Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Педагогическое сопровождение исследовательской деятельности учащихся в процессе преподавания гуманитарных дисциплин

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Основу практической реализации педагогического сопровождения исследовательской деятельности как педагогической системы составляет теоретическая модель, включающая следующие существенные смысловые компоненты: целевой, содержательный, деятельностный и результативный. Целевой компонент определяет мотивы и цели деятельности. Содержательный компонент характеризует концептуальную основу сопровождения… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретические основы реализации педагогического сопровождения исследовательской деятельности учащихся
    • 1. 1. Проблема развития исследовательской деятельности учащихся в психолого-педагогической теории и практике
    • 1. 2. Педагогическое сопровождение как модель педагогического взаимодействия
    • 1. 3. Особенности организации исследовательской деятельности учащихся в области гуманитарных наук
  • Выводы по I главе
  • Глава II. Экспериментальное обоснование эффективности системы педагогического сопровождения исследовательской деятельности учащихся в процессе преподавания гуманитарных дисциплин
    • 2. 1. Модель педагогического сопровождения исследовательской деятельности учащихся
    • 2. 2. Опытно-экспериментальная работа по реализации системы педагогического сопровождения исследовательской деятельности учащихся в процессе преподавания гуманитарных дисциплин
    • 2. 3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы
  • Выводы по II главе

Педагогическое сопровождение исследовательской деятельности учащихся в процессе преподавания гуманитарных дисциплин (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В современных социально-экономических условиях при переходе к образовательной парадигме постиндустриального общества образование понимается не как получение человеком готового знания, а как средство развития и самореализации личности, способной самостоятельно делать свой выбор, ставить и реализовывать цели, оценивать свою деятельность. Развитие личности определяется биологическими предпосылками, возрастными особенностями, общественными отношениями, собственными усилиями человека и происходит при осуществлении разнообразных видов продуктивной деятельности, способствующей проявлению и формированию психических свойств личности, установлению действенной связи между человеком и миром.

Исследовательская деятельность реализует потребности человека в активности, в новых впечатлениях, в получении информации и выступает основой познания мира, других людей, самопознания, необходимых для личностного развития. От сформированности у человека исследовательской позиции во многом зависит возможность его адаптации в постоянно изменяющихся жизненных и профессиональных ситуациях, его профессиональная мобильность. Исследовательская деятельность способствует расширению диапазона знаний, активизации познавательного интереса, развитию умений самостоятельно находить и анализировать информацию, осуществлять целе-полагание и планирование своей деятельности, контролировать и оценивать свои действия, формировать собственные суждения.

Сензитивным периодом для развития исследовательской деятельности является юношеский возраст (или период ранней юности, от 16 до 18 лет, по Д.И. Фельдштейну), поскольку на данном этапе у молодого человека усиливаются познавательные мотивы, происходит формирование устойчивых познавательных и профессиональных интересов (Л.И. Божович, И. С. Кон, А. В. Мудрик, B.C. Мухина, Д. И. Фельдштейн, Д. Б. Эльконин и др.). Самостоятельная поисковая деятельность как составная часть ведущей в ранней юности учебно-профессиональной деятельности создает условия для самоопределения и самоутверждения личности учащегося, что определяет возможность активного применения исследования в сфере образования. Процесс гуманитарного познания с его ценностно-смысловой направленностью отвечает возрастным потребностями и интересам молодых людей в сфере социальных, нравственных и этических проблем, способствует активному формированию гуманистических нравственных идеалов и мировоззрения.

Накопленный в образовательной практике опыт организации исследовательской работы учащихся связан с реализацией традиционной модели обучения, которая в должной степени не обеспечивает в современных условиях решения задачи личностного развития учеников. Данное обстоятельство явилось причиной перехода от традиционного, знаниевого подхода в обучении к личностно-деятельностному подходу, который рассматривается как субъ-ектно ориентированная организация и управление педагогом учебной деятельностью ученика, способствующей его личностному развитию (И.А.Зимняя).

Личностно-ориентированный тип обучения определяет педагогу сопровождающую позицию по отношению к учащемуся при постановке и достижении образовательных целей (А.В. Хуторской), следовательно, актуализируется проблема изменения распространенной позиции преподавателя-информатора и контролера на позицию педагога-фасилитатора, стимулирующего осмысленность учения и сопровождающего ученика в процессе его развития. При построении учебного процесса на основе самостоятельного поиска информации обучающимися в условиях новизны и неопределенности педагогическое сопровождение способствует успешной реализации заложенных в исследовании образовательных потенциалов, создает условия для развития субъектной позиции учащегося и построения индивидуальной траектории исследовательской деятельности.

Пути и возможности применения исследовательской деятельности учащихся в процессе обучения изучены в работах Н. Г. Алексеева,.

А.В. Леонтовича, И. Я. Лернера, Л. Ю. Ляшко, A.M. Матюшкина, А. С. Обухова, А. А. Плигина, А. Н. Поддьякова, А. В. Савенкова, М. Н. Скаткина и др.

Психолого-педагогические основы личностно-ориентированного обучения, оказывающего содействие становлению неповторимой индивидуальности, духовности, творческого начала учащегося при осуществлении педагогического сопровождения и поддержки представлены в исследованиях Е. А. Александровой, Т. В. Анохиной, М. Р. Битяновой, Е. В. Бондаревской, О. С. Газмана, Н. Б. Крыловой, А. В. Мудрика, А. В. Хуторского, Т.М. Чуреко-вой, И. С. Якиманской и др.

Обоснование деятельностного подхода в развитии личности приведено в работах К.А. Абульхановой-Славской, Б. Г. Ананьева, Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, А. Н. Леонтьева, В. А. Петровского, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина и др.

Построение образовательного процесса на основе личностно-деятельностного подхода исследовано Е. А. Акуловой, И. А. Зимней,.

A.M. Новиковым, Л. Г. Семушиной, Н. Г. Ярошенко и др.

Диссертационные исследования Н. Б. Бочаровой, Д. И. Захаровой,.

B.М. Самохиной и др. посвящены вопросам организации исследовательской деятельности школьников. П. А. Изотова, Л. П. Куницина, А. С. Чикишева и др. изучали возможность профессионального и личностно-профессионального становления студентов колледжа при осуществлении исследовательской деятельности. Исследования по обоснованию и внедрению в образовательных учреждениях различных типов сопровождения и поддержки обучающихся выполнены В. А. Айрапетовой, Е. А. Александровой, Т. В. Глазковой, Т. С. Горолатовой, В. А. Лазаревым, Н. Л. Полторацкой, Л. Г. Субботиной, Е. А. Цыбиной и др. Несмотря на научную разработанность отдельных аспектов, педагогическое сопровождение исследовательской деятельности учащихся юношеского возраста, осуществленное на материале гуманитарных дисциплин, не являлось предметом специальных педагогических исследований.

Таким образом, анализ современной психолого-педагогической литературы и состояния образовательной практики позволил выявить противоречие между возможностью использования исследовательской деятельности как средства личностного развития учащихся юношеского возраста и недостаточной разработанностью в традиционном обучении необходимых для этого содержательных и технологических аспектов.

Осмысление названного противоречия позволило сформулировать проблему исследования: как реализовать в образовательном учреждении систему педагогического сопровождения исследовательской деятельности учащихся юношеского возраста, способствующую их личностному развитию. Решение данной проблемы составило цель исследования. В соответствии с проблемой была определена тема исследования: «Педагогическое сопровождение исследовательской деятельности учащихся в процессе преподавания гуманитарных дисциплин».

Объект исследования — исследовательская деятельность учащихся.

Предмет исследования — педагогическое сопровождение исследовательской деятельности учащихся на материале гуманитарных наук.

Гипотеза исследования — педагогическое сопровождение исследовательской деятельности учащихся юношеского возраста будет способствовать их личностному развитию, если:

— сопровождающая педагогическая деятельность осуществляется как целостная система, включающая общее сопровождение всех обучающихся на уроках гуманитарных дисциплин и индивидуальное сопровождение при построении и реализации индивидуальных траекторий исследовательской деятельности во внеурочное время;

— обеспечена организация познавательной деятельности учащихся на учебном занятии любой формы на основе личностно-деятельностного подхода, методов проблемного обучения, системы исследовательских заданий;

— реализована возможность построения обучающимися индивидуальных траекторий исследовательской деятельности на основе самостоятельного поиска и свободного выбора с учетом личностной избирательности;

— организовано обучение учащихся теоретическим и практическим основам проведения исследования;

— осуществляется диагностика показателей личностного развития и исследовательских умений обучающихся, позволяющая выявить изменения, происходящие в результате осуществления исследовательской деятельности.

Задачи исследования:

1. Определить основные педагогические идеи, позволяющие использовать исследовательскую деятельность учащихся юношеского возраста в области гуманитарных наук как средство их личностного развития в процессе обучения.

2. Рассмотреть педагогическое сопровождение как возможную модель взаимодействия педагога и учащегося юношеского возраста при осуществлении исследовательской деятельности и уточнить содержание понятия педагогическое сопровождение.

3. Разработать и теоретически обосновать модель педагогического сопровождения исследовательской деятельности учащихся юношеского возраста.

4. Определить педагогические условия, обеспечивающие реализацию системы педагогического сопровождения исследовательской деятельности учащихся юношеского возраста, и экспериментально проверить их эффективность при преподавании гуманитарных дисциплин.

Теоретико-методологическая основа исследования. Общеметодологической основой исследования являются гуманизм как ценностная ориентация современного образования, положения о ведущей роли деятельности в развитии личности и идеи личностно-деятельностного подхода. Методологическую основу исследования составили:

• идеи гуманистической педагогики, гуманизации и гуманитаризации образования (Е.В. Бондаревская, И. Б. Котова, А. Маслоу, К. Роджерс, А. П. Сманцер, Е. Н. Шиянов и др.);

• положения о необходимости учета возрастных особенностей личности и о сензитивности юношеского возраста для самопознания, самосовершенствования, развития исследовательской деятельности (Л.И. Божович, И. С. Кон, А. В. Мудрик, B.C. Мухина, B.C. Селиванов, Д. И. Фельдштейн и др.);

• представления об общей структуре деятельности и деятельностном подходе (К.А. Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, В. А. Петровский, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин и др.);

• понимание уникальности и неповторимости личности учащегося и идеи личностно-ориентированного образования (Н.А. Алексеев, Л. И. Божович, Е. В. Бондаревская, М. В. Корепанова, С. В. Кульневич, В. Я. Лыкова, Г. С. Меркин, А. В. Мудрик, B.C. Мухина, B.C. Селиванов, В. В. Сериков, А. П. Сманцер, А. В. Хуторской, И. С. Якиманская и др.);

• представления об организации исследовательской деятельности учащихся на уроке и во внеурочное время (Н.Г. Алексеев, А. Я. Данилюк, И. Э. Куликовская, С. В. Кульневич, Т. П. Лакоценина, А. В. Леонтович, И. Я. Лернер, А. С. Обухов, А. А. Плигин, А. В. Савенков, М. Н. Скаткин и др.);

• идеи педагогического сопровождения и поддержки обучающихся (Е.А. Александрова, Т. В. Анохина, М. Р. Битянова, Е. В. Бондаревская, О. С. Газман, Н. Б. Крылова, Э. В. Онищенко, И. С. Якиманская и др.) — представления о необходимости формирования исследовательской позиции у педагога (Д.Б. Богоявленская, Г. Ф. Глебова, В. И. Загвязинский, A.M. Матюшкин и др.);

• положения о моделировании исследовательской деятельности учащихся и критериях результативности этой деятельности (Н.Г. Алексеев, А. В. Леонтович, Л. Ю. Ляшко, А. С. Обухов, А. В. Савенков и др.) — в представления о построении и реализации индивидуального образовательного маршрута учащегося (Е.А. Александрова, А. В. Хуторской и др.).

Методы исследования. Для реализации цели, проверки гипотезы и решения поставленных задач использован комплекс взаимодополняющих методов исследования: изучение и анализ педагогической, философской, психологической, социологической, культурологической литературы по теме исследованияанализ и обобщение педагогического опытамоделированиебиблиографический метод изучения документовматематические методы статистической обработки результатов исследованияпедагогический экспериментнаблюдениебеседаанкетированиеметод экспертной оценкиизучение продуктов деятельности учащихся и педагогической документации.

Базу исследования составили средняя общеобразовательная школа № 5 с углубленным изучением отдельных предметов г. Канска Красноярского края, средняя общеобразовательная школа № 10 г. Вязьмы Смоленской области, Смоленский строительный колледж.

Основные этапы исследования:

Поисково-аналитический этап (1994 — 2004 гг.) включал в себя изучение и анализ состояния проблемы в психолого-педагогической литературе и педагогической практикепоиск путей и возможностей организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся на основе личностно-деятельностного подхода и методов проблемного обученияформулировку цели исследования, выдвижение гипотезы, разработку понятийного аппарата, программы исследования, методологии, учебно-методической документации для проведения эксперимента.

Опытно-экспериментальный этап (2004 — 2007 гг.) предполагал продолжение теоретического и практического изучения основных аспектов проблемы, выявление и анализ специфики исследуемого процесса, написание статей по теме исследования. Проведение констатирующего этапа эксперимента позволило описать исходное состояние предмета исследования и уточнить программу опытно-экспериментальной работы. В ходе формирующего этапа эксперимента была научно обоснована гипотеза исследования и осуществлена апробация разработанной системы.

На контрольно-обобщающем этапе (2007 — 2008 гг.) были проведены анализ, систематизация и обобщение полученных результатов, сформулированы основные выводы, определены перспективы дальнейшей разработки проблемы. Осуществлялись оформление результатов и написание текста диссертации.

Наиболее существенные результаты, полученные лично диссертантом, их научная новизна:

— выявлены и обобщены основные педагогические идеи, позволяющие использовать исследовательскую деятельность учащихся юношеского возраста в области гуманитарных наук как средство их личностного развития;

— на основе имеющихся в научно-педагогической литературе формулировок понятия педагогическое сопровождение выделены и структурированы следующие подходы к определению сопровождающей деятельности: 1) сопровождение, обеспечивающее индивидуальную помощь учащимся в решении возникающих жизненных проблем- 2) сопровождение, направленное на создание условий для выбора учащимися продуктивных индивидуальных решений- 3) сопровождение, способствующее реализации личностных притязаний учащихся, стремящихся к получению высоких результатов в учебной, в том числе исследовательской, деятельности;

— педагогическое сопровождение рассмотрено в качестве возможной модели взаимодействия педагога и учащегося юношеского возраста при осуществлении исследовательской деятельности;

— уточнено содержание понятия «педагогическое сопровождение» в контексте организации исследовательской деятельности учащихся юношеского возраста общеобразовательных и средних профессиональных учебных заведений;

— разработана модель педагогического сопровождения исследовательской деятельности учащихся юношеского возраста, раскрыто содержание ее существенных смысловых компонентов: целевого (мотивы и цели деятельности), содержательного (концептуальная основа сопровождения как совокупность основных идей и принципов реализации), деятельностного (этапы и направления сопровождающей деятельности, педагогические условия их реализации) и результативного (параметры и критерии оценки успешности процесса сопровождения и образовательных результатов учащихся);

— выделены два направления педагогического сопровождения исследовательской деятельности учащихся: общее сопровождение на уроке и индивидуальное сопровождение индивидуальных траекторий исследовательской деятельности во внеурочное время, выявлены и апробированы педагогические условия их реализации при преподавании гуманитарных дисциплин.

Теоретическая значимость исследования:

— расширено и дополнено представление о реализации дидактического принципа научности в педагогической практике посредством внедрения результатов исследований учащихся в научную и производственную деятельность;

— предложено понимание педагогического сопровоэюдения исследовательской деятельности учащихся юношеского возраста общеобразовательных и средних профессиональных учебных заведений как профессиональной деятельности преподавателя, направленной на создание условий для личностного развития и самореализации обучающихся в процессе осуществления ими исследовательской деятельности;

— научно обоснована теоретическая модель, представляющая педагогическое сопровождение исследовательской деятельности учащихся как педагогическую систему с внутренними компонентами: целевым, содержательным, деятельностным, результативным, во взаимодействии с внешней средой;

— определены и теоретически обоснованы педагогические условия, обеспечивающие реализацию системы педагогического сопровождения исследовательской деятельности учащихся юношеского возраста: организация познавательной деятельности обучающихся на учебном занятии любой формы на основе личностно-деятельностного подхода, методов проблемного обучения, системы личностно-ориентированных исследовательских заданийвведение специального курса (спецкурс, элективный курс, факультатив и др.) по обучению учащихся основам проведения исследованияобеспечение возможности реализации индивидуальных траекторий исследовательской деятельности обучающихсядиагностика показателей личностного развития и исследовательских умений учащихся на основе опросных листов для экспертной оценки и самооценки учеников, матрицы для определения качества выполнения исследовательских работ и др.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанная система организации познавательной деятельности учащихся на учебном занятии любой формы на основе личностно-деятельностного подхода, методов проблемного обучения и системы личностно-ориентированных исследовательских заданий может быть использована при преподавании гуманитарных дисциплин: истории, философии, обществоз-нания, литературы и др.

Разработаны и апробированы при проведении опытно-экспериментальной работы: программа спецкурса «Основы исследовательской деятельности», пособия для учащихся «Как выполнить и оформить исследовательскую работу» и «Методические рекомендации по изучению дисциплины «Основы исследовательской деятельности».

Комплекс диагностических материалов, составленный на основе методик отечественных психологов и педагогов и разработок автора исследования, позволяет проследить динамику сформированности личностных качеств и исследовательских умений учащихся.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются методологической и теоретической обоснованностью исходных позиций, анализом специальной литературы по избранной проблеме, выбором методов исследования, адекватных его предмету, целям и задачам, логикой проведения эксперимента, единством теоретической и экспериментальной частей исследования, проведением научных исследований в единстве с практической деятельностью, непротиворечивостью экспериментальных данных, сочетанием количественного и качественного анализа материала.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Использование исследовательской деятельности учащихся юношеского возраста в области гуманитарных наук в качестве средства для их личностного развития предполагает реализацию следующих педагогических идей: организации познавательной деятельности на основе субъектного подхода и герменевтического анализа текстовустановления взаимосвязи между учебным материалом и собственным жизненным опытом обучающихсяформирования личностных смыслов и ценностных установок учащихся при помощи решения личностно значимых для них проблемориентации на познавательные интересы молодых людей и предоставления ученикам свободы выборапобуждения обучающихся к самопознанию и рефлексиипедагогической поддержки и сопровождения как вариантов педагогического взаимодействия в процессе осуществления исследовательской деятельности.

2. Педагогическое сопровождение является возможной моделью взаимодействия педагога и учащегося юношеского возраста при осуществлении исследовательской деятельности. Педагогическое сопровождение исследовательской деятельности учащихся юношеского возраста общеобразовательных и средних профессиональных учебных заведений определено как профессиональная деятельность преподавателя, направленная на создание уеловий для личностного развития и самореализации обучающихся в процессе осуществления ими исследовательской деятельности.

3. Модель педагогического сопровождения исследовательской деятельности учащихся юношеского возраста включает в качестве существенных смысловых компонентов: целевой (мотивы и цели деятельности), содержательный (концептуальная основа сопровождения как совокупность основных идей и принципов реализации), деятельностный (этапы и направления сопровождающей деятельности, педагогические условия их реализации) и результативный (параметры и критерии оценки успешности процесса сопровождения и образовательных результатов учащихся) компоненты.

4. Основными педагогическими условиями, способствующими реализации системы педагогического сопровождения исследовательской деятельности учащихся юношеского возраста в процессе преподавания гуманитарных дисциплин, являются: организация познавательной деятельности на основе личностно-деятельностного подхода и методов проблемного обучения на занятиях любой формыприменение личностно-ориентированных исследовательских заданийвведение специального курса по обучению учеников основам исследовательской деятельностипредоставление учащимся возможности осуществлять самостоятельные исследования и выстраивать индивидуальные траектории исследовательской деятельностипроведение диагностики сформированности личностных качеств и исследовательских умений обучающихся для оценки и управления процессом исследовательского обучения.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась в процессе непосредственной педагогической деятельности диссертанта. Основные положения и результаты исследования обсуждались и были одобрены на конференциях аспирантов кафедры русской литературы и методики ее преподавания Смоленского государственного университета (2006, 2007 гг.) — на II и III общероссийских конференциях с международным участием «Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве» (Москва, ноябрь 2006 г., февраль 2008 г.) — на межрегиональной научно-практической конференции «Подготовка конкурентоспособного специалиста в системе начального и среднего профессионального образования: проблемы и пути решения» (Сыктывкар, 2007 г.) — на конференции кафедры русского языка «Русский язык в современном обществе: проблемы преподавания» 15-й военно-научной конференции Военной академии ВПВО ВС РФ (Смоленск, 2007 г.). Материалы исследования обсуждались на педагогических советах, заседаниях методических объединений преподавателей гуманитарных предметов в средней общеобразовательной школе № 10 г. Вязьмы Смоленской области, в Смоленском строительном колледже и использованы в образовательном процессе названных учебных заведений.

Основные положения и материалы диссертации нашли отражение в 11 публикациях по теме исследования, из них 2 публикации — в теоретическом и научно-методическом журнале «Среднее профессиональное образование».

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Выводы по второй главе.

Опытно-экспериментальная работа по осуществлению педагогического сопровождения исследовательской деятельности учащихся позволила нам сделать следующие выводы:

1. Основу практической реализации педагогического сопровождения исследовательской деятельности как педагогической системы составляет теоретическая модель, включающая следующие существенные смысловые компоненты: целевой, содержательный, деятельностный и результативный. Целевой компонент определяет мотивы и цели деятельности. Содержательный компонент характеризует концептуальную основу сопровождения как совокупность основных идей и принципов реализации. Деятельностный компонент предполагает реализацию сопровождающей деятельности в двух направлениях, общего сопровождения на уроках и индивидуального — во внеурочное время, на основе соответствующих педагогических условий, а также определяет последовательность этапов сопровождения: подготовительного, диагностического, мотивационного, практического, рефлексивно-диагностического. Результативный компонент включает в себя параметры и критерии оценки успешности процесса сопровождения и образовательных результатов учащихся.

2. Педагогическими условиями реализации общего сопровождения всех обучающихся на уроках являются: построение учебного занятия любой формы на основе личностно-деятельностного подхода и методов проблемного обученияиспользование системы личностно-ориентированных исследовательских заданийвведение спецкурса по обучению учащихся основам проведения исследования как тренинга по развитию исследовательских способностейподбор и разработка средств обучения.

3. Педагогическими условиями реализации индивидуального сопровождения являются: предоставление учащемуся возможности построения и реализации индивидуальной траектории исследовательской деятельности на основе самостоятельного поиска и свободного выбора с учетом личностной избирательностипроведение семинаров, консультаций и индивидуальных бесед с преподавателем-научным руководителем, осуществляющим сопровождениеприменение разработанных учебно-методических материалов по вопросам проведения исследования и оформления его результатов.

4. Результаты диагностики позволили выявить позитивную динамику показателей оценки педагогического сопровождения, значимость которых подтверждается статистическим анализом процентных распределений данных на основе вычисления х2-критерия при вероятности допустимой ошибки меньше чем 0,001. Следовательно, созданные в процессе экспериментальной работы педагогические условия стимулировали повышение качества формальных результатов учащихся в виде исследовательских работ, развитие исследовательских умений и личностных качеств обучающихся: мотивации достижения успеха, познания и саморазвития, автономности личности, гуманистических ценностных ориентаций.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Потребности современного общества, характеризующегося постоянным обновлением информационного потока, новыми открытиями, быстрой сменой технологий, ориентируют систему образования на создание условий для развития активной личности, способной гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно искать и находить необходимую информацию, осуществлять собственный выбор.

Построение образовательного процесса на основе исследовательской деятельности учащихся позволяет не только формировать у обучающихся умения самостоятельного поиска новых знаний, но и способствует развитию их личностных качеств, успешной самореализации. В этом случае исследовательское обучение не предполагает прямого образовательного воздействия на юного исследователя и определяет сопровождающую позицию педагога.

Проведенное нами исследование подтвердило гипотезу о позитивном влиянии педагогического сопровождения на личностное развитие учащихся юношеского возраста при осуществлении ими исследовательской деятельности на материале гуманитарных наук.

Юношеский возраст является сензитивным периодом для развития исследовательской деятельности, поскольку на данном этапе у молодого человека усиливаются потребности в поисковой активности, в получении информации, в общественно ценных достижениях, в общении, происходит формирование устойчивых познавательных и профессиональных интересов, ведущей становится учебно-профессиональная деятельность. Гуманитарное познание с его ценностно-смысловой направленностью способствует активному формированию ценностных ориентаций, нравственных идеалов и мировоззрения.

На основе анализа психолого-педагогической литературы по проблеме исследования были определены методологические основания, позволяющие использовать исследовательскую деятельность учащихся в качестве средства для их личностного развития. Общую методологическую основу организации исследовательского процесса составляет личностно-деятельностный подход к обучению, предполагающий признание ученика субъектом учебной деятельности и организацию преподавателем процесса обучения на основе собственного опыта обучающегося, с учетом его особенностей, мотивов, целей, ценностных ориентаций, интересов.

Нами установлено, что осуществлению личностного развития учащихся в процессе гуманитарной исследовательской деятельности способствует реализация следующих педагогических идей: организации познавательной деятельности на основе субъектного подхода и герменевтического анализа текстовустановления взаимосвязи между учебным материалом и собственным жизненным опытом обучающихсяформирования личностных смыслов и ценностных установок учащихся при помощи решения личностно значимых для них проблемориентации на познавательные интересы молодых людей и предоставления ученикам свободы выборапобуждения обучающихся к самопознанию и рефлексиипедагогической поддержки и сопровождения как вариантов педагогического взаимодействия.

Анализ литературы по проблеме педагогического сопровождения позволил выявить современные представления по данному вопросу и рассмотреть педагогическое сопровождение как возможную модель взаимодействия педагога и учащегося юношеского возраста при осуществлении исследовательской деятельности. Педагогическое сопровождение исследовательской деятельности учащихся юношеского возраста общеобразовательных и средних профессиональных учебных заведений определено нами как профессиональная деятельность преподавателя, направленная на создание условий для личностного развития и самореализации обучающихся в процессе осуществления ими исследовательской деятельности.

Нами разработана концептуальная модель, представляющая сопровождающую деятельность как педагогическую систему, включающую следующие существенные смысловые компоненты: 1) целевой, определяющий мотивы и цели деятельности- 2) содержательный, характеризующий концептуальную основу сопровождения как совокупность основных идей и принципов реализации- 3) деятельностный, предполагающий осуществление сопровождающей деятельности в двух направлениях, общего сопровождения на уроках и индивидуального — во внеурочное время, на основе реализации соответствующих педагогических условий, а также определяющий последовательность этапов сопровождения: подготовительного, диагностического, мо-тивационного, практического, рефлексивно-диагностического- 4) результативный, включающий параметры и критерии оценки успешности процесса сопровождения и образовательных результатов учащихся. В модели также представлены отношения моделируемого объекта с внешней средой — установлены факторы, оказывающие влияние на осуществление сопровождающей деятельности.

В процессе опытно-экспериментальной работы была подтверждена возможность реализации педагогического сопровождения в двух направлениях, на уроке и во внеурочной исследовательской деятельности учащихся, а также определенных нами соответствующих педагогических условий: организации познавательной деятельности на основе личностно-деятельностного подхода и методов проблемного обучения на занятиях любой формыприменения личностно-ориентированных исследовательских заданийвведения спецкурса по обучению учащихся основам исследовательской деятельностипредоставления учащимся возможности осуществлять самостоятельные исследования и выстраивать индивидуальные траектории исследовательской деятельностиприменения разработанных учебно-методических материалов по вопросам проведения исследования и оформления его результатовпроведения диагностики сформированности личностных качеств и исследовательских умений учащихся.

Диагностические мероприятия, осуществленные на контрольно-обобщающем этапе эксперимента, позволили определить результативность сопровождающей деятельности на основе оценки качества образовательных результатов обучающихся. Экспертная оценка подтвердила позитивную динамику степени сформированности исследовательских умений учащихся: количество учеников с высоким и средним уровнем сформированности исследовательских умений увеличилось на 24% и достигло 80%, в контрольной группе данный показатель составил 46%.

Диагностика степени сформированности личностных качеств учащихся, проведенная при помощи письменного опроса (анкетирования), также показала позитивные изменения: число учащихся, мотивированных на достижение успеха и отличающихся наличием стремления к успеху, увеличилось на 22%- количество «автономных» учащихся возросло на 10%, количество «зависимых» — уменьшилось на 28%.

Экспертная оценка качества формальных результатов в виде исследовательских работ учащихся выявила повышение качества их выполнения и оформления: количество работ, соответствующих высокому и среднему уровням, возросло на 28% и составило 84%.

Статистический анализ процентных распределений данных на основе вычисления х2-критерия подтвердил значимость изменений, произошедших в результате экспериментальной работы при вероятности допустимой ошибки меньше чем 0,001.

Отмечена устойчивая динамика развития мотивационной сферы, повышение значимости познавательных мотивов и мотивов саморазвития при сохранении важности мотивов коммуникативных и достижения. В процессе развития исследовательской деятельности произошло перераспределение приоритетных ценностей: на первое место по значимости вышли профессиональные ценности (вместо финансовых), повысился ранг интеллектуальных ценностей — с 4 до 3 места, социальных ценностей — с 5 до 4 места.

Анкетирование учеников, проведенное после завершения цикла педагогического сопровождения, показало высокую степень удовлетворенности обучающихся организацией процесса сопровождения (4,6 балла по пятибалльной шкале) и характером взаимодействия с преподавателем (4,7 балла).

Таким образом, соотнесение основных показателей личностного развития, понимаемых как качественные изменения в сознании, деятельности и отношении к миру, и позитивной динамики результатов диагностики образовательных результатов учащихся позволило сделать вывод о развитии личности учащегося в процессе осуществления исследовательской деятельности при педагогическом сопровождении: устойчивость познавательной мотивации и мотивации саморазвития, автономность личности, мотивация на достижение успеха рассмотрены как качественные изменения в сознании, степень сформированности исследовательских умений и способность осуществить самостоятельное исследование — как деятельностные изменения, ценностные ориентации — как отношение личности к миру.

Проведенное исследование не претендует на исчерпывающее решение рассматриваемой проблемы и имеет научную перспективу в изучении особенностей педагогического сопровождения исследовательской деятельности учащихся в условиях профильного обучения и в высшей школе. Кроме того, заслуживает внимания аспект педагогического сопровождения опытными коллегами начинающих преподавателей, организующих исследовательскую деятельность учащихся в качестве научных руководителей. Диссертационная работа создает предпосылки для дальнейшего научного поиска по проблемам педагогического сопровождения исследовательской деятельности учащихся в других сферах научного познания, а также для формирования целостной системы педагогического сопровождения исследовательской деятельности в образовательном учреждении, учитывающей возрастные особенности обучающихся на разных этапах обучения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности Текст. / К.А. Абульханова-Славская. -М.: Мысль, 1980. — 170с.
  2. С.С. Предварительные заметки к изучению средневековой эстетики Текст. / С. С. Аверинцев // Исследовательская работа школьников. — 2007. — № 3. — С.39−67.
  3. Е.А. Педагогика с детским лицом Текст.: 15 лет опыта / Е. А. Александрова // Новые ценности образования. 2007. — № 1 (31). -С.139−166.
  4. Н.А. Личностно-ориентированное обучение в школе Текст. / Н. А. Алексеев. -Ростов-н/Д.: Феникс, 2006. 332с.
  5. Н.А. Понятие личностно-ориентированного обучения Текст. / Н. А. Алексеев // Завуч. 1999. — № 3. — С.113−126.
  6. Н.Г. Проектирование и рефлексивное мышление Текст. / Н. Г. Алексеев // Развитие личности. 2002. — № 2. — С.85−103.
  7. Ю.Алексеев Н. Г. Критерии эффективности обучения учащихся исследовательской деятельности Текст. / Н. Г. Алексеев, А. В. Леонтович // Развитие исследовательской деятельности учащихся: методич. сб. М.: Народное образование, 2001. — С.64−68.
  8. П.Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания Текст.: избранные психол. труды: в 2-х т. Т.1. / Б. Г. Ананьев. М.: Педагогика, 1980. — 232с.
  9. Т.В. Педагогическая поддержка как реальность современного образования Текст. / Т. В. Анохина // Новые ценности образования. М.: Инноватор, 1996. — Вып.6. — С.71−88.
  10. М.Н. Учебно-исследовательская работа учащихся Текст. / М. Н. Арцев // Завуч. 2005. — № 6. — С.4−29.
  11. Л.П. Вяземское образование: XXI век Текст. / Л. П. Аскерко. — Вязьма: Универсум, 2007. — 280с.
  12. А.Г. Психология личности Текст. / А. Г. Асмолов. — М.: Изд-во МГУ, 1990.-367с.
  13. Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе Текст. / Ю. К. Бабанский. М.: Просвещение, 1985. — 208с.
  14. Г. В. Модель психолого-педагогического сопровождения профессиональной адаптации Текст. / Г. В. Безюлева // Среднее профессиональное образование. -2007. -№ 10. С.47−51.
  15. С.Л. Управление исследовательской активностью ученика Текст. / С. Л. Белых М.: Журнал «Исследовательская работа школьников», 2007. — 56с.
  16. Е.В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов Текст. / Е. В. Бережнова, В. В. Краевский. -М.: Академия, 2006. 128с.
  17. М.Р. Организация психологической работы в школе Текст. / М. Р. Битянова. -М.: Совершенство, 1998. 298с.
  18. М. Школьный психолог: идея психолого-педагогического сопровождения Текст. / М. Битянова // Директор школы. 1997. — № 3. — С.7−8.
  19. П.П. Задачи и методы новой народной школы Текст. / П. П. Блонский // Хрестоматия по истории советской школы и педагогики. М.: Просвещение, 1972. — С.233−251.
  20. Д.Б. Пути к творчеству Текст. / Д. Б. Богоявленская. -М.: Знание, 1981.-96с.
  21. Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности Текст. / Л. И. Божович. М.: Междунар. пед. академия, 1995.-212с.
  22. Большой психологический словарь Текст. / сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2003. — 672с.
  23. Е.В. Гуманистическая парадигма личностно ориентированного образования Текст. / Е. В. Бондаревская // Педагогика. 1997. — № 4. — С.11−17.
  24. Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования Текст. / Е. В. Бондаревская // Личностно-ориентированное обучение. М.: СГУ, 2005. — С.116−162.
  25. Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования Текст. / Е. В. Бондаревская, Г. А. Бермус // Педагогика. — 1996. -№ 5. — С.55−68.
  26. Е.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания Текст. / Е. В. Бондаревская, С. В. Кульневич М.- Ростов-н/Д.: «Учитель», 1999. — 560с.
  27. В.И. Насильно мил не будешь. Подходы к проблеме мотивации в школе и учебно-исследовательской деятельности Текст. /
  28. В.И. Борзенко, А. С. Обухов //Развитие исследовательской деятельности учащихся: методич. сб.-М.: Народное образование, 2001. С.80−87.
  29. JI.C. Детская психология Текст. / JT.C. Выготский. — М.: Педагогика, 1984. 432с. — (Собрание сочинений: в 6 т. / JT.C. Выготский- т.4).
  30. JI.C. Проблемы общей психологии Текст. / JI.C. Выготский. М.: Педагогика, 1982. — 504с. — (Собрание сочинений: в 6 т. / JI.C. Выготский- т.2).
  31. Выготский J1.C. Проблемы развития психики Текст. / JT.C. Выготский. -М.: Педагогика, 1983. 368с. — (Собрание сочинений: в 6 т. / JT.C. Выготский- т. З).
  32. О.С. Содержание гуманистического образования Текст. / О. С. Газман, P.M. Вейсс, Н. Б. Крылова // Новые ценности образования. М.: Инноватор, 1995.- 103с.
  33. П.Я. Введение в психологию Текст. / П. Я. Гальперин. М.: «Книжный дом «Университет», 1999. — 332с.
  34. .С. Концепция самореализации личности в системе обоснования ценностей и целей образования Текст. / Б. С. Гершунский // Педагогика. 2003. — № 10. — С.3−7.
  35. М.Г. Концепция психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса Текст. / М. Г. Гнетковская // Завуч. — 2007. — № 3. С.33−39.
  36. Ю.В. Исследование и проектирование в образовании Текст. / Ю. В. Громыко, Н. В. Громыко // Школьные технологии. 2005. — № 2. — С.65−69.
  37. В.В. Лекции по общей психологии Текст. / В. В. Давыдов. — М.: Академия, 2005. 176с.
  38. В.В. Проблемы развивающего обучения Текст. / В. В. Давыдов. М.: Академия, 2004. — 288с.
  39. В.В. Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, основанных на содержательном обобщении Текст. / В. В. Давыдов. Томск: Пеленг, 1992. — 114с.
  40. В.В. Теория развивающего обучения Текст. / В. В. Давыдов. — М.:ИНТОР, 1996.-544с.
  41. Н.И. Научно-исследовательская работа в школе Текст. / Н. И. Дереклеева. -М.: Вербум-М, 2001. 48с.
  42. В.Н. Введение в педагогическую деятельность Текст. /
  43. B.Н. Диденко. Смоленск: Универсум, 2005. — 384с.
  44. Дистервег Ф.В. А. Руководство к образованию немецких учителей Текст. / Ф.В. А. Дистервег // Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. -М.: Просвещение, 1981. С.353−414.
  45. Дж. Три периода развития ребенка Текст. / Дж. Дьюи // Лично-стно-ориентированное обучение. М.: СГУ, 2005. — С.48−49.
  46. В.И. Методология и методика дидактического исследования / В. И. Загвязинский. — М.: Педагогика, 1982. — 160с.
  47. Заир-Бек С. И. Развитие критического мышления на уроке Текст. /
  48. C.И. Заир-Бек, И. В. Муштавинская. М.: Просвещение, 2004. — 175с.
  49. И.А. Педагогическая психология Текст. / И. А. Зимняя. М: Логос, 2001.-384с.
  50. Е.Н. Путь к ученику: раздумья учителя-словесника Текст. / Е. Н. Ильин. М.: Просвещение, 1988. — 224с.
  51. Т.А. Основы самоорганизации педагога в инновационной и опытно-экспериментальной деятельности Текст. / Т. А. Каплуневич, Л. А. Филиппова. В. Новгород: НРЦРО, 2004. — 160с.
  52. В.В. Исследование систем управления Текст. / В. В. Кафидов. -М.: Академ, проект, 2003. 160с.
  53. У.Х. Основы метода Текст. / У. Х. Килпатрик // Личностно-ориентированное обучение. М.: СГУ, 2005. — С.55−62.
  54. Г. Школа будущего школа работы Текст. / Г. Киршенштейнер // Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. — М.: Просвещение, 1981. — С.484−485.
  55. М.В. Процессуально-ориентированное обучение Текст. / М. В. Кларин. // Школьные технологии. 2004. — № 4. — С.43−52.
  56. Г. М. Словарь по педагогике (междисциплинарный) Текст. / Г. М. Коджаспирова, АЛО. Коджаспиров. М.: ИКЦ «МарТ" — Ростов н/Д.: «МарТ», 2005. — 448с.
  57. М.Ю. Программа формирования учебных исследовательских умений у старшеклассников «Основы учебного исследования» Текст. / М. Ю. Кожухова // Исследовательская работа школьников. 2006. — № 3. -С.95−108.
  58. Я.А. Великая дидактика Текст. / Я. А. Коменский // Педагогическое наследие. -М.: Педагогика, 1988. С. 11−106.
  59. Кон И. С. Психология ранней юности Текст. / И. С. Кон. М.: Просвещение, 1989. -255с.
  60. ПЛ. Предупреждение нарушений в развитии личности при психологическом сопровождении школьников Текст. / H.JI. Коновалова. -СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 2000. 232с.
  61. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся / Н. Г. Алексеев, А. В. Леонтович, А. С. Обухов, Л. Ф. Фомина // Исследовательская работа школьников.-2002.-№ 1.-С.24−33.
  62. М.В. Культурологические ценности педагогического образования Текст. / М. В. Корепанова // Культура. Искусство. Образование: проблемы и перспективы развития: материалы междунар. науч.-пр. конф. Смоленск, 2004. — С.60−62.
  63. Г. Б. Парадигма педагогики поддержки Текст. / Г. Б. Корнетов // Школьные технологии. — 2006. № 2. — С.39−47.
  64. В.В. Методология педагогического исследования Текст.: пособие для педагога-исследователя /В.В. Краевский. Самара: Изд-во Сам-ГПИ, 1994.- 165с.
  65. Н.Б. Культурология образования Текст. / Н. Б. Крылова. // Новые ценности образования. М.: Народное образование, 2000. — Вып. 10. — 272с.
  66. Н.Б. Можно ли управлять педагогической поддержкой, а если можно, то как? Текст. / Н. Б. Крылова // Народное образование. 2000. — № 3. — С.91−97.
  67. Г. Ю. Инновационные технологии обучения и воспитания школьников Текст. / Г. Ю. Ксензова. — М.: Педагогическое общество России, 2005. 128с.
  68. Ф.А. Кандидатская диссертация. Методика написания, правила оформления и порядок защиты Текст.: практическое пособие для аспирантов и соискателей ученой степени / Ф. А. Кузин. М.: Ось-89, 2005. — 224с.
  69. И.Н. Диссертационные работы: методика подготовки и оформления Текст. / И. Н. Кузнецов. М.: Дашков и К0, 2006. — 452с.
  70. И.Н. Научное исследование: методика проведения и оформление Текст. / И. Н. Кузнецов. М.: Дашков и К0, 2004. — 432с.
  71. О.Н. Поисковая и исследовательская деятельность учащихся в области истории и краеведения: формирование мировоззрения личности Текст. / О. Н. Кузнецова, T.JI. Терлецкая // Исследовательская работа школьников. 2006.-№ 3. — С. 164−175.
  72. B.C. Теория и методика обучения Текст. / B.C. Кукушкин.-Ростов н/Д.: Феникс, 2005. 474с.
  73. С.В. Современный урок. Ч. З: Проблемные уроки Текст. / С. В. Кульневич, Т. П. Лакоценина. Ростов-н/Д.: Изд-во «Учитель», 2006. — 288с.
  74. Л.П. Исследовательская деятельность студента педагогического колледжа как средство профессионального становления Электронный ресурс.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / Куницына Любовь Павловна. —
  75. Курск, 2006. 200с. — РГБ ОД, 61:06−13/2853. — Режим доступа: http://sigla.rsl.ru.
  76. А.В. Деятельностный аспект процесса обучения Текст. / А. В. Купавцев // Педагогика. 2002. — № 6. — С.44−49.
  77. В.А. Педагогическое сопровождение одаренных старшеклассников Электронный ресурс.: дис.. докт. пед. наук: 13.00.01 / Лазарев Виктор Андреевич. Ярославль, 2005. — 329с. — РГБ ОД, 71:06−13/15. — Режим доступа: http://sigla.rsl.ru.
  78. Д.Г. Школа для профессионалов, или Семь уроков для тех, кто учит Текст. / Д. Г. Левитес. — М.: Московский психолого-соц. ин-т- Воронеж: МОДЭК, 2001.-256с.
  79. А.В. Исследовательская деятельность учащихся Текст.: сб. статей / А. В. Леонтович. М.: Журнал «Исследовательская работа школьников», 2006, — 114с.
  80. А.В. К проблеме развития исследований в науке и в образовании Электронный ресурс. / А. В. Леонтович. Режим доступа: http:// www.abitu.ru/researcher/metodics/development/ist0003.html.
  81. А.В. Концептуальные основания моделирования исследовательской деятельности учащихся Текст. / А. В. Леонтович // Школьные технологии. 2006. — № 5. — С.63−71.
  82. А.В. Моделирование исследовательской деятельности учащихся: практические аспекты Текст. / А. В. Леонтович // Школьные технологии. 2006. — № 6. — С.89−98.
  83. А.В. Об основных понятиях концепции развития исследовательской и проектной деятельности учащихся Текст. / А. В. Леонтович // Исследовательская работа школьников. 2003. — № 4. — С. 12−17.
  84. А.В. Практика реализации программы исследовательской деятельности учащихся Электронный ресурс. / А. В. Леонтович. — Режим доступа: http://wsvw.abitu.ru/researcher/metodics/teor/aamjlt.html.
  85. А.В. Проектирование исследовательской деятельности учащихся Электронный ресурс.: дис.. канд. псих, наук: 19.00.13 / Леонтович Александр Владимирович. М., 2003. — 210с. -РГБ ОД, 61:03−19/309−1. -Режим доступа: http://sigla.rsl.ru.
  86. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность Текст. / А. Н. Леонтьев. -М.: Политиздат, 1975. 304с.
  87. А.Н. Избранные психологические произведения Текст.: в 2 т. Т.1 / А. Н. Леонтьев. М., 1983.-385с.
  88. И.Я. Дидактические основы методов обучения Текст. / И .Я. Лернер. -М.: Педагогика, 1981. 181с.
  89. И.Я. Проблемное обучение Текст. / И. Я. Лернер. М.: Знание, 1974.-64с.
  90. П.С. Фасилитация учащихся учреждений профессионального образования в факультативном курсе «для технарей» Текст. / П. С. Лернер // Школьные технологии. 2005. — № 6. — С.100−105.
  91. Е.В. Как выполнить и оформить исследовательскую работу Текст. / Е. В. Лестева. Смоленск: Принт-Экспресс, 2007. — 47с.
  92. Е.В. Личностно-деятельностный подход при моделировании урока Текст. / Е. В. Лестева // Культура. Филология. Образование: сб. на-уч.тр. Смоленск: Издательство СмолГУ, 2006. — Вып.4. — С. 176−184.
  93. Е.В. Личностно-деятельностный подход при организации учебного занятия Текст. / Е. В. Лестева // Среднее профессиональное образование. 2007. — № 4. — С.53−56.
  94. Ш. Лестева Е. В. Методические рекомендации по изучению дисциплины «Основы исследовательской деятельности» Текст. / Е. В. Лестева. — Смоленск: ЦНТИ, 2008. 20с.
  95. ИЗ. Лестева Е. В. Обучение студентов колледжа основам исследовательской деятельности Текст. / Е. В. Лестева // Среднее профессиональное образование. 2008. -№ 1. — С.37−38.
  96. Е.В. Педагогическое сопровождение исследовательской деятельности студентов колледжа Текст. / Е. В. Лестева // Культура. Филология. Образование: сб. науч. тр. Смоленск: Изд-во СмолГУ, 2008. — Вып.5. -С.163−172.
  97. Личностно ориентированный урок: конструирование и диагностика Текст.: учебно-методическое пособие / под ред. М. И. Лукьяновой. М.: Педагогический поиск, 2006. — 176с.
  98. Дж. Мысли о воспитании Текст. / Дж. Локк // Педагогическое наследие. -М.: Педагогика, 1988. С.145−179.
  99. Е.П. Исследовательская деятельность учащихся средней и старшей школы в области культуры и искусства Текст. / Е. П. Луконина //
  100. Исследовательская деятельность учащихся: науч.-методич. сб. в 2 т. Т.2. Практика организации / под общ. ред. А. С. Обухова. М.: Общероссийское общественное движение творческих педагогов «Исследователь», 2007. — С.466−469.
  101. М.И. Личностно ориентированный подход в педагогической практике Текст. / М. И. Лукьянова // Образовательная политика. 2007. — № 7. — С.35−40.
  102. В.Я. Методология и методика психолого-педагогических исследований Текст. / В. Я. Лыкова. — Смоленск: СмолГУ, 2006. — 31с.
  103. В.Я. Последовательно и гармонично: преемственность в воспитании Текст. / В. Я. Лыкова. — Смоленск: СГИИ, 2001. 130с.
  104. А.К. Формирование мотивации учения Текст. / А. К. Маркова, Т. А. Матис, А. Б. Орлов. -М.: Просвещение, 1990. 192с.
  105. А.Г. Мотивация и личность Текст. / А. Г. Маслоу. — СПб.: Евразия, 1999.-478с.
  106. A.M. Проблемная ситуация в мышлении и обучении Текст. / A.M. Матюшкин. М.: Педагогика, 1972. — 168с.
  107. М.И. Организация проблемного обучения в школе Текст. / М. И. Махмутов. -М.: Просвещение, 1977. -240с.
  108. М.И. Современный урок Текст. / М. И. Махмутов. М.: Педагогика, 1985. — 184с.
  109. М.С. Рефлексия как системный механизм развития Электронный ресурс. / М. С. Мириманова. Режим доступа: http://www.abitu.ru/researcher/metodics/teor0006.html.
  110. А.В. Введение в социальную педагогику Текст. / А. В. Мудрик. — М.: Ин-т практич. психологии, 1997. 365с.
  111. А.В. Общение в процессе воспитания Текст. / А. В. Мудрик. -М.: Педагогическое общество России, 2001. — 320с.
  112. А.В. Социальная педагогика Текст. / А. В. Мудрик. М.: Академия, 2007. — 224с.
  113. B.C. Возрастная психология Текст. / В. С. Мухина. — М.: Академия, 2007. 640с.
  114. Р.С. Психология Текст. В 3 кн. Кн.З. Психодиагностика / Р. С. Немов. М.: ВЛАДОС, 1998. — 632с.
  115. A.M. Принцип деятельностной направленности образования Текст. / A.M. Новиков // Специалист. 2005. — № 6. — С.2−6- № 7. — С.2−5.
  116. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования Текст. / под ред. Е. С. Полат. — М.: Академия, 2001. 272с.
  117. А.С. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения Текст. / А. С. Обухов // Школьные технологии. 1999. -№ 1−2.-С. 138−143.
  118. А.С. Исследовательская позиция личности Текст. / А. С. Обухов // Исследовательская работа школьников. 2006. — № 1. — С.61 -75.
  119. А.С. Развитие исследовательской деятельности учащихся Текст. / А. С. Обухов // Народное образование. 2004. — № 2. — С. 146−148.
  120. А.С. Рефлексия в проектной и исследовательской деятельности Текст. / А. С. Обухов // Исследовательская работа школьников. — 2005. — № 3.-С. 18−36.
  121. А.С. Эффективность применения проектной и исследовательской деятельности в обучении Текст. / А. С. Обухов // Школьные технологии. 2006. — № 5. — С.86−90.
  122. Г. В. Социологический энциклопедический словарь Текст. / Г. В. Осипов. -М.: ИНФРА-М-НОРМА, 1993. -443с.
  123. Е. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса Текст. / Е. Павличенко // Воспитание школьников. 2006. — № 1. — С.33−36.
  124. Р.Л. Гуманитарные дисциплины в среднем профессиональном образовании Текст./ Р. Л. Палтиевич, Т. В. Потемкина, Т. А. Никитина // Среднее профессиональное образование. 2006. — № 2. — С.29−31.
  125. Педагогика Текст.: учеб. пособие / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. М.: Школьная Пресса, 2002. — 512с.
  126. Педагогический энциклопедический словарь Текст. / гл. ред. Б.М. Бим-Бад. — М.: Академия, 2000. — 176с.
  127. И.Г. Памятная записка парижским друзьям о сущности и целях метода Текст. / И. Г. Песталоцци // Педагогическое наследие. — М.: Педагогика, 1988. С.331−341.
  128. А.В. Личность. Деятельность. Коллектив Текст. / А. В. Петровский. М.: Политиздат, 1982. — 255с.
  129. . Избранные психологические труды Текст. / Ж.Пиаже. — М.: Междунар. пед. академия, 1994. 680с.
  130. П.И. Организация учебно-познавательной деятельности студентов Текст. / П. И. Пидкасистый. М.: Пед. об-во России, 2005. — 144с.
  131. А.А. Исследовательская деятельность школьников в модели личностно-ориентированного образования Текст. / А. А. Плигин // Исследовательская работа школьников. 2005. — № 4. — С. 47−55.
  132. А.А. Познавательные стратегии школьников Текст.: монография / А. А. Плигин. М.: Профит Стайл, 2007. — 528с.
  133. А.Н. Противодействие исследовательскому поведению и исследовательское поведение как защита от противодействия Текст. / А. Н. Поддьяков // Исследовательская работа школьников. 2006. — № 3. -С.34−49.
  134. И.П. Педагогика Текст. / И. П. Подласый. М.: Высшее образование, 2007. — 540с.
  135. А.А. Практическая психодиагностика личности Текст. / А. А. Реан. СПб: Изд-во СПб. ун-та, 2001. — 224с.
  136. К. Взгляд на психотерапию. Становление человека Текст. / К. Роджерс. — М.: Прогресс- Универс, 1994. 480с.
  137. Российская педагогическая энциклопедия Текст.: в 2 т. — Т. 1. — М.: Большая российская энциклопедия, 1993. 617с.- Т.2. — М.: Большая российская энциклопедия, 1999. — 670с.
  138. С.Л. Основы общей психологии Текст. / С. Л. Рубинштейн. СПб.: Питер, 2001. — 705с.
  139. С.Л. Проблемы общей психологии Текст. / С. Л. Рубинштейн. М.: Педагогика, 1976. — 328с.
  140. Руссо Ж.-Ж. Эмиль, или О воспитании Текст. / Ж.-Ж. Руссо // Педагогическое наследие. -М.: Педагогика, 1988. С.199−297.
  141. А.И. Исследовательское обучение в теории и образовательной практике XIX века Текст. / А. И. Савенков // Исследовательская работа школьников. 2006. — № 1. — С.84−92.
  142. А.И. Исследовательское обучение и проектирование в современном образовании Текст. / А. И. Савенков // Школьные технологии. — 2004. № 4. — С.82−89.
  143. А.И. Истоки практики исследовательского обучения Текст. / А. И. Савенков // Исследовательская работа школьников. 2005. — № 4. — С.29−38.
  144. А.И. От «класса-аудитории» к «классу-лаборатории» Текст. / А. И. Савенков // Исследовательская работа школьников. 2006. — № 2. — С.36−52.
  145. А.И. Этапность учебно-исследовательского поиска ребенка Текст. / А. И. Савенков // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: сб. ст. / под общ. ред.
  146. A.С. Обухова. М.: НИИ школьных технологий, 2006. — С.60−66.
  147. Г. К. Социально-воспитательные технологии Текст. / Г. К. Селевко М.: НИИ школьных технологий, 2005. — 176с.
  148. B.C. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания Текст. / B.C. Селиванов. М.: Академия, 2000. — 336с.
  149. B.C. Сущность основных понятий школьной педагогики Текст. / B.C. Селиванов. Смоленск: СГПИ, 1981. — 84с.
  150. Л.Г. Содержание и технология обучения в средних специальных учебных заведениях Текст. / Л. Г. Семушина, Н. Г. Ярошенко. — М.: Мастерство, 2001. 272с.
  151. П.В. Мониторинг учебно-исследовательской деятельности студентов Текст. / П. В. Середенко // Исследовательская работа школьников. 2007. — № 3. — С.76−84.
  152. В.В. Личностно ориентированное образование Текст. /
  153. B.В. Сериков // Педагогика. 1994. — № 5. — С.16−21.
  154. В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования образовательных систем Текст. / В. В. Сериков. М.: Логос, 1999. — 272с.
  155. В.А. Педагогика и психология ненасилия в образовательном процессе Текст. / В. А. Ситаров, В. Г. Маралов. -М.: Академия, 2000. 216с.
  156. М.Н. Проблемы советской дидактики Текст. / М. Н. Скаткин. М.: Педагогика, 1984. — 96с.
  157. Г. Б. Как проанализировать собственную педагогическую деятельность Текст. / Г. Б. Скок. -М.: Рос. пед. агентство, 1998. — 102с.
  158. В.И. Антропология образования: ее возможность и действительность Текст. / В. И. Слободчиков // Исследовательская работа школьников. 2007. — № 1. — С.6−14.
  159. В.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности Текст. / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. М.: Школа-Пресс, 1995. — 384с.
  160. Словарь по социальной педагогике Текст. / авт.-сост. JI.B. Мардахаев. М.: Академия, 2002. — 368с.
  161. А.П. Гуманизация педагогического процесса Текст. / А. П. Сманцер. Минск: Бестпринт, 2005. — 362с.
  162. А.П. Гуманизация педагогического процесса в современной школе: история и современность Текст. / А. П. Сманцер, JT.B. Кондрашова. -Минск: Бестпринт, 2001. 307с.
  163. А.П. Образование как производительная и духовная ценность XXI столетия Текст. / А. П. Сманцер, Т. А. Ханалыев. Смоленск: СГИИ, 2005. — 58с. г
  164. Советский энциклопедический словарь Текст. М.: Советская энциклопедия, 1984.- 1600с.
  165. М.В. Учебно-исследовательская работа школьников в профильном обучении Текст. / М. В. Степанова. СПб.: КАРО, 2005. — 96с.
  166. Л.Н. О народном образовании Текст. / Л. Н. Толстой // Хрестоматия по истории школы и педагогики в России (до Великой октябрьской социалистической революции). М.: Просвещение, 1986. — С.265−282.
  167. Т.Г. Педагогическая поддержка саморазвития личности студента колледжа Электронный ресурс.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Угрюмова Татьяна Григорьевна. Улан-Удэ, 2006. — 191с. — РГБ ОД, 61:0613/1311. — Режим доступа: http://sigla.rsl.ru.
  168. Управление дошкольным учреждением Текст.: словарь-справочник / сост. С. Д. Сажина. -М.: ТЦ Сфера, 2008. 128с.
  169. К.Д. Педагогические сочинения Текст. В 6 т. / К. Д. Ушинский. Т.5. — М.: Педагогика, 1990. — 528с.- Т.6. — М.: Педагогика, 1990.-528с.
  170. Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии Текст. / Д. И. Фельдштейн. -М.: Междунар. пед. академия, 1995. 368с.
  171. Д.И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности Текст. / Д. И. Фельдштейн. -М.: Моск. психолого-соц. ин-т: Флинта, 2004. 670с.
  172. Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп Текст. /Н.П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов. —М.: Изд-во ин-та психотерапии, 2002. — 490с.
  173. А.В. Деятельность как содержание образования Текст. / А. В. Хуторской // Народное образование. — 2003. № 8. — С.107−114.
  174. А.В. Личностная ориентация образования как педагогическая инновация Текст. / А. В. Хуторской // Школьные технологии. 2006. -№ 1. — С.3−12.
  175. А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному? Текст. / А. В. Хуторской. — М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005.-383с.
  176. Е.А. Педагогическое сопровождение коммуникативного развития студентов Электронный ресурс.: дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Цыбина Елена Александровна. Ульяновск, 2005. — 216с. — РГБ ОД, 61:0613/165. — Режим доступа: http://sigla.rsl.ru.
  177. Чурекова Т.М.' Непрерывное образование и развитие личности в системе инновационных учебных заведений Текст. / Т. М. Чурекова. — Кемерово: Кузбасвузиздат, 2001. —262с.
  178. Т.И. Дальтон-технология Текст. / Т. И. Шамова // Завуч. -2001. —№ 1. — С.42−61.
  179. Е.Н. Развитие личности в обучении Текст. / Е. Н. Шиянов, И. Б. Котова. М.: Академия, 1999. — 288с.
  180. А.В. Интеграция предметов гуманитарного цикла как путь развития исследовательской деятельности учащихся Текст. / А. В. Штейн // Исследовательская работа школьников. 2007. — № 1. — С.92−97.
  181. А.В. Личностно-ориентированный подход в гуманитарном исследовании Текст. / А. В. Штейн // Исследовательская работа школьников. — 2007. № 4. — С.61−64.
  182. Д.Б. Избранные психологические труды: Проблемы возрастной и психологической психологии Текст. / Д. Б. Эльконин. М.: Между-нар. пед. академия, 1995. — 224с.
  183. И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе Текст. / И. С. Якиманская. М.: Сентябрь, 1996. — 96с.
  184. И.С. Технология личностно ориентированного обучения в современной школе Текст. / И. С. Якиманская. — М.: Сентябрь, 2000. — 176с.
  185. Heyman Н.W. Auf dem Weg zu einer Kultur der Aufmerksamkeit? Tekst. / Hans Werner Heyman // Padagogik. 2005. — № 1. — S.6−9.
  186. Struck P. Erziehung von gestern. Schuler von heute. Schule von morgen Tekst. / Peter Struck.-Carl Hanser Verlag: Munchen-Wien, 1997.-320s.
Заполнить форму текущей работой