Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Использование невербальных средств в процессе обучения иноязычной лексике младших школьников: На материале англ. яз

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В настоящее время разработанная система методических приемов по формированию лексических навыков и умений воплощена в специальных пособиях и применяется на практике в средней общеобразовательной школе. Подводя итог, подчеркнем, что практическое значение этого исследования состоит в разработке системы методических приемов и включении ее в курс обучения английскому языку в средней школе. Объект… Читать ещё >

Содержание

  • Обование актуальни темы ледования
  • Глава I. Теоретические основы обучения иноязычной лексике младших школьников
    • 61. Современные тенденции в методике преподавания инранного языка. Актуальные вопрмантизации и первичного закрепления леки
    • 62. К проблеме развивающей функции в проце обучения инранному языку
    • 63. Психологические предпосылки совершенствования процесса овладения лексическими умениями и навыками

    Глава II. Экспериментальная проверка эффективности системы приемов с использованием невербальных средств в процессе семантизации и первичного закрепления лексики. &1. Основные принципы организации методического пособия по работе с лексикой на начальном этапе обучения английскому языку младших школьников 2. Экспериментальное обучение лексике и его результаты 117

    З.Педагогичая эертизастемы приемов. Организация, держание и итоги 143

Использование невербальных средств в процессе обучения иноязычной лексике младших школьников: На материале англ. яз (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В настоящее время школа переживает период поиска новых путей, наиболее соответствующих потребностям социального и научно — технического прогресса. Нельзя решать вопрос об эффективности обучения, ограничиваясь только его ускорением. Действительное усовершенствование процесса обучения произойдет тогда, когда мы научимся в более короткие сроки давать учащимся более глубокие знания. Созрело понимание того, что это усовершенствование необходимо, так как современная общественная ситуация диктует потребность в по-настоящему образованной, активной творческой личности.

Образование должно стать подлинно развивающим, оно должно ориентироваться на сильные, а не слабые стороны ученика. «Обучение народному языку, — как пишет А. А. Леонтьев, — независимо от возраста учащихся все чаще понимается как решение не только коммуникативных и когнитивных, но и развивающих задач» (139, с.7).

Господствовавшие в свое время в школьной практике механические упражнения, механическое заучивание, показали свою несостоятельность, поскольку не способствовали продуктивному запоминанию изучаемого материала. Эта ситуация показала необходимость обращения к более широкому применению активных форм и методов обучения, основанных на знании психологических закономерностей. По мнению А. А. Леонтьева «для современного обучения иностранным языкам вообще становится характерным обращение к психологически ориентированной дидактике» (139,с.6).

В последнее время в современной практике обучения иностранным языкам наблюдается усиленный интерес к психолого — педагогическим проблемам. Этот интерес обусловлен тем, что учителя в своей повседневной деятельности сталкиваются с такими трудностями, которые можно преодолеть только на основе психолого педагогических знаний. Методика преподавания иностранных языков всегда пристально следила за положением дел в смежных науках: педагогике и психологии. Доказательством этому является разработка коммуникативного подхода в обучении иностранным языкам (Н.И. Жинкин, B. J1. Скалкин, Г. А. Рубинштейн, Г. В. Рогова, Е. И. Пассов и др.), интенсивных методов обучения иностранным языкам (Г.А. Китайгородская, И. Ю. Шехтер, Г. Ш. Гегечкори, В. В. Петрусинский, С. И. Мельник и др.), методических пособий и рекомендаций для работы с дошкольниками и младшими школьниками, имеющими ярко выраженную психологическую направленность (Е.И. Негневицкая и др.).

Вопрос о значении вклада психологии в дело повышения эффективности методов обучения возникает не случайно. Действительно, психологическая наука оказала очень большое влияние на систему образования. Все основные нововведения в образовании и, в частности, в методике обучения иностранным языкам связаны с психологией, но здесь есть еще неиспользованные возможности.

Успешность овладения иноязычной лексикой младшими школьниками зависит от многих факторов, в том числе от эффективности применяемых методов обучения и организации учебной деятельности. В настоящее время созданы все предпосылки для расширения номенклатуры приемов и средств, используемых, в частности, при введении и закреплении лексического материала, за счет опоры на достижения психологической науки в области изучения закономерностей памяти и мышления и коммуникативной направленности обучения. Ознакомление учащихся с новой лексикой не должно превращаться в самоцельэтот процесс должен стать толчком к самостоятельной активной деятельности с лексическим материалом в искусно смоделированных ситуациях общения, максимально приближенных к естественным. Коммуникативная направленность определяет отбор и организацию языкового материала, формы работы с ним. Для того, чтобы обстановка на уроке стала подлинно коммуникативной, необходимо создавать благоприятный психологический климат на уроке и использовать игровые виды деятельности.

Успехи в разработке психологической теории усвоения знаний закономерно приводят к изучению проблем: память и обучение иностранным языкам, в частности, иноязычной лексикеусловия фасилитации обучения лексикеприемы и средства, способствующие оптимизации этого процесса. Это объясняет актуальность темы исследования и мотивирует ее выбор.

Примечательно, что выводы прикладного характера, вытекающие из фундаментальных исследований памяти, идут в едином русле с передовыми тенденциями в развитии современной дидактики и методики преподавания иностранных языков, в одном русле с поисками и находками творчески работающих учителей. Эти выводы свидетельствуют о том, что чем шире и глубже анализ и разнообразнее работа с материалом, требующим усвоения, тем больше включается в усвоение мышление (анализ материала, сравнение, классификация, обобщение и т. д.), тем активнее функционирует память ученика, тем полнее используются ее потенциальные возможности, отсюда вытекает методическая цель нашей работы:

1. Выявить, изучить и раскрыть условия и средства интенсификации и фасилитации процесса овладения лексикой на начальном этапе обучения иностранному (английскому) языку младших школьников.

2. Создать систему методических приемов с использованием невербальных средств, которая будет способствовать оптимизации процесса формирования лексических навыков и умений.

3. Разработать спецкурс «Психология обучения иностранным языкам» с включением ряда тем по проблеме данного исследования.

Теоретическое значение исследования заключается в психолого — педагогическом обосновании отбора научных фактов, используемых для построения системы методических приемов, которая будет полезна при работе с лексическим материалом на этапах введения (семантизации) и закрепления. Теоретический анализ будет осуществляться с учетом дидактических принципов, педагогического опыта и специфических особенностей. преподавания иностранного языка как средства целенаправленного интеллектуального развития учащихся в целом и руководства процессом запоминания учебного материала в частности.

Научная новизна исследования состоит в определении методических принципов, приемов и средств, образующих специфическую динамическую систему, позволяющую с наибольшей полнотой реализовать возможности учащихся. Новым является комплексный, интегративный и синтетический подход к проблеме использования знаний о закономерностях мышления и памяти в процессе обучения иноязычной лексике на начальном этапе, так как эти вопросы в различных трудах прикладного практического направления излагаются в основном фрагментарно.

Практическое значение этого исследования состоит в том, что методика получит еще одну систему методических приемов и способов достижения определенной дидактической цели в применении к особенностям обучения конкретному предмету. Кроме того, практическая ценность диссертации состоит в том, что:

1. Результаты проведенного исследования могут быть полезны учителю-практику в повседневной работе, особенно на начальном этапе обучения;

2. Помогут перевести язык психологических терминов на язык, доступный учителю;

3. Позволят сформировать материал в виде рекомендаций, которые учитель может реализовать непосредственно в учебном процессе;

4. Результаты проведенного исследования могут найти свое применение в дальнейшем в разработке конкретной системы упражнений и фрагментов урока, основывающихся на представленных приемах.

В настоящее время разработанная система методических приемов по формированию лексических навыков и умений воплощена в специальных пособиях и применяется на практике в средней общеобразовательной школе. Подводя итог, подчеркнем, что практическое значение этого исследования состоит в разработке системы методических приемов и включении ее в курс обучения английскому языку в средней школе. Объект настоящего исследованияпроцесс обучения, активизирующий интеллектуальную деятельность учащихся, в частности, развитие их мышления и памяти на начальном этапе преподавания английского языка в средней школе. Это направление исследования полностью соответствует такому совершенствованию обучения, которое основано на деятельностном подходе Л. С. Выготского и А. Н. Леонтьева и подразумевает отношение к ученикам как к субъектам разносторонней деятельности. Этот тип обучения, который традиционно называют развивающим, ведет к всемерному усилению творческих возможностей детей, способствует всестороннему развитию личности. Предмет исследованиявыявление связи между правильной с психологической и методических точек зрения организацией работы по активизации мыслительной и мнемической деятельности учащихся и эффективностью в ее количественных и качественных аспектах запоминания лексического материала в процессе обучения английскому языку младших школьников.

На основании вышеизложенного, делаем вывод, что суть гипотезы настоящего исследования заключается в следующем: использование системы методических приемов, основанной на закономерностях мышления и памяти и применяющейся при введении (семантизации) и закреплении нового лексического материала на начальном этапе обучения иностранному языку в средней школе, будет способствовать формированию лексических навыков и умений, более глубокому знанию иностранного (английского) языка и, в конечном итоге, активизации процессов мышления и памяти. Этого можно достичь при условии, что работа будет проводиться с учетом результатов комплексных исследований, проведенных на стыке наук: психологии, дидактики и методики обучения иностранным языкам в сочетании с результатами многолетнего педагогического опыта преподавания английского языка в средней школе. Для этого необходимо разработать конкретную систему методических приемов с использованием невербальных средств при применении которой одновременно происходит и запоминание лексического материала, и формирование навыков его применениявести работу по формированию лексического навыка, в частности, по введению (семантизации) и первичному закреплению лексики в соответствии с разработанной системой методических приемов. Проверка вышеизложенной гипотезы составила основную задачу данной работы. В соответствии с целью нашего исследования мы поставили конкретные задачи:

1. Изучить вопрос о роли психологических процессов, в частности процессов памяти и мышления, в деле формирования лексического навыка.

2. Выяснить специфику этого вопроса, связанную с рядом причин: а) результаты психологических исследований редко формулируются в виде закономерностей с перечислением условий, стимулирующих у учащихся в конкретных учебных ситуациях определенные психологические процессы — б) методистам и учителям трудно выделять эти условия из обширной психологической литературыв) некоторые широко известные психологические закономерности не всегда подкреплялись в методической литературе примерами из практики преподавания^ частности, иностранного языка.

3. Разработать теоретическое представление об использовании закономерностей памяти и мышления в обучении иностранному языку и создать систему приемов, позволяющую эффективно и последовательно формировать лексический навык.

4. Исследовать способности, формирующиеся в процессе овладения мнемической деятельностью.

5. Проверить эффективность предлагаемой системы приемов обучения иноязычной лексике экспериментально в опытном обучении.

Исследование прошло следующие этапы:

1. Непосредственно исследовательской работе предшествовала педагогическая деятельность в качестве преподавателя английского языка в средних школах г. Горького и г. Кирова .Этот период (1975;1989 г. г.) можно считать прогностическим, потому что он способствовал накоплению эмпирического материала. v.

2. Диагностический (1989;1993 г. г.)-изучение психологических дисциплин на курсах практических психологов при Кировском педагогическом институте, изучение теоретических основ методики и психологии обучения иностранным языкам по программе научного кандидатского исследования и построение концепции более эффективного обучения иноязычной лексике на начальном этапе обучения. Проведение констатирующего эксперимента, диагностирующего уровень развития памяти учащихся, количество и качество усвоения лексического материала. Исследователь находился в роли учителя английского языка начальных классов средней школы в течение 10 лет.

3. Формирующий (1993;1995 г. г.)-разработка и апробация экспериментальной программы спецкурса «Психология обучения иностранным языкам», методического сборника с описанием различных приемов, невербальных средств обучения, стимулирующих запоминание лексики. Внедрение в практику преподавателей школ города и области практических результатов исследования, оформление диссертации. Методологической основой исследования являются труды философов, в центре внимания которых находится проблема личности, психологов, педагогов, методистов, чьи исследования относятся к сфере управления учебным процессом, мыслительной и мнемической деятельностью учащихся. В соответствии с характером поставленных задач предполагается использовать следующие методы исследования:

1. Изучение и анализ философской, психологической, лингвистической, педагогической и методической литературы по теме исследования.

2. Наблюдение за учащимися в процессе преподавания.

3. Проектирование системы методических приемов для оптимизации процесса обучения иностранному (английскому) языку.

4. Проведение опытно — экспериментального преподавания с целью проверки гипотезы и разработки методических рекомендаций.

5. Экспертный анализ системы приемов.

Все эти методы укладываются в систему научно-исследовательских методов по классификации Э. А. Штульмана:

1) аналитических (методического, психологического, лингвистического анализа),.

2) обобщающих (формализации, описания, синтеза),.

3) проектировочных (предвидения),.

4) интерпретационных (объяснения, сравнения, аналогии и ДР-)".

5) сбора и накопления данных (наблюдения, изучения работ учащихся, опыта преподавателей, описанного в психолого-педагогической литературе,.

6) контроля и измерений (срезов),.

7) обработки данных (табличных),.

8) проверки (опытного обучения).

Такой набор методов соответствует сущности проведения исследования. Содержание исследования находит отражение в структуре диссертации, состоящей из введения, двух глав и заключения. Первая глава посвящена анализу проблем методики преподавания иностранного языка, педагогической психологии в области повышения эффективности обучения в рамках психологической теории деятельности Л. С. Выготского и А. Н. Леонтьева, обоснованию необходимости целенаправленно стимулировать мышление и память учащихся в процессе обучения, организовывать управление познавательной деятельностью. Эти проблемы стоят в центре актуальных психологических и педагогических исследований. Во второй главе дано описание системы приемов, используемых при введении (семантизации) и закреплении лексического материалахода и результатов экспериментального обучения. В соответствии с целью и гипотезой исследования на защиту выносятся следующие положения:

1. Система методических приемов с использованием невербальных средств, созданная исходя из определенных теоретических, психологическйх и методических принципов, является эффективным путем обучения лексике.

2. Использование методических приемов, основанных на знании закономерностей мыслительной и мнемической деятельности активизирует мыслительную деятельность учащихся, облегчает процесс запоминания и способствует оптимизации процесса обучения иностранному языку.

3. Опыт практического применения этой системы показывает, что она дает необходимый эффект, заключающийся в повышении качества усвоения лексического материала, увеличении объема запоминаемого материала, в некотором ускорении процесса обучения иноязычной (английской) лексике, в развитии мышления и памяти учащихся.

4. Выявленные и сформированные в ходе исследования условия, лежащие в основе системы приемов, представляют собой единство, состоящее из ряда принципов:

1.Принцип правильно организованного повторения;

2.Принцип новизны или разнообразия;

3.Принцип многоканальное&tradeили полисенсорности;

4. Принцип организации структурирования и перекодирования запоминаемого лексического материала, включающий: а) группировку лексики, б) иерархизацию и схематизацию лексики, в) кодирование и декодирование лексики;

5.Принцип ритмизации;

6.Принцип избыточности.

Достоверность проведенного исследования, итогов и выводов достаточно обеспечена методологической обоснованностью исходных теоретических подходов, важнейшими положениями методики, дидактики, психологии и педагогикипередовым опытом учителей средних школ, адекватностью методик исследования его задачам, этапам и анализу результатов экспериментальной работыглубоким и достаточно длительным изучением процесса эффективного введения и закрепления лексики на начальном этапе обучения иностранному языку учащихся младшего школьного возраста, проверкой выводов и рекомендаций, полученных в исследовании, среди широкого круга педагогов. Апробация работы осуществлялась следующим образом:

1. Материалы исследования докладывались на заседаниях кафедры методики преподавания иностранных языков МПГУ им. В. И. Ленина, на научных конференциях в г. Кирове, посвященных проблемам дидактики и частных методик преподавания.

2. Разработанная система методических приемов и упражнений используется в учебном процессе (изучение английского языка) в средних школах N 10, 24, 28, 30, 3, 46, 48, 42, 11, 34 г. Кирова и в ряде школ Кировской области с. Опарино, пос. Мирный), в средних школах №№ 1,5 г. Мегиона Тюменской области.

3. Материалы по проблеме исследования используются в процессе профессиональной подготовки будущих учителей, внесены в содержание спецкурса «Психология обучения иностранным языкам» на III курсе факультета иностранных языков Кировкого государственного педагогического институтапредставлены на курсах повышения квалификации учителей иностранного языка г. Кирова и Кировской области при городском методическом центре и областном институте усовершенствования учителей.

4.Содержание работы отражено в следующих публикациях:

1) «Методические рекомендации по организации обучения английскому языку в 1 классе общеобразовательной школы» .

— Киров, 1992 г.

2) «Использование невербальных средств при обучении английскому языку младших школьников «.Рукопись депонирована в ОЦНИ «Школа и педагогика «, М., 1994 г.

3)" Роль тренинга невербальной коммуникации в развитии коммуникативных и перцептивных способностей будущих учителей". Рукопись депонирована в ОЦНИ «Школа и педагогика» .

— М., 1995.

Результаты исследования ассоциативной памяти. методика «Ассоциации»).

Экспериментальная группа. учащиеся 1 2 3 4 5 6.

1. Регина 3. 7 6 3 2 4 22.

2.Ирина С. 5 7 4 6 5 27.

З.Катерина П. 5 5 4 4 5 23.

4.Павел О. 6 6 4 4 4 25.

5.Анастасия Б. 4 4 1 5 4 18.

6.Евгений Б. 6 4 4 6 2 22.

7.Ольга П. 4 7 2 3 2 18.

8.Владимир В. 6 5 7 3 5 26.

9.Ольга Ш. 7 10 5 2 6 31.

Ю.Иван К. 8 7 4 5 5 29.

П.Антон С. 5 4 3 5 6 23.

12.Евгений Е. 7 9 5 4 6 31.

13.Яков 3. 7 7 3 7 5 29.

14.Елена С. 9 7 3 3 6 28.

15.Сергей С. 5 7 4 6 4 26.

16.Алексей У. 6 5 6 5 2 25 итого: 6,0 5,9 3,9 4,4 4,5 25,2.

Проведенная теоретическая и опытно-экспериментальная работа, обобщение ее результатов позволяют сделать следующие выводы и заключение.

Исследование, исходя из актуальности на современном этапе положений об эффективности деятельностного подхода и психологически ориентированной методики в обучении иностранным языкам, раскрыло проблему интенсификации и фасилитации процесса обучения лексике на начальном этапе обучения (младший школьный возраст), показало ее значимость. Психологическая ориентация современной методики преподавания иностранных языков свидетельствует о необходимости использовать выводы педагогической психологии и психологии обучения иностранным языкам, в частности, выводы о закономерностях памяти и мышления.

Теоретическое обобщение материалов педагогических и психологических исследований позволило сделать вывод о том, что эти знания необходимо активно использовать на начальном этапе обучения иностранному языку, поскольку одной из целей этого процесса является овладение базовым количеством лексических единиц.

Проблема овладения лексикой является трудной проблемой при обучении иностранному языку. Анализ самого полного списка способов семантизации лексики, предпринятый в нашем исследовании, свидетельствует о том, что некоторые способы семантизации отсутствуюта длительный опыт практической работы учителем средней общеобразовательной школы приводит к выводу о том, что традиционно используются самые примитивные: перевод, картинная наглядность.

Анализ многолетней работы учителей — практиков проведенный М. В. Гамезо (62), доказывает, что знаковые, символические, условные виды наглядности почти не используются. Эти выводы и понимание того, что активизация познавательной деятельности учащихся на уроке иностранного языка, особенно учащихся младшего школьного возраста, зависит от включения в учебный процесс практических форм деятельности, привели нас к необходимости разработки системы приемов фасилитации и оптимизации процесса введения и запоминания лексики.

К продуктивным формам регулирования акта запоминания в практике обучения иноязычной лексике относятся: группировка и классификация материала, установление межгрупповых связей, схематизация и систематизация, кодирование и декодированиеиспользование невербальных средств семантизации и закрепления лексики, включающих жестовые эквиваленты пальчиковых игр и пантомимику.

Систематизация этих невербальных средств и приемов нашла свое выражение в создании методического пособия по работе с иноязычной лексикой, в основе которого находятся шесть основных принципов:

1.Принцип правильно организованного повторения.

2.Принцип новизны.

3. Принцип многоканальности.

4.Принцип организации, структурирования и перекодирования запоминаемого материала.

5.Принцип ритмизации.

6.Принцип избыточности.

Итак, заключая выводы о теоретической стороне исследования, подчеркнем, что:

1. Методологический уровень исследования обеспечен опорой на идеи ведущих психологов, педагогов и методистов, таких как: J1.C. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. А. Леонтьев, И. А. Зимняя и др. В диссертации реализован системный подход к проблеме фасилитации овладения иноязычной лексикой.

2. Теоретический уровень работы обусловлен тем, что целостно исследован психологический аспект проблемы эффективного овладения иноязычной лексикой, подробно представлен процесс запоминания и воспроизведения.

3. Методическая ценность исследования обеспечена разработкой и апробацией системы невербальных средств и приемов по эффективному запоминанию объемного лексического материала, которая привела к созданию методического пособия «Методические рекомендации по работе с лексикой на начальном этапе обучения английскому языку» и спецкурса «Психология обучения иностранным языкам» с включением исследуемой проблемы.

Проведенное теоретическое исследование доказало, что существует реальная возможность доказать гипотезу: использование невербальных средств и системы методических приемов, основанных на закономерностях мышления и памяти и применяющихся при введении (семантизации) и закреплении нового лексического материала на начальном этапе обучения иностранному языку в средней школе, будет способствовать формированию лексических умений и навыков, а, в конечном итоге, активизировать процессы памяти и мышления.

Проведенное опытное обучение и эксперименты, включающие различные виды тестирования, позволили выполнить поставленную задачу — подтвердить выдвинутую гипотезу.

Подтвердилось предположение о том, что процесс более эффективного запоминания и воспроизведения новой иноязычной лексики возможно осуществить при определенных, разработанных автором исследования, условиях.

В практическом плане это исследование и разработанные в его результате методическое пособие и спецкурс «Психология обучения иностранным языкам» могут быть реально использованы учителями в процессе обучения иностранным языкам младших школьников. ft.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Актуальные проблемы психологии речи и психологии обучения языку /под редакцией А. А. Леонтьева и Т. В. Рябовой. -М.Изд-во МГУ, 1970. -165 с.
  2. А.Т. Особенности мнемической деятельности студентов языкового ВУЗа и обучаемость иностранному языку: Дис.канд. пед. наук.М., 1976.
  3. АнаньевБ.Г. О проблемах современного человекознания,-М.Наука, 1977.-121с.
  4. В.В. Психология усвоения иностранного языка на разных возрастных ступенях // Обучение и развитие младших школьников: Материалы межреспубликанского симпозиума. Под ред.Г. С. Костюка.-Киев, 1970.-407 с.
  5. Т. Ю. Карабекова Н.В. Коррекция психического развития младшего школьника на начальном этапе обучения //Вопросы психологии.-1993.-N 1,-с.47−54.
  6. В.А. Психология наглядности при обучении иностранным языкам //Сб: Преподавание иностранных языков. Теория и практика. М.:Наука, 1971 .-205 с.
  7. Артемов В. А. Психология обучения иностранным языкам.М.:Просвещение, 1969.-276 с.
  8. Р. Человеческая память и процесс обучения. М.:Прогресс, 1980.-528 с.
  9. М.П. Методические основы развивающего обучения.-М.:Высшая школа .1991.-232 с.
  10. Ю.Басов М. Я. Избранные психологические произведения. Под ред. В. Н. Мясищева и В. С. Мерлина.-М.: Педагогика, 1975.-427с.
  11. П.Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика.-М: Прогресс, 1989.-331с.
  12. С.Г. Быстрота и прочность запоминания и их соотнесение у школьников //Возрастные и индивидуальные различия памяти. Под ред. А. А. Смирнова.-М.: Просвещение, 1967. -299с.
  13. З.Безруков В. И. К проблеме знака: некоторые вопросы семиотической стороны языка.-Тюмень, 1975.-26 с.
  14. .В. Очерки по психологии обучения иностранным языкам.-М.: Наука, 1965.-226с.
  15. .В. Психологические основы усвоения лексики иностранного языка. М.: Просвещение, 1964.
  16. А.И. Основы картинной наглядности для обучения устной иноязычной речи в школе: Дис.канд. пед. наук. -М., 1976.-224 с.
  17. П.Блонский П. П. Избранные психологические произведения. М.: Просвещение, 1964.-230 с.
  18. П.П. Развитие мышления школьника. М.: Учпедгиз. 1935.128 с.
  19. И.И. О некоторых приемах прогнозирования способностей учащихся к иностранному языку //Учен.зап.1 МГПИИЯ им. М.Тореза.-т.53-М., 1970.
  20. Л.И. 4 Очерки психологии детей: Общая характеристика детей младшего школьного возраста. М.
  21. У. Графическое представление информации /Под ред. В. Ф. Венды. М.: Мир, 1971.-225 с.
  22. Дж. Психология познания.-М.: Прогресс, 1977.-305с.
  23. С.П. Переработка знаковой информации в процессах памяти // Психологические проблемы переработки знаковой информации.-М.: Наука, 1977.-276 с.
  24. Д.Г. Методическое значение рисунков КРОКИ в преподавании иностранных языков (на материале английского языка): Дис.канд. пед. наук.-М., 1974.-229 с.
  25. К. Духовное развитие ребенка. -М., 1924.-556с.
  26. А. Психологическое развитие ребенка /Под ред. А. Н. Леонтьева. -М.:Просвещение, 1967.194 с.
  27. A.M., Каменецкая В. И. Память человека.-М.: Наука, 1973.-207 с.
  28. Л.Ф. Методический аспект паралингвистических характеристик устной иноязычной речи: Дис.канд. пед. наук. -М. 1982.-220 с.
  29. Л. А. Восприятие и обучение (Дошкольный возраст). М.: Просвещение, 1969.-364 с.
  30. Л.А., Венгер А. Л. Домашняя школа мышления.-М.: Знание, 1985.-79 с.
  31. Л. А. О формировании познавательных способностей в процессе обучения дошкольников //Дошкольное воспитание. -1979.-N 5, с.36−39.
  32. В.Ф. Средства отображения информации (Эргономические исследования и художественное конструирование). М.:Энергия, 1969,-304с.
  33. И.Н. Обучение учащихся II класса устной речи на английском языке в школах с преподаванием ряда предметов на иностранном языке. Дис.канд. наук.-М. 1965.-216 с.
  34. М. Продуктивное мышление /Под ред. С. Ф. Горбова и В. П. Зинченко. -М.:Прогресс, 1987. -336с.
  35. А.А. Семиотика и ее основные проблемы. М.: Политиздат, 1968.-263 с.
  36. Н.В. Природа интеллектуальных способностей человека. -М.: Мысль, 1989.-205 с.
  37. Л. Г. Использование деловых игр в преподавании русского языка как иностранного. -М.: Изд. МГУ, 1987.-68 с.
  38. Возрастная и педагогическая психология /Под ред. М. В. Гамезо и М. В. Матюхиной. М.: Просвещение, 1984.-406 с.
  39. Возрастная и педагогическая психология /Под ред. А. В. Петровского. -М.:Просвещение, 1979.-425 с.
  40. Возрастные возможности усвоения знаний (Младшие классы школы). Под ред. Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова. М.:Просвещение, 1966.-443 с.
  41. Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся /Под ред. И. С. Якиманской. -М.: Просвещение, 1989.-223 с.
  42. Возрастные и индивидуальные различия памяти /Под ред. А. А. Смирнова. -М.: Просвещение, 1967.-299 с.
  43. А.Г. Язык-как система знаков.-М.: Изд. МГУ, 1966. 87с.
  44. В помощь преподавателям русского языка как иностранного. -М.': Изд. МГУ, 1970.-294 с.
  45. Л.С. История развития высших психических функций. М.: Педагогика, 1960.-137 с.
  46. Л.С. К вопросу о многоязычии в детском возрасте /Собр. соч.: В 6-ти т. под ред. A.M. Матюшина. -М.: Педагогика, 1983, т.3.-с.23−56.
  47. Л.С. Орудие и знак в развитии ребенка /Собр. соч.: в 6-т. под ред. Матюшина. -М.: Педагогика, 1983., т. 6. с.5−90.
  48. Л.С. Педагогическая психология.-М.: Педагогика, 1990.480 с.
  49. Л.С. Развитие мнемических и мнемотехнических функций /Собр. соч.:В 6-ти т. под ред. A.M. Матюшина. -М.:Педагогика -, 1983, т.3.-с. 111−180.
  50. Л.С., Лурия А. Р. Этюды по истории поведения. Обезьяна. Примитив. Ребенок. -М. -Л.: Госуд. изд-во, 1930. -231 с.
  51. Л.С. Мышление и речь. /Собр.соч.: В 6-ти т. под ред. A.M. Матюшина. -М.: Педагогика, 1983, т. 2. -с.112−205.
  52. Выготский J1.С. сихология искусства.-М.: Искусство, 1968. -328 с.
  53. Л.С. Развитие высших психических функций /Из неопубликованных трудов.-М.: Педагогика, 1960.-230 с.
  54. Л.С. Предистория развития письменной речи /Собр. соч.: В 6-ти т. под ред. A.M. Матюшина. М.: Педагогика, 1983., т. 3.-С.72−98.
  55. Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения. -М.-Л.: Госуд. изд-во, 1935.-64 с.
  56. Гадалина И.И., 4 Киселева Н. И., Романчукевич А. К. Обучение глаголам движения с использованием графической наглядности /Учебное пособие. -М.: Изд-во МГУ, 1983.-37 с.
  57. П.Я. Введение в психологию. -М.: Изд-во МГУ, 1976.-149 с.
  58. П.Я. Заметки о психологических основах обучения речи на иностранном языке //Функциональный подход к обучению речи на иностранном языке.-Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1980.-е. 18−21.
  59. П.Я., Запорожец А. В., Карпова Н. В. Актуальные проблемы возрастной психологии / Материалы к курсу лекций. -М.: Изд-во МГУ, 1978.-117 с.
  60. П.Я. Основные результаты исследований по проблеме «формирование умственных действий и понятий».-М.: Изд-во МГУ, 1965.-202 с.
  61. П.Я., Запорожец А. В., Эльконин Д. Б. Проблемы формирования знаний и умений у школьников и новые методы обучения в школе //Вопросы психологии.-1963.-N 5,-с. 18−25.
  62. М.В., Ломов Б. Ф., Рубахин В. Ф. Психологические аспекты методологии и общей теории знаков и знаковых систем //Сб.: Психологические проблемы переработки знаковой информации. -М.: Наука, 1977.-c.5−48.
  63. М.В. Зависимость успешности овладения знаковой системой от меры ее наглядности и логической упорядоченности //Сб.: Психологические проблемы переработки знаковой информации.-М.: Наука, 1977.-е. 226−237.
  64. М.В. Знаковое моделирование в процессе решения учебных текстовых задач. //Сб.: Психологические проблемыпереработки знаковой информации.-М.: Наука, 1976.-c.238−246.
  65. М.В. Развитие знаковой функции сознания учащихся как особая задача обучения //Психология учебной деятельности школьников /Тезисы докладов II-ой Всесоюзной конференции по педагогической психологии в г. Туле.-М., 1982. -с. 111−118.
  66. И.Е. Опыт изучения письма. -М.: Радуга, 1982.-225 с. «68.Глотова Г. А. Виды знаково-символической деятельности иих становление у ребенка: Дис.канд. наук. -М., 1983, -225 с.
  67. Г. А. Человек и знак. Семиотико-психологические аспекты онтогенеза человека. -Свердловск: Изд-во Уральского Унив-та, 1990.-254 с.
  68. С. Б. Восприятие невербальных средств коммуникации //Методика обучения студентов -иностранцев /Вестник Киевского Университета.-Киев: Изд-во ЮГУ, 1986.-Вып. 11, с.31−35.
  69. В. И. Исследование двигательной памяти //Вопросы психологии. -1991.-N 3, -с. 75−79.
  70. И.Н., Енгалычев В. Ф. Безмолвный мысли знак: Рассказы о невербальной коммуникации. -М.: Молодая гвардия, 1991.-240 с.
  71. Г. Г. Аудиовизуальные пособия: Принципы их создания и использования //Сб. Аудиовизуальные пособия и психологические основы наглядности в учебниках русского языка. -М., 1979.-c.3−13.
  72. P.M. Элементы практической психологии. Л.: Изд-во ЛГУ, 1988.-503 с. 7 5. Графическая наглядность как средство активизации мыслительной деятельности учащихся /Методические рекомендации. -Актюбинск, 1988.-48 с.
  73. Р. Разумный глаз. -М.: Искусство, 1972.-128 с.
  74. Е.А. Память и ее резервы. М.: Знание, 1983.-63 с.
  75. Е.А. Эмоциональная память и ее механизмы. М.: Наука. 1980.-180 с.
  76. Н.И. Несколько случаев из практики школьного психолога. -М.: Знание, 1991.-74 с.
  77. В.В. Основные проблемы исследования учебной деятельности // Современное состояние и перспективы развивающего обучения /Материалы конференции. Красноярск: Изд-во Красноярского Ун-та, 1990.-102 с.
  78. В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. -М.: Педагогика, 1986.-218 с.
  79. Диагностика умственного развития дошкольников /Под ред. Л. А. Венгера и В. В. Холмовской. -М.: Педагогика, 1978.-248с.
  80. Э. Знаки и чудеса. -М.: Знание, 1963.-123 с.
  81. В.Н. Психологическая диагностика способностей. Теоретические основы. -Саратов: Изд-во Саратовского Ун-та, 1990. -чЛ-137 е., ч. II -293 с.
  82. И.Г. Такое многоликое влияние.-М.: Наука, 1989.-26с.
  83. Е.А. Психосемиотический анализ жестикуляции как знакового средства общения: Дис.канд. псих. наук. -М., 1984.
  84. Ейгер Г. В., Р апопорт И.А. К концепции учебного предмета «иностранный язык 7/ Иностранные языки в школе. -1991.-N 4,-с.8−15.
  85. Н.И. Механизмы речи.-М.: АПН РСФСР, 1958.-370с.
  86. С.Ф. Психологические основы повышения эффективности обучения младших школьников родному языку. М.: Педагогика, 1979.-183 с.
  87. И.А. Личностно-деятельностный подход в обучении как фактор гуманизации образования // Русский язык за рубежом. -1991. N 3, -с.91−96.
  88. И.А. Наглядность в обучении речи на иностранном языке // Учен. зап. I МГПИИЯ им. М. Тореза: Психология и методика обучения иностранным языкам.-Т. 44. -М., 1968.-С.50−58.
  89. И.А. О слуховой и зрительной наглядности в обучении иностранному языку //Проблемы зрительной и слуховой наглядности: Материалы I -й Научно-методической конференции кафедры русского языка. -М.: Ун-т дружбы народов им. П. Лумумбы, 1970.-c.8−16.
  90. И.А. О смысловом восприятии речи. //Психологические вопросы обучения иностранцев русскомуязыку /Под ред. А. А. Леонтьева и Т. В. Рябовой. -М.: Изд-во Московского Ун-та, 1972.-C.22−23.
  91. Основные цели применения наглядности при обучении иностранному языку //Учен. зап. I МГПИИЯ им. М. Тореза: Методика и психология обучения иностранным языкам.-т.53.-М., 1970.-С.38−40.
  92. И.А. Психология обучения неродному языку (на материале русского языка как иностранного). -М.: Русский язык, 1989. -219с.
  93. П.И. Непроизвольное запоминание. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.-202 с.
  94. Знак и общение: Сб. научных трудов. -Фрунзе.: Академия наук Киргизской ССР, 1974.-115 с.
  95. М.М. Техника эффективного запоминания в бизнесе, учебе, деловом общении, повседневной жизни. -М.: Менатеп-Информ, 1992.-192с.
  96. Интенсификация процесса обучения иностранному языку в средней школе: Сб. научных трудов.-JI.: Изд-во ЛГПУ, 1980−100с.
  97. Использование средств наглядности в преподавании русского язьпса: Сборник методических статей. -М.: Изд-во МГУ, 1968.-86 с.
  98. З.М. Возрастные и индивидуальные различия в соотношении разных видов и сторон памяти в дошкольном возрасте //Возрастные и индивидуальные различия памяти /Под ред. А. А. Смирнова. -М.: Просвещение, 1967.-е. 15−112.
  99. В.А. Возникновение и развитие письма.-М.: Наука, 1965.-130с.
  100. Пб.Кабардов М. К. Роль индивидуальных различий в успешности овладения иностранным языком: Дис.канд. пед. наук. М., 1983.
  101. П.Карчевская П. И. Построение начального этапа обучения иностранному языку. Дис.канд. пед. наук. -М., 1968.
  102. М.Г. О некоторых компонентах иноязычных способностей и их развитие у школьников //Иностранные языки в школе. -1986. -N 5. -с.25−28.
  103. Е.Д. О значении символической игры в формировании репрезентации у детей //Психология и педагогика игры дошкольника /Под ред.А. В. Запорожца и А. П. Усовой. -М.: Просвещение, 1966. -с.68−78.
  104. Г. А. Методика интенсивного обучения иностранным языкам. -М.: Высшая школа, 1986.-102 с.
  105. Китайгородская Г. А. Методические основы интенсивного обучения иностранным языкам. -М.: Изд-во МГУ, 1986.-175 с.
  106. Р. Память человека. Структуры и процессы. -М.: Мир, 1978.-121с.
  107. А. Д. Экспериментальное обучение английскому языку детей с 6 лет в школе //Иностранные языки в школе. -1978.-N 2,-с.37−47.
  108. Г. В. Логика и структура языка.-М.:Высшая школа, 1965.-239с.
  109. М.М. Ребенок учится говорить. -М.: Советская Россия, 1979.-140с.
  110. В.А. Психологическое обоснование путей повышения эффективности усвоения лексики в процессе чтения: Дис. д-ра пед. наук. -М., 1972.
  111. К. Основы психического развития.-М.-Л., 1934. -259с.
  112. Е.В. Жесты и языковые фразеологизмы (к соотношению вербального и жестового кодов) //Из опытасоздания лингвострановедческих пособий по русскому языку. -М., 1977. -с.58−66.
  113. Л.Г. Жест в нашей речи. //Дошкольное воспитание. -1975. -N9.-C. 101−104.
  114. Ю.Н., Суховская Г. Д. Об использовании схематической наглядности при формировании грамматических умений //Вопросы психологии.-1967.-N 1, с. 136−143.
  115. В.А. Интерпретация невербального поведения в межличностном общении: Дис.канд. псих. наук. -Ростов -на Дону, 1989.
  116. Лапп Даниэль. Искусство помнить и забывать. -С.-П.: Питер, 1995.-215с.
  117. Лапп Даниэль. Улучшаем память -в любом возрасте.-М.: Мир, 1993.-240с.
  118. А. А. Возрастные и индивидуальные особенности школьников в процессе обучения иностранному языку //Иностранные языки в школе. -1976.-N 1, с.97−101.
  119. А.А. Мышление на иностранном языке как психологическая проблема //Иностранные языки в школе.-1972. -Nl,-c.3−5.
  120. А.А. Некоторые вопросы психологии обучения речи на иностранном языке // Психолингвистика и обучение русскому языку нерусских. -М., 1977.-С.38−51.
  121. А.А. Некоторые проблемы обучения русскому языку как иностранному (Психолингвистические очерки).-М.: Изд-во МГУ, 1970.-42с.
  122. А.А. Некоторые психолингвистические аспекты начального этапа процесса овладения языком //Вопросы обучения русскому языку иностранцев на начальном этапе /Под ред. А. А. Миролюбова и Э. Ю. Сосенко. -М.: Изд-во МГУ, 1971, с. 29−39.
  123. А.А. Основные линии развития методики преподавания иностранных языков в СССР (40−80 г. г.) //Общая методика обучения иностранным языкам: Хрестоматия /Сост. Леонтьев А. А. -М.: Русс, яз., 1991. с.4−7.
  124. А.А. Принцип коммуникативности сегодня //Иностранные языки в школе. -1986. -N2, -с.5−7.
  125. А.А. Психологические предпосылки раннего овладения иностранным языком //Иностранные языки в школе. -1985. -N 5,-с.24−29.
  126. А.А. Раннее обучение детей языкам: что нас объединяет //Русский язык за рубежом. -1985. -N4, -с.50−53.
  127. А.А. Социально-психологические проблемыобучения языку //Психологические вопросы обучения иностранцев русскому языку /Под ред. А. А. Леонтьева и Т. В. Рябовой. -М.: Изд-во МГУ, 1972. -с.5−10.
  128. А.А. Функции иллюстраций в учебнике иностранного языка //Психолингвистическая и лингвистическая природа текста и особенности его восприятия /Под ред. Ю. А. Жлуктенко А.А. Леонтьева.-Киев: Изд-во КГУ, 1979. -с. 237−245.
  129. Леонтьев А.Н.м Избранные психологические произведения /Собр. соч.: в 2-т. Под ред. В. В. Давыдова и В. П. Зинченко. -М.: Педагогики, 1983, т. 1.-250 с.
  130. А. Н. Лурия А.Р., Смирнов А. А. О диагностических методах психологические произведения школьников /Советская педагогика. -1968. -N7, -с. 65−77.
  131. А.Н. Психологические вопросы сознательного учения //Известия Академии пед. наук РСФСР. Вып.7.-М., 1947. -с. 16−20.
  132. А.Н. Развитие высших форм запоминания //Хрестоматия по общей психологии /Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер и В .Я. Романова. -М.: Изд-во МГУ, 1979. -с. 163−176.
  133. А.Н. Развитие памяти. -М., 1931.
  134. А.Н. Умственное развитие ребенка (Из цикла лекций по педагогике для родителей). -М., 1950.
  135. Леонтьев А. Н. Некоторые вопросы психологии обучения речи на иностранном языке //Вопросы психолингвистики и преподавания русского языка как иностранного. Под ред. А. А. Леонтьева. -М.: Изд-во МГУ, 1971.
  136. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. -М.: Политиздат, 1977.-304с.
  137. А.А. Сравнительный анализ деятельности ребенка-дошкольника с реальными предметами и их схематическими изображениями //Вопросы психологии.-1967. -N 1. -с. 144−153.
  138. С.Н. Когда легко учиться. -М.: Педагогика, 1985.-173с.
  139. А.А. Детская психология. -М.: Просвещение, 1971 .-227с.
  140. В.Я. Память в процессе развития. -М.: Изд-во МГУ, 1976.-253с.
  141. М.В. О некоторых базисных категориях методики обучения иностранным языкам //Общая методика обучения иностранным языкам: Хрестоматия /Сост. Леонтьев А. А. -М.: Рус. яз., 1991.-360с.
  142. М.В. О сущности и специфике экспериментального исследования в методике обучения иностранному языку //Иностранные языки в школе. -1969.-N4, -с.23−30.
  143. К.Г. Развивающая система подготовки специалистов. -М.: Знание, 1981.-83с.
  144. А.К. Психология усвоения языка как средства общения. -М.: Педагогика, 1974.-239с.
  145. Е.А. К проблеме паралингвистических явлений как побочного продукта речевого высказывания //Проблемы активного метода обучения иностранным языкам. -Минск: Вышэйшая школа. 1970. -с. 40−52.
  146. С.И. Методика работы над лексикой иностранного языка в интенсивном курсе устной речи: Дис.канд. пед. наук. М., 1970.
  147. Методика интенсивного обучения иностранным языкам: Учебно-методическое пособие /Под ред. Г. А. Китайгородской. -М.: Изд-во МГУ, 1988.-168 с.
  148. Методика педологического обследования детей школьного возраста /Под ред. П. П. Блонского. -М.-Л.: Гос. изд., 1929.-180с.
  149. Методические рекомендации по использованию игр и игровых ситуаций при обучении иностранному языку (для преподавателей английского языка). -Киев: Изд-во КГУ, 1989. -41с.
  150. Методы интенсивного обучения иностранным языкам. Вып. 4. -М., 1977.-176 с.
  151. Методы педагогических исследований /Под ред. А. И. Пискунова и Г. В. Воробьева. -М.: Наука, 1979. -62 с.
  152. М.Я. Развитие лингвистического мышления учащихся. -М.: Педагогика, 1989. -143с.
  153. Миньяр-Белоручев Р. К. Методика обучения перевода на слух. -М.: Изд-во ИМО, 1959.-186с.
  154. Миньяр-Белоручев Р. К. Общая теория перевода и устный перевод. -М., 1980. -237с.
  155. Мозг и память /Под ред.А. Р. Лурия.-М.: Изд-во МГУ, 1975.-87с.
  156. B.C. Детская психология /Под ред. Л. А. Венгера.-М.: Просвещение, 1985.-27 с.
  157. B.C. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. -М.: Педагогика, 1981. 205с.
  158. Настольная книга преподавателя иностранного языка: Справочное пособие.-Минск, 1992.-445с.
  159. П.Б., Фланчик В. Л. Запоминание в условиях разной вероятности появления символов /Вестник Харьковского ун-та. N30. Вып. 2. -Харьков: Изд-во Харьковского ун-та, 1969.79с.
  160. Е.И., Никитенко З. Н. Ленская Е.А.Технология обучения лексике в курсе английского языка для детей шести лет в I классе средней школы. //Иностранные языки в школе. -1991.-N 4, С.-15−17.
  161. Е.И. Психолингвистические проблемы овладения лексикой при обучении второму языку //Психолингвистические исследования (речевое развитие и теория обучения языку) -М., 1978.-156с.
  162. Н.И. Исследования процесса замещения предметных действий у дошкольников //Опыт системного анализа психики ребенка /Под ред. Н. И. Непомнящей.-М.: Педагогика, 1975.-226с.
  163. В.Ф. Сигнальность-знаковость в мышлении и речи (на осознаваемом и неосознаваемом уровнях).-М., 1982. 41 с.
  164. Т.М. Жест и мимика в публичной речи.-М.: Знание, 1972.-37с.
  165. Т.М. Невербальные средства человеческой коммуникации и их место в преподавании языка //Роль и место страноведения в практике преподавания русского языка как иностранного /Под ред. Верещагина Е. М. -М., 1969. -С. 47−72.
  166. Т.М., Успенский Б. А. Языкознание и паралингвистика //Лингвистические исследования по общей и славянской типологии. -М., 1966. -С. 63−74.
  167. Новые исследования в педагогических науках. Вып. 129.-М.: Изд-во Академии пед. наук РСФСР, 1963.-259с.
  168. Норман Дональд. Память и научение. -М.: Мир, 1985.-160с.185,Обухова Л. Ф. Два пути формирования простой системы научных понятий //Управляемое формирование психических процессов. /Под ред. П. Я. Гальперина. -М.: Изд-во МГУ. 1977. -196с.
  169. Обучение и развитие (Экспериментально педагогическое исследование)/Под ред. Л. В. Занкова. -М.: Педагогика, 1975.-440с.
  170. Общая методика обучения иностранным языкам в средней школе/ Под ред. А. А. Миролюбова, И. В. Рахманова, В. С. Цетлин.-М.: Просвещение, 1967.-503с.
  171. Особенности психического развития детей 6−7 летнего возраста /Под ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Вегнера.-М.: Педагогика, 1988.-125с.
  172. А.В. Диагностика развития отношения замещения //Методы изучения и диагностики психического развития ребенка: Сб. научных трудов. -М., 1975. -189 с.
  173. А.В. Особенности замещения предметного плана деятельности у младших школьников //Опыт системного исследования психики ребенка /Под ред. Н. Н. Непомнящей. -М.: Педагогика, 1975.-226с.
  174. Е.Н. Знаки. Символы. Языки. -М.: Знание. 1980.
  175. Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. Пособие для учителей иностранных языков. -М.: Просвещение. -1985. -208с.
  176. Е.И., Кузовлев В. П., Царькова В. Б. Учитель иностранного языка. Мастерство и личность. -М.: Просвещение, 1993. 159с.
  177. В.Ф. Психосемантика сознания. -М.: Изд-во МГУ, 1988.-60 с.
  178. Пиаже Жан. Избранные психологические труды.-М.: Просвещение, 1969.
  179. А.И., Шабельников В. К. Формирование зрительного опознания объектов у старших дошкольников //Управляемое формирование психических процессов /Под ред. П. Я. Гальперина. -М.: Изд-во МГУ, 1977. -196с.
  180. Познавательная активность в системе процессов памяти /Под ред. Н. И. Чуприковой -М.: Педагогика, 1989.-192 с.
  181. А.Ф., ШвыревВ.С. Знак и деятельность. М., 1970. -32 с.
  182. Применение активных методов обучения в системе повышения квалификации: Методические разработки.-М., 1980.
  183. Проблема знака и значения, /под ред. И. С. Нарского. -М.: Изд-во МГУ. 1969. -169с.
  184. Проблемы зрительной и слуховой наглядности: материалы I научно-методической конференции кафедры русского языка. -М.: Изд-во Университета П. Лумумбы, 1970.
  185. Проблемы психодиагностики, обучения и развития школьников. Сб. научных трудов. -М., 1985. -160с.
  186. Программы общеобразовательных учреждений //Иностранные языки. -М.: Просвещение 1994. -256с.
  187. Психолингвистика и обучение русскому языку нерусских: Сб. статей под ред. А. А. Леонтьева и Н. Д. Зарубиной.-М.: Изд-во Рус.яз., 1974.
  188. Психолингвистическая и лингвистическая природа текста и особенности его восприятия /Под ред. Желуктенко и А. А. Леонтьева. -Киев: Изд-во КГУ. 1979.
  189. Психологические вопросы обучения иностранцев русскому языку /Под ред. А. А. Леонтьева и Т. В. Рябовой.-М.: Изд-во МГУ, 1972.-105 с.
  190. Психология детей дошкольного возрастаУ/Развитие познавательных процессов /Под ред. А. В. Запорожца и Д. Б. Эльконина. М.: Просвещение, 1964.-350с.
  191. Психология и педагогика игры дошкольника: Материалы симпозиума /Под ред. А. В. Запорожца и А. П. Усовой.-М.: Просвещение, 1966.-350с.
  192. Психология обучения: Учебное пособие /Под ред. В. В. Давыдова. -М., 1978.-69с.
  193. Психология познавательной деятельности: Сборник научных трудов /Под ред. А. Н. Леонтьева и Е. Д. Холмская.-М.: Изд-во МГУ, 1978.
  194. Райнер Зинц. Обучение и память. -Минск: Вышэйшая школа, 1984. -237с.
  195. Развитие восприятия в раннем и дошкольном детстве /Под ред. А. В. Запорожца и М. И. Лисиной. -М.: Просвещение, 1966.
  196. Развитие и диагностика способностей /Под ред. В. Н. Дружинина и В. Д. Щадрикова. -М.: Наука, 1991.-181с.
  197. Развитие психики школьников в процессе учебной деятельности: Сб. научных трудов. -М., 1983.
  198. Е.Ш. Восприятие ребенком позы движущегося человека на картинке //Вопросы психологии. -1966. -N66 -с.53−57.
  199. Г. В., Верещагина И. Н. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в средней школе. -М.: Просвещение, 1988.-224с.
  200. Г. В. Роль учебной ситуации при обучении иностранному языку //Иностранные языки в школе. -1984.-N4, -с. 60−65.
  201. Г. В. Цели и задачи обучения иностранным языкам //Общая методика обучения иностранным языкам: Хрестоматия/Сост. Леонтьев А. А. -М.: Рус.яз., 1991. -с.75−82.
  202. С. Л. Память //Психология память: Хрестоматия по общей психологии /Под ред. Ю.Б.
  203. Гиппенрейтер и В. Я. Романова. -М.: Изд-во МГУ, 1972.-С. 177−192.
  204. C.JI. Проблема способностей и вопросы психологической теории /Психология индивидуальных различий. -М., 1982.
  205. С.Л. Проблемы общей психологии.-М.: Педагогика, 1973.
  206. Н.А. Память, ее педагогика и психология -М.-Л.: Госиздат, 1930.
  207. Н.Г. Знак и символ в обучении. -М.: Изд-во МГУ, 1988.-205с. '
  208. В. И. Возрастные и индивидуальные различия в запоминании разных видов материала //Возрастные и индивидуальные различия памяти /Под ред. А. А. Смирнова. -М.: Просвещение, 1967. -с. 243−299.
  209. Селли Джемс. Очерки по психологии детства. -М., 1901−453с.
  210. Селли Джемс. Педагогическая психология. -М., 1912.-626с.
  211. В.Н. Общение как основа пропедевтического курса в обучении английскому языку в первом классе средней школы: Дис.канд. пед. наук. -М., 1993.
  212. В.М. Роль предметной наглядности как средства раскрытия значений слов на начальном этапе обучения //Иностранные языки в школе. -1959. -N6, -с.45−46.
  213. Д., Грин Дж. Психолингвистика. М.: Прогресс, 1976.
  214. А.А. Проблемы психологии памяти.-М.: Просвещение, 1966.-421с.
  215. Н.И. Звучащая речь как система знаковых систем //Психолингвистические проблемы общения и обучения языку. -М., 1976.-156с.
  216. Н.И. Сопоставительное описание элементов русской и английской кинетической коммуникации //Национальнокультурная специфика речевого поведения.-М.: Наука, 1977.-с. 210−247.
  217. Ю.С. Семиотика. -М.: Наука, 1971.
  218. М.Э. Обучение устной английской речи в первом классе школ с углубленным изучением иностранных языков: Дис.канд. пед. наук. -Киев, 1988.
  219. В.А. О воспитании. -М., 1985.
  220. Р.Ш. Руководство по обучению разговорному английскому языку посредством рисунчатых задач. Вып. I. -Л., 1969.-65с.
  221. .М. Способности и одаренность //Психология индивидуальных различий. -М., 1982.
  222. М.К. Особенности приема и переработки знаковой информации //Психологические проблемы переработки знаковой информации. -М.: Наука, 1977,-с. 119−131.
  223. JI.B. Символизм в познании. -Минск: Наука и техника, 1971.-128с.
  224. Унт Инге. Индивидуализация и дифференциация обучения. -М., 1990.
  225. Управление познавательной деятельностью учащихся /Под ред. П. Я. Гальперина и Н. Ф. Талызиной. -М.: Изд-во МГУ, 1972. 262с.
  226. Управляемое формирование психических процессов /Под ред. П. Я. Гальперина. -М.: Изд-во МГУ. 1977. -196с.
  227. К.Д. Избранные педагогические сочинения: В 3-т. -М.: Педагогика, 1939., т.2. -155с.
  228. К.Д. Педагогические приложения анализа памяти. Руководство к преподаванию по «Родному слову»: Избранные педагогические сочинения. -М.: Учпедгиз, 1945.
  229. Формирование восприятия у дошкольников /Под ред. А. В. Запорожца и J1.A. Венгера. -М.: Просвещение, 1968. -277с.
  230. Фридрих Иоганнес. История письма. -М.5 Наука.-1979.-350с.
  231. Фресс Поль., Пиаже Ж. Экспериментальная психология.-М.: Прогресс, 1973.-238с.
  232. P.M., Мостовая А. Д. Овладение неродным языком как обучение знаковым операциям. //Вопросы языкознания. -1993. -N5, -с.20−23.
  233. И. Активная память: Экспериментальные исследования и теории человеческой памяти.-М.: Прогресс, 1986. -312с.
  234. Н.И. Слово как фактор управления в высшей нервной деятельности человека. -М., 1967.
  235. В.Д. Мнемические способности: Развитие и диагностика. -М., 1990.
  236. И.Ю. К вопросу об обучении невербальным средствам коммуникации (некоторые закономерности функционирования глаголов жеста) //Методика обучения студентов -иностранцев /Вестник Киевского ун-та. Вып. 10.-М.: Изд-во КГУ, 1986. 109с.
  237. Л.В., Щерба JI.B. Преподавание иностранных языков в средней школе /Общие вопросы методики /Под ред. И. В. Рахманова. -М.: Высшая школа, 1974.-245с.
  238. JI.B. Как надо изучать иностранные языки. -М. -Л.: Госиздат, 1929.-54с.
  239. ШехтерМ.С., Потапова А. Я. Психологические рекомендации по организации графической и знаковой частей компьютерных обучающих программ. -М., 1990.-30с.
  240. Ю. А.трейдер. Логика знаковых систем. (Сер. Математика. Кибернетика). -1974, -N1.
  241. А.Н. Функции наглядности и принципы организации визуального материала в пособиях по русскому языку для иностранцев // Психолингвистика и обучение русскому языку нерусских /Под ред. А. А. Леонтьева и Н. Д. Зарубиной. -М.: Изд-во Рус.яз., 1977.
  242. Д.Б. К проблеме переодизации психического развития в детском возрасте //Вопросы психологии. -1971. -N4. -С. 6−20.
  243. Д.Б. Психологическое исследование усвоения знаний в начальной школе //Советская педагогика. -1961. -N 9. -с. -22−32.
  244. Д.Б. Психология игры. -М.: Педагогика, 1978.-304с.
  245. Эльконин Д. Бч Психология обучения младшего школьника. -М.: Знание, 1974. -64с.
  246. Д. Б. Символика и ее функции в игре//Дошкольное воспитание. -1966. -N3, -с. 56−60. 272. Язык и мышление: Сборник. -М.: Наука, 1967.-310 с. 27 З. Якобсон П. М. Эмоциональная жизнь школьника (психологический очерк). -М.: Просвещение, 1966.-94с.
  247. Asher J.J. The Learning Strategy of the Total Physical Response. A Review. The Modern Language Journal, Vol. 50, 1966.
  248. W. La Barre. Paralinguistics, kinesics and cultural anthropology (Approaches to semiotics). -London -the Hague-Paris, 1964.
  249. Baum Betty J. Baum Franz H. A Dictionary of gestures. NY: The Scarecrow Press, Inc. Metuchen, 1975.
  250. Bull Peter. Body Movement and Interpersonal Communication. -Chichester, Y: University of York, 1984.
  251. Buzan Tony. Speed Memory. London: Sphere Books Limited, 1971.
  252. Conlin David A. A Modern Approach to Teaching English Arizona, Temple: Arizona State University, 1968.
  253. Critchley Macdonald. Silent Language. London: London Butter worth, 1975.
  254. Experimental Approaches to Second Language Learning. Great Britain: University of Essex. Pergamon Unctitute of English, 1986.
  255. Gairns Ruth, Redman Stuart. Working with Words. A Guide to Teaching and Learning Vocabulary. -London-New-York, 1986.
  256. Goffman Erving. Interaction Ritual. (Essays on Face -toFace Beha viour). London: the Penguin Press, 1972.
  257. Hakes David T. The Development of Metalinguistic Abilities in Children. New York, 1980.
  258. Jansen //Quick. -Munchen, 1956. N42.
  259. John E. Roy. Mechanizms of memory. -New York and London: Academic Press, 1967.
  260. Kristiansen Irene. Nonverbal Intelligence and Foreign Language Learning //Research Bulletin. Helsinki: Department of Education. University of Helsinki, 1990. -n73.
  261. Leathers Dale G. Nonverbal Communication Systems. -USA, Boston: The University Georgia, 1976.
  262. Lock Andrew. Action, Gesture and Symbol. -London-New York-San Francisco: Academic Press, 1978.
  263. Lorayne Harry. How to Develop a Super Power Memory. Florida, Hollywood: Fell Publishers, Inc., 1990.
  264. Quinn T.J., Mc Namara T.F. Ussues in Second Language Learning General and Particular. -Deakin University, 1988.
  265. Richter Derek. Aspects of Learning and Memory. -N.Y.: Bas: К Books Inc. Publishers, 1966.
  266. Volterra V., Erting C.J. From Gesture to Language in Hearing and Deaf Children. N.Y., 1990.
  267. Werner H., Kaplan B. Simbol Formation. -N.Y., 1963.
  268. Московский педагогический государственный университет им. В. ИЛенина1. Оганесян Наталья Томовна
  269. Использование невербальных средств в процессе обучения иноязычной лексике младших школьниковна материале английского языка) Диссертация на соискание ученой степени кандидата1. На правах рукописипедагогических наук
Заполнить форму текущей работой