Формирование трудолюбия у учащихся 5-7 классов в процессе преподавания учебной дисциплины «Технология»
Диссертация
Теоретические положения по организации трудового воспитания в современной общеобразовательной школе и формированию трудолюбия на уроках технологии позволили нам вычленить основные структурные компоненты трудолюбия по которым мы оценивали уровень их сформированности у подростков 5−7 классов приобретенный ими в процессе технологической подготовки. Разработанные нами критерии и показатели уровней… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Научно — педагогические предпосылки формирования трудолюбия как качества личности учащихся
- 1. 1. Проблема трудового обучения и воспитания в отечественной и зарубежной педагогической теории и практике
- 1. 2. Трудолюбие как качество личности. Критерии его сформированное&trade
- 1. 3. Психолого — педагогические предпосылки формирования трудолюбия в обучении и воспитании
- Выводы главы
- Глава 2. Особенности учебных программ «Технология» в сравнении с традиционными программами трудового обучения в школе
- 2. 1. Сравнительно-сопоставительный анализ учебных программ по трудовому обучению учащихся 5−7 классов
- 2. 2. Особенности перехода к обучению по программе «Технология» в Чувашской республике
- Выводы главы
- Глава3. Пути и средства формирования трудолюбия в общеобразовательной школе
- 3. 1. Пути.и средства формирования трудолюбия у подростков
- 5−7 классов на занятиях технологии
- 3. 2. Опытно-экспериментальная работа по проверке эффективности научно-методических рекомендаций исследования
- Выводы главы
Список литературы
- Абилов К.С. Развитие трудолюбия у младших школьников. Автореф. дисс. на соискание к.п.н. Баку: Б.и., 1965. — 29с.
- Абульханова Славская К. А. Деятельность и психология личности. — М.: Наука, 1980.-335 с.
- Абушкин Х.Х. Проблемное обучение учителю. Саранск: Морд. Кн. Изд-во, 1996.- 174с.
- Адаскин Б.И. Воспитание трудолюбия у учащихся в процессе производственного обучения (на материале профессионально-технических училищ): Автореф. дисс. на соискание к.п.н. -М.: Б.и., 1969. 19 с.
- Азбука нравственного воспитания / Под ред. Чл. АПН СССР И. А. Каирова, О. С. Богдановой. М.: Просвещение, 1975. — 320 с.
- Амонашвили Ш. А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников. М.: Педагогика, 1984. — 297 с.
- Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. В 2-х т. Т. 2. / Под ред. А. А. Бодалева, Б. Ф. Ломова, Н. В. Кузьминой. М.: Педагогика, 1980. — 288 с.
- Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития.: Инновационный курс. Кн. 2. Казань: КГУ — 1998. — 318 с.
- Антология педагогической мысли: В 3-х т. / Сост. К. И. Салимова, Г. Б. Корнетов. Т.1: Прогрессивная зарубежная педагогическая мысль о трудовом воспитании и профессиональной подготовке. М.: Высшая школа, 1988. -446с.
- Антология педагогической мысли: В 3-х т. / Сост. К. И. Салимова, Г. Б. Корнетов. Т.2: Русские педагоги и деятели народного образования о трудовом воспитании и профессиональном образовании. / Сост. Н. Н. Кузьмин. -М.: Высшая школа, 1989. -462с.
- Актуальные вопросы формирования интереса в обучении. / Под ред. Г. И. Щукиной -М.: Просвещение, 1984. 176с.
- Аргинская И.И., Дмитриева Н. Я., Полякова А. В., Романовская З. И. Обучение по системе Л.В.Занкова. М.: Б.и., 1993.
- Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М.: Мысль, 1976. — 158 с.
- Бармин Н. Ю., Гуревич М. И. Обучение «Технологии» в Нижегородской области // Школа и производство. 1999. — № 4. — С. 19−21
- Батищев Г. С. Деятельная сущность человека как философский принцип. -М.: Высшая школа, 1966. 254 с.
- Батракова С.А. Педагогические приемы эмоционального воздействия на учащихся в процессе обучения: Автореф. дисс. на соискание к.п.н, — М., 1977. -15с.
- Батышев С.Я. Трудовая подготовка школьников: Вопросы теории и методики. М.: Педагогика, 1981.- 192 с.
- Бахир В.К. Формирование интереса к труду людей у младших школьников в учебной и внеучебной деятельности: Автореф.дисс. на соискание к.п.н. Л., 1980.- 16 с.
- Белонин И. В. Межпредметные связи в изучении технологии (технический труд)// Школа и поизводство. 2000.- № 4, С. 14−18.
- Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем. Проблемы и методы психологического обеспечения технологии обучающих систем. — Воронеж: ВГУ, 1977.-304с.
- Беспалько В.П. Слагаемые педагогические технологии. М.: Педагогика, 1989.- 192с.
- Битинас В.П. Структура процесса воспитания: Метод, аспект. Каунас: Швиеса, 1984. — 190 с.
- Благонаденина JI.B. О формировании отношения школьников к труду// Вопросы психологии. 1959. — № 5. — С. 40−51.
- Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения: В 2-х т. / Сост. М. Г. Данильченко, А.А.Никольская- Под ред.А. В. Петровского. / Т.2: Педагогика и психология мышления.- М.: Педагогика, 1979. 398с.
- Богданова О.С. и др. Вопросы нравственной подготовки школьников к труду. / О. С. Богданова, А. Т. Куракин, Л.И. Новикова-М.: АПН РСФСР, 1962.-144с.
- Богданова О.С., Петрова В. И. Некоторые проблемы нравственного воспитания и развития младших школьников. М.: Педагогика, 1972. — 104 с.
- Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. / Отв.ред. Б. М. Кедров.- Ростов н/Д.: Ростов н/ДГУ, 1983. 173с.
- Бодалев А.А. О психологических основах воспитания личности. // Вопросы психологии. 1986. — № I. — С. 19−27.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте: Психологическое исследование М.: Просвещение, 1968. — 464 с.
- Божович Л.И. Отношение школьников к учению как психологическая проблема. // Известия АПН РСФСР. 1951. — Вып. 56. — С. 5−28.
- Божович Л.И., Славина Л. С. Психическое развитие школьника и его воспитание. М.: Знание, 1979. — 90 с.
- Божович Л.И. и др. Развитие мотивов учения у советских школьников. / Л. И. Божович, Н. Г. Морозова, Л. С. Славина // Известия АПН РСФСР. -1951. -Вып. 56.-С. 29−104.
- Бойко В.В. Социально-психологический климат коллектива и личность. / В. Бойко, А. Г. Ковалев, В. Н. Панферов. М.: Мысль, 1983.- 207 с.
- БСЭ: В 30-ти т. 3-е изд. Т.26. / Трудовое воспитание.- М.: Советская энциклопедия, 1970-С. 268 -269
- Большой толковый словарь русского языка./ Гл. редактор С. А. Кузнецов.-СПб. Норинт, 2000. 1535с.
- Бондарев Л.Я. Развитие трудолюбия у старшеклассников в условиях осуществления комплексного подхода к воспитанию: Автореф. дисс. на соискание к.п.н. М.: Б.и., 1980.-24 с.
- Бонников Н.Л. и др. Методика обучения технологии: Кн. для учителя. / Н. Л. Бонников, В. Д. Симоненко, А. С. Тихонов: Брянск — Ишим: ИГПИ. НМЦ «Технология», 1998. — 296 с.
- Брушлинский В.П. и др. Общая психология: Учебник для студентов пед. ин-та / В. П. Брушлинский, Л. В. Зинченко, А. В. Петровский и др. 5-е изд. пере-раб. и доп. — М.: Просвещение, 1986. — 464 с.
- Буре P.O. Воспитание дошкольника в труде. М.: Просвещение, 1971.-61 с.
- Васильев Е.В. Велик на все времена.: Методический материал. — Чебоксары: ЧРИО, 1998. 60с.
- Васильев Е.В. Г.Н.Волков ученый и педагог.: К 70-летию со дня рождения / М. И. Скворцов. — Чебоксары: Б.и., 1997. — 8с.
- Васильцова З.П. Мудрые заповеди народной педагогики: (Заметки журналиста). М.: Педагогика, 1988. — 160 с.
- Вершинин Н.Я. Воспитание трудолюбия у младших школьников // Начальная школа. 1985. -№ 4. — С. 43−45.
- Вершинина Т.В. Воспитание трудолюбия, дисциплинированности и коллективизма у младших школьников: Метод, рекомендации. АПН СССР НИИ.: Трудовое обучение и профессиональная ориентация: М., АПН СССР, 1984. -17с.
- Вестник посольства Великобритании. Britain & Россия Лондон, 1999. Осень № 11. — 12с.
- Вилохин А.Б. Формирование приемов самоконтроля при обучении трудовым навыкам: Автореф. дисс. на соискание к.п.н. М.: Б.и., 1978. — 25 с.
- Волков И.П. Цель одна — дорог много: Проектирование процессов обучения: Кн. для учителя: Из опыта работы. М.: Просвещение, 1990. — 159с.
- Волков Г. Н. Этнопедагогика чувашей. М., Чебоксары: Пресс-сервис, 1997. -442с.
- Волков Г. Н. Этнопедагогика. / Под ред.чл.кор.АПН СССР, проф. И. Т. Огородникова. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1974. — 376с.
- Волков Г. Н. Педагогика жизни-Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1989.— 335 с
- Волохова Е.Д. Проблемы трудовой подготовки школьников.//Школа и производство. 1996. — № 3 — С. 2−7.
- Воспитание дошкольника в труде. / Под ред. В. Г. Нечаевой. 5-е изд., испр. и доп. — М.: Просвещение, 1985. — 207 с.
- Воспитание школьников в труде. / Под ред. А. А. Шибанова. — М.: Педагогика, 1976.- 104с.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология. / Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика- Пресс, 1996. — 535с.
- Выготский Л.С. Лекции по психологии.: Собр. соч.: В 6-ти т. Т. 2. М.: Педагогика, 1982.- С. 363−465.
- Выготский Л.С. Проблема возраста.: Собр. соч.: В 6-ти т. Т. 4. М.: Педагогика, 1984.-С. 244−268.
- Гальперин П.Я. и др. Актуальные проблемы возрастной психологии.: Материалы к курсу лекций. / П. Я. Гальперин, А. В. Запорожец, С. Н. Карпова М.: МГУ, 1978.- 118с.
- Гальперин П.Я. Умственные действия как основа формирования мысли и образа. // Вопросы психологии. 1957. — № 6. — С. 58−69.
- Гильбух Ю.З. Психология трудового воспитания школьников.: Учеб.-метод. Пособие. Киев: Рад.шк., 1987. — 254с.
- Глущенко А.Г. Трудовое воспитание младших школьников по внеклассной работе: Кн. для учителя начальных классов. М.: Просвещение, 1985. — 160 с.
- Гломохова Е.А. Теория и практика изучения предмета «Технология» в колледже Франции. Автореф. дисс. на соискание к.п.н. М.-1997.-18с.
- Гончаров Н.К. Педагогическая система К.Д.Ушинского. М.: Педагогика, 1974.-272с.
- Головин С.Ю. Словарь практического психолога. М., 1997. — 456с.
- Гордин А.Ю. и др. Методика педагогического воздействия. / А. Ю. Гордин В.М.Коротов, Б. Т. Лихачев. М.: Просвещение, 1967. — 144 с.
- Гордин А.Ю. Нравственное воспитание школьников в труде (5−8кл). На примере городской школы с продленным днем. М.: Просвещение, 1967. -118с.
- Горинский А.С., Горинский С. Г. На пороге образовательной революции. // Образование будущее России: Тезисы докладов российской научно-практической конференции (29−30 марта 1996 г.) 4.1.-Уфа: Б.и., 1996.- С.91−94.
- Григорян С.Г. Мотивация учащихся в процессе трудового обучения: Сборник научных трудов. Вологда: Вологодский ПИ, — С. 46.
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения.: Опыт теоретических и экспериментальных психологических исследований. / АПН СССР. М.: Педагогика, 1986. — 239с.
- Дистервег А. Избранные педагогические сочинения. / Сост. В. А. Ротенберг М.: Учпедгиз, 1956. — 374с.
- Дистервег А. О высшем принципе воспитания. // Школьные технологии. -1997. -№ 6.-С. 169.
- Дидактика технологического образования: Кн. для учителя. Ч. 1./ Под ред. П. Р. Атутова. Москва: ИОСО РАО, 1997. — 230с.
- Дидактика технологического образования: Кн. для учителя. Ч. 2./ Под ред. П. Р. Атутова. М.: ИОСО РАО, 1998. — 176 с.
- Дубровина И.В. и др. Рабочая книга школьного психолога. / И. В. Дубровина, М. К. Акимова, Н.М.Борисова- Под ред. И. В. Дубровиной.- М.: Просвещение, 1991.-303с.
- Дьюи: Джон Дьюи (1859 1952), философ, педагог. // Великие философы. Словарь справочник, — М., 1998.-С. 139−142.
- Ермолаев О.Ю. Определение уровня трудовой воспитанности старшеклассников. //Вопросы психологии. 1986. — № 4. -С. 14−19.
- Ефименко-Есарева З. Ф. Воспитание трудолюбия у младших школьников. -JL: Знание, 1965.-50 с.
- Иващенко Ф.И. Труд и развитие личности школьника: Книга для учителя. -М.: Просвещение, 1987. 94 с.
- Иващенко Ф.И. Трудовой поступок школьника. Минск: Нар. Асвета, 1989. — 109с.
- Измайлов А.Э. Народная педагогика: Педагогические воззрения народов Средней Азии и Казахстана. М.: Педагогика, 1991. — 256 с.
- Ильин B.C. Формирование личности школьника (целостный процесс). М.: Педагогика, 1984. — 144 с.
- Ильясов И.И. Структура процесса учения. М.: МГУ, 1986. — 198 с.
- Иляева JI.M. и др. Творческие проекты для учащихся 5−7 классов по технологии конструкционных материалов/ Л. М. Иляева, В. Д. Симоненко, Н. П. Шипицын Брянск.: БГПУ, 1995.-56с.
- Казакевич В.М. Технологическое образование в век высоких технологий. // Школа и производство. — 1998. № 6, С.2−5.
- Казакевич В.М. О примерных программах основного общего образования по образовательной области «Технология». // Школа и производство. 1998. -№ 6. — С. 2−6.
- Кальней В.А. и другие. Основы методики трудового и профессионального обучения. / Под. ред. В. А. Полякова. М.: Просвещение, 1987.- 190с.
- Кальней В.А., Шишов С. Е. Технология мониторинга качества обучения в системе «учитель-ученик»: Методическое пособие для учителя. М.: Педагогическое общество России, 1999. — 86с.
- Караулова Л.А. Мотивы для подростков.: Формирование социально значимых мотивов. ППТ Ар. М.: Б.и., 1981. — С. 20.
- Карачев А.А. Метод проектов и развития творчества учащихся. // Школа и производство. 1997.- № 8, С. 10−11.
- Кершенштейнер Г. Основные вопросы школьной организации. СПб. — М.: Б.и., 1911.
- Кершенштейнер Г. Понятие трудовой школы. М.: Б.и., 1910 и 1913.
- Кикнадзе Д.А. Потребности. Поведение. Воспитание. М.: Мысль, 1968. -148с.
- Кичатинов П.П. Деятельность как педагогическое явление. // Сов.педагогика. -1984. № 2 — С. 52−56
- Климов E. J1. Психологическое содержание труда и вопросы воспитания. Новое в жизни, науке, технике. // Педагогика и психология М.: Знание, 1986.- № 5- 80 с.
- Ключевский В.О. Курс русской истории : Сочинения в 9-ти т.: Ч. I. М.: Мысль, 1987. -430с.
- Ключевский В.О. Курс русской истории: Сочинения в 9-ти т.: Ч. II. М.: Мысль, 1987. -444с.
- Ковалев А.Г. Воспитание нравственных чувств у школьников. Л.: ЛГУ, 1961.-42с.
- Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельность / Отв.ред.А.ЯА.Бодалев. -М., 1988.- 132с.
- Ковалев С.М. Воспитание и самовоспитание М.: Мысль, 1986. — 287с.
- Колотилов В.В. Формирование творческого отношения к труду у старшеклассников.: Автореф. дисс. на соискание к.п.н. М.: Б.и., 1969. — 23с.
- Коменский Я.А. Метод нравственного воспитания. // Я. А. Коменский Избранные педагогические сочинения.: Великая дидактика.: — М .: Учпедгиз, 1955.-376с.
- Концепция формирования технологической культуры молодежи в общеобразовательной школе. // Школа и производство — 1999. № 1 с.5
- Конышева Н.М. Методика трудового обучения младших школьников: Основы дизайнобразования: Учебное пособие для студентов сред, пед.учеб.заведений. М.: Издательский центр «Академия», 1999.- 192 с.
- Корнетов Г. Ребенок для школы или школа для ребенка: О педагогической концепции Дж.Дьюи. // Учительская газета. 1993. — 31 авг. (34). — С. 16.
- Корольский В.В., Симоненко В. Д. Общественно-полезный труд учащихся.- М.: Просвещение, 1990. 175с.
- Косилов С.А. Физиологические основы производственного обучения .: Б.и., 1975.-76с.
- Костенков П.П. Процесс трудового воспитания в школе. Барнаул: Алт.кн.изд., 1966.-208с.
- Котик Я.В. Исследование условий воспитания у школьников любви к сельскохозяйственному труду: Автореф. дисс. на соискание к.п.н.- Киев, 1978.- 17с.
- Кочетов А.И. Методология исследования проблем трудового воспитания школьников: Метод. Пособие. Минск: Минский ГПИ, 1982. -224с. 84с.
- Кочетов А.И. Основы трудового воспитания.: Кн. для учителя Минск: Нар. Асвета, 1989. — 223с.
- Краткий политехнический словарь / Гл.ред. И. И. Артоболевский. М.: Сов.энцикл., 1956.-392с.
- Краткий психологический словарь / Под ред. А. В. Петровского, М.Г. Яро-шевского. М.: Политиздат, 1999. — 505с. С. 397.
- Кругликов Г. И. Подготовка учителя к занятиям по технологии. // Школа и производство. 1998. — № 8 — С. 23−27.
- Кругликов Г. И. Теоретические основы методики преподавания технологии (избранные лекции): Учебное пособие для студентов технол.-экон. фак. педвузов и педколледжей. Курск.: КГПУ, 1998. — 252с.
- Круглов Б.С. Роль ценностных ориентаций в формировании личности школьника. // Психологические особенности формирования личности школьника. М.: Б.и., 1983. — С 6−10
- Крупская Н.К. Идеалы социалистического воспитания / Пед.соч. В 10-ти т. Т. 2. М.: АПН СССР, 1958. — С. 90.
- Крупская Н.К. Методика общественно полезной работы // Пед.соч. В 10-ти т. Т. 3. М.: АПН СССР, 1959. — С. 554−557.
- Крупская Н.К. Надо учить работать головой и руками (письмо пионерам) // Пед. соч.: В 10-ти т. Т. 5. М.: АПН СССР, 1959. — С. 626−628.
- Крутова Е.М. Пути формирования трудолюбия у учащихся (на материале и опыте учебных заведений профессионально-технического образования). -М.: Высш. шк., 1969. 79 с.
- Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. Книга для учителей и классных руководителей. М.: Просвещение, 1976. — 303 с.
- Крылов Д.Г. Теория и практика трудовой подготовки учащихся общеобразовательной школы.: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов и учащихся пед. училищ (колледжей). Чебоксары: ЧГГТИ, 1998. — 350с.
- Кузнецов М.Е. Личностно ориентированное обучение школьников. / Под ред. В. Д. Симоненко. Брянск: БГПУ, НМЦ «Технология», 1999. — 94с.
- Кыверялг А.А. Методы исследования в профессиональной педагогике. -Таллин: Валгус, 1980. 334 с.
- Левченко Т.Е. Трудовое воспитание учащихся 4−8 классов в процессе производственного труда.: Автореф.дисс. на соискание к.п.н.-М.: Б.и., 1985.- 21с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. — 304 с.
- Лихачев Б.Т. Воспитательные аспекты обучения: Учеб. пособие по спецкурсу для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1982. — 192 с.
- Лихачев Б.Т. Педагогика.: Курс лекций.: Учеб. пособие для вузов и слушателей институтов М.: Прометей, 1998. — 496 с.
- Лиферов Л. А. Трудовое обучение и воспитание. / Предисл. Ю. К. Бабанского. М.: Педагогика, 1979. — 72с.
- Лийметс Х.Й. Как воспитывает процесс обучения? М.: 1982. — 97с.
- Лурия А.Р. Мозговые механизмы и проблемы формирования умений и навыков//Сов. педагогика. 1946. -№ 8−9. -С. 89−100.
- Лурье С.Я. Демокрит: Тексты. Перевод. Исследования. Л.: Наука. Ле-нингр. отделение, 1970, — 664с.
- Любар А.А. и др. Воспитание учащихся в процессе общественно полезного труда/ А. А. Любар, В. И. Коваленко, И. Г. Любар Киев: Рад. шк., 1984.- 101 с.
- Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса. // Пед. соч.: В 8-ми т. Т. I. М.: Педагогика, 1984. — С. 267−330.
- Макаренко А.С. О воспитании. М.: Политиздат, 1990. — С.415
- Макаренко А.С. Педагогическая поэма // Пед. соч.: В 8-ми т. Т. 3. М.: Педагогика, 1984. — С. 8−451
- Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей // Пед. соч.: В 8 т. Т. 4. М.: Педагогика, 1985.- С. 59−116.
- Макаренко А.С. Книга для родителей //Пед. соч.: В 8-ми т. Т. 5- М.: Педагогика, 1985. С. 5- 276. С. 112
- Малыкова З.А. Джон Дьюи философ и педагог реформатор: США (18 591 952)// Педагогика. — 1995.- № 4. — С.95−105.
- Малюкова В.М. Воспитание трудолюбия у учащихся V УШ классов в процессе общественно полезного труда- Автореф. дисс. на соискание к.п.н. — Калинин: Б.и., 1969. — 25 с.
- Максимов В.Г. Формирование профессионально-творческой направленности личности учителя: Автореф. дисс. на соиск. д.п.н. М.: Б.и., 1994.- 35с.
- Маркова А.К. и др. Формирование мотивации учения: Кн. для учителя/ А. К. Маркова, Т. А. Маис, А. Б. Орлов. -М.: Просвещение, 1990.- 192 с.
- Матюхина М.В. Мотивация учениямладших школьников. М.: Педагогика, 1984. — 144с.
- Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе — М.: Просвещение, 1977−362 с.
- Мванников В.А. К сущности волевого поведения. // Психологический журнал. 1985. — Т. 6. — № 5. — С. 47−55.
- Мельникова Л. В., Осипова Л. В., Фридман Т. Б. Методика трудового обучения: (обслуживающий труд) Учебное пособие для учащихся педучилищ по специальности 2008. «Преподавание труда и черчения в 4−8 классах». М.: Просвещение, 1985. — 224 с.
- Мерлин B.C. Лекции по психологии: Учебное пособие для спецкурса. — Пермь: ПГПИ, 1971. 120с.
- Методика обучения младших школьников выполнению творческих проектов. / Ю. А. Лось, Н. В. Матяш, Н. А. Семенович, В. Д. Симоненко, М. В. Хохлова и др.- Под ред. В. Д. Симоненко.-Брянск: БГПУ НМЦ «Технология», 1998.- 104 с.
- Мижериков В.А., Ермоленко М. Н. Введение в педагогическую профессию: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. — М.: Педагогическое общество России, 1999. — 288 с.
- Морозов С Три битых кита.: О здравоохранительных технологиях профессора Базарного// Нар. образование. 1998. — № 9. — С.7.
- Неверович Я.З. Мотивы трудовой деятельности дошкольника. М.: Известия АПН РСФСР, 1955. — № 64. — С. 128−149.
- Неверович Я.З. Психологический анализ процесса формирования трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста. — М.: Известия АПН РСФСР, 1955.-№ 64. С. 162−190.
- Немцов Р.С. Психология. Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. // В 2-х книгах. Кн1. Общие основы психологии. — М.:Просвещение, 1994.-576с.
- Немцов Р.С. Психология. Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. // В 2-х книгах. Кн2. Психология образования. -М.:Просвещение, 1994.- 496 с.
- Нестеров В.Г. Моральные стимулы трудовой деятельности. М.: Знание, 1973.-63с.
- Никитин Г. А. Эстетические аспекты трудового обучения в Симбирской чувашской учительской школе. Чебоксары: ЧРИО, 1999 — 112с.
- Никитин Г. А. Этноэстетика в трудовой подготовке детей: Учебно-методическое пособие. Чебоксары, ЧРИО, 2000. — 120с.
- Новикова Л.И. Детский коллектив и подросток — М.: Знание, 1979. 32с.
- Нужная П.Н. Воспитание у подростков любви к труду и уважения к людям труда: Автореф. дисс. на соискание к.п.н. -М., 1967. 23 с.
- Ойгензихт В.А. Воля и волеизъявление. Душанбе: Тадж. ун-т, 1983. -75с.
- Опыт творческого использования педагогической системы А. С. Макаренко в профтехучилищах: Сб.ст. Профпедагогика. М.: Высш. шк., 1975. — 184с.
- Основы общей и возрастной психологии.: Учебно-методическое пособие /
- И.И.Афанасьев, Г. И. Мазуров, Е. В. Гунина и др.- Отв.ред. В.Г.Максимов- Чугваш.гос.пед.ун-т каф.психологии. Чебоксары: Изд-во Чуваш.гос.пед.ун-та, 1999.-224с.
- Ожегов С.И. Словарь русского языка: 70 000 слов/ Под. ред. Н.Ю. Шведовой- АН СССР, Ин-трусс. яз. М.: русс, яз., 1989. — 750с.
- Павлов В.Е. К вопросу об ориентирах в содержании образования // Сб.ст.ЧРИО/ Проблемы регионального образования. Чебоксары, ЧРИО, -1999, 132.С.
- Павлов И.П. Избранные труды. / Под ред. Э. А. Асратяна / К физиологии ипатологии высшей нервной деятельности. М.: АПН РСФСР, 1951, 616с
- Павлова М.Б. и Питт Д. Образовательная область «Технология».: Теорет. подходы и метод, рекомендации. Н. Новгород: Нижегородский гуманит. центр, 1998. — 96с.
- Пайгусов А. И. Интегрированное обучение теория и практика.// Сб.ст.Чуваш.респ.ин-та образования/ Проблемы регионального образования. — Чебоксары: ЧРИО, 1999.- 132с.
- Педагогические идеи великой французской революции/ Пер. с франц. -М.: Работник просвещения, 1926. С. 246−267.
- Педагогическое наследие И. Я. Яковлева и его использование в современной школе. /Г.С.Сидоров, В. Г. Скворцов, И. В. Павлов, Н. Г. Краснов, Л. Б. Пастухова. Тезисы докладов к Республиканской н.-пр.конф.- Чебоксары, 1988.-234с.
- Песталоцци И.Г. Избранные педагогические сочинения. / Под ред. М. Ф. Шабаевой.: В 3-х т. М.: АПН РСФСР, 1961−1965.
- Педагогическое наследие: Переводы / Я. А. Коменский, Дж. Локк, Ж. Ж. Руссо, И.Г.Песталоцци- Сост. Кларин В. М., Джуринский А. Н. — М.: Педагогика, 1989.-412с.
- Петрова Т.Н. Чувашская педагогика как феномен мировой цивилизации -М.: Прометей, 2000. 91с.
- Петровский А. В Способности и труд М.: Знание, 1966. — 80 с.
- Петровский А.В. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для пед. ин-тов.: Учеб. для пед. ин-тов/ Под ред. А. В. Петровского. М.: Просвещение, 1979.-210 с.
- Пидкасистый П.И., Портнов М. Л. Искусство преподавания: Первая кн.учителя. 2-е изд.-М.: Пед.общ.России, 1999.-212с.
- Пискунов А.И. Проблемы трудового обучения и воспитания в немецкой педагогике XIX нач. ХХв/ А. И. Пискунов — М.: Педагогика, 1976. — 296с.
- Питт Дж. Дизайн в технологическом образовании — опыт Великобритании: Тез. докл. международной конференции. СПб.: Изд-во Смольного ун-та, 1999.-286с
- Плеханов В.Г. Педагогическое руководство общественно полезным трудом младших школьников: Метод, рекомендации. Омск, ОГПУ, 1985. — 16 с.
- Поддьяков Н.Н. Мышление школьника. М.: Педагогика, 1977. — 271с.
- Подросток: что Франция — что Россия?! / А. Александров, Е. Надеждина, И.Сергеева. М.: Знание, 1996. — 192с.
- Поляков С.Д. О новом воспитании. // Новое в жизни, науке, технике. // Педагогика и психология М.: Знание, 1990. -№ 2 — 186с.
- Поташник М.М. Как оптимизировать процесс воспитания. // Педагогика и психология 1984. — № 2 — 57 с.
- Похолкин Г. В. Трудовое воспитание учащихся средствами декоративно-прикладного искусства: Автореф. дисс. на соискание к.п.н. М., 1978. — 22с.
- Пояснительная записка к Базисному учебному плану общеобразовательных учреждений Российской Федерации. М.: Министерство образования РФ, 1998.
- Проблемы мотивации общественно полезной деятельности школьников/ Отв. ред. Д. И. Фельдштейн. М.: АПН СССР, 1984. — 160 с.
- Проблемы методологии педагогики и методики исследований/ Под ред. М. А. Данилова и Н. И. Болдырева. М.: Педагогика, 1971. -250с.
- Программа образовательной области «Технология» для сельских общеобразовательных школ //Школа и производство. 1996.-№ 1.- С. 11 — 24.
- Программы средней общеобразовательной школы Трудовое обучение 5−7 классы городских и сельских школ — М.: Просвещение, 1988. 65 с.
- Программы средних общеобразовательных учреждений Трудовое обучение Технология 1−4 классы, 5−11 классы / Под ред. Ю. Л. Хотунцева и В. Д. Симоненко М.: Просвещение, 1996. — 226 с.
- Программы для сельских общеобразовательных учреждений. Трудовое обучение для сельских школ Технология 1−11 классы/ Под ред. В.Д.Симоненко- М.: Просвещение, 1998. 170 с.
- Прокопьева З.И. Воспитание учащихся на уроках обслуживающего труда: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1980. -96 с.
- Прядехо А.Н. Развитие творческих интересов и способностей подростков.- М.: АПН СССР, 1990.- 75с.
- Психологические основы трудового воспитания школьников/ Под ред. Э. А. Фарапоновой. / Науч.исслед.ин-т общей и педагогической психологии АПН СССР. М.: Педагогика, 1988. — 168с.
- Путеводитель по системе образования Великобритании: Education GUIDE- Британский совет., 1999 65с.
- Пути совершенствования трудового воспитания учащихся: Сб.науч. трудов / Отв. ред. А. Т. Короткевич. Минск, Минский пед. ин-т, 1980. — 175 с.
- Радищев А. Н. Статьи и материалы.- Л.: Изд-во Ленингр.гос.ун-та, 1950. -325с.
- Рейнвальд Н.И. Психология личности: Монография. М.: Изд-во УДН, 1987.-200 с.
- Рёрс Г. Георг Керштайнер (1852−1932): Педагог-демократ, профессор Мюнхенского ун-та//Перспектнвы: Мыслители образования. — 1994. №¾ -С.З 89−406.
- Романовская М.Б. Метод проектов в контексте профильного обучения и старших классах: современные подходы: Научно-методическое пособие для повышения квалификации работников образования.- М.: АПКиПРО, 2002−32 с.
- Рыбаков Б.А. Из истории культуры Древней Руси: Иссследования и заметки. М.: МГУ, 1984.- 240с.
- Сахарова В.И. Технологическая подготовка старших подростков как средство их профессионального самоопределения/ Дисс. на соискание к.п.н. — М.: Б.и., 1996.- 186с.
- Свадковский М.Ф. О воспитании трудолюбия у детей. 2-е изд. М.: Учпедгиз, 1959. — 92 с.
- Сериков В.В. Формирование у учащихся готовности у труду.-М.: Педагогика, 1988.- 192с.
- Симоненко В.Д. и др. Технологическое образование школьников. Теоретико-методологические аспекты / В. Д. Симоненко, М. В. Ретивых, Н.В.Матяш- Под ред. В. Д. Симоненко. Брянск: БГПУ НМЦ «Технология», 1999. — 230 с.
- Симоненко В.Д. Основы технологической культуры. Брянск: БГПУ, 1998.-281 с.
- Синицын И.С. Когда воспитывает труд. М.: Педагогика, 1987. — 536 с.
- Скаткин М.Н. Педагогика и реформа// Учительская газета. -1987. 26 мая.
- Скаткин М.Н. Совершенствование процесса обучения.- М.: Педагогика, 1971.- 158 с.
- В.И.Смирнов. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. -М.: Педагогическое общество России, 2000. 416 с.
- Сокольников Ю.П. Общественно полезная деятельность как фактор формирования личности подростка. Чебоксары: Чуваш.кн.изд-во, 1971. — 287 с.
- Соловьев. А.Ф. Воспитание учащихся в процессе труда. М.: Гос. учеб. пед. изд-во. М-во просвещения РСФСР, 1961. С.9
- Стогний И.П. Трудолюбие как нравственное качество личности: Автореф. дис. канд. пед. наук. Киев, 1966. — 19 с.
- Сухомлинский В.А. Воспитание коммунистического отношения к труду (опыт воспитательной работы в сел. школе) / Под ред. Н. И. Болдырева. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. — 459 с.
- Сухомлинский ВА Павлышская школа // Избр. пед. соч.: В 5 т. М.: Педагогика, 1979. — Т.2
- Сухомлинский В.А. Рождение гражданина // Избр. пед. соч.: В 5 т. М.: Педагогика, 1979. — Т. I. — С. 585.
- Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. 2-е изд. — Киев: Рад. шк., 1977.- 244 с.
- Сухомлинский В.А. О воспитании. М.: Педагогика, 1976. — 128с.
- Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1988. — 175 с.
- Технологическое образование и предпринимательство. Сборник научных статей. Брянск: Изд. Брянского педагогического университета, НМЦ «Технология», 1999.- 140с
- Ткаченко А.С. Формирование у учащихся ПТУ психологической готовности к творческой технической деятельности.: Автореф. дис. канд. пед. наук.- М.: Б.и., 1968.- 19 с.
- Токарев С.А. Религиозные верования восточно-славянских народов XIX- начала XX в. М. — Л., 1956. — 97с.
- Тхоржевский Д.А., Гетта В. Г. Основы проблемного обучения на уроках труда// Школа и производство. 1996. — № 4 — С.5−6.
- Учителям и родителям о психологии подростка/ Г. Г. Аракелов, Н. М. Жариков, Э. Ф. Зеер и др. Под ред. Аракелова Г. Г. М.: Высшая школа, 1990. -304 с.
- Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения.: В 6 т. Т.2 М.: Педагогика, 1989.
- Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения.: В 6 т. Т 3. — М.: Педагогика, 1990.
- Ушинский К.Д. Труд в его психическом и воспитательном значении// Пед.соч.: В 2 т. М.: Педагогика, 1988. — Т.2 — 486с,
- Учеб. пособие для учащихся пед. училищ./ Под ред. JI.B. Мельниковой. -М.: Просвещение, 1985. -224с.
- Федеральный закон о внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании» Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации, 1992, № 30, ст. 1797
- Федеральный компонент государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) образования (Проект). Образовательная область «Технология». М., 1996.
- Фельдштейн Д.И. Психологические основы общественно полезной деятельности подростков. М.: Педагогика, 1982. — 224 с.
- Фельдштейн Д.И. Психологические особенности развития личности в подростковом возрасте//Вопросы психологии.-1985.-N6 с.32
- Философский энциклопедический словарь/ Гл.ред. Л. Ф. Ильичев и др. -М.:Сов.энцикл., 1983. 839с. С. 192 — 226.
- Философский словарь / Под ред. М. М. Розенталя и П. Ф. Юдина М.: Политиздат, 1968.-432с.
- Формирование знаний и умений на основе теории поэтапного формирования умственных действий: Сб. ст./ Под ред. П. Я. Гальперина, Н. Ф. Талызиной.- М.: Изд-во Моск.гос.ун-та, 1968. 155 с.
- Формирование мотивации учения: Кн. для учителя/ Маркова А. К., Маис Т. А., Орлов А.Б.-М.: Просвещение, 1990.- 192 с.
- Фридман Л.М. Педагогический опыт глазами психолога: Кн. для учителя.- М.: Просвещение, 1987. 224 с.
- Фридман Л.М., Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя — М: Просвещение, 1991. 288с.
- Хидишелли Ш. С. Основы воспитания потребности в труде: Автореф. дис. канд.пед.наук Тбилиси: Б.и., 1978. -32с.
- Хрестоматия по истории педагогики. Античный мир. Средние века. Начало нового времени/ Сост. И. Ф. Свадковский. М.: Учпедгиз, — 1938. — Т.1 — 476с.
- Христианович П.И. Опыт устройства общеобразовательной школы с целью большей подготовки учащихся к жизни. М., 1912
- Чебышева В.В. Психология трудового обучения: Метод, пособие для сред. Проф.-техн. училищ. М.: Высш. шк., 1985. — 259 с.
- Шацкий С.Т. Задачи общества: Детский труд и отдых./ Пед. соч.: В 4 т. -М.: Педагогика, 1962. Т. I. — С. 287−292.
- Шацкий С.Т. Избранные педагогические сочинения. О том, как мы учили и как следует учить.// Избр. соч.: В 2-х т. Т. 2. М.: Педагогика, 1980.
- Шацкий С.Т. Педагогические сочинения. В 4-х т./ Под ред. И. А. Каирова, Л.Н. и М. Н. Скаткиных, В. Н. Шацкой. М.: Педагогика, 1962
- Шевченко С.Д. О воспитании трудолюбия .: Вопр. психологии. -1984. № 4. — С. 86.
- Воспитание школьников в труде/ А. А. Шибанов, Ю. Ф. Тамбовский, И. П. Дуля и др./ Под ред. А. А. Шибанова Науч.-исслед.ин-т трудового обучения и проф. ориентации АПН СССР М.: Педагогика, 1976. — 104с.
- Щирова А.Н. Воспитание трудолюбия у первоклассников-шестилеток в учебном и общественно полезном труде: Дисс.канд.пед.наук. — М.: Б.и., 1988.- 196с.
- Щукина Г. И. О методах исследования познавательных интересов// Уч.зап./ ЛГПИ им. А. И. Герцена — Л.: Ленингр.гос.пед.ин-т, 1968. — 176с.
- Щукина Г. И. Роль деятельности в учебном процессе: Кн. для учителя. -М.: Просвещение, 1986. 144 с.
- Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. 1971. — № 4. -С. 6−20.
- Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. М.: Знание, 1974. — 63 с. — (Сер. Педагогика и психология- № 10).
- Якимюк О.Н. Участие школьников в общественно полезном труде // Сов. педагогика. 1983.-№ 10.-С. 21−23.
- Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека М.: Просвещение, 1969. — 317с.
- Яковлев И. Я. Воспоминания — Чебоксары, Чебоксарское книжное издательство, 1982,272
- Department for Education (1995): Design and Technology in the National Curriculum.
- Design and Technology Association (1997): Data’s initial thoughts on the national curriculum renew — quoting Exeter University’s research project (1996): The State of the Arts.
- Executive Summary. International Technology Education Association. (URL: http://scholar.lib.vt.edu/TAA/Execsumm.htm)
- Technology for All Americans project (1996): A Rationale and Structure for the Study of Technology.272. «ЯПОНИЯ СЕГОДНЯ» e-mail: [email protected] http://www.courier.com.ru/