Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Мнемоника как средство совершенствования педагогических технологий

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В системе образования МВД России осуществляется подготовка не только будущих сотрудников органов внутренних дел, а прежде всего юристов, людей по роду профессии обязанных работать с большим объемом информации. В этой связи представляется, что учебные заведения, подготавливающее специалистов в области права, независимо от форм образования, должны применять все возможные методы обучения, совместно… Читать ещё >

Мнемоника как средство совершенствования педагогических технологий (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Несомненно, вопросам педагогического мастерства в современном образовательном поле уделяется немалое внимание, в том числе и применительно к преподаванию отдельных дисциплин[1]. Вместе с тем, переосмысление определенных методик, раскрытие их в новом ключе совершенствует не только модель педагогической деятельности в рамках конкретной дисциплины, но и значительно влияет на конечный продукт образования качество знаний обучаемых.

В системе образования МВД России осуществляется подготовка не только будущих сотрудников органов внутренних дел, а прежде всего юристов, людей по роду профессии обязанных работать с большим объемом информации. В этой связи представляется, что учебные заведения, подготавливающее специалистов в области права, независимо от форм образования, должны применять все возможные методы обучения, совместно с лекциями, семинарами и практическими занятиями, направленные на качественную подготовку специалиста гуманитарного профиля.

Однако хорошо сформированные навыки обработки и хранения информации позволят успешно овладеть необходимыми знаниями и в контексте привычных лекционно-семинарских занятий.

В этом контексте автором уже затрагивался вопрос оптимизации образовательного процесса путем внедрения в педагогическую практику мнемоники совокупности приемов и способов, облегчающих запоминание и повышающих эффективность памяти путем образования искусственных ассоциаций. Непосредственное применение автором на протяжении последних нескольких лет при проведении занятий (в том числе открытых и показательных) по различным дисциплинам указанных приемов и способов обработки информации позволяют сделать некоторые выводы[2].

На сегодняшний день специалисты в анализируемой сфере выделяют шесть видов мнемотехники: народная, классическая, педагогическая, цирковая (эстрадная), спортивная, современная[3]. В рамках настоящей статьи, не претендуя на создание новой эффективной системы запоминания, предпринята попытка обобщить практику применения методов мнемотехники применительно к образовательному процессу в образовательном учреждении.

Как показал опыт внедрения мнемоники в образовательный процесс, многими обучающимися предлагаемая методика обработки информации на основе визуального мышления воспринимается достаточно тяжело ввиду определенной степени трудоемкости освоения метода. Кроме того причиной также служит многолетняя практика запоминания информации при помощи приемов и способов педагогической мнемоники, используемых с начальных классов школы: многократное чтение информации, переписывание информации (ведение конспектов), многократное повторение (зазубривание) и т. п.

Но те из курсантов, кто преодолел первую негативную реакцию на анализируемые методы и применил их на практике, в дальнейшем на промежуточных аттестациях демонстрировали гораздо более уверенные знания.

Кроме того, и некоторые из преподавателей, кто ознакомился с предлагаемой системой, высказались, что им проще использовать знакомые со школы методы запоминания. Это и не удивительно, так как они и сами, получая высшее образование, учились по системе специалитета, предполагавшего большой объем лекционной работы, при отсутствии в практике обучения методов мнемотехники. Как следствие у них сформировались абсолютно определенные стандартные навыки работы с большими объемами информационного материала, которые присущи педагогической мнемонике. Эти же приемы применяются ими в процессе преподавания и сегодня, в том числе в условиях реформирования системы образования в России и перехода на более практикоориентированную двухуровневую систему «Бакалавриат» — «Магистратура».

Несомненно, как у классической, так и у педагогической мнемоники есть и положительные и отрицательные стороны. Классическая является более эффективной, но требует больших усилий и времени на стадии освоения, педагогическая более проста, а, следовательно, доступна для понимания большему количеству обучающихся и поэтому имеет в настоящее время большее распространение.

Вместе с тем, способы и приемы запоминания информации, которые используются в классической мнемонике, являются еще и физиологически обоснованными, так как базируются на основных принципах работы головного мозга. Утрировано можно сказать, что основной принцип заключается в том, что наш мозг, как компьютер — запоминает, хранит и воспроизводит информацию только в одном формате. Для того, чтобы компьютер мог распознать ту или иную команду, записать в память, сохранить или воспроизвести ту или иную информацию, она переводится различными программами в формат двоичной системы счисления. Таким же образом работает и мозг, только вместо двоичных кодов информация для него должна быть представлена в формате образов, т. е. в рамках так называемой первой сигнальной системы. Все мы общаемся друг с другом при помощи второй сигнальной системы — системы букв, слов, цифр. Но за каждым словом кроется содержимое, передаваемое этим словом — это образ. Если за словом нет конкретного образа, оно нам не будет понятно.

Ярким примером служит юридическая терминология. Лица, не знакомые близко с юриспруденцией, вряд ли смогут даже приблизительно объяснить содержание, например, таких терминов, как «синаллагматичность» или «акцессия» или любых других специально-цивилистических терминов. Причиной тому служит фактическое отсутствие закрепленного образа за каждым из этих терминов.

Если же упрощенно сказать, что синаллагматичность — это взаимность, а акцессия — это присоединение, то даже не знакомый с юриспруденцией человек уже получит определенное представление о сути указанных терминов, так как в отношении слов «взаимность» и «присоединение» у каждого найдется соответствующий образ.

В дальнейшем образы, соответствующие тем или иным юридическим терминам и определениям могут быть закреплены в памяти при помощи различных мнемонических приемов: записаны на соответствующие места «матриц», размещены на конкретных частях опорных образов и пр. Описание конкретных методик выходит за рамки настоящей статьи, но они широко представлены в специальной литературе[4].

Представляется, что при преподавании дисциплин юридического профиля мнемоника в ее классическом понимании может и должна широко применяться. Это позволит обучающимся более качественно запоминать, хранить и воспроизводить не только юридическую терминологию, но и любую другую информацию, что существенно отразится не только на качестве образования, но и на личностном развитии обучаемых, что также не маловажно. Освоение указанными методиками преподавателями, несомненно, будет способствовать совершенствованию педагогического мастерства профессорско-преподавательского состава образовательного учреждения.

В этой связи требует переосмысления не только аудиторная работа, проводимая с курсантами, но, и в первую очередь, формирование соответствующего педагогического потенциала. Обучение приемам и методам мнемотехники в отношении преподавателей может происходить в рамках системы профессиональной подготовки. В отношении курсантов и слушателей представляется целесообразным ввести соответствующий факультатив для всех специальностей и направлений подготовки.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой