Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Изучение проблемы организации спортивно-оздоровительной работы с детьми и подростками как фактор профилактики девиантного поведения

ДипломнаяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Девиантное поведение как феномен является предметом исследования различных наук. Задачи профилактики девиантного поведения стоят перед различными социальными институтами, в том числе и перед общеобразовательной школой. Разработка эффективных стратегий предупреждения девиантного поведения — одна из ключевых задач по удовлетворению социального заказа, стоящего перед системой образования… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • 1. Теоретическое изучение проблемы организации спортивно-оздоровительной работы с детьми и подростками
    • 1. 1. Понятие социальной работы и ее основные аспекты
    • 1. 2. Основные функции дополнительного образования
    • 1. 3. Нормативно-правовое регулирование дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности
  • 2. Практические аспекты изучения проблемы организации спортивно-оздоровительной работы с детьми и подростками как фактор профилактики девиантного поведения
    • 2. 1. Задачи и функции спортивно-оздоровительной работы с детьми и подростками
    • 2. 2. Социальный статус детей и родителей
    • 2. 3. Взаимодействие детско-юношеской спортивной школы с другими учреждениями
    • 2. 4. Анкетирование родителей и детей
  • Заключение
  • Список использованных источников
  • Приложения

Изучение проблемы организации спортивно-оздоровительной работы с детьми и подростками как фактор профилактики девиантного поведения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Девиантное поведение как феномен является предметом исследования различных наук. Задачи профилактики девиантного поведения стоят перед различными социальными институтами, в том числе и перед общеобразовательной школой. Разработка эффективных стратегий предупреждения девиантного поведения — одна из ключевых задач по удовлетворению социального заказа, стоящего перед системой образования.

В психологическом словаре «девиантное поведение — это система поступков или отдельные поступки человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся представлениям о поведении». Подобные определения имеют в своем основании общественные отношения индивида с группой людей, поэтому являются социологическими.

Для организации педагогического процесса профилактики девиантного поведения необходимо сместить акценты в область главного регулятора человеческого поведения — психики. Если мы задаемся вопросом, почему у данного индивида возникли отклонения в поведении, то это будет в первую очередь вопрос социологии, медицины, экономики, социального окружения, особенностей семейного и иного воспитания и прочего.

Актуальность этой темы работы заключается в сложности и многоплановости определения психологического, социального развития детей и подростков, которое может отрицательно сказаться на обществе в целом. Зная глубину и обоснованность социальной работы с подростками, особенность проблемных ситуаций, возникающих в этом возрасте, можно предотвратить многие проблемы, проявляющиеся впоследствии в обществе.

Резкое ухудшение материального уровня жизни существенно сказывается на здоровье населения. Среди подростков получили широкое распространение наркомания и токсикомания. Резко ухудшились условия отдыха школьников, полноценно им охвачены лишь дети состоятельных родителей. Идет стремительная коммерциализация досуга. Немало подростков уверовали в возможность безбедно жить, не имея ни знаний, ни профессиональных навыков.

Тысячи детей оставляют школу, не закончив даже 9 классов. Это усугубляет криминогенную обстановку. Сегодня можно констатировать, что постановка социальной защиты подростков в России постепенно выходит из кризиса на новый профессиональный уровень. Во многих регионах создается и функционирует разветвленная система социальных служб, в которых трудится многочисленный корпус квалифицированных социальных педагогов и работников.

Отмечая степень разработанности проблемы девиантного поведения у детей и подростков, то следует сказать, что в нашей стране накоплен немалый опыт по коррекции и профилактике девиантного поведения. За последние годы было выполнено психологами и педагогами ряд исследований по изучению, диагностике и предупреждению педагогической запущенности и правонарушений подростков. Этому посвящены работы Абрамовой Г. С., Алемаскина М. А., Антонян Ю. М., Беличевой С. А., Бехтерева В. М. Глоточкина А. Д., Дубровиной И. В., Знакова В. В., Иванова Е. Я., Игошева К. Е., Исаева Д. Д., Исаева Д. Н., Ковалёва А. Г., Кона И. С., Кондрашенко В. Т., Личко А. Е., Миньковского Г. М., Невского И. А., Пирожкова В. Ф., Платонова К. К., Потанина Г. М., Фельдштейна Д. И. и др.

Объект исследования — профилактика девиантного поведения у детей и подростков.

Предмет исследования — спортивно-оздоровительная работа как фактор профилактики девиантного поведения у детей и подростков.

Цель исследования заключается в изучение проблемы спортивно-оздоровительной работы как фактора профилактики девиантного поведения у детей и подростков.

Поставленная цель предполагает решение следующих задач:

— провести теоретический анализ понятий «социальная работа», «девиантное поведение»;

— изучить и проанализировать данные отечественной и зарубежной теории и практики;

— проанализировать основные проблемы организации спортивно-оздоровительной работы с детьми и подростками.

Методы исследования: изучение и обобщение научной литературы, анализ и синтез литературы по данному вопросу, сравнение позиций по проблемам социальной работы с родителями и детьми с девиантными формами поведения у отечественных и зарубежных авторов, анкетирование.

Гипотеза исследования предполагает, что организация спортивно-оздоровительной работы с детьми и подростками может быть использована в качестве средства профилактики проявлений девиантного поведения у детей и подростков.

Научной новизной исследования является то, что впервые на данной экспериментальной базе и данном объекте исследования был проведен анализ спортивно-оздоровительной работы как фактора профилактики девиантного поведения.

Практическая значимость заключается в том, что предложенный в работе комплект методик по исследованию особенностей проявления агрессивности и акцентуаций характера у подростков может применяться психологами, работающими в общеобразовательных школах, а также рекомендации данные в работе могут пригодиться родителям и учителям.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Т. В. Семейная психология: Учебное пособие. — СПб.: Речь, 2004. — 244 с.
  2. С. А. Основы превентивной психологии. — М.: Редакционно-издательский центр Консорциума «Социальное здоровье России», 2006. — 199 с.
  3. Ю. В., Василькова Т. А. Социальная педагогика: Курс лекций: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. — М.: Академия, 2000. — 440 с.
  4. И.С. Неблагополучная семья и девиантное поведение подростков. — М.: МПСИ, 2006. — 288 с.
  5. В. А. Дополнительное образование детей в современных условиях / В. А. Березина. // Нормативные документы образовательного учреждения. — 2006. — № 3. — С. 17−19.
  6. Л. Н. Организация методической службы учреждений дополнительного образования: учеб.-метод. пособие / Л. Н. Буйлова, С. М. Кочнева. — М.: Владос, 2007. — 160 с.
  7. И. А. Внешкольная работа / И. А. Верба // Дополнительное образование. — 2005. — № 7. — С. 8 -10.
  8. Л. А. Воспитание социальной активности детей в учреждении дополнительного образования: дис… канд. пед. наук: 13.00.01 / Герасимова Людмила Акремовна. — Оренбург: ООИПКРО, 2003. — 155 с.
  9. В. В. Планирование результатов образования и образовательная технология: учеб. пособие для вузов / В. В. Гузеев. — 4 — е изд., спр. и доп. — М.: Народное образование, 2007. — 268 с.
  10. В. А. Педагогические принципы развития системы дополнительного образования детей / В. А. Горский, А. Я. Журкина // Дополнительное образование. — 2006. — № 2. — С. 6 — 11.
  11. Дополнительное образование детей: учеб. пособие / под ред. О. Е. Куркина. — М.: ВЛАДОС, 2008. — 256 с.
  12. Е. Б. Дополнительное образование детей: учеб. пособие для вузов / Е. Б. Евладова. — М.: ВЛАДОС, 2008. — 352 с.
  13. В. Г. Подросток. Трудности взросления: книга для психологов, педагогов, родителей. — СПб.: Питер, 2006. — 240 с.
  14. Ю. А. Социальная психология девиантного поведения. — М.: Сфера, 2006. — 247 с.
  15. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции Российской Федерации 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ).
  16. И. Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. — М.: Сфера, 2006. — 464 с.
  17. Ю. Д. Дополнительное образование: учеб. пособие / Ю. Д. Лебедев. 3 — е изд., испр. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. — 204 с.
  18. Г. И. Тренинг для подростков: профилактика асоциального поведения. — СПб.: Речь, 2007. — 192 с.
  19. Л. Б. Концепция развития дополнительного образования детей / Л. Б. Малыхина // Дополнительное образование и воспитание. — 2006. — № 11. — С. 7 — 15.
  20. Л. В. Социальная педагогика: Учебник. — М.: Гардарики, 2005. — 269 с.
  21. И. М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. — СПб.: Речь, 2005. — 150 с.
  22. Г. П. Этика социальной работы: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003. — 208 с.
  23. Ю. Б. Агрессивность детей и подростков. — М.: Когито, 2006. — 181 с.
  24. В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студ. вузов. — М.: Академия, 2006. — 456 с.
  25. Об образовании ФЗ от 10 июля 1992 г. № 3266−1-ФЗ (в редакции от 31 декабря 2005 г. № 199-ФЗ) // Сбор. законодательства. — 2006. — № 6 (3 марта).
  26. Л. Ф. Возрастная психология. — М: Педобщество, 2006. — 460 c.
  27. Л. Ф., Толстоухова Н. С., Фалькович Т. А. Нетрадиционные формы работы с родителями. — М.: ИД «5 за знания», 2005. — 240 с.
  28. Основы семейной психопедагогики (курс лекций) / Короткий В. И. — Архангельск: МарТ, 2003. — 178 с.
  29. Педагогика дополнительного образования: Приоритеты духовности, здоровья и творчества: учеб. пособие / под ред. В. И. Андреева, А. И. Щетинской. — 2 — е изд., доп. и перераб. — Казань: Центр инновационных технологий, 2005. — 328 с.
  30. Письмо Государственного комитета Российской Федерации по физической культуре и туризму от 25.01.1995 № 96-ИТ и Минобразования России от 1.02.1995 № 03-М.
  31. Практическая психология образования / Под ред. И. В. Дубровиной. — СПб.: Питер, 2006. — 592 с.
  32. Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / Под ред. И. В. Дубровиной. — Екатеринбург: Деловая книга, 2004. — 176 с.
  33. Психология личности / Под ред. П. Н. Ермакова, В. А. Лабунской. — М.: Эксмо, 2008. — 653 с.
  34. А. А. Психология подростка. — СПб.: Прайм-Еврознак, 2007. — 480 с.
  35. Семейный Кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (принят ГД ФС РФ 08.12.1995) (ред. от 30.06.2008) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.09.2008).
  36. Л. М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции: учебное пособие. — М.: Флинта, 2006. — 96 с.
  37. Словарь-справочник терминологии в дополнительном образовании детей / сост. Л. Н. Буйлова. — М.: ИНТИ-ДАНА, 2007. — 48 с.
  38. Н. В. Организация научно-методической деятельности в учреждении дополнительного образования детей: учебно-методическое пособие / Н. В. Софронова, Н. В. Бакшаева. — Чебоксары: «Клио», 2008. — 228 с.
  39. Социальная педагогика: Курс лекций: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под общ. ред. М. А. Галагузовой. — М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003. — 416 с.
  40. Социальная педагогика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. В. А. Никитина. — М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003. — 272 с.
  41. Социальная работа: проблемы теории и подготовки специалистов: Учебное пособие. — М.: Московский психолого-социальный институт, 2006. — 236 с.
  42. В. Г. Психология трудных школьников: учебное пособие. — М.: Академия, 2006. — 336 с.
  43. Теория социальной работы: Учебник / Под ред. проф. Е. И. Холостовой. — М.: Юристъ, 2003. — 334 с.
  44. Технологии социальной работы: Учебник / Под общ. ред. проф. Е. И. Холостовой. — М.: ИНФРА-М, 2005. — 400 с.
  45. Технология социальной работы: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. И. Г. Зайнышева. — М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2002. — 240 с.
  46. М. В., Студенова Е. Г. Теория социальной работы: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2006. — 432 с.
  47. М. В., Шапиро Б. Ю. Психология социальной работы: Содержание и методы психосоциальной практики: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — М.: Академия, 2002. — 192 с.
  48. И.А. Психология детей с нарушениями поведения: пособие для психологов и педагогов. — М: Владос, 2006. — 351с.
  49. В. М. Психология современной семьи. — М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2004. — 134 с.
  50. Е. М. Социология семьи: Учебное пособие. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2003. — 238 с.
  51. Л. Б. Девиантное поведение детей и подростков. — М.: Академический Проект, 2005. — 336 с.
  52. С. Ф. Программа дополнительного образования детей: Логика развития и методическое обеспечение / С. Ф. Эхов // Методист. — 2008. — № 4. — С. 7 — 9.
Заполнить форму текущей работой