр. отделение, 1993.
  122. А.В. Социализация и свободное время. М.:1. Сов. Россия, 1991, 109 с.
  123. А.В. Общение как фактор воспитания школьников: Автореф. дисс. .докт. пед. наук. Л.: ЛГИК им. Н. К. Крупской. 1981.
  124. Народное образование и культура в СССР: Стат. сб. М.: Финансы и статистика, 1989.
  125. Народное творчество. Перспективы развития и формы социальной организации, М.: Просвещение, 1990.
  126. Ф.И. Связь времен. М.: Наука, 1984.
  127. Н.Д., Кан-калик В.А. Педагогическое творчество.- M.: Педагогика, 1990.
  128. Н.Д. Методологическое знание в педагогике // Сов. педагогика. 1984. -№ 6. 15−21 с.
  129. В.Е. Культурно-досуговая деятельность. Омск.1992.
  130. И.А. Организация досуга подрастающего поколения в США: Традиции и современность. Автореф. диссер. на соиск. уч.1.степени доктора пед. наук. СПБ, 1992.
  131. И.А. Функциональная модель современного клуба. М., 1990.
  132. И.А. Основные принципы и формы организации досуга детей и подростков в развитых капиталистических странах. J1., 1989.
  133. Новое педагогическое мышление. Под ред. А. В. Петровского. М.: Педагогика, 1989.
  134. Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. Под ред. М. О. Боцманова. М.: Педагогика, 1989.
  135. Н.Н. Психология межличностных отношений. Киев: Лыбидь, 1990.
  136. В.И., Грицанов А. А. Социологический психоло-I гиз. Крит, анализ. Минск: Высш. школа, 1990. — 205 с.
  137. Д. В. Неформалы: Групповой портрет в интерьере. М.: Педагогика, 1990.
  138. Образование и общество № 4, 2000, Орел. I
  139. Опыт словаря нового мышления. М.: Прогресс, 1989.
  140. Основы законодательства Российской Федерации о культуре. -М.: Мысль, 1993.• 139. Основы педагогики и психологии высшей школы. Под ред. А. В. Петровского. М.: Высшая школа, 1986.
  141. Основы педагогического мастерства. Под ред. Н. А. Зянона. -М.: Просвещение, 1989. I
  142. А.Ю. А что у него в подсознании? М.: Дело, 1996.
  143. С.Г., Розан В. М. Модели учреждений культуры: принципы формирования, эволюции. М., 1991.
  144. .Д. Психологическая готовность к культурной деятельности. Л.: ЛГИК, 1991.
  145. В.Д. Методология и методика исследования бюджетов свободного времени. М.: ИСИ АН СССР, 1989.
  146. В. Д. Татарова Г. Г., Толстова Ю. Н. Многомерная типология времяпрепровождения. Соц. исследования, 1981.
  147. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. Под ред. Ю. К. Бабанского. М.: Просвещение, 1983.
  148. Педагогика наших дней. Ш. А. Амонашвили, В. Ф. Шаталов, Е. Н. Ильин и др. Краснодар: Кн. изд, 1989.
  149. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. М.: Школа — пресс. 1998.
  150. С. Переворот в сознании: дети, компьютеры и плодотворные идеи. Пер. с англ. М.: Педагогика, 1989.
  151. Ф.И., Тарасенко Ф. П. Введение в системный анализ. -М.: Наука, 1989.
  152. Петров. Культура мышления: Методологические проблемы науч.-пед. работы. М.: Изд-во МГУ, 1990.
  153. Н.А. Психологические барьеры в педагогической деятельности: Монография. М.: Прометей. 1998.
  154. Политико-правовое устройство реформируемой России: планы и реальность. Серия: Россия накануне XXI века. вып. З
  155. СПБ «Петрополис». 1995. 5−8.
  156. С.Д. О новом воспитании. М.: Знание, 1990.
  157. Права человека: Основные международные документы. М.: Международные отношения, 1989.
  158. А.И. Перестройка: переходные процессы и механизмы. М.: Наука, 1989.
  159. Проблемы социальной информации в сфере культуры и просвещения. Под ред. А. И .Новикова. СПБ., 1992.
  160. Прогнозное социальное проектирование. Методологические проблемы. М.: Наука, 1989.
  161. Прорыв к реальности. М.: НИИ культуры. 1990.
  162. Психологическая типология: Хрестоматия сост. К. В. Сельченок. М., 2000.
  163. Пути формирования нового знания о современной науке. Под ред. С. Е. Крымского и др. Киев. наук, думка, 1993.
  164. В.К. Человек и общество. К проблеме гуманизации социально-философского мышления, — М.: Наука, 1990.
  165. Рабочая книга социолога. Отв. ред. Г. В. Осиаов. 2-е изд. -М.: Наука, 1983.
  166. А.А., Рагудин К. А. Социология (курс лекций). М., 1995.
  167. К. Коммерция и творчество: враги и союзники. М., Искусство, 1992.
  168. В.А. Творчество народа и современность. М.: БНМД. 1990.
  169. .И. Быть или .? (О некоторых ближайших перспективах художественных специализаций в вузах культуры). Сборник тезисов «Научно-методические проблемы подготовки специалистов в узах культуры» — СПБ, СПБГАК, 1996.
  170. Т.И. Взаимодействие искусств в подготовке педагогических кадров к художественно-просветительной деятельности. Автореф. дисс. на соиск, уч. степ, доктора пед. наук. М., МГУКИ, 1998.
  171. .Д. Общее как условие развития личности // Психология формирования и развития личности, М.: Наука, 1981.
  172. Ю.В. Введение в культуроведение. М., 1996.
  173. Роль духовной культуры в активизации человеческого фактора. Сб. науч. тр. под ред. А. В. Воронкова. JL: ЛГИП, 1989.
  174. Ю.Д. Народная педагогика и В.А. Сухомлинский //
  175. Сов. педагогика. 1991. № 2. -103−106 с.
  176. А.Б. Введение в экономику исполнительского искусства. М., 1991.
  177. Савельев. Очерки прикладной культурологии. М.:1. МГИК. 1993.
  178. B.C. Педагогические основы формирования культуры быта: Монография. М.: МГУК, 1996.
  179. B.C. Методология, теория и педагогические технологии формирования культуры быта. Дис.. докт. пед, наук. — М., 1997.
  180. Щ.З. Мировой опыт повышения квалификации специалистов. Баку, 1993. 38 с.
  181. В.Д. Мир, прогресс, права человека: Статьи и выступления. -Л.: Сов. писатель, 1990.
  182. Седьмой симпозиум: Квалиметрия человека и образования: методология и практика. Проблемы измеримости образовательных стандартов и квалиметрического мониторинга образования. Науч. докл. Кн. 1−2. -М., 1998.
  183. Е.А. Становление и развитие профессиональной подготовки специалистов социально-культурной сферы. Автореферат на соиск. уч. степ. Докт. пед. наук. М., МГУКИ, 2000.
  184. Н.В. Художественно-просветительное образование в России как предмет историко-педагогического исследования. Автореферат дисс. на соиск. уч. Степ, доктора пед. наук. М., МГУКИ, 2002,
  185. В.Ф. Человек, его природа и смысл бытия. -Л.:1. Изд-во ЛГУ, 1990.
  186. Н.А., Веселов П. В., Галахов В. В. Организация управленческого труда. М.: Экономика. 1986.
  187. В.П. Педагогический менеджмент. Учебное пособие. М., Российское педагогическое агентство. 1997.
  188. Е.И. Художественная самодеятельность как социально-педагогическое явление. Автореф. дисс. докт. пед. наук. Л.: ЛГИК им. Н. К. Крупской, 1989.
  189. Н.И. Мировоззрение и жизненный выбор личности. Киев. Наук, думка. 1989. — 122 с.
  190. Современная западная социология: Словарь. Сост. Ю. Н. Давыдов и др. М.: Политиздат, 1990.
  191. Э.В. Понятие, сущность и основные функции культуры. Л.: ЛГИК, 1989.
  192. А.В. «Гуманитарное студенчество: социальное прогнозирование». СПБ. СПБГУП, 1995. 69−70 с.
  193. К.Б. Социальная эффективность художественной культуры: Процессы распространения и освоения художественных ценностей. М.: Наука, 1990.
  194. Э.В. Культурология. М.: Интернакс, 1994.
  195. П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М.:1. Наука, 1992.
  196. .Ю. Культура на перепутье. М., 1994.
  197. Социология культуры. М.: Б.И. — 1981.
  198. Социальное проектирование и культура. М.: Наука. 1988.
  199. В.Я. Социально-педагогические особенности молодежного досуга. Учебное пособие. Ростов на — Дону. 1997, — 200 с.
  200. В.А. Как воспитать настоящего человека:
  201. Педагогическое наследие. Сост. О. В. Сухомлинская. М.: Педагогика.
  202. А.Д. Русская философия. Пути развития. М.:1. Наука, 1989.
  203. М.В. Человек и его потребности. Минск:1. Беларусь, 1999.
  204. Теоретико-методологические и прикладные проблемы развития единой системы непрерывного образования. Под ред. Б.С. Гер-шунского. М.: Изд-во АПН СССР. 1990. — 4.1.
  205. .А., Кострова Н. А. Досуг в США: Учебное пособие. Санкт-Петербург. 1992.
  206. Н.Е., Федосенко JT.B. Рынок: интенсивность и мотивация труда. М.: «Луч», 1994.
  207. В.Е. Педагогика клубной работы. М.: Советская Россия, 1984. — 153 с.
  208. В.Е. Клуб и свободное время,— М.: Профиздат. 1982.- 136 с.
  209. Г. Л. Разум, воля, успех. Л.: ЛГУ, 1990.
  210. Туровская. О позиции субъекта культуры. Вестник высшей школы. 1990. — № 10. — 27−34 с.
  211. .А. Механизм культуры: сб. ст. М.: Наука, 1990.
  212. Управление деятельностью учреждения дополнительного профессионального образования: Нормат, правовое обеспечение науч.- метод, деятельности. Новокузнецк: Изд-во ИГЖ, 1998. — 285 с.
  213. Управление современным образованием: Социальные и экономические аспекты. Под ред. Тихонова. М., Вита-Пресс, 1998.
  214. К.Д. Педагогические сочинения: в 6-ти томах. М.: Педагогика. 1990. Т.6.
  215. Фаблес Мария. Теории мотивации в зарубежной и советской психологии. Дисс.. канд. психол. наук. М., 1978.
  216. Ф.Р. От поколения к поколению: Социальная подвижность. М.: Мысль. 1989.
  217. А. Управление исследованиями и инновациями. М.: Наука, 1993.
  218. В. Человек в поисках смысла. Пер. с англ. под рук. Л. Гозмана. Д. А. Леонтьева. М.: Прогресс, 1990.
  219. С.Л. Духовные основы общества: Введение в социальную философию //Русское зарубежье. Лениздат, 1991.
  220. Фрейд 3. Психология бессознательного: Избр. произведения по психологии. Пер. с нем. М.: Просвещение, 1989.
  221. К. Моральное развитие и личность // Психология личности и образ жизни. М.: Наука, 1987.
  222. А.Т. Интересы как форма общественных отношений. Новосибирск, Наука, 1987.
  223. Н.Т. Социология воспитания. М.: Мысль, 1989.252 с.
  224. П.С. Теория и практика развития современной профессиональной школы. СПБ., ИПТО, 1994.
  225. П.С. Организационно-методические условия создания регионального профессионального учебного заведения. ВИПК СПБ, 1994.
  226. Е.Д. Народная педагогика: историографические и теоретико-методологические проблемы: Автореф. дисс.. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук. М., 1983.
  227. Хроменков Н А. Образование. Человеческий фактор. Общественный прогресс. М.: Педагогика, 1989. — 192 с.
  228. Человек: Философские аспекты сознания и деятельности. Под ред. Д. И. Широканова, А. И. Петрущика. Минск: Наука, 1989.
  229. Человек в системе наук. Отв. ред. И. Т. Фролов. М.: Наука, 1989.
  230. Человек и культура: Индивидуальность в истории культуры. Отв. ред. А Я. Гуревич. М.: Наука, 1990.
  231. В.М. Методическое обеспечение культурно-досуговой деятельности. М.: 1991.
  232. Н.И. Социальная психология в образовании.
  233. Учебное пособие. М.: ВАДОС, 1995.
  234. В.П. Как управлять другими. Как управлять собой. (Искусство менеджера). Мн., 1996.
  235. B.C. Проблема междисциплинарного синтеза знаний о человеке как педагогической цели. Информация и инновация в образовании. 1990.
  236. В.М. Имиджелогия: секреты личного обаяния. М.: Юеити, 1994.
  237. С.В. Экономика управления в сфере культуры: Поиск новых моделей. М., 1992.
  238. С.В. Организационно-управленческим нововведения в сфере культуры. М., 1991.
  239. М.М. Направления дальнейшего развития и перестройки культурно-просветительного образования. СПБ., РТСРК, 1996.
  240. М.М. Социальная активность интеллигенции как фактор развития духовной культуры России. СПБ. Культ-Информ-Пресс. 1996.
  241. В.А. Культура нашего времени как целостный синтез. Л.: ЛГИК. 1989.
  242. Экспресс-информация «Культура и искусство за рубежом». Тенденции развития сферы досуга в США и Великобритании. М.: 1995, вып.З.
  243. Энергия понимания. Под ред. К. С. Пирогова. Л.: Изд-во ЛГУ, 1990.
  244. Эйштейн. Говорить на языке всех культур //Наука и жизнь.1990. -№ 1.
  245. Э.Г. Системный подход и принципы деятельности. М.: Наука, 1973.
Заполнить форму текущей работой