Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Повышение эффективности обучения на основе интеграции учебных дисциплин с преподаванием информатики: На примере технического вуза

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Формирование профессиональных знаний, умений и навыков у студентов при изучении общенаучных и специальных дисциплин" — «Один из подходов к методике работы над курсовым проектом» на региональной научно-практической конференции г. Тюмень 2001 г. «Повышение качества подготовки специалистов: проблемы и решения» — «Об использовании межпредметных задач в учебном процессе» на региональной… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы интеграции дисциплин информатики с другими учебными предметами
    • 1. 1. Профессиональная компетентность как основа модели будущего 16 специалиста
    • 1. 2. Анализ взаимосвязи профессионального образования с дисципли- 30 нами информатики
    • 1. 3. Основы проектно-созидательной модели обучения в техническом 49 вузе
    • 1. 4. Интеграция дисциплин на основе телекоммуникационного проек- 63 та
    • 1. 5. Характеристика интеграционного процесса в педагогической тео- 69 рии и практике
  • Глава 2. Опыт обучения на основе интеграции информатики с основными учебными дисциплинами
    • 2. 1. Использование межпредметных задач как средства интеграции 89 учебных курсов
    • 2. 2. Технология формирования основ профессиональной компетентно- ч 103 сти будущих инженеров
    • 2. 3. Опыт реализации курса информатики и других учебных дисцип- 114 лин в вузе
    • 2. 4. Оценка результатов педагогического эксперимента
  • Заключение 139 Библиография
  • Приложения

Повышение эффективности обучения на основе интеграции учебных дисциплин с преподаванием информатики: На примере технического вуза (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Возникшая в последнее время в стране новая социально-экономическая ситуация предъявляет свои требования к системе образования. Как отмечается в Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года «Роль образования на современном этапе развития страны определяется задачами перехода России к демократическому обществу, к правовому государству, рыночной экономике, задачами преодоления опасности накапливающегося отставания России от мировых тенденций экономического и общественного развития. Образование должно войти в состав основных приоритетов российского общества и государства.

К числу основных современных тенденций мирового развития, обуславливающих существенные изменения в системе образования, относятся:

— ускорение темпов развития общества и как следствие — необходимость подготовки — людей к жизни в быстро меняющихся условиях;

— переход к постиндустриальному, информационному обществу, значительное расширение масштабов межкультурного взаимодействия, в связи с чем особую важность приобретают факторы коммуникабельности и толерантностидинамичное развитие экономики, рост конкуренции, сокращение сферы неквалифицированного и малоквалифицированного труда, глубокие структурные изменения в сфере занятости, определяющие постоянную потребность в повышении профессиональной квалификации и переподготовке работников, росте их профессиональной мобильности)^ 112].

В последние годы стремительное изменение происходит в промышленных технологиях, которое заключается в частности и в оснащении предприятий вычислительной техникой, а также в содержании и формах организации инженерной деятельности, связанных с применением компьютерных и телекоммуникационных технологий. Конкуренция предприятий, широкое использование ЭВМ во всех сферах деятельности современного инженера — управлении производством, исследовании рынка и организации сбыта продукции, проектировании, конструировании, изготов лении, эксплуатации технологического оборудования, строительных сооружений и других технических объектов — предъявляет дополнительные требования к профессиональной компетентности выпускника в области информационных технологий (ИТ).

Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию, обладают чувством ответственности за судьбу страны, за ее социально-экономическое процветание. Система образования должна готовить людей, умеющих не только жить в гражданском обществе и правовом государстве, но и создавать их. Основная цель профессионального образования — подготовка квалифицированного специалиста соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.

Отсюда вытекает задача коренного улучшения системы профессионального образования, качества подготовки специалистов имеет фундаментальное значение для будущего страны. Она требует совместных усилий академического и педагогического сообщества, государства, предпринимательских кругов [112]. I ke пто вызывает необходимость пересмотра целей, содержания и технологий профессионального обучения, а, в конечном счёте, самих представлений о квалифицированных работниках — выпускниках вуза — высокообразованных, компетентных, трудолюбивых, способных принимать правильные обоснованные решения в постоянно изменяющихся условиях, способных найти применение своим знаниям и умениям в различных сферах деятельности.

Актуальность исследования. В условиях модернизации Российского образования в период до 2010 года первейшей задачей образовательной политики на современном этапе — является достижение современного качества образования, его соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. В подготовке инженерных кадров необходимо достижение мирового уровня качества квалификации специалистов в области информатики, которое предполагает наличие у обучаемых умений применять имеющиеся знания в различных конкретных ситуациях для решения практических жизненных и профессиональных задач.

В условиях капитализации общества в области подготовки специалистов необходимо придерживаться компетентностного подхода, реализующегося в следующем:

— в условиях рынка труда;

— в общественно-социальном строе;

— в профессиональной области (профессиональная компетентность);

— в определении содержания, форм, методов образования. [81, 112].

В частности О. Н. Загора [89] рассматривает формирование в процессе обучения профессиональной компетентности студентов заочников колледжаИ.Е.Елина [80] исследовала проблему компетентности, как интегральной характеристики профессиональной деятельности государственных служащихЮ.В.Варданян [42] говорит о том, что профессиональная компетентность специалиста с высшим образованием, представляет собой единство теоретической и практической готовности и способности выпускника вуза к осуществлению профессиональной деятельности и занимается проблемой её строения и развития в вузе.

Перечень разделов информатики, вынесенный Государственным образовательным стандартом в качестве минимума образовательной программы подготовки инженера, широк. Количество же часов, регламентируемое Государственным образовательным стандартом на изучение информатики (2−4% от общего обучения за весь срок реализации образовательной программы) недостаточно для качественного образования будущего инженера по данному предмету. Кроме того, изучение дисциплин информатики происходит, как правило, в первом и втором семестрах, т. е. только на первом курсе обучения.

Таким образом, актуальность проблемы исследования определяется противоречиями между требованиями развивающегося производства к качеству обучения, компетентности специалиста и возможностью его обеспечения в процессе профессиональной подготовке в вузе.

Для формирования качества обучения и профессиональной компетентности студента, как показало проведенное нами исследование, особую дидактическую ценность имеет изучение общепрофессиональных и специальных дисциплин на основе межпредметных задач прикладного характера. В этом плане важны работы: Н. В. Вдовенко «Оптимизация качества подготовки специалистов в вузе посредством использования межпредметных профессиональных задач» [45], А. Н. Калиниченко «Построение содержания учебного курса в высшей школе на основе технологии решения профессиональных задач» [101], С. В. Новикова «Профессионально важные качества, значимые при решении инженерных задач повышенного уровня трудности» [153], Л. Н. Феофановой «Подготовка будущих менеджеров к решению экономико-управленческих задач на материале изучения математических дисциплин в техническом вузе» [194].

Однако в исследованиях указанных авторов, проблема повышения качества обучения, формирования профессиональной компетентности студента посредством интеграции дисциплин, является малоисследованной с точки зрения структурирования содержания образования по дисциплинам информатики, отсутствия концептуальной схемы интеграции учебных дисциплин. В нашем исследовании особое внимание уделяется разработке технологии по интеграции дисциплин на основе информатики: через введение критериев интегрируемости — определение уровня интегрируемости дисциплин — получение классификации учебных дисциплин по уровням интегрируемости. А также определению вида, места, способа подбора, межпредметных задач в содержании дисциплин информатики с учётом установленного уровня интегрируемости дисциплин и специальности, по которой обучается студент.

В ходе исследования нами разработана система повышения качества обучения в области интегрируемых дисциплин (информатики и других учебных дисциплин), формирование основ профессиональной компетентности с учётом следующих установок:

1.

введение

критериев интегрируемости дисциплин (одна из которых информатика) для определения уровней интегрируемости, возможность классификации дисциплин по установленным уровням интегрируемости;

2. разработка системы отбора межпредметных задач прикладного характера с учётом развития профессиональных навыков для повышения эффективности обучения дисциплине информатики;

3. одним из условий профессиональной компетентности выступает использование ЭВМ для решения задач профессиональной области. Поэтому качество подготовки специалиста в большей степени зависит от формирования умения правильного, уместного, своевременного использования средств ИТ, вырабатывая тем самым потребности их применения;

4. интеграция на основе межпредметных задач прикладного характера при изучении дисциплин информатики способствует повышению качества знаний специалистов не только в области этих дисциплин, но и в области тех специальных дисциплин, где могут быть использованы умения и навыки, приобретённые при изучении дисциплин информатики.

Изложенное выше послужило основанием для выбора темы нашего исследования, цель которого — разработать систему интеграции информатики с другими учебными дисциплинами на основе межпредметных задач прикладного характера, направленную на формирование основ профессиональной компетентности будущих инженеров, выявить её влияние на качество обучения в области интегрируемых дисциплин.

Объект исследования: процесс профессиональной подготовки будущих инженеров в условиях интегрируемости дисциплин на основе применения современных информационных технологий.

Предмет исследования: интеграция информатики и других учебных дисциплин на основе решения межпредметных задач в процессе повышения качества обучения по интегрируемым дисциплинам, развития и формирования основ профессиональной компетентности будущих инженеров.

В основу диссертационного исследования была положена следующая гипотеза: если спроектировать и внедрить в учебный процесс систему интеграции учебных дисциплин в техническом вузе, основанную на:

— межпредметных задачах прикладного характера в процессе обучения дисциплинам информатики;

— направленности по формированию основ профессиональной компетентности будущих инженеров;

— её планомерном и системном использовании в различных формах и методах обучения, в ходе всего учебного процесса, то это позволит средствами информатики формировать потребности применения ИТ в ходе всего обучения в ВУЗе и повысить качество знаний в области интегрируемых дисциплин.

Цель данного диссертационного исследования потребовала решения следующих задач:

1) изучить состояние проблемы взаимосвязи дисциплин информатики и профессионального образования в процессе подготовки будущих инженеров, а также выявить требования, предъявляемые к современной i модели будущего инженера, его профессиональной компетентности;

2) разработать систему интеграции дисциплин информатики с другими учебными дисциплинами и обосновать возможности ее использования;

3) определить наиболее эффективные способы формирования основ профессиональной компетентности будущих инженеров;

4) разработать учебно-методические рекомендации по внедрению в учебный процесс интеграции дисциплин информатики с другими учебными дисциплинами на основе межпредметных задач прикладного характера;

5) экспериментально проверить и оценить эффективность разработанной системы интеграции дисциплин информатики с другими учебными дисциплинами.

Для реализации поставленных задач использовались следующие методы исследования:

— изучение правительственных и нормативных документов по вопросам образования, анализ учебной документации технических вузов и общеобразовательных учреждений для определения требований, предъявляемых к современному инженеру, в частности в области информационных технологий;

— изучение и анализ философской, методической и психолого-педагогической литературы для определения понятийного аппарата, методологических основ нашего исследования, построения его теоретической концепции;

— моделирование процесса интеграции дисциплин на основе межпредметных задач прикладного характера;

— изучение и обобщение педагогического опыта;

— педагогический эксперимент в различных его формах (поисковый, формирующий, констатирующий, обеспечивающий) с проведением диагностических методов (метод параллельного обучения экспериментальных и контрольных групп) — психолого-педагогические методы сбора информации (наблюдение за деятельностью и изучение результатов деятельности студентов на занятиях, беседы с преподавателями-предметниками) и её переработки (статистический анализ, содержательная интерпретация результатов).

В основу исследования положены следующие теоретико-методологические основания и источники:

• работы педагогов в области определения структуры модели специалиста: О. В. Алексеев, Б. С. Гершунский, В. Н. Жирова, Т. В. Кудрявцев, Н. Ю. Рыжова, В. П. Симонов, Е. Э. Смирнов, Н. Ф. Талызина и др.- • работы в области формирования содержания образования: С. И. Архангельский, О. В. Алексеев, В. А. Безрукова, А. П. Беляева, М.Н. Беру-лова, Н. В. Кузьмина, B.C. Леднёв и др.;

• работы в области концепции целостного системного подхода к организации процесса обучения: В. П. Беспалько, И. М. Блауберг, В.В. Кра-евский, И. Я. Лернер, В. П. Симонов, М. Н. Скаткин;

• работы в области теории управления профессиональной подготовкой кадров: А. П. Беляев, Г. А. Бокарева, В. Ф. Кривошеев, А. М. Новиков и др.;

• работы по проблемам профессионального мышления: П. Я. Гальперин, Т. В. Кудрявцев, М. Н. Скаткин, Е. Э. Смирнов, Д. И. Чернилевский,.

O.K. Филатова и др.;

• работы в области теории и практики интеграции в профессиональном образовании: В. В. Анисимов, В. В. Бажутин, B.C. Безрукова, Э. Ф. Зеер, О. М. Кузнецова, Ю. С. Тюнников и др.;

• работы в области межпредметных связей: Т. А. Арташкина, С. Б. Бабаджанян, П. А. Бурдин, Г. Н. Варковецкая, И. Д. Зверев, П. Н. Кулагин, В. Н. Максимова, В. М. Монахов, И. И. Петрова, и др.;

• работы в области использования информационных технологий в учебном процессе: В. З. Аладьев, Ю. Астратов, М. Вахидов, Н. А. Гершгорн, Б. С. Гершунский, В. А. Далингер, А. П. Ершов, М. В. Лебедева, В. Г. Разумовский, И. В. Роберт, Т. А. Сергеева, O.K. Тихомиров, Ю. М. Цевенков и ДР.

База и этапы исследования. Исследование проводилось на базе Тобольского индустриального института (филиал Тюменского государственного нефтегазового университета ТИИ ТюмГНГУ) в несколько этапов.

На первом этапе (1994;1995 гг.) исследования проводился теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы с целью определения степени разработанности проблемы интеграции дисциплин, наблюдение за процессом применения межпредметных задач прикладного характера в техническом вузе. В результате этого этапа сформулирована гипотеза исследования, уточнены цель и задачи изучения курсов дисциплин информатики.

На втором этапе (1996;1998 гг.) была определена методология исследованияпроизводился отбор наиболее эффективных методов, форм и средств обучения информатики с учётом формирования потребности применения современных информационных технологий, повышения качества обучения, формирования основ профессиональной компетентности будущих инженеровосуществлялся подбор материала и создание на его основе текстов лабораторных работ, методических указаний, учебных файлов.

Основной целью этого этапа было проведение отбора содержания обучения по дисциплинам информатики («Программирование и основы алгоритмизации», «Прикладное программирование», «Решение инженерных задач на ЭВМ» и др.) на основе разрабатываемой системы интеграции дисциплин (в частности, определены критерии, уровни интегрируемости дисциплин, виды, способы подбора межпредметных задач прикладного характера).

На третьем этапе (1999;2001 гг.) исследования выполнялась корректировка и усовершенствование системы интеграции дисциплин, а также содержания межпредметных задач (в сторону усложнения одних и упрощения других). Проведён контрольно-оценочный педагогический эксперимент с целью проверки справедливости гипотезы, проведена обработка результатов.

На четвёртом этапе (2002;2003) подводились и оформлялись выводы и итоги проделанного исследования.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

— обоснована целесообразность и возможность использования разработанной системы интеграции дисциплин информатики с другими учебными дисциплинами на основе межпредметных задач прикладного характера в процессе обучения, направленного на формирование основ профессиональной компетентности будущего инженера в области современных информационных технологий;

— определены механизмы применения в образовательном процессе информационных технологий для повышения качества обучения по интегрируемым дисциплинам;

— выявлены критериальные характеристики профессионального становления специалиста с помощью разработанной системы интеграции дисциплин посредством межпредметных задач прикладного характера;

Теоретическая значимость проведенного исследования заключается в следующем:

— выделены уровни интеграции дисциплин информатики с другими учебными дисциплинами на основе межпредметных задач прикладного характера;

— осуществлена классификация предметов (дисциплин информатики с другими учебными дисциплинами, изучаемых в техническом ВУЗе) для отдельно взятых специальностей на каждом курсе обучения;

— сформулированы основные принципы формирования потребности в качественном усвоении студентами современных информационных технологий.

Практическая значимость исследования состоит:

— в создании системы интеграции дисциплин информатики с другими учебными предметами, изучаемыми в техническом ВУЗе, на основе межпредметных задач прикладного характера;

— в разработке научно-методических рекомендаций преподавателям дисциплин информатики технических ВУЗов по интеграции учебных курсов на основе межпредметных задач прикладного характера.

На защиту выносится:

1) обоснование целесообразности и возможности использования интеграции дисциплин информатики с другими учебными дисциплинами на основе межпредметных задач прикладного характера, направленной на формирование основ профессиональной компетентности будущих инженеров в области информационных технологий, как одного из направлений повышения качества обучения в ВУЗе;

2) содержание и структура деятельности преподавателя по использованию системы интеграции информатики с другими учебными дисциплинами на основе межпредметных задач прикладного характера для формирования потребности применения в обучении современных информационных технологий;

3) Положение о целесообразности и перспективности формирования профессиональной компетентности будущего инженера на основе широкого проникновения информационных технологий в преподавание основных учебных курсов в техническом ВУЗе.

Достоверность и обоснованность результатов и выводов проведённого исследования обеспечиваются использованием предшествующих научно обоснованных результатов психолого-педагогических и методических разработоквыбором взаимодополняющих методов педагогического исследования, соответствующих поставленным задачамприменением статистических методов обработки данных педагогического эксперимента, а также положительными результатами эксперимента, нашедшими применение в конкретном образовательном процессе.

Апробация результатов работы. За период с 1994 по 2003 год основные положения диссертации внедрялись в практику в форме педагогической экспериментальной работы на кафедре естественнонаучных дисциплин Тобольского индустриального института (ТИИ), через опубликованные автором работы, выступления с докладами: «Повышение результативности самостоятельной работы студентов по информатике с помощью индивидуальных заданий» на VI Международной Научно-методической Конференции в г. Пенза, 1999 г. «Педагогический менеджмент и прогрессивные технологии в образовании" — «Вариант проведения инженерной деловой игры» на научно-методической Конференции г. Тюмень, 2000 г. «Совершенствование подготовки кадров в филиалах вузов Западной Сибири" — «Некоторые приемы использования различных видов контроля» на межвузовской научно-методической конференции г. Тюмень 2001 г.

Формирование профессиональных знаний, умений и навыков у студентов при изучении общенаучных и специальных дисциплин" — «Один из подходов к методике работы над курсовым проектом» на региональной научно-практической конференции г. Тюмень 2001 г. «Повышение качества подготовки специалистов: проблемы и решения" — «Об использовании межпредметных задач в учебном процессе» на региональной научно-практической конференции г. Нижневартовск 2002 г. «Информационные технологии в высшей и средней школе" — «Особенности предмета информатики в структуре образовательного процесса технического вуза» на межвузовской научно-методической конференции по проблемам педагогической инноватики г. Тобольск 2002 г. «Проблемы естественнонаучного и математического образования" — «Применение прикладных задач в профильном классе» на научно-методической конференции, посвященной 10-летию Центра довузовской подготовки Тюменского государсвенного нефтегазового университета г. Тюмень 2002 г. «Довузовское образование: проблемы и перспективы развития" — «Использование методических указаний к курсовой работе по информатике» на всероссийской конференции г. Нижневартовск 2002 г. «Информатизация образования — 2002" — «Формирование профессиональной компетентности будущих инженеров посредством ведущих навыков» на Н-ой региональной научно-методической конференции, посвященной 40-летию ТюмГНГУ г. Тюмень 2003 г. «Совершенствование подготовки кадров в филиалах вузов западной Сибири».

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В целом необходимо отметить, что в ходе проведенного нами исследования проектирование содержания образования по дисциплинам информатики в подготовке будущих инженеров было осуществлено в следующей последовательности:

1) теоретический анализ проблемы профессиональной подготовки инженеров с целью выявления требований, предъявляемых к современной модели будущего инженера, а также роли знаний по дисциплинам информатики как компонента профессиональной готовности;

2) определение системы требований к профессионально важным качествам личности и мышления инженеров, как цели профессионального образования и образования по дисциплинам информатики;

3) определение роли и места межпредметных задач в процессе обучения, разработка структуры и содержания подготовки инженеров по дисциплинам информатики, включающей в себя межпредметную, прикладную направленность;

4) разработка схемы интеграции дисциплин на основе межпредметных задач прикладного характера, как средства: а) повышения качества обучения интегрированным дисциплинам, в частности дисциплинам информатикиб) формирования потребности в применении ИТ при изучении общепрофессиональных, специальных дисциплин, а в дальнейшем и в будущей профессиональной деятельностив) развития основ профессиональной компетентности будущего инженера;

5) разработка научно-методических рекомендаций преподавателям дисциплин информатики технических ВУЗов по интеграции учебных дисциплин на основе межпредметных задач прикладного характера;

6) экспериментальная проверка качества разработанного проекта.

В диссертации раскрыт понятийный аппарат исследования, показано, что в педагогике высшей школы пока еще не разработаны теоретические основы подготовки инженеров определенного профиля по дисциплинам информатики, тогда как в дидактике средней и профессиональнотехнической школы подобные исследования не имеют достаточного места. По мнению диссертанта, при разработке содержания по дисциплинам информатики в техническом вузе необходимо опираться на следующие общепедагогические и дидактические принципы:

— интеллектуализации профессионального образования, предполагающего преимущественное формирование творческо-поискового мышления, направленного на решение теоретических и практических задач;

— взаимосвязи профессиональной подготовки и подготовки по дисциплинам информатики, которые реализуются посредством дидактических принципов профнаправленности, политехнизма, преемственности, межпредметных связей и проблемности;

— опережающего характера профессионального образования, который является отражением объективной тенденции быстрого старения компьютерной техники и технологий;

— учета содержания профессиональной деятельности при формировании содержания обучения;

— учета индивидуально-психологических особенностей студентов, определяющих их индивидуальный стиль усвоения информации.

В диссертации выделены требования к профессионально важным качествам личности и мышления современного инженера и определена их зависимость от характера производственной деятельности. Профессиональная деятельность инженера сопряжена с решением инженерных задач прикладной межпредметной направленности, что требует от него не просто сформированности технического мышления, но и высокого уровня инженерного творчества, в основе которого лежит развитое техническое мышление, обеспечивающее познавательную самостоятельность, поисковые умения на высоком уровне обобщения, способность переносить имеющиеся знания и умения в новые ситуации, включать их в новые системы для расширения границ познания. Формирование такого способа мышления, необходимого для решения инженерных задач, с которыми постоянно сталкивается в своей практической деятельности инженер, способствует изучение дисциплин информатики.

Знания по дисциплинам информатики в системе высшего технического образования, выполняют роль фундаментальных знаний, значимость которых определяется их ролью в становлении будущего специалиста как личности, готовой к успешной профессиональной деятельности. Однако специалист, способный адаптироваться к условиям рыночной экономики, не может быть только носителем определенной суммы знаний. Это должен быть творческий работник — профессионал, способный освоить и создать новые технологии и усовершенствования, обладающий высоким техническим потенциалом. Такая направленность знаний и определяет главные функции подготовки специалиста по дисциплинам информатики: профессионально-ориентировочную и нравственно-мотивационно-целевую.

Проведенное исследование показало, что подготовка по дисциплинам информатики в техническом вузе будет наиболее эффективно способствовать формированию у будущих инженеров системы профессионально важных качеств (стремление к поиску нового, инициативность, ответственность, творческое использование знаний и способов действий, логичность мышления, точность и обстоятельность аргументации), если ее объем и содержание будут адекватными будущей профессиональной деятельности, а сама она будет образовывать систему в единстве с содержанием общетехнических и специальных дисциплин.

На процесс отбора и структурирования содержания образования инженеров по дисциплинам информатики, оказывают влияние многие факторы, среди которых мы выделяем внешние по отношению к системе образования и внутренние, присущие самой системе. К внешним факторам мы относим:

— потребности общества и цели, которое оно ставит перед высшей технической школой, которые трансформируются в систему частных целей, в том числе, в цели образования по дисциплинам информатики и с одной стороны, являются общеобразовательными, а с другой — специальными, отражающими специфику инженерной деятельности;

— требования, предъявляемые к инженеру характером и содержанием профессиональной деятельности;

— особенности информатики как науки, которая имеет объективные ограничители глубины и объема отбираемого из нее содержания образования, доступного для понимания и усвоения студентами.

Под внутренними факторами мы понимаем элементы учебного процесса, влияющие на конструирование содержания образования на уровне учебного предмета. К ним мы отнесли:

— мотивационный фактор, действие которого проявляется в том, что знание преобладающих мотивов и интересов студентов должно учитываться при определении пропорций разных видов содержания, разных видов знаний и разного типа способов деятельности;

— закономерности усвоения информации, из которых следует, что понятия и факты, включаемые в учебную программу должны соответствовать уровню подготовленности студентов, в противном случае их усвоение окажется недоступным, и в результате — познавательные потребности не будут удовлетворены;

— специфика профессиональной и специальной подготовки инженера, которая обуславливает содержание образования по дисциплинам информатики на уровне учебного предмета и учебного материала.

Основываясь на изложенных представлениях, мы спроектировали систему интеграции дисциплин на основе межпредметных задач прикладного характера в виде выявления и определения уровней интеграции, с учётом получаемой специальности, и в соответствии с этим подбора и применения типа межпредметных задач прикладного характера.

Разработанный педагогический проект был апробирован в ходе опытной работы в Тобольском индустриальном институте Тюменского государственного нефтегазового университета. Для определения уровня качества обучения по дисциплинам информатики (а также смежной интегрируемой дисциплины) использовалась система межпредметных задач прикладного характера с учётом выявленного уровня интегрируемости по всем учебным дисциплинам, включенным в педагогический проект. Для получения объективной картины, отражающей влияние разработанных методических приёмов на качество обучения, применялся метод параметрических срезов. Для определения степени сформированности важных навыков применения знаний информатики в дальнейшем обучении, при изучении других дисциплин проводился сбор у преподавателей предметников и обработка данных (с помощью метода параметрических срезов), об использовании студентами знаний дисциплины информатики и информационных технологий в дисциплинах изучаемых на втором и третьем курсах.

Проведённое теоретико-экспериментальное исследование показало, что комплексный подход к подготовке по дисциплинам информатики инженеров через сочетание различных методов, форм и средств посредством схемы интеграции дисциплин на основе межпредметных задач прикладной направленности, способствует повышению качества образования, как по дисциплинам информатики, так и по интегрируемым дисциплинам, формированию потребности применения информационных технологий в ходе всего учебного процесса, а также формированию основ профессиональной компетентности.

Таким образом, в целом в ходе исследования решены все поставленные задачи и получены следующие результаты и выводы:

1) на всех этапах развития инженерного образования в России ставился вопрос о необходимости прикладной направленности обучения информатики. В настоящее время, с учётом модернизации системы образования необходимость осуществления прикладной направленности подготовки инженеров по дисциплинам информатики определена на государственном уровне и зафиксирована в квалификационных требованиях, предъявляемых к выпускникам технического вуза;

2) изучение проблемы взаимосвязи образования по дисциплине информатики и профессионального образования, позволило определить требования, предъявляемые к современной модели будущего инженера;

3) в соответствии с характером профессиональной деятельности инженера определены требования, предъявляемые к профессиональному мышлению инженера, а также определена роль и место межпредметных задач в обучении проведён анализ существующих классификаций межпредметных задач;

4) обоснована возможность использования интеграции дисциплин на основе межпредметных задач в учебном процессе, определены критерии, три уровня интегрируемости, классификация дисциплин информатики с другими изучаемыми дисциплинами, с учётом получаемой специальности студентом технического вуза;

5) разработана схема интеграции дисциплин информатики с другими учебными дисциплинами на основе определённых уровней интегрируемости дисциплин, классификаций межпредметных задач, сформирована система отбора межпредметных задач прикладного характера в преподавании дисциплин информатики;

6) определены наиболее эффективные способы формирования основ профессиональной компетентности будущих инженеров, посредством формирования ключевых и широких навыков;

7) разработаны учебно-методические рекомендации по внедрению межпредметных задач в учебный процесс, сделан акцент на некоторых формах и методах решения таких задач (метод проектов, курсовое проектирование, самостоятельные работа, вычислительная практика, и др.), способствующих формированию инженерно-профессиональных умений и навыков;

8) экспериментально проверена и оценена эффективность спроектированной системы интеграции информатики с другими учебными дисциплинами в техническом вузе.

Положительный эффект от применения интеграции дисциплин для усиления прикладной направленности дисциплин информатики, формирования системы знаний по дисциплинам информатики как компонента их готовности к профессиональной деятельности (компонента профессиональной компетентности) может быть достигнут на основе учёта всех компонентов разработанной нами системы её реализации.

Планомерное и систематическое использование интеграции учебных дисциплин на основе межпредметных задач прикладного характера в процессе обучения дисциплинам информатики способствует: формированию потребности применения информационных технологий в ходе всего обучения в ВУЗеповышению качества образования в области интегрируемых дисциплинформированию основ профессиональной компетентности. Результаты проведённого педагогического эксперимента подтвердили основные положения гипотезы нашего исследования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.З., Гершгорн Н. А. Вычислительные задачи на персональном компьютере. — Киев: Техника, 1991. — 245 с.
  2. О.В. Международные тенденции в инженерном образовании: Уч.-метод. пособие. Высшая школа, 1989. — 72 с.
  3. Альбуханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. -М.: 1980.-336 с.
  4. В.И. Эвристическое программирование учебно-исследовательской деятельности. М.: Высшая шк., 1981. — 240 с.
  5. М.С., Турсунова М. С. Современные тенденции интеграции наук. //Вопросы философии, 1981. № 3. — С. 57−67.
  6. Анисимов В. В Развитие теории и практики начального и профессионального образования в России. Автореф. дисс. докт. пед. наук. М., 2000. -33 с.
  7. Т.А. Использование профессиональных задач при обучении фундаментальным учебным дисциплинам: Автореф. канд. пед. наук. — М., 1988.-16 с.
  8. С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М.: 1980. — 386 с.
  9. Ю. Размышления об использовании компьютера в учебном процессе // Информатика и образование. — 1987. № 5. — С. 92−93.
  10. П.Р., Калюга С. У. Политехническое образование в условиях интеграции науки и производства. // Советская педагогика. — 1991. № 9. — С. 35−38.
  11. С.Б., Монахов В. М. Межпредметные связи естественнонаучных дисциплин на факультатывных занятиях. // Советская педагогика. 1970.-№ 10.-С. 36−42.
  12. Ю.К. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1987.-183 с.
  13. Ю.К. Интенсификация процесса обучения. — М.: Знание, 1987.-78 с.
  14. Ю.К. Оптимизация процесса обучения: общедидактический аспект. М., 1977. — 254 с.
  15. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса (методические основы). -М.: Просвещение, 1982. 192 с.
  16. Ф.Л. Формирование творческой активности личности // Улучшение качества подготовки студентов. JI.: Лениздат, 1975. — С. 21−23.
  17. Г. А. Методы оценки количественных характеристик задач // Программированное обучение. Киев: Вища школа, 1985. Вып 22. — С. 21−28.
  18. Г. А. Опсихофизическом содержании понятия «задача» // Вопросы психологии, 1970, № 6. С. 75−83.
  19. Г. А. Теория учебных задач: Психолого-педагогический аспект, М.: Педагогика, 199 — 184 с.
  20. Г. И., Байер У. Структура целей обучения. (Новые исследования в педагогических науках). М., 1974. — № 11. — 32 с.
  21. С.Я. Профессионализм: каким он должен быть // Профессионал. 1991. — № 9. — С. 7−9.
  22. B.C. Интеграционные процессы в педагогической теории и практике. Екатеринбург, 1994, -152 с.
  23. B.C. Взаимосвязь общего и профессионального образования учащихся среднего ПТУ. Казань, 1985. — 28 с.
  24. В.А. Педагогика. Проективная педагогика. Учебное пособие для инженерно-педагогических институтов и индустриально-педагогических техникумов. Екатеринбург: Издательство «Деловая книга», 1996.-344с.
  25. Е.Л. Дидактические основы управления познавательной деятельностью в условиях применения технических средств обучения. Ярославль: Верхне Волжское книжное издательство, 1982. 144с.
  26. А.П. Интегративно-модульная педагогическая система профессионального образования. — СПб.: Радом, 1997. 226с.
  27. А.П. Методика исследования содержания образования в средних профтехучилищах. М.: Педагогика, 1989. — 85с.
  28. А.И. Состояние и перспективы развития программированного обучения. — М.: Знания, 1966. 26с.
  29. М.Н. Интеграция содержания общего и профессионального обучения в профтехучилище: Теоретико-методологический аспект. / Ред. А.А.Плинский- АПН СССР, НИИ профессиональнотехнической педагогики. Томск: Изд-во ТГУ, 1988. — 221с.
  30. В.П. Основы теории педагогических систем. — Воронеж.: ВГУ, 1977. 304с.
  31. В.П. Программированное обучение и идеи кибернетики. — М.: Наука, 1970.-206с.
  32. В.П. Программированное обучение (дидактические основа), М.: Высшая школа, 1970. — 300с.
  33. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. — 190с.
  34. В.П. Теория учебника: Дидактический аспект. — М.: Педагогика, 1988. 160с.
  35. А., Дриенски Д., Перлаки И. Научно-техническая революция и инженерное образование: Пер. со словацкого. М.: Высшая школа, 1988. -288с.
  36. И.М., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного под-хода-М., 1973. -270с.
  37. Г. А. Совершенствование системы профессиональной подготовки студентов. Калининград: Книжное изд-во, 1985. — 264с.
  38. В.И. Интеграционные процессы в образовании стран СНГ вконтексте новых социальных измерений. М., НТО и ПРАО, 1998. — 106 с.
  39. А.Б. Психология мышления и кибернетика. М.: Мысль, 1970.-191с.
  40. П.А. Роль межпредметных связей в решении задач технического содержания. Методические рекомендации по осуществлению межпредметных связей в процессе обучения предметам естественно-математического цикла. Владимир: ВГПИ, 1984. -С.122−129.
  41. Буч Г. Объектно-ориентированное проектирование. Пер. с англ. — М.: Конкорд, 1992. 519с.
  42. Варданян Ю. В Автореферат. Строение и развтие профессиональной компететности специалиста с высшим образованием. М., 1999 г., 31с.
  43. Г. Н. Методика осуществления межпредметных связей в профтехучилищах. Методическое пособие. — М.: Высшая школа, 1989. -128с.
  44. М., Кузнецов А. А. Возможности инструментальных программных средств при внедрении новых информационных технологий обучения // Развитие содержания, методов и средств обучения. НИИ ОС О АПН РФ. Москва, 1992. С. 16−18.
  45. Н.В. Оптимизация качества подготовки специалистов в вузе посредством межпредметных профессиональных задач. Дис. конд. пед. наук. Саратов, 1999 г., 177с.
  46. В.Ф., Ломов Б. Ф. Взаимодействие человека с ЭВМ и проблемы познавательного прогресса. / Под ред. Абрамовой Г. А. // Философские вопросы технического знания. М, 1984. — С.186−211.
  47. А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. Метод.пособие. — М.: Ваысш. шк., 1991. -207с.:ил.
  48. А.П. Оптимизация процесса обучения в вузе. Киев: Вища школа. Головное изд-во. 1979. — 176с.
  49. Взаимосвязь общего и профессионального образования учащихсясредних ПТУ: Сб. науч. тр. М., 1983. — 123с.
  50. Влияние развития науки, техники, экономики и культуры на содержание высшего профессионального образования. — М., 1996. (Содержание, формы и методы обучения в высшей школе: обзорн. инф. НИИ ВО, вып. 4). 52с.
  51. М.А., Ковалёв М. М., Наумович Н. А. Электронный учебник по курсу оптимального принятия решений в экономике и менеджменте. // Новые информационные технологии обучения. Сб. тез. Докл. Научн. Конф. Минск, 1992. — С.15−16
  52. В.И. Математическое обеспечение ЭВМ в науке и производстве. JL: Машиностроение. Ленингр. отл-е, 1988. — 160с.
  53. Ю.П. Компьютеризация: шаг в будущее. — Новосибирск: Наука. Сиб. отд-е, 1990. -336с.
  54. Т.В. Учебная деятельность и её средства. М.: Изд-во МГУ, 1988.-245с.
  55. П.Я. О психологических основах программного обучения. М.: Знание, 1967. — С.362.
  56. Гальперин П. Я Развитие исследований по формированию умственных действий / Психологическая наука в СССР, т.1. М., 1959. — С.36−47.
  57. .С. Компьютеризация в сфере образования: Проблемы и перспективы. М.: Педагогика, 1987. — 264с.
  58. Гершунский Б. С Перспективы развития системы непрерывного образования. М.: Педагогика, 1990. — 224с.
  59. В.А. Интеграция высшей школы с производством как фактор совершенствования подготовки специалистов (на материалах технических вузов страны): Автореф. канд. филос. наук. Л., 1988. -18с.
  60. А. Г. Обучение решению творческих задач в профессиональной подготовке инженера: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1993. -16с.
  61. В.Г. Методологический анализ научно-технических дисциплин. -М.: Высшая школа, 1984. 112с.
  62. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра по направлению 552 800 — Информатика и вычислительная техника. М.: Гозкомвуз РФ, 1993.
  63. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 250 100 -Химическая технология органических веществ. М.: Гозкомвуз РФ, 1995.
  64. P.M. Использование методов активного обучения. JL: Изд-во Ленинградского университета, 1982. -27с.
  65. Н.Н. Психология инженерного труда: Учебное пособие. — М.: Высшая школа, 1998. — 333с.
  66. М.В. Прикладные и эксплутационные возможности систем аналитических вычислений. / Пакеты прикладных программ. Аналитические преобразования. М.: Наука, 1988. — С.30−37.
  67. О.С. Дидактические основы формирования мотивации учения и труда у учащихся профессиональной школы: Дис. докт. пед. наук. Казань, 1988. -459с.
  68. О.С. Проблемы формирования мотивации учения и друда у учащихся средних профтехучилищ. М.: Педагогика, 1985. — 150с.
  69. В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1976.-240с.
  70. В.А. Компьютер и развитие творческого мышления учащихся. // Новые информационные технологии в университетском образовании: Сборник трудов. Новосибирск: Изд-во НИИ МИОО НГУ, 1995. -С.155−157.
  71. С., Таров В., Муратова Е. Информационные технологии в подготовке инженеров. // Высшее образование в России. —2001 № 3, С. 130 135.
  72. Дик Ю.И., Пинский А. А., Усанов В. В. Интеграция учебных предметов. // Советская педагогика. 1987. — № 9. — С.42−47.
  73. О.В., Шатуновский B.JI. Современные методы и технология обучения в техническом вузе. Методическое пособие. М.: Высшая школа, 1990. — 191с.
  74. С.А. Психологические проблемы формирования профессионализма и профессиональной культуры специалиста. Новокузнецк: ИПК, 2000 г., 127с.
  75. В.К. Организация структура учебного процесса и её развитие.-М.: 1989.-159с.
  76. И.Е. Компетентность как интегральная характеристика профессиональной деятельности государственных служащих. Дис.. канд. пед. наук. Москва, 1999. — 190с.
  77. О.Б. Компетентностный подход к обучению как основное направление повышения качества профессионального образования. // Совершенствование подготовки кадров в филиалах западной Сибири. Сборник трудов. Тобольск 2003 г., — С.8−12.
  78. А.П. Концепция использования средств вычислительной техники в сфере образования: Информатизация образования. — Новосибирск, 1990.-58с.
  79. Р.А., Стрикелева JI.B. Отбор содержания образования в педагогической системе с компьютерными технологиями. // Новые технологии в системе непрерывного образования. Минск, 1995. — С.355−357.
  80. В.И. Педагогические условия формирования профессиональной направленности студентов инженерных вузов: Автореф. .канд. пед. наук. Челябинск, 1991. — 24с.
  81. А.Н. Преемственность. // Педагогическая энциклопедия. — М, 1966. Т.З. — С.486−487.
  82. В.И. Моделирование на уроках межпредметного обобщающего повторения математики и физики (на материале математики и физики XI класса): Дисс.канд.пед.наук Омск: 1999. — 198с.
  83. В.Н. Проблема формирования индивидуальных качеств компетентного работника в современной педагогике США. М., 1992. -167с.
  84. В.М., Приходько В. М., Луканин В. Н. Высшее техническое образование в России: история, состояние, проблемы развития. М.: РИК Русанова, 1997. — 200с.
  85. О.М. Интеграция учебной и практической деятельности как фактор повышения профессиональной компетентности студентов заочников в колледже. Дис.. канд. пед. наук. — Магнитогорск, 2000. 199с.
  86. И.Д. Взаимосвязь учебных предметов. // Новое в жизни науке, технике. Серия «Педагогика и психология», 1. М.: Знание, 1977. — 64с.
  87. И.Д., Максимова В. Н. Межпредметные связи в современной школе. -М., 1981. -С.43−48.
  88. Э.Ф., Глуханюк Н. С. Психология становления личности и деятельности инженера-педагога // Деятельность и личность педагога: Тез. док. Свердл. инж.-пед. инст. Свердловск, 1989 г., С. 13−19
  89. В.П., Смоляг Г. Л. Инженерная психология. БСЭ. 3-е изд. -М., 1973. Т. 10.- С.809−812.
  90. Л.Я. Конкретизация принципа научности в дидактике. Новые исследования в педагогических науках. 1975. — № 3. — С.9−10.
  91. В.И. Методика интеграции общеобразовательных и специальных дисциплин в системе профессионального военного образования при подготовке военных инженеров строителей: Дис. конд. пед. наук. -Тольятти, 1998 г., 207с.
  92. Т.А. Педагогика. М.: Просвещение, 1969. 576с.
  93. И.И. Структура процесса усвоения. М.: 1986. — 198с.
  94. И. Совершенствование системы высшего образования в современных условиях. -М., 1995. — 168с.
  95. Кабанова-Миллер Е. Н. Учебная деятельность и развивающее обучение. М.: Знание, 1981. — 96с. — (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Педагогика и психология" — № 6).
  96. М.С., Сыченков И. А. Основы оптимизации процесса обучения в высшей школе. М.: Высшая школа, 1987. — 143с.
  97. А.Н. Построение содержания учебного курса в высшей школе на основе технологии решения профессиональных задач. Дис. .канд. пед. наук. Ижевск, 1996. — 121с.
  98. И.И., Назарова Т. Ю. Инженерные расчёты на персональном компьютере. М.: Менатехник. — 1991. -42с.
  99. В.В. Психолого-педагогические основы многоступенчатой профессиональной подготовки в вузе. М., 1991. —345с.
  100. Г. Ю. Проблемы интеграции обществознания и естествознания. Киев: Вища школа, 1978. 176с.
  101. Е.Н. Формирование потребности в профессионально-ориентированных знаниях у студентов технического вуза. Дис.. канд. пед. наук. Калининград, 1995. — 198с.
  102. Г. И. Дидактические основы построения системы знаний и умений в компьютерной технологии обучения. Автореф.дисс. канд. пед. наук. Казань, 1994, — 16с.
  103. А.А. Личностно-ориентированная профессиональная подготовка специалиста. — М.: Магистр, 1994. 16с.
  104. Ю.М. Общее понятие задачи в кибернетическом и системно-психологическом аспекте и его приложения в педагогике математики // Роль и место в обучении математике. М.: 1973 — Вып. 1, разд. 1,2 — С.11−35.
  105. Комплексная социально-психологическая методика изучения личности инженера / Под ред. Э. С. Чугунувой. Л.: Изд-во ЛГУ, 1991. — 182с.
  106. Концепция компьютерной технологии обучения. М., 1987. — 26с.
  107. Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года.
  108. А. Психологические основы формирования личности в педагогическом процессе. М.: Педагогика, 1981. — 87с.
  109. Н.Т., Лутай B.C., Белогуб В. Д. Интеграция современного научного знания. Киев, 1984. 184с.
  110. Краткий толковый словарь по профессиональному образованию / Под ред А.П.Беляевой- Институт профтехобразования РАО, Институт педагогики Рус. ун-та ФРГ. СПб.- Бохум, 1994. -123с.
  111. В.Ф. Профессиональная подготовка учителей в высших педагогических заведениях. — М., 1992.
  112. Т.В., Ким О.Г. О психолого-педагогических основах инженерного образования // Новые методы и средства обучения. — М., 1990. — С.33−35.
  113. Т.В. Психология технического мышления (Процесс и способы решения технических задач). М.: Педагогика, 1975. — 304с.
  114. О.М., Бажутин В. В., Колобков И. А. О педагогизирован-ном учебном пособии для инженеров-педагогов // Интегрированные процессы в педагогической теории и практике: Сб. науч. тр. / Сверд. инж.-пед. инст-т. Свердловск, 1991, Вып. 2. С.79−97.
  115. B.C. Психология. Учебник. 3-е изд., перераб и доп. М.: АГАР, 1997.-304 с.
  116. Ю.А. Творческие основы преемственности профессиональной подготовки молодежи в профтехучилищах и технических вузах. Автореф. докт. пед. наук. Казань, 1990. — 35с.
  117. М., Информатика и технология: компоненты педагогического образования. // Информатика и образования. — 1991 № 6. — С.3−8, 1992 -№ 1. — С.3−6.
  118. О.Т., Даркевич Г. Е. Проблемы теории подготовки специалистов в высшей школе. — Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1984. — 211с.
  119. B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. М.: Высшая школа, 1991. -223с.
  120. И.Я. Дидактические основы методов обучения М.: Педагогика, 1981.- 186с.
  121. И.Я. Факторы сложности познавательных задач // Новые исследования в педагогических науках. М.: Педагогика, 1970. Вып. 14. — С. 86−91.
  122. Логико-психологические основы использования компьютерных учебных средств в процессе обучения. // Информатика и образование. — 1989.-№ 3.-С. 3−16.
  123. .Ф. Человек и автоматы. М.: Педагогика, 1984. — 128с.
  124. В.Н. Межпредметные связи в процессе обучения. -М.: Просвещение, 1988. 192с.
  125. В.Н. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе современной школы. -М.: Просвещение, 1987, -160с.
  126. В.Н. Межпредметные связи как дидактическая проблема. // Советская педагогика. 1981. — № 8. С.78−82.j 33. Максимова В. Н. Межпредметные связи и совершенствование процесса обучения. М., 1984, -С.42−47.
  127. А.К. Психология профессионализма. М., 1966, — 31с.
  128. И.И., Овякимян Ю. О. Комплексный подход к использованию технических средств обучения. М., 1987. — 105с.
  129. A.M. Проблемы развития профессионального теоретического мышления. М.: 1980. — 168с.
  130. A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. -М.: Педагогика, 1972. 208с.
  131. М.И. Проблемное обучение. М.: 1975. -368с.
  132. Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. М.: Педагогика, 1988. — 191с.
  133. Методы системного педагогического исследования /Под ред. Н. В. Кузьминой. Л.: Изд-во ЛГУ, 1980. — 172с.
  134. J. Межпредметные связи как дидактическая проблема и некоторые аспекты её исследования //Советская педагогика. -1972. -№ 8, 136с.
  135. .С., Мануйлов В. Ф. Основные направления и программа развития инженерного образования в России. М.: Ассоциация инженерного образования РФ, 1995. — 57с.
  136. И.Г. Математическая подготовка инженера в условиях профессиональной направленности межпредметных связей: Дисс. канд. пед. наук Тобольск: 1998. — 221с.
  137. А.М. Цели обучения и их функции // Методические и теоретические проблемы оптимизации учебно-воспитательного процесса. -М., 1984. С.62−68.
  138. В.А. Психология конструкторской деятельности. — М.: Маштностроение, 1983. 134с.
  139. А.Г., Тарнопольский А. И. Технические средства обучения и их применение. Мн.: Изд-во Университетское, 1985. -208с.
  140. В.М. Концепция создания и внедрения новой информационной технологии обучения. Сб. «Проектирование новых информационных технологий обучения». М., 1991. — С.4−30.
  141. А.Д., Шамсутдинов М. И. К методике прикладной направленности обучения математике // Математика в школе, 1988, № 2 С.2
  142. А.А., Красавин А. Н., Алексеев Е. С. Персональные ЭВМ. Толковый словарь. Англо-русский сокращенный. М.: Радио и связь, 1993. -96с.
  143. Н.Д. Программированное обучение и идеи кибернетики.-М.: Наука, 1970.-206с.
  144. A.M. Процесс и методы формирования трудовых умений. -М.: Высшая школа, 1986. -288с.
  145. П.Н. Задачи с межпредметным содержанием в средних профессионально-технических училищах. Минск: Вышэйная школа, 1979.-148с.
  146. С.В. Профессионально-важные качества, значимые при решении инженерных задач повышенного уровня трудности. Дис. .канд. псих. наук. — М.: 1996. 172с.
  147. А.М. Профессиональное образование России. / Перспективы развития. М.: ИЦП НПО РАО. 1997. -254с.
  148. А.М. Руководитель. -М., 1987. 97с.
  149. Опыт внедрения компьютерной техники в учебный процесс. Сб. тезисов науч. конф. Челябинск, 1987. — 55с.
  150. Основы инженерной психологии. Учебное пособие /Под ред. Б. Ф. Ломова. М.: Высшая школа, 1977. — 335с.
  151. Основы психологии и педагогики высшей школы /Под ред. Л.К.Аверченко- НГАЭиУ. Новосибирск: 1997. — 98с.
  152. Очерки психологии труда оператора.- М. Машиностроение, 1974. -317 с.
  153. Т.И. Духовные основы нравственного воспитания. — М., ИМПЭТО, 1997.-26 с.
  154. П.И. О некоторых особенностях учебного процесса в вузе. // Советская педагогика. 1986. -№ 7. — С.38−40.
  155. Д. Как решать задачу. М.: Учпедгиз, 1961. — 208с.
  156. Д. Математическое открытие. М.: Наука, 1976. -448с.
  157. Е.С., Бухаркина М. Ю., Моисеева м.в., Петров А. Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М.: Издательский центр «Академия», 2000, 270с.
  158. Я.А. К вопросу исследования психологического механизма «принятия решения» в условиях творческих задачах. М.: Наука, 1976. — С.82−105.
  159. М.М. Проблемы оптимизации в педагогике. // Советская педагогика. 1985. -№ 2.
  160. Профессионально-педагогический подход к составлению учебных планов и программ. // Тезисы заседания Всероссийского межвузовского семинара. Казань, 1989. — 83с.
  161. Психолого-педагогические основы использования ЭВМ в вузовском обучении. / Под ред. А. В. Петровского, Н. Н. Нечаева. Уч. пособие. — М.: Изд-во МГУ, 1987. 140с.
  162. Психолого-педагогические проблемы профессионального обучения. / Под ред. Гальперина П. Я., Талызиной Т. Ф., Решетниковой З. Я. М.: Изд-во МГУ, 1979.-208с.
  163. В.Н. Оперативное мышление в больших системах. M.-JL: Энергия, 1965.-375с.
  164. В.Н. Эвристика — наука о творческом мышлении. М.: Политиздат., 1967. — 21 с.
  165. З.А. Психологические основы профессионального обучения. -М.: Изд-во МГУ, 1985. -200с.
  166. М.А. Интегрированные тенденции в современном мире и социальный прогресс. М.: Моск. университет, 1989. 222с.
  167. Л.М., Лещинская З. Л., Суханова В. А. Сборник задач и упражнений по общей химии. М.: Высшая школа, 1991. — 287с.
  168. Н.Ю. Один из возможных подходов к формированию инженера широкого профиля. М.: Знание, Новые методы и средства обучения. — № 4(8). — 1989. — С.6−28.
  169. Л.Д. Особенности содержания и методики преподавания математики в классах экономического профиля: Дисс. канд. пед. наук —1. Омск: 1996. 184с.
  170. В.П. Педагогический менеджмент: 50 НОУ-ХАУ в управлении педагогическими системами: Учебное пособие. 3-е изд., испр. и доп. — М.: Педагогическое общество России, 1999.-430 с.
  171. А.А. Теория и практика обеспечения инновационного режима развития образовательных учреждений. М., 1998.
  172. Е.Э. Пути формирования модели специалиста с высшим образованием. Л.: Изд-во ЛГУ, 1977. — 136с.
  173. Советский энцеклопедический словарь. / Гл. ред. А. М. Прохоров. — 4-е изд. М.: Сов. Энциклопедия, 1986. — 1600с.
  174. А.М. Логическая структура учебного материала. — М.: Педагогика, 1974.- 189с.
  175. Н.Ф. Теоретические основы разработки модели специалиста. // Политехнический музей. — М.: Знание, 1986. С. 4−4.
  176. Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: Изд-во МГУ, 1975. -343с.
  177. С.П. Дидактические основы применения ЭВМ в организационной структуре учебного процесса. Автореф. дисс. канд. пед. наук. — Казань, 1987. 16с.
  178. O.K., Корнилова Т. В. Принятие интеллектуальных решений в диалоге с компьютером. М.: Изд-во МГУ, 1990. — 191с.
  179. O.K., Бабанин Л. М. ЭВМ и новые проблемы психологии. Уч. Пособие. М.: МГУ, 1986. — 203с.
  180. И.И. Программирование и технические средства в учебном процессе. — М.: Сов. Радио, 1970. — 200с.
  181. Л.Н. Осуществление прикладной направленности математической подготовки военного инженера (на примере обучения в танковом институте): Дисс. канд. пед. наук Омск: 2000. — 211с.
  182. А.Т. К вопросу о необходимости психологическогообоснования отбора содержания и технологии образования в вузе. // Новые информационные технологии в системе непрерывного образования, т. 1, Минск, 1995, С.121−124.
  183. Ю.С. О системном подходе к исследованию взаимосвязи общего и профессионального образования //Вопросы взаимосвязи общеобразовательной и профессионально-технической подготовки молодых рабочих. М.: АПН СССР, 1982. — 144с.
  184. Ю.С. Существенные признаки и паспортные характеристики интегрированного процесса. //Интегрированные процессы в педагогической теории и практике: Сб. науч. тр. /Сверд. инж.-пед. инст-т. Свердловск, 1991, Вып. 2, С.19−20.
  185. А.Д. Интегративно-общенаучные тенденции познания и философии // Вопросы философии, 1977. № 1 С. 114−124
  186. Федеральная программа развития образования.
  187. JI.H. Подготовка будущих менеджеров к решению экономико-управленческих задач на материале изучения математических дисциплин в техническом вузе. Дис.. канд. пед. наук. Волгоград, 2000. -163с.
  188. Формирование модели деятельности специалиста с высшим образованием. / Под ред. Е. Э. Смирновой. — Томск: 1984.
  189. Л.М. Психологический анализ задачи: Проблемные ситуации и задачи // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии М.: Педагогика, 1970. — С.54−55.
  190. Е.В. Формирование личностно ориентированной модели обучения школьников по методу проектов с применением компьютерных технологий. Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 2003. — 17с.
  191. Д.В., Филатов O.K. Технология обучения в высшей школе. М.: «Экспедитор», 1996. -288с.
  192. М.В., Патронова М. Н. Педагогический эксперимент и обработка его результатов. Архангельск.: Изд-во Поморского государственного университета им. М. В. Ломоносова., 1999 г. — 75с.
  193. В.Д. Психология деятельности и способности человека: Учебногое пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М.: «Логос», 1996. — 320с.
  194. И.М. Использование задач с практическим содержанием в преподавании математики: Кн. для учителя. М.: Просвещение 1990. -96с.
  195. В.В. Педагогические средства как базовый элемент информационной технологии обучения. // Проблемы применения ЭВМ в профессионально-технических учебных заведениях стран-членов СЭВ. Сб. научных трудов. Ленинград, 1989. — С.20−30.
  196. М.Л. Инженерное мышление и научно-технический прогресс. Вильнус, 1982. — 165с.
  197. А.Ф. Психология решения задач. Методическое пособие. М.: Высшая школа, 1972. -216с.
  198. NCVQ. Ведущие навыки. Лондон: NCVQ, 1996 г. 68с.
  199. A., Silver R. Измерение «широких» навыков: прогноз по сохранению и передаче навыков с течением времени. Шфилд: DtEE., 1995 г.-80с.
Заполнить форму текущей работой