Формирование социально-политической культуры студентов лингвистического вуза в процессе изучения общепрофессиональных дисциплин
![Диссертация: Формирование социально-политической культуры студентов лингвистического вуза в процессе изучения общепрофессиональных дисциплин](https://westud.ru/work/5001330/cover.png)
Диссертация
При сравнении результатов начального и конечного анкетирования социально-политических знаний студентов можно сделать вывод о том, что значительно повысился уровень знаний в областях: функционирования системы социальной защиты населения (на 19%), нормативно-правовой базы местного самоуправления (на 18%), изучения социальной базы (сферы образования, медицины, культуры) (на 29%). Наибольшие… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ВУЗА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
- 1. 1. Состояние разработанности проблемы формирования социально-политической культуры в философской, исторической, психолого-педагогической литературе
- 1. 2. Сущность, содержание, структура социально-политической культуры личности 38 1.3 Отечественный и зарубежный опыт формирования социально-политической культуры студентов в процессе обучения
- Выводы по главе
- ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ВУЗА В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН
- 2. 1. Разработка содержания тематического материала, адекватного требованиям к формированию социально-политической культуры студентов
- 2. 2. Использование активных форм, методов и средств формирования социально-политической культуры студентов в процессе изучения общепрофессиональных дисциплин
- 2. 3. Формирование социально-политической культуры студентов в процессе внеаудиторной работы
- 2. 4. Результаты экспериментальной работы по формированию социально-политической культуры студентов
- Выводы по главе
Список литературы
- Абрамян, Т.М. Подготовка будущего учителя к гражданскому воспитанию подростков: дис.. канд. пед. наук / Т. М. Абрамян. — М., 1991. -180 с.
- Абульханова-Славская, К.А. К истории союза психологии и философии / К.А. Абульханова-Славская // Вопросы философии. 1996. -№ 5.-С. 163 -170.
- Айдарова, С.Р. Иноязычная подготовка современного специалиста в ССУЗ нефтехимического профиля: автореф. дис.. канд. пед. наук / С. Р. Айдарова. Казань, 2004. — 18 с.
- Айтуганова, Ж.И. Формирование конкурентоспособного специалиста средствами иностранного языка в ССУЗ нефтехимического профиля: автореф.дис.. канд. пед. наук / Ж. И. Айтуганова. Казань, 2003. -19 с.
- Антология мировой политической мысли: в 5 т. // Зарубежная политическая мысль 20 В. М.: Мысль. 1997. — 831с. — Т.2.
- Аркавий, Г. С. Социально-нравственное воспитание студентов ССУЗ средствами театрального искусства: автореф. дис.. канд. пед. наук / Г. С- Аркавий. — Казань, 2003. 18 с.
- Арнольдов, А.И. Путь к храму культуры: образование как социокультурный феномен / А. И. Арнольдов. М.: Грааль, 2000. — 107 с.
- Арон, Р. Этапы развития социологической мысли / Р.Арон. М.: Прогресс, 1993. — 606 с.
- Архангельский, С.И. Учебный процесс в высшей школе / С. И. Архангельский. М.: Высшая школа, 1980. — 230 с.
- Аухадеева, Л.А. Формирование коммуникативных умений у учащихся ССУЗ средствами ролевой игры: автореф. дис.. канд. пед. наук / Л. А. Аухадеева. Казань, 1994. — 20 с.
- Ахиезер, А.С. Социально-культурные проблемы развития России: философский аспект / А. С. Ахиезер. М., 1992.
- Бабанский, Ю.К. Интенсификация процесса обучения / Ю. К.• Бабанский. М.: Знание, 1987. — 78 с.
- Байрамова, Э.И. Формирование профессионально-педагогической направленности личности старшеклассников средствами социальной культуры: автореф. дис.. канд. пед. наук / Э. И. Байрамова. -Казань, 2002. 24 с.
- Бархударов, JI.C. Язык и перевод / JI.C. Бархударов. М., 1975.238 с.
- Баталов, Э.Я. Политическая культура современного американского общества / Э. Я. Баталов. М.: Наука, 1990. — 255 с.
- Бахтеева, С.С. Формирование социальной компетентности специалиста в процессе обучения иностранному языку в вузе экономического профиля / С. С. Бахтеева. Казань: Центр инновационных технологий, 2004. -96 с.
- Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин. -М., 1979.-424 с.
- Белова, А.Д. Воспитание социальной активности учащихся техникума в учебно-воспитательном процессе: автореф. дис.. канд. пед. наук / А. Д. Белова. Казань, 1987. — 18 с.
- Беляев, А.В. Социальные педагогические основы формирования гражданственности учащейся молодежи: дис.. канд. пед. наук / А. В. Беляев. Ставрополь, 1997. — 311 с.
- Беспалько, В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения / В. П. Беспалько. М.: Изд-во ин-та образов. МО России, 1995. -336 с.
- Библер, B.C. От наукоучения — к логике культуры: два философских введения в 21 век / B.C. Библер. М.: Политиздат, 1990. — 413 с.
- Богоявленская, Д. Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества / Д. Б. Богоявленская. Ростов: изд-во Ростовского ун-та, 1983. -272 с.
- Болотин, И.С. Студент и общество. Противоречия и различия /
- И.С. Болотин, В. Ильиных, Т. Н. Кухтевич -М.: ВСФ, 1989. 120 с.
- Болотина, Т.В. Проблема прав человека в содержании образования / Т. В. Болотина // Педагогика. 2000. — № 2. — С.3−7 .
- Бондаревская, Е.В. Воспитание общественной активности у учащихся старших классов школы-интерната: автореф. дис.. канд. пед. наук/ Е. В. Бондаревская. Ростов-на-Дону, 1963. — 23 с.
- Борисова, Л.И. Лексико-стилистические трансформации в англорусских научно-технических переводах / Л. И. Борисова. Пенза: Приволжский Дом знаний, 2001. — 44 с.
- Буренкова, О.М. Педагогические условия эффективности группового обучения в высших учебных заведениях США: дис.. канд. пед. наук / О. М. Буренкова. Казань, 2000. — 178 с.
- Бурлацкий, Ф. М. Современный Левиафан: очерки политической социологии капитализма / Ф. М. Бурлацкий, А. А. Галкин. М.: Мысль, 1985.— 199 с.
- Бурлацкий, Ф.М. Социология. Политика. Международные отношения / Ф. М. Бурлацкий, А. А. Галкин. М.: Международные отношения, 1974.-С. 230−235, 31−32.
- Бурса, Г. П. Основы морально-политического воспитания подростков в процессе внеурочной деятельности : автореф.дис.. канд. пед. наук / Г. П. Бурса. М., 1965. — 24 с.
- Бушканец, М.Г. Формирование интереса и склонности к 1 общественной деятельности у подростков: автореф.дис.. канд. пед. наук /
- М.Г. Бушканец. М., 1964. — 21 с.
- Вайндорф-Сысоева, М. Е. Педагогика: Краткий курс лекций / М.Е. Вайндорф-Сысоева, Л. П. Крившенко. -М.: Юрайт- издат., 2003. 256 с.
- Валеева, Р.А. Молодежное корчаковское движение в воспитании неприятия насилия и фашизма / Р. А. Валеева // Формы и методывоспитательной работы в вузе: Научные труды и материалы VIII между нар.• научн.практ. конф. Казань, 2001. — С. 302−304.
- Валищев, А.А. О взаимосвязи категорий «личность» и «гражданин» // Социальная активность личности / А. А. Валищев. -Волгоград, 1986.- 15 с.
- Васильева, А.П. Педагогические факторы и критерии развития гуманистического мировоззрения студентов (на материале внеучебной работы сельскохозяйственного вуза): дис.. канд. пед. наук/ А. П. Васильева. -Казань, 1991.-205 с.
- Ватрушкин, А.А. Преемственность в формировании политической культуры учащихся школы и профтехучилища во внеучебное время: автореф.дис.. канд. пед. наук / А. А. Ватрушкин. Казань, 1988. -16 с.
- Вербицкий, А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход / А. А. Вербицкий. М.: Высшая школа, 1991. — 206 с.
- Вербицкий, А.А. Человек в контексте речи / А. А. Вербицкий. -М.: Знание, 1990.-63 с.
- Вербицкий, А.А. Формирование познавательной и профессиональной мотивации студентов / А. А. Вербицкий, Т. А. Платонова. -М.: НИИВШ, 1986. 40 с.
- Волжина, О.И. Развитие идей гражданского воспитания подрастающего поколения (историко-педагогический аспект): автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1991. — 21 с.
- Волович, JI.A. Интеграция гуманитарной и профессиональной ¦¦ подготовки в средней профессиональной школе: теоретико-методическиеподходы / JI.A. Волович, Г. В. Мухаметзянова, Л. П. Тихонова. Казань, 1997. — 104 с.
- Волович, JI.A. Социокультурный потенциал системы непрерывного профессионального образования / Л. А. Волович. Магистр, 1997. С.42−49.
- Волович, Л. А. Социокультурные основания подготовки современного специалиста в средней профессиональной школе / Л. А. Волович. Казань: ИСПО РАО, 1999. — 55 с.
- Воспитательная работа в современном педвузе: методическое пособие / под ред. д-ра пед. наук, проф. З. Г. Нигматова. Казань: Казанский гос.пед.ун-т, 1999.-92 с.
- Всеобщая декларация прав человека. М.: Ассоциация содействия ООН, СССР: Плакат, 1989. — 7 с.
- Вульфов, Б.З. Система воспитания юного гражданина в условиях демократизации и гласности / Б. З. Вульфов // Вопросы философии. 1991. -№ 7.-С. 16−20.
- Выготский, Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. / Л. С. Выготский. -М., 1982.-2 т.
- Вятр, Е. Социология политических отношений / Е.Вятр. М., 1979.
- Габрусевич, С.А. От деловой игры к профессиональному творчеству / С. А. Габрусевич. Минск: Народное образование, 1989. — 126 с.
- Гаджиев, К.С. Американская нация: национальное самосознание и культура / К. С. Гаджиев. М.: Наука, 1990. — 239 с.
- Гаджиев, К.С. Политическая наука / К. С. Гаджиев. М., 1994.398 с.
- Гаджиев, К.С. Политическая культура: Теория и национальные модели / К. С. Гаджиев, Д. В. Гудименко, Г. В. Каменская. М., 1999. — 352 с.
- Газман, О.С. Гражданское воспитание / О. С. Газман, А. Ф. Никитина, Я. Ф. Соколов // Российская педагогическая энциклопедия. М., 1993. — Т.1 — С.224−225.
- Галиахметова, Р.Н. Развитие нравственно-правовой культуры учащихся школ инновационного типа: автореф. дис.. канд. пед. наук /1' Р. Н. Галиахметова. Казань, 2001. — 22 с.
- Галишникова, Е.М. Преемственность в интернациональномвоспитании между общеобразовательной школой и вузом: автореф.дис.. канд. пед. наук / Е. М. Галишникова. Казань, 1986. — 19 с.
- Гасанов, З.Т. Проблемы воспитания патриотизма, дружбы народов, веротерпимости / З. Т. Гасанов // Педагогика. 2001. — № 4. -С.24−30.
- Гаязов, А.С. Формирование гражданина: теория, практика, проблемы / А. С. Гаязов // Монография. Челябинск, 1995. — 238 с.
- Гершунский, Б.С. Педагогическая прогностика: методология, теория, практика / Б. С. Гершунский. Киев, 1986. — 197 с.
- Гершунский, Б.С. Философия образования для XXI века / Б. С. Гершунский. М.: Совершенство, 1998. — 608 с.
- Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования от 14.04.2000 // Направление подготовки дипломированного специалиста: 620 100 Лингвистика и межкультурная коммуникация. — М., 2000. — 29 с.
- Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования от 10.03.2000 // Специальность 21 700 -филология, квалификация филолог, преподаватель. — М.: Мин.образ. РФ, 2000 — 23 с.
- Гревцева, Г. Я. Взаимодействие различных структур в процессе гражданского воспитания учащихся / Г. Я. Гревцева // Дети Молодежь -Общество. — Челябинск. 1995. — С. 190−192.
- Григорьева, JI.B. Формирование у старшеклассников ценностной ориентации на Отечество: автореф. дис.. канд. пед. наук / JI.B. Григорьева.- Волгоград, 1998. 18 с.
- Гурова, Р.Г. Современная молодежь: социальные ценности и нравственные ориентиры / Р. Г. Гурова // Педагогика. 2000. — № 10. -С.32−38.
- Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения / В. В. Давыдов.- М.: Педагогика, 1986. 240 с.
- Демидова, JI.T. Социокультурные ценности содержания гуманитарных дисциплин фактор социализации личности учащегося гимназии: автореф. дис.. канд. пед. наук / JI.T. Демидова. — Казань, 1998. -19 с.
- Десев, JI. Психология малых групп / JI. Десев. М.: Прогресс, 1979.-210 с.
- Деятельностный подход к построению учебно-методических материалов: методический материал. Москва-Уфа, 1988. — 37 с.
- Джуринский, А.Н. Развитие образования в современном мире: учеб. пособие / А. Н. Джуринский. М., 1999. — 200 с.
- Донецкая, О.И. К вопросу о воспитании политической культуры и активной гражданской позиции в Германии / О. И. Донецкая // Формы и методы воспитательной работы в вузе: Научные труды и материалы VIII международ, научн. практ. конф. Казань, 2001. — С. 344.
- Дорофеева, Н.С. Пособие по общественно-политической лексике / Н. С. Дорофеева. М., 1975. — 44 с.
- Дуранов, И.М. Педагогические условия формирования гражданской активности во внеклассной деятельности старшеклассников: дис.. канд. пед. наук / И. М. Дуранов. Челябинск, 1991. — 186 с.
- Ерасов, Б.С. Социальная культурология : Пособие для студентов высших учебных заведений: в 2 ч. / Б. С. Ерасов. М.: Аспект Пресс, 1994. -* 4.1. -384 с.
- Ерасов, Б.С. Социальная культурология: пособие для студентоввысших учебных заведений: в 2 ч. / С. Б. Ерасов. М.: Аспект Пресс, 1994. -Ч. II.-240 с.
- Егоров, С.А. Политическая система, политическое развитие, право: критика немарксистских политологических концепций / С. А. Егоров. -М.: Юрид. лит., 1983.-310 с.
- Закиров, Д.К. Воспитание у старшеклассников социалистической гуманности в обучении иностранным языкам: автореф. дис.. канд. пед. наук / Д. К. Закиров. Казань, 1986. — 18 с.
- Закон РФ «Об образовании РФ» // Бюллетень Комитета по высшей школе Министерства науки, высшей школы и технической политики РФ, 1993.-№ 1.-С.1−43.
- Занков, JI.B. Обучение и развитие / JI.B. Занков.- М.: Прогресс, 1975.-165 с.
- Заславская, М.Б. Формирование общественной активности студентов / М. Б. Заславская. Алма-Ата, 1971. — 80 с.
- Зражевская, Т. А. Трудности перевода общественно-политического текста с английского языка на русский / Т. А. Зражевская, Т. Н. Гуськова. М., 1986. — 240 с.
- Зязюн, И.А. Основы педагогического мастерства: учеб. пособие для специальностей пед. вузов/ И. А. Зязюн. М.: Просвещение, 1989. — 301с.
- Ильенков, Э.В. Что же такое личность? С чего начинается личность? / Э. В. Ильенков. М., 1983. — 345 с.
- Казанцева, JI.A. Методологическая культура студентов в условиях фундаментализации обучения / JT.A. Казанцев, С .Я. Казанцев //
- Материалы X международной научно-практической конференции «Духовность, здоровье и творчество в системе мониторинга качества 1 образования» / Под науч. ред. В. И. Андреева. Казань-Йошкар-Ола: «Центринновационных технологий», 2001. С. 369−370.
- Калачева, J1. J1. Управление групповой динамикой при организации учебных занятий в студенческих группах / J1. J1. Калачева. -Иркутск: ИГУ, 1995. 42 с.
- Карасев, А.Н. Формирование общественно-политической активности студенческой молодежи в ходе вузовского учебно-воспитательного процесса: дис.. канд. пед. наук / А. Н. Карасев. -Куйбышев, 1983. 156 с.
- Кейзеров, Н.М. Политическая и правовая культура. Методологические проблемы / Н. М. Кейзеров. М.: Политиздат, 1983. -113 с.
- Кичатинов, Л.П. Мотивы общественной активности подростков и их воспитание: автореф. дис.. канд. пед. наук / Л. П. Кичатинов. М., 1966. -21 с.
- Ковалев, А.Г. Психология личности / А. Г. Ковалев. М.: Просвещение, 1970.-С.120.
- Ковалев, В.И. Мотивационная сфера личности и ее динамика в процессе профессиональной подготовки / В. И. Ковалев, В. И. Дружинин // Психологический журнал. 1982. — № 6. — С.35−44.
- Коджаспирова, Г. М. Педагогика / Г. М. Коджаспирова. Москва: Владос, 2003.-351 с.
- Козлов, А.А. Формирование гражданского сознания молодых россиян / А. А. Козлов. М., 1997. — 85 с. 1 94. Козлов, А. А Ценностный мир современного студенчества / А.А.
- Козлов, В.П. Лисовский, В.В. Сикевич. -М., 1992. 110 с.
- Королькова, В.А. Пособие по общественно-политической лексике / В. А. Королькова, Р. Н. Лызлова и др. М.: Высшая школа, 1967. — 112 с.
- Коростелева, А.Ю. Психологические особенности организации современной учебной деятельности школьников / А. Ю. Коростелева // Вопросы психологии. 1980. — № 4. — С. 112−117.
- Короткова, Е.В. Активизация познавательной деятельности/ Е. В. Короткова. Екатеринбург, 1995. — 85 с.
- Круглов, Ю. Г. Патриотизм в педагогике / Ю. Г. Круглов / Педагогика. 2001. — № 6. — С. 3−8.
- Крупнов, В.Н. В творческой лаборатории переводчика / В. Н. Крупнов. М.: «Международные отношения», 1980. — 346 с.
- Крупнов, В.Н. Курс перевода / В. Н. Крупнов. М.: Изд-во «Межд. отношения», 1979. — 232 с.
- Кузнецова, Л.В. Истоки гражданственности / Л. В. Кузнецова. -М.: Педагогика, 1986. 190 с.
- Кузьмин, М.Н. Образование в условиях полиэтнической и поликультурной России / М. Н. Кузьмин // Педагогика. 1999. — № 6. -С.3−11.
- Левитов, Н.Д. О психических состояниях человека. М., 1964. -С.27−30.
- Леднев, B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспектива / B.C. Леднев. М.: Высш.шк., 1991. — 224 с. ' 108. Леонтьев, А. А. Основы психолингвистики / А. А. Леонтьев. — М.:1. Смысл, Лань, 2003. 287 с.
- Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. М., 1977. — 270 с.
- Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики / А. Н. Леонтьев. -М.:Изд-во АПН РСФСР, 1959.-431 с.
- Лернер, И.Я. Процесс обучения и его закономерности / И .Я. Лернер. -М.: Знание, 1980. -96 с.
- Лернер, И.Я. Дидактические основы методов обучения / И. Я. Лернер. -М.: Педагогика, 1981. 186 с.
- Лихачев, Б.Т. Национальная идея и содержание гражданского воспитания / Б. Т. Лихачев // Педагогика. 1999. -№ 4. — С.10−14.
- Лихачев, Б.Т. Педагогика. Курс лекций: учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК / Б. Т. Лихачев. -М.: Прометей, 1998. 464 с.
- Ломов, А.Н. Формирование социальной активности студентов / А. Н. Ломов. Грозный, 1982. — 113 с.
- Лутовинов, В. У истоков патриотизма: цель, задачи и принципы воспитания гражданственности и патриотизма российской молодежи / В. Лутовинов, Е. Радионов // Мое Отечество. 2000. — № 1. — С.23−38.
- Люткин, И.Д. Научно-технический перевод с русского языка на английский / И. Д. Люткин. М., 1991.
- Скаткин, М.Н. Дидактика средней школы / М. Н. Скаткин, И. Я. Лернер. М.: Просвещение, 1975. — 339 с.
- Майоров, А.П. О формировании политического мышления у студентов в процессе обучения иностранному языку / А. П. Майоров, Э. Г. Валиева, Р. З. Сафарова // Политическое сознание и самосознание личности: сб. научн. трудов. Уфа, 1985. — С. 150−156.
- Малышева, O.JI. Подготовка научно-педагогических кадров в Татарстане в 1920-е годы / O.JI. Малышева // Материалы итоговой научно-практической конференции за 2001 г. Казань: ТГТИ, 2002. — С.122−125.
- Маргулис, Е.Д. Коллективная деятельность учащихся / Е. Д. Маргулис. Киев, 1990. — 144 с.
- Мартынова, В.В. Формирование гражданственности у подростков в процессе освоения социальных ролей: дис.. канд. пед. наук / В. В. Мартынова. Минск, 1993. — 202 с.
- Марьенко, И.С. Основы процесса нравственного воспитания школьников / И. С. Марьенко. М.: Просвещение, 1980. — 183 с.
- Масленникова, В.Ш. Современная идеология воспитания студентов средних профессиональных учебных заведений / В. Ш. Масленникова. Казань: ИСПО РАО, 2002. — 36 с.
- Масленникова, В.Ш. Формирование нравственных убеждений студентов в учебно-воспитательном процессе средствами искусства: дис.. канд. пед. наук / В. Ш. Масленникова. Казань, 1982. — 203 с.
- Масленникова, В.Ш. Формирование профессиональной готовности студентов средних профессиональных учебных заведений к деятельности социального педагога: дис.. д-ра пед. наук / В. Ш. Масленникова. Казань, 1996. — 446 с.
- Масленникова, В.Ш. К вопросу о социальном становлении личности студентов ССУЗ / В. Ш. Масленникова, Т.М. Трегубова// Магистр. 1997. — С.85−91.
- Масленникова, В.Ш. Педагог и культура / В. Ш. Масленникова, В. П. Юдин. Казань: Изд-во КГУ, 1994. — 111 с.
- Матюшкин, A.M. Актуальные проблемы психологии в высшей школе / A.M. Матюшкин. М., 1977. — 44 с.
- Матюшкин, A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении A.M. Матюшкин. М.: Педагогика, 1972. — 168 с.
- Матюшкин, A.M. Проблемы развития профессионального теоретического мышления / A.M. Матюшкин // Новое в теории и практике обучения. М.: Знание, 1980. — С.34−40.
- Махмутов, М.И. Теория и практика проблемного обучения / М. И. Махмутов. Казань, 1972. — 551 с.
- Махмутов, М.И. Организация проблемного обучения в школе: Книга для учителей. М.: «Просвещение», 1977. — 240 с. ^
- Медников, В.В. Язык как ресурс и средство общения / В. В. Медников, Г. М. Гизатуллина // Актуальные проблемы преподавания иностранных языков как средства общения в социокультурной среде. -Казань, 2001.-С. 9−39.
- Метод малых групп.-Новосибирск: НГУ, 1995. С. 149−163. 7
- Михельсон, Т.Н. Пособие по составлению рефератов на английском языке / Т. Н. Михельсон, Н. В. Успенская. JL: Наука, 1980. -167 с.
- Молонов, Г. Ц. Воспитание общественной активности у учащихся старших классов средней школы: автореф. дис.. канд. пед. наук / Г. Ц. Молонов. Казань, 1964. — 17 с.
- Мубинова, З.Ф. Воспитание национального самосознания и межэтнической толерантности в процессе преподавания обществоведческих наук в многонациональной городской школе: автореф. дис.. канд. пед. наук / З. Ф. Мубинова. Уфа, 1998. — 16 с.
- Мудрик, А.В. Введение в социальную педагогику / А. В. Мудрик. -М.:ИПП, 1997.-365 с.
- Мудрик, А.В. Социализация и «смутное время» /А.В. Мудрик. -М.: Знание, 1991.-80 с.
- Мухаметзянова, Г. В. Гуманизация и гуманитаризация средней и высшей технической школы / Г. В. Мухаметзянова.- Казань, 1996. 328 с.
- Мухаметзянова, Г. В Теоретико-методические проблемы процесса социального становления студентов ССУЗ / Г. В. Мухаметзянова, В. Ш. Масленникова, Н. М. Таланчук, Т. М. Трегубова, В. М. Токар, J1.X. Зиннурова. Казань: ИСПО РАО, 1999. — 144 с.
- Мухаметзянова, Г. В. Патриотическое и интернациональное воспитание старшеклассников в процессе усвоения основ национальной культуры: автореф. дис.. канд. пед. наук / Г. В. Мухаметзянова.- Казань, 1973.-23 с.
- Мухаметзянова, Ф.Ш. Педагогические условия формирования психологической культуры учителя: автореф. дис.. канд. пед. наук / Ф. Ш. Мухаметзянова.- Ярославль, 1995. 18 с.
- Народная педагогика основа воспитания подрастающего поколения: тез. докл. межвуз. научн. практ. конф. — Казань: КГПИ, 1993. -96 с.
- Национальная доктрина образования в РФ: официальные документы в образовании. — 2000. — № 21. — С. З
- Некоторые вопросы методики преподавания английского языка как языка первой специальности: сб. научн. тр. М., 1976. — 121 с.
- Нехорошков, А.В. Преемственность в формировании мировоззрения учащихся и студентов в процессе общественно-политической деятельности: автореф. дис.. канд. пед. наук / А. В. Нехорошков. Казань, 1988.- 18 с.
- Нигматов З.Г. Лингвокультурологический компонент образования / З. Г. Нигматов // Лингвострановедческий аспект преподавания иностранных языков. Казань, 1997. — Вып.2. — С.3−7.
- Обухов, В.М. Как воспитать гражданскую активность / В.М. Обухов// Книга для учителя. М., 1986. — 110 с.
- Основы политологии. Курс лекций: учеб. пособие для иузов / Н. Сазонов, Б. Решетняк, А. Авксентьев и др. / под ред. Н.Сазонова. Харьков: Основа, 1993.-464 с.
- Основы теории и практики общественно-политической работы. -Л., 1981.-136 с.
- Охремчук, С.И. Жить Родине служить / С. И. Охремчук // Педагогика. — 2001. — № 2. — С. 3−8.
- Педагогика среднего профессионального образования / под общ. ред. акад. РАО Г. В. Мухаметзяновой. Казань: ИСПО РАО, 2001.-383 с.
- Педагогика: учеб. пособие / под ред. П. И. Пидкасистого. М., 1995.-430 с.
- Педагогика: учеб. пособие для студентов пед. вузов / под ред. В. А. Сластенина, И. Ф. Исаева.- М.: Шк. пресса, 2002. 512 с.
- Песоцкая, О.П. Эффективность подготовки будущего учителя к гражданскому воспитанию старшеклассников: дис.. канд. пед. наук / О. П. Песоцкая. М., 1994. — 208 с.
- Петро, Н. О Концепции политической культуры / Н. Петро // Полис. 1998. — № 1. — 49 с.
- Петровский, А.В. Личность. Деятельность. Коллектив / А. В. Петровский. М.: Политиздат, 1982. — 255 с.
- Пивкин, С.Д. Проблемно-ситуативное обучение как способ моделирования профессиональной подготовки менеджера в техническом вузе: автореф. дис.. канд. пед. наук/ С. Д. Пивкин. Казань, 2000. — 22 с.
- Плетенева, И.Ф. Формирование профессиональной мотивации учения студентов педагогических институтов: дис.. канд. пед. наук / И. Ф. Плетнева. М., 1978. — 154 с.
- Политический процесс в постсоветской России: федеральный и региональный аспекты. — Казань, 2003. — 269 с.
- Политология вчера и сегодня. Изд. 2. М., 1991. — 222 с.
- Политология: энциклопед. словарь / общ. ред. Ю. И. Аверьянова. М.: Изд-во Московск. коммер. ун-та, 1993. — 431 с.
- Пономарева, В.П. Формирование готовности будущих учителей к правовому воспитанию школьников: автореф. дис.. канд. пед. наук / В. П. Пономарева. М, 1991. — 19 с.
- Попко, B.JI. Патриотическое сознание студенческой молодежи: дис.. канд. пед. наук / B.JI. Попко. М, 1992. — 205 с.
- Прилепский, А.А. Воспитание общественного долга у учащихся старших классов: автореф. дис.. канд. пед. наук / А. А. Прилепский. М, 1964.-21 с.
- Проблемы повышения общественной активности будущего учителя в процессе обучения в педвузе. — Пермь, 1977. — 125 с.
- Профессиональное образование в России: методология, теория. -М.: Гум.изд.центр Владос, 2005. 335 с.
- Прутченко, А. Технология воспитания активных граждан: комплексная политико-экономическая игра «Новая цивилизация» / А. Прутченко // Народное образование. 1998. — № 9 — 10. — С.24−30.
- Птенцов, П.Г. Методологические основы патриотического воспитания в высшей школе: дис.. канд. филос. наук / П. Г. Птенцов. -1978.-186 с.
- Путляева, JI.B. Мышление в проблемном обучении / Л. В. Путляева. -М.: Просвещение, 1990. 134 с.
- Пятикоп, А.И. Воспитание патриота / А. И. Пятикоп, В.И.
- Шамардин // Педагогика. 2000. — № 4. — С. 34−37.
- Разинская, В.Д. Взаимодействие социальных и культурных факторов в процессе формирования студенчества: дис.. канд. филос. наук / В. Д. Разинская. Пермь, 1988. — 239 с.
- Ратнер, Ф.Л. Методическое мастерство и личность преподавателя иностранного языка / Ф. Л. Ратнер // Типологические, лингвометодические и дидактические исследования: тез. докл. научн. конф. КГУ. Казань: изд-во КГУ, 1998.
- Решетник, С.Б. Гражданская зрелость современного студента: особенности становления и реализации: дис. .канд. филос. наук / С. Б. Решетник. Харьков, 1990. — 149 с.
- Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. / Гл. ред. В. В. Давыдов. М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. — С.224 — 1 т.
- Рубинштейн, Г. А. Основы общей психологии / Г. А. Рубинштейн. -СПб, 1999.-712 с.
- Рябинина, А.А. К вопросу о формировании гражданственности студентов / А. А. Рябинина // Формы и методы воспитательной работы в вузе: научные труды и материалы VIII междунар. научн. практ. конф. Казань, 2001. — С.326−328.
- Рябов, Л.П. Интернационально-патриотическое воспитание студенческой молодежи: проблемы и поиски решения / Л. П. Рябов. М., 1990.-98 с.
- Саморегуляция и прогнозирование социального поведения ! личности / под ред. В. А. Ядова. Л., 1979. — 264 с.
- Семиченко, В.А. Из опыта исследования индивидуальных особенностей умственной деятельности студентов / В. А. Семиченко // Студенческий коллектив и формирование личности будущего учителя. М., 1981. — С.51−69.
- Сироткин, Л.Ю. Нравственный выбор и его воспитание: научн.метод. пособие / Л. Ю. Сироткин, С. Ф. Егерева. Казань: КГГТУ, 1995. — 110с.
- Скалкин, В.Л. Коммуникативные упражнения на английском языке / В. Л. Скалкин. -М., 1983.-128 с.
- Сластенин, В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки / В. А. Сластенин. М.: Просвещение, 1976. — 160 с.
- Сластенин, В.А. О современных подходах к подготовке учителя/ В. А. Сластенин, Н. Г. Руденко // Педагог. Барнаул, 1997. — № 3.
- Собкин, B.C. Жизненные ценности и отношение к образованию / B.C. Собкин, П. С. Писарский. М.: Центр социологии РАО, 1994. — 150 с.
- Соловьева, Н.М. Совершенствование устной речи на основе проблемной тематики / Н. М. Соловьева, Л. В. Борисова, Я. М. Вовшин и др. -Минск, 1972.
- Социология культуры: учеб. пособие. М.: Издательская корпорация «Логос», 1996.- 280 с. t 196. Спирин, Л.Ф. Общественно-политическое воспитание учащихся /
- Л.Ф. Спирин, П. В. Конаныхин. М., 1974. — 258 с.
- Сухомлинский, В.А. Мудрая власть коллектива / В. А. Сухомлинский. М., 1975. — С. 28−29.
- Счетчиков, Н.Г. Педагогические условия повышения воспитывающей роли учебного процесса: автореф. дис.. канд. пед. наук / 1 Н. Г. Счетчиков. Казань, 1984. — 20 с.• 199. Сыроежкин, И. М. Управление в гибких командах / И.М.
- Сыроежкин. М., 1988. — 127 с.
- Тадемосян, Э.В. Социология: учеб. пособие / Э. В. Тадемосян. -М. .'Знание, 1998.-272 с.
- Таланчук, Н.М. Системно-синергетическая концепция педагогики и учебно-воспитательного процесса / Н. М. Таланчук. Казань: «Дом Печати», 1993.-95 с.
- Талызина, Н.Ф. Методика составления обучающих программ / Н. Ф. Талызина. М.: Изд-во МГУ, 1980. — 46 с.
- Теоретические основы содержания общего среднего образования М.: Педагогика, 1983. — 352 с.
- Тетерский, С.В. Педагогический потенциал детско-молодежных общественных объединений / С. В. Тетерский // Педагогика. — 2001. № 6. — С.40−44.
- Тодоров, JI.B. Понятие культуры и построение теории содержания образования / JI.B. Тодоров // Педагогика. 1999. — № 8. — С.3−11.
- Топчий, JI.B. Проблемы формирования политической зрелости студентов / JI.B. Топчий. М.: Высшая школа, 1991. — 160 с.
- Унпелев, А.Г. Политология: власть, демократия, личность / А. Г. Унпелев. М., 1994. — 249 с.
- Ушинский, К.Д. Собрание сочинений / К. Д. Ушинский. M.-JL, 1950.-8т.
- Фахрутдинова, А.В. Гражданское образование учащихся в средней школе США (конец XX века): автореф. дис.. канд. пед. наук / А. В. Фахрутдинова. Казань, 2001. — 22 с.
- Филонов, Г. Н. Гражданское воспитание: реальность и тенденции развития / Г. Н. Филонов / Педагогика. 1999. — № 8. — С. 45−50. 1 211. Философский энциклопедический словарь / гл. ред. Л.Ф.Ильичев• и др. М.: Советская энциклопедия, 1983. — 580 с.
- Финогентов, В.Н. Степень отдаленности временной ориентации личности как характеристика ее политического сознания / В. Н. Финогентов // Политическое сознание и самосознание личности: сб.научн.тр. Уфа, 1985. — С.80−83.
- Флиер, А.Я. Массовая культура в социальном измерении / А. Я. Флиер // Общественные науки и современность. 1998. — № 6.
- Флиер, А.Я. Культура как фактор национальной безопасности / А. Я. Флиер // Общественные науки и современность. 1998. — № 3
- Формирование социальной активности специалиста в вузе. — Харьков: «Вища школа», 1985. 72 с.
- Халитова, А.Х. Формы и средства формирования электоральной культуры молодежи / А. Х. Халитова // Формы и методы воспитательной работы в вузе: научные труды и материалы VIII междунар. научн. практ. конф. Казань, 2001. — С.290−291.
- Харламова И.Ф. Педагогика: Учебное пособие. / И. Ф. Харламова. -М.: Гардарики, 2003. 519 с.
- Царева, Р.Ш. Развивающее учебное взаимодействие как условие профессиональной подготовки будущих учителей: автореф. дис.. д-ра пед. наук / Р. Ш. Царева. Казань, 1997. — 43 с.
- Чанышева, 3.3. Особенности номинации аббревиатур в общественно-политическом тексте / 3.3. Чанышева. Москва, 1979. — С. 158.
- Чуксина, Е.В. Проектирование лингвопрофессиональной подготовки современного специалиста в процессе формирования профессионального тезауруса : автореф. дис.. канд. пед. наук / Е. В. Чуксина. Воронеж, 2003. — 18 с.
- Шептенко, П.А. Методика и технология социальной работы социального педагога / П. А. Шептенко, Г. А. Воронина. М., Академия, 2001. -208 с.
- Шехтер, С.Г. Гражданское образование: содержание и активные методы обучения / С. Г. Шехтер. М.: Межрегиональная ассоциация «За гражданское образование» ЗАО «Учительская газета», 1998. — 190 с.
- Шилина, З.М. Формирование общественной направленности личности школьника / З. М. Шилина. М.: Просвещение, 1977. — 223 с.
- Широ, С.В. Формирование у старшеклассников правосознания в обучении гуманитарным дисциплинам: автореф. дис.. канд. пед. наук / С. В. Широ. Волгоград, 2000. — 22 с.
- Яруллина, Л.Ф. Социальное становление студентов в процессе их подготовки в колледже: автореф. дис.. канд. пед. наук / Л. Ф. Яруллина. -Казань, 1999. 16 с.
- Almond, G. Comparative Politics and Developmental Approach / G. Almond, J.Powell. Boston, 1956. — Vol. 8. — N 3/
- Almond G. The Civic Culture: Political Attitudes and Democracy in Five Nations / G. Almond, S.Verba. Princeton University Press, 1963. -P. 14−23.
- Dreyer E. Political Opinion and Behaviour / E. Dreyer, W.Rosenbaum. North Scituate, 1976.
- Duverger M. The idea of Politics. London, 1978, P. 12−13 .
- Elazar D. American Federalism: A View from the States / D.Elazar. -' N.Y., 1972.
- Elazar D. Political Culture, Public Policy and the American States /
- D.Elazar.-Philadelphia, 1982.
- Christensen R. Premies and practices of discussion teaching in education for judgement: the artistry of discussion leadership / R. Christensen. -Harvard Business School, 1993.
- Christensen R. The discussion teacher in action: questioning, listening and response in education for judgement: the artistry of discussion leadership R. Christensen. Harvard Business School, 1991. — 153 c.
- Kerreby G., Strachy B. Political Education in the USA and the USSR / Kerreby G. // Comparative Educational Review. June, 1963.
- Rosenbaum W. A Political Culture / W. Rosenbaum. N.Y., 1975.1. P. 6−7.
- Tucker R.C. Culture, Political Culture and Communist Society / R.C. Tucker // Political Science Quarterly. 1973. — Vol. 88 — P. 182.1. Интернет-ресурсы
- Башкирова, Е.И. Трансформация ценностей российского общества / Е. И. Башкирова.http://www.politstudies.rU/archive/2000/6/index.html.
- Гаджиев, К.С. Размышления о политической культуре современной России / К. С. Гаджиев. http://www.politstudies.rU/archive/2000/6/index.html.
- Ирхин, Ю.В. Политические культуры обществ Запада- России -Востока: кросскультурный анализ / Ю. В. Ирхин. http://humanities.edu.ru/db/msg/31 346.
- Уоллерстайн М. Избирательные системы, партии и политическая стабильность/ М.Уоллерстайн. http://www.politstudies.ru/archive/1992/5−6/index.html.
- BESLAN SURVIVORS TALK OF REVENGE
- Wednesday, 13 October, 20 041. Australia, National Radio1. Reporter: Emma Griffiths
- There are fears that the mourners of Beslan are preparing to do just that, but against whom?
- Russian authorities haven’t identified all the terrorists who seized the school last month, but they have revealed eight of them were from Ingushetia, the mostly Muslim republic neighbouring North Ossetia.
- The Ingush people fear that they now will be attacked in vengeance for Beslan.
- The ABC’s Moscow Correspondent, Emma Griffiths, told me a short time ago what she’d seen in North Ossetia.
- MARK COLVIN: Yeah, I heard an interview that you did on AM this morning with a man who was basically saying that all Ingush people should be wiped out. It was really quite extraordinary, calling for a genocide really.
- MARK COLVIN: What about the central authorities from Moscow, what would they be likely to do?
- EMMA GRIFFITHS: Perhaps, but there’s a sense too that even if they had said that there were eight Ingushetians and 22 Chechens, that Ingushetians would still be the target of the North Ossetians here.
- They’re the traditional foes of the North Ossetians. They were at war in 1992. In 10 days hundreds of people died, basically a dispute over land at that time when the, you know, in the immediate uncertainty after the collapse of communism.
- So there is that sense that North Ossetians would try to take vengeance against Ingush people in the first instance anyway, and.
- MARK COLVIN: Emma Griffiths in North Ossetia.1. VOCABULARY
- Vengeance (n) punishment that is inflicted in return for a wrong.
- Genocide (n) the systematic killing of all the people from a national, ethnic, or religious group, or an attempt to do this.1. EXERCISES
- Read and translate the following geographic names and their derivatives. Beslan- Ossetia Ossetian- Caucasus- Russia- Russian- Ingush1. gushetian- Chechnya Chechens- Tatarstan- Dagestan.
- SHOULD YOU LET YOUR SON JOIN THE BOY SCOUTS?
- But Martin loved the uniforms and the idea of camping with his classmates. He wouldn’t take no for an answer. «He's an intense little kid,» says his mom, an Annapolis, MD, preschool teacher. «He could do something different every day of the week.»
- The discussion in the Collins-Thompson household might have endedthere. But then Martin and his family attended a back-to-school night at
- The family’s decision to speak out has plunged this picturesque town on the Chesapeake Bay into a controversy that has divided the community and put a human face on a vexing national issue. In Martin’s hometown newspaper, The
- What groups of people have been discriminated in the world history?
- What do you know about the Boy Scouts organization in the USA?
- In the second part of the story Martin goes back to school and sees a Scout recruitment table there. Before reading, try to predict what will happen then. Read the second part and say if your prediction was correct.
- The third part of the story is entitled «The painful dilemma». Before reading, try to guess what kind of dilemma (or dilemmas) can appear in connection with the situation described in the story. Read the third part and compare it with your guesses.
- For the ban on homosexuals Against the ban on homosexuals1. Financial struggle 1. Political struggle
- Struggle on the home front1.I. After-reading tasks.
- I. 1. Study these words of social-political sphere. Render the context in which they are used in the story. Retell the story, using this list as keywords.
- A. You are a mother who fully agrees with the ban.
- B. You are a mother who is definitely against the ban, but your child has been dreaming about joining the Boy Scouts for the last two years.
- C. You are a financial director of Levi Strauss. Your department is in charge of sponsorship.
- D. You are an elderly gentleman who used to be a Scout when a child. You think the morals are very low in the modern society.
- E. You are a usual man, married with a son and a daughter. You criticize the ban because you think it violates human rights.
- F. You are the leader of the local Girl Scouts organization. r
- G. You are a journalist who found out about the cases of molesting boys by their troop leaders in camps.
- H. You are an editor of the local newspaper. After a few weeks you see that letters for and against the boy Scouts are running about even.
- You are a children’s psychologist. You know that many parents are worried about the impact which a gay role model can have on their children.
- Your preferences Interpretation1. would not enter that university, if the Jews were not allowed there. You are aware of social issues and have a definite social position.
- However, I would enter it, if it were the only university in the city. Getting higher education is more important for you than social issues.
- However, I would not enter it even if it were the only university in the city, if the teaching is bad there. Your aim is to get a good education, not any kind of education.
- However, I would still enter it, if my parents tell me to do so. Your parents' opinion on your education is more important for you, than your own opinion.
- However, I would not enter it even if my parents tell me to do so, if I were married and had to support my family. You feel more obligation to your spouse, than to your parents.
- А. Основными причинами моей поездки на стажировку в США были: 2003 2004
- Возможность практиковаться в языке
- Возможность познакомиться со страной3. Престижность поездки
- Значение этой поездки для моей будущей карьеры
- Значение этой поездки для моей личной жизни
- Возможность в будущем переехать в США на постоянное место жительства7. Другое
- Б. Серьезными трудностями в период организации поездки для меня были:
- Необходимость проходить дополнительное обучение перед поездкой
- Недостаточный уровень владения языком3. Недостаток денег
- Невозможность уехать в это время (другие планы на время поездки)
- В. Серьезными трудностями во время пребывания в США для меня были:
- Недостаточный уровень владения языком2. Недостаток денег 3. Неустроенность быта
- Некомфортность/недостаточность общения (другой менталитет, чувство одиночества)
- Чрезмерная занятость / недостаток свободного времени6. Другое
- Г. Главными результатами поездки я считаю:
- Возможность практиковаться в языке
- Возможность познакомиться со страной3. Престижность поездки
- Значение этой поездки для моей будущей карьеры
- Значение этой поездки для моей личной жизни
- Возможность в будущем переехать в США на постоянное место жительства 7. Другое
- Приняв за ноль уровень своего владения английским языком при поступлении в институт, постройте график изменения этого уровня. На той же сетке постройте график изменения уровня владения арабским языком. Подпишите обе линии.7 7