Повышение эффективности обучения на основе интеграции учебных дисциплин с преподаванием информатики: На примере технического вуза
Диссертация
Формирование профессиональных знаний, умений и навыков у студентов при изучении общенаучных и специальных дисциплин" — «Один из подходов к методике работы над курсовым проектом» на региональной научно-практической конференции г. Тюмень 2001 г. «Повышение качества подготовки специалистов: проблемы и решения» — «Об использовании межпредметных задач в учебном процессе» на региональной… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Теоретические основы интеграции дисциплин информатики с другими учебными предметами
- 1. 1. Профессиональная компетентность как основа модели будущего 16 специалиста
- 1. 2. Анализ взаимосвязи профессионального образования с дисципли- 30 нами информатики
- 1. 3. Основы проектно-созидательной модели обучения в техническом 49 вузе
- 1. 4. Интеграция дисциплин на основе телекоммуникационного проек- 63 та
- 1. 5. Характеристика интеграционного процесса в педагогической тео- 69 рии и практике
- Глава 2. Опыт обучения на основе интеграции информатики с основными учебными дисциплинами
- 2. 1. Использование межпредметных задач как средства интеграции 89 учебных курсов
- 2. 2. Технология формирования основ профессиональной компетентно- ч 103 сти будущих инженеров
- 2. 3. Опыт реализации курса информатики и других учебных дисцип- 114 лин в вузе
- 2. 4. Оценка результатов педагогического эксперимента
- Заключение 139 Библиография
- Приложения
Список литературы
- Аладьев В.З., Гершгорн Н. А. Вычислительные задачи на персональном компьютере. — Киев: Техника, 1991. — 245 с.
- Алексеев О.В. Международные тенденции в инженерном образовании: Уч.-метод. пособие. Высшая школа, 1989. — 72 с.
- Альбуханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. -М.: 1980.-336 с.
- Андреев В.И. Эвристическое программирование учебно-исследовательской деятельности. М.: Высшая шк., 1981. — 240 с.
- Анисимов М.С., Турсунова М. С. Современные тенденции интеграции наук. //Вопросы философии, 1981. № 3. — С. 57−67.
- Анисимов В. В Развитие теории и практики начального и профессионального образования в России. Автореф. дисс. докт. пед. наук. М., 2000. -33 с.
- Арташкина Т.А. Использование профессиональных задач при обучении фундаментальным учебным дисциплинам: Автореф. канд. пед. наук. — М., 1988.-16 с.
- Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М.: 1980. — 386 с.
- Астратов Ю. Размышления об использовании компьютера в учебном процессе // Информатика и образование. — 1987. № 5. — С. 92−93.
- Атутов П.Р., Калюга С. У. Политехническое образование в условиях интеграции науки и производства. // Советская педагогика. — 1991. № 9. — С. 35−38.
- Бабаджанян С.Б., Монахов В. М. Межпредметные связи естественнонаучных дисциплин на факультатывных занятиях. // Советская педагогика. 1970.-№ 10.-С. 36−42.
- Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1987.-183 с.
- Бабанский Ю.К. Интенсификация процесса обучения. — М.: Знание, 1987.-78 с.
- Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения: общедидактический аспект. М., 1977. — 254 с.
- Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса (методические основы). -М.: Просвещение, 1982. 192 с.
- Байков Ф.Л. Формирование творческой активности личности // Улучшение качества подготовки студентов. JI.: Лениздат, 1975. — С. 21−23.
- Балл Г. А. Методы оценки количественных характеристик задач // Программированное обучение. Киев: Вища школа, 1985. Вып 22. — С. 21−28.
- Балл Г. А. Опсихофизическом содержании понятия «задача» // Вопросы психологии, 1970, № 6. С. 75−83.
- Балл Г. А. Теория учебных задач: Психолого-педагогический аспект, М.: Педагогика, 199 — 184 с.
- Батурина Г. И., Байер У. Структура целей обучения. (Новые исследования в педагогических науках). М., 1974. — № 11. — 32 с.
- Батышев С.Я. Профессионализм: каким он должен быть // Профессионал. 1991. — № 9. — С. 7−9.
- Безрукова B.C. Интеграционные процессы в педагогической теории и практике. Екатеринбург, 1994, -152 с.
- Безрукова B.C. Взаимосвязь общего и профессионального образования учащихся среднего ПТУ. Казань, 1985. — 28 с.
- Безрукова В.А. Педагогика. Проективная педагогика. Учебное пособие для инженерно-педагогических институтов и индустриально-педагогических техникумов. Екатеринбург: Издательство «Деловая книга», 1996.-344с.
- Белкин Е.Л. Дидактические основы управления познавательной деятельностью в условиях применения технических средств обучения. Ярославль: Верхне Волжское книжное издательство, 1982. 144с.
- Беляева А.П. Интегративно-модульная педагогическая система профессионального образования. — СПб.: Радом, 1997. 226с.
- Беляева А.П. Методика исследования содержания образования в средних профтехучилищах. М.: Педагогика, 1989. — 85с.
- Берг А.И. Состояние и перспективы развития программированного обучения. — М.: Знания, 1966. 26с.
- Берулова М.Н. Интеграция содержания общего и профессионального обучения в профтехучилище: Теоретико-методологический аспект. / Ред. А.А.Плинский- АПН СССР, НИИ профессиональнотехнической педагогики. Томск: Изд-во ТГУ, 1988. — 221с.
- Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем. — Воронеж.: ВГУ, 1977. 304с.
- Беспалько В.П. Программированное обучение и идеи кибернетики. — М.: Наука, 1970.-206с.
- Беспалько В.П. Программированное обучение (дидактические основа), М.: Высшая школа, 1970. — 300с.
- Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. — 190с.
- Беспалько В.П. Теория учебника: Дидактический аспект. — М.: Педагогика, 1988. 160с.
- Блажей А., Дриенски Д., Перлаки И. Научно-техническая революция и инженерное образование: Пер. со словацкого. М.: Высшая школа, 1988. -288с.
- Блауберг И.М., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного под-хода-М., 1973. -270с.
- Бокарева Г. А. Совершенствование системы профессиональной подготовки студентов. Калининград: Книжное изд-во, 1985. — 264с.
- Бочкарев В.И. Интеграционные процессы в образовании стран СНГ вконтексте новых социальных измерений. М., НТО и ПРАО, 1998. — 106 с.
- Брушлинский А.Б. Психология мышления и кибернетика. М.: Мысль, 1970.-191с.
- Бурдин П.А. Роль межпредметных связей в решении задач технического содержания. Методические рекомендации по осуществлению межпредметных связей в процессе обучения предметам естественно-математического цикла. Владимир: ВГПИ, 1984. -С.122−129.
- Буч Г. Объектно-ориентированное проектирование. Пер. с англ. — М.: Конкорд, 1992. 519с.
- Варданян Ю. В Автореферат. Строение и развтие профессиональной компететности специалиста с высшим образованием. М., 1999 г., 31с.
- Варковецкая Г. Н. Методика осуществления межпредметных связей в профтехучилищах. Методическое пособие. — М.: Высшая школа, 1989. -128с.
- Вахидов М., Кузнецов А. А. Возможности инструментальных программных средств при внедрении новых информационных технологий обучения // Развитие содержания, методов и средств обучения. НИИ ОС О АПН РФ. Москва, 1992. С. 16−18.
- Вдовенко Н.В. Оптимизация качества подготовки специалистов в вузе посредством межпредметных профессиональных задач. Дис. конд. пед. наук. Саратов, 1999 г., 177с.
- Веледа В.Ф., Ломов Б. Ф. Взаимодействие человека с ЭВМ и проблемы познавательного прогресса. / Под ред. Абрамовой Г. А. // Философские вопросы технического знания. М, 1984. — С.186−211.
- Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. Метод.пособие. — М.: Ваысш. шк., 1991. -207с.:ил.
- Верхола А.П. Оптимизация процесса обучения в вузе. Киев: Вища школа. Головное изд-во. 1979. — 176с.
- Взаимосвязь общего и профессионального образования учащихсясредних ПТУ: Сб. науч. тр. М., 1983. — 123с.
- Влияние развития науки, техники, экономики и культуры на содержание высшего профессионального образования. — М., 1996. (Содержание, формы и методы обучения в высшей школе: обзорн. инф. НИИ ВО, вып. 4). 52с.
- Воробьев М.А., Ковалёв М. М., Наумович Н. А. Электронный учебник по курсу оптимального принятия решений в экономике и менеджменте. // Новые информационные технологии обучения. Сб. тез. Докл. Научн. Конф. Минск, 1992. — С.15−16
- Воробьёв В.И. Математическое обеспечение ЭВМ в науке и производстве. JL: Машиностроение. Ленингр. отл-е, 1988. — 160с.
- Воронов Ю.П. Компьютеризация: шаг в будущее. — Новосибирск: Наука. Сиб. отд-е, 1990. -336с.
- Габай Т.В. Учебная деятельность и её средства. М.: Изд-во МГУ, 1988.-245с.
- Гальперин П.Я. О психологических основах программного обучения. М.: Знание, 1967. — С.362.
- Гальперин П. Я Развитие исследований по формированию умственных действий / Психологическая наука в СССР, т.1. М., 1959. — С.36−47.
- Гершунский Б.С. Компьютеризация в сфере образования: Проблемы и перспективы. М.: Педагогика, 1987. — 264с.
- Гершунский Б. С Перспективы развития системы непрерывного образования. М.: Педагогика, 1990. — 224с.
- Глухих В.А. Интеграция высшей школы с производством как фактор совершенствования подготовки специалистов (на материалах технических вузов страны): Автореф. канд. филос. наук. Л., 1988. -18с.
- Головенко А. Г. Обучение решению творческих задач в профессиональной подготовке инженера: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1993. -16с.
- Горохов В.Г. Методологический анализ научно-технических дисциплин. -М.: Высшая школа, 1984. 112с.
- Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра по направлению 552 800 — Информатика и вычислительная техника. М.: Гозкомвуз РФ, 1993.
- Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 250 100 -Химическая технология органических веществ. М.: Гозкомвуз РФ, 1995.
- Грановская P.M. Использование методов активного обучения. JL: Изд-во Ленинградского университета, 1982. -27с.
- Грачёв Н.Н. Психология инженерного труда: Учебное пособие. — М.: Высшая школа, 1998. — 333с.
- Трошева М.В. Прикладные и эксплутационные возможности систем аналитических вычислений. / Пакеты прикладных программ. Аналитические преобразования. М.: Наука, 1988. — С.30−37.
- Гребенюк О.С. Дидактические основы формирования мотивации учения и труда у учащихся профессиональной школы: Дис. докт. пед. наук. Казань, 1988. -459с.
- Гребенюк О.С. Проблемы формирования мотивации учения и друда у учащихся средних профтехучилищ. М.: Педагогика, 1985. — 150с.
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1976.-240с.
- Далингер В.А. Компьютер и развитие творческого мышления учащихся. // Новые информационные технологии в университетском образовании: Сборник трудов. Новосибирск: Изд-во НИИ МИОО НГУ, 1995. -С.155−157.
- Дворецкий С., Таров В., Муратова Е. Информационные технологии в подготовке инженеров. // Высшее образование в России. —2001 № 3, С. 130 135.
- Дик Ю.И., Пинский А. А., Усанов В. В. Интеграция учебных предметов. // Советская педагогика. 1987. — № 9. — С.42−47.
- Долженко О.В., Шатуновский B.JI. Современные методы и технология обучения в техническом вузе. Методическое пособие. М.: Высшая школа, 1990. — 191с.
- Дружилов С.А. Психологические проблемы формирования профессионализма и профессиональной культуры специалиста. Новокузнецк: ИПК, 2000 г., 127с.
- Дьяченко В.К. Организация структура учебного процесса и её развитие.-М.: 1989.-159с.
- Елина И.Е. Компетентность как интегральная характеристика профессиональной деятельности государственных служащих. Дис.. канд. пед. наук. Москва, 1999. — 190с.
- Епишева О.Б. Компетентностный подход к обучению как основное направление повышения качества профессионального образования. // Совершенствование подготовки кадров в филиалах западной Сибири. Сборник трудов. Тобольск 2003 г., — С.8−12.
- Ершов А.П. Концепция использования средств вычислительной техники в сфере образования: Информатизация образования. — Новосибирск, 1990.-58с.
- Жаренкова Р.А., Стрикелева JI.B. Отбор содержания образования в педагогической системе с компьютерными технологиями. // Новые технологии в системе непрерывного образования. Минск, 1995. — С.355−357.
- Жернов В.И. Педагогические условия формирования профессиональной направленности студентов инженерных вузов: Автореф. .канд. пед. наук. Челябинск, 1991. — 24с.
- Ждан А.Н. Преемственность. // Педагогическая энциклопедия. — М, 1966. Т.З. — С.486−487.
- Жилин В.И. Моделирование на уроках межпредметного обобщающего повторения математики и физики (на материале математики и физики XI класса): Дисс.канд.пед.наук Омск: 1999. — 198с.
- Жирова В.Н. Проблема формирования индивидуальных качеств компетентного работника в современной педагогике США. М., 1992. -167с.
- Жураковский В.М., Приходько В. М., Луканин В. Н. Высшее техническое образование в России: история, состояние, проблемы развития. М.: РИК Русанова, 1997. — 200с.
- Загора О.М. Интеграция учебной и практической деятельности как фактор повышения профессиональной компетентности студентов заочников в колледже. Дис.. канд. пед. наук. — Магнитогорск, 2000. 199с.
- Зверев И.Д. Взаимосвязь учебных предметов. // Новое в жизни науке, технике. Серия «Педагогика и психология», 1. М.: Знание, 1977. — 64с.
- Зверев И.Д., Максимова В. Н. Межпредметные связи в современной школе. -М., 1981. -С.43−48.
- Зеер Э.Ф., Глуханюк Н. С. Психология становления личности и деятельности инженера-педагога // Деятельность и личность педагога: Тез. док. Свердл. инж.-пед. инст. Свердловск, 1989 г., С. 13−19
- Зинченко В.П., Смоляг Г. Л. Инженерная психология. БСЭ. 3-е изд. -М., 1973. Т. 10.- С.809−812.
- Зорина Л.Я. Конкретизация принципа научности в дидактике. Новые исследования в педагогических науках. 1975. — № 3. — С.9−10.
- Иванов В.И. Методика интеграции общеобразовательных и специальных дисциплин в системе профессионального военного образования при подготовке военных инженеров строителей: Дис. конд. пед. наук. -Тольятти, 1998 г., 207с.
- Ильина Т.А. Педагогика. М.: Просвещение, 1969. 576с.
- Ильясов И.И. Структура процесса усвоения. М.: 1986. — 198с.
- Исмаил И. Совершенствование системы высшего образования в современных условиях. -М., 1995. — 168с.
- Кабанова-Миллер Е. Н. Учебная деятельность и развивающее обучение. М.: Знание, 1981. — 96с. — (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Педагогика и психология" — № 6).
- Каган М.С., Сыченков И. А. Основы оптимизации процесса обучения в высшей школе. М.: Высшая школа, 1987. — 143с.
- Калиниченко А.Н. Построение содержания учебного курса в высшей школе на основе технологии решения профессиональных задач. Дис. .канд. пед. наук. Ижевск, 1996. — 121с.
- Карпов И.И., Назарова Т. Ю. Инженерные расчёты на персональном компьютере. М.: Менатехник. — 1991. -42с.
- Карпов В.В. Психолого-педагогические основы многоступенчатой профессиональной подготовки в вузе. М., 1991. —345с.
- Кикец Г. Ю. Проблемы интеграции обществознания и естествознания. Киев: Вища школа, 1978. 176с.
- Кикоть Е.Н. Формирование потребности в профессионально-ориентированных знаниях у студентов технического вуза. Дис.. канд. пед. наук. Калининград, 1995. — 198с.
- Кириллова Г. И. Дидактические основы построения системы знаний и умений в компьютерной технологии обучения. Автореф.дисс. канд. пед. наук. Казань, 1994, — 16с.
- Кирсанов А.А. Личностно-ориентированная профессиональная подготовка специалиста. — М.: Магистр, 1994. 16с.
- Колягин Ю.М. Общее понятие задачи в кибернетическом и системно-психологическом аспекте и его приложения в педагогике математики // Роль и место в обучении математике. М.: 1973 — Вып. 1, разд. 1,2 — С.11−35.
- Комплексная социально-психологическая методика изучения личности инженера / Под ред. Э. С. Чугунувой. Л.: Изд-во ЛГУ, 1991. — 182с.
- Концепция компьютерной технологии обучения. М., 1987. — 26с.
- Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года.
- Коссаковский А. Психологические основы формирования личности в педагогическом процессе. М.: Педагогика, 1981. — 87с.
- Костюк Н.Т., Лутай B.C., Белогуб В. Д. Интеграция современного научного знания. Киев, 1984. 184с.
- Краткий толковый словарь по профессиональному образованию / Под ред А.П.Беляевой- Институт профтехобразования РАО, Институт педагогики Рус. ун-та ФРГ. СПб.- Бохум, 1994. -123с.
- Кривошеее В.Ф. Профессиональная подготовка учителей в высших педагогических заведениях. — М., 1992.
- Кудрявцев Т.В., Ким О.Г. О психолого-педагогических основах инженерного образования // Новые методы и средства обучения. — М., 1990. — С.33−35.
- Кудрявцев Т.В. Психология технического мышления (Процесс и способы решения технических задач). М.: Педагогика, 1975. — 304с.
- Кузнецова О.М., Бажутин В. В., Колобков И. А. О педагогизирован-ном учебном пособии для инженеров-педагогов // Интегрированные процессы в педагогической теории и практике: Сб. науч. тр. / Сверд. инж.-пед. инст-т. Свердловск, 1991, Вып. 2. С.79−97.
- Кузин B.C. Психология. Учебник. 3-е изд., перераб и доп. М.: АГАР, 1997.-304 с.
- Кустов Ю.А. Творческие основы преемственности профессиональной подготовки молодежи в профтехучилищах и технических вузах. Автореф. докт. пед. наук. Казань, 1990. — 35с.
- Лапчик М., Информатика и технология: компоненты педагогического образования. // Информатика и образования. — 1991 № 6. — С.3−8, 1992 -№ 1. — С.3−6.
- Лебедев О.Т., Даркевич Г. Е. Проблемы теории подготовки специалистов в высшей школе. — Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1984. — 211с.
- Леднёв B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. М.: Высшая школа, 1991. -223с.
- Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения М.: Педагогика, 1981.- 186с.
- Лернер И.Я. Факторы сложности познавательных задач // Новые исследования в педагогических науках. М.: Педагогика, 1970. Вып. 14. — С. 86−91.
- Логико-психологические основы использования компьютерных учебных средств в процессе обучения. // Информатика и образование. — 1989.-№ 3.-С. 3−16.
- Ломов Б.Ф. Человек и автоматы. М.: Педагогика, 1984. — 128с.
- Максимова В.Н. Межпредметные связи в процессе обучения. -М.: Просвещение, 1988. 192с.
- Максимова В.Н. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе современной школы. -М.: Просвещение, 1987, -160с.
- Максимова В.Н. Межпредметные связи как дидактическая проблема. // Советская педагогика. 1981. — № 8. С.78−82.j 33. Максимова В. Н. Межпредметные связи и совершенствование процесса обучения. М., 1984, -С.42−47.
- Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1966, — 31с.
- Мархель И.И., Овякимян Ю. О. Комплексный подход к использованию технических средств обучения. М., 1987. — 105с.
- Матюшкин A.M. Проблемы развития профессионального теоретического мышления. М.: 1980. — 168с.
- Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. -М.: Педагогика, 1972. 208с.
- Махмутов М.И. Проблемное обучение. М.: 1975. -368с.
- Машбиц Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. М.: Педагогика, 1988. — 191с.
- Методы системного педагогического исследования /Под ред. Н. В. Кузьминой. Л.: Изд-во ЛГУ, 1980. — 172с.
- J. Межпредметные связи как дидактическая проблема и некоторые аспекты её исследования //Советская педагогика. -1972. -№ 8, 136с.
- Митин Б.С., Мануйлов В. Ф. Основные направления и программа развития инженерного образования в России. М.: Ассоциация инженерного образования РФ, 1995. — 57с.
- Михайлова И.Г. Математическая подготовка инженера в условиях профессиональной направленности межпредметных связей: Дисс. канд. пед. наук Тобольск: 1998. — 221с.
- Моисеев А.М. Цели обучения и их функции // Методические и теоретические проблемы оптимизации учебно-воспитательного процесса. -М., 1984. С.62−68.
- Моляно В.А. Психология конструкторской деятельности. — М.: Маштностроение, 1983. 134с.
- Молибог А.Г., Тарнопольский А. И. Технические средства обучения и их применение. Мн.: Изд-во Университетское, 1985. -208с.
- Монахов В.М. Концепция создания и внедрения новой информационной технологии обучения. Сб. «Проектирование новых информационных технологий обучения». М., 1991. — С.4−30.
- Мышкис А.Д., Шамсутдинов М. И. К методике прикладной направленности обучения математике // Математика в школе, 1988, № 2 С.2
- Мячев А.А., Красавин А. Н., Алексеев Е. С. Персональные ЭВМ. Толковый словарь. Англо-русский сокращенный. М.: Радио и связь, 1993. -96с.
- Никандров Н.Д. Программированное обучение и идеи кибернетики.-М.: Наука, 1970.-206с.
- Новиков A.M. Процесс и методы формирования трудовых умений. -М.: Высшая школа, 1986. -288с.
- Новиков П.Н. Задачи с межпредметным содержанием в средних профессионально-технических училищах. Минск: Вышэйная школа, 1979.-148с.
- Новиков С.В. Профессионально-важные качества, значимые при решении инженерных задач повышенного уровня трудности. Дис. .канд. псих. наук. — М.: 1996. 172с.
- Новикова А.М. Профессиональное образование России. / Перспективы развития. М.: ИЦП НПО РАО. 1997. -254с.
- Омаров А.М. Руководитель. -М., 1987. 97с.
- Опыт внедрения компьютерной техники в учебный процесс. Сб. тезисов науч. конф. Челябинск, 1987. — 55с.
- Основы инженерной психологии. Учебное пособие /Под ред. Б. Ф. Ломова. М.: Высшая школа, 1977. — 335с.
- Основы психологии и педагогики высшей школы /Под ред. Л.К.Аверченко- НГАЭиУ. Новосибирск: 1997. — 98с.
- Очерки психологии труда оператора.- М. Машиностроение, 1974. -317 с.
- Петракова Т.И. Духовные основы нравственного воспитания. — М., ИМПЭТО, 1997.-26 с.
- Пидкасистый П.И. О некоторых особенностях учебного процесса в вузе. // Советская педагогика. 1986. -№ 7. — С.38−40.
- Пойа Д. Как решать задачу. М.: Учпедгиз, 1961. — 208с.
- Пойа Д. Математическое открытие. М.: Наука, 1976. -448с.
- Полат Е.С., Бухаркина М. Ю., Моисеева м.в., Петров А. Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М.: Издательский центр «Академия», 2000, 270с.
- Пономарёв Я.А. К вопросу исследования психологического механизма «принятия решения» в условиях творческих задачах. М.: Наука, 1976. — С.82−105.
- Поташник М.М. Проблемы оптимизации в педагогике. // Советская педагогика. 1985. -№ 2.
- Профессионально-педагогический подход к составлению учебных планов и программ. // Тезисы заседания Всероссийского межвузовского семинара. Казань, 1989. — 83с.
- Психолого-педагогические основы использования ЭВМ в вузовском обучении. / Под ред. А. В. Петровского, Н. Н. Нечаева. Уч. пособие. — М.: Изд-во МГУ, 1987. 140с.
- Психолого-педагогические проблемы профессионального обучения. / Под ред. Гальперина П. Я., Талызиной Т. Ф., Решетниковой З. Я. М.: Изд-во МГУ, 1979.-208с.
- Пушкин В.Н. Оперативное мышление в больших системах. M.-JL: Энергия, 1965.-375с.
- Пушкин В.Н. Эвристика — наука о творческом мышлении. М.: Политиздат., 1967. — 21 с.
- Решетова З.А. Психологические основы профессионального обучения. -М.: Изд-во МГУ, 1985. -200с.
- Розов М.А. Интегрированные тенденции в современном мире и социальный прогресс. М.: Моск. университет, 1989. 222с.
- Романцев Л.М., Лещинская З. Л., Суханова В. А. Сборник задач и упражнений по общей химии. М.: Высшая школа, 1991. — 287с.
- Рыжова Н.Ю. Один из возможных подходов к формированию инженера широкого профиля. М.: Знание, Новые методы и средства обучения. — № 4(8). — 1989. — С.6−28.
- Рябоконева Л.Д. Особенности содержания и методики преподавания математики в классах экономического профиля: Дисс. канд. пед. наук —1. Омск: 1996. 184с.
- Симонов В.П. Педагогический менеджмент: 50 НОУ-ХАУ в управлении педагогическими системами: Учебное пособие. 3-е изд., испр. и доп. — М.: Педагогическое общество России, 1999.-430 с.
- Скамницкий А.А. Теория и практика обеспечения инновационного режима развития образовательных учреждений. М., 1998.
- Смирнов Е.Э. Пути формирования модели специалиста с высшим образованием. Л.: Изд-во ЛГУ, 1977. — 136с.
- Советский энцеклопедический словарь. / Гл. ред. А. М. Прохоров. — 4-е изд. М.: Сов. Энциклопедия, 1986. — 1600с.
- Сохор А.М. Логическая структура учебного материала. — М.: Педагогика, 1974.- 189с.
- Талызина Н.Ф. Теоретические основы разработки модели специалиста. // Политехнический музей. — М.: Знание, 1986. С. 4−4.
- Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: Изд-во МГУ, 1975. -343с.
- Таркаев С.П. Дидактические основы применения ЭВМ в организационной структуре учебного процесса. Автореф. дисс. канд. пед. наук. — Казань, 1987. 16с.
- Тихомиров O.K., Корнилова Т. В. Принятие интеллектуальных решений в диалоге с компьютером. М.: Изд-во МГУ, 1990. — 191с.
- Тихомиров O.K., Бабанин Л. М. ЭВМ и новые проблемы психологии. Уч. Пособие. М.: МГУ, 1986. — 203с.
- Тихонов И.И. Программирование и технические средства в учебном процессе. — М.: Сов. Радио, 1970. — 200с.
- Трофимова Л.Н. Осуществление прикладной направленности математической подготовки военного инженера (на примере обучения в танковом институте): Дисс. канд. пед. наук Омск: 2000. — 211с.
- Тулегенова А.Т. К вопросу о необходимости психологическогообоснования отбора содержания и технологии образования в вузе. // Новые информационные технологии в системе непрерывного образования, т. 1, Минск, 1995, С.121−124.
- Тюнников Ю.С. О системном подходе к исследованию взаимосвязи общего и профессионального образования //Вопросы взаимосвязи общеобразовательной и профессионально-технической подготовки молодых рабочих. М.: АПН СССР, 1982. — 144с.
- Тюнников Ю.С. Существенные признаки и паспортные характеристики интегрированного процесса. //Интегрированные процессы в педагогической теории и практике: Сб. науч. тр. /Сверд. инж.-пед. инст-т. Свердловск, 1991, Вып. 2, С.19−20.
- Урсул А.Д. Интегративно-общенаучные тенденции познания и философии // Вопросы философии, 1977. № 1 С. 114−124
- Федеральная программа развития образования.
- Феофанова JI.H. Подготовка будущих менеджеров к решению экономико-управленческих задач на материале изучения математических дисциплин в техническом вузе. Дис.. канд. пед. наук. Волгоград, 2000. -163с.
- Формирование модели деятельности специалиста с высшим образованием. / Под ред. Е. Э. Смирновой. — Томск: 1984.
- Фридман Л.М. Психологический анализ задачи: Проблемные ситуации и задачи // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии М.: Педагогика, 1970. — С.54−55.
- Хмельницкая Е.В. Формирование личностно ориентированной модели обучения школьников по методу проектов с применением компьютерных технологий. Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 2003. — 17с.
- Чернилевский Д.В., Филатов O.K. Технология обучения в высшей школе. М.: «Экспедитор», 1996. -288с.
- Шабанов М.В., Патронова М. Н. Педагогический эксперимент и обработка его результатов. Архангельск.: Изд-во Поморского государственного университета им. М. В. Ломоносова., 1999 г. — 75с.
- Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека: Учебногое пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М.: «Логос», 1996. — 320с.
- Шапиро И.М. Использование задач с практическим содержанием в преподавании математики: Кн. для учителя. М.: Просвещение 1990. -96с.
- Шапкин В.В. Педагогические средства как базовый элемент информационной технологии обучения. // Проблемы применения ЭВМ в профессионально-технических учебных заведениях стран-членов СЭВ. Сб. научных трудов. Ленинград, 1989. — С.20−30.
- Шубас М.Л. Инженерное мышление и научно-технический прогресс. Вильнус, 1982. — 165с.
- Эсаулов А.Ф. Психология решения задач. Методическое пособие. М.: Высшая школа, 1972. -216с.
- NCVQ. Ведущие навыки. Лондон: NCVQ, 1996 г. 68с.
- Wolf A., Silver R. Измерение «широких» навыков: прогноз по сохранению и передаче навыков с течением времени. Шфилд: DtEE., 1995 г.-80с.