Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Развитие способности учителя к самоанализу профессиональной деятельности в процессе методической работы

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Теоретические положения диссертации обсуждались на заседании кафедры образования взрослых (1998;2003 гг.), в выступлениях на научно-практических конференций и аспирантских сессиях АПК и ПРО (2000, 2001 гг.), Международной научно-практической конференции, посвященной вопросу средового подхода в образовании (УРАО, НИРО, Н. Новгород, 2003 г.), Всероссийской научно-практической конференции (АПК… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Научно — организационные аспекты проблемы развития способности учителя к самоанализу професщ сиональной деятельности. ^
    • 1. Самоанализ профессиональной деятельности учителя как исследовательская проблема
    • 2. Организационно-педагогическое обеспечение процесса развития способности учителя к самоанализу профессиональной деятельности. Г
  • Выводы по первой главе
  • Глава II. Методическое сопровождение развития способности учителя к самоанализу профессиональной деятельности
    • 1. Возможности муниципальной методической службы в развитии способности учителя к самоанализу профессиональной деятельности
    • 2. Этапы создания методического пространства для развития способности учителя к самоанализу профессиональной деятельности. ^
    • 3. Критерии эффективности методической работы по развитию способности учителя к самоанализу профессиональной деятельности
  • Выводы по второй главе

Развитие способности учителя к самоанализу профессиональной деятельности в процессе методической работы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Современные изменения в российском образовании определили переход от традиционной системы обучения и воспитания к расширению спектра образовательных услуг, требующего от учителя способности самостоятельно выстраивать и реализовывать собственную концепцию деятельности. Определение учителем образовательной стратегии обеспечивается непрерывным изучением собственного педагогического потенциала, в основе которого лежит самоанализ профессиональной деятельности.

Анализ собственной деятельности как процесс осмысления педагогического опыта является важнейшим и своеобразным инструментом преодоления существующих в работе трудностей, стимулом для самосовершенствования. Поэтому развитие способности учителя к самоанализу деятельности является основным условием для выявления профессиональных затруднений и образовательных потребностей.

Значение самоанализа педагогической деятельности повышается также в связи с тем, что в настоящее время наблюдается тенденция к формированию содержания курсовых занятий на основе образовательных запросов. Решение задач по удовлетворению потребностей педагогов оказывается малоэффективным в силу того, что учителя испытывают затруднения в определении уровня своих знаний и умений.

Вместе с тем в существующей системе методической работы не уделяется должного внимания вопросу формирования у педагогических работников умений анализировать собственную деятельность. В то же время целенаправленное развитие способности к самоанализу невозможно без организационно-педагогического обеспечения. Поэтому формирование у учителя готовности к выявлению реально существующих затруднений возможно при наличии специально организованной в этом направлении работы муниципальной и школьной методических служб, которые в силу постоянной приближенности к учителю в условиях конкретного образовательного социума может реализовать этот процесс комплексно и системно.

Повышение роли методической работы на школьном и муниципальном уровнях по организационно-педагогическому обеспечению процесса развития способности учителя к самоанализу связано с тем, что в рамках существующего тесного взаимодействия этих структур открывается возможность активизировать работу педагога в этом направлении. Именно в рамках методической деятельности возможно построение целостной системы обеспечения с учетом единства содержания и форм работы с педагогическими работниками.

Диссертационные исследования и научные публикации по проблеме самоанализа (В.Г. Горд, Ю. А Конаржевский, С. В. Кульневич и др.) направлены преимущественно на выявление основных аспектов анализа учителем собственной деятельности и определение структуры, средств, алгоритма его проведения. Наряду с этими работами стали появляться исследования по развитию самоанализа педагогической деятельности в рамках вузовского образования (Т.А. Колышева, Н. Б. Крайникова и др.). Однако процесс осмысления, целостное видение педагогических проблем успешны только в ходе самой профессиональной деятельности учителя и при его активном участии. Поэтому идея развития способности учителя к самоанализу профессиональной деятельности в процессе методической работы является в значительной степени важной для педагогической науки, изучающей непрерывное образование. Научные исследования по данному вопросу малочисленны, фрагментарны и не отражают системного видения этой проблемы в современных условиях.

Анализ современной тенденции, складывающейся в педагогической науке и практике, позволил выявить противоречия между: необходимостью развития способности учителя к анализу собственной деятельности в методической работе и недостаточностью теоретического обоснования процесса формирования компонентов самоанализавозрастающими требованиями к определению учителями профессиональных затруднений и недостаточностью организационно-педагогического и содержательно — методического обеспечения развития способности учителя к самоанализу, включая ее различные формы, при наличии его активной позициизначимостью влияния деятельности муниципальной и школьной методических служб на развитие способности учителя к самоанализу и отсутствием единого методического пространства для решения проблемы.

Названные противоречия позволили выделить проблему исследования как необходимость теоретического обоснования и экспериментальной проверки возможностей методической работы для развития способности учителя к самоанализу профессиональной деятельности. Поэтому тема исследования определена как «Развитие способности учителя к самоанализу профессиональной деятельности в процессе методической работы».

Цель исследования состоит в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке возможностей методической работы для развития способности учителя к самоанализу профессиональной деятельности.

Объектом исследования является процесс методической работы.

Предмет исследования — развитие способности учителя к самоанализу профессиональной деятельности в процессе методической работы.

Гипотеза исследования строится на утверждении, что развитие способности учителя к самоанализу профессиональной деятельности в процессе методической работы будет успешным, если оно: основывается на теоретическом обосновании процесса формирования компонентов самоанализавыстраивается поэтапно с учетом организационно-педагогического обеспечения, вариативных форм и содержания методической работы при активной профессиональной позиции учителяобеспечивается единым методическим пространством.

В соответствии с целью, предметом и рабочей гипотезой определены задачи исследования.

1. Теоретически обосновать процесс формирования компонентов самоанализа.

2. Выявить этапы развития способности учителя к самоанализу профессиональной деятельности с учетом организационно-педагогического обеспечения, вариативных форм и содержания методической работы при активной профессиональной позиции учителя.

3. Обосновать и экспериментально проверить влияние единого методического пространства на развитие способности учителя к самоанализу профессиональной деятельности.

4. Разработать критерии сформированное&tradeкомпонентов самоанализа.

Теоретико-методологическая база исследования. Основу методологического, логического и гносеологического анализа предмета исследования составляют положения теории познания, касающиеся общей связи явлений и их взаимообусловленности, единства теории и практики, объективных и субъективных факторов, использования системного похода, идеи и выводы ведущих ученых по личностно ориентированному подходу в образовании (А.В. Петровский, С. Ю. Степанов, В. М. Шепель и др.), теории компетентности и профессиональной культуры учителя (Т.Г. Браже, Джон Равен, В. А. Демин, И. И. Зарецкая, В. И. Кашницкий, Лоуренс Дж. Питер, А. И. Савостьянов, А. П. Ситник и др.), концепции профессиональной деятельности (А.К. Маркова, К. К. Платонов, В. А. Сластенин, Г. Б. Скок и др.), по внедрению метода проектирования в учебной деятельности как управленческой процедуры (О.С. Анисимов, JI.H. Горбунова, А. Е. Калто, Н. А. Масюкова и др.), теории общения как формы, способствующей обращению мысли на себя (И.И. Зарецкая, В. В. Кузнецов, А Н. Леонтьев,.

Л.А. Петровская и др.), управлению (A.M. Новиков, М. М. Поташник, К. М. Ушаков, Т. И. Шамоова и др.) и обучению взрослых (О.Г. Бугрова, Ю. Н. Кулюткжн, Э. М. Никитин, Н. К. Кузьмина, Е. П. Тонконогая и др.).

Методы исследования: теоретические — классификация, систематизация, анализ педагогической, психологической, философской литературы по теме исследованияэмпирические — наблюдение за деятельностью педагогов, анкетирование, опрос, тестирование, контент — анализ, моделирование, метод экспертных оценок, экспериментальная работа, изучение нормативных документов, регулирующих деятельность муниципальных и школьных методических служб, и обобщение опыта.

Базой исследования являлись Нижегородский институт развития образования, муниципальные методические службы города Сарова, Канавинского, Приокского районов Нижнего Новгорода, муниципальные образовательные учреждения: общеобразовательные средние школы № 5, 10, 17, физико-математический лицей № 15 города Сарова.

Основные этапы исследования:

Первый этап (1996 — 1997 гг.) — анализ результатов региональных курсовых занятий, выявление уровней удовлетворения педагогических запросов и определение на основе этого проблемы, гипотезы, целей и задач исследованияизучение психолого-педагогической, философской и методической литературы и имеющегося практического опытаразработка исходных позиций, необходимых организационно-педагогических условий для проведения эксперимента.

Второй этап (1998 — 2000 гг.) — моделирование структуры, содержания, методов и форм работы муниципальной и школьной методических служб с учетом организационно-педагогического обеспечениявнедрение в практику специально организованных направлений деятельностиопределение состава педагогических работников участников эксперимента) в соответствии с репрезентативной выборкой, проведение констатирующего эксперимента.

Третий этап (2001 — 2003 гт.) — разработка и оценка показателей и характеристик уровня развитости компонентов самоанализа учителяорганизация инструктивно — методической работы с участниками экспериментапроведение формирующего эксперимента, обработка его результатов, корректировка темы и гипотезы исследованияоформление результатов исследования в виде диссертации.

Научная новизна исследования заключается в том, что в диссертационном исследовании: теоретически обоснован процесс формирования компонентов самоанализавыявлены этапы развития способности к самоанализу профессиональной деятельности с учетом организационно-педагогического обеспечения, вариативных форм и содержания методической работы при активной профессиональной позиции учителядоказано влияние единого методического пространства на процесс развития способности учителя к самоанализу профессиональной деятельностиразработаны критерии уровней сформированности компонентов самоанализа.

Обоснованность и достоверность результатов исследования определяются методологической обоснованностью исходных позиций, опирающихся на научные подходы, соответствующие передовыми тенденциями развития современной науки, адекватностью используемых методов целям исследования, его предмету, задачам и общей логике, представительностью экспериментальной базы, доказательностью и непротиворечивостью выводов.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработаны направления деятельности муниципальных и школьных методических служб по развитию способности к самоанализу профессиональной деятельности в процессе методической работы. При наличии соответствующей лицензии и материально-технического оснащения аналогичный проект может быть реализован любым учреждением муниципальной методической службы, заинтересованной в развитии способности учителя к самоанализу профессиональной деятельности.

Положения, выносимые на защиту:

1. Развитие способности учителя к самоанализу профессиональной деятельности теоретически обосновывается формированием компонентов: самоконтроля, самодиагностики, осознания существующих затруднений и самооценкиданный процесс выстраивается на основе организационно-педагогического обеспечения: мотивационного, информационного, методического координационного, психологического, а также с учетом соответствующего содержания и вариативных форм методической работы при активной профессиональной позиции учителя.

2. Поэтапное развитие способности учителя к самоанализу обеспечивается единым методическим пространством (самообразование учителя, школьная и муниципальная методическая служба, деятельность которых востребована педагогическими коллективами для решения профессиональных проблем) и имеет уровневую структуру, которая определяется выявленными критериями сформированности компонентов самоанализа: низкий, средний и высокий.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Теоретические положения диссертации обсуждались на заседании кафедры образования взрослых (1998;2003 гг.), в выступлениях на научно-практических конференций и аспирантских сессиях АПК и ПРО (2000, 2001 гг.), Международной научно-практической конференции, посвященной вопросу средового подхода в образовании (УРАО, НИРО, Н. Новгород, 2003 г.), Всероссийской научно-практической конференции (АПК и ПРО, Москва 2003 г.), на УП Международной научно-практической конференции по психологии, педагогике и социологии (МГУ, Москва, 2003 г.). Апробация и внедрение результатов исследования проходили на курсах повышения квалификации директоров муниципальных методических служб Нижегородской области на базе регионального института развития образования, муниципальных методических служб в городе Сарове и Нижнего Новгорода. Промежуточные и итоговые результаты исследования обсуждались на городских научно-практических конференциях в Сарове. Основные результаты исследования отражены в восьми публикациях. Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.

Результаты исследования подтвердили гипотезу, что развитие способности учителя к самоанализу профессиональной деятельности в процессе методической работы стал эффективным, так как: основывался на теоретическом обосновании процесса формирования компонентов самоанализавыстраивался поэтапно с учетом организационно-педагогического обеспечения, содержания и форм методической работы, при активной позиции учителяпроходил в условиях единого методического пространства.

В ходе исследования было теоретически обосновано, что процесс формирования компонентов самоанализа, состоящий из самоконтроля, самодиагностики, осознания педагогических затруднений и самооценки перепек" тив дальнейшего совершенствования, степень развития которых определяет уровень способности учителя к анализу собственной деятельности.

Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует, что непрерывное формирование компонентов самоанализа осуществляется путем определения существующих противоречий, выявления проблем, выдвижения новых идей, способствующих развитию профессиональных и личностных характеристик.

Научно-теоретические основы позволили рассматривать развитие способности к самоанализу профессиональной деятельности как сложный многофакторный аналитический процесс изучения учителем своего педагогического опыта, основанного на самоконтроле, самодиагностике, осознании затруднений и оценивании дальнейших перспектив самосовершенствования.

Исследование показывает: в силу того, что природа самоанализа строится на отражении действительности, можно выделить педагога как субъекта, осознающего и регулирующего свои действия. Поэтому развитие способности к самоанализу профессиональной деятельности осуществляется в большей степени в самой деятельности и общении, которые способствуют появлению индивидуального рефлексивного сознания.

На основе психолого-педагогических теорий установлено, что развитие способности учителя к самоанализу профессиональной деятельности требует мотивационного, информационного, диагностического, координационного, психологического обеспечения, которое осуществляется благодаря методической работе.

Научные источники по педагогике свидетельствуют, что для развития способности учителя к самоанализу требуется соответствующее содержание методической работы, которая имеет определенные последовательные этапы: проведение диагностики, обеспечивающей выявление учителем круга затруднений, планирование учебной и внеучебной деятельности, методическое обеспечение, создание комфортных условий для повышения квалификации.

Анализ психолого-педагогической литературы позволил выделить зависимость успешности развития способности учителя к самоанализу от степени его профессиональной активности, формирование которой способствует применению в работе с педагогическими коллективами инновационных форм работы (тренинги, деловые и ролевые игры).

В ходе эксперимента было определено методическое сопровождение процесса развития способности учителя к самоанализу профессиональной деятельности с помощью усиления стимулирующей и развивающей роли учебной и внеучебной деятельности учителяотбор и проектирование ее соответствующего содержания и формиспользование полученных теоретических знаний в практической работе.

Установлены возможности муниципальной методической службы для развития способности учителя к самоанализу, которые выражаются в следующем: внедрение таких направлений, как информационно-аналитическое, диагностическое, инновационное, учебно-консультативное, психологическое. В соответствии с этим оправданы созданные соответствующие направления: диагностико-аналитическое, инновационное обеспечение, повышение квалификации, психологическая поддержка, развитие воспитательных систем, медиатека. Муниципальная методическая служба способствует координации между региональной структурой повышения квалификацией и образовательными учреждениями, а также активизации деятельности учителя, школьной методической работы.

Экспериментально выявлено, что если в основу работы муниципальной и школьной методических служб положена идея развития способности учителя к самоанализу в непосредственной деятельности и общении с коллегами, то повышается заинтересованность педагогов в выявлении профессиональных затруднений.

Обосновано и проверено на практике, что успешность развития способности к самоанализу профессиональной деятельности зависит от наличия созданного методического пространства (самообразование учителя, школьная и муниципальная методическая служба), которому присущи продуманный механизм взаимодействия, отлаженная система информационных потоков, содержание и формы работы с учителем.

В ходе эксперимента было доказано, что процесс развития способности к самоанализу во многом определяется применением учителем на практике умений проводить самоконтроль, самодиагностику и давать самооценку, также осознавать затруднения. Исходя из этого, выявлены уровни развития компонентов самоанализа: высокий, средний, низкий, а также апробирована система критериального инструментария для выявления степени развития способности учителя к самоанализу профессиональной деятельности в процессе методической работы. Экспериментальная работа позволила разработать критерии оценки эффективности формирования компонентов самоанализа и установить прямую зависимость их влияния на развитие способности к самоанализу.

Проблема развития способности учителя к самоанализу профессиональной деятельности в процессе методической работы не исчерпана полностью настоящим исследованием и требует, на наш взгляд, дальнейшего раскрытия вопроса использования природных задатков и возможностей учителей на процесс формирования потребности в профессиональной самореализации.

Проблема развития способности учителя к самоанализу профессиональной деятельности в процессе методической работы настоящим исследованием не исчерпана полностью и требует, на наш взгляд, дальнейшего раскрытия таких вопросов, как использование природных задатков и возможностей учителей при формировании потребности в самоанализекритериальная оценка уровневой взаимосвязи представленных нами компонентов самоанализа и др.

Заключение

.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Т.В. Управление аналитической деятельностью педагогического коллектива в образовательном учреждении. — Дисс.канд. пед. наук. — Челябинск, 1996. -199с.
  2. Ш. А. Воспитательная и образовательная функция оценки учеников и школьников: Экспериментально-педагогическое исследование. — М.: Педагогика, 1984. 296с.
  3. О.С. Акмеологические основы рефлексивной самоорганизации педагога: творчество и культура мышления. — Автореф. докт. псих. наук. — М., 1994, — 86 с.
  4. О.С. Методологическая культура педагогической деятельности и мышления. М.: Экономика, 1991.- 17с.
  5. О.С. Современные подходы к подготовке администраторов //Администратор образования: проблемы и перспектива подготовки: Сборник материалов научно-практической конференции- Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1998. С. 5- 8.
  6. О.С., Деркач А. А. Основы общей и управленческой акмеологии / Учебное пособие. Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1995.-272с.
  7. Д.Ю. Саморазвитие учителя в процессе подготовки к педагогической деятельности. Дисс.канд. пед. наук. — М., 1996. — 153с.
  8. А.Г. Образование как расширение возможностей развития личности (от диагностики отбора к диагностическому развития)//Вопросы психологические сочинения. -1992. № 1−2. — С.6−13.
  9. А.Г. Психология личности. М.: МГУ, 1990. — 367с.
  10. О.Ю. Стратегические деятельность директора как фактор развития школы. Дисс.канд.пед.наук. — СПб, 1995. — 247с.
  11. С.Н. Педагогическое общение как диалог в культуре.// Педагогика. 2002. — № 4. — С 27−33.
  12. .Н., Инькова JI.M. Менеджмент в научно-методической работе. -М.: Просвещение, 1993. 256с.
  13. А.С. Ситуация успеха. Как ее создать: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1991.-176с.
  14. Н.А. Самопознание (опыт философской автобиографии). М.: Междунар. отношения, 1990. — 336 с.
  15. В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. — М.: ИРПО, 1996.-336с.
  16. В.П., Катаева Л. И. Педагогическая диагностика: сущность, функции, перспективы// Педагогика. 1993.- № 2 — С. 10−15
  17. П.П. Избранные педагогические произведения. М.: АПН РСФСР, 1961, — 695с.
  18. М.В. Возвращение педагогических требований.// Завуч. -1999.-№ 7.-С.43−53.
  19. Т.Г. Развитие общей культуры учителя в системе непрерывного педагогического образования. // Взаимосвязь общей и профессиональной культуры учителя./ Под ред. Т. Г. Браже.- СПб.: ИОВ РАО, 1992, — 85с.
  20. Дж. Психология познания: За пределами непосредственной информации / Перевод с анг. К. И. Бабицкого. М.: Прогресс, 1977. — 412с.
  21. О.Г. Формирование умений педагогического анализа у инспекторов школ рай/гор/оно в процессе обучения на ФППК организаторов народного образования. Дисс.канд. пед. наук. — Ленинград, 1987. — 243с.
  22. Н.Ф. Избранные педагогические сочинения. М.: Академия педагогических наук РСФСР, 1953. — 412с.
  23. Л.Л., Шенягина О. Л. Опыт работы медиатеки РГТУ// Мультимедиа в образовании 2000.-№ 1- С.10−12.
  24. В.Г. Критерии оценки деятельности педагогического коллективаУ/Завуч. 2001.- № 2. — С.88−90.
  25. Н.Л. Методические рекомендации по технологическому состоянию педагогического анализа итогов года образовательного учреждения.// Завуч- 1998. -№ 2-С. 21−29.
  26. Н.П. Диагностико информационное и компьютерное обеспечение непрерывного повышения квалификации педагогов села. -Диссканд. пед. наук. — Пятигорск, 1997. — 166с.
  27. С.Г. Общее образование взрослых: Стимулы и мотивы. М: Педагогика, 1987. — 184с.
  28. Е.Н., Григорьева Е. В. Образование педагога. — Н.: Нижегородский гуманитарный центр, 1999.- 36с.
  29. В.Г. Развитие социально-педагогической ориентацией учителей в процессе повышения квалификации. Автореф— канд. пед. наук. — Д., 1990.-24с.
  30. .З., Харькин В. Н. и др. Педагогика рефлексии М.: Новая школа, 1995, — 111с.
  31. Выгодский J1.C. Собрание сочинений: В 6 т.Т.4. Детская психология. — М.: Педагогика, 1984. -432с.
  32. Н.М., Никитина Н. И., Кислицкая Н. В. Основы самосовершенствования: Тренинг самосознания. Екатеринбург: Деловая книга, 1998.- 144с.
  33. Галеева H. JL, Спасская Н. П. Система мониторинга эффективности образовательного процесса на основе определения зоны ближайшего развития каждого ученика в условиях коррекционно развивающего обучения в школе № 196.//3авуч. — 1999.- № 1. — С. 31−37.
  34. .С. Педагогическая прогностика. Киев: шк. изд-во Киев, 1986.- 121с.
  35. В.А. Гуманистическая воспитательная система школы: становление и развитие. М.: Новая школа, 2001.- 176с.
  36. В.Г. Педагогический мониторинг образовательного процесса как фактор повышения его уровня и результатов.//Стандарт и мониторинг. -2000. № 5-С. 33−38.
  37. П.В. Воскресные школы// Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Вторая половина XIX века. М.: Педагогика, 1976.-С. 164−169.
  38. П.В. Развитие теории общего образования взрослых в советской педагогике (1917−1931гг.). Дисс. докт. пед. наук. — Коломна, 1987. -270с.
  39. Л.К., Анциперова Н. С. Технология управленческой деятельности заместителя директора школы М.: Центр «Педагогический поиск», 2000. — 160с.
  40. В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология. М.: Народное образование, 2000. — 240с.
  41. В.В. Оценочная шкала в образовательной технологии// Народное образование. 2002.- № 5. — С. 115−221.
  42. Ю.Н., Шалицкая О. А. Организация работы администрации школ по диагностике и рейтинговой оценке профессиональной деятельности учителя. //Завуч. 2001. — № 7. — С. 107−115.
  43. В.В. Виды общения в обучении. М.: Педагогика, 1972. — 399с.
  44. В. Толковый словарь живого русского языка. Т 1/А-З. — М.: Государственное издательство иностранных и национальных словарей, 1955. 699с.
  45. В.А. Профессиональная компетентность специалиста: понятия и виды. // Стандарты и мониторинг в образовании. М.: Русский журнал, 2000.-№ 4,-С. 34−42.
  46. Н.Г., Кондакова А. А., Борзов П. А. Организационные основы деятельности учебно-методического и информационного центра: Сборник документов. М.: Новая школа, 1997.- 40с.
  47. Джон Равен. Педагогическое тестирование: Проблемы, заблуждения, перспективы/ пер. с англ.- М.: Когито Центр, 1999. — 144с.
  48. С.А. Педагогическое сознание: теории и технологии формирования у будущих учителей. Екатеринбург: Деловая книга, 1998. -298с.
  49. Драккер Питер Ф. Управление нацеленное на результат. М.: Технологическая школа бизнеса, 1994. — 200с.
  50. В.К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие. М.: Педагогика, 1989. — 160с.
  51. О. Подготовка педагогических кадров в Японии .//Педагогический вестник. -2000. № 11. — С. 11.
  52. И.И. Коммуникативная культура педагога и руководителя. М.: Сентябрь, 2002. — 160с.
  53. И.И. Профессиональная культура педагога. Учебное пособие. М.: АПК и ПРО, 2002. — 104с.
  54. И. И. Функции воспитания по управлению процессом социализации личности//Материалы Всероссийской научно-практической конференции. М.: Академия повышения квалификации и переподготовки работников образования, 2001. — С. 173−174.
  55. В.И. Организационно-педагогическая деятельность руководителя школы. М.: Новая школа, 1997. — 320 с.
  56. В.И. Самоаттестация школы. М.: Образовательный центр «Педагогический поиск», 1999. — 160с.
  57. А.Н. Система повышения квалификации педагогических кадров народного образования Москвы. М.: Просвещение, 1975. — 189с.
  58. И.А. Педагогическая психология. М.: Издательская корпорации «Логос», 1999.-384с.
  59. С.И. Становление педагогики: развитие теории и технологического обучения взрослых. Дисс. док. пед. наук. — М., 2000. — 179с.
  60. С.И. Андрагогика: теоретические основы обучения взрослых.
  61. Министерство образования Российской Федерации. — М.: Институт общего образования, 1999. -225с.
  62. К.И. Методическая работа с учителем в связи политехническим обучением.// Народное образование. 1953. — № 10 — С. 12−15.
  63. А.А. Логика: Учебник гуманитарных факультетов. М.: ФАИР -ПРЕСС, 1999.-320с.
  64. Д.А. Педагогические факторы развития самообразования учителя сельской школы в современных условиях. Автореф. канд. пед. наук. — Казань, 1994. — 24с.
  65. В.И. Формирование коммуникативной культуры будущего учителя. Автореф.канд. пед. наук. — Челябинск, 1944. — 24с.
  66. Е.А. Как выбрать профессию. 2-е изд. М.: Просвещения, 1990. -290с.
  67. Е.А. Психология самоопределения. Ростов на/ Дону: Феникс, 1996, — 509с.
  68. М. Ключ к самосозиданию. М.: «Молодая гвардия», 1990. -255с.
  69. Ф.С. Организационно-педагогические основы подготовки руководителей образовательных учреждений и опытно-экспериментальной работе: в деятельности ИПК. Дисс.канд. пед. наук. -М., 1997.-326с.
  70. М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. М.: Политиздат, 1988, -319с.
  71. Ю.А. Педагогический анализ учебно-воспитательного процесса и управление школой. М.: Педагогика, 1986. — 144с.
  72. Ю.А. Анализ урока. М.: Центр «Педагогический поиск», 2000. — 336с.
  73. Ю.А. Технология педагогического анализа учебно-воспитательного процесса. М.: Центр «Педагогический поиск», 1997. — 78с.
  74. Н.Б. Развитие педагогической рефлексии как условиеподготовки будущего учителя к профессиональной деятельности. -Автореф.канд. пед. наук. Н. Новгород, 2000. — 19с.
  75. И.В. Профессиональная компетентность преподавателя вуза.// Педагогическая компетентность, мобильность и творчество. СПб: ИОВ РАО, 1994,-С. 18−21.
  76. И.В., Маслова J1.B. Становление профессионального мастерства молодых учителей в процессе внутришкольной методической работы.// Школа.- 1999. № 5. — С. 2−3.
  77. Е.А. Обучение руководителей ОУ умению принимать управленческое решение. Автореф. кан. пед. наук. — СПб., 2000. — 24с.
  78. В.В. Пути совершенствования педагогического мастерства преподавателя: Методические рекомендации.// Всесоюзный научно-методический центр профессионально -технического обучения молодежи. -М.: Высшая школа, 1983. 48с.
  79. В.В. Развитие педагогической культуры мастеров производственного обучения. Дисс. докт. пед. наук. — Екатеринбург, 1999.-278с.
  80. Л.П. Анализ итогов работы за год.// Завуч. -2000. № 3.- С.67−71.
  81. С.В. Педагогика личности от концепций до технологий// Учебное пособие. Ростов-н/Дону: ТЦ «Учитель», 2001. — 160с.
  82. С.В., Лакоценина Т. П. Анализ современного урока // Практическое пособие для учителей и руководителей образовательных учреждений, студентов пед.учеб. заведений, слушателей ИПК. Ростов-н/Дону: ТЦ «Учитель», 2001. — 176с.
  83. Ю.Н. Изменяющий мир и образование взрослых.// Проблемы непрерывного образования: педагогические кадры. 1996. — № 6, — С.5−6.
  84. B.C. Системное развитие школы. М.: Педагогическое общество России, 2002. — 304с.
  85. Л. А. Психофизиологические аспекты успешного обучения учащихся школы первой ступени образования.// Завуч начальной школы.2001. № 6. — С.50−51.
  86. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политизд, 1977. -304 с.
  87. А.Н. Проблемы развития психологии. 4-е изд. — М. Московский университет, 1981. — 574с.
  88. В.М. Диагностико-аналитические процедуры и активно-игровые' формы в управлении школой. М.: Образовательный центр «Педагогический поиск», 1996. — 78с.
  89. В.М. Самоанализ успешности педагогов и учащихся.// Завуч. -1999. -№ 5.-С.Ю9- 127.
  90. Личность: внутренний мир и самореализация. Идеи, концепции, взгляды/ Составители- Кулюткин Ю. Н., Сухобская Г. С. СПб.: ИОВ (РАО), 1996 -175с.
  91. Дж. Питер. Принцип Питера или почему дела идут вкось. — М.: Прогресс, 1990.-320с,
  92. А.В. Что такое образование?// Луначарский о народном образовании М.: АП И РСФСР, 1958 — 276 с.
  93. Т. Все определяет воля к победе, или Что такое медиатека?// Библиотека 1999. — № 10. — С. 32−34.
  94. А.К., Психология труда учителя: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1993. — 192с.
  95. А. Дальние пределы человеческой психики/ Пер. с анг. СПб.: Евразия, 1997.-430с.
  96. А. Новые рубежи человеческой природы/ Пер. с анг. М.: Смысл, 1999.-425с.
  97. А. Психология бытия. Приложение: тест по оценке самоактуализирующей личности./Пер. с анг, — М.: Смысл, 1997. — 304с.
  98. Н.А. Теория и практика проектной деятельности в системеповышения квалификации работников образования. Авторефдокт. пед.наук. М., 2000, — 44с.
  99. E.JI. Подготовка учителя к реализации технологий проблемного обучения// Материалы Всероссийской научно-практической конференции. М.: Академия повышения квалификации и переподготовки работников образования, 2001. — С. 318−320.
  100. А. Проект «Человек». М.: Онтопсихология, 2001. — 219с.
  101. А. Система и личность. М.: Онтопсихология, 1996. — 354с.
  102. Менеджмент в управлении школой/ Учебное пособие для слушателей системы подготовки и повышения квалификации организаторов образования. /Под ред. Шамовой Т. И. М.: МИЛ «NB Магистр», 1992. -232с.
  103. М.В. Экспериментальная педагогика в России //Советская педагогика. 1985.- № 1, — С. 101−105.
  104. A.M. Урок: методика самоанализа //Завуч. 1998. — № 2, — С. 1520.
  105. А.П. Современная экспериментальная психология в отношении к вопросам школьного обучения.//2-е изд. СПб., 1907. — 31с.
  106. Э.М. Учимся учиться: Работа методиста, оценочная деятельность в учебе учителей.// Методист. 2002. — № 1, — С. 52−58.
  107. Э.М. Федеральная система повышения квалификации работников образования.//Учебное пособие. М.: РИПКРО, 1995. — 32с.
  108. Э.М., Ситник А. П. Взаимосвязь содержания школьного образования и повышения квалификации педагогических кадров. М.: РИПКРО, 1993. — 25с.
  109. Э.М., Ситник А. П. Зарождение и развитие системы повышения квалификации педагогических кадров в России. М.: РИПКРО, 1993. — 25с.
  110. A.M. Научно-экспериментальная работа в образовательном учреждении. -М.: АПО, 1998. 133с.
  111. A.M. принципы построения системы непрерывного образования // Педагогика. 1998. — № 3. — С. 11−17.
  112. Новиков Н.И. О всеобщей и последней цели воспитании и о частях его
  113. Антология педагогической мысли России ХУШ в. М.: Педагогика, 1985.- 480с.
  114. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие // Под ред. Е. С. Полат. М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 348с.
  115. Е.И. Образование взрослых в изменяющемся обществе / Материалы научно-практической конференции. СПб.: Институт образования взрослых (РАО), 1993. — С.6−8.
  116. С. Словарь русского языка /Под ред. Шведовой Н. Ю. М.: Рус.яз., 1987. -749с.
  117. Очерки истории школы и педагогические мысли народов СССР. Конец XIX начало XX в./Под ред. Э. Д. Днепрова, С. Ф. Егорова, Ф. Г. Паначина, Б. К. Тебиева. — М.: Педагогика, 1991. — 448с.
  118. П. Тейяр де Шарден. Феномен человека. М.: Изд-во «Наука», 1987. -239с.
  119. Ф.Г. Педагогическое образование в СССР. Важнейшие этапы истории и современное состояние. М.: Педагогика, 1975. — 224с.
  120. Педагогическая энциклопедия в 4-х томах. Т 1: А-Е. М.: Советская энциклопедия, 1964.
  121. В.А. Личность в психологии. Ростов н/Дону, 1996. — 512с.
  122. В.А. Личность: феномен субъективности. Ростов н/Д: Феникс, 1993.-235с.
  123. . Избранные психологические труды. Психология интеллекта. Генезис числа у ребенка. Логика и психология. М.: Просвещение, 1969. -659с.
  124. Н.И. Избранное педагогические сочинения. М.: АПН РСФСР, 1953.-702с.
  125. К.К. Краткий словарь системы педагогических понятий.// Учебное пособие. М.: Высшая школа, 1981. — 310с.
  126. К.К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986 — 256с.
  127. В.Г. Профессиональное развитие будущего учителя в условиях региональной системы непрерывного педагогического образования. Автореф. докт. пед. наук. — М., 1999. — 44с.
  128. И.П. Педагогика: Новый курс //Учебник для студ. высш. учеб. заведений. -М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2001. 576с.
  129. В.М. Научно-педагогическая информация: Словарь-справочник, — М.: Новая школа, 1995, — 170с.
  130. М.М. Готовясь к новому учебному году : Управление качеством образования в вопросах и ответах.// Народное образование. -2002,-№ 5, — С.63−73.
  131. Проектирование систем внутришкольного управления/ Под ред. A.M. Моисеева. М.: Педагогическое общество России, 2001. — 249с.
  132. Психологический словарь / под ред. В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова и др. М.: Педагогика, 1983.- 448с.
  133. Психология самосознания. Хрестоматия. — Самара: Издательский дом, 2000. 672с.
  134. Психология человеческих проблем: Хрестоматия/ Сост. К. В. Сельченок. -Мн.: Харвест, 1998. 448с.
  135. В.Т. Принципы и содержание методической работы в школе. -Автореф.канд. пед. наук. -М., 1960. -24с.
  136. С.Л. Основы общей психологии: в 2 т. Т.1. М.: Педагогика, 1989.-448с.
  137. Д.М. Организационно-педагогическая деятельность методической службы района (города) по внедрению новых педагогических идей в школьную практику. Дисс. .канд. пед. наук. — Киев, 1991. -161с.
  138. Рыньков Вал.В., Рыньков Вл.В. Психологические аспекты управления современной школой. Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1994.-75с.
  139. М. О. О книге взрослых. М.: тип. И. Д. Сытина, 1907. — 28 с.
  140. Г. К. Познай себя. М.: Народное образование, 2001. — 153с.
  141. Г. К. Сделай себя сам. М.: Народное образование, 2001 — 173с.
  142. Г. К. Технология саморазвития личности школьника //Образование в современной школе. 2002. — № 2 — С. 30 -37.
  143. Г. К., Селевко А. Г. Социально-воспитательные технологии. М.: Народное образование, 2002. — 176с.
  144. С.Н. Профессиографический мониторинг в системе высшего педагогического образования.// Стандарт и мониторинг в образовании -1999. № 2. — С. 59−64.
  145. А.П. Развитие профессиональной культуры учителя в межкурсовой период последипломного образования. / Методические рекомендации. М.: РИПКРО, 1996.- 55с.
  146. А.П. Внутришкольная методическая работа в современных условиях. М.: МГОПИ «Альфа», 1993. — 47с.
  147. А.П. Содержание и организационные формы методической работы в современной практике. -М.: РИПКРО, 1995. 103с.
  148. М.Н. Методология и методика педагогических исследований. -М.: Педагогика, 1986. 152с.
  149. Г. Б. Как проанализировать собственную педагогическую деятельность / Учебное пособие. М.: Рост пед. агенство, 1998. — 102с.
  150. В.А. Доминанта деятельности Что такое образовательная технология.// Народное образование. 1997. — № 9. — С.41−42.
  151. В.А. и другие. Педагогика: инновационная деятельность. М.: Просвещение, 1974.- 159с.
  152. В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. М.: Просвещение, 1976. — 160с.
  153. В.И. Психологические основы личностно-ориентированного обучения.// Лучшие страницы. 2001. — № 4. — С.63 -73.
  154. В.И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология человека. Введение в психологическую субъективность. М.: Школа — пресс, 1995.- 183 с.
  155. В.И., Исаев Е. И. Психология развития человека. — М.: Школьная пресса, 2000. 387с.
  156. Словарь иностранных слов, 7-е изд. -М.: Русский язык, 1980. 624с.
  157. Словарь практического психолога / Состав. С. Ю. Головин. Минск: Харвест, 1997. — 349с.
  158. Словарь русского языка. В 4-х томах, Т. З — П-Р — изд.2-е, исп., доп. -М.: Русский язык, 1983. — 228с.
  159. С. Саморазвитие (самодеятельность) умственное, нравственное и практическое. Мн.: УшверЫтэцкае, 2000. — 411с.
  160. Современный словарь иностранных слов.- М.: Рус. яз., 1993.- 740с.
  161. Справочник администрации школы по организации учебного процесса. -М.: Образовательный центр «Педагогический поиск», 1999. 160с.
  162. С.Ю., Маслов С. Ю., Яблокова Е. А. Управленческая инноватика: рефлепрактические методы. М.: Просвещение, 1993. — 265с.
  163. Г. С. Педагогическая рефлексия как основа формирования индивидуального стиля деятельности учителя. // Проблемы индивидуализации в СПК учителей. Сб. науч. трудов, СПб. 1992. — С 1017.
  164. В.А. Разговор с молодым директором школы. М.: Просвещение, 1978. — 149с.
  165. .М. Избранные труды: В 2-х т. Т.2 М.: Педагогика, 1985. -360с.
  166. Управление качеством образования: Практикоориентированная монография и методическое пособие / Под ред. М. М. Поташника. М.: Педагогическое общество России, 2000. — 448с.
  167. Е.С. Психологические основания экспертизы и аттестации в системе образования. Дисс. .канд. псих. наук. — М., 2000. — 158с.
  168. Е.С., Волкова Е. Н. О развитии психологической службы образования Нижегородской области// Педагогическое обозрение. Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр. 2000. — № 1 — С.5−10.
  169. А.А. Доминанты души. Рыбинск: Рыбинское подворье, 2000. -258с.
  170. А.А. Собрание сочинений.: Т 1. Учение о доминанте. JI., 1950.-369с.
  171. К.М. Подготовка управленческих кадров образования. М.: Сентябрь, 1997. — 169с.
  172. К.Д. Избранные педагогический произведения. — М.: Просвещения, 1968. 558с.
  173. В.В. Областной многопрофильный лицей —интернат как центр интеллектуальной и творческой самореализации сельских школьников.// Дополнительное образование. 2000. — № 9 — С. 21−26.
  174. В.В. Система кадровой подготовки специалистов дополнительного образования детей. М.: ЦРСДОД, 2000. — 134с.
  175. Философский словарь// под ред. И. Т. Фролова, Изд. пятое. М.: Политизд., 1986.- 590с.
  176. Л. Базовые учреждения кабинетов полит, просветительской работы // Бюллютень центрального кабинета политпросвет работника. Главполитпросвета, 1927.- № 3−4 С.14−16.
  177. П.В. Развитие системы повышения квалификации педагогических кадров советской общеобразовательной школы (1917−1981гг)-Дисс.докт. пед. наук. М., 1986- 418с.
  178. П.В. Управление народным образованием в условиях перестройки и демократизации советского общества: основа концепции//Проблемы оптимизации управления школой. М., 1990. — С.4−14.
  179. В.И. Основные вопросы организации внешкольного образования в России. СПб.: Знание, 1909. — 90с.
  180. И. Д. Педагогические основы профессионального самоопределения учащихся инновационных учебных заведений. -Дисс. .докт. пед. наук. М., 1996. — 455с.
  181. И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе. М.: Сентябрь, 1998 — 144с.
  182. В.Д. Конфликтуюпще и сотрудничающие образовательные политики// Народное образование. 1991.- № 3. — С. 5−8.
  183. В.Д. Философия образования и образовательные политики. -М.: Логос, 1993.-283с.
  184. Л.С. Внутришкольный мониторинг управления качеством образования.// Завуч. 1998. — № 6. — С. 36 — 47.
  185. Т.И. Инновационные процессы в образовании. М.: Центр «Педагогический поиск», 2000. — 290с.
  186. Т.И., Давыденко Т. М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе. М.: Центр «Педагогический поиск», 2001. — 384с.
  187. С.Т. Избранные педагогические сочинения. Т. 1. — М.: Просвещение, 1980. — 256с.
  188. С.Т. Педагогические сочинения. Т.2. М.: Просвещение, 1964. — 198с.
  189. В.М. Имиджелогия: Секреты личного обаяния. М.: ЮНИТИ- Культура и спорт, 1994. — 320с.
  190. В.М. Секреты личного обаяния. М.: Linka — Press, 1997. — 167с.
  191. В.М. Управленческая психология. М.: Экономика, 1984 — 248с.
  192. В.М. Человековедческая компетентность менеджера. Управленческая антропология. М.: Народное образование, 1999. — 431с.
  193. Л.Н. Оценка эффективности системы повышения квалификации в Нижегородском институте развития образования. Современная практика работы.// Материалы Всероссийской научно-практической конференции.
  194. М.: АПК и ПРО.-2001.-С. 272−276.
  195. Л.Н. Развитие инновационного образования: Теория и практика на примере Нижегородского региона. Дисс.канд. пед. наук. -Н.Новгород, — 1995. — 158с
  196. Школьный словарь иностранных слов/ Под ред. В. В. Иванова 3-е изд. перераб.- М.: Просвещение, 1994. — 272с.
  197. П.Г. Избранные труды. Лекции по философии образования -М.: Просвещение, 1995. -103с.
  198. Т.Н. Субъективный контроль как фактор личностного роста учителя. -Автореф.канд. пед. наук. М., 1994. — 24с.
  199. Энциклопедия современного учителя. М.: Астрель, Олимп, Фирма Издательства ACT, 2000. — 334с.
  200. Я работаю психологом. Опыт, размышления, советы/ под ред. И. В. Дубровиной. М.: ТЦ Сфера, 1999. — 256с.
  201. И.С. Технология личностно-ориентированного образования. М.: «Сентябрь», 2000. — 172с.
  202. Структура муниципальной методической службы1. Структура банка данных.
  203. Блоки Уровни образовательной системы города
  204. Образовательное учреждение Управление образования Методическая служба
  205. Правовой 1. Входящая 1. Входящая 1.Входящая1 .Приказы 1. Приказы 1 .Приказы
  206. Распоряжения 2. Распоряжения 2.Распоряжения
  207. Положения 3. Положения 3.Положения
  208. Локальные доку- 4. Локальные докумен- 4. Локальные документы ты менты
  209. Распоряжения 2. Распоряжения 2. Распоряжения3. Положения 3.Положения 3. Положения
  210. Локальные акты 4. Локальные акты. 4. Локальные акты5.Решения: 5. Решения:-педагогического экспертного советасовета, производст- -аттестационной ковенных миссиисовещаний -других существую-других сущест- щих структур. вующих структур.
  211. Статистичес 1.0Ш-1, 1.0Ш-1 1. Количествокий 2.Результаты 2. РИК (ОШ) педагогов, итоговой З. РИК-85 прошедшихаттестации 4. Количество курсовуюучащихся выпускников, подготовку
  212. Результаты окончивших с золотой, 2. Количествотестирования серебренной городскихучащихся. медалями. методических
  213. Количество 5. Трудоустройство объединенийвыпуск выпускников. 3. Количествоников, окончивших участников в научнос золотой, практическихсеребренной конференциях.медалями. 4. Победители
  214. Трудоустройство олимпиад.выпускников. б. Количество участников в научно- практических конференциях. 7. Победители олимпиад.
  215. З.Научно- 1. Базисный 1. Образовательная 1 .Учебнометодический учебный план программа и струтура методическое1. ОУ ОУ. обеспечение:
  216. Результаты 3. Результаты председателейаттестации аттестации городских М/О.пед.работников. пед. работников
  217. Результаты ди- деятельности еагностики образоват. учреждений площадки на всехинновационной уровняхдеятельное 3. Диагностикати. результатов
  218. Материально-техническое обеспечение 1. Наличие спец. помещений 1. Информация о материально-техническом 1. Информация о материально -техническом
  219. Кол-во кабинетов обеспечевании ОУ. обеспечевании ОУ.
  220. Кол-во паспортизиро- 2. Кол-во кабинетов 2. Кол-во кабинетовванных кабинетов. управления образования. методического кабинета.
  221. Спортивный зал. 3. Укомплектован- 3. Укомплектован
  222. Бассейн ность обобрудование. ность обобрудованием.
  223. Школьный стадион: 4. Наличие 4 Укомплектованбеговая дорожка- перспективного плана ность библиотеки. сектор для прыжков- развития МТБ. 5. Оснащенность ТСО.другие. 6. Наличие перспективного
Заполнить форму текущей работой