Формирование культуры межнационального общения у старшеклассников в процессе обучения иностранному языку
Диссертация
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись путем выступления на ежегодных научно-практических конференциях профессорско-преподавательского состава и аспирантов ЧГПУ им. И. Я. Яковлева, Республиканской научно-практической конференции «Пути совершенствования начального образования в подготовке научных кадров» (Чебоксары, 2002), Республиканской научно-практической конференции… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Теоретические основы формирования культуры межнационального общения у старшеклассников в процессе обучения иностранному языку
- 1. 1. Сущность и содержание понятия «культура межнационального общения»
- 1. 2. Особенности формирования культуры межнационального общения у старшеклассников в процессе обучения иностранному языку
- 1. 3. Модель процесса формирования культуры межнационального общения у старшеклассников при обучении иностранному языку
- Выводы по первой главе
- Глава II. Опытно-экспериментальная работа по формированию культуры межнационального общения у старшеклассников в процессе обучения иностранному языку
- 2. 1. Анализ состояния учебно-воспитательной работы по формированию культуры межнационального общения у учащихся в средней общеобразовательной школе
- 2. 2. Организация и содержание опытно-экспериментальной работы по формированию культуры межнационального общения у старшеклассников в процессе обучения иностранному языку
- 2. 3. Педагогические условия формирования культуры межнационального общения у старшеклассников в процессе обучения иностранному языку
- 2. 4. Результаты опытно-экспериментальной работы по формированию культуры межнационального общения у старшеклассников в процессе обучения иностранному языку
- Выводы по второй главе
Список литературы
- Абдулатипов Г. Г. Человек. Нация. Общество. М.: Политиздат, 1991. -222 с.
- Азаров Ю. П. Искусство воспитывать. М.: Просвещение, 1985. — 448 с.
- Алексеева О. JI. Подготовка студентов педагогического колледжа к формированию культуры межнационального общения у детей дошкольного возраста: Дисс. канд. пед. наук. Чебоксары, 2002. — 209 с.
- Алямкина Ж. Г. Формирование культуры межнационального общения у младших школьников средствами музыки: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. -М., 2002−16 с.
- Амонашвили Ш. А. Размышления о гуманистической педагогике. М.: Амонашвили, 1996.-494 с.
- Амерзаев М. Ч. Формирование культуры межнационального общения в системе нравственно-патриотического и интернационального воспитания на уроках истории и во внеклассной работе. На примере школ Дагестана: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 1996 — 24 с.
- Андреева Г. М. Социальная психология. М.: Изд-во МГУ, 1988. — 432 с.
- Андреев В. И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. -2-е изд. Казань: Центр инновационных технологий, 2000. — 608 с.
- Английский язык: Учеб. для VI кл. шк. с углуб. изучением англ. яз. лицеев, гимназий, колледжей / О. В. Афанасьева, И. В. Михеева. 7-е изд., испр. -М.: Просвещение, 2003.-351 с.
- Английский язык: Учеб. для VII кл. шк. с углуб. изучением англ. яз., лицеев, гимназий, колледжей / О. В. Афанасьева, И. В. Михеева. 4-е изд., испр. -М.: Просвещение, 2003.-303 с.
- Английский язык. Fill my heart with song. Методические указания по использованию песен в обучении английскому языку / Сост. А. А. Пушкин, Т. А. Пушкина, Е. А. Тенякова. Чебоксары: Чуваш, гос. ун-т, 2005. — 20 с.
- Английский язык и культура межнационального общения. Программа и методические рекомендации факультативного курса / Сост. Е. А. Тенякова. -Чебоксары: Чувашгоспедуниверситет им. И. Я. Яковлева, 2005.-26 с.
- Ариян М.А. Использование воспитательного потенциала речевого этикета на иностранном языке // Иностранные языки в школе. 1991. — № 2. — С. 913.
- Анисимов Г. А. Русский язык в чувашской школе: проблемы, поиски, опыт. — Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1990. 175 с.
- Артемова А. Ф., Леонович О. А. Новые материалы для чтения на английском языке: Учебное пособие для вузов. — М.: Книжный дом «Университет», 2000. На англ. яз. — 160 е.: ил.
- Архангельский Л. М. Социально-этические проблемы теории личности. М.: Мысль, 1974 С. 221 с.
- Асипова Н. А. Общение школьников в многонациональной среде // Советская педагогика. 1991. — № 12. — С. 21−23.
- Афанасьев И. Н. Этнопсихологический аспект межличностных отношений в процессе воспитания: Учеб. пособие. Чебоксары: ЧГПИ, 1997. — 127 с.
- Бабейко Ф. С. Общение народов и социальный прогресс. Вопросы теории и методологии. Кишинев, Штиинца, 1983. — 131 с.
- Батаршев А. В. Психодиагностика способностей к общению, или как определить организационные и коммуникативные качества личности. — М.: Гуманистический изд. центр ВАА ДОС, 1999. 176 с.
- Велик А. А. Культурология. Антропологические теории культур. М.: Российский государственный гуманистический университет, 1998.-241 с.
- Беляева Е. И. Принцип вежливости в вопросительных речевых актах // Иностранные языки в школе. 1990. — № 1. — С. 43 — 47.
- Бердяев Н. А. Судьба России, самопознание. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.-541 с.
- Берейшик JI. В. Формирование культуры межнационального общения у молодежи в 80-е годы: Автореф. дис.. канд. истор. наук. -М., 1991. -25 с.
- Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.- 190 с.
- Библер В. С. Культура. Диалог культур. Опыт определения // Вопросы философии. 1989. — № 6. — С. 31 -42.
- Библер В. С. Нравственность. Культура. Современность. М.: Знание, 1990. -63 с.
- Бимен У. Формирование национальной идентичности в условиях мультикультурализма: на примере Таджикистана // Полис. 2000. — № 2. -С. 156−160.
- Бодалев А. А. Личность и общение: Избранные труды. М.: Педагогика, 1983.-272 с.
- Боголюбова Е. В. Культура и общество. — М.: Издательство МГУ, 1971. — 232 с.
- Борисов П. П. Компетентностно-деятельностный подход и модернизация содержания общего образования // Стандарты и мониторинг в образовании. — 2003. № 1.-С. 58−62.
- Бромлей Ю. В. Очерки теории этноса. М.: Наука, 1984. — 230 с.
- Бромлей Ю. В., Подольный Р. Г. Человечество это народы. — М.: Мысль, 1990.-391 с.
- Брудный В. И. Обряды вчера и сегодня. -М.: Наука, 1968. 199 с.
- Буева JI. П. Человеческая деятельность и общение. М.: Мысль, 1978. -216 с.
- Бушелева Б. В. Воспитание культуры общения школьников // Проблемы общения и воспитания. Тарту, 1974. — С. 138−149.
- Васильев Е. В. Интернациональное воспитание старшеклассников на традициях дружбы народов: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1974. -24 с.
- Васильев Е. В. Воспитание у учащейся молодежи гуманности в сфере межнациональных отношений. Чебоксары, 1996. — 468 с.
- Васильева Т. Г. Формирование культуры межличностного общения младших школьников на традициях народного этикета якутов: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. — Чебоксары, 1991. — 31 с.
- Верещагин Е. М., Костомаров В. Г. Язык и культура: лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного. М.: Русский язык, 1990. -246 с.
- Власов В. А. Этнолингводидактика в условиях многоязычия и поликультурной среды // Иностранные языки в школе. 2003. — № 2. — С.26−29.
- Волков Г. Н. Идеи межнационального сотрудничества и общественно-политической деятельности И. Я. Яковлева // Советская педагогика. — 1973. -№ 6. -С 12- 14.
- Волков Г. Н. Этнопедагогика чувашей. -М.: Пресс-сервис, 1997.-441 с.
- Волков Г. Н. Этнопедагогика. Программа спецкурса и методические материалы. М.: Изд-во УРАО, 2001. — 48 с.
- Волков Г. Н. Этнопедагогизация целостного учебно-воспитательного процесса. М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2001. — 160 с.
- Волков Г. Н. Педагогика любви. Избранные этнопедагогические сочинения: В 2 т. М.: Издательский дом МАГИСТР-ПРЕСС, 2002. — Т. 1. — 460 с.
- Волков Г. Н. Педагогика любви. Избранные этнопедагогические сочинения: В 2 т. М.: Издательский дом МАГИСТР-ПРЕСС, 2002. — Т. 2. — 460 с.
- Вопросы контроля обученности учащихся иностранному языку: Метод, пособие / Под ред. А. А. Миролюбова. Обнинск: Титул, 2001. — 80 с.
- Воробьев В. В. Лингвокультурология. М.: Изд-во РУДИ, 1997. — 186 с.
- Воробьев Г. А. Развитие социокультурной компетенции будущих учителей иностранного языка // Иностранные языки в школе. — 2003. № 2. — С. 30 — 35.
- Выготский JI. С. Педагогическая психология. -М.: Педагогика-пресс, 1999. -534 с.
- Вятютнев М. Н. Понятие языковой компетенции в лингвистике и методике преподавания иностранных языков // Иностранные языки в школе. 1975. -№ 6.-С. 55−66.
- Гаазе-Рапопорт М. С. От амебы до робота: модели поведения. М.: Наука. Гл. ред. физ.- мат. лит., 1987. — 446 с.
- Гак В. Г. Языковые преобразования. М.: Школа «Языки русской культуры», 1998. — 768 с.
- Гасанов 3. Т. О психологии формирования общенациональных ценностей // Советская педагогика. 1991. — № 9. — С. 21−24.
- Гасанов 3. Т. Формирование культуры межнационального общения в многонациональном регионе // Педагогика. — 1994. № 5. — С. 11−16.
- Гасанов 3. Т. Национальные отношения и воспитание культуры межнационального общения // Педагогика. 1996. — № 6. — С. 51−57.
- Гачев Г. Д. Национальные образы мира: Курс лекций. М.: Изд. центр «Академия», 1988. — 432 с.
- Горский Д. П. Общение и познание. М.: Мысль, 1985. — 201 с.
- Григорьева Е. Г. Воспитание гуманности у старшеклассников в процессе обучения английскому языку. Дисс.. канд. пед. наук. Чебоксары, 2000. -218 с.
- Гумилев JI. Н. Этносфера. История людей и история природы. М.: Экопрос, 1993.-576 с.
- Гумилев JI. Н. Биография научной теории или автонекролог// Знамя. — 1988. -№ 4. С. 212.
- Гурвич П. Б. Обучение ведению парного и группового диалога в школе // Иностранные языки в школе. 1973 — № 5. — С.53 — 62.
- Давыдов М. В. Пособие по интонации английского языка. М.: Высш. школа, 1975. — 103 с.
- Дахин А. Компетенция и компетентность: сколько их у российского школьника // Народное образование. 2004. — № 4. — С. 136−144.
- Девятова Г. Г. Формирование готовности будущих учителей иностранного языка к межкультурной коммуникации: Дисс. .канд. пед. наук. -Магнитогорск, 2002. 177 с.
- Джандильдин Н. Коммунизм и развитие национальных отношений. М.: Мысль, 1964.-203 с.
- Джунсов М. С. Введение в марксистско-ленинскую теорию наций. -Ашхабад-ылым, 1988. 255 с.
- Добрович А. Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1987. — 207 с.
- Дробижева Л. М. Духовная общность народов СССР. Историко-социальный очерк межнациональных отношений. М.: Просвещение, 1981. — 263 с.
- Дробижева JI. М. Национальное самосознание: база формирования и социально-культурные стимулы // Сов. этнография. 1985. — № 5. — С. 5−9.
- Елухина Н. В., Каспарова М. Г. Подготовка учебного текста для аудирования // Иностранные языки в школе. 1974. — № 2. — С. 40−47.
- Елухина Н. В. Роль дискурса в межкультурной коммуникации и методика формирования дискурсивной компетенции // Иностранные языки в школе. -2002.-№ 3.-С. 9−13.
- Жуков Ю. М., Петровская JI. А., Растянников Р. В. Диагностика и развитие компетентности в общении. Практическое пособие. М.: Изд-во Московского ун-та, 1990. — 104 с.
- Закон Российской Федерации «Об образовании» // Народная школа. 1992. -№ 2.-34 с.
- Заурбекова JI. Р. Формирование культуры межнационального общения в условиях роста национального самосознания (Методологический аспект): Автореф. дисс.. канд. философ, наук. М., 1991. — 24 с.
- Земляков А. Е. Иван Яковлевич Яковлев и современность. Чебоксары.: ЧГПИ им. И. Я. Яковлева, 1997. — 252 с.
- Зимняя И. А. Психология обучения неродному языку. -М.: Рус. яз., 1989. -219 с.
- Златогорская P. JI. Пословицы на занятиях по немецкому языку // Иностранные языки в школе. 1979. -№ 3. — С.49 —53.
- Иванов В. А. Германо-чувашская этническая педагогика (Исследование этнопедагогической теории и практики воспитывающего обучения немецкому языку в чувашской школе на основе анализа германских источников по чувашской культуре). — Чебоксары, 1998. 240 с.
- Игнатенко И. А. Факторы формирования иноязычной социокультурной компетенции будущего учителя: Дисс. .канд. пед. наук. — Воронеж, 2000. -162 с.
- Изместова И. А. Обучение межкультурной коммуникации будущих учителей иностранного языка. Дисс.. канд. пед. наук. Якутск, 2002. -149 с.
- Иконникова С. Н. Диалог о культуре. Ленинград, 1987. — 205 с.
- Ильяева И. А. Культура общения: опыт философско-методологического анализа. Воронеж: Издательство Воронежского университета, 1989. -169 с.
- Исенина Е. И. О проблемах воспитывающих и развивающих методов обучения иностранному языку // Иностранные языки в школе. 1990. — № 1. -С. 32−38.
- Исламшина Т. Г. Интернациональное воспитание: перестройка форм и средств. Казань, 1990. — 213 с.
- Ишханян Н. Б. Пути формирования лингвосоциокультурной компетенции в интенсивном курсе обучения иностранному языку: Автореф.. дисс канд. пед. наук. М., 1996. — 24 с.
- И. Я. Яковлев в воспоминаниях современников. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1968.- 150 с.
- Каган М. С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. М.: Политиздат, 1988.— 315 с.
- Кадиева Р. И. Формирование культуры межнационального общения в школах со смешанным национальным составом: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. -М., 2000.-22 с.
- Казарцева О. М. Культура речевого общения: теория и практика обучения: Учебное пособие. М.: Флинта: Наука, 2001. — 496 с.
- Капто А. С. Толерантность в контексте концепции «Культура мира» // Безопасность Евразии. Журнал высоких гуманитарных технологий. 2001. -№ 1.-С. 175−186.
- Карих Т. В. Повышение эффективности обучения аудированию на уроках английского языка в VIII — XI классах // Иностранные языки в школе. — 1991. -№ 1.-С. 31−36.
- Клюев Е. В. Речевая коммуникация. Уч. пособие для ун-в и ин-в. М.: ПРИОР, 1998.-224 с.
- Козлов В. И., Шепелев Г. В. Национальный характер и проблемы его исследования // Советская этнография. — 1973. № 2. — С. 169−183.
- Коломинский Я. JL Психология общения. М.: Знание, 1974. — 95 с.
- Колшанский Г. В. Лингвокоммуникативные аспекты речевого общения // Иностранные языки в школе. 1985. — № 1. — С. 10−14.
- Корнилова Т. В., Григоренко Е. Л. Сравнение личностных особенностей российских и американских студентов // Вопросы психологии. 1995. — № 5. -С. 108−115.
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Образовательное право. 2002. — № 10. — С. 3−5.
- Концепция национальной школы Чувашской Республики в современной системе обучения и воспитания // Чаваш ен. 2000. — № 6.
- Королев С. И. Психологическая ориентация в этнопсихологии. Механизмы субъективации // Психологические механизмы регуляции социального поведения.- М.: Наука, 1979. С. 20−44.
- Краткий политический словарь / Абаренков В. П., Абова Т. Е. и др. М.: Политиздат, 1989. —623 с.
- Крысько В. Г., Саракуев Э. А. Введение в этнопсихологию. Учебно-методическое пособие для студентов. — М.: Институт практической психологии, 1996. 344 с.
- Крысько В. Г. Этническая психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. -М.: Издательский центр «Академия», 2002.-320 с.
- Культура русской речи. Учебник для вузов / Под ред. JI. К. Граудиной и Е. Н. Ширяева. М.: Норма — ИНФРА, 1999. — 560 с.
- Культурология: XX век. Энциклопедия. Т. 2. СПб.: Универсальная книга, 1998. — 446 с.
- Культура межнационального общения // Советская педагогика. 1991. — № 3.-С 3−25.
- Лебедева Н. М. Социальная психология этнических миграций. М.: Институт этнологии и антропологии Российской академии наук, 1993. -195 с.
- Ленский И. Л. Проблемы формирования культуры межнационального общения в педагогической публицистике: Дисс.. канд. пед. наук. М., 1998.- 185 с.
- Леонтьев А. А. Слово о речевой деятельности. Некоторые проблемы общей теории речевой деятельности. М.: Наука, 1965. — 245 с.
- Леонтьев А. А. Педагогическое общение. М.: Знание, 1979. — 48 с.
- Леонтьев А. А. Мир человека и мир языка. М.: Дет. лит., 1984. — 126 с.
- Леонтьев А. А. Личность как этническая категория // Советская этнография. 1993. — № 3. -С. 35 — 44.
- Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. -304 с.
- Летнева В. П. Материалы для проведения урока по теме «Международный год культуры мира» // Иностранные языки в школе. 1999. — № 6 — С. 4853.
- Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка. Воронеж.: Ин-т практ. психологии ИПО МОДЭК, 1997. 383 с.
- Лихачев Б. Т. Педагогика: Курс лекций / Учеб. пособие для студентов педагог. Учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК. 4-е изд., перераб и доп. — М.: Юрайт-Издат, 2003. — 607 с.
- Ломов Б. Ф. Категория общения и деятельности в психологии // Вопросы философии. 1979. — № 4. — С.34 — 47.
- Лурье С. В. Культурная антропология в России и на Западе: концептуальные различия // Общественные науки и современность. 1997. -№ 2. — С. 146−159.
- Макаренко А. С. Соч. в 7 -ми томах, т. 5. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958. -564 с.
- Максимов В. Г. Формирование профессионально-творческой направленности личности учителя: Автореф. дис.. докт. пед. наук. -М., 1994. -35 с.
- Максимова О. Г. Сущность и содержание культурологического подхода к организации учебно-воспитательного процесса современной школы // Вестник ЧГПУ им. И. Я. Яковлева, 1998. № 1 (2). — С. 35−43.
- Марковина И. Ю. Сорокин Ю. А. Два способа оптимизации речевого воздействия в межкультурном общении // Речевое воздействие в сфере массовой коммуникации. М.: Наука, 1990. — С. 53 — 62.
- Медведева О. И. Творчество учителя на уроках английского языка: Из опыта работы. -М.: Просвещение, 1991. 63 с.
- Миролюбов А. А. Культуроведческая направленность в обучении иностранным языкам // Иностранные языки в школе. — 2001. № 5 — С. 1114.
- Мудрик А. В. Общение как фактор воспитания школьников. — М.: Педагогика, 1984. 109 с.
- Мудрик А. В. Социальная педагогика. М.: Академия, 2000. — 191 с.
- Мудрик А. В. О коммуникативной культуре // Директор школы. 2003. -№ 6.-С. 37- 42.
- Мягченков С. В. Интернационализм истинный, а не показной // Педагогика. 1991. -№ 12.-С.12- 18.
- Настольная книга преподавателя иностранных языков: Справ, пособие / Е. А. Маслыко и др. Минск.: Вышейшая школа, 1997. — 552 с.
- Национальная доктрина образования в Российской Федерации // Российская газета от 3 декабря 1999 г. С. 6−7.
- Национально-культурная специфика речевого общения народов СССР. — М.: Наука, 1982.-152 с.
- Немировская JI.3. Культурология. История и теория культуры: Учебное пособие.-М., 1991.-93 с.
- Никиреев Е. М. Направленность личности и методы ее исследования: Учеб пособие. — М.: Издательство Московского психолого-социального института. Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004. — 192 с.
- Общение и оптимизация совместной деятельности / Под. ред. Г. М. Андреевой, Я. Яноушека. М.: Изд-во Московского университета, 1987. -301 с.
- Овчинников В. В. Сакура и дуб: впечатления и размышления о японцах и англичанах. М.: Советская Россия, 1983 — 431 с.
- Ожегов С. И. Словарь русского языка. — М.: Государственное издательство иностранных и национальных словарей, 1969. 900 с.
- О концепции национальной школы Чувашской Республики в современной системе обучения и воспитания // Народная школа. 2001. — № 1. — С. 1−5.
- Орехова И. А. Формирование лингвокультурологической компетенции в процессе обучения иностранным языкам // Иностранные языки в школе. -2004.-№ 5.-С. 28−31.
- Павлов И. В. Традиции в системе средств воспитания // Народная педагогика и современные проблемы воспитания, ч. 1. — Чебоксары: ЧГПИ, 1991.-С. 326−331.
- Пайгусов А. О компетенциях в сфере обучения // Народная школа. — 2001. № 5 — С. 27−31.
- Палаткина Г. В. Этнотолерантность в мультикультурном регионе // Школьные технологии. -2003. № 3. -С. 217−221.
- Парыгин Б. Д. Социально психологический климат коллектива. Пути и методы изучения. — Ленинград.: Наука, 1981.-191 с.
- Пассов Е. И. Программа-концепция коммуникативного иноязычного образования. -М.: Просвещение, 2000. 173 с.
- Педагогическая энциклопедия в 4-х томах. М.: Советская энциклопедия, 1964 -1968.
- Петрова Т. Н. Чувашская педагогика как факт мировой культуры. -Чебоксары: ЧГПИ, 1996. 128 с.
- Петровская Л. А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг.-М.:Изд-во МГУ, 1989.-216 с.
- Петрухин А. И. Отражение мировоззрения народных масс в устном народном творчестве. Казань: Таткнигоиздат, 1966. — 42 с.
- Пивченко В. П. Формирование культуры общения старшеклассников средствами социально-ориентирующей игры: Автореф. дисс. .канд. пед. наук, Новосибирск, 1995. — 22 с.
- Пименов А.В. О ситуативной адекватности в обучении речевой деятельности // Речевая ситуативность в преподавании в специальном языковом вузе. М.: ВИИЯ, 1973. — С. 91−94.
- Плюхина 3. А. Англичане говорят так: Учеб пособие. М.: Высш. шк., 1991.- 175 с.
- Подласый И. П. Педагогика: Учеб. для студентов высших пед. учеб. заведений. — М.: Просвещение: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 1996. 432 с.
- Погосян Е. Г., Панченко М. А. Использование мыслительных задач в качестве приема обучения аудированию на иностранном языке // Иностранные языки в школе. 1984. — № 2 — С. 24−28.
- Практическая методика обучения иностранному языку: Учеб. пособие / Я. М. Колкер, Е. С. Устинова, Т. М. Еналиева. — М.: Издательский центр «Академия», 2001.-264 с.
- Программы для общеобразовательных учреждений. Иностранные языки. Английский, немецкий, французский, испанский. 1−4 классы начальной школы общеобразовательных учреждений. 1−11 классы общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 1997. 175 с.
- Пропп В. Я. Фольклор и действительность. -М.: Наука, 1976. 325 с.
- Психология. Словарь / Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. -М.: Политиздат, 1990. 494 с.
- Пушкин А. А. Коммуникативное измерение языковой личности в условиях межэтнического общения // Вместе в 21 век! Современная Чувашия и иностранные языки. Сборник научных трудов. Чебоксары: ЧГПУ им. И. Я. Яковлева, 2003. — С.117−120.
- Райхштейн А. Д. Национально-культурный аспект интеркоммуникации // Иностранные языки в школе. 1986. — № 5. — С.10.
- Рубинштейн С. П. Принципы и пути развития психологии. М.: Изд-во акад. наук СССР, 1959. — 354 с.
- Сафонова В. В. Культуроведение в системе современного языкового образования // Иностранные языки в школе. 2001. -№ 3. — С 17−23.
- Сбоев В. А. Заметки о чувашах //Лик Чувашии. 1995. — № 4. — С. 109−102. № 5−6 С 224−235.
- Серова И. И. Культура межнационального общения. Минск: Изд-во «Университетское», 1989. — 159 с.
- Серякова С. Б. Компетентностный подход как направление модернизации российского образования // Педагогическое образование и наука. 2004. -№ 1. — С. 32−35.
- Сингатуллин И. М. Новый миллениум: роль и место иностранного языка в поликультурном социуме // Иностранные языки в школе. 2001. — № 1. — С 32−37.
- Сироткин Л. Ю. Школьник, его развитие и воспитание: Учебное пособие. -Самара: СГПИ, 1991.-243 с.
- Ситарам К., Когделл Р. Основы межкультурной коммуникации // Человек. -1992.-№ 5-С.100−107.
- Словарь употребительных английских пословиц / Сост. М. В. Буковская. -М.: Рус. яз., 1985.-232 с.
- Современный словарь иностранных слов: толкование, словоупотребление, словообразование, этимология / Л. М. Баш, А. В. Боброва и др. Издание 3-е, дополненное. М.: Цитадель-трейд, 2002. — 960 с.
- Соколов Э. В. Смысл и культура человеческого общения // Духовное становление человека. Л., 1972. — С. 38−55.
- Соколова В. В. Общепедагогические основы формирования коммуникативной культуры в системе непрерывного образования: Дисс.. докт. пед. наук. Н. Новгород, 1999. — 449 с.
- Сокольников Ю. П. Общая педагогическая теория. Системное понимание педагогической действительности. М. — Белгород: БГУ, 1997. — 31 с.
- Солдатова Г. У. Межэтническое общение: когнитивная структура этнического самосознания. // Познание и общение. М.: Наука, 1988. -С.111−125.
- Солдатова Г. У. Психология межэтнической напряженности. М.: Смысл, 1998.-388 с.
- Солдатенков А. Д., Лебедева О. В. Национальная культура и подросток // Педагогика. 1993. — № 1. — 38−42
- Социальная психология / Под ред. П. Т. Предвечного, Ю. А. Шерковина. -М.: Политиздат, 1975. 319 с.
- Степанов П. В. Воспитание в духе толерантности // Классный руководитель. 2002. — № 2. — С. 18−20.
- Стефаненко Т. Г. Этнопсихология. М.: Ин-т психологии РАН «Академический проект», 1999. — 320 с.
- Султанбаева К. И. Воспитание культуры межнационального общения подростков в условиях сельской многонациональной школы Хакасии: Дисс. .канд. пед. наук. -М., 1995. 189 с.
- Сусов И. П. Личность как субъект языкового общения. //Личностные аспекты языкового общения. Межвуз. сб. науч. труд. Калинин: Калининск. гос. ун-т, 1989. С. 9−16.
- Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. Киев.: Радянська школа, 1969. -245 с.
- Сысоев П. В. Язык и культура: в поисках нового направления в преподавании культуры страны изучаемого языка // Иностранные языки в школе.-2001.-№ 4.-С 12−14.
- Тенякова Е. А. Ритуальное и ритуализованное поведение личности в структуре межэтнического общения // Научно-информационный вестник докторантов, аспирантов, студентов. № 1 (Том 2). — Чебоксары, 2003. -С. 76−82.
- Тенякова Е. А. Ролевая игра как фактор формирования культуры межнационального общения // Вместе в 21 век! Современная Чувашия и иностранные языки. Сборник научных трудов. Чебоксары: ЧГПУ им. И. Я. Яковлева, 2003. — С. 138−142.
- Тенякова Е. А. «Межнациональное» и «межэтническое» в общении социальных групп // Научно-информационный вестник докторантов, аспирантов, студентов. № 1(3), Том 2. — Чебоксары, 2004. — С. 170−175.
- Тенякова Е. А. Универсальные и национально-специфические аспекты общения // Материалы Международной науч.-практ. конф. «Проблемы этнолингводидактики в поликультурной среде»: В 2 ч. Ч. 2. Чебоксары: Изд-во Чуваш ун-та, 2004. С.134−140.
- Тенякова Е. А. Роль иностранного языка в формировании культуры межнационального общения у учащихся в условиях средней школы // Научно-информационный вестник докторантов, аспирантов, студентов. № 1(5). Т. 2. Чебоксары, 2005. — С. 135−140.
- Тер-Минасова С. Г. Язык и межкультурная коммуникация: Учебное пособие М.: Слово/Slovo, 2000.- 262 с.
- Титаренко А. И. Нравственные основы общения. М.: Знание, 1979. — 61 с.
- Уледов А. К. Общественная психология и идеология. М.: Мысль, 1985. — 268 с.
- Уроки английского языка (Из опыта работы учителей английского языка 631 гимназии Приморского района г. Санкт-Петербург) // Науч. ред. Е. Б. Спасскаяю СПб: Каро, 2000. — 160 с.
- Ушинский К. Д. Собр. соч. М-Л., 1949. Т.10. — 590 с.
- Фаенова М. О. Обучение культуре общения на английском языке: Научно-теоретическое пособие. М.: Высшая школа, 1991. — 144 с.
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (Ч. II). Среднее (полное) общее образование. Иностранный язык // Официальные документы в образовании. —2004. № 26. — С.43−57.
- Фивер У. Когда мы были детьми. Два века книжной иллюстрации для детей. М.: Советский художник, 1979. — 96 с.
- Флиер А. Я. Культура как фактор национальной безопасности // Общественные науки и современность. -1998. № 3. — С.181 — 187.
- Формановская Н. И. Речевой этикет и культура общения. М.: Высшая школа, 1989.- 160 с
- Формановская Н. И. Вы сказали: «Здравствуйте!» (Речевой этикет в нашем общении). М.: Знание, 1982. — 160 с.
- Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстримизма в Российском обществе (2001−2005). Постановление правительства РФ 25.08.01. № 629 // Официальные документы в образовании. 2001. — № 30. — с. 66−94.
- Хабибулин К. Н. Национальное самосознание и интернационалистское поведение. — Д.: Знание, 1989. 36 с.
- Ханбиков Я. И. Из истории педагогической мысли татарского народа. — Казань: Таткнигоиздат, 1967. 232 с.
- Харитонов М. Г. Традиционная культура воспитания в деятельности этнопедагогических классов: Учебное пособие. -М.: Ассоциация «Народная педагогика», 1994. 110 с.
- Харитонов М. Г. Этнопедагогическое образование учителей национальной школы: Монография. Чебоксары, 2004. — 330 с.
- Харламов И. Ф. Педагогика: Учеб. пособие. 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Гардарики, 2003. — 519 с.
- Хоруженко К. М. Культурология. Энциклопедический словарь. Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 1997. — 640 с.
- Чуваши: современные этнокультурные процессы. М.: Наука, 1988. -240 с.
- Чувашские пословицы, поговорки и загадки / Сост. Н. Р. Романов. — Чебоксары: Чув. госуд. изд-во, 1960. 359 с.
- Шибутани Т. Социальная психология. Ростов-на-Дону.: Феникс, 1999. -544 с.
- Шиповская JI. Б. Подготовка студентов педагогических вузов к межличностному общению со школьниками в многонациональных коллективах: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. -М., 1995. 15 с.
- Шишов С. Е. Понятие компетенции в контексте качества образования // Стандарты и мониторинг в образовании. 1999. -№ 2. — С.- 30−35.
- Шишов С. Е., Агапов И. Г. Компетентностный подход к образованию: прихоть или необходимость // Стандарты и мониторинг в образовании. — 2002. -№ 2. С.58−62.
- Шнекендорф 3. К. Воспитание юных интернационалистов. М.: Просвещение, 1974. — 176 с.
- Чарикова Е.И. Культура межнационального общения и школа // Педагогика.- 1991. -№ 12.-С. 12−18.
- Щерба JI. В. Преподавание иностранного языка в средней школе. Общие вопросы методики. М.: Высш. шк., 1974. — 112 с.
- Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации детского развития // Вопросы психологии. — 1971. № 4.
- Этнопедагогика: социально-педагогические проблемы национального возрождения и современная школа: материалы научно-практическкой конференции. Чебоксары: ЧРИО, 1998. — 154 с.
- Этнопсихолингвистика /Сорокин Ю. А., Марковина И. Ю., Крюков А. Н. и др. Отв. ред. и авт. предисл. Ю. А. Сорокина. М.: Наука, 1988. 192 с.
- Этнопсихологический словарь / Под ред.Г. Н. Волкова, В. Г. Крысько. -М.: Моск. психол. соц. ин-т, 1999. 342 с.
- Ядрихинская JI. С. Воспитание культуры межнационального общения у детей 5−8 лет в полиэтнической среде: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. -Якутск, 1998.-19 с.
- Яковлев И. Я. Духовное завещание чувашскому народу. — Чебоксары.: ЧНИИ, 1992.-30 с.
- Burton Y. W. (Ed) Conflict: Human Needs Theory: N. Y.: St. Martin’s Press, 1990.
- Cauthen N. R., Robinson A. E., Krauss H. H. Stereotypes: a review of the literature: 1926- 1968 // Journal of Social Psychology, 1971. № 84. — 103−125.
- Carols, J. Politics and Pedagogy: The Case of Bilingual Education // Harvard Educational Review. 1990. — Vol 60. -№ 3. — p. 341−356.
- Fiske S. Taylor Sh. Social Cognition. New York: Random House, 1984. -508 p.
- Gamble, Teri Kwal, Ganble Michael. Communication works. 3d Ed. Mc Grow-Hill, Inc., N.Y. et al. 1990. 495 p.
- Kroeber A. L. Kluckhohn CI. Culture: A Critical Review of Concepts and Definitions. N.Y., 1952.
- Leech G. N. Principles of Pragmatics. Longman. London and New York, 1986. -250 p.
- Levine R. A., Campbell D. T. Ethnocenrism. Theories of Conflict, Ethnic Attitudes and Group Behavior. N. Y. Wiley, 1972.
- Meyer, M. Developing Transcultural Competence: Case Studies of advanced Foreign Language Learnes // Buttjes, D., Byram, M (eds) Mediating Language and Cultures. -Clevedon: Multilingual Matters, Ltd., 1991. -p. 136−158.
- Principles and Types of Speech Communication / D. Ehninger, В. E. Gronbeck, et al / Scott, Foresman and Co London, 1986. 446 p.
- Robinson-Stuart, G. Second Culture Acquisition. Ethnography in the Foreign Language Classroom // The Modern Language Journal / -N. Y., 1996. Vol. 80. -No 4. P. 431−449.
- Seelye, N. Teaching Culture: Strategies for Foreign Language Educators. -Skokie: National Textbook Company, 1974. 188 p.
- Upshur, J. Cross-Cultural Testing: What to Test // Language Learning. 1996. -Vol. XXI. -No. 3,4 p. 183−196.
- Weirzbicka, Anna. Emotions across Languages and Cultures: Camridge University Press. Paris, 1999. 349 p.
- Yamamoto, Mosayo: Language Use in Interlingual Families: A Japanese-English Sociolinguistic Study. Clevedon: Multilingual Matters, Ltd., 2001. -Vol. 23.-p. 546−547.