Средства обучения, организации и управления учебным процессом
Технические средства обучения (ТСО) применяют для демонстрации проекционного материала. Различают следующие виды ТСО: информационные, программированного обучения, контроля знаний, тренажеры, комбинированные. К ТСО относятся кинопроекторы, диапроекторы, эпипроекторы, графопроекторы, видеомагнитофоны, телевизионные комплексы, персональные компьютеры и компьютерные системы. Надо заместить, что ТСО… Читать ещё >
Средства обучения, организации и управления учебным процессом (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Отдельное средство всегда может быть положительным или отрицательным. Решающим моментом является не его прямая логика, а логика и действие системных средств, гармонически организованных.
А. С. Макаренко
Понятие средства обучения
Средство обучения (СО) — это объект, который использован учителем и учащимися для усвоения новых знаний. Данный объект существует независимо от учебного процесса, да и в самом учебном процессе он может участвовать как предмет усвоения, средство обучения либо в какой-то иной функции. СО представляют собой материальные или духовные ценности, необходимые для достижения учебновоспитательных целей. Обычно они используются с соответствующими (адекватными) методами обучения, но если методы отвечают на вопрос «как учить?», то средства — «с помощью чего учить?». К традиционно используемым СО относятся учебники, рисунки, таблицы, речь, оборудование учебных мастерских, кабинетов, лабораторий, информационные (компьютерные) средства, а также средства организации и управления учебным процессом.
Эффективность использования СО достигается при их определенном сочетании с содержанием и методами обучения. Связь средств и методов неоднозначна: одно какое-либо средство обучения чаще всего может использоваться в сочетании с различными методами обучения, и наоборот, для использования одного метода можно подобрать несколько адекватных средств. Это обусловлено многоцелевыми возможностями использования средств и методов, в частности развитием технических средств обучения, разработкой унифицированных (единообразных) стендов для демонстрационного эксперимента и практикумов.
Понятие о средстве обучения используется в дидактике для обозначения одного из компонентов деятельности учителя и учащихся наряду с другими компонентами (образ конечного продукта, предмет преобразования, средства и технология деятельности). Средство обучения «располагается» между учащимся и учебной информацией; его функции аналогичны средствам труда (молоток, станок, комбайн и т. д.). Существует определенная связь между структурами обучения (духовного производства личности) и производительным трудом (производством ценностей культуры).
Систематическое использование разнообразных и целесообразных СО позволяет повысить успеваемость и качество знаний учащихся, содействует их умственному развитию и становлению способностей. Дидактическая эффективность СО достигается при их определенном сочетании с учебной информацией, задачами, методами обучения: чем разнообразнее задачи, методы и средства обучения, тем более развитым становится человек.
Классификация средств обучения
Объекты, используемые в качестве СО, имеют определенные характеристики (свойства), такие как возможность их зрительного и (или) слухового восприятия, технология применения, системность, назначение и др. Каждая характеристика может служить основанием для их систематизации. СО можно классифицировать по различным основаниям: субъекту деятельности, составу объектов, их функции в учебном процессе, отношению к учебной информации и т. д. (табл. 10.1).
Таблица 10.1
Классификация средств обучения
Основания для классификации средств обучения. | Названия средств. | Составляющие средств. |
По субъекту деятельности. | Средства преподавания. | Речь преподавателя. |
Средства обучения. | Речь преподавателя. | |
По составу объектов. | Материальные средства А. Наглядные:
| Учебники, пособия, таблицы, наглядные пособия, модели, макеты, учебно-технические средства, лабораторное оборудование, помещения, мебель; микроклимат; расписание занятий. |
Б. Идеальные (ранее усвоенные знания и умения; орудия освоения культурного наследия, новых культурных ценностей). | Речь, письмо, схемы, условные обозначения, чертежи, диаграммы, произведения искусства, художественной литературы. | |
По отношению к учебной информации. | Средства изучения нового материала. | |
Средства запоминания. | ||
Средства повторения. | ||
Средства закрепления. | ||
Средства контроля качества знаний (в том числе тесты). | ||
Средства организации учебного процесса. | ||
Средства управления учебным процессом. | ||
Информационные. | Персональные компьютеры, информационная управляющая система преподавателя; электронные доска, учебник; электронная почта; обучающие компьютерные игры, чаты, электронные журналы, видеоконференции; навигация по Сети, обучающие услуги в Интернете. | |
По функциям в учебном процессе. | Средства коммуникации (общения). | |
Средства учебной работы. |
Наглядные средства обучения являются важнейшими в составе материальных СО. Обычно их классифицируют в три группы:
- — объемные (наглядные) пособия (модели, коллекции, приборы, аппараты и др.);
- — печатные пособия (картины, плакаты, портреты, графики, таблицы);
- — проекционный материал, различаемый по виду носителя информации — кинофильмы, видеофильмы, слайды, диски, дискеты и др.
> Технические средства обучения (ТСО) применяют для демонстрации проекционного материала. Различают следующие виды ТСО: информационные, программированного обучения, контроля знаний, тренажеры, комбинированные. К ТСО относятся кинопроекторы, диапроекторы, эпипроекторы, графопроекторы, видеомагнитофоны, телевизионные комплексы, персональные компьютеры и компьютерные системы. Надо заместить, что ТСО постоянно совершенствуются. Промышленность выпускает и специализированные виды ТСО: лингафонные кабинеты для изучения иностранных языков, комплексы для изучения физики, математики и других предметов. Эффективность использования ТСО в обучении зависит от частоты их применения в течение года и длительности работы с ними на уроке.
> Наглядные (объемные) пособия предназначены для ознакомления с явлениями и процессами, которые не могут быть воспроизведены в кабинете; ознакомления с внешним видом объекта в его современном виде и в историческом развитии; получения наглядного представления об устройстве объекта, принципе его действия, управлении им, технике безопасности; наглядного представления об измерении, характеристиках и параметрах явления; для знакового изображения этапов эксплуатации, изготовления или проектирования изделия; получения информации об истории науки и перспективах развития.
Важную роль в обучении играют коллекции и модели.
Учебные коллекции — это наборы предметов или веществ, подобранных по определенным признакам или характеристикам и предназначенных как для изучения нового материала, так и для повторения пройденного и самостоятельной работы. Широко известны коллекции по ботанике, зоологии, физике, химии, рисованию, другим предметам. Например, коллекции портретов, книг, красок и т. д. Многие коллекции выполняются учащимися вместе с преподавателями. При объяснении нового материала часто используют демонстрационные коллекции, изготовленные на большом листе картона или фанеры. Коллекции для самостоятельной работы делаются небольшими, они хранятся в коробках и используются на уроках в качестве раздаточного материала.
Модели бывают трех типов: а) предназначенные для демонстрации принципа действия объекта; б) предназначенные для демонстрации устройства и схемы работы объекта; в) воспроизводящие внешний вид изделия. Наиболее эффективна модель первого типа: ее демонстрация производит сильное впечатление, вызывает повышенный интерес. Модели второго типа используются, когда необходимо показать процесс или действие различных факторов, причинно-следственные связи. Модели третьего типа обычно изготавливаются силами учащихся в кружке для демонстрации внешнего вида крупногабаритных изделий в уменьшенном виде либо, наоборот, очень малых объектов (молекулы, гены, клетки) в увеличенном виде. При этом пропорции между элементами реального предмета выдерживаются редко. Наиболее важные детали выносятся на передний план; их делают более крупными по размеру и выделяют ярким цветом. Величина и цвет значимых деталей определяются закономерностями зрительного восприятия, а не фактическими размерами.
> Печатные пособия (таблицы, плакаты, диаграммы и т. д.) изготовляются в типографиях либо учащимися вместе с преподавателями, лаборантами. Они проще и дешевле, чем модели. Их необходимо хранить в подвешенном состоянии или закрепив в стойке, в защищенном от света, пыли и прямых солнечных лучей месте, чтобы не выгорала краска и не портилась бумага.