Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Термины и понятия в психологии развития ребенка

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В психоанализе социализация включает в себя переход от принципа удовольствия к принципу реальности, защитные механизмы личности, формирование эго-аппарата личности, механизмы формирования Сверх-Я личности (имитация, идентификация и интроекция), идеал-Я, выходы наружу, сопровождающиеся отказом от индивидуально внимательного отношения к себе, умение следовать закону, существующему в обществе. Л. С… Читать ещё >

Термины и понятия в психологии развития ребенка (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Чем шире сфера применения понятия развития в психологии и смежных с нею дисциплинах, чем чаще ученые сосредотачивают свое внимание на описании внешне наблюдаемых симптомов развития, тем менее определенным становится понятийный аппарат, тем менее строгим и точным становится использование терминов и понятий. Все чаще вместо понятия «развитие» используется термин «терапия» (игротерапия, арттерапия, эрготерапия и т. п. по отношению к ребенку и подростку). Ту же функцию выполняет широко распространенный термин «тренинг». По Л. С. Выготскому, «не все равно как называть явления… ошибка в слове есть ошибка в понимании» (Выготский Л. С., 1927/1982. С. 361). «Слово есть теория обозначаемого факта», подчеркивал он (Там же. С. 359). Если философия по-прежнему остается зеркалом психологии, то можно подчеркнуть совпадение философских и психологических научных установок и в этом вопросе. Э. В. Ильенков различал термин и понятие. Согласно его точке зрения, термин формально трактуется как совокупность «признаков» тех явлений, к которым этот термин следует применять, а понятие — это нечто большее, чем просто абстрактно общее, зафиксированное термином, понятие — это синоним «понимания сути дела», существа тех явлений, которые этим термином лишь обозначаются. (Ильенков Э. В., 1974). По отношению к психологии развития и сегодня не потеряли значения слова Э. В. Ильенкова: «Понять явление — значит выяснить способ его возникновения, „правило“, по которому это возникновение совершается с необходимостью, заложенной в конкретной совокупности условий, значит проанализировать сами условия возникновения явления. Это и является общей формулой образования понятия, понимания» (Ильенков Э. В., 1960. С. 159—160).

В работе об историческом смысле психологического кризиса Л. С. Выготский писал: «Для всякой науки раньше или позже наступает момент, когда она должна осознать себя самое как целое, осмыслить свои методы и перенести внимание с фактов или явлений на те понятия, которыми она пользуется» (Выготский Л. С., 1927/1982. С. 310). Этим обусловлена необходимость создания и публикации общих и отраслевых психологических словарей. Под редакцией А. Л. Венгера (2005) вышел в свет словарь «Психология развития». Однако в нем отсутствуют такие важные для психологии развития понятия, как классическая психология, неклассическая психология, закон развития ВПФ, идеальная форма, индивидуализация психики, экспериментально-генетический метод, знаково-символическая функция, среда как источник развития, ключевые переживания. А. А. Леонтьевым составлен словарь терминов Л. С. Выготского (2007), представленный в виде цитат из опубликованных стенограмм, статей и монографий основателя культурно-исторической теории развития. В 2006—2008 гг. была создана электронная информационно-справочная система «Словарь культурно-исторической теории Л. С. Выготского» (В. В. Рубцов, А. А. Марголис, И. А. Корепанова, М. А. Сафронова).

Анализ словарей выявляет актуальность позиции Л. С. Выготского, который несколько десятилетий назад писал, что «психологический язык современности… недостаточно терминологичен: это значит, что психология не имеет еще своего языка… В ее словаре… конгломерат из трех сортов слов» (Выготский Л. С., 1927/1982. С. 356).

Чаще всего в психологии используются слова обиходного языка. Можно найти множество подобных примеров: «ребенок», «поведение», «среда», «игра», «детство», «возраст» и т. п. Слово «развитие» также находится в этом ряду. Л. С. Выготский отмечает, что слова обиходного языка отличает неточность, метафоричность, многосмысленность.

На втором месте Л. С. Выготский ставит слова философского языка. К ним можно отнести слова «идеальное», «материальное», «субъект», «объект», «отражение» и многие другие. Л. С. Выготский подчеркивает, что это главный источник смутности и неясности в психологии. Первое издание в начале XXI в. лекций по психологии П. Я. Гальперина и переиздание его более ранних статей и книг позволяет строго определить психологическое содержание перечисленных понятий.

Особенно критически Л. С. Выготский относится к словам и формам речи, заимствованным из естественных наук. По его мнению, они служат прямо для обмана, «психолог научным словом прикрывает ненаучное понятие». Этот ряд можно начать словами «адаптация», «ассимиляция», «инстинкт» и долго продолжать.

Л. С. Выготский отмечал также, что термины на протяжении всего времени своего существования много раз меняли свое содержание. «И сейчас еще, — отмечал Л. С. Выготский, — произнося одни и те же слова, нельзя быть уверенным в том, что вы правильно поняты, потому что отдельные исследователи вкладывают в них разное содержание и употребляют слова в различном смысле» (Там же).

Для иллюстрации этого высказывания можно привести ряд примеров. В психологии развития широко используется термин «социализация», который в разных научных теориях имеет различное содержание.

В психоанализе социализация включает в себя переход от принципа удовольствия к принципу реальности, защитные механизмы личности, формирование эго-аппарата личности, механизмы формирования Сверх-Я личности (имитация, идентификация и интроекция), идеал-Я, выходы наружу, сопровождающиеся отказом от индивидуально внимательного отношения к себе, умение следовать закону, существующему в обществе.

В теории Ж. Пиаже социализация — это преодоление эгоцентрических установок благодаря отношениям кооперации, дискуссиям и спорам между ровесниками.

В этнопсихологии социализация — интеграция индивида в человеческое общество, приобретение им опыта, которое требуется для исполнения социальных ролей (М. Херсковиц).

С точки зрения М. Мид, социализация — синоним понятия «социальное научение».

В культурно-исторической теории развития термин «социализация» не используется, так как развитие психики ребенка, с точки зрения этой теории, подчиняется закону развития высших психических функций, суть которого составляет переход от социального к индивидуальному.

Различно определение эгоцентрической речи у Ж. Пиаже и Л. С. Выготского. По Пиаже, эгоцентрическая речь — это преимущественно речь со своей точки зрения, которую ребенок не умеет соотносить с точкой зрения другого и не понимает оснований для своих высказываний. По Л. С. Выготскому, эгоцентрическая речь — это «речь для себя». Отсюда следует различие в понимании истоков, функции и судьбы эгоцентрической речи в теории Ж. Пиаже и в теории Л. С. Выготского. В этом случае нельзя сказать, кто именно прав. Правы оба. Эгоцентрическая речь, как речь со своей точки зрения, отмирает с возрастом. Эгоцентрическая речь, как речь для себя, развивается и уже в школьном возрасте становиться внутренней речью.

«Опосредствование», ключевое понятие культурно-исторической психологии, нередко понимается как использование компьютера и других технических средств для развития высших психических функций. Знак и техническое средство не различаются.

Существует двигательная теория инстинктов (Ж. Фабр), отологическая теория инстинктов (К. Лоренц), сенсорная теория инстинктов (П. Я. Гальперин). В них один и тот же термин «инстинкт» имеет разное содержание и различные последствия для понимания психического развития. Как подчеркивал Л. С. Выготский, использование термина, принятого в иной научной концепции, влечет за собой перетаскивание соответствующего ему научного мировоззрения, что в образной форме отражено в словах восточной пословицы, которую цитирует Л. С. Выготский: «Кто берет чужой платок, берет и чужой запах» (Выготский Л. С., 1927/1982. С. 329). И в наше время небрежность в слове есть небрежность в мысли.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой