Развитие выразительности речи младших школьников
Диссертация
Модель воспитания выразительности речи третьеклассников, которая построена с учетом условий: 1) обогащение знаний о средствах выразительности звучащей (как говоримой, так и озвученной) речи, основано на осознанном усвоении их детьми- 2) систематическая работа как над выразительностью речи, так и над выразительностью чтения, то есть осознании взаимосвязи и возможности переноса выразительности речи… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
- 1. Выразительность речи в языковедческих и педагогических исследованиях. Ю
- 2. Историко-логичеекий анализ проблемы воспитания выразительности речи младших школьников
- 3. Историко-логический анализ использования фразеологизмов в начальной школе
- ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
- 1. Особенности выразительности речи младших школьников основные принципы организации экспериментальной работы)
- 2. Технология воспитания у младших школьников выразительности речи
- 3. Критерии эффективности опытной работы
Список литературы
- Агейкина З.А. Формирование у младших школьников умения выразительно читать: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1983. 18 с.
- Адамович Е.А., Карская Е. М. Выразительное чтение в начальной школе. М.: Учпедгиз, 1953. 72 с.
- Актуальные проблемы культуры речи. М.: Наука, 1970.
- Аничкин С.А. Эстетическое воспитание детей младшего школьного возраста на уроках чтения и во внеклассной работе: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1960. 16 с.
- Артемов В.А. Метод структурно-функционального изучения речевой интонации. М., 1974. 160 с.
- Артемов В.А. Психология речевой интонации: В 2-х ч. М., 1976.
- Артоболевский Г. В. Художественное чтение. М.: Просвещение, 1978. 240 с.
- Бабкин A.M. Русская фразеология, ее развитие и источники. Д.: Наука, 1970. 263 с.
- Байбаков А. Общий способ учения, для всякого состояния свободных людей нужный. 1781.
- Баранов М.Т. Методика лексики и фразеологии на уроках русского языка. М.: Просвещение, 1988. 191 с.
- Бархин К.Б. Живое слово в образцах и заданиях. /Харьков, 1924.
- Бархин К.Б. Развитие речи в начальной школе. /Харьков, 1934. 119 с.
- Беленький В.Г. Приобщение к искусству слова. Т.8. М.: АПН СССР, 1955.
- Белкин А.С. Ситуация успеха. Как создать ее: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1991. 170 с.
- Белкин А.С. Педагогика детства (основы возрастной педагогики). /Институт развития регионального образования. Екатеринбург, 1995. 152 с.
- Беседа Ю.К. Темпо-ритм выразительного чтения. //Выразительное чтение в вузе. Иркутск, 1980. С.51−71.
- Блинов И.Я. Выразительное чтение и культура устной речи. М.: Учпедгиз, 1946. 200 с.
- Блинов И.Я. Интонация. //Педагогическая энциклопедия: В 4-х т. Т.2. М.: Советская энциклопедия, 1963. С.263−265.
- Бродовский М.М. Искусство изложения (чтение вслух, декламация, ораторская речь и проч.). /СПб., 1887,110 с.
- Буслаев Ф.И. Учебник русской грамматики. М., 1913.
- Буслаев Ф.И. О преподавании отечественного языка. М., 1941. 248 с.
- Вальчук Е.В. Работа по фразеологии на уроках русского языка и внеклассных занятиях в начальной школе: Дис. канд. пед. наук. М., 1989. 190 с.
- Варфоломеев А.В. Тембровая значимость речи и ее взаимодействие с фонетическим коннотативным значением: Дис. канд. филол. наук. Л., 1984. 23 с.
- Васильева А.Н. Основы культуры речи. М.: Рус. язык, 1990.
- Введенская Л.А. Пословицы и поговорки в начальной школе. М.: Учпедгиз, 1963. 120 с.
- Введенская Л.А., Павлова Л. Г. Культура и искусство речи. Современная риторика./Феникс. Ростов-на-Дону, 1995. 573 с.
- Виноградов В.В. Некоторые задачи изучения синтаксиса простого предложения. //Вопросы языкознания. 1951. № 3. С.3−31.
- Вопросы методики чтения в начальной школе. Сост. В. Г. Горецкий,
- М.И.Оморокова. М.: Просвещение, 1964. 129 с.
- Выготский J1.C. Детская психология: Собр. соч. в 6-ти т. Т.4. М.: Педагогика, 1984.
- Выготский JI.C. Мышление и речь. М.: Лабиринт, 1996. 419 с.
- Гаврин С.Г. Изучение фразеологии русского языка в школе. М.: Учпедгиз, 1963.151 с.
- Гвоздев А.Н. Формирование у ребенка грамматического строя русского языка. 4.1. М.: АПН РСФСР. 267 с.
- Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. М.: АПН РСФСР, 1961 470 с.
- Головин Б.Н. Основы культуры речи. Изд-е 2-е испр. М.: Высшая школа, 1988. 320 с.
- Гольдин В.Е. Речь и этика. М., 1983.
- Головань Н.А. Особенности монологической речи учащихся 1−3 классов: Дис. канд. психол. наук. /Киев, 1972.192 с.
- Горбушина Л.А. Фразеологизмы в русском языке. //Начальная школа 1974. № 8.
- Горбушина Л.А. Выразительное чтение и рассказывание. М.: Просвещение, 1975.143 с,
- Горбушина Jl.А. Первоначальные представления о выразительности речи и чтения. //Пути и средства достижения прочности знаний в начальных классах. М.: Просвещение, 1987. С. 184−197.
- Горбушина Л. А. Обучение выразительному чтению младших школьников. М.: Просвещение, 1981. 159 с.
- Гришанова В.Н. Фразеологические единицы в их соотнесенности с частями речи русского языка. //Русский язык в школе. 1981. № 3.
- Групповые занятия сценической речью. Л.: ЛГИК, 1983. 60 с.
- Гужава Ф.К., Иванова А. Н. Лексика и фразеология русского языка. /Киев: Рад. школа, 1982.
- Гунько В.А. Методические принципы и приемы обучения словесному действию основа выразительности чтения: Автореф. канд. пед. наук. М., 1980. 22 с.
- Гуро-Фролова В. Г. Работа над выразительными средствами речи. //Начальная школа. 1991. № 2. С.22−24.
- Дейниченко Л.Б. Развитие форм и функций речи детей 6−7 лет: Дис. канд. психол. наук. М., 1991. 331 с.
- Доман Г. и Д. Дошкольное обучение ребенка. М.: Аквариум, 1995. 400 с.
- Дубовский Ю.А. Анализ интонации устного текста и его составляющих. /Минск: Вышэйш. школа, 1978.
- Дудников А.В. Лексика и фразеология русского языка. М.: Просвещение, 1974. 320 с.
- Жинкин Н.И. Механизмы речи. М.: АПН РСФСР, 1958.
- Жинкин Н. И, Психологические основы развития речи. //В защиту живого слова. М., 1984.
- Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. М.: Наука, 1982. 157 с.
- Жуков В.П. Семантика фразеологических оборотов. М.: Просвещение, 1978. 160 с.
- Жуков В.П. Словарь русских пословиц и поговорок. М., 1967. 535 с. Жуков В. П. Школьный фразеологический словарь русского языка. М.: Просвещение, 1994, 431 с.
- Журжина Ш. В. Работа над навыками культуры речи учащихся в связи с изучение лексики и грамматики в 3−4 классах: Дис. канд. пед. наук. М., 1968.310 с.
- Завадская Т.Ф. Выразительное чтение в начальной школе. М.: Учпедгиз, 1956. 144 с.
- Зиновьева Т.И. Работа над интонацией в период обучения грамоте: Дис. канд. пед. наук. М., 1996. 203 с.
- Иванова-Лукьянова Г. Н. Культура устной речи: интонация, паузирова-ние, логическое ударение, темп, ритм. М.: Флинта-Наука, 1998. 200 с.
- Калмыкова Л.А. Преемственность в формировании грамматического строя речи дошкольников и младших школьников: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1982. 16 с.
- Кандинский Б.С. Текст как интонационная структура: Автореф. канд. филол.наук. М., 1968. 15 с.
- Каноныкин Н.П., Щербакова Н. А. Методика русского языка. Л.: Учпедгиз, 1941. 345 с.
- Касевич В.Б. Ударение и тон в языке и речевой деятельности Л., 1990. 248 с.
- Китежева Д.М. Формирование интереса к познанию природы у младших школьников: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1987. 16 с.
- Ковалев В.П. Современный русский язык. Часть 2: Лексика и фразеология, лексикография. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 1982. 111с.
- Козырев И.С. Современный русский язык: Фразеология. Лексикография. /Минск: Высшая школа, 1970. 140 с.
- Коровяков В.Д. Искусство выразительного чтения. /СПб., 1904. 156 с.
- Костомаров В.Г. Культура речи и стиль. М., 1960.
- Котин А.Н. Образные сравнения и фразеологизмы. //Русский язык в школе. 1980. № 3.
- Лагузова Е.Н. Фразеологическая работа в начальной школе. //Начальная школа. 1994. № 3. С.30−34.
- Ладыженская Т.А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся. М.: Педагогика, 1975, 256 с.
- Леонтьева (Торсуева) И. Г. Функциональная теория интонации: Авто-реф. дис. канд. филол. наук., М., 1976. 15 с.
- Липкина А.И., Оморокова М. И. Работа над устной речью учащихся на уроках чтения в начальных классах. М.: Просвещение, 1967. 224 с.
- Лурия А.Р. О патологии грамматических операций. //Известия АПН РСФСР, 1946. Вып.З. С.З.
- Львов М.Р. Речь младших школьников и пути ее развития. М.: Просвещение, 1975. 176 с.
- Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников. Изд-е 2-е, перераб. М.: Просвещение, 1985. 176 с.
- Львов М.Р. О родном языке в начальной школе. //Нач. школа. 1993. № 8.С.5−8.
- Люблинская Л.А. Учителю о психологии младшего школьника. М.: Просвещение, 1977. 201 с.
- Максаков A.M., Фомичева М. Ф. Звуковая культура речи. //Развитие речи у детей дошкольного возраста. Под ред. Ф. А. Сохина. М.: Просвещение, 1976. С.50−90.
- Максимов Н.Ф. Развитие навыков употребления фразеологизмов в речи учащихся. //Русский язык в школе. 1974. № 3. С.11−13.
- Маркова А.К. Психология усвоения языка как средства общения: Автореф. дис. д-ра психол. наук. М., 1974. 52 с.
- Матанов Б.А. Игра как средство воспитания техники сценической речи: Авторф. дис. канд. пед. наук. Д., 1971. 22 с.
- Мерзляков А.Ф. Краткая риторика, или правила, относящиеся ко всем родам сочинений прозаических. М., 1809.
- Методика выразительного чтения (Б.С.Найденов и др.). М.: Просвещение, 1977.176 с.
- Микулинская М.Я. Развитие лингвистического мышления учащихся. М.: Педагогика, 1989. 14 с.
- Миллер Е.Н. Природа лексической и фразеологической антонимии. /Саратов, гос. ун-т. Саратов, 1990. 222 с.
- Молотков А.И. Основы фразеологии русского языка. М.: Наука, 1977. 283 с.
- Моргунов Б.И. Искусство звучащей речи. М.: Совет. Росия, 1986. 126 с.
- Морозов М.Ф. Воспитание самостоятельности мысли школьников в учебной работе. М.: Учпедгиз, 1959. 92 с.
- Морозова Л.Н. Работа над произносительной культурой младших школьников (с учетом региональных особенностей Среднего Урала). /Институт развития регионального образования. Екатеринбург, 1994. 112 с.
- Морозова Н.Г. Воспитание познавательных интересов у детей в семье. М., 1961.224 с.
- Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе. М.: Знание, 1979. 47 с.
- Найденов Б.С. Выразительность речи и чтения. М.: Просвещение, 1963. 263 с.
- Начальные этапы голосоречевого тренинга. JL: ЛГИК, 1988. 30 с.
- Неусыпова Н.М. Дидактические условия усвоения младшими школьниками слова как единицы речи: Автореф. дис. канд. пед. наук. Л., 1980.
- Никольская Р.И. Содержание и методы обучения связному высказыванию типа рассуждения в начальной школе: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1981. 17 с.
- Никольская Р.И., Сорокина Г. И. Примерное планирование уроков речевой культуры. //Начальная школа. 1990. № 9.14 с.
- Ю2.Новиков Н. И. Избранные сочинения. М., Л., 1954. 744 с.
- ЮЗ.Ножин Е. А. Мастерство устного выступления. М.: Политиздат, 1978. 254 с. 10 406 ораторском искусстве. Хрестроматия. Сост. А.Толмачев. М.: Госполитиздат, 1958. 272 с.
- Ю5.0жегов С. И. Очередные вопросы культуры речи. Вып.1. //Вопросы культуры речи. М.: АН СССР, 1955. С. 5−33.
- Юб.Озаровский Ю. В. Музыка живого слова. /СПб, 1914. 319 с.
- Ю7.0синцева Ю. Н. Работа над выразительнотью речи и чтения в начальных классах. //Обучение чтению младших школьников. М: Просвещение, 1973. С.118−129.
- Острогорский А .Я. Живое слово. /СПб, 1908,
- Острогорский В. Выразительное чтение. М., 1916.187 с.
- Ю.Оморокова М. И. Пути обогащения словаря устной речи учащихся науроках чтения в начальной школе: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1963. 15 с. 111 .Оморокова М. И. Совершенствование чтения младших школьников. М.:
- АРКТИ, 1997. 160 с. 112. Пархоменко Г. В. Развитие речи младших школьников в процессе овладения изобразительными средствами художественных произведений. JL: ЛГПИ, 1976. 68 с.
- З.Петрова А. Н. Сценическая речь в современном театре и задачи педагога-консультанта по слову. //Культура сценической речи. М.: ВТО, 1979. С.9−158.
- Петрянкина В.И. Функционально-семантический аспект интонации. М.: Изд-во Ун-та Дружбы народов, 1988. 191 с.
- Подагаецкая И.М. Воспитание у учащихся интереса к изучению русского языка. М.: Просвещение, 1985. 208 с.
- Попов Р.Н. Фразеологизмы современного русского языка с архаичными значениями и формами слов. М.: Высшая школа, 1976. 200 с. Ш. Политова Н. И. Развитие речи учащихся начальных классов. М.: Просвещение, 1984. 191 с.
- Порошин С. Письмо о порядках в обучении наук. //Ежемесячные сочинения, к пользе и увеселению служащих. 1757.
- Радищев А.Н. Избранные сочинения. М.-Л.: Гослитиздат, 1949. 855 с.
- Рамзаева Т.Г., Львов М. Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах. М.: Просвещение, 1979. 431 с.
- Речевое развитие младших школьников. Под ред. Н. С. Рождественского. М.: Просвещение, 1970.
- Речевые уроки. Под ред. Т. А. Ладыженской. Изд-е 2-е. М.: Просвещение, 1995.159 с.
- Речь. Речь. Речь: Книга для учителя. Под ред. Т. А. Ладыженской. М.: Педагогика, 1990. 356 с.
- Рогожникова Т.М. Развитие значения полисемантичного слова у ребенка: Автореф. дис. канд. филол. наук. /Саратов, 1985.14 с.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.: Учпедгиз, 1946. 703 с.
- Руднев А.Г. Проблема фразеологии. Лекции курса современного русского языка. Л., 1960. 39 с.
- Сентюрина Н.И. Живое слово ребенка в выразительном чтении и устной речи (теория и практика). /СПб., 1913. 292 с.
- Скворцов Л.И. Теоретические основы культуры речи. М.: Наука, 1980. 352 с.
- Скворцов Л.И. Экология слова, или поговорим о культуре русской речи. М.: Просвещение, 1996. 158 с.
- Ш. Сладкопевцев В. В. Искусство декламации. /Петербург, 1918. 392 с.
- Соболева О.В. О понимании мини-текста или пословица век не сломится. //Вопр. психологии. 1996. № 1.
- Сперанский М. Правила высшего красноречия. /СПб., 1884.
- Срезневский И.И. Замечания об образовании слов из выжений. /СПб, 1860.61 с.
- Ш. Срезневский И. И. Замечания об образовании слов из выжений. /СПб, 1873.
- Станиславский К.С. Собрание сочинений: В 8-ми т. Т. 2, 3. М.: Искусство, 1954.
- Табенцкая С.Б. Влияние выразительного чтения на развитие речи учащихся: Дис. канд. пед. наук, 1968. 215 с.
- Телия В.Н. Что такое фразеология?. М.:Наука, 1968. 86 с.
- Титова Н.Ф. Культура речи в начальном обучении. М.: АПН РСФСР, 1960. 232 с.
- Торсуева И.Г. Интонация и смысл высказывания. М.: Наука, 1979. 110 с.
- Ушаков Н.Н. Внеклассные занятия по русскому языку в начальных классах. М.: Просвещение, 1971.176 с.
- Ушинский К.Д. Собрание сочинений. Т.5. М.: АПН РСФСР, 1949. 591 с.
- Фомина М.И. Современный русский язык: Лексикология. 3-е изд., испр. и доп. М.: Высшая школа, 1978. 256 с.
- Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. М.: Высшая школа, 1989. 159 с.
- Цеплитис Л.К. Анализ речевой интонации. /Зинатне. Рига, 1974. 271 с. 147. Черноусова Н. С. Сочинения в начальных классах. М.: Просвещение, 1976. 175 с.
- Чудинов А.П., Чудинова Е. А. Практическая риторика. /Екатеринбург, 1997. 106 с.
- Чудинов А.П., Чудинова Е. А. Риторика: Сборник упражнений. /Екатеринбург, 1997.92 с. 148. Шанекий Н. М. Фразеология современного русского языка, Изд-е 3-е, испр. и доп. М.: Высшая школа, 1985. 160 с.
- Шахнарович A.M. Семантика детской речи, психолинвистический анализ: Авторф. дис. д-ра филол. наук. М., 1985. 40 с.
- Шварц А.И. В лаборатории чтеца. М., 1960. 207 с.
- Шевлякова Е.Д. Работа по фразеологии в начальном обучении русскому языку: Дис. канд. пед. наук. JL, 1969. 373 с.
- Шереметевский В.П. Слово в защиту живого слова (с вопросом объяснительного чтения В. Шереметевского). М., 1886. 115 с.
- Шпунтов А.И. Анализ звучащих образцов как прием обучения устной монологической речи учащихся: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1980.17 с.
- Шпунтов А.И. Обучение слушанию на уроках русского языка. //Начальная школа. 1995. № 9. С. 12.
- Щерба JI.B. Избранные работы по русскому языку. М.: Учпедгиз, 1957. 188 с.
- Щербатов М.М. Сочинения.Т.2.
- Щукина Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М.: Педагогика, 1971. 351 с.
- Щукина Г. И. Роль деятельности в учебном процессе. М.: Педагогика, 1986. 230 с.