Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование социально-политической культуры студентов лингвистического вуза в процессе изучения общепрофессиональных дисциплин

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

При сравнении результатов начального и конечного анкетирования социально-политических знаний студентов можно сделать вывод о том, что значительно повысился уровень знаний в областях: функционирования системы социальной защиты населения (на 19%), нормативно-правовой базы местного самоуправления (на 18%), изучения социальной базы (сферы образования, медицины, культуры) (на 29%). Наибольшие… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ВУЗА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
    • 1. 1. Состояние разработанности проблемы формирования социально-политической культуры в философской, исторической, психолого-педагогической литературе
    • 1. 2. Сущность, содержание, структура социально-политической культуры личности 38 1.3 Отечественный и зарубежный опыт формирования социально-политической культуры студентов в процессе обучения
  • Выводы по главе
  • ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ВУЗА В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН
    • 2. 1. Разработка содержания тематического материала, адекватного требованиям к формированию социально-политической культуры студентов
    • 2. 2. Использование активных форм, методов и средств формирования социально-политической культуры студентов в процессе изучения общепрофессиональных дисциплин
    • 2. 3. Формирование социально-политической культуры студентов в процессе внеаудиторной работы
    • 2. 4. Результаты экспериментальной работы по формированию социально-политической культуры студентов
  • Выводы по главе

Формирование социально-политической культуры студентов лингвистического вуза в процессе изучения общепрофессиональных дисциплин (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В процессе глобализации мировое образование вступает в качественно новый этап — международную интеграцию, для которого становятся характерными возрастающие за счет согласованной международной образовательной политики взаимное сближение, взаимодополняемость и взаимозависимость национальных образовательных систем, синхронизация действий в сфере образования, постепенное перерастание национальными образовательными системами своих государственных границ и зарождение тенденций к формированию единого образовательного пространства, как наиболее эффективной формы реализации задач будущего. Следствием происходящих в современном мире процессов стало формирование и развитие единой образовательной политики в странах Западной Европы, изменение стратегии развития образования, предполагающей овладение студентом во время обучения в вузе не только всей суммой знаний и умений в рамках избранной специальности, но и формирование его как гармонично развитой социально-ориентированной личности, обладающей целостным мировоззрением, высоким уровнем социально-политической культуры, способной самостоятельно строить свою образовательную и профессиональную траекторию развития на протяжении всей своей жизни. В условиях гуманизации и гуманитаризации образования, противоречивых политических и социальных процессов, происходящих в современном обществе, актуализируются проблемы, связанные с формированием социально-политической культуры молодого поколения, как неотъемлемой части общей культуры общества, которая выступает в качестве важного системообразующего фактора его социально-политической жизни.

Социально-политическая культура принадлежит наряду с политической психологией и этикой к важнейшим сторонам гуманитарною измерения общества. Его можно определить как внеинституциональную систему, охватывающую общественно-политические традиции, общественно-политические ценности и установки практического политического поведения.

Одной из дисциплин, имеющей значительный потенциал для формирования социально-политической культуры студентов, является иностранный язык, специфика которого способствует, в частности, глубокому познанию культуры народов стран изучаемого языка, особенностей их политической и социальной жизни, непосредственным образом влияющих на формирование социально-политической культуры. Сравнительное изучение социально-политических культур содействует процессам формирования социально-политической компетенции и зрелости студентов, а также позволит им творчески применять полученные знания и опыт в интересах общества и государства, использовать язык другого народа как инструмент межкультурного общения, содействовать развитию и взаимообогащению различных культур.

В условиях гуманизации образования и реформ перед нами стоит задача уточнения целей и сфер использования языков в современном мире, расширения их роли и функций как учебной дисциплины в программах высшего образования в России и разработки новой педагогической стратегии обучения иностранным языкам, сочетающей в себе инновационные и традиционные подходы. При этом важнейшей целью образования становится развитие социально-политической компетенции студентов. Социо-политическая компетенция студентов, как важнейший компонент социально-политической культуры, формируется в межкультурной коммуникации — в ее языковой, предметной и деятельностной формах. Социо-политический компонент образования предполагает знание и умение принимать во внимание в учебной коммуникативной и реальной речевой деятельности страноведческие реалии, национальные традиции, обычаи, уровни общения. Социо-политический компонент должен пронизывать учебный процесс, органично сочетаясь с другими компонентами культуры речевого общения [35].

Обучение иностранным языкам, в самом широком смысле, имеет.

• целью развитие способности специалиста использовать язык другого народа как инструмент общения в диалоге культур и цивилизаций современного мира. В российских вузах ведется преподавание иностранных языков, которые являются в этой системе средством а) межкультурного общения в сфере вузовского и послевузовского обучения для достижения образовательных и профессиональных целей, б) самообразования в области профессионального интереса, а также инструментом, с одной стороны, индивидуально-личностного проникновения в общую и профессиональную мировую культуру, с другой, — ознакомления с духовным наследием России, ее местом и опытом в мировых информационных и технологических системах.

При этом должна формироваться личность, которая обладает совокупностью способностей и характеристик человека, обусловливающих создание и восприятие им в ходе общения речевых произведений или профессиональных текстов, отличающихся различной степенью структурно-языковой сложности, глубиной и точностью отображения действительности, определенной целевой ориентированностью. Этим аспектам соответствует три уровня в структуре личности:

— вербально-семантический: предполагает уровень владения разговорным литературным языком, соответствующий уровню носителя языка на такой же образовательной ступени;

— когнитивный: позволяет а) выражать в речи понятия, идеи, концепты, отражающие предмет исследованияб) получать новые знания по предмету своей профессиональной деятельности через язык, через.

I процессы говорения и понимания, чтения в ходе знакомства с литературой по специальности;

— прагматический: включает цели, мотивы, интересы, установкипозволяет перейти к реальной речевой действительности.

Знание иностранного языка все больше воспринимается обществом как атрибут образованного, культурного человека. Педагоги используют разнообразные методики преподавания, а студенты ориентированы на результат, т. е. испытывают потребность в знании хотя бы одного иностранного языка, а также, в развитых коммуникативных навыках. Этому способствуют мировые интеграционные процессы во всех областях общественной жизни.

В образовательной системе, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство, иностранный язык занимает особое место. Сегодня владение иностранным языком — это не самоцель, а способ общения и самовыражения во внешнем мире. Преподаватель ныне не только вооружает студентов знаниями, умениями и навыками, но и старается обеспечить условия для интеграции студентов в систему мировой и национальной культур. Основными понятиями становятсякультура, духовность и нравственность.

Формирование социально-политической культурыстудентов происходит в процессе воспитывающего обучения иностранному языку, через содержание учебных курсов, использование соответствующих форм, методов и средств обучения и воспитания.

Вопросы воспитывающего обучения уже более двух столетий привлекают внимание отечественных педагогов. Им уделяли большое внимание В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. А. Добролюбов, А. Н. Радищев, Н. Г. Чернышевский, татарские просветители — Г. Курсави, Ш. Марджани, К.Насыри. Они ставили перед воспитанием цель формировать гражданина своей Родины, способного бороться за преобразование общества на разумных началах. Важнейшую роль в осуществлении этой цели они отводили обучению, которое было бы одновременно глубоко научным и доступным для народа. Основоположник народной школы в России.

К.Д.Ушинский писал: «.учение есть могущественнейший орган воспитания, и воспитатель, лишенный этого органа, потеряет главнейшее и действеннейшее средство иметь влияние на воспитанников» [208, с.62].

Философские, социологические и психолого-педагогические проблемы образования, воспитания и культуры, их различные аспекты рассматриваются в трудах К. А. Абульхановой, А. И. Арнольдова, М. М. Бахтина, B.C. Библера, JI.A. Воловича, Б. С. Гершунского, И. Я. Лернера, В. Ш. Масленниковой, Г. В. Мухаметзяновой, В. П. Юдина и др. Вопросам общекультурной подготовки студентов в процессе обучения посвящены работы В. М. Видгофа, Г. С. Гуна, Т. А. Завершинской, Г. Г. Квасова, А. И. Комаровой, JI.M. Попова и др. Роли иностранного языка в нравственном воспитании личности уделяли внимание В. А. Артемов, Б. В. Беляев, И. Л. Бим, Р. Л. Златогорская, И. В. Рахманов, Т. М. Трегубова и др. Исследования А. Н. Каневой, Я. Ф. Райц, О. Е. Солинской затрагивают проблемы интернационального и патриотического воспитания в обучении иностранным языкам, способствующие формированию социально-политической культуры. Проблемы социальной культуры общества раскрываются в исследованиях А. С. Ахиезера, К. Клакхона, М. Мида, А. Я. Флиера и др. Различные подходы к определению понятия «политическая культура», типы, характеристика и компоненты политической культуры представлены в работах зарубежных исследователей Г. Алмонда, А. Брауна, С. Вербы, X. Доменгейра, М. Крозье, Д. Пола, У. Розенбаума, Р. Такера и др. Среди отечественных исследователей данной проблемы необходимо отметить Э. Я. Баталова, Ф. М. Бурлацкого, А. А. Галкина, Е. А. Егорова, Н. М. Кейзерова, М. Х. Фарукшина и др. Проблемы, связанные с политической культурой молодежи, ее формированием и развитием раскрываются в работах Г. А. Аминова, Е. Г. Комарова, А. А. Копанева и др.

Вместе с тем, несмотря на значимость проблемы формирования социально-ориентированной личности и в политическом, и в социальном отношениях, а также значительной роли иностранного языка в этом процессе, проблемы реализации педагогических условий и механизмов, способствующих эффективному формированию социально-политической культуры студентов лингвистического вуза в процессе изучения общепрофессиональных дисциплин на современном этапе не получили должного освещения в психолого-педагогической литературе.

Таким образом, актуальность проблемы формирования социально-политической культуры студентов лингвистического вуза на занятиях по иностранным языкам обусловлена следующими противоречиями:

— между объективной необходимостью формирования гармонично развитой социально-ориентированной и политически зрелой личности, отвечающей требованиям современного общества и недостаточным уровнем сформированности социально-политической культуры молодежи, являющейся неотъемлемой частью общей культуры- .<

— между образовательным и воспитательным потенциалом иностранного языка в формировании социально-политической культуры студентов и недостаточной изученностью и разработанностью соответствующих педагогических механизмов ее формирования в процессе изучения общепрофессиональных дисциплин.

Вышеназванные противоречия обусловливают проблему исследования: каковы педагогические условия формирования социально-политической культуры студентов лингвистического вуза в процессе изучения общепрофессиональных дисциплин (практики речи, домашнего и актуального чтения, страноведения, теории и практики перевода и др.).

Объект исследования: формирование социально-политической культуры студентов лингвистического вуза.7.

Предмет исследования: комплекс педагогических условий, обеспечивающих эффективное формирование социально-политической культуры студентов лингвистического вуза в процессе изучения общепрофессиональных дисциплин.

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность комплекса педагогических условий формирования социально-политической культуры студентов лингвистического вуза в процессе изучения общепрофессиональных дисциплин.

Цель, объект и предмет исследования позволили сформулировать его гипотезу: формирование социально-политической культуры студентов лингвистического вуза будет осуществляться эффективно при реализации следующего комплекса педагогических условий:

— разработки содержания тематического материала общепрофессиональных дисциплин, адекватного формированию социально-политической культуры студентов;

— использовании форм, методов и средств обучения иностранному языку, способствующих эффективности формирования — социально-политической культуры студентов;

— выявлении и реализации воспитательного потенциала внеаудиторной работы, связанной с изучением общепрофессиональных дисциплин.

В соответствии с целью, предметом и гипотезой были поставлены следующие задачи исследования:

1. Изучить состояние разработанности проблемы формирования социально-политической культуры студентов лингвистического вуза в отечественной психолого-педагогической литературе.

2. Разработать и реализовать модель формирования социально-политической культуры студентов лингвистического вуза в процессе изучения общепрофессиональных дисциплин.

3. Выявить комплекс педагогических условий эффективности формирования социально-политической культуры студентов лингвистического вуза в процессе изучения общепрофессиональных дисциплин.

4. Экспериментально проверить эффективность педагогических условий формирования социально-политической культуры студентов лингвистического вуза в процессе изучения общепрофессиональных дисциплин.

Теоретико-методологической основой исследования явились положения о единстве теории и практики, о конкретно-историческом подходе к изучению общественных явлений в их диалектическом противоречии, о связи и взаимодействии педагогических явлений с другими явлениями окружающего мира, о наличии внутренних связей и закономерностей изучаемых процессов, а также целостный, системный, комплексный, аксиологический, субъектно-деятельностный и личностно-ориентированный подходы к решению проблемы формирования социально-политической культуры студентовпринципы научного познания-! общенаучный принцип объективности, требующий учета всех факторов, относящихся к данной проблеме, принцип социальной обусловленности педагогических процессов, принцип учета единства содержательной и процессуальной сторон обучения и воспитания, принцип единства исторического и логического, взаимосвязи политики, экономики, культуры иобразования, позволяющие раскрыть социальные и гносеологические корни данной проблемы.

В качестве исходных положений были использованы: методология педагогических исследований Ю. К. Бабанского, Б. Л. Вульфсона, М. Н. Скаткина и др.- гуманистическая теория личности А. Маслоу, К. Роджерса и др.- концепция гуманизации и гуманитаризации образования Г. В. Мухаметзяновой, JI.A. Волович, З. Г. Нигматова и др.- концепция проблемно-развивающего обучения М. И. Махмутова, М.Н. Скаткинасистемно-синергетическая теория воспитания личности, выступающая интегратором системно-функционального подхода к деятельности педагога, системно-ролевого подхода к процессу воспитания и самовоспитания и аксиолого-отношенческого подхода к содержанию воспитания.

И.М. Таланчука, В. Ш. Масленниковойтеория индивидуализации и дифференциации обучения А. А. Кирсанова, Е. С. Рабунского и др.- методологические положения проектирования содержания образования B.C. Леднева и др., а также концептуальные результаты исследований в области педагогических технологий В. П. Беспалько, Г. И. Ибрагимова, М. В. Кларина, М. И. Махмутова и др.- в области интеграции личностно-деятельностного, системно-ролевого и культурологического подходов к организации педагогического процесса в России и за рубежом Г. В. Мухаметзяновой, Л. А. Воловича, Т. М. Трегубовой и др.- в области стимулирования саморазвития учащихся — П. Н. Осиповав области формирования ценностных ориентаций на различных этапах развития личности — А. Г. Асмолова, Б. С. Алишева, Р. Х. Шакурова, В. А. Ядова и др.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы был использован комплекс разнообразных методов, взаимодополняющих друг друга:

— теоретический (системно-структурный и системно-логический) анализ отечественной и зарубежной философской, исторической, психолого-педагогической и методической литературы, нормативных, законодательных,-инструктивно-методических, рабочих документов и материалов управленческого и процессуального характера по проблеме исследования;

— общенаучные методы: моделирование, анализ, синтез, обобщение;

— эмпирические методы: включенное наблюдение, констатирующий и формирующий педагогический эксперимент, анкетирование, тестирование, интервью, беседы, изучение результатов учебной и внеаудиторной деятельности студентов;

— методы математической статистики.

Исследование проводилось в три этапа.

На первом этапе исследования (2000;2002 гг.) осуществлен выбор и обоснование темы исследованияпредварительный поиск, изучение и анализ отечественной и зарубежной литературы по проблеме формирования социально-политической культуры личностиподбор источников, характеризующих объект и предмет исследования, их осмысление и оценкаопределены цель, задачи, содержание и объем предстоящей работы. Также на этом этапе был проведен констатирующий эксперимент по выявлению уровня сформированности социально-политической культуры студентов первых курсов факультета английского языка филиала Нижегородского государственного лингвистического университета в г. Казани и факультета ориенталистики и компаративной лингвистики Татарского государственного гуманитарного института (ныне ТГТПУ).

На втором этапе исследования (2002;2004 гг.) изучено влияние различных аспектов учебного процесса и внеаудиторной работы на формирование социально-политической культуры студентоввыявлены педагогические условия эффективности формирования социально-политической культуры студентов лингвистического вуза в процессе изучения общепрофессиональных дисциплинпроведены формирующий и контрольный этапы педагогического эксперимента.

На третьем этапе исследования (2004;2006 гг.) происходило дополнительное изучение современных источников, систематизация и обобщение полученных данных, формулирование выводов работы, оформление результатов и определение перспективных направлений исследования.

Экспериментальная база исследования: факультет английского языка филиала Нижегородского государственного лингвистического университета им. Добролюбова в г. Казанифакультет ориенталистики и компаративной лингвистики и отделение татарской филологии Татарского государственного гуманитарного института (ныне ТГГПУ), где проверялась эффективность педагогических условий формирования социально-политической культуры студентов лингвистического вуза в процессе изучения общепрофессиональных дисциплин.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в том, что: дано определение понятия «социально-политическая культура личности студента» как системы социально-политических знаний, волевых и эмоциональных установок, способствующей реализации социально-политического опыта и трансформации его в традиции и нормы политически, гражданских действий человека на основе социально-политических принципов, целей, ценностей личности и обществаразработана и научно обоснована модель формирования социально-политической культуры студентов лингвистического вуза в процессе изучения общепрофессиональных дисциплин, включающая в себя содержание формирования социально-политической культуры, педагогические условия, формы, методы, средства и критерии эффективности ее формированиявыявлен комплекс педагогических условий эффективности формирования социально-политической культуры студентов лингвистического вуза в процессе изучения общепрофессиональных дисциплин: разработано содержание тематического материала общепрофессиональных дисциплин, адекватного формированию социально-политической культуры студентовобоснован выбор форм, методов и средств обучения иностранному языку, способствующих эффективности формирования социально-политической культуры студентоввыявлен и реализован воспитательный потенциал внеаудиторной работы, связанный с изучением общепрофессиональных дисциплин.

Практическая значимость исследования заключается в разработке методического пособия «Mass Media on Russia and Tatarstan» («Средства массовой информации о России и Татарстане») по переводу общественно-политических текстов, программы спецкурса «Формирование социально-политической культуры студентов гуманитарных специальностей», подготовке англо-русско-татарского словаря общественно-политических и экономических терминов, которые могут быть использованы в практике лингвистических вузов при преподавании иностранных языков с целью эффективной организации учебно-воспитательной деятельности в области формирования социально-политической культуры студентов.

Достоверность и обоснованность результатов и выводов исследования обеспечиваются опорой на методологические теории, подтвердившие свою надежностьиспользованием фундаментальных работ отечественных и зарубежных ученых: философов, психологов, педагогов, разрабатывающих предмет исследованияориентацией на результаты передового педагогического опытахарактером исследования, охватывающего различные дисциплины общепрофессионального циклаприменением математических методов статистической обработки данных педагогического экспериментаподтверждением теоретических выводов педагогической практикой.

Апробация и внедрение результатов исследования. Ход и результаты исследования на различных его этапах докладывались и обсуждались на заседаниях лаборатории профессионального воспитания и социальной педагогики и лаборатории исследования зарубежного опыта профессионального образования Института педагогики и психологии профессионального образования Российской академии образования. Основные теоретические положения в ходе исследования докладывались на: Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 10-летию КСЮИ, «Научные основы формирования компетентного специалиста в системе непрерывного профессионального образования» (Казань, 2003 г.), XI Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 200-летию Казанского государственного университета и 60-летию Российской академии образования, «Духовность, здоровье и творчество в системе о мониторинга качества воспитания» (Казань — Йошкар-Ола, 2003 г.), Всероссийском совещании-семинаре научно-педагогических работников и руководителей высших и средних педагогических учебных заведений.

Воспитание будущего учителя в процессе предметной подготовки" (Казань, 2004 г.), Всероссийской научно-практической конференции «Особенности постсоветских трансформационных процессов» (Пенза, 2004 г.), Всероссийской научно-практической конференции «Потенциал развития России XXI века» (Пенза, 2004 г.), Международной научно-методологической конференции «Педагогический менеджмент и прогрессивные технологии в образовании» (Пенза, 2003 г.), Международной научно-практической конференции «Образование и воспитание социально-ориентированной личности студента: отечественный и зарубежный опыт» (Казань, 2005 г.), на итоговой научно-практической конференции ТГГИ за 2001 г. (Казань, 2002 г.). На основе материалов диссертационного исследования разработана программа спецкурса по педагогике «Формирование социально-политической культуры студентов гуманитарных специальностей». Результаты исследования отражены в 13 научных работах автора.

На защиту выносятся:

— определение понятия «социально-политическая культура личности студента», ее содержание и структура;

— модель формирования социально-политической культуры студентов лингвистического вуза в процессе изучения общепрофессиональных дисциплин (практики речи, актуального и домашнего чтения, страноведения, теории и практики перевода), включающая в себя содержание формирования социально-политической культуры, педагогические условия, формы, методы, средства и критерии эффективности ее формирования;

— комплекс педагогических условий эффективности формирования социально-политической культуры студентов лингвистического вуза в процессе изучения общепрофессиональных дисциплин.

Структура диссертационного исследования включает введение,, главы, заключение, библиографический список (245 наименований), приложений.

Выводы по главе.

1. Социально-политическая культура студентов лингвистического вуза формируется наиболее эффективно, если содержательной стороной процесса формирования их социально-политической культуры являются актуальные, личностно-значимые, аутентичные тексты социально-политической тематики, а также в содержании учебного материала учитываются особенности конкретной социальной среды студентов.

2. Необходимым условием эффективного формирования социально-политической культуры студентов является использование активных форм и методов учебной работы. В процессе изучения языковых дисциплин важнейшими из них являются: педагогическая практика, научно-исследовательская работа, научно-практические и переводческие конференции, дискуссии и дебаты по социально-политической тематике, деловые и ролевые игры, метод мозгового штурма, метод кейсов и др.

3. Широкие возможности для формирования социально-политической культуры студентов предоставляет внеаудиторная деятельность. Среди форм и методов внеаудиторной работы, применяемых нами на факультете английского языка филиала Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н. А. Добролюбова в Казани (НГЛУ) и факультета ориенталистики и компаративной лингвистики Татарского государственного гуманитарного института (ТГГИ ныне ТГГПУ), можно выделить внутривузовские и межвузовские конкурсы и олимпиады, Недели изучаемых языков (английского, немецкого, турецкого, арабского, персидского), встречи студентов с носителями изучаемых языков, стажировки и языковые практики в странах изучаемых языков. Содержание отдельных компонентов этих мероприятий носит социально-политический характер. В качестве особого вида внеаудиторной работы можно выделить самостоятельную работу студентов по добыванию и систематизации знаний (регулярная работа с зарубежными средствами массовой информации, интернет-источниками и т. п.).

4. В ходе реализации педагогических условий формирования социально-политической культуры было выявлено доминирующее влияние отдельных компонентов на формирование уровней социально-политической культуры студентов. Так, содержание учебного материала формирует, в первую очередь, уровень ориентации, который обеспечивает усвоение знаний и развитие умений студентов, необходимых для включения их в деятельность социально-политического характера, а также уровень моделирования, который дает представление о способах реализации социально-политических взглядов и установок личности студента. Второй компонент комплекса педагогических условий, а именно активные формы и методы обучения, дает студентам необходимые знания и умения в области социально-политической деятельности, а также позволяет формировать уровень моделирования. На базе первого и второго уровней у студентов можно сформировать и третий уровень социально-политической культуры личности — уровень реализации. Этому способствует третий компонент комплекса педагогических условий, а именно, внеаудиторная работа по формированию социально-политической культуры студентов, также играющая. важную роль в развитии второго уровня — уровня моделирования.

5. При сравнении результатов начального и конечного анкетирования социально-политических знаний студентов можно сделать вывод о том, что значительно повысился уровень знаний в областях: функционирования системы социальной защиты населения (на 19%), нормативно-правовой базы местного самоуправления (на 18%), изучения социальной базы (сферы образования, медицины, культуры) (на 29%). Наибольшие изменения претерпели взгляды личности, как на плюрализм политических, философских, мировоззренческих идей (на 18%), так и способность к самоограничению и самодисциплине (на 31%). Анализ показывает, что после проведения формирующего эксперимента значительно увеличился процент участия студентов в дискуссиях и диспутах на социально-политические темы (на 33%).Сравнивая результаты анкетирования до и после проведения формирующего эксперимента, можно констатировать, что среди студентов пятых курсов значительно повысился процент участия в муниципальных выборах (на 53%), в обсуждении вопросов социально-политической жизни на сходах, собраниях, конференциях (на 13%), а также процент других способов реализации ими гражданских прав. Важнейшим показателем возросшей социально-политической сознательности и активности студентов является активное их участие в благотворительных инициативах.

6. В ходе проведения экспериментальной работы было доказано, что уровень сформированности социально-политической культуры зависит не только от возраста респондентов, а также от реализации комплекса педагогических условий.

7. Экспериментальная работа, проведенная на факультете английского языка филиала Нижегородского государственного лингвистического университета им. Добролюбова в г. Казани и факультете ориенталистики и компаративной лингвистики (ФОКЛ) Татарского государственного гуманитарного института (ТГГИ ныне ТГГПУ), подтвердила, что содержание и методы лингвистической подготовки и внеаудиторной работы способствуют эффективному формированию социально-политической культуры студентов. Результаты исследования показали эффективность разработанных нами педагогических условий, направленных на формирование социально-политической культуры студентов лингвистического вуза на занятиях по общепрофессиональным дисциплинам.

Дальнейшим развитием данного исследования является более полная и углубленная разработка научно-методического обеспечения проблемы формирования социально-политической культуры студентов лингвистического вуза средствами иностранных языков.

Заключение

.

В условиях гуманизации и гуманитаризации образования, противоречивых политических и социальных процессов, происходящих в современном обществе, актуализируются проблемы, связанные с формированием социально-политической культуры молодого поколения, как неотъемлемой части общей культуры общества, которая выступает в качестве важного системообразующего фактора его социально-политической жизни.

Если общество со стабильной политической системой и установками в социальной сфере может позволить себе освободить часть своих граждан от прямого и непосредственного участия в социально-политических процессах, то для современного российского общества, находящегося в глубочайшем и всестороннем кризисе, социально-политическая пассивность его граждан может привести к его полному развалу. Переходное состояние российского общества в настоящее время определяет переходный характер социально-политической культуры и обусловливает необходимость пересмотра мировоззренческих, оценочных, поведенческих ориентиров личности. Личность воспринимает стереотипы политического мышления, ориентации и поведения, свойственные социальной среде, в которой данная личность находится. Вместе с тем социально-политическая культура каждого человека характеризуется и индивидуальными чертами, в которых отражены личностный опыт, уровень знаний, психологические особенности.

Одной из дисциплин, имеющей значительный потенциал для формирования социально-политической культуры студентов, является иностранный язык, специфика которого способствует, в частности, глубокому познанию культуры народов стран изучаемого языка, особенностей их политической и социальной жизни, непосредственным образом влияющих на формирование социально-политической культуры. Формирование социально-политической культуры студентов происходит в процессе воспитывающего обучения иностранному языку, через содержание общепрофессиональных дисциплин, использование соответствующих форм, методов и средств обучения и воспитания.

Социально-политическая культура предстает как результат длительного поиска различными поколениями общественных и политических ценностей и идеалов, их отбора в ходе апробации и закрепления на практике, сфера политического в современном обществе неотделима от сферы социального.

Социально-политическая культура личности студента — это система социально-политических знаний, волевых и эмоциональных установок, способствующая реализации социально-политического опыта и трансформации его в традиции и нормы политических, гражданских действий человека на основе социально-политических принципов, целей,' ценностей личности и общества.

Выполняя присущие ей функции — ценностно-ориентационную: нормативно-поведенческую, интеграционную, коммуникационную, воспитательную — социально-политическая культура характеризует уровень развития общества в целом.

В структуре социально-политической культуры личности выделяются следующие компоненты: когнитивный, нормативно-оценочный, эмоционально-психологический и установочно-поведенческий.

Когнитивный компонент социально-политической культуры личности составляют доминирующие в обществе или наиболее характерные для той или иной социальной группы, типичные, укоренившиеся представления о различных аспектах социальной и политической жизни общества, устойчивые стереотипы социально-политического сознания во всех своих формах и проявлениях. Нормативно-оценочный компонент социально-политической культуры личности образуют характерные для данного общества, определенной социальной группы, отдельного индивида социально-политические ценности, нормы, цели, идеалы. Эмоционально.

141 психологический компонент социально-политической культуры личности составляют чувства и переживания, которые испытывают социальные субъекты в связи с их участием в социально-политических процессах. Структура социально-политической культуры не ограничивается знаниями и нравственными оценками. Она имеет исключительно важный поведенческий компонент, который предполагает осознанное участие граждан в обсуждении проектов государственных и партийных документов, референдумах и плебисцитахв выборах субъектов законодательной, исполнительной и судебной властив работе различных государственных и общественно-политических органов и организаций (штатно или на общественных началах) — в других конкретных видах, кампаниях, мероприятиях общественно-политической деятельности, а также членство в политических партиях, общественно-политических организациях и движениях. Все рассмотренные компоненты социально-политической культуры личности относительно самостоятельны и вместе с тем взаимосвязаны, тесно переплетаются, образуя специфическую целостность.

Результаты проведенного эксперимента по определению влияния комплекса педагогических условий на уровень сформированности социально-политической культуры студентов лингвистического вуза в процессе изучения общепрофессиональных дисциплин в зависимости от курса обучения позволяют сделать вывод о том, что значительно повысился уровень знаний в областях: функционирования системы социальной защиты населения (на 19%), нормативно-правовой базы местного самоуправления (на 18%), изучения социальной базы (сферы образования, медицины, культуры) (на 29%). Наибольшие изменения претерпели взгляды личности как на плюрализм политических, философских, мировоззренческих идей (на 18%), так и способность к самоограничению и самодисциплине (на 31%). Анализ результатов показывает, что после проведения формирующего эксперимента значительно увеличился процент участия студентов в дискуссиях и диспутах на социально-политические темы (на 33%). Сравнивая результаты анкетирования до и после проведения формирующего эксперимента, можно констатировать, что среди студентов пятых курсов значительно повысился процент участия в муниципальных выборах (на 53%), в обсуждении вопросов социально-политической жизни на сходах, собраниях, конференциях (на 13%), а также процент других способов реализации ими гражданских прав. Важнейшим показателем возросшей социально-политической сознательности и активности студентов является активное их участие в благотворительных инициативах. Таким образом, результаты исследования показали эффективность разработанных нами педагогических условий, направленных на формирование социально-политической культуры студентов лингвистического вуза на занятиях по общепрофессиональным дисциплинам.

В процессе исследования получены данные, научная новизна и г теоретическая значимость которых состоят в том, что разработана и обоснована модель формирования социально-политической культуры студентов лингвистического вуза на занятиях по общепрофессионрльным дисциплинам, выявлены педагогические условия эффективности подготовки будущих специалистов к выполнению социальных и политических функций и успешной социализации личности.

Проведенное исследование позволило сформулировать следующие выводы:

1. Под социально-политической культурой личности студента мы понимаем систему социально-политических знаний, волевых и эмоциональных установок, способствующую реализации социально-политического опыта и трансформации его в традиции и нормы политических, гражданских действий человека на основе социально-политических принципов, целей и ценностей личности и общества.

2. Приведенные в диссертационном исследовании результаты педагогического эксперимента доказывают, что эффективное формирование социально-политической культуры студентов лингвистического вуза в процессе изучения общепрофессиональных дисциплин (практики речи, актуального и домашнего чтения, страноведения, теории и практики ч перевода и др.) происходит при реализации следующих педагогических > условий: разработки содержания тематического материала общепрофессиональных дисциплин, адекватного формированию социально-политической культуры студентов;

— использовании форм, методов и средств обучения иностранному языку, способствующих эффективности формирования социально-политической культурывыявлении и реализации воспитательного потенциала внеаудиторной работы, связанной с изучением общепрофессиональных дисциплин.

В ходе проведения исследования и осмысления его результатов наметился ряд проблем, требующих дальнейшего рассмотрения. В их числе актуальной представляется более полная и углубленная разработка научно-методического обеспечения проблемы формирования социально-политической культуры студентов лингвистического вуза средствами иностранных языков.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Т.М. Подготовка будущего учителя к гражданскому воспитанию подростков: дис.. канд. пед. наук / Т. М. Абрамян. — М., 1991. -180 с.
  2. Абульханова-Славская, К.А. К истории союза психологии и философии / К.А. Абульханова-Славская // Вопросы философии. 1996. -№ 5.-С. 163 -170.
  3. , С.Р. Иноязычная подготовка современного специалиста в ССУЗ нефтехимического профиля: автореф. дис.. канд. пед. наук / С. Р. Айдарова. Казань, 2004. — 18 с.
  4. , Ж.И. Формирование конкурентоспособного специалиста средствами иностранного языка в ССУЗ нефтехимического профиля: автореф.дис.. канд. пед. наук / Ж. И. Айтуганова. Казань, 2003. -19 с.
  5. Антология мировой политической мысли: в 5 т. // Зарубежная политическая мысль 20 В. М.: Мысль. 1997. — 831с. — Т.2.
  6. , Г. С. Социально-нравственное воспитание студентов ССУЗ средствами театрального искусства: автореф. дис.. канд. пед. наук / Г. С- Аркавий. — Казань, 2003. 18 с.
  7. , А.И. Путь к храму культуры: образование как социокультурный феномен / А. И. Арнольдов. М.: Грааль, 2000. — 107 с.
  8. , Р. Этапы развития социологической мысли / Р.Арон. М.: Прогресс, 1993. — 606 с.
  9. , С.И. Учебный процесс в высшей школе / С. И. Архангельский. М.: Высшая школа, 1980. — 230 с.
  10. , Л.А. Формирование коммуникативных умений у учащихся ССУЗ средствами ролевой игры: автореф. дис.. канд. пед. наук / Л. А. Аухадеева. Казань, 1994. — 20 с.
  11. , А.С. Социально-культурные проблемы развития России: философский аспект / А. С. Ахиезер. М., 1992.
  12. , Ю.К. Интенсификация процесса обучения / Ю. К.• Бабанский. М.: Знание, 1987. — 78 с.
  13. , Э.И. Формирование профессионально-педагогической направленности личности старшеклассников средствами социальной культуры: автореф. дис.. канд. пед. наук / Э. И. Байрамова. -Казань, 2002. 24 с.
  14. , JI.C. Язык и перевод / JI.C. Бархударов. М., 1975.238 с.
  15. , Э.Я. Политическая культура современного американского общества / Э. Я. Баталов. М.: Наука, 1990. — 255 с.
  16. , С.С. Формирование социальной компетентности специалиста в процессе обучения иностранному языку в вузе экономического профиля / С. С. Бахтеева. Казань: Центр инновационных технологий, 2004. -96 с.
  17. , М.М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин. -М., 1979.-424 с.
  18. , А.Д. Воспитание социальной активности учащихся техникума в учебно-воспитательном процессе: автореф. дис.. канд. пед. наук / А. Д. Белова. Казань, 1987. — 18 с.
  19. , А.В. Социальные педагогические основы формирования гражданственности учащейся молодежи: дис.. канд. пед. наук / А. В. Беляев. Ставрополь, 1997. — 311 с.
  20. , В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения / В. П. Беспалько. М.: Изд-во ин-та образов. МО России, 1995. -336 с.
  21. , B.C. От наукоучения — к логике культуры: два философских введения в 21 век / B.C. Библер. М.: Политиздат, 1990. — 413 с.
  22. , Д. Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества / Д. Б. Богоявленская. Ростов: изд-во Ростовского ун-та, 1983. -272 с.
  23. , И.С. Студент и общество. Противоречия и различия /
  24. И.С. Болотин, В. Ильиных, Т. Н. Кухтевич -М.: ВСФ, 1989. 120 с.
  25. , Т.В. Проблема прав человека в содержании образования / Т. В. Болотина // Педагогика. 2000. — № 2. — С.3−7 .
  26. , Е.В. Воспитание общественной активности у учащихся старших классов школы-интерната: автореф. дис.. канд. пед. наук/ Е. В. Бондаревская. Ростов-на-Дону, 1963. — 23 с.
  27. , Л.И. Лексико-стилистические трансформации в англорусских научно-технических переводах / Л. И. Борисова. Пенза: Приволжский Дом знаний, 2001. — 44 с.
  28. , О.М. Педагогические условия эффективности группового обучения в высших учебных заведениях США: дис.. канд. пед. наук / О. М. Буренкова. Казань, 2000. — 178 с.
  29. Бурлацкий, Ф. М. Современный Левиафан: очерки политической социологии капитализма / Ф. М. Бурлацкий, А. А. Галкин. М.: Мысль, 1985.— 199 с.
  30. , Ф.М. Социология. Политика. Международные отношения / Ф. М. Бурлацкий, А. А. Галкин. М.: Международные отношения, 1974.-С. 230−235, 31−32.
  31. , Г. П. Основы морально-политического воспитания подростков в процессе внеурочной деятельности : автореф.дис.. канд. пед. наук / Г. П. Бурса. М., 1965. — 24 с.
  32. , М.Г. Формирование интереса и склонности к 1 общественной деятельности у подростков: автореф.дис.. канд. пед. наук /
  33. М.Г. Бушканец. М., 1964. — 21 с.
  34. Вайндорф-Сысоева, М. Е. Педагогика: Краткий курс лекций / М.Е. Вайндорф-Сысоева, Л. П. Крившенко. -М.: Юрайт- издат., 2003. 256 с.
  35. , Р.А. Молодежное корчаковское движение в воспитании неприятия насилия и фашизма / Р. А. Валеева // Формы и методывоспитательной работы в вузе: Научные труды и материалы VIII между нар.• научн.практ. конф. Казань, 2001. — С. 302−304.
  36. , А.А. О взаимосвязи категорий «личность» и «гражданин» // Социальная активность личности / А. А. Валищев. -Волгоград, 1986.- 15 с.
  37. , А.П. Педагогические факторы и критерии развития гуманистического мировоззрения студентов (на материале внеучебной работы сельскохозяйственного вуза): дис.. канд. пед. наук/ А. П. Васильева. -Казань, 1991.-205 с.
  38. , А.А. Преемственность в формировании политической культуры учащихся школы и профтехучилища во внеучебное время: автореф.дис.. канд. пед. наук / А. А. Ватрушкин. Казань, 1988. -16 с.
  39. , А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход / А. А. Вербицкий. М.: Высшая школа, 1991. — 206 с.
  40. , А.А. Человек в контексте речи / А. А. Вербицкий. -М.: Знание, 1990.-63 с.
  41. , А.А. Формирование познавательной и профессиональной мотивации студентов / А. А. Вербицкий, Т. А. Платонова. -М.: НИИВШ, 1986. 40 с.
  42. , О.И. Развитие идей гражданского воспитания подрастающего поколения (историко-педагогический аспект): автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1991. — 21 с.
  43. , JI.A. Интеграция гуманитарной и профессиональной ¦¦ подготовки в средней профессиональной школе: теоретико-методическиеподходы / JI.A. Волович, Г. В. Мухаметзянова, Л. П. Тихонова. Казань, 1997. — 104 с.
  44. , JI.A. Социокультурный потенциал системы непрерывного профессионального образования / Л. А. Волович. Магистр, 1997. С.42−49.
  45. , Л. А. Социокультурные основания подготовки современного специалиста в средней профессиональной школе / Л. А. Волович. Казань: ИСПО РАО, 1999. — 55 с.
  46. Воспитательная работа в современном педвузе: методическое пособие / под ред. д-ра пед. наук, проф. З. Г. Нигматова. Казань: Казанский гос.пед.ун-т, 1999.-92 с.
  47. Всеобщая декларация прав человека. М.: Ассоциация содействия ООН, СССР: Плакат, 1989. — 7 с.
  48. , Б.З. Система воспитания юного гражданина в условиях демократизации и гласности / Б. З. Вульфов // Вопросы философии. 1991. -№ 7.-С. 16−20.
  49. , Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. / Л. С. Выготский. -М., 1982.-2 т.
  50. , Е. Социология политических отношений / Е.Вятр. М., 1979.
  51. , С.А. От деловой игры к профессиональному творчеству / С. А. Габрусевич. Минск: Народное образование, 1989. — 126 с.
  52. , К.С. Американская нация: национальное самосознание и культура / К. С. Гаджиев. М.: Наука, 1990. — 239 с.
  53. , К.С. Политическая наука / К. С. Гаджиев. М., 1994.398 с.
  54. , К.С. Политическая культура: Теория и национальные модели / К. С. Гаджиев, Д. В. Гудименко, Г. В. Каменская. М., 1999. — 352 с.
  55. , О.С. Гражданское воспитание / О. С. Газман, А. Ф. Никитина, Я. Ф. Соколов // Российская педагогическая энциклопедия. М., 1993. — Т.1 — С.224−225.
  56. , Р.Н. Развитие нравственно-правовой культуры учащихся школ инновационного типа: автореф. дис.. канд. пед. наук /1' Р. Н. Галиахметова. Казань, 2001. — 22 с.
  57. , Е.М. Преемственность в интернациональномвоспитании между общеобразовательной школой и вузом: автореф.дис.. канд. пед. наук / Е. М. Галишникова. Казань, 1986. — 19 с.
  58. , З.Т. Проблемы воспитания патриотизма, дружбы народов, веротерпимости / З. Т. Гасанов // Педагогика. 2001. — № 4. -С.24−30.
  59. , А.С. Формирование гражданина: теория, практика, проблемы / А. С. Гаязов // Монография. Челябинск, 1995. — 238 с.
  60. , Б.С. Педагогическая прогностика: методология, теория, практика / Б. С. Гершунский. Киев, 1986. — 197 с.
  61. , Б.С. Философия образования для XXI века / Б. С. Гершунский. М.: Совершенство, 1998. — 608 с.
  62. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования от 14.04.2000 // Направление подготовки дипломированного специалиста: 620 100 Лингвистика и межкультурная коммуникация. — М., 2000. — 29 с.
  63. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования от 10.03.2000 // Специальность 21 700 -филология, квалификация филолог, преподаватель. — М.: Мин.образ. РФ, 2000 — 23 с.
  64. , Г. Я. Взаимодействие различных структур в процессе гражданского воспитания учащихся / Г. Я. Гревцева // Дети Молодежь -Общество. — Челябинск. 1995. — С. 190−192.
  65. , JI.B. Формирование у старшеклассников ценностной ориентации на Отечество: автореф. дис.. канд. пед. наук / JI.B. Григорьева.- Волгоград, 1998. 18 с.
  66. , Р.Г. Современная молодежь: социальные ценности и нравственные ориентиры / Р. Г. Гурова // Педагогика. 2000. — № 10. -С.32−38.
  67. , В.В. Проблемы развивающего обучения / В. В. Давыдов.- М.: Педагогика, 1986. 240 с.
  68. , JI.T. Социокультурные ценности содержания гуманитарных дисциплин фактор социализации личности учащегося гимназии: автореф. дис.. канд. пед. наук / JI.T. Демидова. — Казань, 1998. -19 с.
  69. , JI. Психология малых групп / JI. Десев. М.: Прогресс, 1979.-210 с.
  70. Деятельностный подход к построению учебно-методических материалов: методический материал. Москва-Уфа, 1988. — 37 с.
  71. , А.Н. Развитие образования в современном мире: учеб. пособие / А. Н. Джуринский. М., 1999. — 200 с.
  72. , О.И. К вопросу о воспитании политической культуры и активной гражданской позиции в Германии / О. И. Донецкая // Формы и методы воспитательной работы в вузе: Научные труды и материалы VIII международ, научн. практ. конф. Казань, 2001. — С. 344.
  73. , Н.С. Пособие по общественно-политической лексике / Н. С. Дорофеева. М., 1975. — 44 с.
  74. , И.М. Педагогические условия формирования гражданской активности во внеклассной деятельности старшеклассников: дис.. канд. пед. наук / И. М. Дуранов. Челябинск, 1991. — 186 с.
  75. , Б.С. Социальная культурология : Пособие для студентов высших учебных заведений: в 2 ч. / Б. С. Ерасов. М.: Аспект Пресс, 1994. -* 4.1. -384 с.
  76. , Б.С. Социальная культурология: пособие для студентоввысших учебных заведений: в 2 ч. / С. Б. Ерасов. М.: Аспект Пресс, 1994. -Ч. II.-240 с.
  77. , С.А. Политическая система, политическое развитие, право: критика немарксистских политологических концепций / С. А. Егоров. -М.: Юрид. лит., 1983.-310 с.
  78. , Д.К. Воспитание у старшеклассников социалистической гуманности в обучении иностранным языкам: автореф. дис.. канд. пед. наук / Д. К. Закиров. Казань, 1986. — 18 с.
  79. Закон РФ «Об образовании РФ» // Бюллетень Комитета по высшей школе Министерства науки, высшей школы и технической политики РФ, 1993.-№ 1.-С.1−43.
  80. , JI.B. Обучение и развитие / JI.B. Занков.- М.: Прогресс, 1975.-165 с.
  81. , М.Б. Формирование общественной активности студентов / М. Б. Заславская. Алма-Ата, 1971. — 80 с.
  82. , Т. А. Трудности перевода общественно-политического текста с английского языка на русский / Т. А. Зражевская, Т. Н. Гуськова. М., 1986. — 240 с.
  83. , И.А. Основы педагогического мастерства: учеб. пособие для специальностей пед. вузов/ И. А. Зязюн. М.: Просвещение, 1989. — 301с.
  84. , Э.В. Что же такое личность? С чего начинается личность? / Э. В. Ильенков. М., 1983. — 345 с.
  85. , JI.A. Методологическая культура студентов в условиях фундаментализации обучения / JT.A. Казанцев, С .Я. Казанцев //
  86. Материалы X международной научно-практической конференции «Духовность, здоровье и творчество в системе мониторинга качества 1 образования» / Под науч. ред. В. И. Андреева. Казань-Йошкар-Ола: «Центринновационных технологий», 2001. С. 369−370.
  87. Калачева, J1. J1. Управление групповой динамикой при организации учебных занятий в студенческих группах / J1. J1. Калачева. -Иркутск: ИГУ, 1995. 42 с.
  88. , А.Н. Формирование общественно-политической активности студенческой молодежи в ходе вузовского учебно-воспитательного процесса: дис.. канд. пед. наук / А. Н. Карасев. -Куйбышев, 1983. 156 с.
  89. , Н.М. Политическая и правовая культура. Методологические проблемы / Н. М. Кейзеров. М.: Политиздат, 1983. -113 с.
  90. , Л.П. Мотивы общественной активности подростков и их воспитание: автореф. дис.. канд. пед. наук / Л. П. Кичатинов. М., 1966. -21 с.
  91. , А.Г. Психология личности / А. Г. Ковалев. М.: Просвещение, 1970.-С.120.
  92. , В.И. Мотивационная сфера личности и ее динамика в процессе профессиональной подготовки / В. И. Ковалев, В. И. Дружинин // Психологический журнал. 1982. — № 6. — С.35−44.
  93. , Г. М. Педагогика / Г. М. Коджаспирова. Москва: Владос, 2003.-351 с.
  94. , А.А. Формирование гражданского сознания молодых россиян / А. А. Козлов. М., 1997. — 85 с. 1 94. Козлов, А. А Ценностный мир современного студенчества / А.А.
  95. , В.П. Лисовский, В.В. Сикевич. -М., 1992. 110 с.
  96. , В.А. Пособие по общественно-политической лексике / В. А. Королькова, Р. Н. Лызлова и др. М.: Высшая школа, 1967. — 112 с.
  97. , А.Ю. Психологические особенности организации современной учебной деятельности школьников / А. Ю. Коростелева // Вопросы психологии. 1980. — № 4. — С. 112−117.
  98. , Е.В. Активизация познавательной деятельности/ Е. В. Короткова. Екатеринбург, 1995. — 85 с.
  99. , Ю. Г. Патриотизм в педагогике / Ю. Г. Круглов / Педагогика. 2001. — № 6. — С. 3−8.
  100. , В.Н. В творческой лаборатории переводчика / В. Н. Крупнов. М.: «Международные отношения», 1980. — 346 с.
  101. , В.Н. Курс перевода / В. Н. Крупнов. М.: Изд-во «Межд. отношения», 1979. — 232 с.
  102. , Л.В. Истоки гражданственности / Л. В. Кузнецова. -М.: Педагогика, 1986. 190 с.
  103. , М.Н. Образование в условиях полиэтнической и поликультурной России / М. Н. Кузьмин // Педагогика. 1999. — № 6. -С.3−11.
  104. , Н.Д. О психических состояниях человека. М., 1964. -С.27−30.
  105. , B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспектива / B.C. Леднев. М.: Высш.шк., 1991. — 224 с. ' 108. Леонтьев, А. А. Основы психолингвистики / А. А. Леонтьев. — М.:1. Смысл, Лань, 2003. 287 с.
  106. , А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. М., 1977. — 270 с.
  107. , А.Н. Проблемы развития психики / А. Н. Леонтьев. -М.:Изд-во АПН РСФСР, 1959.-431 с.
  108. , И.Я. Процесс обучения и его закономерности / И .Я. Лернер. -М.: Знание, 1980. -96 с.
  109. , И.Я. Дидактические основы методов обучения / И. Я. Лернер. -М.: Педагогика, 1981. 186 с.
  110. , Б.Т. Национальная идея и содержание гражданского воспитания / Б. Т. Лихачев // Педагогика. 1999. -№ 4. — С.10−14.
  111. , Б.Т. Педагогика. Курс лекций: учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК / Б. Т. Лихачев. -М.: Прометей, 1998. 464 с.
  112. , А.Н. Формирование социальной активности студентов / А. Н. Ломов. Грозный, 1982. — 113 с.
  113. , В. У истоков патриотизма: цель, задачи и принципы воспитания гражданственности и патриотизма российской молодежи / В. Лутовинов, Е. Радионов // Мое Отечество. 2000. — № 1. — С.23−38.
  114. , И.Д. Научно-технический перевод с русского языка на английский / И. Д. Люткин. М., 1991.
  115. , М.Н. Дидактика средней школы / М. Н. Скаткин, И. Я. Лернер. М.: Просвещение, 1975. — 339 с.
  116. , А.П. О формировании политического мышления у студентов в процессе обучения иностранному языку / А. П. Майоров, Э. Г. Валиева, Р. З. Сафарова // Политическое сознание и самосознание личности: сб. научн. трудов. Уфа, 1985. — С. 150−156.
  117. , O.JI. Подготовка научно-педагогических кадров в Татарстане в 1920-е годы / O.JI. Малышева // Материалы итоговой научно-практической конференции за 2001 г. Казань: ТГТИ, 2002. — С.122−125.
  118. , Е.Д. Коллективная деятельность учащихся / Е. Д. Маргулис. Киев, 1990. — 144 с.
  119. , В.В. Формирование гражданственности у подростков в процессе освоения социальных ролей: дис.. канд. пед. наук / В. В. Мартынова. Минск, 1993. — 202 с.
  120. , И.С. Основы процесса нравственного воспитания школьников / И. С. Марьенко. М.: Просвещение, 1980. — 183 с.
  121. , В.Ш. Современная идеология воспитания студентов средних профессиональных учебных заведений / В. Ш. Масленникова. Казань: ИСПО РАО, 2002. — 36 с.
  122. , В.Ш. Формирование нравственных убеждений студентов в учебно-воспитательном процессе средствами искусства: дис.. канд. пед. наук / В. Ш. Масленникова. Казань, 1982. — 203 с.
  123. , В.Ш. Формирование профессиональной готовности студентов средних профессиональных учебных заведений к деятельности социального педагога: дис.. д-ра пед. наук / В. Ш. Масленникова. Казань, 1996. — 446 с.
  124. Масленникова, В.Ш. К вопросу о социальном становлении личности студентов ССУЗ / В. Ш. Масленникова, Т.М. Трегубова// Магистр. 1997. — С.85−91.
  125. , В.Ш. Педагог и культура / В. Ш. Масленникова, В. П. Юдин. Казань: Изд-во КГУ, 1994. — 111 с.
  126. , A.M. Актуальные проблемы психологии в высшей школе / A.M. Матюшкин. М., 1977. — 44 с.
  127. , A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении A.M. Матюшкин. М.: Педагогика, 1972. — 168 с.
  128. , A.M. Проблемы развития профессионального теоретического мышления / A.M. Матюшкин // Новое в теории и практике обучения. М.: Знание, 1980. — С.34−40.
  129. , М.И. Теория и практика проблемного обучения / М. И. Махмутов. Казань, 1972. — 551 с.
  130. , М.И. Организация проблемного обучения в школе: Книга для учителей. М.: «Просвещение», 1977. — 240 с. ^
  131. , В.В. Язык как ресурс и средство общения / В. В. Медников, Г. М. Гизатуллина // Актуальные проблемы преподавания иностранных языков как средства общения в социокультурной среде. -Казань, 2001.-С. 9−39.
  132. Метод малых групп.-Новосибирск: НГУ, 1995. С. 149−163. 7
  133. , Т.Н. Пособие по составлению рефератов на английском языке / Т. Н. Михельсон, Н. В. Успенская. JL: Наука, 1980. -167 с.
  134. , Г. Ц. Воспитание общественной активности у учащихся старших классов средней школы: автореф. дис.. канд. пед. наук / Г. Ц. Молонов. Казань, 1964. — 17 с.
  135. , З.Ф. Воспитание национального самосознания и межэтнической толерантности в процессе преподавания обществоведческих наук в многонациональной городской школе: автореф. дис.. канд. пед. наук / З. Ф. Мубинова. Уфа, 1998. — 16 с.
  136. , А.В. Введение в социальную педагогику / А. В. Мудрик. -М.:ИПП, 1997.-365 с.
  137. , А.В. Социализация и «смутное время» /А.В. Мудрик. -М.: Знание, 1991.-80 с.
  138. , Г. В. Гуманизация и гуманитаризация средней и высшей технической школы / Г. В. Мухаметзянова.- Казань, 1996. 328 с.
  139. Мухаметзянова, Г. В Теоретико-методические проблемы процесса социального становления студентов ССУЗ / Г. В. Мухаметзянова, В. Ш. Масленникова, Н. М. Таланчук, Т. М. Трегубова, В. М. Токар, J1.X. Зиннурова. Казань: ИСПО РАО, 1999. — 144 с.
  140. , Г. В. Патриотическое и интернациональное воспитание старшеклассников в процессе усвоения основ национальной культуры: автореф. дис.. канд. пед. наук / Г. В. Мухаметзянова.- Казань, 1973.-23 с.
  141. , Ф.Ш. Педагогические условия формирования психологической культуры учителя: автореф. дис.. канд. пед. наук / Ф. Ш. Мухаметзянова.- Ярославль, 1995. 18 с.
  142. Народная педагогика основа воспитания подрастающего поколения: тез. докл. межвуз. научн. практ. конф. — Казань: КГПИ, 1993. -96 с.
  143. Национальная доктрина образования в РФ: официальные документы в образовании. — 2000. — № 21. — С. З
  144. Некоторые вопросы методики преподавания английского языка как языка первой специальности: сб. научн. тр. М., 1976. — 121 с.
  145. , А.В. Преемственность в формировании мировоззрения учащихся и студентов в процессе общественно-политической деятельности: автореф. дис.. канд. пед. наук / А. В. Нехорошков. Казань, 1988.- 18 с.
  146. З.Г. Лингвокультурологический компонент образования / З. Г. Нигматов // Лингвострановедческий аспект преподавания иностранных языков. Казань, 1997. — Вып.2. — С.3−7.
  147. , В.М. Как воспитать гражданскую активность / В.М. Обухов// Книга для учителя. М., 1986. — 110 с.
  148. Основы политологии. Курс лекций: учеб. пособие для иузов / Н. Сазонов, Б. Решетняк, А. Авксентьев и др. / под ред. Н.Сазонова. Харьков: Основа, 1993.-464 с.
  149. Основы теории и практики общественно-политической работы. -Л., 1981.-136 с.
  150. , С.И. Жить Родине служить / С. И. Охремчук // Педагогика. — 2001. — № 2. — С. 3−8.
  151. Педагогика среднего профессионального образования / под общ. ред. акад. РАО Г. В. Мухаметзяновой. Казань: ИСПО РАО, 2001.-383 с.
  152. Педагогика: учеб. пособие / под ред. П. И. Пидкасистого. М., 1995.-430 с.
  153. Педагогика: учеб. пособие для студентов пед. вузов / под ред. В. А. Сластенина, И. Ф. Исаева.- М.: Шк. пресса, 2002. 512 с.
  154. , О.П. Эффективность подготовки будущего учителя к гражданскому воспитанию старшеклассников: дис.. канд. пед. наук / О. П. Песоцкая. М., 1994. — 208 с.
  155. , Н. О Концепции политической культуры / Н. Петро // Полис. 1998. — № 1. — 49 с.
  156. , А.В. Личность. Деятельность. Коллектив / А. В. Петровский. М.: Политиздат, 1982. — 255 с.
  157. , С.Д. Проблемно-ситуативное обучение как способ моделирования профессиональной подготовки менеджера в техническом вузе: автореф. дис.. канд. пед. наук/ С. Д. Пивкин. Казань, 2000. — 22 с.
  158. , И.Ф. Формирование профессиональной мотивации учения студентов педагогических институтов: дис.. канд. пед. наук / И. Ф. Плетнева. М., 1978. — 154 с.
  159. Политический процесс в постсоветской России: федеральный и региональный аспекты. — Казань, 2003. — 269 с.
  160. Политология вчера и сегодня. Изд. 2. М., 1991. — 222 с.
  161. Политология: энциклопед. словарь / общ. ред. Ю. И. Аверьянова. М.: Изд-во Московск. коммер. ун-та, 1993. — 431 с.
  162. , В.П. Формирование готовности будущих учителей к правовому воспитанию школьников: автореф. дис.. канд. пед. наук / В. П. Пономарева. М, 1991. — 19 с.
  163. , B.JI. Патриотическое сознание студенческой молодежи: дис.. канд. пед. наук / B.JI. Попко. М, 1992. — 205 с.
  164. , А.А. Воспитание общественного долга у учащихся старших классов: автореф. дис.. канд. пед. наук / А. А. Прилепский. М, 1964.-21 с.
  165. Проблемы повышения общественной активности будущего учителя в процессе обучения в педвузе. — Пермь, 1977. — 125 с.
  166. Профессиональное образование в России: методология, теория. -М.: Гум.изд.центр Владос, 2005. 335 с.
  167. , А. Технология воспитания активных граждан: комплексная политико-экономическая игра «Новая цивилизация» / А. Прутченко // Народное образование. 1998. — № 9 — 10. — С.24−30.
  168. , П.Г. Методологические основы патриотического воспитания в высшей школе: дис.. канд. филос. наук / П. Г. Птенцов. -1978.-186 с.
  169. , JI.B. Мышление в проблемном обучении / Л. В. Путляева. -М.: Просвещение, 1990. 134 с.
  170. , А.И. Воспитание патриота / А. И. Пятикоп, В.И.
  171. Шамардин // Педагогика. 2000. — № 4. — С. 34−37.
  172. , В.Д. Взаимодействие социальных и культурных факторов в процессе формирования студенчества: дис.. канд. филос. наук / В. Д. Разинская. Пермь, 1988. — 239 с.
  173. , Ф.Л. Методическое мастерство и личность преподавателя иностранного языка / Ф. Л. Ратнер // Типологические, лингвометодические и дидактические исследования: тез. докл. научн. конф. КГУ. Казань: изд-во КГУ, 1998.
  174. , С.Б. Гражданская зрелость современного студента: особенности становления и реализации: дис. .канд. филос. наук / С. Б. Решетник. Харьков, 1990. — 149 с.
  175. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. / Гл. ред. В. В. Давыдов. М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. — С.224 — 1 т.
  176. , Г. А. Основы общей психологии / Г. А. Рубинштейн. -СПб, 1999.-712 с.
  177. , А.А. К вопросу о формировании гражданственности студентов / А. А. Рябинина // Формы и методы воспитательной работы в вузе: научные труды и материалы VIII междунар. научн. практ. конф. Казань, 2001. — С.326−328.
  178. , Л.П. Интернационально-патриотическое воспитание студенческой молодежи: проблемы и поиски решения / Л. П. Рябов. М., 1990.-98 с.
  179. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения ! личности / под ред. В. А. Ядова. Л., 1979. — 264 с.
  180. , В.А. Из опыта исследования индивидуальных особенностей умственной деятельности студентов / В. А. Семиченко // Студенческий коллектив и формирование личности будущего учителя. М., 1981. — С.51−69.
  181. , Л.Ю. Нравственный выбор и его воспитание: научн.метод. пособие / Л. Ю. Сироткин, С. Ф. Егерева. Казань: КГГТУ, 1995. — 110с.
  182. , В.Л. Коммуникативные упражнения на английском языке / В. Л. Скалкин. -М., 1983.-128 с.
  183. , В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки / В. А. Сластенин. М.: Просвещение, 1976. — 160 с.
  184. , В.А. О современных подходах к подготовке учителя/ В. А. Сластенин, Н. Г. Руденко // Педагог. Барнаул, 1997. — № 3.
  185. , B.C. Жизненные ценности и отношение к образованию / B.C. Собкин, П. С. Писарский. М.: Центр социологии РАО, 1994. — 150 с.
  186. , Н.М. Совершенствование устной речи на основе проблемной тематики / Н. М. Соловьева, Л. В. Борисова, Я. М. Вовшин и др. -Минск, 1972.
  187. Социология культуры: учеб. пособие. М.: Издательская корпорация «Логос», 1996.- 280 с. t 196. Спирин, Л.Ф. Общественно-политическое воспитание учащихся /
  188. Л.Ф. Спирин, П. В. Конаныхин. М., 1974. — 258 с.
  189. , В.А. Мудрая власть коллектива / В. А. Сухомлинский. М., 1975. — С. 28−29.
  190. , Н.Г. Педагогические условия повышения воспитывающей роли учебного процесса: автореф. дис.. канд. пед. наук / 1 Н. Г. Счетчиков. Казань, 1984. — 20 с.• 199. Сыроежкин, И. М. Управление в гибких командах / И.М.
  191. . М., 1988. — 127 с.
  192. , Э.В. Социология: учеб. пособие / Э. В. Тадемосян. -М. .'Знание, 1998.-272 с.
  193. , Н.М. Системно-синергетическая концепция педагогики и учебно-воспитательного процесса / Н. М. Таланчук. Казань: «Дом Печати», 1993.-95 с.
  194. , Н.Ф. Методика составления обучающих программ / Н. Ф. Талызина. М.: Изд-во МГУ, 1980. — 46 с.
  195. Теоретические основы содержания общего среднего образования М.: Педагогика, 1983. — 352 с.
  196. , С.В. Педагогический потенциал детско-молодежных общественных объединений / С. В. Тетерский // Педагогика. — 2001. № 6. — С.40−44.
  197. , JI.B. Понятие культуры и построение теории содержания образования / JI.B. Тодоров // Педагогика. 1999. — № 8. — С.3−11.
  198. , JI.B. Проблемы формирования политической зрелости студентов / JI.B. Топчий. М.: Высшая школа, 1991. — 160 с.
  199. , А.Г. Политология: власть, демократия, личность / А. Г. Унпелев. М., 1994. — 249 с.
  200. , К.Д. Собрание сочинений / К. Д. Ушинский. M.-JL, 1950.-8т.
  201. , А.В. Гражданское образование учащихся в средней школе США (конец XX века): автореф. дис.. канд. пед. наук / А. В. Фахрутдинова. Казань, 2001. — 22 с.
  202. , Г. Н. Гражданское воспитание: реальность и тенденции развития / Г. Н. Филонов / Педагогика. 1999. — № 8. — С. 45−50. 1 211. Философский энциклопедический словарь / гл. ред. Л.Ф.Ильичев• и др. М.: Советская энциклопедия, 1983. — 580 с.
  203. , В.Н. Степень отдаленности временной ориентации личности как характеристика ее политического сознания / В. Н. Финогентов // Политическое сознание и самосознание личности: сб.научн.тр. Уфа, 1985. — С.80−83.
  204. , А.Я. Массовая культура в социальном измерении / А. Я. Флиер // Общественные науки и современность. 1998. — № 6.
  205. , А.Я. Культура как фактор национальной безопасности / А. Я. Флиер // Общественные науки и современность. 1998. — № 3
  206. Формирование социальной активности специалиста в вузе. — Харьков: «Вища школа», 1985. 72 с.
  207. , А.Х. Формы и средства формирования электоральной культуры молодежи / А. Х. Халитова // Формы и методы воспитательной работы в вузе: научные труды и материалы VIII междунар. научн. практ. конф. Казань, 2001. — С.290−291.
  208. И.Ф. Педагогика: Учебное пособие. / И. Ф. Харламова. -М.: Гардарики, 2003. 519 с.
  209. , Р.Ш. Развивающее учебное взаимодействие как условие профессиональной подготовки будущих учителей: автореф. дис.. д-ра пед. наук / Р. Ш. Царева. Казань, 1997. — 43 с.
  210. Чанышева, 3.3. Особенности номинации аббревиатур в общественно-политическом тексте / 3.3. Чанышева. Москва, 1979. — С. 158.
  211. , Е.В. Проектирование лингвопрофессиональной подготовки современного специалиста в процессе формирования профессионального тезауруса : автореф. дис.. канд. пед. наук / Е. В. Чуксина. Воронеж, 2003. — 18 с.
  212. , П.А. Методика и технология социальной работы социального педагога / П. А. Шептенко, Г. А. Воронина. М., Академия, 2001. -208 с.
  213. , С.Г. Гражданское образование: содержание и активные методы обучения / С. Г. Шехтер. М.: Межрегиональная ассоциация «За гражданское образование» ЗАО «Учительская газета», 1998. — 190 с.
  214. , З.М. Формирование общественной направленности личности школьника / З. М. Шилина. М.: Просвещение, 1977. — 223 с.
  215. , С.В. Формирование у старшеклассников правосознания в обучении гуманитарным дисциплинам: автореф. дис.. канд. пед. наук / С. В. Широ. Волгоград, 2000. — 22 с.
  216. , Л.Ф. Социальное становление студентов в процессе их подготовки в колледже: автореф. дис.. канд. пед. наук / Л. Ф. Яруллина. -Казань, 1999. 16 с.
  217. Almond, G. Comparative Politics and Developmental Approach / G. Almond, J.Powell. Boston, 1956. — Vol. 8. — N 3/
  218. Almond G. The Civic Culture: Political Attitudes and Democracy in Five Nations / G. Almond, S.Verba. Princeton University Press, 1963. -P. 14−23.
  219. Dreyer E. Political Opinion and Behaviour / E. Dreyer, W.Rosenbaum. North Scituate, 1976.
  220. Duverger M. The idea of Politics. London, 1978, P. 12−13 .
  221. Elazar D. American Federalism: A View from the States / D.Elazar. -' N.Y., 1972.
  222. Elazar D. Political Culture, Public Policy and the American States /
  223. D.Elazar.-Philadelphia, 1982.
  224. Christensen R. Premies and practices of discussion teaching in education for judgement: the artistry of discussion leadership / R. Christensen. -Harvard Business School, 1993.
  225. Christensen R. The discussion teacher in action: questioning, listening and response in education for judgement: the artistry of discussion leadership R. Christensen. Harvard Business School, 1991. — 153 c.
  226. Kerreby G., Strachy B. Political Education in the USA and the USSR / Kerreby G. // Comparative Educational Review. June, 1963.
  227. Rosenbaum W. A Political Culture / W. Rosenbaum. N.Y., 1975.1. P. 6−7.
  228. Tucker R.C. Culture, Political Culture and Communist Society / R.C. Tucker // Political Science Quarterly. 1973. — Vol. 88 — P. 182.1. Интернет-ресурсы
  229. , Е.И. Трансформация ценностей российского общества / Е. И. Башкирова.http://www.politstudies.rU/archive/2000/6/index.html.
  230. , К.С. Размышления о политической культуре современной России / К. С. Гаджиев. http://www.politstudies.rU/archive/2000/6/index.html.
  231. , Ю.В. Политические культуры обществ Запада- России -Востока: кросскультурный анализ / Ю. В. Ирхин. http://humanities.edu.ru/db/msg/31 346.
  232. М. Избирательные системы, партии и политическая стабильность/ М.Уоллерстайн. http://www.politstudies.ru/archive/1992/5−6/index.html.
  233. BESLAN SURVIVORS TALK OF REVENGE
  234. Wednesday, 13 October, 20 041. Australia, National Radio1. Reporter: Emma Griffiths
  235. There are fears that the mourners of Beslan are preparing to do just that, but against whom?
  236. Russian authorities haven’t identified all the terrorists who seized the school last month, but they have revealed eight of them were from Ingushetia, the mostly Muslim republic neighbouring North Ossetia.
  237. The Ingush people fear that they now will be attacked in vengeance for Beslan.
  238. The ABC’s Moscow Correspondent, Emma Griffiths, told me a short time ago what she’d seen in North Ossetia.
  239. MARK COLVIN: Yeah, I heard an interview that you did on AM this morning with a man who was basically saying that all Ingush people should be wiped out. It was really quite extraordinary, calling for a genocide really.
  240. MARK COLVIN: What about the central authorities from Moscow, what would they be likely to do?
  241. EMMA GRIFFITHS: Perhaps, but there’s a sense too that even if they had said that there were eight Ingushetians and 22 Chechens, that Ingushetians would still be the target of the North Ossetians here.
  242. They’re the traditional foes of the North Ossetians. They were at war in 1992. In 10 days hundreds of people died, basically a dispute over land at that time when the, you know, in the immediate uncertainty after the collapse of communism.
  243. So there is that sense that North Ossetians would try to take vengeance against Ingush people in the first instance anyway, and.
  244. MARK COLVIN: Emma Griffiths in North Ossetia.1. VOCABULARY
  245. Vengeance (n) punishment that is inflicted in return for a wrong.
  246. Genocide (n) the systematic killing of all the people from a national, ethnic, or religious group, or an attempt to do this.1. EXERCISES
  247. Read and translate the following geographic names and their derivatives. Beslan- Ossetia Ossetian- Caucasus- Russia- Russian- Ingush1. gushetian- Chechnya Chechens- Tatarstan- Dagestan.
  248. SHOULD YOU LET YOUR SON JOIN THE BOY SCOUTS?
  249. But Martin loved the uniforms and the idea of camping with his classmates. He wouldn’t take no for an answer. «He's an intense little kid,» says his mom, an Annapolis, MD, preschool teacher. «He could do something different every day of the week.»
  250. The discussion in the Collins-Thompson household might have endedthere. But then Martin and his family attended a back-to-school night at
  251. The family’s decision to speak out has plunged this picturesque town on the Chesapeake Bay into a controversy that has divided the community and put a human face on a vexing national issue. In Martin’s hometown newspaper, The
  252. What groups of people have been discriminated in the world history?
  253. What do you know about the Boy Scouts organization in the USA?
  254. In the second part of the story Martin goes back to school and sees a Scout recruitment table there. Before reading, try to predict what will happen then. Read the second part and say if your prediction was correct.
  255. The third part of the story is entitled «The painful dilemma». Before reading, try to guess what kind of dilemma (or dilemmas) can appear in connection with the situation described in the story. Read the third part and compare it with your guesses.
  256. For the ban on homosexuals Against the ban on homosexuals1. Financial struggle 1. Political struggle
  257. Struggle on the home front1.I. After-reading tasks.
  258. I. 1. Study these words of social-political sphere. Render the context in which they are used in the story. Retell the story, using this list as keywords.
  259. A. You are a mother who fully agrees with the ban.
  260. B. You are a mother who is definitely against the ban, but your child has been dreaming about joining the Boy Scouts for the last two years.
  261. C. You are a financial director of Levi Strauss. Your department is in charge of sponsorship.
  262. D. You are an elderly gentleman who used to be a Scout when a child. You think the morals are very low in the modern society.
  263. E. You are a usual man, married with a son and a daughter. You criticize the ban because you think it violates human rights.
  264. F. You are the leader of the local Girl Scouts organization. r
  265. G. You are a journalist who found out about the cases of molesting boys by their troop leaders in camps.
  266. H. You are an editor of the local newspaper. After a few weeks you see that letters for and against the boy Scouts are running about even.
  267. You are a children’s psychologist. You know that many parents are worried about the impact which a gay role model can have on their children.
  268. Your preferences Interpretation1. would not enter that university, if the Jews were not allowed there. You are aware of social issues and have a definite social position.
  269. However, I would enter it, if it were the only university in the city. Getting higher education is more important for you than social issues.
  270. However, I would not enter it even if it were the only university in the city, if the teaching is bad there. Your aim is to get a good education, not any kind of education.
  271. However, I would still enter it, if my parents tell me to do so. Your parents' opinion on your education is more important for you, than your own opinion.
  272. However, I would not enter it even if my parents tell me to do so, if I were married and had to support my family. You feel more obligation to your spouse, than to your parents.
  273. А. Основными причинами моей поездки на стажировку в США были: 2003 2004
  274. Возможность практиковаться в языке
  275. Возможность познакомиться со страной3. Престижность поездки
  276. Значение этой поездки для моей будущей карьеры
  277. Значение этой поездки для моей личной жизни
  278. Возможность в будущем переехать в США на постоянное место жительства7. Другое
  279. Б. Серьезными трудностями в период организации поездки для меня были:
  280. Необходимость проходить дополнительное обучение перед поездкой
  281. Недостаточный уровень владения языком3. Недостаток денег
  282. Невозможность уехать в это время (другие планы на время поездки)
  283. В. Серьезными трудностями во время пребывания в США для меня были:
  284. Недостаточный уровень владения языком2. Недостаток денег 3. Неустроенность быта
  285. Некомфортность/недостаточность общения (другой менталитет, чувство одиночества)
  286. Чрезмерная занятость / недостаток свободного времени6. Другое
  287. Г. Главными результатами поездки я считаю:
  288. Возможность практиковаться в языке
  289. Возможность познакомиться со страной3. Престижность поездки
  290. Значение этой поездки для моей будущей карьеры
  291. Значение этой поездки для моей личной жизни
  292. Возможность в будущем переехать в США на постоянное место жительства 7. Другое
  293. Приняв за ноль уровень своего владения английским языком при поступлении в институт, постройте график изменения этого уровня. На той же сетке постройте график изменения уровня владения арабским языком. Подпишите обе линии.7 7
Заполнить форму текущей работой