ΠŸΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² ΡƒΡ‡Ρ‘Π±Π΅, ΠΎΡ‡Π΅Π½ΡŒ быстро...
Π Π°Π±ΠΎΡ‚Π°Π΅ΠΌ вмСстС Π΄ΠΎ ΠΏΠΎΠ±Π΅Π΄Ρ‹

Возрастная пСриодизация развития личности. 
Π‘ΠΎΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ возрастного ΠΈ ΠΈΠ½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΏΠΎΠ΄Ρ…ΠΎΠ΄ΠΎΠ² Π² воспитании ΠΈ ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΈ личности

Π Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΠŸΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² Π½Π°ΠΏΠΈΡΠ°Π½ΠΈΠΈΠ£Π·Π½Π°Ρ‚ΡŒ ΡΡ‚ΠΎΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒΠΌΠΎΠ΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹

Π˜Π½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ ΠΏΠΎΠ΄Ρ…ΠΎΠ΄ Π² ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΈ ΠΈ Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Π°Π½ΠΈΠΈ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΏΠΎΠ»Π°Π³Π°Π΅Ρ‚ Ρ…ΠΎΡ€ΠΎΡˆΠ΅Π΅ Π·Π½Π°Π½ΠΈΠ΅ ΠΈ ΠΏΠΎΠ½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΠ΅ ΠΈΠ½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎ-психологичСских особСнностСй учащихся, своСобразия ΠΈΡ… Π»ΠΈΡ‡Π½ΠΎΡΡ‚ΠΈ. Π₯ΠΎΡ€ΠΎΡˆΠ΅Π΅ Π·Π½Π°Π½ΠΈΠ΅ ΠΈΠ½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎ-психологичСских особСнностСй школьника ΠΏΠΎΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ Π½Π°ΠΉΡ‚ΠΈ Π½Π°ΠΈΠ±ΠΎΠ»Π΅Π΅ цСлСсообразныС ΠΈ ΡΡ„Ρ„Π΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹Π΅ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄Ρ‹, ΠΏΡ€ΠΈΠ΅ΠΌΡ‹ ΠΈ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡ‹ Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ воздСйствия Π½Π° Π½Π΅Π³ΠΎ. Π£Ρ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŽ ΠΈ Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŽ Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΠΎ ΠΎΠ²Π»Π°Π΄Π΅Ρ‚ΡŒ ΡƒΠΌΠ΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ… Π§ΠΈΡ‚Π°Ρ‚ΡŒ Π΅Ρ‰Ρ‘ >

Возрастная пСриодизация развития личности. Π‘ΠΎΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ возрастного ΠΈ ΠΈΠ½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΏΠΎΠ΄Ρ…ΠΎΠ΄ΠΎΠ² Π² воспитании ΠΈ ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΈ личности (Ρ€Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚, курсовая, Π΄ΠΈΠΏΠ»ΠΎΠΌ, ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Π°Ρ)

Π’ΠΎ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ (ΠΊΠ°ΠΊ физичСскоС, Ρ‚Π°ΠΊ ΠΈ ΡƒΠΌΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½ΠΎΠ΅) тСсно связано с Π²ΠΎΠ·Ρ€Π°ΡΡ‚ΠΎΠΌ, ΠΏΠΎΠ½ΠΈΠΌΠ°Π»ΠΈ ΡƒΠΆΠ΅ Π² Π³Π»ΡƒΠ±ΠΎΠΊΠΎΠΉ дрСвности. Π­Ρ‚Π° самоочСвидная истина Π½Π΅ Ρ‚Ρ€Π΅Π±ΠΎΠ²Π°Π»Π° особых Π΄ΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΡΡ‚Π²: с Π²ΠΎΠ·Ρ€Π°ΡΡ‚ΠΎΠΌ ΠΏΡ€ΠΈΡ…ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚ ΠΌΡƒΠ΄Ρ€ΠΎΡΡ‚ΡŒ, накапливаСтся ΠΎΠΏΡ‹Ρ‚, ΡƒΠΌΠ½ΠΎΠΆΠ°ΡŽΡ‚ΡΡ знания. ΠšΠ°ΠΆΠ΄ΠΎΠΌΡƒ возрасту соотвСтствуСт свой ΡƒΡ€ΠΎΠ²Π΅Π½ΡŒ физичСского, психологичСского ΠΈ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ развития. РазумССтся, это соотвСтствиС справСдливо лишь Π² Ρ†Π΅Π»ΠΎΠΌ, Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ ΠΊΠΎΠ½ΠΊΡ€Π΅Ρ‚Π½ΠΎ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ° ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ ΠΎΡ‚ΠΊΠ»ΠΎΠ½ΡΡ‚ΡŒΡΡ Π² Ρ‚Ρƒ ΠΈΠ»ΠΈ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΡƒΡŽ сторону.

Возраст — конкрСтная, ограничСнная Π²ΠΎ Π²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½ΠΈ ΡΡ‚ΡƒΠΏΠ΅Π½ΡŒ развития личности: дСтство, отрочСство, ΡŽΠ½ΠΎΡˆΠ΅ΡΡ‚Π²ΠΎ, ΠΌΠΎΠ»ΠΎΠ΄ΠΎΡΡ‚ΡŒ, Π·Ρ€Π΅Π»ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΈ Ρ‚. Π΄. Она характСризуСтся ΡΠΎΠ²ΠΎΠΊΡƒΠΏΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ Π·Π°ΠΊΠΎΠ½ΠΎΠΌΠ΅Ρ€Π½Ρ‹Ρ… физиологичСских, биологичСских, психичСских ΠΈΠ·ΠΌΠ΅Π½Π΅Π½ΠΈΠΉ, ΡΠ²Π»ΡΡŽΡ‰ΠΈΡ…ΡΡ ΠΎΠ±Ρ‰ΠΈΠΌΠΈ для всСх.

ВозрастноС Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ — это процСсс, Π² ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΌ ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Ρ…ΠΎΠ΄ ΠΎΡ‚ ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠ³ΠΎ возраста ΠΊ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΎΠΌΡƒ ΡΠΎΠ²Π΅Ρ€ΡˆΠ°Π΅Ρ‚ΡΡ Π½Π΅ ΡΠ²ΠΎΠ»ΡŽΡ†ΠΈΠΎΠ½Π½Ρ‹ΠΌ, Π° Ρ€Π΅Π²ΠΎΠ»ΡŽΡ†ΠΈΠΎΠ½Π½Ρ‹ΠΌ ΠΏΡƒΡ‚Π΅ΠΌ. Π­Ρ‚ΠΎ измСнСния, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ происходят Π² ΠΏΡΠΈΡ…ичСском, физичСском ΠΈ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΌ аспСктах развития личности; ΠΎΠ½ΠΈ ΠΎΡ‚Π»ΠΈΡ‡Π°ΡŽΡ‚ΡΡ своСй Ρ†Π΅Π»ΠΎΡΡ‚Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ ΠΈ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ΠΌ психичСских Π½ΠΎΠ²ΠΎΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠΉ. Основная двиТущая сила развития — Ρ€Π°Π·Ρ€Π΅ΡˆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΏΡ€ΠΎΡ‚ΠΈΠ²ΠΎΡ€Π΅Ρ‡ΠΈΠΉ ΠΌΠ΅ΠΆΠ΄Ρƒ достигнутым ΡƒΡ€ΠΎΠ²Π½Π΅ΠΌ физичСского ΠΈ ΠΏΡΠΈΡ…ичСского развития. ΠŸΡ€ΠΎΡ‚ΠΈΠ²ΠΎΡ€Π΅Ρ‡ΠΈΡ — слСдствия измСнСния потрСбностСй, ΠΏΠΎΡ€ΠΎΠΆΠ΄Π°Π΅ΠΌΡ‹Ρ… Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ΠΌ.

Π Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ личности ΠΈΠ΄Π΅Ρ‚ всю Тизнь ΠΈ Π΅Π³ΠΎ ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎ условно ΠΏΠΎΠ΄Π΅Π»ΠΈΡ‚ΡŒ Π½Π° ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄Ρ‹. Π’Π°Ρ€ΠΈΠ°Π½Ρ‚Ρ‹ ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π½Ρ‹. Для ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ управлСния процСссами развития ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈ ΡƒΠΆΠ΅ Π² Π΄Π°Π»Π΅ΠΊΠΎΠΌ ΠΏΡ€ΠΎΡˆΠ»ΠΎΠΌ Π΄Π΅Π»Π°Π»ΠΈ ΠΏΠΎΠΏΡ‹Ρ‚ΠΊΠΈ ΠΊΠ»Π°ΡΡΠΈΡ„ΠΈΡ†ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄Ρ‹ чСловСчСской ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ, ΠΏΡ€ΠΈΡ‡Π΅ΠΌ число ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΉ ΠΏΡ€ΠΎΠ΄ΠΎΠ»ΠΆΠ°Π΅Ρ‚ ΡƒΠ²Π΅Π»ΠΈΡ‡ΠΈΠ²Π°Ρ‚ΡŒΡΡ, Ρ‚.ΠΊ. ΠΏΠΎΠΊΠ° Π½Π΅Π²ΠΎΠ·ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎ ΠΏΠΎΡΡ‚Ρ€ΠΎΠΈΡ‚ΡŒ систСму, которая ΠΎΠΏΠΈΡ€Π°Π»Π°ΡΡŒ Π±Ρ‹ Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ Π½Π° ΠΎΠ΄ΠΈΠ½ ΠΊΡ€ΠΈΡ‚Π΅Ρ€ΠΈΠΉ ΠΈ Π±Ρ‹Π»Π° бСсспорной.

Возрастная пСриодизация — Π²Ρ‹Π΄Π΅Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄ΠΎΠ² ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ° ΠΏΠΎ ΡΠΎΠ²ΠΎΠΊΡƒΠΏΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ Π°Π½Π°Ρ‚ΠΎΠΌΠΎ-физиологичСских ΠΈ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎ-психологичСских ΠΏΡ€ΠΈΠ·Π½Π°ΠΊΠΎΠ². ΠŸΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΡ основываСтся Π½Π° Π²Ρ‹Π΄Π΅Π»Π΅Π½ΠΈΠΈ возрастных особСнностСй — Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€Π½Ρ‹Ρ… для ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½Π½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄Π° ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ Π°Π½Π°Ρ‚ΠΎΠΌΠΎ-физиологичСских ΠΈ ΠΏΡΠΈΡ…ичСских качСств. ΠŸΠΎΡΠΊΠΎΠ»ΡŒΠΊΡƒ биологичСскоС ΠΈ Π΄ΡƒΡ…ΠΎΠ²Π½ΠΎΠ΅ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ° тСсно связано ΠΌΠ΅ΠΆΠ΄Ρƒ собой, Ρ‚ΠΎ ΡΠΎΠΎΡ‚Π²Π΅Ρ‚ΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ возрасту измСнСния Π½Π°ΡΡ‚ΡƒΠΏΠ°ΡŽΡ‚ ΠΈ Π² ΠΏΡΠΈΡ…ичСской сфСрС. ΠŸΠΎΠ»Π½Ρ‹Π΅ ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ развития ΠΎΡ…Π²Π°Ρ‚Ρ‹Π²Π°ΡŽΡ‚ всю Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅Ρ‡Π΅ΡΠΊΡƒΡŽ Тизнь с Π½Π°ΠΈΠ±ΠΎΠ»Π΅Π΅ Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€Π½Ρ‹ΠΌΠΈ стадиями, Π° Π½Π΅ΠΏΠΎΠ»Π½Ρ‹Π΅ (ΡƒΡ€Π΅Π·Π°Π½Π½Ρ‹Π΅) — Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ Ρ‚Ρƒ Ρ‡Π°ΡΡ‚ΡŒ ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ ΠΈ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ия, которая интСрСсуСт Π½Π°ΡƒΡ‡Π½ΡƒΡŽ ΠΎΠ±Π»Π°ΡΡ‚ΡŒ. Π’ ΡΠΎΠ²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½Π½ΠΎΠΉ пСдагогичСской Π½Π°ΡƒΠΊΠ΅ приняты ΡΠ»Π΅Π΄ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ дСтского возраста:

  • 1. ΠœΠ»Π°Π΄Π΅Π½Ρ‡Π΅ΡΡ‚Π²ΠΎ (0−1 Π³ΠΎΠ΄ ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ): характСризуСтся кризисом роТдСния (ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Ρ…ΠΎΠ΄ ΠΎΡ‚ ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠΉ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡ‹ ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ Π² Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΡƒΡŽ) ΠΈ ΠΊΡ€ΠΈΠ·ΠΈΡΠΎΠΌ 1 Π³ΠΎΠ΄Π° ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ. НСпосрСдствСнноС ΡΠΌΠΎΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅ ΠΎΠ±Ρ‰Π΅Π½ΠΈΠ΅ со Π²Π·Ρ€ΠΎΡΠ»Ρ‹ΠΌΠΈ, Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ сСнсорно-ΠΌΠΎΡ‚ΠΎΡ€Π½Ρ‹Ρ…, манипулятивных дСйствий. ΠŸΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄ ΠΏΠ΅Ρ€Π²ΠΎΠ½Π°Ρ‡Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠ³ΠΎ приспособлСния ΠΈ ΠΏΡ€ΠΈΠ²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΡ Π² Π³ΠΎΡ‚ΠΎΠ²Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ сил ΠΊ ΠΏΠ΅Ρ€Π²ΠΈΡ‡Π½ΠΎΠΉ Π°Π΄Π°ΠΏΡ‚Π°Ρ†ΠΈΠΈ. К ΠΊΠΎΠ½Ρ†Ρƒ этого ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄Π° происходит качСствСнный скачок — ΠΎΡ‚ Π½Π΅Π·Π½Π°Π½ΠΈΡ ΠΈ Π½Π΅ΡƒΠΌΠ΅Π½ΠΈΡ — Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΎΠΊ Π½Π°Ρ‡ΠΈΠ½Π°Π΅Ρ‚ Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚ΡŒ ΠΈ Π³ΠΎΠ²ΠΎΡ€ΠΈΡ‚ΡŒ.
  • 2. ΠŸΡ€Π΅Π΄Π΄ΠΎΡˆΠΊΠΎΠ»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ возраст (1−3 Π³ΠΎΠ΄Π°): ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚Π½ΠΎ-орудийная Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ, Π² Ρ…ΠΎΠ΄Π΅ ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΉ осущСствляСтся ΠΎΠ²Π»Π°Π΄Π΅Π½ΠΈΠ΅ дСйствий с ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚Π°ΠΌΠΈ. Один ΠΈΠ· Π½Π°ΠΈΠ±ΠΎΠ»Π΅Π΅ ΠΏΠ»ΠΎΠ΄ΠΎΡ‚Π²ΠΎΡ€Π½Ρ‹Ρ… ΠΈ ΠΈΠ½Ρ‚Снсивных ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄ΠΎΠ² накоплСния Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠΎΠΌ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΎΠΏΡ‹Ρ‚Π°, становлСния физичСских Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΉ, психичСских свойств ΠΈ ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡΠΎΠ². ΠžΠ±ΠΎΠ³Π°Ρ‰Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΡΠΌΠΎΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ сфСры, Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ Ρ€Π΅Ρ‡ΠΈ. ЗаканчиваСтся ΠΎΠ±Ρ€Π΅Ρ‚Π΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠΎΠΌ ΡΠ°ΠΌΠΎΡΡ‚ΠΎΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ, ΠΎΠ½ Π½Π°Ρ‡ΠΈΠ½Π°Π΅Ρ‚ Π²ΠΎΡΠΏΡ€ΠΈΠ½ΠΈΠΌΠ°Ρ‚ΡŒ сСбя ΠΊΠ°ΠΊ ΠΎΡ‚Π΄Π΅Π»ΡŒΠ½Π°Ρ Π»ΠΈΡ‡Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ («Π― ΡΠ°ΠΌ!»). ΠšΡ€ΠΈΠ·ΠΈΡ 3-Ρ… Π»Π΅Ρ‚.
  • 3. Π”ΠΎΡˆΠΊΠΎΠ»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ возраст (3−6 Π»Π΅Ρ‚): ролСвая ΠΈΠ³Ρ€Π°, ориСнтация Π² ΡΠ°ΠΌΡ‹Ρ… ΠΎΠ±Ρ‰ΠΈΡ… смыслах; Π½Π΅ Ρ…арактСризуСтся кризисами; происходит интСнсивного Π½Π°ΠΊΠΎΠΏΠ»Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎ Π·Π½Π°Ρ‡ΠΈΠΌΠΎΠ³ΠΎ ΠΎΠΏΡ‹Ρ‚Π° ΠΈ ΠΎΡ€ΠΈΠ΅Π½Ρ‚Π°Ρ†ΠΈΠΈ Π² ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΌ пространствС, формирования основных Ρ‡Π΅Ρ€Ρ‚ Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€Π° ΠΈ ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ ΠΊ ΠΎΠΊΡ€ΡƒΠΆΠ°ΡŽΡ‰Π΅ΠΌΡƒ ΠΌΠΈΡ€Ρƒ.
  • — ΠΌΠ»Π°Π΄ΡˆΠΈΠΉ Π΄ΠΎΡˆΠΊΠΎΠ»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ возраст (3−4 Π»Π΅Ρ‚),
  • — ΡΡ€Π΅Π΄Π½ΠΈΠΉ Π΄ΠΎΡˆΠΊΠΎΠ»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ возраст (4−5 Π»Π΅Ρ‚),
  • — ΡΡ‚Π°Ρ€ΡˆΠΈΠΉ Π΄ΠΎΡˆΠΊΠΎΠ»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ возраст (5−6 Π»Π΅Ρ‚).
  • 4. Младший ΡˆΠΊΠΎΠ»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ возраст (Π΄Π΅Π². 6−11, ΠΌΠ°Π»ΡŒΡ‡. 6−12 Π»Π΅Ρ‚): Π³Π΅Π½Π΄Π΅Ρ€Π½Ρ‹Π΅ различия, физиологичСскоС созрСваниС, интСнсивноС Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ ΠΏΠΎΠ·Π½Π°Π²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… сил Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ°. ΠŸΡ€ΠΎΠΈΡΡ…ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚ Π·Π°Π²Π΅Ρ€ΡˆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΏΠ΅Ρ€Π²ΠΎΠ½Π°Ρ‡Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ созрСвания физиологичСских ΠΈ ΠΏΡΠΈΡ…ологичСских структур ΠΊΠΎΡ€Ρ‹ Π³ΠΎΠ»ΠΎΠ²Π½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΌΠΎΠ·Π³Π°, дальнСйшСС Π½Π°ΠΊΠΎΠΏΠ»Π΅Π½ΠΈΠ΅ физичСских, Π½Π΅Ρ€Π²Π½ΠΎ-физиологичСских ΠΈ ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Π»Π»Π΅ΠΊΡ‚ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… сил, ΠΎΠ±Π΅ΡΠΏΠ΅Ρ‡ΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‰ΠΈΡ… Π³ΠΎΡ‚ΠΎΠ²Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΊ ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΎΡ†Π΅Π½Π½ΠΎΠΌΡƒ систСматичСскому ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½ΠΎΠΌΡƒ Ρ‚Ρ€ΡƒΠ΄Ρƒ. Но ΠΏΡ€ΠΈ этом рСкомСндуСтся ΠΈΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ элСмСнты ΠΈΠ³Ρ€Ρ‹ Π² ΡƒΡΠ»ΠΎΠ²ΠΈΡΡ… Π·Π½Π°Π½ΠΈΠΉ; продолТаСтся Π½Π°ΠΊΠΎΠΏΠ»Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Π»Π»Π΅ΠΊΡ‚ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… сил Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ°. Π­Ρ‚ΠΎ врСмя Π·Ρ€Π΅Π»ΠΎΠ³ΠΎ дСтства, накоплСния физичСских ΠΈ Π΄ΡƒΡ…ΠΎΠ²Π½Ρ‹Ρ… сил для ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Ρ…ΠΎΠ΄Π° ΠΊ ΠΎΡ‚рочСству.
ΠšΡ€ΠΈΠ·ΠΈΡ Π½Π°Ρ‡Π°Π»Π° ΡƒΡ‡Π΅Π±Ρ‹ — кризис 7 Π»Π΅Ρ‚ (ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Ρ…ΠΎΠ΄ ΠΎΡ‚ ΠΈΠ³Ρ€ΠΎΠ²ΠΎΠΉ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ ΠΊ ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½ΠΎΠΉ). ΠšΡ€ΠΈΠ·ΠΈΡ проявляСтся Π² Π½Π΅ΠΆΠ΅Π»Π°Π½ΠΈΠΈ ΠΈΠ΄Ρ‚ΠΈ Π² ΡˆΠΊΠΎΠ»Ρƒ, ΠΈ ΡΠ²ΡΠ·Π°Π½ с Ρ‚Π΅ΠΌ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π²Π΅Π΄ΡƒΡ‰ΠΈΠΌ Π²ΠΈΠ΄ΠΎΠΌ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ Π΅Ρ‰Π΅ остаСтся ΠΈΠ³Ρ€ΠΎΠ²ΠΎΠΉ, Π° Π² ΡˆΠΊΠΎΠ»Π΅ ΠΎΡ‚ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° Ρ‚Ρ€Π΅Π±ΡƒΡŽΡ‚ ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚ΡŒΡΡ. Основная Ρ‚Ρ€ΡƒΠ΄Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ — Π³ΠΎΡ‚ΠΎΠ² Π»ΠΈ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΎΠΊ ΠΊ ΡΠΈΡΡ‚Π΅ΠΌΠ½ΠΎΠΌΡƒ Ρ‚Ρ€ΡƒΠ΄Ρƒ.
  • 5. Π‘Ρ€Π΅Π΄Π½ΠΈΠΉ ΡˆΠΊΠΎΠ»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ возраст (подростковый) (Π΄Π΅Π². 11−15, ΠΌΠ°Π»ΡŒΡ‡. 12−16 Π»Π΅Ρ‚): Π³Π΅Π½Π΄Π΅Ρ€Π½Ρ‹Π΅ различия; Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€Π΅Π½ кризис подростка. Новый качСствСнный этап Π² ΡΡ‚Π°Π½ΠΎΠ²Π»Π΅Π½ΠΈΠΈ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ°. ΠŸΡ€ΠΎΠΈΡΡ…ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚ становлСниС личности, ΠΏΠΎΠ»ΠΎΠ²ΠΎΠ΅ созрСваниС, Π»ΠΈΡ‡Π½ΠΎΠ΅ самосознаниС, ΡΠΎΠ·Π½Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅ проявлСниС ΠΈΠ½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ.
  • 6. Π‘Ρ‚Π°Ρ€ΡˆΠΈΠΉ ΡˆΠΊΠΎΠ»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ возраст (юношСский) (Π΄Π΅Π².15−18(20), ΠΌΠ°Π»ΡŒΡ‡.16−18(21) Π»Π΅Ρ‚): ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄ Π·Π°Π²Π΅Ρ€ΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ физичСского ΠΈ ΠΏΡΠΈΡ…ологичСского созрСвания, Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ готовности ΠΊ Ρ‚Ρ€ΡƒΠ΄Ρƒ, чувство граТданской отвСтствСнности. ΠšΡ€ΠΈΠ·ΠΈΡ самоопрСдСлСния.
  • 7. Π—Ρ€Π΅Π»ΠΎΡΡ‚ΡŒ (1 ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄ — 21−35 Π»Π΅Ρ‚, 2 ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄ — 35−60 Π»Π΅Ρ‚): ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄ зрСлости Ρ€Π°Π·Π΄Π΅Π»ΡΡŽΡ‚ Π½Π° Ρ€ΡΠ΄ стадий ΠΈ ΠΊΡ€ΠΈΠ·ΠΈΡΠΎΠ²: 1. стадия Ρ€Π°Π½Π½Π΅ΠΉ зрСлости ΠΈΠ»ΠΈ молодости (20−23 Π³ΠΎΠ΄Π° Π΄ΠΎ 30−35 Π»Π΅Ρ‚) соотвСтствуСт вступлСниС Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ° Π² ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Π½ΡΠΈΠ²Π½ΡƒΡŽ ΠΈ ΠΏΡ€ΠΎΡ„Π΅ΡΡΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΡƒΡŽ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ, ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄ становлСния, самоутвСрТдСния сСбя. Вторая стадия длится ΠΎΡ‚ 30−35 Π»Π΅Ρ‚ Π΄ΠΎ 60 Π»Π΅Ρ‚.
  • 8. ΠŸΠ΅Π½ΡΠΈΠΎΠ½Π½Ρ‹ΠΉ ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄ (60−75 Π»Π΅Ρ‚).
  • 9. БтарчСский ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄ (75−90 Π»Π΅Ρ‚).
  • 10. Π”ΠΎΠ»Π³ΠΎΠΆΠΈΡ‚Π΅Π»ΠΈ (90 ΠΈ >).

ΠšΠ°ΠΆΠ΄Ρ‹ΠΉ возрастной этап Π·Π°Π²Π΅Ρ€ΡˆΠ°Π΅Ρ‚ΡΡ кризисом. ΠšΡ€ΠΈΠ·ΠΈΡ развития — ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Ρ…ΠΎΠ΄Π½Ρ‹ΠΉ ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄ ΠΎΡ‚ ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠ³ΠΎ этапа ΠΊ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΎΠΌΡƒ, обострСниС ΠΏΡ€ΠΎΡ‚ΠΈΠ²ΠΎΡ€Π΅Ρ‡ΠΈΠΉ. Π₯арактСристики кризиса: Π½Π΅ΠΏΠΎΡΠ»ΡƒΡˆΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ, Ρ€Π°Π·Π΄Ρ€Π°ΠΆΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒ, упрямство, стрСмлСниС ΠΊ ΡΠ°ΠΌΠΎΡΡ‚ΠΎΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ, ΠΏΠΎΠ²Ρ‹ΡˆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ конфликтности. ΠšΠ°ΠΆΠ΄Ρ‹ΠΉ ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄ нСсСт Π½ΠΎΠ²ΠΎΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅.

Достоинства пСдагогичСской ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ: учитываСтся ΠΏΠΎΠ»ΠΎΠ²ΠΎΠ΅ Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡ΠΈΠ΅ (особСнности ΠΏΠΎΠ»Π°), рассматриваСтся вСсь ΠΆΠΈΠ·Π½Π΅Π½Π½Ρ‹ΠΉ Ρ†ΠΈΠΊΠ», Π² ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Ρƒ входят стадии психичСского ΠΈ Ρ„изичСского развития с ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠΉ стороны ΠΈ ΡƒΡΠ»ΠΎΠ²ΠΈΡ, Π² ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Ρ… ΠΏΡ€ΠΎΡ‚Π΅ΠΊΠ°Π΅Ρ‚ ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ — с Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΎΠΉ; Ρ€Π°ΡΡΠΌΠ°Ρ‚Ρ€ΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‚ особСнности развития Π½Π° ΠΊΠ°ΠΆΠ΄ΠΎΠΌ этапС Π² ΠΎΠ±Ρ‰Π΅Π½ΠΈΠΈ, ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΈ, ΠΈΠ³Ρ€Π΅, ΠΏΠΎΠ΄Ρ€Π°ΠΆΠ°Π½ΠΈΠΈ ΠΈ.Ρ‚.Π΄.

ΠŸΡΠΈΡ…ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΈΠ΅ ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄Ρ‹ развития личности обусловлСны Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡ΠΈΠ΅ΠΌ Π² ΠΌΡ‹ΡˆΠ»Π΅Π½ΠΈΠΈ, памяти, Π²ΠΎΠΎΠ±Ρ€Π°ΠΆΠ΅Π½ΠΈΠΈ ΠΈ Ρ‚. Π΄. Π’ ΠΏΡΠΈΡ…ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π°ΡŽΡ‚ сСнситивныС ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄Ρ‹ — Π½Π°ΠΈΠ±ΠΎΠ»Π΅Π΅ благоприятныС для развития Ρ‚Π΅Ρ… ΠΈΠ»ΠΈ ΠΈΠ½Ρ‹Ρ… Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΉ (Π½Π°ΠΈΠ±ΠΎΠ»Π΅Π΅ Ρ‡ΡƒΠ²ΡΡ‚Π²ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ для формирования Ρ‚Π΅Ρ… ΠΈΠ»ΠΈ ΠΈΠ½Ρ‹Ρ… Ρ‡Π΅Ρ€Ρ‚ Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€Π°). Π’ ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΠΊΠ΅ пСриодизация становлСния личности связана с ΠΎΡΠΎΠ±Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ями процСссов воспитания, Π·Π°Π΄Π°Ρ‡Π°ΠΌΠΈ ΠΈ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄Π°ΠΌΠΈ ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΠΊΠΈ.

ΠŸΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΡ ΠΏΠΎ Π’ыготскому (ΠΏΠΎ Π²Π΅Π΄ΡƒΡ‰Π΅ΠΉ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ):

  • — ΠΌΠ»Π°Π΄Π΅Π½Ρ‡Π΅ΡΡ‚Π²ΠΎ (0−1 Π³ΠΎΠ΄) — нСпосрСдствСнноС ΡΠΌΠΎΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅ ΠΎΠ±Ρ‰Π΅Π½ΠΈΠ΅ со Π²Π·Ρ€ΠΎΡΠ»Ρ‹ΠΌΠΈ, Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ сСнсорно-ΠΌΠΎΡ‚ΠΎΡ€Π½Ρ‹Ρ…, манипулятивных дСйствий.
  • — Ρ€Π°Π½Π½Π΅Π΅ дСтство (1−3) — ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚Π½ΠΎ-орудийная Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ, Π² Ρ…ΠΎΠ΄Π΅ ΠΊΡ‚. осущСствляСтся Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ овладСния дСйствий с ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚Π°ΠΌΠΈ.
  • — Π΄ΠΎΡˆΠΊΠΎΠ»ΡŒΠ½ΠΈΠΊΠΈ (3−7) — ролСвая ΠΈΠ³Ρ€Π°, ориСнтация Π² ΡΠ°ΠΌΡ‹Ρ… ΠΎΠ±Ρ‰ΠΈΡ… смыслах.
  • — ΠΌΠ»Π°Π΄ΡˆΠΈΠ΅ школьники (7−12) — интСнсивноС Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ ΠΏΠΎΠ·Π½Π°Π²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… сил Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ°.
  • — ΠΏΠΎΠ΄Ρ€ΠΎΡΡ‚ΠΊΠΈ (12−15) — ΠΎΠ±Ρ‰Π΅Π½ΠΈΠ΅, построСниС ΠΈΠ½Ρ‚ΠΈΠΌΠ½ΠΎ-личностных ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ.
  • — ΡΡ‚Π°Ρ€ΡˆΠΈΠ΅ подростки (15−17) — ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½ΠΎ-ΠΏΡ€ΠΎΡ„Π΅ΡΡΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½Π°Ρ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ.

Π’ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅Ρ‡Π΅ΡΠΊΠΎΠΌ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠΈ проявляСтся ΠΎΠ±Ρ‰Π΅Π΅ ΠΈ ΠΎΡΠΎΠ±Π΅Π½Π½ΠΎΠ΅. ΠžΠ±Ρ‰Π΅Π΅ свойствСнно всСм людям ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½Π½ΠΎΠ³ΠΎ возраста, особСнноС ΠΎΡ‚Π»ΠΈΡ‡Π°Π΅Ρ‚ ΠΎΡ‚Π΄Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ°. К ΠΈΠ½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌ особСнностям относятся: своСобразиС ΠΎΡ‰ΡƒΡ‰Π΅Π½ΠΈΠΉ, восприятия, ΠΌΡ‹ΡˆΠ»Π΅Π½ΠΈΡ, памяти, вообраТСния, особСнности интСрСсов, склонностСй, способностСй, Ρ‚Π΅ΠΌΠΏΠ΅Ρ€Π°ΠΌΠ΅Π½Ρ‚Π°, Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€Π°. Π”ΠΎΠ»ΠΆΠ½Ρ‹ Π»ΠΈ Π² Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Π°Π½ΠΈΠΈ ΠΈ ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΈ ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚Ρ‹Π²Π°Ρ‚ΡŒΡΡ ΠΈΠ½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ особСнности?

ΠŸΠ΅Ρ€Π²Π°Ρ Ρ‚ΠΎΡ‡ΠΊΠ° зрСния — массовая школа Π½Π΅ ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ ΠΈ Π½Π΅ Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ½Π° ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚Ρ‹Π²Π°Ρ‚ΡŒ ΠΈΠ½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ, ΠΏΡ€ΠΈΡΠΏΠΎΡΠ°Π±Π»ΠΈΠ²Π°Ρ‚ΡŒΡΡ ΠΊ ΠΊΠ°ΠΆΠ΄ΠΎΠΌΡƒ ΠΎΡ‚Π΄Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΌΡƒ ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΊΡƒ. ВсС Π΄Π΅Ρ‚ΠΈ Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ½Ρ‹ ΠΏΠΎΠ»ΡƒΡ‡Π°Ρ‚ΡŒ ΠΎΠ΄ΠΈΠ½Π°ΠΊΠΎΠ²Ρ‹Π΅ «ΠΏΠΎΡ€Ρ†ΠΈΠΈ» ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΡΠΊΠΎΠΉ Π·Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹. Никаких Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡ΠΈΠΉ Π½Π΅ Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ½ΠΎ Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ Π² Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Π°Π½ΠΈΠΈ ΠΏΡ€ΠΈΠ»Π΅ΠΆΠ½Ρ‹Ρ… ΠΈ Π»Π΅Π½ΠΈΠ²Ρ‹Ρ…, ΠΎΠ΄Π°Ρ€Π΅Π½Π½Ρ‹Ρ… ΠΈ Π½Π΅ΡΠΏΠΎΡΠΎΠ±Π½Ρ‹Ρ…, Π° Ρ‚Π°ΠΊΠΆΠ΅ ΡΡ‚Π°Ρ€Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ…, Π»ΡŽΠ±ΠΎΠ·Π½Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… ΠΈ Π½ΠΈΡ‡Π΅ΠΌ Π½Π° ΡΠ²Π΅Ρ‚Π΅ Π½Π΅ ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Ρ€Π΅ΡΡƒΡŽΡ‰ΠΈΡ…ΡΡ. Π§Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊ, ΠΎΠΊΠΎΠ½Ρ‡ΠΈΠ²ΡˆΠΈΠΉ Ρ‚ΠΎΡ‚ ΠΈΠ»ΠΈ ΠΈΠ½ΠΎΠΉ Ρ‚ΠΈΠΏ ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½ΠΎΠ³ΠΎ завСдСния, характСризуСтся ΠΎΠ±Ρ‰ΠΈΠΌ, ΠΎΠ΄ΠΈΠ½Π°ΠΊΠΎΠ²Ρ‹ΠΌ для всСх стандартом обучСнности ΠΈ Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚анности, принятым Π² Π΄Π°Π½Π½ΠΎΠΌ Π·Π°Π²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΠΈ. Π£Π±Π΅Π΄ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ эту ΠΌΡ‹ΡΠ»ΡŒ Π²Ρ‹Ρ€Π°Π·ΠΈΠ» Π“. Π“Π΅Π³Π΅Π»ΡŒ: «Π‘Π²ΠΎΠ΅ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΈΠ΅ людСй Π½Π΅ ΡΠ»Π΅Π΄ΡƒΠ΅Ρ‚ Ρ†Π΅Π½ΠΈΡ‚ΡŒ слишком высоко. МнСниС, Ρ‡Ρ‚ΠΎ наставник Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ΅Π½ Ρ‚Ρ‰Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ ΠΈΠ·ΡƒΡ‡Π°Ρ‚ΡŒ ΠΈΠ½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΊΠ°ΠΆΠ΄ΠΎΠ³ΠΎ ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΊΠ°, ΡΠΎΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Ρ‹Π²Π°Ρ‚ΡŒΡΡ с Π½Π΅ΡŽ ΠΈ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΠ²Π°Ρ‚ΡŒ Π΅Π΅, являСтся ΡΠΎΠ²Π΅Ρ€ΡˆΠ΅Π½Π½ΠΎ пустым ΠΈ Π½ΠΈ Π½Π° Ρ‡Π΅ΠΌ Π½Π΅ ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π°Π½Π½Ρ‹ΠΌ. Для этого Ρƒ Π½Π΅Π³ΠΎ Π½Π΅Ρ‚ ΠΈ Π²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½ΠΈ. Π‘Π²ΠΎΠ΅ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ Ρ‚Π΅Ρ€ΠΏΠΈΠΌΠ° Π² ΡΠ΅ΠΌΠ΅ΠΉΠ½ΠΎΠΌ ΠΊΡ€ΡƒΠ³Ρƒ, Π½ΠΎ Π² ΡˆΠΊΠΎΠ»Π΅ начинаСтся Тизнь ΠΏΠΎ ΡƒΡΡ‚Π°Π½ΠΎΠ²Π»Π΅Π½Π½ΠΎΠΌΡƒ порядку, ΠΏΠΎ ΠΎΠ±Ρ‰ΠΈΠΌ для всСх ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ»Π°ΠΌ. Π’ΡƒΡ‚ приходится Π·Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΈΡ‚ΡŒΡΡ ΠΎ Ρ‚ΠΎΠΌ, Ρ‡Ρ‚ΠΎΠ±Ρ‹ Π΄Π΅Ρ‚ΠΈ ΠΎΡ‚Π²Ρ‹ΠΊΠ°Π»ΠΈ ΠΎΡ‚ ΡΠ²ΠΎΠ΅ΠΉ ΠΎΡ€ΠΈΠ³ΠΈΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ, Ρ‡Ρ‚ΠΎΠ±Ρ‹ ΠΎΠ½ΠΈ ΡƒΠΌΠ΅Π»ΠΈ ΠΈ Ρ…ΠΎΡ‚Π΅Π»ΠΈ ΠΈΡΠΏΠΎΠ»Π½ΡΡ‚ΡŒ ΠΎΠ±Ρ‰ΠΈΠ΅ ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ»Π° ΠΈ ΡƒΡΠ²Π°ΠΈΠ²Π°Π»ΠΈ Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚Ρ‹ ΠΎΠ±Ρ‰Π΅Π³ΠΎ образования. Волько это ΠΏΡ€Π΅ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ Π΄ΡƒΡˆΠΈ составляСт воспитаниС».

ΠžΡ‚Π΅Ρ‡Π΅ΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½Π°Ρ ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΈΠΊΠ°: воспитаниС Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ½ΠΎ максимально ΠΎΠΏΠΈΡ€Π°Ρ‚ΡŒΡΡ Π½Π° ΠΈΠ½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ. Π˜Π½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ ΠΏΠΎΠ΄Ρ…ΠΎΠ΄ — организация ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½ΠΎΠ³ΠΎ процСсса, ΠΏΡ€ΠΈ ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΌ Π²Ρ‹Π±ΠΎΡ€ способов, ΠΏΡ€ΠΈΠ΅ΠΌΠΎΠ², Ρ‚Π΅ΠΌΠΏΠΎΠ² обучСния осущСствляСтся с ΡƒΡ‡Π΅Ρ‚ΠΎΠΌ ΠΈΠ½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ учащихся, учСбная Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ обСспСчиваСтся Π½Π° ΡƒΡ€ΠΎΠ²Π½Π΅ ΠΏΠΎΡ‚Π΅Π½Ρ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ возмоТностСй для ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΊΠ°. Π˜Π½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ ΠΏΠΎΠ΄Ρ…ΠΎΠ΄ Π·Π°ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π°Π΅Ρ‚ΡΡ Π² ΡƒΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½ΠΈΠΈ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ΠΌ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ°, основанном Π½Π° Π³Π»ΡƒΠ±ΠΎΠΊΠΎΠΌ Π·Π½Π°Π½ΠΈΠΈ Ρ‡Π΅Ρ€Ρ‚ Π΅Π³ΠΎ личности ΠΈ ΡƒΡΠ»ΠΎΠ²ΠΈΠΉ ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ. Π’ ΠΈΠ½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΌ ΠΏΠΎΠ΄Ρ…ΠΎΠ΄Π΅ особСнно Π½ΡƒΠΆΠ΄Π°ΡŽΡ‚ΡΡ «Ρ‚Ρ€ΡƒΠ΄Π½Ρ‹Π΅» воспитанники, малоспособныС школьники, Π° Ρ‚Π°ΠΊΠΆΠ΅ Π΄Π΅Ρ‚ΠΈ с ΡΡ€ΠΊΠΎ Π²Ρ‹Ρ€Π°ΠΆΠ΅Π½Π½ΠΎΠΉ Π·Π°Π΄Π΅Ρ€ΠΆΠΊΠΎΠΉ развития.

Π˜Π½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ ΠΏΠΎΠ΄Ρ…ΠΎΠ΄ Π² ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΈ ΠΈ Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Π°Π½ΠΈΠΈ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΏΠΎΠ»Π°Π³Π°Π΅Ρ‚ Ρ…ΠΎΡ€ΠΎΡˆΠ΅Π΅ Π·Π½Π°Π½ΠΈΠ΅ ΠΈ ΠΏΠΎΠ½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΠ΅ ΠΈΠ½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎ-психологичСских особСнностСй учащихся, своСобразия ΠΈΡ… Π»ΠΈΡ‡Π½ΠΎΡΡ‚ΠΈ. Π₯ΠΎΡ€ΠΎΡˆΠ΅Π΅ Π·Π½Π°Π½ΠΈΠ΅ ΠΈΠ½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎ-психологичСских особСнностСй школьника ΠΏΠΎΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ Π½Π°ΠΉΡ‚ΠΈ Π½Π°ΠΈΠ±ΠΎΠ»Π΅Π΅ цСлСсообразныС ΠΈ ΡΡ„Ρ„Π΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹Π΅ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄Ρ‹, ΠΏΡ€ΠΈΠ΅ΠΌΡ‹ ΠΈ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡ‹ Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ воздСйствия Π½Π° Π½Π΅Π³ΠΎ. Π£Ρ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŽ ΠΈ Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŽ Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΠΎ ΠΎΠ²Π»Π°Π΄Π΅Ρ‚ΡŒ ΡƒΠΌΠ΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ ΠΈΠ·ΡƒΡ‡Π°Ρ‚ΡŒ школьников, Π²ΠΈΠ΄Π΅Ρ‚ΡŒ Π½Π΅ ΡΠ΅Ρ€ΡƒΡŽ, ΠΎΠ΄Π½ΠΎΡ€ΠΎΠ΄Π½ΡƒΡŽ ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΡƒΡŽ массу, Π° ΠΊΠΎΠ»Π»Π΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ², Π² ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΌ ΠΊΠ°ΠΆΠ΄Ρ‹ΠΉ прСдставляСт собой Π½Π΅Ρ‡Ρ‚ΠΎ особоС, ΠΈΠ½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅, своСобразноС. Волько сочСтаниС возрастного ΠΈ ΠΈΠ½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΏΠΎΠ΄Ρ…ΠΎΠ΄ΠΎΠ² Π² Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Π°Π½ΠΈΠΈ ΠΈ ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΈ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ ΠΎΠ±Π΅ΡΠΏΠ΅Ρ‡ΠΈΡ‚ΡŒ ΠΈΡ… ΡΠΌΠΎΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅ Π±Π»Π°Π³ΠΎΠΏΠΎΠ»ΡƒΡ‡ΠΈΠ΅ ΠΈ ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΎΡ†Π΅Π½Π½ΠΎΠ΅ психичСскоС Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅.

Π―.А. КомСнский Π±Ρ‹Π» ΠΏΠ΅Ρ€Π²Ρ‹ΠΌ, ΠΊΡ‚ΠΎ настаивал Π½Π° ΡΡ‚Ρ€ΠΎΠ³ΠΎΠΌ ΡƒΡ‡Π΅Ρ‚Π΅ Π² ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½ΠΎ-Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π΅ возрастных особСнностСй Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ. Он Π²Ρ‹Π΄Π²ΠΈΠ½ΡƒΠ» ΠΈ ΠΎΠ±ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π°Π» ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏ, согласно ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΌΡƒ ΠΎΠ±ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΈ Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Π°Π½ΠΈΠ΅ Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ½Ρ‹ ΡΠΎΠΎΡ‚Π²Π΅Ρ‚ΡΡ‚Π²ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ возрастным этапам развития. Π£Ρ‡Π΅Ρ‚ возрастных особСнностСй — ΠΎΠ΄ΠΈΠ½ ΠΈΠ· ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²ΠΎΠΏΠΎΠ»Π°Π³Π°ΡŽΡ‰ΠΈΡ… пСдагогичСских ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏΠΎΠ². ΠžΠΏΠΈΡ€Π°ΡΡΡŒ Π½Π° Π½Π΅Π³ΠΎ, учитСля Ρ€Π΅Π³Π»Π°ΠΌΠ΅Π½Ρ‚ΠΈΡ€ΡƒΡŽΡ‚ ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½ΡƒΡŽ Π½Π°Π³Ρ€ΡƒΠ·ΠΊΡƒ, ΡΠΎΡΡ‚Π°Π²Π»ΡΡŽΡ‚ ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½ΠΎΠ΅ расписаниС, ΡƒΡΡ‚Π°Π½Π°Π²Π»ΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‚ обоснованныС ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΌΡ‹ занятости Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π½Ρ‹ΠΌΠΈ Π²ΠΈΠ΄Π°ΠΌΠΈ Ρ‚Ρ€ΡƒΠ΄Π°, ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»ΡΡŽΡ‚ Π½Π°ΠΈΠ±ΠΎΠ»Π΅Π΅ благоприятный для развития распорядок дня, Ρ€Π΅ΠΆΠΈΠΌ Ρ‚Ρ€ΡƒΠ΄Π° ΠΈ ΠΎΡ‚Π΄Ρ‹Ρ…Π°. ВозрастныС особСнности ΠΎΠ±ΡΠ·Ρ‹Π²Π°ΡŽΡ‚ ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ»ΡŒΠ½ΠΎ Ρ€Π΅ΡˆΠ°Ρ‚ΡŒ вопросы ΠΎΡ‚Π±ΠΎΡ€Π° ΠΈ Ρ€Π°ΡΠΏΠΎΠ»ΠΎΠΆΠ΅Π½ΠΈΡ ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½Ρ‹Ρ… ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ², ΠΈ ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΌΠ°Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ°Π»Π° Π² ΠΊΠ°ΠΆΠ΄ΠΎΠΌ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚Π΅, ΠΎΠ±ΡƒΡΠ»ΠΎΠ²Π»ΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‚ Π²Ρ‹Π±ΠΎΡ€ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌ ΠΈ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΎΠ² ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½ΠΎ-Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ.

ΠŸΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚ΡŒ вСсь тСкст
Π—Π°ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΈΡ‚ΡŒ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡƒ Ρ‚Π΅ΠΊΡƒΡ‰Π΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΎΠΉ