Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Связь сенсомоторной асимметрии с особенностями мозговой организации

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В XIX в. П. Брока сформулировал правило, согласно которому центр речи находится в полушарии, противоположном ведущей руке. Однако дальнейшие исследования не подтвердили это предположение. Сейчас доказано, что у 95% праворуких центр речи находится в левом полушарии, а у оставшихся 5% — в обоих. У 70% леворуких центр речи также располагается в левом полушарии, у 15% — в двух и только у 15… Читать ещё >

Связь сенсомоторной асимметрии с особенностями мозговой организации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Отражает ли моторная или сенсорная асимметрия особенности мозговых процессов?

В XIX в. П. Брока сформулировал правило, согласно которому центр речи находится в полушарии, противоположном ведущей руке. Однако дальнейшие исследования не подтвердили это предположение. Сейчас доказано, что у 95% праворуких центр речи находится в левом полушарии, а у оставшихся 5% — в обоих. У 70% леворуких центр речи также располагается в левом полушарии, у 15% — в двух и только у 15% леворуких людей — в правом полушарии. Вполне возможно, что в последнем случае правополушарное представительство речи обусловлено патологией левого полушария. Следовательно, центр речи вне зависимости от рукости находится в левом полушарии. Сейчас считается, что рукость и расположение центра речи не связаны между собой.

Расположение центра речи в левом полушарии объясняется особенностью переработки информации в нем: оно анализирует любую информацию последовательно. Речь же является последовательностью предложений, состоящих из последовательности слов, которые, в свою очередь, представлены чередой звуков. Еще одной важной характеристикой левого полушария является то, что оно контролирует поведение в привычных, повторяющихся ситуациях (т. е. в таких, где также есть определенная череда действий).

Правое полушарие отвечает за целостную обработку информации, поэтому оно в большей мере включено в анализ эмоций, распознание лиц, описание пространства и ориентацию в нем. В отличие от левого, правое полушарие активируется в новых, необычных условиях, когда меняется ситуация и человек вынужден приспосабливаться к новым условиям жизни. Эта же функция является творческой, поскольку творчество — это комбинирование разных элементов для создания чего-то нового.

Мы уже говорили о том, что внешние факторы влияют на формирование асимметрии у человека. Но внешними для ребенка будут и те условия жизни, в которых живет его семья, будь это центральные области России или Крайний Север. В последнем случае суровый климат и кочевой образ жизни людей способствуют накоплению и сохранению из поколения в поколение левых признаков. В суровых условиях человек должен хорошо ориентироваться в пространстве, адаптироваться к изменчивому климату. Это происходит при активации правого полушария, чем и объясняется большое число людей с большой концентрацией левых признаков в этих местах.

Проживание в условиях центральной России, оседлый образ жизни, повышенное внимание к речевому общению способствуют активации левого полушария и накоплению правых признаков.

В то же время мозг функционирует так, что в любой деятельности участвуют оба полушария. Различается лишь доля этого участия. Например, за обработку речевой информации отвечает левое полушарие. Но правое участвует в анализе эмоциональной стороны речи, ее осмыслении в определенном контексте. При повреждении правого полушария речь становится блеклой, однообразной.

Выраженная функциональная специализация в большей мере свойственна мужскому мозгу. Показано, что у женщин полушария более тесно взаимосвязаны практически в любых процессах.

Можно заключить, что представление о полушарности, согласно которому у леворукого человека — ведущим является правое полушарие, а у праворукого — левое, не отражает реальных событий, происходящих в мозге. Кроме асимметричных сенсорных и моторных признаков у человека есть функциональная асимметрия полушарий мозга, т. е. полушария различным образом участвуют в анализе информации. Эта функциональная асимметрии не связана с рукостью.

Но профиль функциональной асимметрии может показать, насколько распределена сенсорная и моторная ответственность по полушариям. Известно, что движения рук и ног преимущественно контролируются противоположным полушарием мозга. В отношении сенсорных показателей это управление более сложно, хотя и здесь есть неравномерность распределения потока сигналов, так что ведущая сторона периферического восприятия в большей мере связана с противоположным полушарием.

Существуют индивидуальные особенности в распределении функции по полушариям. Часть детей может иметь одностороннюю представленность всех показателей (т. е. у них все показатели будут либо левые, либо — правые), у части же они будут различным образом комбинироваться. Точно также и на уровне мозга соответствующие функции будут расположены преимущественно в одном полушарии или буду распределены между ними.

Мы уже говорили о том, что передачу информации из одного полушария в другое осуществляет мозолистое тело, которое созревает в течение достаточно долгого времени (все дошкольное детство). Именно поэтому в тех видах деятельности, в которых необходимо плотное взаимодействие полушарий (письмо, чтение, обучение сложным сенсомоторным навыкам), дети с распределенными латеральными показателями могут быть менее успешными и требовать особого внимания. С этой точки зрения понимание происходящих в момент обучения процессов и особенностей функционирования мозга детей с различными латеральными признаками может существенно повысить эффективность обучения.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой