Этнопедагогизация образовательной деятельности сельских школ в современных социокультурных условиях
Диссертация
Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты диссертационного исследования были обсуждены и получили одобрения на международной научно-практической конференции «Пансофия этнопедагогики» (г. Чебоксары, 2007 г.), всероссийских этнопедагогических чтениях, посвященных наследию Г. Н. Волкова «Педагогика любви» (Горно-Алтайск, 2008 г.), республиканских научно-практических конференциях… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Теоретико-методологическое обоснование этнопедагогизации образовательной деятельности сельских школ в современных социокультурных условиях
- 1. 1. Социально-философские подходы к этнопедагогизации образовательной деятельности школ
- 1. 2. Этнопедагогизация образовательной деятельности сельских школ как психолого-педагогическая проблема
- 1. 3. Анализ деятельности сельских школ в современных социокультурных условиях
- Выводы по главе
- Глава II. Организационные и педагогические условия этнопедагогизации образовательной деятельности сельских школ в современных социокультурных условиях
- 2. 1. Содержание и структура программы этнопедагогизации образовательной деятельности «Сотворчество» («УЬуйаан»)
- 2. 2. Реализация программы этнопедагогизации образовательной деятельности «Сотворчество» («УЬуйаан»)
- 2. 3. Обоснование результатов опытно-экспериментальной работы
- Выводы по главе
Список литературы
- Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. — М.: ВЛАДОС, 1994.-336 с.
- Абульханова-Славская К. Г. Деятельность и психология личности. — М., 1980.-335 с.
- Акофф Р. Искусство решения проблем: Пер. с англ. М.: Мир, 1982.- 224 с.
- Аллаеров И.А. Дидактические основы активного обучения: (На материале изучения управлен. дисциплин): Автореф. дис. на соиск. учен. степ, д.п.н.: (13.00.01)/Ташк. гос. пед. ин-т им. Низами. Ташкент, 1994. — 44с.
- Аманбаева Л.И. Теоретические основы обучения и воспитания. -Якутск, 1998. 124 с.
- Амирова С.С., Мосолов В. Н., Сечина Г. П., Сухорукова Н. И. Самоорганизация личности в процессе обучения//Педагогика. 1993. № 5. -С.49−52.
- Аммосова Т.П. Математические знания и представления якутов. 4.1.- Якутск: Нац. кн. изд-во «Бичик», 1994. 72 с.
- Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. Т. I. М.: Педагогика, 1980.-232 с.
- Андреев В.И. Эвристическое программирование учебно-воспитательной деятельности: Метод. Пособие. -М.: Высш. школа, 1981. 240 с.
- Ю.Аргунов И. А. Социальная сфера жизни в Якутской АССР (История формирования и современные проблемы). Якутск: Кн. изд-во, 1988. -232 с.
- П.Афанасьев В. Ф. Этнопедагогика нерусских народов Сибири и Дальнего Востока. — Якутск: Кн. изд-во, 1979. 184 с.
- Афанасьев Л.А. Тэрис. Айыы уерэ5э. Министерство культуры Республики Саха (Якутия), 1993. — 183 с.
- М.Бабанский Ю. К. Оптимизация процесса обучения//Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1989. — С. 16— 209.
- Бадаян И.М. Социально-педагогические условия управление развитием региональной образовательной системы: Дис. на соискание учен, ст. канд. пед. наук.-М. 1997. -156 с.
- Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. — 423 с.
- Белов В.И. Теоретическая модель социально-педагогической системы профессионального воспитания в системе НПО//Образование и наука. -2005. -№ 5(35). -С. 11−19.
- Бердяев Н.А. О человеке, его свободе и духовности: Избранные труды./Ред.-сост. Л. И. Новикова,. М.: Московский п-с институт: Флинта, 1999.-312 с.
- Бершадский М.Е., Гузеев В. В. Дидактические и психологические основания образовательной технологии. М.: Центр «Педагогический поиск», 2003.-256 с.
- Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. -М., 1989. -219 с. 21 .Библер B.C. От наукоучения к логике культуры. — М., 1991. 357 с.
- Божович Е.Д. Психологические особенности развития личности подростка. — М.:"3нание", 1979. 40 с.
- Божович Л.И. Избранные психологические труды. Проблемыформирования личности. -М: Международная педагог. Академия, 1995. -206 с.
- Борисов П.П. Теория и практика совершенствования содержания общего и среднего образования: (На материале якутских школ Республики Саха (Якутия)). М., 1998. — 154 с.
- Бочарова В.Г. Социальная педагогика и социальная политика: линии сопряжения. Социальная работа. 2002. — № 1. — С. 13−17.
- Бравина Р.И. Олох уонна елуу саха итэ5элигэр. Дьокуускай: «Сахаполиграфиздат», 1996.-156 с.
- Бромлей Ю.В. Этносоциальные процессы: теория, история, современность. -М., 1987. 162 с.
- Брушлинский А.В. Субъект: Мышление, учение, воображение. — М.- Воронеж, 1996. -392 с.
- Бугаев Н.И. Национальное своеобразие поэтического творчества: /Н.И.Бугаев- — Якутск: Бичик. — 2002. — 112 с.
- Бугаев Н.И. Шаманизм как образовательная культура. СПб.: Филиал изд-ва «Просвещение», 2004. — 191с.
- Бугаев Н.И. Школа: между прошлым, настоящим и будущим/Сб.ст. МО РС (Я), СГПА. Якутск: Изд-во США, 2005. — 96 с.
- Бурхинов Д.М., Моломэв Б. Ш. Вопросы этнопедагогики в школе. -Улан-Удэ.: «Бэлиг». 1994.-48 с.
- Валиева С.Ф. Роль семьи в процессе социализации ребёнка. //Вестник Московского ун-та. Сер. 18. —1997. -С.З.
- Васильев И.Г. Обрядовая культура народа Саха как средство воспитания и обучения: (На примере этнопедагогической практики работы со студентами)/М-во образования Рос. Федерации, Якут. гос. ун-т им. М. К. Аммосова. Якутск: Октаэдр, 2004. — 108 с.
- Васильев Ф.Ф. Военное дело якутов/Под ред. д.и.н. Д.Г. Савинова- художник В. Р. Андросов. Якутск: Нац. кн. изд-во Бичик, 1995. — 224 с.
- Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстныйподход. М.: Высшая школа, 1991. — 207 с.
- Видт И.Е. Эволюция культурных эпох и образовательных моделей. //Культуросообразная школа. 2002. — № 11. — С.4−12.
- Винокурова У.А. Патриотизм якутян. — Якутск: «Северовед», 1997. -71 с.
- Винокурова У.А. Саха бастакы президенэ. — Дьокуускай: Сахаполиграфиздат, 2005.— 128 с.
- Винокурова У.А. Сказ о народе саха. — Якутск: Нац.кн.изд-во «Бичик», 1994. 144 с.
- Винокурова У.А. Формирование и изменения ценностных структур сознания народов Якутии. Автореферат диссертации. доктора соц-х наук. -М, 1995. Российская Академия Наук. 44 с.
- Винокурова У.А. Ценностные ориентации якутов в условиях урбанизации. Новосибирск: ВО «Наука». Сибирская издательская фирма, 1992.-144 с.
- Волков Г. Н. Этнопедагогика/Под редакцией И. Г. Огородникова. -Чебоксары: Чувашкнигоиздат, 1974.— 375 с.
- Волков Г. Н. Педагогика жизни. — Чебоксары.: Чувашское книжное из-во.- 1989.-335 с.
- Волков Г. Н. Этнопедагогизация целостного учебно-воспитательного процесса/Г.Н.Волков. -М.:Гос.НИИ семьи и воспитания. 2001. — 160 с.
- Волков Г. Н. Вечность воспитания // Народное образование. 1994. — № 4. — С. 68−71.
- Выготский JI.C. Педагогическая психология. -М.: Педагогика, 1991. -480 с.
- Вяткин Б.А. Полисистемное исследование индивидуальности человека. -М.: ПЭР СЭ, 2005. 383 с.
- Габышева Ф.В. Модернизация общего среднего образования: региональная модель. М.: Ml И У, 2001. — 294 с.
- Гадамер Х.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики.1. М.: Мир, 1988.-243 с.
- Газмаи О.С. Педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная проблема//Новые ценности образования: Десять концепций и эссе. М., 1995. -№ 3. — С.90−112.
- Гальперин П. Я. Талызина Н.Ф. Зависимость обучения от типа ориентировочной деятельности. — М.: Из-во Московского университета, 1968. -238 с.
- Гершунский Б.С. Образование в третьем тысячелетии: гармония знания и веры (прогностическая гипотеза образовательного триумфа). — М.: Московский психолого-социальный ин-т, 1997. С. 120.
- Гершунский Б.С. Философия образования. — М.: Московский психолого-социальный институт, Флинта, 1998. 432 с.
- Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. — М.: «Школа — пресс». 1995. — 448 с.
- Гумилев JI.H. Конец и вновь начало. М.: Айрис — пресс. —2003.384 с.
- Гумилев JI.H. От Руси до России: очерки этнической истории. М.: Айрис-пресс. — 2005. — 320 с.
- Гумилев JI.H. Ритмы Евразии: Эпохи и цивилизации. — СПб: СЗКЭО, ОО «Издательский Дом «Кристалл». 2003. — 608 с.
- Гумилев JI.H. Этногенез и биосфера земли. — М.: Изд-во «ДИ -ДИК».- 1994.-638 с.
- Гурьянова М.П. Сельская школа и социальная педагогика: Пос. для педагогов. -Мн.: Амалфея, 2000. 448 с.
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Учеб. пособие длястуд. высш. учеб. заведений. -М.:Изд-кий центр «Академия», 2004. -228 с.
- Данилов Д.А. Организационно-педагогические проблемы общеобразовательной школы на Крайнем Севере. — Якутск: Кн. изд-во, 1969.- 142 с.
- Данилов, Д. А., Корнилова А. Г. Социально-воспитательная работа в сельском социуме: региональные аспекты организационно- педагогического обеспечения. — Новосибирск: Наука, 1999. —132 с.
- Данилов М.А. Процесс обучения в советской школе. — М.: Гос. учебно-педагогическое изд-во Министерства просвещения РСФСР, 1960. — 297 с.
- Данилова B.C., Кожевников Н. Н. Постнеклассический универсализм и сетевой человек // Образование и наука. 2006. — № 3. -С.62−64.
- Дашдамиров А.Ф. Этнические проблемы в социально-политическом контексте: Социалогические исследования. М., 1997. — № 1. — С.43- 46.
- Державин В.Б., Мойсенко А. В., Тубельский А. Н. Модель инновационной деятельности НПО «Школа самоопределения» II Новые ценности образования. 2006. -№ 1−2 (25−26). — С. 100−115.
- Дж. Ван Гиг. Прикладная общая теория систем. М.: Мир, 1981.- 733 с.
- Днепров Э.Д. Современная школьная реформа в России. — М.: Наука, 1998.-464 с.
- Дробижева JI.M. Об изучении социально-педагогических аспектов национальных отношений: некоторые вопросы метод ологии//Советская этнография. 1974. — № 4. — С.18.
- Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса и её развития. /В.К.Дьяченко. — М.:Педагогика, 1989. -168 с.
- Жирков Е.П. Как возродить национальную школу. Статьи и материалы. — М.:Просвещение, 1992. — 239 с.
- Жирков Е.П. Образование и развитие: национальная стратегия на подступах к XXI веку. — Якутск, 1993. -24 с. 78.3агвязинский В. И. Педагогическое творчество учителя. М.: Педагогика, 1987. — 160 с.
- Из истоков народной педагогики якутов. Материалы научно-практической конференции. — Якутск: РИО Госкомпечати Якутской — Саха ССР, 1992.-120 с.
- Изард К.Э. Психология эмоций. — СПб.: Питер, 2007. 464 с.
- Ирхин Ю.В. Социология культуры: учебник. М.: Экзамен, 2006.525 с.
- Казакова А.Г. Современные педагогические технологии. — М.: Ин-т повыш. квалиф., 1997. -50 с.
- Казакова Е.И. Теоретические основы развития общеобразовательной школы: (Системно-ориентац. подход): Автореф. дис. на соиск. учен. степ, д.п.н.: (13.00.01)/Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. СПб, 1995. — 34 с.
- Казанович В.Г. Образовательная система как объект оценивания: (Квалиметрический подход): Автореф. дис. на соиск. учен. степ, к.п.н.: (13.00.01)/Исслед. центр проблем подготовки специалистов. М., 1995. — 17 с.
- Кальней В.А., Шишов С. Е. Технология мониторинга качества образования в системе «учитель-ученик». Методическое пособие для учителя.- М.: Педагогическое общество России, 1999. — 86 с.
- Кзензова Г. Ю. Перспективные школьные технологии: Учебно-метод. пособие. М.: Педагогическое общество России, 2001. — 224 с.
- Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. — М.: Серия «Педагогика и психология», 1989, № 6. — 173 с.
- Клинберг JI. Проблемы теории обучения. — М.: Педагогика, 1986. —256 с.
- Кожанова М.Б. Этнопедагогизация воспитательного процесса как системообразующий фактор регионального компонента образования.- Чебоксары.: ЧГПУ, 2005. 117 с.
- Кожевников Н.Н. Синергетика: встреча порядка и хаоса//Наука и техника в Якутии. 2003. — № 1(4). — С.109−111.
- Кон И. С. Психология. М.: Просвещение, 1982. — 205 с. 9 8. Кондратьев П. П. Функциональная сущность учебного труда школьника в содержании трудового образования. М-во РС (Я) ИПКРО. -Якутск: «Сахаполиграфиздат», 1996. — 96 с. i
- Кондратьев П.П. Сатабыл. Учууталларга аналлаах кинигэ.- Дьокуускай, 2004. 88 с.
- Концепция обновления и развития национальной школы Республики Саха (Якутия) за 5 лет (1991 1996). — Якутск, 1996. — 50 с.
- Концепция обновления и развития национальной школы Республики Саха (Якутия): замысел, достижения, возможности: Сб. тезисов/М-во образ. Респ. Саха (Якутия), 2001. 227 с.
- Костоусов Н.С., Абзалов А. А., Зубарев И. А. Генезис нравственного воспитания в отечественном кадетском образовании. //Образование и наука.- 2006. № 3(39). — С.27−34.
- Костюк Г. С. Психическое развитие личности. — М, Юрайт, 1999.-15 с.
- Краевский В.В. Проблемы научного обоснования обучения. — М.:1. Педагогика, 1977. 264 с.
- Краткий толковый словарь якутского языка/Под ред.П. С. Афанасьева. — Якутск.: Бичик, 1994. — 260 с.
- Кузьмина Н.В. Методы системного педагогического исследования. — JL: Изд-во ЛГУ, 1980. — 166 с.
- Кулаковский А.Е. Материалы для изучения верований якутов. Записки Якутского краевого географического общества. Книжка 1, 1923. -108 с.
- Кулаковский А.Е. Научные труды/Подготовили к печати: Н. В. Емельянов, П.А.Слепцов- Рис. И. И. Попова. Якутск: Кн. изд-во, 1979.-484 с.
- Кульневич С.В. Педагогика личности от концепций до технологий: Учеб.-практич. пособие. — Ростов-н/Д: Творческий центр «Учитель», 2001.- 160 с.
- Кычкина А.А. Организационно-педагогические условия развития современной сельской школы (на примере Республики Саха (Якутия): автореферат. .канд.пед.наук. Якутск, 2001. — 218 с.
- Кычкина А.А. Сельская школа для всех: от мечты к реальности. Пособие для студентов, педагогов общеобразовательных учреждений, организаторов образования. — Якутск: Изд-во СГПА, 2006. — 144 с.
- Кьеркегор С. Гармоническое развитие в человеческой личности эстетических и этических начал // С. Кьеркегор. Наслаждение и долг. -Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. С. 201−378.
- Ларионов В.Р. Саха -Айыы киьитэ. Дьокуускай: «Кудук» ХЭО АБДь, 1998.-219 с.
- Лебедев О.Е. Реализация целей общего образования в вечерней школе: взаимосвязь целей обучения и мотивов учения. М.: Педагогика, 1980. -166 с.
- Леднев B.C. Содержание общего среднего образования: Проблемы структуры. — М.: Педагогика, 1980. — 264 с.
- Лекторский В.А. Круглый стол по проблеме деятельности//Вопросы философии, 2001. —№ 2. — с.31.
- Леонтьев А.А. Психология общения. Тарту, 1974. — 219 с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. Изд.2-е. — М.: Политиздат, 1977. 304 с.
- Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. В 2-х т. Т.П. М.:Педагогика, 1983. — 320 с.
- Лернер И .Я. Проблемное обучение. М.: Знание, 1974. — 64 с.
- Лингарт И. Процесс и структура человеческого учения. — М.: Прогресс, 1970. -686 с.
- Лихачев Д.С. Избранное: Мысли о жизни, истории, культуре/ Лихачев Д. С. М.: РФК, 2006. — 335 с.
- Лобок A.M. Алмазная земля педагогики олонхо: опыт пед. эпоса/М-во образования Респ. Саха (Якутия) — Якутск: Компания «Дали-Алмас», 2007, — 176 с.
- Ломов Б.Ф. О системном подходе в психологии//Вопр. психол. 1975.-№ 2.-97 с.
- Лосев А.Ф. Самое само. Сочинения. М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999.- 1024 с.
- Лосский Н.О. Характер русского народа. Кн. первая. — М.: Ключ, 1990.-63 с.
- Лотман Ю.М. Проблема «обучения культуре» как ее типологическая характеристика//Учен. зап. Тартус. ун-та- Тр. по знаковым системам. Тарту, 1971—Т.5. — Вып.284.
- Лотман Ю.М., Успенский Б. О семиотическом механизме культуры//Учен. зап. Тартус. ун-та- Тр. по знаковым системам. — Тарту, 1971. —Т.5. -Вып.284.
- Лурия А.Р. Язык и сознание. М.: МГУ, 1979. -319 с.
- Лурье С.В. Историческая этнология. — М.: Академический проект, 2004. 624 с.
- Максимов Г. Н. Философия и образование. — Якутск, 2004. 127 с.
- Мамардашвили М.К. Наука и культура//Методологические проблемы историко-научных исследований. — М., 1982. — С.27−34.
- Маслоу А. Мотивация и личность. Перевод с англ. Татлыбаевой A.M. Вступительная статья Акулининой Н. Н. СПб.: Евразия, 1999. — 478 с.
- Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. -М.: Педагогика, 1972. 168 с.
- Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. — М.: Просвещение, 1977. 240 с.
- Менчинская Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника. — М.: Педагогика, 1989. — 218 с.
- Мещеряков Б.Г. Психологические проблемы антропологизации образования// Вопросы психологии. 1998. № 1. — С.20—31.
- Михайлов В.Д. Социализация сквозь призму философии // Человек и неблагоприятные условия социализации. — Якутск, 1999. — С.4−6.
- Михайлов Ф.Т. Самоопределение культуры. Философский поиск. М.: «Индрик», 2003. -272 с.
- Монтессори М. М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1999.-224 с.
- Мордовская А.В. Теория и практика жизненного и профессионального самоопределения старшеклассников (с использованием материалов этнопедагогики народа саха). -М.: Academia, 2000. 176 с.
- Мурашов В.И. Российская идея здорового образа жизни. //Культура здорового образа жизни. 2003. —№ 1. — С. 103—111.
- Национальная доктрина ' образования в Российской Федерации//Народное образование. 2000. № 2. — С. 14−18.
- Национальная культура коренных народов Республики Саха (Якутия). Пособие для учителя/Сост. В.И. Хатылаева- Худ. Оформитель Мекумянова. Якутск: Нац. кн. изд-во «Бичик», 1994. —104 с.
- Национальная школа: концепция и технология развития. Докл. иматериалы междунар. конф. Якутск, 16−21 марта 1993 г./Под.ред. Е. П. Жиркова. -М.: Просвещение, 1993. — 319 с.
- Национальные школы Якутии: проблемы, поиски, решения: Сб. статей/Отв. ред. К. Ф. Федоров. Якутск: МО Респ. Саха (Якутия), НИИ нац. школ, 1994.- 103 с.
- Неустроев Н.Д. Специфика деятельности сельских малокомплектных школ на Крайнем Севере. — Якутск: Якутское книжное изд-во, 1990. -146 с.
- Неустроев Н.Д. Этнопедагогика народов Севера. — Якутск: ИПКРО.-1999.-140 с.
- Николаев М.Е. Киьи кыа5а государственнай салалта терутун уонна соругун быьыытынан. //Чолбон. -2003. —№ 10. -С.3−20.
- Николаева А.Д. История развития системы управления общим образованием в Республике Саха (Якутия). В 2-х частях. —Якутск: Изд-во СГПА, 2005. —ч.1. -39с. -ч.П. -51 с.
- Новиков А.Г., Пудов А. Г. Менталитет северян в контексте циркумполярной цивилизации. Монография. — Якутск: Изд-во ЯГУ, 2005. -178 с.
- Новиков A.M. Российское образование в новой эпохе. Парадоксы наследия, векторы развития. М.: Эгвес, 2000. — 272 с.
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров/Под ред. Е. С. Полат. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. 272 с.
- Образовательная программа — маршрут ученика: Ч. П/Под ред. А. П. Тряпицыной. СПб., 2000. -228 с.
- Оконешникова А.П. Этнопсихологические особенности народов в воспитании детей. — Пермь: ИПК «Звезда», 1996. —149 с.
- Оконешникова А.П. Концепция воспитательной работы// Постановление Правительства PC (Я) от 10 декабря 1996 г. — Якутск, 1996.
- Орлов В.И. О методах обучения/Юбразование в регионе: Науч.-метод. журн. Вып.1. Тамбов, 1998. — С.21—32.
- Остапенко А.А. Моделирование многомерной педагогической реальности: теория и технологии. М.: Народное образование- НИИ школьных технологий, 2005. -384 с.
- Пекарский Э.К. Словарь якутского языка. Издательство Академии наук СССР, 1959. В 3-х томах. Т. 1. -1279 с. — Т.2. -2508 с. — Т.З. -3858 с.
- Петрова Т.Н. История педагогики и образования/Т.Н. Петрова. ГОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И .Я. Яковлева». Чебоксары, 2007. — 101 с.
- Петрова Т.Н. Отстаивание национальной идеи: историческая этнопедагогика/Междунар. Пед. Акад. и др. — М.: Прометей, 2000. — 201 с.
- Пинский А.А. Образование свободы и несвобода образования. — М.: Изд-во УРАО, 2001. 232 с.
- Пичугина Г. В. Сельская школа: труд и личность: Кн. для учителя. М.: Изд-во ИСПС, 2004. — 240 с.
- Платонов К.К. Структура и развитие личности/К.К.Платонов. — М.: Наука, 1986.-256 с.
- Пономарев Я.А., Семенов И. Н., Степанов С. Ю. Рефлексия в развитии творческого мышления//Психол. журнал. Т. 9. — 1988. — № 4. — С.23−25.
- Попов Б.Н. Социология. Якутск: ЯГУ, 1999. — 105 с.
- Попова Г. С. Воспитание детей у народа Саха. — Якутск: Бичик, 1998.-80 с.
- Попова Г. С. Киьитийии сэьэнэ. — Дьокуускай: Бичик, 2005. -192 с.
- Портнягин И.С. Этнопедагогика «Кут Сюр»: Педагогические воззрения народа Саха. -М.: Academia, 1998. — 184 с.
- Поташник М.М. Инновационные школы России: становление и развитие. Опыт программно-целевого управления: Пособие дляруководителей общеобразовательных учреждений/Вступ. ст. B.C. Лазарева. -М.: Новая школа, 1996. 320 с.
- Поташник М.М., Моисеев A.M. Управление современной школой (В вопросах и ответах): Пособие для руководителей образовательных учреждений и органов образования. — М.: Новая школа, 1977. 352 с.
- Пригожин И.Р. Философия нестабильности//Вопросы философии. 1991. — № 6. — С.46−52.
- Проблемы формирования культурного пространства Якутии на рубеже третьего тысячелетия/Сост. Б. Н. Попов. — Якутск: Сахаполиграфиздат, 2003.-336 с.
- Пугачев В.П., Соловьев А. И. Введение в политологию. Издание третье, переработанное и дополненное. — М.: АСПЕКТ ПРЕСС, 2000. 261 с.
- Равен Дж. Компетентность в современном обществе. М.: Когито-Центр, 2001. — 176 с.
- Розин В.М. Семиотические исследования. — М.: ПЕР СЭ- СПб.: Университетская книга, 2001. — 256 с. (Humanitas)
- Рубакин Н.А. Библиологическая психология/Н.А. Рубакин. — М.: Академический проект- Трикста, 2006. — 799 с.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — СПб.: Питер, 2006. -713с.: кл. (серия «Мастера психологии»).
- Рубцов В.В. Проблемы развивающего образования: Доклад на методологическом семинаре Московского общества психологов- Москва, 6 апреля 1998 г.
- Рыжаков М.В. Образование как сложная нелинейная открытая самоорганизующаяся система//Стандарты и мониторинг. — 2000. — № 1. — С.48−57.
- Саввинов В.М. Внутренняя экспертиза хода и результатов реализации модели развития школы/Под общ. ред. В. М. Саввинова. -Вилюйск, Управление образования Вилюйского улуса. Науч.-метод. центр, 1997.-34 с.
- Саввинов Т.Т. Становление и развитие трудовой подготовки учащихся Якутии (1920−1995гг.): Автореф. дис. на соиск. учен. степ, д-ра пед. наук. М., 1996.-31 с.
- Садовничий В.А. Знание и мудрость в глобализирующемся мире/Высшее образование. — 2005. — № 8. С. 14−20.
- Садовский В.Н., Юдин Э. Г. Задачи, методы и приложения общей теории систем//Исследования по общей теории систем. М.: Прогресс, 1969.- 279 с.
- Садохин А.П. Этнология. Учебное пособие. Изд. З-е. — М.: Альфа-М- ИНФРА-М, 2004. — 352 с.
- Салимова К., Додде Н. Педагогика народов мира: История и современность. М.: Педагогическое общество России, 2001. — 576 с.
- Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998. — 256 с.
- Семенова А.Д. Лекции по этнопедагогике: Учебное пособие.- Якутск: Изд-во Якутского университета, 1997. — 78 с.
- Семенова А.Д. Современное функционирование этнопедагогики в технологии обучения и воспитания саморазвивающейся гармоничной личности: Монография. Якутск: Изд-во ЯГУ. — 1995. — 117 с.
- Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. М.: Изд-ая корпорация «Логос», 1999.-272 с.
- Серошевский В.Л. Якуты. Опыт этнографического исследования.- 2-е изд. -М., 1993. -36 с.
- Сивцев Г. Ф. Краткий словарь якутского языка. — Якутск, 1979.- 223 с.
- Сивцева И.А. Уьуйуу ньыматын ситимэ: учууталга аналлаах кинигэ/Отв.ред. И. А. Сивцева. «Елуенэ дойдута» физико-математическай форум изд-та. Чапаев, 2006. -79 с.
- Сиденко А. Эксперимент в школе: теория, практика, технология//Народное образование. 2000. — № 7. — С.97—101.
- Скаткин М.Н., Краевский В. В. Содержание общего среднего образования. Проблемы и перспективы. — М.: Педагогика, 1981. -247 с.
- Скок Г. Б. Как проанализировать собственную педагогическую деятельность: Учеб. пособие для преподавателей/Отв. ред. Ю. А. Кудрявцев. — М.: Педагогическое общество России, 2000. 102 с.
- Сластенин В. А. Педагогика: учебное пособие/В .А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. М.: «Школа — Пресс», 1997. -512 с.
- Слободчиков В.И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. Учебное пособие для вузов. — М.: Школа-Пресс, 1995. —384с.
- Словарь иностранных слов. — М.: Русский язык, 1986. 607 с.
- Собкин B.C., Писарский П. С. Типы региональных образовательных ситуаций в Российской Федерации. Труды по социологии образования. Том IV. Выпуск V. М.: Центр социологии образования РАО, 1998.-96 с.
- Соловьев B.C. Соч.: В 2 т. -М., 1989.-Т. 2.- 167 с.
- Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992. — 406 с.
- Соссюр Ф. де. Курс общей лингвистики. Изд-во: Едиториал УРСС, 2004. 272 с.
- Состояние сельской школы России и перспективы ее устойчивого развития: Метод. пос./Пол ред. М. П. Гурьяновой, Г. В. Пичугиной. М.: Изд-во АСОПиР РФ, 2000. — 256 с.
- Социальная история села: конец XIX — конец XX века: Пос. для педагогов/Сост. С. С. Хижняков. М.: Изд-во ИПСР РАО, 2003. — 400 с.
- Спиркин А.Г. Философия: для технических вузов. — М.: Гардарики, 2003. 368 с.
- Старовойтова Г. В. Этническая группа в современном советскомгороде. — Л.: Наука, 1987. 176 с.
- Стефаненко Т.Г. Этнопсихология: Учебник для вузов/Т.Г. Стефаненко.- 3-е изд., испр. и доп. М.: Аспект Пресс, 2004. — 368 с.
- Талипова Ж. Дидактические основы нетрадиционного обучения: (На прим. изучения общ. Биологии в шк. Узбекистана): Автореф. дис. на соиск. учен. степ, к.п.н.: (13.00.01)/Ташк. гос. пед. ин-т им. Низами. — Ташкент, 1995. -23 с.
- Тарасов Е.Ф. Социолингвистические проблемы теории речевой коммуникации/Юсновы теории речевой деятельности. — М.: Наука, 1974.- С.255−273.
- Тернер Дж. Социальное влияние. — СПб.: Питер, 2003. 256 с.
- Тимофеева Р.Е. Введение в ноосферное образование. Якутск, Институт проблем развития человеческих ресурсов Целевого отделения «Проблем устойчивого развития РС (Я) как модели для регионов Севера «РАЕН», 2003.-95 с.
- Тимофеева Р.Е. Культура и гуманизация образования. — Якутск: Изд-во ИПКРО, 1999. 160 с.
- Тойнби А. Постижение истории. — М., 1991. 562 с.
- Тумусов Ф.С. Сана саха сирин са5ахтара. Якутск: Изд. Дом «Кудук», 1997.-314 с.
- Уткин К.Д. Модель духовности: интеграл целостности и алгоритм гармонии. Якутск, 2002. — 56 с.
- Уткин К.Д. Сборник трудов: в 15 кн. Кн.1: Самовыбор: парадигма Севера. — Якутск: Бичик, 2004. — 288 с.
- Ушинский К.Д. Пед.соч.:в 6 т. -М.- 1988. Т. 1. -430 с.
- Федорова Л.И. Этнопедагогические традиции нравственного воспитания. — Якутск: Изд-во ИПКРО, 1997. 104 с.
- Фельдштейн Д.И. Психологические основы общественнополезной деятельности подростков. — М. гПедагогика, 1982. 224 с.
- Фельдштейн Д.И. Психология развития человека как личности. -М.: Изд-во Московского психолого-социального института- Воронеж: Изд-во НПО «МОДЖ», 2005. В 2 томах. Т.2. — 456 с.
- Филиппов К.А. Асимметрия культурных концептов и языковое выражение//День науки в Санкт-Петербургском Гуманитарном университете профсоюзов: Материалы конф. — СПб., 1996. С.395−397.
- Философские проблемы деятельности (материалы «Круглого стола»)//Вопросы философии. 1985. №№ 2,3,4
- Философско-психологические проблемы развития образования/Под ред. В.В.Давыдова- РАО. -М.: ИНТОР, 1994. -128 с.
- Формирование учебной деятельности школьников/Под ред. В. В. Давыдова и др. М.: Просвещение, 1982. — 216 с.
- Франк C.JI. Русское мировоззрение. СПб.: Наука, 1996. — 738 с.
- Френе С. Избранные педагогические сочинения. Пер. с фр./ Общ. ред. и вступ. ст. Б. Л. Вульфсона. — М.: Прогресс, 1990. 301 с.
- Фридман Л.М., Пушкина Т. А. Изучение личности учащихся и ученических коллективов. Кн. Для учителя. М.: Просвещение. — 1988.- 207 с.
- Хайдеггер М. Учение Платона об истине//Хайдеггер М. Время и бытие: Ст. и выступления разных лет. — М., 1993. С.345- 361.
- Харисова Л.А. Модульная разработка содержания гуманитарных предметов на базе элементов национальной культуры: Автореф. дис. на соиск. учен. степ, к.п.н.: (13.00.01)/Казан. гос. пед. ун-т. Казань, 1995. — 17 с.
- Хейфец П.С. Организационно-методические условия создания регионального профессионального учебного заведения. (Опыт Российского лицея традиционной культуры)/Под ред. А. П. Беляевой. СПб., 1994. — 24 с.
- Хорни К. Самоанализ. М., 1993. — 316 с.
- Хотинец В.Ю. Этническое самосознание. — СПб., 2000. -240 с-
- Цирульников A.M. История образования в портретах идокументах: Учебное пособие для студ.пед.учеб.заведений. -М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2000. -72 с.
- Цирульников A.M. Система образования в этнорегиональном и социокультурном измерениях. АНО «Агентство образовательного стандарта». СПб, 2007. — 287 с.
- Чабыев И.П. Возрастная психология. Учебное пособие. — Якутск: Изд. Якутского госуниверситета, 1985. — 80 с.
- Чиряев К.С. Олох педагогиката: (Бэлиэтээьиннэр, ахтыылар, ыстатыйалар, кэпсээннэр). Дьокуускай, 1998. — 496 с.
- Чуприкова Н.И. Умственное развитие и обучение. Психологические основы развивающего обучения. М.: АО «Столетие», 1995.- 190 с.
- Шадриков В.Д. Деятельность и способности. — М.: Изд. корпорация «Логос», 1994. — 320 с.
- Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека: Учеб. Пособие/ В. Д. Шадриков. М., 1996. — 320 с.
- Шамова Т.И., Давыденко Т. М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе. — М.: Центр «Педагогический поиск», 2001. -384 с.
- Швырев B.C. Научное познание как деятельность. — М., 1983. -232 с.
- Шевелева С.С. Открытая модель образования (синергетический подход). М.: Изд-во Магистр, 1997. — 48 с.
- Шевченко С.Д. Школьный урок. Как научить каждого. М.: Просвещение, 1991. — 175 с.
- Шепель О.М., Минин М. Г. Знания как живая система. //Образование и наука. -2005. № 5(33). — С.30−36.
- Шишкина JI.C. О концепции педагогики целостного развития// Преемственность поколений: Диалог культур. Материалы междунар. науч.-практ. конф. СПб., 1996.-Вып.2. — С.260−262.
- Штейнер Р. Искупление разума: От спиритуальной философии и новейшего естествознания к современной науке о духе/Пер. с нем. А. Лейбин, А. Конвиссера, Г. Фресмайер. СПб.: Азбука-классика, 2004. — 224 с.
- Щедровицкий Г. П. Избранные Tpyflbi=Selected works/Ред.-сост. А. А. Пископпель, Л.П. Щедровицкий- Авт. вступ. ст. А. Пископпель. — М.: Шк. Культ. Полит., 1995. 800 с.
- Щедровицкий Г. П. Синтез знаний: Пробл. и методы//На пути к теории научного знания. М., 1984. -С.67−109.
- Щедровицкий Г. П. Схема деятельности — системно-структурное строение, смысл и содержание//Системные исследования: Методол. пробл.: Ежегод. 1986.-М., 1987. С.124−146.
- Эльконин Б.Д. Психология развития: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений. -2-е изд. — М.: Изд-кий центр «Академия», 2005.- 144 с.
- Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. — М.: Педагогика, 1989. 500 с.
- Эмбри, Лестер. Рефлексивный анализ. Первоначальное введение в феноменологию. -М.: «Три квадрата», 2005. — 224 с.
- Этнос. Идентичность. Образование. Труды по социологии образования. T.IV. Выпуск VI/Под ред. B.C. Собкина. — М.: Центр социологииобразования РАО, 1998. 268 с.
- Этносоциальное развитие Республики Саха (Якутия): Потенциал, тенденции, перспективы/В .Б. Игнатьева, С. В. Абрамова, А. А. Павлов и др.- Отв. ред. В. Н. Иванов. Новосибирск: Наука, 2000. — 277 с.
- Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. — М.: Наука, 1978,-391 с.
- Ямбург Е.А. Теоретические основы и практическая реализация модели адаптивной школы. Дисс. д.п.н. в форме научного доклада. М., 1997. -62 с.
- Ямбург Е.А. Школа для всех: Адаптивная модель: (Теоретические основы и практическая реализация). М.: Новая школа, 1997 — 352 с.
- Янковская Н.А. Методическое руководство по экспертной оценке проективных ожиданий управленческого персонала. — М.: М-во общ. и проф. образования РФ. Науч.-метод. центр ср. проф. образования, 1997. 34 с.
- Ясперс К. Смысл и назначение истории. Пер. с нем.яз. Издательство «Республика». — 1994. — 527 с.