Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование культуры межнационального общения у старшеклассников в процессе обучения иностранному языку

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись путем выступления на ежегодных научно-практических конференциях профессорско-преподавательского состава и аспирантов ЧГПУ им. И. Я. Яковлева, Республиканской научно-практической конференции «Пути совершенствования начального образования в подготовке научных кадров» (Чебоксары, 2002), Республиканской научно-практической конференции… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретические основы формирования культуры межнационального общения у старшеклассников в процессе обучения иностранному языку
    • 1. 1. Сущность и содержание понятия «культура межнационального общения»
    • 1. 2. Особенности формирования культуры межнационального общения у старшеклассников в процессе обучения иностранному языку
    • 1. 3. Модель процесса формирования культуры межнационального общения у старшеклассников при обучении иностранному языку
  • Выводы по первой главе
  • Глава II. Опытно-экспериментальная работа по формированию культуры межнационального общения у старшеклассников в процессе обучения иностранному языку
    • 2. 1. Анализ состояния учебно-воспитательной работы по формированию культуры межнационального общения у учащихся в средней общеобразовательной школе
    • 2. 2. Организация и содержание опытно-экспериментальной работы по формированию культуры межнационального общения у старшеклассников в процессе обучения иностранному языку
    • 2. 3. Педагогические условия формирования культуры межнационального общения у старшеклассников в процессе обучения иностранному языку
    • 2. 4. Результаты опытно-экспериментальной работы по формированию культуры межнационального общения у старшеклассников в процессе обучения иностранному языку
  • Выводы по второй главе

Формирование культуры межнационального общения у старшеклассников в процессе обучения иностранному языку (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В XX веке человечество в целом и практически каждый народ в отдельности прошли через мучительные и суровые социально-экономические испытания, мировые войны, конфликты на межнациональной и межконфессиональной почве, международный терроризм. Аналогичные катаклизмы продолжаются и сегодня. На этом фоне межэтнические отношения нередко становятся неблагополучной частью социальной реальности. Национальные вспышки ксенофобии, фашизма, фанатизма и фундаментализма на Северном Кавказе, Средней Азии, этническое насилие, рост сепаратизма и национального экстремизма являются прямой угрозой безопасности страны и не могут не заставить задуматься о причинах конфликтов.

В современных условиях этнические процессы имеют выраженный противоречивый характер: наряду с центробежными силами в них можно выделить и центростремительные тенденции — стремление к единению наций и этносов в общечеловеческое жизненное пространство. Усиливаются интеграционные процессы в жизнедеятельности многонационального общества, расширяются межнациональные и международные контакты, идут активные международные обмены.

Интенсивная межэтническая и межкультурная интеграция при сохранении автономности и уникальности каждого этноса и каждой культуры является одной из предпосылок преодоления глобальных кризисных коллизий. Успешность единения народов для решения таких глобальных общечеловеческих проблем, как обеспечение мира и стабильности, экологической безопасности, здоровья и самосохранения, экономического развития и благополучия для всех народов планеты непосредственно зависит от правильного и своевременного решения широкомасштабных проблем межнационального общения.

Происходящие в мире сложные изменения предъявляют особые требования и к сфере образования, обновлению его целей, содержания и форм. В этой противоречивой ситуации система образования играет роль стабилизирующего фактора, является гарантом возрождения России. Интегративные процессы в социально-экономической и политической сферах жизни современного общества определили необходимость подготовки школьников к жизни в демократическом многонациональном и мультикультурном обществе.

Реалии разнообразия культур на нашей планете и их глобальной взаимозависимости определяют потребность в осмыслении важности приобщения подрастающего поколения к ценностям мировой культуры и культуры своего народа, развивая тем самым у учащихся способность понимать и ценить культуру других народов, воспитывая молодежь в духе взаимоуважения, этнокультурной толерантности, равенства и равноправия всех наций и народностей, что находит конкретное воплощение в процессе межнационального общения.

Формирование культуры межнационального общения должно восприниматься как одна из конкретных задач, направленных на реализацию социальных требований, которые предъявляются сегодня к российскому образованию, особенно, как отмечается в концепции модернизации российского образования, в части консолидации общества, сохранения единого социокультурного пространства, преодоления этнокультурной напряженности и социальных конфликтов [101].

В «Национальной доктрине образования Российской Федерации» основной задачей в сфере образования выдвигается обеспечение «гармонизации национальных и этнокультурных отношений, сохранения и поддержки этнической и национально-культурной самобытности народов России, гуманистических традиций их культур» [134].

В концепции национальной школы Чувашской Республики перечисляются такие приоритетные направления в развитии национальных школ, как приобщение подрастающего поколения к национальной культуре, обычаям и традициям родного народа, к его духовным и нравственным ценностямсоздание воспитательной системы, основанной на особенностях характера и психологии народа, истории и культуры нацииобеспечение открытости содержания образования на основе сохранения самобытной культуры народа и развития межкультурного взаимодействия разных этносоввоспитание гражданина, формирование системы ценностей и отношений, соответствующих многонациональному обществу [141,4].

Воспитание культуры межнационального общения предполагает формирование у учащихся установок этнотолерантного сознания и поведения, веротерпимости и миролюбия. Согласие, уважительное отношение к инонациональному, милосердие, взаимопонимание, взаимоподдержка, доброжелательность являются важными критериями этнотолерантного поведения. В Федеральной целевой программе «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в Российском обществе (2001;2005 г.)» ставится задача создания и применения в образовательных учреждениях всех уровней образовательных программ, направленных на формирование толерантного сознания, веротерпимости и обучение межкультурному диалогу [204, 66−94].

Таким образом, актуальность диссертационного исследования обусловлена острой необходимостью совершенствования методов и форм воспитательной работы по формированию культуры межнационального общения в условиях геополитических и социально-экономических изменений в многокультурном мире на современном этапе развития человечества.

Среди множества учебных предметов, изучаемых в средней общеобразовательной школе, дисциплиной, которая призвана готовить учащихся к межкультурному взаимодействию, формировать у них культуру межнационального общения, несомненно, является «Иностранный язык».

С начала 60-х годов XX века во многих странах стало формироваться новое понимание целей преподавания иностранных языков, и на первое место стали выдвигаться цели обучения иностранному языку как средству общения. При этом внимание специалистов акцентировалось на том, что критерий знания языка не может определяться и ограничиваться лишь уровнем владения языковым кодом, используемым в процессе общения. У обучаемых следует целенаправленно формировать навыки общения с носителями иностранного языка, так как оказалось, что невозможен полный перенос навыков общения с соотечественниками на общение с иностранцами из-за того, что в правилах общения в любой культуре присутствуют иррациональные, ритуализованные элементы, которые имеют национально-культурную специфику.

В современных условиях перед средней общеобразовательной школой стоит задача обучения языку в неразрывном единстве с миром и культурой народов, говорящих на этих языках. Иностранные языки призваны служить взаимодействию стран в духе диалога культур, гуманизации межкультурных отношений. Академик Л. В. Щерба писал: «Ничто так не воспитывает в духе национальной солидарности, как изучение иностранного языка» [215, 52]. Иностранный язык как учебный предмет обладает огромным развивающим и воспитывающим потенциалом. Обучение иностранному языку рассматривается как одно из приоритетных направлений модернизации школьного образования. В связи с переоценкой роли иностранного языка в процесс его преподавания вносятся существенные коррективы, обеспечивающие реализацию образовательных и воспитательных функций.

Одной из основных функций старшей ступени обучения в системе общего среднего образования является обеспечение завершения школьниками полного среднего образования и подготовка выпускников школы к жизни и труду в современном постиндустриальном многокультурном обществе, способствование их социальной адаптации к условиям постоянно меняющегося мира. Применительно к дисциплине «Иностранный язык» завершающий этап обучения характеризуется тем, что учащиеся закрепляют и совершенствуют знания, умения и навыки, приобретенные ими в предыдущий период. Наличие у старшеклассников определенных знаний, умений и навыков по иностранному языку предоставляет учителю возможность широко применять разнообразный учебный материал, включая аутентичные тексты, аудиои видеофильмы, для реализации образовательных и воспитательных задач.

Старший школьный возраст — период гражданского становления человека, его социального самоопределения, активного включения в общественную жизнь, формирования духовных качеств гражданина и патриота. Он характеризуется становлением мировоззрения, усилением роли нравственных убеждений, нравственного сознания. На этом возрастном этапе формируется умение выбирать правильную линию поведения в различных условиях и обстоятельствах, потребность поступать, действовать в соответствии со своими нравственными установками и правилами, сознательно руководствоваться ими в поведении. Для формирования устойчивых взглядов и убеждений по вопросам культуры межнационального общения необходима определенная степень моральной, интеллектуальной, психической зрелости, которой учащиеся в той или иной степени достигают лишь в старшем школьном возрасте.

Проблеме межнациональных отношений и межнационального общения посвящено значительное количество философской, социологической и психолого-педагогической литературы. Философский аспект данной проблемы представлен в трудах Н. А. Бердяева, JI. Н. Гумилева, Н. О. Лосского, В. С. Соловьва, Г. Г. Шпета и др. Общение-коммуникация вообще рассматривается в философских трудах Ж. В. Ильенкова, М. С. Кагана, М. И. Сетрова и др. Этносоциологический аспект исследуемой проблемы представлен в трудах Ю. В. Арутюняна, JI. М. Дробижевой, А. Г. Здравомыслова, А. А. Сусоколова и Др.

Общетеоретические основы национальных и межнациональных отношений изложены в исследованиях Р. Г. Абдулатипова, Ф. С. Бабейко, Ю. В. Бромлея, 3. Т. Гасанова, Р. К. Грдзелидзе, Н. Д. Дашдамирова, М. С. Джунсова, JI. М. Дробижевой, Р. Г. Подольного, И. И. Серовой и др.

Вопросы национальной психологии рассматриваются в работах С. М. Арутюнян, А. О. Бороноева, П. И. Гнатенко, JL О. Кострюкова, В. Г. Крысько, В. Н. Павленко, Т. Г. Стефаненко и др.

В последнее время в педагогике появились научные исследования, посвященные проблеме формирования национального самосознания (А. В. Иванов, С. Н. Кириченко, JT. П. Прокошенкова и др.).

Проблема воспитания этнокультурной толерантности затрагивается в исследованиях И. Н. Афанасьева, Т. Н. Петровой, 3. Ф. Мубиновой, Т. С. Таюрской и др.

Философско-методологический аспект формирования культуры межнационального общения в условиях роста национального самосознания рассмотрен в диссертации JI. Р. Заурбековой. Пути формирования культуры межнационального общения у подростков в условиях многонациональной школы с учетом этнических особенностей отдельных регионов отражены в диссертационных исследованиях Р. И. Кадиевой, К. И. Султанбаевой. Решению данной проблемы средствами музыки посвятила свое исследование Ж. Г. Алямкина. Воспитание культуры межнационального общения на уроках истории нашло отражение в диссертационном исследовании М. Ч. Амерзаева. Вопросы совершенствования форм и методов работы по формированию культуры межнационального общения у детей дошкольного возраста исследованы в работах Э. К. Сусловой, А. С. Ядрихинской.

Проблема воспитания у подрастающего поколения высоких моральных качеств патриотизма, гуманизма, демократизма, этнотолерантности в условиях уже происшедших и все еще продолжающихся трансформаций в постсоветской многонациональной России стоит действительно остро. Общеизвестно, что в первые годы демократизации общества педагогическая наука в части воспитания подрастающего поколения оказалась, если и не в кризисной ситуации, но определенно в положении растерянного родителя, когда прежние идеалы были повергнуты, новые, замешанные на прагматизме и рыночной конкуренции нравственные принципы воспитания, явились не совсем приемлемыми. В то же самое время многие ученые-педагоги и воспитатели-практики пришли к пониманию того, что нравственные идеалы, методы и приемы воспитания подрастающего поколения в новых условиях следует искать в народной педагогике. На сегодняшний день в арсенале педагогики другой, лучшей альтернативы пока нет, хотя мы и отдаем себе отчет в том, что в деле воспитания можно использовать и мировой передовой педагогический опыт, взращенный и разработанный на инокультурной почве, который, к сожалению, не всегда легко прививается и не всегда приносит хорошие плоды. Все больше и больше ученых видят путь к гармонизации межнациональных отношений через возрождение этнопедагогической культуры. Проблемам использования прогрессивных традиций различных народов в воспитании подрастающего поколения посвящены работы В. Ф. Афанасьева, Е. В. Васильева, 3. П. Васильцова, Г. Н. Волкова, В. А. Иванова, Д. Е. Иванова, Т. Н. Петровой, О. И. Пономаревой, Э. И. Сокольниковой, Я. И. Ханбикова, М. Г. Харитонова и др.

Несмотря на то, что имеются работы, посвященные рассмотрению различных аспектов исследуемой проблемы, потенциальные возможности иностранного языка в реализации целей формирования культуры межнационального общения у учащихся остаются малоизученными, тогда как именно иностранный язык учит непосредственному общению с представителями другой культуры. Вне зоны внимантя остается проблема влияния обучения школьников культуре общения с представителями страны изучаемого языка на их отношение с другими, в том числе и контактирующими нациями. Малоизученной является проблема влияния этнопедагогизации процесса обучения иностранному языку на формирование культуры межнационального общения у учащихся.

Иностранный язык, как ни один другой предмет, способен воспитать в учащихся уважение к людям других национальностей, терпимость к инакомыслию, развить их межкультурные коммуникативные умения. Реальность сегодняшнего дня такова, что наши школьники живут в условиях постиндустриального многокультурного общества, им приходится и придется вступать в общение с представителями разных национальностей, как в пределах нашей страны, так и за рубежом.

Таким образом, возникает противоречие между необходимостью формировать у учащихся культуру межнационального общения и недостаточной разработанностью в педагогической науке путей его осуществления в учебно-воспитательном процессе, отсутствием специальных исследований по ее формированию в процессе обучения иностранному языку.

С учетом выделенных противоречий была сформулирована проблема исследования: каковы педагогические условия, обеспечивающие наиболее эффективное формирование культуры межнационального общения у старшеклассников в процессе обучения иностранному языку?

Цель нашего исследования — выявить и обосновать педагогические условия наиболее эффективного формирования культуры межнационального общения у старшеклассников в процессе обучения иностранному языку. Неразработанность данной проблемы, ее актуальность определили выбор темы диссертационного исследования: «Формирование культуры межнационального общения у старшеклассников в процессе обучения иностранному языку».

Объект исследования — процесс формирования культуры межнационального общения в современной общеобразовательной школе.

Предмет исследования — педагогические условия формирования культуры межнационального общения у старшеклассников в процессе обучения иностранному языку.

Гипотезой исследования принято предположение, что формирование культуры межнационального общения у старшеклассников в процессе обучения иностранному языку в поликультурной школе возможно, если: учебно-воспитательная деятельность в рамках дисциплины «Иностранный язык» строится на основе модели процесса формирования культуры межнационального общения;

— урочные и внеурочные занятия по иностранному языку проводятся в диалоге культур страны изучаемого языка, России и Чувашии;

— при обучении иностранному языку с целью реализации его образовательных и воспитательных функций широко используются средства народной педагогики соизучаемых культур — культур страны изучаемого языка, РоссииЧувашии;

— на занятиях по иностранному языку используется языковой материал, представленный в текстовом формате, обладающий познавательной и воспитательной ценностью;

— учебная деятельность на занятиях по иностранному языку организуется таким образом, чтобы максимально активизировать коммуникативный потенциал учащихся, развить их коммуникативные навыки и умения с учетом национально-специфических особенностей коммуникантов.

В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:

1. Уточнить сущность понятия «культура межнационального общения», выявив его содержательно-релевантные структурные компоненты.

2. Разработать и апробировать модель процесса формирования культуры межнационального общения у старшеклассников при обучении иностранному языку.

3. Теоретически выявить и экспериментально обосновать педагогические условия формирования культуры межнационального общения у старшеклассников в процессе обучения иностранному языку.

4. Разработать научно-методические рекомендации по формированию культуры межнационального общения у старшеклассников в процессе обучения иностранному языку.

Теоретико-методологическую основу исследования составили диалектический подход к изучению явлений и процессов, идеи гуманизации и гуманитаризации образованияфилософские положения о единстве всего сущего и единстве в многообразиитеория деятельностного подхода к организации процесса обучения (JI. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, К. К. Платонов, С. Л. Рубинштейн) — философские и педагогические положения о целостном характере и социальной детерминированности процесса становления личности, основные положения о диалоге культур как пути формирования духовных ценностей личности (М. М. Бахтин, В. С. Библер, Б. В. Бушелева, С. Н. Иконникова, И. А. Ильяева) — этнопедагогическая концепция современного образования (Г. Н. Волков) — взаимосвязь коммуникативного и социокультурного подходов к обучению иностранным языкамположение о необходимости обучения языку в единстве с культурой стран изучаемого языка (И. Л. Бим, Е. М. Верещагин, В. Г. Костомаров, Р. К. Миньяр-Белоручев, А. А. Миролюбов, Е. И. Пассов, А. Д. Райхштейн, В. В. Сафонова, П. В. Сысоев, С. Г. Тер-Минасова и др.).

Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы в работе был использован комплекс методов исследования, включающий теоретический анализ философской, психолого-педагогической, этнопедагогической, этнопсихологической, этнографической, социологической, методической литературы отечественных и зарубежных авторовизучение передового педагогического опыта, нормативных документов и продуктов учебной деятельности учащихсяанализ программ и учебно-методических пособийсоциологические методы (интервьюирование, анкетирование, беседа) — диагностические методы (тестирование, метод взаимной оценки, анализ эмоционально-оценочной направленности автои гетеростереотипов) — прямое и косвенное наблюдениемоделирование, педагогический эксперимент, методы математической статистики.

Экспериментальной баззой исследования явились базе средние общеобразовательные школы г. Чебоксары №№ 24, 43, 56. В эксперименте приняло участие 160 учащихся 10−11 классов.

Исследованием были также охвачены учителя иностранных языков школ №№ 6, 20, 23, 24, 28, 36, 39, 42, 43, 52, 56 г. Чебоксары (всего 58 человек).

Программа исследования включала в себя следующие этапы:

1 этап (1999;2001) — поисково-теоретическая работа, посвященная изучению состояния проблемы, анализу философской, психолого-педагогической, этнопедагогической, этнопсихологической, этнографической, социологической, методической литературы по теме исследования, разработке и конкретизации понятийного аппарата, определению теоретической концепции исследования, составлению программы факультатива по формированию культуры межнационального общения у старшеклассников, составлению программы опытно-экспериментальной работы, проведению констатирующего эксперимента.

2 этап (2002;2004) — опытно-экспериментальное исследование, связанное с проведением формирующего эксперимента, научным обоснованием и апробацией разработанной модели процесса формирования культуры межнационального общения средствами иностранного языка, уточнение педагогических условий, позволяющих повысить эффективность процесса формирования культуры межнационального общения у старшеклассников.

3 этап (2004;2005) — качественная и количественная обработка экспериментального материала, анализ, систематизация и обобщение результатов исследования, формулировка основных теоретических выводов и научно-методических рекомендаций, завершение оформления диссертации.

Научная новизна исследования состоит в том, что: — «уточнены содержательно-релевантные структурные компоненты понятия «культура межнационального общения" — разработана авторская модель процесса формирования культуры межнационального общения у старшеклассников в ходе изучения ими иностранного языкавыявлены, научно обоснованы и экспериментально подтверждены педагогические условия формирования культуры межнационального общения у старшеклассников в процессе обучения иностранному языку. конкретизированы основные критерии и показатели уровня сформированы ости культуры межнационального общенияу учащихся старших классов.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что его результаты дополняют и вносят новые элементы в существующие концепции и теории формирования личности школьника. В нем проанализированы ресурсы дисциплины «Иностранный язык» на предмет формирования у старшеклассникков культуры межнационального общения, выявлен этнопедагогический потенциал данной дисциплины. Результаты исследования расширяют научные представления о возможности формирования культуры межнационального общения старшеклассников в процессе обучения иностранному языку.

Практическая значимость исследования определяется тем, что использование его результатов способствует совершенствованию общения учащихся с представителями других национальностей. Разработаны конкретные методические рекомендации по формированию культуры межнационального общения в процессе обучения основным видам речевой деятельности на уроках иностранного языка, которые могут быть использованы учителями иностранных языков средних общеобразовательных школ. Отобран учебный текстовый материал воспитывающего содержания для формирования культуры межнационального общения у старшеклассников. Разработана программа факультативного курса «Английский язык и культура межнационального общения» и методические рекомендации к нему, а также учебно-методическое пособие по использованию текстового материала для формирования культуры межнационального общения у старшеклассников «Let's Read and Speak about Tolerance» (Почитаем и поговорим о толерантности). Опубликовано учебно-методическое пособие, представляющее собой сборник оригинальных английских песен с методическими указаниями по использованию песен при формировании культуры межнационального общения у учащихся при обучении английскому языку. Материалы исследования могут быть полезными не только для учителей иностранных языков, но также и для всех специалистов (педагогов, психологов, воспитателей и т. д.), профессиональная деятельность которых так или иначе связана с общением в поликультурной (полиэтнической) среде. Теоретические положения диссертации могут быть использованы при составлении учебных программ и пособий по английскому языку для учащихся национальных школ РФ, с учетом национально-регионального компонента, который призван играть существенную роль в формировании культуры межнационального общения.

Достоверность результатов исследования обеспечена методологическим обоснованием исходных положений, применением комплекса методов исследования, адекватных его объекту, целям, задачам и логике, анализом специальной литературы по избранной теме, репрезентативностью экспериментальных данных, анкетных методик, сочетанием количественного и качественного материала, возможностью повторения экспериментальной программы.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись путем выступления на ежегодных научно-практических конференциях профессорско-преподавательского состава и аспирантов ЧГПУ им. И. Я. Яковлева, Республиканской научно-практической конференции «Пути совершенствования начального образования в подготовке научных кадров» (Чебоксары, 2002), Республиканской научно-практической конференции «Вместе в 21 век! Современная Чувашия и иностранные языки» (Чебоксары, 2002), международной научно-практической конференции «Язык, литература, культура: диалог поколений (Чебоксары-Москва, 2003), на Межвузовской научно-практической конференции «Особенности развития Чувашии на современном этапе: социально-экономические, культурно-исторические, краеведческие и туристские аспекты» (Чебоксары, 2003), Международной научно-практической конференции «Проблемы этнолингводидактики в поликультурной среде» (Чебоксары-Москва, 2004) — Межрегиональной научно-практической конференции «Этнопедагогизация процесса воспитания и обучения в современном образовательном учреждении» (Чебоксары, 2005). Теоретические положения и результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры психологии и социальной педагогики. Основное содержание исследования отражено в 15 публикациях. На защиту выносятся следующие положения:

1. Культура межнационального общения представляет собой высоко развитое умение личности осуществлять взаимодействие с представителями других национальностей соответственно нормам и правилам, исторически сложившимся в инонациональной культуре, на основе овладения коммуникативно-речевыми, языковыми и социокультурными знаниями и воспитанности нравственно-эмоциональной сферы, под которой понимается способность индивида к эмпатии, этнокультурная толерантность, сочетающаяся с чувством национального достоинства, уважение к своеобразию и уникальности других культур, желание участвовать в диалоге культур.

2. Организация процесса формирования культуры межнационального общения у старшеклассников при их обучении иностранному языку на основе разработанной нами модели, представляющей собой совокупность взаимосвязанных структурных компонентов — цель, задачи, принципы, сферы общения, содержание, основные направления работы, формы, методы, средства позволяет значиительно повысить уровень культуры межнационального общения у учащихся.

3. Основными и достаточными педагогическими условиями, способствующими повышению уровня культуры межнационального общения у старшеклассников являются:

— построение процесса формирования культуры межнационального общения на принципах этнокультурной толерантности, уважения к своеобразию и уникальности каждой культуры;

— обеспечение единства обучения и воспитания, учебной и внеклассной работы;

— создание благоприятной морально-психологической обстановки, способствующей активности самих учащихся, их стремлению к общению;

— этнопедагогизация процесса обучения иностранному языку;

— усиление коммуникативной и социокультурной направленности уроков иностранного языкапроведение занятий в диалоге культур англоговорящих стран, России, Чувашии;

— организация речевой деятельности на уроках, обеспечивающая активное обсуждение и эмоциональное переживание учащимися межнациональных проблем;

— внедрение в учебно-воспитательный процесс факультативного курса «Английский язык и культура межнационального общения» ;

— использование текстового материала, имеющего воспитательную ценность с точки зрения формирования устойчивых взглядов и убеждений по вопросам культуры межнационального общения;

— использование воспитательного потенциала речевого этикета на иностранном языке.

Структура диссертации: диссертация состоит из введения, двух глав,.

Выводы.

Анкетирование и беседы с учителями десяти средних общеобразовательных школ г. Чебоксары показали, что большую часть времени учителя отводят на решение учебных задач, воспитательным же задачам, в частности, воспитанию гуманности и этнокультурной толерантности, не уделяется должного внимания.

Опрос учащихся 10-х классов выявил недостаточность и поверхностность коммуникативно-речевых, социокультурных и языковых знаний учащихся, слабое владение национально-культурной спецификой речевого и неречевого поведения в иноязычной среде, неустойчивость соблюдения учащимися коммуникативных принципов и правил.

В ходе проведения экспериментальной работы обучение в экспериментальной группе велось с применением авторского учебного материала, с выделением значительной доли учебного времени изучению культуры стран носителей языка в сопоставительном плане с русской и чувашской культурой. Особое внимание уделялось этнопедагогизации процесса обучения иностранному языку, усилению коммуникативной направленности урока, использованию воспитательного потенциала речевого этикета на иностранном языке, работе с учащимися в ходе факультативного курса «Английский язык и культура межнационального общения». Все это привело к намеченным результатам — у учащихся экспериментальной группы значительно повысился уровень всех компонентов культуры межнационального общения, в то время как в контрольной группе изменения носили несущественный характер.

Результаты контрольно-обобщающего эксперимента продемонстрировали результативность научно-практических рекомендаций, предложенных в данном исследовании.

Заключение

.

Обобщая результаты проведенного исследования, есть основания заключить, что поставленные в нем задачи решены, гипотеза получила подтверждение. Итогом теоретического и опытно-экспериментального исследования явились следующие выводы:

1. В последнее время в социально-ориентированных науках все чаще стало употребляться словосочетание «культура межнационального общения». В научной литературе признается сложность и многоаспектность термина, за которым стоит интегральное понятие, синтезировавшее и вобравшее в себя в процессе своего генезиса такие понятия, как «культура», «общение», «культура общения», «межнациональное общение». Для определения содержания этого сложного феномена нами были выявлены сущностные характеристики понятий-конституентов и установлены системообразующие связи и зависимости между ними. Под культурой межнационального общения следует понимать высоко развитое умение личности осуществлять взаимодействие с представителями других национальностей соответственно нормам и правилам, исторически сложившимся в инонациональной культуре, на основе овладения речевыми, языковыми и социокультурными знаниями и воспитанности ее нравственно-эмоциональной сферы. В свою очередь воспитанность нравственно-эмоциональной сферы определяется способностью индивида к эмпатии, этнокультурной толерантностью, сочетающейся с чувством национальной гордости, уважением к своеобразию и уникальности других культур, желанием взаимодействовать с ними посредством вступления в диалог культур.

2. В условиях средней общеобразовательной школы среди всех учебных дисциплин, способных внести свой вклад в дело формирования культуры межнационального общения у учащихся, особо выделяется дисциплина «Иностранный язык», которая ставит своей целью обучение реальному общению с представителями иноязычных культур. Специфика формирования культуры межнационального общения средствами иностранного языка состоит в следующем:

1) обучение иностранному языку у старшеклассников осуществляется в деятельности. Следовательно, формирование культуры межнационального общения реализуется средствами самого иностранного языка, в ходе овладения учащимися иноязычной коммуникативной компетенцией;

2) в понятии «культура межнационального общения» в отличие от понятия «коммуникативная компетенция» сосредоточена выраженная гуманистическая направленность общения, в котором каждый человек, являясь представителем определенной этноязыковой культуры, выступает как высшая ценность, что позволяет коммуникантам осуществлять общение на принципах взаимоуважения, с учетом национальных особенностей характера и ментальности, проявляя такт, деликатность, терпимость;

3) формирование культуры межнационального общения у учащихся происходит при овладении культурой соизучаемых народов на уровне осознанного личностного смысла. Овладение иноязычной культурой осуществляется в диалоге с родной, позволяя учащимся самим выявлять общее, особенное и уникальное в соизучаемых культурах.

4) повышению эффективности формирования культуры межнационального общения у старшеклассников способствует усиление этнопедагогической направленности уроков иностранного языка;

5) формирование культуры межнационального общения у учащихся происходит на уроках иностранного языка при работе над основными видами речевой деятельности — аудированием, говорением, чтением и письмом;

6) в результате целенаправленного обучения учащихся основам общения с представителями иноязычной культуры в их сознании формируется обучающая модель межкультурной коммуникации, которую представляется возможным экстраполировать на реальное общение с реальными представителями других наций и народностей;

7) воспитание необходимых личностных качеств, устойчивых взглядов и убеждений по вопросам культуры межнационального общения осуществляется через отбор текстов соответсвующего содержания и специально организованную речевую деятельность, обеспечивающих активное обсуждение и эмоциональное переживание учащимися затронутых проблем.

3. В основу формирования культуры межнационального общения положены психолого-педагогические принципы и положения отечественных и зарубежных теорий воспитания личности и общения, теоретически обоснованные результаты современных методик обучения иностранным языкам, которые сфокусированы в универсальной динамической модели процесса формирования культуры межнационального общения. В предложенной модели отражена совокупность взаимосвязанных структурных компонентов системы формирования культуры межнационального общения у старшеклассников: цель, задачи, принципы, сферы общения, содержание, основные направления учебно-воспитательной работы, формы, методы, средства, условия, при которых данная система призвана функционировать наиболее эффективно, и результат.

4. Культура межнационального общения во многом определяется традиционной культурой воспитания. В народной педагогике сконцентрирована могучая сила гармонизации межнациональных отношений. Большими воспитательными возможностями обладает фольклор во всем многообразии его жанров. Активное использование богатейшего фольклорного наследия англоговорящих стран, народных сказок и преданий, пословиц, поговорок, стихов, загадок, проведение кросс-культурных сравнений с русским и чувашским фольклором способствуют участию школьников в диалоге культур, их более глубокому пониманию соизучаемых народов, особенностей их психологии и менталитета, воспитанию чувства уважения к народному таланту и мудрости. Подбор фольклорных произведений, воспитывающих милосердие и сострадание, прославляющих любовь к Родине, проповедующих уважительное отношение ко всем народам, обучающих нормам и правилам общения, и организация воспитательной работы на их основе, способны повысить уровень культуры межнационального общения у учащихся.

5. Эффективность формирования культуры межнационального общения у учащихся возрастает при обращении учителей к опыту выдающихся народных педагогов, таких как JI. Н. Толстой, К. Д. Ушинский, И. Я. Яковлев и др., и его творческом использовании на уроках иностранного языка.

6. Педагогическими условиями эффективного формирования культуры межнационального общения являются построение системы формирования культуры межнационального общения на принципах этнокультурной толерантности, уважения к своеобразию и уникальности каждой культурыпридание коммуникативной и социокультурной направленности урокам иностранного языкавнедрение в учебно-воспитательный процесс факультативного курса «Английский язык и культура межнационального общения» — проведение занятий в диалоге культур англоговорящих стран, России, Чувашииэтнопедагогизация процесса обучения иностранному языкуиспользование текстового материала, имеющего воспитательную ценность с точки зрения формирования устойчивых взглядов и убеждений по вопросам культуры межнационального общенияорганизация речевой деятельности, обеспечивающей активное обсуждение и эмоциональное переживание учащимися межкультурных и межнациональных проблемиспользование воспитательного потенциала речевого этикета на иностранном языке, обеспечение единства обучения и воспитания, учебной и внеклассной работы, создание благоприятной морально-психологической обстановки, способствующей активности самих учащихся, их стремлению к общению.

7. Анкетирование и беседы с учителями в ряде средних общеобразовательных школ г. Чебоксары показали, что большую часть времени учителя отводят на решение учебных задач, воспитательным же задачам, в частности, воспитанию гуманности и этнокультурной толерантности, не уделяют должного внимания. Целенаправленная работа по формированию культуры межнационального общения практически не ведется, хотя учителями иностранных языков не отрицается важность и возможность такой работы в условиях школы.

8. Констатирующий эксперимент, проведенный в 10-классах трех средних общеобразовательных школ, выявил недостаточность и поверхностность коммуникативно-речевых и социокультурных знаний учащихся, слабое владение национально-культурной спецификой речевого и неречевого поведения в соотвтетствии с нормами, принятыми в иноязычной среде, неустойчивость соблюдения некоторыми учащимися основных коммуникативных принципов и правил. По результатам проведенных исследований многие респонденты обладали низким уровнем эмпатии. Были выявлены учащиеся, имеющие тенденции этноиндифферентности, этнонигилизма, этноэгоизма, и, следовательно, требующие определенной воспитательной работы по их коррекции.

9. Опытно-экспериментальная работа, проведенная на базе средних общеобразовательных школ г. Чебоксары, продемонстрировала значительное повышение уровня знаний, умений и навыков, состовляющих основу культуры межнационального общения у учащихся экспериментальной группы по сравнению с учащимися контрольной группы. Кроме того у учащихся экспериментальной группы повысился уровень эмпатии, снизились показатели этноиндифферентности, этнонигилизма и этноэгоизма, повысились показатели направленности эмоционально-оценочного компонента гетеростереотипов, у учащихся с этнонигилистическими тенденциями несколько повысились показатели автостереотипов, что свидетельствует о достижении определенных успехов в устранении интолерантных тенденций, зафиксированных на констатирующем этапе эксперимента у определенной части старшеклассников. Результаты опытно-экспериментальной работы в целом подтвердили эффективность выдвинутой гипотезы.

Настоящее исследование не претендует на исчерпывающее рассмотрение всех аспектов сложной и многоранной проблемы формирования культуры межнационального общения. На наш взгляд, перспективным направлением в плане совершенствования работы по формированию культуры межнационального общения, требующим специального исследования, является реализация межпредметных связей, в частности, создание и введение в учебную программу интегрированного курса по формированию культуры межнационального общения у учащихся на базе общегуманитарных учебных дисциплин. Более подробного изучения требуют возможности использования современных информационных технологий для повышения эффективности формирования культуры межнационального общения у учащихся.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. Г. Человек. Нация. Общество. М.: Политиздат, 1991. -222 с.
  2. Ю. П. Искусство воспитывать. М.: Просвещение, 1985. — 448 с.
  3. О. JI. Подготовка студентов педагогического колледжа к формированию культуры межнационального общения у детей дошкольного возраста: Дисс. канд. пед. наук. Чебоксары, 2002. — 209 с.
  4. . Г. Формирование культуры межнационального общения у младших школьников средствами музыки: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. -М., 2002−16 с.
  5. Ш. А. Размышления о гуманистической педагогике. М.: Амонашвили, 1996.-494 с.
  6. М. Ч. Формирование культуры межнационального общения в системе нравственно-патриотического и интернационального воспитания на уроках истории и во внеклассной работе. На примере школ Дагестана: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 1996 — 24 с.
  7. Г. М. Социальная психология. М.: Изд-во МГУ, 1988. — 432 с.
  8. В. И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. -2-е изд. Казань: Центр инновационных технологий, 2000. — 608 с.
  9. Английский язык: Учеб. для VI кл. шк. с углуб. изучением англ. яз. лицеев, гимназий, колледжей / О. В. Афанасьева, И. В. Михеева. 7-е изд., испр. -М.: Просвещение, 2003.-351 с.
  10. Английский язык: Учеб. для VII кл. шк. с углуб. изучением англ. яз., лицеев, гимназий, колледжей / О. В. Афанасьева, И. В. Михеева. 4-е изд., испр. -М.: Просвещение, 2003.-303 с.
  11. Английский язык. Fill my heart with song. Методические указания по использованию песен в обучении английскому языку / Сост. А. А. Пушкин, Т. А. Пушкина, Е. А. Тенякова. Чебоксары: Чуваш, гос. ун-т, 2005. — 20 с.
  12. Английский язык и культура межнационального общения. Программа и методические рекомендации факультативного курса / Сост. Е. А. Тенякова. -Чебоксары: Чувашгоспедуниверситет им. И. Я. Яковлева, 2005.-26 с.
  13. М.А. Использование воспитательного потенциала речевого этикета на иностранном языке // Иностранные языки в школе. 1991. — № 2. — С. 913.
  14. Г. А. Русский язык в чувашской школе: проблемы, поиски, опыт. — Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1990. 175 с.
  15. А. Ф., Леонович О. А. Новые материалы для чтения на английском языке: Учебное пособие для вузов. — М.: Книжный дом «Университет», 2000. На англ. яз. — 160 е.: ил.
  16. Л. М. Социально-этические проблемы теории личности. М.: Мысль, 1974 С. 221 с.
  17. Н. А. Общение школьников в многонациональной среде // Советская педагогика. 1991. — № 12. — С. 21−23.
  18. И. Н. Этнопсихологический аспект межличностных отношений в процессе воспитания: Учеб. пособие. Чебоксары: ЧГПИ, 1997. — 127 с.
  19. Ф. С. Общение народов и социальный прогресс. Вопросы теории и методологии. Кишинев, Штиинца, 1983. — 131 с.
  20. А. В. Психодиагностика способностей к общению, или как определить организационные и коммуникативные качества личности. — М.: Гуманистический изд. центр ВАА ДОС, 1999. 176 с.
  21. А. А. Культурология. Антропологические теории культур. М.: Российский государственный гуманистический университет, 1998.-241 с.
  22. Е. И. Принцип вежливости в вопросительных речевых актах // Иностранные языки в школе. 1990. — № 1. — С. 43 — 47.
  23. Н. А. Судьба России, самопознание. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.-541 с.
  24. JI. В. Формирование культуры межнационального общения у молодежи в 80-е годы: Автореф. дис.. канд. истор. наук. -М., 1991. -25 с.
  25. В. П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.- 190 с.
  26. В. С. Культура. Диалог культур. Опыт определения // Вопросы философии. 1989. — № 6. — С. 31 -42.
  27. В. С. Нравственность. Культура. Современность. М.: Знание, 1990. -63 с.
  28. У. Формирование национальной идентичности в условиях мультикультурализма: на примере Таджикистана // Полис. 2000. — № 2. -С. 156−160.
  29. А. А. Личность и общение: Избранные труды. М.: Педагогика, 1983.-272 с.
  30. Е. В. Культура и общество. — М.: Издательство МГУ, 1971. — 232 с.
  31. П. П. Компетентностно-деятельностный подход и модернизация содержания общего образования // Стандарты и мониторинг в образовании. — 2003. № 1.-С. 58−62.
  32. Ю. В. Очерки теории этноса. М.: Наука, 1984. — 230 с.
  33. Ю. В., Подольный Р. Г. Человечество это народы. — М.: Мысль, 1990.-391 с.
  34. В. И. Обряды вчера и сегодня. -М.: Наука, 1968. 199 с.
  35. JI. П. Человеческая деятельность и общение. М.: Мысль, 1978. -216 с.
  36. . В. Воспитание культуры общения школьников // Проблемы общения и воспитания. Тарту, 1974. — С. 138−149.
  37. Е. В. Интернациональное воспитание старшеклассников на традициях дружбы народов: Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1974. -24 с.
  38. Е. В. Воспитание у учащейся молодежи гуманности в сфере межнациональных отношений. Чебоксары, 1996. — 468 с.
  39. Т. Г. Формирование культуры межличностного общения младших школьников на традициях народного этикета якутов: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. — Чебоксары, 1991. — 31 с.
  40. Е. М., Костомаров В. Г. Язык и культура: лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного. М.: Русский язык, 1990. -246 с.
  41. В. А. Этнолингводидактика в условиях многоязычия и поликультурной среды // Иностранные языки в школе. 2003. — № 2. — С.26−29.
  42. Г. Н. Идеи межнационального сотрудничества и общественно-политической деятельности И. Я. Яковлева // Советская педагогика. — 1973. -№ 6. -С 12- 14.
  43. Г. Н. Этнопедагогика чувашей. -М.: Пресс-сервис, 1997.-441 с.
  44. Г. Н. Этнопедагогика. Программа спецкурса и методические материалы. М.: Изд-во УРАО, 2001. — 48 с.
  45. Г. Н. Этнопедагогизация целостного учебно-воспитательного процесса. М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2001. — 160 с.
  46. Г. Н. Педагогика любви. Избранные этнопедагогические сочинения: В 2 т. М.: Издательский дом МАГИСТР-ПРЕСС, 2002. — Т. 1. — 460 с.
  47. Г. Н. Педагогика любви. Избранные этнопедагогические сочинения: В 2 т. М.: Издательский дом МАГИСТР-ПРЕСС, 2002. — Т. 2. — 460 с.
  48. Вопросы контроля обученности учащихся иностранному языку: Метод, пособие / Под ред. А. А. Миролюбова. Обнинск: Титул, 2001. — 80 с.
  49. В. В. Лингвокультурология. М.: Изд-во РУДИ, 1997. — 186 с.
  50. Г. А. Развитие социокультурной компетенции будущих учителей иностранного языка // Иностранные языки в школе. — 2003. № 2. — С. 30 — 35.
  51. JI. С. Педагогическая психология. -М.: Педагогика-пресс, 1999. -534 с.
  52. М. Н. Понятие языковой компетенции в лингвистике и методике преподавания иностранных языков // Иностранные языки в школе. 1975. -№ 6.-С. 55−66.
  53. Гаазе-Рапопорт М. С. От амебы до робота: модели поведения. М.: Наука. Гл. ред. физ.- мат. лит., 1987. — 446 с.
  54. Гак В. Г. Языковые преобразования. М.: Школа «Языки русской культуры», 1998. — 768 с.
  55. Гасанов 3. Т. О психологии формирования общенациональных ценностей // Советская педагогика. 1991. — № 9. — С. 21−24.
  56. Гасанов 3. Т. Формирование культуры межнационального общения в многонациональном регионе // Педагогика. — 1994. № 5. — С. 11−16.
  57. Гасанов 3. Т. Национальные отношения и воспитание культуры межнационального общения // Педагогика. 1996. — № 6. — С. 51−57.
  58. Г. Д. Национальные образы мира: Курс лекций. М.: Изд. центр «Академия», 1988. — 432 с.
  59. Д. П. Общение и познание. М.: Мысль, 1985. — 201 с.
  60. Е. Г. Воспитание гуманности у старшеклассников в процессе обучения английскому языку. Дисс.. канд. пед. наук. Чебоксары, 2000. -218 с.
  61. JI. Н. Этносфера. История людей и история природы. М.: Экопрос, 1993.-576 с.
  62. JI. Н. Биография научной теории или автонекролог// Знамя. — 1988. -№ 4. С. 212.
  63. П. Б. Обучение ведению парного и группового диалога в школе // Иностранные языки в школе. 1973 — № 5. — С.53 — 62.
  64. М. В. Пособие по интонации английского языка. М.: Высш. школа, 1975. — 103 с.
  65. А. Компетенция и компетентность: сколько их у российского школьника // Народное образование. 2004. — № 4. — С. 136−144.
  66. Г. Г. Формирование готовности будущих учителей иностранного языка к межкультурной коммуникации: Дисс. .канд. пед. наук. -Магнитогорск, 2002. 177 с.
  67. Н. Коммунизм и развитие национальных отношений. М.: Мысль, 1964.-203 с.
  68. М. С. Введение в марксистско-ленинскую теорию наций. -Ашхабад-ылым, 1988. 255 с.
  69. А. Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1987. — 207 с.
  70. Л. М. Духовная общность народов СССР. Историко-социальный очерк межнациональных отношений. М.: Просвещение, 1981. — 263 с.
  71. JI. М. Национальное самосознание: база формирования и социально-культурные стимулы // Сов. этнография. 1985. — № 5. — С. 5−9.
  72. Н. В., Каспарова М. Г. Подготовка учебного текста для аудирования // Иностранные языки в школе. 1974. — № 2. — С. 40−47.
  73. Н. В. Роль дискурса в межкультурной коммуникации и методика формирования дискурсивной компетенции // Иностранные языки в школе. -2002.-№ 3.-С. 9−13.
  74. Ю. М., Петровская JI. А., Растянников Р. В. Диагностика и развитие компетентности в общении. Практическое пособие. М.: Изд-во Московского ун-та, 1990. — 104 с.
  75. Закон Российской Федерации «Об образовании» // Народная школа. 1992. -№ 2.-34 с.
  76. JI. Р. Формирование культуры межнационального общения в условиях роста национального самосознания (Методологический аспект): Автореф. дисс.. канд. философ, наук. М., 1991. — 24 с.
  77. А. Е. Иван Яковлевич Яковлев и современность. Чебоксары.: ЧГПИ им. И. Я. Яковлева, 1997. — 252 с.
  78. И. А. Психология обучения неродному языку. -М.: Рус. яз., 1989. -219 с.
  79. P. JI. Пословицы на занятиях по немецкому языку // Иностранные языки в школе. 1979. -№ 3. — С.49 —53.
  80. В. А. Германо-чувашская этническая педагогика (Исследование этнопедагогической теории и практики воспитывающего обучения немецкому языку в чувашской школе на основе анализа германских источников по чувашской культуре). — Чебоксары, 1998. 240 с.
  81. И. А. Факторы формирования иноязычной социокультурной компетенции будущего учителя: Дисс. .канд. пед. наук. — Воронеж, 2000. -162 с.
  82. И. А. Обучение межкультурной коммуникации будущих учителей иностранного языка. Дисс.. канд. пед. наук. Якутск, 2002. -149 с.
  83. С. Н. Диалог о культуре. Ленинград, 1987. — 205 с.
  84. И. А. Культура общения: опыт философско-методологического анализа. Воронеж: Издательство Воронежского университета, 1989. -169 с.
  85. Е. И. О проблемах воспитывающих и развивающих методов обучения иностранному языку // Иностранные языки в школе. 1990. — № 1. -С. 32−38.
  86. Т. Г. Интернациональное воспитание: перестройка форм и средств. Казань, 1990. — 213 с.
  87. Н. Б. Пути формирования лингвосоциокультурной компетенции в интенсивном курсе обучения иностранному языку: Автореф.. дисс канд. пед. наук. М., 1996. — 24 с.
  88. И. Я. Яковлев в воспоминаниях современников. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1968.- 150 с.
  89. М. С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. М.: Политиздат, 1988.— 315 с.
  90. Р. И. Формирование культуры межнационального общения в школах со смешанным национальным составом: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. -М., 2000.-22 с.
  91. О. М. Культура речевого общения: теория и практика обучения: Учебное пособие. М.: Флинта: Наука, 2001. — 496 с.
  92. А. С. Толерантность в контексте концепции «Культура мира» // Безопасность Евразии. Журнал высоких гуманитарных технологий. 2001. -№ 1.-С. 175−186.
  93. Т. В. Повышение эффективности обучения аудированию на уроках английского языка в VIII — XI классах // Иностранные языки в школе. — 1991. -№ 1.-С. 31−36.
  94. Е. В. Речевая коммуникация. Уч. пособие для ун-в и ин-в. М.: ПРИОР, 1998.-224 с.
  95. В. И., Шепелев Г. В. Национальный характер и проблемы его исследования // Советская этнография. — 1973. № 2. — С. 169−183.
  96. Коломинский Я. JL Психология общения. М.: Знание, 1974. — 95 с.
  97. Г. В. Лингвокоммуникативные аспекты речевого общения // Иностранные языки в школе. 1985. — № 1. — С. 10−14.
  98. Т. В., Григоренко Е. Л. Сравнение личностных особенностей российских и американских студентов // Вопросы психологии. 1995. — № 5. -С. 108−115.
  99. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Образовательное право. 2002. — № 10. — С. 3−5.
  100. Концепция национальной школы Чувашской Республики в современной системе обучения и воспитания // Чаваш ен. 2000. — № 6.
  101. С. И. Психологическая ориентация в этнопсихологии. Механизмы субъективации // Психологические механизмы регуляции социального поведения.- М.: Наука, 1979. С. 20−44.
  102. Краткий политический словарь / Абаренков В. П., Абова Т. Е. и др. М.: Политиздат, 1989. —623 с.
  103. В. Г., Саракуев Э. А. Введение в этнопсихологию. Учебно-методическое пособие для студентов. — М.: Институт практической психологии, 1996. 344 с.
  104. В. Г. Этническая психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. -М.: Издательский центр «Академия», 2002.-320 с.
  105. Культура русской речи. Учебник для вузов / Под ред. JI. К. Граудиной и Е. Н. Ширяева. М.: Норма — ИНФРА, 1999. — 560 с.
  106. Культурология: XX век. Энциклопедия. Т. 2. СПб.: Универсальная книга, 1998. — 446 с.
  107. Культура межнационального общения // Советская педагогика. 1991. — № 3.-С 3−25.
  108. Н. М. Социальная психология этнических миграций. М.: Институт этнологии и антропологии Российской академии наук, 1993. -195 с.
  109. И. Л. Проблемы формирования культуры межнационального общения в педагогической публицистике: Дисс.. канд. пед. наук. М., 1998.- 185 с.
  110. А. А. Слово о речевой деятельности. Некоторые проблемы общей теории речевой деятельности. М.: Наука, 1965. — 245 с.
  111. А. А. Педагогическое общение. М.: Знание, 1979. — 48 с.
  112. А. А. Мир человека и мир языка. М.: Дет. лит., 1984. — 126 с.
  113. А. А. Личность как этническая категория // Советская этнография. 1993. — № 3. -С. 35 — 44.
  114. А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. -304 с.
  115. В. П. Материалы для проведения урока по теме «Международный год культуры мира» // Иностранные языки в школе. 1999. — № 6 — С. 4853.
  116. М. И. Общение, личность и психика ребенка. Воронеж.: Ин-т практ. психологии ИПО МОДЭК, 1997. 383 с.
  117. . Т. Педагогика: Курс лекций / Учеб. пособие для студентов педагог. Учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК. 4-е изд., перераб и доп. — М.: Юрайт-Издат, 2003. — 607 с.
  118. . Ф. Категория общения и деятельности в психологии // Вопросы философии. 1979. — № 4. — С.34 — 47.
  119. С. В. Культурная антропология в России и на Западе: концептуальные различия // Общественные науки и современность. 1997. -№ 2. — С. 146−159.
  120. А. С. Соч. в 7 -ми томах, т. 5. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958. -564 с.
  121. В. Г. Формирование профессионально-творческой направленности личности учителя: Автореф. дис.. докт. пед. наук. -М., 1994. -35 с.
  122. О. Г. Сущность и содержание культурологического подхода к организации учебно-воспитательного процесса современной школы // Вестник ЧГПУ им. И. Я. Яковлева, 1998. № 1 (2). — С. 35−43.
  123. И. Ю. Сорокин Ю. А. Два способа оптимизации речевого воздействия в межкультурном общении // Речевое воздействие в сфере массовой коммуникации. М.: Наука, 1990. — С. 53 — 62.
  124. О. И. Творчество учителя на уроках английского языка: Из опыта работы. -М.: Просвещение, 1991. 63 с.
  125. А. А. Культуроведческая направленность в обучении иностранным языкам // Иностранные языки в школе. — 2001. № 5 — С. 1114.
  126. А. В. Общение как фактор воспитания школьников. — М.: Педагогика, 1984. 109 с.
  127. А. В. Социальная педагогика. М.: Академия, 2000. — 191 с.
  128. А. В. О коммуникативной культуре // Директор школы. 2003. -№ 6.-С. 37- 42.
  129. С. В. Интернационализм истинный, а не показной // Педагогика. 1991. -№ 12.-С.12- 18.
  130. Настольная книга преподавателя иностранных языков: Справ, пособие / Е. А. Маслыко и др. Минск.: Вышейшая школа, 1997. — 552 с.
  131. Национальная доктрина образования в Российской Федерации // Российская газета от 3 декабря 1999 г. С. 6−7.
  132. Национально-культурная специфика речевого общения народов СССР. — М.: Наука, 1982.-152 с.
  133. Немировская JI.3. Культурология. История и теория культуры: Учебное пособие.-М., 1991.-93 с.
  134. Е. М. Направленность личности и методы ее исследования: Учеб пособие. — М.: Издательство Московского психолого-социального института. Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004. — 192 с.
  135. Общение и оптимизация совместной деятельности / Под. ред. Г. М. Андреевой, Я. Яноушека. М.: Изд-во Московского университета, 1987. -301 с.
  136. В. В. Сакура и дуб: впечатления и размышления о японцах и англичанах. М.: Советская Россия, 1983 — 431 с.
  137. С. И. Словарь русского языка. — М.: Государственное издательство иностранных и национальных словарей, 1969. 900 с.
  138. О концепции национальной школы Чувашской Республики в современной системе обучения и воспитания // Народная школа. 2001. — № 1. — С. 1−5.
  139. И. А. Формирование лингвокультурологической компетенции в процессе обучения иностранным языкам // Иностранные языки в школе. -2004.-№ 5.-С. 28−31.
  140. И. В. Традиции в системе средств воспитания // Народная педагогика и современные проблемы воспитания, ч. 1. — Чебоксары: ЧГПИ, 1991.-С. 326−331.
  141. А. О компетенциях в сфере обучения // Народная школа. — 2001. № 5 — С. 27−31.
  142. Г. В. Этнотолерантность в мультикультурном регионе // Школьные технологии. -2003. № 3. -С. 217−221.
  143. . Д. Социально психологический климат коллектива. Пути и методы изучения. — Ленинград.: Наука, 1981.-191 с.
  144. Е. И. Программа-концепция коммуникативного иноязычного образования. -М.: Просвещение, 2000. 173 с.
  145. Педагогическая энциклопедия в 4-х томах. М.: Советская энциклопедия, 1964 -1968.
  146. Т. Н. Чувашская педагогика как факт мировой культуры. -Чебоксары: ЧГПИ, 1996. 128 с.
  147. Л. А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг.-М.:Изд-во МГУ, 1989.-216 с.
  148. А. И. Отражение мировоззрения народных масс в устном народном творчестве. Казань: Таткнигоиздат, 1966. — 42 с.
  149. В. П. Формирование культуры общения старшеклассников средствами социально-ориентирующей игры: Автореф. дисс. .канд. пед. наук, Новосибирск, 1995. — 22 с.
  150. А.В. О ситуативной адекватности в обучении речевой деятельности // Речевая ситуативность в преподавании в специальном языковом вузе. М.: ВИИЯ, 1973. — С. 91−94.
  151. Плюхина 3. А. Англичане говорят так: Учеб пособие. М.: Высш. шк., 1991.- 175 с.
  152. И. П. Педагогика: Учеб. для студентов высших пед. учеб. заведений. — М.: Просвещение: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 1996. 432 с.
  153. Е. Г., Панченко М. А. Использование мыслительных задач в качестве приема обучения аудированию на иностранном языке // Иностранные языки в школе. 1984. — № 2 — С. 24−28.
  154. Практическая методика обучения иностранному языку: Учеб. пособие / Я. М. Колкер, Е. С. Устинова, Т. М. Еналиева. — М.: Издательский центр «Академия», 2001.-264 с.
  155. Программы для общеобразовательных учреждений. Иностранные языки. Английский, немецкий, французский, испанский. 1−4 классы начальной школы общеобразовательных учреждений. 1−11 классы общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 1997. 175 с.
  156. В. Я. Фольклор и действительность. -М.: Наука, 1976. 325 с.
  157. Психология. Словарь / Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. -М.: Политиздат, 1990. 494 с.
  158. А. А. Коммуникативное измерение языковой личности в условиях межэтнического общения // Вместе в 21 век! Современная Чувашия и иностранные языки. Сборник научных трудов. Чебоксары: ЧГПУ им. И. Я. Яковлева, 2003. — С.117−120.
  159. А. Д. Национально-культурный аспект интеркоммуникации // Иностранные языки в школе. 1986. — № 5. — С.10.
  160. С. П. Принципы и пути развития психологии. М.: Изд-во акад. наук СССР, 1959. — 354 с.
  161. В. В. Культуроведение в системе современного языкового образования // Иностранные языки в школе. 2001. -№ 3. — С 17−23.
  162. В. А. Заметки о чувашах //Лик Чувашии. 1995. — № 4. — С. 109−102. № 5−6 С 224−235.
  163. И. И. Культура межнационального общения. Минск: Изд-во «Университетское», 1989. — 159 с.
  164. С. Б. Компетентностный подход как направление модернизации российского образования // Педагогическое образование и наука. 2004. -№ 1. — С. 32−35.
  165. И. М. Новый миллениум: роль и место иностранного языка в поликультурном социуме // Иностранные языки в школе. 2001. — № 1. — С 32−37.
  166. Л. Ю. Школьник, его развитие и воспитание: Учебное пособие. -Самара: СГПИ, 1991.-243 с.
  167. К., Когделл Р. Основы межкультурной коммуникации // Человек. -1992.-№ 5-С.100−107.
  168. Словарь употребительных английских пословиц / Сост. М. В. Буковская. -М.: Рус. яз., 1985.-232 с.
  169. Современный словарь иностранных слов: толкование, словоупотребление, словообразование, этимология / Л. М. Баш, А. В. Боброва и др. Издание 3-е, дополненное. М.: Цитадель-трейд, 2002. — 960 с.
  170. Э. В. Смысл и культура человеческого общения // Духовное становление человека. Л., 1972. — С. 38−55.
  171. В. В. Общепедагогические основы формирования коммуникативной культуры в системе непрерывного образования: Дисс.. докт. пед. наук. Н. Новгород, 1999. — 449 с.
  172. Ю. П. Общая педагогическая теория. Системное понимание педагогической действительности. М. — Белгород: БГУ, 1997. — 31 с.
  173. Г. У. Межэтническое общение: когнитивная структура этнического самосознания. // Познание и общение. М.: Наука, 1988. -С.111−125.
  174. Г. У. Психология межэтнической напряженности. М.: Смысл, 1998.-388 с.
  175. А. Д., Лебедева О. В. Национальная культура и подросток // Педагогика. 1993. — № 1. — 38−42
  176. Социальная психология / Под ред. П. Т. Предвечного, Ю. А. Шерковина. -М.: Политиздат, 1975. 319 с.
  177. П. В. Воспитание в духе толерантности // Классный руководитель. 2002. — № 2. — С. 18−20.
  178. Т. Г. Этнопсихология. М.: Ин-т психологии РАН «Академический проект», 1999. — 320 с.
  179. К. И. Воспитание культуры межнационального общения подростков в условиях сельской многонациональной школы Хакасии: Дисс. .канд. пед. наук. -М., 1995. 189 с.
  180. И. П. Личность как субъект языкового общения. //Личностные аспекты языкового общения. Межвуз. сб. науч. труд. Калинин: Калининск. гос. ун-т, 1989. С. 9−16.
  181. В. А. Сердце отдаю детям. Киев.: Радянська школа, 1969. -245 с.
  182. П. В. Язык и культура: в поисках нового направления в преподавании культуры страны изучаемого языка // Иностранные языки в школе.-2001.-№ 4.-С 12−14.
  183. Е. А. Ритуальное и ритуализованное поведение личности в структуре межэтнического общения // Научно-информационный вестник докторантов, аспирантов, студентов. № 1 (Том 2). — Чебоксары, 2003. -С. 76−82.
  184. Е. А. Ролевая игра как фактор формирования культуры межнационального общения // Вместе в 21 век! Современная Чувашия и иностранные языки. Сборник научных трудов. Чебоксары: ЧГПУ им. И. Я. Яковлева, 2003. — С. 138−142.
  185. Е. А. «Межнациональное» и «межэтническое» в общении социальных групп // Научно-информационный вестник докторантов, аспирантов, студентов. № 1(3), Том 2. — Чебоксары, 2004. — С. 170−175.
  186. Е. А. Универсальные и национально-специфические аспекты общения // Материалы Международной науч.-практ. конф. «Проблемы этнолингводидактики в поликультурной среде»: В 2 ч. Ч. 2. Чебоксары: Изд-во Чуваш ун-та, 2004. С.134−140.
  187. Е. А. Роль иностранного языка в формировании культуры межнационального общения у учащихся в условиях средней школы // Научно-информационный вестник докторантов, аспирантов, студентов. № 1(5). Т. 2. Чебоксары, 2005. — С. 135−140.
  188. Тер-Минасова С. Г. Язык и межкультурная коммуникация: Учебное пособие М.: Слово/Slovo, 2000.- 262 с.
  189. А. И. Нравственные основы общения. М.: Знание, 1979. — 61 с.
  190. А. К. Общественная психология и идеология. М.: Мысль, 1985. — 268 с.
  191. Уроки английского языка (Из опыта работы учителей английского языка 631 гимназии Приморского района г. Санкт-Петербург) // Науч. ред. Е. Б. Спасскаяю СПб: Каро, 2000. — 160 с.
  192. К. Д. Собр. соч. М-Л., 1949. Т.10. — 590 с.
  193. М. О. Обучение культуре общения на английском языке: Научно-теоретическое пособие. М.: Высшая школа, 1991. — 144 с.
  194. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (Ч. II). Среднее (полное) общее образование. Иностранный язык // Официальные документы в образовании. —2004. № 26. — С.43−57.
  195. У. Когда мы были детьми. Два века книжной иллюстрации для детей. М.: Советский художник, 1979. — 96 с.
  196. А. Я. Культура как фактор национальной безопасности // Общественные науки и современность. -1998. № 3. — С.181 — 187.
  197. Н. И. Речевой этикет и культура общения. М.: Высшая школа, 1989.- 160 с
  198. Н. И. Вы сказали: «Здравствуйте!» (Речевой этикет в нашем общении). М.: Знание, 1982. — 160 с.
  199. Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстримизма в Российском обществе (2001−2005). Постановление правительства РФ 25.08.01. № 629 // Официальные документы в образовании. 2001. — № 30. — с. 66−94.
  200. К. Н. Национальное самосознание и интернационалистское поведение. — Д.: Знание, 1989. 36 с.
  201. Я. И. Из истории педагогической мысли татарского народа. — Казань: Таткнигоиздат, 1967. 232 с.
  202. М. Г. Традиционная культура воспитания в деятельности этнопедагогических классов: Учебное пособие. -М.: Ассоциация «Народная педагогика», 1994. 110 с.
  203. М. Г. Этнопедагогическое образование учителей национальной школы: Монография. Чебоксары, 2004. — 330 с.
  204. И. Ф. Педагогика: Учеб. пособие. 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Гардарики, 2003. — 519 с.
  205. К. М. Культурология. Энциклопедический словарь. Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 1997. — 640 с.
  206. Чуваши: современные этнокультурные процессы. М.: Наука, 1988. -240 с.
  207. Чувашские пословицы, поговорки и загадки / Сост. Н. Р. Романов. — Чебоксары: Чув. госуд. изд-во, 1960. 359 с.
  208. Т. Социальная психология. Ростов-на-Дону.: Феникс, 1999. -544 с.
  209. JI. Б. Подготовка студентов педагогических вузов к межличностному общению со школьниками в многонациональных коллективах: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. -М., 1995. 15 с.
  210. С. Е. Понятие компетенции в контексте качества образования // Стандарты и мониторинг в образовании. 1999. -№ 2. — С.- 30−35.
  211. С. Е., Агапов И. Г. Компетентностный подход к образованию: прихоть или необходимость // Стандарты и мониторинг в образовании. — 2002. -№ 2. С.58−62.
  212. Шнекендорф 3. К. Воспитание юных интернационалистов. М.: Просвещение, 1974. — 176 с.
  213. Е.И. Культура межнационального общения и школа // Педагогика.- 1991. -№ 12.-С. 12−18.
  214. JI. В. Преподавание иностранного языка в средней школе. Общие вопросы методики. М.: Высш. шк., 1974. — 112 с.
  215. Д. Б. К проблеме периодизации детского развития // Вопросы психологии. — 1971. № 4.
  216. Этнопедагогика: социально-педагогические проблемы национального возрождения и современная школа: материалы научно-практическкой конференции. Чебоксары: ЧРИО, 1998. — 154 с.
  217. Этнопсихолингвистика /Сорокин Ю. А., Марковина И. Ю., Крюков А. Н. и др. Отв. ред. и авт. предисл. Ю. А. Сорокина. М.: Наука, 1988. 192 с.
  218. Этнопсихологический словарь / Под ред.Г. Н. Волкова, В. Г. Крысько. -М.: Моск. психол. соц. ин-т, 1999. 342 с.
  219. JI. С. Воспитание культуры межнационального общения у детей 5−8 лет в полиэтнической среде: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. -Якутск, 1998.-19 с.
  220. И. Я. Духовное завещание чувашскому народу. — Чебоксары.: ЧНИИ, 1992.-30 с.
  221. Y. W. (Ed) Conflict: Human Needs Theory: N. Y.: St. Martin’s Press, 1990.
  222. Cauthen N. R., Robinson A. E., Krauss H. H. Stereotypes: a review of the literature: 1926- 1968 // Journal of Social Psychology, 1971. № 84. — 103−125.
  223. Carols, J. Politics and Pedagogy: The Case of Bilingual Education // Harvard Educational Review. 1990. — Vol 60. -№ 3. — p. 341−356.
  224. Fiske S. Taylor Sh. Social Cognition. New York: Random House, 1984. -508 p.
  225. Gamble, Teri Kwal, Ganble Michael. Communication works. 3d Ed. Mc Grow-Hill, Inc., N.Y. et al. 1990. 495 p.
  226. Kroeber A. L. Kluckhohn CI. Culture: A Critical Review of Concepts and Definitions. N.Y., 1952.
  227. Leech G. N. Principles of Pragmatics. Longman. London and New York, 1986. -250 p.
  228. Levine R. A., Campbell D. T. Ethnocenrism. Theories of Conflict, Ethnic Attitudes and Group Behavior. N. Y. Wiley, 1972.
  229. Meyer, M. Developing Transcultural Competence: Case Studies of advanced Foreign Language Learnes // Buttjes, D., Byram, M (eds) Mediating Language and Cultures. -Clevedon: Multilingual Matters, Ltd., 1991. -p. 136−158.
  230. Principles and Types of Speech Communication / D. Ehninger, В. E. Gronbeck, et al / Scott, Foresman and Co London, 1986. 446 p.
  231. Robinson-Stuart, G. Second Culture Acquisition. Ethnography in the Foreign Language Classroom // The Modern Language Journal / -N. Y., 1996. Vol. 80. -No 4. P. 431−449.
  232. Seelye, N. Teaching Culture: Strategies for Foreign Language Educators. -Skokie: National Textbook Company, 1974. 188 p.
  233. Upshur, J. Cross-Cultural Testing: What to Test // Language Learning. 1996. -Vol. XXI. -No. 3,4 p. 183−196.
  234. Weirzbicka, Anna. Emotions across Languages and Cultures: Camridge University Press. Paris, 1999. 349 p.
  235. Yamamoto, Mosayo: Language Use in Interlingual Families: A Japanese-English Sociolinguistic Study. Clevedon: Multilingual Matters, Ltd., 2001. -Vol. 23.-p. 546−547.
Заполнить форму текущей работой