Развитие идей С. И. Гессена в современной педагогике и методике обучения истории
В прикладную философию" Сергея Иосифовича Гессена (1887−1950), изданная в Берлине в 1923 году. С. И. Гессен известен в мировой педагогике как теоретик и практик образования, как сторонник философской педагогики, как методист. Сын известного русского ученого-юриста и политического деятеля, издателя «Архива русской революции» Иосифа Владимировича Гессена С. И. Гессен получил прекрасное образование… Читать ещё >
Содержание
- I. ФИЛОСОФИЯ И ПЕДАГОГИКА: РАЗВИТИЕ ПРИНЦИПА ЦЕЛОСТНОСТИ ВОСПИТАНИЯ
- 1. 1. Биография С. И. Гессена: принцип индивидуального призвания
- 1. 2. Аксиология: принцип конкретной целостности образования
- 1. 3. Антропология: принцип конкретного индивидуализма
- 1. 4. Эпистемология: принцип конкретного идеализма
- Выводы
- II. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ И ЛИЧНОСТНОЕ"
САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПЕДАГОГА: принцип автономии личности (Философско-педагогический анализ проекта «Переподготовка учителей-гуманитариев» Института «Открытое общество» в Екатеринбурге в 1996—1997 гг.)
II. 1. Аксиологический аспект: природа-общество-культура (мир)
II.2. Антропологический аспект: индивид-личность-индивидуальность (человек)
II.3.Эпистемологический аспект: естественные-гуманитарные-философские науки
II.4. Методическая модель профессионального и личностного самосовершенствования учителей истории в современных условиях
Выводы
Список литературы
- Автономова H.С. Рассудок. Разум. Рационализм. -М.: Наука, 1988.-286 с.
- Алексеев П.В. Живой источник: педагогическая концепция С. И. Гессена. // С. И. Гессен. Основы педагогики. Введение в прикладную философию./ Отв. ред. и сост. П. В. Алексеев. М.: Школа-Пресс, 1995.- 447 с.
- Аллак Ж. Вклад в будущее: приоритет образования. -М.: Педагогика-Пресс, 1993. -164 с.
- Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания.- М.: Наука, 1977. -380 с.
- Андрюхина Л.М. Дизайн-образование. // Иное образование: региональные практики. Материалы научно-практической конференции «Образование и региональная политика».(Екатеринбург, 6−7 апреля 1994 г.). Ч. Н. Екатеринбург: УРО РАН ИнКОТ, 1996.-270 с.
- Андрюхина JI.M. Культура и стиль: педагогические тональности. Екатеринбург: ИРРО. 1993. -188 с.
- Анциферова Л.И. К психологии личности как развивающейся системы. // Психология формирования и развития личности. -М.: Наука. 1981. 365с
- Арсеньев A.C., Библер B.C., Кедров Б. М. Анализ развивающегося понятия.-М.: Наука, 1967.-439 с.
- Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования.- М.: Изд-во МГУ, 1984. 104 с.
- Бабанский Ю.К. Личностный фактор оптимизации обучения. // Вопросы психологии. 1981. N1. С.53−54.
- П.Бабанский Ю. К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. -М.: Просвещение, 1985.-208 с.
- Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. -М.: Сов. писатель, 1963. -363 с.
- Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. -М.: Искусство, 1979.-423 с.
- Безрукова B.C. Интеграционные процессы в педагогической теории и практике. Екатеринбург, 1994. — 152 с.
- Безрукова B.C. Педагогика: Учеб. для инж.-пед.спец./ Свердловский Обл.ИРРО. 1994.-340 с.
- Белкин A.C. Педагогика детства (Основы возрастной педагогики). -Екатеринбург: Сократ, 1995. -152 с.
- Белозерцев Е.П. На пути к русскому образованию // Педагогика. 1997. N2. С.39−42.
- Бергсон А. Время и свобода воли. -М.: Русская мысль, 1910.- 239 с.
- Бережнова Е.В. Формирование методологической культуры учителя // Педагогика. 1996. N5. С. 14−18.
- Берулава М.Н. Гуманизация образования: направления и проблемы // Педагогика. 1996. N5. С. 23−27.
- Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем.- Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1977. -304 с.
- Библер B.C. Культура. Диалог культур (Опыт определения) // Вопросы философии. 1989. N6. С J1−43.
- Библер B.C. Мышление как творчество. -М.: Политиздат, 1975. 399 с.
- Библер B.C. От наукоучения -к логике культуры. -М.: Политиздат, 1991. -412 с.
- Библер B.C. Школа «диалога культур» // Сов. педагогика. 1988. N11- С. 2934.
- Бим-Бад Б. М. Педагогические взгляды И. Канта // Сов. педагогика. 1982. N 10. С. 102−105.
- Бим-Бад Б.М., Петровский A.B. Образование в контексте социализации // Педагогика. 1996. N1. С. 3−8.
- Блонский П.П. Трудовая школа. -М.: Госиздат, 1919. 63 с.
- Богуславский М.В. Ценностные ориентации российского образования в первой трети XX века // Педагогика. 1996. N3. С. 72−75.
- Бодалев A.A. О коммуникативном ядре личности // Сов. педагогика. 1990. N5. .С.77−80
- Бодалев A.A. Проблемы гуманизации межличностного общения и основные направления их психологического изучения // Вопросы психологии. 1989. N6. С. 74−81.
- Бодалев A.A. Психологические условия гуманизации педагогического общения // Сов. педагогика. 1990. N12. С. 65−71.
- Бодалев A.A. Психология личности. -М: Изд-во МГУ, 1988. 187 с.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. -М.: Просвещение, 1968.-464 с.
- Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе. // Вопросы психологии. 1979. N2. С. 47−57- N 4. С. 23−36.
- Бондаревская Е.В. Ценностные ориентиры личностно-ориентированного воспитания // Педагогика. 1995. N4. С. 29−36.
- Вайнштейн О.Б. Постмодернизм: история или язык? / Постмодернизм и культура. Материалы круглого стола // Вопросы философии. 1993. N3. С.1−24.
- Валицкая А.П. Современные стратегии образования: варианты выбора // Педагогика. 1997. N2. С. 3−8.
- Валицкий А. Предисловие к публикации. / С. И. Гессен. Мое жизнеописание // Вопросы философии. 1994. N 7−8. С. 150−178.
- Веселова В.В. Традиционные и новые ценности в система образования США // Педагогика. 1996. N2. С.102−108.
- Владыкина В.А. И в изгнании учить любви к Родине // Педагогика, 1995. N3. С. 47−51.
- Волков Г, Н. Парадокс Василия-Сухомлинского // Педагогика. 1993. N5. С. 95−99.
- Воспитывать «человека культуры» (обсуждение статьи В. С. Библера «Школа „диалога культур“) // Сов. педагогика. 1989. N11. С. 57−68.
- Вульфов Б.З., Иванов В. Д. Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках: Учеб. пособие. М.: Изд-во УРАО. 1977. -288 с.
- Вундт В. Система философии. -СПб.: Изд. Л. Ф. Панталеева, 1902. -436 с.
- Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследования мышления в советской психологии. -М.: Наука, 1966.-476 с.
- Гальперин П. Я. Талызина Н.Ф. Предисловие // Зависимость обучения от типа ориентировочной деятельности. -М.: 1968. 238 с.
- Гербарт И.Ф. Избранные педагогические сочинения. Т.1. -М.: Учпедиздат, 1940.-292 с.
- Гершунский Б.С. Стратегические приоритеты развития образования в России // Педагогика. 1996. N5. С. 56−64.
- Гершунский Б.С. Философия образования для .XXI века (в поисках практика-ориентированных образовательных концепций).- М.: Совершенство, 1998. -605 с.
- Гершунский Б.С., Шейерман Р. Общечеловеческие ценности в образовании // Педагогика. 1992. N5−6. С. 3−13.
- Гессен С.И. Мое жизнеописание // Вопросы философии. 1994. N7−8, С. 150 188.
- Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. / Отв. ред. и сост. П. В. Алексеев. -М.: Школа-Пресс, 1995. 447 с.
- Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. Берлин, Книгоиздательство „Слово“, 1923. 419 с.
- Гессен С.И. Свобода и дисциплина. -Пг.: 1917. 17 с.
- Гессен С.И. Судьба коммунистического идеала образования // Педагогика. 1993. N6. С. 59−84.
- Гинецинский В.И. Индивидуальность как предмет педагогической антропологии // Сов. педагогика. 1991. N9. С. 46−50.
- Гордин Л.Ю. Взаимосвязь общественной и природной сущности воспитания // Сов. педагогика. 1991. N8. С. 45−51.
- Григорьян Б.Т. Человек. Его положение и призвание в современном мире. -М.: Мысль, 1986. 222 с.
- Гуссерль Э. Логические исследования. Т.1. СПб.: Образование, 1909. 224 с.
- Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении (логико-психологические проблемы построения учебных предметов). -М.: 1972. 423 с.
- Давыдов В.В. Научное обеспечение образования в свете нового педагогического мышления // Новое педагогическое мышление. -М.: 1989. -280 с.
- Давыдов В.В. Научно-исследовательская деятельность Российской академии образования // Педагогика. 1993. N5. С. 3−11.
- Давыдов В.В. Проблемы развивающегося обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика, 1986.-240 с.
- Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. -М.: Рос. Академия образования. Психол. инст. Междунар. Ассоц. „Развивающее обучение“, 1996.-544с.
- Данилкж А .Я. Эмпирическое и теоретическое в отечественной педагогике // Педагогика. 1997. N5. С. 42−46.
- Дидактика средней школы / Под ред. М. А. Данилова и М. Н. Скаткина. -М.: Просвещение, 1975. -333 с.
- Дидактика средней школы / Под ред. М. Н. Скаткина. -М.: Просвещение, 1982.-319 с.
- Дробницкий О.Г. Мир оживших предметов. Проблема ценности и марксистская философия. -М.: Политиздат, 1967. 351 с.
- Дробницкий О.Г. Проблемы нравственности. -М.: Наука, 1977. 333 с.
- Дьюи Дж. Психологи и педагогика мышления.- М.: Т-во „Мир“, 1919. -222с.
- Дьюи Дж. Школа и ребенок. -М.: Госиздат, 1922. 61 с.
- Емельянов Б.В., В.В.Куликов. Гессен Сергей Иосифович // Русский мыслители второй половины XIX-начала XX века. Опыт краткого биобиблиографического словаря. Екатеринбург. Изд-во Урал, ун-та, 1996.
- Ермичев A.A. Трансцендентализм „Логоса“ и его место в истории русского идеализма начала XX века // Вестник ЛГУ. 1986. Серия 6. Вып.З. С. 28−36.
- Журавлев В.И. Педагогика в системе наук о человеке.- М.: Педагогика, 1990.164 с.
- Журавлев И.К. Учебник вчера, сегодня, завтра // Сов. педагогика. 1990 N 7. С. 44−49.
- Загвязинский В.И. Развитие индивидуального творчества учителей. М.: О-во „Знание“ РСФСР. 1986. — 40 с.
- Занков Л.В. Дидактика и жизнь.- М.: Просвещение. 1968. -175 с.
- Занков Л.В. О предмете и методах дидактических исследований. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1962. — 148 с.
- Зеньковский В.В. История русской философии. Том II. Часть 1. Ленинград: „Эго“, 1991. 256 с.
- Зеньковский В.В. Русская педагогика в XX веке // Педагогика. 1997. N2. С. 73−87.
- Зиммель Г. Том 2. Созерцание жизни. -М.: Юрист. 1996. Том 2. -607 с.
- Зинченко В.П. О целях и ценностях образования // Педагогика. 1997. N5. С.3−16.
- Зинченко Г. П. Предпосылки становления теории непрерывного образования // Сов. педагогика. 1991. N1. С. 81 -86.
- Змеев С.И. Андрологика: становление и пути развития // Педагогика. 1995. N2. С. 64−67.
- Ильенков Э.В. Диалектика абстрактного и конкретного в „Капитале“ Маркса. -М.: Изд-во Акад наук СССР, 1960. 285 с.
- Ильенков Э.В. Диалектическая логика. -М.: Политиздат, 1984. 320 с.
- Ильенков Э.В. Философия и культура. -М.: Политиздат, 1991. -462 с.
- Ильин В.В. Теория познания. Введение. Общие проблемы. -М.: МГУ, 1993. -163 с.
- Ильин В.В. Теория познания. Эпистемология. -М.: МГУ, 1994. -186 с.
- Ильин B.C. Формирование личности школьника (целостный процесс). М.: Педагогика. 1984. — 144 с.
- Ильясов И.И. Структура процесса учения. -М.: Изд-во МГУ, 1986. 198с.
- Казначеев В.П., Спирин Е. А. Феномен человека: комплекс социо-природных свойства // Вопросы философии. 1988. N7. С. 29−37.
- Кант И. Критика практического разума. Сочинения. Т. 1−6. М., 1963−66. Т. З -799 с.
- Кант И. Критика чистого разума. Сочинения. Т. 1−6. М., 1963−1966. Т.4. 4.2. -478 с.
- Кант И. Метафизика нравов.Сочинения. Т. 1−6.М., 1963−66. Т.4, 4.1.-504 с.
- Кант И. О педагогике II Кант И. Трактаты. М.: Наука, 1980. 709 с.
- Кант И. Основы метафизики нравов. Сочинения. Т. 1−6. М., 1963−66. Т.4, 4.1 -544 с.
- Каптерев П.Ф. История русской педагогики. -М.: Петроград: Земля, 1915.-746 с.
- Кедров Б.М. Классификация наук. Прогноз К. Маркса о науке будущего. -М.: Мысль, 1985.-543 с.
- Кедров Б.М. Обобщение как логическая операция II Вопросы философии. 1965. N 12. С. 46−58.
- Кемеров В.Е. Проблема личности: Методология исследования и жизненный смысл. М.: Политиздат. 1977-.256 с.
- Кершенштейнер Г. Основные вопросы школьной организации. Спб: Школа и жизнь, 1911. -139 с.
- Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике. Обучение на основе исследования, игр, дискуссии. Рига. 1995. -176 с.
- Кларин М.В. Личностная ориентация в непрерывном образовании // Педагогика. 1996. N 2. С. 14−21.
- Кларин M.B. Метафоры и ценностные ориентации педагогического сознания // Педагогика. 1998. N 1. С. 34−39.
- Коменский Я.А. Великая дидактика. Избранные педагогические сочинения. В 2-х т. Т.1. М.: Педагогика, 1982. 656 с.
- Конт О. Курс положительной философии. Полный перевод с последнего 5-го франц. изд. под ред. с примеч. и статьями проф. С. Е. Савича и других. В VI-ти т. Т I. Философия математики Спб. 1900. — 302 с.
- Концепция воспитания учащейся молодежи // Педагогика. 1992. N 3^. С.11−19.
- Корнилов C.B. Кантовское обоснование педагогики // Сов.педагогика. 1989. N U.C. 102−105.
- Краевский В.В. Педагогика между философией и психологией // Педагогика. 1994. N6. С. 24−31.
- Краевский В.В. Проблемы научного обоснования обучения (методологический аспект). -М.: Просвещение. 1977. 264 с.
- Кузьмина Н.В. Предмет акмеологии. СПб., 1996. С. 6.
- Куликов В.Б. Педагогическая антропология: Итоги, направления, прблемы. Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1988. — 191 с.
- Кумбс Ф.Т. Кризис образования в современном мире: Системный анализ (пер. с англ.). M.: Прогресс, 1970. — 261 с.
- Курганов С.Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге. М.: Просвещение, 1989. — 127 с.
- Кутырев В.А. Экологический кризис постмодернизма и культура // Вопросы философии. 1996. N 11. С.23−32.
- Леонтьев А.H. Избранные психологические произведения: В 2-х т. Т. 1. -М.: Педагогика. 1975. -392 с.
- Лернер И.Я. Базовое содержание общего образования // Сов. педагогика. 1991. N U.C. 15−21.
- Лернер И.Я. Болевые точки процесса обучения // Сов. педагогика. 1991. N 5. С. 24−29.
- Лернер И.Я. Дидактическая система методов обучения. М.: Знание, 1976.-64 с.
- Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981.- 183 с.
- Лернер И.Я. Развивающее обучения с дидактических позиций // Педагогика. 1996. N 2. С. 7−11.
- Лернер И.Я. Теория современного процесса обучения, ее значение для практики // Сов. педагогика. 1989. N 11. С. 10−17.
- Лихачев Б.Т. Коллективизм и индивидуализм // Педагогика. 1992. N 9−10. С. 13−20.
- Лихачев Б.Т. Сущность, критерии и функции научной педагогики // Педагогика. 1997. № 6. С.21−26.
- Лихачев Б.Т. Цели воспитания личности // Сов. педагогика. 1991. N 4. С.65−69.
- Личность и коллектив: поиск гармонии // Педагогика. 1992. N 1−2. С. 42.
- Лобок A.M. Вероятностное образование // Иное образование региональные практики. Материалы научно-практической конференции.
- Образование и региональная политика» / Екатеринбург, 6−7 апреля 1994 г. Ч. II. Екатеринбург: УрО РАН, ИнКоТ, 1996. 270 с.
- Лосский Н.О. История русской философии. М.: «Высшая школа», 1991. С.405−410.
- Лосский Н.О. Основные вопросы гносеологии: Сб. ст. Пг.: Наука и школа, 1919.-247 с.
- Любутин К.Н., Пивоваров Д. В. Диалектика субъекта и объекта. -Екатеринбург. Изд-во Урал, ун-та, 1993. 412 с.
- Майор Ф., Тангян С. Высокий образовательный замысел // Педагогика. 1996. N6. С. 3−13.
- Малинин В.И. Самообновление как путь воспитания истины // Педагогика. 1996. N 5. С. 122−124.
- Мамардашвили М.К. Лекции о Прусте (психологическая топология). -М.: Аё Мафпет, 1995. 548 с.
- Манифест педагогики сотрудничества // Учительская газета. 1986. 18 октября.
- Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. М.: Мысль, 1983.-284 с.
- Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики: Пер. с англ. Спб.: Евразия, 1997.-430 с.
- Маслоу А. Психология бытия. Пер. с англ.-ML: Рефл-бук., Киев: Ваклер, 1997.-304 с.
- Матюнин Б. Личность или индивидуальность? // Педагогика. 1993. N 3. С. 122−123.
- Махмутов М.И. Проблемное обучение. М.: Педагогика, 1975. — 367 с.
- Международная конференция «Философия естествознания XX в.: Итоги и перспективы // Вопросы философии. 1997. N 10. С. 132−156.
- Межуев В.М. Культура и история. М.: Политиздат, 1977. -199 с.
- Межуев В.М. О национальной идее // Вопросы философии. 1997. N 12. С.3−14.
- Мельников В.М., Ямпольский Л. Т. Введение в экспериментальную психологию личности, (учеб.пособие для слушателей ИПК, преподавателей пед. дисциплин ун-тов и пед. ин-тов) М.: Просвещение. 1985. — 319 с.
- Мерлин B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. -М.: Педагогика, 1986.-253 с.
- Милль Дж.Ст. Система логики. Сочинения Джона Стюарта Милля. С 5-го доп.лонд.изд. пер. Ф. Резенером. изд.2-е. Т. 1−2. М.: Изд. тип. М. О. Вольфа, 1878. Т.1,1878. — 522 е.- Т.2, 1878. — 507 с.
- Мильдон В.И. Природа и культура (Опыт философии безнадежности) // Вопросы философии. 1996. N 12. С.62−75.
- Монтессори М. Самовоспитание и самообучение в начальной школе. -М.: Работник просвещения, 1922. 200 с.
- Мудрик A.B. Воспитание // Российская педагогическая энциклопедия. В двух томах. Т.1. M.: Научное издательство «Большая российская энциклопедия», 1993. 607 с.
- Мюнстерберг Г. Основы психотехники. Т. 1−2. М.: Русский книжник, 1924.-136 с.
- Мюнстерберг Г. Психология и учитель / рус. пер. А.Громбаса. СПб., 1910.-320 с.
- Наторп П. Социальная педагогика / рус. пер. А.Громбаха. СПб, 1911. -360 с.
- Наторп П. Философия как основа педагогики /рус. перевод с предисл. Г. Шпета. М.: Изд-во Н. Н. Клочкова, 1910. — 107 с.
- Наука и учебный предмет.// Сов. педагогика, 1965. N7. С.3−25.
- Никандров Н.Д. На пути к гуманной педагогике // Сов. педагогика. 1990. N9. С. 41−47.
- Новое педагогическое мышление. / Под ред. А. В. Петровского. М.: Педагогика 1989.-280 с.
- Обухова Н.Г. Становление творческой индивидуальности педагога // Педагогика, 1992. N 3−4. С. 53−57.
- Орлов A.A. Профессиональное мышление учителя как ценность // Педагогика. 1995. N 6. С.63−68.
- Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики: Пособие для студентов психологических факультетов. -М.: Издательская корпорация «Логос», 1995.-224 с.
- Орлов Ю.М. Проблема ненасилия в педагогике // Педагогика. 1993. N 4. С.21−26.
- Осипов Г. В. Россия: национальная идея и социальная стратегия // Вопросы философии. 1997, N 10. С. 3−13.
- Осовский Е.Г. Образование и педагогическая мысль Российского зарубежья//Педагогика, 1995. N3.C.41−46.
- Осовский Е.Г. С.И. Гессен: странности судьбы // Педагогика. 1993. N6. С. 57−59.
- Осухова Н.Г. Современные учителя о воспитании, или Прошлое в настоящем // Педагогика. 1995. N 3. С. 60−64.
- П.В.Копнин: Философ и человек // Вопросы философии. 1997. N 10. С.77−95.
- Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Основы православного образования в России // Педагогика. 1995. N 3. С.74−81.
- Педагогика и логика. М.: Касталь: ТОО «Междунар. журнал «Магистериум»», 1993. — 412 с.
- Песталоцци И.Г. Избранные педагогические сочинения. Т.1−2. -М.: Педагогика, 1981. Т1−336 с. Т2−416 с.
- Петровский A.B. Вопросы истории и теории психологии. М.: Педагогика, 1984.-271 с.
- Петровский A.B. К пониманию личности в психологии // Вопросы психологии. 1981. N 2. С.40−47.
- Пилиповский В.Я. Неогуманистические идеи в западной педагогике // Педагогика. 1993. N 6. С. 97−102.
- Пилиповский В .Я. Рационалистическая модель школы и процесса обучения на Западе // Педагогика. 1993. N 6. С. 107−111.
- Пилиповский В.Я. Традиционно-консервативная парадигма в теории обучения на Западе // педагогика. 1992. N 9−10. С. 106−112.
- Пирогов Н.И. Вопросы жизни. Избранные педагогические сочинения. -М.: Изд-во Акад. пед.наук. РСФСР, 1951. 704 с.
- Постмодернизм и культура. Материалы круглого стола // Вопросы философии. 1993. N 3. С.3−24.
- Проблема ценностей в философии. M.-JI.: Наука, 1966. — 261 с.
- Психология развивающейся личности. / Под ред. A.B. Петровского. М.: Педагогика, 1987. — 238 с.
- Психология формирования и развития личности. М.: Наука, 1981. -365с.
- Равкин З.И. Развитие образования в России: Новые ценностные ориентации (концепция исследования) // Педагогика. 1995. N 5. С. 87−90.
- Резвицкий И.И. Личность. Индивидуальность. Общество. М.: Политиздат, 1984. — 141 с.
- Рейнвальд Н.И. Психология личности. М.: Изд-во Ун-та дружбы народов, 1987. — 196 с.
- Риккерт Г. Введение в трансцендентальную философию. Предмет познания. Пер. со 11-го нем. изд. Г. Шпета. Киев: Изд. В. А. Просяниченко, 1904.-260 с.
- Риккерт Г. Границы естественнонаучного образования понятий. СПб.: Изд-во Е. Д. Кусковой, 1903.-622 с.
- Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. / рус., пер. М. Е. Зангера. СПб: Образование, 1911. 196 с.
- Риккерт Г. Философия истории. / рус. пер. С. Гессена. СПб, 1908. -154с.
- Розенталь М.М. Принципы диалектической логики. М.: Соцэкгиз, 1960. -478 с.
- Розин В.М. Философия образования: Предмет, концепция, направления изучения // Alma Mater: Вестник высшей школы. 1991. N1. С 48−58.
- Розов Н.С. Национальная идея как императив разума / Эскиз геополитической и социокультурной стратегии России для XXI века) // Вопросы философии. 1997. N 10. С. 13−29.
- Рубинштейн М.М. Очерк педагогической психологии в связи с обшей педагогикой. 2-е изд. М., 1913. -594 с.
- Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологи. М.: Педагогика, 1976. -416 с.
- Румянцев В.М. Гармонизация свободы и дисциплины // Сов. педагогика. 1990. N8. С.24−31.
- Руссо Ж.Ж. Избр. соч. в 3 т. М.: Гослитиздат, 1961. Т.З. — 727 с.
- Руссо Ж.Ж. Об общественном договоре. М.: Полиграфкнига, 1938. -124 с.
- Руссо Ж.Ж. Трактаты. М.: Наука, 1969. — 703 с.
- Руссо Ж.Ж. Эмиль, или о воспитании./ Пер. с фр.- М. 1912. 489 с.
- Сабенникова И.В. Русская эмиграция в Чехословакии: Образование, наука, просвещение // Педагогика, 1995. N 3. С. 51−55.
- Сапов В.В. Гессен Сергей Иосифович // Русская философия. Словарь. / Под общей редакцией М. А. Маслина. М.: Издательство «Республика», 1995. 655с.
- Сапов В.В. Сергей Гессен русский философ // Вестник Российской Академии наук. 1993. N 6. С.267−270.
- Саранцев Г. И. Познавательная самостоятельность будущего учителя // Педагогика. 1995. N 4. С.63−66.
- Саранцев Г. И. Психологические критерии и ступени профессионализма учителя // Педагогика. 1995. N 6. С.55−63.
- Семенов В.Д. Педагогическая идея: специфика и пути реализации // Трава на асфальте. Избранные педагогические статьи. 1963−1995 гг. -Екатеринбург, ИРРО, 1996. 188 с.
- Семенов В.Д. Социальная педагогика: история и современность. -Екатеринбург, ИРРО, 1995. 127 с.
- Сержантов В.Ф. Человек, его природа и смысл бытия. Л.: Изд-во ЛГУ, 1990. -359 с.
- Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. -М.: Педагогика, 1984. -95 с.
- Скаткин М.Н. Совершенствование процесса обучения. -М.: Педагогика, 1971.-206 с.
- Слово Святейшего Патриарха Алексия по случаю его избрания академиком Российской Академии образования // Педагогика. 1993. N 3. С. 3−4.
- Смирнов М.И. Психология и социализация личности // Сов. педагогика. 1990. N 12. С. 142−144.
- Созонов В.П. Воспитание на основе потребностей человека // Педагогика. 1993. N 2. С. 28−32.
- Сокольников Ю.П. Системный анализ воспитания школьников. М.: Педагогика, 1986. — 136 с.
- Соловьев B.C. Русская идея // В сб. «Русская идея». М.: Республика, 1992.494 с.
- Спенсер Г. Воспитание умственное, нравственное, физическое. СПб., 1889.-294 с.
- Спенсер Г. Основные начала / Под ред. Н. А. Рубакина. СПб.: Издатель, 1899.-337 с.
- Стенин B.C. Философская антропология и философия науки. М.: 1992.191 с.
- Степашко JI. Перспективы не ясны // Сов. педагогика, 1991. N 3. С. 156 158.
- Тагунова И. А. Международные исследовательские проекты в образовании: проблемы совместимости // Педагогика. 1993. N 5. 105−109.
- Тайчинов М.Г. Религиозная культура и воспитание // Педагогика. 1993. N 2. С. 38−41.
- Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: Изд-во МГУ, 1975. — 343 с.
- Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся. -М.: Знание, 1983.-96 с. л
- Теоретические основы процесса обучения в советской школе / Под ред. В. В. Краевского, И. Я. Лернера. -М.: Педагогика, 1989. -316 с.
- Теоретические основы содержания общего среднего образования / Под ред. В. В. Краевского, И. Я. Лернера. -М.: Педагогика, 1983. -352 с.
- Толстой Л.Н. Воспитание и образование. Собрание сочинений. В 22-х т. Т. 16. Публицистические произведения. 1855−1886 / Коммент. Л. Д. Окульской. М.: Худож. лит., 1983. 447 с.
- Толстой Л.Н. О народном образовании. Собрание сочинений. В 22-х т. Т. 16. Публицистические произведения. 1855−1886 / Коммент. Л. Д. Окульской. М.: Худож. лит., 1983. 447 с.
- Тугаринов В.П. Теория ценностей в марксизме. Л.: Изд. Ленингр. ун-та, 1968. — 124 с.
- Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании. Собр. соч., т. 1−11. М.-Л.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1948−52. Т. 1−11.
- Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. Том первый. Собрание сочинений. Т. 1−11. Изд-во Академии пед. наук. РСФСР. М.-Л., 1950. Т.8. 776 с.
- Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. М.: Педагогика, 1989. — 206 с.
- Ферстер Ф.В. Школа и характер. -М.: Кн. изд.К.Тихомирова, 1910.-158 с.
- Филатов В. Гесссен Сергей Иосифович// Русская философия. Малый энциклопедический словарь. -М.: Наука. 1995. 624 с.
- Филонов Г. Н. Социальная педагогика: сопряжение наук о человеке // Педагогика. 1996. N 6. С. 35−40.
- Философский энциклопедический словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1983.-839 с.
- Фихте И.Г. Назначение человека. СПб.: 1906. — 133 с.
- Фихте И.Г. О назначении ученого. М.: Полигрфкнига, 1935. -138 с.
- Фишер М.И. Преодоление неопределенности в российском образовании // Педагогика. 1993. N 6. С. 18−22.
- Формирование личности: проблема комплексного подхода к воспитанию.- М.: Педагогика. 1983.- 256 с.
- Фридман Л.М. Педагогический опыт глазами психолога. -М.: Просвещение, 1987.-223 с.
- Хазард Дж., Вершловский С. Г. Ценностные ориентации советских и американских учителей // Педагогика. 1992. N 3−4. С. 102−107.
- Хесле В. Философия и экология. М.: Наука, 1993. — 202 с.
- Холл С.Г. Социальные инстинкты у детей и учреждения для их развития.- Спб.: Школа жизни, 1913. 88 с.
- Холодная М.А., Гельфман Э. Г. Интеллектуальное воспитание личности // Педагогика. 1988. N 1.
- Хомерики О.Г. Инновации в практике обучения // Педагогика, 1993. N 2. С. 41−45.
- Цветкова А.Т. Акмеологические подходы к вузовской подготовке учителей // Педагогика. 1997. N 1. С. 56−58.
- Чошанов М.А. Дидактическое конструирование гибкой технологии обучения // Педагогика. 1997. N2. С. 21−29.
- Чудновский В. Л.И.Божович // Сов. педагогика. 1989. N 3. С.125−128.
- Чучин-Русов А. Е. Образование и культура //Педагогика. 1998. N 1 .С.9−17.
- Швырев B.C. Теоретическое и эмпирическое в научном познании. М.: Наука, 1978.-382 с.
- Шевандрин Н.И. Психосемантическая парадигма в гуманистически ориентированном образовании // Педагогика. 1992. N 9−10. С.28−32.
- Шеллинг Ф.В. Й. Философские исследования о сущности человеческой свободы и связанных с нею предметов. / Соч. в двух томах. Т.2. М.: АН СССР, Институт философии. Издательство Мысль, 1989. С. 86−158.
- Шепель В.И. Поиск новой парадигмы воспитания // Сов. педагогика. 1991. N7. С. 53−58.
- Шлезингер A.M. Циклы в американской истории. М.: Прогресс. 1992. 685 с.
- Шлейермахер Ф. Речи о религии к образованным людям, ее презирающим. Монологи.- М.: Русская мысль. 1911. 390 с.
- Шнекендорф З.К. Воспитание учащихся в духе культуры мира, взаимопонимания, прав человека // Педагогика. 1997. N 2. С. 43−50.
- Шубинский B.C. «Полюсно-полевая» теория существования человека и развитие педагогики // Новые исследования в педагогических науках. М.: 1990, N2. С. 6−10.
- Шубинский B.C. Философские подходы к педагогической теории // Сов. педагогика. 1990. N 12. С. 60−65.
- Шубинский B.C. Человек как цель воспитания // Педагогика. 1992. N 3−4. С. 37−43.
- Щедровицкий Г. П. Система педагогических исследований (Методологический анализ) // Педагогика и логика. М.: Касталь: ТОО «Междунар. журнал «Магистериум»», 1993. С. 16−200.
- Barth R. Run schools run. Cambridge. (Mass.), Harvard University Press, 1980.-XVIII, 268 p.
- Bloom B.S. Human Characteristics and School Learning. Bloomington (Ind.), University Press, 1975. 324 p.
- Brandes D., Ginnis P. A guide to student-centered learning. Oxford, 1986. -208 p.
- Clark B. Growing up gifted: Developing. tile potential of children at home and at school. Columbus (Ohio), 1979. — 448 p.
- Jakovenko B. DKjiny ruske filosofie. Praha, 1939. Цит. по: А.Валицкий. Предисловие к публикации. С. И. Гессен. Мое жизнеописание // Вопросы философии. 1994. N 7−8. С. 150−187.
- Joyce В., Weil М. Social models of Leaching. Englewood Cliffs (N.Y.): Prentice Hall, 1980. — X, 245 p.
- Lookas C. Schooling and Social order.- Englewood Cliff (New Jersey). Prentice Hall, 1984- 438 p.
- Patterson C.H. Humanistic education.- Englewood Cliffs (N.Y.), 1973.-438 p.
- Raeff M. Russia abroad: History of culture of Emigration. 1919−1939,. NY 1990−296.
- Rogers C.R. Freedom to learn for the 80-s. Columbus-Toronto-London Sydney: Ch.E.Merrill Pabl. Company, A Bell & Howell Company, 1983 312 p.